Оперная певица хибла герзмава википедия – Хибла Герзмава | Биография

Герзмава, Хибла Леварсовна — Википедия

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧа Гьырзмаа; род. 6 января 1970, Пицунда) — российская оперная певица (сопрано) абхазского происхождения. Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года.

Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии (2006)

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре, Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Римской опере, парижской Гранд Опера и других крупнейших сценических площадках[1][2].

Биография

Хибла Герзмава родилась 6 января 1970 года, в абхазском курортном городе Пицунде в семье переводчика с немецкого языка — гида «Интуриста» — и старшего администратора пансионата «Пицунда». По-абхазски имя Хибла означает «златоглазая»[3], фамилия Герзмава означает «волк», «волчица»[4]. Отец привёз трёхлетней Хибле из Германии пианино. С детства пела и играла на рояле. Девочка выросла возле Пицундского православного собора, где звучала органная музыка. Свою артистическую стихию впервые почувствовала в юности, когда в пицундском Курортном зале выступал абхазский ансамбль песни и танца «Шаратын», сильное впечатление на Хиблу произвели также выступления скрипачки Лианы Исакадзе

[5].

Рано, в 16 и 18 лет, осталась без родителей[6][7], что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии[8]. Училась в музыкальной школе в Гагре. Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано, мечтала стать органисткой[9]. Её преподавателями в Сухуме были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди[5].

В 1989 году поступила и в 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагоги — профессор И. И. Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году — ассистентуру-стажировку при Московской консерватории у Ирины Масленниковой. Три года факультативно занималась также в классе органа, освоив сложный инструмент. Впервые обратила на себя внимание за рубежом в 1993 году на конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето, где получила третью премию. Через год на конкурсах им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и Виньяса в Испании заняла второе место. Крупный успех в студенческие годы пришёл к певице на Х Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве в 1994 году, где Герзмава, исполнив в финале арии Розины и Снегурочки, завоевала Гран-при.

С 1995 года — солистка Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко[10].

После рождения сына в 1999 году голос Герзмавы стал ещё мягче и лиричнее, звучание его — менее уплощённым, исчезла мельчайшая тремоляция, порой мешавшая певице. Голос Хиблы, которая в своём творчестве отдавала дань романтизму, окончательно сформировался как лирико-колоратурное сопрано, с возрастающим акцентом на «лирику»

[2].

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся музыковед Святослав Бэлза. В 2014 году фестиваль переехал в Москву[11].

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр, однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру[12].

23 февраля 2014 года приняла участие в Церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи: исполнила Олимпийский вальс, двигаясь по воздушному океану в корабле «Вестник весны»[13].

Неоднократно выступала на концертах перед официальными делегациями и высокими гостями в Кремле по личному приглашению Владимира Путина[5].

20 января 2015 года в Нью-Йоркском театре «Метрополитен-опера» состоялись презентация компакт-дисков «Вокальные циклы и романсы русских композиторов»» и «Хибла Герзмава, сопрано», а также виниловой пластинки с записями певицы. Затем для американских поклонников своего творчества Хибла устроила автограф-сессию. Подобное мероприятие в честь российского артиста в «Метрополитен-опера» прошло впервые. Зиму 2015 года Герзмава провела в США, в январе и феврале она пела в «Метрополитен-опера» партию Антонии в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана»

[14][15].

C 22 февраля 2015 года по 24 мая 2015 года была членом жюри третьего сезона шоу «Один в один!» на канале Россия-1.

В 2016 году дала серию благотворительных концертов в Германии, посвящённую жертвам террористических актов[6].

Творчество

Исполняет ведущие партии в постановках Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди них:

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Театра Коммунале во Флоренции, Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, Венской государственной оперы, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США. Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии. Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции

[5].

В 2008 году Герзмава приняла участие в IV ежегодном международном музыкальном фестивале «Crescendo»[16]. В 2008 г. она исполнила партию Татьяны в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Королевского оперного театра Лондона «Ковент-Гарден» (Royal Opera House), а в 2009 году там же спела партию Мими в постановке «Богемы» Дж. Пуччини. В 2010 году Хибла дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, исполнив там сложную партию Антонии в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Это единственный в мировом репертуаре спектакль, где сопрано может петь четырьмя разными голосами в рамках одной оперы. В настоящее время только две певицы в мире поют все четыре партии: помимо Герзмавы ещё Диана Дамрау

[17]. Театр Метрополитен-опера продолжает сотрудничество с Хиблой. Герзмава репетирует партию Дездемоны в «Отелло», Медеи в «Медее» и много новых других.

Осенью 2011 года исполнила партию Мими в «Богеме» Пуччини, которую Герзмава пела и летом 2011 года в Римской опере. В феврале 2011 года состоялся её дебют в партии Лю в опере Дж. Пуччини «Турандот» на сцене токийского NHK Hall (дирижёр Валерий Гергиев).

