Александр гривко ландшафтный дизайнер личная жизнь: Александр Гривко – ландшафтный дизайнер, создающий прекрасные сады

Александр Гривко – ландшафтный дизайнер, создающий прекрасные сады

Карьера одного из ведущих ландшафтных архитекторов России Александра Гривко началась с горшка с бегониями на подоконнике. Рассказывает Евгения Микулина.

Сашу Гривко трудно называть торжественным именем Александр: в нем нет ничего воинственного и имперского. Он говорит тихим и ласковым голосом, одевается с богемным дендизмом, часто улыбается, исключительно вежлив, великодушен и политкорректен даже в рассказах о самых трудных клиентах. Спросите меня, как описать его одним словом, и я скажу “деликатный”. Как цветы, с которыми связана вся его жизнь.

Александр Гривко. Родился в 1975 году в Подмосковье. Изучал экономику в МГУ, но оставил университет ради занятий в Международной школе флористов-дизайнеров “Николь”. В 1999 году вместе с партнерами основал ландшафтную компанию Il Nature. Сегодня она имеет офисы в Москве, Париже и Лондоне.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Профессиональный путь ландшафтного архитектора, на счету которого около семидесяти реализованных проектов садов в России и мире – от малыша площадью пятнадцать соток до гиганта в десять гектаров, начался с выполнения домашнего задания по природоведению в школе военного городка неподалеку от подмосковных Мытищ.

Сад в Барвихе — первая работа Гривко, опубликованная в AD (ноябрь 2006). В центре сада — лабиринт диаметром 40 м из шпалерной липы.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

“Мы жили в сталинском доме окнами на север, в тенистый двор, и цветы у нас в квартире не приживались. А потом маме кто-то подарил бегонию в горшке, а я как раз проходил в школе размножение растений. Воодушевившись, я размножил эту бегонию в невероятных количествах, и с тех пор разведение цветов стало моим главным интересом.

Я читал спецлитературу, меня подписали на журнал “Цветоводство”, лучшим подарком на день рождения для меня был черенок орхидеи. Меня, конечно, считали несколько чокнутым”, – рассказывает он с улыбкой.

“Лавандовая” поляна в саду в Стольном (Подмосковье). “На самом деле под Москвой лаванда расти не может. Но заказчица непременно хотела лавандовое поле, и мы сделали ей его имитацию, засадив участок сада спиреей”, — рассказывает Гривко.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

На самом деле еще до разведения орхидей в условиях советской квартиры были впечатления от сада, который разбил его дед, отставной военный, в Черниговской области: “Этот сад до сих пор стоит у меня перед глазами – сто с лишним кустов пионов, ирисы, гладиолусы… Когда это всё цвело, люди останавливались и глазели через забор. И, хотя мы с братом в этом чуде просто бесились и портили клумбы, интерес к садам возник у меня, наверное, именно тогда”.

Парадная зона сада под Москвой. Бордюры, окаймляющие розовые кусты, сделаны из стриженой спиреи.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Цветоводство в сочетании с садоводством получило шанс укрепиться в жизни Гривко в подростковом возрасте, когда семья переехала в Псковскую область и, вооруженный советами из журнала “Приусадебное хозяйство”, он сажал вокруг дома всё подряд и устраивал прудики и альпийские горки.

Сад дома продюсера Рубена Дишдишяна, построенного Николаем Лызловым под Москвой, — вероятно, самая “модернистская” работа Гривко и Il Nature: “Заказчиков, которым нужны лаконичные сады, пока мало”.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

“Это было мило, но, когда пришло время учиться, меня отправили в МГУ, чтобы я стал банковским работником, получал зарплату в двести долларов и в дальнейшем сделал солидную карьеру. Однако интерес к растениям меня не отпускал. В каникулы я отправился на курсы в школу флористов-дизайнеров “Николь”, пришел в восторг от атмосферы – и понял, что учиться там мне не по карману”.

Вооруженный дипломом “Николь” о прохождении десятидневного курса флористики, Саша устроился работать продавцом в цветочный магазин: “Я зарабатывал триста (!) долларов, бросил МГУ и пошел учиться на флориста”.

