Ирина антонова директор пушкинского музея википедия: HTTP 429 — too many requests, слишком много запросов

биография, личная жизнь, дети, как зовут сына

Антонова Ирина Александровна (1922-2020 годы жизни) – доктор искусствоведения, академик, Заслуженный деятель искусств РСФСР, полный Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», ветеран Великой Отечественной войны. Всю свою жизнь она посвятила Пушкинскому музею в Москве. Она была его директором, а затем стала главным куратором государственных музеев России. За просветительскую деятельность в сфере культуры и искусство неоднократно награждалась государственными наградами и премиями.

Содержание

  • Детство, семейные традиции, начало трудовой деятельности
  • Победы и поражения, восхождение на музейный Олимп
  • Взгляды и увлечения
  • Частная жизнь
  • Интересное видео

Детство, семейные традиции, начало трудовой деятельности

Биография Ирины Антоновой связана с ее родным городом Москвой. Она родилась сразу после Гражданской войны в семье участника революции 1917 года, инженера Александра Александровича Антонова и пианистки Иды Михайловны Хейфиц. Карьера отца складывалась удачно. Он стал директором Института экспериментального стекла. Мама закончила Харьковскую консерваторию, но зарабатывать музыкой у нее не получилось. Она работала наборщицей шрифтов в типографии.

Ирина Антонова с родителями

Родители были близки к искусству и с малых лет приучали Ирину ценить прекрасное. Александр Александрович был заядлым театралом. Он постоянно водил дочь на премьерные и репертуарные спектакли, оперу и балет. Ида Михайловна развивала в девочке любовь к классической музыке. Когда Ирине Александровне исполнилось 7 лет, ее отца перевели служить в советское торговое представительство в Германии. Там она выучила немецкий язык и даже читала классиков немецкой литературы в оригинале.

Интересный факт!
Ирина уехала в Берлин с новой семьей отца. Он ушел от Иды Хейфиц и в 1925 году. Через год у Ирины появилась сводная сестра Галина.

Антоновы вернулись в Москву, когда к власти пришли нацисты. Это был 1933 год. Девочка вернулась к матери в ее квартиру на Покровском бульваре и продолжила образование в советской столице. В свободное время занималась спортивной гимнастикой и плаванием. Дополнительно выучила французский и итальянский языки. Свободное владение иностранными языками помогло ей в будущей профессии. Ирина Александровна считается признанным экспертом в сфере итальянской живописи.

В школе она увлеклась физико-математическими дисциплинами и подумывала поступать в МГУ на механико-математический факультет. В выпускном классе перед ней встала дилемма: чему посвятить свою жизнь – техническим наукам или искусству. Она выбрала второе.

Интересный факт!
Ирина Антонова изначально поступила в Московский институт философии. Через год его закрыли и присоединили факультет к МГУ. Университет остался ее альма-матер на всю жизнь.

С началом войны учебу пришлось совмещать с работой для фронта и победы. Девушка поступила на службу в качестве медсестры госпиталя на Красной Пресне, а затем на Бауманской улице. Для этого ей потребовалось закончить медицинские курсы. Ирина обладала стойким характером, не боялась крови. Ее допустили к участию в хирургических операциях. До конца войны она по ночам служила в госпитале, а днем посещала лекции в МГУ.

Ирина Антонова выступает на собрании

Война и обучение закончились в один год. В марте 1945 года она защитила диплом, а с 10 апреля уже приступила к работе в Пушкинском музее. После победы ее хотели отправить в Дрезден для вывоза из Германии похищенных культурных ценностей. Но руководство решило, что девушка слишком молода для таких командировок и оставила молодого специалиста встречать, принимать и описывать привезенные из Дрездена ценности.

Многие шедевры пострадали от неправильного хранения в Дрезденской галерее. Советские реставраторы восстанавливали коллекцию в течение 10 лет. Из 1240 работ 760 нуждались в срочной реставрации. В 1955 году в музее открылась выставка спасенных картин. Среди них были «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне» и другие.