В 2012 году певица вышла на сцену Ковент Гардена с новой партией: Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта. Осенью Хибла вернулась в Метрополитен-опера, чтобы исполнить партию Лю в опере «Турандот» Пуччини, с которой она дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском NHK-холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской государственной оперы в «Милосердии Тита» Моцарта. Весьма сложную партию Вителии в этом произведении Моцарта с присущими ей речитативами, продолжительными ариями, большим вокальным диапазоном Хибла исполнила также в «Гранд-опера» во Франции

[18].

В 2013 году репертуар Хиблы пополнился ещё одной партией. Герзмава вышла на сцену Королевского оперного театра Ковент Гарден в роли Амелии Гримальди из оперы Дж. Верди «Симон Бокканегра». Партнёрами Хиблы были Томас Хэмпсон и Ферруччо Фурланетто, спектакль шёл под управлением главного дирижёра театра Антонио Паппано. В апреле 2013-го в Большом зале Московской консерватории в сольном концерте Герзмава исполнила романсы П. И. Чайковского в сопровождении оркестра под управлением дирижёра, народного артиста СССР Юрия Симонова[19].

Певица много лет плодотворно работала с режиссёром Александром Тителем[8][2]. Сотрудничает с Владимиром Спиваковым, Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», Денисом Мацуевым, Николаем Луганским, А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем.

Записала ряд компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава». Для японской компании Герзмава записала несколько русских программ, циклы романсов Н.Мясковского, М.Ипполитова-Иванова. Все записи камерной музыки сделаны вместе с давним аккомпаниатором Хиблы, пианисткой Екатериной Ганелиной[20][2]. 14 октября 2013 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки записала (при участии баритона Арсена Согомоняна) концерт из произведений Моцарта, Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Рихарда Штрауса совместно с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова[18].

Герзмава участвует не только в классических, но и в современных спектаклях, однако только в тех, «где есть вкус, и на сцене не переходят грань театральной условности»[2]. Абхазские песни за рубежом исполняет в концертах на бис. Наиболее взыскательная, компетентная в опере публика, по оценкам Герзмавы, собирается на её спектаклях в Москве и Нью-Йорке

[17].

Критика

Сергей Коробков в Петербургском театральном журнале (№ 2 — 2013) отмечал, что колоратура Герзмавы — «своего рода театральное переживание, поэтическая рифма, эмоциональный „край“ драматургического развития образа», а её belcanto, завораживающее оттенками и штрихами, сегодня делает певицу востребованной во всём мире. Анастасия Архипова (OperaNews.Ru) обращает внимание на лиризм, молитвенную тональность и чарующую соловьиную трепетность колоратуры Герзмавы, стремящейся раздвинуть нижние пределы собственного голоса, насытить его драматической краской. Пётр Поспелов в Ведомостях отмечает подкупающую искренность, чувство и вокальный блеск Хиблы в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Журнал «Vogue» называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов, изящество движения по сцене, актёрская игра»

[3]. Директор музыкального департамента Метрополитен-опера Крэг Рутенберг отмечает ум и театральность Герзмавы и её необыкновенный голос, обволакивающий слушателя «как синий бархат»[15].

Певица стала участницей неприятного инцидента 16 декабря 2016 года, когда перед матчем второго тура Кубка Первого канала по хоккею между сборными России и Чехии забыла слова гимна России, совершила несколько ошибок и просила исполнить гимн сначала, однако организаторы не дали этой возможности артистке[21][22][23][24][25]. На следующий день Федерация хоккея России и её президент Владислав Третьяк принесли Герзмаве извинения за технические неполадки, случившиеся во время исполнения гимна РФ и последующие «несправедливые оценки в прессе». По словам Третьяка, произошёл технический сбой: музыка гимна была запущена с опозданием, затем имели место проблемы с микрофоном

[26].

Джаз

Джаз является давней и постоянной страстью Хиблы, она тяготеет к экспериментам в стиле кроссовер — синтезу разных музыкальных жанров и стилей, сочетанию классики и джаза. Крупными событиями для меломанов стали концерты Герзмавы с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз». Программа обновляется каждые полгода, концерты состоялись в Москве, Сочи, других городах России, Вене, Лондоне, Эдинбурге[17]. Одним из любимейших партнёров Хиблы в мире джаза был Георгий Гаранян[9]. Вместе с басистом Андреем Ивановым и ударником Дмитрием Севостьяновым Герзмава проводит ежегодный джазовый фестиваль в Пицунде, в его рамках традиционно проходит концерт «Новые абхазские имена». В джазовой обработке Якова Окуня Хибла исполняла абхазскую народную «Песню о скале»[2].

