Ирфе: IRFE. История одной любви. / Estel Haute Couture

IRFE. История одной любви. / Estel Haute Couture

Дом моды IRFE, открытый Ириной и Феликсом Юсуповыми в 1920‑х годах в Париже, стал настоящим культурным и социальным феноменом, показав невероятный творческий потенциал Русского Зарубежья и повлияв на развитие мировой моды на много десятилетий вперёд. Все шедевры IRFE: платья, аксессуары, ароматы — многогранные, эстетичные, несущие в себе аристократический почерк своих создателей — продолжают завораживать даже в XXI веке. Секрет их вечного сияния сложен и в то же время прост: они были созданы с любовью.

Феликс Юсупов и Ирина Романова

Их история любви — это история притяжения противоположностей, которые вместе обрели гармонию. Он — воплощение легкомысленности, авантюризма и сумасбродства. Она — воплощение рассудительности, принципиальности и порядка. Он — Феликс Юсупов, представитель древнейшего княжеского рода. Она — Ирина Романова, племянница императора Николая II. Вместе они — самая блистательная пара дореволюционного Петербурга и основатели легендарного Модного дома IRFE.

Идея создать свой Дом моды возникает у Юсуповых в 1924 году. Обладая художественными талантами и утончённым вкусом, княгиня и князь открывают небольшое ателье, называют его по первым слогам своих имён IRFE и представляют публике первую коллекцию. Презентация уникальных платьев и блуз от княжеской четы, расшитых и расписанных вручную, проходит во время бала в отеле «Ритц».

«Вечер уж начался,— вспоминал Феликс Юсупов,— Ирина и несколько приятельниц наших собирались сами демонстрировать платья. Платья, однако, находились ещё в ателье, где их поспешно оканчивали. На бал мы примчались с опозданием, впрочем, моделям нашим рукоплескали».

Аплодисменты были только началом. Утром после бала начинающие кутюрье прочитали во французском «Vogue» о том, что «оригинальность, изящество вкуса и артистичное видение цвета поставили это скромное ателье в один ряд с крупнейшими Домами моды». Заложенный ещё балетными сезонами Дягилева, интерес к русской культуре в целом и к моде в частности был необычайно велик.

IRFE дарит модному сообществу именно то, что ему нужно. 

Окрылённые успехом, Юсуповы снимают просторное помещение в Париже, а вскорости открывают филиалы в Туке, Лондоне и Берлине. Заказчицы, которых становится всё больше и больше, чаще всего просят сделать им кокошники или сшить сарафаны — IRFE даёт им возможность играть в «моду а-ля рус», подходя к этой игре в русскую экзотику с необычайной серьёзностью и создавая для клиенток изумительные вещи haute couture. Если заказчица просит кокошник, то это будет кокошник, искусно расшитый золотом, с затейливым узором из драгоценных камней и жемчуга. Это будет словно русский романс — только не пропетый, а сшитый… Основатели Модного дома ни на минуту не забывают о собственном видении, не изменяют чувству собственного стиля и не стоят на месте. Они создают элегантные струящиеся наряды, удивляют поклонников спортивной линией одежды и, наконец, выпускают собственный парфюм.

Ароматы IRFE одновременно очаровывают своим звучанием и удивляют новизной идеи.  Юсуповы выпускают сразу четыре аромата: Blonde, Brunette, Titiane и Grey Silver — для блондинок, брюнеток, рыжеволосых и дам с седыми волосами.

Ароматы IRFE одновременно очаровывают своим звучанием и удивляют новизной идеи. Юсуповы выпускают сразу четыре аромата: Blonde, Brunette, Titiane и Grey Silver — для блондинок, брюнеток, рыжеволосых и дам с седыми волосами. Откуда же появляется столь необычная задумка? 

Она отсылает нас к другому, менее известному предприятию княжеской четы — салону красоты, открытому незадолго до ателье. Обладая внимательностью и проницательностью, Юсуповы замечают: оттенок волос во многом влияет на характер человека. А значит, почему бы не предложить светловолосым девушкам аромат, который подойдёт именно им, а темноволосым — нечто совершенно иное, подчёркивающее их индивидуальность…

Парфюм IRFE становится необычайно популярен. Настолько, что переживает сам Модный дом, который, несмотря на мировое признание, Юсуповы вынужденно закрывают во время Великой депрессии.  «Я не рождён для коммерции»,— с лёгкой грустью отмечает Феликс Юсупов, ещё не зная, что слава IRFE, несмотря ни на что, будет вечной. 

Произведения, созданные Модным домом с бесценным культурным наследием, будут вдохновлять кутюрье по всему миру, показывая, как нужно творить и как нужно любить. Любить прекрасное.

IrFe | Тема номера: Мода

Яна Титоренко

В эмиграции Феликс и Ирина Юсуповы открыли модный дом, назвав его по первым буквам имен – ИрФе. Бренд имел ошеломительный успех, французская столица преклонялась перед изысканным вкусом российского дворянства и утонченностью княгини Ирины.

