Коллекция щукина: Гид по коллекции Сергея Щукина

Гид по коллекции Сергея Щукина

T

КУЛЬТУРА•ИСКУССТВО

Текст: Арина Романцевич

19 июня в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «Щукин. Биография коллекции» — главный арт-блокбастер этого московского лета. Моне, Ренуар, Дега, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Матисс — все эти имена составляют вместе золотой фонд европейского искусства, разобраться в котором не так легко. Специально для The Blueprint обозреватель и бренд-менеджер журнала «Диалог искусств» Арина Романцевич составила краткий гид по искусству Франции конца XIX и начала XX века — вооружившись которым можно смело идти на выставку.

Щукинскую коллекцию — крупнейшее собрание французской живописи в России — впервые показывают в таком объеме после того, как ее распределили по Москве и Санкт-Петербургу в 1948 году. 150 полотен заняли почти все главное здание Пушкинского музея — и это именно те произведения современного французского искусства, без которых сейчас невозможно представить учебники МХК. На выставке есть и архивные документы, фотографии семьи и письма, напоминающие о том, чего стоило собрать такую коллекцию — и в итоге оставить все собранное в Москве, не увезя в эмиграцию ни одной работы.

История собрания этой грандиозной коллекции делится на несколько основных этапов, по которым можно, как по точкам, нарисовать историю развития французской живописи — и перманентную художественную революцию — начала XX века. Своих первых импрессионистов Сергей Щукин купил в 1898 году — и постепенно приходил к осознанному приобретению работ, художника за художником, периода за периодом. Если работа Пикассо, то периода перехода к кубизму, если Матисс, то уже тот, что начал создавать радикально новые визуальные миры. Он словно сжигал за собой мосты, чтобы не иметь возможности вернуться обратно: уж если перестал собирать импрессионистов, то действительно перестал, и точка. Так, в 1904-м он начинает интересоваться постимпрессионистами, два года спустя влюбляется в работы Анри Матисса, в 1908-м — в Пикассо предкубистического периода. Только за 1909 год Щукин купил двадцать работ художника, но в 1914-м коллекция перестала пополняться — началась Первая мировая.

Клод Моне, «Стог сена около Живерни», 1889

Коллекционером двигала невероятная страсть. «Сумасшедший писал, сумасшедший купил», — говорил он сам. Щукин считал, что покупать надо работу, которая вызывает шок, колкую, характерную. Не то, что нравится сразу, а то, что, возможно, со временем ты начнешь понимать и принимать. Когда он сам водил экскурсии по своему дому, то говорил про Матисса: «Так глаза и рвет, как по битому стеклу босиком гуляешь, но зато после битого стекла все кажется мармеладом».

Действительно, после «Танца» и «Музыки» все воспринималось через призму танца и музыки, потому что развидеть их было невозможно — как современным тогда российским художникам, так и простым посетителям. Возможно, именно поэтому «Танец» Матисса — первое, что увидят зрители, поднимающиеся по центральной лестнице Пушкинского. А все собрание в таком объеме, скорее всего, больше не увидят никогда: многие работы могут не пережить еще один переезд.

Анри Матисс, «Музыка», 1910

Импрессионизм

Имена:

(1) Камиль Писсарро,

(2) Клод Моне,

(3) Пьер Огюст Ренуар,

(4) Эдгар Дега

Как отличить:

Если вы видите полотно с изображением чего-либо на открытом воздухе и вам кажется, что можно почувствовать силу ветра и свет солнца — естественный, с массой переливов, — это импрессионизм. Для художников-импрессионистов важно не что именно изображено (поле или собор), важно как. Это чистая визуальность: вибрирующий мазок, мгновенное настроение. Одно из хрестоматийных импрессионистских произведений — «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне. Щукин купил его в 1898 году, и после этого целых шесть лет покупал только импрессионистов.

Клод Моне, «Чайки. Река Темза в Лондоне. Здание парламента», 1904

Клод Моне, «Дама в саду Сент-Андресс», 1867

Пьер Огюст Ренуар, «Девочка с лейкой», 1876

Эдгар Дега, «Танцевальный класс», 1871-1874

(1) Камиль Писсарро

Разочаровавшись в парижской Школе изящных искусств, молодой художник стал посещать натурную мастерскую, где познакомился с будущими союзниками по избранному художественному методу — Полем Сезанном и Клодом Моне. А затем примкнул ко всей арт-тусовке Парижа, которая собиралась в кафе «Гербуа» (там часто бывали Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Эдгар Дега и Эмиль Золя). Изменчивые состояния природы, «подвижная атмосфера», форма, созданная с помощью цветных мазков, — Писсарро был наиболее последовательным, эталонным импрессионистом и к 1890-м годам выработал свой узнаваемый почерк внутри направления.

