Директор третьяковской галереи зельфира трегулова: Бывшая глава Третьяковки Зельфира Трегулова стала независимым искусствоведом

Сменился директор Третьяковской галереи: что это значит?

9 февраля Министерство культуры РФ назначило нового генерального директора Третьяковской галереи. 39-летняя Елена Проничева сменила Зельфиру Трегулову, которая руководила музеем с 2015 года. На её счету «громкие» выставки картин Серова, Айвазовского и Куинджи, которые запомнились многочасовыми очередями и даже выбитыми дверями. В чём причина перестановки в руководстве галереи и что это может значить для музея, разбираемся в Добро.Журнале

«Ощущение пустоты и беспросветности»

Зельфира Трегулова – бывший гендиректор Государственной Третьяковской галереи © Фото: Третьяковская галерея

В отставку отправили гендиректора Государственной Третьяковской галереи Зельфиру Трегулову. Она занимала эту должность восемь лет. В Минкульте заявили: причина увольнения в том, что закончился контракт. Однако сама Трегулова эти сведения не подтвердила.

«Хотите услышать, что я думаю о своём увольнении, о котором узнала из СМИ? Ничего!» – прокомментировала она журналистам агентства НСН.

В конце января Минкульт потребовал от Трегуловой, чтобы она предоставила информацию о соответствии экспозиции музея «духовно-нравственным ценностям». Повод – жалоба одного из посетителей. В письме некий Сергей Шадрин сообщил, что «от знакомства с экспонатами испытал глубокий пессимизм, ощущение пустоты и беспросветности».

«Тайная вечеря», Наталья Нестерова

В частности, он осудил полиптих Натальи Нестеровой «Тайная вечеря» из 13 картин. По его словам, «по содержанию полотен невозможно понять, кто является Иудой». Возмутили посетителя и сцены «многочисленных похорон, в том числе в присутствии маргинальных социальных элементов», «запойного алкоголизма» и «волюнтаристские интерпретации» в полотнах ХХ века. Экспозиция «не в полной мере соответствует духовно-нравственным ценностям», подытожил Шадрин.

«Такого рода жалобы в любой арт-институцию в изобилии, поэтому такое внимание к ней выглядит абсурдным, – рассказала Добро. Журналу основатель консалтингового агентства в арт-индустрии knower create Кристина Олешкевич – Её автор не имеет базовых знаний об истории искусств. То, что это стало предлогом для увольнения, говорит само за себя». 

По мнению Олешкевич, непродление контракта с Трегуловой выглядит спланированным. По данным телеграм-каналов, утром 10 февраля бывший гендиректор Третьяковки улетела из России: её заметили в бизнес-зале аэропорта Шереметьево.

Прежнее и новое

Разберёмся, чем отличается опыт прежнего и нового руководителей Третьяковки.

Зельфире Трегуловой 67 лет. Родилась в Риге в семье кинематографистов. Образование – искусствоведческое отделение истфака МГУ. До Третьяковки она организовывала международные выставки: во Всесоюзном художественно-производственном объединении Е. В. Вучетича, в Пушкинском музее и даже музее-заповеднике «Московский Кремль». Стажировалась в Нью-Йорке. С 2015 года возглавила Третьяковскую галерею.

Зельфира Трегулова © Фото: Третьяковская галерея

При Трегуловой музей целиком получил здание «Новой Третьяковки» на Крымском валу и привлёк сотни тысяч людей на резонансные выставки. Были и скандалы. В 2020 году в Прокуратуру Москвы поступило заявление о проверке действий администрации «Третьяковки» на экстремизм и оправдание терроризма. По мнению посетителей, выставка «Поколение XXI» романтизировала действия чеченких боевиков. Проверка тогда не привела к процессуальным последствиям.

Тем не менее, при Трегуловой ходить в Третьяковку стало «модно»: многочасовые очереди приходилось выстаивать на выставки работ Валентина Серова (2016 год), Ивана Айвазовского (2016 год), Архипа Куинджи (2018–2019 годы), Эдварда Мунка (2019 год), Михаила Врубеля (2021–2022 годы) и другие.

