Макдуглас аукционный дом – MacDougall’s Fine Art Auctions

MacDougall’s

Редкие шедевры русского искусства и императорский провенанс на торгах MacDougall’s 5 июня 2019 в Лондоне

5 июня 2019 года ведущий аукционный дом русского искусства MacDougall’s проведет свои очередные торги в Лондоне и представит редкие работы русских художников, а также сохранившуюся часть императорского сервиза с уникальным провенансом.

Ознакомиться с лотами можно пройдя по ссылке

Борис Кустодиев (1878–1927). «Бахчисарай».
Подпись, дата 1917.
Холст/масло. 80,5* 94 см.
Больше изображений здесь.

На торги будет выставлена очень редкая по тематике картина Бориса Кустодиева «Бахчисарай» 1917 г. (эстимейт 1,200,000-1,800,000 GBP) с нехарактерным для творчества художника восточным мотивом. Кустодиев поехал в Крым на лечение в 1915 г., о чем не очень радостно отзывался в своих письмах, поскольку лечение не принесло ожидаемого результата. Вероятно, единственной работой из этой поездки стал акварельный этюд, написанный Кустодиевым в Бахчисарае, в настоящее время хранящийся в Национальной галерее Армении, и положивший структурную и композиционную основу для работы на холсте. Полотно «Бахчисарай», главным образом, передает краски и свет, какие художник наблюдал вечером в маленьком татарском городке. Композиция включает большое количество персонажей и полноту характерных деталей – это натуралистично передает атмосферу и собирательный образ востока. Кустодиевское видение окружающего мира примечательно своей реалистичностью и индивидуальностью одновременно: избегая буквальной цветовой передачи, художник нарочито выбирает чистые цвета для «Бахчисарая», что создает яркий световой и тоновый контраст, точно передающий состояние природы и настроение происходящего действа.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом V. Petrov.

Провенанс:

  • Коллекция N.D. Andersen, Ленинград.
  • Приобретено дедом предыдущего владельца.
  • Частная коллекция, Великобритания.

Выставки:

  • "Мир искусства", Петроград, 1918.
  • "Борис Михайлович Кустодиев", Государственный Эрмитаж, Ленинград, 1959.

Литература:

  • Выставочный каталог "Мир искусства", Санкт-Петербург, 1918, стр. 9, номер 174.
  • В. Воинов, "Б.M. Кустодиев", Ленинград, Государственное издательство, 1925, стр. 84.
  • Выставочный каталог, "Кустодиев", Ленинград, 1959, стр. 37.
  • M. Эткинд, "Борис Михайлович Кустодиев", Ленинград, Искусство, 1960, стр. 197.
  • M. Эткинд, "Борис Михайлович Кустодиев", Советский художник, 1982, стр. 178.

Связанная литература:

  • "Государственная картинная галерея Армении. Живопись. Скульптура. Рисунок. Театр. Каталог", Ереван, Айастан, 1965, стр. 502, "Продавцы фруктов. Бахчисарай".
Виктор Васнецов (1848–1926). «Юные мечты (Цесаревич)».
Подпись, дата 1918 и 1922 гг.
Холст/масло. 107*67 см.
Больше изображений здесь.

Работа мастера фольклорно-исторической живописи Виктора Васнецова «Юные мечты (Цесаревич)» 1918 и 1922 гг. (эстимейт 650,000-900,000 GBP) изображает романтический образ ребенка, мечтательно смотрящего вдаль. Расписные стены и орнамент обтянутого тканью стула, детали убранства и одежды погружают зрителя в патриархальную атмосферу московского княжеского двора. Картина перекликается с эпическим произведением художника «Баян» (1910 г.), на котором одним из главных героев является мальчик, слушающий песнь древнерусского сказителя. Образ мальчика со светло-каштановыми волосами и светлой кожей, изображенный на обоих картинах, является характерным типажом Виктора Васнецова: вероятно, моделью художника для обоих полотен был его сын Владимир.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом V. Petrov.

Провенанс:

  • Частная коллекция, Европа.

Выставки:

  • "XVII выставка картин Союза русских художников", Москва, 31 декабря 1922–22 января 1923.
  • "The Russian Art Exhibition, Grand Central Palace", New York, 1924.

Литература:

  • Выставочный каталог, "Каталог XVII выставки картин Союза русских художников", Москва, 1923, стр. 5, номер 42.
  • Exhibition catalogue, C. Brinton, "The Russian Art Exhibition", New York, Grand Central Palace, 1924, No. 812.
  • "Виктор Михайлович Васнецов. Мир художников. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников", Москва, Искусство, 1987, стр. 449.
  • Л. Гладкова, Э. Пастон, «Две работы Виктора Васнецова», "Русская галерея", номер 1, 2001, стр. 48–50.
Юрий Анненков (1889–1974). «Портрет Александра Божерьянова».
Подпись с инициалами.
Тушь и коллаж бумагой на бумаге. 28*43 см.
Больше изображений здесь.

«Портрет Александра Божерьянова» (эстимейт 250,000-400,000 GBP) был написан известным русским живописцем и графиком Юрием Анненковым. Предположительно, портрет был создан в 1921 г., когда художники вместе работали над постановкой в театре Вольной комедии в Петрограде.

Портрет принадлежит известной серии «Портреты», созданной Анненковым, которую художник писал со своих современников – многих деятелей русской культуры. Выставляемый портрет является классическим образцом творчества Анненкова. Все портреты серии намеренно выполнены черными чернилами и карандашом на бумаге в едином стиле: изображение включает только голову модели и выполнено резкими линиями, характерными для европейского ар-деко.

Портрет Александра Божерьянова несет явный социобиографический характер: Божерьянов изображен на фоне баночки с чернилами и тюбика с краской – основной инструмент художника, и зарисовок Петрограда того времени.

