Матисс радость жизни: Радость жизни, Анри Матисс — описание картины

Лекция «Анри Матисс. Радость жизни»

Лекция «Анри Матисс. Радость жизни» — Особняк Мясникова

5 июня

Лекция «Анри Матисс. Радость жизни»

Анри Матисс – великий мастер XX века, чей вклад в развитие мирового искусства несомненен. Но так считали далеко не всегда. В начале XX века почти каждый показ его искусства порождал скандал, бурю критики и насмешек. Но Матисс никогда не отступал, а шел своим путем. Он открывал небывалую до той поры силу цвета, гармонию живописных созвучий. Отказываясь от лишних деталей, академической правильности, он приходил к искренности, известной детскому творчеству.  

 «Радость жизни» (1905–1906) — одна из ключевых картин Матисса, а ее название прекрасно отражает мироощущение мастера. Ему были знакомы и беды, и горести, но он умел преодолевать их и видеть в жизни красоту, радость и гармонию. Яркая и невероятно смелая работа вызвала серьезный общественный резонанс и явилась целым событием для мира изобразительного искусства. 

 В нашей беседе мы поговорим о пути художника, который изначально им быть не планировал, о том, как трансформировалось его искусство и о том, какую роль сыграл в этом процессе его покровитель и друг, коллекционер С.

И. Щукин. «Красная комната», «Танец», «Музыка» и многие другие произведения рождались для особняка московского собирателя. Без его поддержки и заказов мастер вряд ли стал бы тем Матиссом, живописью которого наслаждается сегодня весь мир. 

 Спикер — Ольга Леонтьева, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции французской живописи второй половины XIX–XX вв., куратор нескольких крупных выставочных проектов. 

 

Мероприятие состоялось

5 июня в 17:00

адрес

Восстания, 45

цена

2000 руб

5 июня

Лекция «Анри Матисс. Радость жизни»

через -149 день

5 июня в 17:00

адрес

Восстания, 45

цена

2000 руб

Анри Матисс – великий мастер XX века, чей вклад в развитие мирового искусства несомненен. Но так считали далеко не всегда. В начале XX века почти каждый показ его искусства порождал скандал, бурю критики и насмешек. Но Матисс никогда не отступал, а шел своим путем. Он открывал небывалую до той поры силу цвета, гармонию живописных созвучий.

Отказываясь от лишних деталей, академической правильности, он приходил к искренности, известной детскому творчеству.  

 «Радость жизни» (1905–1906) — одна из ключевых картин Матисса, а ее название прекрасно отражает мироощущение мастера. Ему были знакомы и беды, и горести, но он умел преодолевать их и видеть в жизни красоту, радость и гармонию. Яркая и невероятно смелая работа вызвала серьезный общественный резонанс и явилась целым событием для мира изобразительного искусства. 

 В нашей беседе мы поговорим о пути художника, который изначально им быть не планировал, о том, как трансформировалось его искусство и о том, какую роль сыграл в этом процессе его покровитель и друг, коллекционер С. И. Щукин. «Красная комната», «Танец», «Музыка» и многие другие произведения рождались для особняка московского собирателя. Без его поддержки и заказов мастер вряд ли стал бы тем Матиссом, живописью которого наслаждается сегодня весь мир. 

 Спикер — Ольга Леонтьева, научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции французской живописи второй половины XIX–XX вв. , куратор нескольких крупных выставочных проектов. 

 

Афиша

БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ

Мастерская художника. Подробное описание экспоната, аудиогид, интересные факты. Официальный сайт Artefact

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Галерея искусства стран Европы и Америки»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

#1

Анри Матисс

Мастерская художника (Розовая мастерская)

#2

#8

По воспоминаниям очевидцев, стены в мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино были белыми, что не мешало художнику изображать их розовыми или красными (в «Красной мастерской», хранящейся в нью-йоркском Музее современного искусства). Матисс любил цитировать Делакруа, утверждавшего, что точность не тождественна правде, а сам говорил:

#9

«Не надо портить правдой хорошую картину». 

#10

И еще: 

#11

«Я не могу копировать натуру, которую должен интерпретировать; даже отступая от натуры, художник должен быть убежден, что делает это в целях более полной ее передачи».

#12

Поэтому, несмотря на то, что в «Мастерской художника» немало конкретных предметов интерьера из студии Матисса, ее цветовое решение полностью оригинально: грань между реальностью и фантазией оказывается практически стерта.