Фрагмент сада.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Дальше была серия всё более и более успешных флористических работ и собственный магазин на Никольской, а потом в Каретном Ряду. “У нас в клиентах числились и Березовский, и Юдашкин, и компания “Патель и Шабо”, и в Кремль мы цветы поставляли. В 1998-м, во время дефолта, произошел смешной случай. Поставок цветов из Европы не было две или три недели, а мы как раз получили заказ на какую-то кремлевскую вечеринку. Так мы с моими девочками, нарядившись садовниками и взяв секаторы, пошли в Александровский сад и, не вызывая ни у кого подозрений, нарезали цветов с тамошних клумб и потом в Кремль же их и отнесли!”

Топиарная композиция в одном из садов, которые Il Nature делала для Ольги Слуцкер.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Среди прочих работ, за которые брался Гривко, было озеленение офисов. Как-то раз девушка-архитектор, с которой он работал над одним из офисных заказов, позвонила ему и предложила обустроить участок вокруг дома, построенного под сдачу, в Кунцево. “Я было сказал, что это не по адресу, – я же про цветы внутри дома. А она ответила: “Ты что, с ума сошел? Предлагают такие деньги! Какая разница, внутри или снаружи?” Гривко сделал проект озеленения. “Там не было изысков: газон, стриженая изгородь. Получилось неплохо – минималистично, но стильно, по-европейски”. Работа произвела впечатление на компанию-девелопера, построившую тот дом. Хозяева заказали Саше сад вокруг своего собственного особняка. Следующими клиентами были их соседи – и процесс пошел. “Стало ясно, что заниматься ландшафтной архитектурой на базе цветочного магазина невозможно. Мы с партнерами решили: надо открывать свою компанию”. Так возникла Il Nature.

Эскиз участка сада, примыкающего к бассейну в доме, построенном Дмитрием Долгим в Барвихе. “Сад менялся с каждой архитектурной переделкой, а их было немало”, — рассказывает Гривко.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

“Изучая рынок ландшафтных услуг в тот момент, я пришел в ужас. Все торговали садовыми гномами! Великолепные советские традиции садоводства – те, которым мы обязаны ВДНХ, Ботаническим садом, вообще “бытовым” озеленением советских городов, – были утрачены”. Команда Il Nature, где Гривко стал арт-директором, пошла поперек потока: они думали о садах в целом, а не о частных украшательствах, просчитывали планировку и подбирали растения, которые позволяли сделать в русском климате сад, похожий на европейский, но не превращали его в ночной кошмар хозяина (такое бывает, если за растительностью хлопотно ухаживать).

Реализованный по эскизу участок сада, примыкающего к бассейну в доме, построенном Дмитрием Долгим в Барвихе.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Намучившись с местными полуживыми совхозами, растения стали закупать за границей – в Германии и Польше. “Мы тщательно отбирали то, что может прижиться в России. Мой собственный сад под Псковом стал полигоном для экспериментов по интродукции новых видов, и многие растения, которые сейчас в Европе выращиваются специально для России, ввели на местный рынок именно мы. Мы придумали замену южным породам, не растущим у нас, вернее, придумали, как использовать уже знакомые растения в новом качестве. Например, спирею у нас сажали только на альпийских горках, а мы постригли ее в бордюры”.

Фрагмент того же сада в Барвихе — композиция из дёрена и гортензии.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Зачем же нужны были все эти усилия? Чтобы заказчику угодить, конечно: “В основном клиенты хотят классики – ведь дома-то у них в классическом стиле. Большинство приходит, желая иметь английский или французский сад.

Ни то ни другое в чистом виде в России невозможно создать. Поэтому мы, кивая и улыбаясь, подталкиваем их к компромиссу. Французский сад чертится по линейке, английский рисуется от руки. Мы всегда начинаем с того, что расчерчиваем оси – не только “направление на главный вход”, но и важные виды и так далее. А участки вокруг осей уже рисуем от руки”.