«Столько лет быть в искусстве возможно только человеку с чувством долга и любви к этой сфере, – отметила основатель консалтингового агенства в арт-индустрии knower create Кристина Олешкевич. – Думаю, человеку, который отдал восемь лет жизни одному месту, привёз столько исторических проектов, хотелось бы уйти красиво. С благодарностью от людей, посетителей, сообщества, страны. Её этого лишили».

«Зельфира Исмаиловна – талантливый искусствовед и смелый человек. Она вдохнула новую жизнь в культуру организации выставочных пространств в нашей стране – это новые, запоминающиеся форматы не только для России. Думаю, что также смело и достойно с этой ролью справится новый гендиректор Третьяковки», – рассказала Добро.Журналу заместитель руководителя ВОД «Волонтёры Культуры» Милена Богданова. 

Елена Проничева © Фото: ТАСС

Что известно о Елене Проничевой? Ей 39 лет. По данным РБК, она дочь генерала ФСБ Владимира Проничева. Образование – МГИМО по специальности «сравнительная политология». Работала в Государственной думе, в департаменте внешнеэкономической деятельности «Газпрома», в Газпромбанке, на ВДНХ.

В 2013 году её пригласили на пост исполнительного директора Еврейского музея и центра толерантности. В одном из интервью, Елена говорила, что пришла в музейную сферу из-за «желание иметь свободный график после декретного отпуска». В 2015 году она стала исполнительным директором Федерального научно-методического центра по вопросам психологии и педагогики толерантности, в 2020 — директором московского Политехнического музея.

10февраля 2023

Мероприятие

Онлайн

Литературная акция ко Дню памяти А.С. Пушкина.

Стать волонтером

«У Елены Владимировны есть неоспоримый, выдающийся организаторский талант, она всегда планирует на несколько шагов вперед и тем самым добивается поставленной цели, – рассказал Добро.Журналу генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода. – Когда в 2013 году она стала исполнительным директором нашего музея, благодаря её усилиям он был поднят на высочайший уровень: в его стенах стали регулярно проходить выставки крупнейших мировых художников, она принимала решения смелые и необходимые для роста музея экспериментальной формы».

Но о том, как изменится Третьяковская галерея при новом руководителе, Александр Борода комментировать не стал. 

Ранее Добро.Журнал писал, как венесуэльский художник создал самую большую в мире мозаику из пластиковых крышек. 

Заглядывайте в наши сообщества!

ВКонтакте — vk.com/dobro.press

Телеграм — t.me/dobrojournal

Фото: Третьяковская галерея, ТАСС

Новая в Третьяковке: почему сменился директор одного из главных музеев страны | Статьи

Приказ о продлении контракта теперь уже бывшего гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой лежал на столе у министра культуры еще 7 февраля, сообщили источники «Известий». Но именно истечение срока договора указано в качестве причины отставки в официальном релизе ведомства. Назначение на пост главы Третьяковки Елены Проничевой, руководившей Политехническим музеем, для арт-среды стало сюрпризом. Опрошенные редакцией представители крупных институций высоко оценивают вклад Трегуловой в развитие ГТГ и с надеждой смотрят на новое начальство Третьяковки. В том, как произошла перемена власти в самой знаменитой галерее страны и что ждет ГТГ с новым гендиректором, разбирались «Известия».

Февральская революция

В начале февраля в профессиональных кругах активно заговорили о том, что казавшаяся бессменной глава ГТГ Зельфира Трегулова может потерять свой пост. Контракт гендиректора истекал 7 февраля, и с приближением дня Х становилось всё яснее, что эти слухи имеют под собой вполне реальные основания. И когда 7 февраля никаких новостей не появилось, а Минкультуры и Третьяковка сохраняли молчание, стало понятно, что ситуация действительно уже нештатная.