Камиль Писсарро, «Площадь французского театра в Париже», 1898

(2) Клод Моне

Пожалуй, самый известный импрессионист — именно имя Моне первым приходит на ум любому, кто хоть немного знает про это художественное направление. Художника интересовали самые тонкие изменения, которые он фиксировал на холсте: игра ветра на поверхности воды, фигуры, сливающиеся с пейзажем. Одну из самых важных работ для импрессионизма — «Даму в саду Сент-Андресс» — Моне написал, уехав из Парижа на нормандский курорт, где можно было работать на природе. После нее этот живописный стиль стал развиваться динамичнее.

Клод Моне, «Белые кувшинки», 1899

Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865

(3) Пьер Огюст Ренуар

Наиболее известен своими изображениями женщин и детей; его «Портрет актрисы Жанны Самари» можно считать эталоном импрессионистского портрета. Художественные салоны бесконечно отказывались от его работ, что только заставило художника активнее развивать свой стиль. Отличить его работы от других импрессионистов легко по нежным изображениям девушек и преобладанию голубого, зеленого и розового.

Пьер Огюст Ренуар, «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877

Пьер Огюст Ренуар, «Обнаженная», 1876

(4) Эдгар Дега

Видите на холсте балерину в голубых тонах и в движении? Это Эдгар Дега. Он делал наброски с натуры в танцевальных классах, в опере, на ипподроме, в кафе, писал ритм движения фигур, улавливал движение даже в казалось бы статичных вещах. Много работал с пастелью — она позволяла ему достичь пульсации цветового пятна.

Эдгар Дега, «Голубые танцовщицы», 1897

постИмпрессионизм

Имена:

(1) Поль Сезанн,

(2) Винсент Ван Гог,

(3) Анри Руссо,

(4) Поль Гоген

(5) АНРИ МАТИСС

(6) ПИКАССО

Как отличить:

Постимпрессионизм — это не стиль вовсе, а собирательный термин для искусства после импрессионизма. Его общей чертой можно считать то, что импрессионизм перестал быть интересным, наскучил. Внимание только к внешнему стало считаться клише, художники начали обращать внимание на внутреннее состояние. Отсюда взялась новая материальность. Так что если вы видите смелые мазки, плывущие формы, особые сюжеты — возможно, это те самые художники «после».

Поль Гоген, «Идол», 1898

Анри Матисс, «Мастерская художника», 1911

Поль Сезанн, «Мужчина, курящий трубку», 1902

Пабло Пикассо. «Дама с веером», 1909

(1) Поль Сезанн

Сезанн — категоричный, последовательный художник, который любил трехмерность, но ненавидел декоративный подход к живописи. Узнать работы Сезанна можно по упрощенной форме предметов: дома-кубики, деревья-пирамидки и гора-треугольник соседствуют на его холстах с очень «живой» природой: зеленью листвы и голубизной неба.

Поль Сезанн, «Пьеро и Арлекин», 1890

(2) Винсент Ван Гог

Человеческие фигуры у Ван Гога ощущаются частью природы, формы кажутся текучими, видна динамика. Чувствуется напряжение, волнение, как у Маяковского в «Скрипка и немножко нервно». Натурные пейзажи тревожны, но в них чувствуется жажда жизни.

Винсент ван Гог, «Портрет доктора Феликса Рея», 1889

(3) Анри Руссо по прозвищу «Таможенник»

Типичные приемы Руссо — наивные изображения людей, машин, животных, много зеленого цвета. Художник намеренно упрощал формы, что буквально создало новое направление в живописи — примитивизм. Выдуманные художником миры в картинах соединяются с реальными городскими сюжетами.

(4) Поль Гоген

Для Щукина Гоген был художником исключительно таитянского цикла (в 43 года тот уехал на Таити, чтобы жить на природе, и даже женился на местной девушке). 16 полотен, развешенные в доме коллекционера, казались цельной монументальной фреской. Узнать цикл довольно просто. Видите яркие и практически лишенные объема изображения таитянок — скорее всего, это Гоген.