Интересный факт!
Выставка проработала всего 3 месяца. Затем по настоянию Хрущева все 1240 картин были переданы обратно в Дрезденскую галерею.

Пушкинский музей стал для нее смыслом всей жизни

Победы и поражения, восхождение на музейный Олимп

Подобные заигрывания советского правительства с иностранными государствами не были нормой, но имели место в истории страны. В 1961 году Ирина Антонова была назначена директором Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Предложение занять пост поступило от профессора Бориса Виппера. Сначала оно показалось Ирине Александровне некорректным, ведь она не была ни старшим научным сотрудником, ни зав. отделом. Но ученый убедил 39-летнюю Антонову не отказываться от должности.

Она приняла здание не в самом хорошем состоянии. Многим из выставочных залов требовался ремонт. Еще ей всегда казалось, что галереи слишком темные, чтобы полноценно рассматривать картины. Долгое время ее не хотели слушать. Тогда она обратилась за помощью к Косыгину. Всемогущий председатель Верховного Совета СССР откликнулся и оказал всяческое содействие, чем приятно удивил Ирину Александровну. Она не ожидала положительной реакции на свою просьбу.

За время работы она привыкла к взлетам и падениям, спорам об искусстве и за него, она научилась отстаивать свою точку зрения в спорах с любыми оппонентами. Самым неприятным из них был скандал с директором питерского Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Камнем преткновения стало наследие Музея Нового западного искусства, часть фонда которого после реорганизации хранилась в Эрмитаже.

Два директора спорили не один год на право обладать всей коллекцией картин. Пиотровский не собирался отправлять в Москву коллекцию собирателя картин Щукина, а Антонова не соглашалась возвращать 200 шедевров живописи, которые привезли в Пушкинский музей еще в 1920 году. Это была коллекция, собранная меценатом Саввой Морозовым. Наконец, оба приняли поистине соломоново решение. В каждом музее были проведены выездные выставки из фондов музеев – в Санкт-Петербург приехала галерея картин Морозова, а в Москву – собрание Щукина.

Ирина Антонова – автор сотни научных работ об искусстве

Профессиональную деятельность Ирины Александровны можно сравнить с летописью культурной жизни страны. Она становилась не столько свидетелем, сколько участником и инициатором великих событий в мире искусства. Благодаря ей любители живописи увидели выставки «Пикассо» и «Модильяни», по ее инициативе открывались международные выставки по обмену культурными ценностями «Москва – Рим», «Москва – Париж», «Москва – Берлин».

Она прекрасно чувствовала единение музыкальной и художественной культуры, поэтому вместе со Святославом Рихтером они создали фестиваль «Декабрьские вечера». Традиция устраивать выставки и давать концерты в музейных залах распространилась по всей стране. Мероприятие стало одним из главных брендов музейной деятельности.

Взгляды и увлечения

Ирина Антонова была человеком своего времени. Она поддерживала коммунистические идеи развития общества и всегда отличалась «левыми» взглядами. Она четко давала понять, что социализм – это единственная верная система отношений в государстве, несмотря на то, что она не смогла себя оправдать. Ирине Александровне не нравилось появление олигархата в новой России и резкого разделения населения на бедных и богатых.

Если говорить о Президенте РФ В.В. Путине, то Антонова всегда его поддерживала. Она выступала за поддержку его политики в Чечне, Крыму и по поводу Украины. Она никогда не была религиозным человеком, любила поэзию Бориса Пастернака и всегда честно высказывала свою точку зрения.

С Президентом Путиным у Ирины Антоновой было полное взаимопонимание

В 2013 году она оставила пост директора музея, но не отошла от дел. Вплоть до самой смерти Ирина Антонова являлась президентом музейного комплекса. 4 декабря 2020 года ее хоронили с воинскими почестями. Она скончалась на 99 году жизни.

Интересный факт!
Долгожителем в семье была мама Ида Хейфец. Она умерла на 101 году жизни.

