Граффити на атриуме: ARCHITIME.RU — ARTRIUM — , .
Стрит-арт в большом городе: во что превратили ТЦ «Атриум» уличные художники
Комсомольская правда
Результаты поиска
ОбществоО РАЗНОМ
Павел КЛОКОВ
25 января 2020 16:45
За семь месяцев желтое безвкусное здание преобразилось до неузнаваемости [фото]
Хмурую женщину, у которой правый глаз не видно из-за графики, изобразил известный во всем мире американец Тристан ИтонФото: Михаил ФРОЛОВ
Чем знаменит Курский вокзал?
Правильно, многим. Здесь, например, снимали сцены из фильма «Москва слезам не верит». Именно отсюда стартовал в свою беспримерную одиссею Веничка Ерофеев. Кроме этого, у него самые длинные платформы во всей стране, рассчитанные на тридцать два вагона. Но и это еще не все.
Отныне все пассажиры, которые приезжают в столицу и выходят в город, видят нечто невообразимоеФото: Михаил ФРОЛОВ
Отныне все пассажиры, которые приезжают в столицу и выходят в город, видят нечто невообразимое. А именно — торговый центр «Атриум». Его стены напоминают сегодня галерею современного искусства. Причем бесплатную и под открытым небом.
Вышел из Курского вокзала — и залипФото: Михаил ФРОЛОВ
Мало, кто знает, но авторы этих гигантских граффити — легенды мирового искусства. Шепард Фейри, Фелипе Пантоне, Тристан Итон, Бен Эйн, ПичиАво, Окуда Сан Мигель и многие другие. Для знающих людей — культовые имена.
Стены «Атриума» напоминают сегодня галерею современного искусства.Фото: Михаил ФРОЛОВ
— Получилось такое растянувшееся полотно необузданного художественного выражения, — говорят авторы проекта. — ТЦ стал основным местом уличного искусства Москвы, ежедневно собирая тысячи зрителей.
Мало, кто знает, но авторы этих гигантских граффити — легенды мирового искусстваФото: Михаил ФРОЛОВ
Шедевром со временем становится больше. Как со стороны вокзала, так и Садового кольца. Пожалуй, о каждом из них можно рассказывать часами. Как и о самих художниках.
Например, Бен Эйн, которого мы уже упомянули выше, долгое время был диссидентом.
И «портил» втихаря вагоны на железнодорожных вокзалах. Но потом его талант оценили по достоинству и теперь работами Бена гордятся во многих городах мира. В том числе, в Токио, Лос-Анджелесе, Лондоне. А теперь и в Москве. Где он выполнил две крупные надписи «Moscow» (на алом фоне).ТЦ стал основным местом уличного искусства МосквыФото: Михаил ФРОЛОВ
А помните хмурую женщину, у которой правый глаз не видно из-за графики, нанессеной сверху? Ее изобразил американец Тристан Итон, известный во всем мире. Причем не только как художник, но и как дизайнер детских игрушек. Некоторые из них выставляются в музеях.
Уникальный проект «Artrium» воплотился в жизнь при поддержке Департамента культуры МосквыФото: Михаил ФРОЛОВ
Центральный вход в ТЦ отдали в распоряжение другому мастеру Покрасу Лампасу, который работает в стиле каллиграффити. Нетрудно догадаться, что Покрас — это псевдоним. На самом деле художника зовут Арсений Пыженков. Он также автор некоторых работ на стенах «Красного Октября» в Москве и «Квадратного Колизея» в Риме.
Экскурсию можно продолжать еще долго.
Бросается в глаза и раздробленная геометрическая композиция, имеющая какой-то волшебный цветовой эффект. Особенно если смотреть издалека. Автор — аргентино-испанский художник Фелипе Пантоне, известный также под псевдонимом Pant1. Именно он украсил своими красками большой мост в Андалусии.
Мало кто знает, но в подземной парковке тоже есть рисункиФото: Михаил ФРОЛОВ
Мало кто знает, но в подземной парковке тоже есть рисунки. Например, знаменитые вампирчики Харифа Гузмана. Уличный псевдоним — Haculla. Он же популярный бренд одежды. Свои работы художник активно использует на футболках, рубашках, кепках и так далее, совмещая приятное с полезным. Точнее, с прибыльным. Фишка Харифа — использование в своих граффити фотоколлажа. Очень любит этот прием.
Вид с Садового кольцаФото: Михаил ФРОЛОВ
В общем, есть на что посмотреть. Вышел из Курского вокзала — и залип.
Остается добавить, что уникальный проект «Artrium» воплотился в жизнь при поддержке Департамента культуры Москвы. И, как подчеркивают авторы, наполняет городскую среду новыми художественными смыслами. Заставляют прохожего остановиться и задуматься. О себе. О мире. О других людях.
