Эди: разбираем стиль первой it-girl Америки в фото

разбираем стиль первой it-girl Америки в фото

МОДА•ИКОНА СТИЛЯ

T

Текст: Татьяна Якимова

В Эди Седжвик было все, чем славятся 1960-е. Переосмысление моды, красоты, роскоши и дресс-кода. Сумасшедшая энергетика, вызов, наивность, романтизация наркотиков. Поп-арт, трэш и рок-н-ролл. Среди множества стильных героев того времени она сияла ярче всех — жаль, что недолго. Сайт IMDB в описании назвал ее «яркой светской бабочкой» — это ничтожно мало для иконы стиля нескольких поколений и первой официальной it girl Америки, но это и правда, потому что бабочки долго не живут. Сегодня со дня рождения Эди исполняется 75 лет.

Красавица из знатной многодетной семьи, где каждый предок чем-то да прославился в истории Соединенных Штатов, Эдит Минтерн Седжвик унаследовала от отца только проблемы с психикой. Зато от бабушки — огромную квартиру в Нью-Йорке, куда перевезла весь гардероб, состоявший в основном из кутюрных платьев и балетных легинсов. Эди любила одежду. На вечеринке в Кембридже (где она училась на скульптора) в честь своего совершеннолетия она за несколько часов сменила три разных по фасону платья, одно было от Dior. До Нью-Йорка она выглядела просто милой девушкой с огромными глазами, темными длинными волосами и детскими щечками. Была полна комплексов и одновременно жаждала веселья, вечеринок и популярности. Другу, который помог Эди переехать из семейного поместья, она сказала, что хочет быть моделью и что «только в Нью-Йорке настоящая ночная жизнь». Все лето она провела в салоне, где ее ноги приводили в порядок. Когда курс закончился, она получила знаменитые красивые ноги: гладкие и ухоженные, гибкие и длиннющие, несмотря на маленький рост самой Эди. Ноги, о которых мечтает любая девушка, надо было выгуливать без устали, что она и делала.

26 марта 1965 года на вечеринке в честь дня рождения Теннеси Уильямса Эди Седжвик привлекла всеобщее внимание своей манерой танцевать, делая странные движения головой и шеей, двигаясь «как-то по-египетски». Для будущей рок-богини Патти Смит зрелище танцующей Эди стало одним из самых сильных впечатлений в жизни.

Для короля поп-арта Энди Уорхола, судя по всему, тоже. Потом он придумает называть эти танцы «седжвиками»: «Так умела только она одна, хотя многие пытались попробовать». В первый раз он посмотрел на Эди и сказал: She is soooo Bee-you-ti-full!!! И пригласил ее в самое популярное место Нью-Йорка — легендарную «Фабрику», где красивые и талантливые, а также считающие себя таковыми люди самовыражались как хотели под присмотром Энди. Итогом встречи Седжвик и Уорхола стали 17 совместных фильмов и самый удивительный, самый неповторимый, самый платонический и — увы — самый недолговечный из всех знаменитых романов XX века.

Уже через месяц после встречи Уорхол и Эди — с новой короткой стрижкой и ярко накрашенными глазами — летели в Париж на открытие его выставки Flowers. В дорогу она взяла два бабушкиных манто: одно на себе, второе в дорожной сумке. В ресторане отказалась сдать шубу в гардероб — не могла же она остаться в одном белье. Чтобы стать еще ближе к Уорхолу, Эди не только остригла свои чудесные волосы, но и покрасила их серебряным спреем, тем самым, которым ее «близнец» наводил себе искусственную седину и красил стены в «Фабрике».

В первом «фабричном» фильме с ее участием («Винил») она появилась на три минуты, и все сразу начали спрашивать: «Кто эта блондинка?» Тогда же Уорхол назвал ее суперзвездой и позвал на главную роль в сериале Poor Little Rich Girl. Он называл свою музу «настоящим новатором в моде — как по необходимости, так и для забавы». Но забавы было больше. По необходимости у Эди не очень-то получалось. Она забавлялась и отчаянно радовалась всему: нарядам и вечеринкам, съемкам и презентациям. И заряжала этой радостью окружающих. Была у нее такая особенность: рядом с ней каждый чувствовал себя более значительным.

Эди Седжвик танцует с Чаком Вейном и Ларри Латрейлом в задней части «Фабрики», пока Жерар Маланга и Энди Уорхол работают над картиной «Цветы», 1965

Модный Нью-Йорк тем временем окрестил Эди «девушкой в черных колготках». Life написал, что мисс Седжвик сделала для рекламы этих колготок больше, чем кто бы то ни было, со времен Гамлета. Она действительно обожала носить колготки с белым мини-платьем, свитером или просто с майкой. Но черные колготки были лишь частичкой ее стиля, как картины с супом были лишь частичкой Уорхола. Любая, самая дешевая вещь выглядела на ней шикарно — как другим и не снилось. Конечно, Уорхол научил ее не бояться быть яркой индивидуальностью. Но долго ли надо было учить этому девушку, которая в 14 лет обожала скакать на лошади под проливным дождем?