Частная жизнь

Личная жизнь Ирины Антоновой долго оставалась запрещенной темой в интервью или частных беседах. Журналистам всегда было интересно узнать, кто муж этой «железной леди» и есть у нее дети. Насчет супруга она информацию никогда не скрывала. С Евсеем Иосифовичем Ротенбергом (1920-2011 годы жизни) они поженились в 1947 году. Это была самая крепкая семейная пара, которая прожила вместе 64 года. Их разлучила только смерть супруга в 2011 году.

Евсей Ротенберг был родом из Тулы. С детства увлекся изобразительным искусством и после школы поступил на искусствоведческое отделение ИФЛИ МГУ. После окончания университета пришел работать в Пушкинский художественный музей. Именно он был назначен главным хранителем привезенной из Дрезденской галереи коллекции мировых шедевров. Параллельно он писал диссертацию, научным руководителем которой был все тот же Б.Р. Виппер, уговоривший Ирину Антонову возглавить музей.

Оба супруга не только были коллегами по работе. Они стали друг для друга своеобразными «университетами жизни». Все решения в семье принимались на основе полного взаимопонимания. Огромной радостью для обоих стало рождение сына Бориса в 1954 году. Мальчик рос веселым и очень умным. В три года он знал, кто такой Джавахарлал Неру, мог поддержать беседу, а затем случилось непоправимое. К шести годам он замкнулся в себе и практически перестал развиваться.

Родители обратились к психиатру, который поставил неутешительный диагноз. Мальчик страдал врожденным психическим расстройством. Из-за неизлечимой болезни и ее последствий он вскоре перестал ходить и до сих пор передвигается в инвалидной коляске. Для Ирины Александровны и Евсея Иосифовича это был страшный удар. Они долго мечтали о ребенке, но он появился только спустя несколько лет после свадьбы. Ирина Антонова всегда переживала о том, что ее сын останется один. Этот день наступил 15 ноября 2020 года. Она почувствовала себя плохо. Борис позвонил соседке и попросил вызвать бригаду скорой помощи. В больнице Ирина Александровна скончалась от последствий инсульта.

Ирина Антонова — биография директора Пушкинского музея

Фото Все
Видео Все

Ирина Антонова — известный искусствовед, специализируется на итальянской живописи эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения, награждена двумя Государственными премиями РФ. Ветеран ВОВ.

Ее называли «Железной леди» Пушкинского музея, ведь Ирина Антонова 52 года занимала кресло директора этого культурного центра, и очень много сделала для его развития и процветания. Она довольна своей жизнью, так как считает, что прожила ее не зря, что все свои силы отдала любимому делу. Ведь для человека очень важно не просто приносить пользу людям, но и при этом испытывать удовольствие от того, что делаешь.

Детство

Родилась Ирина Антонова в Москве 20 марта 1922 года. Ее родители были страстными любителями искусства. Отца звали Александр Антонов, в прошлом революционер, работал в качестве простого электрика на корабле, но всеми силами души стремился к миру искусства, в частности, к театру. Мама — Ида Антонова (в девичестве Хейфиц), играла на фортепиано, и именно она передала дочери любовь к музыке. Отец не просто любил театр, его приглашали в любительские постановки. Кроме этого ему нравилось стеклопроизводство, и в последующем это хобби стало делом всей его жизни — Александр дослужился до должности директора Института экспериментального стекла.

Ирина Антонова

Благодаря новой работе отца семейство перебралось в Германию в 1929 году, где они прожили до 1933 года. Ирина овладела немецким языком настолько, что свободно читала произведения классиков немецкой литературы в оригинале. После того, как власть в Германии перешла в руки нацистов, Антоновы вернулись в СССР.

Училась Ирина хорошо, с легкостью постигая все предметы. Она мечтала стать студенткой мехмата МГУ, но любовь к миру искусства пересилила, и девушка поступила в ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы). Это учебное заведение работало семь лет,  в самом начале войны его закрыли, а студентов присоединили к МГУ. Антонова успела окончить только первый курс, потом поступила на медицинские курсы и до самой победы трудилась в госпитале.