Провенанс:

  • Частная коллекция, Европа.

Литература:

  • Ю. Анненков, "Портреты", Петроград, Петрополис, 1922, стр. 111 стр. 166.
Федор Рокотов (ок. 1735-1808). «Портрет графа Никиты Ивановича Панина».
Холст/масло. 61,5*47,5 см.
Больше изображений здесь.

«Портрет графа Никиты Ивановича Панина» (эстимейт 200,000-300,000 GBP) был написан Федором Рокотовым, вероятно, в 1760-1770 гг., в честь награждения Панина Орденом Св. апостола Андрея Первозванного 22 мая 1762 г. – высшей награды Российской империи – за 12 лет дипломатической службы. Дискуссия искусствоведов привела ко мению, что портрет мог быть написан, также, в 1766–1767 гг., во время работы Рокотова над серией портретов Екатерины II для русских посольств за границей. Похожий портрет Панина в исполнении художника 18 века Василия Ярославского находится в запасниках Русского музея.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом L. Markina. Имеется сертификат подлинности от эксперта E. Ivanova.

Провенанс:

  • Коллекция Otto Andrup, Director of the Museum of National History at Frederiksborg Castle, Дания, с ок. 1912 до 1955.
  • "Auction of the Estate of Otto Andrup", Bruun Rasmussen, продажа 68, 1955, лот 28.
  • Коллекция Sigvard Skov, Director of Koldinghus Castle Museum, Дания, с 1955 до 1987.
  • Частная коллекция, Великобритания.

Литература:

  • E. Ivanova, E. Rolfe-Smith, A. Berezin, «Портрет Н. И. Панина в раннем наследии Ф. С. Рокотова», "Антикварный мир", номер 11, апрель 2017, стр. 137–151.
Петр Кончаловский (1876–1956). “Santi Apostoli, Venezia”.
Подпись. Далее подписана, пронумерована “551” и датирована 1924 на обороте.
Холст/масло. 79*61 см.
Больше изображений здесь.

“Santi Apostoli, Venezia” (эстимейт 300,000-500,000 GBP) была написана Петром Кончаловским в 1924 г. во время командировки художника в Венецию. Поездка Кончаловского в Италию стала возможной после длительных переговоров между СССР и Италией, когда было решено представить советское искусство на Венецианской биеннале – среди 600 отобранных работ было несколько картин Кончаловского. Художник ранее уже был в Италии в 1903 г., но в тот период впечатлился красотой Рима, куда очень хотел вернуться – так он и сделал во время своего пребывания в Венеции. Но именно после поездки в Рим, на обратном пути домой, художник снова посетил Венецию и, очарованный ее архитектурой, представил абсолютно новое видение «своей» Венеции: холодный камень, зеленая поверхность воды, теплые, прогретые солнцем старые стены и композиционная динамика придают работе сильную внутреннюю энергию.

Провенанс:

  • Приобретено предыдущим владельцем на выставке Кончаловского в Лондоне в 1925 г.
  • Частная коллекция, Великобритания.
  • "Russian Pictures", Sotheby’s London, 21 мая 2003, лот 192.
  • Частная коллекция, Швейцария.

Выставка:

  • "Exhibition of P. Konchalovsky", London, 1925.

Литература:

  • В. Никольский, "Петр Петрович Кончаловский", Москва, Всекохудожник, 1936, стр. 12.
  • "Кончаловский. Художественное наследие", Москва, Искусство, 1964, стр. 110.
  • М. Найман, "П. П. Кончаловский", Москва, Советский художник, 1967.
Александр Яковлев (1887–1938). «Портрет китайца».
Ок. 1918 г.
Сангина, уголь, карандаш на бумаге. 155*63,5 см.
Больше изображений здесь.

«Портрет китайца» Александра Яковлева (эстимейт 150,000-200,000 GBP) размером полтора метра в высоту – очень редкая для художника работа подобного масштаба. Портрет был создан во время первой поездки Яковлева на Дальний Восток 1917-1919 гг. Тогда художник посетил Монголию, Японию и Китай по стипендии от Академии художеств. Яковлев активно наблюдал за течением жизни местных жителей: посещал храмы и бедные деревни, бывал на различных церемониях, ходил с рыбаками в море, общался с ныряльщиками за жемчугом. Выставляемая работа отличается высоким мастерством и качеством рисунка в передаче характера натурщика.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертом E. Yakovleva.

Провенанс:

  • Коллекция оперной певицы Александры Яковлевой (1889–1979), сестры художника.
  • Приобретено у нее предыдущим владельцем в 1978 (надпись на обороте).
  • Частная коллекция, США.

Выставка:

  • Вероятно, "Exhibition of works by Alexander Yakovlev", Gallery Barbazanges, Париж, апрель–май 1920.
  • Вероятно, "Exhibition of works by Alexander Yakovlev", Grafton Gallery, London, май–июнь 1920.
Константин Юон (1875–1958). «Пейзаж с лыжниками».
Ок. 1915 г. Подпись.
Холст/масло. 76*111,5 см.
Больше изображений здесь.

Размером более метра «Пейзаж с лыжниками» (эстимейт 550,000-800,000 GBP) кисти Константина Юона был написан в 1910-е гг., когда художник поселился со своей женой в деревне Лигачево недалеко от Москвы. В этот период зимний пейзаж стал излюбленным жанром художника. Юон писал свои зимние работы, выходя на пленэр, потом дорабатывал их дома до следующего выхода на открытый воздух.

«Пейзаж с лыжниками» композиционно акцентирует внимание на ритме, создаваемом фигурами детей и цветовыми массами деревьев, распределенных каскадом, а также легкими следами лыж на снегу. Художник передал мягкость розовых тонов снега, комбинируя его с бликами солнечного света, за счет чего достигается ощущение чистоты морозного воздуха. Элемент жанра с катающимися на лыжах детьми и резвящимися собаками создает уютную атмосферу подмосковья того времени.

