Франсуаза арди биография: (Françoise Hardy) — — —

за что мы на самом деле любим Франсуазу Арди

МОДА•ИКОНА СТИЛЯ

T

ТЕКСТ: Ксения Крушинская

Сегодня исполняется 75 лет певице, которая считается одним из воплощений образа идеальной парижанки. Рассказываем, как складывались ее отношения с модой, музыкой и собственным возрастом и почему на самом деле Франсуаза Арди — гораздо больше, чем олицетворение парижского шика. 

Незадолго до 75-го дня рождения Франсуазы Арди французские СМИ запестрели нерадостными новостями: в ноябре у певицы случился рецидив рака лимфатической системы. Диагноз ей поставили еще в 2004 году. С тех пор Арди прошла несколько курсов химиотерапии, вернулась в форму и даже выпустила три номерных альбома, один из которых стал золотым, а другой — платиновым. Правда, в 2015-м вновь попала в беду — упала в душе, получила множество травм и провела несколько недель в искусственной коме. «В какой-то момент врачам показалось, что они больше ничего не могут для меня сделать, — рассказывала потом Франсуаза. — Они даже предупредили моего сына о том, что это, кажется, конец».

Арди выкарабкалась — не без помощи сына, который запретил врачам сдаваться, а также невероятной силы воли и неугасающей любви к своему делу. В 2018-м она выпустила очередную пластинку, посвященную, по словам самой исполнительницы, ее отношениям с возрастом, а на один из треков с нее, балладу Le Large, снял клип Франсуа Озон. Казалось бы, все позади, но в ноябре лимфома вернулась, и сейчас Арди вновь проходит курс лечения. Певица не дает комментариев, но в прессе звучат слухи, что ситуация серьезная. Впрочем, это можно понять: Франция очень боится за свою любимицу. Второй такой нет — и вряд ли будет.

Тем, кто знаком с Арди и ее творчеством, что называется, «понаслышке», никогда не пришло бы в голову, что эта хрупкая девушка с длинной челкой, поющая меланхоличные баллады, однажды станет в своей стране национальным достоянием и даже получит золотую медаль французской песни — награду, которую вручают члены Académie Française.

Молодую Арди за пределами Франции считают воплощением мифической идеальной парижанки, стоящей в одном ряду с Джейн Биркин и Инес де ля Фрессанж. Глянцевые СМИ иллюстрируют ее фотографиями статьи о парижском шике, а ее самые известные песни — вроде хитов Le Temps de l»Amour и Tous les Garçons et les Filles — ставят в кафе и магазинах для создания «атмосферы Парижа». Арди во все времена транслировала эстетику, которую легко было скопировать. Взять хотя бы стиль: косухи, объемные пальто, кепки, джинсы, водолазки, мини-юбки и ботфорты — так она выглядит на своих самых растиражированных фото. Действительно, кто откажется примерить на себя образ, который так несложно сконструировать и за которым вроде бы так много кроется?

На самом деле все гораздо сложнее. Музыка Франсуазы не ограничивается ни двумя вышеупомянутыми хитами, ни стилем ye-ye — заводной гитарной музыки, мода на которую возникла во Франции в 60-е под влиянием The Beatles (название — калька с английского yeah yeah). За свою жизнь она выпустила двадцать восемь студийных альбомов. С момента, когда в 1962 году вышла ее первая пластинка-сорокапятка, которая в течение года была распродана тиражом в 500 тысяч экземпляров, и до сегодняшнего дня Арди успела записать сотни песен на разных языках — французском, английском, итальянском, немецком, получить больше десятка престижных наград и посотрудничать с лучшими из лучших. Кроме Сержа Генсбура, через которого прошли, кажется, все звезды французской эстрады вплоть до 80-х, она работала с  Малкольмом Маклареном, Игги Попом, Деймоном Албарном и Air. В свое время ею восхищались Мик Джаггер, Дэвид Боуи и Боб Дилан — последний даже посвятил Франсуазе стихотворение под названием Untitled 2 (For Francoise Hardy), которое звучит речитативом на его альбоме Some Other Kinds of Songs. Сама певица, правда, утверждает, что музыка тут ни при чем и волновала этих мужчин исключительно «красивая картинка». Впрочем, известный французский телеведущий Марк-Оливье Фожьель считает иначе: «Что очаровывало этих музыкантов, так это то, что она никогда не была просто певицей. Франсуаза часто сама писала тексты и музыку к своим песням — в 60–70-е было очень мало женщин, которые делали то же. Думаю, Дилан и Джаггер могли видеть в ней свое женское альтер эго».