Имидж

Герзмава имеет репутацию одной из самых стильных и элегантных женщин на российской оперной сцене. Часто певица сама подбирает себе костюмы для выступлений, считая, что артистка должна появиться перед зрителями в самом дорогом, изысканном наряде[12]. Концертные платья Хибла предпочитает с немного завышенной талией[5]. В студенческие годы, готовясь к профессиональной карьере, по собственному признанию, похудела на 25 кг[8]. Ныне с Хиблой постоянно работает команда стилистов, которые занимаются костюмом, причёской, макияжем[2].

Семья

Хибла Герзмава в разводе, у неё есть сын Сандро (род. в марте 1999), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко[12][8][2].

У Хиблы есть младший брат Лорец, от него двое племянников. Брат закончил МГИМО и Сорбоннский университет, женился на французской пианистке, играет на рояле джаз. Живёт в Париже и Абхазии.

Родовое имение Герзмавы находится в селе Дурипш Гудаутского района Абхазии, где похоронены её родители и где в большом доме летом собирается её многочисленная семья[7].

Друзья

Много лет Герзмава дружила с писателем Фазилем Искандером, любимый её роман — «Сандро из Чегема»[7]. Дружит с коллегами по сцене (например, с Владимиром Спиваковым), дружила с ушедшими из жизни Зурабом Соткилавой, Еленой Образцовой, Галиной Вишневской, Святославом Бэлзой. Техническим организатором и спонсором фестиваля в Пицунде был друг и земляк певицы, гендиректор управляющей компании «ФОНД ЮГ» Андрей Дудко; в организации концертной деятельности ей помогают меценаты, предприниматель Рашид Сардаров и винодел Николай Ачба[6][27]. При участии друзей, меценатов и коллег Хибла устраивает благотворительные акции в Абхазии — материально поддерживает оркестр, музыкальное училище, детский дом, дом-интернат и музеи, помогает молодым одарённым исполнителям[18].

Общественная позиция

Несмотря на то, что Хибла всегда сторонилась политики, о своей родине, обретшей независимость, она однажды сказала: «Абхазия устала бояться и мужественно скинула с себя оковы страха». Тёплые дружеские отношения связывали Герзмаву с тремя абхазскими президентами — Владиславом Ардзинбой, Сергеем Багапшем, Александром Анквабом[5].

1 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры России в поддержку политики Президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[28].

Звания и премии

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Герзмава Хибла Леварсовна Википедия

Хибла Герзмава
Основная информация
Имя при рождении Хибла Леварсовна Герзмава
Дата рождения 6 января 1970(1970-01-06) (49 лет)
Место рождения Пицунда, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР
Страна Россия Россия Республика Абхазия Республика Абхазия
Профессии оперная певица
Певческий голос сопрано
Инструменты вокал[d]
Коллективы Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Награды
hibla.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧа Гьырзмаа; род. 6 января 1970, Пицунда) — российская оперная певица (сопрано) абхазского происхождения. Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года.

Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии (2006).

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре, Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Римской опере, парижской

ru-wiki.ru

Хибла Герзмава Википедия

Хибла Герзмава
Основная информация
Имя при рождении Хибла Леварсовна Герзмава
Дата рождения 6 января 1970(1970-01-06) (49 лет)
Место рождения Пицунда, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР
Страна Россия Россия Республика Абхазия Республика Абхазия
Профессии оперная певица
Певческий голос сопрано
Инструменты вокал[d]
Коллективы Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Награды
hibla.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧа Гьырзмаа; род. 6 января 1970, Пицунда) — российская оперная певица (сопрано) абхазского происхождения. Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года.

Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии (2006).

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре, Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Римской опере, парижской Гранд Опера

ru-wiki.ru

Герзмава, Хибла Леварсовна — Википедия

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧҳа Гьырзмаа; род. 6 января 1970, Пицунда) — российская оперная певица (сопрано). Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года.

Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии (2006)

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре, Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Римской опере, парижской Гранд Опера и других крупнейших сценических площадках[1][2].

Хибла Герзмава родилась в рождественский сочельник, 6 января 1970 года, в абхазском курортном городе Пицунде в семье переводчика с немецкого языка — гида «Интуриста» — и старшего администратора пансионата «Пицунда». По-абхазски имя Хибла означает «златоглазая»[3], фамилия Герзмава означает «волк», «волчица»[4]. Отец привёз трёхлетней Хибле из Германии пианино. С детства пела и играла на рояле. Девочка выросла возле Пицундского православного собора, где звучала органная музыка. Свою артистическую стихию впервые почувствовала в юности, когда в пицундском Курортном зале выступал абхазский ансамбль песни и танца «Шаратын», сильное впечатление на Хиблу произвели также выступления скрипачки Лианы Исакадзе[5].

Рано, в 17 и 19 лет, осталась без родителей[6], что оказало влияние на мировоззрение и выбор певческой профессии[7]. Училась в музыкальной школе в Гагре. Окончила сухумское музыкальное училище по классу фортепиано, мечтала стать органисткой[8]. Её преподавателями в Сухуме были Карлен Яврян и Жозефина Бумбуриди[5].

