Марина абрамович перфоманс с людьми: история страшного перфоманса «Ритм 0»
история страшного перфоманса «Ритм 0»
Если ты не слышала об искусстве выносливости или знаешь об этом очень мало, красноречивее всего о нем расскажет творчество нашей героини. Она известна очень сильными и сложными перформансами. В 1974 году сербская художница Марина Абрамович провела эксперимент над собственным телом. Она хотела увидеть грань человеческой вседозволенности. И то, что она показала, шокировало и её и общественность. Представляем один из самых знаменитых проектов «бабушки искусства перформанса» под названием «Ритм 0».
Анастасия Максимова
Теги:
Марина Абрамович
VOICE обзор
искусство вокруг нас
Одежда
Волосы
Многих удивляет, почему добровольные пытки или контакт с другим человеком глаза в глаза в течение трех месяцев, называют искусством.
⚡️⚡️⚡️ ЧТОБЫ ОСТАВАТЬСЯ НА СВЯЗИ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО, ИЩИ НАС В Яндекс.Дзен, VK, Telegram, Одноклассниках.
Кстати, она отмечала, что чем хуже у тебя детство, тем лучше твоё искусство. Если человек по-настоящему счастлив, создать хорошее произведение не получится. Своим родителям она была особо не интересна, они занимались карьерой. Ее инсталляции иногда вызывали у зрителей шок, кто-то падал в обморок прямо на выставках. В любом случае, смотреть без эмоций уникальный эксперимент, который Марина Абрамович продемонстрировала миру, просто не получится.
В чем суть перформанса «Ритм 0»
Никто не знал, до какой низости способны дойти люди, которым дали абсолютную власть над другим человеком. Не догадывалась об этом и сама художница. Марина Абрамович поставила эксперимент, в общей сложности перформанс длился 6 часов. Идея его проста и элегантна: все это время позволять людям властвовать над телом другого человека. Перформанс состоялся в выставочном центре в Неаполе.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Художница встала перед длинным столом, на котором были сложены 72 предмета. Одни могли доставить удовольствие, другие — причинить боль, а третьи несли смертельную опасность. Перед девушкой и зрителями лежали перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, хлеб, мед, сахар, мыло, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, хлыст, виноград, скальпель, спирт и многое другое. На сделанных во время эксперимента фото Марины Абрамович мы можем увидеть, как люди используют эти вещи. От этих снимков, отражающих обстановку в том выставочном центре, кровь стынет в жилах.
Перед собой автор представления поставила табличку:
«Инструкция.
На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите.
Перформанс
Я — объект.
В течение этого времени я беру на себя полную ответственность.
Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».
Поначалу зрители были аккуратны и нежны: они целовали ее, дарили цветы, но, не получая отпора и возражений, постепенно заходили все дальше и дальше. Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Страсти неаполитанской ночи начали накаляться. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера. Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее.
Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту. Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка».youtube
Нажми и смотри
Роль зрителей в эксперименте Марины Абрамович
Поначалу зрители были аккуратны и нежны: они целовали ее, дарили цветы, делали приятные вещи. Но чем дольше длился социальный эксперимент, тем более жесткое отношение наблюдала Марина Абрамович. Не получая отпора и возражений, люди постепенно заходили все дальше и дальше.
«Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Страсти неаполитанской ночи начали накаляться. К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь. С ней проделывали и другие вещи сексуального характера.
Она была так вовлечена в процесс, что не возразила бы, если бы зрители захотели изнасиловать или убить ее. Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту. Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка», – так описывал эксперимент Марины Абрамович «Ритм 0» искусствовед Томас МакЭвили, наблюдающий за ним в зале.
Впечатления художника после перформанса
«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает Марина Абрамович об эксперименте. — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану.
После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом.
На видео Марина Абрамович рассказывает, что эксперимент, показанный открыто, без цензуры, обнажил страшную правду, которую далеко не все согласны признать о себе. «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить. Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить», — говорит художница.
Примеры инсталляций Марины Абрамович
Это был не единственный известный эксперимент Марины Абрамович, проведенный в 70-х годах. Перформанс «Отношения во времени» она представила в 1977 году вместе с художником Улаем. Они сплели свои волосы и просидели спиной друг к другу 17 часов. Первые 16 часов на них смотрели лишь сотрудники галереи. А на последний час пригласили зрителей.
Идея состояла в акцентировании внимания на том, что энергия публики помогает повысить уровень возможностей, даже если человек на грани изнеможения.В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства был поставлен новый эксперимент Марины Абрамович – «В присутствии художника». Посредством внимательного взгляда художница устанавливала контакт с любым желающим посетителем выставки. Момент фиксировал фотограф. Перформанс продолжался 736 часов и 30 минут. Автор посмотрела в глаза 1500 зрителям.
