Гранж субкультура: Гранж | это… Что такое Гранж?
Гранж | это… Что такое Гранж?
- О французском горнолыжнике см. Гранж, Жан-Батист
Гранж (англ. Grunge, МФА: [ɡrʌndʒ]) (иногда упоминается как саунд Сиэтла) — поджанр альтернативного рока, возникший в середине 1980-х годов в американском штате Вашингтон, в частности, в окрестностях Сиэтла. Жанр характеризуется сильно-искажённым звуком электрогитар, контрастной динамикой песен и текстами на тему апатии или тоски. Эстетика гранжа, по сравнению с другими жанрами рок-музыки, упрощена, а многие музыканты стиля отличались неопрятным внешним видом и отказом от театральности.
Раннее гранж-движение объединялось вокруг сиэтлского инди-лейбла Sub Pop в поздних 1980-х годах. Гранж стал коммерческо-успешным в первой половине 1990-х годов, главным образом в связи с выпуском альбомов Nevermind группы Nirvana, и Ten группы Pearl Jam. Успех этих групп привёл к росту популярности альтернативного рока и сделал гранж наиболее популярным видом хард-рока того времени
Содержание
|
Происхождение термина
Марку Арму, вокалисту сиэтлской группы Green River, а впоследствии группы Mudhoney, как правило, приписывают первое использование термина «гранж» для описания этого жанра музыки. Впервые Арм использовал термин в 1981 году, когда написал письмо в сиэтлский фэнзин Desperate Times, в котором он описал свою группу Mr. Epp and the Calculations как «чистейший гранж». Кларк Хамфри, редактор фэнзина, утверждает, что это первейшее использованием термина для определения группы из Сиэтла, а так же упоминает, что Брюс Пэвитт, один из основателей лейбла Sub Pop, популяризировал термин в качестве музыкального лейбла в 1987-1988 гг. , кроме того, неоднократно используя его для описания музыки Green River[2].
Годы спустя Арм сказал: «Очевидно, что я не изобрёл гранж. Я услышал его где-то. Термин уже был известен во всей Австралии в середине 1980-х и описывал такие группы, как King Snake Roost, The Scientists, Salamander Jim и Beasts of Bourbon»[3]. Арм использовал гранж как описательный термин, а не термин жанра[4].
История
В числе предшественников гранжа можно выделить такие культовые группы как Stooges, и даже King Crimson образца 1974 года — они наделили гранж грязным мрачным тяжёлым гитарным звуком. Независимая музыкальная культура панка и хардкора добавила гранжу свою эксцентричную эстетику, идеологические принципы и, самое главное, безбашенную эмоциональную окраску выступлений. Грязные, яростные аккорды гитар, резкий и одновременно вязкий саунд, упрямо-допотопные риффы, надрывный вокал (с совершенно специфической, слегка «гнусавой» окраской), резкие перепады в динамике песен; какая-то неприютность, неприкаянность, депрессивность в музыке и в текстах — вот что стало отличительными особенностями классических гранжеров. Вместе с тем гранж был пронзительно, душераздирающе лиричен и на удивление мелодичен. Для гранжа характерна своя гармоническая система, попевочного типа обороты в вокальной партии, в партии гитар нередки стонущие секундовые интонации, диссонансные созвучия.
Прототип гранжа можно усматривать также в раннем творчестве коллектива U2: песня «Twilight» с дебютного альбома ««Boy»» написана в этом ключе.
В середине 1980-х гранж начинался как сугубо локальное течение (его родина — американский город Сиэтл), но очень скоро он приобрел поистине мировой размах и массовую популярность. Пионерами данного направления были Green River, Skin Yard, Screaming Trees, Soundgarden, L7 (Лос-Анджелес). Они были более тяжёлыми и трудноперевариваемыми, нежели вторая волна, начавшаяся с прорывом Nirvana. Именно вторая волна ознаменовала настоящий триумф гранжа, когда сиэтлская Nirvana стала одной из последних по-настоящему культовых групп в истории рока. Nirvana была более мелодична, чем её предшественники, она же добавила к характеристикам жанра старт-стоп динамику песен. Среди соратников и последователей Nirvana следует назвать в первую очередь обладающих абсолютно самостоятельными творческими манерами Pearl Jam и Alice in Chains. Идеи гранжа оказались близки Smashing Pumpkins и другим командам.