Поль Гоген, «А, ты ревнуешь?», 1892

Анри Руссо, «Муза, вдохновляющая поэта», 1909

Анри Руссо, «Нападение ягуара на лошадь», 1910

(5) Анри Матисс

Анри Матисс в истории искусств по-щукински — это отдельное ни на что не похожее направление. Матисс считается лидером фовизма, который можно опознать по непривычной яркости красок, нарочитой грубости форм, «дикому» колориту и остроте ритма. В то же время основные работы из щукинской коллекции были созданы уже после распада группы. Работы Матисса визуально соответствуют выдвинутой им самим концепции «эмоций за счет простых средств». Видимо, за эту простоту и одновременно дерзость его и любил Щукин, который покупал Матисса много, регулярно и смело. Художник даже приезжал к Щукину в гости и написал по его заказу панно «Музыка» и «Танец», «Купание» и «Медитация».

Анри Матисс, «Игра в шары», 1908

(6) Пикассо

Бунтарь от искусства и основоположник кубизма — где мир изображают с помощью геометрически правильных фигур, а все многообразие сюжетов вписывается в строгую примитивную форму. В коллекции Щукина была 51 работа Пабло Пикассо, и он даже освободил под них свой кабинет. У художника было несколько разных периодов, но «щукинский Пикассо» — это в первую очередь кубизм. Его «Девушка с веером» в свое время вызывала у посетителей коллекции даже больший шок, чем матиссовские полотна. От кубистического Пикассо у вас будет чувство непроходящего беспокойства, скрежета гвоздя по стеклу.

Пабло Пикассо, «Портрет Амбруаза Воллара», 1910

Подписывайтесь на наш канал в YouTube, будет интересно.

{«width»:1200,»column_width»:131,»columns_n»:8,»gutter»:21,»line»:21}false7671300falsetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}true

Коллекция Сергея Щукина

Предприниматель, коммерции советник (1894), выдающийся коллекционер новой французской живописи, Щукин происходил из купеческого сословия. Окончил Коммерческую академию в городе Гера, Германия (1873–1876).

Начал собирать картины в конце 1890-х под влиянием жившего в Париже младшего брата Ивана, лично знакомого с ведущими представителями французского художественного мира. В 1898 приобрёл в галерее Дюран-Рюэля в Париже первые полотна художников-импрессионистов (Клод Моне «Скалы в Бель-Иль»), после чего покупал (до 1904) картины представителей этого направления: Огюста Ренуара (три), Эдгара Дега (пять), Клода Моне (тринадцать). С 1903 по 1908 активно приобретал постимпрессионистов – Поля Сезанна (восемь картин), Поля Гогена (шестнадцать) и Винсента Ван Гога (четыре).

Следующим увлечением Щукина становятся фовисты, прежде всего Анри Матисс, с которым коллекционер лично знакомится в мае 1906. Его картины Щукин покупал в основном через галерею Бернхейма-младшего, а также непосредственно в мастерской художника. По заказу Щукина Матисс делает несколько работ большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910. ГЭ), которые были написаны специально для лестницы московского дома коллекционера. Осенью 1911 Матисс приезжает в Москву. В так называемом Розовом салоне щукинского особняка художник сам развесил свои картины, собрав их со всего дома, и эта экспозиция становится «московским музеем Матисса».

Весной 1913 Щукин приобретает «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений художника, а осенью – «Портрет мадам Матисс» (оба 1913. ГЭ). Это была последняя, тридцать седьмая картина, купленная у Матисса.

Параллельно Щукин открывает для себя Пабло Пикассо, которого начинает целенаправленно покупать (с 1909), главным образом через галерею Д.-А.Канвейлера. За пять лет Щукину удаётся собрать самую большую в мире коллекцию работ Пикассо (пятьдесят одна), в том числе тридцать четыре картины кубистического периода. «Мы современники новой эпохи. Мы по-новому должны видеть и воспринимать форму. Пикассо – это будущее», – так объяснял коллекционер своё новое увлечение.