Примечание: Подлинность работы подтверждена экспертами V. Kruglov и E. Shilova.

Провенанс:

  • Коллекция M.A. Yablokov, Москва, ок. 1918.
  • Частная коллекция, Европа.

Литература:

  • Репродукция на открытке, 1916.
  • А. Койранский, "К.Ф. Юон", Петроград, А.Э. Коган, 1918, стр. 42; стр. 74.
  • Н. Третьяков, "Константин Федорович Юон", Москва, Искусство, 1957, стр. 106.

Сохранившаяся часть императорского сервиза

Стоит отметить уникальную коллекцию десертных фарфоровых тарелок Императорского фарфорового завода периода правления Николая I (1825-1855) из обеденного сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны. Сервиз был сделан в 1843-1844 гг. по приказу Николая I специально для своей дочери. Коллекция представлена 61 лотом (лот 311-373).

Великая княжна Александра Николаевна была четвертым ребенком Николая I и Александры Федоровны и первой женой князя Фридриха Вильгельма Гессен-Кассельского. Она родилась в Царском Селе в 1825 году и была ласково известна как «Адини». Князь Фредерик и Адини влюбились во время его визита в Санкт-Петербург зимой 1843 года, и 28 июня 1843 года было объявлено об их помолвке. К сожалению, Адини заболела туберкулезом перед свадьбой и вскоре скончалась, так и не покидая Россию. По настоянию императора Николая I и императрицы Александры Федоровны приданое, уже отправленное в Великое герцогство Гессенское, оставалось там в распоряжении князя.

Провенанс:

  • Тарелки были частью приданого Великой княжны Александры Николаевны (1825–1844) на ее свадьбу в 1844 г. с Фридрихом Вильгельмом Гессен-Кассельским (1820–1884).
  • Коллекция княжества Гессен-Кассель после смерти Александры.
  • Коллекция Принцессы Августы Гессен-Кассельской (1823– 1899), сестры Принца Фридриха Вильгельма.
  • Коллекция of Vilhelm Carl, Барон фон Бликсен-Файнке (1863–1942), сын Принцессы Августы.
  • Далее по наследству.
  • International Autumn Sale, Bukowski, Стокгольм, 29 ноября 2007, лоты 1151–1180.
  • Важная частная коллекция, Европа.

Связанная литература:

  • Тарелки из этого сервиза. Выставочный каталог, "Санкт-Петербург. Petersburg um 1800. Ein goldenes Zeitalter des russischen Zarenreichs. Meisterwerke und authentische Zeugnisse der Zeit aus der Staatlichen Ermitage, Leningrad", Recklingshausen, Aurel Bongers Verlag, 1990, стр. 160.
  • "Санкт-Петербург. Портрет города и горожан", СПб, Palace Editions, 2003, стр. 86, номера 138 и 140.
Десертная фарфоровая тарелка с изображением австрийской балерины Фанни Эльслер (1810-1884) в роли Флоринды, исполняющей испанский народный танец «качуча» в балете «Хромой бес».
Императорский фарфоровый завод периода правления Николая I (1825-1855), 1844 г. Из сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны.
Диаметр 23,5 см.
Больше изображений здесь.

Большая часть десертных тарелок была расписана на тему маскарада и театральных костюмов. Особый интерес представляет тарелка с кремовым фоном с изображением выдающейся австрийской балерины Фанни Эльслер (1810-1884) в роли Флоринды, исполняющей испанский народный танец «качуча» в балете «Хромой бес» в постановке Жана Коралли (эстимейт 2,000-3,000 GBP). Фанни Эльслер (1810-1884) приезжала с Россию по личному приглашению императора Николая I, и в течение трех сезонов исполняла свою известную «качучу» в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Десертная фарфоровая тарелка с изображением офицеров роты дворцовых гренадеров и Петра Волконского (1776-1852) – министра императорского двора и уделов.
Императорский фарфоровый завод периода правления Николая I (1825-1855), 1844 г. Из сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны.
Диаметр 23,5 см.
Больше изображений здесь.

На десертных тарелках воспроизведены фрагменты картин самых востребованных художников 19 века и работ известных художников, входивших в императорскую коллекцию Зимнего дворца. Картины отправлялись на фабрику прямо из императорских резиденций для копирования. В частности, на некоторых тарелках воспроизведены фрагменты работ придворного живописца Адольфа Ладюрнера (1799-1855), включая одну из любимых картин императора Николая I – «Часть Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце» 1838 г., находящейся в настоящее время в коллекции Государственного Эрмитажа. На тарелке с пудрово-розовым фоном изображены офицеры роты дворцовых гренадеров и Петр Волконский (1776-1852) – министр императорского двора и уделов (эстимейт 10,000-15,000 GBP).

Десертная фарфоровая тарелка с изображением вида на Александровскую колонну через арку Генерального штаба в Санкт-Петербурге.
Императорский фарфоровый завод периода правления Николая I (1825-1855), 1844 г. Из сервиза, который был частью приданого Великой княжны Александры Николаевны.
Диаметр 23,5 см.
Больше изображений здесь.

Изображения видов Санкт-Петербурга и императорских резиденций – Петергоф, Царское Село, Гатчина, Павловск – стали важной темой для декорирования императорского сервиза. Десертную тарелку с кремовым фоном украшает фрагмент рисунка Карла Беггрова (1799–1875) «Вид арки Генерального штаба» 1820-1830 гг. (эстимейт 10,000-15,000 GBP)

Связаться с аукционным домом MacDougall’s

Фотографии и информация предоставлены аукционным домом MacDougall’s

Подпишитесь на наши новости и будьте в курсе самых интересных аукционов.

