Ольга свиблова директор мультимедиа арт музея: Ольга Свиблова. Интервью с директором Мультимедиа Арт Музея
Ольга Свиблова: «Медиа — это всё, чем пользуется художник, чтобы создать произведение»
Ольга Свиблова: «Медиа — это всё, чем пользуется художник, чтобы создать произведение»
В 2018 году у Ольги Свибловой, создательницы и директора знаменитого Мультимедиа Арт Музея, заслуженного деятеля искусств, члена президиума РАХ, юбилей. В 1996 году, когда музей возник, это была первая российская арт-институция,которая стала работать по мировым стандартам. Сегодня МАММ знают и любят не только в России, но и в мире. Его основательница попадала в рейтинг 100 самых известных людей в мире искусства. Музей, как и его директор, не любит подводить итоги, а вопрос о будущем и новых планах всегда будет главным.
Текст: Юлия Панина
—Ольга, что такое современный музей?
На другом конце провода тишина.
— Алло! Алло!
— Я думаю.
— Поняла. Извините.
— Мультимедиа Арт Музей в год посещают около 700 тысяч человек, причём 3/4 из них — молодёжная аудитория от 18 до 35 лет. Значит, музей людям нужен.
Современный музей — это пространство, попадая в которое из повседневной рутинной жизни человек встречается прежде всего сам с собой через искусство. И это очень важно. Каждая выставка — это месседж, который позволяет сосредоточиться на важных вопросах и задуматься о смысле жизни каждого из нас. Искусство даёт нам витальную энергию. Лучше Аристотеля, давшего определение катарсиса, до сих пор никто не сформулировал это состояние.
Но, для того чтобы получить этот катарсис, подключиться к витальной энергии, заложенной в произведение искусства, нужны определённые знания и умение не просто смотреть, но видеть. Задача музея — помочь зрителю, показывая искусство, именно видеть и чувствовать. В стремительно меняющемся мире меняются и музеи, стираются грани жанров и видов искусств. Музейными пространствами становятся улицы и городская среда. Если мы говорим, например, о стрит-арте. Искусство заполняет imagine places, оно уходит в онлайн, так как в онлайн уходит коммуникация. А искусство и есть коммуникация.
В белых стенах музейных залов выставки сменяют друг друга с невероятной быстротой
— То есть вы хотите сказать, что другие виды искусств, кроме изобразительного, тоже вторгаются в музей?
— Да, конечно. Например, в МАММ есть программы МАМММusic, МАММCinema, МАММPoetry и другие. Когда-то «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, основанные Ириной Александровной Антоновой, были прецедентом. Сегодня концерты и музыкальные события в музеях — тренд. В рамках программы МАМММusic у нас проходили фестивали Владимира Мартынова, Филипа Гласса и другие. Замечательный фестиваль VIVARTE Ивета и Тамаз Манашеровы делают в Третьяковской галерее. Их фонд U-Аrt уже много лет проводит Vivacello, ставший неотъемлемой частью музыкальной жизни Москвы. Многие концерты в рамках этого фестиваля проходят в музеях, в том числе и в МАММ. Приходя на концерт в музей, люди по-новому воспринимают выставки, а зрители открывают для себя музыку. В современном искусстве саундтрек часто становится неотъемлемой частью экспозиции, а звуковая инсталляция (англ. sound installation) в музеях сегодня уже привычное явление.
…Родченко мечтал о музее, который объединит все виды и жанры искусств. Его «Опыты для будущего» сегодня стали реальностью. Можно сказать, что мы создавали музей, следуя его заветам…
— Ваш музей называется Мультимедиа Арт Музей. Почему вы выбрали такое название?
— С момента своего возникновения искусство пользуется разными медиа. Медиа — это всё, что художник использует для того, чтобы создать произведение. Это холст, краски, мрамор, поролон, мусор, фотография, кино или видео, звук и так далее. По сути, Александр Родченко был мультимедийным художником, работая с самыми разными техниками и материалами в таких различных областях искусства, как живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, полиграфия и кино. Он писал в своих дневниках, что когда-нибудь его творчество будет восприниматься как единое целое. Родченко мечтал о музее, который объединит все виды и жанры искусств. Его «Опыты для будущего» сегодня стали реальностью. Можно сказать, что мы создавали музей, следуя его заветам.
МАММ ежегодно входит в число самых посещаемых художественных музеев страны
— Кто определяет сегодня границы того, что такое искусство?
