История женской моды: Краткая история моды

Краткая история моды

Что лучше — шкура или корсет, туфля с носком до колена или платформа 20 см? Кто и зачем придумал моду, когда это кончится, и почему модельеры всё время копируют прошлое? Разбираемся в истории моды.

Модная история до XX века

У слова «мода» латинские корни — оно происходит от слова «modus» (мера, умеренность, размер). В русском языке появилось во времена Петра I. Что символично — от французского «mode» (мода), ведь местом появления моды считается Париж. Моды — как господства определённого стиля одежды, не подкрепляемого природной или социальной необходимостью. Шкуры в бронзовом веке были популярны, но не были модными, они помогали выжить в условиях сурового климата. А вот огромные носы у туфель, высокие платформы, многометровые шлейфы платьев, корсеты и другие элементы, которые не нужны для выживания или подчёркивания статуса, — начало истории моды. Появилась она в XII-XIII веках и долгое время оставалась частью жизни элиты, дворян, королей и богачей.

Массовой мода стала только в XX веке, чему способствовало и создание стиля прет-а-порте — бутиков готового платья.

История моды до XX века интересна разве что профессиональным историкам, но подчеркнём, что многие экстравагантные идеи современных модельеров берут начало в удивительной моде Средневековья и Нового времени. В XIX веке вместе с эмансипацией, революциями, Наполеоновскими войнами и борьбой за права человека начинается борьба за удобную одежду и обувь. В первую очередь это касается, конечно же, женщин, которые вынуждены носить корсеты Викторианской эпохи, известной тем, что на ножки роялей с круглыми наконечниками было принято надевать кринолинчики, чтобы они не выглядели слишком вульгарно.

Модный XX век

В XX веке мода меняется стремительно и бесповоротно, хотя и движется скорее по спирали, постоянно развиваясь и возвращаясь к трендам прошлых десятилетий.

Начало XX века

«Прекрасная эпоха» стиля модерн. Отказ от сковывающих движение, массивных нарядов, акцент на гармоничности, равновесии между эстетикой и целесообразностью. Обувь — комфортная на небольшом каблуке.

20-е годы

Женщины носят короткие волосы, танцуют чарльстон и танго. Мужчины меняют жакет с полосатыми брюками на пиджак. Коко Шанель создаёт маленькое чёрное платье. Женские юбки становятся короче, обувь превращается в аксессуар, подчёркивающий длину ног. Двадцатые — время известных сапожников Сальваторе Феррагамо, Андре Перуджи и Шарля Джордана. В моду входят туфли на платформе, туфельки с открытым носом и босоножки.

30-е годы

Простота сменяет открытую сексуальность. Мода на мягкую, текучую, женственную одежду с «благоразумной» длиной. Вновь популярны воланы, банты и рюши. Волосы — длинные и тщательно уложенные. Классические туфли на высоком каблуке.

40-е годы

Время тяжёлых испытаний и нехватки материалов для производства простых вещей. В моде одежда с полей сражений, женщины примеряют мужские вещи. Коко Шанель создаёт твидовый костюм для женщин. Туфли предпочитают на невысоком каблуке, важна практичность обуви.

50-е годы

Послевоенный мир почти как плакаты Советского союза полон надежд на светлое будущее. Женщины получают право носить брюки, не вызывая всеобщего порицания. В моде разнообразие причёсок, страз и узоров. Роже Вивье укрепляет каблуки стальным стержнем и открывает миру туфли на шпильках.

60-е годы

Культурная, сексуальная и модная революция. Появляется молодёжная мода, мини-платья, стиль «унисекс» и хиппи. Самая известная модель шестидесятых — большеглазая Твигги с короткой причёской. В моде туфли с квадратными каблуками, с мини носят сапоги-чулки.

70-е годы

Италия — один из центров мировой моды. Возвращение женственности, классических и сдержанных женских образов. Появляется стиль «Диско» с ярким макияжем и массивными украшениями. В моде туфли на танкетке, платформы до 20 см. Хиппи предпочитают высокие сапоги и сабо.

80-е годы

Возвращение агрессивной женской сексуальности в одежде. Увлечение аэробикой, все носят яркие боди и леггинсы. Одежда свободного кроя, яркий макияж и химическая завивка для женщин. Обувь — платформы, острые носы туфель и ботфорты. Туфли на шпильках вполне сочетаются с женским деловым костюмом.

90-е годы

Унисекс в одежде и обуви, минимализм и увлечение «экологическим стилем». Высота каблука снижается, возвращается мода на платформы из 70-х.

Время идёт, мода меняется, развивается, возвращается к прошлому, черпает там вдохновение и снова заставляет менять гардероб. В XXI веке она сменила уже несколько тенденций, а не прошло ещё и двух десятилетий. Но именно XX век сделал её быстрой, стремительной и изменчивой. Следите за модой, но не изменяйте своему вкусу.

Великие имена в истории женской моды

Свободное время  •  ИА «Омск Здесь»  7 июля 2020, 14:00, последнее обновление 15 июня 2022, 15:48  •  печать

Автор:Александра Михайловская

Сегодня в рамках проекта #СмотриДома Юлия Герасимова расскажет о легенде дизайна Мадлен Вионне.

Телеканал «Продвижение», «Радио Сибирь» и сетевое издание «Омск Здесь» представляют цикл лекций об истории женской моды (12+).

Доцент кафедры «Дизайн костюма» ОмГТУ Юлия Герасимова расскажет о женщине из будущего, которая в прошлом веке заложила основы в создание костюмов, модных и сегодня. О новаторстве в моделировании и дизайне, о «королеве драпировок и мастере косого кроя» Мадлен Вионне.

Впервые это имя громко зазвучало в 20-х годах прошлого века. Спустя сотню лет многие дизайнеры обращаются к тому, что придумала и воплотила в жизнь эта француженка. Родившись в стране, где мода является национальным достоянием, Вионне стала известна во всём мире.

Она встала у истоков раскрепощения женского платья. Именно Мадлен Вионне первая заявила о «взаимодействии женского тела и костюма». Тогда как до неё костюм владел хозяйкой, не спрашивая возможностей и желания тела. Она одна из первых призвала женщин следить за фигурой и заниматься спортом, а не полагаться на корсет.

Одежда должна сочетать в себе комфорт и свободу движения. Когда женщина улыбается, платье улыбается вместе с ней, — говорила модельер.

Модные дома Парижа, Лондона, Рима и Нью-Йорка процветали, когда туда приходила работать Вионне. Построенный ею собственный модный дом — Madeline Vionnet Inc. — имел собственную клинику, ясли и туристическое бюро, чтобы работницы поднимали интеллектуальный уровень и получали новые впечатления.

Именно она создала модульное проектирование, предложила первую смесовую ткань и сшила шедевральную вещь при помощи одного шва. А на ярлыке своих новых моделей платьев и костюмов Мадлен Вионне оставляла отпечаток своего пальца, поясняя: «Я люблю то, что не теряет достоинства с течением времени».

Об этих и других малоизвестных фактах жизни легенды мировой моды — в лекции Юлии Герасимовой.

В следующей лекции цикла «Три великих женщины в моде» Юлия Герасимова расскажет о Габриель Бонё (Коко) Шанель. С расписанием лекций, мастер-классов и концертов можно ознакомиться на официальном сайте онлайн-марафона #СмотриДома.