Дирижер пермского оркестра теодор курентзис: оркестр musicAeterna – musicAeterna

Теодор Курентзис (Teodor Currentzis) | Belcanto.ru

Теодор Курентзис — один из самых известных и своеобразных молодых дирижеров нашего времени. Концерты и оперные постановки с его участием всегда становятся незабываемыми событиями. Теодор Курентзис родился в 1972 г. в Афинах. Окончил Греческую консерваторию: теоретический факультет (1987) и факультет струнных инструментов (1989), также изучал вокал в Греческой консерватории и «Афинской Академии», посещал мастер-классы. Обучение дирижированию начал в 1987 г. и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1991 г. — главный дирижер Летнего Международного фестиваля в Греции.

С 1994 по 1999 г. занимался у легендарного профессора И.А.Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Был ассистентом Ю.Темирканова в Заслуженном коллективе России Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии.

Помимо этого коллектива, сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром (в частности, в феврале-марте 2008 совершил с РНО большое турне по США), Большим симфоническим оркестром им.

П.И.Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф.Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским камерным оркестром «Musica Viva», Греческим национальным, Софийским и Кливлендским фестивальными оркестрами. С 2003 года — постоянный приглашённый дирижёр Национального филармонического оркестра России.

Творческое сотрудничество связывает дирижера с Московским театром «Геликон-опера». Осенью 2001 года в театре состоялась премьера оперы Дж. Верди «Фальстаф», в работе над которой Теодор Курентзис выступил в качестве дирижера-постановщика. Также Курентзис неоднократно дирижировал в театре «Геликон-опера» другой оперой Верди — «Аида».

Теодор Курентзис выступал на многих международных музыкальных фестивалях в Москве, Кольмаре, Бангкоке, Картоне, Лондоне, Людвигсбурге, Майами. Дирижер-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А.Щетинского (либретто А.

Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля (2002).

В 2003 выступил в качестве дирижера-постановщика балета «Поцелуй феи» И.Стравинского в Новосибирском театре оперы и балета (балетмейстер А.Сигалова), в марте 2004 — оперы «Аида» Дж. Верди (режиссёр-постановщик Д.Черняков), которая была удостоена нескольких наград на «Золотой Маске» (2005), в том числе и в номинации «дирижер-постановщик».

С мая 2004 Т.Курентзис — главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и Камерный хор New Siberian Singers, специализирующиеся в области исторического исполнительства. За 5 лет существования эти коллективы стали популярны не только в России, но и за рубежом.

По итогам сезона 2005-2006, согласно мнению ведущих критиков, дирижёр был назван «Персоной года».

В начале сезона 2006-2007 Теодор Курентзис вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей Новосибирского государственного театра оперы и балета — «Свадьба Фигаро» (режиссер-постановщик Т. Гюрбач) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер-постановщик Г.Барановский).

Дирижёр широко известен как специалист в области вокала и оперного стиля. С огромным успехом в Москве прошли концертные исполнения опер: «Дидона и Эней» Г.Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка, «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуан» В.А.Моцарта, «Золушка» Дж.Россини, «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й.Гайдна. В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 г., в день рождения великого пианиста, в Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Дж.Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

Помимо интереса к музыке композиторов барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своем творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более 20 мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов. С осени 2006 в числе известных молодых деятелей культуры он выступает соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».

В сезоне 2007-2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с феноменальным успехом.

Теодор Курентзис дважды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска»: «За яркое воплощение партитуры С.С.Прокофьева» (балет «Золушка», 2007) и «За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма» (опера «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта, 2008).

В июне 2008 дебютировал в Парижской Национальной опере (дирижер-постановщик оперы Дж. Верди «Дон Карлос»).

Осенью 2008 звукозаписывающая компания Alpha выпустила диск с оперой Г.Пёрселла «Дидона и Эней» (Теодор Курентзис, Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble, Камерный хор New Siberian Singers, Симона Кермес, Димитрис Тилякос, Дебора Йорк).

В декабре 2008 выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж. Верди «Макбет» — совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской Национальной оперы. В апреле 2009 года премьера с огромным успехом прошла и в Париже.

Указом Президента России Д.Медведева от 29 октября 2008 года Теодор Курентзис в числе деятелей культуры — граждан иностранных государств — был награждён Орденом Дружбы.

С сезона 2009-2010 гг. Теодор Курентзис — постоянный приглашённый дирижёр Государственного академического Большого театра России, в котором подготовил премьеру оперы А.Берга «Воццек» (постановка Д.Чернякова). Помимо этого, под руководством маэстро Курентзиса осуществлены новые спектакли в Новосибирском театре оперы и балета, концерты в Новосибирске с Musica Aeterna Ensemble, в которых прозвучали произведения Бетховена, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича (солисты А.Мельников, фортепиано и В.Репин, скрипка), концерт в Брюсселе с Бельгийским Национальным оркестром 11 марта 2010 (симфония «Манфред» Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром Грига, солистка Е.

