Как цыганки завязывают платок на голове: Как завязать платок по-цыгански?
Возрастные этапы в жизни цыган
Конечно, обобщительные тексты — тот ещё фрукт, поскольку общие тенденции всё же имеют весьма индивидуальные проявления, но я — как всегда 🙂 — постараюсь.
Невозможно, на самом деле, назвать точное количество возрастных этапов в жизни цыгана. Этапы могут сменять друг друга бесконечно — точнее, до окончания жизни, длинной ли, короткой ли. Но можно грубо сгруппировать их так: детство — молодость — зрелость — старость. Каждый последующий этап, с точки зрения цыгана, лучше и почётней предыдущего. У каждого — свои особенности, свои привилегии, свои ограничения, свои признаки наступления.
Этап «детство» наступает раньше, чем вы думаете. С точки зрения Цыганского Закона — с момента зачатия. Уже эмбриончик считается ребёнком, ангельским существом. Отсюда — запрет на аборты, отсюда — тот факт, что младенец не считается «нечистым» существом, выйдя из «нечистого» места: к детям нечистота не липнет.
Детство а традиционном цыганском обществе — золотая пора. Ограничений — минимум. Все балуют и угощают. Кругом такие же ангелочки, играют с тобой и не гоняют (как бывает порой у разновозрастных нецыганских детей).
Если у русских детей детство часто проходит под знаком «ты должен», то в цыганской семье даже уже в сознательном возрасте никакого «должен» над головой не витает. И при этом дети охотно учатся, охотно участвуют в домашнем хозяйстве, не мешают разговорам взрослых… просто с самых младых ногтей они пребывают в убеждении, сформированном окружающими взрослыми, что есть очень естественные вещи: не трогать руками огонь, не задирать женщинам и девушкам юбок, не подходить к столу, где беседуют мужчины, здороваться по утрам, креститься на церковь и делать в таборе/доме то, что можешь. Атмосфера естественности делает обучение и приучение ребёнка к труду и родным обычаям процессом совершенно незаметным и малонапряжным.
Поскольку ребёнок — существо ангельское и невинное, то, чисто теоретически, он может ходить всюду голым. Традиционно, в общем-то, так и было — дети ходили голышом или в сорочке/простынке лет до 5-8, после этого их уже приучали к одежде, готовя к следующему возрастному этапу. Сейчас российские цыгане в большинстве своём, чтобы не шокировать соседей, детей одевают, хотя в детской наготе до сих пор не видят беды или чего-нибудь зазорного.
Однако есть в бытии ребёнком и минусы. Например, твоё мнение почти никогда не спрашивают. Ты можешь о нём проинформировать (и то не всегда) и не можешь на нём настаивать. Наконец, это попросту совершенно непочётно.
Мальчик (детство).
Девочка (детство). На иллюстрации: Дельфинка Волшанинова-Гонсалес. Из семейного фотоальбома Калинки Волшаниновой.
Однако ещё хуже становится, когда из ребёнка ты становишься подростком. То есть формально-то ты более уважаем, и можешь теперь делать замечания и указания детям, но на этом позитивные отличия от детства и кончаются. Взрослые тебя «укрощают», гоняя в хвост и в гриву. На тебе уже гораздо больше домашней работы, ты следишь за малышами — ты можешь и поиграть, если выдастся свободная минутка, но она выдаётся всё реже. В присутствии взрослых ты по прежнему не можешь молвить слова, и на твои желания всем плевать. Ты уже можешь зарабатывать наравне со взрослыми и получать свою долю, но не можешь отпустить солидную бороду или пышные усы (впрочем, пока и не очень хочешь). Теперь мальчики и девочки уже не могут часто подходить друг к другу или дружить — неприлично. Исключение, естественно, составляют близкие родственники (родные, единокровные, единоутробные, двоюродные, троюродные братья и сёстры). Кроме того, у многих европейских (в том числе российских) цыган традиционно разрешается общением группами, т.е. в смешанной компании, когда и девушек и юношей несколько.
Подростками становятся с первыми признаками полового созревания и остаются или до женитьбы, или до того момента, когда и без женитьбы рейтинг дорастёт до такого же, как у женатых/замужних (в основном, из-за «выслуги лет», которых придётся прождать ох и немало). Но и тогда на тебя, бессемейного или незамужнюю, будут коситься и спрашивать себя: что же в нём за изъян? У некоторых цыган, девушка уже с этого возраста может считаться несущей постоянную скверну. У большинства же — только во время менструаций.
