И мода: Экономика и мода • Arzamas

Содержание

Экономика и мода • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсИстория дендизмаЛекцииМатериалы

Историк Андрей Исэров — о массовой текстильной промышленности, хлопке, готовом платье и черном цвете, о том, почему перемены коснулись денди меньше прочих, а также о выпускных фотографиях Оксфорда и смерти дендизма

Подготовил Серафим Ореханов

Технологическая революция XIX века и одежда

Текстильная промышленность — это первое современное машинное производство, выпускающее массовый товар. Возникнув на севере Англии в конце XVIII века, она долго не уступала своего первенства в хозяйстве и обществе. Так, в 1911 году из чуть более чем 36 миллионов жителей Англии и Уэльса на текстильных фабриках работали более одного миллиона человек (для сравнения: больше двух миллионов были домашней прислугой, на шахтах были заняты миллион человек, в строительстве — 946 тысяч).

Хлопкоочистительная машина Илая Уитни
© Wikimedia Commons

Важнейшим сырьем для производства ткани становится хлопок, объем производства которого вырос в десятки раз после того, как в 1792 году коннектикутец Илай Уитни изобрел хлопкоочистительную машину, механизировавшую процесс очистки хлопковой ваты от семян. В XVIII веке, до промышленной и транспортной революции, хлопковые ткани считались в Европе роскошью, а в 1914 году они уже составляли 47,6 % всего потребления промышленно изготовленного текстиля в Европе и 60 % — в мире.

Реклама сменных манжет и воротничков Fiberloid. Начало XX века © New York Public Library

Последствия текстильной революции радикально изменили жизнь низов, а не верхов британского общества: в результате текстильная промышленность ушла от уникальности средневекового ремесла, создав стандартные ткани, из которых шьется современная одежда. Уходит традиционная крестьянская и городская одежда, фасон которой почти не менялся веками.

Стандартизация тканей и урбанизация (в 1800 году в Европе в городах с населением свыше 10 тысяч человек жили 8–9 % населения, а в 1900 году — 25 %) создали современное отношение к одежде: меняющаяся едва ли не каждый сезон мода распространяется сверху вниз, доходя до самых небольших городков и даже деревни. Все шире распространяются журналы мод. Постепенно фасоны, которые носят верхи, средние слои и городские низы, сближаются. Яркий пример — сменные детали одежды. Если ты жил в конце XIX века и не мог себе позволить огромное количество рубашек, можно было купить сменные манжеты и воротнички. Так мелкие конторщики за счет подобных уловок могут носить одежду такого же покроя, как лорды, просто из более дешевой ткани. Собственно, так же устроена массовая мода и сегодня.

С внедрением в жизнь промышленного текстиля в городе, а затем и деревне больше никогда не ткали дома. Все больше людей стали покупать готовую ткань и шить — самостоятельно или у портного. Готовое платье — еще более позднее явление, возникшее (если не вспоминать военную форму) в самом конце XIX века. В Соединенных Штатах появились каталоги готового платья: зажиточные фермеры — а таких было много — могли позволить себе купить своим женам и дочерям что-то «городское». Заказываешь в каталоге одежду, отсылаешь свою мерку, по ней шьется платье и приходит почтой. В каком-то смысле интернет — это как раз возвращение торговли по каталогам.

Современные магазины одежды получили широкое распространение только после Первой мировой войны. И уже только во второй половине XX века дома моды начали выпускать готовую одежду (prêt-à-porter) для высших слоев.

Промышленная революция и черный цвет

В середине XIX века в индустриальных обществах все больше и больше людей вовлекаются в новый тип повседневной жизни. Раньше в городе все члены семьи работали наравне в ремесленной или торговой лавке и жили в том же доме. Теперь же все больше отцов семейства на весь день уходят на работу, а жены исполняют долг хранительницы очага, обеспечивают семейное счастье и отдых мужьям, которые борются в этом тяжелом мире.

В XVIII веке мужчины и женщины одевались одинаково пестро — еще вопрос, кто пестрее. В следующем столетии в городах, в средних и высших слоях общества в первую очередь, новое понимание гендерных ролей породило образ мужчины, одетого в строгий черный костюм: человек не должен выглядеть ярко, как франтоватые павлины XVIII века. Черный цвет становится символом викторианской дисциплины.

Может показаться, что популярность черного цвета в целом могла иметь отношение к моде на романтический байронизм. Но, во-первых, в романтическом костюме черного меньше, чем в классической мужской тройке, — речь идет только о черном фраке. Во-вторых, за ним стоит совершенно другая символика: трагизм, отрешенность от жизни, особый мир, куда закрыт доступ профану.

Экономические изменения и дендизм

Денди эти изменения затронули в меньшей степени, поскольку они были связаны со стандартизацией, а дендизм подразумевает уникальность. Дендизм не передавался вниз по социальной иерархии: это была замкнутая культура, куда вход открывало в первую очередь происхождение. Попытки ее копировать всегда выглядели комично (вспомним персонажей Диккенса).