После окончания войны Ирина восстановилась в вузе, окончила его, теперь уже в качестве студентки МГУ. После получения начала свою трудовую биографию в Пушкинском музее, поступила в аспирантуру, находившуюся при нем.  Антонова стала специалистом по итальянскому искусству эпохи Возрождения.

В 1961-м старший научный сотрудник музея им.Пушкина Ирина Антонова была назначена на должность директора этого музея, и проработала в этом качестве 52 года. 10 июля 2013 года она уволилась, и ее кресло заняла искусствовед Марина Лошак.

Карьера

Практически все время директора музея было посвящено работе, хотя в годы застоя она сталкивалась с массой трудностей. В те годы от искусства требовалось одно — прославлять идеи КПСС. Поэтому ей приходилось прикладывать много усилий не только при управлении музеем, но и в организации выставок. Цензуру, к сожалению, никто не отменял.

Ирина Антонова с Брежневым в 1981 году

В 60-е годы прошлого века нужна была определенная смелость и новаторские качества, чтобы продвигать современное западное искусство, которое власти страны Советов не только не приветствовали, а откровенно отвергали. Антонова осмелилась ослушаться саму Екатерину Фурцеву, Министра культуры СССР, пошла в разрез с политикой КПСС и сумела организовать выставки искусств современных художников — Матисса, Тышлера. Именно она содействовала проведению музыкальных вечеров в музее, на которых звучали произведения композиторов Шнитке, Стравинского, Рахманинова, творчество которых отвергало руководство Советского Союза.

В 60-е годы Ирина придумала такое культурное мероприятие, как Випперовские чтения, таким образом она почтила память своего учителя и по совместительству бывшего директора Пушкинского музея Виппера Б.Р.

В 70-е годы Антонова принялась полностью реорганизовывать  залы и экспозиции своего детища.

Ирина Антонова в музее

Ее старания закончились тем, что в одном зале музея расположились картины и советских художников и их зарубежных коллег. Посетителям музея выпала уникальная возможность сравнить творчество разных художественных школ и сделать свои выводы.

В 1974-м по настоянию директора музея проинспектировали все запасники музея, достали оттуда все полотна зарубежных художников, которые раньше находились в частных коллекциях Ивана Морозова и Щукина. На протяжении десятков лет они находились в запасниках, и только благодаря Антоновой переместились в отреставрированные помещения второго этажа музея.

К концу 70-х годов музей им.Пушкина начал достаточно плотно сотрудничать с западными выставками и музеями. Антонова провела колоссальную работу для того, чтобы самые большие музеи мира, такие, как нью-йоркский «Метрополитен», смогли продемонстрировать полотна выдающихся художников советским посетителям.

В 80-90-х годах прошлого века музей им. Пушкина вышел на совершенно новый уровень. Теперь в нем проводились выставки, по масштабу приравненные к мировым. Выставка под названием «Москва-Париж» получила статус события 20-го века, потому что впервые в ней участвовали картины художников Кандинского и Малевича, уже давно запрещенных в Союзе.

Ирина Антонова часто сопровождала экспонаты своего музея, которые отправлялись в разные страны. Эти поездки расширяли ее кругозор, сопутствовали знакомствам с известными людьми. Много выдающихся людей приезжало и к ней в музей, Антонова организовывала экскурсии по Пушкинскому музею для Рокфеллера, Миттерана, Хуана Карлоса, Ширака, Оппенгеймера, короля и королевы Нидерландов.

Антонова старалась привлечь в музей как можно больше посетителей, поэтому постоянно придумывала новые мероприятия, способные заинтересовать публику. Именно она придумала сочетание музыки и изобразительного искусства, которое впоследствии вылилось в проведение «Декабрьских вечеров» на пару с пианистом Рихтером.

Антонова и Рихтер играли в Пушкинском музее, и вскоре его уже воспринимали не только как музей, а настоящий островок музыки и искусства.