21 августа 1990 года вышел «Facelift» — первый альбом Alice In Chains который получил двойной платиновый статус от RIAA после продажи 2-х миллионов копий в США.
Момент прорыва наступил в 1991 году, именно тогда вышел главный альбом гранжа «Nevermind» группы Nirvana, получивший неожиданно огромный коммерческий успех. Во второй половине 1992 года на вершины чартов взлетел и дебютный диск Pearl Jam — «Ten». К февралю 1993 года американские продажи «Ten» превзошли результаты «Nevermind».
Фактически Nirvana, а с нею и классический гранж прекратили существование ещё до смерти лидера Nirvana Курта Кобейна в 1994 году.
Однако идеи гранжа не были забыты. В определённом смысле жанр продолжает существование благодаря волне групп, получивших название пост-гранжа. От классического гранжа он отличается более мелодичным, «радио-дружественным» звучанием, близким к альтернативному року. Наиболее известные представители этого стиля — Smile Empty Soul, Audioslave, 12 Stones, а также группа ударника Nirvana Дэйва Грола, Foo Fighters.
Субкультура
Гранж, как и множество других музыкальных течений, породил свою молодёжную субкультуру.
Как правило, музыкальные предпочтения гранжеров не ограничиваются одним лишь гранжем. К ним можно отнести классический рок, панк и другие музыкальные направления. Как субкультура вытекла из хиппи, точнее, образовалась где-то на стыке хиппи и течений, им противопоставляемых. Стиль одежды и внешний вид — рваные джинсы или узкие джинсы, рубашки навыпуск (зачастую клетчатые или полосатые), джинсовые и кожаные куртки, кеды (Converse All Star) либо кроссовки, одежда секонд-хенд. Неряшливость, небрежность, шкодливость — визитная карточка гранжеров. Вся одежда должна была смотреться застиранной и выношенной. Особенно популярны куртки-пиджаки, которые позже облюбовали панки. Часто в украшениях присутствуют символы анархизма и/или пацифизма.
Это большой стиль, которому дала жизнь молодёжная субкультура, появившаяся в 90-е годы. Появление её связано прежде всего с психоэмоциональными изменениями молодого поколения во время переходного возраста, что служит причиной проявления некоей агрессии или протестов против социума. Гранж высмеивал любовь к роскоши, пафосность, буржуазность и воспевал культуру уличных подростков.
Главные альбомы
Дата выхода | Альбом | Группа | Лейбл |
---|---|---|---|
28 мая 1991 | Gish 1-й студийный альбом | The Smashing Pumpkins | Caroline Records |
27 августа 1991 | Ten 1-й студийный альбом | Pearl Jam | Epic Records |
24 сентября 1991 | Nevermind 2-й студийный альбом | Nirvana | DGC Records |
29 сентября 1992 | Dirt 2-й студийный альбом | Alice in Chains | Columbia Records |
29 сентября 1992 | Core 1-й студийный альбом | Stone Temple Pilots | Atlantic Records |
8 марта 1994 | Superunknown 4-й студийный альбом | Soundgarden | A&M Records |
Исполнители гранжа
Основная статья: Список гранж-групп
См. также: Википедия:К созданию/Гранж-группы
Примечания
- ↑ AllMusic.com: Grunge
- ↑ Хамфри, Clark. Loser: The Real Seattle Music Story. New York: Harry N. Abrams, 1999. ISBN 1-929069-24-3, p. 63
- ↑ «No End in Sight: Mudhoney Is Alive and Well»
- ↑ Хэйлин, Клинтон. Babylon’s Burning: From Punk to Grunge. — Conongate, 2007. — с. 606
Ссылки
- Гранж на сайте allmusic.com (англ.)