В 1912 обращает внимание на Андре Дерена и за два года покупает шестнадцать вещей, среди которых – «Портрет неизвестного, читающего газету» (1913. ГЭ). Эта работа стала последним приобретением Щукина. Благодаря его коллекции Матисс, Пикассо, Дерен и связанные с этими крупнейшими мастерами европейского авангарда течения оказываются представленными в России своими лучшими произведениями и гораздо полнее, чем где-либо в мире.

Неслучайно А.Н.Бенуа в своих «Художественных письмах» назвал Москву «городом Гогена, Сезанна и Матисса».

С середины 1900-х щукинское собрание становится популярным, его называют «академией левого вкуса». Первый документально известный отзыв о галерее датируется 1900-м. С 1908 Щукин открывает галерею (Б. Знаменский переулок, 8) для посетителей (по воскресным дням, с 11 до 13 час., запись по телефону) и сам показывает картины.

В 1901 с коллекцией знакомится Грабарь, в 1903 – М.А.Волошин и М.Ф.Ларионов. П.П.Кончаловский, И.И.Машков, Р.Р.Фальк и В.В.Рождественский – около 1906. Примерно в то же время к Щукину попадают Н.С.Гончарова, М.С.Сарьян и П.В.Кузнецов, в 1908 – А.В.Куприн, в 1910 – А.В.Лентулов, М.В.Матюшин и В.В.Кандинский. В.Е.Татлин, К.С.Малевич и И.В.Клюн оказываются у Щукина не раньше 1910. В 1912 галерею впервые посещают Л.С.Попова и Н.А.Удальцова; К.С.Петров-Водкин – в 1914, А.Д.Древин – в 1916. Наиболее частые посетители галереи – студенты МУЖВЗ.

Уже в 1908 критики (П.П.Муратов) отмечают влияние галереи Щукина, «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений», на судьбу русской живописи. Уникальная возможность получать информацию обо всех новых явлениях в искусстве непосредственно в России, в самый момент их появления, существенно влияет на развитие отечественного авангарда. Концентрация радикального французского искусства в Москве способствует формированию ряда художественных течений (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединений. Щукин становится почётным членом общества «Бубновый валет», на выставке которого (1912. Москва) демонстрируется «Муза, вдохновляющая поэта» Анри Руссо из щукинской коллекции. Интерес к искусству Таможенника Руссо (представленного у Щукина семью картинами) совпал с увлечением примитивом «бубновых валетов» (открытие Нико Пиросманишвили, неопримитивизм А.В.Шевченко). В собрании Щукина также появляется негритянская скульптура, которой впервые заинтересовались французские фовисты и кубисты

К 1913 Щукин решает направить все усилия на создание музея новой французской живописи, который должен стать собственностью города. В октябре 1913 выходит первый каталог картин собрания Щукина, включающий двести двадцать пять произведений, а в начале 1914 журнал «Аполлон» публикует очерк Я.А.Тугендхольда «Французское собрание С.И.Щукина» и воспроизводит большую часть коллекции. Весной 1914 Тугендхольд, приглашённый Щукиным в качестве куратора коллекции, едет отбирать картины в Германию и Францию. С августа 1914, в связи с началом Первой мировой войны, эта работа приостанавливается. Не имея возможности покупать западную живопись, Щукин, в отличие от Морозова, не проявляет интереса к искусству современных русских художников.

5 ноября 1918 после национализации из коллекции Щукина был создан Первый музей новой западной живописи (МНЗЖ). Он располагался в доме Щукина по адресу Большой Знаменский переулок, 8. В его состав вошло двести пятьдесят шесть произведений живописи и графики западноевропейских, преимущественно французских, мастеров (пятьдесят один художник).

В августе 1918 Щукин эмигрирует и в 1919 поселяется во Франции. Несмотря на попытки ряда известных дилеров уговорить его продолжить собирать картины, он отклоняет все предложения. Отношения с художниками, в том числе с Матиссом, были прерваны.

Для публичного обозрения Музей новой западной живописи открылся весной 1919 (хранитель – дочь бывшего владельца Е.С.Келлер-Щукина). В июне 1919 было принято постановление считать коллекцию Щукина Первым отделением МНЗЖ.