Мировая общественность высоко оценила этот прогресс, понравилась новинка и жителям СССР.

Пушкинский музей

Самой скандальной выставкой за всю историю Пушкинского музея стала экспозиция, получившая название «Золото Трои». По мнению многих западных и российских искусствоведов, Антонова этой выставкой запятнала свою биографию. Ее обвиняли в том, что она замалчивала правду о золоте Трои, которое в 1945 году вывезли из побежденной Германии. До этого СССР уверял все мировое сообщество, что не имеет к этим событиям вообще никакого отношения.

В Советском Союзе и так много о чем умалчивалось, но до этого все, что имело историческую ценность, возвращалось туда, откуда его привезли. Яркий пример этого — Дрезденская галерея.

Тот факт, что золото достали из запасного фонда и представили публике, лишний раз подтверждал, что новое правительство России более открыто, чем руководство СССР.

В 1998-м отпраздновали столетний юбилей закладки первого камня при строительстве музея им.Пушкина. Тогда, в 1898 году, эту церемонию посетил император Николай II. По случаю празднования юбилея Большой театр дал грандиозный концерт, на котором присутствовали лучшие исполнители страны.

Ирина Антонова в музее

Исключительно стараниями Антоновой музей им.Пушкина вскоре занял свое достойное место в ряду с Эрмитажем, Лувром, Прадо, Метрополитен, Британским музеем.

Новый век принес и значительные перемены в жизни театра. Он стал заметно больше, теперь на его территории открылись музеи частных коллекций, импрессионистов, Детского центра. Однако Антонова считает, что этого ничтожно мало. Особенно, если учесть тот факт, что коллекция музея состоит из свыше 600 тысяч самых различных произведений, при этом в залах есть возможность разместить только 1,5 % от общего количества экспонатов. Директор музея считает, чтобы обеспечить ему полноценную работу, нужно отстроить настоящий музейный городок.

Правительство выделило средства на расширение музея, поэтому стоит надеяться на то, что в ближайшем будущем он превратится в настоящий городок культуры и искусства.

Могут быть знакомы

Личная жизнь

Ирина вышла замуж за искусствоведа Евсея Ротенберга, доктора наук, сотрудника Института истории искусствоведения. В 1954 году у них родился сын Борис, который стал одновременно гордостью и самой большой печалью супругов. Он рос очень талантливым мальчуганом, радовал родных своими успехами, развивался гармоничной личностью. Его все считали поздним, так как Ирина родила его в 32 года.

Ирина Антонова с Евсеем Ротенберг

Борис заболел, когда ему исполнилось семь лет. Это омрачило личную жизнь Ирины и ее мужа, с тех самых пор женщина поняла, что нет ничего более важного, чем здоровый ребенок, а все остальное не идет ни в какое сравнение с этим несчастьем. Антонова находила для сына самых лучших специалистов, но это не помогало, Борис навсегда остался в инвалидном кресле. Ирина волнуется только об одном — кто возьмет на себя заботы о сыне после ее смерти. В этом году ей исполнилось 98 лет, но она по-прежнему остается такой же активной и целеустремленной. К слову сказать, ее мама прожила 100 лет и 5 месяцев.

Ирина Антонова с мужем и сыном

В июле 2013 года она уволилась из музея по собственному желанию. Теперь она занимает должность президента этого музея, и также активно, как и раньше, участвует в его жизни. Ирина Антонова одна из советников президента РФ.

Заслуги

Ирина Антонова стала автором свыше сотни публикаций, внесла огромный вклад в развитие культурного наследия России. Эти заслуги не остались незамеченными. Антонова награждена орденами Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» всей степеней, Трудового Красного Знамени. Помимо этого кавалер итальянского ордена «За заслуги» и французского ордена Командора искусства и литературы. Является действительным членом Мадридской и Российской академий.

Параллельно с работой в музее, Антонова преподавала в Париже, в институте восточных языков, читала лекции по искусствоведению в МГУ и Институте кинематографии.