В каком-то смысле дендизм жил параллельно другим культурным процессам. В английской культуре XIX–XX веков было немало течений, которые не имели никакого отношения к дендизму: Уильяма Морриса и прерафаэлитов, со свойственным им воспеванием доиндустриального мастерства, интересом к природным формам, денди не назовешь. То же самое относится к культуре британских частных школ или, например, армии: подчеркнутое внимание к одежде там носило совсем другой смысл, было связано скорее с внутренней дисциплиной. Герои Редьярда Киплинга или Джозефа Конрада могут быть прекрасно одеты, но они не денди. А денди как раз должен нарушать правила, прекрасно их зная и глубоко понимая. Дендизм всегда подразумевает некое исключение из правил. Эта сознательная небезупречность свойственна, например, героям Оскара Уайльда, Ивлина Во, Пэлема Вудхауза.

Смерть дендизма

Есть один интересный момент: если сравнить выпускные фотографии Оксфорда, Кембриджа (да и Университета Сент-Эндрюс и Тринити-колледжа) 70-х годов прошлого века и последних лет, то сразу видна разница.

Семидесятые — это ребята с длинными волосами, неформально выглядящие, почти хиппи. Они смеялись над старыми университетскими традициями. Сейчас же это обязательные пиджаки, галстуки и строгие туфли. Сегодняшние студенты старинных британских университетов тщательно следят за соблюдением традиций, которые восходят к началу XX века, а то и более раннему времени. На эту тему издаются пособия. Многие современные студенты в Великобритании — сознательно или нет — подражают героям «Дживса и Вустера». Но это, конечно, жизнь после смерти: понятно, что внутреннее содержание дендизма выхолощено полностью, осталось только внешнее.

Студенты Итона на празднике. 1932 год © Wikimedia Commons

О смерти дендизма говорит и то, что стиль «настоящего британского университета» давно покинул его пределы и как раз распространился на другие социальные слои и страны. А ведь настоящий дендизм не должен стремиться к экспансии. Это всегда был замкнутый круг, вход в который не покупался за деньги, как покупается образование в Кембридже в наши дни.

Даже то обстоятельство, что правила, которым следовали и которые сознательно нарушали денди belle époque, сегодня записываются, говорит о том, что они мертвы. Это как дуэльные кодексы в России, которые начали издавать в начале XX века, когда культура дуэлей уже давно ушла в прошлое, а попытки ее возродить выглядели бессмысленно (купринский «Поединок»). Пушкину не нужен был дуэльный кодекс, как героям Ивлина Во не нужны были писаные рекомендации по составлению гардероба.

 

Андрей Исэров — кандидат исторических наук, преподаватель школы исторических наук Высшей школы экономики. Автор книги «США и борьба Латинской Америки за независимость, 1815–1830».

 

Теги

Мода
Англия
XVIII век
XIX век

Новый курсИстория сексуальности (18+)

Как были устроены сексуальные отношения в разных эпохах и культурах — от Древней Месопотамии до СССР

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

13 минут

1/5

«Великий мужской отказ»

Какую революцию произвел Джордж Браммел и в чем состоят основные правила денди

Читает Ольга Вайнштейн

Какую революцию произвел Джордж Браммел и в чем состоят основные правила денди

16 минут

2/5

Шейный платок как сфера самовыражения

Как выделяться, не привлекая внимания, и зачем нужны переодевания

Читает Ольга Вайнштейн

Как выделяться, не привлекая внимания, и зачем нужны переодевания

17 минут

3/5

Правила фланирования

Зачем нужны праздные прогулки и какое отношение они имеют к дендизму

Читает Ольга Вайнштейн

Зачем нужны праздные прогулки и какое отношение они имеют к дендизму

13 минут

4/5

Секрет теплой харизмы

Как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты

Читает Ольга Вайнштейн

Как граф д’Орсе завоевал всеобщую любовь и как этим воспользовались коммерсанты

13 минут

5/5

Тайна зеленой гвоздики

Как денди нашли себе место в обществе потребления и кто экспортировал английский дендизм в Америку

Читает Ольга Вайнштейн

Как денди нашли себе место в обществе потребления и кто экспортировал английский дендизм в Америку

Материалы

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

История тройки

Появление главного мужского костюма и его всемирное историческое значение

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Ольга Вайнштейн: «Мода — это подвижная граница культуры»

Экономика и мода

Как промышленная революция повлияла на одежду англичан

Что читать о культуре одежды

Людмила Алябьева выбрала несколько книг, с которых лучше начинать занятия историей и теорией моды

Коко Шанель и мужской дендизм

360 слов о том, как Коко Шанель помогла женщине стать денди

Автомобильная мода

Шлемы, очки-консервы, пыльники, краги и другие наряды первых автомобилистов

Как одевались первые спортсменки

Юбки на катках, корсеты на велосипедах, блумеры с шароварами и эволюция купальника