По мнению Роберта Хейда, соавтора сценариев фильмов Уорхола, не Энди учил Эди одеваться, а она его: «До встречи с ней он очень хотел быть стильным, но не знал, как это сделать». Зато она знала.

Секрет уникального стиля Седжвик был в том, что она обращалась с одеждой по-своему, как в голову взбредет. Носила балетные легинсы как джинсы. «Легинсы и рубашка. Вот и все, что нужно девушке. Эди превратила этот наряд и длинные огромные серьги в андерграундную версию маленького черного платья с жемчугами». Шубу — не только на белье, но и просто на голое тело, как халат. Леопардовое пальто — с кепкой таксиста. Покупала вечернее бархатное платье в пол, делала из него мини и носила с теми же колготками и черной соломенной шляпой. Покупала футболки в отделе для мальчиков, а мини-юбки — в отделе для девочек. По настроению носила платья в стиле ампир, короткие топы, оголяющие живот, кружева и твид, брючные костюмы с цветочным принтом и сарафаны в стиле хиппи. И серьги! Длинные, свисающие до плеч огромные серьги с драгоценными камнями и без, иногда из шелка, но всегда роскошные, как у восточных красавиц. Уорхол считал, что никакие украшения не делают человека более красивым, «однако заставляют его чувствовать себя более красивым». Но для Эди это было иначе, глубже. Как-то она призналась, что по серьгам человек может ее проанализировать и угадать, в каком она состоянии.

Через сорок лет лучшим экспертом по стилю Эди стал Джон Данн, дизайнер по костюмам фильма Factory Girl («Я соблазнила Энди Уорхола»), где главную роль неплохо сыграла Сиенна Миллер. Скрупулезно изучая архивы, Данн был поражен фантазией героини фильма: «У нее не было любимого дизайнера, гуру или стилиста, как у всех нынешних икон стиля, она все придумывала сама. А как она умела миксовать: дешевое с дорогим, простое с вычурным, старое с новым! Она была первой молодой девушкой, которая носила бабушкино норковое манто с чем угодно и без всего. По ее примеру модники того времени учились давать новую жизнь старым вещам, сочетать винтаж и футуристические вещи новомодных дизайнеров».

«Я соблазнила Энди Уорхола», 2006

Среди новомодных дизайнеров 1960-х Эди обожала Руди Гернрайха и Бетси Джонсон. В октябре 1965 года на выставке Уорхола в Филадельфии гостей поразил прежде всего наряд его музы: розовая эластичная майка до пят с длиннющими рукавами, которые полагалось закатывать, — но Эди не любила слово «полагалось». В этом платье и в серьгах-люстрах Kenneth Jay Lane Эди снялась для Life. Автором наряда был Руди Гернрайх: дизайнер, в 30 лет рисовавший эскизы платьев для легендарной художницы по костюмам Эдит Хэд, к тому времени уже год купался в лучах славы, выпустив купальники монокини (это те, что с открытой грудью) и постоянно экспериментируя с искусственными тканями. Кстати, в книге Fifty Fashion Looks, that Сhanged the 1960s они рядом: монокини Гернрайха и Эди, позирующая на стремянке в широких укороченных брюках.

Дизайнер Бетси Джонсон — бывший редактор нью-йоркского журнала Mademoiselle — тоже использовала для создания одежды винил, люрекс и сетку, внедряла в моду уличный стиль и даже основала с друзьями авангардный бутик Paraphernalia. Веселая, бесшабашная Бетси нашла в Эди идеальное лицо и тело для бренда Paraphernalia. «Она была it. Одна на триллион. И милая, простая. Я не знала другой Эди Седжвик. Только милую девочку с широко распахнутыми глазами, полную энтузиазма и света». Ах, эти глаза! Эди зачерняла их так, что Твигги по сравнению с ней выглядела ненакрашенной. В ее коллекции было 50 пар накладных ресниц разных размеров: самые большие напоминали крылья летучей мыши. Множество тюбиков туши, которую она наносила в десять слоев, и тени всех оттенков, какие выпускал Revlon, и двадцать коробочек румян Max Factor. В магазинах продавцы сразу начинали лебезить перед ней: «Ах, мисс Седжвик, нам только что привезли новинки от Helena Rubinstein, выберите себе что-нибудь!» Обычно Эди отвечала: «Я беру все». Впоследствии она призналась, что наносила на лицо маску, потому что не понимала, как красива. При этом у нее была чистая алебастровая кожа, излучающая блеск и свет. ( Как говорила о ней Диана Вриланд: «Обожаю наркоманов, у них всегда такая светлая кожа!»). Но лицо Эди сияло от рождения, и порой это выглядело как настоящая аура, которую наркотики могли только разрушить.

