Фрида кало в москве – VIVA LA VIDA – Выставка картин Фриды Кало и Диего Риверы в Москве декабрь 2018 – март 2019
Выставка «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА».
Выставка работает без выходных.
Подробная информация и покупка билетов на сайте frida-diego.ru.
«VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА. Живопись и графика из музейных и частных собраний»
«Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов, а в их основе — история боли и любви, страсти и непонимания, которые сопровождали Фриду всю ее жизнь. Из этого сплава появился образ, который прошел через весь XX век и стал вызовом устоям западного общества.
С 21 декабря 2018 года по 12 марта 2019 года Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) впервые представят в Москве масштабный выставочный проект «
В течение двух месяцев в самом центре Москвы, в ЦВЗ «Манеж», зрители смогут увидеть уникальную по своему составу ретроспективу двух художников — более 90 произведений Фриды Кало и Диего Риверы, от ранних до поздних: живопись, рисунки, литографии. Основу экспозиции составят работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), ранее не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Дополнят экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве Фриды Кало и Диего Риверы.
Их знакомство состоялось благодаря живописи, когда, восстановив силы после аварии, Фрида привезла на оценку маститому живописцу Ривере свои первые работы. «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению», — так позже скажет Ривера о работах юной Кало. Их отношения будут переполнять эмоции и страсть, все это найдет отражение в ее творчестве. «Я никогда не рисую сны или кошмары. Я рисую свою собственную реальность», — описывает свое творчество Фрида. Ее работы — это пропуск в сюрреалистичный мир, который сначала очаровывает яркими красками, а затем раскрывает глубину чувств художницы, боль от бесконечных операций, которые ей пришлось перенести, и страсть, которая наполняла ее жизнь. В экспозицию войдут как ранние работы Фриды, опирающиеся на традиции европейского портретного искусства эпохи Ренессанса, так и произведения периода расцвета ее таланта. Ключевыми работами Фриды являются ее автопортреты. Зрители увидят одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, художественным символом силы женщины. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.
«Эта выставка не просто демонстрация живописи. Это демонстрация силы духа, силы воли, мужественности этой женщины, её стремления к жизни», – В.С. Воронченко, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен».
На выставке произведения Фриды и Диего встретятся в центральной части экспозиции — это будет перекличка полотен двух художников и соединение двух уникальных личностей в одну историю соперничества в искусстве, любви-борьбы, которая на долгие годы стала главной темой творчества Фриды Кало. «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Если автокатастрофа была роковой случайностью, то из-за противоречивости натуры, в которой сила и независимость сочетались с одержимостью и жертвенностью, сложные отношения с Диего Риверой были неизбежными.
На выставке можно проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке будут представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы будут показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году.
Зрители получат шанс разгадать тайну утерянного шедевра «Раненый стол» (1940). Это масштабное полотно было передано Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. Однако затем, в 1955 году, картина была потеряна при перевозке на выставку в Польшу — до сих пор ее местонахождение неизвестно. Зрители познакомятся с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, увидят фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды, фотографом Гильермо Кало, а также работы Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-х по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды.
В рамках московского проекта будет организована масштабная параллельная программа, призванная исследовать и осмыслить феномен творчества двух самых известных художников Мексики. Выставка будет сопровождаться образовательно-просветительской и культурной программой: лекциями кураторов, кинопоказами, театральными постановками и перформансами. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом со статьями Катарины Лопаткиной, Хельги Пригниц-Пода и Рафаэля Коронеля Риверы. Этой зимой в Москве будет воссоздана удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.
Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге совместно с Департаментом культуры города Москвы.
Культурно-исторический фонд «Связь времен» – некоммерческая организация, которая осуществляет проекты, посвященные возвращению в Россию утраченных культурных и исторических ценностей, участвует в реализации культурных программ.
Музей Фаберже продолжает свою серию выставок наиболее известных и влиятельных художников XX века, в рамках которой уже состоялись показы работ Сальвадора Дали, Амедео Модильяни, Хаима Сутина и др.
Подробная информация и покупка билетов на сайте frida-diego.ru.