Вечерний «Атриум»Фото: Михаил ФРОЛОВ
Главный входФото: Михаил ФРОЛОВ
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www. kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Москва. Стрит-арт ТРЦ «Атриум»: cr2 — LiveJournal
Ох, как же я долго собирался поснимать разрисованный «Атриум» у Курского вокзала! Даже уже как-то собрался, но узнал, что ещё не все художники прибыли, будет продолжение и вообще всё только началось)Посмотреть тут точно есть что. Пару лет назад этот торгово-развлекательный центр (увы, по архитектуре сильно никакой, настоящая «лужковщина») начали разукрашивать своими работами известнейшие уличные художники планеты! Было много иностранных авторов. Настоящий праздник стрит-арта! В целом проект называется «ARTRIUM», а фасад здания стал огромнейшим арт-объектом и полотном для реализации всевозможных идей.
Не так давно всё закончилось, и теперь «Атриум» сильно выделяется в лучшую сторону по сравнению с другими тц. Давайте поглядим, что тут есть. Я вышел из метро «Курская»-синяя и пошёл по часовой стрелке вокруг здания.
1. С уничтожением многих работ, оставшихся в Москве с периода всевозможных фестивалей стрит-арта и расцвета его культуры в 2011-15 годах, на «Атриуме», пожалуй, осталась единственная и самая масштабная московская галерея уличных художников-иностранцев. Огромный респект организаторам!
Это творчество испанца Okuda, его яркий и фирменный стиль. Перелив цвета и танец фантазии
2. Стеночка, смотрящая на Курский вокзал. Тут работы появились одними из первых.
«Звезда» — это рисунок от Drew Merritt (США), справа потрудился американец Rabi. По центру выполнил работу их соотечественник Tristan Eaton при помощи ещё одного гражданина США Rage Johnson.
Космический триптих! Масштабно, ярко, здорово!
3. Одна из самых любимых мною местных работ — 3D-геометрия, «мистический портал в другой мир», волшебная иллюзия от мастера 1010. 1010 (Тен Тен) — это ник немецкого стрит-арт художника родом из Польши. 1010 его впервые назвал один фотограф, выложивший работы художника в инет и так подписавший их. Идея зашла)
4. Французский дуэт из Бордо MonkeyBird Crew создал огромную работу, похожую на средневековые гравюры и вид фантастического города одновременно. Герои и жители его — обезьяны, различные птицы и животные, но встречаются и люди. Не могу не дать ссылку на инсту ребят: https://www.instagram.com/monkeybirdcrew. Это потрясно! География работ по всему миру, а на фотки можно залипнуть надолго.
Уже публикуя этот материал, я подумал, что неплохо было бы более детально показать эту работу. Ну, благо ехать всего лишь на «Курскую», а не в Антарктиду, всегда можно исправиться).
Дуэт состоит из Blow (птица) и Temor (обезьяна). Оба они олицетворяют 2 облика современного человечества: обезьяна — реалист, а птица — мечтатель.
Работа на «Атриуме» посвящена ремесленникам, строителям и архитекторам — прошлым жителям Басманного района Москвы (где расположен «Атриум») и его богатой истории
5. Узнаваемые персонажи от Haculla (Harif Guzman, Венесуэла и США). По сравнению с другими рисунками на этой стене они просто пиксельная пиксельность)
6.
7. Приезжали к «Атриуму» и южноамериканцы! Чилиец Inti создал прекраснейший 37-метровый мурал. Изображает он безымянную героиню, называется «Работница» и посвящён важной роли женщин в социальных изменениях, переменах и становлениях 19-20-х веков.
К визиту в Россию автор очень сильно готовился. Изучал культуру, промыслы, искусство. А после возвращения домой сразу же начал писать копию этой картины для будущей сольной выставки
8. Девушка Faith57, выросшая в ЮАР и переехавшая в США, создала на «Атриуме» вот такой потрясающий портрет
9. «Огромная татуировка» от одного из «отцов» мирового стрит-арта WK (США/Франция). Автор знаменит своими чёрно-белыми динамичными работами, полными всевозможных эмоций и драйва.Называется произведение «4реасе» («За мир»)
10. Вот и дошли до конца стенки, смотрящей на Курский вокзал. Заворачиваем к выходу со станции «Чкаловская», идём к Садовому кольцу.
Немец Bond Truluv (Германия), отлично дружащий и со всевозможными геометрическими фигурами в творчестве, и со шрифтами, которые он может «написать» тоже не просто линиями и буквами, но и различными овалами, квадратами и ромбами, посвятил свою работу Тетрису — игре, которая появилась в России.
6 дней труда, помощь от брата и команды «Атриума». В итоге у автора получилась самая высокая работа за всё его творчество, а также по его же словам «самая сложная для него»
11. Обходим дальше и выходим к фасаду, смотрящему на Садовое кольцо.
Внизу — небольшие геометрические фигурки из Тетриса и шары от англичанина Fanakapan, работающего в творчестве с подобными предметами, и работу которого на «Флаконе» я недавно показывал.