К лету 1965 года каждый шаг Эди привлекал внимание прессы. Так, New York Times 26 июля опубликовал ее фото с подписью: «Эди Седжвик, новая суперзвезда андерграундных фильмов, пришла на пикник в своей знаменитой униформе: черные колготки, полосатая футболка и золотая панама с красной подкладкой». В августе о ней написал Vogue в рубрике youthquacker о юных королевах стиля, которую — якобы — Диана Вриланд придумала, познакомившись с Эди. Знаменитый снимок, где первая it girl стоит на кровати с высоко поднятой ногой, как балерина, в дальнейшем висел на стене у многих будущих знаменитостей, включая Патти Смит. Кстати, лошадь на своей стене Эди нарисовала сама. «Она не могла жить обыденной жизнью. Ей нужен был гламур, весь этот блеск… Если она приходила куда-то и не все оборачивались в ее сторону, то через двадцать секунд она придумывала трюк, чтобы привлечь всеобщее внимание».

После знакомства с Бобом Диланом, который терпеть не мог Уорхола, Эди страстно захотела настоящей, «серьезной» славы. Тусовка, в которой она блистала, ее больше не устраивала. «Он обещал мне настоящее кино, я буду сниматься в настоящем кино». Увы, Боб Дилан обманул ее, или просто решил не связываться, хоть и посвятил Эди три песни. Разрыв с Уорхолом из-за Дилана, разрыв с Диланом, роман с его другом, истерики, наркотики, пожар в собственной квартире, где сгорел почти весь ее гардероб, — и вот уже главное украшение нью-йоркского света и звезда поп-арта никому не нужна.Ее дальнейшая жизнь стала чередой трагических событий. Она честно прошла долгий курс от алкогольной и наркотической зависимости, а потом вышла замуж за такого же, как она, бывшего наркомана. И даже участвовала в модном показе, обрушив на окружающих отрывки своего знаменитого сияния. И даже закончила съемки в фильме Ciao Manhattan. Некоторые даже заговорили о возвращении иконы. Но что-то в ней надломилось. Бедная богатая девочка прожила такую длинную короткую жизнь. 16 ноября 1971 года она умерла во сне, отравившись смесью алкоголя и барбитуратов: то ли случайно, то ли намеренно.

В одной из своих автобиографий «Философия Энди Уорхола: от А к Б и наоборот», изданной незадолго до смерти автора, Уорхол упоминал бывшую музу с восхищением, называя ее «Тэкси из Чарльстона». «Это она изобрела мини-юбку. Тэкси пыталась доказать своей семье, что может жить без денег, поэтому шла в Нижний Ист-Сайд и покупала самые дешевые вещи, которыми оказывались детские юбочки. Талия у нее была настолько тонкая, что они были ей впору. 50 центов за юбку. Да, она была новатором… Толстые журналы мод сразу подхватили ее имидж. Она была невероятна!» Настолько необыкновенная, что дизайнеры и творческие люди до сих пор вдохновляются ее образом и стилем.

Как сказал Гальяно в 2005 году, посвятив Эди показ Dior: «Может, у нее и было 15 минут славы, зато ее образ вдохновил целое поколение!» И не одно. В 1994 году София Коппола посвятила ей свою капсульную коллекцию. В 2013 году — Yves Saint Laurent, Marc Jacobs, Burberry, Proenza Shouler, Louis Vuitton, Prada. В этом сезоне — Tom Ford и Emilio Pucci.

И это никогда не закончится.

Marc Jacobs, весна-лето 2013

Tom Ford, осень-зима 2018

John Galliano for Christian Dior Haute Couture, весна-лето 2005

Louis Vuitton, осень-зима 2013

Prada, весна-лето 2013

{«width»:1200,»column_width»:109,»columns_n»:10,»gutter»:12,»line»:40}false7671300falsetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}true

Психоделическая Алиса: как Эди Седжвик стала иконой 60-х

Один из снимков профессиональной фотосессии Эди от 1966 года.

В 2021 году музе Энди Уорхола исполнилось бы 78 лет, но жить так долго она, кажется, не планировала.

Принцесса в страшном королевстве

Ее любимой книгой была «Алиса в стране чудес» Кэрролла. Она даже мечтала однажды снять по ней фильм, в котором, конечно, сыграла бы главную роль. Увы, этому не суждено было сбыться. Хотя, если вдуматься, она и так была Алисой — хрупкой милашкой в непонятном мире, населенном странными людьми.