- «Neil Young: Godfather of Grunge?» (англ.), thrasherswheat.org
- Временна́я линия музыки тихоокеанского северо-запада (англ.)
- Блог о русской и иностранной гранж музыке (рус.)
Гранж — не просто стиль
Гранж… В середине/конце 90-х от этого слова веяло неизведанным, забугорной романтикой и … помойкой.
В наши дни понятие «гранж» нивелировано лишь до стиля. Стиль, одежда, внешность — не более.
А ведь на самом деле гранж (англ. Сленг.- grunge- точить на кого-то зуб; а также — крик, скрежет) — это субкультура, расцветшая в 90-е годы на почве ставшего дико популярным музыкального стиля, родом из Сиэтла, штат Вашингтон. Субкультура не такая популярная, как, скажем, панки, которые у всех на слуху. Но от того и более интересная.
Первые аудиокассеты с американской новомодной музыкой в стиле гранж стали появляться у «избранных» российских ребят еще в конце 80-х годов прошлого века. Это были, конечно, группа Nirvana, Pearl Jam, Alice in Chains, и некоторые другие. Музыка молодых американцев представляла собой ядерный замес классического heavy-metal в духе AC/DC и отвязного бунтующего панк-рока. Получилось нечто настолько самобытное и злободневное, что и сегодня гранж играют ребята во всем мире!
Отчасти популярность этой субкультуры в узких кругах молодых маргиналов объясняется тем, что гранж отражает неприглядную сторону жизни — открыто поет (правильнее сказать — истошно орёт) о проблемах общества, внутренних проблемах человека, который не может найти выход и утешение в жизни. Да, именно утешение. Ведь частый мотив гранжевых песен — это отчаяние, уныние и депрессия. Эти состояния отлично подчеркнуты «грязным» звучанием гитар, скрежетом, тяжелыми рифами и ударными. Музыка grunge далеко не для всех. Как минимум, для этого нужно любить тяжелую музыку. Если настроение не уныние — то, наоборот, агрессия. Как и многие рокеры, гранжеры поют о социальных проблемах, проблемах политики и общества. Это уже «панковая» составляющая направления.
Субкультура. У каждой молодежной субкультуры должны быть свои яркие особенности и отличия. В первую очередь, во внешнем виде. Подростки вообще любят выделяться — возрастная особенность психологии, когда просто необходимо, чтобы на человека обратили внимание, подросток словно хочет сказать: «Вот он, я, посмотрите, я здесь! Я уже не тот милый ребенок, с которым все сюсюкали, но внимания мне нужно гораздо больше, чем ребенку!». По этой причине самые ранимые и творческие юные души в 90-е годы, (да и сейчас есть такие), выбирали гранж.
Музыка тяжелая, качество записи очень часто нарочито грязное (в противовес лощеной «попсе»), и внешний вид гранжеров соответствует их музыке. Демонстративно небрежный, до такой степени, что обращает на себя внимание прохожих на улице.
Протест против гламура и чрезмерного внимания своему имиджу. У парней-гранжеров длинные волосы, как и у девушек (да, унисекс здесь очень уместен), грязные засаленные волосы — это гранжевый шик, который начался с фронтмена Nirvana Курта Кобейна. Одежда — драные джинсы. Чем рванее — тем лучше. Растянутые свитера, рубашки, вещи не по размеру, разные странные наряды (например, вечернее платье и рваные кеды) — все это пришло из стиля одежды гранж.Если говорить (хоть и размыто, без персонализации) об образе жизни гранжеров — это, конечно, в основном творческие люди и богема. Чаще всего гранжерами можно назвать музыкантов, потому что гранж как субкультура очень тесно завязан с музыкой в этом стиле. Также среди тех, кто называет себя гранжерами, можно встретить художников, поэтов, и просто странных ребят, особенных эстетов, тонко чувствующих мир. Кстати, мало кто из них говорит напрямую «я гранжер», но по внешнему виду и особенностям образа жизни и поведения такого человека всегда можно узнать!