Выше, надпись «Москва», — от его близкого друга и соотечественника Ben Eine. Многие города мира украшают его слова, представленные в подобном шрифте
12. Башенку тоже сделали уже знакомые нам американцы Tristan Eaton и Rage Johnson
13. У входа потрудился в своём стиле российский художник Покрас Лампас. Лучше смотреть с другой стороны Садового, но из-за метели в этот раз я вдаваться в детали не стал. Как-нибудь покажу подробнее
14. Следующий угол — просто фантастика! Испанцы Pichi и Avo его преобразили из серости в новую московскую достопримечательность! Подобные работы с гигантами, божествами или ангелами можно встретить по всему миру
15. Работа называется «Древняя Греция». А ещё авторы почти всегда с античными сюжетами рисуют «флопы» — быстрые надписи и рисуночки
16.
17. И закончим работой испанца Felipe Pantone. Тоже его стиль, присутствие цветов спектра, геометрии, переливов, изогнутых и прямых линий
Вот мы и сделали полный круг вокруг «Атриума», полюбовались работами мировых мастеров стрит-арта. Классно вышло! Ещё раз спасибо тем, кто придумал такой суперский проект и воплотил его в жизнь. Москва стала круче! Теперь у «Атриума» можно надолго задерживаться, открывая всё новые и новые детали работ, получая яркие и позитивные эмоции, добавляя для себя почву для новых рассуждений, мыслей и философских выводов.
Фреска в атриуме: Столовая штата Северная Каролина
Фреска в атриуме (первоначально College Union Mural) была завершена в 1954 году адъюнкт-профессором дизайна и ветераном Второй мировой войны Мануэлем Бромбергом. Первая в своем роде фреска была заказана Джерри Эрдалом в надежде создать разговорную часть для студентов из разных областей обучения.
Дизайн работы включает в себя более 50 различных элементов науки, математики и дизайна (подробности в конце этой статьи). Бромберг сотрудничал с профессорами в кампусе, а также со студентами, чтобы использовать уникальные символы из учебников, досок и бумаг. Перед нанесением последнего слоя штукатурки Бромберг открыл множество учебников и предложил учащимся вырезать любой символ, который они смогут найти в учебниках, на стене с помощью открывашки для пивных банок. 53-1954.
Мануэль Бромберг, создатель гипсовой росписи в крыле Erdahl-Cloyd библиотеки штата Северная Каролина на холме, является известным международным художником.
В возрасте 23 лет Бромберг был награжден тремя проектами почтовых отделений на 48-м государственном конкурсе настенной росписи Федеральной комиссии по изобразительному искусству. Его отмеченные наградами зарисовки были воспроизведены в журнале Life Magazine в 1940 году.43 в качестве одного из трех официальных военных художников Европейского театра военных действий США, которые отправились на действующий театр военных действий и получили там графическую запись войны. В 1944 году он получил награду за Легион гения и художника и продемонстрировал необычайное мужество и инициативу как солдат, добровольно рискуя под огнем, чтобы должным образом изобразить нашу армию в действии. Сегодня его военные рисунки и картины находятся в важных коллекциях, включая Смитсоновский институт, Музей Вест-Пойнт, Библиотеку Рузвельта и Мемориальный музей битвы за Нормандию во Франции.
После войны Бромберг получил престижную стипендию Гуггенхайма. В 1949 году в качестве адъюнкт-профессора дизайна он пришел в Школу дизайна Университета штата Северная Каролина, чтобы преподавать живопись, рисунок и базовый дизайн. В то время Школа дизайна проектировалась в мейнстрим современного движения в архитектуре. Лучшие ученики лучших школ приезжали учиться на факультет международного влияния, в который входили Джордж Мацумото, Мэтью Новицки, Терри Во, Эдуардо Каталано, Джеймс Фитцгиббон и Дункан Стюарт. Даже Мис ван дер Роэ и Ээро Сааринен слышали о репутации школы и пришли проверить ее. Фрэнк Ллойд Райт выступал в качестве приглашенного лектора; Бакминстер Фуллер был преподавателем, одновременно работая над своим геодезическим куполом. Школа дизайна Северной Каролины привлекала людей, которые должны были стать восходящими звездами модернистского движения.
Именно в этот захватывающий период влияния школы за пределами Северной Каролины к Бромбергу обратились с просьбой разработать фреску в новом здании архитектора Уильяма Дитрика на территории кампуса, Студенческого союза. Джордж Мацумото, руководитель отдела интерьеров, и Джерри Эрдал, первый директор Студенческого союза, наняли Бромберга для создания фрески на 40-футовой стене в кафетерии. В качестве места сбора студентов разных дисциплин Эрдал хотел, чтобы фреска стала предметом разговора среди студентов.
Решение Бромберга по запросу клиента отражает гениальность художника и возмутительный подход к тому, что никогда раньше не удавалось. Он решил создать стену, богатую нетрадиционными символами и каракулями, которые представляли все основные области исследований в Университете штата Северная Каролина. Он начал с посещения множества рисунков на доске в классах профессоров и с изучения учебников в поисках необычных символов.