Эдит «Эди» Минтерн Седжвик появилась на свет в состоятельной и уважаемой калифорнийской семье с богатой родословной. Деньги, связи, большое поместье в Санта-Барбаре… Казалось, у них было все. Однако детство будущей иконы 60-х если и было похоже на сказку, то на жутковатую. Отцу Эди, Френсису Седжвику, еще до ее рождения поставили диагноз «биполярное расстройство». Врачи категорически не рекомендовали ему иметь детей: недуг передается по наследству. Правда, ни Френсис, ни его жена Элис к советам не прислушались — родили восьмерых. Через много лет кузина Эди, голливудская актриса Кира Седжвик, скажет в интервью: «Та ветвь Седжвиков — просто кучка сумасшедших. Психические болезни — это у них в крови».

Энди Уорхол проверяет освещение на площадке одного из своих фильмов с Седжвик, 1965.

Жизнь как минимум троих из восьмерых детей сложилась трагически. Старший сын Седжвиков, Френсис-младший, покончил с собой в психиатрической лечебнице. Через 18 месяцев его брат Роберт разбился на мотоцикле, врезавшись на полной скорости в автобус. Официальной причиной гибели признали несчастный случай, но многие, включая Эди, были убеждены, что Бобби, как и брат, расстался с жизнью по собственной воле.

Трудно сказать, что стало главной причиной того, что психика юношей оказалась нестабильной и уязвимой — наследственность или травматичные отношения с отцом. Френсис был человеком деспотичным и жестоким. Детей держал в «черном теле», еще и перевел на домашнее обучение — они практически не покидали пределы поместья. Сама Эди незадолго до смерти призналась брату Джонатану, что отец растлевал ее. Кроме того, как-то раз, в 13 лет, она застала его с очередной любовницей. В ответ на обвинения дочери Френсис ударил ее, обозвал лгуньей и отправил к психиатру, чтобы тот «вправил ей мозги».

С тех пор в жизни Эди началась длинная череда «каникул» в самых разных психиатрических лечебницах. Сперва ее лечили от анорексии и булимии, которые дали о себе знать на фоне нездоровых отношений с отцом, позже — от пристрастия к запрещенным веществам.

Путешествие в кроличью нору

Энди Уорхол и Эди Седжвик

Считается, что впервые Эди попробовала наркотики, став студенткой Кембриджа в 1963 году. Ее подруга и однокурсница Лилли Сааринен вспоминает: «Она была такой беззащитной, побаивалась мужчин. Хотя им она очень нравилась, многие хотели позаботиться о ней». Заботу, как известно, каждый понимает по-своему. Некоторые — как возможность устроить «подопечной» побег от суровой реальности.

Учеба Эди в Кембридже не продлилась долго. Уже в 1964-м она переехала в Нью-Йорк, где родственница оставила ей в наследство квартиру. Вроде бы, она мечтала стать моделью и актрисой, но главная цель переезда была другой: «Я отправилась в Нью-Йорк, чтобы увидеть все своими глазами… Кажется, так пишут в детских книжках? Я переехала, чтобы понять, наконец, что такое настоящая жизнь», — говорила впоследствии сама Седжвик.

Лучше места, чем Нью-Йорк 60-х для того, кто мечтает узнать жизнь во всей полноте, не найти. Этот город, с его безумием, атмосферой бунта, творчества и свободы, стал для нашей Алисы кроличьей норой, в которую она надолго провалилась.

Эди на выступлении группы Velvet Underground, 1966

Баснословных денег у нее не было: родители не очень-то стремились ей помогать, а жизнь она вела роскошную не по средствам. Например, передвигалась исключительно на лимузинах, ела в лучших ресторанах, танцевала до утра на вечеринках, которые потом обсуждал весь Манхэттен. Наркотики в те годы окончательно стали ее любимой отдушиной — с помощью них Эди обретала уверенность в себе и в окружающем мире.

На одной из вечеринок, в 1965-м, она встретила Энди Уорхола, художника, иллюстратора, провокатора, режиссера независимого кино, основателя поп-арта, уже тогда одного из знаменитейших представителей нью-йоркской арт-сцены. «Она танцевала, словно древняя египтянка, — вспоминал он их первую встречу.  — Красиво, грациозно наклоняла голову. Так не умел больше никто. Люди так и называли этот танец — „седжвиком“».

Если бы Уорхол не был гомосексуалистом, то наверняка бы влюбился. Но коль женщины его не интересовали, они с Эди довольно быстро стали парой в ином, платоническом смысле. Постоянно появлялись вместе на публике, вели длинные телефонные разговоры. Седжвик регулярно снималась в арт-хаусных короткометражных фильмах Уорхола. Самые известные — «Винил» (уорхоловская интерпретация «Заводного апельсина») и «Бедная богатая девочка». Последний показывал день из жизни беспечной светской тусовщицы — фактически Эди сыграла в нем саму себя. Картины не выходили в широкий прокат, их показывали лишь в арт-пространстве Уорхола, на так называемой «Фабрике» (гибрид мастерской, студии, сквота и места для вечеринок), но богемному Манхэттену этого хватило для того, чтобы возвести Эди Седжвик в ранг новой иконы.