Эксперимент Марины Абрамович «Делай со мной все, что хочешь» повторился в 2021 году в Сочи. На девушке рисовали, ее гладили и говорили хорошие слова. Прохожие разделились на тех, кто делал приятное, кто совершал гадость, и тех, кто их исправлял. На нее выливали кетчуп, били в лицо тортом и так далее. Добрых людей оказалось больше. По мнению организаторов, это было связано с тем, что перформанс проводился в людном месте. Зрители просто испугались опуститься ниже.
Фото: Marina Abramovic Institute
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Книги
№79
Материал из газеты
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман
Константин Львов
06.12.2019
Марина Абрамович во время знаменитого перформанса «Ритм 0». Неаполь, 1974 г.
Фото: Marina Abramovic Institute
Биография художника — это во многом, и даже прежде всего, его работы. Достаточно вспомнить некоторые шокирующие перформансы Марины Абрамович, в том числе совместные с Улаем (Франком Уве Лайсипеном), — документацию многих из них видели посетители ее московской выставки 2011 года в «Гараже». В 1997-м Абрамович, уже отдельно от Улая, наградили «Золотым львом» Венецианской биеннале за перформанс «Балканское барокко», метафорически говоривший о кровавом распаде Югославии. Она ставила спектакли, снимала фильмы, стала героиней и актрисой знаменитой постановки Роберта Уилсона «Жизнь и смерть Марины Абрамович» — замечательной попытки показать трагические истории художницы в комическом свете. Абрамович основала Институт сравнительного изучения искусства и психологии и перформативных практик. Творческий путь ее продолжается более 50 лет и не обнаруживает признаков завершения.
Автобиография, увидевшая свет три года назад на английском и теперь появившаяся в русском переводе, помогает понять психоаналитическую предысторию и характер творчества художницы. Абрамович родилась в семье, принадлежавшей к югославской социалистической номенклатуре. Отец ее был большим чином в президентской гвардии, мать возглавляла Музей революции и искусства, представляла СФРЮ в ЮНЕСКО. Жизнь Марины в восьмикомнатной квартире разительно отличалась от быта обыкновенных жильцов блочных домов. Она с детства осознала лицемерие пропаганды: равенство провозглашалось, но не обеспечивалось. Вероятно, это вызвало желание как бы компенсировать незаслуженные привилегии детства добровольными неудобствами зрелости.
В ранние годы Марину часто наказывали мать и тетка; за незначительные провинности ее запирали в кладовку («плакар»). С переходного возраста она страдала сильнейшими мигренями, которые вынуждали ее оставаться недвижимой. Эти обстоятельства повлияли на специфику ее перформансов, основанных на перенесении физической боли и неудобств. До шести лет девочка жила у бабушки, только потом соединилась с родителями и тяжело привыкала к новому дому. Она прожила с деспотичной матерью чуть ли не до 30 лет, последние пять будучи замужем, причем мать настояла на раздельном проживании молодой пары и обязательном возвращении дочери домой к десяти часам вечера.
Многолетнее пребывание Марины в чуждом и даже враждебном пространстве повлияло на ряд ее художественных решений. Она прямо говорит о том, что ее единственной свободой была свобода выражения. Родители Абрамович жили в состоянии постоянной междоусобной войны и в 1964-м расстались. С детства Марина находилась в центре бесконечных скандалов, и скандальность стала непременным условием ее акций. Кроме того, отец был склонен к театральности и нередко прибегал к демонстративным жестам вроде разбивания бокалов на кухне или бросания партбилета в толпу протестующих. Наконец, сама общественная жизнь в авторитарной Югославии имела характер непрекращающегося перформанса: во главе страны находился вождь — маршал Иосип Броз Тито, буквально гипнотизировавший подданных, а социалистический уклад почти сам собой порождал довольно странные ритуалы. Позже Абрамович с неподдельным интересом погружалась в изучение жизни австралийских аборигенов и тибетских монахов. Представители первобытных культур, казалось, всю свою повседневность сделали нескончаемым перформансом, а религиозные тибетцы превращали человеческий организм (но не личность!) в предмет искусства.
Абрамович М. Пройти сквозь стены / Пер. с англ. К. Ганюшиной. М.: АСТ, 2019. 344 с.