Жизнь Бо Браммела в анекдотах

Молочные ванны, парик в сахарной пудре и другие истории о великом денди

5 песен группы The Beau Brummels

Почему в 1960-х годах американская группа взяла себе имя британского денди

Анекдоты о графе Монтескью

Переписка с Прустом, ночной горшок Наполеона, инкрустированная черепаха и другие истории

Пять музыкальных сочинений о денди

Две оперетты, пьеса, песня и вокально-инструментальный цикл, герои которых названы словом «денди»

Уличная жизнь Парижа в XIX веке

Золотая молодежь, зеваки и омнибусы на улицах французской столицы до революции Османа

10 историй из жизни Бальзака

Нищета, роман в письмах, прятки с кредиторами, мнимое безумие и фиктивный Рафаэль

Жизнь и характер д’Орсе в анекдотах

Обходительность, популярность, находчивость и широта души любимого денди Великобритании

Анекдоты об Оскаре Уайльде

Мнимые или действительные высказывания знаменитого писателя и денди

История моды в карикатурах

Эволюция европейских фасонов с XVIII до начала XX века

Кто такие Кардиган, Макинтош и Френч

Истории десяти предметов одежды и тканей, названных в честь разных выдающихся людей

Автор «Шерлока Холмса» о дендизме

Джордж Браммел и другие светские львы в описании Артура Конан Дойла

Пять денди из России

Наряды и выходки российских щеголей, франтов и теоретиков светского образа жизни

Первый модный журнал в России

Платья в перьях в Берлине, мопсы в Гамбурге и букли в Санкт-Петербурге

Секреты хорошей походки

Оноре де Бальзак учит приемам, которых следует придерживаться при ходьбе

Министерство дурацких походок

Трагикомичный скетч группы «Монти Пайтон» о том, как важно следить за своей походкой

Игра в денди в Нью‑Йорке 1980‑х

Ольга Свиблова — о художниках МакДермотте и МакГафе

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2022. Все права защищены

Что сделать, чтобы не потерять подписку после ухода Visa и Mastercard из России? Инструкция здесь

NFT и мода

T

МОДА•ИНДУСТРИЯ

Текст: НАСТЯ СОТНИК

Весной 2021-го мода совершила первые попытки входа в мир NFT. Тогда на волне общего хайпа Кейт Мосс выпустила серию роликов вместе с коллективом Moments in Time Collective, а бывший арт-директор Chanel Эрик Пфундер превратил в NFT серию фотографий Карла Лагерфельда, которую унаследовал. Прошел год и стремление моды в новые миры уже не кажется таким хаотичным — Dress-X запустили первый NFT-маркетплейс, нас уже не удивляют NFT-коллекции брендов, и индустрия даже обзавелась собственной неделей моды в метавселенной. Настя Сотник вместо отпуска отправилась в путешествие по digital-мирам и рассказывает, какие перспективы они открывают для модного рынка (в том числе и труда).

Соблазана бороздить в космическом корабле просторы вселенной у меня не было никогда, и даже к метавселенной я, начитавшись наших материалов, относилась с опаской. Какие еще новые технологии в моде, тут бы в кройке и шитье до конца разобраться. Но прогресс неумолим, и пока я боюсь запутаться в цепях блокчейна, модные бренды уже выпускают NFT-коллекции, открывают шоу-румы и магазины в виртуальном пространстве и даже начинают принимать оплату в криптовалюте. Креативный продюсер и автор канала про культуру блокчейна BCC Blockchain Culture Егор Лапшов успокаивает меня тем, что будущее и так давно наступило: «Огромный процент людей уже живет в цифровом мире гораздо больше, чем в реальном. Бабушки, например, целыми днями смотрят телевизор. Мы все сидим в соцсетях. NFT и метавселенные просто позволяют привнести более честные условия в искусство, социальные сети, моду и другие сферы. Все социальные сети в какой-то момент станут метавселенными». Смирившись с неизбежным, я пошла щупать одну из самых доступных метавселенных, Spatial.

Внутри все как в примитивной компьютерной игре. «Добро пожаловать», разноцветные кружочки и квадратики, почему-то виртуальная бутылка шампанского посередине экрана. Стрелочками на клавиатуре можно передвигаться, буквами — реагировать на что-либо. Делаем аватара — девчонку с коричневыми волосами в худи моего любимого травянисто-зеленого цвета — и отправляемся гулять. Разгуляться есть где: в метавселенной уже построили парк, кафе, несколько галерей, в одной из которых, например, проходит NFT-аукцион работ в поддержку Украины. Зашла куда-то под названием Preston & Harrison Atelier в надежде, что это что-то про моду, но нет — очередная галерея NFT-искусства. В общем, в Spatial больше всего мне понравилось создавать аватара — впрочем, в компьютерных играх я, справедливости ради, тоже редко заходила дальше этого этапа.

