Особняк щукина в москве: 👉Дом Щукина: история и фото.

Содержание

Особняк Щукина — Большой Знаменский переулок, 8 в Москве

 


Владение с каменными палатами по нынешнему Знаменскому переулку, 8 можно увидеть на плане города Москвы от 1752 года. В то время владел участком ротмистр и представитель княжеского рода Николай Шаховской.

Палаты были выстроены на небольшом расстоянии от тогдашней «красной линии» и обращены главной фасадной плоскостью, украшенной ризалитом, в проезд.

В последние годы XVIII столетия рядом с домом возвели флигель, который со временем вошел в общий объем дома вместе с древними палатами. В тот период хозяином усадьбы являлся поручик и голова пензенского дворянского общества Алексей Емельянович Столыпин – прадед известного русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

В 1895 году владельцем участка числился обер-прокурор Святейшего Синода и представитель княжеского рода Василий Алексеевич Хованский, при котором была проведена первая реконструкция дома, после чего главный фасад получил новый декор с фронтоном, балконом на втором уровне и гладко оштукатуренными стенами. К сожалению, имевшиеся до этой перестройки тесаные каменные наличники белого цвета демонтировали.

Василий Алексеевич оставался хозяином владения непродолжительное время и уже в 1808-м переуступил его князю и надворному советнику Ивану Николаевичу Трубецкому. Его наследники проживали здесь до 1882 года.

Усадебные строения основательно пострадали в пожар 1812 года, но восстановили их относительно скоро. В тот период фасад получил лаконичный декор, соответствующий стилю позднего ампира; фронтонный тимпан оформили лепниной и изображением герба Трубецких. Вероятно, тогда же, внутренние помещения были оформлены с большой изысканностью: своды парадных залов на втором уровне украсили росписями и пышными лепными деталями, а в одном из них стены украсили еще и расписными фамильными гербами княжеской семьи.

Некоторая реконструкция дома проводилась в середине XIX столетия, а последней из них, как указано в некоторых источниках, руководил зодчий Лев Николаевич Кекушев в 1909 году. В таком виде дом и сохранился до настоящего времени.

История дома и коллекции Щукина


В особняке Трубецких в Знаменском переулке часто проводились знатные балы и приемы, на которых присутствовал во время своих визитов в Первопрестольную столицу Александр Сергеевич Пушкин, водивший дружбу с одним из Трубецких – Николаем Ивановичем, после смерти которого владения отошли к супруге его родного брата – Надежде Борисовне.

К тому времени уже вдова, она не располагала достаточными финансами на содержание шикарного особняка и вскорости уступила владения представителю купечества Ивану Васильевичу Щукину, с условием своего дальнейшего проживания во флигеле. Новый хозяин спустя непродолжительное время подарил усадьбу сыну – Сергею Ивановичу, который стал со временем знатным и сведущим коллекционером.

Стоит отметить, что семейству Щукиных было свойственно собирательство, впрочем, как и другим представителям московского купечества XIX – начала XX столетий, но Сергей Иванович обладал особым даром ценителя и знатока тогдашнего современного западноевропейского искусства. Благодаря ему, Москва увидела картины великих художников-импрессионистов Клода Моне, Пьера Ренуара, Франсиско Писарро и Эдгара Дега.

В те годы он начал приобретать для своей коллекции и работы Ван Гога, Поля Сезанна, а со временем и Поля Гогена, когда ни то что в России, во Франции, еще не воспринимали это новое направление в живописи. Спустя время Щукин привез уже картины Андре Дерена, Пабло Пикассо и Анри Матисса. Последний в 1911-м году даже посетил Москву по приглашению Сергея Ивановича и остановился в его доме, создав по заказу хозяина два панно – «Танец» и «Музыка».

Отметим, что вся коллекция Щукина, открытая для посещений публики в 1914 году, насчитывала к октябрю 1917-го 256 единиц. В планах у знаменитого коллекционера было открытие в особняке «Музея новой французской живописи», но с приходом к власти большевиков он вынужден был оставить родину и уехать из страны. Собрание национализировали, и на его основе в доме открыли «Первый музей новой западной живописи», который перевели отсюда к 1929-му году в здание на Пречистенке, 21.

В советское время, исходя из информации из нескольких источников, бывший дом Щукина занимали музеи фарфора, Маркса и Энгельса, Ленина. В период с 1931 по 1935 годы он даже был жилым, где некоторое время квартировал известный советский драматург и сценарист Александр Константинович Гладков.

Сегодня дом находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, где с 2016-го года разместился штаб военно-патриотического движения «Юнармия».

Минобороны поручено вооружиться музеем Щукина ::: Хранители Наследия

Минобороны поручено вооружиться музеем Щукина

21.06.2019

«Прямая линия» с Президентом РФ Владимиром Путиным 20 июня 2019 года принесла прямой результат в виде публичного решения об открытии музея знаменитого русского коллекционера и мецената Сергея Щукина в его доме в Большом Знаменском переулке в Москве. 

Поручение о создании музея Президент РФ адресовал Министерству обороны России (в его ведении особняк находится с 1941 года), совместно с Минкультуры РФ и ГМИИ имени Пушкина. Директор Пушкинского музея Марина Лошак подняла этот вопрос на «Прямой линии».

Так был решен вопрос (судя по характеру диалога, он был основательно заранее проработан), который военные и гражданские власти не могли разрешить на протяжении нескольких лет. Напомним, что еще в мае 2012 года общественное движение «Архнадзор» инициировало коллективное обращение москвичей к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой передать особняк Щукина Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. С той же просьбой «Архнадзор» обращался в ноябре 2012 года к министру обороны РФ Сергею Шойгу.  

Оглашенное в июне 2019-го в прямом эфире президентское решение лишний раз доказывает: нет нерешаемых проблем, если есть политическая воля к сохранению культурного наследия.  

Приводим стенограмму диалога Президента России и директора ГМИИ имени Пушкина 20 июня 2019 года: 

«М. Лошак: Вы знаете, мы открыли вчера выставку, которая является определенной вехой в истории русской культуры. Это выставка, рассказывающая про величайшего русского гражданина, русского коллекционера, благотворителя, текстильщика, человека, на деньги которого содержались больницы, школы, человека, который, может быть, просто слава российской истории.

Недалеко от нашего музея находится его дом. Это бывший дворец Трубецких, у которых жил он, в стенах которого висело 50 Пикассо, 38 Матиссов, 16 Гогенов таитянского периода, лучшие Моне, лучшие образцы французского искусства XX века. Выставка Щукина была три года назад в Париже. На нее пришло рекордное количество людей – 1 миллион 250 тысяч человек с утра до вечера шли в музей и не могли поверить, что вообще гордость XX века – французские импрессионисты – все лучшее находится в России.

Сейчас в этот момент, во-первых, я чувствую, что Щукин стоит у меня за спиной, и я выступаю от его лица. Этот дом находится вне поля культуры, а мне кажется, очень важно, чтобы он находился в этом поле. Неважно, кому он принадлежит: нашему музею или Эрмитажу, или какому-то другому, но это должно быть поле культуры, потому что это та историческая точка, в которой мы очень заинтересованы сами, потому что эта та память, которая цементирует нас как общество, как нацию, и мне кажется это чрезвычайно важным.

Так вот мой вопрос заключается именно в этом. Может ли мечта директора музея и миллионная армия его посетителей в какой-то момент (не знаю, в какой), но все-таки оказаться реальностью?

В. Путин: Можно ли там сделать музей Щукина?

М. Лошак: Можно там сделать музей, в котором был бы дух Щукина. Есть много решений, много версий.

В. Путин: Ну, какое, одно из решений какое?

М. Лошак: Одно из решений – это музей про семью Щукиных, потому что все три брата, кроме Сергея Щукина, великие коллекционеры и жертвователи.

В. Путин: Понятно. Где? Там, в его доме?

М. Лошак: Это дом по Большому Знаменскому переулку, 18 (на самом деле № 8 – Ред.), он небольшой, кстати…

В. Путин: Да, я понимаю сейчас, о чем идет речь. Извините, я буду говорить о том, что я вижу своими глазами, это когда к Кремлю едешь, это направо, да?

М. Лошак: Совершенно точно.

В. Путин: За таким железным забором. Да, это действительно комплекс зданий, принадлежащих Министерству обороны, и там находятся подразделения Министерства обороны, туда подведена связь, это с 41-го года. То есть эта площадь и эти пространства осваивались Минобороны.

Это же из года в год, из десятилетия в десятилетие Минобороны занималось обустройством. Что такое обустройство военного ведомства, наверное, людям понятно, это прежде всего линии связи, коммуникации, они дорого стоят.

Тем не менее можно дать им подумать. И думаю, в качестве первого шага можно было бы поручить Министерству обороны, надеюсь, Министр меня услышит, продумать в качестве варианта, чтобы само Министерство обороны…

Потому что это его комплекс, чтобы не выдирать из середины этого имущественного комплекса, не передавать куда-то в город либо в Минкультуры эти элементы единого на сегодняшний день имущественного комплекса, а оставить Минобороны, чтобы само Министерство обороны организовало эту работу и создало бы там музей Щукина. Это точно можно сделать.

М. Лошак: Вместе с нашим участием мы бы…

В. Путин: Не только с вашим участием.

М.Лошак: Абсолютно были бы в этом заинтересованы.