Пресс-агент JMgroup, +7 (495) 620 36 06 [email protected]
Организаторы:
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже
Совместно с Департаментом культуры города Москвы
Куратор выставки — Катарина Лопаткина
18+
Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | [email protected]
moscowmanege.ru
Как смотреть выставку Фриды Кало и Диего Риверы. Куратор — о главных экспонатах
21 декабря в Манеже открывается одна из самых ожидаемых выставок года — «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера». Она станет первым крупным московским смотром картин, созданных мексиканскими художниками Фридой Кало и Диего Риверой, и расскажет историю известнейшей супружеской пары в искусстве ХХ века. В экспозицию вошло более 90 полотен — работы из собрания Музея Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), в котором хранится крупнейшая в мире коллекция живописных произведений Кало и Риверы, из собраний галереи «Арвил» (Мексика, США), частных собраний Европы и Латинской Америки, в том числе коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, а также ранее не экспонировавшиеся в России произведения из Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
По просьбе mos.ru куратор выставки Катарина Лопаткина выбрала 10 главных экспонатов и рассказала связанные с ними истории из жизни художников.
Фрида Кало начала рисовать в 18 лет — после автобусной аварии, в результате которой получила травмы позвоночника и на какое-то время оказалась прикованной к постели. Со своим мужем Диего Риверой она познакомилась спустя несколько лет, когда отправилась к нему, уже известному мастеру, чтобы показать свои работы. Он влюбился. Их совместную жизнь нельзя назвать спокойной — бурные выяснения отношений, ревность и измены, но именно она стала для Кало одним из главных источников вдохновения.
«Больница Генри Форда» Фриды Кало (1932)
В основе всех работ Кало — ее биография, и «Больница Генри Форда», один из центральных экспонатов выставки, не исключение. Художница рассказала о своей трагедии: 4 июля 1932 года у нее случился выкидыш. Это была уже вторая ее беременность, закончившаяся трагически.
Красными нитями-пуповинами с Фридой на картине связаны потерянный ребенок, магнолия (подарок мужа Диего Риверы), улитка (символ того, как мучительно долго идет время), металлическое устройство (как механическая часть любого тела), анатомический женский муляж и тазовая кость, поврежденная в аварии (причина, по которой Фрида так и не смогла иметь детей).
При создании картины художница обратилась к идее ретабло — в Латинской Америке так называют иллюстрации о том, как человеку помог тот или иной святой. Однако Фрида исключает из своего сюжета главное — самого святого. Таким образом она подчеркивает свою беспомощность и покинутость.
«Всего-то несколько царапин!» Фриды Кало (1935)
На картине — обнаженная окровавленная женщина, лежащая на кровати в центре абсолютно пустой комнаты. Спущенный чулок на правой ноге говорит о незащищенности, уязвимости его владелицы. Убийца, ее муж, напротив, полностью одет. В руках он держит нож.
В основе этой картины тоже реальная история. В 1935 году в одной из газет вышел репортаж о женщине, убитой мужем в порыве ревности. На суде он произнес фразу, которая потрясла Фриду: «Всего-то несколько царапин!»
В образе героя картины многие узнавали и Диего Риверу: то же телосложение, шляпа, которую он любил. Почему он? Как раз в это время произошло еще одно событие, больно ранившее художницу. Она узнала, что ее муж изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной. В оправдание он сказал, что этот мимолетный роман для него ничего не значит — вот они, эти «несколько царапин». Супруги обсудили ситуацию и решили объявить свой брак свободным. С тех пор любовников разрешалось иметь им обоим.
«Сломанная колонна» Фриды Кало (1944)
«Сломанная колонна» — одна из самых известных работ художницы. Сама она говорила, что это манифест страдания и одновременно воплощение силы женщины и ее стойкости под ударами судьбы. Она изобразила свое тело в разрезе. Позвоночник представлен в виде старинной колонны, давшей трещину (тело стягивают обручи металлического корсета, который ей пришлось носить после перелома позвоночника и многочисленных операций).
На фоне — Педрегальское плоскогорье. Именно там Ривера в 1940-х годах начал строить музей для размещения своей коллекции доколумбовой скульптуры. Культура Мексики, как и страдания Фриды, — главные темы в ее творчестве.
«Маска» Фриды Кало (1945)
«Маска» — довольно необычный автопортрет. Он относится к позднему периоду творчества Кало. Ей было 38 лет, и она уже не могла поддерживать имидж красавицы, свободолюбивой и раскрепощенной женщины и очень переживала по этому поводу. Любовь к автопортретам она объясняла просто: рисовать надо то, что хорошо знаешь.
На картине ее лицо закрывает маска Малинче — героини народного фольклора, любовницы завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее маску всегда изображают красной, ведь этот цвет — символ страсти и крови.
«Автопортрет с обезьянкой» Фриды Кало (1945)
В этой работе соединяются несколько образов, которые Фрида часто использовала: обезьяна, скульптура доколумбовой эпохи, собака и гвоздь. Обезьяна в представлении художницы — преданный друг, заменяющий ребенка, которого ей не суждено было родить. Гвоздь — обман. Собака ксолоитцкуинтли — священное для ацтеков животное.