«Она была рассеяна и беззащитна, это делало ее отражением тайных фантазией каждого. Она могла быть кем угодно — маленькой девочкой, женщиной, умной, глупой, богатой, бедной. Прекрасная-прекрасная пустышка» — так писал о своей музе Энди Уорхол.

Спрей, трико и ресницы

Одна из фотосессий Эди 1965 года

Энди утверждал, что из всех ныне живущих Эди больше других на него походит. И если бы о нем сняли фильм, то лишь ей он позволил бы себя сыграть. Между ними было и внешнее сходство: в Нью-Йорке Эди коротко подстригла свои длинные каштановые волосы и осветлила их с помощью серебристого спрея. Именно такой она и вошла в историю — хрупкой блондинкой с мальчишеской стрижкой и огромными, густо подведенными глазами с накладными ресницами.

В тот период своей жизни Эди влилась не только в арт-, но и в fashion-мир. Она подружилась с главным редактором Vogue Дианой Вриланд. Та, как ей и подобало, держала руку на пульсе манхэттенской жизни и была чрезвычайно заинтересована в новых it-girls. Она окрестила Эди одной из так называемых youthquakers. Этим труднопереводимым, ею же придуманным словом Вриланд называла дерзких, юных, хрупких звезд, которые олицетворяли собой дух 60-х. В их числе, по мнению Дианы, были, например, Твигги, Джин Шримптон и Верушка. На самом известном фото для Vogue Эди — в черных колготках и трико — балансирует на одной ноге, вытянув руки в стороны, так, что кажется, будто вот-вот взлетит.

Эди Седжвик на съемках экспериментального фильма «Чао, Манхэттен!», 1967

Эди с партнером по площадке слушает музыкальное сопровождение к фильму «Чао, Манхэттен!», 1967

Облегающие черные вещи — трико и мини-платья — стали одной из самых ярких черт «стиля Седжвик». Еще она обожала леопардовые пальто — могла накинуть такое прямо поверх трико или на голое тело. Сумки Эди не любила и почти не носила, ее любимым аксессуаром были длинные серьги-шандельеры. «У нее была очень короткая стрижка и длинные сережки, — вспоминал Энди Уорхол. — Видимо, серьги заменяли волосы. Она отбрасывала их рукой от лица, словно пряди».

В те же годы Седжвик была завсегдатаем культового для 60-х магазина футуристической одежды (блестящие ткани, строгие силуэты, мини и пластик) Paraphernalia. «Она была фактически моей первой моделью, — вспоминает владелица бутика, дизайнер Бетси Джонсон. — Походила на мальчишку. Думаю, с нее-то и началась вся эта мода на унисекс».

Свет, который сжигает

Энди Уорхол и Эди Седжвик на площадке одного из фильмов, 1965

Энди Уорхол и Эди Седжвик

Со стороны казалось, что Эди добилась всего, чего хотела. Но, как и ее фальшивое богатство, успех был лишь видимостью. Она мечтала о серьезной актерской карьере, а получала невразумительные, по ее собственному признанию, роли в арт-хаусных короткометражках Уорхола. Она грезила о большой любви, но и здесь ей не везло. По слухам, у Сэджвик был роман с Бобом Диланом. Якобы именно ей он посвятил свой альбом Blonde On Blonde. Она хотела выйти за него замуж и сняться с ним в большом полнометражном кино. У Дилана, однако, были совсем другие планы: тайно от Эди он обручился с другой, а фильм, на который Седжвик рассчитывала, так никогда и не был снят.

После Седжвик отдала предпочтение лучшему другу музыканта Бобу Ньювирту. Но и тут ее ждало разочарование: новый любовник порвал с ней, не выдержав ее пристрастия к наркотикам — к середине 60-х для Эди все зашло слишком далеко.

Эди Седжвик и Джон Кейл, рок-музыкант, на ежегодном светском обеде, посвященном теме клинической психиатрии, 1966

Есть те, кто считает Энди Уорхола ответственным за то, что жизнь его музы постепенно стала превращаться в хаос. Уже во второй половине 60-х они стали отдаляться друг от друга. Но чья в этом вина, сказать сложно. Эди обвиняла Уорхола в том, что в своих картинах он выставляет ее на посмешище — ей казалось, она достойна большего, чем вечных ролей «богатых бедняжек», утверждала, что друг ее эксплуатирует. Эгоцентрик и «взрослый ребенок», Энди же не любил драматических сцен и чрезмерных сложностей, поэтому постепенно вычеркнул Седжвик из жизни и из своих проектов.

«Знаю, некоторые полагают, что это я погубил Эди, — писал Уорхол в своих мемуарах Popism.  — Но я, во-первых, никогда не давал ей наркотиков. А во-вторых, помочь можно лишь тому, кто сам этого хочет. Эди не хотела».