Фото: ТАСС/Александр Щербак

Источник «Известий» в арт-сфере признался, что 8 февраля уже знал о грядущей отставке Трегуловой, но имя преемника оставалось нераскрытым. Другой инсайдер сообщил, что еще 7-го ему говорили об ином исходе — приказ о продлении контракта Зельфиры Исмаиловны лежал у министра на столе. По словам источников, среди обсуждаемых кандидатур звучало даже имя главы Манежа Ивана Демидова, но мало кто предполагал, что новым руководителем ГТГ станет директор Политехнического музея Елена Проничева.

В Минкультуры прокомментировали назначение лаконичным сообщением, отметив, что «Елене Проничевой предстоит сохранить лучший опыт сбережения фондов музея и продолжить развитие Государственной Третьяковской галереи и ее филиалов, в том числе в рамках создаваемых культурно-образовательных и музейных комплексов». Вместе с тем ведомство отметило и вклад прежнего директора. «Под ее руководством было организовано множество масштабных выставочных, образовательных, просветительских и научных проектов», — подчеркнули в пресс-службе министерства.

Из очереди на Серова

Зельфира Трегулова возглавляла Третьяковку с 2015 года, и за эти восемь лет музей преобразился — как в прямом, так и в переносном смысле. Во-первых, он существенно расширил свои площади. Здание на Крымском Валу стало принадлежать галерее целиком

(раньше музей делил его с Международной конфедерацией союзов художников), появились филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, а в столице был открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Помимо этого строится здание на Кадашевской набережной и фондохранилище в Коммунарке (последнее рассчитано на несколько музеев).

Строительство нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

Во-вторых, Третьяковка существенно изменила выставочную политику. Именно под руководством Трегуловой открылись ретроспективы Серова (2015), Айвазовского (2016), Верещагина (2017). Тогда даже появилось понятие «музейный бум», и хотя связано оно было не только с успехами ГТГ, именно Третьяковка выступила флагманом этого процесса и сделала максимум, чтобы широкая публика перестала воспринимать художественные музеи как скучные, непонятные и некомфортные места. Проще говоря, Трегулова сделала «ребрендинг» конкретного музея и в целом выставок как формы культурного досуга

.

Зельфира Исмаиловна, безусловно, многое сделала для ГТГ. Имея определенный международный опыт, она продвигала достойные проекты, сделала несколько блокбастеров, оживила пространство. Надо отдать ей должное, — отметил в беседе с «Известиями» ректор Санкт-Петербургской академии художеств, член Совета по культуре и искусству при президенте РФ Семен Михайловский.

Зельфира Трегулова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

До Третьяковки Трегулова возглавляла РОСИЗО. Нынешний гендиректор выставочного центра Ольга Галактионова в беседе с «Известиями» выразила уверенность, что у Трегуловой впереди «новый интересный этап профессиональной карьеры», и отметила, что «таким уровнем компетенций и профессионализма мало кто обладает».

— С Зельфирой Исмаиловной мы уже имеем опыт совместной работы в качестве куратора (например, в выставке «ДК СССР» она куратор раздела «Суровый стиль»). Надеемся, что сотрудничество продолжится и в будущем, — сообщила Ольга Галактионова.

Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

Высоко оценивает вклад бывшего директора и основатель Музея AZ, член попечительского совета Третьяковки Наталия Опалева.

Мы все помним выставки-блокбастеры в допандемийные годы, на которые приходили сотни тысяч человек, множество других экспозиций — возможно, не таких масштабных по посещаемости, но представляющих и современное искусство, и забытые имена художников и скульпторов. Началось восстановление «малых» музеев, в частности, открыт Музей Павла и Сергея Третьяковых. Шла активная работа по созданию филиалов, отдельного упоминания заслуживают важнейшие выставки за рубежом, в которых участвовала Третьяковка. Будучи членом попечительского совета ГТГ с 2020 года, я понимала, в каких непростых условиях руководство Третьяковской галереи оказывалось в эти годы и тем не менее находило решение возникающих проблем, — поделилась Наталия Опалева.

Царское дело

Пандемийные годы и последовавший за этим разрыв отношений с западным арт-миром, которые так усердно выстраивала Трегулова (например, обменные выставки с Ватиканом, организованные при личном содействии президента России Владимира Путина и папы Франциска I), действительно нанесли удар по музею. Но не менее тяжелым испытанием для директора оказалась череда скандалов — в последние годы они буквально преследовали ГТГ и лично ее руководителя.