В. Путин: Под руководством и при прямом содействии Министерства культуры, с вашим участием, по его, что называется, планам, лекалам и так далее.

Тем более что для Минобороны этот вид деятельности на первый взгляд кажется, что далек от Министерства обороны, художественное творчество, но в Минобороны есть подразделение, условно скажем, как Студия Грекова. Поэтому в целом ничего здесь необычного нет, и Минобороны в состоянии это сделать, имею в виду даже и наличие финансовых ресурсов».


Досье. Дом в Большом Знаменском переулке, 8 был выстроен в 1752 году для ротмистра Николая Шаховского. В конце XVIII века городская усадьба пополнилась флигелем, который позднее объединили с главным домом.

В 1805 году дом был перестроен в стиле классицизма. В разные годы им владели Алексей Столыпин, князья Василий Хованский и Иван Трубецкой. Считается, что в доме мог бывать Александр Пушкин, друг последнего.

С 1882 года городской усадьбой владел купец Иван Щукин, во второй половине 1880-х подаривший дом своему сыну Сергею Ивановичу. С.И. Щукин создал в доме впечатляющую коллекцию работ французских импрессионистов, которых в тогдашней России он был едва ли не единственным ценителем. В Большой Знаменский переулок к рубежу 1910-х гг. переехали десятки картин Пикассо, Матисса, Сезанна, Пюви де Шаванна, Гогена, Анри Руссо, Ренуара, Моне и других художников. С 1909 года галерея Щукина была открыта для свободного посещения.


В том же году дом был перестроен и расширен по проекту архитектора Льва Кекушева, по его эскизам были заново оформлены интерьеры. 


После Октябрьской революции 1917 года галерея Щукина была национализирована; хозяин эмигрировал в 1918 году. На основе собрания Щукина в доме был открыт «Первый музей новой западной живописи». Впоследствии экспонаты были перемещены, а в доме Щукина в 1930-е годы поместили Музей фарфора. Вскоре городскую усадьбу передали Наркомату обороны. 

В 2011 году дом Щукина, объект культурного наследия федерального значения, был реконструирован под приемную и резиденцию тогдашнего министра обороны Анатолия Сердюкова. По неофициальным данным, при этой реконструкции погибла часть сохранявшихся кекушевских интерьеров. 

Дом Щукина

Дом Щу́кина — московская усадьба, известная с 1752 года. В разное время в особняке проживали ротмистр Николай Шаховской, дворянин Алексей Столыпин, князья Василий Хованский и Иван Трубецкой и другие. В 1882-м имение приобрёл купец Иван Щукин, который вскоре подарил его своему сыну Сергею. Он разместил в здании частную галерею картин импрессионистов, которые коллекционировал. После Октябрьской революции на основе его собрания создали Первый музей новой западной живописи. В 1948 году музейные фонды распределили между Эрмитажем и Государственным музеем имени Пушкина (ГМИИ), а особняк передали в ведение Министерства обороны123.

История

Владелец усадьбы Сергей Щукин, 1915 год

Предыстория участка

Первые упоминания об участке возле Знаменской церкви Пресвятой Богородицы относятся к 1752 году, когда на месте ветхих строений возвели усадьбу ротмистра Николая Шаховского. К 1776-му владение перешло его сестре Н. А. Пасек. Она сдавала особняк Военной и Провиантской конторам. К концу XVIII века усадьбу выкупил дворянин Алексей Столыпин. При нём строение дополнили флигелем, позднее объединённым с основным зданием6. Столыпин устроил в доме крепостной театр, спектакли которого посещали поэт Пётр Вяземский и офицер Александр Тургенев. По воспоминаниям современников, через три года «дворянин попроелся, казна его поистряслась», и людей из крепостной труппы выкупили для Петровского театра12.

В 1805 году имение переуступили князю Василию Хованскому, для которого дом перестроили в классицистическом стиле. Главный фасад на уровне второго этажа украсили балконом, срезали белокаменные наличники, установили треугольный фронтон. Но уже через три года Хованский продал особняк. КраеведСергей Романюк указывает, что это решение он принял из-за суеверий. После смерти владельца соседнего особняка Андрея Вяземского священник, пришедший его отпевать, по ошибке зашёл в дом Хованского. Новым хозяином усадьбы стал князь Иван Николаевич Трубецкой, сын которого был дружен с Александром Пушкиным. Ряд исследователей полагает, что в юности поэт мог посещать усадьбу1. Кроме того, обширная библиотека Трубецких упоминается в примечаниях к историческому сочинению «История Пугачёвского бунта»2. Княжеская резиденция пострадала во время пожара 1812 года, но вскоре была реконструирована3.

Галерея Щукина

К середине XIX века участок выкупил профессор медицины А. И. Овер. В 1882 году он по низкой цене переуступил обветшавшее строение и более десятины земли купцу Ивану Щукину. Вместе с усадьбой ему достались также предметы интерьера, коллекция оружия князей Трубецких, ряд картин передвижников и эскизы Василия Сурикова к полотну «Боярыня Морозова». Позднее новые владельцы их перепродали. Через четыре года (по другим данным — в 1889-м7) по случаю рождения внука Иван Щукин подарил имение своему сыну Сергею Ивановичу. Будучи известным коллекционером, он использовал дом для размещения личного собрания картин импрессионистов. На тот момент некоторых из них ещё не признавали на родине, поэтому Щукин нередко становился единственным покупателем, предлагавшим высокую цену819. Искусствовед Я. А. Тугенхольд так описывал частное собрание Щукина:

К 1908 году коллекция Щукина насчитывала около восьмидесяти картин, через четыре года их количество превышало две сотни. Среди них числилось 51 полотноПабло Пикассо, 18 произведенийАндре Дерена и 37 работАнри Матисса. Также Щукин увлекался творчеством Пьера Пюви де Шаванна, Поля Синьяка, Фрица Таулова, Мак-Нейла Уистлера, Поля Сезанна, Пьера Ренуара, Клода Моне, Поля Гогена, Анри Руссо. Известно, что в личном фонде купца хранились «Танцовщица у фотографа», миниатюра «Завтрак на траве», «Цветы в вазе», «Белые кувшинки», «Сирень», «Обнажённая» и другие известные полотна. С 1909-го коллекционер открыл свою галерею для свободного посещения по выходным. Он самостоятельно проводил экскурсии и лекции. При этом экспозиция вызывала неоднозначную реакцию московской общественности. Так, двумя годами ранее один из гостей Щукина перечеркнул карандашом картину Моне в знак протеста против движения импрессионистов1011127. В имении также проводили музыкальные вечера, на которых бывал Фёдор Шаляпин613. В разное время усадьбу посещали князь Сергей Щербатов, купцы Иван и Михаил Морозовы, Сергей Боткин, художники и писатели Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Владимир Маяковский, Павел Кузнецов, Илья Машков, Александр Бенуа и другие культурные деятели10114.

Старое здание усадьбы было мало для размещения фонда Щукина, работы живописцев висели в два и в три ряда. В 1909 году (по некоторым данным – в 1913-м1) дом перестроили по проекту архитектора Льва Кекушева. Он дополнил здание пристройкой для склада продукции семейной мануфактуры. По его эскизам также оформили интерьеры14. Щукин развесил свои картины в соответствии с историко-монографическим принципом. Так, в комнате с картинами Моне можно было проследить всю эволюцию творчества художника12. Один из залов дома отвели для афро-кубинской тематики в работах Пикассо, здесь же были выставлены древние статуэтки, привезённые Щукиным из Египта15. В столовой разместили картины Гогена, пятнадцать из которых купец приобрёл оптом1316. «Салон Матисса» оформили в бледно-розовом, зелёном и вишнёвом цветах, для лучшего контраста с цветовой гаммой картин7.

В 1911 году по приглашению Щукина усадьбу посетил Анри Матисс, по его указанию перевесили приобретённые купцом картины. Среди них были полотна «Музыка» и «Танец», написанные специально для парадной лестницы усадьбы114. Москвовед Александр Васькин указывает, что Щукина смущали обнажённые фигуры на картинах и он самостоятельно закрасил отдельные детали177.

После революции

Основная статья: Государственный музей нового западного искусства

Существуют указания, что после Октябрьской революции Щукин некоторое время работал гидом при национализированной галерее, проживая в комнате прислуги. Но из сохранившейся переписки коллекционера следует, что в марте 1918 года он передал собрание живописи на хранение его зятю М. П. Келлеру и уже в августе того же года эмигрировал. Через два месяца галерею Щукина, включавшую 256 картин, признали государственной собственностью. Усадьбу в Большом Знаменском переулке стали именовать Первым музеем новой западной живописи. Участок и здание передали в ведение Народного комиссариата просвещения. По этому поводу коллекционер признавался позднее: «собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны остаться там». Вплоть до 1922 года часть особняка в Большом Знаменском переулке занимала квартира его дочери Екатерины Сергеевны Келлер и её мужа. Позднее они также выехали за границу18119. В этот период экспозицию неоднократно посещал председатель РеввоенсоветаЛев Троцкий, который был поклонником Пикассо12. В 1924-м складские помещения, возведённые при Щукине, были перестроены, позднее ликвидировали ограду участка2045.