Затем Бромберг построил макет стены в заброшенном инженерном здании на территории кампуса, где он создал мультяшный рисунок (7 футов в высоту и 40 футов в длину). Его рисование символов и каракулей вызвало большой энтузиазм у клиента. Однако все изменилось, когда художник посетил готовую площадку: пропорции росписи казались неправильными для 80-футовой комнаты. Сама стена была не оштукатурена, и поэтому Бромберг из любопытства зашел на верхний этаж здания, где работали штукатуры. Среда с ее тактильными качествами привлекла его внимание. Ничего не зная о штукатурке, он попросил образцы акустической и настенной штукатурки и, вернувшись на свое рабочее место, начал экспериментировать. Случай предоставил еще один элемент. Там, в уборной помещения, Бромберг обнаружил коробки с сухим пигментом, который самопроизвольно смешался с гипсом. В момент чистого эксперимента он оторвался от своего первоначального средства для росписи, живописи, и решил сделать гипсовую фреску, идущую от пола до потолка.
Бромберг благодарит клиента за слепую веру в непроверенную идею и согласие с ней. Он заявляет: «Эрдал сильно рисковал». В качестве неизведанного средства для росписи художник действовал на основе полных догадок и новаторской смелости. Сколько пигмента можно добавить в гипс, не нарушая целостности гипса? Не треснет ли стена, когда она будет завершена? (Примечание: после того, как здание осело, противоположная стена в столовой треснула, и ее пришлось переделывать; стена Бромберга не треснула. )
На месте и под руководством Бромберга штукатуры нанесли первый слой серого, чтобы закрепить штукатурку. Затем последовала толстая коричневая штукатурка. Когда был нанесен следующий слой белого цвета, получился красивый оттенок креветок. В других областях Бромберг использовал черную штукатурку. Каждый слой наносился шпателем толщиной 1/4 дюйма, напоминая коллаж.
Следующим этапом было нанесение символов и каракулей. Сосредоточившись на придании стене случайного качества (которое мы сегодня знаем как граффити), Бромберг создал множество резких диаграмм, органических форм, а также микроскопических и макроскопических элементов. Для рукописных знаков разного размера и формы он собрал образцы как у профессоров, так и у студентов. Он даже создал арт-хэппенинг на месте с участием группы студентов-архитекторов из школы дизайна. Пока последний слой штукатурки еще не застыл, Бромберг раздал учебники из разных отделов, открывалки для пивных банок и дал им инструкции: в любом месте на стене можно выбрать символ из учебника и вырезать его на стене.
На заключительном этапе Бромберг и его ассистент Лигон Флинн работали с прямым вырезанием трех слоев цветной штукатурки. Создавая структурные подразделения, Бромберг срезал кирками большую часть стены. Опять же, это были чистые догадки и незавершенная работа, когда он вычитал области и добавлял новые слои. Под внешним слоем штукатурки спрятаны потерянные сокровища; например, Десять Заповедей (на иврите) и схема магнитного поля.
Бромберг вернулся в штат Северная Каролина в 1998 году, чтобы помочь своей дочери сохранить фреску в ее нынешнем состоянии.
Гипсовая фреска, завершенная в 1954 году, была первой в своем роде. Подобно тому, как школа дизайна в 1950-х годах зарекомендовала себя как предшественник модернизма в архитектуре, фреска Бромберга предвосхитила целое движение в искусстве. Его уникальное видение создало среду, никогда ранее не испытанную. Он взял богатство знаний своего времени и повесил на стену их универсальные символы. И он отказался от резкой живописи в пользу органичного выражения: слои пластов в потрескавшейся земле. При просмотре его фрески вспоминаются стены пещеры Ласко с их великолепными цветами и текстурами. В свое время Бромберг тоже осмелился создать то, чего не хватает.
В конце 1990-х Государственный центр визуальных искусств Северной Каролины дал разрешение на обновление фрески, которое было выполнено под руководством дочери художника Тины. Создавая фреску, Бромберг думал, что будущие студенты, вероятно, добавят свои собственные граффити. Поэтому удаление граффити было минимальным. Первостепенной задачей была попытка восстановить контраст цветов, созданный художником в 1954 году. Годы накопления никотина и излишки пожелтевшего шеллака притупили первоначальный блеск росписи. После того, как стена была очищена, сам Бромберг вернулся к работе вместе со своей дочерью, чтобы сохранить фреску и ее новую красоту.
Чтобы узнать больше о Мануэле Бромберге, посетите сайт www.manuelbromberg.com.
Риттер, Даниэль «Не рисуй на моей стене» — Атриум
Скачать PDF
Abstract
За последние несколько лет уличное искусство переживает стремительный рост популярности и изобилия. В настоящее время существует очень мало правовой доктрины, устанавливающей права собственности на объекты уличного искусства. В этой статье исследуется разница между граффити и уличным искусством и затрагиваются проблемы интеллектуальной собственности, прежде чем углубляться в текущее состояние прав на физическую собственность. Я предлагаю юридическую доктрину справедливого раздела и объясняю некоторые нюансы и проблемы, связанные как с этим подходом, так и с юридическим отношением к уличному искусству в целом.