Этой картиной Кало сказала, что перестала верить своему мужу, а помогают ей в преодолении трудностей совсем другие люди и вещи. Кстати, Фрида и Диего всегда держали в доме много животных: у них были попугаи, обезьяны, собаки.
«Автопортрет в шляпе» Диего Риверы (1907)
Диего Ривера написал не так много автопортретов, как Фрида. «Автопортрет в шляпе» — одна из самых ранних его работ. Он создал его, вдохновляясь полотнами таких мастеров, как Диего Веласкес, Эль Греко, Франсиско Гойя. С 1907 по 1909 год Ривера внимательно изучал все их работы. Сначала он учился в Испании, затем во Франции, а после поехал в Бельгию.
«Телеграфный столб» Диего Риверы (1916)
«Телеграфный столб» — одна из самых известных его картин в кубистском духе. В Париже Ривера познакомился с Пабло Пикассо, который оказал на него огромное влияние. Они быстро подружились, много времени проводили вместе. Диего по-настоящему увлекся кубизмом, всего написал около 200 полотен в этом направлении.
Но однажды он подрался с критиком, одним из самых авторитетных во Франции, и с тех пор кубистских картин больше не создавал. Можно сказать, его художественная судьба сильно изменилась из-за скверного характера, о котором часто говорили друзья и близкие.
«Славная победа» Диего Риверы (1954)
«Славная победа» — политический памфлет, изображающий вторжение американских войск в Гватемалу. Большеформатное полотно — почти три метра в высоту и пять в длину — выставляется в России впервые. Диего написал картину в 1954-м, а спустя два года подарил ее советскому Союзу художников, который передал ее на хранение в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Долгое время на Западе полотно считали пропавшим.
На выставку картину привезли в специально оборудованном фургоне. Перед распаковкой она сутки привыкала к температуре Манежа.
«Русская медсестра» и «Ребенок-спутник» Диего Риверы (1956)
В 1955 году Диего лечился в СССР у врачей-онкологов. Около года он лежал в больнице. Чтобы не терять времени напрасно, он зарисовывал все, что его окружало: докторов, медсестер, детей, гулявших неподалеку. Так появилась «Русская медсестра» — одна из самых любимых его работ.
По времени лечение Риверы совпало с запуском в СССР первого в истории человечества искусственного спутника Земли — «ПС-1». И картину, на которой изображен маленький мальчик, художник решил посвятить этому событию. Объяснил так: «Это народ, который устремлен в будущее, как ребенок».
www.mos.ru
Выставка Фриды Кало и Диего Риверы: самая яркая художественная пара XX века
Нынешней зимой в Москву привезут работы легендарных художников Фриды Кало и Диего Риверы. Их выставка пройдет c 21 декабря 2018 до 25 февраля 2019 года
Оксана Фомина
09.10.2018
Фрида Кало и Диего Ривера в день своей свадьбы 21 августа 1929 года. Фотограф Виктор Рейес. Предоставлено организаторами
Казалось, трудно найти более не подходящих друг другу людей. Он был толст, безобразен и походил на жабу. Она поражала красотой, покореженным телом и независимостью. Близкие «невесты» союз этот между собой именовали исключительно браком «слона и голубки».
В детстве Фрида переболела полиомиелитом и навсегда осталась хромой. А в 18 лет — еще одно испытание: автобус, в котором ехала Кало, попал в аварию и девушка оказалась буквально нанизана на один из поручней. Художница перенесла несколько операций. Другой бы сдался, но не Фрида. Ее жизнелюбие побеждало все! И Риверу — тогда уже известного монументалиста, получающего большие заказы от правительства Мексики — она очаровала с первой же встречи. 20 лет разницы не смутили влюбленных. В 1929-м они поженились.
КП-«Афиша»
Диего Ривера. Гамак. 1956 г.
До встречи с Фридой Ривера был еще тем «ходоком». Не изменил он своими привычкам и после женитьбы. Бывшие подружки не собирались уходить из его жизни. А однажды он и вовсе изменил жене с ее младшей сестрой. Все перипетии судьбы можно увидеть на полотнах художницы. Она каждую свою боль (а уж тут ей судьба отвесила ох как щедро) вымещала на холсте.
В декабре Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже (Санкт-Петербург) привезут в столицу выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний».
Предоставлено организаторами
Фрида Кало на растяжке. 1940г. Фотограф Николас Мюррей.