Партер сада Александра Гривко в Ореховно (Псковская область). Партер, засаженный разными видами туи, меняет цвет по нескольку раз за сезон. “В России можно сделать какой угодно сложный сад, если вы готовы за ним ухаживать”, — уверяет Гривко.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Результат, как признает Гривко с довольной улыбкой, даже конкуренты называют “стилем Il Nature”: сады, которые он делает, разнообразны, но всегда узнаваемы. У него есть излюбленные приемы, авторский почерк, образцы для вдохновения (парки Чатсуорта, Шато-де‑Куранс, работы Жака Вирца) и большие перспективы: “У меня много клиентов в Англии.

Подумайте только: люди в Англии заказывают парки русским!” От такого успеха впору впасть в головокружение. Всем архитекторам свойственна мания величия, ландшафтным страдать ею сам бог велел – ведь они создают миниатюрные модели мира. Но комплекс строителя мира не для Гривко. “Я просто садовник”, – говорит он смущенно.

Эскиз ландшафта вокруг дома в Ореховно (Псковская область).

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Ну что я тебе скажу, Саша. Нет. Ты – не просто садовник.

Центральная часть сада в Стольном (Подмосковье). Посаженные по кругу стриженые липы встречаются во всех проектах Гривко, это один из его любимых приемов.

СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

Текст: Евгения Микулина

Фото: СЕРГЕЙ КАРЕПАНОВ/АРХИВ ПРЕСС-СЛУЖБЫ; ИВАН БОЙКО

ТегиАрхитектураАлександр ГривкоДизайнПаркиСад

Из наших архивов: в гостях у Александра Гривко в замке XVIII века

Гостиная. Дубовая лестница с коваными перилами в виде сплетенных ветвей изготовлена местными мастерами по эскизам Александра Гривко. Типичный для здешних мест пол из состаренного бургундского камня, Origines. Диваны куплены в местном мебельном магазине. Ковер, дизайн Фионы Каррен для The Rug Company. Библиотека, Flamant.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

Александр Гривко — бессменный арт-директор ландшафтной компании Il Nature, автор лучших частных парков России, любит называть себя просто садовником. А еще это один из самых мягких и улыбчивых людей, каких мы когда-либо встречали. Когда он рассказывает о своем доме в Пьерфоне, то улыбается шире обычного.

«У нас всегда много гостей. Утром все бегут к булочнику месье Бего за свежей выпечкой, на мясной рынок или за устрицами, вечером мечутся между гостиной, кухней и винным погребом. В тихие дни мы чаще всего сидим на кухне или под зонтом на террасе, откуда открывается чудесный вид на озеро и замок. Во Франции все как-то оживают. Помнишь мою кошку? У нее прямо вторая молодость началась, аппетит проснулся, а походка…»

Бывший каретный сарай (400 кв. м) восстановили и превратили в жилой дом: сделали перекрытия, добавили лестницу, провели отопление, прорубили арочные окна-двери. Благодаря им из каждой комнаты есть выход на каменную террасу.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

Прихожая. Обои, Flamant, выглядят так, будто на крашеные стены наклеены полоски ткани.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)
По утрам гости идут к месье Бего за свежей выпечкой, а вечерами снуют между гостиной и винным погребом

Гостиная. Каминный портал XVIII века, Origines. Торшер, Christian Liaigre. Кресла, Donghia.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

С кошкой, кстати, случилась забавная история. Когда все было готово к отъезду, собраны все 19 чемоданов, оказалось, что кошке необходимо делать паспорт, а с ним и кучу прививок, которые животное в силу возраста могло не перенести. Тогда пошли на преступление — кошку вывезли за границу по паспорту чужого умершего кота.

Кухня. «Я люблю готовить, у меня всегда все в пару-дыму, поэтому кухню сделал изолированную, — говорит Александр. — Мебель заказал в Бельгии, а пол из бургундского камня — в компании Origines, с которой часто сотрудничаю по паркам».

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

Но вернусь к началу истории. Около десяти лет назад Александр неожиданно для себя стал владельцем замка XVIII века — исторического памятника с огромным парком, на территории которого расположена часовня и знаменитые пьерфонские родники, которые манят к себе оленей и туристов. Речь идет о Château de Jonval в старинном городке Пьерфон, в часе езды от Парижа. Масштаб сооружения легко понять по карте Google.