В 1928—1929 годах галерею переместили в усадьбу Морозовых на Пречистенке, где она вошла в состав Государственного музея нового западного искусства. После Великой Отечественной войны бывшее собрание Щукина распределили между Эрмитажем и ГМИИ21. До 1932-го особняк в Большом Знаменском переулке занимал Музей фарфора, позднее комплекс передали в ведение Министерства обороны3. Существуют указания, что некоторое время строение занимали Музей Карла Маркса и Фридриха Энгельса, однако он располагался в бывшей усадьбе Вяземских в Малом Знаменском переулке22114. В 2008 году в стенах бывшего особняка Щукина в своём кабинете застрелился генерал Виктор Власов2324.

Современность

В 2011 году усадьбу реконструировали для размещения приёмной министра обороны Анатолия Сердюкова2324. В этот период на подходе к дому установили контрольно-пропускной пункт. В черте огороженных объектов оказались также часть Большого Знаменского переулка, бывшие конюшня и склад мануфактуры семьи Щукиных. На тот момент часть переулка использовали под парковку. Через год на проходной установили пропускной режим, что препятствовало доступу к объекту культурного наследия2526. По сообщениям координатора проекта «Архнадзор» Константина Михайлова, здание заняла летняя резиденция Сердюкова27. Однако представители Министерства обороны отказались от комментариев. События вызвали широкий резонанс и представители общественных движений направили коллективные обращения председателю Совета МинистровДмитрию Медведеву и Сергею Шойгу, занявшему пост главы Минобороны в 2012-м282930. По состоянию на 2013 год проход к комплексу открыли, однако фотографировать на прилегающей территории было запрещено31. Через два года стало известно, что представители ГМИИ обсуждают с оборонным ведомством возможность проведения регулярных экскурсий на территории участка32.

Особняк П.И. Щукина в Москве

Особняк П.И. Щукина в Москве

    Оригинал взят у sergeyurich в Особняк П.И. Щукина в Москве   Эти здания в псевдорусском стиле были построены для размещения большой частной коллекции известного московского собирателя и коллекционера Петра Ивановича Щукина.

    Пётр Иванович Щукин (1853—1912) — один из четырёх братьев-коллекционеров Щукиных — десятилетиями собирал древнерусские памятники, исследовал влияние восточных культур на русскую культуру. В 1891 году Щукин приобрёл участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице и пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга для проектирования музейных зданий. Щукин и Фрейденберг изучали образцы русской провинциальной «краснокирпичной» архитектуры в Ярославле и других городах Севера.

    В 1893, за 16 месяцев, было завершено первое по очереди здание — в глубине участка, тёмно-красного кирпича, под высокими щипцовыми крышами. В 1896 году коллекция открылась публике; вскоре здание оказалось мало для растущей коллекции. Позднее Щукин нанял Адольфа Эрихсона и В. Н. Башкирова, которые в 1896—1898 годах построили второй, больший по площади корпус, выходящий на красную линию улицы. Оба корпуса были соединены подземной галереей. По проекту Эрихсона в те же годы была построена ограда с парадным входом. В 1905 году архитектор Ф. Н. Кольбе выстроил на том же участке одноэтажный корпус музейного склада в традиционном стиле московских палат XVII века.

  В 1905 Щукин передал коллекцию, землю и здания со всей обстановкой Историческому музею. Он оставался хранителем коллекции, приобретал новые экспонаты, оплачивал все расходы по содержанию музея и лично проводил экскурсии до своей смерти в 1912 году. После этого музей на Малой Грузинской был закрыт, а в 1917 щукинскую коллекцию вывезли в Исторический музей. C 1918 года в зданиях размещался Музей старой Москвы. С 1934 года в здании располагается Биологический музей имени К. А. Тимирязева. Позже, вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея. Архитектурному комплексу с 1995 г. официально присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.

Виртуальная экскурсия по особняку С.И. Щукина


«Танец» и «Музыка» Матисса сразу бросались в глаза при входе в особняк Щукина в Большом Знаменском переулке

В начале XX века московский особняк Трубецких в Большом Знаменском переулке принадлежал Сергею Ивановичу Щукину — владельцу огромной текстильной империи. Вот здесь и появился первый открытый для публики музей нового западного искусства. Даже во Франции это искусство ещё не признавали, тем более в России об импрессионистах почти никто не знал. Основной публикой были молодые художники и студенты художественных школ, тем временем в буржуазных кругах Щукина воспринимали как человека со странностями.

1.

Особняк Щукина в Большом Знаменском переулке, 1900. Фото: Shchukin collection / collectionchtchoukine.com

Когда Щукин начал собирать свою коллекцию, он был в зените могущества, у него была красавица жена и четверо детей, усадьба, все стены которой завешаны прекрасными картинами. Но 1904 год стал для его коллекции особенным, пристрастия коллекционера изменились. В собрании Сергея Ивановича в итоге оказались тридцать семь Матиссов, пятьдесят один Пикассо и восемнадцать Деренов, не считая Гогенов, Сезаннов, Ван Гогов и Мане. Щукин покупал картины, но ничего никогда не продавал. Со временем стены дома оказались вплотную увешаны картинами в два-три ряда, от пола до потолка
Потеряв младшего сына Сергея, который исчез из дома в 1905 году, а через два года и жену, которая не вынесла горя, Щукин изменился. В октябре 1907 года он снарядил караван и отправился к Синаю. По дороге понял: смысл жизни надо искать не там, а в ателье парижских художников. С 1909 года С.И. Щукин открыл свой особняк для всех желающих познакомиться с коллекцией. Развеской картин Щукин занимался сам.
2.

В центре коллекции Щукина были три художника: Пикассо (50 работ), Матисс (37 работ) и Гоген, им в особняке были выделены персональные залы. Некоторые фотографии залов особняка и документы по истории коллекции Сергея Ивановича Щукина были представлены на выставке «Щукин. Биография коллекции», проходившей прошлым летом в Пушкинском музее.
3.

Зал Пикассо (кабинет) в доме С.И. Щукина. Москва, Большой Знаменский переулок, дом 8. 1913-1914. Фотография. ГМИИ им А.С. Пушкина

А сейчас хочу показать фотографии, подготовленные к выставке «Шедевры нового искусства. Собрание Сергея Щукина. Государственный Эрмитаж — ГМИИ им. А.С. Пушкина», которая проходила в 2016 году в парижском Fondation Louis Vuitton (из журнала www.vogue.ru), и предлагаю совершить виртуальную экскурсию по залам особняка в Большом Знаменском переулке при жизни Щукина.
4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

В августе 1914-го границы закрылись, русские банки отказывались переводить деньги, покупки картин в Европе стали невозможны. В августе 1918 года Щукин уехал из Москвы вместе со старшим сыном Иваном (который потом закончит Сорбонну и станет ведущим специалистом по персидской миниатюре). Чуть раньше Москву покинула жена с маленькой дочкой (в 1914 году Сергей Иванович женился на пианистке Надежде Конюс, в 1915 году у них родилась дочь Ирина). Семья воссоединилась в немецком Веймаре. После оформления всех документов летом 1919 года бывший московский богач смог въехать с семьей во Францию.
Предусмотрительный Сергей Иванович перед войной перевёл своё личное состояние в шведский Stockholms Handelsbank. Это позволило семье жить безбедно, но с коллекционированием было покончено раз и навсегда.
Ещё в Москве Сергей Иванович завещал свою коллекцию Третьяковской галерее. После революции картины были национализированы. Сначала их оставили в бывшем особняке в Знаменском, потом увезли в отобранный у Ивана Абрамовича Морозова дом, где был открыт Музей нового западного искусства. Сергей Иванович Щукин умер в Париже в 1936 году и не дожил до того момента, когда в 1948 году по личному указанию Сталина музей закрыли. Обе коллекции были разделены между главными музеями: ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
Дополню виртуальную экскурсию несколькими фотографиями по истории коллекции и о путешествиях Щукина с московской выставки в Пушкинском музее.
Щукин был увлеченным путешественником. Он совершал дальние поездки в страны Азии и Африки как по долгу службы, так и в туристических целях. Вместе с семьей Щукин не раз бывал в Турции и Греции, объездил Египет и Западную Индию, а также Судан, Алжир, Марокко.
16.

17.

18.

19.

20.

Особняк Сергея Щукина на Знаменке.

(или дом, в оформлении которого участвовал Матисс)

Дом на Знаменке (Б.Знаменский переулок 8) почти неприметен в тени мощного фасада Министерства Обороны, скажу больше, попытка сфотографировать эту усадьбу Щукина постоянно пресекается патрульными солдатиками. А дом замечательный! Можно сказать. судьбоносный для искусства начал 20 в., особенно французского, в частности для Анри Матисса.

Именно для этого дома французский художник сделал свои знаменитые полотна «Танец» и «Музыка». Они должны были украшать лестницу на первом и втором этаже. Существует давно ставшим привычным разделение искусства на изобразительное, то есть собственно искусство, и декоративно-прикладное — в качестве меньшого, кажется, даже не вполне родного брата искусства высокого. Однако до недавних пор не было искусства более прикладного, чем живопись. Ее непосредственной задачей было украшение- «декорирование» — интерьера, к коему она и «прилагалась». Таким образом, картина обычно создавалась в расчете на вполне определенное помещение — будь то храм или жилище, — либо с реальной перспективой обретения оного в дальнейшем. Идея «писать для себя» с перспективой выставочного зала, еще лет 150 назад казалось бы абсурдом.