Два месяца в «Манеже» будут выставлять более 90 работ, по которым можно проследить все главные вехи творчества и личные переживания Диего и Фриды. Основа экспозиции — полотна из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), работы из собрания внука Диего Риверы, ранее не выставлявшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, не публиковавшиеся ранее документы из госархивов.
Предоставлено организаторами
Фрида Кало. Сломанная колонна. 1944г.
Что покажут?
Известнейшие автопортреты Фриды, среди них и легендарная «Сломанная колонна» (1944) — эдакий манифест стойкости ко всем ударам судьбы, и полотно Диего Риверы «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар СССР.
Экспозиция будет сопровождаться образовательной и просветительской программами.
Афиша выставок в Москве на октябрь 2018 года: Ларионов, Бурлюк и Григорий НисскийОсень будет богата на яркие экспозиции. Особое место в афише выставок Москвы в октябре 2018 года занимают живописцы первой половины прошлого века
ГДЕ: ЦВЗ «Манеж», м. «Театральная», «Охотный ряд», «Александровский сад», Манежная пл., 1.
КОГДА: с 21 декабря до 25 февраля 2019 года.
www.kp.ru
Фрида Кало и еще 25 отличных выставок на праздники. Что смотреть в Москве и Санкт-Петербурге | ForbesLife
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова — ещё одна великая выставочная пара зимы. Первую выставку об историю любви испанского художника-кубиста и русской балерины из труппы Сергея Дягилева создал парижский Музей Пикассо в 2017 году, теперь 200 с лишним предметов по теме экспонирует ГМИИ имени Пушкина. Монументальные панно, предметы мебели, письма, открытки, редкие фотографии из личного архива семьи Пикассо смотрите в Главном здании до 3 февраля. Затем выставка отправится в Малагу и Мадрид.
Последние дни открыты «Парижские вечера» — выставка с работами Модильяни, Руссо, Аполлинера и других авторов, вхожих в салон баронессы Элен Эттинген. Польская аристократка перебралась в Париж с двоюродным братом, художником, взявшим псевдоним Серж Фера — и собрала вокруг себя создателей нового искусства. Какой была жизнь художественного авангарда, представить нетрудно, но проникнуть в салон, глядя на материалы и документы из ранее не выставлявшегося частного архива — особенное удовольствие. До 13 января.
«Арт-эксперимент» + Марсель Бротарс в «Гараже»
Новогодние каникулы в «Гараже» — повод посмотреть ретроспективу «Поэзия и образы» бельгийца Марселя Бротарса (до 3 февраля), ещё раз пройтись по «Ткани процветания», где одежду переосмысливают в художественном контексте (до 27 января), и освоить новые техники на очередном «Арт-эксперименте». Этой зимой он посвящен «чуду фотографии».
180 лет назад, 7 января 1839 года, физик Доминик Франсуа Жан Араго способствовал её рождению: выступив с докладом в Парижской Академии наук, он показал снимок, сделанный камерой-обскурой. Так, по словам Араго, «луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего».
Сделать пинхол-камеру с помощью спичечного коробка и новогоднюю открытку в технике цианотипии, разобраться, как открытия химиков влияли на фотографию, пройтись по музею с гидом и оказаться внутри камеры-обскуры (инсталляции Кирилла Асса) можно со 2 по 13 января. Экспериментировать самому предстоит в красной лаборатории «ДАДА-Лаб» и фотостудии «Замороженный свет», сделанные работы можно унести с собой.
Кабаковы, Ларионов и Куинджи в Третьяковской галерее
Последний шанс успеть на Кабаковых — выставка «В будущее возьмут не всех», побывавшая в Лондоне и проехавшая из Петербурга в Москву, закончится 13 января. Если с тотальными инсталляциями и полотнами о мире советского человека вы уже знакомы, занимайте очередь на крупнейшую с начала 1990-х ретроспективу Архипа Куинджи (Лаврушинский пер.), смотрите живопись Михаила Ларионова в Новой Третьяковке или доберитесь до Музея-мастерской Голубкиной в Большом Левшинском переулке ради экспериментального проекта «Атлас ВМаяковский». Прежде чем особняк реконструируют, Третьяковская галерея обустроила в нем научную лабораторию — с живописью, графикой, фотографиями и историческими артефактами о том, каково это — быть авангардистом.
Жак Липшиц в ММОМА на Петровке 25, Евгений Антуфьев + Сергей Коненков, Михаил Шемякин и другие
Жак Липшиц, друг Модильяни и Пикассо, видный скульптор еврейского происхождения, родился в Российской империи, полжизни провел во Франции, поздние годы — в США. Возвращение Липшица на родину с ретроспективой приурочено к 70-летию государства Израиль. Куратор Космо де Бараньяно собрал в ММОМА более сотни работ разных лет и стилей: в творчестве Липшиц переходил от натурализма к кубизму и к городским объектам, анализируя место скульптуры в XX веке. До 3 марта.