Ритмы ye-ye уже начиная с 70-х сменились в ее творчестве вдумчивой поп-музыкой с элементами рока, синти-попа и электроники. Арди никогда не боялась экспериментировать со стилями, как и с текстами: чем старше становилась певица, тем вдумчивее становилась ее лирика. На первый взгляд, такая эволюция кажется очевидной, но на самом деле далеко не каждая женщина в шоу-бизнесе может похвастаться тем же. Многие, взрослея, продолжают так или иначе эксплуатировать образ, который принес им славу много лет назад, и петь о том же, о чем пели в 25, потому что затрагивать иные темы или не хотят, или боятся.

Арди не испугалась. Она признается, что на том самом альбоме 2018 года — последнем на сегодняшний день — много песен о зрелости и смерти: «Когда вам исполняется 74, вы начинаете больше рефлексировать, — говорит Франсуаза. — Вы уже не можете петь о том же, о чем пели в 20 и 30 лет, это становится нелепым. Конечно, кто-то не придает этому значения, но не я… Сейчас я много пою о смерти, но без надрыва — скорее, в символическом, позитивном ключе».

Что касается моды, то отношения с ней у Арди тоже всегда были куда глубже и серьезнее, чем принято думать. Она не просто очередная «парижанка в косухе» — образ, который закрепился за ней благодаря роли в фильме «Гран-при» 1966 г. о гонщиках «Формулы-1» — но довольно смелый новатор, повлиявший в свое время на многих больших дизайнеров. Да что там говорить, если само название великой марки Comme des Garçons — реверанс в сторону французской звезды? Рэи Кавакубо использовала строчку из самой популярной песни Арди Tous les Garçons et les Filles, которая была записана за семь лет до основания японского бренда. Это говорит о том, что в 60-е Франсуаза уже была не просто локальной it girl, а женщиной, чьи песни узнаваемы и ассоциируются с чем-то прекрасным и желанным — причем во всем мире и на всех континентах.

Кроме Рэи Кавакубо Арди вдохновляла, например, пионера модного футуризма Андре Куррежа. В 60-е годы она активно носила созданные им мини-юбки и объемные пальто — любовь к последним сама певица позднее объяснила желанием спрятать собственное тело, которого ее с детства приучили стыдиться, — так что именно Франсуаза во многом внесла свой вклад в популяризацию графичных и новаторских вещей эпохи space age. Еще одним любимым дизайнером Арди был Ив Сен-Лоран. Как и Катрин Денев, она была одной из первых, кто решился надеть на публике его знаменитый le smoking.

Что примечательно, в отличие от других знаменитых француженок той эпохи Франсуаза никогда не эксплуатировала собственную сексуальность. Если Брижит Бардо и даже чуть более скромная Джейн Биркин в свое время по обе стороны океана заслужили славу sex kittens, то Арди была и остается воплощением андрогинности. Возможно, отчасти поэтому ее образы выглядят такими современными и сегодня, в эру, когда секс, кажется, больше не продает.

Впрочем, это не значит, что певица аскет, чуждый экстравагантности. В свое время Арди была музой и Пако Рабанна, который создавал для нее концертные костюмы и платья «на выход». В 1968 году он сшил для нее сразу два наряда, вошедших в историю. В облегающем комбинезоне в пайетках она появилась во время гастролей в Лондоне, а платье из золотых пластин, инкрустированных бриллиантами, надела на открытие Международной выставки алмазов в Париже несколько месяцев спустя. Тот и другой выходы произвели фурор, сопоставимый с тем, который производят в наши дни экстравагантные выходы Леди Гаги и Рианны.

С возрастом ее стиль стал несколько более сдержанным и спокойным. Во всяком случае, теперь уж точно обходится без пайеток и бриллиантовых инкрустаций. Одна из последних модных привязанностей Арди — Николя Жескьер. Когда тот возглавлял Balenciaga, певицу часто можно было видеть в первом ряду на его показах. Он же сказал о своей музе в интервью французскому Vogue в начале нулевых: «После того как у Фрасуазы Арди закончилась ее «наивная» фаза в 60-е, она стала уделять больше внимания своему имиджу. Помню, как еще в детстве увидел фото с одного ее концерта: она была с распущенными волосами, без макияжа, в обуви на плоской подошве и в комбинезоне от Куррежа… Помню, тогда я подумал: «Боже мой! Она так потрясающе выглядит для исполнительницы, которую вроде как относят к эпохе ретро!..» Что меня больше всего в ней восхищает, так это то, что она меняется с каждым десятилетием, будь то музыка или стиль, и всегда остается современной».