Вид на Château de Jonval.

Фото
GoogleMaps

«Мы искали дом во Франции, но о таком и не мечтали, — рассказывает Гривко. — Как-то раз, гуляя по Пьерфону, я зашел в открытые ворота Шато де Жонваль. Неожиданно возникший хозяин осведомился, по какому праву я здесь шастаю, а потом, слово за слово, предложил купить замок по цене квартиры в центре Москвы».

Столовая. На стене картина Оксаны Ямбух. Буфет, Christian Liaigre. Стулья, Flamant. Люстра, Donghia. Столик на чугунной ножке нашли в замке.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

К этому моменту владения много лет пребывали в упадке. Часть внутренней отделки замка была распродана. Бывший хозяин сдавал помещения под детский лагерь, что не лучшим образом отразилось на интерьерах. Каретный сарай, который в последний раз использовался во время Первой мировой войны, когда здесь располагался госпиталь, и вовсе стоял в руинах.

Спальня. Пара контрастных ковров, дизайн Александра Маккуина для The Rug Company. Кровать, столики и торшеры, Christian Liaigre.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

«Работы еще очень много, — говорит Саша. — Пока мы восстановили только каретный сарай (400 кв. м), где и живем. Все делалось рекордно быстро, от проекта до новоселья — ровно год. Я набросал план, а моя подруга, архитектор Ольга Соколова, виртуозно решила технические вопросы: инженерные сети, котельные, встроенные пылесосы. Дом странный — длинный и узкий, под ряд карет. Я сначала не мог понять, как вообще тут жить? Но когда снесли стены, пространство расширилось, даже уместилась парадная лестница. В итоге хорошо получилось. Центральный вход, направо вместо карет — гараж, налево — гостиная, столовая, кухня. Наверху — ванные и спальни».

Гостевой санузел. Плитка, Devon & Devon. Сантехника, Villeroy & Boch.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

Ванная комната. Плитка, Devon & Devon. Сантехника, Villeroy & Boch.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

«Для ускорения процесса весь первый этаж я застелил бургундским камнем. Чтобы не тратить время на раскладку плитки, кухонный фартук закрыл стеклом. Очень практично, к тому же оно дает дополнительную глубину. В поисках мебели пробежался по любимым маркам. Я просто влюбился в буфет от Кристиана Лиэгра, заказал, а потом опомнился. Он ведь огромный! Позвонил на фабрику, и нам его сделали ниже».

Ванная комната. Плитка, Devon & Devon. Сантехника, Villeroy & Boch.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

«Столик на чугунной ножке принес в столовую из самого замка, вазу купил на блошином рынке. Мог ли я пройти мимо такой красоты? Конечно, нет, ее в обнимку — и домой. Вообще я не стремился к разнообразию — отыграюсь, когда буду реставрировать замок. Но главная моя цель — воссоздать парк и открыть его для посетителей. На сегодняшний день это мой самый амбициозный проект. Там столько всего напридумано! Не буду рассказывать. Приезжай еще через пару лет, сама увидишь, а заодно грибы пособираем. У нас столько белых, что хоть коси».

Спальня. Французские строители советовали для экономии тепла зашить потолок. Но, по мнению владельцев, старые балки греют одним своим видом. Мебель, Maxalto. Подушки, дизайн Александра Маккуина для The Rug Company.

Фото
Стефан Жюльяр (Stephan Julliard)

Чесова Полина


Теги

  • Франция
  • загородный дом
  • светлый
  • традиционный
  • Дома дизайнеров
  • Европа
  • архив