В 1989 году поступила и в 1994 году окончила Московскую консерваторию (вокальный факультет, педагоги — профессор И. И. Масленникова, профессор Е. М. Арефьева), в 1996 году — ассистентуру-стажировку при Московской консерватории у И. И. Масленниковой. Три года факультативно занималась также в классе органа, освоив сложный инструмент. Впервые обратила на себя внимание за рубежом в 1993 году на конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето, где получила третью премию. Через год на конкурсах им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и Виньяса в Испании заняла второе место. Крупный успех в студенческие годы пришёл к певице на Х Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве в 1994 году, где Герзмава, исполнив в финале арии Розины и Снегурочки, завоевала Гран-при.

С 1995 года — солистка Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко[9].

В 2001 году организовала в Абхазии ежегодный музыкальный фестиваль «Хибла Герзмава приглашает…». Ведущим фестиваля много лет являлся Святослав Бэлза. В 2014 году фестиваль переехал в Москву[10].

В 2008 году Герзмава получила приглашение в Большой театр, однако отказалась из-за частых гастролей по всему миру[11].

23 февраля 2014 года приняла участие в Церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Сочи: исполнила Олимпийский вальс, двигаясь по воздушному океану в корабле «Вестник весны»[12].

Неоднократно выступала на концертах перед официальными делегациями и высокими гостями в Кремле по личному приглашению Владимира Путина[5].

20 января 2015 года в Нью-Йоркском театре «Метрополитен-опера» состоялись презентация компакт-дисков «Вокальные циклы и романсы русских композиторов»» и «Хибла Герзмава, сопрано», а также виниловой пластинки с записями певицы. Затем для американских поклонников своего творчества Хибла устроила автограф-сессию. Подобное мероприятие в честь российского артиста в «Метрополитен-опера» прошло впервые. Зиму 2015 года Герзмава провела в США, в январе и феврале она пела в «Метрополитен-опера» партию Антонии в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана»[13][14].

C 22 февраля 2015 года по 24 мая 2015 года была членом жюри третьего сезона шоу «Один в один!» на канале Россия-1.

Исполняет ведущие партии в постановках Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди них:

  • Людмила («Руслан и Людмила» Глинки)
  • Царевна-Лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова)
  • Шемаханская царица («Золотой петушок» Римского-Корсакова)
  • Луиза («Обручение в монастыре» Прокофьева)
  • Розина («Севильский цирюльник» Россини)
  • Адина («Любовный напиток» Доницетти)
  • Виолетта Валери («Травиата» Верди)
  • Мими и Мюзетта («Богема» Пуччини)
  • Нимфа («Дафна» М. да Гальяно)
  • Адель («Летучая мышь» И. Штрауса)
  • Лючия («Лючия ди Ламмермур» Доницетти)
  • Донна Анна(Дон Жуан , Моцарт)
  • Олимпия, Антония, Джульетта (Сказки Гофмана, Оффенбах)
  • Вителлия, (Милосердие Тита, Моцарт)
  • Лю, (Турандот, Пуччини)
  • Амелия Гримальди, (Симон Бокканегра, Верди)
  • Медея (медея,Керубини, Луиджи)

За время своей карьеры Герзмава выступала на сценах Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Театра Коммунале во Флоренции, Метрополитен Опера в Нью-Йорке, Ковент-Гарден в Лондоне, Венской государственной оперы, Гранд Театро де Лисео в Барселоне, Софийской Национальной оперы в Болгарии, Театра Елисейских полей в Париже, Палау де лез Арт королевы Софии в Валенсии и других площадках. Участвовала в гастролях Музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в Южной Корее и США. Выступала на Людвигсбургском фестивале в Германии. Гастролировала с концертными программами в Швеции, Франции, Голландии, Великобритании, Австрии, Бельгии, Испании, Греции, США, Японии, Турции[5].

В 2008 году Герзмава приняла участие в IV ежегодном международном музыкальном фестивале «Crescendo»[15]. В 2008 г. она исполнила партию Татьяны в опере П. Чайковского «Евгений Онегин» на сцене Королевского оперного театра Лондона «Ковент-Гарден» (Royal Opera House), а в 2009 году там же спела партию Мими в постановке «Богемы» Дж. Пуччини. В 2010 году Хибла дебютировала в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, исполнив там сложную партию Антонии в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана». Это единственный в мировом репертуаре спектакль, где сопрано может петь четырьмя разными голосами в рамках одной оперы. В настоящее время только две певицы в мире поют все четыре партии: помимо Герзмавы ещё Диана Дамрау[16]. Театр Метрополитен-опера продолжает сотрудничество с Хиблой. Герзмава репетирует партию Дездемоны в «Отелло», Медеи в «Медее» и много новых других.