«Рабский труд» Бански
Введение
Однажды майским утром несколько лет назад жители лондонского района Харинги проснулись и увидели новое граффити на стене местного дисконтного магазина. Однако он отличался от остальных — не бирка, а портрет мальчика за швейной машинкой, нарисованный по трафарету знаменитым уличным художником Бэнкси. Репортер CNN Брэд Лендон написал, что многие жители восприняли это как «комментарий о потогонном труде, что-то, что задело за живое в рабочем районе». «Рабский труд», как стала известна работа, в последующие месяцы стал популярной достопримечательностью, заставив жителей полюбить ее. Один житель сказал Би-би-си, что «это представляет собой борьбу сообщества в целом», а другой написал, что это «привлекло столь необходимое положительное внимание к Вуд Грин вместо того, чтобы часто распространять уродливый образ» (Лэндон). Однако в феврале следующего года блогер Майкл Чжан написал, что работа была «резко вырезана из стены». . . для того, чтобы «сохранить» произведение». Через несколько недель работа Бэнкси, известная как «Рабский труд», была продана с аукциона за 1,1 миллиона долларов (Kopstein). Жители были возмущены и расстроены, но мало что могли сделать. Ведь, как сказал дилер аукциона, «работа была нарисована на частной стене, а владелец частной стены может делать со своей стеной все, что захочет» (Чжан).
Продажа «Рабского труда» состоялась, но не обошлось без обсуждения в широкой арт-сообществе. В его основе был спор о том, как обращаться с уличным искусством, смесью граффити, традиционного галерейного искусства и публичного выражения. Случаи граффити в прошлом часто были банальными, с зацикленными тегами, явно снижающими стоимость недвижимости. Стрит-арт — это другой зверь. Это становится все более важной формой политического и социального самовыражения, и мало кто отрицает художественные способности Бэнкси и Шепарда Фейри. Но с другой стороны, это явно противозаконно — работа, нарисованная на общественной или частной стене без разрешения владельца. В то время как права интеллектуальной собственности художников защищены законом об авторском праве, спор о «рабском труде» высветил разнообразие мнений по поводу прав на физическую собственность. Кто может претендовать на это произведение искусства? Является ли это просто спором между художником и владельцем собственности, или следует также учитывать требования общества и правительства? Этот спор осложняется отсутствием юридически закрепленного определения того, что представляет собой уличное искусство. По мере роста популярности и изобилия уличного искусства необходимо ответить на эти вопросы, чтобы обеспечить справедливые и структурированные средства разрешения конфликтов по поводу вновь созданных произведений.
В данной статье эти вопросы рассматриваются с научной и юридической точек зрения, принимая во внимание популярные случаи. Я начну с краткого описания уличного искусства и его отличия от граффити, чтобы лучше информировать о правах собственности. Далее я кратко коснусь защиты авторских прав на интеллектуальную собственность артиста, прежде чем перейти к обсуждению текущего состояния прав на физическую собственность. Наконец, я обрисую возможное решение вопросов, связанных с правами собственности, и коснусь некоторых проблем, связанных с его реализацией. Когда дело доходит до уличного искусства, многие принимают законы о собственности за чистую монету — вы, уличный художник, незаконно нарисовали мою стену, и теперь права на это физическое произведение принадлежат мне. В то время как некоторые утверждают, что владелец собственности должен обладать единоличными правами, я предлагаю, чтобы суды выносили решения по делам на основе доктрины справедливого решения, принимая во внимание претензии всех вовлеченных сторон.
Уличное искусство, определение
Обсуждение прав на физическую собственность, предоставляемых произведением уличного искусства, будет неполным без определения того, что представляет собой такое произведение. Тони Чакал, доктор философии. кандидат в Университете Джорджии, дает отличное определение в Журнале эстетики и художественной критики , которое дополняет классификацию уличного искусства профессора Нью-Йоркского университета Николаса Риггла. Чакал определяет уличное искусство как «форму искусства, которая влечет за собой создание публичных работ, включающих улицу физически и по своему значению», и подчеркивает два момента: «уличное искусство должно быть на улице» и что «незаконность — это прототипическая и парадигматическая черта» ( 359). Далее он пишет, что эта незаконность формирует «материальность» произведений искусства, частью которой является их «эфемерность: художник признает, что произведения могут быть недолговечными, если их снимают, уничтожают, закрашивают или присваивают чужому произведению». ). Это, вероятно, заставляет многих думать, что право собственности на произведение искусства должно автоматически переходить к владельцу собственности, поскольку художник признал, что создает что-то одновременно незаконное и эфемерное. Я считаю, что это веский аргумент, и он заслуживает рассмотрения при принятии любого решения. Однако другие факторы показывают, что предоставление права собственности только владельцу собственности было бы чрезмерным упрощением.