Вот уже много лет Франсуаза Арди носит короткую стрижку и принципиально не закрашивает седину. Она утверждает, что, несмотря на возраст, ее ум остается молодым и в ней не угасают жажда нового и желание изучать мир. Еще с 60-х она всерьез увлекается астрологией — была соавтором нескольких астрологических книг, а одно время даже вела еженедельную радиопрограмму на соответствующую тему. Кроме того, в сфере ее интересов — графология (профессиональное исследование почерка) и литература. Певица признается, что не мыслит жизни без книг, а в 2012 году вышел роман ее авторства под названием «Сумасшедшая любовь», этакое философское исследование природы любви и страсти и того влияния, которые они оказывают на жизнь женщины. Критики сравнивали книгу с произведениями мадам де Лафайет.

Арди, которая много рассуждает и рефлексирует на тему возраста — как в интервью, так и в песнях, — сумела стать для французов одним из идеальных воплощений женщины условно старше пятидесяти. Она умна, активна, не исчезает из информационного поля и продолжает заниматься тем, что больше всего любит. Ее пример доказывает, что женщине, которая перешла определенный возрастной рубеж, не обязательно ни отрекаться от своего возраста, ни сдаваться ему и ставить на себе крест. Оказывается, можно просто быть собой: ходить в узких брюках, с седыми волосами и петь о том, что для тебя самой в данный момент важнее всего.

В январе этого года интервью журналистам дал близкий друг и бывший возлюбленный Франсуазы Арди, легендарный фотограф Жан-Мари Перье. Он полагает, что сильно беспокоиться о Франсуазе все же не стоит: «Я недавно виделся с ней. Даже если у нее проблемы, она не хочет показывать, что ей плохо. Она была прекрасно одета, причесана. Проговорила со мной два часа подряд. Не женщина — настоящий танк!» Не беремся судить, справедливо ли это сравнение, но будем надеяться, что мадам Арди по-прежнему есть что сказать миру, а значит, она совсем скоро к нам вернется.

{«width»:1200,»column_width»:111,»columns_n»:10,»gutter»:10,»line»:40}false7671300falsetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}true

Françoise Hardy (Франсуаза Арди): Биография певицы

Поп-икона моды, национальное достояние Франции, одна из немногих женщин-вокалистов, исполняющих авторские песни. Françoise Hardy стала первой девушкой, исполняющей песни в стиле Йе-йе, известна романтическо-ностальгическими песнями с грустными текстами. Хрупкая красавица, икона стиля, идеальная парижанка — всё это о женщине, воплотившей свою мечту в реальность.

Детство Françoise Hardy

О детстве Франсуазы Арди известно немного — бедность, безотцовщина, интернат. Вечно занятая мать и не очень добрая бабушка.

Звезда 1960-х годов родилась в столице Франции в 1944 году. Времена были трудные, денег всегда не хватало. И мама-одиночка отдала девочку в интернат, где Франсуаза и написала свои первые песни.

Françoise Hardy (Франсуаза Арди): Биография певицы

На 16-й день рождения и в связи с поступлением в Сорбонну Арди подарили первую гитару. Филология и политология не очень интересовали будущую знаменитость. Одновременно с Сорбонной Франсуаза посещала занятия в консерватории Petit Conservatoire de Mireille.

Счастливый билет в другую жизнь Франсуазе достался в 1961 году, когда, прочитав в газете объявление о наборе певиц, она пришла на прослушивание в студию звукозаписи. И получила предложение от лейбла Vogue на запись дебютной грампластинки. Удивительно, но более 2 млн экземпляров этого сингла (Tous Les Garçonsetles Filles) мгновенно были распроданы. И Арди за одну ночь стала европейской звездой. 

Триумфальная юность Françoise Hardy

В апреле следующего года она покинула университет и выпустила свою первую пластинку Oh Oh Chéri. На одной стороне звучала песня, написанная Джонни Холлидеем. А на второй была собственная композиция Tous Les Garçonsetles Filles, исполненная в стиле Йе-йе. И снова было продано более 2 млн экземпляров. Это был успех певицы. 