На протяжении двенадцати лет занимала должность вице-премьера совета музеев при ЮНЕСКО, теперь ей присвоено звание почетного члена.

Несмотря на достаточно преклонный возраст, Антонова часто посещает концерты, спектакли и цирковые представления. Два раза в неделю бывать на культурных мероприятиях  — именно такую привычку привили ей родители с раннего детства. А еще она с удовольствием водит машину, которую называет не иначе, как крепость.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

дуайенов российского художественного мира изгнаны из Пушкинского музея в 91 год | Россия

Ирина Антонова пришла работать в знаменитый московский Пушкинский музей в год окончания Второй мировой войны. Она доросла до режиссера, привезла Мону Лизу в Советский Союз и пережила всех лидеров от Сталина до Ельцина, чтобы стать дуайеном в мире искусства России.

В понедельник Антонову бесцеремонно отпустили. Некоторые винили в этом ее возраст — в 91 год она была директором музея, в котором хранится крупная коллекция из 19Европейское искусство 1961-го и 20-го века, с 1961 года.

Но она остается такой же резкой, как и тогда, когда она бросала вызов советским властям, чтобы показать работы, которые она так любила, от Марка Шагала до Василия Кандинского, которых считали предателями за бегство от родины.

Вместо этого Антонова, похоже, стала жертвой скандала, который потряс российский художественный мир, столкнув Москву с Санкт-Петербургом, Пушкина с Эрмитажем и заставив всех столкнуться с историей, о которой многие предпочли бы забыть.

Все началось в апреле, когда Антонова обратилась к Владимиру Путину во время его ежегодного телешоу с призывом к телефону, надеясь заручиться его поддержкой любимого проекта по возрождению крупного музея западного искусства, разрушенного Иосифом Сталиным в 1948 году во время холодной войны. мчался вперед.

Ценные коллекции Пушкина и Эрмитажа частично пострадали от разрушения Государственного музея нового западного искусства, между которыми были разделены десятки произведений, в том числе картины Матисса, Пикассо, Сезанна и Ван Гога, собранные царской армией. эпохи коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Возрождение музея долгое время было целью Антоновой, которая сказала, что посещала его ежедневно в юности. Гораздо менее увлечен этой идеей Эрмитаж, отказавшийся отпускать свои картины.

Публичная постановка Антоновой этого вопроса привела мир искусства к тотальной войне. Она и Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, обратились к прессе, чтобы аргументировать свои позиции. Вмешалось государство, предложив создать «виртуальный музей» в Интернете, чтобы решить эту проблему. Антонова отказалась. В мае пресс-секретарь Путина заявил, что президент не будет вмешиваться, но «шансы создания такого музея значительно падают», учитывая неодобрение Пиотровского.

Антонова продолжала ругаться, заявив AFP в прошлом месяце: «Те, кто против [воссоздания музея], следуют указу Сталина».

В понедельник широко поносимый министр культуры России Владимир Мединский объявил в хваленых залах Пушкинского, что Антонова покидает свой пост.

«Ирина Александровна — легендарная личность, которая сделала легендарным Пушкинский музей», — сказал он. «Таких людей больше нет на свете».

Он сказал, что она перейдет на церемониальный пост президента музея. Антонову заменит Марина Лошак, уважаемый куратор, возглавляющая выставочное пространство «Манеж» возле Кремля.

Антонова сказала собравшимся: «Я люблю музей и благодарна музею за свою жизнь и благодарна всем вам, с которыми я работала, на мой взгляд, довольно успешно, столько лет».

Объявление стало неожиданностью. Источники сообщают, что Антонова только недавно продлила свой пятилетний контракт на управление музеем и, похоже, не собирается уходить в отставку.

Политическая машина России быстро заработала, чтобы упредить критику. Елена Драпеко, заместитель главы думского комитета по культуре, сообщила государственному информационному агентству РИА-Новости, что Антонову уволили из-за ее возраста. «Сомневаюсь, что они хотели ее оскорбить», — сказала она.