Одной из последних попыток Седжвик собрать воедино свою распадающуюся, словно пазл, жизнь стали съемки собственного независимого фильма «Чао, Манхэттен!», где она в очередной раз сыграла себя же. Сумбурный и мрачноватый, фильм, по сути, превратился в исповедь отчаявшейся женщины с нестабильной психикой и множеством зависимостей. В период работы над картиной в номере отеля «Челси», где Эди тогда жила, случился пожар от непотушенных свечей. Седжвик попала в больницу с ожогами, а вскоре навсегда оставила свою «кроличью нору», вернувшись домой в Калифорнию.

Последняя вечеринка

Эди Седжвик на съемках экспериментального фильма «Чао, Манхэттен!», 1967

Эди вместе с актерским составом фильма «Чао, Манхэттен!», 1967

«Я была на самом дне. Но теперь все иначе. Я намерена начать все с чистого лица и стать счастливой», — эти слова Эди записала на пленку, находясь в одной психиатрических лечебниц. С конца 60-х и до самой смерти она периодически попадала под надзор врачей. В клинике же она встретила будущего мужа — бывшего наркомана по имени Майкл Пост. Летом 1971 года они поженились, и в жизни Эди наступил короткий период без кокаина, таблеток и алкоголя. Увы, продлился он недолго. Уже осенью того же года все вернулось на круги своя: брак стал давать трещину, рядом оказались привычные «друзья» барбитураты.

«Можно быть рожденным для чего-то, так вот Эди была рождена, чтобы умереть от удовольствия. Она бы умерла от наркотиков независимо от того, кто ее на них подсадил» ─ Нико, певица, актриса и модель.

Символично, что свой последний вечер Эди провела на вечеринке — на показе мод в музее Санта-Барбары. По пути домой поссорилась с мужем, перед сном переборщила с таблетками и утром 16 ноября 1971 года уже не проснулась. Ей было всего 28 лет. Впрочем, за эти годы она, пожалуй, сумела пережить, испытать и перечувствовать столько, сколько некоторые не успевают за семьдесят. Увы, водоворот той самой жизни, к которой она стремилась прикоснуться, затянул ее слишком глубоко, так и не позволив выплыть на берег.

Фото: Getty Images

Ксения Крушинская

Из чего состоит документ EDI?

Документ EDI состоит из элементов данных, сегментов и конвертов, форматированных в соответствии с правилами определенного стандарта EDI.

При создании документа EDI, такого как заказ на поставку, необходимо соблюдать строгие правила форматирования используемого вами стандарта. Эти правила точно определяют, где и как будет найдена каждая часть информации в документе. Таким образом, когда транслятор ЭОД на принимающем компьютере читает входящий заказ на покупку ЭОД, он сразу понимает, где найти название компании покупателя, номер заказа на покупку, заказываемые товары, цену за каждый товар и т. д. Затем эти данные будут подаваться в систему ввода ордеров получателя в надлежащем внутреннем формате без необходимости ручного ввода ордеров.

EDI в печатном формате

На приведенном ниже рисунке показан пример заказа на поставку в печатном виде и то, как он будет выглядеть после перевода в форматы ANSI и EDIFACT EDI.

На языке EDI отдельный деловой документ, такой как заказ на поставку, счет-фактура или предварительное уведомление об отгрузке, называется «набором транзакций» или «сообщением». И набор транзакций состоит из элементов данных, сегментов и конвертов.

Что такое элемент данных?

Элементы данных в наборе транзакций EDI представляют собой отдельные элементы информации в документе.

Например, во многих документах, таких как заказ на поставку и счет-фактура, вы найдете такие элементы данных, как город, штат, страна, номер товара, количество и цена.

Каждый элемент данных в наборе транзакций определяется в стандарте EDI типом данных, которые он представляет. Например, было бы важно отличать числовые данные от текстовых данных или календарных дат. Определение элемента данных будет описывать:

  • Тип данных числовой, буквенно-цифровой, дата или время
  • Минимальная и максимальная длина
  • Значения кода, если применимо, которые должны соблюдаться с конкретным типом данных. Например, если элементом данных является стоимость единицы продукции, вы также можете использовать элемент кода валюты, чтобы указать, какая валюта (например, доллары США или евро) используется в поле стоимости единицы продукции

Что такое сегмент ?

Сегмент в наборе транзакций EDI представляет собой группу одинаковых элементов данных.

Если вы заполняли информацию о заказе на поставку, вы ожидали увидеть группы связанных данных. Например, посмотрите на приведенную ниже диаграмму бумажного заказа на покупку, в котором заказывается только один товар. Обратите внимание, что есть четыре раздела, каждый из которых предоставляет различный набор информации:

В документе EDI каждый раздел описывается определенным сегментом. Ниже приведен набор сегментов EDI, которые описывают описанный выше заказ на поставку при использовании стандарта ANSI. Каждый сегмент начинается с идентификатора сегмента (например, ST, BEG, N1), который описывает тип следующих за ним элементов данных. Элементы внутри каждого сегмента разделены разделителем элементов данных, в данном случае «*».