— В 1917 году Марсель Дюшан установил свой знаменитый «Фонтан» в нью-йоркском музее. И это была концептуальная революция. Сушилки для тарелок и писсуар обрели в музейном пространстве художественные смыслы. Этот радикальный жест вскрыл символическую природу искусства, нашу способность видеть другие смыслы, которые приобретает предмет, попадая в музейное пространство. Так он проявил силу контекста, который влияет на смысл текста. Центральная фигура в мире искусства — художник. Произведения его, попадая в музеи, как правило, проходят апробацию через руки коллекционеров. Без последних нельзя представить себе существование сферы искусства, и именно они видят в молодом художнике потенциал. Достаточно вспомнить наших великих российских коллекционеров Щукина и Морозова, открывших миру и Франции великих французских художников Матисса, Гогена, Ван Гога и других. Дар и талант видеть и чувствовать искусство, находить новые бриллианты в художественном процессе и сегодня, и в истории искусства, переоткрывая или открывая впервые то, что не попало в рамку общепринятых ценностей, — дар не меньший, чем быть художником. Многие музеи мира основывались коллекционерами (вспомним Третьяковскую галерею) или создавались на основе частных коллекций.
Ольга Свиблова входит в число самых влиятельных деятелей искусства не только в России, но и в мире
Дары музеям во всём мире являются важнейшим фактором пополнения музейных собраний. Хочется упомянуть проект двухлетней давности «Коллекция» в Центре Помпиду. Благодаря усилиям российских коллекционеров в этот один из крупнейших и самых посещаемых в мире музеев попало более 500 работ наших современных художников. Центр Помпиду обладает крупнейшей коллекцией искусства русского модернизма. Василий Кандинский, Марк Шагал, Игорь Ларионов, Наталья Гончарова — шедевры русского искусства здесь являются важнейшей частью культурного диалога России с миром. Благодаря дару «Коллекция», в который Ивета и Тамаз Манашеровы также внесли свой вклад, мир увидел современное искусство России, что, безусловно, важно и для мира, и для нашей страны.
На вопрос, почему я вместе с Николя Гутниковым, куратором Центра Помпиду, собирала эту коллекцию для парижской выставки, а не для МАММ, могу ответить, что этот проект делался прежде всего для российского искусства и наших художников. Зато лёд тронулся, и сегодня частные российские коллекционеры дарят больше музеям России. А создание выставок — это всегда процесс межмузейного сотрудничества. В МАММ осенью прошлого года мы показывали дивную выставку Константина Бранкузи из того же Центра Помпиду, а в сентябре покажем Джима Дайна. Тоже оттуда. В Центре Помпиду сейчас на выставке «Витебск» красуются шедевры русского авангарда, в том числе из многих российских музеев.
Универсальное пространство музея позволяет демонстрировать не только традиционные виды искусства, но также перформансы и инсталляции
— Кто такой директор музея?
— Директор музея — это беспокойный сумасшедший трудоголик. Он прежде всего должен любить то, что делает, и, конечно, хорошо знать искусство в самом широком диапазоне. Директор отвечает за выставочную программу, думая о популяризации искусства и его развитии, зная, что происходит в других музеях и своей страны, и за её пределами. Межмузейная среда конкурентна, как и любая другая сфера жизни. Борьба за зрителя — это ежедневная работа. Это организация образовательных программ, коммуникации, в первую очередь творческая работа по превращению художественного материала в выставочный проект, который здесь и сейчас особенно важен, нужен и будет услышан самыми разными зрителями — от молодёжи до стариков, от продвинутого зрителя до тех, кто пришёл в музей впервые.
…Межмузейная среда конкурентна, как и любая другая сфера жизни. Борьба за зрителя — это ежедневная работа…
Главное, чтобы директор музея обладал способностью меняться быстрее, чем меняется культурная среда, чтобы видел стратегию будущего развития. У директора должны быть dreams, и он должен знать, как найти solutions. Директор должен уметь не спать, впитывать, как губка, всё, что происходит в мире, уметь читать произведение искусства, которое всегда — отражение реальности и телескоп, направленный в будущее. И ещё директор должен уметь объединять. Объединять людей в команду, потому что музей — это команда, а я горжусь нашей командой МАММ. Объединять художников, объединять друзей. Только сообща можно получить результат, который принесёт тебе самому удовлетворение и будет интересен людям.
об искусстве фотографии и не только
31 марта в «Доме на Знаменке» состоялась встреча с Ольгой Свибловой – искусствоведом, кинорежиссером, основателем и директором столичного Мультимедиа Арт Музея (МАММ) и Московского Дома фотографии, почетным академиком Российской академии художеств. Мероприятие прошло в рамках совместного проекта МССМШ имени Гнесиных и сети кофеен «Шоколадница» – «Кофе-Арт: чашка кофе с…».