Леонская) и многие другие.

С 2011 — художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени Чайковского.

Источник: сайт Московской филармонии

Публикации

Мистерия на конец трагедии 03.08.2022 в 01:19

На Зальцбургском фестивале отменили «отмену русской культуры» 02.08.2022 в 23:51

Новый «Дон Жуан» на Новой сцене Большого 12.11.2021 в 19:04

О спектакле Теодора Курентзиса и Ромео Кастеллуччи по опере Моцарта «Дон Жуан» 22.08.2021 в 00:33

Солисты MusicAeterna в Московской филармонии 03.11.2019 в 20:51

Последний день Курентзиса: о требованиях маэстро к властям Пермского края (operanews.ru) 21.08.2019 в 14:14

В Петербурге выступили против переезда Курентзиса (operanews.ru) 14.08.2019 в 00:12

Итоги концертной программы Зальцбургского фестиваля 2018 15.11.2018 в 14:15

Прокуратура проверит выполнение госзадания в Пермском театре оперы и балета 10.11.2018 в 00:00

Как Курентзис разде(ла)л Девятую симфонию Бетховена 19. 08.2018 в 18:10

О самом интересном на Зальцбургском фестивале 2018 07.07.2018 в 18:10

Венсан Дюместр: «В музыке всему можно научиться» 15.04.2018 в 16:32

Реквием Моцарта на небе завершенный 21.06.2017 в 01:15

В Перми поставили «Богему» Пуччини 14.05.2017 в 13:55

«Танец дикарей» в Московской консерватории 03.04.2017 в 18:52

Надежда Павлова: «Незачем противиться своей природе, даже ради денег и славы» (operanews.ru) 26.12.2016 в 20:07

«Королева индейцев» на фестивале в Бремене 15.09.2016 в 22:26

Новая «Золушка», «Кантос» и Дягилевский фестиваль в Перми 03.09.2016 в 20:00

Премьера шедевра Верди на Дягилевском фестивале (operanews.ru) 04.07.2016 в 18:09

Пермский «Дон Жуан» на «Золотой Маске» (operanews.ru) 24.02.2016 в 23:20

Оперная панорама (operanews.ru) 24.02.2016 в 23:19

Новый сезон в Пермском театре оперы и балета 19.08.2015 в 17:59

«Удиви меня!»: в Перми завершился Дягилевский фестиваль 07.06.2015 в 15:25

В Люцерне прошел Пасхальный фестиваль 14. 04.2015 в 18:18

В Перми прошла премьера вечера английской хореографии 07.01.2015 в 18:56

На концертном исполнении «Королевы индейцев» Пёрселла в Москве (operanews.ru) 29.12.2014 в 22:26

Пермская «Королева индейцев» на «Золотой маске» (operanews.ru) 29.12.2014 в 22:25

Хроника четырех дней Люцернского летнего фестиваля-2014 23.10.2014 в 19:36

Премьерой «Дон Жуана» завершился цикл «Пермский Моцарт» 02.10.2014 в 14:56

Лето фестивалей началось в Перми 24.07.2014 в 17:35

Пермскую «Свадьбу Фигаро» сыграли в Москве (operanews.ru) 30.03.2014 в 22:00

Премьера балета «Ромео и Джульетта» Макмиллана на Дягилевском фестивале 15.06.2013 в 16:17

Пермь — новая культурная столица России? 07.04.2013 в 21:44

Пермский балет на фестивале «Золотая маска» 03.04.2013 в 21:41

На фестивале «Mozartwoche» в Австрии 25.02.2013 в 17:43

«Золотая маска» в разгаре (operanews.ru) 25.02.2013 в 11:55

Рамо-шоу от Курентзиса (operanews.ru) 06.11.2011 в 08:12

«Возвышение и падение города Махагони» Курта Вайля в Москве 17. 09.2011 в 15:24

В Москве вручены «Золотые маски» 16.04.2011 в 09:18

Премьерный «Дон Жуан» в Большом 04.11.2010 в 21:03

Послесловие к премьере «Воццека» Берга в Большом театре 21.12.2009 в 12:47

Мастер-класс «Зачем оркестру нужен дирижер?» 16.10.2008 в 11:17

«Дон Карлос» и «Капулетти и Монтекки» на сцене Бастий 10.07.2008 в 21:30

В Парижской опере дебютировал Курентзис 09.06.2008 в 14:01

Спектакли Новосибирского театра оперы и балета на «Золотой маске» 04.04.2008 в 15:40

Бетховен и Пуччини с Теодором Курентзисом 03.04.2008 в 20:08

Новосибирская опера представила «Свадьбу Фигаро» на «Золотой маске» 02.04.2008 в 15:29

Теодор Курентзис представил одну из самых неординарных программ сезона 13.03.2008 в 14:14