Вскоре началась частичная перевеска, которая из-за отсутствия специалистов осуществлялась комиссией Наркомпроса. В её состав входили И.Э.Грабарь, Я.А.Тугендхольд, Б.Н.Терновец. Одновременно производилась инвентаризация и научное описание щукинской коллекции сотрудниками Музейного отдела НКП, в том числе Тугендхольдом. Под его руководством в 1920 была произведена частичная реэкспозиция (остался нетронутым только знаменитый зал Анри Матисса) и начата перевеска картин «по историческому принципу». Щукинское собрание, «лучшая галерея нового искусства», вплоть до 1923 имело статус историко-художественного памятника, и это помогло сохранить его целостность.

Как и в дореволюционные годы, щукинская коллекция оставалась предметом особого интереса со стороны художников, в первую очередь студентов Вхутемаса, для которых она являлась своего рода учебным пособием. Неслучайно в начале 1920-х в помещении Первого МНЗЖ планировалось проводить сравнительные выставки русского и французского авангарда.

В это же время вышло два издания, посвящённых музею. Первым из них было «Щукинское собрание французской живописи» П.П.Перцова (1921). Автор давал общую характеристику эволюции живописи от эпохи классицизма до Анри Матисса и Пабло Пикассо, а также анализировал творчество крупнейших французских мастеров (с использованием характерных для него историко-психологических и типологических параллелей из литературы и живописи). Вторым же изданием стало «Первый музей новой западной живописи» Тугендхольда (1923) – развёрнутый очерк истории новейшей французской живописи, начиная с импрессионизма (текст сопровождался кратким каталогом собрания без датировки и указания размеров произведений).

После публикации в апреле 1922 постановления об объединении щукинского и морозовского собраний музей получает новое название – Музей нового западного искусства (МНЗИ). Это название более соответствовало составу коллекции, так как, помимо живописи, в ней были представлены также скульптура и декоративно-прикладное искусство. 10 марта 1923 МНЗИ преобразован в Государственный музей нового западного искусства (ГМНЗИ).

Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton

В 1908 году русский промышленник и ненасытный коллекционер произведений искусства Сергей Щукин каждое воскресенье открывал для публики картинные галереи своей резиденции во Дворце Трубецких. Теперь он считается одним из самых влиятельных покровителей 20-го века, он уже накопил значительное количество работ Моне, Руссо, Гогена, Матисса и Сезанна, чье видение современности он уважал прежде всего.

Впоследствии он поручил Матиссу создать несколько новых работ, в том числе Танец и Музыка панно для его лестницы, и пригласил художника в Москву, чтобы повесить свои произведения в так называемой Розовой гостиной. Возможно, его самый интересный период коллекционирования пришелся на период с 1912 по 14 год, когда он открыл для себя кубизм и приобрел около 30 работ Пикассо. Этот сдвиг был в значительной степени мотивирован молодыми русскими художниками, которые приезжали изучать картины, запуская впоследствии свои собственные формоизменяющие движения футуризма и супрематизма.

Розовая гостиная

(Изображение предоставлено прессой)

Экстраординарная выставка, организованная Фондом Louis Vuitton, объединяет 127 картин, скульптур, коллажей и рисунков из коллекции Щукина, которая с 1948 г. Пушкинский музей изобразительных искусств в Москве и Эрмитаж в Санкт-Петербурге (274 произведения, принадлежащие Щукину, были национализированы в 1918 году во время революции). Оба музея являются партнерами выставки, которая отчасти объединилась благодаря настойчивости его внука Андре-Марка Делока-Фурко.

В то время как временное воссоединение французских шедевров под одной довольно примечательной крышей из стеклянных парусов, задуманной Фрэнком Гери, может быть главной достопримечательностью для большинства посетителей, добавление 31 произведения русского авангарда в качестве доказательства влияния коллекции не имеет меньшее значение. Как отмечает в своем предисловии Бернар Арно, президент LVMH и Fondation Louis Vutton, ценность этой выставки отчасти обусловлена ​​желанием «воссоздать визуальную и эмоциональную «ударную волну», которую породили коллекции».

Вид инсталляции «Иконы современного искусства: Коллекция Щукина» в Фонде Louis Vuitton

(Изображение предоставлено Мартином Аргирогло) (1912) с картиной Малевича «Женщина с ведрами, динамическая аранжировка » (1912–1913) — жанровой сценой в стиле кубизма на фоне группы геометрических фигур, едва различимой как женская форма. Тема «Прототипы новой живописи» в последней галерее, где изображены «Марди Гра» Сезанна и «9» Пикассо.0005 Зеленая кастрюля и черная бутылка составляют компанию различным работам Малевича, Ольги Розановой и Ивана Клюна, предлагая всем этим радикальным предложениям найти новую гармонию из определенных общих элементов.