Уличное искусство легко спутать с граффити. Рассмотрим более широкое определение граффити. Британские ученые Алан М. Форстер, Саманта Веттезе-Форстер и Джон Борланд Форстер недавно опубликовали статью о культурном значении исторических граффити, определив такую работу как «надписанные или нанесенные на поверхность средства массовой информации, формирующие письмо или иллюстрацию, созданные без явно выраженного или подразумеваемого согласия». (62). Уличное искусство по номиналу явно подходит под это определение. Тем не менее, я считаю, что все же есть заметное различие. Уличное искусство обычно имеет гораздо более высокое качество, чем ваш заурядный тэг или блокбастер. Это, в сочетании с особым посланием, которое пытаются донести уличные художники, делает произведение искусства более позитивным, часто принося пользу обществу. Прекрасным примером этого является реакция местных жителей на удаление «Рабского труда», как и широко распространенная популярность трафарета Шепарда Фейри с изображением молодого Барака Обамы со словом «Надежда», написанным под ним. Сравните это с отношением граффити к теории разбитых окон, криминологической теории, которая связывает «беспорядки и грубость в сообществе с последующими случаями серьезных преступлений» (Макки). Это не значит, что у уличного искусства нет недостатков — некоторые считают, что уличное искусство, которое повышает осведомленность о джентрификации, на самом деле способствует джентрификации района, делая его модным и популярным (Арландис). Но в целом уличное искусство можно отличить от граффити своим положительным влиянием на общество (или отсутствием явного отрицательного воздействия).
Возможно, лучшим тестом для разграничения граффити и уличного искусства является дело Верховного суда о порнографии. Якобеллис против Огайо (1964) был связан с иском против театра за показ фильма, содержащего сексуальные сцены, которые некоторые сочли непристойными. В своем решении судья Поттер Стюарт сказал: «Я узнаю это, когда увижу». Никогда не будет четкой границы между граффити и уличным искусством из-за их природы. Использование теста Поттера (руководствуясь предложенным выше определением уличного искусства) было бы лучше, чем пытаться загнать уличное искусство в строгие рамки. Кто-то может возразить, что судьи, естественно, придерживаются мнения о самом акте покраски здания (будь то граффити или искусство) и в результате выносят более или менее строгие решения. Однако общее мнение судьи, скорее всего, будет формироваться сообществом, в котором он или она работает, а также будет отражать ценности сообщества и то, чего они хотят.
Краткая заметка о правах на интеллектуальную собственность
Так же, как и конфликты из-за прав на физическую собственность, дела об интеллектуальной собственности все еще решаются в судах и на улицах. Однако эта борьба исходит из необходимого переходного периода, когда уличное искусство становится все более распространенным явлением в обществе. Юридически уличные художники имеют такую же защиту, как и более традиционные художники. Калифорнийский юрист Кристофер Гаддини недавно отметил, что «закон об авторском праве нейтрален в отношении законности того, как произведение было создано». Британские законы об авторском праве делают аналогичный случай. Джессика Бент, партнер юридической фирмы Royds Withy King, пишет, что «первая владелица «художественного произведения»… . . всегда будет творцом или художником». Бент пишет, что в соответствии с законодательством США эта защита авторских прав гарантирует, что владелец имеет право воспроизводить, производить производные и публично демонстрировать работу, защищенную авторским правом (Бент). Это довольно стандартные права, которыми обладают все артисты. Однако чрезвычайно публичный характер уличного искусства ставит под сомнение степень, в которой эти права могут быть обеспечены.
В то время как все выставленные произведения искусства можно считать по крайней мере полуобщественными, уличное искусство более публично, чем скульптура в музее. Музей или галерея могут взимать плату за вход и ограничивать фотографирование, если хотят, но почти невозможно ввести это в действие для произведения искусства, нанесенного по трафарету на городское здание. Обычно это означает, что публика имеет почти неограниченный доступ к работе, что позволяет им свободно фотографировать. Для большинства людей публикации фотографии работы Бэнкси в Instagram недостаточно, чтобы навлечь на себя неприятности. Британский закон (и аналогичные законы в Соединенных Штатах) охватывают «копирование в целях« критики или обзора »», а также «случайное включение» (Бент). Однако художники юридически защищены от более предприимчивых членов общества. В 2013 году Бэнкси сообщил, что киоск, борющийся за продажу трафаретных полотен, на самом деле был создан им самим для продажи оригиналов Бэнкси, а не копий. Неделю спустя New York Post сообщила, что ловкий бизнесмен устроил стенд с рекламой полностью поддельных принтов, заявив: «Все 40 распроданы за один час. Включая ценник» (MacIntosh). Лично я помню, как несколько лет назад гулял по улицам Флоренции во время школьной поездки и видел стенды, украшенные поддельными репродукциями работ L’arte Sa Nuotare и Exit/Enter, двух известных флорентийских уличных художников. Эти незаконные операции, как правило, прекращаются (или, по крайней мере, ограничиваются их возможности), но иногда уличные художники не решаются обращаться в суд с самыми вопиющими преступниками из-за боязни раскрыть свою истинную личность и поставить под угрозу их способность создавать произведения искусства. Предстоит еще многое сделать, чтобы артисты получили причитающуюся им защиту, но пока в законе четко не указано, какой защиты они заслуживают.