Дом-музей Коненкова на пересечении Тверской и Бульварного кольца годами мог оставаться terra incognita для широкой публики. Но с приходом художника Евгения Антуфьева, ММОМА, Artwin Gallery и Светланы Марич, куратора и замглавы аукционного дома Phillips, работы советского мастера и спроектированные им интерьеры заиграли новыми красками. Прежде, чем ввести Москву в курс «искусства, которое становится частью ландшафта», Евгений Антуфьев показал первую часть своего цикла на Европейской биеннале «Манифеста» в Палермо, вновь став на ней единственным российским художником. Проект посвящен неочевидным связям с искусством прошлого: если в Италии скульптуры Антуфьева соседствовали с работами финикийцев, этрусков и греков, то на родине молодому автору предстояло «общаться» с советской монументальной скульптурой. По этой причине к десяткам произведений Сергея Коненкова, прославившегося скульптурами из дерева, Светлана Марич добавила по работе Эрнеста Неизвестного и Михаила Шемякина.
Разобрать фигуру Шемякина подробнее можно в ММОМА на Гоголевском бульваре, где до 27 января открыта его «Метафизическая мастерская». Всем этим выставочная программа музея не ограничивается: события на других площадках ищите на сайте ММОМА.
Оскар Рабин и Виктор Пивоваров в Мультимедиа Арт Музее
На 40-й день после смерти Оскара Рабина Игорь Цуканов, Ивета и Тамаз Манашеровы и другие коллекционеры открыли в Мультимедиа Арт Музее выставку Hommage. Рабин годами работал в подполье, в 1974-м стал соорганизатором «бульдозерной выставки», а в 1978 году был лишен права вернуться в СССР из Парижа. Вынужденная эмиграция продлилась почти 30 лет, российский паспорт Оскару Рабину вручили лишь в 2006-м. Вспомнить его тернистую и героическую жизнь и «восстановить связь времён», глядя на полотна разных лет, можно до 17 февраля.
В МАММ разместилась и третья часть саги «Когда искусство становится частью ландшафта» Евгения Антуфьева (до 24 февраля). На этой выставке художник пересекается с классиком неофициального искусства Дмитрием Краснопевцевым, с любовью цитирует его дневники и поддерживает беседу на тему мертвой натуры. Последний месяц в музее работает «Московский альбом» Виктора Пивоварова (до 3 февраля). Кроме нового цикла «Москва, Москва!«(2017) основатель «московского романтического концептуализма» представляет альбом «Действующие лица» (1996) и малоизвестные серии: «Если» (1995) и «Флоренция» (2005-2010).
Дарья Кротова и молодые художники на «Фабрике», Вим Дельвуа у Гари Татинцяна + прогулка по «Винзаводу»
Востоку Москвы на каникулах можно посвятить целый день: с ЦТИ «Фабрика», где в декабре открылось несколько новых выставок, двигайтесь до «Винзавода» по Старой Басманной и окрестностям, а пробежавшись по галереям и посмотрев новые работы Владимира Дубоссарского и Владимира Потапова (Цех Белого, до 20 января), доберитесь до галереи Гари Татинцяна взглянуть на скульптуры Вима Дельвуа, в 2014 году гостившего в постоянной коллекции Пушкинского музея.
Нейропсихолог, переводчик и художница Дарья Кротова перешла от фаянса к бумаге, рассуждая о её функциях в цифровую эпоху, и именно бумаге посвящён выставленный в ЦТИ «Фабрика» проект «Понятия» (до 20 января). «Нечто вроде иллюстраций, но в формате скульптуры» — например, гигантских счётов с головами на спицах, — вот что Кротова подготовила в ходе программы «Фабричные мастерские». По соседству, в зале «Оливье» выставлен «Фаворский пёс» Паруйра Давтяна — название проекта отсылает к советскому арт-анекдоту про желтую собачку, которую художник Владимир Фаворский рисовал в углу работ перед каждой выставкой. Одно из пространств в подъезде номер 4 заняли студенты первого курса Института проблем современного искусства — за новыми именами и работами в разных жанрах идите на «Фабрику» до 10 января. Куратор Станислав Шурипа объединил инсталляции, керамику, фотографии и другие арт-объекты на тему коммуникации «неявного и нестандартного, слабых сигналов и мимолетных ощущений» под названием «У вас 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,… новых сообщений».