Ещё через год, в 1963 году, Арди заняла 5-е место на престижном конкурсе «Евровидение». И вскоре её лицо украшало обложки практически всех главных музыкальных журналов. Именно во время работы над фотосессией для журнала Харди познакомилась с фотографом Жаном-Мари Перье. Он превратил её образ из застенчивой школьницы в законодателя культурных тенденций. Мужчина стал не только её любовником, но и очень повлиял на её раннюю карьеру.

Благодаря его фотографиям она стала известной, на неё обратили внимание главные Дома моды — Ив Сен-Лоран, Шанель, Пако Рабан, лицом которых Арди была много лет. А Роже Вадим (один из культовых режиссёров Франции) предложил роль в своём фильме. Роль в фильме такого уровня только увеличила её национальную популярность. Но сердце Франсуазы было занято музыкой, а не кинематографом.

Профессиональная карьера Françoise Hardy

Популярность Франсуазы била все рекорды — красивая, стильная, с фирменным, немного хрипловатым альтом. Благодаря песням, стиль которых варьировался от поп-музыки до джаза, блюза, она стала легендой. Под их звучание грустили, любили, встречались и расставались.

Françoise Hardy (Франсуаза Арди): Биография певицы

Она подружилась с такими звёздами, как Мик Джаггер и группа The Beatles, Боб Диллан считал её своей музой. Она быстро стала самой узнаваемой поп-звездой своей страны, выпустив 10 альбомов между 1962 и 1968 гг.

В 1968 году на пике популярности она приняла решение уйти со сцены и прекратить живые концерты, сосредоточившись на работе в студии звукозаписи. Прощальное выступление состоялось в знаменитом лондонском отеле The Savoy.

Арди — другая жизнь

В начале 1970-х годов Франсуаза появилась в эфире радио Монако в качестве эксперта-астролога. Жан-Пьер Никола (один из самых известных французских астрологов) предложил ей совместную работу. И их сотрудничество продолжалось более 8 лет.

В 1988 году Арди заявила о прекращении певческой карьеры. Но слово своё не сдержала. И через 5 лет приступила к работе над альбомом Le Danger, который вышел в 1996 году.

Казалось, что новое тысячелетие вдохнуло новую жизнь в творчество шансонье Арди. За 12 лет вышли пять новых альбомов. Французская академия наградила артистку Большой медалью французского шансона в 2006 году. В 2008 году опубликована автобиография Le Désespoir des singes… et autres bagatelles. Вышел роман L’Amour Fou и одноимённый альбом в 2012 году. А затем снова певица объявила о завершении карьеры. В этот раз поклонники с пониманием отнеслись к этому заявлению.

Все знали о том, что Франсуаза была тяжелобольной. С 2004 года она боролась с онкологическим заболеванием. В этой хрупкой женщине было столько силы воли и любви к жизни, что болезнь временами отступала. В 2015 году казалось, что финал близок, как никогда. Арди две недели была в коме. Но любовь близких и усилия врачей, применивших новый метод химиотерапии, вернули певицу к жизни.

Françoise Hardy (Франсуаза Арди): Биография певицы

Личная жизнь Франсуазы Арди

Роман с фотографом, сделавшим её узнаваемой, закончился. В 1981 году Арди вышла замуж за своего давнего знакомого, музыканта Жака Дютрона. Примечательно, что ещё в 1973 году она родила от него сына Томаса. Но только через 8 лет они официально стали мужем и женой. Супруги давно не живут вместе, но сохранили дружеские отношения, и брак расторгнуть не спешат. Возможно, кто-то из них всё ещё надеется остаток дней провести под одной крышей.

Франсуаза Арди Биография

Родилась 17 января 1944 года в Париже, Франция; вышла замуж за Жака Дютрона в 1981 г., один ребенок. Образование: Учился в Малой консерватории шансона; учился в Парижском университете. Адреса: Офис — c/o VMA, 20, avenue Rapp, Париж 75007, Франция.

Шантёз, автор песен, актриса, поп-икона, фотомодель, писательница, астролог — Франсуаза Арди — одна из самых разносторонних и оригинальных фигур французской поп-музыки. С момента ее феноменального дебюта в начале 19В 60-е годы она остается личностью, с которой приходится считаться, адаптируясь к новым стилям и вкусам на протяжении десятилетий, но при этом сохраняя свой первоначальный шарм, утонченность и нежный, интимный лиризм. Квинтэссенция Харди — застенчивая, замкнутая и сдержанная артистка, певица, которая прекрасно владеет своим мягким, мечтательным, со вкусом соблазнительным голосом, всегда находя новый, творческий, свежий способ петь о любви.

Родившийся 17 января 1944 года в Париже, Харди имел печальное детство. Отец бросил семью, и будущая звезда росла глубоко замкнутым ребенком. Ее отдали в монастырскую школу для девочек, где она была образцовой ученицей, послушной и прилежной. Однако школьная жизнь не смогла заглушить ее музыкальный талант. В свободное время, когда она не слушала популярные песни по радио, она начала писать музыку. После окончания средней школы Харди неожиданно навестил отец, который подарил ей гитару. Наконец-то она смогла уделять больше времени музыке и поступила в Маленькую консерваторию шансона, школу для певцов. Однако, поддавшись давлению семьи, она тоже поступила в университет, но по-прежнему отдавала свои силы урокам вокала.

В 1961 году, после нескольких тусклых прослушиваний, Харди добилась большого прорыва: лейбл Vogue предложил ей контракт на запись. Ее первый сингл, выпущенный в 1962 году, включал в себя три собственные композиции. Одна из этих песен, «Tous les garçons et les filles», стала хитом и фаворитом популярного молодежного шоу Radio Europe Salut les copains. Почти сразу же Харди стала одной из величайших звезд французской поп-музыки, войдя своим скромным образом в пантеон таких живых легенд французской поп-музыки, как Сильви Вартан и Джонни Холлидей.

Неотразимая привлекательность

Во время фотосессии Харди познакомилась и влюбилась в Жан-Мари Перье, фотографа, который решил изменить свой застенчивый, скромный, несколько неуклюжий образ на что-то более мирское, элегантное и утонченное. В то время как новый образ Харди принес ей огромную популярность — ее фотографии появились во всех модных журналах — преображение Перье не было кардинальным преображением: модная одежда не могла скрыть ее очаровательной простоты. Мир шоу-бизнеса нашел ее неотразимой. Очарованный внешностью Харди, режиссер Роже Вадим дал ей главную роль в своем фильме «9».0013 Шато en Замша . Щедро восхваляемая как актриса, Харди, тем не менее, сопротивлялась соблазну кинокарьеры, приняв лишь несколько ролей.

В 1963 году она произвела фурор в парижском мюзик-холле l’Olympia, выступив на разогреве у рокера Ричарда Энтони. В том же году она также выпустила свой первый альбом, который сделал ее европейской знаменитостью. В 1964 году она отправилась в европейское турне, которое включало остановку на конкурсе песни в Сан-Ремо; когда она пела на итальянском языке, ее лирическое, проникновенное исполнение «Parla mi di te» полностью очаровало итальянскую публику.

Харди вернулся в l’Olympia в 1965 году, снова на разогреве, но на этот раз для группы певцов, представляющих традиционный французский шансон . Те, кто отверг это второе выступление как чисто ретро-жест дивы поп-музыки, показали свое невежество, ибо шансон — важнейший элемент стиля Харди. Верный своим традициям, Харди также превратился в блестящую, разносторонне одаренную звезду, которая добивалась успеха и признания в каждом начинании.

Успех во всем мире

Следуя совету своего возлюбленного, она работала моделью для величайших дизайнеров Франции; она также снялась в другом фильме Жана-Даниэля Полле « Une balle au coeur » и получила восторженные отзывы. Затем ее амбициозный любовник познакомил ее с Миком Джаггером, The Beatles и другими легендами британского рока. Это вдохновило ее на выпуск альбома на английском языке ( In English ), который в сочетании с выступлениями на модных лондонских площадках вызвал дикий энтузиазм и предоставил ей, казалось бы, невозможный статус французской певицы, признанной знаменитостью в Англии. Следующим актерским проектом Харди стала роль в фильме американского режиссера Джона Франкенхаймера «9». 0013 Гран-при , начало ее американской славы. Вскоре она заключила сделку, согласно которой Warner Bros. стала ее американским дистрибьютором; в результате она стала хорошо известна в Соединенных Штатах.

В 1967 году, после разрыва отношений с Перье, Харди встретила Жака Дютронка, чрезвычайно популярного кумира подростков, который стал ее любовником. В следующем году, измученная безумием постоянных гастролей, она решила работать в первую очередь записывающейся артисткой, спев прощальный концерт в Лондоне.

В новом десятилетии Харди избавилась от своего шика 19образ 60-х и возвращение к своей естественной простоте, хотя и с элементом аутентичной утонченности. В 1971 году Харди, работая с Тукой, бразильской певицей, записала безымянный альбом, в который вошли треки «Chanson d’O» и «La Question», оба из которых свидетельствуют о ее неоспоримом таланте автора песен.