Первый перформанс Марины был вполне житейским. Подростком она очень переживала из-за крупного носа и однажды решила кружиться возле родительской кровати до тех пор, пока не упадет и не ударится носом о ее острый край. После чего хирургам предстояло бы сделать девочке новый нос — такой, как на фотографии Брижит Бардо, заранее положенной в карман одежды. Здесь уже угадываются очертания будущих перформансов Абрамович.
Художница вспоминает еще два случая, повлиявших на ее творческую манеру. Приятель отца художник Филипович однажды вылил на холст клей, краску, песок, бензин и поджег со словами: «Это закат». Обгоревшие остатки краски и песка скоро осыпались, и от картины заката осталась лишь кучка пепла. Тогда она решила, что процесс в искусстве ей важнее результата. А однажды Марину поразила дюжина военных самолетов, оставивших белые следы в небе. Она поняла, что искусство можно делать из чего угодно: огня, воды, тела…
Автобиография позволяет проследить основные этапы творчества Абрамович. Студенческие ее дебюты совпали с антибуржуазными протестами 1968-го, которые докатились и до Белграда. Любимым ее фильмом была «Теорема» Пьера Паоло Пазолини; агрессивный акционизм, а не более прихотливый концептуализм казался ей единственной формой выражения протеста в искусстве. А когда началась их совместная жизнь с Улаем, то они сознательно разрушали свой быт, подолгу жили на колесах — в автомобиле вместо дома.
Это был второй ее этап — содружество с Улаем. Образ жизни был богемным: сквоты в Амстердаме, конопляные фермы в Тоскане, шалаши в австралийской пустыне и на атоллах Микронезии. Совместные их перформансы характеризует сосредоточенность на внутреннем, физиологическом и психическом, мире их персон — Мужчины и Женщины. Этот этап заканчивается кризисом их любовных отношений и эпилогом с хождением навстречу друг другу по Великой Китайской стене (1988). В этом перформансе, задуманном как «событие для двоих», поневоле участвовали дипломаты и правительства двух стран (КНР и Нидерландов), многочисленные военные и гражданские лица.
Случившееся в Китае вовлечение в перформанс посторонних людей знаменует начало третьего этапа. Абрамович делает свои проекты все более социально и политически заостренными — снимает кино о криминальных шахтерских поселках в Амазонии и создает то самое «Балканское барокко». Примерно тогда Марину настигает признание интеллектуальной элиты Запада, имя ее становится модным брендом.
Начинается четвертый этап, где художница балансирует на грани между кэмпом и китчем, если воспользоваться терминологией ее подруги Сьюзен Сонтаг. Проекты Абрамович превращаются в подлинную мегаломанию. Например, в рамках выставки «В присутствии художника» в Нью-Йорке (ее посетило 850 тыс. зрителей) она за два месяца успевает установить личный визуальный контакт с 1,5 тыс. человек. Ее партнерами выступают певица Леди Гага и модный дом Givenchy.
В акциях 1970-х Абрамович стремилась стать зеркалом аудитории, вынести на сцену страхи публики — боязнь страдания и смерти. Она сравнивала себя и зрителей с Колумбом и моряками-каторжниками, а свои выступления — с их последним ужином на Канарских островах на пути к неизведанному. Подобно Колумбу, Марина Абрамович открыла свою Америку, но что она открывает последние 20 лет — сформулировать несколько сложнее.
Подписаться на новости
Марина Абрамович
Скандальное выступление Марины Абрамович
Знаменитый перформанс
Марины Абрамович под названием « Ритм 0 » привлек внимание своим жестоким и даже опасным для жизни взаимодействием публики и пассивно терпящего артиста. В то время как представление началось относительно безобидно, пьеса вскоре превратилась в нечто более зловещее. Печально известная работа является частью серии Абрамовича « Ритм », состоящей из перформансов, которые художник исполнил в 19-м веке.70-е годы. Абрамович шла на значительный риск во время сериала и часто причиняла себе вред, исследуя такие темы, как контроль, его потеря и пределы человеческого тела. Ритм 0 — последняя работа в серии и, возможно, самая опасная.
Спектакль Rhythm 0 проходил в Studio Morra в Неаполе в 1974 году. Он длился шесть часов. Марина Абрамович предоставила аудитории следующие инструкции:
«Инструкции.
На столе лежат 72 предмета, которые можно использовать на себе по желанию.
Производительность
Я объект.
В течение этого периода я беру на себя полную ответственность».
В длинный список из семидесяти двух объектов, выложенных для перформанса, вошли:
«Пистолет, пуля, синяя краска, расческа, колокольчик, хлыст, губная помада, перочинный нож, вилка, духи, ложка, вата, цветы, спички, роза, свеча, зеркало, стакан для питья, полароид, перо, цепи, гвозди , игла, английская булавка, шпилька, кисть, повязка, красная краска, белая краска, ножницы, ручка, книга, лист белой бумаги, кухонный нож, молоток, пила, кусок дерева, топор, палка, баранья кость, газета, хлеб, вино, мед, соль, сахар, мыло, торт, металлическое копье, коробка с бритвенными лезвиями, блюдо, флейта, лейкопластырь, алкоголь, медаль, пальто, обувь, стул, кожаные струны, пряжа, проволока, сера, виноград, оливковое масло, вода, шляпа, металлическая труба, ветка розмарина, шарф, носовой платок, скальпель, яблоко».
Получайте последние статьи на свой почтовый ящик
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейЭтот обширный список показывает, что аудитория имела возможность использовать многие предметы таким образом, чтобы это было нейтральным, приятным или, по крайней мере, не вредным для художник. Попросив аудиторию активно участвовать в работе, спектакль поставил под сомнение ответственность зрителей.
Ход событий во время представления
Рассказы о том, что именно произошло во время представления, например, как пьеса началась и закончилась, различаются. В то время как одни говорят, что директор галереи объявил, что художник будет пассивен в течение следующих шести часов, другие сообщают, что инструкции были даны только в виде текста на стене. Также неясно, закончилось ли выступление потому, что истекли положенные шесть часов, или потому, что его остановила часть публики.
Одно из самых подробных описаний хода событий дал искусствовед Томас МакЭвилли. Он присутствовал во время спектакля и написал, что спектакль «начался скромно. Кто-то повернул ее. Другой человек поднял ее руку в воздух. Кто-то другой прикоснулся к ней несколько интимно». Хотя вопрос о том, можно ли интимное прикосновение к художнику по-прежнему считать ручным , является спорным, события вечера быстро изменились к худшему. Мак Эвилли написал, что вся одежда Абрамовича была срезана через три часа. Кто-то ножом перерезал ей шею и выпил ее кровь. Абрамович подвергся сексуальному насилию во время выступления, его носили полуголым и клали на стол. По словам Мак Эвилли, «когда к голове Марины приставили заряженный пистолет, а ее собственный палец возился со спусковым крючком, между группировками зрителей вспыхнула драка».
Несмотря на то, что не все зрители участвовали в этих насильственных действиях, кто-то вытирал слезы, а некоторые даже пытались вмешаться, Ритм 0 по-прежнему является примером перформанса, бурная эскалация которого произошла благодаря участию зрителей.
По словам Марины Абрамович, после окончания спектакля зрители покинули сцену. Люди, очевидно, боялись противостоять ей и немедленно покинули выставочное пространство, когда Абрамович вышла из своего пассивного состояния и пошла к публике по прошествии шести часов. В то время как Абрамович молча терпела действия публики во время Rhythm 0 , она много рассказывала о своих впечатлениях после выступления. Абрамович сказал: «Опыт, который я извлек из этой пьесы, заключался в том, что в своих собственных выступлениях вы можете зайти очень далеко, но если вы предоставите решения публике, вас могут убить».
Работа оставила свой след в жизни художника. Когда Абрамович зашла в свой гостиничный номер после спектакля, она посмотрела в зеркало и увидела, что часть ее волос полностью поседела. Абрамович сказала, что у нее до сих пор остались шрамы от Ритм 0 и что долгое время было трудно избавиться от чувства страха. Артистка также рассказала, что благодаря этому перфомансу она научилась, где провести черту и не рисковать лишний раз своим здоровьем и жизнью, как она это делала в течение 9 лет.0007 Ритм 0.
Что мы узнали из ритма Абрамовича 0 ?
Во времена Rhythm 0 исполнительское искусство уже было известным видом искусства. Несмотря на то, что это было до некоторой степени принято, артистов перформанса по-прежнему заклеймили как ищущих внимания, сенсационных, мазохистских и эксгибиционистских. Статья Абрамовича стала ответом на эту критику. Оставив исход выступления полностью на усмотрение публики, Абрамович возложил ответственность за произведение на зрителей, а не на артиста. Она хотела увидеть, как далеко зайдет публика, если художник ничего не сделает.
Остается вопрос, почему зрители делали то, что они, вероятно, не сделали бы в своей повседневной жизни. Абрамович дала зрителям разрешение делать все, что они хотят, без каких-либо последствий, через свои инструкции, в которых говорилось: « На столе есть 72 предмета, которые можно использовать на мне по желанию, и в течение этого периода я беру на себя полную ответственность. » Это, однако, не означает, что действия члена аудитории соответствовали их личным стандартам. Большинство зрителей, вероятно, сочли свои действия морально неправильными, поскольку все они покинули сцену, как только Абрамович восстановила свою роль активного агента после выступления.