Великих садов мира. Швейцария

Александр Гривко является соучредителем, арт-директором и главным ландшафтным архитектором международной компании по садовому дизайну и ландшафтному дизайну Il Nature, головные офисы которой расположены в Париже и Лондоне. Родившийся в дипломатической семье, Александр с раннего детства знакомился с лучшими международными образовательными программами в области архитектуры, садоводства и ландшафтного дизайна. Именно дед, военный атташе, привил Александру живой интерес и любовь к садоводству: в свободное время дед активно занимался планировкой семейного огорода. Сначала он тщательно отбирал растения, а потом ухаживал за ними. Очень быстро этот сад приобрел статус местной достопримечательности. Дедушка Александра посещал лекции в различных университетах и ​​учебных заведениях, проверяя их. Не просто любитель, он подошел к созданию и уходу за своим садом с серьезностью профессионала. Когда позже семья Гривко переехала в загородный дом, Александр нашел новый выход для своего творчества: сад, где он мог применить знания и опыт, полученные от деда. Именно тогда он начал свои независимые эксперименты в садоводстве, которые привели к формальному образованию в школе цветочного дизайна.

Он с энтузиазмом начал свою новую карьеру флориста и вскоре получил свой первый заказ. Это было началом долгой и успешной карьеры Александра. С тех пор Александр никогда не прекращал своего профессионального развития и обучения, всегда стремясь совершенствоваться в своей области знаний и осваивать новые навыки.

Он посвятил себя тщательному изучению ботаники и ее различных аспектов. Впоследствии он получил мировое признание за свои рекордные достижения по проектированию более 500 садов и разработке 100 крупномасштабных проектов частных и общественных садов со своей командой по всему миру.

Отличительной чертой Александра Гривко является его умение сочетать классические стили с современными архитектурными тенденциями и идеями. Что бы он ни делал, он клянется держаться подальше от проторенных дорог. Его страсть заключается в создании экспериментальных общественных садов путем изучения новых способов организации пространств и тестирования инновационных технологий ухода за растениями. Он также любит экспериментировать с формированием из подстриженных растений грандиозных скульптурных композиций. Повторяющийся философский мотив творчества Гривко — быстротечность времени: оказавшись между прошлым и будущим, зритель должен ощутить быстротечность времени, понять и принять его.

Les Jardins d’Étretat, Франция

Les Jardins d’Étretat — общественный авангардный экспериментальный сад и музей современного искусства под открытым небом. Сады расположены на вершине скал с видом на знаменитую скалу «Игла» на побережье Этрета в Нормандии.

Les Jardins d’Étretat имеет увлекательную предысторию, которая весьма поэтично превращает его в «Сад с загробной жизнью». Увлекательная история исторического сада французской актрисы вдохновила ландшафтного дизайнера Александра Гривко на то, чтобы соединить прошлое и будущее.

В начале 20-го века актриса, известная как мадам Тебо, построила виллу на идиллическом участке холмистой местности в Этрете, Франция, на скалистых утесах Алебастрового побережья Нормандии. Территория, которую она превратила в сад для своих орхидей, стала излюбленным местом для рисования ее друга, художника и самоотверженного садовника Клода Моне, который создал множество произведений искусства, изображающих Порт-д’Аваль, арку из натурального камня в расстояние.

С главной террасы Les Jardins d’Etretat открывается легендарный исторический вид на Ла-Манш и скалы, которые, как известно, вдохновляли таких известных художников, как Клод Моне, Жан-Батист Камиль Коро, Эжен Делакруа и Василий Поленов.

В 2016 году Александр Гривко превратил бывшее поместье Тебо в Les Jardins d’Étretat — общественный сад, в котором размещены как постоянные, так и временные коллекции скульптуры зарубежных художников. Достоинство этого проекта заключается в гармоничном сосуществовании старого исторического сада с современными архитектурно-эстетическими идеями, что в конечном итоге привело к неофутуристическому видению сада.

Под влиянием «Манифеста неофутуристического города» дизайнера и архитектора Вито ди Бари 2007 года, который призывает к смешению искусства, технологий, этических ценностей и природы, мы приступили к созданию экспериментального авангардного сада.

На реализацию садового проекта ушло всего полтора года. Нам пришлось работать очень быстро и выполнить несколько сложных задач, таких как транспортировка и обработка 1000 тонн почвы на скалистом утесе, строительство 2 км гравийных дорожек и, что не менее важно, покупка и посадка более 100 000 вечнозеленых растений. из Бельгии, Германии, Италии и Нидерландов под углом почти 45 градусов в суровых погодных условиях с соленым бризом с Ла-Манша.