Занятая многими занятиями, в том числе астрологией (страсть, возникшая в подростковом возрасте), Харди родила сына Томаса в 1973 году. Взяв на себя новые обязанности, Харди продолжила работать записывающейся артисткой. Она подписала контракт со звукозаписывающей компанией Warner Bros. и выпустила новый альбом 9.0013 Сообщение персоналу . Альбом имел огромный успех, а заглавный трек стал одной из ее лучших песен.

Жила простой жизнью

К середине 1970-х годов стало ясно, что Харди, держится ли она в стороне от центра внимания или наносит короткие визиты в мир славы, остается активной, преданной, творческой художницей. В то время как комментаторы любили говорить о ее многочисленных прощаниях и возвращениях, Харди просто вел жизнь и поддерживал карьеру, которая не соответствовала популярным представлениям о славе и успехе. Знатоки, ожидавшие после каждого хита бурного тура, не обращали внимания на ее музыку. В 1977 Харди выпустила знаковый альбом Star , который понравился ее более молодой аудитории, слушателям, которые не знали ее хитов предыдущего десятилетия. Следующий альбом, Musique saoule , созданный совместно с композитором Габриэлем Яредом и авторами текстов Мишелем Йонасом и Аленом Гольдштейном, полностью очаровал поклонников Харди, которым особенно понравилась утонченность «J’ecoute de la musique saoule», которая стала одним из ее произведений. самые популярные синглы.

После Джин-тоник , 1980, который включал причудливую «Jazzy retro Satanas», в 1981 году Харди женился на Дютронке и выпустил A suivre , в котором были представлены работы нескольких важных авторов песен, в том числе Жан-Клода Ваннье и Луи Шедида. Две песни с этого альбома, «Villégiature» и «Tamalou», в итоге стали хитами. После ее альбома 1982 года Quelqu’un s’en va , созданного в сотрудничестве с рядом выдающихся авторов песен, Харди выпустила успешный сингл «Moi vouloir toi» в 1984 году. За совместным проектом с Чедид последовал еще один популярный сингл «VIP» Ее следующий проект был Décalages , предположительно прощальный альбом с ее текстами и музыкой самых известных французских авторов песен. Поклонники не удивились, когда в 1994 году Харди вернулся с дуэтом, записанным с Аленом Лубрано. Песня «Si ça fait mal» появилась на альбоме Urgence , выпущенном в поддержку борьбы со СПИДом.

В 1995 году Харди подписал контракт с Virgin. Ее новый альбом Le Danger вышел в следующем году, произведя сенсацию в Англии, где Харди снова признали и восхищались передовыми английскими группами и законодателями музыкальных тенденций. Пять лет спустя Харди выпустила свой альбом 9.0013 ясная тьма . Критики, которые восхищались аранжировками и дуэтами Харди с некоторыми из ее любимых артистов, особенно оценили версию Харди «Puisque vous partez en voyage» и старый французский шансон, который она спела дуэтом со своим мужем. Это особенно душевное выступление позже было выпущено как сингл, настоящая жемчужина Харди.

В разговоре с суперзвездой сенегальской поп-музыки Баабой Маал для Interview Харди подытожила свою жизненную философию, возможно, проливая свет на тех, кто, не зная о связи между музыкой и астрологией, задавался вопросом, что заставило певицу также писать астрологические книги и вести радиопередача об астрологии: «Я был очень привилегирован в жизни, потому что я считаю, что самое замечательное — это иметь возможность зарабатывать на жизнь тем, что ты любишь, как можно дольше — и это то, что случилось со мной».

Зоран Миндерович

Карьера Франсуазы Харди

Подписано на лейбле Vogue, 1961; выпустил первый сингл в 1962 году, в том числе первый большой хит «Tous le garçons et les filles»; пел в L’Olympia Music Hall, Париж, 1963; гастролировал по Европе, 1964 г .; выпускал хитовые альбомы в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах; выпущен Clair obscur , 2000.

Награды Франсуазы Харди

Victoire de la musique, 1991; Гран-при французского шансона от Общества авторов, композиторов и музыкальных редакторов (Sacem), 2001 г.