Тем, кто всерьез увлечен фотографией, нет нужды объяснять, что Ольга Свиблова – одна из 100 самых влиятельных персон в мире искусства (по версии «Le Journal des Arts», 2011), организатор более 2500 российских и зарубежных культурных проектов. Сегодня ее «детище», МАММ, превратился в один из главных арт-центров столицы.
Многие поклонники фотоискусства могут только мечтать о том, чтобы напрямую пообщаться с Ольгой Львовной – ее график настолько насыщен, что порой журналистам приходится рассчитывать на эксклюзивное интервью длительностью всего в две драгоценные минуты. И все же вечером 31 марта Ольга Львовна нашла время, чтобы посетить Гнесинскую школу, где все желающие смогли задать ей свои вопросы.
Перед началом мероприятия профессиональные бариста сети кофеен «Шоколадница» порадовали и удивили гостей целой галереей искусных кофейно-сливочных рисунков в виде цветов и разнообразных узоров. Разглядывая старинные интерьеры гнесинского особняка и наслаждаясь ароматным кофе от «Шоколадницы», зрители направились в Органный зал, на сцене которого начали беседу главная гостья вечера и директор Гнесинской школы, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Хохлов.
Слушать Ольгу Львовну, бесспорно, очень ценно – неважно, является ли темой разговора что-то общеизвестное или же она рассказывает о прошедшей выставке, о которой кто-то мог не знать. Главное, что Ольга Свиблова всегда говорит точно, свободно, вдохновенно и учит всматриваться в детали, быть внимательнее к тому, что мы видим. На примере работ знаменитых фотографов – Анне Лейбовиц и Хироси Сугимото – она рассказала, о чем могут поведать взгляд и жест модели, источники света на изображении: «На гениальных фотоснимках нет ничего случайного».
Современное искусство – предмет постоянных споров: как отличить его от «пустышки», бессмысленного эпатажа? На встрече в рамках «Кофе-Арт» директор МАММ определила следующий критерий: «Искусство открывается нам только тогда, когда мы приходим к нему с золотым ключиком – это багаж, умение понимать язык, наслоение культурных мифов. Например, кто-то думает, что все китайцы на одно лицо, они говорят на совершенно непонятном языке, поэтому быстро отвлекаешься. Но это не значит, что перед нами – не великая культура, просто она закрыта для нас, когда мы не знаем языка».
О чем необходимо помнить, чтобы быть открытым для современного искусства, идти навстречу к тому, что непонятно? «Каждая выставка – месседж, она нужна для того, чтобы задавать себе вопросы. Это зеркало помогает найти контакт с собой, показывая то, что в нас есть, хотя мы сами этого не знаем».
Видеозапись встречи с Ольгой Свибловой можно посмотреть по ссылке
«Кофе-Арт: чашка кофе с…» – серия вечеров-встреч с известной персоной в «Доме на Знаменке», старинном особняке, где располагается МССМШ им. Гнесиных – за чашечкой кофе от сети кофеен «Шоколадница». В рамках «Кофе-Арт» состоялись встречи с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом; солистом оркестра Большого театра, виолончелистом Борисом Лифановским и выпускником знаменитой «Гнесинской десятилетки» пианистом Эдуардом Кунцем.
Полина Полянская
Фото Ольги Кузнецовой
http://gnesinka.com
Мультимедиа Арт Музей, Москва, Ольга Свиблова ломает свой личный стиль
Воскресный вечер в Мультимедиа Арт Музее, Москва, и Ольга Свиблова, директор и основатель музея, приглашает меня на персональную экскурсию по выставке Константина Бранкузи. . Трое подростков ходят позади нас на цыпочках, пока во время короткой паузы в разговоре один из них набирается смелости, чтобы вежливо вмешаться и попросить Свиблову сфотографироваться с его другом, который слишком нервничал, чтобы попросить об этом самостоятельно. Свиблова с радостью соглашается, обнимая девушку за плечи. Несмотря на ее откровенную доброту, поощряющую их юношеский интерес к искусству, их трепет по отношению к Свибловой небезоснователен: ведь она знаменитость здесь, в Москве, как и в мире искусства в целом.