Рекомендуем прочитать

holisticauction.ru

"Чёрные технологии" аукционного дома "Макдугалл": al_ghe — LiveJournal

В статье рассказывается о недобросовестности специалистов аукционного дома Макдугалл при атрибуции икон и подготовке каталогов перед очередными торгами...

Публикуемый материал был подготовлен мною для одной европейской русскоязычной газеты. Ознакомившись с текстом, газета решила не рисковать и статью сняла, сославшись на трудности объективного характера — мол, тема специфическая, сюжет слишком уж драматический и, вообще, попахивает заказом. В том смысле, что уж как-то все резко — не кулуарно и вполголоса, а языком плаката, по-живому.

Не могу отказать себе в удовольствии рассказать все с самого начала. Итак: Лондон, июнь, солнечное летнее утро. Еще раз пролистав каталоги русских торгов, решаю написать пару статей по итогам «русской недели» — четырем аукционам русского искусства ведущих аукционных домов — Сотбис, Кристи, Бонамс и Макдугалл.

Решаю начать с последнего — его каталог икон обещает много интересного. Открытый в Лондоне Екатериной и Уильямом Макдугалл, этот аукционный дом за сравнительно короткое время превратился в одного из крупнейших продавцов русского искусства. Амбициозно и с размахом проводимая пиар- компания по привлечению продавцов и покупателей принесла свои плоды — имя Макдугалл стало синонимом быстрого коммерческого успеха на растущем рынке.

«Аукционный дом Макдугалл» — слышу я приятный женский голос на другом конце и  прошу соединить меня с отделом икон. «Хелен Мак Илдо слушает», — откликается наконец отдел икон. Имея два диплома по истории искусств, г-жа Мак Илдо уже около года помогает в работе по составлению иконных каталогов. «Мы вполне довольны результатами», — бодро отвечает она на мой вопрос об итогах июньского, третьего по счету, аукциона. Голос ее меняется, когда речь заходит о стилистических особенностях и обоснованности датировки нескольких лотов каталога. «Мне нечего добавить к тому, что написано в сопроводительном пояснении, — повторяет она, не желая, очевидно, вдаваться в подробности. — За атрибуции отвечает наш экспертный совет, в частности, Ирина Шалина. Других имен назвать не могу. Но Ирина, я уверена, будет рада ответить на все ваши вопросы».

Я позвонил в Отдел древнерусской живописи Государственного Русского музея и договорился об интервью с ведущим научным сотрудником, кандидатом искусствоведения Ириной Александровной Шалиной, специалистом аукционного дома Макдугалл по древнерусской живописи. «Точнее, бывшим специалистом, — ошарашивает меня Шалина, — с завтрашнего дня я там не работаю».

— Что привело вас к такому решению?

— Я принадлежу к поколению, для которого иконопись —  явление высшего порядка. До самого последнего времени люди, интересующиеся, собирающие иконы, делали это не ради денег, а, что называется, «по любви». Увлекаясь философией, религией, они собирали иконы, изучали иконографию, читали, думали. Сегодня иконы коллекционируют люди совершенно другого сорта: чиновники, бизнесмены, мечущиеся в поисках того, куда вложить деньги. Для них икона — не более чем предмет интерьера, «цветовое пятно» на стене. Ни проблемы стилистики, ни вопросы сохранения, реставрации их не волнуют. Подлинная эта вещь, сколько в ней авторской живописи, а сколько «дописанного», в каком она состоянии, — эти «нюансы» им неинтересны. И вот такое отношение привело к  падению интереса к иконе, ее престали понимать, ей «перестали доверять».

Специалистов нет, подделок — масса. Начиная свое сотрудничество с аукционным домом Макдугаллс, не раз заявлявшим о своем намерении стать лидером на рынке икон, я надеялась изменить положение к лучшему. Ведь лидерство предполагает профессионализм, умение не только продавать, но еще и «воспитывать» коллекционера, показывать пример того, как «правильно» оценивать икону. Со временем, однако, я поняла, что мои усилия превратить аукцион в нечто большее, нежели коммерческое предприятие, никому не нужны. Единственное, что заботит владельцев, —  извлечение прибыли.

— Как вы попали в Макдугалл?

Меня пригласили в Макдугалл в качестве консультанта на первый аукцион икон. Каталог аукциона готовила Мария Пафити. Потом ее уволили, но не из-за икон, а по какой-то другой причине. Завышенные цены на иконы в Макдугалл во многом спровоцировала именно она, сослужив и арт-рынку, и аукционному дому плохую службу. Но с результатами аукциона ее увольнение связано не было. Екатерина Макдугалл  до сих пор считает, что Мария здорово «продавалась», была вполне на своем месте, и  все было бы хорошо, если бы не размолвка между ними. Но с профессионализмом Марии это никак не связано.

Так вот, перед первым аукционом мы с мужем приехали для просмотра коллекции на предмет подделок. Очень много вещей пришлось отклонить — как подделок, так и икон, практически целиком переписанных, полностью утративших авторскую живопись. Мария этого, к сожалению, не увидела. Она ведь специалист по греческим иконам. У нее хорошее образование, хорошая школа, но греческая икона и икона русская — большая разница.

Я никогда не возьмусь атрибутировать греческую икону. Там совсем другая техника, другие законы реставрации, стиля. Правда, специалисты и эксперты на Западе не относились к Пафити серьезно и в отношении греческого искусства… Мы Марию тогда спасли, убрали подделки с аукциона. Другое дело, что в первом каталоге было много посредственных вещей. Там даже на обложке «Патриарх Иов» — обрезанная икона, просто кусок, фрагмент. Цена ей — три с половиной тысячи, а продана она была за бешеные деньги  — $122 тыс. Просто потому, что на обложке.