Вот лишь самые резонансные: нападение вандала на картину «Иван Грозный и сын его Иван» Ильи Репина (недавно ее отреставрировали), похищение полотна «Ай-Петри. Крым» Архипа Куинджи с ретроспективы художника. Вскоре она была найдена, но осадок, как говорится, остался.

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

Наконец, самые свежие истории: отмена Московской международной биеннале буквально накануне ее открытия (в той ситуации министр Ольга Любимова поддержала позицию музея, но едва ли была довольна публичным выяснением отношений) и требование Минкультуры предоставить отчет о соответствии постоянной экспозиции «духовно-нравственным ценностям». Последнее стало реакцией на обращение посетителя ГТГ, обнаружившего в залах картины, «имеющие признаки деструктивной идеологии».

Третьяковку неоднократно обвиняли в демонстрации спорных произведений современного искусства, музей же последовательно отстаивал право на свободу художественного высказывания. Вероятно, и новая жалоба осталась бы внутренним делом, но почему-то этот факт стал достоянием общественности и тоже был использован для поддержания скандального информационного поля вокруг ГТГ. Суммарно подобные сюжеты вполне могли перевесить в восприятии властей достижения Трегуловой.

Семейные ценности

Сможет ли новый директор оградить музей от идеологических претензий, но при этом сохранить уровень выставочных проектов и не удариться в консерватизм? Пока сказать сложно. Елена Проничева с 2020 года возглавляла Политехнический музей, реконструкция которого продолжается и завершится лишь в 2025 году, а до этого семь лет руководила Еврейским музеем и центром толерантности. Его основатель президент Федерации еврейских общин России Александр Борода рассказал «Известиям», что глубоко признателен Проничевой за совместную работу.

Посетители на выставке «До востребования» в Еврейском музее и центре толерантности в 2017 году

Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин

Благодаря ее усилиям музей поднялся на высочайший уровень: в его стенах стали регулярно проходить выставки крупнейших мировых художников, она принимала решения смелые и необходимые для роста музея экспериментальной формы

, — поделился Александр Борода. — У Елены Владимировны есть неоспоримый, выдающийся организаторский талант, она всегда планирует на несколько шагов вперед и тем самым добивается поставленной цели. Пусть такая формулировка может показаться парадоксальной, но для организатора важно уметь заранее четко простроить даже импровизацию, чтобы она не просто успешно прошла, но и работала на перспективу.

Елена Проничева окончила МГИМО по специальности «Сравнительная политология». Ее отец — генерал армии, Герой России Владимир Проничев. В 2002-м был одним из руководителей операции по освобождению заложников, захваченных террористами на мюзикле «Норд-Ост». С 2003 по 2013 год возглавлял пограничную службу ФСБ РФ. Сестра Екатерина управляла ВДНХ и комитетом по туризму Москвы, а с прошлого года руководит Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Лучшая кандидатура

Эксперты из арт-среды оценивают назначение осторожно, но скорее позитивно и с надеждой.

На мой взгляд, в сегодняшних условиях это разумное решение. У Проничевой есть понимание старого и нового искусства, системный подход и, что немаловажно, опыт. Молодая, энергичная, открытая. Конечно, ей придется решать многие вопросы, не только касающиеся выставок, но надеюсь, справится. Из всех обсуждаемых кандидатур она, наверное, лучшая, — полагает Семен Михайловский. А Ольга Галактионова поздравила Елену Проничеву и пожелала успешной работы на новом месте, добавив, что пока не знакома с ней, но надеется на скорое знакомство и сотрудничество.

Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

В пресс-службе Политехнического музея «Известиям» сообщили, что он «продолжает свою деятельность согласно текущему плану развития». Временно исполняющим обязанности генерального директора Политехнического музея назначен Константин Фурсов.

Сама Елена Проничева, как, впрочем, и Зельфира Трегулова, была недоступна для СМИ. Пресс-служба Третьяковской галереи обещала подготовить развернутый комментарий позже, пока что ограничившись подтверждением официального сообщения Министерства культуры.

