Дирижер пермского оркестра теодор курентзис: Теодор Курентзис

Дирижер вместо солнца. Теодор Курентзис в Петербурге

Знаменитый дирижер Теодор Курентзис переезжает в Петербург. Вместе с музыкантами своего оркестра он будет работать в Доме радио.

Дирижер Теодор Курентзис и его оркестр MusicAeterna переезжают из Перми в Петербург. Сам маэстро пока интервью не дает, и в его коллективе с журналистами не общаются, тем не менее, новость о переезде уже широко обсуждается в прессе и в музыкальных кругах. Пребывание Курентзиса в Петербурге связывают с Домом радио, это подтверждается тем, что дирижера уже видели там репетирующим. Кажется, пока основная реакция на приезд в Петербург дирижера такого масштаба – радостная, правда, раздаются и сдержанные голоса, а также – полные тревоги за судьбу Дома радио. Яркую подборку отзывов на приезд дирижера собрал журнал «Собака.ру», первым приведено мнение Леонида Десятникова. Композитор считает, что «появление Курентзиса в Доме радио – лучшее, что может сегодня произойти с этим зданием. Нам надо понять, кто удостаивающий чести, а кто удостаиваемый – город или музыканты, о которых идет речь. Кстати сказать, расставшись с Теодором, Пермь в одночасье потеряла статус всемирно известного центра классической музыки». Кроме того, Десятников с печалью замечает, что радетели о судьбе Дома радио «возможно, не понимают масштаб явления, именуемого MusicAeterna», чего нельзя сказать о музыкантах-профессионалах, и возможно, их недовольство – это просто синдром Сальери.

У многие годы уныло пустующего пространства появился реальный шанс стать музыкальным центром мирового класса

Радуется водворению Теодора Курентзиса в Доме радио и архитектурный критик Мария Элькина, предлагающая тревожиться не об этом доме, а о безобразной застройке многих городских районов. Вторит ей и пианист Алексей Гориболь, уверенный, что «у многие годы уныло пустующего пространства появился реальный шанс стать музыкальным центром мирового класса и звучания – и оно ликует!»

Защитить Дом радио от Теодора Курентзиса громче всех призывают детский омбудсмен Петербурга Светлана Агапитова, депутат Законодательного собрания Борис Вишневский и писательница Татьяна Москвина, которая считает, что Курентзис – это «очередной монстр типа Гергиева, который отжимает театры, здания, бюджеты с видом архангела». Основной аргумент – что Дом радио – символ блокадного города и должен им оставаться. Но именно этот аргумент разбивает главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус, которая работала в Доме радио в прошлом году и пришла к печальному выводу, что «Никакого музея блокадного радио там нет. Там огромные пустые пространства, запущенные, уже почти уничтоженные многолетним отсутствием элементарного ухода и ремонта». По словам Аркус, и блокадного радиоархива, уничтоженного в 1946 году, тоже почти нет, а остатки разбирают энтузиасты, медленно оцифровывающие уникальные записи на допотопном аппарате, а на новый, несмотря на все их просьбы, у города денег так и не нашлось. Любовь Аркус называет приглашение Теодора Курентзиса в Дом радио «редчайшим для наших властей разумным решением» и призывает против него не протестовать.

Об этой проблеме написал на своей странице в Фейсбуке журналист, музыковед Александр Харьковский, который считает, что такой коллектив, как оркестр Курентзиса, – «это сродни МХТ начала XX века или товстоноговскому БДТ, оркестрам Мравинского или Брюггена – редкостная историческая удача, феномен мирового класса». И что такие оркестры не могут простаивать, иначе они просто погибнут. «Я не судья пермским руководителям, но их решение остаться без Курентзиса вызвало у меня оторопь. Если Петербург сейчас вытолкнет дирижера и его оркестр MusicAeterna, это будет уже, что называется, за гранью. Такие коллективы заманивают годами и дают зеленую улицу в любых проектах, только работай. Они становятся визитными карточками страны, как Эрмитаж или «Киров-балет». Мерками «полезно ли это для нашего города» такие вещи не меряются». В то же время Александр Харьковский считает уникальными и коллективы, работающие в Доме радио, и его «золотой фонд звукозаписей». По мнению музыковеда, в огромном шестиэтажном доме найдется место для всех – и для оперного театра или концертного зала, и для студий и редакций, и для Музея блокадного радио, и для архива, и для детского театра Марины Ланда.