Текущее положение дел
Решения, касающиеся права собственности на уличное произведение искусства, могут стать весьма спорными. Это связано с большим разнообразием субъектов, которые имеют законные претензии. Как правило, битва происходит между художником и владельцем недвижимости. Встать на сторону художника — значит игнорировать незаконный аспект рисования на чьей-либо собственности, в то время как встать на сторону владельца собственности лишает художника прав на созданное им произведение. Часто соседи, общество в целом и правительство также заинтересованы в этом вопросе. Поскольку уличное искусство все чаще становится объектом уголовных и гражданских исков, большинство решений приводит к тому, что один участник получает полную собственность. В случае с «Рабским трудом» это право собственности перешло к владельцу здания, который решил продать произведение с аукциона. Важно помнить, что большинство уличных произведений искусства не передаются в суд, поскольку многие художники уступают право собственности владельцу собственности, но в тех случаях, когда дело доходит до суда, решение часто принимается в пользу владельца собственности.
До сих пор дела об интеллектуальной собственности преобладали над судебными делами по предметам уличного искусства, оставляя лишь несколько тематических исследований в области реальной физической собственности для изучения. Тем не менее, работа Бэнкси была вовлечена в несколько споров, включая «Рабский труд» и другую работу под названием «Мобильные любовники», которую местный клуб мальчиков хотел продать с аукциона, чтобы собрать средства для клуба. Город возражал, желая оставить работу в сообществе, но в конечном итоге вмешался сам Бэнкси, дав клубу разрешение продать работу с аукциона (что город затем принял) (Salib 229).3). Несмотря на то, что в истории не было дел о правах на физическую собственность, возникшие споры показывают, что нет четкой правовой доктрины в отношении физической собственности на уличное искусство.
«Мобильные любовники» Бански
Изменения в правовой доктрине
Предложенные параметры стрит-арта подчеркивают его незаконный характер. Г-н Чакал отметил, что «художник совершает незаконные действия и, следовательно, не имеет претензий в отношении произведения», что часто означает, что художник не будет подавать в суд из соображений личной свободы (364). Питер Салиб, студент юридического факультета Чикагского университета, пишет в The University of Chicago Law Review , что это приводит к большинству споров, «[возникающих] между искателями уличного искусства и владельцами собственности, на которой найдено произведение искусства» (2295). Модификацию этого можно увидеть в случаях как «Рабского труда», так и «Мобильных любовников», где нашедший эквивалентен сообществу в целом. Если уличный художник решит обратиться в суд, это может привести к множеству конкурирующих претензий на право собственности. Таким образом, важно создать правовую доктрину, которая сопоставляет конкурирующие претензии друг с другом, чтобы определить самое справедливое (если не самое равное или удовлетворительное) решение.
Прежде чем предложить юридический подход, я хотел бы воспользоваться моментом, чтобы вкратце рассмотреть возможные претензии по делу. Ранее я коснулся спора между художником и собственником недвижимости. Этот спор можно резюмировать как спор между незаконностью рисования на чужой собственности и личным характером создания произведения искусства. Однако художник и владелец недвижимости не всегда являются единственными претендентами. Уличное искусство часто играет одну из двух ролей в сообществе: оно может повысить ценность сообщества или уменьшить ее. Рассмотрим одну потенциально сложную ситуацию. Всего несколько месяцев назад культуролог Мик Хартли написал, что в Брюсселе «на стенах столицы появились гигантские рисунки пенисов и сексуальных сцен». Если владельцу здания понравятся эти работы (возможно, они являются комментарием к району красных фонарей) и он решит оставить их, что делать сообществу? Важно иметь работающий подход, который тщательно анализирует все возможные претензии, без рефлекторной реакции. Требования сообщества могут также распространяться за пределы района, в котором находится произведение. Писатель Джонатан Летем вводит понятие «монополии на использование» в Экстаз влияния , эссе о плагиате. Он пишет, что «грабительское расширение монопольных прав всегда противоречило общественным интересам» (Lethem 64). В то время как большинство претензий вращаются вокруг явных положительных и отрицательных сторон, вероятно, будут дела, сосредоточенные на философском вкладе работы в общество.
После рассмотрения ряда возможных рекомендаций я считаю, что предложение г-на Салиба о справедливом подходе к уличному искусству будет работать лучше всего. Справедливое разделение «относится к способности суда разделить права собственности на один объект собственности между теми, у кого есть конкурирующие требования [права собственности]» (Salib 2305). Салиб отмечает, что справедливое разделение является чрезвычайно гибким, и пишет, что «оно может определять права собственности в различных контекстах и распределять эти права с учетом любого соответствующего фактора» (2306). Это вполне сработает для уличного искусства, так как различные интересы ряда актеров должны быть справедливо уравнены. Критики утверждают, что такой подход увеличит субъективность каждого решения (поскольку судья должен, так сказать, принять решение между яблоками и апельсинами). Это очевидное следствие, но использование единого подхода на самом деле привело бы к большей согласованности решений. Любые субъективные различия будут быстро нормализованы, поскольку судьи научатся выбирать между конкурирующими, несопоставимыми требованиями.