Сад площадью 7000 квадратных метров сочетает в себе исключительно геологическую и атмосферную плотность этого участка земли между небом и морем. Les Jardins d’Etretat состоит из семи секций, которые романтично спускаются вниз по склону холма к морю, создавая многоуровневый опыт в разных частях сада.

Александр Гривко спроектировал чувственный и очень творческий тип садового пространства, который погружает нас в разные миры – с изменением перспективы во всех отношениях, с большим чувством исторических истоков, но и осторожно ведущим в будущее. Пространство с четкими топиариями, которое захватывает посетителей садовым искусством в стиле барокко и ренессанса и в равной степени ассоциируется с современными садами Жака Вирца. Стены из азалий, рододендронов и камелий создают фон для романтического сада.

Проект является лауреатом премии European Garden Award в номинации «Лучшая застройка исторического парка или сада», имеет одну звезду Мишлен в «Зеленом путеводителе» и имеет знак «Замечательный сад»

Усадьба Ореховно

С 1 мая 2022 года парк-усадьба Ореховно открыт для посещения

Усадьба Ореховно — первый и единственный европейский сад в России, который, несмотря на статус частной собственности, открыт для посещения. Усадьба Ореховно находится в деревне Ореховно Псковской области. Он принадлежит Александру Гривко, ландшафтному архитектору, дизайнеру многочисленных частных и общественных садов в России и Европе.

Александр провел здесь свое детство. Интерес к природе и растениям исходил от матери, которая была влюблена в родные псковские пейзажи.

Спустя много лет известный ландшафтный архитектор вернулся на берега реки Ореховницы, чтобы разбить сад в память о рано умершей матери.

Используя свой опыт и приобретенные знания, Александр и его партнер Марк Дюма превратили пять гектаров заброшенных огородов, спускающихся к грязевому ручью, в цветущий сад.

Усадьба — небольшой замок в норманнском стиле — центральная точка сада.

С одной стороны замок окружен итальянским садом, где на лужайке, засаженной ландышами, крокусами и подснежниками, изгибает лук каменный амур. С другой стороны — английский пейзажный парк со всеми его традиционными чертами: небрежные линии, неподстриженные липы и извилистые дорожки. На противоположном берегу реки разбит так называемый сад Русской усадьбы. Подстриженные кусты переплетаются с неподстриженными, яркие краски меркнут, и перед посетителем предстает готический собор высоко на холме: это фрагмент старинного фасада французской церкви.

Парк «Усадьба Ореховно» — это энциклопедия садовых стилей: английского пейзажного, регулярного итальянского и французского. Здесь можно встретить элементы, присущие многим образцам европейского садового искусства. По сути, Ореховно — это дань исторической усадебной культуре.

Растения в парке тщательно подобраны с учетом климата данных широт. На смену вечнозеленому тису и самшиту пришла туя западная. Аллея из десятиметровых видов этого редкого вида деревьев, завершающаяся классической балюстрадой, воспроизводит французский пейзаж с кипарисами. В Ореховно также можно найти миниатюрный фрагмент итальянского ренессансного сада: с зеркальным регулярным парком, узорными насаждениями, боскетами, декоративной скульптурой.

Псковская область — идеальное место как для любознательного путешественника, так и для праздного гедониста. Природа щедро одарила его живописными местностями, величественными холмами, прозрачными озерами, смешанными лесами и даже тайгой.

В Пскове, главном городе области, много достопримечательностей. Мощная каменная кладка стен и башен Псковского кремля навевает массу древних историй. Картинная галерея Пскова с работами известных русских художников явно достойна неспешного и вдумчивого посещения.

Псковщина неразрывно связана с одним из величайших русских поэтов Александром Пушкиным. Пушкинский музей-заповедник, в который входят Михайловское (родовое поместье его матери), куда он был сослан в 1824-1826 годах, Петровское (родовое имение Ганнибалов, его предков) и Святогорский монастырь, последнее земное пристанище поэта.

Добавить комментарий