«Сядь прямо, локти так прижми. Ты мясо ешь, как варвары. Но мясо не любили мы. Вот это тон Романовых», – такие строчки есть в песни из мультфильма «Анастасия», посвященного Великой Княжне Анастасии, дочери Николая II. Пресловутый «тон Романовых», о котором идет речь, во все времена означал изысканные манеры, выдержку, благородство и чувство вкуса. Ирина Александровна Романова, в замужестве – Юсупова, принадлежала к этой же «романовской» плеяде: ее называли одной из самых красивых женщин России; эмигрировав в Париж после революции, Ирина вместе с супругом Феликсом Юсуповым основала модный дом – «IRFE».

Эпатажный образ Феликса Юсупова привлекал внимание, а княжна императорской крови, выступавшая моделью, обеспечила «ИрФе» благосклонность парижской публики, и вскоре модный дом российских эмигрантов стал одним из самых влиятельных во Франции.

Феликс Юсупов пишет в мемуарах, что специальной рекламы они не делали, но публика всё равно приходила – в погоне за национальным колоритом или чтобы лично увидеть владельцев – убийцу Распутина и племянницу императора. Он упоминает, в частности, историю про одну мадам, что с порога потребовала: «Подать сюда князя! И водки». Был сделан заказ на пятнадцать платьев и кокошник, который так понравился клиентке, что она всюду появлялась только в нем.

Модный дом IRFE первым начал выпускать спортивную одежду, а его парфюмерная линейка была представлена четырьмя ароматами: – Blonde – для блондинок, Brunette – для брюнеток, Titiane – для шатенок и Grey Silver – для женщин элегантного возраста.

Филиалы открылись в Берлине и Лондоне, Феликс, несмотря на то, что он не имел предпринимательской жилки, вложился ещё в несколько проектов – магазин фарфора и два ресторана в «русском стиле».


Выдержка из мемуаров Феликса Юсупова

«Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды»

Оценки французских журналов 1925

В роли модели выступала не только сама Ирина Юсупова, но и некоторые ее подруги – княжны Трубецкая и Оболенские, графиня Воронцова-Дашкова. IRFE дал работу и пристанище многим русским эмигрантам, приятелям Юсуповых по прошлой жизни. Так, работал на IRFE двоюродный брат Ирины, князь Гавриил Константинович Романов.

Французский Vogue писал: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».

Модный дом IRFE был закрыт в 1931 году по экономическим соображениям, но, несмотря на почти вековое затишье, ему удалось пережить своих основателей. В 2008 году модель Ольга Сорокина решила восстановить один из старейших модных домов Парижа: перед этим она встретилась с прямым потомком Юсуповых – их внучкой, Ксенией Шереметевой-Сфири. Современный IRFE во многом наследует своему предшественнику. Например, клатч на снимке справа украшен короной рода Юсуповых.

Весенне-летняя коллекция IRFE 2014 года была посвящена 400-летию дома Романовых.


Я выделила основные элементы Irfe — аристократический романтизм, русскую культуру и историю — и попыталась перевести все это на язык fashion. Несмотря на то, что за нашими плечами осталось блестящее прошлое, мне хочется думать об Irfe, как о современной марке.

Ольга Сорокина, современный владелец модного дома Irfe

Ольга Сорокина в образе модного дома ИрФе

Модный дом ИрФе, безусловно, привлекал внимание эпатажным образом основателя, Феликса Юсупова, но не только дурная слава убийцы Распутина способствовала популярности дома. За ИрФе стоит больше, чем фамилия древнего ногайского рода, бывшего некогда самым богатым в России. За ним – «тон Романовых», любезно подаренный присутствием Ирины Юсуповой. Ирэн, как ее называли домашние, была не только законодательницей мод и таинственной красавицей, бежавшей из страны, где ее дядю расстреляли вместе с детьми. Она несла с собой Российскую империю – красивая, элегантная и утонченная. Неудивительно, что французская публика, страстно желавшая приблизиться к аристократизму, пришла в такой восторг от женщины, которая, по Байрону, «идет во всей красе, светла, как ночь ее страны».

Каждому, в ком врожденный аристократизм вызывает благоговейное чувство восторга, хочется иметь возможность приблизиться к нему – хотя бы в одежде. Именно поэтому IRFE был так популярен в свое время, именно поэтому через почти сто лет открылся вновь: это слава дома Романовых, неисчерпаемая, как и прежде, романтизм русской аристократии и национальная культура тому виной.

В начало материала
Вернуться к теме недели

Наследие – IRFE

Среди европейских домов моды вы вряд ли найдете дом моды с такой имперской репутацией, как Maison IRFĒ, основанный в 1924 году в Париже княжеской четой Юсуповых, которые дали свои инициалы, чтобы образовать имя Дом.

ФЕЛИКС И ИРИНА ЮСУПОВ

Княгиня Ирина Романова Юсупов

Это была княгиня Ирина Романова, молодая ослепительно красивая племянница императора Николая II.