Дом С.И. Щукина


Дом, где с 1882 года стало жить семейство Щукиных, был известен как дворец князя Николая Трубецкого, предводителя московского дворянства, После кончины князя родовое состояние было прожито, а дом продан вместе со всей обстановкой, выполненной, как говорили, мастером отделывавшим Версальский дворец.


Интерьер «Гостиной Матисса» в особняке С.И. Щукина

Новые хозяева сочли нужным оставить убранство дворца прежним. Однако же, украшавшее его интерьеры собрание картин-передвижников было вскоре распродано. Это и понятно, в области живописи вкусы Сергея Ивановича были совершено иными, в этом Щукин слыл на то время большим оригиналом.

Если посмотреть на сохранившееся фото одной из гостиной, то отдаешь дань вкусу хозяина. В обстановке cо множественной гипсовой лепниной, богато и много расписанным плафоном, мебелью а-ля Людовик XV, ну никак передвижники не катят. На то они и передвижники-социалисты, чтобы выставлять как раз в выставочных залах и на ярмарках. Там их зритель. Ничего плохого под этим не имею ввиду, просто констатирую факт.

То, что в такую обстановку Щукин решил привезти французских импрессионистов, многих из которых он же открыл и раскрутил(как сейчас сказали бы) говорит о его вкусе, чувстве соразмерности.

Анри Матисса Щукин заметил еще в 1905 году в Париже на выставке Осеннего Салона. Реакция публики на его полотна была злой. Одни потешались, другие негодовали. О славе в то время он мог только мечтать. Появление коллекционера в жизни Матисса приходилось на тот момент не блестящим. Прежние его покровители Лео и Гертруда Стайн потеряли к нему интерес. А художественная ценность его живописи, впрочем, как и многих, кого собирал богатый русский фабрикант, были\а отнюдь, не очевидна. Принцип, которым руководствовался Сергей Иванович в выборе произведений для своей коллекции звучал так:»Если увидев картину, ты испытываешь психологический шок, — покупай». Интересно каким бы принципом он вооружился сегодня?


Зал Матисса в особняке С.И. Щукина

К 1918 году в особняке Щукина на Знаменке было уже 256 полотен, среди них 13 Моне, 50 Пикассо, 16 Гогенов, 38 Матиссов, а также Ван Гог, Дега, Сезанн, Марке, Ренуар. Матисс был любимым художником Щукина: его картинами был заполнен кабинет и даже гардеробная, развеску полотен в розовой гостиной делал сам художник, специально приглашенный хозяином особняка из Парижа. По заказу коллекционера Матисс написал два огромных панно «Музыка» и «Танец». К конце 1910 года обе работы были завершены и выставлены на Осеннем парижском салоне. В Серов, который был в это время в Париже очень неодобрительно о них отозвался. Сам заказчик тоже немного испугался своей решительности, но азарт взял верх. Единственно, о чем он очень просил художника — это внести небольшие изменения в работу и сделать фигуры, так сказать бесполыми.


Зал Сезанна в особняке С. И. Щукина


Зал Мане в особняке С. И. Щукина

Дело в том, что особняк Щукина являлся определенным культурным салоном в Москве — здесь очень часто проходили музыкальные вечера, выступал, в том числе, и сам Рахманинов, пел Шаляпин, бывали Дягилев Станиславский. Не говоря уж о художниках, которых хозяин любил собирать по воскресеньям. В галерею делались экскурсии. Известен случай, что когда к Щукину пришел Репин и увидел «Танец», то отшатнувшись произнес, что ноги его в этом доме больше не будет.

Щукин заплатил Матиссу 15 тысяч франков за «Танец» и 12 тысяч франков за «Музыку». До тех пор самая большая из картин художника стоила 1875 франков. Надо добавить, что Щукин занимался сбыто текстиля по всей России, и на собрание коллекции отчислял определенный процент от прибыли. Его соратник по духу и тоже купец Морозов был фабрикантом, но только уже сам производил текстиль, его возможности были более значительными.

К слову есть очень и смешное воспоминание о поведении жены Матисса после получения денег за выполненную работу.

Два революционных полотна не только изменили лицо современной живописи, они также сделали Матисса впервые в его жизни материально независимым художником. А стало быть, художником, который мог быть независимым в своем творчестве. О том, что это были за деньги, можно судить по такой детали. Гертруда Стайн записала в дневнике, что жена Матисса, Амели, взяла такси из центра Парижа до окраины Исси-ле-Мулино, где пара намеревалась арендовать на щукинский гонорар дом. Амели, строгая до скупости хозяйка, экономившая каждый грош, находилась в состоянии такого беззаботного, отчаянного счастья, что не отпускала такси, пока собирала весенние цветы вокруг будущего семейного дома. Стайн пишет: «В те дни только миллионеры могли себе позволить не отпускать такси». Кстати, дом в Исси-ле-Мулино стал первым и единственным собственным домом Анри Матисса за всю его долгую жизнь.


Дом Анри Матисса

К сожалению, все эти увлечения прогрессивными идеями, не прошли даром для Щукина и Морозова. Известно, что их постоянно «доили» революционеры сначала на добровольные пожертвования жертвам притеснений самодержавия, а дальше и шантажом.

В 1918 году собрания Щукина было национализировано. Бывшему владельцу было позволено остаться хранителем и экскурсоводом при своей коллекции, получившей наименование Музей новой западной живописи. В собственном особняке ему отведена была комната кухарки. Через год Щукину удалось покинуть Россию. Не обошлось без поддельных паспортов, бриллиантов, зашитых в мягкую куклу, и наверное, какого-то покровителя…


Автопортрет С. И. Щукина

В 1928 году щукинское собрание обрело приют под крышей бывшего морозовского особняка на Пречистенке 21 (сегодня здание Академии художеств). После войны в 1948 году встал вопрос о существовании самого Музея западного нового искусства, где главным знатоком и искусствоведом выступил Климент Ворошилов. И после его рокового «хе-хе» возле развернутых полотен «Танец» и «Музыка» было принято решение Музей расформировать. Часть картин влилась в собрание Пушкинского музея, остальное — в Эрмитаж.

Сергей Иванович Щукин окончил свои дни в Париже, дожив до 82 лет.
P.S.
Пока подбирала материал для этой статьи наткнулась на следующее сообщение:
Учрежденный в 2007 году указом президента Владимира Путина День предпринимателя (он же День российского предпринимательства) изо всех дней в году назначен именно на 26 мая, день самоубийства (по другой версии убийства Морозова) одного из самых известных российских бизнесменов. Наверное, такие знаковые совпадения бывают только в России.
Вчера как раз было 26 мая. Поверьте, никак не привязывалась к этой дате…

Усадьба купца Петра Щукина на Малой Грузинской

Среди построек на Малой Грузинской заметен большой и красивый дом, выполненный в стиле древнерусского зодчества с элементами Византии. Это целый архитектурный комплекс, созданный купцом Петром Ивановичем Щукиным.

История создания усадьбы

Изначально в 1680 г. в этом месте основано дворцовое село Воскресенское, которое в 1729 г. даровано находившемуся в изгнании грузинскому царю Вахтангу Леоновичу. Так образовалась
Грузинская Слобода. Купец П.И. Щукин — страстный собиратель предметов русской старины, владел домом на углу Пречистенки и Лопуховского переулка. Но вскоре помещений для хранения ценностей стало не хватать.

В 1891 г. продав жилье, коллекционер выкупает небольшой участок на Малой Грузинской у князя Вахтанга. С твердым намерением начать строительство доступного для всех музея.

Совместно с архитектором Б. В. Фрейденбергом изучался будущий стиль строения. С этой целью предпринята совместная поездка в Ярославль, славившийся красотой архитектуры. Постройку решено было оформить в виде русского древнего терема с сочетанием набиравшую популярность технологией строительства из красного кирпича.

В 1893 г. дом красовался в глубине участка. Здание даже привлекло внимание русского царя Александра III, который по достоинству оценил широту русской души.

В 1895 г. П. И. Щукин открыл задуманный для посещения музей «Российской древности».
Собирательство продолжалось, и количество артефактов требовало расширения площади. Второй этап строительства проходил в 1896-1898 гг. под началом Адольфа Эрнестовича Эрихсона. Стиль сохранился тот же — псевдорусский, но был более спокойным и выдержанным. Для удобства, оба дома были соединены подземным туннелем. Вдоль стен расположились ценности коллекции.

Законченный вид архитектурному ансамблю придал Федор Никитич Кольбе в 1905 г. Появился одноэтажный архив-склад. Несмотря на творчество двух мастеров своего дела, три здания гармонично вписаны в общую концепцию и дополняют друг друга.

В 1905 г. Петр Щукин дарит земельный участок со зданиями и обширной коллекцией Историческому музею. Личная усадьба перешла в статус отделения «Российского Исторического Музея имени императора Александра III — Музей П.И.Щукина».

Интересный факт. Переданное собрание превосходило запасники царского Музея.

После окончания государевой службы, Петр Иванович оставался единственным архивариусом, описывал ценности, продолжал коллекционировать. П.И. Щукин умер в 1912 году, и экспонаты перевезли в Исторический Музей. Но усадьба не потерялась в последующих событиях и продолжала жить.