Стоит учесть, что метавселенных много, так что, возможно, мне просто не повезло с точкой входа. «Одна из немногих работающих метавселенных Somnium Space — правда, чтобы полностью ею пользоваться, нужны виртуальные очки. Еще одна перспективная метавселенная — Sandbox, ее запустят в 2023-м, но недавно была временная альфа-версия. Все остальное по большей части паразитирование на популярном термине», — рассказывает Егор Лапшов. В Sandbox, кстати, планируют осесть Gucci: здесь готовится NFT-концепт-стор на базе платформы Gucci Vault, которую бренд запустил осенью 2021-го. Однако, по мнению Егора, единственной метавселенной, которая пока действительно популяризирует цифровую моду, стала Decentraland. В марте здесь даже состоялась первая неделя моды в метавселенной, одним из глобальных партнеров которой стали DKNY. Участие приняли Philipp Plein, а еще Tommy Hilfiger, Paco Rabanne, Dolce & Gabbana, Etro, Charles & Keith и Privé Porter, а также бренды Web 3.0, например, DeadFellaz, The Sevens, 8SIAN, Fang Gang и The Mortiverse.

Что это такое? Казалось бы, логичное продолжение пандемийных онлайн-показов и попыток брендов поработать с виртуальной одеждой. Кстати, небезуспешных, например, Jonathan Simkhai симпатично интегрировались в метапространство игры Second Life во время недели моды в Нью-Йорке — да, это местами вызывает недоумение, но точно интригует. Но на Metaverse Fashion Week почти не было показов: бренды просто устроили поп-апы, где показывали специальные NFT-продукты и NFT-бирки для вещей материальных. Учитывая, что в основном к проекту подключились, скажем так, взрослые бренды, которым, очевидно, необходимо внимание молодой аудитории, вроде Etro и D&G, в основном их изыскания в метавселенной выглядели как иллюстрация известного мема Hi, Fellow Kids. Но были и зрелищные проекты. Тут всех обогнал, отдадим должное, Филипп Пляйн, который, чувствуя себя как дома, специально к неделе моды построил небоскреб Plein Plaza, где открыл Музей искусств NFT (M.O.N.A) и представил коллекцию из семи цифровых вещей для цифровых аватаров.

Интересно выступили и бренды, давно специализирующиеся на digital-одежде, например, Auroboros, которые подготовили перформанс с Grimes. «Это один из редких брендов, который заморочился и сделал полноценное шоу. А большая претензия к неделе моды со стороны зрителей была как раз в том, что и сама по себе неделя, и „показы“ марок выглядели халтурно», — говорит Елизавета Копытлянка, редактор телеграм-канала NFT Bastards. Неподготовленному пользователю еще и попросту сложно воспринимать метавселенные — они долго прогружаются и вообще не очень подвижно работают. «Понятное дело, что тут большая проблема в оптимизации: когда много людей онлайн, система начинает виснуть. Вообще, первые метавселенные стоит сравнивать с примитивными играми, например, Minecraft. У этой игры до сих пор есть разные проблемы, от багов до графики — странно было бы, если бы метавселенные работали как по нотам. Думаю, нужно минимум год-два для того, чтобы метавселенные заработали так, как надо», — добавляет Копытлянка.

3D-дизайнер и fashion-tech-консультант Снежана Падерина, в отличие от Филиппа Пляйна, не успела обзавестись землей в Decentraland, но активно за ней следит и в том числе посетила неделю моды в метавселенной. Медленная работа и «пиксельность» этого мира ее не смутила, поскольку она была готова к такому, но, по ее мнению, есть куда более серьезная проблема. «Чего я опасаюсь как заинтересованная сторона: метавселенные так быстро превратились в глобальный тренд, что само понятие рискует стать „затасканным“ еще до того, как это станет чем-то крутым. При том, что вокруг метавселенных много шума, контента и людей непосредственно внутри них все еще не очень много. Уже через дня три после недели моды в Децентраленде было пусто и на местах так называемых поп-апов стояли значки с надписью „на продаже“. Меня это смущает, потому что непонятно, как в таком случае прогнозировать тенденции рынка», — говорит она.

Впрочем, основная тенденция предельно проста и не имеет к моде прямого отношения. Где криптовалюта, там деньги. В «коинах» можно сомневаться, можно не понимать, как они работают, но спорить с тем, что самая известная криптовалюта — биткоин — за последние 5 лет вырос в стоимости в 10 раз (даже с учетом весеннего падения), невозможно. Многие криптоэнтузиасты сказочно разбогатели за считаные годы. Не удивительно, что BoF назвали участников криптосообщества одними из главных потребителей самой дорогой моды прямо сейчас. «Мы работаем с магическими интернет-деньгами, поэтому думаю, что наша склонность тратить большие суммы денег на случайные, бесполезные вещи, которые больше развлекают и в значительной степени непрактичны и бесполезны, намного выше. Потому что мы не обращаемся с нашими деньгами так, как люди в других отраслях», — подтверждала эту гипотезу Мельтем Демирорс, криптоинвестор и стратегический директор компании по управлению цифровыми активами CoinShares. 