Можно смело сказать о том, что в России гранж прижился очень хорошо, и дает свои плоды — музыканты России, играющие этот стиль, очень самобытны и в целом мало похожи на ребят из других стран. «Мэд Дог», «7-я раса», «Crisis Dance”, “Собачьи Маски», «Пионерлагерь Пыльная Радуга», «Military Jane” – их можно называть очень долго! Взрыв эмоций — печаль и депрессия, дикая эйфория, ярость, — и все это под гитарный скрежет — это ведь так родственно и понятно душам русских молодых ребят.
Добавить комментарий
Как гранж ненадолго захватил мир
С чего начинается движение? Это сложный вопрос, на который часто нет однозначного ответа.
На протяжении всей истории настоящих движений, то есть таких, когда музыка, искусство, мода и культура сливались в едином четком направлении, было немного и они были редки.
Гранж, возможно, самое последнее общественное движение, обычно считается феноменом 90-х, но он никогда бы не появился без 80-х.
Ах, да, 80-е… хейр-метал, спандекс, кокаин, быстрые автомобили, распутные женщины, Рональд Рейган, мощные баллады, зажигалки в воздухе и достаточно Aqua Net, чтобы проделать дыру в озоновом слое. Это была эпоха неотфильтрованного упадка, но как только культурный маятник качнулся так далеко в этом направлении, он должен был развернуться.
Во многих отношениях Сиэтл был идеальной питательной средой для новой волны рока. Дождливый Изумрудный город никогда не спутаешь с блестящей Сансет-Стрип. Изолированный на Тихоокеанском Северо-Западе, где лесозаготовки и рыболовство по-прежнему были основными отраслями промышленности, Сиэтл не мог чувствовать себя так далеко от сцены хэйр-метала.
Тоже дешево. До того, как Starbucks, Microsoft и Amazon превратили его в современный коммерческий центр, большинство жителей США считали Сиэтл сонным городом. Экономические неудачи в 70-х привели к снижению цен на аренду в следующее десятилетие, и многие музыканты переехали туда в поисках низкой стоимости жизни и доступных репетиционных помещений.
«Сиэтл был изолированной, провинциальной маленькой чашкой Петри искусства и музыки, которой позволяли расти, потому что никто не заботился о ней», — объяснил Крис Корнелл CNN в 2013 году.
Приток молодых, но талантливых артистов способствовал развитию музыкальной сцены. Рок-клубы стали одними из самых популярных ночных заведений в этом районе, где группы регулярно выступали по городу, пытаясь усовершенствовать свое звучание.
Среди художников начало формироваться истинное чувство общности. «В этой культуре было много очень положительных ценностей», — сказал соучредитель Sub Pop Брюс Павитт Spin , отметив «уровень честности, уровень товарищества, чувство общности» в Сиэтле в то время. одни и те же счета, обменивались идеями и иногда включались в песни друг друга.
Это перекрестное опыление породило то, что вскоре стало называться «Сиэтл Саунд», а позже просто называется гранж. На самом деле, рок скупо описывался так. в течение многих лет: музыкальный критик Лестер Бэнгс использовал слово «гранж» еще в 1972. Но что-то изменилось после 1981 года, когда будущий вокалист Mudhoney Марк Арм — тогда еще в Mr. Epp and the Calculations — описал звучание своей группы как «чистый гранж» в письме в сиэтлский журнал для фанатов Desperate Times .
«Я действительно помню, когда мы получили его письмо», — вспоминала писательница Майре Маско в книге « Все любят наш город: устная история гранжа». это слово.» И она сказала: «Это не имеет значения; звучит круто».
Нравится вам это или нет, но любой рок-исполнитель из Сиэтла (точнее, всего штата Вашингтон) вскоре будет отнесен к категории гранжей.
Посмотрите выступление Melvins в 1989 году
Принято считать, что Melvins были праотцами гранжа, сформировавшись в 1983 году и быстро развивая звучание, пропитанное влиянием классического рока, смешанного с энергией хардкор-панка.