– Я, к сожалению, никогда не слышал Курентзиса живьем, но много слушал в записи, и каждый раз это производило неожиданное впечатление очищения давно знакомой партитуры, и это очень здорово и ценно. Я прекрасно понимаю, что такой оркестр не может стоить дешево, и насколько я слышал, кто-то его субсидирует. Я знаю, что сейчас Дом радио готовят для того, чтобы этот оркестр мог там репетировать и чтобы там могли размещаться временно приглашенные музыканты. И, наверное, там будет место для выступлений – для концертов или оперных спектаклей. Для замечательного оркестра мирового уровня невозможно простаивать: люди должны работать, зарабатывать, да и чисто творчески нужно возобновлять свой уровень, свой репертуар, Курентзис это делает замечательно. Такой коллектив нельзя положить в холодильник на год или два и потом достать и пустить в дело. В то же время хочется сохранить и замечательный фоноархив, и сотрудников Дома радио, и творческие коллективы, которых сейчас попросили оттуда на выход. Мне кажется, что все это можно сделать – чтобы и овцы были целы, и волки сыты.

Музыковед и музыкальный критик Ольга Манулкина давно знакома с творчеством Курентзиса.

Петербургская публика заслуживает того, чтобы музыкальная жизнь здесь была насыщенной

– Теодор Курентзис, очевидно, всегда был, есть и будет в эпицентре дискуссий, споров, столкновений; он человек идеи и действия, ему необходимо двигаться самому и приводить в движение все вокруг, – можно сказать, по-дягилевски. Он стремится к охвату культуры в целом, стремится сочетать музыку с другими искусствами и внедрить ее в умы и души как можно большего числа людей – отсюда его просветительские планы. Курентзис сегодня – один из самых интересных дирижеров. Он многое сделал и в области мейнстримного репертуара, от Верди до Шостаковича, и в новой и новейшей музыке, в том числе написанной по его заказам, и в старинной, барочной, которой большие оркестры у нас практически не занимаются. Во всем этом репертуаре он делает вещи очень нетривиальные, как бы снимая наслоения даже с заигранных произведений. Это не значит, что у него нет желания, разумеется, не одному ему свойственного, во что бы то ни стало сыграть по-другому – и ему это удается. Качество этого музицирования меня заново поразило на репетиции Дягилевского фестиваля в Перми, когда я впервые на него приехала. Это была репетиция «Ромео и Джульетты» Прокофьева, и то, как Теодор слышал партитуру и какого добивался результата от оркестра, в котором сидели молодые музыканты со всего мира, производило сильное впечатление.

Что даст приезд Курентзиса Петербургу?

– Новые программы, запоминающиеся концерты, возможность слушать вживую то, что чаще можно было услышать только в записи. Излишне говорить, что в Петербурге должны выступать многие и разные музыканты. Вероятно, будут также образовательные и просветительские проекты.

Не получится ли так, что бедная петербургская интеллигенция окажется лишена этого счастья из-за цен на билеты?

– Я надеюсь, что этот вопрос будет решен менеджментом оркестра и спонсорами, ведь это уже будут не редкие гастроли, а постоянное присутствие в этом городе. Хотелось бы надеяться на продолжение практики открытых репетиций для студенчества и молодежи – я очень признательна за то, что у моих студентов была возможность посещать репетиции Курентзиса и в Перми, и в Петербурге. Наверное, стоит подумать и о разных билетах для разных категорий слушателей.

То есть для Курентзиса место в Петербурге найдется?

– Почему же нет? Было бы печально думать, что в нашем большом городе, с его прекрасными залами и замечательной публикой, не найдется места для такого музыканта, как Теодор Курентзис, к тому же – ученика знаменитого Ильи Александровича Мусина, у которого учились и Валерий Гергиев, и Юрий Темирканов.

Мне кажется, петербургская публика заслуживает того, чтобы музыкальная жизнь здесь была насыщенной, и все, что этому способствует, нужно приветствовать.

так сейчас выглядит Дом Радио

Музыковед, профессор консерватории Людмила Ковнацкая приветствует приглашение в Петербург Теодора Курентзиса, творчеству которого она дает высочайшую оценку.

Мне бесконечно интересно то, что он делает

– Мне доставляет радость и удовольствие едва ли не с первых шагов работы Курентзиса следить за тем, что происходило в Перми, как он строил свою культурную политику, следить за его командой. Марка де Мони – наверное, его можно назвать импресарио – я знаю с его студенческих времен в консерватории, он эрудированный музыкант и блистательный менеджер. Я знаю, как был устроен Дягилевский фестиваль, как они привлекают молодежь, знаю, что Пермь стала магнитом для многих музыкантов и критиков Петербурга и Москвы, и это говорит само за себя. А теперь деятельность Курентзиса вышла на международную арену.