Богатая и еще не слишком искушенная аудитория — вот она, мечта Филиппа Пляйна. Неудивительно, что работать на новом для индустрии рынке он начал активнее остальных, запустив концепт-стор NFT-искусства в Лондоне и в Web 3.0 одновременно, NFT-коллекцию и даже купив кусочек земли в метавселенной Decentraland за 1,4 миллиона долларов.

Бренды постарше и посолиднее решили, что криптовалюту надо не тратить, а зарабатывать. Сперва принадлежащий концерну Kering бренд Gucci сообщил, что до конца мая начнет принимать к оплате криптовалюту в пяти американских городах (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Майами, Атланта и Лос-Анджелес), а летом охватит криптопродажами всю страну. 20 мая и конгломерат LVMH заявил, что теперь криптовалютой можно будет платить за часы TAG Heuer и вообще марка планирует стать флагманом на данном рынке. Ответ Kering не заставил себя ждать — уже через пару дней сообщили, что оплату в криптовалюте будут принимать и Balenciaga. Пока речь идет только о покупках в США, но в скором времени оплату криптовалютой планируют внедрить по всему миру. И если план сработает, то, вероятно, следом все захотят повторить и блокчейн-успехи Dolce & Gabbana, которые в сентябре 2021 года выпустили и полностью распродали NFT-коллекцию Collezione Genesi. За девять платьев бренд получил 1885 эфириумов (примерно $5,65 млн), установив рекорд модных брендов по NFT-продажам. Стоит, впрочем, учесть, что каждый покупатель, кроме самого токена, получил костюм, сшитый по его меркам, и доступ на кутюрные шоу Dolce & Gabbana в течение года. Неплохой способ и заработать, и привлечь новую аудиторию. Тем более что, по данным отчета State of Fashion: Technology, рынок NFT взлетел в период с 2018 по 2021 год с $41 миллиона до $24,9 миллиарда.

Gucci, Nike, Dolce & Gabbana не так уж и рискуют, заходя в эти богатые воды, а вот независимым дизайнерам и маркам с инвестициями стоит быть осторожнее. «Чтобы дизайнеру войти в метавселенную, нужен бизнес-план. Прежде всего потому, что стоимость размещения одного предмета одежды туда, исходя из тех предложений, которые я рассматривала, — от $1,5 тысячи. Это серьезное вложение», — объясняет Снежана Падерина. Просто сделать свой NFT-продукт тоже недостаточно. Одни из участников The Blue Store, бренд KAZAKI, попробовали зайти таким путем в мир NFT. Прошлым летом они сделали NFT-косуху с граффити о ментальном здоровье. Подразумевалось, что при покупке этого NFT на аукционе человек мог получить не только digital-косуху, но и физическую копию — казалось бы, классная история, но марке она ничего не принесла. «Размещение на платформе мне обошлось примерно в $90. Оплатить можно было только в криптовалюте, и если криптокошелек создать просто, то найти человека, который мог бы обменять криптовалюту на обычные деньги, сложнее. В итоге помогли знакомые знакомых с эфирами. При загрузке NFT на платформу у меня был выбор — либо публикация с фиксированной ценой, либо публикация с аукционом. Насмотревшись интернет-уроков в YouTube, я решила для первого раза остановиться на трехдневном аукционе. Косуху никто не покупал, так как она не выходила в топ и, соответственно, публикацию никто не видел, так что мы довольно быстро в итоге ее просто сняли с продажи», — рассказывает соосновательница марки Алина Казакевич. 

По ее опыту, чтобы проект был успешным, необходима компетентная команда — заниматься NFT по остаточному принципу — бессмысленно. Основатель маркетингового агентства DEPARTÁMENT, которое сейчас активно работает с NFT и метавселенными, в том числе и в коммуникациях с модными брендами, считает, что главными людьми в такой команде должны быть тренд-аналитики. «Каждый день мы видим высокую степень волатильности рынка криптовалют, на котором во многом основывается вся NFT-история. Конечно, для бренда есть определенный риск захода на эту территорию, потому что ты можешь продать за условные 100 единиц криптовалюты свою вещь, а через пару дней криптовалюта упадет в два-три раза, и эта вещь сама по себе на рынке обесценится. В то время как ты вроде бы все красиво придумал, завернул и подал. Это повлечет еще и определенный brand-damage. Поэтому самое важное — это трендвотчинг и стратегия, чтобы спланировать свои ходы», — говорит он. Кроме того, необходимы прикладные специалисты для реализации всех идей. «Это специалисты по 3D-моделированию, 3D-дизайнеры, арт-директора и, понятное дело, IT-специалисты, которые при необходимости помогут сделать смарт-контракт либо смоделировать ту или иную вещь», — объясняет Недостоев. Именно поэтому DEPARTÁMENT открыли внутри агентства архитектурное бюро для метавселенных, специалисты которого проектируют виртуальные галереи, бутики и другие форматы для брендов и частных коллекционеров. А также запускают проект Creative Universe, exchange-биржу для специалистов креативных индустрий, где специалисты смогут продавать свои услуги, а креаторы — продукты.