Подростку бегать голышом уже нельзя, хотя и форма одежды часто посвободнее, чем у взрослых (или юбки покороче, или можно девушке надеть штанишки, необязателен головной убор в тех группах, где взрослые мужчины его носят). Даже купаются в традиционном цыганском обществе подростки полностью одетыми (кстати, купаться развлечения ради — это их привилегия, по сравнению со взрослыми, для которых это неприлично). Юноши обязательно начинают обуваться, ходить с голыми ступнями цыганскому мужчине или юноше неприлично! Также и им, и девушкам отныне приходится тщательно закрывать бёдра, согласно нормам приличия.
Подростки, как и дети, ещё довольно много играют, хотя в уже совсем другие игры.
И дети, и подростки традиционно занимаются попрошайничеством и/или пляской за деньги практически у всех цыган (другое дело, что сейчас эта традиция у многих уже отмерла). Более того, у цыган, занимающихся криминалом, именно девочки-подростки считаются лучшими карманниками. И дело тут не только в неподсудном возрасте и личном обаянии, но и отличной реакции, гибкости и чувствительности пальцев именно в этом возрасте и именно у девушек.
Юноши (подростки). На иллюстрации: мальчики-котляры.
Девушка (подросток). На иллюстрации: фотография из профилей цыганского чата.
Следующий этап начинается с женитьбой. Именно обзаведение супругом даёт право называться «цыганом» и «цыганкой», а не как раньше «цыганским сыном» («романо чяво» или просто «чяво») и «цыганской дочерью» («романы чяй» или просто «чяй»). Право на прежние именования, кстати, сохраняется, но по взорасту ты уже «тэрно ром» («молодой цыган/ молодой муж») или «тэрны ромны» («молодая цыганка/ молодая жена»). Это довольно странный возраст, когда ты уже вроде и взрослый, но как-то всё же не очень. Ты, кстати, слушаешься тех, кто старше по статусу — это сохраняется в течение всей жизни, и уже можешь командовать детьми и подростками, делать им замечания. Свежеиспечённый взрослый мужчина может или даже должен теперь отращивать растительность на лице (усы или бороду), а также носить головной убор (если это принято в группе). У «молодой цыганки» радикально меняется форма одежды и причёски, в соответствии с обычаями этнической группы. У русских цыганок, например, традиционно волосы убирались в причёску (косу или пучок) и под платок, надевался фартук. Сейчас часто просто в знак своего статуса волосы убираются в причёску, и всё. У котляров традиционно (и посейчас, собственно) женщина заплетала косички у висков (амболдинари), надевала монисто, могла украшать монетами головной платок (который тоже теперь надевала), ну и фартук, конечно, притом гораздо более обширный, чем у русских цыган, так, что он зачастую спереди кажется собственно юбкой.
Хотя номинально статус повышается, фактически же жизнь становится тяжелее, особенно у женщины. Невестку гоняют в хвост и в гриву, вся самая тяжёлая работа по дому, по прошествии медового месяца, на ней. Ей также приходится в срочном порядке заучивать традиции семьи, её историю, поскольку в будущем всё это ей придётся передавать детям. Развлечения и поведение, доступное девушке, вспоминаются теперь со вздохами и ностальгией. Невестке из развлечений остаются сплетничанье с другими молодками и родственницами, танцы и песни в семейном кругу. Сейчас туда же прибавились телевизор и интернет. Приходится расставаться с игрищами (как правило, спортивного характера) и молодому. Так что развлечения у него теперь, в общем-то, те же, что его жены, только в мужском кругу и плюс азартные игры.
Молодка. На иллюстрации: котлярка. Фотограф Йоаким Эскильдсен.
Статус молодого цыгана повышается с рождением ребёнка. Он теперь становится ну почти совсем взрослым. Во всяком случае, значительно взрослее, чем до этого. У одних цыган, в принципе, для взрослости достаточно и этого (особенно у тех, что довольно поздно женятся), другим, тем, кто обзаводится семьёй в 12-16 лет, приходится ждать следующего этапа, чтобы стать полноценным взрослым. Может влиять на статус и пол ребёнка. У многодетных цыганских народностей для перехода в следующий этап обязательно нужен сын. У более «осовремененных», склонных планировать семью (это, как правило, цыгане более северных стран, куда относится и Россия), подойдёт и дочка.
Если цыган не стал взрослым после рождения ребёнка, то обязательно станет после женитьбы своего чада. Ещё один огромный скачок вверх! Кончились «бесправные годы»! Взрослый цыган может не только иметь своё мнение и настаивать на нём (да-да, при старших), он может также стать «бароном», то есть вожаком или представителем табора. Но ещё не может — старейшиной, что, напоминаю, у цыган гораздо более весомая «должность» (совет старейшин куда важнее вожака). Это касается и женщин!