Свибловой очень легко запугать. Она резковата, резка и деловита. Как торнадо, она заставляет дрожать семиэтажное здание, проносясь по его залам. Охранники волшебным образом открывают двери, люди вытягивают головы, чтобы мельком увидеть ее, и когда она садится за свой офисный стол, тут же заваривается чашка чая. Ее бесстрашный характер соответствует ее острому взгляду: Свиблова носит черные очки в толстой оправе, а ее серебристые волосы собраны назад и собраны в пучок, подчеркивая ее скулы. В день нашей встречи она была одета в черное платье Max Mara с запахом, которое туго затянуто вокруг талии. Позже той же ночью она наденет то же платье на церемонию награждения, организованную 9.0005 журнала Forbes , а затем — на торжественное мероприятие для московского универмага класса «люкс» ЦУМ.
Книжная полка Свибловой. Фото: Туркина-Фасо
Как у одной из самых влиятельных личностей в мире искусства, у Свибловой мало времени, чтобы заниматься своим гардеробом. Для нее простое черное платье, как у дневного Max Mara, является ее униформой. «Мне нужно навести какой-то порядок, а одежда помогает мне быть в порядке», — говорит Свиблова. «[Днем] мне нужно быть в офисе. Ночью я должен пойти на официальную вечеринку. А вечером я делаю инсталляцию [где я буду] двигать довольно тяжелые куски. Я должен быть готов к каждой ситуации. Мне приходится менять много ролей».
Эти роли сильно менялись с тех пор, как Свиблова начала свою карьеру, так как ее карьера началась не самым благоприятным образом. После окончания учебы в университете по истории искусств она пошла по обычному пути к карьере в академических кругах и шесть лет работала дворником в Москве. «Это была минимальная зарплата, но у меня было много свободного времени, а свободное время — это самое дорогое, что есть в жизни», — говорит она. «Сегодня у меня их нет, но они были тогда, и я думаю, что потратил их с пользой». В этот период она смогла сформировать круг русских художников. В 19В 89-м году она выпустила отмеченный наградами документальный фильм « Черный квадрат, » о российской андеграундной авангардной сцене. До распада Советского Союза она организовывала независимые выставки и боролась за продвижение творчества новаторских русских художников, таких как Александр Родченко. (Ранее в этом году Гоша Рубчинский и Канье Уэст посетили Мультимедиа Арт Музей, выставку Родченко в Москве). В 1996 году возглавила Московский Дом фотографии, впоследствии ставший Мультимедиа Арт Музеем, Москва.
Свиблова в Мультимедиа Арт Музее, МоскваФото: Туркина Фасо
Самые популярные
Теперь ее рабочий день не требует излишеств. Гардероб Свибловой, как правило, полностью черный, за исключением случайных вспышек оптически белого цвета. Ее философия в отношении одежды смешана с юмором. «Для женщин важно делать покупки. Это лучше, чем платить за психотерапию», — говорит Свиблова, добавляя, что, в отличие от психиатра, шоппинг дает «немедленный результат!» Тем не менее, с ее плотным графиком и предпочтением монохрома, она редко оказывается в магазине. Когда она это делает, ее выбор варьируется от Zara до Issey Miyake, от Prada до винтажа. Одежда, объясняет Свиблова, должна быть вашей второй кожей: » Одежда — твои лучшие друзья, ты не можешь выбрать друзей за пять минут».
Тем не менее, от ее прошлой богемной жизни осталось несколько романтических тенденций, которые проявляются, когда она говорит об аксессуарах. Для Свибловой они привносят красочную детскую атмосферу в ее черный с головы до пят. «Моя жизнь достаточно серьезна. Вы не можете сказать, когда я больна или устала, или когда ситуация плохая», — говорит она. «Я ищу смех из детских времен. Если бы у нас не было этого юмора, мы бы не выжили». Она оглядывается на свои украшения, а именно на черные модернистские часы с желтой, синей и красной бусиной сбоку. Это подарок от ее второго мужа, француза Оливье Морана, страхового брокера, скончавшегося три года назад. (в 19, она вышла замуж за известного русского поэта Алексея Парщикова, от которого у нее есть общий сын; они развелись в 1991 году. ) «Эта [часовая] модель дизайна из 70-х годов. Я [носила] эти часы с любовью много лет», — говорит она. Ожерелье — ее фирменное украшение — сетчатая трубка, напоминающая змеиный хвост, обернутая вокруг ее шеи, с горсткой жемчужин размером с ноготь большого пальца, некоторые из которых сколоты и прыгают вокруг нее. По словам Свибловой, арт-сообщество Италии называет его «ожерельем, которое носит русская Ольга». Фирменный предмет этой эффектной женщины никогда не казался более подходящим.0003
Биеннале путешественников во времени
Рефик Анадол. Туннель данных, 2020–2021 гг. Видео инсталляция. Фото Антон Галецкий
Юлия Короткова
28 января, 2022
Биеннале
мультимедиа художник
цифровое искусство
Искусство будущего». Этой выставкой музей окончательно подтверждает свою мультимедийную сущность, заявленную в названии.