Молодые бренды, очевидно, не могут позволить себе ни собственную NFT-команду, ни услуги внешних агентств, поэтому ищут коллективные решения. «Сейчас много петербургских и московских дизайнеров объединяются и выставляются в NFT-галереях, причем участие пока бесплатное. Все в выигрыше: креаторы продвигают площадку и тут же продают свои NFT, которые многие сейчас активно покупают как инвестиционный инструмент», — говорит Снежана Падерина. По мнению Егора Лапшова, тенденция на объединение в том числе связана с популярностью ДАО, децентрализованных автономных организаций. «Есть такой Metafactory DAO, инвестиционный фонд, который в прошлом году привлек около $7 миллионов инвестиций. Они создали сообщество заинтересованных в моде людей. Ты, например, молодой цифровой дизайнер и хочешь продвинуть свою коллекцию. Ты приходишь с ее цифровой версией и с помощью открытого голосования ДАО получаешь как возможность создать цифровую версию этой одежды, так и финансирование физической версии. Потом это продается как NFT, в подарок к которому просто идет физическая версия. Из всех модных инициатив эта — самая и интересная, и инновационная, на мой взгляд», — говорит он.

Преимущество Metafactory, по мнению Егора, еще и в том, что в нем снижается порог входа в модный мир метавселенных как для дизайнеров, так и для покупателей, что отвечает одной из глобальных задач метавселенных и NFT в принципе. Из таких, например, еще прозрачность, которая в модной индустрии необходима не только с точки зрения отслеживания поставок или подделок, но и в плане заработка независимых брендов. «Если в Spotify музыкант получает где-то в районе 10% от всего, что платформа зарабатывает, то, если ты продаешь музыку с NFT, можешь получить 80–90% от заработка. То же самое с модой», — поясняет Егор Лапшов. Снежана Падерина тоже уверена, что, если придумать, как войти в метавселенные с собственной виртуальной одеждой с меньшими затратами, это будет полезно многим дизайнерам, поскольку получится отказаться от размещения на дорогих маркетплейсах за большие комиссии. «Молодым брендам проще всего обосноваться в метавселенных через продажи цифровой одежды. Сейчас, наверное, не надо доказывать, зачем и кому такая одежда вообще нужна (digital-мода закрепилась уже не только в мире гейминга, но и в соцсетях, а с метавселенными вот-вот станет чуть ли не обязательной частью гардероба), так вот метавселенная хороший канал для ее продажи. Практически на всех площадках NFT при перепродаже процент всегда идет автору. Мало того, что ты как автор продаешь эти вещи, ты еще и получаешь около 10% от перепродажи», — говорит она. Свой первый NFT-маркетплейс, кстати, у моды уже есть — его запустила команда Dress-X и почти сразу заручилась партнерством с известными брендами. Например, нью-йоркская марка Dundas продавала здесь NFT-копии сценических костюмов H.E.R., в которых та выступала на «Грэмми» 2022.

Самым оптимальным способом зайти в метавселенные The Business of Fashion видят для брендов создание виртуальной одежды или NFT-токенов, дублирующих физические предметы. Павел Недостоев тоже убежден в перспективности данного направления, ведь оно еще и совпадает с глобальными трендами на устойчивое развитие и эксклюзивность. «Я сам долгое время собирал уникальные вещи. Например, у меня десятки пар редких кроссовок. Это такие атрибуты владения, которыми приятно обладать, но, честно говоря, неудобно. Во-первых, обувь занимает кучу места, во-вторых, ее не перевезти с собой разом, что особенно острая проблема в текущей политической ситуации. Это не очень ликвидно, потому что заниматься ресейлом мне неинтересно — как и обмениваться или, например, обновлять пары. А обладать, владеть этим мне нравится. И в этом плане NFT интересное решение, поскольку ты можешь собирать такую коллекцию виртуально. Ты можешь купить NFT с обезьяной, поставить себе ее на аватар, и это будет твоим подчеркиванием статуса, как любая машина или вещи Louis Vuitton. Ты изменил место жительства, страны, но всегда можешь открыть свою NFT-коллекцию и показать, что у тебя есть — вспомнить, чем обладаешь. А если надо будет, в два клика выставишь это на продажу», — говорит он.

В агентстве DEPARTÁMENT Недостоев помогает брендам входить в метавселенные не только с NFT-токенами, но и с более масштабными проектами — показами, перформансами и концертами. Первый подобный опыт DEPARTÁMENT осуществили еще в 2016 году. «Мы построили кинотеатр виртуальной реальности для Audi. Грубо говоря, мы создали свой мир, в котором презентовали автомобиль Audi Q7 в музее „Гараж“, с чем произвели фурор», — вспоминает он. Собственно, создание виртуальных опытов BoF называют второй по значимости рабочей стратегией для брендов. На третьей строчке — геймификация, на этом поле комфортнее многих себя чувствуют Louis Vuitton, которые одними из первых стали сотрудничать с компьютерными играми, в частности, заключили партнерство с одной из самых популярных компьютерных игр League of Legends. В Kering тоже не дремали, и Gucci в 2020 году придумали игру Gucci Drive вместе с британской организацией по киберспорту Fnatic, а сегодня идут дальше и запускают собственную академию гейминга.