Вскоре за ними последуют другие действия. Green River, недолговечная группа, в которую входят будущие участники Pearl Jam и Mudhoney, приписывают первый гранж-релиз, 1985-х Come on Down EP. В том же году C/Z Records выпустили сборник Deep Six , в котором участвовали Melvins и Green River, а также такие первопроходцы гранжа, как Soundgarden, Skin Yard, Malfunkshun и U-Men.
Всего за несколько лет сцена внезапно приобрела ощутимый импульс. Музыканты из Сиэтла штамповали новую музыку, которая звучала решительно иначе, чем то, что можно было услышать по всей стране. Группы нашли союзников, таких как Газета Rocket и независимая радиостанция KCMU, последняя из которых предоставила эфирное время Пэвитту и Джонатану Поунманам. Затем они основали Sub Pop Records, лейбл, которому теперь приписывают распространение гранжа в массы.
В конце 80-х и начале 90-х годов Sub Pop выпускал материалы Sonic Youth, Skinny Puppy, Soundgarden, Green River, Mudhoney, Screaming Trees и Hole, каждый из которых сыграл важную роль в развитии гранжа. Тем не менее, возможно, самым заметным релизом лейбла был 1989’s Bleach — дебютный альбом группы Nirvana.
Посмотрите клип на песню Alice in Chains «Man in the Box»
К началу нового десятилетия гранж был готов взорваться. В августе 1990 года Alice in Chains выпустили свой дебютный альбом Facelift . Его второй сингл «Man in the Box» стал радиохитом, первым гранжевым треком, достигшим национальной аудитории. В апреле 1991 года последовал одноименный LP группы Temple of the Dog с собственным хитом «Hunger Strike».
Эти удары по телу не шли ни в какое сравнение с грядущими ударами косарей.
Дебютный альбом Pearl Jam Ten последовал в августе 1991 года. Месяц спустя Nirvana представила свой второй альбом Nevermind . Хотя ни один из альбомов не вышел с большой помпой, шумиха вскоре охватила оба релиза.
Культовый клип на песню «Smells Like Teen Spirit» мгновенно сделал Nirvana любимцами MTV. Между тем, Pearl Jam и их притягательный фронтмен Эдди Веддер оказались в затруднительном — и в значительной степени созданном средствами массовой информации — соперничестве со своими коллегами.
Гранж-движение обрело своих Beatles и Stones.
Посмотрите музыкальное видео на песню Nirvana «Smells Like Teen Spirit»
К 1992 году этот жанр не только появился; гранж резко изменил ландшафт рока. Ten был на пути к продаже более 18 миллионов копий по всему миру, но это было ничто по сравнению с Nevermind . В какой-то момент классический LP Nirvana продвигался тиражом более 300 000 копий в неделю, приближаясь к тиражу более 30 миллионов копий по всему миру.
«Мы никогда не думали, что подобное случится с такой группой, как наша, или такими людьми, как мы», — признался Дэйв Грол в 2003 году, оглядываясь назад на сумасшествие, окружавшее его годы в «Нирване». «Это было бесплатно для всех. Слово «гранж» стало нарицательным, и модные подиумы были заполнены фланелевыми рубашками и длинным нижним бельем». Вскоре мода субкультуры была принята мейнстримом Америки, а это означало, что фланелевые рубашки и выцветшие рваные джинсы внезапно стали статусной одеждой.
Во всем мире люди платили большие деньги за то, чтобы выглядеть разоренными и борющимися музыкантами. Гранж оказался там, где никогда не хотел: стал коммерческим.
Посмотреть видеоклип на песню Pearl Jam ‘Alive’
Несмотря на (или, что более вероятно, из-за) этих головокружительных высот, гранжевая революция быстро угасла. Трагедии преследовали группы, участники многих из которых годами боролись с зависимостью.