Теодор Курентзис продирижировал забытой музыкой 12.03.2008 в 01:10

Завершился фестиваль памяти Олега Кагана 06.12.2007 в 19:22

Фестиваль «Территория» закрыли автоматчики в противогазах 16.10.2007 в 13:39

Земное вместо вечного 17. 05.2007 в 10:25

Галузин очаровал публику 16.03.2007 в 12:33

Теодор Курентзис открыл в музыке Шостаковича исторические пласты 26.12.2006 в 19:27

Рихард Третий в нокауте 30.11.2006 в 20:44

«Золушка» Россини: крепкий орешек 29.11.2006 в 02:17

«Золушка» от Теодора Курентзиса 23.11.2006 в 22:29

Анна Бонитатибус: «Оперы эпохи барокко — лекарство для голоса» 23.11.2006 в 15:42

Симона Кермес: «Дона Анна совсем не монашка» 27.07.2006 в 00:47

Концертное исполнение «Орфея и Эвридики» Глюка в БЗК 26.01.2006 в 01:04

Вечер памяти Евгения Светланова в ММДМ 16.06.2005 в 15:13

Премьера Пятой симфонии Алексея Рыбникова в КЗЧ 26.05.2005 в 14:49

Пермская опера потеряла Теодора Курентзиса Дирижер с мировым именем больше не работает в Перми. Почему это произошло?: Театр: Культура: Lenta.ru

1

Курентзис ушел из Пермской оперы

В конце июня стало известно, что греческий и российский дирижер Теодор Курентзис покидает пост художественного руководителя Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. Его контракт истекает в феврале 2021 года, однако дирижер расторг его по собственной инициативе. Спектакли, созданные под руководством Курентзиса, более не будут идти в театре. Курентзис возглавлял Пермскую оперу с 2011 года — в город на Каме он переехал из Новосибирска, где до этого семь лет работал главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета.

2

Имя дирижера известно во всем мире

Курентзис — 47-летний дирижер с мировой известностью, неоднократно именовавшийся в отечественной прессе гением. В 1990-м он основал камерный оркестр в Афинах, принимал участие в концертных программах оркестра Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургского симфонического оркестра, оркестра Мариинского театра. В 2008-м дебютировал в Парижской национальной опере, работал в качестве приглашенного дирижера в Большом театре, был главным дирижером и музыкальным руководителем Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Он также выступает одним из организаторов фестиваля современного искусства «Территория». В настоящее время Курентзис остается руководителем Дягилевского фестиваля, а также хора и оркестра musicAeterna. Помимо этого, Теодор Курентзис — восьмикратный обладатель национальной театральной премии «Золотая маска».

3

Курентзис превратил Пермь в музыкальную столицу России

Придя на пост главного режиссера Новосибирского театра в 2004-м, через год Курентзис основал оркестр и хор musicAeterna, получил за это время две «Золотые маски» и осуществил первый в истории совместный проект Новосибирского театра и Парижской национальной оперы — постановку оперы Джузеппе Верди «Макбет». Премьера прошла в 2009 году в Париже. В Перми, куда дирижер перевез часть музыкантов оркестра musicAeterna, он возглавил международный Дягилевский фестиваль, посвященный современным уникальным проектам различных видов искусств. За время работы Курентзиса в Пермском театре musicAeterna получил мировую известность. За Пермью же, где базировался оркестр и хор, закрепился статус музыкальной державы России, известной за ее пределами, — это слова самого дирижера, который утверждает, что благодаря его деятельности в городе наконец начал развиваться туризм.

Помните, в «Криминальном чтиве» есть момент, когда обдолбанной героине должны сделать укол адреналина в сердце? Только это может ее оживить. То, что делает Курентзис, это тот самый прямой укол адреналина в сердце. Так, как работает он, не может работать никто.

Дмитрий Ренанский, театровед

4

Уход Курентзиса связали с появлением в Перми Владимира Кехмана

Дирижер покинул пост худрука после того, как к проекту по строительству новой сцены театра привлекли бывшего бизнесмена, художественного руководителя одновременно двух театров — Михайловского в Петербурге и Новосибирского театра оперы и балета. Проблема со сценой театра стояла уже давно, и обновлять ее собирались задолго до прихода Курентзиса. Режиссер переехал в Пермь после того, как власти края дали ему обещание, что этой задаче присвоят высшую степень важности. В то время строить новую сцену планировали по проекту британского бюро Дэвида Чипперфильда, согласно которому к историческому зданию 1879 года собирались пристроить еще одно, современное, с большой оркестровой ямой и сценой.

За то время, пока Курентзис возглавлял театр, в Пермском крае сменились три губернатора, а к строительству новой сцены так и не приступили. От проекта Чипперфильда впоследствии и вовсе было решено отказаться.