90 Для каждого вида делового документа, стандартная документация EDI определяет:

  • Сегменты, которые могут быть включены, и какие из них являются обязательными, необязательными и/или условными (т. е. должны быть включены только в том случае, если включен другой сегмент или элемент)
  • Для каждого сегмента элементы, которые могут быть включены – для каждой части информации в бумажном документе есть соответствующий элемент ЭДО. Эти элементы определены в словаре стандартов, и каждый стандарт имеет свой собственный словарь
  • Требуемая последовательность сегментов и элементов
  • Сколько раз сегмент может повторяться

Теперь, когда все сегменты собраны в заданной последовательности, они образуют полный электронный документ или набор транзакций. Далее наборы транзакций необходимо поместить в конверты для подготовки к передаче вашим партнерам. Вы можете просмотреть образец документа EDI, чтобы увидеть, как это применяется на практике.

Что такое конверты EDI?

При передаче документов EDI используется система из трех «конвертов» для размещения наборов транзакций – конверт сообщения, групповой конверт и конверт обмена.

Так же, как бумажные деловые документы пересылаются в конвертах и ​​можно отправить много документов в одном конверте, EDI-документы обмениваются с использованием нескольких конвертов.

  • Каждый набор транзакций помещается в отдельный конверт
  • Группа наборов транзакций, например, группа заказов на покупку, помещается в групповой конверт. (Групповой конверт обязателен в ANSI и необязателен в EDIFACT.)
  • Все групповые конверты, отправляемые одним отправителем одному получателю, помещаются в конверт обмена

См. схему ниже:

Конверт состоит из пары сегментов, определяющих начало и конец соответствующего раздела. Используя в качестве примера стандарт EDIFACT, конверт набора транзакций использует сегменты UNH и UNT, конверт группы использует сегменты UNG и UNE, а конверт обмена использует сегменты UNA/UNB и UNZ. В каждом случае «S» указывает «начало» конверта, а «E» указывает «конец» конверта. На приведенной ниже диаграмме показаны три уровня конвертов, которые окружают один заказ на покупку EDI.

Продолжить чтение

Стандарты документов EDI | Основы EDI

Существует множество стандартов документов EDI, но что они все означают и где они используются?

| АНСИ АСК Х12 | ЭАНКОМ | ЗАПИСЬ | ОДЕТТА | шлюз Oracle | РозеттаНет | САП | СВИФТ | Традакомс | ЭДИФАКТ ООН | ВДА | ВИКС |

ANSI ASC X12

В 1979 году Американский национальный институт стандартов (ANSI) учредил Аккредитованный комитет по стандартам (ASC) X12 для разработки единых стандартов межотраслевого электронного обмена деловыми операциями, а именно электронного обмена данными. Первоначально ANSI X12 был задуман для поддержки компаний из различных отраслей промышленности в Северной Америке, однако сегодня более 300 000 компаний по всему миру используют стандарты X12 EDI в повседневных бизнес-транзакциях. ASC X12 также вносит свой вклад в сообщения UN/EDIFACT, которые широко используются за пределами Соединенных Штатов.

Дополнительную информацию о ANSI X12 можно найти здесь ⟶

Дополнительную информацию о типах документов ANSI X12 можно найти здесь ⟶

EANCOM

Первоначально этот стандарт был разработан в 1987 г. появившийся в то время международный стандарт UN/EDIFACT. Сообщения EANCOM, поддерживаемые GS1, являются более подробными по своему характеру по сравнению с набором сообщений TRADACOMS. Первоначально EANCOM был разработан для сектора розничной торговли, а впоследствии стал наиболее широко используемым подмножеством ЭДИФАКТ ООН и теперь используется во многих других отраслях промышленности, таких как здравоохранение, строительство и издательское дело.

Дополнительную информацию о EANCOM можно найти здесь ⟶

VICS

Стандарт добровольной межотраслевой торговли используется в розничной торговле в Северной Америке. Это часть национального стандарта ANSI ASC X12. VICS EDI используется тысячами компаний, универмагов и специализированных розничных магазинов, торговых точек и их поставщиков. В 1988 году GS1 US стал органом управления и администрирования VICS EDI. GS1 US также управляет унифицированным стандартом связи (UCS), производным от ASC X12, для продуктовой промышленности и промышленным/коммерческим стандартом (I/C) для промышленного сектора.