В своей книге Марина Абрамович Мэри Ричардс пишет, что ход событий определялся динамикой групповой психологии. Поскольку зрители действовали как часть коллектива, они могли сохранять анонимную роль внутри группы. Для Ричардса группа, исполняющая свои желания, более опасна, чем ситуация, когда людям придется столкнуться с художником в одиночку. Следовательно, ответственность несет не человек, а группа. По словам Ричардса, это может привести к тому, что члены группы будут поощрять друг друга расширять границы и экспериментировать с предлагаемыми объектами.
Зрители, причинившие вред Абрамович во время спектакля, возможно, чувствовали себя оправданными в своих действиях из-за четкого указания артистки о том, что она берет на себя полную ответственность за действия и желания зрителей, что не исключало садистских желаний. Другой аспект, который мог бы стимулировать поведение аудитории, заключается в том, что многие из 72 предметов, таких как пистолет, лезвия бритвы и молоток, предполагали насилие.
Результат все еще пугает, учитывая, что Абрамович, похоже, сильно переживала во время представления и что она также предоставила публике предметы, которые можно было использовать, чтобы доставить удовольствие. Вредил ли зритель Абрамовичу или просто стоял и ничего не делал, им все равно приходилось сталкиваться с моральными последствиями своего поведения.
В книге Никаких невинных свидетелей: Перформанс и аудитория , Фрейзер Уорд обсуждает сложные отношения между перформансом, артистом и публикой. По словам Уорд, пассивность Абрамович и отказ от самоидентификации во время выступления позиционировали ее как Другого и в некотором смысле вне группы. Он сравнил ее статус с homo sacer Джорджио Агамбена, который описывает голую жизнь, которую можно включить или исключить из социально-политического порядка. Для Опеки Ритм 0 поставил зрителей в очень неудобное положение суверена, который может решить, жить кому-то или умереть, и который может утвердить или отвергнуть ценность существования Абрамовича.
Объективация и феминизм в Ритм 0
В инструкциях Абрамович ясно говорит: Я объект. Ее статус объекта, а не человека, подтверждается пассивным поведением Абрамович и тем, что зрители проявляют к ней свои желания. Сама артистка говорила, что была там как марионетка. Объективация тела Абрамович, образы женщины, переживающей насилие и сексуальные домогательства, кажется, решают феминистские проблемы. Однако Марина Абрамович не обязательно согласна с такой интерпретацией. Она сказала, что никогда не думала, что это была женская энергия, которая двигала произведением, и что мужество сделать это произведение казалось более мужским с ее точки зрения.
Rhythm 0 тем не менее показывает женское тело, объективированное и превращенное в товар как произведение искусства. Он предназначен для того, чтобы зрители брали, изменяли и использовали его по своему желанию. Эксплуатируя ее тело и решая ее, спектакль затрагивает феминистские вопросы. Феминистская интерпретация Rhythm 0 кажется еще более уместной, если взглянуть на то, как критически восприняли представление в то время. Работа Абрамович как художницы была особенно подвержена цензуре. Мало того, что к Абрамович не относились так серьезно, как к ее коллегам-мужчинам в мире искусства, СМИ также высмеивали ее. Сербское издание Еж написал, что Марина Абрамович не так уж и плоха, чтобы смотреть на и что кто-то может «использовать» ее . Аудитория на самом деле , использующая и объективирующая тело Абрамович, иллюстрирует феминистский оттенок спектакля. Глядя на этот знаменитый перформанс, мы можем узнать о феминистской важности работы, возможной опасности пагубной групповой динамики и сложной этической ответственности, которую мы несем по отношению к другим людям вокруг нас.
Перформанс Марина Абрамович: «Я была готова умереть» | Культура
В 1974 году Марина Абрамович провела ужасающий эксперимент. В галерее в своем родном Белграде, Сербия, она разложила 72 предмета на козлах и предложила публике использовать их на ней любым способом, который они сочтут нужным. Некоторые предметы были доброкачественными; боа из перьев, немного оливкового масла, розы. Других не было. «У меня был пистолет с пулями, моя дорогая. Я был готов умереть». Через шесть часов она ушла, мокрая от крови и слез, но живая. «Как мне повезло», — говорит она со своим все еще сильным акцентом и смеется.
В июне этого года Абрамович, которая в свои 67 лет иногда называет себя «бабушкой искусства перформанса», откроет выставку в лондонской галерее Serpentine. будет смелее и уязвимее, чем она была и в Белграде, и в Музее современного искусства в Нью-Йорке четыре года назад. Затем Абрамович сидела в кресле в галерее по восемь часов в день, а посетители стекались и один за другим занимали стул напротив нее. Некоторые плакали; другие засмеялись. По крайней мере, одна из них сняла с себя всю одежду, и охрана должна была снять ее. В течение трех месяцев Абрамович сидел там, невозмутимый, за это время «Художник присутствует» привлек в галерею рекордное количество людей и стал одним из самых известных и противоречивых перформансов, когда-либо поставленных. Fox News очень рассердился на то, что все это значило, и назвал ее «каким-то провокатором югославского происхождения», а куратор галереи Уитни назвал ее «одним из самых значительных художников второй половины 20-го века». Со своей стороны, Абрамович сел. И сел. И сел.
И вот она пасмурным утром в студии в Бруклине, одетая с ног до головы в Givenchy, ее любимого дизайнера, и грызет что-то похожее на корм для космонавтов. Для своего шоу Serpentine Абрамович должна быть в хорошей физической и умственной форме. Она на строгой диете и вскоре уезжает в Бразилию, чтобы встретиться с каким-то шаманским советником. Ей это понадобится; лондонская выставка, которая называется «512 часов» из-за времени, которое она проведет в галерее, удалит даже те несколько фрагментов структуры, за которые цеплялась выставка MoMA. На этот раз ни стула, ни стола. Вместо этого весь день каждый день с 11 июня по 25 августа Абрамович будет бродить по галерее, где после того, как ее попросят снять пальто, часы и все их устройства, посетители будут приглашены войти и посмотреть на нее. «Это публика и я, и ничего больше», — говорит она. «Я забрала предметы. Но встреча…» Она улыбается. «Я никогда не делал ничего столь радикального, как это. Это настолько несущественно, насколько это возможно».
‘Нет ничего более трагичного, чем художники 70-х, которые все еще занимаются искусством 70-х.’ Фотография: Майк МакГрегорКогда перформанс плохой, он хуже всего на свете, и даже хорошие вещи уязвимы для насмешек. На бумаге ничего не видно; женщина бродит по галерее – где тут артистизм? Тем, кто испытывает искушение насмехаться, следует посмотреть документальный фильм HBO о шоу Абрамовича в Музее современного искусства, чтобы увидеть, как бесперспективная предпосылка на самом деле превратилась в серию необычайно трогательных встреч. С первых дней своего пребывания в Сербии Абрамович подвергала себя крайнему физическому и психологическому давлению, чтобы вывести зрителей из обычного образа мышления. «Среда — это тело», — говорит она, и так говорят все артисты перформанса, но когда Абрамович режет себя ножом или врезается своим телом в стену, это делается с такой чистотой цели, что зритель временно приподнимается. самих себя. Это противоположность сенсационности или эксгибиционизму — жест самоуничтожения в романтическом смысле — и сидеть неподвижно в течение трех месяцев, приглашая к общению с незнакомцами, — это то, что в контексте измученной и рассеянной жизни, в которой мы живем, делает совершенным. смысл. Неудивительно, что люди плакали.
«Вы должны быть в состоянии, в котором вы полностью уверены в своей способности создавать такого рода харизматическое пространство», — говорит она и в настоящее время не спит ночью «в полной панике» по поводу повторения этого в Серпентине. «Это настоящий ад».
Только недавно все это стало популярным, и Абрамович стала рок-звездой, а также общением с Леди Гагой, которой она помогла разработать стратегии по отказу от курения (например, подсчет рисовых зерен). обложка модных журналов и ее профиль в стиле Марии Каллас на пути к тому, чтобы стать культовым — это плод 40-летней борьбы. На протяжении десятилетий Абрамович была бедной и незнакомой с миром искусства, безвестной, большую часть 10 лет жила в фургоне со своим тогдашним спутником жизни Уве Лайзипеном, немецким художником, выступавшим под именем Улай и с которым она водила машину. по Европе, сотрудничая с ее основополагающей работой 70-х годов. (Фургон, кстати, выследили и показали на ретроспективе MoMA, что привело Абрамович в полный ступор. «Этот фургон», — говорит она и вздрагивает).
Когда они с Улаем расстались, это было на широкую ногу: они превратили смерть своих отношений в произведение под названием «Влюбленные» (1988), в котором они шли навстречу друг другу с двух сторон Великой Китайской стены — 2500 км каждая, в течение нескольких месяцев – встреча посередине «на прощание». Если это не преданность своему искусству, то я не знаю, что это такое.
Видео Мэй Райан. guardian.co.ukАбрамович вышел из сложной ситуации. Ее родители были тесно связаны с послевоенным коммунистическим режимом тогдашней Югославии, и ее мать воспитывала Абрамовича в домашнем хозяйстве, больше похожем на учебный лагерь, чем на семью. В 2011 году она превратила жестокое воспитание в постановку под названием «Жизнь и смерть Марины Абрамович» с Уиллемом Дефо и Энтони Хегарти из «Энтони и Джонсонов» в главных ролях, в которой она сыграла и себя, и свою мать. «На каждой репетиции я плакала от начала до конца, — говорит она. «Однажды Бобби [режиссер] сказал: «Хватит плакать об этом дерьме. Публика должна плакать, а не вы. После трех лет гастролей по Европе я был свободен. Все эти истории меня больше не трогают. невероятное чувство».
Это было после многих лет критики репрессивного характера ее семьи и ее страны с помощью перформанса. В своей пьесе «Губы Фомы» (1975) она вырезала на собственном животе пятиконечную коммунистическую звезду, чудовищно лукаво подойдя к режиму и присвоению жестокости в своих целях. В других декорациях галереи она и Улай врезались друг в друга, кричали друг другу в лицо или сидели, глядя друг на друга в течение бесконечного времени, чтобы проверить и преодолеть границы того, что терпимо. Это было волнующе, шокирующе, прежде всего, морально и всегда плывущим перед лицом обвинений в бессмысленности. Большая опасность этого вида искусства, конечно, состоит в том, что боль ошибочно принимается за смысл.
«Вначале этим дерьмом занимались только мазохисты, и это было смешно. Им нужно было лечь в психиатрическую клинику», — кивает она. «Это сложнее объяснить. В каждой культуре [есть такие] шаманы или знахари, которые терпели невероятную физическую боль, потому что это дверь, открывающаяся в подсознание. И то, как мы действительно можем контролировать боль — это как контролировать все». . Это ключ».
Опыт в Музее современного искусства свел бы с ума большинство людей – столько времени сидеть неподвижно, не говоря и не двигаясь. (В ее кресле была потайная дырка, под которой помещался ночной горшок, так что ей не нужно было вставать, чтобы пойти в туалет). Абрамович не мечтал. Весь смысл упражнения, по ее словам, заключался в том, чтобы полностью присутствовать, концентрируясь на общении с тем, кто вошел, чтобы сесть напротив нее, и «я никогда не видела столько боли в своей жизни». Огромное количество людей, которые плакали, думает она, были вызваны этой инсценированной ситуацией, в которой «некуда идти, кроме как в себя. Это было шокирующе. Но как это было просто».
Перед открытием шоу и Абрамович, и МоМА немного беспокоились, что никто не придет. Когда дело пошло, знаменитости начали подтягиваться, чтобы сесть напротив нее, в том числе, неизбежно, Джеймс Франко, а затем пришел Улай. Абрамович нарушил протокол и потянулся через стол, чтобы схватить его за руки. Все обрадовались. «Я совершенно не ожидала, что он придет, чтобы сесть. В тот момент, когда он сел — и все стали очень сентиментальными по этому поводу, потому что они проецировали на нас свои отношения — но это было так невероятно трудно. Это был единственный раз Я нарушил правила».
Что заставляет ее двигаться к вещам, которые пугают ее больше всего, а не от них?
‘Особенно тяжело работать с британской общественностью. Они очень саркастичны. Им легко становится скучно. Фотография: Майк МакГрегор«С самого начала я понял, что учусь только на вещах, которые мне не нравятся. Если ты делаешь то, что тебе нравится, ты просто делаешь одно и то же. Ты всегда влюбляешься не в того парня. Потому что нет никаких изменений. Так легко делать то, что тебе нравится. Но дело в том, что когда ты чего-то боишься, столкнись с этим лицом к лицу, действуй. Ты становишься лучше».
Сколько стоит?
«Ах, большой. Много одиночества, дорогая. Если ты женщина, почти невозможно установить отношения. Ты слишком много для всех. Это слишком. Женщина всегда должна играть в это Роль хрупкого и зависимого. А если нет, то они очарованы вами, но только на короткое время. А потом хотят изменить вас и раздавить. А потом уходят. Итак, много одиноких отелей комнаты, моя дорогая».