«Именно благодаря давлению [российских художников] он купил так много Пикассо за такой короткий период времени… он был предан этим художникам», – объяснила обой* куратор Энн Балдессари во время предварительного просмотра. Как бывший глава Музея Пикассо в Париже, она считает, что помимо очевидной красоты импрессионистских и фовистских работ, это важный вывод. «Между ними был мощный диалог — ему было уже почти 60 лет, и эти молодые художники хотели, чтобы он купил современное французское искусство. Пикассо, которые были такими строгими, их никто не покупал».0003

«Три женщины», Пабло Пикассо, 1908 год. Предоставлено Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

(Изображение предоставлено прессой) эстетическое заимствование между Россией и Францией снова в движении, только наоборот. Сегодня у нас есть грузинский дизайнер Демна Гвасалия, который привносит влияние Восточного блока во французскую высокую моду с Balenciaga и его собственным парижским лейблом Vetements. «Это было вечное противостояние, — заметил Бальдессари, добавив: — Здесь мы видим, как строилась история искусства». Она говорила о коллекции Щукина; но, конечно, из всего великого искусства возникает гораздо больше.

Выставка, организованная Фондом Louis Vuitton в Париже, объединяет картины, скульптуры, коллажи и рисунки из коллекции Щукина.

(Изображение предоставлено Мартином Аргирогло)

Сергей Щукин, около 1900 г. Предоставлено Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина, Москва

(Изображение предоставлено прессой)

Наполненная искусством музыкальная комната в таунхаусе Щукина

(Изображение предоставлено прессой)

Замок в Ла-Рош-Гийон , Жорж Брак, 1909 г.  © ADAGP, Париж, 2016. Предоставлено ГМИИ им. Пушкина, Москва Ансамбль из 130 крупных произведений импрессионистов, постимпрессионистов и современных мастеров.

(Изображение предоставлено Мартином Аргирогло)

Nu , Владимир Татлин, 1913 г.  Предоставлено Третьяковской галереей, Москва

(Изображение предоставлено прессой)

L’Homme au Journal (Шевалье X) , Андре Дерен, 1911–1914. © ADAGP, Париж, 2016. Предоставлено Эрмитажем, Санкт-Петербург.

(Изображение предоставлено Мартином Аргирогло)

ИНФОРМАЦИЯ

Выставка «Иконы современного искусства: Коллекция Щукина» будет доступна до 20 февраля 2017 года. Для получения дополнительной информации посетите веб-сайт Фонда Louis Vuitton (открывается в новой вкладке)

АДРЕС

Fondation Louis Vuitton
8 avenue Mahatma Gandhi
75116, Париж

ПОСМОТРЕТЬ КАРТЫ GOOGLE (открывается в новой вкладке)

Коллекция Щукина в Европе и самое ожидаемое шоу в Европе… Россия

 


Анри Матисс

Рассказ написан после поездки в Санкт-Петербург и Москву

История современного искусства во всем его размахе отмечена чудесными рассказами о состоятельных меценатов , которые были не просто дальновидны, они были чрезвычайно щедры по отношению к художникам, которые благодаря их поддержке величественно взлетали в воздух.

В Париж в начале 20

й век , например, жила Гертруда Стайн , американка, поддержавшая кубизм Пикассо .

В Россия , в тот же период двое мужчин воевали за территорию живописного авангарда . Их звали Сергей Щукин (1854-1936) и Иван Морозов (1871-1921).

Случайности истории, а точнее Октябрьская революция и несколько позднее Репрессивный и опасный дух Сталина связали этих двух людей вместе навечно .

Когда в 1970-е обе коллекции снова стали показывать в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в ГМИИ им. Пушкина в Москве , посетители этих российских музеев, как правило, туманно отзываются о «коллекциях Щукина и Морозова », как о паре.

Вряд ли их можно винить, ибо трофей модернистских картин, принадлежавший паре в начале 20-го века, был показан без учета их разного происхождения.

Тем не менее, у каждого из этих господ было совершенно отличных личностей, с Морозовым вообще считались более консервативными вкусами , чем его старший.

В Париже этой осенью главным событием является поступление в Фонд Виттон , впервые 130 шедевров исключительно из коллекции Щукина , которая, как и коллекция Морозова, принадлежала Российскому государству с 1918 года.

