Чепец что это: ЧЕПЕЦ | это… Что такое ЧЕПЕЦ?

Содержание

Почему дамы позировали для портретов в чепцах?: dombusin — LiveJournal

?
Categories:
  • Мода
  • Эпоха просвещения
  • Cancel

Часто считают, что чепчик или чепец – чисто домашний головной убор, скучный и старушечий. Но как же тогда быть с теми чепцами, которые бросали в воздух кричавшие «ура» грибоедовские женщины, ведь это было на улице, и явно кидали их не бабушки?

И почему так много портретов нарядных дам в чепчиках, зачем позировать для портрета в домашнем?

На самом деле, были годы, когда чепец был страшно модным и обязательным аксессуаром, а вообще это головной убор с длинной историей.

Прототип чепца появился еще в десятом веке – это был головной убор из платка, концы которого покрывали плечи. В средних веках чепцы носили и мужчины в качестве домашнего убора и шапочки для сна. А для женщин это был вообще самый распространенный убор, который надевали все сословия, от крестьян до знатных дам.

Но если чепец крестьянок и простых горожанок был признаком «приличия» и замужнего состояния, то у знати он стал дорогим аксессуаром, и какие только формы не принимал.

Чепец входил в моду в разных видах и под разными названиями – от конусов или парусообразных форм эпохи Марии Стюарт до кружевных накидок на парики во время Марии Антуанетты. Их украшали вышивкой, лентами, дорогим кружевом, бусинами и цветами, надевали дома, чтобы скрыть неприбранные волосы и на выход – под шляпу или вместо шляпы.

Из чепца родился такой интересный головной убор «на выход» как капор, не выходивший из моды много лет, и сам иногда надевавшийся на «нижний» чепец.

Чепцы носили повсеместно до середины 19 века, и только во второй половине позапрошлого века они стали выходить из моды. Вот тогда-то чепцы и стали «бабулиным» аксессуаром, а еще – головным убором прислуги. Остатки чепцов дошли и до наших дней – в виде детских чепчиков и наколок на головах официанток.

Друзья, носите головные уборы? По погоде или по моде?

Tags: живопись, культура, мода, стиль

Subscribe

  • Как появилась балетная пачка

    Пачкой мы привыкли называть пышную балетную юбочку, состоящую из множества слоев легкой полупрозрачной ткани. Хотя «по науке» пачкой…

  • Самый интимный подарок двести лет назад

    Иногда о людях прошлых веков думают как о невероятных скромниках, впадающих в шок от вида лодыжки под юбкой. Но они ничем не отличались от нас, и…

  • Скарлетт O’Хара – посланец из будущего?

    Похоже, в этом были уверены создатели знаменитого фильма с Вивьен Ли, которые потихоньку об этом намекнули. Действие фильма разворачивается в…

Photo

Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq

Previous

← Ctrl ← Alt

  • 1
  • 2

Next
Ctrl → Alt →

  • Как появилась балетная пачка

    Пачкой мы привыкли называть пышную балетную юбочку, состоящую из множества слоев легкой полупрозрачной ткани. Хотя «по науке» пачкой…

  • Самый интимный подарок двести лет назад

    Иногда о людях прошлых веков думают как о невероятных скромниках, впадающих в шок от вида лодыжки под юбкой. Но они ничем не отличались от нас, и…

  • Скарлетт O’Хара – посланец из будущего?

    Похоже, в этом были уверены создатели знаменитого фильма с Вивьен Ли, которые потихоньку об этом намекнули. Действие фильма разворачивается в…

«Все тот же тюлевый чепец»

В романе Пушкина «Евгений Онегин» неоднократно встречается упоминание о модном некогда головном уборе — чепчике. В истории моды дамские чепчики известны давно. В X-XI веках во Франции носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи, — именно из них возникли средневековые чепцы. В России они стали известны благодаря реформам Петра I, но, как писал Пушкин в «Арапе Петра Великого»: «Барыни пожилые старались хитро сочетать новый образ одежды с гонимою стариною: чепцы сбивались на соболью шапочку царицы Натальи Кириловны…» Лишь в царствование Екатерины II они становятся наиболее популярным головным убором. А к началу XIX века чепчик является обязательной деталью утреннего домашнего костюма, который скрыт от глаз посторонних. На балах и при выезде чепчик можно было увидеть только на пожилых дамах.

