Лейденская коллекция живописи в пушкинском: Какие шедевры Лейденской коллекции представили в Пушкинском музее

Содержание

Какие шедевры Лейденской коллекции представили в Пушкинском музее

В Музее изобразительных искусств имени Пушкина начинает работу выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции». Там представили частное собрание американского миллиардера и филантропа Томаса Каплана и его супруги Дафны, в которое вошли редкие картины лучших мастеров голландской живописи. Подробнее о выставке – в фоторепортаже портала Москва 24.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Коллекцию голландского искусства Томас Каплан начал собирать после покупки небольшого рисунка Рембрандта, на котором изображен молодой лев. Кошки – еще одна любовь бизнесмена, помимо живописи. Им основан фонд, который занимается защитой диких животных.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    1/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Свое название Лейденская коллекция получила в честь родного города Рембрандта, ставшего культурным центром Золотого века Голландии. Собрание насчитывает около 250 экспонатов, среди которых выделяются шедевры Рембрандта, Вермеера, Рубенса, Карела Фабрициуса.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    2/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Но голландцами коллекция не ограничивается. Одной из ее главных жемчужин по праву считается карандашный набросок Леонардо да Винчи «Голова медведя».

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    3/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • «Своей задачей коллекционера я считаю необходимость отдать должное человеку, который изменил мир. Та свобода, которую нам подарил Рембрандт, относится не только к искусству, но и к политике. С него начинается отсчет Нового времени», — уверен обладатель коллекции.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    4/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Помимо 12 полотен Рембрандта, на выставке представлены работы его учеников и последователей: Говерта Флинка, Геррита Дау, Франса ван Мириса, Яна Ливенса, Якоба ван Лоо и многих других художников. Есть в собрании и полотно Карела Фабрициуса «Явление ангела Агари». Мастер был заново открыт после выхода в свет бестселлера Донны Тартт «Щегол».

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    5/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Собрание Рембрандта, представленное в коллекции, охватывает все периоды творчества лейденского гения: от самых ранних до написанных в последние годы жизни.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    6/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Эскиз «Женщина в белом чепце». То, что эта работа принадлежит кисти Рембрандта, было установлено лишь в начале 2000-х. До этого картина находилась в частности коллекции, обладатели которой не смогли достоверно выяснить авторство. «Женщина в белом чепце» стала настоящим подарком для искусствоведов. Исследователи доказали необычный факт: Рембрандт не писал портрет конкретного человека, а использовал сюжет для экспериментов со светотенью.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    7/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Супругам Капланам принадлежит крупнейшее частное собрание Яна Стена. В Лейденской коллекции представлены 13 работ одного из самых ярких художников голландского барокко. Среди них можно выделить «Молитву перед едой» – невероятно выразительное жанровое полотно на бытовой сюжет.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    8/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • С Рембрандтом в экспозиции соседствует Ян Ливенс – еще один титан голландского Золотого века. Мастеров связывали непростые отношения. Близкие друзья в жизни, в творчестве они были непримиримыми соперниками. В этом соревновании победил стиль Рембрандта, а Ливенс покинул Лейден, чтобы стать придворным художником английской королевской семьи. На выставке представлено пять работ мастера, среди которых можно выделить «Мальчика в плаще и тюрбане». Это портрет принца Руперта Пфальцского.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    9/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Несмотря на то, что Ливенса и Рембрандта принято противопоставлять друг другу, на выставке их можно увидеть рядом. Это «Портрет Рембрандта в восточном одеянии» кисти Изака де Яудервиля и «Автопортрет» Ливенса.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    10/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • Сейчас собрание находится в туре по ведущим музеям мира. Коллекция побывала в Пекине, а после Пушкинского музея отправится в Эрмитаж и затем в Лувр Абу-Даби. Для каждой страны кураторы выбирают свой символ выставки.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    11/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • В России выбор пал на картину Рембрандта «Минерва». Как напомнили организаторы, имя римской богини мудрости было прозвищем императрицы Екатерины, которая также была страстным коллекционером голландской живописи.

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

    12/13

    Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

  • И, возможно, самый ценный предмет коллекции – «Девушка за верджинелом», маленький шедевр Вермеера с непростой судьбой. Долгое время считалось, что картина – одна из множества подделок, написанных фальсификатором Хансом ван Меегереном. Лишь совсем недавно удалось установить, что шаль девушки написана не охрой, а оксидом свинца. Рецепт краски был утерян и восстановлен лишь в середине ХХ века, поэтому ван Меегерен не мог ее использовать. Кроме того, на авторство указывает обивка стула, написанная ультрамарином из афганской ляпис-лазури – своего рода фирменным знаком Вермеера. Так что сейчас у исследователей нет сомнений в подлинности полотна.

    Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

    13/13

    Фото: ТАСС/Валерий Шарифулин

в Пушкинском — выставка Лейденской коллекции. ФАН-ТВ

80 картин и 2 рисунка, каждому произведению – почти 4 сотни лет. Белый зал и Колоннада Пушкинского музея открывают россиянам крупнейшее частное собрание шедевров голландской живописи XVII века. Часть знаменитой Лейденской коллекции привез в Россию американский предприниматель Томас Каплан.

Как рассказала директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак, сообщение о том, что в Лувре открывается выставка голландской живописи, стало сигналом к тому, чтобы познакомиться с коллекционером и попытаться показать эту выставку в Москве.

«Коллекционер – настолько невероятный, настолько открытый человек, настолько эмоционально адекватный к нам, что он мгновенно принял решение», — заявила Марина Лошак.

Лейденская коллекция насчитывает 250 картин. Ее ядро – работы Рембрандта. Посетители смогут увидеть 12 живописных творений мастера и один рисунок. Здесь и работы из серии аллегорий чувств, и «Портрет мужчины в красном дублете», и «Девушка в расшитой золотом накидке». Уникальная коллекция уже побывала в Лувре, музеях Пекина и Шанхая. Центром экспозиции в Москве стала «Минерва».

«Минерва была богиней мудрости и войны. Екатерину Вторую при жизни называли Минервой. Это одна из самых утонченных вещей, которую только можно показать. И я совершенно не удивлен тому, что русские выбрали именно ее в качестве главного произведения этой выставки», — заявил коллекционер Томас Каплан.

В центре экспозиции за величественной «Минервой» расположились два миниатюрных рисунка с изображениями животных. Справа — молодой лев Рембрандта, а слева — «Голова медведя» в исполнении Леонардо да Винчи. Как и всякая графика на бумаге, он боится яркого света и поэтому помещен в стеклянный бокс, в котором поддерживается освещение не больше 40 люкс. И хотя художник не принадлежит к мастерам золотого века Голландии, его миниатюрное произведение – жемчужина Лейденской коллекции.

«Нам приходится тратить много сил на то, чтобы регулярно следить за состоянием этих произведений искусства. Мы посвящаем этому очень много времени. Постоянно обсуждаем, рассматриваем детали… Каждая работа из коллекции обслуживается по самым высоким стандартам. С нами работает целая команда искусствоведов и музейных хранителей. Мы делаем все, чтобы сохранить эти работы. Важно быть уверенными в том, что с ними все в порядке, как на выставках, так и вне музейных стен», — рассказала куратор Лейденской коллекции Лара Ягер-Красселт.

На выставке – и работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, ученика Геррита Дау. Новые для широкого зрителя, многие картины долгое время были неизвестны даже специалистам. Если бы не страстное увлечение Каплана, возможно, мир и не увидел бы столько голландских шедевров вместе. Всю Лейденскую коллекцию предприниматель собрал меньше, чем за 15 лет.

«Девушка за верджинелом» Яна Вермеера Делфтского. Единственная работа зрелого периода творчества знаменитого художника, которая до сих пор находится в частной коллекции. Она предположительно написана на холсте из того же рулона, что и — «Кружевница» из постоянной экспозиции Лувра. На счету великого мастера 36 работ, но они не представлены в собраниях российских музеев. Увидеть одно них в России – событие поистине мирового масштаба.

«Здесь образуется такой диалог между работами Рембрандта, Карла Фабрициуса, Герарда Дау, теми, которые есть и в собрании нашего музея, и теми, которые мы видим на выставке Лейденской коллекции», — сказал заведующий отделом искусства ГМИИ им. А.С. Пушкина Вадим Садков.

И добавил, что было бы очень поучительно после посещения выставки спуститься вниз, в голландский зал музея имени А.С. Пушкина. Или, наоборот, начать с постоянной экспозиции пушкинского музея, а затем подняться на выставку Лейденской коллекции, принадлежащей господину Каплану. 

Уникальная коллекция по масштабу и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. В Пушкинском ожидают настоящий ажиотаж. Выставка пробудет в Москве до 22 июля, затем отправится в Эрмитаж.

Шедевры Лейденской коллекции представят в Пушкинском музее

Экспозиция «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» откроется 28 марта в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В Белом зале и галереях над главной лестницей ГМИИ им. А.С. Пушкина разместятся 82 экспоната из собраний голландской живописи XVII века: работы Рембрандта, Вермеера, Халса и других художников. Картины впервые прибудут в Россию — после экспонирования в Лувре, Национальном музее Пекина и Лонг-музее в Шанхае.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Автопортрет с затененными глазами. 1634. Частное собрание

Рембрандт Харменс ван Рейн. Минерва. 1635. Частное собрание

Рембрандт Харменс ван Рейн. Девушка в расшитой золотом накидке. 1632. Частное собрание

Лейденская коллекция — частное собрание американского коллекционера Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан. Она названа в честь города Лейдена, в котором родился, вырос и основал художественную школу один из крупнейших представителей золотого века голландской живописи Рембрандт Харменс ван Рейн. Именно с этого художника началось увлечение Каплана искусством, а из покупки первых работ Рембрандта и его учеников в 2003 году выросла крупная коллекция голландской живописи.

На выставке представят ранние работы Рембрандта из серии «Пять чувств», картины зрелого периода творчества — «Портрет мужчины в красном дублете», «Автопортрет с затененными глазами», «Девушку в расшитой золотом накидке», знаменитую «Минерву», а также графический рисунок «Лежащий лев» — зарисовку с натуры в зверинце. Дополнят экспозицию работы учителя Рембрандта Питера Ластмана, коллеги и друга Яна Ливенса, учеников мастера Геррита Дау и Карела Фабрициуса, а также полотна представителей делфтской школы (Яна Вермеера Делфтского, Габриэля Метсю), утрехтской школы (Герарда Терборха) и других.

На выставке будет работать приложение дополненной реальности Artefact. Посетители смогут прямо в выставочных залах узнавать интересные детали из истории создания полотен. Для этого нужно скачать на телефон Artefact и навести камеру гаджета на экспонат.

Также в Пушкинском музее пройдут лекции и встречи с авторитетными искусствоведами, художниками и коллекционерами. В музее подготовили и тематические мероприятия для детей — экскурсии в игровой форме и лекции-концерты.

Экспозиция доступна для посещения до 22 июля. Увидеть шедевры Лейденской коллекции смогут и жители Санкт-Петербурга: картины покажут в Эрмитаже с 5 сентября 2018 года по 13 января 2019 года.

В ГМИИ стартовала выставка «Шедевры Лейденской коллекции» — Российская газета

В эпоху, когда сжигаются мосты и воздвигаются стены между странами, выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. А.С. Пушкина — событие исключительное.

Уникальна не только сама частная коллекция американцев Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, но и способ ее создания и удивительно мудрый способ обращения с ней, выбранный владельцами. Впервые «Шедевры» были представлены год назад в Лувре, а затем в музеях Шанхая и Пекина. Собранная за 15 лет, коллекция включает 250 работ голландской живописи XVII столетия. «Золотого века» — века Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Халса, Яна Ливенса, Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Габриэла Метсю, Карела Фабрициуса, Яна Стена… Работы всех этих мастеров есть в Лейденской коллекции. Иначе говоря, это собрание больших и малых голландцев, по масштабу и уровню работ вполне сопоставимое, например, с собранием голландской живописи в Эрмитаже, которое, к слову, из лучших в мире. Спасибо Петру I и Екатерине II. Кстати, выставка шедевров Лейденской коллекции после ГМИИ им. А.С. Пушкина отправится в Эрмитаж, а затем уже — в Лувр в Абу-Даби…

«Вы собираете, как русские», — услышали однажды супруги Каплан. Возможно, подразумевался размах и агрессивная манера поведения на рынке — в течение первых пяти лет, с 2003 года, они покупали по одной картине в неделю. Но Томас Каплан скромно замечает, что «как коллекционеры мы по сравнению с гигантом Екатериной всего лишь мелкая рыбешка». Тем не менее сравнение с приобретениями русской императрицы Лейденская коллекция спокойно выдерживает: их объединяет любовь к голландским мастерам, старт с нуля, рекордно короткие сроки собирания и высочайший музейный уровень.

Правда, если Екатерина II покупала целые коллекции, то сегодня купить и одного Рембрандта — все равно что звезду с неба достать. Тем не менее в Лейденской коллекции -14 картин Рембрандта и два его рисунка. Не зря голландцы называют Томаса Каплана послом Рембрандта. Кроме того, например, в Лейденской коллекции находятся единственная картина Вермеера, что осталась в частном владении («Девушка за вёрджинелом»), и единственное полотно Карела Фабрициуса в частных руках «Явление ангела Агари»… Картины Вермеера и Фабрициуса — среди 82 шедевров Лейденской коллекции, прибывших в Москву.

Идея, однако, была отнюдь не только в том, чтобы скупить все доступные шедевры старых мастеров на рынке. Кроме крепкой финансовой основы, их капиталом была страстная любовь к Рембрандту. И — системная стратегия, выработанная командой экспертов. Стратегия эта чем-то напоминает открытие новых элементов с опорой на таблицу Менделеева. Скажем, на аукционе в 2015 году появилась небольшая работа неизвестного художника XVII века «Пациент, упавший в обморок», не обещавшая ни ажиотажа, ни открытий. Когда за нее в ходе торгов развернулась борьба и скромная цена выросла в тысячу раз, дилеры были в недоумении. Меж тем после исследований работа неизвестного автора, вошедшая в Лейденскую коллекцию, оказалась самой ранней из известных сегодня подписных (!) работ Рембрандта. Как признается Лара Ягер-Красселт, куратор (наряду с Вадимом Садковым) выставки Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина, эту работу команда Томаса Каплана искала почти семь лет, с момента покупки первой работы из серии «Аллегории чувств» Рембрандта.

Купить и одного Рембрандта как звезду с неба достать

В результате в коллекции Томаса и Дафны Каплан оказались редчайшие работы раннего Рембрандта, его приятеля и соратника по мастерской Яна Ливенса, их общего учителя Питера Ластмана (бывавшего в Италии и знавшего работы Караваджо)… И если Ластман работал в Амстердаме, то Рембрандт и Ян Ливенс начинали в своем городе Лейдене. Это потом, в мом начале 1630-х, рузья разъедутся в поисках клиентов и фортуны: Ливенс отправится в Англию, а Рембрандт — в Амстердам. Но их родной город — Лейден, славный университетом и ткацкими мануфактурами. В честь родного города Рембрандта коллекция и получила название Лейденской.

Выставка Лейденской коллекции в ГМИИ им. А.С. Пушкина позволяет воочию увидеть связи, соперничество, уроки, страстный поиск своего пути в искусстве 20-летнего Рембрандта и его современников. На одной стороне Белого зала вы видите автопортрет Яна Ливенса: темпераментно написанный, дерзкий, почти вызывающий. На другой — автопортрет Рембрандта: с затемненными глазами, «играющий» с эффектами тени и света, но подчеркнуто сосредоточенный, внимательный. Между ними — копия автопортрета Рембрандта в восточном наряде, выполненная Изаком де Яудервилем. Экзотические костюмы, сильные эмоции, контрасты тени и света — ощущение, что эти юные 20-летние уже на старте готовы были соревноваться и с Караваджо, и со своими учителями. Вот эта энергия золотого XVII века живет и дышит в картинах голландских мастеров. Мир частного человека, неколебимость приватной свободы и достоинство труда оказываются тут важнейшими ценностями.

Другой фокус Лейденской коллекции — Геррит Дау и Франс ван Мирис, основоположники «тонкой живописной манеры» в Лейдене. Хотя Дау был учеником Рембрандта, между ними, кажется, ничего общего. Маленький формат работ, тончайшая работа кистью, домашние жанровые сценки — его стихия. Не зря Дау изобразит себя рядом с кучей вываленных из сундука атрибутов «исторической живописи». Театральному антуражу он предпочтет сюжеты обычной жизни.

Томас и Дафна Каплан никогда не держали работы дома, они сотрудничают с 40 музеями мира, предоставив им показывать произведения коллекции. Каталог Лейденской коллекции доступен онлайн. Нынешнее мировое турне Лейденской коллекции — послание Рембрандта миру; напоминание о гуманизме и толерантности в эпоху постправды и постгуманизма.

Символично, что центральным экспонатом выставки в Москве стала «Минерва» (1635) Рембрандта. Отодвинув военный шлем, богиня мудрости, искусства, медицины и ткачества сидит перед открытой книгой. Просвещение — самый безопасный способ извлечения камня глупости. Озорная картина юного Рембрандта (аллегория осязания, разумеется) прекрасно рифмуется с более поздним монументальным портретом античной богини мудрости.

Прямая речь

Тако Диббитс, директор Рейксмюзеума (Амстердам)

Перед стартом выставки шедевров Лейденской коллекции в Москве директор Рейксмюзеума прочитал открытую лекцию в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С. Пушкина — и ответил на вопросы «РГ».

В лекции вы сравнили рисунки Рембрандта со снимками в инстаграме. Существует ли для вас как директора Рейксмузея проблема представления Рембрандта современной аудитории?

Тако Диббитс: Леонардо, Рембрандт, Пикассо, Ван Гог — самые известные художники в мире. Но для каждого поколения нужно открывать их искусство заново, чтобы оно могло восприниматься релевантно. Искусство не меняется. Но меняется наш взгляд, то, как мы смотрим на эти произведения, и меняется их место в нашей жизни. Миссия музеев, в частности, делать искусство понятным для новых поколений.

Томас Каплан выложил каталог Лейденской коллекции в Сеть. Но если все можно увидеть на экране, зачем идти в музей? Не получается ли, что музейные собрания в Сети уводят зрителей из музея?

Тако Диббитс: Так мы думали в начале XXI века. С одной стороны, люди повсюду путешествуют, с другой стороны — все сидят в чатах, «Фейсбуке», мессенджерах. Но это параллельные процессы. Чем больше люди проводят время в виртуальной реальности, тем больше они ценят реальные вещи. Чем больше мы выкладываем вещей онлайн, тем больше людей приходит в музей.

Вы много сделали для разработки сайта Рейксмюзеума. Есть ли кунтштюки, которые делают музейный сайт особенно привлекательным для пользователей?

Тако Диббитс: На мой взгляд, важны три ключевые вещи. Прежде всего простота. Это одна из основных вещей, которую посетители ценят в сайте. Второе — важен образ. Вы выдвигаете изображение на первый план. Но образ лучше запоминается, если вы с ним работаете. Поэтому третий момент — интерактивность. Чтобы лучше запомнить произведения, человек должен иметь возможность взаимодействовать с ним. Поэтому мы предлагаем составить свою коллекцию онлайн или поиграть с изображением в фотошопе. Кроме того, игра будит любопытство. Мы надеемся, что люди захотят приехать, чтобы увидеть своими глазами работы в Рейксмюзеуме. Увидеть город, где жил художник…

Сравнивая произведения Рембрандта с итальянской живописью, вы упоминаете Караваджо. Можно говорить о влиянии других итальянских мастеров?

Тако Диббитс: В Амстердаме в XVII веке были построены каналы, на набережных появлялись дома нуворишей, привозивших картины итальянских мастеров. В частности, Рафаэля и Тициана… Рембрандт делал копии работ их произведений. Он говорил, что не едет в Италию, потому что итальянскую живопись можно увидеть в Амстердаме. Думаю, он соревновался с Рубенсом. Он знал, что происходило в Антверпене. И наверняка почувствовал бы укол ревности, увидев «Вакханалию» Рубенса, украшение экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Рембрандт писал очень активно автопортреты. Почему автопортреты становятся популярны в тот период?

Тако Диббитс: Мне кажется, есть две причины, по которым Рембрандт создал так много автопортретов. Первая — никто не будет более терпеливой моделью для художника, чем он сам. Вторая — он очень быстро становится известным. Одно из лучших приобретений Рембрандта, которое может сделать покупатель, — портрет самого художника. На самом деле в этом есть что-то очень человечное, когда вы подумаете, сколько селфи мы делаем сейчас. Художник вглядывается в свое лицо в поисках экспрессии, эмоции… В конце концов кого мы знаем лучше, чем себя?

в ГМИИ имени Пушкина представят работы Рембрандта и Вермеера — РТ на русском

28 марта в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открывается выставка шедевров Лейденской коллекции. На ней покажут работы Рембрандта, Вермеера, Фабрициуса и ещё 13 художников XVII века. Кроме того, посетители смогут увидеть уникальный рисунок Леонардо да Винчи. Всего будет 82 произведения, ни одно из которых ранее не демонстрировалось на территории России.

В среду, 28 марта, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открывается масштабная выставка шедевров одного из крупнейших частных собраний голландской живописи золотого XVII века — так называемой Лейденской коллекции.

Впервые коллекцию, основанную американским предпринимателем Томасом Капланом и его супругой Дафной Реканати-Каплан, продемонстрировали в 2017 году в Лувре. После она побывала в Национальном музее в Пекине и шанхайском Long Museum.

При этом состав, привезённый в Россию, наиболее полный: в Москве покажут 82 работы, в то время как в Париже выставляли 36, в Пекине и Шанхае — 75. Всего же Лейденская коллекция насчитывает 250 экспонатов.

Посетители увидят 13 работ Рембрандта Харменса ван Рейна, по одному произведению Яна Вермеера Делфтского и Карела Фабрициуса, два полотна Франса Халса, девять — Геррита Дау. А также творения 11 других художников того времени. В их числе Говерт Флинк (четыре картины), Ян Ливенс (пять картин), Питер Ластман (одна картина), Габриель Метсю (14 картин), Питер Пауль Рубенс (две картины) и другие.

Символом этой выставки стала «Минерва» Рембрандта — как отмечает Томас Каплан, одно из самых выдающихся произведений, одна из «самых утончённых вещей, которые можно показать».

По словам создателей выставки, Лейденская коллекция не имеет аналогов и служит своеобразным окном в XVII столетие, благодаря которому у зрителей появляется возможность понять искусство золотого века Нидерландов. Примечательно, что ядром коллекции стали произведения живописи Лейденской школы, однако в ней также представлены произведения художников из других городов, в частности из Амстердама.

  • © Агентство городских новостей «Москва»

Супруги Каплан стали коллекционерами сравнительно недавно — в 2003 году. Первые произведения Рембрандта они приобрели в 2006 году и с тех пор не упустили практически ни одной работы голландского живописца из тех, что появлялись на рынке.

Томас Каплан рассказывает, что влюбился в творения Рембрандта с первого взгляда, будучи шестилетним мальчиком. А когда появилась возможность начать собирать коллекцию, его семья покупала в среднем по картине в неделю — и так продолжалось пять лет.

«Говорили, что мы коллекционируем, «как русские». Конечно, Екатерина Великая начала за 200 лет до нас и она приобрела бы такую коллекцию, как наша, за день. Тем не менее сравнение с Екатериной Великой было для нас большим комплиментом», — отмечает Каплан.

По словам директора Пушкинского музея Марины Лошак, эта коллекция собирается так, как обычно собираются музеи — с осмысленным и целенаправленным подходом, позволяющим получить представление об искусстве Голландии XVII века.

«Я легко себе представляю, какой будет эта коллекция дальше, как она будет расти, сколько ещё сюрпризов нас ждёт впереди. Я уверена, что она станет музеем. Может быть, Томас про это ещё не знает, но она обязательно станет музеем. Потому что это естественный путь для такой коллекции», — подчеркнула Лошак.

Как сообщила директор музея, договорённости о показе коллекции в России были достигнуты 15 месяцев назад. Тогда, за день до открытия выставки в Лувре, Лошак встретилась с Томасом Капланом и предложила привезти шедевры Лейденской коллекции в Россию.

«Мы проговорили два с половиной часа. Естественно, я не ожидала, что это будет такой человек, настолько эмоционально заряженный, такой открытый, такой дружелюбный», — рассказала она в беседе с RT.

Выставка в Пушкинском музее продлится до 22 июля 2018 года. С 5 сентября коллекцию можно будет увидеть в Эрмитаже.

Рембрандт и Вермеер в Москве: чью коллекцию покажет Пушкинский музей :: Впечатления :: РБК Стиль

© theleidencollection.com

Автор Анастасия Новикова

28 марта 2018

28 марта в Пушкинском музее открывается выставка, которой под силу собрать длинные очереди зрителей. В Москву привезли шедевры Лейденской коллекции, работы из которой раньше ни разу не выставлялись в России. Рассказываем, что нужно знать об экспозиции.

Из чего состоит Лейденская коллекция?

Лейденская коллекция получила название в честь голландского города Лейдена, где в 1606 году родился Рембрандт. Собрание составили картины голландских мастеров. Лейденская коллекция стала складываться недавно — в 2003 году. И относительно за короткий срок, всего 15 лет, превратилась в одно из крупнейших в мире собраний нидерландского искусства XVII столетия. Это время называют золотым веком голландской живописи. В Нидерландах тогда жили и работали около двух тысяч художников. Самыми известными из них стали Рембрандт, Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс и другие их современники. Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ — живопись и графика. Часть собрания можно исследовать виртуально — 175 произведений оцифрованы и выложены на специально созданном сайте.

Ян Ливенс. «Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)»

© theleidencollection.com

Питер ван Лар. «Автопортрет с атрибутами занятий магией»

© theleidencollection.com

Габриель Метсю. «Женщина, торгующая битой дичью в ларьке»

© theleidencollection.com

Рембрандт. «Портрет Антони Копала»

© theleidencollection.com

Ян Ливенс. «Игроки в карты»

© theleidencollection.com

Кто стал собирать Лейденскую коллекцию?

Лейденская коллекция — частное собрание. В начале XXI века произведения голландского искусства стали собирать американский миллиардер Томас Каплан и его жена Дафна. Каплан признается, что Рембрандтом интересовался с детства. Например, когда ему было семь лет, он попросил родителей отвезти его в Голландию, в те города, где жил художник. Каплан интересовался голландской живописью золотого века, но даже не думал, что работы его любимых художников можно обнаружить на арт-рынке. Говорят, идею поискать их предпринимателю подала теща, родившаяся в СССР. Капланы начали именно с работ Рембрандта и его учеников. Затем обратили внимание на произведения мастеров Лейденской школы, а после стали покупать картины и рисунки художников из других голландских городов — Делфта и Утрехта.

Томас Каплан

© Валерий Шарифулин/ТАСС

На сегодняшний день в мире всего по одной работе Яна Вермеера и Карела Фабрициуса находится в частных руках, и обе — в коллекции Томаса Каплана. Также в собрании миллиардера свыше десятка работ Рембрандта. Одна из недавних покупок — полотно «Пациент, упавший в обморок». Картина была выставлена на небольшом аукционе в Нью-Джерси в 2015 году. Стартовая цена — всего $ 800. Устроители торгов думали, что продают произведение неизвестного автора XIX века, однако оказалось, это работа 18-летнего Рембрандта, считавшаяся утерянной. 

Чьи картины привезли в Пушкинский музей?

Впервые работы из Лейденской коллекции были выставлены в Лувре в 2017 году. А затем успели побывать в Пекине — в Национальном музее Китая. Московская выставка будет масштабнее. Если в Лувр привозили всего 30 картин, а в Пекин — 65, то в российской столице покажут 82 произведения собрания. Причем ни одна из работ, вошедших в экспозицию, до этого не выставлялась в России.

Выставка в Пушкинском музее разбита на три раздела. Первый посвящен Рембрандту и его окружению. Второй — Лейденской школе. Третий — знаковым голландским живописцам XVII века. Еще одна работа выставки не относится к нидерландскому искусству. Это один из шедевров коллекции — рисунок Леонардо да Винчи «Голова медведя».

Леонардо да Винчи. «Голова медведя»

© arts-museum.ru

В Москве покажут 12 работ Рембрандта, относящихся ко всем периодам его творчества. Ранний проиллюстрирует тот самый «Пациент, упавший в обморок». Полотно является частью цикла картин «Пять органов чувств». А зрелый период творчества отметит «Минерва», написанная в 1635 году. Она была создана вскоре после женитьбы художника на Саскии Ойленбург. И, предположительно, именно супруга позировала Рембрандту для картины.

Рембрандт. «Минерва»

© arts-museum.ru

В Пушкинский музей приехали и те самые, единственные частные произведения Вермеера и Фабрициуса. Работа художника из Делфта — «Девушка за верджинелом». Эта поздняя картина Вермеера, по предположению исследователей, была написана на холсте из того же рулона, что и знаменитая «Кружевница», хранящаяся в Лувре. Творчество Карела Фабрициуса будет представлено полотном «Явление ангела Агари» — одним из шестнадцати, сохранившихся до наших дней. 

Ян Вермеер. «Девушка за верджинелом»

© theleidencollection.com

Франц ван Мирис. «Молодая женщина кормит попугая»

© theleidencollection.com

Карел Фабрициус. «Явление ангела Агари»

© theleidencollection.com

Ян Вермеер. «Кружевница»

© theleidencollection.com

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в Пушкинском музее продлится до 22 июля. 

«Эпоха Рембрандта и Вермеера» — выставка шедевров в Пушкинском


Выставка шедевров Лейденской коллекции – одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века.

В экспозиции представлено 82 произведения, ни одно из которых ранее не выставлялось в России.
11 картин Рембрандта и 2 его рисунка, а также 10 картин, выполненных в его мастерской, составляют основу собрания.

На выставке представлены и другие художники из Лейдена, чьи полотна отличаются тонким исполнением и тщательным выписыванием мельчайших деталей.

Лейденская коллекция получила название в честь голландского города Лейдена, где в 1606 году родился Рембрандт. Собрание составили картины голландских мастеров. Лейденская коллекция стала складываться недавно — в 2003 году.

«Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского)», Ян Ливенс
И относительно за короткий срок, всего 15 лет, превратилась в одно из крупнейших в мире собраний нидерландского искусства XVII столетия.

«Минерва», Рембрандт
Это время называют золотым веком голландской живописи. В Нидерландах тогда жили и работали около 2 тысяч художников.

Самыми известными из них стали Рембрандт, Ян Вермеер, Карел Фабрициус, Франс Халс и другие их современники.

«Молитва перед едой», Ян Стен
Сегодня в Лейденскую коллекцию входит более 250 работ — живопись и графика.

Отдельно в залах Пушкинского музея выставлены работы по портетной живописи, есть подраздел полотен на тему повседневной живописи.

Ян Вермеер. «Девушка за верджинелом»
Любопытно было взглянуть одновременно на картины самого Рембрандта, его учителя и учеников.

«Картёжники», Ян Ливенс
Уникальная выставка включает и работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он делил в Лейдене одну мастерскую.

«Автопортрет», Ян Ливенс
А также представлены работы Геррита Дау, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Мириса Старшего, Герарда Терборха, Габриэла Метсю. 

«Аллегория веры», Хендрик Тербрюгген

Геррит Дау (1613-1675) был первым учеником голландского мастера.

Для справки:
1. Впервые собрание американской четы Томаса и Деборы Каплан было представлено широкой публике в 2017 году на выставке в Лувре. До этого времени целиком коллекции никто не видел. 
2. В состав экспозиции единственное из 36 известных полотен Яна Вермеера, находящееся в частной коллекции — «Молодая женщина за виржиналом» (1672). В России Вермеера нет, его картины только в зарубежных музеях.

Оптимально приходить на выставку вечером: и живой очереди меньше на вход в музей и внутри у картин не так много посетителей толпятся.

Я покупала билет на сайте на вечерний сеанс, успела еще в буфет до закрытия (можно ходить туда сюда по билету).

Физически тяжело пройти 3 зала и все внимательно посмотреть/прочитать/прослушать (даже если вы не взяли аудиогид, придется слушать от рядом стоящих).

Много работ, много людей, толкотня жуткая у картин — устаешь.

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ им. Пушкина
будет работать до 22 июля 2018 года.

В Эрмитаже с 4 сентября по 13 января 2019.

Отчеты по другим выставкам в Пушкинском музее:
Рафаэль Санти — искусство на века
Декабрьские вечера в Пушкинском
«Воображаемый музей Андре Мальро» 
И снова концерты в Пушкинском
Импрессионисты и передвижники в Пушкинском

«Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденского собрания» в ГМИИ Пушкин

Сегодня открывается выставка шедевров из коллекции Томаса С. Каплана и Дафны Реканати-Каплан. На выставке — 82 работы, никогда ранее не выставлявшиеся в России.

ГМИИ им. А.С. Пушкина. А.С. Пушкина,
28 марта — 22 июля 2018 г.
Главный корпус, г. Москва, Волхонка, 12

Собрание Томаса С.Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан — это одно из самых крупных и значительных частных собраний голландской живописи XVII века в мире. В экспозиции ГМИИ можно увидеть 2 80 живописных и графических работ из этого легендарного собрания.

Выставка, акцент на которой сделан в Лейдене и сформировал вокруг него художественное сообщество, рассказывает об истоках творчества Рембрандта и его отношениях с конкурентами и коллегами, а также о тех прекрасных традициях, которые развивались в Голландии в золоте. ей XVII век.

На выставке представлены шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных работ и один рисунок), Яна Вермеера из Делфта и КАРЕЛЬ Фабрициуса (одна работа), Франса Хальса (две), Геррита Доу (девять), Яна Ливенса (четыре) и другие их выдающиеся современники. Рядом с ними представлен уникальный рисунок Леонардо да Винчи. Работы великого итальянца не относятся к искусству Золотого века Голландии, но его небольшое произведение — жемчужина из коллекции Лейдена.

Томас Каплан с юных лет восхищался творчеством Рембрандта и мастеров голландского Золотого века.Однако только в 2003 году он узнал, что не все шедевры столь любимой эпохи, в том числе произведения Рембрандта, находятся в музеях и многие из них доступны на арт-рынке. С тех пор он вместе с женой начал невероятно амбициозное коллекционирование произведений искусства.

Рембрандт, Хальс и Вермеер — знаковые фигуры голландского Золотого века, внесшие огромный вклад в развитие искусства последующих веков. Страстно влюбленная в произведения Рембрандта и художников его времени (отсюда и название встречи — Лейденская коллекция), жена Каплана благодаря неустанным поискам, основанным не только на имеющихся финансовых возможностях, но и на исключительно счастливом собирании состояния. , в сравнительно короткие сроки стали обладателями удивительной художественной значимости собрания произведений голландской живописи Золотого для нее семнадцатого века.Томас и Дафна Каплан приобрели практически все подлинные картины Рембрандта, которые время от времени появлялись на международном антикварном рынке в течение последних 15 лет. И не только Рембрандт, но и многие его современники. В то время, когда гениальные творения старинного (классического) искусства уже давно распределены между крупными музеями и частными коллекциями, имеющими глубокие исторические корни, супруги Каплан взялись за и успешно реализовали, казалось бы, нереальный проект: собрать с нуля репрезентативный обширная коллекция картин Рембрандта, Франса Хальса, Иоганнеса Вермеера Делфтского и многочисленные камерные работы лейденских мастеров — представителей так называемого изобразительного искусства (fijnschilderei).

Лейденская коллекция, ядром которой является собрание произведений Рембрандта, по своим масштабам и насыщенности уступает разве что ведущим национальным музеям мира. Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего лейденского периода, работами Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Извлечение камня безумия (Аллегория осязания)», «Три музыканта (Аллегория слуха). »и недавняя находка -« Пациент, который потерял сознание (Аллегория запаха) », самая ранняя из работ, подписанная художником.Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с длительной и плодотворной работой в Амстердаме, представлен картинами: «Портрет мужчины в красном камзоле», «Девушка в вышитой золотом накидке», «Автопортрет с тенями». глаза». Зрители также увидят знаменитую «Минерву», которая относится к ряду стилистически похожих произведений, написанных Рембрандтом в период с 1633 по 1635 год, в настоящее время компания принадлежит Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Метрополитен-музей (Нью-Йорк).№

Работы Яна Вермеера Делфтского чрезвычайно редки. На выставке представлена ​​картина «Девушка с вергинеллой» — единственное произведение зрелого периода творчества великих мастеров, которое до сих пор находится в частной коллекции. В тридцати шести произведениях художника, и у зрителя есть уникальная возможность увидеть одно из них, поскольку творения мастера не представлены в собраниях российских музеев. Это последняя картина, предположительно написанная на холсте из того же рулона, что и другая работа Вермеера — «Кружевница», представленная в постоянной экспозиции Лувра.

Выставка включает работы современников Рембрандта: его учителя Питера Ластмана, друга и коллеги Яна Ливенса, с которым он работал в Лейденской студии. Широко представлены работы Геррита Доу, одного из первых и самых известных учеников мастера, а также Франса ван Миериса Старшего, Герарда Терборха, Габриэля Метсо. Посетители увидят уникальную картину «Ангел Агари», написанную Карлом Фабрициусом. Это одна из шестнадцати сохранившихся его работ.

Харлемский художник Франс Хальс известен прежде всего как мастер оригинального портрета, в котором в экспрессивной и свободной манере изображены представители различных слоев общества, в том числе купцы, духовенство и военные.В Пушкинском музее. Спектакли А. С. Пушкина «Портрет Сэмюэля Ампзинга» и «Портрет Конрада Витора».

Как показывают коллекции в Москве и Санкт-Петербурге, работы всех этих художников были одними из самых популярных в Европе только в свою эпоху, но гораздо позже. №

Ценным дополнением к выставке являются два рисунка с изображениями животных. Одна из них, на которой изображен молодой лев, принадлежит Рембрандту, другая, «голова медведя», — Леонардо да Винчи.

куратор выставки: Вадим Садков, заведующий отделом искусства старых мастеров, Лара Йегер-Красселт, куратор Лейденской коллекции.

Источник : arts-museum.ru



Внимание! Все материалы сайта и база данных результатов аукционов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированную справочную информацию о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается.ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявления уполномоченного органа.

Человек, стоящий за коллекцией Лейдена

В этом месяце в ГМИИ открылась выставка Лейденской коллекции.Коллекция принадлежит паре коллекционеров из Нью-Йорка: Томасу Каплану и его жене Дафни. Томас Каплан — председатель инвестиционной компании в Нью-Йорке. За последние пятнадцать лет Капланы собрали удивительную коллекцию работ старых голландских мастеров, в том числе Рембрандта, Франса Хальса и Яна Вермеера. The Moscow Times поговорила с Томасом Капланом о коллекционировании голландского искусства и выставке в России.

Как вы разделяете свое время между управлением инвестиционной фирмой и коллекционированием?

Большую часть времени я трачу на охрану дикой природы, что для меня не менее страстно, чем для Рембрандта.Когда представится возможность, сбор информации может занять пять процентов моего времени. И тогда баланс будет на семейном бизнесе — инвестиционной компании.

Что побудило вас в 2003 году заняться коллекционированием голландского искусства?

Я обнаружил, что искусство, которое я любил всю свою жизнь, все еще может быть приобретено частными коллекционерами. Я думал, что все пропало — все в музеях. Я подумал: «Ну, если люди хотят продавать мне то искусство, которое я люблю, почему бы не собрать коллекцию?» Золотой век Голландии очаровывает меня.Моё историческое образование и сочетание страсти, интеллектуального интереса и возможностей оказались непреодолимыми.

Почему Рембрандт?

Для меня Рембрандт — величайший художник в истории — не только из-за его работ, но и благодаря тому влиянию, которое он оказал на траекторию искусства, позволив художникам выражать себя с беспрецедентной свободой. ДНК Рембрандта можно найти у Гойи, Ван Гога, Пикассо, Делакруа, Тернера и вплоть до русского авангарда и современного китайского искусства.Это то, что я бы назвал трансцендентным влиянием.

Где вы нашли все эти Рембрандты?

Большинство Рембрандтов мы приобрели через частные продажи, что я предпочитаю. Я предпочитаю приватность частной сделки через дилеров, чем аукционы. Если мне нужно участвовать в аукционе, я это сделаю, но это мой второй вариант, план Б. Мы отправим дилеров и посоветуем им найти то, что нам нравится. Нет гарантии, что мы купим все, что нам нравится, но если мы это увидим, мы дадим ответ в течение нескольких часов.А иногда мы знали, что картины находятся в частных руках, и спрашивали владельцев, готовы ли они их продать.

Были ли у вас случаи, когда люди пытались продать вам фальшивые Рембрандты?

У меня были случаи, когда люди пытались продать мне уже принадлежавшие мне Рембрандты! Они не были подделками, но они не знали, что я их уже купил. Были времена, когда люди пытались продать нам картины не тех художников, которых они называли. В большинстве случаев я не верю, что они вели себя нечестно; они просто не понимали, что то, чем они владеют, принадлежало не Рембрандту.Я вообще-то думаю, что у старых мастеров легче купить что-то, что может быть подтверждено как настоящее, чем у современного искусства. В современном искусстве подделок больше, чем в старых мастерах.

Вы коллекционируете какое-нибудь другое искусство?

Наше коллекционирование началось с того, что моя жена собирала дизайн 20 века, в частности модернистскую мебель, в основном из европейских стран. Мне нравится шутить с ней, что она открыла дверь моей собственной одержимости, которой являются старые мастера. Вот где мы остаемся; мы больше ничего не собираем.

Чем московская выставка отличается от других выставок Лейденской коллекции?

Каждая выставка по-своему уникальна. Возможность провести выставку в Лувре — это опыт всей жизни. Это очень редко. То же самое и с Национальным музеем Китая. Московская выставка является самой крупной и, возможно, пока что именно там картины кажутся наиболее комфортными. Россия — очень естественное место для Рембрандта: за пределами Нидерландов в России собрана самая большая коллекция голландского искусства.

Выставки — это часть вашего бизнеса?

Нет, это благотворительная деятельность. Мы не видим от этого денег.

Где остаются картины в перерывах между выставками?

Мы никогда не жили ни одной из наших картин. В самом начале нашего коллекционирования мы поняли, что искусство слишком важно, чтобы держать его при себе. Мы 170 раз сдавали ее в аренду более чем 40 музеям по всему миру. До недавнего времени мы были «анонимными коллекционерами».«Коллекция названа не в честь нас — она ​​названа в честь места рождения Рембрандта. И мы этого хотели.

Что изменилось?

Нас убедили, что мы должны не только делиться картинами, но и делиться информацией. В случае каждого из художников мы, вероятно, являемся крупнейшим коллекционером их работ, начиная с Рембрандта. Но у нас также есть только Вермеера и Фабрициуса в частных руках. В рамках коллекции студенты, кураторы, дилеры могут узнать о карьере некоторых из этих художников больше, чем почти в любой другой коллекции, публичной или частной.Мы разместили каталог в Интернете, чтобы люди могли бесплатно получить доступ ко всей научной информации и изображениям. Как только мы это сделали, анонимность закончилась. Для нас это было переходом через Рубикон.

Какая следующая цель для сбора?

Это Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Выставка откроется в сентябре. Мне сказали, что он будет другой, но такой же красивый. У Эрмитажа и ГМИИ один и тот же каталог.

Насколько я понимаю, это не первая ваша поездка в Россию.Какие у вас остались впечатления и как изменилась страна?