Минкультуры России снимает Третьяковку с режиссером Зельфирой Трегуловой

Зельфира Трегулова и Владимир Путин. Wikimedia Commons CC BY 4.0

Министерство культуры России уволило генерального директора Московской Третьяковской галереи после жалобы, в которой экспозиция обвинялась в демонстрации «признаков деструктивной идеологии».

Посетитель сказал, что почувствовал глубокий «пессимизм, пустоту и безысходность» от выставленных работ, изображающих похороны и «пьяный алкоголизм».

В январе министерство направило письмо с требованием, чтобы музей изменил свои экспонаты, чтобы привести их в соответствие с «духовными и нравственными ценностями» государства.

Искусствовед Зельфира Трегулова, курировавшая музей с 2015 года, узнала о внезапном увольнении из прессы. В ведомстве заявили, что уход связан с истечением срока контракта Трегуловой.

Трегулову заменит Елена Проничева, глава Российского Политехнического музея и бывший исполнительный директор Московского Еврейского музея и Центра толерантности. Согласно Forbes Россия , отец Проничевой, Владимир Проничев, ранее занимал должность замглавы ФСБ.

До Третьяковской галереи Трегулова работала в московском Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Музеях Московского Кремля. Ее обширное международное сотрудничество включает совместное курирование амазонок авангарда в нью-йоркском музее Гуггенхайма и назначение знаменитого голландского архитектора Рема Колхаса для проектирования Нового Третьяковского здания.

Реклама

Статьи по теме

  • Карин Хиндсбо возглавит Тейт Модерн

    ArtReviewNews

  • Художественный институт Сан-Франциско объявляет о банкротстве

    90 002 ArtReviewNews

  • Preis der Nationalgalerie 2024 достается четырем художникам

    ArtReviewNews

  • Ирина Осадчая, директор Купянского исторического музея, погибла в результате ракетного удара России

    ArtReviewNews

  • Представлены художники на биеннале в Сан-Паулу 2023 года

    ArtReviewNews

ArtReviewPreviewsartreview. com28 апреля 2023

В настоящее время на выставке в K11 Musea City as Studio представляет городской пейзаж как пространство для самовыражения и творчество

ArtReviewNewsartreview.com28 апреля 2023 г.

Директорство Хиндсбо начнется в сентябре

Реклама

Uli SiggOpinionArtReview28 апреля 2023

После дебатов вокруг открытия гонконгского музея M+ и спустя год после Documenta 15, как мы можем сбалансировать конкурирующие взгляды на то, что должно делать искусство ?

Robert BarryReviewsArtReview28 апреля 2023

«МОБИ ДИК» Ву Цанга; или «Кит» пересматривает Великий американский роман как политическую аллегорию, странный роман и научно-фантастическую фантазию

ArtReviewNewsartreview.com27 апреля 2023

Под угрозой ликвидации находятся активы на сумму 65 миллионов долларов, включая фреску Диего Риверы

ArtReviewNewsartreview. com27 апреля 2023 г.

Новые работы художников будут выставлены в Гамбургском вокзале – Национальной галерее гегенвартов с апреля по сентябрь 2024 г.

Claudia rossreviewsartreview27 апреля 2023 г.

В новом шоу на Make Room, Лос -Анджелес, картины Майури предлагают и отрицают повествовательную разборчивость социальных монет. полностью», — сказал Президент Украины Владимир Зеленский.0003

Победитель будет объявлен в декабре

Директор престижной московской галереи покидает пост из-за обвинений в «непатриотизме»

Евгений Пригожин, основатель российской военизированной группировки «Вагнер», пригрозил вывести свои войска из охваченного боем украинского города Бахмут если проблемы с поставками боеприпасов не будут решены, поскольку президент Владимир Зеленский призвал к современным системам ПВО после одного из самых смертоносных российских ударов по гражданским объектам за последние месяцы.