Эксперты советуют брендам вкладываться в партнерство с существующими метавселенными и NFT-платформами, но если не получается найти единомышленников, создать свои. Тут всех пока опережают спортивные компании: в марте стало известно, что магазин Nike в метавселенной Roblocks, запущенный в ноябре, посетили почти семь миллионов пользователей из более чем 200 стран. И это только первые шаги бренда в завоевании метавселенных — после покупки в декабре 2021-го Nike стартапа RTFKT, «шьющего» виртуальные кроссовки, развитие собственных NFT и других digital-продуктов Nike Virtual Studios становится приоритетной задачей.

Павел Недостоев уверен, что NFT-токены позволят решить и более глобальные проблемы современной индустрии, например, перепроизводство. «Разрабатывая такие штуки, ты ничего не производишь. У тебя нет проблем с остатками материалов, никакие бренды их на свалках тайно ничего не сжигают. Соответственно, и никаких скандалов», — говорит он. Этот аргумент манит на сторону NFT и основателя объединения Kruzhok Стаса Фалькова, который изначально относился к NFT с долей скепсиса. «Мы в целом столкнулись с кризисом тиражного производства. Во-первых, концептуально производство несет много вредных последствий. Во-вторых, моя работа в Kruzhok — это работа с вещами, которые создаются в единственном экземпляре как предметы искусства. По сути, на NFT-площадке человек как раз может купить эти артефакты, и NFT здесь как раз выступает в качестве инструмента, который позволяет обезопасить все с цифровой стороны, а также подтвердить продажу документально. Плюс стоимость цифровой копии, по сути, может окупить не только работу digital-дизайнера, но и создание реального артефакта», — говорит он.

До февральских событий Kruzhok даже начали работать над собственной метавселенной. «Мы представляли ее как приложение, в котором можно увидеть мастерские, шоурумы наших дизайнеров и друзей. На карту города мы хотели нанести объекты наших знакомых, партнеров из локального сообщества. Концепция была грандиозная, но сейчас она на паузе. А так в 99% случаев ничего интересного найти в метавселенных я не могу. Для меня это в первую очередь инструмент, а не бессмысленные картинки», — говорит он. По мнению всех экспертов, чем больше профессионалов моды будут подходить к метавселенным и NFT как к инструментам, тем больше полезных и по-настоящему интересных инициатив это повлечет. А вместе с тем — и рабочих мест. «Уже есть потребность в комьюнити-менеджерах для шоурумов и галерей в метавселенных. Это условные продавцы, консультанты. У них стоит аватар, они общаются с посетителями с помощью определенной технологии. Зарплата такого сотрудника пока составляет порядка 600 евро в месяц», — рассказывает Снежана Падерина. Со временем форматов взаимодействия с покупателями в метавселенной будет становиться больше, как и соответствующих вакансий. Так что пока на реальную биржу труда выходит масса профессионалов, виртуальная биржа труда пополняется актуальными вакансиями. Самое время обновить резюме, ведь в метавселенных в ближайшее время нас точно ждут карьерные вершины повыше башни Филиппа Пляйна.

{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Vogue Аравия | Арабская мода, арабские тенденции красоты, арабские модели

  • Красота 28 октября 2022 г.

  • Мода 27 октября 2022 г.

  • Красота 27 октября 2022 г.

  • Красота 27 октября 2022 г.

  • Мода 27 октября 2022 г.

  • Мода 27 октября 2022 г.

00:00 / 00:00

Мода 1 сентября 2022 г.

  • Путешествие по Джайпуру, «Розовому городу», в честь самого яркого цвета этого сезона

  • Готовьтесь с Сальмой Абу Дейф к красной дорожке ее первого Каннского кинофестиваля

  • Амина Муадди, Худа Каттан и Надин Насиб Нджейм в разговоре с Мануэлем Арнаутом

  • Внутри

    Vogue Самый большой номер журнала Arabia, когда-либо отмечавший наше 5-летие

Все видео

  • Красота 28 октября 2022 г.

  • Красота 26 октября 2022 г.

  • Культура 25 октября 2022 г.

  • Мода 24 октября 2022 г.

  • Гороскоп 24 октября 2022 г.

  • Культура 23 октября 2022 г.