В последующем (1923-1924 гг.) здесь выставлялись экспонаты Старой Москвы, Музея Центральной Промышленности. Выдержали древние стены шум и энергию студенческого общежития 1928 г.

Великий русский писатель М. Горький в 1934 г. добился возвращения дома Щукина в изначальное русло. Два здания становятся Государственным Биологическим музеем им. К.А. Тимирязева,
который действует по сей день. В 1995 г. дом-музей на Малой Грузинской, 15 официально признан
федеральным памятником архитектуры.

История жизни Петра Ивановича Щукина

Будущий обладатель одной из ценнейшей коллекции Государства Российского родился 18 февраля 1853 г. в многодетной семье купца первой гильдии Ивана Щукина. Дети получили отменное домашнее образование, общались с литераторами, художниками, историками.

Первым увлечением молодого Петра стали богатые ткани Лионского торгового дома «Р. Д.Варбурга и Ко», в который устроился в 1874 г. по рекомендациям отца. Здесь появились первенцы будущих коллекций. Вскоре Щукин обратил внимание на редкие французские книги и гравюры. Основы западноевропейского собрания были заложены.

В 1878 г. Петр возвращается в Москву и вместе с братьями, тоже коллекционерами, становится совладельцем отцовской компании «И.В. Щукин с сыновьями». Торговый дом ориентировался на рынок мануфактуры. Специфика деятельности привела в ряды Нижегородской ярмарки, где были приобретены персидские ковры, послужившие восточному началу.

Но определенных приоритетов молодой коллекционер не видел, и его кладовая оформлялась сумбурно. Переломным моментом, по воспоминаниям самого П. И. Щукина, стал приобретенный в 1890 г. серебряный ковш, подаренный атаману войска Яицкого императрицей Елизаветой Петровной.

Постепенно сбор русской старины приобретает осознанность. Число экспонатов растет. В 1891 г. меценат приобретает землю на Малой Грузинской для строительства задуманного музея. Умер П. И. Щукин в 1912 году от перитонита.

Адрес усадьбы купца Петра Щукина

г. Москва ул. Грузинская Малая, д. 15

Рекомендую посмотреть

Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся внизу статьи 👇


Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн). Подробнее на странице Помощь сайту

До новых встреч на страницах нашего сайта «Усадьбы Дворцы Особняки». Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSSEmail или twitter


686

икон современного искусства: Собрание Щукина

Зал Пикассо во Дворце Трубецких, 1914 г.

В последний момент я решил съездить в Париж на выставку «Иконы современного искусства: собрание Щукина» в Фонде Луи Виттон. Несмотря на то, что я забронировал билет на время заранее, мне пришлось стоять в очереди более получаса под дождем, прежде чем я смог попасть на выставку. Ожидание и поездка в Париж стоили того.

На выставке представлено около 130 экспонатов из коллекции русского текстильного магната Сергея Щукина (1854-1936).Между 1898 и 1914 годами Щукин собрал одну из величайших коллекций французского современного искусства с многочисленными работами Моне, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо, Дега и Ренуара. Картины украшали стены его московского особняка, Трубецкого дворца (на фото выше — комната Пикассо), который Щукин открыл для российской публики с намерением питать русскую художественную и интеллектуальную жизнь. В 1917 году, после революции в России, Щукин бежал в Париж, оставив свою драгоценную коллекцию.Умер в ссылке в 1936 году.

В 1918 году Ленин национализировал коллекцию. Бывший особняк Щукина стал Государственным музеем современного западного искусства Раздел I (раздел II — особняк и собрание другого известного мецената России Ивана Морозова). В 1948 году Сталин приказал закрыть музей из-за «буржуазного» характера произведений искусства. Впоследствии собрание было разделено между Московским Пушкинским музеем и Эрмитажем в Санкт-Петербурге, где работы хранятся по сей день.Картины редко можно увидеть за пределами России, отчасти потому, что наследники Щукина предъявляют иск об их возвращении, когда картины уезжают за границу. Это объясняет, почему нынешняя выставка является таким крупным событием. Картины снова собраны вместе.

Выставка открывается залом с двумя портретами самого Щукина и автопортретами собранных им художников. Далее следует комната с некоторыми из первых покупок Щукина. Это неплохие работы, но не лучшие, хотя многие музеи были бы очень рады их иметь.И тогда это продолжается. Один зал заполнен одиннадцатью гогенами таитянского периода, другой — дюжиной или около того крупномасштабных Матиссов, одним из ярких моментов выставки. К этому времени я уже был поражен, но оставалось еще несколько комнат с работами Пикассо, Брака, Сезанна, Малевича, Родченко и других.

Слева: Анри Матисс, Красная комната (Гармония в красном) , 1908; В центре: Клод Моне, Le Déjeuner sur l’herbe , 1866; Справа: Поль Сезанн, Марди Гра (Пьеро и Арлекин) , 1888–90.

Я был рад, наконец, увидеть различные работы, которые я знал только по репродукциям, — некоторые из которых у меня даже есть в виде открыток, — поскольку никакая репродукция не может передать глубину цвета в Красной комнате Матисса (Гармония в красном) (1908) или его Золотая рыбка (1912). Я также обнаружил много отличных работ, которых никогда раньше не видел и, возможно, больше не увижу в обозримом будущем.

Иконы современного искусства можно будет увидеть до 5 марта в Fondation Louis Vuitton в Париже.

В честь гения Сергея Щукина

Ничего не подозревающий турист, прогуливаясь в будний день по улице Волхонка, может заметить любопытное явление.Группа людей выливается из двора ГМИИ на тротуар почти на квартал по пустой улице. Сотни людей стоят в очереди, чтобы увидеть одно из самых ожидаемых событий сезона: 150 работ из собрания Сергея Щукина европейского искусства конца XIX — начала XX веков, выставленных в залах музея в том виде, в котором они когда-то были показаны. в доме Щукина. Шокирующая тогда, но каноническая сейчас коллекция была недавно выставлена ​​в Париже, где привлекла внимание 1.2 миллиона посетителей.

Богатый торговец тканями, Щукин начал собирать произведения искусства во время поездок во Францию ​​с 1889 по 1914 год. Он встречался с художниками и торговцами произведениями искусства, узнал о коллекционировании и покупал картины, которые часто противоречили его собственным и устоявшимся вкусам, интуитивно предполагая, что эти работы станут важный. Он повесил их в своем московском особняке, где коллекция была открыта для публики с 1908 года и где сам Щукин иногда проводил экскурсии для своих гостей.

После Октябрьской революции Щукин эмигрировал в Германию, а в 1918 году Ленин подписал указ, согласно которому его коллекция стала достоянием Советского государства.Картины были перемещены в различные музеи и хранилища, пока Сталин не разделил их в основном между Пушкинским музеем в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Коллекция также выдержала четыре года сибирских холода, когда она была эвакуирована в Новосибирск после нападения Германии на Советский Союз в 1941 году.

Теперь Пушкинский музей стремится «максимально полно отобразить одну из крупнейших мировых коллекций», и в этом участвует не только Эрмитаж, но и Государственный исторический музей, Государственный музей искусства народов Востока, Музеи Московского Кремля, Государственный музей Кусково. Музей-усадьба и Музей изящных искусств (Будапешт).

В экспозиции представлены артефакты из многодетной семьи Щукиных. Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина.

11 залов выставки занимают большую часть музея и отражают биографию Сергея Щукина, его семьи, эволюцию его коллекции и художественных вкусов. Щукин изображен как пророк, выполняющий просветительскую миссию, чтобы познакомить Россию с будущим европейского искусства.В первом зале выставки только одна картина — «Танец» Матисса (1910), которую Щукин заказал и повесил у себя дома. В белом мраморном зале посетители смотрят на холст в благоговейной тишине.

До возобновления собрания Сергея Щукина есть четыре зала с предметами из собраний его братьев. Зал, посвященный Петру Щукину, имеет самое разнообразное наполнение: здесь представлены не только картины, такие как «Обнаженная на софе» Ренуара (1876 г.), но и подушки, кинжалы, скульптуры, а также коллекция замысловатых золотых ключей, принадлежавших музею. цари.Далее следуют два зала коллекции Дмитрия Щукина. Эти картины в основном имеют религиозную тематику и датируются 15-19 веками. В тускло освещенном последнем зале представлены картины Ивана, младшего брата Щукина, который познакомил Петра и Сергея с новым французским искусством. Изюминкой этого зала является картина Моне «Сирень на солнце» (1872 г.).

Остальные залы воссоздают коллекцию Сергея Щукина, чтобы отразить аранжировку искусства в его особняке. Первый зал посвящен импрессионизму, который занимал Щукин до 1904 года, и демонстрирует работы Моне, Ренуара и Дега.Экспозиция перетекает в другую комнату, залитую яркими красками картин Ван Гога и таитянских пасторалей Гогена, в том числе его знаменитого «Ты ревнуешь?» (1892). Интерес Щукина к Гогену развивался параллельно с его интересом к Сезанну, и в следующем зале представлены работы Сезанна, такие как «Пьеро и Арлекин» (1888).

Затем зал взрывается яркими красками палитры Анри Матисса.Эти цвета потрясли Щукина, но он считал их искусством будущего и стал одним из главных покровителей Матисса. Поддержка Щукина позволила Матиссу заняться более крупными художественными экспериментами, а также посетить Россию в 1911 году, где он столкнулся со старинными русскими иконами. Матисса восхищала «трогательная простота» человеческой формы в сакральных русских образах, которая оказала огромное влияние на его искусство. В коллекции Щукина 37 картин Матисса, многие из них выполнены по заказу самого Щукина.