Коллектив Курентзиса, безусловно, может разнообразить и украсить музыкальный ландшафт Петербурга. Я этому только радуюсь. С Домом радио я тоже знакома, и думаю, что Курентзис со своим хором и оркестром был бы для него большим приобретением. Не понимаю такой постановки вопроса: или – или. Зная, что происходило в Перми, я абсолютно уверена, что это будет: и – и. Оркестр не будет келейно заниматься только своей деятельностью, они постоянно преобразуют вокруг себя пространство и помогут Дому радио, долгие годы обладавшему своим симфоническим оркестром, возродиться. Я еще помню дирижеров, которые там работали с симфоническим оркестром Дома радио, это Карл Ильич Элиасберг и Николай Семенович Рабинович. Мы десятилетиями говорили о потерях Дома радио, а сейчас совершенно очевидно, что появление коллективов MusicAeterna – это приобретение. Сегодня музыкальных площадок в городе стало много – и почему должно быть препятствие для прекрасного коллектива и прекрасного дирижера, да еще и петербургской дирижерской школы? Мне бесконечно интересно то, что он делает, само построение его фестивальных концертов, его интерпретации, его музыкальные циклы.
Я думаю, что в Петербурге место ему найдется само по себе, безо всяких усилий – проголосует публика. У Курентзиса, безусловно, есть в Петербурге своя публика, к нему будет ходить молодежь, и он будет учитывать это важное обстоятельство.

Музыкальный и театральный критик, обозреватель газеты «Деловой Петербург» Ольга Комок подчеркивает, что Теодор Курентзис, один из последних учеников Ильи Мусина, стал дирижером именно в Петербурге.

Нужно отделять мух от котлет. Курентзис – это котлета

– Мусин – это наше все, это педагог и Темирканова, и Гергиева, и Теодор – это мусинский сын, только очень поздний. Тут вопрос, не почему он переезжает в Петербург, а почему у него до сих пор не было работы в Петербурге, почему ему пришлось зарабатывать себе суперимя, слава Богу, сначала в Москве, а потом в российской провинции. Следующий вопрос – почему провинция не перенесла Курентзиса уже в нынешнем статусе суперзвезды. А в вопросе, что такое Курентзис для Петербурга, для Дома радио, мне кажется, нужно отделять мух от котлет. Курентзис – это котлета. Это очень творческая личность, которую слава последних лет не испортила, он не использует одни и те же отработанные приемы и репертуар, а бесконечно расширяет свои возможности. Он бесконечно требователен и к себе, и к своим оркестрантам, что очень идет на пользу его оркестру. То есть сам Курентзис – это одно, а то, как его перевозят в Петербург и вселяют в Дом радио – это другое, это, наверное, вопрос не к нему, а к тем, кто его поддерживает. Ведь Дом радио, весь дом на Итальянской, 27, – в собственности у господ Ковальчуков. И когда в фейсбучных войнах раздаются призывы: немедленно разрешите или немедленно запретите – то все вопросы тут не к городу, а к Ковальчукам, которые, со всеми ограничениями КГИОП, вправе распоряжаться своим имуществом, вправе сдавать или не сдавать его тем или иным театральным коллективам или оркестрам. Другое дело, что все это, как обычно, делается у нас тихо, не публично, без объяснений, поэтому и возникают панические вопли – ах, сейчас весь архив радио будет угроблен! Но если он и будет угроблен, то не Курентзисом. На самом деле у людей, которые находятся не снаружи, а внутри этого здания, которые работают на радио «Петербург» или в том или ином оркестре, есть представление о том, как все прекрасно поместилось бы в Доме радио: и офис Курентзиса, и отель, и ресторан, и Музей радио, и еще много всего – если все грамотно спланировать и отремонтировать. А вот ремонт, который там идет, как раз вызывает большие вопросы, да и любая реконструкция любых концертных залов и театральных помещений в новейшей истории, как говорится в народе, «чревата боком». Но все это не имеет отношения к Курентзису – просто мы не знаем, что будет в этом здании, а незнание рождает мифы и страхи. Какого-то творческого ажиотажа в связи с тем, что у нас будет базироваться коллектив Курентзиса, я, правда, тоже не ожидаю. Да, наверное, у нас будет больше концертов, может быть, со временем они станут дешевле, но вся музыкальная жизнь города от этого магическим образом не изменится. Все будут жить, как при бабушке, и ни Гергиеву, ни Темирканову не будет от этого ни холодно, ни жарко. Петербург – город большой, музыкальных площадок много, все разойдутся, но ажиотаж по поводу возвращения Курентзиса, и творческий, и хозяйственный, кажется мне преждевременным.

Оперный критик, проректор Института сценических искусств Елена Третьякова считает, что переезд Теодора Курентзиса в Петербург – это событие, учитывая, какое место он занимает в музыкальном мире.

У нас в Питере мало солнца, так пусть разные художники нам его заменяют

– Очевидно, что это яркая индивидуальность, и чем больше таких будет в городе, тем лучше. Курентзис приобрел огромный опыт, много сделал для музыкального и театрального искусства, работая и в Новосибирске, и в Перми. Везде его работа была очень своеобразна, в своем поколении он явно лидирует в дирижерском мире. Многим его манера дирижировать кажется эпатажной, но он вдумчивый музыкант, и я думаю, он многое может предложить Петербургу. У него есть успехи, есть некие крены, например, его концепция развития музыкального театра в Перми вызывает у меня вопросы. Но я вижу интересную цепочку развития петербургской школы. У нас в Питере мало солнца, так пусть разные художники нам его заменяют, а мы будет этому радоваться. И спорить друг с другом – главное, что есть о чем спорить и есть уровень спора. Речь же не идет о выскочке, который себе что-то завоевал, а о больших способностях, больших талантах – и это прекрасно. Курентзис работает и с театром, и с концертными программами, у него получается и то, и другое. Его оперные премьеры очень интересны и значимы для театра. Когда-то меня совершенно поразила «Аида», продирижированная им в Новосибирске, это был спектакль Чернякова. Была замечательная опера Берга «Воццек» в Большом театре, были моцартовские премьеры в Перми, а также интереснейшие программы, связанные со старинной и современной музыкой. Это живой развивающийся музыкант, с огромной амплитудой интересов – от старинной музыки до самой современной.

Елена Третьякова надеется, что поскольку результаты работы Теодора Курентзиса в Перми были впечатляющими, то они вполне могут быть такими же и в Петербурге. Критик признает, что в Петербурге культурная жизнь весьма структурирована, но, по ее мнению, когда конструкции нарушаются, это идет художественной жизни только на пользу.

Теодор Курентзис (Teodor Currentzis) | Belcanto.ru

Теодор Курентзис — один из самых известных и своеобразных молодых дирижеров нашего времени. Концерты и оперные постановки с его участием всегда становятся незабываемыми событиями. Теодор Курентзис родился в 1972 г. в Афинах. Окончил Греческую консерваторию: теоретический факультет (1987) и факультет струнных инструментов (1989), также изучал вокал в Греческой консерватории и «Афинской Академии», посещал мастер-классы. Обучение дирижированию начал в 1987 г. и уже через три года возглавил Musica Aeterna Ensemble. С 1991 г. — главный дирижер Летнего Международного фестиваля в Греции.

С 1994 по 1999 г. занимался у легендарного профессора И.А.Мусина в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Был ассистентом Ю.Темирканова в Заслуженном коллективе России Академическом симфоническом оркестре Санкт-Петербургской филармонии.

Помимо этого коллектива, сотрудничал с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром (в частности, в феврале-марте 2008 совершил с РНО большое турне по США), Большим симфоническим оркестром им. П.И.Чайковского, Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф.Светланова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным камерным оркестром «Виртуозы Москвы», Московским камерным оркестром «Musica Viva», Греческим национальным, Софийским и Кливлендским фестивальными оркестрами. С 2003 года — постоянный приглашённый дирижёр Национального филармонического оркестра России.

Творческое сотрудничество связывает дирижера с Московским театром «Геликон-опера». Осенью 2001 года в театре состоялась премьера оперы Дж. Верди «Фальстаф», в работе над которой Теодор Курентзис выступил в качестве дирижера-постановщика. Также Курентзис неоднократно дирижировал в театре «Геликон-опера» другой оперой Верди — «Аида».

Теодор Курентзис выступал на многих международных музыкальных фестивалях в Москве, Кольмаре, Бангкоке, Картоне, Лондоне, Людвигсбурге, Майами. Дирижер-постановщик мировой премьеры российского оперного спектакля «Слепая ласточка» А.Щетинского (либретто А. Парина) в Локкуме (Германия) в рамках музыкального фестиваля (2002).

В 2003 выступил в качестве дирижера-постановщика балета «Поцелуй феи» И.Стравинского в Новосибирском театре оперы и балета (балетмейстер А.Сигалова), в марте 2004 — оперы «Аида» Дж. Верди (режиссёр-постановщик Д.Черняков), которая была удостоена нескольких наград на «Золотой Маске» (2005), в том числе и в номинации «дирижер-постановщик».

С мая 2004 Т.Курентзис — главный дирижер Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. В том же году на базе театра создал Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble и Камерный хор New Siberian Singers, специализирующиеся в области исторического исполнительства. За 5 лет существования эти коллективы стали популярны не только в России, но и за рубежом.

По итогам сезона 2005-2006, согласно мнению ведущих критиков, дирижёр был назван «Персоной года».

В начале сезона 2006-2007 Теодор Курентзис вновь выступил в качестве дирижёра-постановщика спектаклей Новосибирского государственного театра оперы и балета — «Свадьба Фигаро» (режиссер-постановщик Т.Гюрбач) и «Леди Макбет Мценского уезда» (режиссер-постановщик Г.Барановский).

Дирижёр широко известен как специалист в области вокала и оперного стиля. С огромным успехом в Москве прошли концертные исполнения опер: «Дидона и Эней» Г.Пёрселла, «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка, «Свадьба Фигаро», «Так поступают все» и «Дон Жуан» В.А.Моцарта, «Золушка» Дж.Россини, «Душа философа, или Орфей и Эвридика» Й.Гайдна. В рамках проекта «Приношение Святославу Рихтеру» 20 марта 2007 г., в день рождения великого пианиста, в Большом зале Московской консерватории Теодор Курентзис представил публике «Реквием» Дж.Верди, изменив привычную трактовку и приблизив состав инструментов к тому, что звучал на премьере в 1874 году.

Помимо интереса к музыке композиторов барокко и классицизма, удачных опытов в области аутентичного исполнительства, Теодор Курентзис в своем творчестве уделяет большое внимание музыке наших дней. За последние несколько лет дирижёр осуществил более 20 мировых премьер произведений российских и зарубежных авторов. С осени 2006 в числе известных молодых деятелей культуры он выступает соорганизатором фестиваля современного искусства «Территория».

В сезоне 2007-2008 Московская филармония представила персональный абонемент «Дирижирует Теодор Курентзис», концерты которого прошли с феноменальным успехом.

Теодор Курентзис дважды становился лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска»: «За яркое воплощение партитуры С.С.Прокофьева» (балет «Золушка», 2007) и «За впечатляющие достижения в области музыкального аутентизма» (опера «Свадьба Фигаро» В.А.Моцарта, 2008).

В июне 2008 дебютировал в Парижской Национальной опере (дирижер-постановщик оперы Дж. Верди «Дон Карлос»).

Осенью 2008 звукозаписывающая компания Alpha выпустила диск с оперой Г.Пёрселла «Дидона и Эней» (Теодор Курентзис, Камерный оркестр Musica Aeterna Ensemble, Камерный хор New Siberian Singers, Симона Кермес, Димитрис Тилякос, Дебора Йорк).

В декабре 2008 выступил музыкальным руководителем постановки оперы Дж.Верди «Макбет» — совместного проекта Новосибирского театра оперы и балета и Парижской Национальной оперы. В апреле 2009 года премьера с огромным успехом прошла и в Париже.

Указом Президента России Д.Медведева от 29 октября 2008 года Теодор Курентзис в числе деятелей культуры — граждан иностранных государств — был награждён Орденом Дружбы.

С сезона 2009-2010 гг. Теодор Курентзис — постоянный приглашённый дирижёр Государственного академического Большого театра России, в котором подготовил премьеру оперы А.Берга «Воццек» (постановка Д.Чернякова). Помимо этого, под руководством маэстро Курентзиса осуществлены новые спектакли в Новосибирском театре оперы и балета, концерты в Новосибирске с Musica Aeterna Ensemble, в которых прозвучали произведения Бетховена, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича (солисты А. Мельников, фортепиано и В.Репин, скрипка), концерт в Брюсселе с Бельгийским Национальным оркестром 11 марта 2010 (симфония «Манфред» Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром Грига, солистка Е.Леонская) и многие другие.

С 2011 — художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени Чайковского.

Источник: сайт Московской филармонии

Публикации

Мистерия на конец трагедии 03.08.2022 в 01:19

На Зальцбургском фестивале отменили «отмену русской культуры» 02.08.2022 в 23:51

Новый «Дон Жуан» на Новой сцене Большого 12.11.2021 в 19:04

О спектакле Теодора Курентзиса и Ромео Кастеллуччи по опере Моцарта «Дон Жуан» 22.08.2021 в 00:33

Солисты MusicAeterna в Московской филармонии 03.11.2019 в 20:51

Последний день Курентзиса: о требованиях маэстро к властям Пермского края (operanews.ru) 21.08.2019 в 14:14

В Петербурге выступили против переезда Курентзиса (operanews.ru) 14.08.2019 в 00:12

Итоги концертной программы Зальцбургского фестиваля 2018 15. 11.2018 в 14:15

Прокуратура проверит выполнение госзадания в Пермском театре оперы и балета 10.11.2018 в 00:00

Как Курентзис разде(ла)л Девятую симфонию Бетховена 19.08.2018 в 18:10

О самом интересном на Зальцбургском фестивале 2018 07.07.2018 в 18:10

Венсан Дюместр: «В музыке всему можно научиться» 15.04.2018 в 16:32

Реквием Моцарта на небе завершенный 21.06.2017 в 01:15

В Перми поставили «Богему» Пуччини 14.05.2017 в 13:55

«Танец дикарей» в Московской консерватории 03.04.2017 в 18:52

Надежда Павлова: «Незачем противиться своей природе, даже ради денег и славы» (operanews.ru) 26.12.2016 в 20:07

«Королева индейцев» на фестивале в Бремене 15.09.2016 в 22:26

Новая «Золушка», «Кантос» и Дягилевский фестиваль в Перми 03.09.2016 в 20:00

Премьера шедевра Верди на Дягилевском фестивале (operanews.ru) 04.07.2016 в 18:09

Пермский «Дон Жуан» на «Золотой Маске» (operanews.ru) 24.02.2016 в 23:20

Оперная панорама (operanews. ru) 24.02.2016 в 23:19

Новый сезон в Пермском театре оперы и балета 19.08.2015 в 17:59

«Удиви меня!»: в Перми завершился Дягилевский фестиваль 07.06.2015 в 15:25

В Люцерне прошел Пасхальный фестиваль 14.04.2015 в 18:18

В Перми прошла премьера вечера английской хореографии 07.01.2015 в 18:56

На концертном исполнении «Королевы индейцев» Пёрселла в Москве (operanews.ru) 29.12.2014 в 22:26

Пермская «Королева индейцев» на «Золотой маске» (operanews.ru) 29.12.2014 в 22:25

Хроника четырех дней Люцернского летнего фестиваля-2014 23.10.2014 в 19:36

Премьерой «Дон Жуана» завершился цикл «Пермский Моцарт» 02.10.2014 в 14:56

Лето фестивалей началось в Перми 24.07.2014 в 17:35

Пермскую «Свадьбу Фигаро» сыграли в Москве (operanews.ru) 30.03.2014 в 22:00

Премьера балета «Ромео и Джульетта» Макмиллана на Дягилевском фестивале 15.06.2013 в 16:17

Пермь — новая культурная столица России? 07.04.2013 в 21:44

Пермский балет на фестивале «Золотая маска» 03. 04.2013 в 21:41

На фестивале «Mozartwoche» в Австрии 25.02.2013 в 17:43

«Золотая маска» в разгаре (operanews.ru) 25.02.2013 в 11:55

Рамо-шоу от Курентзиса (operanews.ru) 06.11.2011 в 08:12

«Возвышение и падение города Махагони» Курта Вайля в Москве 17.09.2011 в 15:24

В Москве вручены «Золотые маски» 16.04.2011 в 09:18

Премьерный «Дон Жуан» в Большом 04.11.2010 в 21:03

Послесловие к премьере «Воццека» Берга в Большом театре 21.12.2009 в 12:47

Мастер-класс «Зачем оркестру нужен дирижер?» 16.10.2008 в 11:17

«Дон Карлос» и «Капулетти и Монтекки» на сцене Бастий 10.07.2008 в 21:30

В Парижской опере дебютировал Курентзис 09.06.2008 в 14:01

Спектакли Новосибирского театра оперы и балета на «Золотой маске» 04.04.2008 в 15:40

Бетховен и Пуччини с Теодором Курентзисом 03.04.2008 в 20:08

Новосибирская опера представила «Свадьбу Фигаро» на «Золотой маске» 02.04.2008 в 15:29

Теодор Курентзис представил одну из самых неординарных программ сезона 13. 03.2008 в 14:14

Теодор Курентзис продирижировал забытой музыкой 12.03.2008 в 01:10

Завершился фестиваль памяти Олега Кагана 06.12.2007 в 19:22

Фестиваль «Территория» закрыли автоматчики в противогазах 16.10.2007 в 13:39

Земное вместо вечного 17.05.2007 в 10:25

Галузин очаровал публику 16.03.2007 в 12:33

Теодор Курентзис открыл в музыке Шостаковича исторические пласты 26.12.2006 в 19:27

Рихард Третий в нокауте 30.11.2006 в 20:44

«Золушка» Россини: крепкий орешек 29.11.2006 в 02:17

«Золушка» от Теодора Курентзиса 23.11.2006 в 22:29

Анна Бонитатибус: «Оперы эпохи барокко — лекарство для голоса» 23.11.2006 в 15:42

Симона Кермес: «Дона Анна совсем не монашка» 27.07.2006 в 00:47

Концертное исполнение «Орфея и Эвридики» Глюка в БЗК 26.01.2006 в 01:04

Вечер памяти Евгения Светланова в ММДМ 16.06.2005 в 15:13

Премьера Пятой симфонии Алексея Рыбникова в КЗЧ 26.05.2005 в 14:49

рекомендуем

смотрите также

Светлана Дзантемировна Адырхаева Танцовщики

Адриана и Леонора Барони, Джорджина, Мопэн Певцы

Тереза Штольц Певцы

Иван Иванович Вальберх Танцовщики

Джойс ДиДонато Певцы

Хулиан Гайарре Певцы

Виталий Сергеевич Губаренко Композиторы

Алексей Володин Пианисты

Евгения Матвеевна Вербицкая Певцы

Оуэн Бренниган Певцы

Реклама

Теодор Курентзис • Зальцбургский фестиваль • Дирижер •

Биография

© Александра Муравьева

Актуально на июль 2022 г.

Теодор Курентзис — главный дирижер Симфонического оркестра SWR в Штутгарте, художественный руководитель ансамблей musicAeterna Orchestra и musicAeterna Choir, резидент Пермского театра оперы и балета с 2011 по 2019 год.

Во время своего первого сезона с оркестром SWR в 2018/19 Теодор Курентзис дирижировал Симфониями № 3 и 4 Малера, Пятой симфонией Чайковского и Седьмой симфонией Шостаковича в Штутгарте, а также в Вене, Гамбурге и Кельне, за которыми последовало исполнение Седьмой симфонии Шостальковича в 2019 году.Зальцбургский фестиваль. В сезоне 2021/22 были гастроли по Германии и Испании, а также в Вене.

Курентзис и musicAeterna регулярно гастролируют по Европе, выступая на ведущих музыкальных площадках, таких как Берлинская филармония, Парижская филармония, Festspielhaus Baden-Baden, Ла Скала в Милане и Auditorio Nacional de Música в Мадриде. В 2017 году они дебютировали на Зальцбургском фестивале с Реквиемом Моцарта и в постановке Питера Селларса La clemenza di Tito , в которой они также дебютировали в Нидерландской национальной опере в 2018 году. С тех пор они выступали в Зальцбурге. Фестиваль в цикле симфоний Бетховена (2018), Idomeneo в сотрудничестве с Фрайбургским барочным оркестром (2019 г.) и Don Giovanni (2021 г.). В 2018 году Курентзис и musicAeterna дебютировали на BBC Proms, а в 2019 году впервые выступили в Японии (с концертами в Токио и Осаке), а также в Нью-Йорке, где исполнили Верди « Messa da Requiem » в The Shed.

Недавние яркие моменты карьеры Курентзиса также включают « Messa da Requiem » Верди в его дебюте с Берлинским филармоническим оркестром, резиденцию артиста в Венском Концертхаусе, во время которой он дирижировал концертами с Венским симфоническим оркестром, Camerata Salzburg, Симфоническим оркестром SWR и musicAeterna, 9 Брамса0011 Ein deutsches Requiem с хором musicAeterna и Камерным оркестром Малера на Дягилевском фестивале в Перми и в турне по Европе, Coro Берио на гастролях с Камерным оркестром Малера, Реквием Моцарта на Зальцбургском фестивале 2017 и Верди Macbeth в Цюрихском оперном театре.

В качестве бывшего художественного руководителя Пермского театра оперы и балета Курентзис заказал несколько произведений композиторам, включая Филиппа Эрсана, Дмитрия Курляндского, Алексея Сюмака и Сергея Невского. Теодор Курентзис и musicAeterna являются эксклюзивными артистами Sony Classical. Их записи произведений Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Рамо и Стравинского были высоко оценены критиками и получили множество наград, среди которых ECHO Klassik, Edison Klassiek, премия Японской академии звукозаписи и премия Opera от Музыкальный журнал BBC . Курентзис был удостоен «Золотой маски» — самой важной российской театральной премии — уже девять раз. В 2016 году он получил премию KAIROS от Фонда Альфреда Топфера и был назван журналом Opernwelt «Дирижером года» за свой Macbeth в Цюрихе.

Теодор Курентзис родом из Греции и начал дирижировать у легендарного Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории.

подробнее коллапс

Фото и видео

Греческий дирижер в России – DW – 08.

04.2016

Изображение: Роберт Киттель

Рик Фулкер / например

8 апреля 2016

Лауреат премии KAIROS в Германии выдающийся музыкант с готической внешностью перенял Россию и возрождает классическую музыку из города у Урала, вдали от привычных культурных центров.

https://p.dw.com/p/1IRYM

Реклама

Премия KAIROS, названная в честь древнегреческого бога «правильного момента», с 2007 года присуждается европейским художникам и ученым в области искусства, музыки, архитектуры, дизайна, кино, фотографии, литературы и журналистики. (85 275 долларов США), это одна из самых престижных наград в области культуры в Европе. Церемония награждения состоится в пятницу (08.04.2016) в Немецком театре в Гамбурге, крупнейшем театре Германии.

Лауреатом этого года стал Теодор Курентзис, греческий дирижер, который, помимо прочих проектов, создал собственный оркестр в Сибири и придал Пермской опере международный статус.

Награда отмечает работу этого музыканта, который, «преодолев традиционные границы в искусстве, бескомпромиссен в своей решимости противостоять ограничениям, которым подвергается сегодняшний музыкальный бизнес», говорится в заявлении жюри. Немецкий еженедельник «Die Zeit» писал: «Музыкальный мир мог бы многому научиться у Пермской оперы».

В милях от культурных центров

Эта модель жизнестойкости неожиданно возникает в городе примерно в 1150 километрах (715 миль) к северо-востоку от Москвы на западной окраине Уральских гор, на самой восточной границе Европы. В советское время Пермь была стратегическим центром производства вооружений, и ее названия даже не было на картах. Но город с почти миллионным населением имеет и устоявшиеся культурные традиции: в 1878 году здесь был основан оперный театр, а 1926 мая состоялся первый в городе балетный сезон.

С 2011 года Теодор Курентзис является музыкальным руководителем Пермского театра оперы и балета и пользуется там культовым статусом.

Пермский оперный театр становится всемирно известным благодаря его бескомпромиссной работе Фото: Имаго/ИТАР-ТАСС

Он родился в Греции в 1972 году, начал учиться дирижированию в Афинах в возрасте 15 лет и был принят в Санкт-Петербургскую консерваторию, когда ему было 22 года. Позже он стал натурализованным гражданином России.

В России его прославляют как своего рода мессию интеллектуальной свободы, особенно сейчас, когда многие из этих свобод там находятся под угрозой из-за государственного контроля и коммерциализации. Курентзис добавляет к ситуации свое личное видение ситуации: «Когда я родился, — сказал он DW, — в Греции правила военная диктатура, которая была даже хуже, чем Пиночет или сталинский ГУЛАГ».

Композиторская палочка

Долговязый музыкант с длинными темными волосами и выразительными глазами выглядит моложе своих 44 лет. Он дирижирует яркими жестами и очень тонкой мимикой, создавая впечатление, что он должен отдать все, что у него есть. Прирожденный маэстро — но не в своих собственных словах в интервью DW: «У меня никогда не было амбиций стать дирижером. Скорее, я вижу себя композитором, который сейчас не пишет музыку, потому что занят дирижированием. изменится.»

Он предложил радикально новаторскую интерпретацию «Золота Рейна» на Рурской триеннале Изображение: JU/Ruhrtriennale

Только его личность и внешность привлекают на концерты классической музыки более молодую аудиторию. Но его интерпретации также высоко оценены международными критиками, особенно когда он выступает с ансамблем старинных инструментов MusicAeterna, который он основал в 2004 году в Новосибирске, Сибирь.

«Творческий, бдительный ум течет сквозь сухие ноты, вдыхая в них жизнь», — писала «Die Zeit». Курентзис называет MusicAeterna «идеологическим проектом, миссией, а также видением. Вот как я вижу создание музыки: бескомпромиссное, самоотверженное, на 1000 процентов».

Дома в Перми — но надолго ли?

Теодор Курентзис также является главным приглашенным дирижером Симфонического оркестра Юго-Западной Германии в Баден-Бадене и Фрайбурге и выступает на многих сценах Европы. За запись оперы Моцарта «Женитьба Фигаро» он получил премию «ЭХО Классик». Его интерпретация «Золота Рейна» Вагнера на Рурской триеннале в 2015 году была названа «радикально новаторской».

Сможет ли Пермь удержать его надолго? «Я вполне счастлив в этом городе, который Советский Союз наказал за верность царю», — сказал он, отметив, что здесь он пользуется большей творческой независимостью, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Сообщается, что Курентзис каждый год заводит новый роман, владеет белой собакой и большим деревянным домом на берегу Камы. О его вечеринках ходят легенды. «В таких городах чувствуешь невинность неизвестного», — говорит он.

Курентзис также размышляет о текущих событиях в своей приемной стране. «Конечно, мне очень грустно видеть, что здесь происходит», — сказал он. «Мы, люди, которые любят все на этой земле, стараемся отстаивать свободу и справедливость в России. Но посмотрите на политические игры, происходящие за витринами так называемого «цивилизованного» мира, и вы увидите, что они так же грубо и диктаторски.

Добавить комментарий