Прочие проблемы
Хотя наиболее громкие дела, связанные с уличным искусством, обычно касаются лишь нескольких самых плодовитых и известных уличных художников, важно помнить, что споры бывают самых разных форм и размеров. Крайне важно относиться к каждому делу одинаково, будь то вопрос на миллион долларов или на сто долларов. Последовательное и справедливое применение законов и правовых прецедентов обеспечивает справедливое и надлежащее решение всех дел. Низкопрофильные корпуса не должны быть просто «проштампованы» через систему. Во-вторых, важно помнить, что отношение к тому, как разделить права между владельцем собственности, художником и другими, часто сводится к личным предпочтениям или, по крайней мере, косвенно. Новые законы и правовые прецеденты должны быть простыми, применимыми к большинству случаев и максимально объективными. Хотя некоторая субъективность остается необходимой в любом решении (например, при принятии решения о том, следует ли рассматривать произведение как уличное искусство или граффити), ее следует по возможности ограничивать. Эта проблема частично решается ответственностью судьи перед ценностями своего сообщества. В либеральной юрисдикции, скорее всего, будет более либеральный судья, а это означает, что любые субъективные решения, принимаемые этим судьей, скорее всего, будут отражать интересы сообщества. Это поднимает важный вопрос: идентичные дела, рассматриваемые в разных сообществах, скорее всего, окажутся разными при подходе к справедливому разделению. Это следует рассматривать как преимущество системы, поскольку она учитывает нормы сообщества, а не занимает жесткую позицию по каждому делу.
Кроме того, некоторые утверждают, что справедливое разделение может привести к злоупотреблениям со стороны уличного художника. Допустим, художник решает нанести трафарет на дорожный знак в Нью-Джерси в качестве комментария к скандалу с закрытием переулка в Форт-Ли, а позже подает заявку на право оставить работу там. Возможно, сообщество согласится. Тем не менее, правительство подаст иск о том, что это отвлекает водителей, что приведет к тому, что судья, скорее всего, вынесет решение в их пользу, а не слепо встанет на сторону художника. Также важно помнить, что справедливый раздел не освобождает артистов от уголовных дел. Даже если справедливое разделение приведет к распространению уличного искусства в обществе, любой рост будет частично сдерживаться существующими уголовными санкциями.
Заключение
По мере того, как социальные сети меняют наше видение мира, меняются и формы художественного самовыражения. Стрит-арт в последнее время стал свидетелем роста популярности, известности и изобилия в нашем обществе, и с каждым месяцем он становится все более популярным. Таким образом, необходимо с самого начала определить, как определить право собственности на каждое произведение уличного искусства. Недавние социальные и политические движения показали, что люди во всем мире стремятся выразить себя новыми и мощными способами, и уличное искусство может стать таким выходом. Страстные речи на ступенях Мемориала Линкольна могут произносить лишь немногие, а один-единственный твит часто теряется среди миллиардов. Но трафаретом могут орудовать все. Цитируя Бэнкси: «Говори тихо, но носи с собой большую банку краски».
Процитированные работы
Арландис, Фанни. «Извращенное влияние уличного искусства на джентрификацию района». World Crunch , www. worldcrunch.com/culture-society/the-perverse-effect-of-street-art-on-neighborhood-gentrification/c3s10800. По состоянию на 4 декабря 2016 г.
Бент, Джессика. «Фрески Бэнкси — кто владелец авторских прав?» Royds Withy King Solicitor s, www.roydswithyking.com/banksy-murals-whos-the-copyright-owner/. По состоянию на 17 ноября 2016 г.
Чакал, ТОНИ. «О материальности и значении: условие незаконности в уличном искусстве». Журнал эстетики и искусствоведения , том. 74, нет. 4, 2016 г., стр. 359–370. Proquest Central , dx.doi.org.proxyau.wrlc.org/10.1111/jaac.12325.
Форстер, Алан М., Саманта Веттезе-Форстер и Джон Борланд. «Оценка культурного значения исторических граффити». Структурное обследование , том. 30, нет. 1, 2012 г., стр. 43–64. Proquest Central , dx.doi.org.proxyau.wrlc.org/10.1108/02630801211226637.
Гаддини, Кристоффер. «Руководство городского художника по интеллектуальной собственности». Ссылка на ссылку , 21 сентября 2015 г. , www.linkedin.com/pulse/urban-artists-guide-intellectual-property-christoffer-gaddini. По состоянию на 17 ноября 2016 г.
Хартли, Мик. «Неуместное уличное искусство». Мик Хартли: политика и культура , mickhartley.typepad.com/blog/2016/09/inСоответствующий-стрит-арт. По состоянию на 5 декабря 2016 г.
Копштейн, Джошуа. «Пропавшая фреска Бэнкси «Рабский труд» продана за 1,1 миллиона долларов на частном аукционе». The Verge , 3 июня 2013 г., www.theverge.com/2013/6/3/4391522/missing-banksy-slave-labour-mural-sold-at-private-auction.
Лендон, Брэд. «Роспись Бэнкси, оторванная от стены, выставлена на аукцион». CNN , 22 февраля 2013 г., http://www.cnn.com/2013/02/22/world/europe/street-art-auction/index.html.
Летем, Джонатан. «Экстаз влияния». Harper’s Magazine , февраль 2007 г., стр. 59–71, https://harpers.org/archive/2007/02/the-ecstasy-of-influence/.
Макинтош, Джин. «Подделки Бэнкси раскупаются там, где оригинал провалился».