Именно через Матисса Щукин познакомился с Пабло Пикассо и в итоге собрал 50 его картин. В следующих двух залах представлены работы Пикассо. Также есть зал с работами Анри Руссо и Андре Дерена. Последняя картина выставки — «Портрет Сергея Щукина» Христиана Корнелиуса (Ксана) Крона (1916).

Посетители в восторге. «Какая радость, что один из наших соотечественников собрал это искусство и пенсионеры вроде меня могут прийти сюда и погреться в нем!» воскликнула одна женщина.Когда его спросили, что ему больше всего понравилось на выставке, другой посетитель ответил: «О, я люблю Моне, Дега, Матисса, Пикассо… Я люблю все!» Кивнув в знак согласия, мать повернулась к своему маленькому сыну и спросила: «Разве не было? стоит ждать в очереди? »

«Щукин: биография коллекции» проходит до 15 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Ул. Волхонка, 12. Метро Кропоткинская. www.pushkinmuseum.art Желающие познакомиться с коллекцией могут также приобрести изданную к выставке книгу консультанта выставки Натальи Семеновой «Щукинская сага: Коллекционеры шедевров».

Путин предоставил российское гражданство внуку коллекционера Сергея Щукина перед показом блокбастера «Пушкин»

Андре-Марк Делок-Фурко (в центре), внук Сергея Щукина, получил российский паспорт на открытии пушкинской выставки «Щукин: биография коллекции». © Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Андре-Марк Делок-Фурко, внук дальновидного коллекционера французского импрессиониста и современного искусства Сергея Щукина, получил российское гражданство от президента Владимира Путина, что совпало с открытием блокбастерной выставки Щукин: биография коллекции на Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (19 июня-15 сентября).

13 июня Путин подписал указ о гражданстве, который распространяется и на жену Делока-Фурко, Кристину. В понедельник в «Пушкине» Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, верхняя палата российского парламента, вручила паре российские паспорта. Центральным элементом является картина Анри Матисса « Dance », заказанная Щукиным в 1910 году. Церемонию также показали по государственному телевидению.

Танец предоставлен Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, и выставка продолжает символическое объединение коллекции Щукина, которая была захвачена Советским государством после большевистской революции и в конечном итоге разделена между Государственным музеем изящных искусств им. А.С. Пушкина. Искусство в Москве и Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Фонд Louis Vuitton в Париже стал первым музеем, собравшим коллекцию в виде блокбастера, который привлек рекордное количество посетителей.Согласно нашему ежегодному исследованию посещаемости, это вторая по посещаемости выставка в 2017 году.

В работе находятся еще четыре выставки, посвященные коллекциям Щукиных и столь же художественно настроенных братьев Морозовых.

Делок-Фурко, у которого есть квартира в Санкт-Петербурге и который является приглашенным куратором выставки Щукина, говорит The Art Newspaper , что «это действительно большая честь быть вновь принятым в эту великую нацию, первые документы о моя семья появилась в начале 1600-х годов »

В прошлом Делок-Фурко участвовал в судебных тяжбах по поводу международных займов Россией произведений из коллекции его деда и требовал признания их изъятия незаконным.«Действительно, принципиальный конфликт вокруг присвоения Лениным коллекции Щукина остается открытым. Это не первый и не последний раз, когда гражданин одной страны выражает свое несогласие с правительством своей страны. Враг народа, он также не запрещает ему сотрудничать с государственными учреждениями в других областях, таких как крупные художественные выставки », — говорит Делок-Фурко.

Бывший директор музея «Пушкин» Ирина Антонова, ныне президент музея, подала в отставку в 2013 году после попытки убедить Путина вернуть в Москву работы Щукина и Морозова, находящиеся в Эрмитаже.

Особняк Щукина, в котором он выставил свою коллекцию, находится недалеко от Пушкина, но в настоящее время закрыт от доступа общественности, так как находится на территории Министерства обороны. На открытии Матвиенко заявила, что его необходимо передать музею, сообщает ИА ТАСС .

СТАТЬЯ: Сергей Щукин. Путешествие замечательного коллекционера. Часть I. Эдвард Чарльтон-Джонс.

Замученные воспоминаниями I.

Салон Анри Матисса в доме коллекционера Сергея Щукина, Москва, 1913 г.

Москва, как заявил искусствовед Александр Бенуа, — это «город Гогена, Сезанна и Матисса». Это был 1912 год, и это было не праздное хвастовство: в стенах бывшей и будущей столицы находилась одна из самых больших и самых доступных частных коллекций модернистского искусства, когда-либо собранных. Каждое воскресенье Трубецкой дворец открывался для посещения бесплатно. Посетители будут поражены огромными работами Матисса, La Danse и La Musique , которые встречали их сверху главной лестницы.В другом месте стена с изображениями Гогенов была настолько толстой, что рамы перекрывали друг друга, и картины казались «одной большой фреской». Десятки картин Сезанна, Моне и Дерена скапливались по стенам и скрывали обстановку эпохи Екатерины Великой. А накануне Первой мировой войны последний из пятидесяти Пикассо наконец-то попал в свой новый дом. За предыдущие шесть лет дворец принимал постоянный поток художников, представителей интеллигенции и социальной элиты. Поначалу в воскресных салонах разгорелась полемика.Писатель Андрей Белый напомнил, что когда в Москве впервые выставили один из стогов сена Моне, его охарактеризовали как «совершенно шокирующий скандал». Когда в «Трубецком» прибыл стог сена, он встретил аналогичную реакцию: куратору пришлось вмешаться, чтобы не дать посетителю в ярости строчить на холсте, а вкусы Щукина были испорчены печатью. Но и картины породили своих приверженцев. Подиум русского авангарда прошел через его галереи — Татлин, Ларионов, Родченко — и Малевич построил часть своего программного метода интерпретации искусства со ссылкой на картину Пикассо, Femme à l’éventail (après le bal) .Трубецкой дворец, по словам другого критика Павла Муратова, «оказывает решающее влияние на судьбу русской живописи».

С. Щукин с «Женщиной в зеленом» А. Матисса из его коллекции.

Московским меценатом, создавшим этот ансамбль, был Сергей Иванович Щукин, и его влияние было в центре внимания недавней выставки в новом Фонде Луи Виттон в Париже, Иконы модерна Искусство: Коллекция Щукина (22 октября 2016 — 20 февраля 2017).Каталог также дает нам представление о жизнерадостном состоянии русских высших классов в период belle époque и их последующем крахе. Щукин родился в 1854 году в высшем московском купеческом сословии купечества . Его семья была старообрядческой. Планировалось, что он, как и его старшие братья, перейдет в семейную текстильную компанию. Это явно неблагоприятное начало для коллекционера с таким эстетическим чутьем на самом деле соответствовало социальным преобразованиям того времени.Богатство его семьи дало ему членство в эксклюзивной группе очень успешных бизнесменов и промышленников, которые стали известными во второй половине девятнадцатого века, для которых приобретение искусства было популярным и престижным занятием. Одна из двоюродных сестер Щукина выходит замуж за Павла Третьякова. Другой двоюродный брат был членом группы постимпрессионистов Les Nabis . Семья его матери — Боткины — были торговцами чаем, которые сами по себе стали важными покровителями, и его отец считал Солдатенкова своими друзьями, московскими «Медичи».Как следует из этого эпитета, за салонами, возникшими в середине 1800-х годов, стояла определенная династическая борьба. Щукины были не выше такого соперничества. Его отец, как будто по замыслу, был похоронен в величественной семейной гробнице, которую он заказал в Покровском монастыре, строительство которой завершилось всего за несколько месяцев до его смерти. Но это отношение было смягчено чувством роли искусства в народном образовании, как Третьяков ясно дал понять в 1892 году, когда после смерти своего младшего брата он предложил городу Москве семейную коллекцию.Задолго до того, как содержимое особняка Щукина было экспроприировано большевиками, он сделал то же самое. Здесь есть отголоски их западноевропейских современников, Генри Тейта и Франсуа Депо, каждый из которых делал пожертвования национальным музеям из частных коллекций произведений искусства, финансируемых прибыльным семейным бизнесом. II.