#3

#13

«Мастерская художника» была написана в 1911 году. Если в более ранние годы (как, например, на полотне «Радость жизни») Матиссу приходилось обращаться к воображаемым, фантастическим мирам, чтобы экспериментировать с цветом и линией, то теперь ему вполне хватает обыкновенного интерьера мастерской, который он видит каждый день. Одна из самых занимательных композиционных находок картины, ярко демонстрирующая способность художника соединять реальность с фантазией, — мысленная вертикальная линия, которую зрителю предлагается провести от вазы на высоком табурете. Ваза пуста, но узоры синей драпировки, висящей на ширме, как будто замещают здесь живые цветы; от них, в свою очередь, зрительский взгляд переходит уже к настоящей природе, которую мы видим в оконном проеме.

#4

#14

Причудливые, узорчатые, орнаментальные ткани, ковры и драпировки — регулярный мотив картин Матисса. Не лишним будет вспомнить, что его предки по отцовской линии были ткачами, а сам регион, из которого происходил художник, — Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции — славился своей текстильной промышленностью. Интерес Матисса к разного рода тканям и коврам подпитывался его знакомством с мусульманской культурой: в 1910 году художник побывал на большой выставке исламского искусства в Мюнхене, а спустя два года отправился в экспедицию в Марокко. Центральные элементы композиции «Мастерской художника», организующие пространство интерьера, — узорчатая ткань, висящая на ширме, и лежащий на полу ковер — выдают знакомство живописца с традицией декоративных восточных арабесок.

#15

Анри Матисс. Статуэтка и вазы на восточном ковре
(Натюрморт с восточным ковром). 1908 год
ГМИИ им. А. С. Пушкина

#16

Анри Матисс. Фрукты и бронза. 1909–1910 годы

ГМИИ им.  А. С. Пушкина

#5

#17

Фовисты* эмансипировали цвет, сделав его основным носителем художественной экспрессии, и, хотя к моменту написания «Розовой мастерской» их движение фактически сошло на нет, переживание яркой, броской, дикарской эстетики фовизма в том или ином виде характерно почти для всего творчества Матисса, включая и зрелые работы. Это полотно — своего рода цветовая симфония: розовый цвет вступает во взаимодействие с охрой и нежно-изумрудными оттенками, а желтый ковер с синим орнаментом уравновешивается синей тканью с желтыми узорами. Неслучайно несколько картин Матисса — «Мастерская художника», «Красная мастерская», «Интерьер с баклажанами» и «Семейный портрет» — получили название «симфонические интерьеры».

#18

* Фовизм — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Самый известный представитель — Анри Матисс. Название закрепилось за движением благодаря французскому критику Луи Воселю, назвавшему художников, представленных на Осеннем салоне 1905 года, «дикими зверями» (les fauves).

Среди отличительных черт фовистов — динамичность мазка, стихийность, яркий колорит, контрастность цветов.

#6

#19

Матисс к 1911 году — художник уже достаточно зрелый, многое переживший, знакомый с разными стилями западного и восточного искусства. Поэтому если интерьер «Мастерской художника» по преимуществу выполнен им в прозрачной, акварельной манере, то пейзаж за окном, состоящий целиком из отдельных тонких мазков, — это внезапное и, очевидно, абсолютно осознанное возвращение к импрессионизму, своего рода культурная гиперссылка.

#7

#22

Жанр «Мастерская художника» определяли как нечто среднее между натюрмортом и интерьерной живописью — между тем сам Матисс считал картину во многом автопортретом. О художнике здесь рассказывает обстановка студии, но главное — его собственные работы, представленные в немалом количестве: картины в картине. Место нашлось и живописным произведениям (самые известные из них — «Роскошь» 1908 года и одна из версий «Танца», ныне хранящаяся в Нью-Йорке), и скульптуре, которой Матисс тоже отдавал много времени и сил.

Вид мастерской как будто говорит зрителю: вот он я, вот мои интересы, это то, чем я занимаюсь и чем живу.

читать дальшескрыть

00:00

00:00

1x

Мороз в Лувесьенне

Альфред Сислей

Красные виноградники в Арле

Винсент Ван Гог

Анри Матисс.

Коллекция работ

Нимфа и сатир

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Синий кувшин

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Настурции. Панно «Танец» II

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Вид Коллиура

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Красные рыбы (Золотые рыбки)

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Букет цветов в белой вазе

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Натюрморты

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Тюльпаны с листьями калл в китайской вазе

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Уголок мастерской

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Танец

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Статуэтка и вазы на восточном ковре

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Красная комната (Гармония в красном)

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Мастерская художника

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Дама на террасе

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Марокканский триптих (Зора на террасе)

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Натюрморт с голубой скатертью

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Бутылка схидама

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Лежащая обнаженная на фиолетовом фоне

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Арумы, ирисы и мимоза

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Раковина на черном мраморе

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Посмотреть все

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.