В ранние годы гранжа Эндрю Вуд из Mother Love Bone умер от передозировки всего за несколько дней до выхода дебютного альбома группы. Гитаристка 7 Year Bitch Стефани Сарджент (1992), басистка Hole Кристен Пфафф (1994), клавишник Smashing Pumpkins Джонатан Мелвойн (1996) и фронтмен Alice in Chains Лэйн Стейли (2002) постигли столь же трагические судьбы.
Возможно, самая сокрушительная потеря произошла в апреле 1994 года, когда фронтмен Nirvana Курт Кобейн был найден мертвым в своем доме в Сиэтле, покончив с собой. Казалось, закончилась эпоха, навсегда связанная с теми ранними годами в Сиэтле.
Гранж остается влиятельным, даже если он больше не является доминирующей силой, как когда-то. Конец 9В 0-х и начале 2000-х годов наблюдалась волна пост-гранжа, а совсем недавно этот жанр снова был воспринят как рок-, так и поп-исполнителями.
Итак, чем заканчивается движение? Ответ, опять же, сложен.
Всего 20 лет спустя гранж кажется древней историей | Nirvana
Двадцать лет назад в эти выходные Nirvana выпустила Love Buzz, первый сингл группы, который превратил гранж из интересной местной сцены в глобальный феномен.
А это важно почему? Потому что гранж был не просто очередной музыкальной или молодежной тенденцией — он был предельным выражением и сплавом большинства определяющих культурных, идеологических и социальных течений современного западного мира. Феминизм, либерализм, ирония, апатия, цинизм/идеализм (противоположные стороны одной несостоявшейся медали), антиавторитаризм, ироничный постмодернизм и не в последнюю очередь любовь к грязной, резкой музыке; гранж объединил все это в единое целое.
Для представителей поколения X мужчины-гранжеры олицетворяли все хорошее, что есть в мужчинах. Это был легендарный «Новый человек» с громкостью до 10, добродушный, но противоречивый и злой. Женщины были интеллигентными, нонконформистскими, крутыми. Каждый взял лучшие черты своего противоположного пола и сохранил лучшее из своего. Гранж вернул громкую музыку из пудель-рока и наделил ее сердцем, душой и мозгом. Он сочетал в себе любовь к шуму с задумчивостью и чувствительностью, сочетая трешовый саундтрек с высокими принципами и незаурядной эрудицией. Это перевернуло старые парадигмы с ног на голову, вроде той, что рок-музыка создавалась «настоящими мужчинами», а феминизм — для гарпий, пытающих яйца, и выхолощенных чудаков.
Гранж не был нигилистом или нытиком — они действительно хотели лучшего мира для всех. Это было искажено как эгоцентризм, но на самом деле затрагивало большие темы, вещи, выходящие за рамки личных интересов артистов — редкость в популярной музыке.
Эти группы не были ограничены рамками и идеологиями таких жанров, как панк, которые настаивают на том, чтобы вы писали определенные виды музыки и текстов. Они не перерабатывали банальные клише, а брались за серьезные темы — например, Soundgarden можно было почти назвать экзистенциальным.
Итак, Pearl Jam писали о домашнем насилии, неграмотности, жестоком обращении с психически больными.
Нирвана смотрела на отчуждение, изнасилование, отупляющее подчинение. Alice in Chains глубоко зарылась в черную дыру зависимости. Soundgarden размышлял о поиске смысла в безразличной вселенной. Кортни Лав написала свирепые тексты о женоненавистничестве, расстройствах пищевого поведения, сексуальных хищниках.С эстетической точки зрения они избегали красоток, выпивки и быстрых машин ради коротко остриженных волос, дипломов колледжа и вездесущих хмурых взглядов. И они реализовывали свои принципы конкретным и смелым образом.
Большинство гранж-групп были политически активны. Lollapalooza объединила музыку с информационными киосками обо всем, от органических продуктов до регистрации избирателей. Pearl Jam вели разорительную битву с Ticketmaster и отказывались делать промо; Nirvana постоянно вызывала отвращение у своей новой мачо-аудитории.
Это было далеко от Эксла Роуза, который сунул свою промежность вам в лицо на MTV, и, конечно, это не могло продолжаться долго.