Известные произведения

  • Избранная дискография
  • Tous les garcons et les filles , Vogue, 1962.
  • Le premier bonheur du jour , Vogue, 1963.
  • Итальянские песни , Vogue, 1963
  • Mon amie la rose , Vogue, 1964.
  • L’amitie , Vogue, 1965.
  • Франсуаза Арди в Германии , Беллафон, 1965.
  • La maison ou j’ai grandi , Vogue, 1966.
  • На английском языке , Vogue, 1966; переиздан как En anglais , 1969.
  • Ma jeunesse fout le camp , Vogue, 1967.
  • Комментарий te dire adieu , Vogue, 1968.
  • Germinal , Sonopresse, 1970.
  • Солей , Sonopresse, 1970.
  • Один-Девять-Семь-Ноль , United Artists, 1970.
  • Traume , Philips, 1970.
  • La question , Sonopresse, 1971.
  • L’eclairage , Sonopresse, 1972.
  • Песни о любви , CBS, 1972.
  • Сообщение персонала , WEA, 1973.
  • Антракт , WEA, 1974.
  • Звезда , EMI, 1977.
  • Musique saoule , EMI, 1978.
  • Джин-тоник , EMI, 1980.
  • A suivre , Фларенаш, 1981 г.
  • Quelqu’un qui s’en va , Фларенаш, 1982.
  • Наклейки , Фларенаш, 1988 г.
  • Le Danger , Virgin, 1996.
  • Les Chansons d’amour , Камден, 1999 г.
  • Ясно-мрак , Дева, 2000 г.
  • J’ecoute de la musique , EMI, 2001.
  • Vogue Years , BMG International, 2001.
  • L’Essentiel , EMI, 2002.
  • Ma Jeunnesse fout le camp , Virgin, 2003.

Дополнительная литература

Источники

    Книги

    • Эрлевин, Майкл, редактор, All Media Guide to Rock 907s, Miller 908s, 1, второе издание
    • Кто есть кто во Франции , Жак Лафит, 2002 г.

    Периодические издания

    • Интервью , октябрь 2001 г.

    Онлайн

    • «Биография», RFIMusique, http://www.rfimusiques.com/siteEN/biographie/biographie_6310.asp (6 апреля 2003 г.).

    Франсуаза Харди, Изящная старость

    Вечерами в парке Багатель в самом сердце Булонского леса можно увидеть высокую, элегантную седовласую женщину с андрогинным силуэтом, которая может показаться смутно знакомой, спокойно созерцающей деревья с их длинными ветвями, густой листвой и толстыми, как слоновая шкура, стволами.

    Скорее всего, это Франсуаза Арди, национальное достояние Франции и местная жительница, на одной из своих обычных прогулок — любимый способ, по ее словам, забыть о проблемах и тревогах.

    Автобиография Франсуазы Арди « Отчаяние обезьян и другие пустяки » была впервые опубликована на английском языке в мае прошлого года. Книга вышла во Франции в 2008 году, но прошедшие годы причинили ей огромное беспокойство. В 2004 году она узнала, что у нее лимфатический рак, а в 2016 году ее поместили в кому, из которой казалось маловероятным, что она когда-либо проснется. Но она выздоровела и только что выпустила то, что можно было бы назвать праздничным новым альбомом, Personne d’autre 9.0285 (Больше никто) в США.

    Родившаяся в 1944 году в Париже у незамужней матери, которую она обожала и защищала всю свою жизнь, она называет себя в детстве «печальным воплощением порядка и дисциплины», к большому раздражению своей матери, которая не была ни тем, ни другим. Но эта фраза применима, по крайней мере частично, ко всей остальной ее жизни.

    Франсуаза Арди, икона шестидесятых, во многих отношениях была полной противоположностью той беспокойной, беспорядочной, бурной эпохе, в которой она процветала.

    Франсуаза Харди, 1967 год. © Патрис Пико/Гамма-Рафо

    Ей было 17 лет, когда она начала свою карьеру певицы. Ее восхождение от робкой, неуверенной девушки в агонии застенчивости, проходившей прослушивание для звукозаписывающей компании, до звезды со своим первым хитом «Tous les garçons et les filles» определило термин «метеорная». В своем впечатлительном позднем подростковом возрасте она погрузилась в мир секса, наркотиков и алкоголя; но она не одобряла секса без любви («сексуальные отношения без любви низводят другого человека до статуса объекта»), избегала наркотиков и была и остается умеренной пьющей, которая вспоминает, что была пьяна только один или два раза.

    В своих мемуарах она рассказывает забавную историю о том, как гитарист Rolling Stones Кит Ричардс пригласил ее в свою квартиру в Лондоне. Большая поклонница группы, Франсуаза пришла в назначенное время и обнаружила, что девушка Ричардса тоже присутствует. Она описывает неловкую сцену, в которой она подозревает намерения пары, пригласившей ее, и уходит как можно быстрее.