Вот с этого Макдугалл начинал свою «иконную деятельность».

— В качестве главного эксперта Вы подготовили два аукциона —декабрьский и только что прошедший, июньский…

— К каждому своему заключению я относилась, как врач к диагнозу. Свою точку зрения старалась отстаивать до последнего. Кстати, ни одно мое заключение никогда профессионально никем в Макдугалл не оспаривалось. Я считаю, что каждый каталог должен быть серьезной публикацией, служить подспорьем в научной работе, а не превращаться в макулатуру с последним ударом молотка. Но бывали случаи, когда мне выкручивали руки, уговаривали согласиться на датировку. Так было с одним из топ-лотов декабрьского аукциона, в основе своей — иконе 17-го века, но позднее сильно «доработанной». Выставили ее как 17-й, без оговорок, для того только, чтобы продать по очень высокой цене. Я заявила, что ставить под этим свою фамилию не буду, сказала, что уйду. Но не ушла. Уговорили. Мы еще на что-то надеялась. Мы — это я и мой муж Николай Задорожный, директор Музея русской иконы в Москве. Роскошный частный музей, созданный Николаем за три года на средства его владельца Михаила Абрамова.

Так вот, после первой неудачи (в декабре 2009-го) он предложил Екатерине Макдугалл, что называется, взяться за аукцион — подписать с нами договор, по которому Николай будет полностью его комплектовать, подбирать весь аукционный «репертуар», а я буду заниматься атрибуцией, экспертизой. Екатерина была этим предложением довольна, договор был подписан. Хотя сразу было понятно, что выполнять его она не собирается…

— Что вы имеете в виду?

— Перед последним, июньским аукционом я все вещи просмотрела заранее. Какие-то отобрала для аукциона, какие-то нет. Приезжаю в Лондон. И здесь выясняется, что есть еще партия икон. Вещи неинтересные, неоправданно дорогие, которым, по моему мнению, на аукционе не место. А меня заставляют их описать и внести в каталог. Представьте себе: за три дня до сдачи каталога в печать появляется с десяток икон, из которых три — подделки, пять — по цене в два раза выше, еще три — вещи весьма сомнительные! Хотя, надо отдать должное Екатерине, коммерческое чутье у нее невероятное. Четыре иконы из этих десяти были проданы. Но эти продажи не соответствовали ни уровню, ни цене.

— А кто еще готовил аукционный каталог?

— Все лоты проходили через меня. Екатерина Макдугалл, без всякой консультации со мной, взяла в отдел Хелен Мак Илдо-Дженкинс. Как она сказала, «делать каталог». Она хозяйка, ее право брать кого угодно. Хелен — человек очень хороший. Единственная проблема в том, что она ничего не понимает в иконах. Я поняла это через полчаса после нашего с ней знакомства.

К примеру, сороковой лот июньского каталога — иконы с изображением четырех евангелистов: Марка, Матвея, Луки и Иоанна, из которых первая написана, что называется, вчера. Это очевидно. Но для Хелен это было откровением. И вот она садится «делать каталог», заказывает фотографии — неизвестно какие и неизвестно для чего. Со мной никто не советуется  ни по поводу иллюстраций, ни о порядке размещения вещей в каталоге… Я все силы потратила на то, чтобы отстоять в описании лота фразу: «Утраченный фрагмент с изображением Евангелиста Марка при реставрации был заменен новым». Хотя эти слова должны были бы быть в заголовке, а не в конце текста. Отстояли, но не до конца — в интернет-версии о «замене» нет ни слова.

А ведь большинство смотрят именно Интернет — сайт, а не бумажный каталог! Более того, когда пришел макет каталога, то в описании сорокового лота из четырех абзацев осталось всего два — первый и последний. Середины как не бывало. Екатерина решила сократить текст, ничего в иконах не понимая. Я ведь профессионал, а не выпускница университета с трехлетним стажем работы. Я работаю с лучшими издательствами мира! И если уж пригласили специалиста, то, наверное, и слушаться должны как-то.

— Неужели все так плохо?

— Мне, с одной стороны, не хочется выставлять все в негативном свете. В конце концов, Екатерина делает свое дело, это ее «творчество», ее бизнес. Но, с другой стороны, речь идет об иконах — вот что грустно. Я стараюсь сдерживать себя, хотя мне это не всегда удается…

— Как вы думаете, сопоставимо ли искусство и бизнес?

— Если бы нам — мне и Николаю — дали возможность осуществить наши планы, то и аукцион был бы замечательный, и мнение об аукционном доме Макдугаллс начало бы меняться. Я убеждена, что аукцион должен стать местом встречи коллекционеров, экспертов, знатоков иконы. Это не уменьшит, а наоборот, поднимет уровни продаж, привлечет новых покупателей. И, самое главное, поможет изменить мнение о торговле русским искусством.

P.S. На наши неоднократные просьбы прокомментировать публикуемый материал MacDougall Arts Ltd. ответил молчанием. Красноречивым или нет — решать читателям.

Александр фон Ган

Источник: Novoye Russkoye Slovo

al-ghe.livejournal.com

MacDougall`s выставит на торги изысканную коллекцию искусства

Британский аукционный дом MacDougall's организует торги русского искусства в Лондоне. Участники аукциона смогут приобрести полотна известных русских мастеров, таких как Константин Сомов, Павел Кузнецов, Иван Хруцкий, Александр Дейнека и другие. Аукцион планируют провести 6 июня 2018 года.

Лот 11. Иван Шишкин, «Сосновый бор. Елабуга», 1897. 800 000–1 200 000 GBP

Известно, что топ-лотом станет полотно непревзойденного мастера пейзажа Ивана Шишкина «Сосновый бор. Елабуга ». В пейзаже художник с помощью живописного языка размышляет о жизни и смерти. Эксперты оценили картину в 800 000-1 200 000 GBP.

Лот 23. Константин Сомов, «Свидание в парке», 1919. 500 000–700 000 GBP

Также без внимания не останется картина Константина Сомова «Свидание в парке», которую художник написал в 1919 году. Она относится к знаменитым «галантным сценам» автора послереволюционных лет. В это время в его композициях на смену чувственному маскараду XVIII века, галантным маркизам, Пьеро и Арлекин нередко приходят недавние современники - обычные нарядные барышни и их кавалеры, крестьянские парочки, сельские и усадебные пикники, купание и фейерверки. Эстимейт работы составляет 500 000-700 000 GBP.

Лот 21. Павел Кузнецов, «Фонтан», 1904. 250 000–500 000 GBP

Появление на предстоящих торгах работы «Фонтан» Павла Кузнецова - событие выдающееся. Символические «фонтаны» - чрезвычайно важный этап творческой биографии художника. Именно он определил дальнейшие пути развития русского искусства серебряного века и, в частности, символизма. Сюжет появился на его полотне в 1904-1907 годах. Считается, что Кузнецов был вдохновлен реальными фонтанами его юности из родного волжского города Саратова. Стартовая цена: 250 000-500 000 GBP.

Лот 25. Хаим Сутин, «Уснувшая с книгой. Мадлен Кастен», ок. 1937. 300 000–500 000 GBP

Представленная на торги работа «Уснула с книгой, Мадлен Кастэн» Хаима Сутина. Портрет близкого друга, коллекционера и покровительницы художника - один из самых экспрессивных полотен художника. Он написан во второй половине 1930-х годов. Организаторы аукциона предлагают приобрести картину за 300 000-500 000 GBP.

Лот 22. Николай Сапунов, «Ночной праздник», 1907–1908. 200 000–300 000 GBP

Коллекционеры также смогут приобрести известную картину Николая Сапунова "Ночной праздник". В предлагаемой работе сходство с живописью Коровина, особенно с его ночными пейзажами Парижа. Наблюдается и в живописи темного фона со вспышками ярких пятен, и в явном стремлении маэстро к кисти. Но в то же время это полотно - дань ретроспективизму, столь характерном для «Мира искусства». Эстимейт: 200 000-300 000 GBP.

Лот 13. Иван Хруцкий, «Натюрморт с фруктами и сотами», 1840. 350 000–500 000 GBP

«Натюрморт с фруктами и сотами» Ивана Хруцкого, представленный на торгах MacDougall's, принадлежит к числу его лучших произведений в подобном жанре. Созданная на пике славы живописца работа наглядно свидетельствует о расцвете, который в 1830-1840 годы в России вновь переживает жанр «плодов и цветов», созвучный мировоззрения стиля «Бидермейер». Эксперты планируют получить за эту картину 350 000-500 000 GBP.

Лот 20. Николай Крымов, «Перед дождем», 1911. 200 000–300 000 GBP

Представленный на торги пейзаж Николая Крымова «Перед дождем» знаменует собой один из важнейших этапов в творчестве художника. Он написан в 1911 году, когда мастер уже вполне сформирован живописец, имеет широкую известность и признание публики. Крымов добивается в композиции «Перед дождем» неожиданно современного эффекта: сочетает натурные наблюдения с четко декоративными принципами. Эстимейт: 200 000-300 000 GBP.

Лот 7. Александр Дейнека, «Женщина в желтом платье», 1955. 300 000–500 000 GBP

Портрет "Женщина в желтом платье" Александра Дейнеки написана в 1955 году. В это время художник уделяет особое внимание женским образам и создает несколько портретов, воспринятых современниками как выражение духа времени. Художник ищет в индивидуальных чертах типичные, стремится передать не только вид конкретной модели, но и создать обобщенный портрет женщины своей эпохи. Полотно оценивается в 300,000-500,000 GBP.

Лот 31. Георгий Нисский, «Лежащая обнаженная», ок. 1959. 180 000–300 000 GBP

Картина Георгия Нисского «Лежащая обнаженная» - чрезвычайно редкий пример обращения знаменитого мастера советского пейзажа к жанру ню. В списке созданных им картин она остается буквально единственным образцом произведений подобного рода. Конечно, это прежде всего творческая студия, но ее художественные качества и история создания весьма примечательны. Эстимейт: 180,000-300,000 GBP.

Лоты 336–349. Фарфоровый сервиз Великого князя Михаила Павловича Императорский фарфоровый завод, Эпоха Николая I (1825–1855)

Фарфоровый сервиз Великого князя Михаила Павловича использовался при высоких приемов в Михайловском дворце, его резиденции в Санкт-Петербурге. Уникальный памятник русского декоративно-прикладного искусства был создан на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге в 1830 году. Через несколько десятилетий он стал частью приданого великой княгини Екатерины Михайловны, дочери Михаила Павловича. Эстимейт: £ 6,000-8,000.