Надо заметить, как для взрослых, так и для молодых взрослых нет никакой нужды бросать щёгольство. Мужчины одеваются почти неотличимо от юношей (прибавляется обычно головной убор), женщины используют множество украшений, к которым могут добавиться специфические, сделанные из монет (монисто или монеты, нашитые на платок), продолжают хвастаться красивыми волосами (они обязательно должны выглядывать из-под платка!), часто носят яркие одежды (хотя у некоторых цыган в последние десятилетия вошли в моду тёмные цвета и однотонные ткани для взрослых женщин; переползает эта мода и на девушек), представители обоих полов охотно демонстрируют грацию в прилюдном вечернем или праздничном танце. Даже бабушкам и дедушкам не зазорно наряжаться!
Чтобы стать старейшиной, цыган должен стать стариком. Старость у цыган — это не период дряхлости организма, а период наибольшей умственной и духовной зрелости человека в сочетании с набранным высоким рейтингом (и опытом). Вершина, так сказать, цыганской карьеры. Она может наступить в принципе и в возрасте чуть за 30 🙂 поскольку наступает, как правило, с рождением внука (раскладка с полами внуков и их родителей опять же зависит от среднего количества детей в семье в данной группе или социальном слое). Вот ТЕПЕРЬ цыган может быть старейшиной. Причём слово держат обычно старейшины мужского пола, женщины выступают «серыми кардиналами» (не всегда, но всё-таки обычно). Именно старейшины являются основными выразителями воли семей и главными лицами на цыганских судах. Кстати, когда статус старейшины совпадает с появлением седины (и других признаков физического старения), ему также становится снова можно все те вещи, которые были его привилегией в подростковом возрасте 🙂 например, для женщины уже не зазорно снова выйти в люди в шальварах (на Балканах это распространённая одежда девушек) и с непокрытой головой, хотя она уже по привычке к элегантности будет избегать такого поведения. Касательно женщины, появляются также новые привилегии, такая, как возможность курить при старших и мужчинах, что женщинам на более ранних этапах запрещается (патриархат!). Кстати, у многих цыган для более младших по статусу неприлично пить алкогольные напитки при более старших.
Внутри «старости» этапов несколько, каждый лучше предыдущего, и связаны они все с женитьбами и рождениями внуков, правнуков, праправнуков и так далее 🙂 Думаю, логика понятна достаточно, чтобы не расписывать её отдельно.
Вот и весь мой короткий рассказ, без прикрас 🙂 А кому понравилось — золотите ручку, будет вам за это большое счастье!
Монетки:
О О О O O О О О О О О О О О О
Tags: цыгане
Цыганские традиции: свадьба : Новости : ВСЕ МЫ
01.04.2020
Россия — многонациональная страна, сколько в ней народов, столько же и свадебных традиций с глубокими культурными корнями и собственным неповторимым колоритом.
Мы продолжаем публиковать материалы из цикла, посвященного цыганской культуре и выдающимся представителям цыганского народа. Сегодня мы расскажем о том, как испокон веков цыгане празднуют свадьбы – одно из самых значимых событий в жизни.
У цыган свадьбы проводились по решению старших и устраивались в любое время года, но чаще всего летом. Не проводились они лишь во время православных постов и траурных дней.
После сватовства, как правило, у цыган, как и многих других народов, шел обряд выкупа.
Для проведения свадьбы выбиралось место. К назначенному дню свадьбы приглашались и съезжались несколько семейств цыган. Гости преподносили молодым подарки в виде ценных вещей или денег. «Мандар ханцы катар о Дел май бут» — «От меня немного, от Бога больше», — приговаривали цыгане, преподнося молодым дары.
С середины XIX века родители благословляли детей иконами. А вот венчание в церкви появилось позже — в начале ХХ века.
Традиционно, мужчин и женщин во время праздника сажали за разные столы, молодые сидели вместе. Во время свадебного застолья родители произносили напутствие молодым.
Интересно, что дары молоды преподносили, если невеста была непорочна. Если же нет, что встречалось довольно редко, то все свадебные расходы возмещали её родители.
Сразу после свадьбы невесте на голову надевали платок, а на юбку фартук. С этого момента она не должна была показываться перед мужчинами с непокрытой головой. У кэлдэрарок менялась и причёска: замужняя женщина заплетала маленькие косицы у самого лба, закручивая волосы вверх и приплетая их к косам. Эта причёска называлась «амболдинари». Платок тоже повязывался по-особому (типа амболдинари) — концы закручивались жгутом и завязывались сзади. Изменения причёски, платок, фартук — всё это символизировало переход девушки в новую социальную группу.