Я не чужд русской культуре. У моей жены русские корни. Первой моей любовью в классической музыке были русские: Чайковский, Шостакович, Бородин. Даже сегодня, когда я медитирую, это «Andante Cantabile» Чайковского. А Достоевского и Толстого я, очевидно, читал. Так что приезд в Россию для меня не является чем-то необычным как культурный опыт. То, что было необычным, наблюдалось за изменениями на протяжении многих лет.Я помню настроение 1970-х как очень подавленное, а Россия, которую я испытывал в течение последних двадцати лет, становилась все более и более энергичной. И это отражается во всем: в том, как проявляется эта культура, и в той свободе, которую имеют люди, чтобы взаимодействовать с вами. И еда потрясающая.

Сталкивались ли вы с проблемами при организации выставки из-за санкций?

Нет. Скажу категорично: у нас ноль проблем.

Что вы думаете об отношениях между США и Россией на данный момент?

Я историк. И я гуманист. Я считаю, что нас гораздо больше объединяет, чем разделяет, и что история носит сезонный характер, как и отношения между странами. Я также очень верю в силу искусства наводить мосты между культурами.

Выставка открыта до 22 июля.

ул. Волхонка, 2. Метро Кропоткинская.+7 (495) 609 952. http://www.arts-museum.ru

Лейденская коллекция — CODART

Информация

Лейденская коллекция, основанная Томасом С. Капланом и Дафной Реканати Каплан, является одной из крупнейших и наиболее значительных коллекций голландского и фламандского искусства семнадцатого века, находящихся в частных руках. В коллекции, состоящей из более чем 250 картин и рисунков, представлены работы Рембрандта ван Рейна, Франса Хальса, Яна Стена, Иоганнеса Вермеера, Питера Пауля Рубенса и других.Он демонстрирует необычайную глубину и широту творчества художников, работавших в Лейдене, включая выдающиеся картины Лейдена fijnschilders Геррита Доу и Франса ван Миериса, а также ранние шедевры Рембрандта и Яна Ливенса. Пятнадцать картин Рембрандта в коллекции охватывают творческий путь художника, от его самых ранних работ, Аллегория чувств (ок. 1624–1625), до монументального Минервы в ее кабинете (1635) и Портрет сидящей женщины. со сложенными руками (1660).Работы учителя Рембрандта Питера Ластмана и членов его мастерской, в том числе Исаака де Жудервиля, Говерта Флинка, Фердинанда Бола и Карела Фабрициуса, обогащают представление об этой более широкой художественной традиции. Еще одна сильная сторона коллекции — голландская жанровая живопись знаменитых художников Жерара тер Борха, Каспара Нетчера и Габриэля Метсу.

Лара Йегер-Крассельт, куратор (декабрь 2019)

Коллекционные каталоги

Артур К.Уилок-младший и Лара Йегер-Красселт, ред. Каталог Лейденской коллекции , 3 rd ed. Нью-Йорк, 2020–. https: // www. theleidencollection.com/ Архив .

Каталог Лейденской коллекции (третье издание)
Под редакцией Артура К. Уилока-младшего и Лары Йегер-Красселт
Нью-Йорк (www.theleidencollection.com/archive) 2020

Каталог Лейденской коллекции
Под редакцией Артура К.Уилок младший
Нью-Йорк (www.theleidencollection.com/archive) 2019

Предыдущие события с 1999 г.

ГМИИ им. А.С. Пушкина. В КАЧЕСТВЕ. Пушкин приглашает в музей Рембрандта

День рождения голландского художника Рембрандта Харменса Ван Рейна празднуется 15 июля. В ГМИИ им. Пушкина. В КАЧЕСТВЕ. Пушкина до 22 июля можно увидеть работы великого мастера на выставке «Эпоха Рембрандта и Вермеера.Шедевры Лейденской коллекции »при поддержке Сбербанка, а также в постоянной экспозиции музея.

Посетителям предоставляется прекрасная возможность посетить постоянную выставку голландской живописи и выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции », представляющая произведения из собрания Томаса С. Каплана и его жены Дафны Реканати Каплан — одного из крупнейших и наиболее значительных частных собраний голландской живописи 17 века.На выставке представлено 82 работы, ни одна из которых ранее не выставлялась в России, среди них — 12 картин и один рисунок Рембрандта.

Коллекция получила свое название в честь родного города Рембрандта — Лейдена. С юных лет Томас Каплан восхищался творчеством великого голландского художника и мастеров золотого века. В 2003 году Каплан узнал, что не все шедевры его любимой эпохи, в том числе и работы самого Рембрандта, находятся в музеях, а многие из них доступны на арт-рынке.С этого момента он вместе с женой начал коллекционерскую деятельность.

Ядро лейденской коллекции составляет именно работа Рембрандта: посетители выставки могут познакомиться с шедеврами раннего лейденского периода творчества Рембрандта из серии аллегорий чувств: «Удаление камня глупости (Аллегория прикосновение) »,« Три музыканта (Аллегория слуха) »и недавняя находка -« Пациент, потерявший сознание (Аллегория запаха) », самое раннее из произведений, подписанных художником.Зрелый период творчества Рембрандта, связанный с долгой и плодотворной работой в Амстердаме, представлен «Портретом мужчины в красном камзоле», «Девушкой в ​​вышитой золотом накидке», «Автопортретом с затемненными глазами». Зрители также увидят знаменитую Минерву, которая относится к ряду стилистически похожих произведений, написанных Рембрандтом с 1633 по 1635 год и в настоящее время принадлежащих Государственному Эрмитажу (Санкт-Петербург), Музею Прадо (Мадрид) и Метрополитен-музею. (Нью-Йорк)

Выставка «Эпоха Рембрандта и Вермеера.Шедевры Лейденской коллекции »на прошлой неделе — до 22 июля: после закрытия выставки в ГМИИ. В КАЧЕСТВЕ. Уникальное собрание произведений Пушкина будет представлено сначала в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), а затем в Лувре Абу-Даби (ОАЭ).

Произведения Рембрандта, картины его учеников и последователей также можно увидеть в собрании голландской живописи, которое является одним из самых представительных разделов собрания ГМИИ им. В КАЧЕСТВЕ. Пушкин.В музее представлены рисунки, офорты и шесть картин Рембрандта, позволяющие проследить творческий путь художника от картины «Изгнание маркетологов из храма» (1626 г.), написанной в возрасте двадцати лет, до работ зрелого мастера, таких как « Портрет пожилой женщины »(1650–1655) и« Артаксеркс, Аман и Есфирь »(1660).

СПРАВОЧНИК

Рембрандт Харменсоон Ван Рейн (1606, Лейден — 1669, Амстердам) — голландский художник, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.Он учился у Якоба ван Сваненбурга в Лейдене, у Питера Ластмана и, возможно, у Якоба Пейнса в Амстердаме. С 1625/1626 г. работал в Лейдене, в 1631/1632 г. переехал в Амстердам. Писал картины на религиозную и мифологическую тематику, портреты, пейзажи. Он известен как гравер и рисовальщик.

О Лейденской коллекции

Лейденская коллекция, основанная в 2003 году американцами Томасом С. Капланом и его женой Дафной Реканати Каплан, включает около 250 живописных и графических работ.Это одно из самых крупных и значительных частных собраний голландской живописи XVII века. В знак уважения к Рембрандту коллекция названа в честь его родного города. Центральное место в нем занимает работа лейденских художников. Он дает представление о мастерах и тенденциях, которые формировали внешний вид и стиль голландского Золотого века на протяжении нескольких поколений. Коллекция впервые была показана миру в 2017 году в парижском Лувре, а затем отправилась в мировое турне. Выставки успешно прошли в Национальном музее в Пекине, Музее Лонг в Шанхае.

Детский

Эрмитаж предлагает тематические экскурсии, лекции, квесты (игры-путешествия) и специализированные программы для школьных и дошкольных групп, а также для родителей и детей. Дети разных возрастных групп занимаются деятельностью в кружках, кружках, изостудии Школьного центра. Детские образовательные программы (за исключением экскурсий и квестов) проводятся с октября по май.

За дополнительной информацией обращайтесь:

О экскурсиях для туристических групп
Турфирма, тел.(812) 710 66 81 вторник — воскресенье 10.30. — 18:00

О экскурсиях для родителей с детьми
Турфирма, тел. (812) 710 96 88, вторник — воскресенье 10.30 — 18:00

О лекциях
Школьный центр, тел. (812) 710 95 51, вторник — суббота 10.30 — 18.00

О специализированных программах, квестах, кружках и клубах
Школьный центр, тел. (812) 710 96 73, вторник — суббота 10.30.00 — 18.00

О Художественной студии
Школьный центр, тел. (812) 710 96 57, вторник — суббота 10.30 — 18.00

Экскурсии для дошкольников и младших школьников
Детям дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются образовательные программы, знакомящие их с музеем, его зданиями и знаменитыми шедеврами.

Экскурсии для 4, 5 и 6 классов
Образовательные программы для учеников 4-6 классов посвящены разным периодам истории России, древней истории и истории средневековой Европы.

Экскурсии для учащихся 6, 7, 8, 9 и 10 классов
Образовательные программы, предназначенные для учащихся 6-8 классов, знакомят с историей России 18-19 веков.

Экскурсии для старшеклассников
Старшеклассникам предлагаются образовательные программы, которые исследуют широкий круг вопросов, связанных с историей мировой культуры от древних цивилизаций до ХХ века.

Экскурсии для родителей и детей
Широкий спектр тематических туров знакомит детей с миром искусства, позволяя им получить положительный опыт, познакомившись с музеем.

Игры-путешествия (квесты)
Школьный центр «Эрмитаж» предлагает детям разных возрастных категорий возможность пройти увлекательные игровые маршруты, позволяющие самостоятельно познакомиться с залами и коллекциями музея. Во время игры в путешествие дети находят ответы на вопросы квеста и отгадывают загадки.

Лекции
Лекции знакомят слушателей с основными этапами истории искусства, его формами и жанрами.

Художественная студия
На занятиях в Художественной студии дети получают базовые знания по рисунку, живописи и композиции.

Учебные кружки и клубы
Занятия в кружках Эрмитажа помогают улучшить понимание детьми школьного курса истории, расширить кругозор и дать им возможность постичь отличительные черты культуры разных народов.

Дети с особыми потребностями
В Эрмитаже проводятся занятия для групп детей-инвалидов из специальных школ, оздоровительных центров и школ-интернатов, а также для детей-инвалидов из детских домов.Программа «Наш Эрмитаж» разработана с учетом потребностей детей с особыми потребностями.

Возраст Рембрандта и Вермеера. Шедевры из собрания Лейдена

ГМИИ. А.С. Пушкин представляет выставку «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры лейденских коллекций», ставшая одним из важнейших культурных событий этого года в России.

Все желающие смогут увидеть 82 шедевра Лейдена в коллекции Томаса С.Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан, одно из крупнейших и наиболее значимых частных собраний голландской живописи XVII века. Эти работы, среди которых восемьдесят картин и два рисунка, ранее никогда не выставлялись в России, что делает выставку еще более уникальной.

Вы найдете шедевры Рембрандта Харменса ван Рейна (двенадцать живописных работ и один рисунок), Яна Вермеера из Делфта и КАРЕЛЬ Фабрициуса (одна часть), Франса Хальса (два), Геррита Доу (девять), Яна Ливенса (четыре) и другие их выдающиеся современники.

Кроме того, жемчужиной Лейденской коллекции является уникальный рисунок Леонардо да Винчи. Хотя работы великого мастера не относятся к искусству Золотого века Голландии, небольшие работы имеют большую ценность в мировом культурном наследии.

Выставка рассказывает об истоках творчества Рембрандта и его отношениях с соперниками и коллегами, а также о тех прекрасных традициях, которые развивались в Голландии в золоте в течение ее XVII века.

Посетители выставки познакомятся с шедеврами раннего и зрелого Лейдена, что связано с Амстердамом творчества Рембрандта.Также на выставке будет представлена ​​картина Яна Вермеера из Делфта «Девушка с вергинеллой», работы которой крайне редки, ведь в мире насчитывается всего тридцать шесть работ художника.

На выставке представлены работы современников Рембрандта: с Питером Ластманом, Яном Ливенсом. Дау Геррита и Франс ван Миерис Старший, Жерар Терборх, Габриэль Метсо. Посетители увидят уникальную картину Карела Фабрициуса «Ангел Агари», которая является одной из шестнадцати сохранившихся его работ.

На официальном сайте ГМИИ. А.С. Пушкин.

Подробнее о выставке читайте в нашей статье.

Пушкинский музей. Пятьсот лет мастер-рисунков

Анри Матисс (Le Cateau-Cambrésis 1869 — 1954 Nice,) Портрет Лидии Делекторской , 1945

Уголь, 527 × 405 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
© Наследие Х. Матисса

Вторая часть выставки посвящена европейскому и русскому авангарду начала 90-х — -х гг., От Матисса и Пикассо до Делоне, через Синьяк, Хуана Гриса, Фернана Леже (с семью рисунками) и также Франц Марк, Пауль Клее, Джорджо де Кирико и Модильяни.

В ГМИИ хранится большая коллекция рисунков Матисса. Большинство из них было подарено Лидией Делекторской, секретарем, другом и сотрудником Матисса. Ее Портрет — один из шедевров выставки. Стирая и бесконечно переделывая свой рисунок, Матисс все дальше и дальше уходил от первоначального описательного аспекта портрета в поисках рисунка с сильными, чистыми линиями.

Если рисунок Dance кажется знакомым, это потому, что он связан со знаменитой одноименной картиной Матисса, которая сейчас находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.Когда он обнаружил картину в Париже в феврале 1909 года, известный русский коллекционер Сергей Щукин пожелал получить подобное панно для своего особняка в Москве.

Пабло Пикассо (Малага 1881 — 1973 Мужен), Этюд для «Композиции с черепом» , 1908

Гуашь, акварель по эскизу графитом, 323 × 249 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
© Succession Picasso 2019

Зал посвящен шести рисункам Пикассо, хранящимся в ГМИИ в Москве.Среди них подготовительный рисунок для картины Пикассо «Композиция с черепом » (1908), типичный для эстетики кубизма, величайшим интерпретатором которой был сам Пикассо: здесь, в абстрактном пространстве, смелые цвета кубизма сочетаются с ритмами деконструированных объектов.

Подобно выставке в рамках выставки, подборка русских рисунков иллюстрирует общее развитие Школы, от участников художественных коллективов на рубеже веков ( Мир Искусства , Голубая , Союз русских художников) до Советское искусство, в котором новые сюжеты и оригинальная пластическая экспрессия выдают глубоко измененное положение вещей.

Добавить комментарий