Сергей Щукин

Хотя класс, к которому он принадлежал, уже был влюблен в искусство и стремился к покровительству, личные таланты и характер Щукина сыграли решающую роль в его восхождении к власти.Во-первых, он не боялся поздно начать. Первые покупки французских художников Щукин сделал во время поездки в Париж в 1898 году, когда ему было уже сорок четыре года. Недавно он избавился от нескольких десятков русских произведений, которые висели во Дворце Трубецких, и решил начать заново. Младший брат Иван предложил Щукину навестить его в его квартире на авеню Ваграм, где он принимал таких художников, как Дега, Ренуар и Роден, а также поток русских путешественников во Францию, в том числе и Чехова.Иван быстро познакомил его с дилерами Полем Дюран-Рюэлем и Амбруазом Волларом, у которых он купил некоторые из своих самых ранних произведений. По мнению Якова Тугендхольда, автора первых критических очерков о Щукине, это новое начинание, однако, не имело немедленного успеха: картины были «посреди дороги, не тронутой стремительным потоком современности». (Тугендхольд должен был знать — позже он стал куратором Щукина, и именно он отбивался от будущего писаря на стоге сена Моне.) Вместо этого в манере Щукина было то, что он медленно поднимал ноги и несколько эллиптически двигался в сторону сосредоточения внимания на окружающем. великие художники, которые сделают его имя.Тем временем он часто посещал Лувр, где проводил параллели между экспонатами древнеегипетского крыла и крестьянскими фигурами Сезанна. Как только Щукин решил собрать работы определенного художника, его убежденность стала поразительной. Везде, где это было возможно, он отталкивал дилера и налаживал свои личные отношения. Он поехал в великий светский монастырь Живерни и убедил Моне расстаться с рамой из белых кувшинок. Он попросил Воллара познакомить его с Матиссом, которому он посвятил столько энергии, что Анн Бальдассари, куратор недавней парижской выставки, утверждает, что между ними был заключен своего рода «моральный договор».«Пожалуйста, напишите мне, если вы сделали больше станковых красок», — сказал Щукин в письме художнику в начале 1909 года. «Вы обещали сообщать мне обо всех ваших полотнах». Подобное упорство можно наблюдать в его письмах Канвейлеру, через которого он купил большую часть своих Пикассо.

А. Матисс, «Музыка», 1910.

Тем не менее, поскольку он начал не просто покупать в галереях, а покупать на основе фотографий (техника продаж Канвейлера) и заказывать картины, убеждения Щукина пошатнулись.Его умение состояло в том, чтобы оставаться с художниками, которых он любил, несмотря на его собственные опасения. Неуверенность характеризовала даже самые успешные его отношения. Снова и снова мы читаем не о «непогрешимом око», которое Матисс приписывал ему (эту цитату, возможно, лучше всего читать в контексте упомянутого выше письма), а о сомнениях, за которыми следовали затянувшиеся обращения. Его первая реакция, когда он увидел монументальные произведения Матисса La Danse и La Musique , был: «Я надеюсь, что со временем я к ним привыкну».(Гениталии скрипача в последней работе оказались слишком рискованными и были незаметно закрашены.) Традиция считает, что ему приходилось бороться «с самим собой», чтобы преодолеть свое первоначальное отвращение к Femme à l’éventail , а позднее Как отмечает Тугендхольд в 1914 году, можно было услышать, как Щукин бормотал свои четыре дюжины Пикассо: «Я уверен, что он прав, а не я». III. Заманчиво попытаться провести через жизнь Щукина дугу, которая связывает его взгляд на мир, его личный опыт и его коллекцию.Его сугубо личное отождествление с некоторыми вещами, которыми он владел, должно предостеречь от подобных проекций — он однажды сказал Матиссу, что раньше каждый день смотрел на Café arabe , висевшее в его гримерной, — но открывая Трубецкий дворец для посетителей. публике в 1908 году, кто из его сверстников мог устоять перед спекуляциями о человеке, стоящем за всем этим, не говоря уже о потомках? К тому времени он превратился в меланхолическую фигуру московского общества. Преуспевающий мужчина средних лет, энергично выступивший на парижской арт-сцене десятью годами ранее, в прошедшие годы пережил семейную трагедию.В ноябре 1905 года, в разгар гражданских волнений, охвативших страну, его сын Сережа пропал без вести. Несколько месяцев Щукин и его жена Лидия волновались, пока в апреле тело Сережи не вытащили из только что размороженной Москвы-реки. Затем в январе 1907 года, все еще убитая горем из-за смерти сына, Лидия умерла посреди ночи. Через год Иван покончил жизнь самоубийством, а через два года — в третью годовщину смерти Лидии — покончил с собой еще один сын, Григорий.В Москве заговорили о «проклятии Щукиных». Поиск утешения в коллекционировании, по-видимому, был немедленной и вынужденной реакцией на эти потери. Всего через несколько месяцев после подтверждения смерти Сережи Щукин впервые встретился с Матиссом в Париже. Позже Матисс вспоминал о нем как о «чрезвычайно трезвом человеке», движимом поиском «глубоких и безмятежных удовольствий». Этой осенью Щукин начнет покупать Матисса. Когда в январе умерла его жена, на следующий день Щукин переделал завещание.В нем он оставил всю свою коллекцию городу Москве и Третьяковской галерее. Как утверждает Балдессари в убедительном эссе о развитии Щукина как коллекционера, в этот период наблюдался рост уверенности в себе и приверженности его коллекции — по ее словам, «активистскому измерению его роли». Воскресные дебюты — это одно. Но, кроме того, Щукин начал рассматривать Трубецкий дворец и все произведения искусства как единое целое, как грандиозную лабораторию для своих визуальных и пространственных экспериментов.Матисс был его самым верным соавтором. В ноябре 1911 года по приглашению Щукина он приехал в Москву. Примерно в то же время, когда западноевропейские художественные круги спрашивали, вытеснено ли его фовистское движение кубистами, он целыми днями вешал и перевешивал свои работы в Трубецком. Наверху, в Розовой комнате, он расположил несколько картин в соответствии с хроматической схемой, призванной подкрепить его «концепцию общего пространства, населенного чистыми цветами». Неудивительно, что художники и ученые нашли в начинании Щукина духовное измерение.И все же это была религиозность исключительно модернистских взглядов. Озадаченный быстрой потерей сына и жены, в конце 1907 года он отправился в караване из двадцати дромадеров в православный монастырь Святой Екатерины на горе Синай. Стремясь «забыть все внешние условия нашей жизни» в мирном созерцании, он вместо этого обнаружил, что его «мучили» воспоминания. Вместо медитации он сосредоточился на изучении икон 17 века в монастыре. Его желание «найти новую цель в жизни», казалось, неизбежно возвращало его к рассмотрению искусства.

Трубецкий дворец в 1914 году

Иконы на Синае символизируют его увлечение старыми формами русского и византийского искусства на протяжении всей его карьеры. Как и его брат Петр, другой коллекционер, он интересовался изучением гибридных представлений «восточной» и «западной» культур. Гоген был его путеводной звездой в этом отношении. Сравняв свои холсты с иконами конца века и , Щукин построил в своей столовой «иконостас», стараясь разместить отдельные изображения, отражающие подход, примененный в Розовой комнате.При этом, утверждает нынешний директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, он придал новое значение традиционной религиозной форме и, таким образом, стал «первым в России, кто оценил художественные качества иконы». Он не остановился на Гогене: компактные Пикассо назывались «черными иконами» коллекции, а критик Бенуа описал кульминацию посещения Трубецкого дворца как вход в кубистскую «часовню», где они были повешены. « Иконы современного искусства» «», таким образом, обосновывает необходимость интерпретировать восприятие модернизма в Москве, по крайней мере, частично, со ссылкой на суть русского канона. См. Часть II статьи здесь.

Страница не найдена — Aloeus

Мы используем файлы cookie для персонализации контента, аутентификации пользователей и анализа нашего трафика. Мы не передаем информацию об использовании вами нашего сайта третьим лицам.Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie, если продолжаете использовать наш веб-сайт. Файлы cookie представляют собой небольшой текст … О файлах cookie Aloeus

Алоэус использует файлы cookie

Мы используем файлы cookie для персонализации контента, аутентификации пользователей и анализа нашего трафика. Мы не передаем информацию об использовании вами нашего сайта третьим лицам. Вы соглашаетесь на использование наших файлов cookie, если продолжаете использовать наш веб-сайт.

Файлы cookie — это небольшие текстовые файлы, которые могут использоваться веб-сайтами для повышения эффективности работы пользователя.

Закон гласит, что мы можем хранить файлы cookie на вашем устройстве, если они строго необходимы для работы этого сайта. Для всех других типов файлов cookie нам необходимо ваше разрешение.

Этот сайт использует различные типы файлов cookie. Некоторые файлы cookie размещаются сторонними службами, которые появляются на наших страницах.

Ваше согласие распространяется на следующие домены: https://www.aloeus.com

Ваши текущие настройки: Необходимо


Необходимо

Необходимые файлы cookie помогают сделать веб-сайт пригодным для использования, обеспечивая такие основные функции, как навигация по страницам и доступ к защищенным областям веб-сайта.Веб-сайт не может работать должным образом без этих файлов cookie.

Имя Провайдер Назначение Срок годности Тип
алоэ www.aloeus.com Сохраняет сеанс пользователя, который может содержать проверку подлинности или различные параметры поиска или фильтрации для запросов страниц. Сессия HTTP
согласие_cookie www.aloeus.com Сохраняет состояние согласия пользователя на использование файлов cookie для текущего домена. Один год HTTP
История www.aloeus.com Сохраняет историю переходов пользователя на определенных страницах, чтобы можно было вернуться на страницу без перезагрузки, обеспечивая более быстрое и удобное взаимодействие с пользователем. Постоянный HTML
карты___map_style_configuration www.aloeus.com Сохраняет настройки конфигурации пользовательских карт. Постоянный HTML

Google Analytics

Файлы cookie

Google Analytics помогают владельцам веб-сайтов понять, как посетители взаимодействуют с веб-сайтами, путем анонимного сбора и передачи информации.