Дирижер Теодор Курентзис (справа) во время выступления на концерте в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Фото: Андрей Махонин / «Коммерсантъ»

5

Кехман занялся проектом сцены без согласия Курентзиса

Деньги на строительство пообещали выделить из федерального бюджета. Источники, в том числе в правительстве Пермского края, заявили «Медузе», что Кехман появился в этой истории вместе с федеральными чиновниками. По словам источника «Коммерсанта», власти края поддержали его участие в проекте в надежде на получение средств из федерального бюджета.

6

Владимир Кехман — бизнесмен, торговавший бананами и внезапно занявшийся театром

Кехман якобы имеет тесные связи с министром культуры России Владимиром Мединским, который назначил его худруком и гендиректором Новосибирского театра, позволив при этом продолжать работать в Петербурге, где он руководил Михайловским театром. До прихода в театральный мир Кехман был печально известен как основатель компании Joint Fruit Company, поставлявшей в Россию, в частности, бананы из Эквадора. В 2010 году в ящиках с бананами JFC была обнаружена крупная партия кокаина общей массой почти 120 килограммов. Компания признана банкротом в 2012-м.
По словам источников «Медузы», Кехман лоббирует новый проект театра, которым займется петербургская строительная компания «Строй-эксперт». Сам он отрицает причастность к этой компании, утверждая, что был приглашен ее главой по старому знакомству в роли «театрального эксперта». Курентзис указал на то, что «Строй-эксперт» — единственная компания, участвовавшая в конкурсе на строительство сцены.

Кехман построит новую сцену пермской опере и там тоже будет толкаться. Может быть его назначат худруком. Уволится ли кто-то из пермской оперы после этого? Doubt it. Будет там банановый курорт, каррарский мрамор и прозрачные стены + три эскалатора. Вообще ******* [круто]! Будут ставить, я не знаю, новую русскую оперу композитора Демуцкого на либретто Захара Прилепина, шобы за душу цепляло. Пермяки любят искусство живых авторов!

Виктор Вилисов, театральный критик

7

Курентзис и Кехман ранее конфликтовали из-за скандала в Новосибирском театре

Курентзис ушел из Новосибирского театра оперы и балета за четыре года до прихода туда Кехмана, однако дирижер и новый руководитель схлестнулись дистанционно из-за скандала с оперой «Тангейзер» — первый поддерживал уволенного с поста директора театра Бориса Мездрича, называя запрет постановки и кадровые чистки цензурой, а второй позже в интервью «Ленте.ру» заявил, что Курентзис должен Новосибирскому театру, потому что, проработав в нем почти десять лет, «ничего не оставил и очень много забрал». В частности, Кехман желал от дирижера бесплатное открытие концертного зала. В недавнем интервью бывший бизнесмен, комментируя уход Курентзиса из Пермского театра, выступил со схожим обвинением, а также назвал дирижера Иудой.
В том же интервью Кехман обвинил Курентзиса в том, что тот «вероломно забирает лучших музыкантов», потому что платит им за репетиции. Он заявил, что именитый дирижер — миф, на который доверчивая русская публика купилась из-за «ночных концертов, кальсонов и красных шнурков», и предположил, что Курентзис антисемит и потому не любит Кехмана, возмутился, что дирижер не оставил после ухода из Пермской оперы ни одного спектакля и заявил, что не понимает, что за «элита» посещает концерты Курентзиса. Помимо этого, Кехман назвал его «ограниченным» дирижером «малой формы».

«Все, что можно, он в театре взял: нигде бы не смог получить столько репетиций, иметь такое количество бесплатной рабочей силы, которую он имел сначала в Новосибирске, потом в Перми. Взять — взял и бросил театр»

Владимир Кехман

Дирижер Теодор Курентзис (слева) и солистка Московской филармонии Елена Ревич (справа) во время концерта Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» в Концертном зале имени Чайковского

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

8

Курентзис крайне негативно отнесся к участию Кехмана в проекте

В апреле губернатор Пермского края устроил круглый стол, посвященный проекту, без участия Курентзиса. На совещании присутствовал директор театра, и по словам дирижера, между участниками дискуссии возник конфликт. Говоря о действиях Кехмана, он подчеркнул, что «даже не хочет произносить его имя», а его участие в проекте назвал «рейдерским захватом». Через два месяца после этого совещания Курентзис, не желая разваливать театр, написал письмо об уходе. В нем он указал, что «хотел создать что-то не для себя, а для людей, которые живут в этом городе».

Я хотел помочь создать консерваторию, чтобы следующие поколения прекрасных музыкантов были пермяками, хотел дать стимул талантливым людям остаться здесь и развивать этот город. Я помню, как мне сказали: власть не считает это целесообразным, у города все есть, мы самые лучшие. Были такие времена. Помню, однажды депутат заявил на заседании заксобрания: Курентзис не стоит таких денег. Я его понимаю. Ибо есть люди, которые не различают понятия цены и ценности. Оба слова имеют одинаковый корень, но часто в жизни они бывают полностью противоположны по смыслу.

Теодор Курентзис, дирижер

9

От дирижера требовали согласовывать спектакли и сократить гастрольную деятельность

Едва ли Кехмана можно назвать главной причиной, по которой Курентзис решил покинуть Пермскую оперу. В интервью Собчак дирижер рассказал, что губернатор Пермского края Максим Решетников не посещал его премьеры, а местный министр культуры укорял его в том, что тот гастролирует по миру вместо того, чтобы сидеть в Перми, говорил о согласовании спектаклей и указывал на малый доход театра, требуя зарабатывать больше денег. Более того, Курентзис заявил, что за год его театру устроили «примерно 24 проверки». В краевом министерстве культуры дирижера поправили — проверок за 2018 год в театре от разных ведомств было устроено не 24, а 13. Из них три — финансовые.
Курентзис также поведал, как по просьбе губернатора после операции на почках, несмотря на запрет врачей, продирижировал «Ромео и Джульетту», из-за того, что глава края пригласил на показ своих друзей. После концерта ему пришлось повторно делать операцию, но ни губернатор, ни его друзья лично его не поблагодарили за работу.

Уход Теодора из Пермского театра большая беда. Стало еще одной российской провинциальной ямой больше. […] В условиях холодно-агрессивного созерцания со стороны федерального Минкульта за тем, какую утрату терпит и как может погибнуть выдающийся коллектив, совершенно очевидно, что защитить талантливого дирижера некому.

Александр Сокуров, режиссер

Дирижер Теодор Курентзис (слева) и оперный певец, профессор Московской консерватории Зураб Соткилава (в центре) во время церемонии вручения Российской национальной театральной премии «Золотая Маска»

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

10

Это не единственный российский театр, потерявший худрука в 2019 году

2019 год в России — год театра. В его преддверии, в октябре 2018-го, Минкульт вышел из статуса учредителя главной театральной премии России «Золотая маска» и объявил о планах создания новой государственной премии. В декабре Мединский убрал с поста худрука МХАТ имени Горького народную артистку СССР Татьяну Доронину, возглавлявшую заведение 30 лет. На ее место поставили театрального режиссера Эдуарда Боякова, а Доронину назначили на специально введенную должность президента театра. В июне 2019-го труппа МХАТ записала видеообращение с требованием вернуть ее на должность худрука, заявив, что артистку «вынудили» подписать соглашение об уходе. Против нового руководства выступают около 30 человек из труппы.
Еще один скандал, за которым последовал уход художественного руководителя, связан с Ярославлем — в марте Мединский подписал указ о слиянии старейшего в России ярославского Театра имени Волкова и Александринского театра в Первый национальный театр России. Директор Волковского театра Алексей Туркалов выступил против этого решения, его поддержала общественность, и премьер-министр России Дмитрий Медведев приостановил приказ Мединского. Спустя несколько месяцев СМИ заговорили о внутреннем конфликте в Волковском театре между директором и худруком Евгением Марчелли. В начале июля Мединский, «решая спор в коллективе», уволил Туркалова и объявил Марчелли выговор «за действия, которые привели к репутационным потерям». Тот впоследствии заявил о своем уходе из театра.

Для Перми этот сюжет, обычный в художественном мире, может оказаться слишком депрессивным. В течении пяти лет одни потери и нет приобретений. Губер недавно сказал, что вот, мол, в культурных проектах важны здания, а не люди. Думаю, сможет убедиться в обратном.

Марат Гельман, арт-менеджер

Земля колеблется под Теодором Курентзисом • Журнал ВАН

Как говорится, на войне правда — первая жертва. Возможно, вторая или третья потеря — это ощущение точки зрения на то, что происходит на периферии войны. Когда мир разделен на своих и чужих, трудно найти место для промежуточных. Но именно там обычно и находится истина.

Дирижер греко-российского происхождения Теодор Курентзис был противоречивой фигурой еще до российского вторжения в Украину. Некоторые считали его самым большим шарлатаном в классической музыке. Другие думали, что он единственный, кто может спасти поле. Но это обсуждение всегда касалось его внешности, а не музыки. Курентзис всегда был лучшим, более серьезным художником, чем его пафосные интервью и иногда безвкусное представление себя в качестве падшего романтического героя, как бы уверяли зрители. В 2018 году он стал музыкальным руководителем Симфонического оркестра SWR на юго-западе Германии, завершив свое вступление в музыкальное учреждение.

24 февраля российские войска вторглись в Украину, и статус Курентзиса изменился буквально за одну ночь. Российские коллеги-дирижеры, такие как Владимир Юровский и Кирилл Петренко, быстро выступили против нападения и путинского режима, но Курентзис хранил молчание. Он не ответил на просьбы о комментариях и не участвовал в сборе высказываний российских музыкантов против войны. Поскольку его оркестр подвергался все большему давлению из-за молчания его самого дорогого сотрудника, организация, финансируемая государством радиостанция, опубликовала в конце марта робкое заявление. «Теодор Курентзис и члены симфонического оркестра SWR твердо поддерживают общий призыв к миру и примирению», — говорится в нем.