Радость жизни: Шедевр раннего модерна Матисса

Картина Анри Матисса « Радость жизни » (1905–1906) — радикальная фовистская работа, которая сделала его одним из лидеров раннего модернизма с его выразительным использованием цвета, плавных линий и искаженной перспективы.

В этой статье Сингуляр подробно рассматривает шедевр, его фовистский стиль и влияние на модернизм.

Кем был Анри Матисс?

Анри Матисс (1869 г.)-1954) был французским художником, известным как рисовальщик, гравер, скульптор и живописец. Матисс родился на севере Франции и был старшим сыном богатого торговца зерном. Он вырос в Пикардии, а в 1887 году переехал в Париж, чтобы изучать право, и работал судебным администратором в Ле-Като-Камбрези. Он начал рисовать в 1889 году после того, как его мать купила ему художественные принадлежности, чтобы развлечь его, пока он выздоравливал от аппендицита. Матисс описал опыт рисования как «своего рода рай», и именно тогда он решил стать художником. Матисс учился в Academie Julian в Париже с 1891 года и был учеником Бугро и Моро. Его ранние работы были традиционными натюрмортами, созданными под влиянием самых разных художников, от Мане до Шардена. В 1896 году Матисс, неизвестный в то время ученик, познакомился с импрессионизмом и творчеством Ван Гога австралийским художником Джоном Расселом, который также научил его теории цвета, которая оказала глубокое влияние на развитие стиля Матисса.

У Матисса была дочь от его модели Кэролайн Джоблоу в 189 году4, а в 1898 году он женился на Амели Ноэли Парайр, с которой он воспитал Маргариту и двух их собственных сыновей. В том же году, когда он женился, Матисс побывал в Лондоне и на Корсике и много работал. Он также был страстным коллекционером работ других художников, а его личная коллекция включала произведения Родена, Гогена, Ван Гога и Сезанна.

Матисс был одним из лидеров фовистского движения вместе с Андре Дереном. По мере того, как он развивал этот выразительный неоимпрессионистский стиль, успех Матисса рос, а его репутация распространялась. В 19В 05 году он отправился на юг, чтобы работать с Дереном в Коллиуре, и его работы стали включать плоские формы, контролируемые линии и более плавный мазок. В том же году он выставлялся с фовистами в Осеннем салоне. Движение фовистов вызвало споры и вызвало бурную реакцию. На Armory Show в Чикаго в 1913 году была сожжена картина Матисса « Nu bleu ». Несмотря на то, что в то время мнения разделились, сегодня большинство из того, что считается великими шедеврами Матисса, было написано во время его фовистского периода.

Анри Матисс

В 1917 году Матисс переехал на Французскую Ривьеру, где его стиль смягчился в соответствии с послевоенной неоклассической тенденцией. Этот период творчества Матисса характеризуется темой восточной одалиски. После операции по поводу рака брюшной полости в 1941 году Матисс не мог ни ходить, ни стоять, что существенно затруднило его творческий процесс. С помощью своих помощников он начал создавать крупномасштабные коллажи из бумаги. Его самой известной вырезкой была книга Jazz, 9.0005, созданный в 1943 году. В 1948 году Матисс применил эту технику к дизайну Chapelle du Rosaire de Vence. Матисс умер от сердечного приступа в 1954 году в возрасте 84 лет. 

Что происходит в Радость жизни?

Монументальный фовистский шедевр Матисса «Радость жизни» обеспечил ему место одного из мастеров раннего модернизма наряду с его соперником Пабло Пикассо. «Радость жизни» впервые был выставлен в Салоне Независимых в 1906, где это вызвало большие споры и возмущение.

Радость жизни изображает относительно традиционный сюжет аркадского пейзажа в большом масштабе 176,5 x 240,7 см. Однако спорным был не предмет, а его стиль. Матисс изображает воображаемый пейзаж, основанный на его этюдах, сделанных на юге Франции. Среди деревьев и у моря находятся чувственные обнаженные фигуры, группа на среднем плане держит руки в позе, похожей на его 19.10 работа Танец, на переднем плане фигуры обнимаются, лаунж и музицируют. Радость жизни сочетает в себе множество влияний, от одалисок Энгра до использования Сезанна пейзажа в качестве сцены.