Astrology Beauty: красивые палитры и основы для растушевки для Весов

9 мини-косметических наборов, которые заставят вас выглядеть и чувствовать себя лучше на ходу

15 летних мини-платьев, которые помогут вам передать стиль озера Комо в стиле Амаль Клуни

Астрология красоты: золотые бальзамы и пряные ароматы для Львов

10 вечных колец, которые вам нужны, чтобы увидеть, любите ли вы обручальное кольцо Дженнифер Лопес от Бена Аффлека

13 продуманных подарков, которые понравятся вашим друзьям и семье в этот Ид аль-Адха

Путеводитель по подаркам на День отца: 10 вариантов, которые действительно понравятся вашему отцу

#BuyArabDesigners: 10 лучших летних платьев для вашего гардероба

12 пар солнцезащитных очков, которые вы наверняка захотите добавить в свой летний запас

15 ярких аксессуаров, которые придадут изюминку любому летнему наряду

15 легких и ярких летних платьев, которые также недороги

Путеводитель по подаркам на Рамадан: 19 вариантов, чтобы отпраздновать дух щедрости в священном месяце

Путеводитель по подаркам на День матери: 14 вариантов, которые обязательно понравятся вашей маме

Астрологическая красота: бронзовая кожа и длинные ресницы для Рыб

15 косметических угощений, которые станут идеальным подарком на День святого Валентина в последнюю минуту

9 длинных оранжевых платьев, которые помогут вам повторить образ Кэрри Брэдшоу от Valentino в

И просто так…

7 ярких красных помад, которые идеально подходят для Дня святого Валентина

Путеводитель по подаркам на День святого Валентина: 12 стильных вариантов, которые идеально подойдут особому мужчине в вашей жизни

8 бьюти-продуктов, которые нужно обязательно попробовать, но они неброские, полностью веганские

Эти твердые духи — более экологичный способ носить ваш любимый аромат

20 сознательных покупок, чтобы дать толчок развитию осознанности 2022

Маски для лица N95 и KN95, которые можно купить прямо сейчас, потому что пришло время правильно маскироваться (снова)

Путеводитель по праздничным подаркам: 24 удивительных подарка на конец года для особенных мужчин в вашей жизни

22 лучших масла для волос, которые сохранят ваши волосы здоровыми и блестящими зимой

9 пар выдающихся солнцезащитных очков, которые нельзя пропустить в этом сезоне

Зеленые ногти — неожиданная тенденция, которая будет повсюду этой зимой

8 адвент-календарей красоты, чтобы побаловать себя в этот праздничный сезон

Экологичная джинсовая ткань, которую можно купить сейчас и носить вечно

13 ароматов для мужчин, которые вы точно захотите украсть

12 классических верблюжьих пальто, которые вы никогда не перестанете носить

8 ярких платьев и аксессуаров, которые помогут вам раскрыть свою внутреннюю королеву бала

Астрологическая красота: классные компакты и интригующие ароматы для Скорпионов

Несмываемые пятна для губ, которые переживут вашу маску для лица

7 лучших лосьонов для тела для ухода за уставшей кожей

Астрологическая красота: высокотехнологичные зеркала и смелые губы для Весов

7 находок с добавлением меда, которые сделают ваш уход за кожей слаще

10 модных вещей, которые вы захотите носить снова и снова

Выпуск лучших новых ароматов осени

Идеи подарков к женскому дню Эмиратов для любительницы красоты

18 пар поднимающих настроение сандалий на платформе

  • Красота 28 октября 2022 г.

  • Красота 21 октября 2022 г.

  • Мода 21 октября 2022 г.

  • Мода 21 октября 2022 г.

  • Мода 21 октября 2022 г.

  • Культура 20 октября 2022 г.

 

  • Мода 20 октября 2022 г.

  • Королевский 20 октября 2022 г.

  • Культура 20 октября 2022 г.

  • Культура 20 октября 2022 г.

  • Культура 20 октября 2022 г.

  • Культура 20 октября 2022 г.

Загрузить больше сообщений

Изменение моды и потребление моды: хаотическая перспектива

Чтобы прочитать полную версию этого контента, выберите один из вариантов ниже:

Закон Ка Мин (Институт текстиля и одежды Гонконгского политехнического университета, Хунхом, Гонконг)

Чжи-Мин Чжан (Институт текстиля и одежды Гонконгского политехнического университета, Хунхом, Гонконг)

Чанг-Сан Люн (Институт текстиля и одежды Гонконгского политехнического университета, Хунхом, Гонконг)

Журнал модного маркетинга и менеджмента

ISSN : 1361-2026

Дата публикации статьи: 1 декабря 2004 г.

Загрузки

23393

Аннотация

Предыдущие исследования показали, что влияние изменений в моде и потребление модной одежды является линейным. Таким образом, одна причина была найдена как окончательный источник, объясняющий, почему модный стиль/тенденция распространился на массовый рынок. Тем не менее, существующий рынок сложен, и трудно найти целостную причину, объясняющую потребление моды. В этом исследовании хаотическая перспектива принимается во внимание для изучения взаимосвязи между изменением моды и ее потреблением. С использованием метода обоснованной теории было проведено 33 глубинных интервью. На основе полученных данных была разработана хаотическая модель потребления моды, чтобы объяснить, как потребляются и отвергаются различные модные вещи по мере того, как мода меняется. Обнаружено, что взаимодействие модности, воспринимаемой модности и участия в системе влияет на окончательное решение о потреблении моды.

Добавить комментарий