Осенью 2011 года исполнила партию Мими в «Богеме» Пуччини, которую Герзмава пела и летом 2011 года в Римской опере. В феврале 2011 года состоялся её дебют в партии Лю в опере Дж. Пуччини «Турандот» на сцене токийского NHK Hall (дирижёр Валерий Гергиев).

В 2012 году певица вышла на сцену Ковент Гардена с новой партией: Донна Анна в «Дон Жуане» Моцарта. Осенью Хибла вернулась в Метрополитен-опера, чтобы исполнить партию Лю в опере «Турандот» Пуччини, с которой она дебютировала на гастролях Мариинского театра в токийском NHK-холле в 2011 году, и впервые вышла на сцену Венской государственной оперы в «Милосердии Тита» Моцарта.

В 2013 году репертуар Хиблы пополнился ещё одной партией. Герзмава вышла на сцену Королевского оперного театра Ковент Гарден в роли Амелии Гримальди из оперы Дж. Верди «Симон Бокканегра». Партнёрами Хиблы были Томас Хэмпсон и Ферруччо Фурланетто, спектакль шёл под управлением главного дирижёра театра Антонио Паппано. В апреле 2013-го в Большом зале Московской консерватории в сольном концерте Герзмава исполнила романсы П. И. Чайковского в сопровождении оркестра под управлением дирижёра, народного артиста СССР Юрия Симонова[17].

Певица много лет плодотворно работает с режиссёром Александром Тителем[7][2]. Сотрудничает с Владимиром Спиваковым, Национальным филармоническим оркестром России и «Виртуозами Москвы», Денисом Мацуевым, Николаем Луганским, А.Рудиным и оркестром Musica Viva, В.Гергиевым, В.Федосеевым, А.Лазаревым, М.Плетнёвым, В.Синайским, Ю.Башметом, Л.Маазелем.

Записала ряд компакт-дисков: Ave Maria, «Хибла Герзмава исполняет русские романсы», «Восточные романсы Хиблы Герзмава». Для японской компании Герзмава записала несколько русских программ, циклы романсов Н.Мясковского, М.Ипполитова-Иванова. Все записи камерной музыки сделаны вместе с давним аккомпаниатором Хиблы, пианисткой Екатериной Ганелиной[2]. 14 октября 2013 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки записала (при участии баритона Арсена Согомоняна) концерт из произведений Моцарта, Верди, Россини, Доницетти, Беллини, Рихарда Штрауса совместно с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова.

Герзмава участвует не только в классических, но и в современных спектаклях, однако только в тех, «где есть вкус, и на сцене не переходят грань театральной условности»[2]. Абхазские песни за рубежом исполняет в концертах на бис. Наиболее взыскательная, компетентная в опере публика, по оценкам Герзмавы, собирается на её спектаклях в Москве и Нью-Йорке[16].

Сергей Коробков в Петербургском театральном журнале (№ 2 — 2013) отмечал, что колоратура Герзмавы — «своего рода театральное переживание, поэтическая рифма, эмоциональный „край“ драматургического развития образа», а её belcanto, завораживающее оттенками и штрихами, сегодня делает певицу востребованной во всём мире. Анастасия Архипова (OperaNews.Ru) обращает внимание на лиризм, молитвенную тональность и чарующую соловьиную трепетность колоратуры Герзмавы, стремящейся раздвинуть нижние пределы собственного голоса, насытить его драматической краской. Пётр Поспелов в Ведомостях отмечает подкупающую искренность, чувство и вокальный блеск Хиблы в опере Оффенбаха «Сказки Гофмана». Журнал «Vogue» называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов, изящество движения по сцене, актёрская игра»[3]. Директор музыкального департамента Метрополитен-опера Крэг Рутенберг отмечает ум и театральность Герзмавы и её необыкновенный голос, обволакивающий слушателя «как синий бархат»[14].

Джаз является давней и постоянной страстью Хиблы, она тяготеет к экспериментам в стиле кроссовер — синтезу разных музыкальных жанров и стилей, сочетанию классики и джаза. Крупными событиями для меломанов стали концерты Герзмавы с джазовым трио пианиста Даниила Крамера «Опера. Джаз. Блюз». Программа обновляется каждые полгода, концерты состоялись в Москве, Сочи, других городах России, Вене, Лондоне, Эдинбурге[16]. Одним из любимейших партнёров Хиблы в мире джаза был Георгий Гаранян[8]. Вместе с басистом Андреем Ивановым и ударником Дмитрием Севостьяновым Герзмава проводит ежегодный джазовый фестиваль в Пицунде, в его рамках традиционно проходит концерт «Новые абхазские имена». В джазовой обработке Якова Окуня Хибла исполняла абхазскую народную «Песню о скале»[2].