Длительность торжества зависела от состоятельности семей, чьи дети вступают в брак. Длились свадьбы от двух-трех дней, до целой недели. Поскольку свадьба — чуть ли не самое важное событие в жизни семьи, денег на неё не жалели: торжества гремели по всем селам. Широкие гулянья, праздничная езда от села к селу, обязательное угощение вином прохожих: некоторые свадьбы разоряли семью.
И в нынешние времена важным считается свадебное застолье: только после него цыганский брак признается всей общиной.
В наши дни цыганская свадьба нередко сопровождается регистрацией брака, которая, как правило, не вплетена в канву традиционной свадьбы. Зарегистрировать свой брак цыганские пары могут в любое время, до традиционного обряда или после него.
Но только после традиционного обряда двое считаются мужем и женой. С переходом цыган на оседлый образ жизни расширяются досвадебные и послесвадебные обычаи и обряды, разумеется, заимствуются элементы обрядов у окружающего населения. Такие элементы прекрасно встраиваются в общую канву торжества и служат прекрасным материалом для изучения развития цыганской культуры.Теги: Все мы – Россия!, дружба народов, цыганская культура, Международный день цыган, цыгане
Как завязать цыганский платок? Не смотрите дальше! – Scarflings® Sheer Sophistication
Содержание
- Шаг 1. Найдите длинный прямоугольный шарф
- Шаг 2. Сложите шарф пополам по длине
- Шаг 3: завяжите сложенный шарф вокруг головы
- Шаг 4. Отрегулируйте посадку и подверните любые незакрепленные концы
- Вывод: наслаждайтесь своим новым стильным платком!
Цыганские платки — красивый и практичный способ убрать волосы с лица.
Длинный прямоугольный платок — первый шаг к завязыванию цыганского платка. Размер и форма платка будут определять, как он будет висеть и падать на голову. Более длинный шарф даст вам больше возможностей для его завязывания, а с более коротким будет легче справиться. Если вы не уверены, какой размер выбрать, лучше остановите свой выбор на слишком длинном, чем на слишком коротком.
Получив шарф, держите его горизонтально перед лицом. Концы должны свисать одинаково по обеим сторонам головы. Возьмите конец, ближайший к левому плечу, и проведите его через правую сторону головы, заправив за ухо. Затем возьмите конец, ближайший к правому плечу, и протяните его к левой стороне головы, заправив за ухо.
Шаг 2: Сложите платок пополам по длине
Чтобы получить идеальный цыганский платок, необходимо выполнить несколько простых шагов. Второй шаг – сложить шарф пополам по длине. Это гарантирует, что шарф будет достаточно длинным, чтобы его можно было обернуть вокруг головы и завязать бантом. Когда шарф будет сложен пополам, возьмите ближний к вам конец и засуньте его под другой конец. Это создаст петлю, в которую вы сможете просунуть голову.
Шаг 3. Завяжите сложенный шарф вокруг головы
Теперь, когда у вас есть прямоугольник, пришло время превратить его в платок! Складываем прямоугольник пополам вдоль. Как только он будет сложен, возьмите два конца и свяжите их вместе на затылке. Убедитесь, что узел плотно прилегает к голове, чтобы платок не соскользнул. Затем возьмите середину платка и завяжите его вокруг головы, убедившись, что узел плотно прилегает к голове. Вот и все! Теперь у вас есть красивый цыганский платок!
Шаг 4. Отрегулируйте посадку и подверните все незакрепленные концы
После того, как вы обернули шарф вокруг головы, пришло время отрегулировать посадку и подвернуть свободные концы. Во-первых, посмотрите в зеркало и убедитесь, что шарф расположен так, как вы хотите.
Если он слишком свободный или слишком тугой, просто отрегулируйте его, пока он не станет удобным. Когда вы будете довольны посадкой, пальцами заправьте свободные концы ткани. Убедитесь, что все ровно и нет щелей, куда могут попасть ветер или волосы. Вы также можете добавить симпатичный аксессуар, такой как цветок или повязка на голову, чтобы по-настоящему персонализировать свой образ!Вывод: наслаждайтесь новым стильным платком!
Цыганский платок — универсальный и стильный аксессуар, который можно носить по-разному. В этой статье мы покажем вам, как завязать цыганский платок за три простых шага. Сначала сложите шарф пополам по длине. Затем свяжите концы платка вместе на затылке. Наконец, отрегулируйте шарф так, чтобы он удобно закрывал голову и шею. Всего за несколько простых шагов вы легко завяжете цыганский платок и оцените его многочисленные преимущества!
Gypsy Head Cover — Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных.