Леон бакст костюмы: Леон Бакст, Леон Бакст костюмы декорации
Леон Бакст, Леон Бакст костюмы декорации
Имя Леона Бакста, урождённого Лейб-Хаима Израилевича Розенберга, стало настоящим символом эпохи модерна – парижский свет восхищался созданными им декорациями и костюмами к театральным постановкам, он то и дело появлялся на страницах журналов, посвящённых искусству и моде, а его особый «бакстовский» стиль стал притягательным не только для заядлых театралов, но и для парижских модных домов. Так, русский художник и художественный критик Мстислав Добужинский писал о нём: «Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имён».
Родившийся в 1966 году в провинциальном Гродно, Лейб-Хаим Розенберг очень быстро обнаружил тягу к искусству и после переезда в Петербург сразу же приобщился к вольному слушанию лекций в Академии Художеств. Конечно, было и множество других увлекательных событий, связанных с творческим и жизненным путём художника, но, пожалуй, наиболее знаковым для него стало приобретение псевдонима – Леон Бакст и присоединение к группе писателей и художников во главе с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа «Мир искусства». Так, первая слава пришла к Баксту именно после издания первого номера журнала «Мир искусства», где и была опубликована его графика. Но это стало лишь началом, ведь действительно знаменитым его сделали вовсе не графика и живопись, хотя и они были выполнены в великолепной манере, а его работы для театральной сцены.
Первый опыт в создании театральных постановок Леон Бакст получил в 1903 году в Петербурге, когда его пригласили поучаствовать в оформлении балета «Фея кукол». И, конечно же, его дебют не остался без внимания, более того, его эскизы к костюмам и декорации вызвали просто невероятный восторг у зрителей. Для Александрийского театра в Петербурге художник оформил ещё несколько спектаклей по античным трагедиям, но в 1909 году он был выслан из Петербурга как еврей, не имеющий права на жительство, и потому был вынужден переехать в Париж. Переезд в мировую столицу моды и искусства сыграл самую важную роль в его жизни, ведь в то время в Париже триумфально гремели «Русские сезоны» С. Дягилева, который пригласил Бакста оформить для его труппы несколько балетов.
Так, в 1909 году Бакст создал свои первые эскизы костюмов и декорации к балету «Клеопатра», который был представлен в театре «Шатле». Это было поистине начало театральной эпохи Леона Бакста, ведь атмосферу эйфории и восторга, которые царили тогда в зале, было трудно передать словами. Но Дягилеву в свойственной ему манере всё же удалось выразить всеобщее мнение: «Успех? Триумф? – эти слова ничего не говорят и не передают того энтузиазма, того священного огня и священного бреда, который охватил всю зрительную залу».
С этого момента любое представление, в создании которого участвовал Бакст было настоящим событием, которое собирало все сливки парижского общества. Костюмы и декорации Бакста для балетов С. Дягилева «Клеопатра» (1909), «Египетские ночи» (1909), «Шахерезада» (1910), «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) ознаменовали взлёт его творчества. Ведь с тех самых пор критики только и писали, что он «свёл с ума Париж». Даже сам Марсель Пруст преклонялся перед ним. В сущности, Бакст произвёл революцию в мировом театральном искусстве, объединив разрозненные ранее декорации, костюмы, сюжет и движение в одного гармоничное целое. В его работах удивительным образом сочетались насыщенная цветовая гамма и графические линии, роскошь и утонченная изысканность, а также глубокое пристрастие к орнаментам, которые придавали невероятную динамику движениям танца.
Кроме того, стиль Бакста был воспринят не только театральной публикой, но и парижскими модными домами, которые стали использовать в своих работах элементы ориентализма, введённые в моду именно Бакстом. К тому же, он был очень востребованным создателем орнаментов для тканей. И даже сам Поль Пуаре создавал коллекции на основе работ русского мастера.
Но уже в 1918 году у Бакста с Дягилевым произошёл разрыв, который был связан, вероятно, с эстетическим разногласиями мэтров. Впрочем, уже в 1921 Бакст возобновил дружбу с Дягилевым, оформив для него балет «Спящая красавица». После окончания Первой мировой войны Бакст покинул Европу и перебрался в Соединённые Штаты, где создавал постановки для прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и читал лекции. Так, в 1923 году Бакст даже выступил в нью-йоркском отеле «Plaza» с лекцией о моде и дизайне «L’Art du Costume et les lois, ces applications selon toute individualite», получив за неё гонорар в размере 2 тыс. долларов. Текст этой лекции был опубликован в журнале «Vogue».
В том же году Бакст вернулся в Париж в зените своей славы, неустанно работая над бесконечными заказами, от которых он не хотел отказываться. Он даже мечтал о создании собственного Дома моды и универсального дизайна и реализации многих других арт-проектов. Но всего этого он сделать так и не успел. Во время работы над постановкой балета для труппы Иды Рубинштейн «Иштар» Леон Бакст не выдержал безумного темпа работы и был госпитализирован с «нервным срывом». Спасти его уже не могли. Он покинул этот мир 27 декабря 1924, по одной из версий, от «отёка лёгких».
Бакст работал до последнего своего дня, создавая неповторимые шедевры театрального костюма и великолепные атмосферные декорации для спектаклей, оставив тем самый неизгладимый след не только в театральном искусстве, но и в истории моды и дизайна. Тонко уловив веяния эпохи, он стал настоящим воплощением парижского вкуса, хоть и был иностранцем. «Бакстовскому» стилю поклонялись и считали его настоящим кумиром. И самым точным подтверждением этого служили слова всё того же Добужинского: «Его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж, и что удивительно, – Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей вкуса».
Автор статьи: Нонна Довбыш
Комментарии
театральный костюм и декорации. Леон Бакст
театральный костюм и декорации.
Леон БакстVaslav Nijinsky with Leon Bakst, Serge Diaghilev and two unidentified women. 1910 — 1920
«Я часто замечал, что в каждом цвете существуют оттенки, которые передают искренность и скромность, а временами чувственность и почти животные качества, порою гордость и временами отчаяние. Все это можно почувствовать и передать зрителю посредством эффектов, которые производят различные формы. Именно так я поступил в «Шехерезаде». На меланхоличный зеленый я наложил темно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может показаться парадоксальным. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Существует синий цвет Марии Магдалины, или же синий Мессалины. Художник, который знает как пользоваться этим, похож на дирижера оркестра, который может все привести в движение взмахом своей палочки и произвести тысячу безошибочных звуков. Таким образом, художник может ждать от зрителя, что он почувствует именно те импульсы, которые он намеревается вызвать»*.
Леон Бакст
Автопортрет, 1893 год. Русский музей, Санкт-Петербург
Лев Само́йлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич Розенберг; 27 января (8 февраля) 1866[3][4], Гродно — 27 декабря 1924, Париж) — художник, сценограф, иллюстратор и дизайнер, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге и Париже.
Мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева, один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм в начале XX века.
Леон Бакст оказал такое влияние на театр, моду, сценографию и многое другое, что трудно переоценить его вклад, как в театральные постановки, так и в дизайн высокой моды.
список театральных работ Леона Бакста — работы для «Русских сезонов», работы для Иды Рубинштейн и неосуществленные постановки.
театральный костюм/stage costume
Narcisse. 1911
Bakst [dust jacket?] 1927
Adolescent in «Schéhérazade. » 1910 — 1916
Odalisque in «Schéhérazade.» 1910 — 1916
Negrillon pour «Scheherazade» ; Costume de Barbizon dans «La lampe d’Aladin.» 1927-12-03
Bacchante in «Narcisse.» 1911 — 1916
La belle au bois dormant. La reine. 1927-12-03
Costume designs for the Russian ballet «Le dieu bleau.» 1913
Danseur Syrien par Léon Bakst. 1910 — 1913
Nymph in «L’après-midi d’un faune.» 1912 — 1916
Projet de costume exécuté par Léon Bakst pour le ballet «Les papillons.» 1912-12-20
Projet de costume, exécuté par Léon Bakst pour le ballet «Les papillons.» 1912
Projet de costume Indo-Persan, exécuté par Léon Bakst pour «La Marquise Casati.» 1912 — 1912
Le roi. 1927
Shepherd in «Daphnis et Chloe.» 1912 — 1916
Syrian dancer in «Cleopatre.» 1909 — 1916
театральная програма/theater program
Mme. Ida Rubinstein dans «La Pisanelle» (2″ acte). Design originale de M. Léon Bakst. 1913
Mme. Ida Rubinstein dans «La Pisanelle» (Prolouge). Aquanelle originale de M. Léon Bakst. 1913
Dessin de Léon Bakst pour le costume des anges du Martyre de Saint Sebastien. 1911
Mme. Ida Rubinstein dans «Saint-Sebastien» Design original de M. Léon Bakst. 1913
декорации/decor
Decor du 1er acte. 1913
Maquette de Léon Bakst pour le décor du 3′ acte Martyre de Saint Sebastien. 1911
1. Эскиз костюма куклы-испанки к балету «Фея кукол».
2. Эскиз костюма почтальона.
Эскиз декорации пролога драмы «Пизанелла», 1913
Декорация к «Елене Спартанской», II акт, 1912
Эскиз декорации к I и II актам балета «Дафнис и Хлоя», 1912
Декорация к «Елене Спартанской» I и III акты, 1912
1. Сценография пролога к «Спящей красавице», 1921 (слева)
2. Лев Бакст. Портрет Сергея Дягилева (фрагмент), 1904-1906 (справа)
THE NEW YORK PUBLIC LIBRARY DIGITAL COLLECTIONS
— Bakst, Léon, 1866-1924
Леон Бакст. Эскиз костюма к балету «Пери». 1911
источник 2
источник 3
источник 4
подиум серебряного века — утренний Бакст
Бакст: театр, мода, стиль и цвет
Леон Бакст. The Library of Congress/Библиотека Конгресса
Спектакль как побег: Леон Бакст и русский балет
30 июня 2017 г.
Фемке Спилберг, куратор отдела исторического орнамента, дизайна и архитектуры отдела рисунков и гравюр
Слева: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз костюма Вацлава Нижинского в роли Иксендера в балете La Péri (Цветок бессмертия), датированный 1922 годом. Акварель, золотые и серебряные краски по графиту, 26 5/8 x 19 1/4 дюйма (67,6 х 48,9см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар сэра Джозефа Дювина, 1922 г. (22.226.1). Справа: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз костюма евнуха в Шехеразада, ок. 1910. Гуашь и графит, усиленные золотой краской, 17 х 10 3/4 дюйма (43,2 х 27,3 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание Салли Блюменталь, 2015 г. (2015.787.6)
Этим летом подборка рисунков в галерее Роберта Вуда Джонсона-младшего включает в себя группу эскизов для Русского балета, выполненных известными Русский художник Леон Бакст (1866–1819).24). Фонды Музея работ художницы значительно пополнились за счет недавнего завещания покойной госпожи Салли Блюменталь и теперь отражают широкий спектр графического материала, созданного Бакстом и его помощниками для воплощения в жизнь транспортирующих авангардных балетных постановок, которые покорил Европу в начале 20 века.
Русские балеты были основаны Сергеем Дягилевым (русский, 1872–1929), который после неудачного раскрытия собственных художественных талантов сделал карьеру знатока и импресарио русского изобразительного и исполнительского искусства в стране и за рубежом. Бакст познакомился с Дягилевым в 1890s и оба стали членами-основателями движения Мир искусства (Мир искусства), которое продвигало современное российское искусство через одноименный журнал, а также путем организации выставок и перформансов. Ballets Russes, возможно, был одной из самых успешных инициатив движения, предлагая международную сцену и постоянную работу многим молодым российским композиторам, хореографам, дизайнерам и танцорам под руководством Дягилева.
Слева: Жорж Барбье (француз, 1882–1819 гг.).32). Нижинский в роли Золотого раба в Schéhérazade, из Nijinksi [Лондон: CW Beaumont & Co.], 1913. Pochoir, 13 1/16 x 11 x 2 3/8 дюйма (33,2 x 28 x 6 см) . Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Фонд Мэри Мартин, 1978 (1978.567). Справа: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Портрет мадам Иды Рубинштейн , ок. 1910 г. Бумага, акварель, гуашь, графит, на холсте, 50 1/2 x 27 1/4 дюйма (128,3 x 69,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Коллекция Честера Дейла, Завещание Честера Дейла, 1962 (64.97.1)
После организации нескольких очень успешных культурных программ в Париже, Дягилев организовал целый сезон русских балетов в столице Франции в 1909 году, и его ошеломляющая популярность побудила его сделать Париж новым домом для Русского балета.
Труппа исполняла как традиционные, так и новые постановки — до четырех в год — которые были воплощены в жизнь такими звездными исполнителями, как Вацлав Ниинский (русский, 1889–1950) и Ида Рубинштейн (русский, 1883–1960), которые танцевали свои номера в специально разработанных костюмах на драматическом фоне, которые помогли оживить фантастических персонажей и альтернативные реальности, которые они изображали.В то время как несколько русских художников участвовали в создании костюмов и сценических декораций, в первые годы перед Первой мировой войной именно Бакст был известен больше всего своими красочными и творческими проектами и считался художественным руководителем компании. Мультимедийные спектакли, созданные Ballets Russes, произвели обманчивое и захватывающее впечатление на современную аудиторию, что мы можем частично почерпнуть из современных произведений: гравитация, он летит по воздуху с улыбкой, а глаза следят за ним в изумлении.
Современные отклики на спектакли русского балета также раскрывают особое чувство утешения и бегства, которое ощущалось в то время, когда Европа и Соединенные Штаты страдали от разрушений и последствий Первой мировой войны, а также последствия Октябрьской революции 1917 года в России, положившей конец царскому режиму и затронувшей многих членов самой компании.
У нас есть наше отчаяние, наша печаль, наша попранная любовь и самое страшное — прохождение дней между нашими руками. . . Но весной возвращаются «Русские балеты» и «Нижинский». И все забыто. [2]
Леон Бакст (русский, 1866–1924). Пейзаж с пастухами, Эскиз декорации к балету Дафнис и Хлоя, [1911]. Акварель на угле, 13 1/8 x 19 3/4 дюйма (33,3 x 50,2 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, дар сэра Джозефа Дювина, 1922 г. (22.226.2)
Одной из сильных сторон программ Дягилева было то, что они демонстрировали истории, представляющие историю и культуры со всего мира, как если бы они все были вырезаны из одной и той же красочной ткани. В первые годы, например, компания поставила несколько шоу, действие которых происходило в Древней Греции и на Ближнем Востоке. Они были очень популярны, потому что эти декорации хорошо подходили для экзотических декоров, ярких костюмов и эротических рутин. Благодаря своим экзотическим чертам лица, Нижинский, в частности, легко изображал персонажей разных национальностей — от средневекового герцога Альбрехта Силезского до Жизель (1910) Голубому Богу в Le Dieu Bleu (1912).
Хотя многие из этих постановок опьяняют экзотической и фантастической тематикой, они также часто передают определенные основные ценности, которые пронизывают романы и трагедии, представленные в балетах. Аркадия
Слева: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз костюма султана Самарканда к балету «Шехерезада», датированный 1919 годом. Акварель, графит и золотая краска, 11 11/16 x 5 3/4 дюйма (29,6 x 14,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание Салли Блюменталь, 2015 г. (2015.787.12). Справа: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз костюма деревенской женщины к балету «Дафнис и Хлоя», датированный 1912 годом. Акварель на графите, 10 1/4 x 8 1/2 дюйма (26 x 21,6 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание Салли Блюменталь, 2015 г. (2015.787.5)
«Шехеразада » , поставленная в 1910 году в Национальном театре оперы в Париже, включала в себя все вышеперечисленные элементы и была одним из самых успешных балетов, созданных Бакстом для Русского балета. Мало того, что в нем участвовали и Вацлав Нижинский, и Ида Рубинштейн, но экзотическая обстановка и красочные, часто довольно откровенные костюмы — за что Бакст получил сомнительный титул «эротомана» — оказались пиршеством для глаз и были описаны как «идеальный торнадо из цвет.» Еще больше увеличила его популярность драматическая сюжетная линия, в которой рассказывалось о султане, который убивал 1000 своих жен после каждой следующей брачной ночи, потому что боялся их неверности, но в конечном итоге умная Шехеразада отклонила его от продолжения своей тирании.
Слева: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз костюма придворной, вероятно, для балета La Belle au Bois Dormant (Спящая красавица), ок. 1921. Акварель на графите, 11 1/2 x 6 1/2 дюйма (29,2 x 16,5 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, завещание Салли Блюменталь, 2015 г. (2015.787.7). Справа: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз ткацкого станка, возможно, для балета Елена Спартанская, ок. 1912–1923 гг. Графит, акварель и гуашь, 11 х 9дюймов (27,9 х 22,9 см). The Metropolitan Museum of Art, New York, Bequest of Sallie Blumenthal, 2015 (2015.787.14)
Чтобы создать иллюзорные миры Русского балета, Бакст проработал каждую деталь на бумаге. Он обогащал свое воображение, внимательно изучая людей, природу и исторические предметы из частных коллекций и музеев, с которыми он сталкивался во время своих путешествий, что позволяло ему вызывать конкретное время и место для каждого отдельного произведения. В своих рисунках Бакст исследовал свое видение мизансцены, от больших общих впечатлений от декора до мельчайших деталей, беспокоясь о дизайне и выборе всех предметов, используемых в постановке спектакля.
Чтобы убедиться, что его видение успешно реализовано, был сделан целый ряд различных типов рисунков для передачи важной информации о цветах, размерах и материалах. Таким образом, большинство рисунков распространялось в нескольких экземплярах, некоторые из которых были созданы вручную мастером, а другие — помощниками в мастерской, сделанными с помощью копировальной бумаги.
Слева: Леон Бакст (русский, 1866–1924) или Мастерская. Эскиз костюма для La Fée des Poupées, 1903. Графит на кальке, в квадрате для переноса, 14 3/16 x 10 11/16 дюйма (36,1 x 27,1 см). Метрополитен-музей, Нью-Йорк, Дар Никиты Дмитриевича Лобанова, 1966 (66.753,4). Справа: Леон Бакст (русский, 1866–1924). Эскиз костюма для балета Thamar, датированный 1918 годом. Гуашь, графит и серебряная краска, 19 x 12 1/4 дюйма (48,3 x 31,1 см). The Metropolitan Museum of Art, New York, Bequest of Sallie Blumenthal, 2015 (2015.787.17)
В то время как Бакст наиболее известен благодаря своим высокозаконченным и очень выразительным презентационным рисункам, которые были собраны практически с того момента, как чернила на страницах иссякли. высохшими, и только когда мы смотрим на огромное количество сохранившихся рисунков, мы по-настоящему понимаем не только великолепие и изобретательность рисунков Бакста, но и тщательное планирование и творческую силу, которые привели к появлению некоторых из самых знаковых балетные постановки 20 века.
Примечания
[1] Фрэнсис де Миомандр, предисловие к Нижински , Джордж Барбье (Лондон: CW Beaumont & Co., 1913).
[2] Там же.
Метки: Русские балеты, костюмы, Леон Бакст, весна 2017 г. Вращение галереи Johnson
Леон Бакст | Эскиз костюма евнуха в опере «Шахерезада
» Леон Бакст | Эскиз костюма евнуха в опере «Шахерезада» | Метрополитен-музей ×Обрежьте изображение:
Отсканируйте свой QR-код:
С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool
Детали обложки
Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента
Заголовок: Эскиз костюма евнуха из оперы «Шахерезада».
Художник:
Леон Бакст (русский, Гродно, 1866–1819 гг.).24 Париж)
Дата: ок. 1910 г.
Середина: Гуашь и графит, усиленные золотой краской
Размеры: Лист: 17 × 10 3/4 дюйма (43,2 × 27,3 см)
Классификации: Рисунки, орнамент и архитектура
Кредитная линия: Завещание Салли Блюменталь, 2015 г.
Регистрационный номер: 2015.787.6
Узнайте больше об этом произведении
Спектакль в роли побега: Леон Бакст и русские балеты
Помощник куратора Фемке Спилберг рассказывает о подборке костюмов и декораций, созданных русским художником Леоном Бакстом для Русского балета.
Музейные публикации
Недавние приобретения: подборка, 2014–2016 гг.
Похожие произведения искусства
- Леон Бакст
- Чертежи и распечатки
- Чертежи
- Гуашь
- Графит
- Акварель
- Из Азии
- Из России
- С 1900 г. н.э. по настоящее время
Как создаются акварельные рисунки
Иллюстрированный объяснитель.
Как делают графитовые рисунки
Иллюстрированный объяснитель.
Ресурсы для исследований
Библиотеки и исследовательские центры Метрополитена предоставляют беспрецедентные ресурсы для исследований и приветствуют международное сообщество студентов и ученых.