В течение пяти месяцев он объединяет лучших из первых 20 века авангарда вокруг дальновидной цифры Сергей .

В течение многих лет российские власти, опасаясь приказа о конфискации этой невероятной коллекции у наследников Щукина , препятствовали выставкам за пределами России. Выставка в Fondation Vuitton призывала к большой дипломатии, публикации ордера на запрет захвата, переговорам на высших уровнях власти в обеих странах и сотрудничеству между двумя братьями с давней историей вражды – Эрмитаж и музей Пушкина .

Щукин был промышленником москвич , торговцем текстилем и сыном торговца текстилем, третьим из десяти детей.

У него был хилый вид, он заикался и был настолько хрупок, что его отправили учиться с группой молодых девушек. Но, как гласит старая русская пословица, « хоть мыло и серое, но отмоет добела». Другими словами, внешний вид может быть обманчивым. Когда в 1890 году умер его отец, именно Сергей принял бразды правления семейным бизнесом. И сделал это прибыльным. Он умел использовать вкусы новой русской буржуазии, ценившей ткани с орнаментом. В 1886 году, после рождения первого сына, Сергей переехал в Дворец Трубецких , особняк в центре Москвы. Короче говоря, это здание в конечном итоге будет национализировано и в наши дни является частью обширного комплекса Министерства обороны .

Знакомство Щукина с французским искусством началось с импрессионизма. В 1897 году в Париже в сопровождении своего брата, жившего во французской столице, он посетил храм импрессионизма , Галерею Дюран-Рюэля . Сергею понравилось то, что он увидел, и он нахватался. Его первый набег на этот жанр был с Камиль Писсарро, , но он быстро перешел во вселенную талантливого Клода Моне . За десять лет он купит не менее тринадцати работ Моне .

Михаил Пиотровский, известный директор Эрмитажа, рассказывает об уникальной личности Щукина

Одна из уникальных вещей о Щукине заключалось в том, что все картины были куплены с целью показа в его доме . Он был полон решимости создать уникальную иллюстрированную вселенную , которой он окружил себя и которой он одержимо увлекался. Щукин был не ограничен бюджетом . Его единственным ограничением было его пространство на стене », — объясняет Алексей Петухов , хранитель французской живописи в ГМИИ им. Пушкина.

Петухов Алексей , объясняет, как дом Щукина задумывался как музей:

Самое поразительное в коллекционере скорость, с которой он воспринял идею современного искусства, стремительность , с которой он смог ли принять живописную революцию , которая тогда происходила. Его последние покупки датируются 1914 . К тому времени он приобрел 278 работ , из них восемь полотен Сезанна , считающегося отцом современного искусства, а также 16 Гогена являются одними из самых привлекательных.

Специалисты считают, что Щукин окончательно «переключается» в модернизм в 1905 .

У него особенно близкие отношения с Матиссом , которого он привез в Москву в 1911 для создания работы в его честь. Идея была цвета .

Пол покрыт фиолетовым ковром. Стены окрашены в зеленый цвет, а потолок в розовый. Именно на эту привлекательную многоцветную рамку французский мастер вешал свои полотна. Всего Щукин приобретет 38 Матиссов картин.

В 1907 художник щедро познакомил русского коллекционера с Пикассо . Первоначально Сергей , каким бы дальновидным он ни был, изо всех сил пытался принять этот новый стиль геометрических форм для представления реальности, известный как кубизм. Потребовалось бы два года , прежде чем Щукин «побудили действовать» с Пикассо . В итоге он купил не менее 50 картин испанца 9.0137 .

Но он упустил несколько крупных уловов из-за своей первоначальной сдержанности. Альберт Костенович , Эрмитаж Известный куратор современного искусства – среди его достижений он опубликовал переписку Щукина с Матиссом – объясняет, что, когда русский любитель искусства впервые увидел « Авиньонских девиц» раз, картина сегодня в MoMA и которая находится на рождении кубизма , любитель искусства просто испугался. Слишком примитивно? Слишком иконоборческий?

Альберт Костенович рассуждает о разнообразии Щукина подборки:

Генеральный куратор выставки Анне Бальдассари подводит итоги Щукин отношение парадоксальное. ‘ Он работал вопреки своему вкусу.

Добавить комментарий