Дополнительную информацию о VICS можно найти здесь ⟶

Дополнительную информацию о стандартах UCS и I/C можно найти здесь ⟶

Дополнительную информацию о типах документов VICS можно найти здесь ⟶

UN/EDIFACT

United Nations/Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport — это международный стандарт, разработанный Организацией Объединенных Наций. Работа по поддержанию и дальнейшему развитию этого стандарта осуществляется через Центр Организации Объединенных Наций по упрощению процедур торговли и электронному бизнесу (UN/CEFACT) при Европейской экономической комиссии ООН. Стандарт EDIFACT предоставляет набор правил синтаксиса для структурирования, интерактивный протокол обмена и предоставляет набор стандартных сообщений, которые позволяют осуществлять обмен электронными деловыми документами между несколькими странами и отраслями. EDIFACT широко используется в Европе, в основном из-за того, что многие компании приняли его очень рано. EDIFACT получил некоторое распространение в регионе ASPAC, однако в настоящее время в этом конкретном регионе используется больше стандартов на основе XML.

Дополнительную информацию об EDIFACT можно найти здесь ⟶

Дополнительную информацию о типах документов EDIFACT можно найти здесь ⟶

ODETTE

Организация по обмену данными посредством телекоммуникаций в Европе представляет интересы автомобильной промышленности. промышленности в Европе. Они являются аналогом Группы действий автомобильной промышленности (AIAG) в Северной Америке. Организация разрабатывает инструменты и рекомендации, которые улучшают поток данных о товарах, услугах, продуктах и ​​бизнес-информации по всей цепочке создания стоимости в автомобилестроении. ODETTE отвечает за разработку стандартов связи, таких как OFTP и OFTP2.0, процессов постоянного улучшения, таких как руководство по управлению материальными потоками / оценка логистики (MMOG/LE), и стандартов документации для автомобилей, как определено по ссылке ниже.

Дополнительную информацию о ODETTE можно найти здесь. ⟶

Дополнительную информацию о типах документов ODETTE можно найти здесь. Первоначально он был представлен в 1982 году как реализация синтаксиса UN/GTDI, одного из предшественников EDIFACT, и поддерживался и расширялся Британской ассоциацией нумерации статей, теперь называемой GS1 UK. Стандарт более или менее устарел, поскольку его разработка фактически прекратилась в 1995 в пользу подмножеств EDIFACT EANCOM. Несмотря на это, он оказался надежным, и большая часть розничного трафика EDI в Великобритании все еще использует его сегодня.

Дополнительную информацию о Tradacoms можно найти здесь⟶

Дополнительную информацию о типах документов Tradacoms можно найти здесь ⟶

VDA

Эта организация разрабатывает стандарты и лучшие практики для удовлетворения потребностей компаний немецкой автомобильной промышленности. VDA разработал более тридцати сообщений для удовлетворения потребностей таких компаний, как VW, Audi, Bosch, Continental и Daimler AG. Дополнительную информацию об этих сообщениях можно найти по ссылке ниже.

Более подробную информацию о VDA можно найти здесь ⟶

Дополнительную информацию о типах документов VDA можно найти здесь ⟶

HIPAA

Закон о переносимости и подотчетности медицинского страхования был принят Конгрессом США в 1996 году. HIPAA — это установление национальных стандартов для электронных транзакций в области здравоохранения и национальных идентификаторов для поставщиков медицинских услуг, планов медицинского страхования и работодателей. Стандарты предназначены для повышения эффективности и действенности системы здравоохранения Северной Америки путем поощрения широкого использования EDI в системе здравоохранения США. Наборы транзакций EDI HIPAA основаны на X12, а основные типы сообщений описаны ниже.

Дополнительную информацию о HIPAA можно найти здесь. ⟶

Дополнительную информацию о типах документов HIPAA можно найти здесь. компании, работающие вместе над созданием и внедрением общеотраслевых стандартов открытых процессов электронного бизнеса. Эти стандарты образуют общий язык электронного бизнеса, согласовывая процессы между партнерами по цепочке поставок на глобальной основе. Стандарт документов RosettaNet основан на XML и определяет рекомендации по сообщениям, интерфейс бизнес-процессов и основы реализации для взаимодействия между компаниями. Используя процессы RosettaNet Partner Interface Processes (PIP), деловые партнеры всех размеров могут подключаться в электронном виде для обработки транзакций и передачи информации в своих расширенных цепочках поставок.

Добавить комментарий


ST*850*1001 ST, для обозначения начала набора транзакций – в данном случае заказ на поставку 850
BEG*00*SA*4768*65*20120930 BEG, чтобы указать начало PO, в частности, (1)
9*SO*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*xy*. N1, a name segment (2)
N3*123 Main Street N3, to provide street address  
N4*Fairview*CA*94168 N4, to укажите город/штат/почтовый индекс
PO1*1*100*EA*27,65 ** VN*331896-42 PO1, для предоставления линейки. СТТ, для предоставления сводных данных по ЗП (4)
SE*8*1001 SE, для указания конца ЗП