Баланчин драгоценности: Балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (Jewels)

50 лет «Драгоценностям»

история

50 лет «Драгоценностям»

В этот день, ровно 50 лет назад, в нью-йоркском театре New York City Ballet, прошла премьера трехчастного абстрактного балета Джорджа Баланчина «Драгоценности».

No fixed points не может пропустить такую дату, поэтому мы начинаем неделю Баланчина, в течение которой постараемся осветить этот балет с разных сторон.

Идея и текст — Вита Хлопова

Поняв, что в этом году весь мир празднует 50-летие одного из величайших балетов 20 века — «Драгоценности», мы задумали написать очередной лонгрид об истории создания этого шедевра.
Но в процессе подготовки поняли, что одним текстом тут не ограничиться. Поэтому мы решили публиковать каждый день в течение недели по небольшому материалу, связанному с этой постановкой, раскрывая её каждый раз с новой стороны.
Мы расскажем о музыке, о музах/балеринах Баланчина, о самых настоящих драгоценностях Van Cleef&Arpels и о премьере в Нью-Йорке. Поделимся интересными подробностями, воспоминаниями самого Баланчина и его современников.
А начнем мы с рассказа Джорджа Баланчина о своих «Драгоценностях».

У Баланчина есть книга: «101 рассказ о большом балете», в которой он пересказывает сюжеты многих известных и не очень балетов, снабжая это своими легкими и талантливыми комментариями. Описание «Драгоценностей» доверим автору, ибо кто лучше него самого расскажет об этом балете.

«Это танцевальный балет в трех частях на музыку трех разных композиторов. Музыка для каждой из трех частей очень разная, и точно так же различна их хореография. Танцовщики в каждой части балета одеты, как драгоценности: изумруды (на музыку Форе), рубины (на музыку Стравинского) и бриллианты (на музыку Чайковского). Идея нового балета в костюмах, украшенных драгоценными камнями, возникла несколько лет назад, когда мой друг Натан Мильштейн познакомил меня с ювелиром Клодом Арпельсом. Позже я увидел потрясающие камни в его коллекции в Нью-Йорке. Я всегда любил драгоценные камни; в конце концов, я ведь восточный человек, я грузин. Наша костюмерная мастерская под руководством Каринской замечательно передала свойства настоящих камней (хотя танцовщикам в тяжелых костюмах пришлось нелегко!).

Джордж Баланчин

Первая часть — «Изумруды» — поставлена на музыку Форе из «Пеллеаса и Мелизанды» и «Шейлока». В ней танцуют две ведущие пары, трое солистов и кордебалет из десяти девушек. Вначале идет pas de deux на мягкую, мелодичную тему струнных с восьмеркой аккомпанирующих девушек. Затем вариация солистки на легкую, приподнятую музыку. За ней следует танец другой солистки. Потом pas de trois, после которого на музыку засурдиненных струнных — другое pas de deux, тихое и уединенное. В финале все танцовщики соединяются.
Описывать сами танцы было бы скучно, так как в них нет никакого литературного содержания. Если эта часть балета вообще что-нибудь изображает, то, возможно, это мои воспоминания о Франции. Франции элегантности, комфорта, моды и духов.

Евгения Образцова в «Изумрудах»
Фото — Foteini Christofilopoulou

Некоторые находили, что вторая часть — «Рубины» — изображает Америку. Но я вовсе не имел это в виду. Это просто музыка Стравинского, которую я всегда любил и которую мы со Стравинским решили использовать, приспособив ее для ведущей пары танцовщиков, солистки и кордебалета девушек и юношей. Дуэт и солистка по очереди возглавляют ансамбль.
«Каприччио для фортепиано и оркестра» Стравинского было впервые исполнено в 1929 году, партию фортепиано исполнял сам композитор. Произведение состоит из трех частей: Presto, Andante rapsodico и Allegro capriccioso ma tempo giusto. В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывал, что, называя этот фортепианный концерт «Каприччио», он думал об определении каприччио, данном знаменитым музыковедом Преториусом: «Он (Преториус) видел в нем синоним музыкальной фантазии, представляющей собой свободную форму, построенную на инструментальных пассажах по принципу фугато».
«Эта форма, — писал Стравинский, — давала мне возможность развивать мою музыку, чередуя эпизоды различного характера, которые, следуя друг за другом, придают произведению ту капризность, от которой и происходит само название».

Орели Дюпон и Матиас Хейман в «Рубинах»
Фото — © Agathe Poupeney

«Бриллианты», финальная часть балета, исполняется на музыку Третьей симфонии в ре мажоре Чайковского, которая состоит из пяти частей. Я не использовал первую часть — она мало пригодна для танца — и сконцентрировался на оставшихся четырех. Они включают два скерцо, медленную часть и великолепный полонез. Этот балет поставлен на балерину и ее партнера, группу солистов и большой кордебалет. Названия частей таковы: 2. Alla tedesca, Allegro moderato e simplice; 3. Andante elegiaco; 4. Scherzo, Allegro vivo; 5. Финал: Allegro con fuoco (tempo di Polacca). Первую часть танцуют двенадцать девушек и две солистки, вторая часть — pas de deux ведущих солистов, третья — ансамбль с вариациями для двух ведущих солистов и финал — полонез для всей группы из тридцати четырех танцовщиков. Я хотел включить еще сапфиры и думал о Шенберге, но цвет сапфиров трудно воспроизвести на сцене».

Питер Мартинс и Сьюзен Фарелл в «Бриллиантах»

Виолетт Верди и Жан-Пьер БоннфуФото — Dance Magazine Archives

Патришиа МакБрайд и Эдвард Виелла

Сьюзен Фарелл и Питер МартинсФото — Dance Magazine Archives

Помочь проекту

Если вам нравится No fixed points, и вы хотели бы помочь ему и дальше развиваться, то мы были бы признательны вашей помощи

Узнать больше

20 самых ярких фото балета «Драгоценности» с гигантскими украшениями на сцене 28 ноября 2019 г — 28 ноября 2019

Все новости

Экс-чиновник мэрии Новосибирска и его подельник вернут 13,5 млн за полученные обманом квартиры

Начал узнавать родственников: 5-летний мальчик почти месяц лежит в больнице после потери семьи в ДТП

Без няни и горы игрушек: Ирина Шейк воспитывает дочь по советскому стандарту — 7 строгих правил от мамы-супермодели

«Это наш общий праздник!» Экс-директора школы оправдали по делу о распространении порнографии среди подростков

История двух долгостроев на Плющихе переросла в уголовное дело — СКР проверяет застройщика

«Я принесла статуэтку, которая взорвалась»: МВД опубликовало видео допроса Дарьи Треповой

В Новосибирской области началась подчищающая иммунизация от кори

Могла умереть от эпилепсии: что известно о 19-летней девушке, которая скончалась в Новосибирске

В Кремле назвали взрыв в кафе Санкт-Петербурга терактом

«Без осадков и ветра»: в Новосибирск придет солнечная погода

Браузеры прекращают поддержку популярного программного обеспечения — что будет с доступомв интернет

Новосибирец залез на березу возле ЛДС. Зачем он это сделал — видео

Время нахождения на СВО добровольцам будут засчитывать в трудовой стаж

Андрей Травников создал комиссию по поддержке участников СВО и их семей

Подозреваемую в причастности к взрыву в кафе в Санкт-Петербурге задержали

Дело о жестоком убийстве трех кошек в Новосибирске: как наказали обвиняемого

Пришел с ребенком на руках: сибиряк попался на краже видеоприставок и электрощеток

В Новосибирске сожгли автомобиль с логотипом Drift Team — видео

В Мелитополе взорвался автомобиль — пострадал чиновник

Под окнами многоэтажки на Зыряновской обнаружили тело подростка

34-летний старшина мотострелковой роты из Сузунского района погиб в спецоперации

«Сильно мешал, видимо, врагам»: новосибирские депутаты скорбят о погибшем в Санкт-Петербурге военкоре

«Хрустальная» Соня. Как живет 5-летняя девочка с очень хрупкими костями — история

«Заплатила всего 15–20 тысяч из миллиона». Сибирячка, насмерть сбившая самокатчика, хочет выйти из колонии

На Алтае прошел колоритный «Манжерок Фест»: фото

Полиция нашла 180 тысяч литров незаконного пива в Новосибирске — видео со складов

Очевидцы заявили о следах медведя в Ордынке: на место выехали сотрудники Минприроды

В Новосибирском музыкальном театре решили заменить кресла 20-летней давности

«Выбросили вазу сверху»: сибирячка припарковала машину у подъезда многоэтажки и лишилась лобового стекла

Известное радио дарит новосибирцам вкусные подарки

Не запутайтесь в выходных: когда и сколько отдыхаем в мае

Представители индустрии гостеприимства проведут форум в Новосибирске

Город против бабушек: мэрия Новосибирска требует от двух сестер снести дом, в котором они прожили всю жизнь

Новосибирская прокуратура наказала авиакомпанию после незаконного увольнения сотрудников

Автомобиль «Жигули» вспыхнул на парковке ТЦ в Новосибирске

«Меняются правила игры». Как создание реестра пивоваров ударит по ценам и ассортименту алкоголя

«Я ее чуть не убил, причем этого не помню». Три жуткие истории бывших алкоголиков — 600 дней запоя и отказавшие ноги

В Новосибирске установят 37 новых комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД — показываем на карте

Заявление сибирячки об обмане с продажей шубы изучают 1,5 года — на какой стадии проверка

Все новости

Премьера «Драгоценностей» откроет зрителям большой зал НОВАТа после реконструкции

Поделиться

Большой зал НОВАТа этой осенью открывается после реконструкции премьерой балета Джорджа Баланчина «Драгоценности». Она состоится вечером 29 ноября, но корреспонденты НГС смогли увидеть постановку на день раньше, во время генеральной репетиции. Мы отобрали для вас 20 самых ярких моментов знаменитого балета.

Джордж Баланчин (Георгий Баланчивадзе — грузинское имя) — известный американский балетмейстер, который в 1924 году переехал из Петрограда в Европу, а оттуда — в США. Его считают основоположником школы современного неоклассического балета. Один из самых известных в России балетов Баланчина, «Драгоценности», был поставлен в 1967 году, а премьера состоялась 13 апреля этого же года в «Стейт тиэтр» в Нью-Йорке. 

В «Драгоценностях» нет сюжета, главное — это танец и музыка. Они дополняют друг друга и позволяют полностью раскрываться для зрителя с разных сторон. Баланчин был очень требователен к танцовщикам и позволял исполнять свои балеты лишь тем, кто обладал самым высоким мастерством. Это правило сохранилось и сейчас.

Труппа должна показать, на что она способна, чтобы получить право исполнять «Драгоценности». Артисты НОВАТа справились с этой задачей. Премьера пройдёт с участием звёзд Михайловского театра — Виктора Лебедева, Анжелины Воронцовой, Леонида Сарафанова и Анастасии Соболевой. После трёх премьерных спектаклей «Драгоценности» можно будет посмотреть начиная с января следующего года.

Балет состоит из трёх частей: «Изумруды», «Рубины» и «Бриллианты». В каждой из них танцовщики одеты как драгоценности. На сцене нет декораций, лишь сверху установлены огромные ожерелья и серьги.

Первая часть балета, «Изумруды», наполнена изяществом, лёгкостью и чувством собственного достоинства. Для неё Баланчин взял в основу музыку Габриэля Форе из «Пеллеаса и Мелизанды» и «Шейлока». 

«Изумруды» поставлены на музыку Габриэля Форе

Поделиться

Премьера пройдёт с участием звезд Михайловского театра Виктора Лебедева, Анжелины Воронцовой, Леонида Сарафанова и Анастасии Соболевой

Поделиться

В «Драгоценностях» нет сюжета, главное — это танец и музыка

Поделиться

Первая часть балета длится 35 минут

Поделиться

Только настоящие профессионалы способны на должном уровне исполнять «Драгоценности»

Поделиться

Полёт — неотъемлемая часть балета

Поделиться

Изящная хореография прекрасно сочетается с музыкой Форе и раскрывает её

Поделиться

Вторая часть балета, «Рубины», наполнена энергией и страстью. Жизнелюбивая музыка Игоря Стравинского как бы вступает в весёлую борьбу с танцовщиками. Быстрый темп не оставляет ни секунды на колебания — каждое движение должно быть отточено. Эта часть уже была поставлена в НОВАТе и показана в июне этого года.

Вторая часть балета, «Рубины», наполнена энергией и страстью

Поделиться

Быстрый темп не оставляет танцовщикам ни секунды на колебания

Поделиться

В хореографии «Рубинов» преобладают резкие, чёткие движения

Поделиться

Энергичная музыка Игоря Стравинского раскрывается в танце

Поделиться

«Рубины» уже были поставлены в НОВАТе и показаны в июне этого года

Поделиться

Идея «Драгоценностей» пришла Баланчину под впечатлением от коллекции знаменитого ювелира Клода Арпельса

Поделиться

Третья часть балета, «Бриллианты», исполняется под музыку Третьей симфонии ре мажор Чайковского. Баланчин использовал только четыре части симфонии, начиная со второй. «Бриллианты» показывают блистательную красоту русского балета. Завершает эту часть величественный полонез. 

«Бриллианты» показывают ослепительную красоту русского балета

Поделиться

Лёгкость, благородство и изящность сплелись в хореографии Баланчина

Поделиться

Третья часть балета, «Бриллианты», исполняется под музыку Третьей симфонии ре мажор Чайковского

Поделиться

Баланчин использовал только четыре части симфонии, начиная со второй

Поделиться

Балет завершает великолепный полонез

Поделиться

В середине ноября главный редактор НГС Елена Ходырева встретилась с художественным руководителем НОВАТа Владимиром Кехманом, который рассказал о дорогой реконструкции театра и его репертуаре, а также своем банкротстве.

По теме

  • 24 ноября 2019, 12:00

    «Родители были возмущены»: скандальный режиссер-француз переехал в Новосибирск — работать в театре кукол
  • 14 ноября 2019, 14:10

    «Может, заработаем миллиард»: Владимир Кехман — о глобальных переменах в НОВАТе и миграции артистов
  • 14 октября 2019, 17:50

    «Станет ярче и красивее»: оперный театр вложит в новую подсветку здания 400 миллионов

Александра Бруня

Корреспондент

НОВАТБалетПремьера

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ2

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

КОММЕНТАРИИ155

Читать все комментарии

Гость

Войти

Новости СМИ2

«Драгоценности» Баланчина — Краткая история — The Ballet Spot

Автор Робин Джатсум

Мы стремимся сохранить наше сообщество сильным и позитивным, пока мы медленно приближаемся к концу, возможно, самого длинного года в истории. И у нас действительно есть так много, чтобы с нетерпением ждать весь ноябрь! Мы приветствуем Кристин, нашего нового инструктора, в нашей команде, проводим наш ежемесячный урок «Балет для дела» 27 ноября, а на следующих выходных — «Глотки и клипы» 15 ноября. С таким волнением вполне уместно, что тема этого месяца, Драгоценности, столь же захватывающая! 9Премьера фильма «0003

Драгоценности» состоялась 13 апреля 1967 года в Государственном театре Нью-Йорка. Созданный для New York City Ballet, балет представляет собой бессюжетный трехактный балет, представляющий три разных драгоценных камня: изумруды, рубины и бриллианты. Считающийся первым полнометражным абстрактным балетом, каждое действие драгоценности положено на музыку разными композиторами. Изумруды Габриэлю Форе, рубины Игорю Стравинскому и бриллианты Петру Чайковскому.

В оригинальном составе было много знаковых имен из New York City Ballet:
Emeralds исполнили Виолетта Верди, Мими Пол, Сара Леланд, Сьюки Шорер, Конрад Ладлоу, Франсиско Монсьон и Джон Принц. Рубины исполняли Патрисия Макбрайд, Патрисия Нири и Эдвард Виллелла. В Diamonds участвовали Сюзанна Фаррелл и Жак д’Амбуаз. Часто отмечают, что эти танцовщицы сделали балет таким, какой он есть, оживили его, поскольку их лица отражали сущность каждой драгоценности.

Первоначальная концепция балета восходит к первой постановке Симфонии до мажор Баланчина в 1947. В то время балет назывался Le Palais de Cristal, вдохновленным визитом Баланчина во всемирно известных французских ювелиров Van Cleef & Arpels.

Каждый драгоценный камень описывается New York City Ballet следующим образом:

«Изумруды движутся в завораживающем темпе Форе, а Рубины мчатся, как молния, сквозь джазовое каприччио Стравинского. Своей симфонической партитурой Чайковского «Бриллианты» чтят царственность классического наследия Баланчина».

Баланчин особо охарактеризовал Изумруды как воплощение французской элегантности, заявив, что Изумруды — это «воспоминание о Франции — Франции элегантности, комфорта, одежды, духов» (от The George Balanchine Trust). «Рубины» — классическое представление сотрудничества Баланчина со Стравинским. У Баланчина и Стравинского были прочные художественные отношения, результатом которых стали некоторые из самых известных работ Баланчина, включая «Агона», «Аполлона» и «Жар-птицу». Бриллианты считаются одой имперской России и ее грандиозности.

Костюмы были созданы знаменитым костюмером NYCB Барбарой Каринской. Каждое действие отличается не только музыкой и движением, но и одеждой. Женщины в изумрудах носят романтические пачки, как вы уже догадались, изумрудно-зеленого цвета. Женщины Rubies носят рубиново-красные купальники с прикрепленными юбками-фигуристками, расклешенными на бедрах. Стиль костюмов Рубинов очень распространен во многих балетах Баланчина. Diamonds — самая классическая, с женщиной в классической пачке и мужчиной в белых трико.

Блог балета Сан-Франциско предлагает «полный путеводитель» по балету, который красноречиво разбирает каждую драгоценность. Я рекомендую изучать балет дальше с помощью этого руководства, которое вы можете найти здесь.

Балет высоко ценится во всем мире, и многие труппы включают его в свой репертуар. В 2017 году в Линкольн-центре в Театре Дэвида Х. Коха была показана международная постановка « Драгоценности» в честь 50-летия балета. В этой постановке приняли участие балет Нью-Йорк Сити, балет Большого театра и балет Парижской оперы. Артисты балета Парижской оперы исполнили «Изумруды», «Сити балет» – «Рубины», Большого – «Бриллианты». Алистер Маколей, давний танцевальный критик NY Times, написал полный обзор одного из совместных выступлений актеров, который вы можете прочитать здесь.

Баланчинский репетитор Элиз Борн выражает суть того, что публика может ожидать от вечера, посвященного драгоценностям.

Хореографический триптих «как вкусная еда. У вас есть закуска, у вас есть основное блюдо, и в конце у вас есть большой десерт, который называется Diamonds».

Присоединяйтесь к нам в следующее воскресенье, 15 ноября, в 18:00 по восточному стандартному времени на Sips and Clips, нашу бесплатную ежемесячную вечеринку для просмотра, где мы будем смотреть клипы из Jewels и обсуждать их историю и влияние.

Процитированные работы:
https://www.balanchine.com/Ballet/Jewels

https://www.nycballet.com/discover/ballet-repertory/jewels/

https://www.nytimes. com/2017/07/21/arts/dance/balanchine-jewels-lincoln-center-festival-city-ballet-bolshoi-paris-opera-ballet.html

https://www.sfballet.org/about-george -balanchines-jewels/

Balanchine and Stravinsky: An Innovative Partnership

https://sfballet.blog/2019/ultimate-guide-to-jewels/

Jewels | George Balanchine | Pacific Northwest Ballet

https://www.qpac.com. au/international-series/bolshoi/about/jewels-synopsis/

Другие записи в блоге

Джордж Баланчин «Кому какое дело?» – Краткая история этого веселого джазового балета.

Автор: Робин Джутсум Кому какое дело? Баланчинский балет на музыку Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея. Премьера состоялась в феврале

Подробнее

«Западная симфония» Джорджа Баланчина — Краткая история.

Написано Робином Джутсумом Американские народные мелодии в аранжировке Херши Кея, ковбойские шляпы и хореография в стиле Баланчина — все это и многое другое вы можете получить

Подробнее

«Призрак розы» — краткая история этого важного балета.

Написано Робин Джутсум Хотя, возможно, «Призрак розы» хорошо известен только среди балетоманов, он представляет собой особую жемчужину балета 20-го века.

Подробнее

Просмотреть все сообщения

Обычно мы отвечаем в течение 24-28 часов. Для более быстрого ответа на ваш запрос, пожалуйста, звоните в рабочее время.

Имя

Адрес электронной почты

Номер телефона

Джордж Баланчин «Драгоценности» (балет в трех частях) (Классический балет)

Классический балет Джордж Баланчин «Драгоценности» (балет в трех частях)
Всемирно известный Мариинский балет и опера — создан 1783

Продолжительность: 2 часа 10 минут

Спектакль с 1 антрактом

Расписание Джорджа Баланчина «Драгоценности» (балет в трех частях) 2022

Композитор: Петр Чайковский
Композитор: Габриэль Фаюр90 Стравинского
Хореография: Джордж Баланчин
Постановка: Карин фон Арольдинген

Оркестр: Симфонический оркестр Мариинского театра

Классический балет в 3-х действиях

Мировая премьера: 13 апреля 1967, New York City Theater Ballet, New York City Theater Ballet
Премьера в России: 30 октября 1999 Мариинский театр, Санкт-Петербург, Россия
Премьера спектакля: 30 октября 1999 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург

Шедевр Джорджа Баланчина Драгоценности отражает влияние трех основных балетных школ: французской, американской и Русский, показывающий очарование, величие и красоту танца.

балет в трех частях

Музыка Габриэля Фора, Игоря Стравинского, Петра Чайковского

Хореография Джорджа Баланчина (1967)


Музыка: Габриэль Фор, Игорь Стравинский, Петр Чайковский
Хореография: Джордж Баланчин (1967)

I. Изумруды
Музыка: Габриэль Фор от Пеллеас и Мелизанда (1898 г.) и Шейлок (1889 г.)

II. Рубины
Музыка: Игорь Стравинский ( Каприччио для фортепиано с оркестром , 1929)

III. Бриллианты
Музыка: Петр Чайковский из Симфония № 3 ре мажор , 1875 ( первая часть пропущена )

Постановка: Карин фон Арольдинген, Сара Леланд, Элиз Борн и Шон Лавери
Декорации: Питер Харви (1967)
Костюмы: Каринска (1967)
Воссоздания костюмы курировались: Holly Hines
Оригинальное освещение:

Рональд Бейтс
Освещение: Перри Сильви

Мировая премьера: 13 апреля 1967 года, New York City Ballet, штат Нью-Йорк. Театр
Премьера в Мариинском театре: 30 октября 1999, Санкт-Петербург Санкт-Петербург

Время работы 2 часа 20 минут

Дополнительная информация

Copyright © 2004 Александра Томалонис, www.danceviewtimes.com

© Государственный академический Мариинский театр оперы и балета театр


О ПРОДУКЦИИ

Драгоценности — один из самых любимых балетов Баланчина в России. Он давно стал одной из визитных карточек хореографа Мариинского театра, а также одной из визитных карточек самого Мариинского театра в глазах всего мира. В этом нет ничего удивительного: кульминацией этого балета является тема русской классической школы, что-то очень близкое к русским танцорам, что в конечном итоге породило американца Баланчина, величайшего хореографа ХХ века.

Как известно, Джордж Баланчин — урожденный Георгий Мелитонович Баланчивадзе в Санкт-Петербурге — обучался в знаменитом Театральном училище (сегодня Академия русского балета имени Вагановой), работал в Мариинском театре и только в 1924 году эмигрировал, сначала за Дягилевские балета. russes , а затем tabula rasa «небалетной» Америки. Гражданин мира, он легко интегрировался в новые культурные просторы, хотя и сохранил невероятно высокое уважение к своей alma mater; именно это сочетание классического обучения со свободным и модернистским мышлением легло в основу его искусства. Драгоценности  — это также пример того, как его собственное наследие встречается с русской школой.
В то же время этот балет не совсем типичен для самого Баланчина. Во-первых, слишком специфично. Не сюжет (и здесь Баланчин, конечно, остается апологетом бессюжетного балета, чистого танца) — не сюжет, а те самые материальные образы, на которых он основан. В 1967 году Баланчин, в течение тридцати лет последовательно подводивший публику к понятию чистого танца, возведенного на такую ​​степень условности, какая существует только в музыке, здесь поставил балет о драгоценных камнях в духе самых архаичных из возможных аллегорий. ! Он также рассказывает трогательную историю о том, как Натан Мильштейн, его друг и великий скрипач, познакомил его (Баланчина) с ювелиром Клодом Арпельсом и как тот восхитился его коллекцией «потрясающих камней», решив поставить балет «о драгоценных камнях» без задержка (точнее, балет с костюмами, украшенными изумрудами, рубинами и бриллиантами, на музыку Форе, Стравинского и Чайковского). Он невинно добавил: «Я грузин, я люблю красоту!» Мысль о том, что он отказался от идеи четвертой части (сапфиры и Шенберг) только потому, что «цвет сапфиров трудно воспроизвести на сцене», Баланчин всегда встречал лукавой улыбкой. Он обожал такие таинственные пустяки и легкомысленный тон, которым нарочно упрощал суть своих блистательных произведений — вероятно, потому, что вовсе не считал нужным выражать ее словами. Но если ему когда-нибудь приходилось снабжать его письменным комментарием, он сравнивал работу балетмейстера с искусством шеф-повара и придавал нарочито наивную интонацию жизненному синопсису своих балетов. Он писал, например, что «Затем идет вариация солистки на легкую и возвышенную музыку. Далее следует танец другой солистки». Или, как в другом случае, «Стравинский и я просто решили использовать эту музыку, аранжировав ее в подходящей манере для ведущей пары танцоров, солистки и кордебалета мужчин и женщин».
На самом деле все эти драгоценные камни и их цвета, а также связанная с ними символика побудили Баланчина создать виртуозное произведение, невероятно сложное по форме и чрезвычайно легкое по ощущениям. Как мы уже говорили, Jewels состоит из трех частей – зеленой (изумруды), красной (рубины) и белой (бриллианты). Здесь Баланчин, как никогда ранее, воспользовался возможностями трехчастного формата: три произведения трех более чем разных композиторов настолько самостоятельны, что нередко исполняются как отдельные балеты, и в то же время они едины. общей идеей, что означает, что они могут быть полностью выражены только при совместном исполнении. Даже костюмы – длинные туники эпохи романтизма Изумруды , короткие юбки Рубины и классические пачки Бриллианты — все это связано воедино и имеет многочисленные пласты идей: три культуры, три балетные школы, три образа и три вида балерин.
Баланчин писал о Изумрудах , что если эта часть вообще что-то изображает, то это могут быть его собственные воспоминания о Франции: «Франция элегантности, комфорта, моды и парфюмерии…» Однако там нет ни комфорта, ни моды. , хотя есть тонкая ткань танца, танцевальные отклики на невнятные зовы музыки Форе и, кстати, воспоминания о русских классических балетах. Кто знает, может быть, здесь перед нами отражение его собственной парижской юности, тогда еще полной русских и детских воспоминаний? Хотя это Рубины , что более тесно связано с «самонадеянным» молодым Баланчиным.
Рубины , вторая часть, энергично контрастирует с первой. Постановка острая, остроумная и с пикантной ноткой иронии. Здесь Баланчин выступает как игрок, в диалоге и дружеском соперничестве со Стравинским: именно эта игра хореографии и музыки составляет внутренний сюжет « Рубинов ». Есть здесь, правда, и специфическая образность: хотя Баланчин и заявлял, что никогда не задумывал это как образ Америки, тем не менее она здесь просматривается достаточно отчетливо – джазовая, спортивная и жизнелюбивая Америка.
Бриллианты — это, конечно, российская часть, и не только из-за Чайковского. Это образ классического петербургского балета, это образ его предельного величия, его вершины и — в то же время — его портрет, полный восхищения и преклонения, созданный кем-то, кто давно уже стал великим американцем.

Добавить комментарий