Санкт-Петербург
«Обманки», Анни Лейбовиц и мода 1988-2018 в Эрмитаже
Чтобы вдумчиво осмотреть все временные выставки Эрмитажа, нужна пара-тройка дней. В Зимнем дворце кроме шедевров из венских музеев блистают «Обманки в искусстве», 700 предметов из коллекции Эрмитажа — и все «не то, чем кажутся». Здесь и тромплёй (от французского trompe-l’oeil, «обман зрения», такие вещи иллюзорно воспроизводят реальность, превращают плоское в объемное), и настоящие «подделки». Их авторы имитируют материалы или облик других предметов, от книг до цветов и плодов. «Обманывать» художники-профессионалы и любители, именитые мастера и рядовые ремесленники начали в древности, это распространилось и Европе, и в Азии, а первые примеры восходят к истории Древнего Египта.
В Римском дворике Нового Эрмитажа в то же время показывают шедевры из двух погибших от извержения Везувия городов — Помпей и Геркуланума. Артефакты, обнаруженные при раскопках, в Петербург до 23 марта привезли из Национального Археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеи.
В Главном штабе на праздниках можно узнать об Акилле Перилли — на выставке из цикла «Абстракционизм в Италии» (до 3 февраля) — и новых дарах «Эрмитажу». Среди них — снимки Анни Лейбовиц, преподнесённые автором (смотрите до 21 января), и коллекция костюмов, переданная музею Хатулей Авсаджанашвили. Алое платье 1998 года авторства Валентино Гаравани, заказанные Рудольфом Нуреевым ботинки Berluti и другие вещи модных домов первой величины вошли в выставку «Тонкие материи. Мода 1988-2018» (до 24 февраля).
Проекты архитектора, учившегося у Малевича, и платки XVIII-XXI веков в Русском музее
До 14 января в Русском музее показывают проекты первого супрематического архитектора Лазаря Хидекеля: более 80 произведений из собрания его семьи выставлены в Строгановском дворце. В 1920-х Хидекель работал под руководством Казимира Малевича, Эля Лисицкого, за несколько десятилетий создал как футуристические проекты городов будущего, так и реальные — осуществленные в Москве и Санкт-Петербурге.
Детей ведите в Мраморный дворец с коллекцией Музея Людвига: экспозиция с животными и компьютерными играми, открытая до 4 февраля, адаптирована специально для них. Среди других зимних событий Русского музея — «Платки и шали в России XVIII-XXI веков» в Корпусе Бенуа и «Даши Намдаков», выставка Народного художника Бурятии, близкого и к своей культуре, и к монгольскому эпосу, и к буддийским притчам (до 11 марта).
www.forbes.ru
в Манеже пройдет выставка Фриды Кало и Диего Риверы / Новости города / Сайт Москвы
Выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний» откроется в Манеже. Шедевры одной из самых знаменитых супружеских пар в искусстве ХХ века покажут в Москве впервые. Зрители увидят более 90 живописных и графических работ разных периодов, фотографии из семейного архива и документальные фильмы о жизни художников.
Организаторы — культурно-исторический фонд «Связь времен», Музей Фаберже (Санкт-Петербург) и Департамент культуры Москвы. Выставка будет работать с 21 декабря до 22 февраля 2019 года. Потом ее покажут в Музее Фаберже (с апреля по май).
«Москва в части выставочной деятельности является одним из крупнейших мировых мегаполисов. Городу особенно почетно принимать у себя проекты мирового уровня, которые станут одними из самых заметных событий в мировой культурной повестке. Эта выставка дает уникальную возможность увидеть в Москве оригиналы потрясающих работ как из мексиканских частных собраний, так и из наших музеев. Мы с самого начала обсуждали, что для такого масштабного проекта подходит наша главная площадка — выставочный зал “Манеж”, и только поддержка Правительства Москвы и лично Мэра Москвы позволила нам освободить площадку и даже продлить выставку еще на один месяц, чтобы распределить нагрузку и сделать посещение более доступным и комфортным для всех желающих. Предположу, что ее будут вспоминать еще много лет, ведь повторно собрать столько шедевров в одном месте будет непросто», — отметил Министр Правительства Москвы, глава Департамента культуры Александр Кибовский.
«Сломанная колонна», «Славная победа» и другие шедевры
Особое место на выставке займут автопортреты Фриды. Представят и одну из самых известных ее работ — «Сломанную колонну» (1944). Это своего рода манифест ее страданий и стойкости к ударам судьбы, как говорила сама автор. Покажут и «Больницу Генри Форда» (1932) — с ней Фрида стала первым в истории художником, обратившимся к теме потери ребенка.