Это уже третья биеннале, инициированная и организованная Ольгой Свибловой, энергичным основателем и бессменным директором МАММ.
Эта новая биеннале включает в себя 60 проектов, 23 из которых принадлежат международным художникам из 12 стран, а 16 художников-участников являются выпускниками престижной Школы фотографии и мультимедиа им.
Родченко в Москве. Среди участников биеннале – известные звезды современного искусства, такие как арт-коллектив teamLab, Rafik Anadol, Adam Donovan & Katrin Hochschuh, Nonotak Studio, британские художники Энтони Гормли, Stanza, Ed Fornieles, Random International, израильский художник и один пионеров медиаискусства Михала Ровнера. Среди российских художников AES+F, Аристарх Чернышев (р. 1968), Павел Пепперштейн (1966 г.р.), ::vtol:: (Дмитрий Морозов) (1986 г.р.), Ростан Тавасиев (1986 г.р.), Дмитрий Кавка (1974 г.р.), Юлия Вергазова (1987 г.р.) и многие другие.TeamLab. Жизнь и угасание в настоящий момент вечности II, 2019. Цифровая 12-канальная бесконечная работа © teamLab, предоставлено Pace Gallery
Костя Новоселов и Кейт Дауди в сотрудничестве со Stain Studios. Пятый Орден Хаоса, 2021. Медиаинсталляция
Костя Новоселов и Кейт Дауди в сотрудничестве со Stain Studios. Пятый Орден Хаоса, 2021. Медиа-инсталляция
София Креспо. Нейронный зоопарк. Предоставлено художником
Выставка занимает все семь этажей музея и приглашает посетителей в авантюрное путешествие через художественные размышления о технологиях Индустрии 4.0 – виртуальной и дополненной реальности, нейронных сетях, 3D, робототехнике, искусственном интеллекте, криптомире и других инновациях, которые не только стали частью нашей повседневной жизни, но и расширили художественные способы выражения. Биеннале демонстрирует, как разные поколения художников думают о будущем и как различаются их художественные подходы — от рисунков, фотографий и видео до более сложных интерактивных инсталляций, требующих конкретных научных знаний и использования современных технологий. Выставленные работы не разбиты на тематические разделы, кураторы предлагают довольно извилистое повествование, в рамках которого зритель находит и следит за широкими темами, такими как технобиология, общение с нечеловеческими агентами, путешествия в пространстве и времени, постправда, хаос и порядок, мечты и тревога.
Пожалуй, есть один этаж, который создает законченное высказывание, не столь оптимистичное видение будущего, провозглашенное на входе цитатой Джорджа Оруэлла. Собранный там арт выглядит как предупреждение о возможном сценарии «1984»: есть большой розовый надувной батут, похожий на клетку («Сеть» Анны Ротаенко, 1990 г.р.), мегафоны (Василий Ельшин), стена из ели из колючей проволоки («Заросли» Сергея Шутова, 1955 г.р.), подборка видеороликов акций протеста, где нейросеть различает протестующих и полицию («Ответный удар» художественного дуэта GreyCake), интерактивная инсталляция, интерпретирующая механизмы социальной контроль («Знак толпы» Михаила Максимова, р. 1974) и последнее видео AES+F «Турандот».
Катерина Попович. Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть в тебя, 2019. Инсталляция
Аристарх Чернышев. Super Consumer, 2021. Фото Антон Галецкий
Катрин Хохшух и Адам Донован. Любопытный таутофон — онтология тензорного поля, 2017. Роботизированная установка
Михал Ровнер. Механизм, 2018. Видеоинсталляция
Одним из ярких событий биеннале, безусловно, является виртуальная инсталляция Энтони Гормли «Безумец» (2019), созданная в сотрудничестве с астрофизиком доктором Приямвадой Натараджан и спродюсированная Даниэлем Бирнбаумом. Посетители в очках виртуальной реальности могут совершить захватывающее путешествие на Луну, прогуливаясь по ее скульптурно воссозданной поверхности и ощущая невесомость. Это первый эксперимент художника с виртуальной реальностью, которая является «последним инструментом для творческого расширения нашего сознания за пределы нашего ограниченного состояния и осознания нашей космической идентичности».
Ольга Свиблова всегда смотрела в будущее и искала различные его воплощения в искусстве.