MacDougall's (Макдугаллс) - британский аукционный дом, основанный в 2004 году Уильямом и Екатериной МакДугалл. По объемам продаж находится на 5-6 месте в Великобритании. Специализируется на русском искусстве и является третьим по объемам продаж в мире. Аукционный зал расположен в Лондоне. Представители есть в Париже, Москве и Киеве

Смотрите также

russiaartnews.com

MacDougall’s привез в Москву топ-лоты лондонских аукционов русского искусства

Наталия Гончарова. «Испанка». Фото: MacDougall’s

На пресс-конференции 6 ноября подводили итоги 15-летней деятельности аукционного дома. За отчетный период амбициозной супружеской паре финансистов из лондонского Сити, Уильяму и Катерине Макдугалл, удалось невозможное: MacDougall’s прочно утвердился в тройке лидеров среди аукционов русского искусства в Лондоне, сразу за такими гигантами, как Sotheby’s и Christie’s, а порой и оказываясь между ними по суммарной выручке торгов. В свою очередь, именно Лондон, за счет проходящей там дважды в год «русской недели», считается главным рынком отечественного искусства, намного опережая Нью-Йорк, Женеву и Москву. На пресс-конференции Уильям Макдугалл вполне оптимистично отзывался о том, как Brexit повлияет на британский аукционный бизнес. Среди возможных бонусов он называет отмену права следования (отчислений в пользу автора или его наследников с каждой публичной перепродажи произведения искусства) и налога в 5% на импорт искусства, введенных в Великобритании Европейским союзом. Вообще, команда MacDougall’s намерена и дальше завоевывать глобальный арт-рынок — планируется развивать новое направление, импрессионизма и современного искусства.

Что касается топ-лотов предстоящих русских торгов в Лондоне, то MacDougall’s привез весьма внушительную подборку: «Испанка» Наталии Гончаровой, «Метростроевка» Александра Самохвалова, «На балу» Бориса Григорьева, «Купающиеся мальчики» Кузьмы Петрова-Водкина (его натюрморт летом этого года установил очередной рекорд на Christie’s), «Портрет матери и сестры» Исаака Бродского и многое другое. Правда, московским посетителям выставки не удастся увидеть в оригинале главную сенсацию аукциона — работу Бориса Кустодиева «Осень. Проводы студента» (эстимейт £1,5–2 млн) из собрания знаменитого физика, нобелевского лауреата Петра Капицы, которого с художником связывала тесная дружба.

Однако и без Кустодиева на выставке есть на что посмотреть. Например, «Испанка» Гончаровой, предварительно оцененная немногим дешевле, в £800 тыс. — £1,2 млн. Цикл «испанок» 1910–1930-х годов для художницы знаковый, при этом вещь монументальная, написана на полутораметровом холсте вертикального формата. Работа из частного европейского собрания в 2003 году участвовала в выставке «Русский Париж» в Государственном Русском музее и опубликована в одноименном каталоге.

Кузьма Петров-Водкин. «Купающиеся мальчики». 1921. Фото: MacDougall’s

Еще одна значимая работа — «Купающиеся мальчики» Петрова-Водкина, датированная 1921 годом. В картине, выставленной на торги с эстимейтом £500 тыс. — £1 млн, соединены все наиболее узнаваемые элементы творчества художника — «только красного коня не хватает», по выражению Катерины Макдугалл. Написанная в Самарканде во время путешествия Петрова-Водкина по Средней Азии, работа со всей очевидностью отражает его поиски на пути от абстрактного пространства ранних лет к полному цвета и света метафизическому миру «планетарной действительности».

Из крупной американской коллекции Макдугаллам удалось заполучить на торги сразу несколько блестящих образцов русского искусства первой половины ХХ века. Это и невероятно эффектная, сочетающая в себе черты модернизма и античные реминисценции «Метростроевка» Самохвалова (£180–250 тыс.), и написанный в стилистике модерна «Портрет матери и сестры» Бродского (£350–500 тыс.), и две работы Николая Богданова-Бельского, и другие лоты.

Словно в пику конкуренту, аукционному дому Sotheby’s, у которого топ-лотом русских торгов станет абстракция Ивана Клюна из коллекции Георгия Костаки, на MacDougall’s выставлена коллекция из семи графических работ того же мастера русского авангарда, происходящих из собрания внучки художника, Светланы Клюнковой-Соловейчик, и опубликованных в подготовленном ею каталоге-резоне. Жемчужина собрания — киноплакат к фильму «Борьба гигантов» 1920-х годов (£60–90 тыс.). Это едва ли не единственный сохранившийся образец работы Клюна для киноиндустрии.

Михаил Шварцман. «Крепость главы». 1978–1987. Фото: MacDougall’s

Все вышеперечисленное — топ-лоты аукциона классического русского искусства, который состоится в Лондоне 27 ноября. Но в этот раз MacDougall’s проводит еще одни торги в рамках «русской недели» — аукцион современного отечественного искусства 25 ноября. В Москве из этой коллекции представлены два полотна: «Крепость главы» Михаила Шварцмана (£70–90 тыс.) и «Дорога» Олега Васильева (£35–50 тыс.). Кроме того, в усадьбе Зубовых выставлен целый ряд произведений русского искусства, которые можно приобрести частным образом, а не на аукционе.

Выставка открыта 7 и 8 ноября с 12 до 17 часов по адресу: ул. А.Солженицына, д. 9, стр. 1. Вход свободный.

www.theartnewspaper.ru

MacDougall — Блоги — Эхо Москвы, 06.11.2019

2019-11-06T20:47:00+03:00

2019-11-07T08:54:22+03:00

https://echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/2532777-echo/

https://echo.msk.ru/files/3179229.jpg

Радиостанция «Эхо Москвы»

https://echo.msk.ru//i/logo.png

Татьяна Пелипейко

https://echo.msk.ru/files/3009115.jpg

20:47 , 06 ноября 2019


 

Очередная предаукционная выставка в Москве: «15 лет MacDougall’s. Шедевры русского искусства на аукционах MacDougall’s».

 

К своей московской осенней выставке аукционный дом МакДугалл подобрал всего понемногу. Вот, что называется, «из старенького»: «Деревенские крестины» Сергея Виноградова.

 

Или «Сцена в таверне» Валерия Якоби. 

 

Зимний пейзаж Николая Дубовского.

 

И «Петербургский извозчик» баталиста Петра Грузинского.

 

«Солнечный день» Николая Касаткина.