Герзмава имеет репутацию одной из самых стильных и элегантных женщин на российской оперной сцене. Часто певица сама подбирает себе костюмы для выступлений, считая, что артистка должна появиться перед зрителями в самом дорогом, изысканном наряде[11]. Концертные платья Хибла предпочитает с немного завышенной талией[5]. В студенческие годы, готовясь к профессиональной карьере, по собственному признанию, похудела на 25 кг[7]. Ныне с Хиблой постоянно работает команда стилистов, которые занимаются костюмом, причёской, макияжем[2].

Хибла Герзмава в разводе, у неё есть сын Сандро (род. 1999), пел в детском хоре Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, иногда участвовал в спектаклях с мамой[11][7][2].

У Хиблы есть младший брат, от него двое племянников. Брат закончил МГИМО и Сорбоннский университет, женился на французской пианистке, играет на рояле джаз. Живёт в Москве.

Родовое имение Герзмавы находится в селе Дурипш Гудаутского района Абхазии, где похоронены её родители и где в большом доме летом собирается многочисленный семейный клан[6].

Много лет Герзмава дружит с Зурабом Соткилавой, Владимиром Спиваковым, дружила с Еленой Образцовой, Галиной Вишневской. С 1994 года дружила со Святославом Бэлзой. Техническим организатором и спонсором фестиваля в Пицунде был друг и земляк певицы, гендиректор управляющей компании «ФОНД ЮГ», мультимиллионер Андрей Дудко, с которым певицу некоторое время связывали и личные отношения. Хибла дружит с писателем Фазилем Искандером, зачитывается его произведениями и часто их цитирует. Любимый роман — «Сандро из Чегема»[6].

Общественная позиция[править]

Несмотря на то, что Хибла всегда сторонилась политики, о своей родине, обретшей независимость, она однажды сказала: «Абхазия устала бояться и мужественно скинула с себя оковы страха». Тёплые дружеские отношения связывали Герзмаву с тремя абхазскими президентами — Владиславом Ардзинбой, Сергеем Багапшем, Александром Анквабом[5].

Звания и премии[править]

  1. ↑ Хибла Леварсовна Герзмава (Hibla Gerzmava) | Belcanto.ru.
  2. 2,02,12,22,32,42,52,6 Хибла Герзмава — десять лет спустя | OperaNews.ru.
  3. 3,03,1 Поёт и гражданин — Журнал.
  4. ↑ «Золотоглазая волчица» Хибла Герзмава — Казанские ведомости.
  5. 5,05,15,25,35,45,5 Журнал «Мужской характер».
  6. 6,06,16,2 Новая газета кубани: Хибла ГЕРЗМАВА: «Чудо — дитя веры!».
  7. 7,07,17,27,3 Хибла Герзмава — Биография | Persones.ru.
  8. 8,08,1 Хибла Герзмава | Официальный сайт | Биография.
  9. ↑ Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
  10. ↑ И опера, и джаз
  11. 11,011,111,2 Хибла Герзмава: «У меня есть все. Осталось родить дочку» [видео] // KP.RU.
  12. ↑ Как закрывалась Олимпиада
  13. ↑ Презентация дисков певицы Хиблы Герзмава пройдет в Метрополитен-опера
  14. 14,014,1 Метрополитен-опера чествует выдающуюся оперную певицу, народную артистку России Хиблу Герзмаву
  15. ↑ Официальный отчёт Министерству культуры Российской Федерации о фестивале «Crescendo»
  16. 16,016,116,2 Хибла Герзмава: «Я не с нуля пришла в джаз» — МК в Сочи МК.
  17. ↑ Новости \ В большом зале Московской консерватории состоялся сольный концерт Хиблы Герзмавы.
  18. ↑ Золотая Маска
  19. Степанов В. Золотые эльфы: Объявлены лауреаты премии «Триумф» // Российская газета. № 5359 (280) от 10 декабря 2010 г. —  (Проверено 10 декабря 2010).
  20. ↑ Почётное звание присвоено Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2012 г. № 33

www.wiki-wiki.ru

Оперная прима Хибла Герзмава: певица должна любить! | Персона | Культура

«Мы миротворцы!»

Хибла Герзмава: Ни один значимый театр мира по-прежнему не обходится без русских певцов. Мы открываем сезоны, мы закрываем сезоны. 

Наши певцы исполняют главные партии в первых театрах мира. Анечка Нетребко, Ильдар Абдразаков, Дима Хворостовский. Слушайте, ну это же глыбы! Почему мы поём везде? Потому что у нас прекрасная школа. Я этим очень горжусь.

Каждый раз, когда пою за рубежом, ощущаю огромную ответственность, т. к. представляю свою страну и защищаю её честь. У меня всегда на афишах Метрополитен-опера, Ковент-Гарден так и написано, что я из России, но родилась в Абхазии — это тоже очень важно. Всё-таки корни свои надо помнить. Когда певица не помнит корней своих, это грустно, неправильно. 