Курентзис хранил молчание, и возникали различные теории, объясняющие его молчание. Вскоре выяснилось, что оркестр и хор Курентиза MusicAeterna поддерживаются находящимся под санкциями полугосударственным банком ВТБ. Председатель правления оркестра Андрей Костин входит в состав правления оркестра, как и Эльвира Набиуллина, глава Центрального банка России. Недавнее турне по России спонсировал «Газпром» — генеральный директор Алексей Миллер был замечен на концерте Курентзиса в Санкт-Петербурге 2 сентября. Радио. Владельцы этого места включают медиа-компанию; Алина Кабаева, предполагаемая любовница Путина, входит в совет директоров этой компании. Поскольку Курентзис продолжал отклонять приглашения комментировать войну, журналисты и критики в социальных сетях начали видеть в нем еще одного Валерия Гергиева. Комментаторы были возмущены постоянными заказами Курентзиса в Европе.

На прошлой неделе два немецких музыкальных учреждения поддались общественному давлению и разорвали связи с Курентзисом. В прошлую пятницу симфонический оркестр SWR объявил, что его контракт с музыкальным руководителем истекает в 2024 году, а его место в 2025 году займет французский дирижер Франсуа-Ксавье Рот. Во вторник концертный зал Кельнской филармонии отменил концерт, запланированный на Январь 2023 года с Курентзисом и его оркестром.

Комментаторы быстро связали решение симфонического оркестра SWR с текущими политическими дебатами. New York Times написала, что Курентзис «уходит в отставку», отраслевой блог Slipped Disc озаглавил свой пост «Немцы бросают Курентзиса». Но в заявлении для VAN управляющий директор симфонического оркестра SWR Сабрина Хаане объяснила, что решение о допуске Курентзиса уже было принято в 2021 году и было «полностью согласованным». Оркестр планирует работать с Курентзисом после 2024 года и продолжит играть с ним все предстоящие концерты, как и планировалось, в этом и следующем сезонах. «Это означает, что в следующем году с ним будет больше концертов, чем в текущем сезоне», — сказал Хаане. Рот подтвердил, что его переговоры с оркестром начались задолго до вторжения русских.

Музыкант симфонического оркестра SWR, который говорил на условиях анонимности для обсуждения внутренних дел, сказал, что оркестр ничего не знал о планах Курентзиса уйти до прошлой недели. Он был «сверхгением», который руководил одними из лучших концертов, которые когда-либо были у этого музыканта. Но, по ее словам, политика тут ни при чем: «Никто не ожидал, что он сделает политическое заявление. Политика и музыка несовместимы». Во всяком случае, она думала, что бюрократическая структура финансируемого государством учреждения — фиксированное время репетиций, музыканты на долгосрочных контрактах — были большим препятствием для Курентзиса.


РЕКЛАМА


В отличие от этого, решение Кельнской филармонии отменить предстоящий концерт с Курентзисом было явно политическим. В пресс-релизе художественный руководитель Лууренс Ланжеворт сказал, что «деятельность и финансирование его ансамблей MusicAeterna и Utopia подразумевают, что он очень близок к российскому режиму». В последний раз Курентзис выступал в Кёльнской филармонии в конце марта. В то время Ланжеворт защищал дирижера, говоря, что «он отказался делать заявление, чтобы защитить тех, кто в настоящее время живет в России».

Что изменилось? В телефонном интервью Ланжеворт сказал мне, что занимался самоанализом. Он ожидал, что Курентзис, как известный обществу художник, уже был в состоянии высказать критический взгляд на войну. После событий последних недель, особенно аннексии оккупированных территорий Россией, Ланжеворт потерял терпение. «Россия оккупировала чужую страну, гибнут невинные люди, а Курентзиса волнуют только его «Тристан и Изольда». Он позволяет российской системе финансировать себя. Ничего страшного, если он захочет это сделать, но мне больше не нужно с этим мириться».

Решение Ланжеворта стало неожиданностью для SWR. Но, по словам Хаане, это не меняет позиции оркестра в отношении уходящего музыкального руководителя. «SWR всегда подчеркивал, что сотрудничество с Теодором Курентзисом может продолжаться только на основе общих ценностей и убеждений. Мы поддерживаем с ним регулярный обмен и можем заверить вас, что мы по-прежнему разделяем эти ценности», — сказала она.

Публично заявляя, что Курентзис «очень близок к российскому режиму», Ланжеворт проводит сравнение между Курентзисом и Гергиевым. Доказательства этого он видит в источниках финансирования MusicAeterna и молчании дирижера. Но в отличие от Гергиева, который является своего рода неофициальным министром культуры путинской олигархии, Курентзис никогда не проявлял идеологической близости с российским режимом. В России «все коррумпировано, мы знаем это более 1000 лет», — писал он четыре года назад к премьере хоровой оперы Филиппа Эрсана «Тристия». В 2017 году он раскритиковал арест оперного и кинорежиссера Кирилла Серебренникова в письменном заявлении: «Известные люди открыто присваивают огромные суммы денег и остаются на свободе, по-прежнему управляя государственными театрами и пользуясь большими привилегиями. В то же время люди, которые делают настоящую работу, люди, которые создают что-то новое в современном искусстве, признанное во всем мире, попадают в тюрьму». Курентзис также был одним из первых, кто подписал петицию об освобождении Серебренникова.


Люди, разговаривавшие с Курентзисом в последние месяцы, говорят, что в его неприятии путинизма ничего не изменилось. Это тоже отличает его от Гергиева, который никогда не скрывал своей лояльности к Путину ни в частных беседах с музыкальными учреждениями, ни публично. Мы можем только догадываться, почему Курентзис решил не высказываться. В отличие от Владимира Юровского или Кирилла Петренко, Курентзис живет в России. В течение многих лет оркестр и хор MusicAeterna, которые он основал и сформировал, считались как артистами, так и промоутерами образцом для подражания в творческой свободной работе, независимой от государственного влияния. «То, что он делает, — это единственный реальный способ сделать это», — сказала коллега Курентзиса Джоана Мальвиц в 2017 году о MusicAeterna, которая в то время все еще базировалась в Перми.

Как и многие другие амбициозные художники в России, Курентзис организовал финансирование от частных фондов и олигархов, чтобы избежать контроля и гомогенизации государственной культурной политики. Шесть лет назад российский композитор Сергей Ньюский писал в ВАН, что для артистов в России сотрудничество с государственными структурами становится все труднее, потому что государство готово поддерживать только культуру, продвигающую «положительный образ России». Ньюски писал: «Для молодых музыкантов в России единственная надежда на позитивное развитие на сцене и в мире искусства в целом — это рост частного финансирования. Это началось в последние два года, поскольку государство показало себя неспособным управлять культурной политикой». Среди таких частных покровителей были олигархи, такие как Сергей Адоньев, который поддерживал MusicAeterna в Перми, и такие фонды, как VAC Foundation и Aksenov Family Foundation.

Публично позиционируя себя против войны, Путина и его собственных спонсоров, Курентзис навлечет на себя последствия. Вероятно, что более важно, это, вероятно, означало бы конец его MusicAeterna. «Тот факт, что Теодор Курентзис не высказывается публично, трудно принять части аудитории. Но мы знаем, что подавляющее большинство понимает, что Курентзис публично не высказывается против Путина. Возможные последствия такого заявления для него хорошо известны», — сказал Хаане.

Правильно ли оказывать давление на художников, живущих в условиях диктатуры, чтобы они делали критические публичные заявления об этой самой диктатуре? Обязательно ли молчание для таких артистов является соучастием? Мюнхенский музыковед Фридрих Гейгер — специалист по музыке времен Гитлера и Сталина. «Возникает вопрос, а что человек на самом деле получает от этого?» он сказал. «Для меня это больше раскрывает человека, который просит артистов делать такие заявления; что это скорее стратегия успокоить собственную совесть. «Я не собираюсь предпринимать никаких дальнейших усилий, чтобы узнать, что вы думаете или чем еще вы занимались; Мне все равно». Если вы просто скажете: «Путин — это зло», тогда вы можете играть».

Художественный руководитель Кёльнской филармонии Лангевоорт смотрит на вещи иначе. Отмену концерта Курентзиса он объяснил тем, что хотел пригласить только артистов, которые проявили «пацифистский настрой» и публично критикуют войну в Украине. Но это тоже приводит к противоречиям. В филармонии до сих пор выступают русские артисты, в том числе и те, кто ничего не сказал о войне. В конце августа там выступила сопрано Анна Нетребко. В отличие от Курентзиса, она продемонстрировала искреннюю поддержку путинского режима, и ее публичные заявления о вторжении были, мягко говоря, противоречивыми. Расширяя вопрос: разве Ланг Ланг, представитель режима, совершающего геноцид в Тибете и Сяньцзине, не заслуживает такого же пристального внимания?


В самой войне на Украине можно четко распределить роли преступник-жертва. Это становится намного сложнее в сложной периферийной социальной реальности. Понятно, что большинство из нас хочет что-то сделать, чтобы противостоять собственному бессилию перед лицом страданий и несправедливости, которые причиняет Россия. Мы хотим действовать, выражать свое недовольство и возмущение, преодолевать беспомощность и отстаивать свою позицию. Кажется, именно так чувствует себя Ланжеворт. Вопрос

заключается в том, достигают ли эти символические акты переноса большего, чем облегчение собственной совести. Немного уменьшите масштаб: какая связь между Курентзисом и его многонациональной MusicAeterna и путинской войной и ее преступлениями? €19миллиардов, выплаченных Германией России за ископаемое топливо с начала войны, поддерживает Путина гораздо больше, чем один ансамбль классической музыки.

Ланжеворт расценивает отмену концерта Курентзиса как «занятие четкой позиции». Сейчас более необходима смелость занять позицию с нюансами . Играет ли это роль в путинском нарративе о противопоставлении России Западу, когда мы оказываем давление на артистов и критиков правительства в России, чтобы они покинули свою страну или отменили их концерты? Разве это не способ еще больше опустошить российское гражданское общество и подпитать кремлевскую пропаганду западной «русофобии»?

Невозможно сказать, что Курентзис думает о бушующих вокруг него дебатах. Иногда он ведет себя так, будто ему нечего терять. В кулуарах последнего Зальцбургского фестиваля он дал интервью австрийскому каналу Servus TV с бывшим директором Венской государственной оперы Иоаном Холендером, который в 2018 году назвал Крым «более русским, чем Россия». В разговоре вспомнилось изречение Монти Пайтона «Не упоминай войну!» пародия. На этой неделе Курентзис гастролирует по Люксембургу, Германии и Австрии со своим недавно основанным оркестром Utopia, который продвигает основатель Servus TV и босс Red Bull Дитрих Матешиц. Это не совсем привлекательная вещь.

Что приводит нас к преемнику Курентзиса в Симфоническом оркестре SWR, дружелюбному французу Франсуа-Ксавье Роту. В отличие от Курентзиса, он, кажется, глубоко обеспокоен своей репутацией. Его интересы представляет немецкая юридическая фирма Ralf Höcker, клиентами которой являются ультраправый политик Элис Вайдель и авторитарный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В одном из интервью основатель юридической фирмы Хёкер, по словам одной газеты, «самый опасный медийный юрист Германии», объяснил свой профессиональный подход следующим образом: «Прежде чем появится отчет, я пытаюсь выяснить, как он будет выглядеть и какое противоправное содержание в нем будет. может содержать. А потом я пытаюсь предотвратить его публикацию». В одном из сообщений в блоге он написал, что угрожать журналистам — это нормально. В прошлом году, проводя предысторию статьи о Роте, редакция VAN получила письмо от юридической фирмы Höcker, в котором нам напомнили, что любое ненадлежащее сообщение «может привести к требованиям о денежной компенсации со стороны заинтересованного лица». Большую часть времени мир не черно-белый, а довольно серый. ¶


Джеффри Арло Браун предоставил отчет.

Теодор Курентзис • Зальцбургский фестиваль • Дирижер •

Биография

© Александра Муравьева

Актуально на июль 2022 г.

Теодор Курентзис — главный дирижер Симфонического оркестра SWR в Штутгарте, художественный руководитель ансамблей musicAeterna Orchestra и musicAeterna Choir, резидент Пермского театра оперы и балета с 2011 по 2019 год.

Во время своего первого сезона с оркестром SWR в 2018/19Седьмая симфония Лковича на Зальцбургском фестивале 2019 года. В сезоне 2021/22 были гастроли по Германии и Испании, а также в Вене.

Курентзис и musicAeterna регулярно гастролируют по Европе, выступая на ведущих музыкальных площадках, таких как Берлинская филармония, Парижская филармония, Festspielhaus Baden-Baden, Ла Скала в Милане и Auditorio Nacional de Música в Мадриде. В 2017 году они дебютировали на Зальцбургском фестивале с Реквиемом Моцарта и в постановке La clemenza di Tito 9. 0016 в постановке Питера Селларса, в котором они также дебютировали в Нидерландской национальной опере в 2018 году. С тех пор они выступали на Зальцбургском фестивале в цикле симфоний Бетховена (2018), Idomeneo в сотрудничестве с Фрайбургским барочным оркестром (2019). ) и Дон Жуан (2021). В 2018 году Курентзис и musicAeterna дебютировали на BBC Proms, а в 2019 году впервые выступили в Японии (с концертами в Токио и Осаке), а также в Нью-Йорке, где исполнили 9 опер Верди.0015 Месса да Реквием в Сарае.

Недавние яркие моменты карьеры Курентзиса также включают « Messa da Requiem » Верди в его дебюте с Берлинским филармоническим оркестром, резиденцию артиста в Венском Концертхаусе, во время которой он дирижировал концертами с Венским симфоническим оркестром, Camerata Salzburg, Симфоническим оркестром SWR и musicAeterna, Брамс Ein deutsches Requiem с хором musicAeterna и Камерным оркестром Малера на Дягилевском фестивале в Перми и в турне по Европе, Берио Coro на гастролях с Камерным оркестром Малера, Реквием Моцарта на Зальцбургском фестивале 2017 года и Макбет Верди в Цюрихском оперном театре.

Добавить комментарий