 

И сценка в саду Константина Маковского.

 

Активнее представлен авангард – точнее, вообще первая половина ХХ века. Здесь в центре – «Испанка» Наталии Гончаровой.

 

Рядом, как положено, Михаил Ларионов – с натюрмортом.

 

Купающиеся мальчики Петрова-Водкина – на этот раз без коня.

 

Исаак Бродский – ранний (до всякой ленинианы), времен ученичества у Репина и с явным влиянием модерна. Это портрет матери и сестры художника.

 

Филипп Малявин – традиционно с крестьянками.

 

Михаил Нестеров. Его работы на религиозную тему сложно датировать – написанное после революции он иной раз помечал более ранними годами. А вот рама явно дореволюционная.

 

Неизменно элегантный Константин Сомов и очередная галантная сцена. 

 

Борис Григорьев и «Чилийская девушка» – судя по сюжету, работа уже времен эмиграции. Но какой привет малявинской крестьянке!

 

Бубновалетовец Адольф Мильман.

 

Ну, и завершим небольшой обзор «Метростроевкой» Александра Самохвалова – вполне себе античной кариатидой по стилистике. 🙂 

 

Где и когда это все (и не только это) посмотреть: только два дня, 7 и 8 ноября, с 12 до 17 часов, в здании усадьбы Зубовых на Таганке (ул. Солженицына, 9, стр.1). Вход свободный.

 

echo.msk.ru

Работы Кустодиева и Петрова-Водкина выставили на торги аукционного дома MacDougall's - Культура

ЛОНДОН, 8 ноября. /ТАСС/. Работы Бориса Кустодиева (1878-1927) и Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939) станут топ-лотами торгов произведениями русского искусства, которые 25 и 27 ноября проведет в Лондоне аукционный дом MacDougall's. Об этом корреспонденту ТАСС сообщили в пятницу в аукционной компании.

Оценочная стоимость полотна Кустодиева "Осень. Проводы студента", созданной в 1923 году, составляет £1,5-2 млн ($1,9-2,6 млн по текущему курсу). Ранее картина находилась в коллекции советского физика, лауреата Нобелевской премии Петра Капицы (1894-1984), который много лет поддерживал дружбу с художником.

Написанная в 1921 году в Самарканде картина Петрова-Водкина "Купающиеся мальчики" (1921), как ожидается, будет продана за £0,5-1 млн ($0,65-1,3 млн). Устроители аукциона рассчитывают, что повышенный интерес коллекционеров привлечет также полотно яркой представительницы русского авангарда Натальи Гончаровой (1881-1962) L’Espagnole ("Испанка"). Его оценочная стоимость равна £0,8-1,2 млн ($1-1,55 млн).

В ходе лондонской недели торгов предметами русского искусства MacDougall's также предложит вниманию ценителей семь графических произведений авангардиста Ивана Клюна (1873-1943) из коллекции внучки художника. Среди них - киноафиша снятого в 1926 году в СССР фильма "Борьба гигантов". Не дошедшая до наших дней кинолента рассказывает о соперничестве двух магнатов, из-за которого страдают рабочие, в конце фильма устраивающие забастовку. Стоимость плаката оценивается в £60-90 тыс. ($80-115 тыс.).

"Русская неделя" традиционно проходит в британской столице два раза в год - в мае-июне и в ноябре-декабре. Помимо MacDougall's, который 25 ноября проведет торги работами современных российских художников, а 27 ноября - произведениями признанных мастеров русской живописи, в ней принимают участие аукционные дома Christie's, Sotheby's и Bonhams. Общая выручка "русской недели", прошедшей в июне 2019 года, превысила $45 млн, а сами торги стали самыми успешными за много лет.

tass.ru

Результаты русских торгов MacDougall’s

Вчера в Лондоне состоялся аукцион MacDougall’s «Русское классическое и современное искусство», который принес 7,56 миллиона фунтов

Вчера, 10 июня, в Лондоне состоялся аукцион MacDougall’s «Русское классическое и современное искусство», который принес 7,56 миллиона фунтов. Торги в секции классического искусства оказались наиболее результативными — их итог составил 6,82 миллиона фунтов. Что же касается секции современного искусства, то за нее организаторам удалось выручить 743,8 тысячи фунтов.

Топ-лотом торгов стало полотно Нико Пиросмани «Арсенальная гора ночью», которое ушло с молотка за 1,07 миллиона фунтов при эстимейте в 0,9–1,2 миллиона. На втором месте оказался пейзаж Николая Рериха «Черная Гоби», который смог превысить верхний эстимейт (500–700 тысяч фунтов) и принес 790 тысяч. Замыкает тройку лидеров аукциона Василий Поленов с работой «Лодка на реке», цена на которую составила 618 тысяч фунтов (эстимейт 450–650 тысяч). В пятерку лучших также вошли холсты «Свадьба» Александра Волкова с результатом 541 тысяча фунтов и «Печорский монастырь. Большая колокольня» Сергея Виноградова с результатом 309,9 тысячи фунтов.

В секции современного искусства самой дорогой стала картина Олега Целкова «Матадор и бык», за которую покупатель заплатил 120 тысяч фунтов (эстимейт 100–150 тысяч). Второе и третье места заняли две работы Василия Ситникова, «К свободе» и «Русская зима», которые принесли 81,7 и 72 тысячи фунтов соответственно. Четвертой стала «Спящая кукла» Оскара Рабина с результатом в 52,5 тысячи фунтов. А пятую строчку в списке вновь занял Целков. Его полотно «Мужчина в зеленой шляпе», оцененное в 18–30 тысяч фунтов, в результате ушло с молотка за 35,9 тысячи.

Материал подготовила Екатерина Гусева, AI

Источники: macdougallauction.com, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

artinvestment.ru

Добавить комментарий