Улай и Абрамович расстались отчасти потому, что она опережала его как художник, о чем он довольно горько размышляет в документальном фильме, едко говоря, что она стала «очень амбициозной» после того, как они расстались. Некоторые из ее сверстников критиковали Абрамович за то, что она зарабатывала деньги и одевалась от кутюр, в то время как вся ее карьера была посвящена антиматериализму — ее наименее любимая эпоха была 9-го века. 0-е годы британская арт-сцена с ее «товаризацией искусства».
У нее нет на это времени. «Меня критиковало мое поколение, художники 70-х — и нет ничего более трагичного, чем художники 70-х, которые все еще занимаются искусством 70-х, — потому что я стираю все эти границы между модой и поп-музыкой. Вчера я действительно разозлился, потому что была дама, которая сказала: «Марина несерьезна, потому что хочет попасть на обложку модного журнала». И потому что я провел мероприятие с Jay Z. Она сказала, что я убил искусство перформанса. Но кто установил эти правила?»
В любом случае, она говорит: «Я люблю моду. Кто сказал, что если у тебя красная помада и лак для ногтей, ты плохой художник».
Ее искусство по-прежнему глубоко антиматериалистично. Трудно упаковывать и продавать искусство перформанса, поэтому она и привлекла его в первую очередь. Ближайшее, что вы можете получить, — это видео или фотоснимки ее культовых шоу. В 1974 году, когда она предложила публике использовать эти объекты на ее застывшей фигуре, Абрамович обнажила жестокость, скрывающуюся под поверхностью цивилизованных людей. Поначалу посетители галереи не решались к ней подойти. Затем, по сценарию «Повелителя мух», ее начали исподтишка пытать. «До сих пор остались шрамы от тех мест, где меня резали», — говорит она. «Они брали шип с розы и вонзали его мне в живот. Общественность может убить тебя. Это то, что я хотел увидеть».
Но в Музее современного искусства сделки проводились с любовью.
«Да. Я понимаю, что в людях можно выявить и худшее, и лучшее. И я узнал, как превратить это в любовь. Вся моя идея в Музее современного искусства заключалась в том, чтобы дарить безусловную любовь каждому незнакомцу, что я и сделал. , А другой [в Белграде] был вызовом для всех возможных плохих энергий: если вы дадите парню бензопилу … вы его провоцируете ».
‘Мечтаю иметь такого идеального мужчину, который не захочет меня изменить.’ Фотография: Майк МакГрегорНевероятно, но как раз перед тем, как она начала сидячую забастовку в MoMA, она начала бракоразводный процесс со своим тогдашним мужем, Паоло Каневари, итальянским художником. «В конце проекта он вернулся, на год. Еще ужаснее. Ничего больше не работало. Это было — боже — бесконечно. Но какая-то часть вас в эти периоды онемела. »
Она сейчас в отношениях?
«Нет. Конечно, я мечтаю иметь такого идеального мужчину, который не хочет меня менять. И я так не брачный материал, это ужасно. Но моя мечта — иметь те воскресные утра, где ты завтракать и читать газеты с кем-то. Я такой старомодный в реальной жизни, и я такой не старомодный в искусстве. Но я верю в настоящую любовь, так что, возможно, это произойдет. Прямо сейчас нет, у меня нет космос. Но жизнь была хороша для меня. Много боли. Но все в порядке».
Это очень странный образ жизни, и она это знает. Как обстоят дела в Серпентине, она не знает. По ее словам, британцы такие сдержанные и склонны к насмешкам. Возможно, она вспоминает, что случилось с Дэвидом Блейном, когда он много лет назад подвешивал себя в ящике из плексигласа над Темзой и был вознагражден насмешками и людьми, выбрасывающими бутылки. Но Абрамович не принадлежит к его банальной категории шоу-бизнеса. В том, что она делает, нет иллюзии; когда она режет себя, это реально. Все дело в том, что это реально.
В любом случае, говорит она, «работать с британской публикой особенно тяжело. Они очень саркастичны. Им легко становится скучно. Они не хотят участвовать ни в чем, что могло бы их смутить или высмеять. И это огромный вызов». Она чертовски нервничает.
Она также смотрит дальше с августа по сентябрь, когда она поставит еще один перформанс в галерее Шона Келли, ее профессиональном доме в Нью-Йорке, а также на вечеринке по случаю ее 70-летия, которую Гуггенхайм предложил провести. «Я настоящий воин искусства», — говорит она. Такая фраза может сойти с рук только женщине с прошлым Абрамович. «Когда я делаю что-то, я делаю это правильно, а потом приходит другая Марина, очень хрупкая и очень тщеславная, и хочет есть мороженое».
Или, говоря иначе, она говорит: «Я люблю плохие шутки. Я люблю получать удовольствие от всего.