«Эта выставка не просто демонстрация живописи. Это демонстрация силы духа, силы воли, мужественности этой женщины, ее стремления к жизни», — сказал на посвященной будущей выставке пресс-конференции Владимир Воронченко, председатель правления культурно-исторического фонда «Связь времен» — одного из ее организаторов.
Выставка поможет проследить и все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Художник несколько раз бывал в СССР и подарил стране несколько своих картин — например, «Славную победу» он преподнес Союзу художников в 1955 году. Все это время работа хранилась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, она тоже станет частью экспозиции в Манеже. Еще покажут «Русские рисунки», сделанные Риверой во время второго визита в СССР в 1956-м.
Остальные картины — из частных собраний Европы и Латинской Америки, коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, галереи «Арвил», Музея Долорес Ольмедо (Мехико) — именно там хранится самая большая в мире коллекция живописных произведений Кало и Риверы.
Кроме того, зрители попробуют разгадать тайну пропавшего полотна Фриды Кало «Раненый стол» (1940). Картину передали Советскому Союзу в 1945 году в составе дара от мексиканских художников. Однако через десять лет ее потеряли при перевозке на выставку в Польшу. Где шедевр находится сейчас, неизвестно.
Специальная программа
К выставке подготовили специальную программу, которая поможет исследовать феномен творчества двух самых известных художников Мексики, — пройдут лекции, кинопоказы, театральные постановки и перформансы.
Все желающие увидят иллюстрированный каталог со статьями куратора выставки Катарины Лопаткиной, искусствоведа Хельги Пригниц-Поды и Рафаэля Коронеля Риверы.
Кало и Ривера. История любви
Фрида и Диего познакомились благодаря живописи. Кало была тогда начинающей художницей, которая после автомобильной аварии решила показать свои наработки известному живописцу Ривере. Ему она сразу понравилась. Позже он скажет: «Эта девочка — художник от рождения, необыкновенно чуткая и способная к наблюдению».
Они поженились в 1929 году. Фриде было 22 года, а Диего — 43. Их дом стал местом встреч богемы, представителей искусства.
В 1939 году брак дал трещину. Они развелись, но через год сошлись снова.
Фрида Кало умерла 13 июля 1954 года. Диего пережил ее всего на три года.
www.mos.ru
Выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы в Москве бьет рекорды
В московском Манеже заканчивается выставка работ Фриды Кало и Диего Риверы. Мексиканские страсти — это диалог о любви, измене и боли самой знаменитой пары в искусстве XX века. Интерес был настолько большим, что выставку продлили на месяц. Очереди огромные — все хотят успеть увидеть замечательные картины. С 21 декабря экспозицию посетили более 300 тысяч человек.
Густые сросшиеся брови и венчик из цветов — Фрида Кало сегодня это уже не просто самая загадочная художница, а по сути, лицо XX века, где и боль, и страсть, и любовь, и откровенность. Почти половина ее работ — автопортреты. Ведь единственное, что видела Фрида, сперва лежа в гипсе, и потом, когда уже не могла встать с постели, — это свое собственное лицо в отражении зеркала над кроватью. Лицо, хоть, и страдающее, но, мужественное и прекрасное.
Слезы сами текут из ее глаз, но, вот лицо не искажено болью, лишь слегка поджаты губы. Все страдания, которые Фрида пережила после того, как в ее автобус врезался трамвай, а тело перемололо жерновами обломков, всю пытку неподвижности она начала выплескивать на холсты, черпая в творчестве душевные силы.
«Вулканический пейзаж, испещренный расщелинами, и она рифмует эти расщелины с ранами своего тела, она показывает свой позвоночник, который был сломан, в виде колонны, острые края которой крошатся. Корсет, который стягивает эту рану, гвозди, которые ранят ее тело, но, на самом деле, это символ ее душевных страданий», — поясняет куратор выставки Катарина Лопаткина.
Заполняя пространство между собой и мольбертом красками и переживаниями, Фрида Кало словно ведет дневник. Выкидыш и невозможность иметь ребенка переворачивает ее мир. То она представляет себя на руках у кормилицы, то рисует рано умерших детей, но чаще своего нерожденного малыша в окружении символов.
«Улитка — это медленно текущее время, ребенок, это, собственно, ее сын, которого она потеряла. Тазовая кость была сломана в аварии, и именно из-за этого она не могла иметь детей», — рассказывает Катарина Лопаткина.
С Диего Риверой Фриду Кало разделяли не просто 20 лет, а взгляд на мир. Она словно изобрела свой тайный язык. А он говорил о нуждах мексиканских крестьян и достижениях революции, всем доступной красоте и алчной американской военщине. Но, оказавшись в СССР на лечении от рака, начал рисовать русских детей, и в каждом видел своего.