В интервью, опубликованном 29 апреля, Пригожин сказал, что он будет «вынужден вывести некоторые подразделения» из Бахмута, если Вагнер в ближайшее время не получит больше боеприпасов, продолжая жалобу, которую он озвучивал в течение нескольких недель.

Бахмут, ключевой транспортный узел Донецкой области, стал местом самых ожесточенных боевых действий за последние несколько месяцев, в ходе которых обе стороны понесли большие потери.

Брифинг в прямом эфире: вторжение России в Украину

Брифинг RFE/RL в прямом эфире дает вам все последние события о полномасштабном вторжении России, контрнаступлениях Киева, военной помощи Запада, глобальной реакции и бедственном положении мирных жителей . Все репортажи RFE/RL о войне нажмите здесь .

Украинские военные представители заявили, что потеря Бахмута, расположенного на возвышенности, обеспечивающей естественную оборону, откроет для нападения ее войска, расположенные в других частях восточного региона.

Вагнер с прошлого года возглавляет наступление русских на Бахмут, но ему не удалось выбить украинских боевиков, которые все еще удерживают западные окраины города. Пригожин предупредил, что уход Вагнера из Бахмута приведет к краху России на других участках 1000-километрового фронта.

Пока Пригожин говорил, российские войска продолжали оказывать давление на линию фронта Бахмут-Адвиевка-Марьинка, нанеся 48 безуспешных ударов по украинским позициям. осаду Бахмута с прошлого лета, получая лишь постепенные успехи за счет огромных потерь жизней и снаряжения.

Тем временем Зеленский призвал союзников и партнеров Украины предоставить Украине более совершенные средства противовоздушной обороны после того, как по меньшей мере 25 человек, в том числе несколько детей, были убиты в результате волны российских ударов по украинским городам, включая столицу Киев, рано утром 28 апреля.

Наиболее пострадавшим стал Умань, город в Черкасской области центральной Украины, где по меньшей мере 23 человека, в том числе четверо детей, погибли в результате попадания российской ракеты в девятиэтажный жилой дом, по данным МВД Украины.

Предполагается, что в той части здания, в которую попал снаряд, проживало 109 человек.

Городской совет Умани объявил трехдневный траур, а прокуратура возбудила уголовное дело по факту забастовки, сообщили власти.

Фотогалерея:
«Ночь русского террора»: смертоносные ракетные обстрелы украинских городов

Россия запустила более 20 крылатых ракет и два беспилотника в сторону Киева и других украинских городов в ходе смертоносной атаки 28 апреля. Умань несет много жертв.

  • Электронная почта другу

В Днепре, крупном городе на реке Днепр в центральной Украине, в результате российской атаки погибли женщина и маленькая девочка, несмотря на то, что украинским ПВО удалось сбить семь ракет.

Один человек погиб в результате обстрела российскими войсками города Белозерка на юге Херсонской области.

«ПВО, современная авиация, без которой не бывает полноценно эффективной ПВО — артиллерия, бронетехника. Все, что необходимо для обеспечения безопасности наших городов, наших сел, как в тылу, так и на передовой, » Зеленский сказал в своем ночном обращении 28 апреля поздно вечером. . Украина неоднократно просила западные самолеты усилить свою ПВО.

«Мы не будем медлить, мы начнем [контрнаступление] еще до того, как у нас будут [американские] F-16 или что-то еще», — сказал он.

Ранее Зеленский осудил забастовки как «ночь русского террора».

«Русское зло можно остановить оружием — это делают наши защитники. И его можно остановить санкциями — надо усилить глобальные санкции.»

Россия с помощью третьих стран уклонялась от некоторых санкций, уменьшая ожидаемое влияние на свой бюджет и способность финансировать войну.

Атака также была нацелена на Киев, но украинская ПВО сбила большую часть ракет, летевших в сторону столицы.

Командование ВВС Украины позже сообщило, что комплексный удар по украинским городам был нанесен российскими стратегическими бомбардировщиками Ту-195, летевшими из Каспийского региона.

Командование сообщило, что украинская ПВО уничтожила 21 из 23 крылатых ракет и два беспилотника в центральной, восточной и южной Украине.

Добавить комментарий