Радость жизни (1905-1906)

Радость жизни олицетворяет фовизм, поскольку Матисс сочетает чувственность фигур с плавными линиями и выразительным использованием ярких, неестественных цветов. Именно его использование цвета, от ярких оранжевых, синих, желтых и зеленых, больше всего возмущало аудиторию 19-го века.06. Матисс также играл с перспективой композиции, искажая фигуры и их анатомию, радикально подчеркивая чувственность и тему радости, которые пронизывают картину.

Радость жизни был куплен Гертрудой и Лео Стейн, двумя братьями и сестрами из богатой семьи американских эмигрантов, которые в то время покровительствовали авангарду в Париже. Гертруда Стайн выставила «Радость жизни» в своей квартире в Париже, где художники и интеллектуалы, включая Матисса, Аполлинера и Пикассо, собрались для салонов Стайн. Следовательно, многие художники вступили в контакт с Радость жизни и оказал глубокое влияние на развитие современного искусства, вдохновив Пикассо на создание Авиньонских девиц и сделав его одним из самых влиятельных произведений раннего модернизма. Гертруда Стайн описала работу, заявив: «Матисс нарисовал Le Bonheur de Vivre и создал новую формулу цвета, которая оставит свой след в жизни каждого художника того периода».

Узнайте больше о работах, вдохновленных Матиссом:

Autoportrait dans les jardins… by
Мария Маджента

В красках
Иван Клименко

Обнаженная с красными розами
Коола Адамс Старые деньги
Офир Дор
Если вам нужно вдохновение, чтобы найти свой следующий шедевр, просмотрите наши работы по категориям! Вы предпочитаете абстрактную живопись, пейзажную или портретную живопись?

«Радость жизни» 1905 Анри Матисса

Анри Матисса «Радость жизни»

Анри Матисса. Произведение «Радость жизни» доставит удовольствие каждому, кому посчастливится его увидеть.

Пожалуй, ни одна другая картина не выражает такого чистого восторга, как это красочное и радостное произведение Анри Матисса, также известное как «Бодрость жизни».

Когда была закончена эта картина?

Картина «Радость жизни», написанная в период с октября 1905 по март 1906 года, является одной из самых известных картин Матисса.

Наряду с «Авиньонскими девчонками» Пабло Пикассо, он считается одним из самых красивых произведений модернистского искусства, когда-либо созданных.

Это большая картина маслом на холсте размером более 176 на 240 сантиметров (70 x 94 дюйма).

«Радость жизни» впервые появилась на парижском Салоне Независимых в 1906 году, где ее монументальные размеры и яркие цвета вызвали большой скандал.

Кроме того, композиция Матисса игнорировала традиционную живописную перспективу. Действительно, фигуры словно парят почти в двухмерной плоскости. Они откидываются, расслабляются и резвятся среди зловещего пейзажа джунглей.

Критики были потрясены очевидным отсутствием темы и стилистической последовательности в произведении. Один рецензент даже зашел так далеко, что назвал это «концом французской живописи».

Мнение критиков разделили даже коллеги-художники. Примечательно, что французский пуантилист Поль Синьяк заметил, что работы Матисса «пошли к чертям собачьим». Художник также подверг критике «странные характеры» и «отвратительную» плоскостность матиссовского колорита.

Несмотря на это, другие художники нашли картину вдохновляющей. Пикассо (пытаясь превзойти Матисса) в ответ создал «Авиньонских девиц». С 1920-х годов публика также оценила эту картину маслом.

Почему Анри Матисс был вдохновлен на написание этого произведения искусства?

На картине, известной во французском языке как «Le Bonheur de Vivre», изображены мужчины и женщины, обнимающиеся, танцующие и играющие музыку на фоне яркой сказочной сцены.

Хотя прослеживание художественных связей может объяснить мотивацию художника, его основной целью было создание радостных произведений искусства.

Искусствоведы предполагают ссылки на гравюру Агостино Карраччи «Любовь в золотой век». Эта работа копирует одноименную картину шестнадцатого века, созданную Паоло Фьямминго.

Сходства между этими работами и «Радостью жизни» Анри Матисса заключаются в пасторальной обстановке в сочетании с жизненно важным элементом фантазии. Однако более значим композиционный прием кружка танцоров на заднем плане.

Очарованный этим композиционным элементом, Матисс изобразил танцоров не только в «Радости жизни», но и в другом шедевре «Танец» (1909-10).

Где находится «Радость жизни» Анри Матисса?

Фонд Барнса, Филадельфия, Пенсильвания, владеет картиной, выставленной вместе с несколькими другими картинами маслом Les Fauves.

Для Анри Матисса фовизм был неотъемлемым влиянием. Он основал движение вместе с Андре Дереном.

Добавить комментарий