«Кажется, что малыш держит в руках шарик мороженого, но Диего увидел в этом символ того, о чем тогда все в вашей стране говорили — о полете первого космического спутника! И он назвал эту картину «Мальчик-спутник», — рассказывает PR-директор Музея Долорес Ольмедо (Мексика) Адриана Харамильо.
Их двойной портрет — лишь один из свидетелей любви и страсти Фриды. В письмах она называла Диего своим малышом: «Сынок очей моих, моя кровинушка! Когда я уезжаю от тебя, я забираю с собой и твой мир, и твою жизнь! Ты всегда со мной! В слюне, в бумаге, в затмении, во всех строчках, во всех красках, во всех кувшинах, в моей груди, снаружи и внутри».
«Я не сразу смогла оценить работы Фриды Кало, но, через эти письма, полные страданий и любви, я поняла: она обладала огромной храбростью, силой и энергией. И теперь я ясно вижу все это в ее работах!» — рассказывает коллекционер писем (Швейцария) Анн-Мари Спрингер.
Изуродованное женское тело — это состояние ее души после жестокой измены Диего с сестрой Фриды. Чтобы добиться эффекта реальности, она добавляет пятна крови на раму картины «Несколько царапин».
«Название позаимствовано из газетной статьи про человека, который убил свою жену и говорил: «Я ничего не сделал! Это было всего лишь несколько царапин!». Для нее это тоже было такое своего рода убийство», — рассказывает Катарина Лопаткина.
Каждый день в Манеже больше 5000 зрителей. Многие из картин впервые покинули Мексику, и такой выставки, говорят, не стоит ждать еще полвека. Хотя, возможно, к тому времени все же найдут главный шедевр Фриды Кало, таинственно пропавший еще в середине XX века и известный лишь по черно-белым снимкам.
В реальности «Сломанный стол» выглядел примерно вот так. Можно попытаться разгадать и тайну ее корсета, вдохновившего создателей фильма «Пятый элемент». А всмотревшись в глаза ироничной Фриды, найти там голубя мира — ее тайное послание.
www.1tv.ru
В Манеже открылась выставка картин Фриды Кало и Диего Риверы
В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась первая в Москве выставка двух самых известных художников Мексики — «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний». Среди экспонатов многочисленные автопортреты Кало, импрессионистские работы Риверы, а также уникальные фотографии из их семейного архива. Гостям покажут «Сломанную колонну», «Несколько царапин», «Больницу Генри Форда» Кало, большеформатную «Славную победу» и другие картины.
«Это огромное художественное событие для Москвы. Оно претендует на то, чтобы быть одним из главных программных событий не только уходящего, но и следующего года», — отметил руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский.
Он подчеркнул, что увидеть оригиналы знаменитых работ этих художников — большая удача. «Нам хотелось бы, чтобы эта выставка проработала достаточное время, чтобы ее могли посмотреть как можно больше людей», — сказал он.
Закроется выставка 22 февраля.
Основу экспозиции составили картины из собрания Музея Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), в котором хранится крупнейшая в мире коллекция живописных произведений Фриды и Диего, частных собраний Европы и Латинской Америки, галереи «Арвил» (Мексика, США), а также ГМИИ имени А.С. Пушкина. Многие из работ выставляются впервые.
Здесь также можно увидеть любовные письма, которые Кало писала своему супругу с 1940 по 1953 год. Их предоставила швейцарский коллекционер Анн-Мари Спрингер.
«У меня была возможность приобрести в Нью-Йорке около 20 писем, которые Фрида писала своему мужу. Они позволили мне понять, насколько важны были в ее жизни Диего, изобразительное искусство и страдания. В 1944-м она написала ему, когда он был в отъезде: “Если ты найдешь меня уснувшей, я отправлю тебе тысячу поцелуев. Твоя Фрида, которая тебя обожает”», — рассказала Анн-Мари Спрингер.
Сам Диего Ривера во всем мире больше известен как муж «той самой Фриды», отметила Адриана Харамильо, директор по связям с общественностью Музея Долорес Ольмедо-Патино. «Но у себя на родине он настоящая икона. Известный художник, классик мексиканского искусства», — рассказала она.
Также в Манеже запланирована специальная программа — лекции, кинопоказы, экскурсии, театральные постановки и перформансы.
Выставку подготовили культурно-исторический фонд «Связь времен», Музей Фаберже (Санкт-Петербург) и Департамент культуры Москвы.
www.mos.ru