Имя Провайдер Назначение Срок годности Тип
_ga www.aloeus.com Сохраняет уникальный идентификатор, который используется для генерации статистических данных о том, как посетитель использует веб-сайт. Два года HTTP
_gid www.aloeus.com Сохраняет уникальный идентификатор, который используется для генерации статистических данных о том, как посетитель использует веб-сайт. Сессия HTTP

Алоэус Матомо (Пивик)

У нас есть собственное развертывание программного обеспечения для отслеживания Matomo (Piwik).Мы не используем третьи стороны и не передаем данные третьим лицам. Файлы cookie Matomo (Piwik) помогают владельцам веб-сайтов понять, как посетители взаимодействуют с веб-сайтами, путем анонимного сбора и передачи информации.

Имя Провайдер Назначение Срок годности Тип
_pk_id # www.aloeus.com Собирает анонимную статистику посещений веб-сайта пользователем, такую ​​как количество посещений, среднее время, проведенное на веб-сайте, и какие страницы были прочитаны. Один год HTTP
_pk_ses # www.aloeus.com Используется аналитической платформой Matomo (Piwik) для отслеживания запросов страниц от посетителя во время сеанса. Сессия HTTP

Необычные коллекции произведений искусства Пушкина и Эрмитажа теперь в двух блокбастерах

Царская Россия конца 19-го — начала 20-го века была глубоко авторитарным обществом , созданным православным мистицизмом и строгой военной иерархией.Тем не менее, там была сплоченная Inteligencia, состоящая из плодовитых писателей и художников, способных создать богатую культурную жизнь, доступную гражданам, в основном буржуазии. Среди них были те, кто начал развивать свой вкус в искусстве, в частности в современной живописи, и решил стать влиятельными покровителями.

Семьи Морозовых и Щукиных стали ведущими коллекционерами искусства, которые предложили концепцию меценатства в российском культурном пространстве .Их интересовало местное, но еще больше — международное производство с особым вниманием к французским артистам. Можно сказать, что братья Морозовы и Сергей Щукин отстаивали работы импрессионистов, и, если смотреть с точки зрения современности, их коллекции современного искусства являются одними из лучших в мире за этот период.

Обе коллекции были конфискованы государством после большевистской революции 1917 года и были поделены между Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Пушкинским музеем в Москве .Чтобы пересказать увлекательные истории своей собирательной деятельности, эти учреждения решили представить коллекции, одолжив свои фонды друг другу для проведения двух совпадающих выставок под названием Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры и Щукин. Биография коллекции .


Анри Руссо — Нападение ягуара на коне, 1910 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина. В КАЧЕСТВЕ. Пушкин

Деяния Щукиных и Морозовых

На одной из этих выставок прослеживается история коллекции Сергея Щукина через призму его личности и его семейного происхождения, а также в более широком культурном и историческом контексте.Коллекции братьев Сергея Щукина Петра, Дмитрия и Ивана выставлены рядом друг с другом.

А именно Сергей Щукин (1854–1936) вырос в семье московских купцов. Хотя его братья коллекционировали произведения искусства с юности, Сергей начал формировать свою коллекцию в возрасте 40 лет, и, несомненно, братья повлияли на подход Сергея к коллекционированию. Коллекция Сергея Щукина отражает широкий спектр интересов, характерный для московских меценатов того времени.Одними из первых произведений импрессионистов были , приобретенные коллекционером в 1898 году , и вскоре он получил признание как коллекционер радикальной живописи. За двадцатилетний период Сергею удалось сформировать одну из лучших в мире коллекций новой французской живописи.

С другой стороны, это была Семья Морозовых, сыгравшая ведущую роль в культурной жизни Москвы , и одна из первых, кто познакомил людей с последними тенденциями в западном искусстве.В начале 19 века Савва Морозов сумел открыть свою мастерскую и заработать достаточно денег, чтобы купить свободу для себя и своей семьи, поэтому уже к концу 19 века его внук, которого тоже звали Савва, стал покровителем общества. МХАТ вместе с его правнуками Михаилом и Иваном стал заметными коллекционерами новой западной живописи .


1913 Зал Матисса в им. С.И. Щукина

Шедевры переплелись

На выставке Щукина представлено произведений из собраний других братьев Щукиных (Петр Щукин коллекционировал украшения, исторические реликвии, прикладное искусство и предметы быта, а Дмитрий Щукин коллекционировал произведения старых мастеров, особенно голландскую живопись XVII века и др. был великим искусствоведом и являлся частью коллекции трагически погибшего Ивана, знатока Парижа и парижской жизни).В центральной части будет реконструкция коллекции Сергея Щукина , а отдельный зал посвящен коллекционерским увлечениям.

Если быть более точным, здесь выставлено , сто пятьдесят картин и скульптур, из коллекции Сергея Щукина, в том числе работы Анри Матисса (24 работы), Пабло Пикассо (24 работы), Клода Моне (13 работ), Поль Гоген (13 работ), Андре Дерен (13 работ), Поль Сезанн (7 работ) и Анри Руссо (5 работ).Среди ярких экспонатов выставки — культовая картина Матисса « Танец », изначально написанная для особняка Щукина в Москве, и картина Пикассо «Три женщины и мальчик с собакой» .

Выставка, посвященная собранию Морозовых, включает сто девять произведений из Эрмитажа и 31 картину из ГМИИ им. А.С. Пушкина, собранных Иваном и Михаилом Морозовыми. Михаил Морозов был тем, кто открыл Гогена и Боннара и привез первую картину Ван Гога в Россию, в то время как его брат Иван сформировал уникальный ансамбль полотен Гогена, а поручил Морису Дени создать беспрецедентное украшение для своего Музыкального салона .

На выставке представлены знаменитые шедевры Сезанна, Гогена, Моне, Ренуара, Матисса и Пикассо. В сборник также вошли декоративные ансамбли художников-постимпрессионистов и основателей группы «Наби», такие как цикл «История Психеи » Мориса Дени и средиземноморский триптих и Пьера Боннара. Специально для выставки реконструирован Белый зал Ивана Морозова, для которого в 1907 году был заказан цикл «Психея».


Анри Матисс — Фрукты, цветы и панно «Танец», Франция, 1909 год.Холст, масло. 89,5 х 117,5 см. Авторские права: © Наследие Х. Матисса

Собрание Щукина и Морозова на просмотре

Эти две выдающиеся выставки известных российских коллекционеров предполагают, что Сергей Щукин и братья Морозовы одинаково собирали западные картины с повесткой дня, чтобы просвещать и расширять кругозор в области искусства .

Обе выставки сопровождаются научными иллюстрированными каталогами Братья Морозовы. Издательство Государственного Эрмитажа «Великие русские коллекционеры » и альбом с каталогом вместе с биографией «Щукинская сага».Коллекционеры шедевров (подготовила куратор выставки Наталья Семёнова).

Щукина. Биография коллекции будет экспонироваться на выставке в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве до 15 сентября 2019 года , а также Братья Морозовы. Модель «Великие русские коллекционеры» будет экспонироваться в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге до 6 октября 2019 года .

Избранные изображения: Поль Гоген — Сбор фруктов, 1899 год.ГМИИ им. А.С. Пушкина. В КАЧЕСТВЕ. Пушкин; Пьер Боннар — Триптих Средиземного моря. Франция, 1911. Холст, масло, 407 x 152 см; Винсент Ван Гог — Хижины, Франция, 1890. Холст, масло, 59 x 72 см. Все изображения любезно предоставлены Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.

Подпишитесь, чтобы прочитать | Файнэншл Таймс

Разумный взгляд на мировой образ жизни, искусство и культуру

  • Полезные чтения
  • Интервью и отзывы
  • Кроссворд The ​​FT
  • Путешествия, дома, развлечения и стиль

Выберите вашу подписку

Испытание

Попробуйте полный цифровой доступ и узнайте, почему более 1 миллиона читателей подписались на FT

  • В течение 4 недель получите неограниченный цифровой доступ премиум-класса к надежным, отмеченным наградами деловым новостям FT

Подробнее

Цифровой

Будьте в курсе важных новостей и мнений

  • MyFT — отслеживайте самые важные для вас темы
  • FT Weekend — полный доступ к материалам выходных
  • Приложения для мобильных устройств и планшетов — загрузите, чтобы читать на ходу
  • Подарочная статья — делитесь до 10 статьями в месяц с семьей, друзьями и коллегами

Подробнее

ePaper

Цифровая копия печатного издания

с простой навигацией.
  • Прочтите печатное издание на любом цифровом устройстве, можно прочитать в любое время или загрузить на ходу
  • Доступно 5 международных изданий с переводом на более чем 100 языков
  • FT Magazine, журнал How to Spend It и информационные приложения включены
  • Доступ к предыдущим выпускам за 10 лет и к архивам с возможностью поиска

Подробнее

Команда или предприятие

Премиум FT.com доступ для нескольких пользователей, с интеграцией и инструментами администрирования

Премиум цифровой доступ, плюс:
  • Удобный доступ для групп пользователей
  • Интеграция со сторонними платформами и CRM-системами
  • Цены на основе использования и оптовые скидки для нескольких пользователей
  • Инструменты управления подпиской и отчеты об использовании
  • Система единого входа (SSO) на основе SAML
  • Специализированный аккаунт и команды по работе с клиентами

Подробнее

Узнайте больше и сравните подписки содержание раскрывается выше

Или, если вы уже являетесь подписчиком

Войти

.

Добавить комментарий