    В промежутках между тихими моментами восторга, например, когда она подписала свой первый и давний контракт с Vogue Records, жизнь для нее была постоянным состоянием беспокойства. Застенчивость и неуверенность подростков никогда не покидали ее. Ее блестящая карьера была «позолоченной тюрьмой». Жесткий критик своей работы, она обнаружила, что большинство ее выступлений могли бы быть лучше. Когда ее первый любовник, фотограф, был на задании, она была уверена, что он влюбится в женщину, которую фотографировал…

    И так продолжается на протяжении большей части этой откровенной, красноречивой, но слегка раздражающей автобиографии. Что делает его хорошим чтением, так это ее тихое самоуничижительное повествование, которое один критик назвал английским юмором. Но нет, это культивируемый французский пессимизм. У нее сильная воля и твердые убеждения, в том числе по поводу войны в Ираке, абортов и последствий перенаселения. Еще одним отклонением от темперамента 1960-х она переждала волнения мая 1968 года на Корсике, посланная туда ее звукозаписывающей компанией «до тех пор, пока не восстановится спокойствие».

    В своей автобиографии она высказывается об этом историческом моменте во французской истории 20 го века: «Я всегда чувствовала инстинктивное недоверие к студенческим движениям, где часто мы находим агитаторов крайне левых… Май 68 просто принес на свет коллективная эволюция, процесс которой, запущенный задолго до этого, достиг зрелости». В том же году, в возрасте 24 лет, она поднялась на вершину французских и британских поп-чартов с песней «It Hurts to Say Goodbye» («Comment te dire adieu»), написанной Сержем Генсбуром.

    Ее первый бойфренд, французский фотограф Жан-Мари Перье, снял ее для модных журналов. Уильям Кляйн и Ричард Аведон также сфотографировали ее для Vogue и множества других изданий. Ее лицо появлялось на Paris Match так регулярно, что она стала французской девушкой с обложки 1960-х годов. Франсуаза Харди недавно рассказала New York Times , что она прекрасно знала, что иностранная пресса в то время больше интересовалась тем, как она одевалась, чем ее песнями. Андре Курреж и Пако Рабанн были среди кутюрье, которые ее одевали. Но она всегда отдавала предпочтение костюму «Le Smoking» Ива Сен-Лорана.

    Хотя она и не тусовалась с богемой и интеллигенцией Левобережья, она стала ассоциироваться с романтическим экзистенциализмом того времени. В 1966 году Жан-Люк Годар снял ее в эпизодической роли в « Masculin Féminin », определяющем фильме французской Новой волны. По мере того, как ее слава росла, она привлекла внимание Мика Джаггера, который описал ее в интервью как свою идеальную женщину, и Боба Дилана, который поместил ее стихотворение о битах на обложке своего четвертого альбома 1964 года Another Side of Bob Dylan. – «для Франсуазы Арди/на берегу Сены/гигантская тень/Нотр-Дама/пытается схватить меня за ногу/студенты Сорбонны/промчаться мимо на тонких велосипедах…»

    В 1981 году она вышла замуж за певца, автора песен и актер Жак Дютронк после долгого периода, в течение которого, как правило, они осторожно кружили друг вокруг друга, как два борца сумо (конечно, за исключением гораздо более худых), каждый из которых не мог сделать решающий ход.

    В Европе они были суперзвездной парой, и в браке родился сын Томас, сам певец и автор песен. В браке Дютронк оставался шутовским плейбоем, любимым французами и, конечно же, источником свежего беспокойства для его жены, которая пишет о своей тоске по поводу его романа с немецкой актрисой Роми Шнайдер, с которой он снимал фильм.

    Франсуаза Арди в Амстердаме, 1969 год. © Joost Evers/Dutch National Archives

    Франсуаза Арди направляла это постоянное внутреннее мучение в песни и альбомы, которые она сочиняла и исполняла с таким изысканным стилем и успехом — от «L’amour s’en va» в 1960-х до La Question , более зрелого альбома ее более поздние годы в 1971 году до

    Clair-Obscur в 2000 году. Тем не менее, даже на пике своей славы она оставалась преданной фанаткой других любимых исполнителей. Во время шоппинга в Лондоне она столкнулась с Миком Джаггером. Они обменялись приветствиями и разошлись. Но она чувствовала себя человеком, которому «было небесное видение, и он задается вопросом, смогут ли они когда-нибудь преодолеть это».

Добавить комментарий