В. Серов. Портрет князя Феликса Юсупова. 1903

Он – князь Феликс Юсупов, граф Сумароков-Эльстон был потомком древнего племени, одним из самых красивых мужчин России. Наследник баснословного состояния (Юсуповы считались богаче самого царя), он был в близком родстве с русской и европейской аристократией.

Усадьба Архангельское

Феликс Юсупов вырос в одной из самых уважаемых семей России и ее роскошных дворцов. Поэтому он обладал безупречным вкусом, сформированным его семейной историей и красотой вокруг него. С раннего детства он восхищался красотой своей матери и ее безупречными нарядами, ее легендарными огромными бриллиантами и редкими жемчужинами. Такая утонченная атмосфера позже послужила источником вдохновения для спроектированных им интерьеров и экзотической восточной мебели, характерной для Maison IRFĒ.

ПОСЛЕДНЯЯ СВАДЬБА ИМПЕРИИ

Принц и принцесса Юсуповы на свадьбе. Санкт-Петербург, 1914 год.

Свадьба этой легендарной пары вошла в историю. Это была последняя свадьба в семье императора перед началом Первой мировой войны, которая пришлась на молодую пару во время их свадебного путешествия по Германии. После революции семья Юсуповых эмигрировала в Европу. В Италии у них была большая вилла на Корсике — поместье, а Париж, город, который они хорошо знали, представлялся им романтическим убежищем.

Они купили дом недалеко от парка де Пренс в Булонь-сюр-Сен. Там князь устроил очаровательный маленький театр, в котором впоследствии был основан Maison IRFĒ.

УСПЕХ ДОМА IRFE

Идея открытия собственного Дома Моды пришла к Принцу после поездки в США (по слухам, чтобы открыть Дом IRFĒ, ему пришлось продать уникальную бриллиант «Полярная звезда» ювелирам Cartier). Открытие Maison IRFĒ состоялось в 1924 году в отеле Ritz на Вандомской площади и завершилось зрелищным балом. Появление моделей после полуночи, среди них была Ирина Юсупова, которая произвела неизгладимое впечатление даже на пылающих парижан. Ирина славилась во французской столице своей красотой. Ее аристократическое обаяние и безупречные черты лица привлекали самых известных фотографов, которые сделали бесчисленное количество снимков Ирины в IRFĒ. Однако она не считала себя манекенщицей.

Рисунки моделей Maison IRFĒ из журналов Paris Elegance и L’Art et La Mode.e.1928, Париж

Друзья и родственники Юсуповых: брат Ирины, князь Никита Романов с супругой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой, Михаил и Нонна Калашникова объединились в создании коллекции. Модели IRFĒ были очень современными — андрогинными с прической «а-ля гарсон». Вот впечатления французского журналиста о моделях Maison IRFĒ, 1925: «Оригинальный и утонченный вкус, кропотливая работа и художественное видение цвета сразу поставили это ателье в ряд крупных Домов моды».

Принцесса Юсупова в платье Maison IRFĒ. Париж, 1920 год.

Княгиня Мия Оболенская в платье IRFĒ. Париж, 1930 г.

Успех Дома IRFĒ во многом зависел от его основательницы Ирины Романовой. Она была известна своей красотой в Париже 1920-х годов. Модели – прекрасные принцессы и графини, умели говорить о нарядах на нескольких языках и способствовали успеху Дома. Вскоре IRFĒ открыла три новых филиала в Нормандии, Лондоне и Берлине. Успех Дома позволил Yousoupoff развить новые направления деятельности. Они открыли магазин юсуповского фарфора, а сам князь принял участие в оформлении трех парижских ресторанов.

ФРАНЦУЗСКИЙ VOGUE О IRFE

Одежда для тенниса, рисунок из журнала Vogue. Париж. Июнь 1928 г.

Реклама Maison IRFĒ из Vogue.1926

Французский Vogue о коллекции IRFĒ 1929 года: «Коллекция, которую вы видите, является в то же время подборкой, так как в ней нет неудачных моделей». Журнал представил платье «Летучая мышь» оригинального кроя и платье «Водяные лилии». Особого внимания заслуживают спортивные модели.

ИХ ВЫСОЧАЙШИЕ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ПАРФЮМЕРИИ

В 1926 году IRFE выпустила свой фирменный аромат. Ассортимент духов IRFE был выпущен ограниченным тиражом и ориентирован на четыре категории женщин: Blonde – для блондинок, Brunette – для брюнеток, Titiane – для шатенок и, наконец, благородный Grey Silver – для женщин «элегантного возраста». IRFE был первым домом, который таким уникальным образом нацелился на женщин. Серебряный Серый был специально посвящен императрице Марии Федоровне.

Феликс и Ирина выступили соавторами ароматов. Ароматы производились на заводе Molinard в Грассе. Все четыре версии аромата обладали острым, пряным восточным звучанием. Дизайн и рекламный плакат с изображением прямоугольной бутылки с граненой черной крышкой был создан принцессой Греции Маргарет.