Настороженно относятся к России, говорите? Это политика. Но мы, артисты, — люди-миротворцы. Мы делаем политику — добрую, дружескую.  

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Я не раз уже слышала от зрителей: после выступлений Хиблы Герзмавы у них светло на душе. А где сама оперная звезда черпает радость? 

— Во-первых, певица должна быть влюблена и её должны любить. Чтобы зазвучал её голос, женщина должна быть счастлива. Без влюблённости невозможно ласкать звуком.  

Во-вторых, для меня очень важен дом. Это моя крепость. Здорово, когда тебя радует твоя семья и твой ребёнок, это даёт невероятно хорошую энергетическую подпитку. У меня есть сын, ему 17 лет, очень им горжусь…

Я вообще радостный такой человечек. Хотя мне нравится и погрустить. Иногда люблю одиночество, люблю посмотреть красивые картины молча где-то в музее, почитать интересную книжку в красивом переплёте. Я люблю небо, с удовольствием могу постоять у храма, где звонит колокол, и помолиться, почитать «Отче наш» несколько раз… Это даёт очищение. 

Люблю понюхать сирень или охапку пионов, которые мне прислал любимый человек. В общем, много есть таких мелочей, которые дают жизни светлую энергию. И, конечно, музыка. Музыка — это молитва, это высшая математика.

А ещё важно пробовать что-то новое. Мы недавно сняли мини-фильм на романс Сергея Прокофьева «Сероглазый король» из цикла «Пять стихотворений Анны Ахматовой», приуроченный к 125-летию композитора. 

Я вдруг поняла, что меня камера любит, и теперь хочу сниматься в кино. 

Быть сильной

— А есть роли, которые вас пугают? Прима Светлана Захарова рассказывала мне: когда она танцевала балет «Юноша и смерть», у неё потом было чувство, будто она правда кого-то убила.

— После одной оперы я прихожу в себя неделю. Когда я готовила эту роль, со мной невозможно было общаться. Я была нервная, раздражённая, обозлённая какая-то, ранимая. Я говорю об опере «Медея» Керубини — Каллас её пела гениально, потрясающе. Судьба Медеи до такой степени невероятна… До сих пор не понимаю, как женщина могла из-за любви к мужчине убить брата, расчленить его тело, разбросать по берегу и уплыть с любимым человеком, а потом ещё убить своих детей для того, чтобы отомстить любимому человеку за свою боль.  

Кстати, именно «Медею» мы повезём в этом году в Абхазию. Фестивалю «Хибла Герзмава приглашает…» 15 лет — даже и не верится!

Хибла Герзмава. Фото Влада Локтева.

— Кстати, сына на каком поприще видите? 

— Мы в Сандро постарались вложить всё хорошее. Он замечательно учится, прекрасно играет на рояле, на гитаре. У него прекрасная математическая голова. Я думала, он в Финансовую академию пойдёт или в МГИМО. Но он театральный ребёнок, рос при нас в театре, пел в детском хоре, конечно, тяготеет к актёрскому ремеслу. Но самое главное — он растёт настоящим мужчиной, воспитанным и красивым и внутренне, и внешне. То, что мужчина должен быть главой и сильнее, чем другие, Сандро хорошо знает.

— А вы тоже сильный человек? И нужно ли женщине прятать силу от любимого мужчины? 

— Я Козерог, у меня такой козерожий характер. Певица должна быть сильной, слабые не выживают в нашем мире. Для того, чтобы быть первой, нужна воля. 

А дома я очень-очень мягкий, «пижамный», пушистый человек. Я очень много в жизни пережила для того, чтобы перестать быть слабой. Я не про театральные интриги — они всегда были, есть и будут. Я говорю про раннюю смерть родителей… Почти 29 лет, как мамы нет. И до сих пор иногда могу разреветься как девчонка в свои 46 лет, мне мамы очень не хватает. Мама с папой похоронены в нашем имении в Абхазии. Я у них бываю на могилках. Это крылышки мои, которые, если вдруг что, укроют меня. 

www.aif.ru

Хибла Герзмава — Википедия

Хибла Герзмава
Основная информация
Имя при рождении Хибла Леварсовна Герзмава
Дата рождения 6 января 1970(1970-01-06) (49 лет)
Место рождения Пицунда, Абхазская АССР, Грузинская ССР, СССР
Страна Россия Россия Республика Абхазия Республика Абхазия
Профессии оперная певица
Певческий голос сопрано
Коллективы Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
Награды
hibla.ru
 Аудио, фото, видео на Викискладе

Хи́бла Лева́рсовна Герзма́ва (абх. Хьыбла Леуарса-иҧа Гьырзмаа; род. 6 января 1970, Пицунда) — российская оперная певица (сопрано) абхазского происхождения. Солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 1995 года.

Народная артистка России (2012). Народная артистка Абхазии (2006)

Мировую известность Герзмаве принесли выступления в Мариинском театре, Лондонской Королевской опере «Ковент-Гарден», Метрополитен-опера, Венской государственной опере, Римской опере, парижской Гранд Опера и других крупнейших сценических площадках[1][2].

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Творчество
  • 3 Критика
  • 4 Джаз
  • 5 Имидж
  • 6 Семья
  • 7 Друзья
  • 8 Общественная позиция
  • 9 Звания и премии
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

Биография[ | ]

Хибла Герзмава родилась 6 января 1970 года, в абхазском курортном городе Пицунде в семье переводчика с немецкого языка — гида «Интуриста» — и старшего администратора пансионата «Пицунда». По-абхазски имя Хибла означает «златоглазая»[3], фамилия Герзмава означает «волк», «волчица»[4]. Отец привёз трёхлетней Хибле из Германии пианино. С детства пела и играла на рояле. Девочка выросла возле

encyclopaedia.bid

Хибла Герзмава : Московская государственная академическая филармония

Хибла Герзмава – народная артистка Республики Абхазия, народная артистка Российской Федерации. Солистка Московского академического Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. 

Окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (педагоги – проф. Ирина Масленникова, проф. Евгения Арефьева), затем аспирантуру консерватории.

Лауреат международных конкурсов «Вердиевские голоса» в Буссето (Италия, 1993), имени Франсиско Виньяса в Барселоне (Испания, 1994), имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге (1994). В 1994 году завоевала Гран-при X Международного конкурса имени Чайковского в Москве. Дважды лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» – за исполнение заглавных партий в операх «Лючия ди Ламмермур» Доницетти (2010, МАМТ) и «Медея» Керубини (2016, МАМТ). Лауреат премий «Золотой Орфей» и Casta Diva, Премии Москвы в области литературы и искусства. 

Хибла Герзмава пела в Театре Елисейских Полей и театре Шатле в Париже, Театре Комунале во Флоренции, Софийской опере, театре Лисеу в Барселоне, Дворце искусств королевы Софии в Валенсии, Баварской государственной опере в Мюнхене, Римской опере, Мариинском театре, токийском театре Бунка Кайкан, Венской государственной опере. 

В 2008 году дебютировала в Королевской опере Ковент-Гарден в Лондоне (Татьяна, «Евгений Онегин» Чайковского), в 2010 – в Метрополитен-опере в Нью-Йорке (Антония, «Сказки Гофмана» Оффенбаха), в 2012 – в Парижской национальной опере (Вителлия, «Милосердие Тита» Моцарта), в сезоне 2015/16 – на сцене нью-йоркского Карнеги-холла с сольной программой, в 2016 – в Большом театре России (Елизавета Валуа, «Дон Карлос» Верди), в 2017 – в миланском Ла Скала (Анна Болейн в одноименной опере Доницетти), в 2018 – в Дрезденской государственной опере (Дездемона, «Отелло» Верди) и Опере Цюриха (Леонора, «Сила судьбы» Верди). Весной 2019 года певица выступает в партии Дездемоны в Парижской национальной опере и в премьере новой постановки оперы «Отелло» в МАМТе (режиссер Андрей Кончаловский), летом дебютирует на сцене Королевского театра в Мадриде (Леонора, «Трубадур» Верди). 

Кроме упомянутых партий, в репертуаре певицы – Виолетта («Травиата» Верди), Мими («Богема» Пуччини), Адина («Любовный напиток» Доницетти), Донна Анна («Дон Жуан» Моцарта), Олимпия, Антония, Стелла, Джульетта («Сказки Гофмана» Оффенбаха, в 2011 году Хибла Герзмава исполнила на сцене МАМТа партии всех четырех героинь), Амелия («Симон Бокканегра» Верди), партии сопрано в произведениях кантатно-ораториального жанра. 

Хибла Герзмава пела в спектаклях выдающихся режиссеров – Франко Дзеффирелли, Отто Шенка, Вилли Деккера, Франчески Замбелло, Юргена Флимма, Элайджи Мошински, Кшиштофа Варликовского. Сотрудничала с известнейшими дирижерами, в числе которых Лорин Маазель, Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Михаил Плетнёв, Владимир Федосеев, Антонио Паппано, Иржи Белоглавек, Джеймс Конлон, Александр Рудин, Василий Синайский и другие. Регулярно гастролирует с концертными программами по России, а также в США, Японии, Израиле и странах Европы, принимает участие в крупных международных фестивалях (неоднократно – в Музыкальном фестивале Владимира Спивакова в Кольмаре). 

В 2001 году организовала фестиваль «Хибла Герзмава приглашает» в Абхазии. C 2014 года фестиваль проходит также в других городах и странах, в 2019 году открытие XVII фестиваля состоялось в Москве, в Большом зале консерватории.

meloman.ru

Добавить комментарий