Эдуард Багиров, поп-писатель, очень публичный сторонник Путина, написал в Твиттере: «Об Антоновой и Пушкинском музее: ребята, 52 года на директорском посту — это за гранью добра и зла».

Другие хвалили Антонову, но приветствовали новый ветер, дующий в московскую культурную жизнь. «Через нее были прожиты целые эпохи», — сказала ведущий российский куратор Ольга Свиблова, подчеркнув «силу, открытость и храбрость» Антоновой. «Ей приходилось договариваться со всеми эпохами — Сталиными, Хрущевами — и она всегда этого добивалась. Она всегда придерживалась той линии, которую считала важной и которая позволяла ей открывать окна, которые никто, кроме нее, открыть не мог».

Она также похвалила назначение Лошака. «То, что Москва переживает культурную революцию, очевидно, — сказала она. Назначение Лошака было «лучшим решением, которое можно было принять».

Ирина Антонова, более 50 лет руководившая ГМИИ им. Пушкина, скончалась в возрасте 98 лет

Ирина Александровна Антонова, президент ГМИИ им. Об этом ТАСС сообщил директор музея Лошак. Российские информационные агентства со ссылкой на пресс-службу музея сообщили, что она умерла от коронавируса (Covid-19).) в дополнение к болезни сердца.

Ее жизнь в музее пришлась на вторую половину 20 века. Это началось в 1945 году при советском диктаторе Иосифе Сталине, когда Вторая мировая война подходила к концу и Красная Армия захватывала искусство из нацистской Германии, значительная часть которого была спрятана в хранилищах Пушкина, пока вновь не появилась под ее присмотром в 1990-х годах. .

В 1961 году она была назначена директором музея и занимала эту должность до 2013 года, когда она выступила с неоднозначным призывом к президенту Владимиру Путину воссоединить в Москве разрозненные части дореволюционных художественных коллекций Сергея Щукина и Ивана Морозова. . Коллекции были национализированы большевиками, а затем разделены между Пушкинским музеем и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Это видение было реализовано в другой форме благодаря продолжающемуся циклу выставок, объединивших отдельные коллекции в Фонде Louis Vuitton в Париже и в двух российских музеях.

Ирина Антонова с Шагалом во время посещения ГМИИ в 1973 году © ГМИИ им. А.С. Пушкина

Антонова, свободно владевшая несколькими языками, была известна тем, что привозила в Пушкин блокбастеры зарубежных выставок, в том числе Москва-Париж. 1900-1930 в 1981 и Москва-Берлин. 1900-1950 в 1996 году. В 2007 году она позировала на мотоцикле перед музеем с актером Джереми Айронсом на открытии выставки американского искусства.

Искусствовед, специализирующийся на итальянском Возрождении, Антонова почти ежедневно приходила на работу в музей, путешествовала и читала лекции, пока не разразилась пандемия, и производила впечатление силы природы, а не почти столетнего человека. В 2019 году, она выступила в Центре Помпиду в Париже на симпозиуме, посвященном 40-летию выставки Париж-Москва 1979 года, предшествовавшей показу в Пушкинском. Как и большинство пожилых людей в России, она исчезла из поля зрения общественности во время первой волны карантина в начале этого года. Она снова появилась в октябре на премьере пьесы о Михаиле Горбачеве и была сфотографирована разговаривающей с бывшим советским лидером в московском Театре Наций.

Ирина Антонова с Джереми Айронсом у Пушкинского музея © ГМИИ

Президент Путин выразил «глубокие соболезнования». Антонова получила несколько медалей от президента и, как и многие деятели культуры, была его представителем в предвыборной кампании.

Во вторник российская интеллигенция, которая восприняла закрытие музеев как личное оскорбление, оплакивала ее смерть как конец эпохи, в которой культура играла центральную роль. Многие репостили цитаты из ее лекции на Московской биеннале современного искусства в 2017 году как пророческое предупреждение о нынешнем состоянии искусства, которое теперь усугубляется Covid-19.

Добавить комментарий