У каждого чепчика было свое собственное название, которое могло быть связано как с формой: Hugelhaube — «крылатый чепец» — с наставками по бокам в виде крыльев, так и с каким-нибудь историческим событием либо с именем той или иной известной дамы. Так, в январе 1803 года журнал «Московский Меркурий» рекомендовал «чепец а la Mameluc из голубой дымки» Название это связано с политическими событиями в Египте (сменой одной династии — мамелюкских эмиров — другой). В 1836 году «Вестник парижских мод» предлагал своим читательницам чепчик а-ля Шарлотта Корде «Мы опишем чепчики a la Charlotte Corday: длинные завязки из шелкового кружева, завязанные назади чепчика и упадают по плечам, с одной стороны лба приколота роза, которой бутоны падают на щеки, а с другой стороны — красивым розовый бант, на который склоняется кружевная оборка с прозрачным узором».

Выйдя замуж, матушка Татьяны Лариной «обновила наконец на вате шлафор и чепец». Дело в том, что замужество в конце XVIII — начале XIX веков сопровождалось некоторыми изменениями в гардеробе. Приведу выдержку из письма современницы Пушкина М.А. Волковой: «У матушек страсть выдавать замуж дочерей, хорошо ли, худо ли — лишь бы только пристроить, а дочки всячески стараются надеть чепчик, что зачастую дорого им обходится». Таким образом, чепчик становится в определенной степени символом нового положения женщины в обществе — замужней дамы.

Чепец Лариной, скорее всего, представлял из себя Shafhaube — обыкновенный ночной чепчик, который носили и в течение дня. Когда в деревню приехал Онегин, на матушке Татьяны Лариной мог быть надет парадный чепец а la vielle — «старушечий» — обычной круглой формы, с оборочками, большим бантом под подбородком. Несколько по-иному выглядел головной убор «тетушки княжны Елены». Ее тюлевый чепец — это и дань модам молодости, и свидетельство уже немолодого возраста. Возможно, что наряд тетушки Лариных был подобен костюму одной московской барыни, Н.Н. Хитровой, чье описание встречается на страницах воспоминаний Е.П. Яньковой: «Одевалась она на свой лад: и платье, и чепец были по особому фасону. Чепец тюлевый, с широким рюшем и с превысокой тульей, которая торчала на маковке…» И, наконец, на вечере Татьяны в Петербурге среди «цвета столицы» встречаются «дамы пожилые в чепцах и розах, с виду злые».

В 1825 году в моде были головные уборы, украшенные цветами. Так, журнал «Московский Телеграф» в это время писал: «Цветы, украшающие нарядные чепчики, все еще как будто скрыты в уборки оных. Узелок чепчика бывает на стороне». Вполне вероятно, что строчку «в чепцах и розах» можно рассматривать как описание головного убора — чепца, украшенного розами. В седьмом номере «Московского Телеграфа» за 1825 год было дано описание чепчика a la rosiere: «Новомодный нарядный чепчик a la rosiere, делается из белого креп-крепе с гирляндой розовых цветов». Rosiere в переводе с французского — «невинная дева, старая дева» в женском роде, а в мужском, без конечного «е», — «куст роз».

В пушкинской графике часто встречаются рисунки, изображающие знакомых поэту женщин в чепчиках: это либо пожилые дамы, либо молодые — в интимном утреннем наряде.

Е. Потемина. «Мир женщины»

Читайте также:

  • Кудри, локоны, парики…
Определение

в кембриджском словаре английского языка

Переводы cap

на китайский (традиционный)

帽子, (有帽舌的)便帽,制服帽, (防水的)帽…

Подробнее

на китайском (упрощенном)

帽子, (有帽舌的)帽子,制服帽, (防水的)帽…

Увидеть больше

на испанском

gorra, tapón, gorra [женский род]…

на португальском языке

boné, tampa, boné [мужской род]…

Увидеть больше

на других языках