Пикассо жена: Как Пикассо разлюбил свою украинскую жену — Bird In Flight
Как Пикассо разлюбил свою украинскую жену — Bird In Flight
WAS
Елена Маковец 1 марта 2017
От Ольги Хохловой у художника остались 44 портрета и привычка сидеть «на дорожку».
Представляем новый исторический журнал WAS. Пока сайт проекта готовится к запуску, публикуем его материалы на Bird In Flight.
Последняя цена «Женщины в розовом» — 4,2 миллиона долларов. Это портрет родившейся в украинском Нежине дочери русского офицера Ольги Хохловой. Она стала законной супругой Пикассо, матерью первого сына художника и вдохновила основоположника кубизма на его «классический» период.
«Женщина в розовом», Пабло Пикассо, 1917 год
Дельфин и русалка
1917 год, Рим. Пикассо оформляет декорации спектакля «Парад» для труппы Сергея Дягилева. Танцовщица Ольга Хохлова — не прима, скорее «пятый лебедь в седьмом ряду», но старательная и техничная. Детство провела в Украине, потом отец увез семью в Петербург. Там Ольга поступила в балетную школу, а в 1912 году поступила в «Русский балет».
Пикассо — 36 лет. Он известный художник, еще не ставший самым дорогим. Коренастый коротышка с четырнадцати лет имел множество любовниц и несколько любовников. Ольге — 26, она изящная и пугливая девственница.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета «Парад», 1917 год. Фото: Музей Пикассо
Пикассо интересуется новостями из России, пытается учить русский, считает русскую жизнь экзотичной. Карьера Ольги подходит к концу, личная жизнь не устроена. Ее слабо влечет искусство, но высокий статус и темперамент Пикассо производят впечатление.
Православная свадьба
Парижская премьера «Парада» состоялась в мае 1917 года, дальше спектакль везут в Мадрид и Барселону.
За труппой и Ольгой следует Пикассо. Он много рисует ее в реалистической манере. На этом настаивала сама балерина, не принимавшая эксперименты в живописи. «Я хочу, — требует Хохлова, — узнавать свое лицо».Пикассо не возражает — знакомство с Ольгой пришлось на время после Первой мировой войны, когда Европа стала уставать от авангарда. Позже критики назовут это время «классическим» периодом в творчестве художника.
«Ольга в кресле», первая работа «классического» периода Пикассо, и фото Ольги Хохловой, с которого она была написана, 1918 год
В Барселоне Пикассо водит на русский балет свою мать, знакомит ее с Ольгой. На гастроли в Латинскую Америку труппа Дягилева едет уже без Хохловой, та отказывается от карьеры и остается с художником. Свадьба состоялась 12 июля 1918 года в мэрии VII парижского округа. Следом — венчание по православному обычаю в соборе Александра Невского.
Хохловой нравилось быть «мадам Пикассо», но скоро в быту проявилась противоположность их характеров. Ольга стремилась к идеальному порядку и обставила квартиру по своему вкусу — у Пикассо в студии царил творческий бардак. Пабло пропадал в мастерской — Ольга вытягивала его на светские рауты. Пабло любил каталонские сосиски с фасолью — Ольга предпочитала пирожные, шампанское и икру. Он экономил на костюмах — она скупала изысканные туалеты.
4 февраля 1921 году родился Поль Пикассо. 40-летний художник без конца рисует жену и сына в неоклассическом стиле.
Разжалована из красавиц
Художник любил говорить, что «женщины и работа продлевают молодость». В 1927 году он увлекся 17-летней француженкой Мари-Терез Вальтер. Новая влюбленность всегда отражалась на стиле его картин. Пикассо больше не рисовал балерин, а портреты жены перестали быть романтичными.
«Голова женщины (Ольга Пикассо)», Пабло Пикассо, 1935 год
Ощущая равнодушие со стороны мужа, Ольга ревнует, нервничает, без конца выясняет отношения. Но Пикассо больше не привлекает ее тело, ему мешают узы брака, однако вопрос о разводе даже не встает. Согласно брачному контракту, имущество должно делиться поровну, и Пикассо не желает отдавать бывшей жене половину своего наследия.
Хохлова и Пикассо продолжают жить в одном доме, но Пабло все время проводит у любовницы. В 1935 году пассия родила ему дочь Майю. Ольга, не выдержав постоянного присутствия соперницы, вместе с сыном уезжает из дома.
Любовница Пикассо — Мари-Терез Вальтер, 1928 год. Фото: The Art Institute of Chicago
В 1943 году Мари-Терез сменяет новая любовница, художница Франсуаза Жило. Ольга продолжает ревновать Пабло, преследует и оскорбляет молодую женщину. Она пишет письма мужу на смеси французского, русского и испанского. Больше сотни таких хранятся в парижском Музее Пикассо.
Последние годы Ольга жила в полном одиночестве и умерла от рака в городской больнице Канн 11 февраля 1955 года. На похоронах присутствовали сын Поль и несколько друзей. Пикассо не приехал — он в это время заканчивал серию картин «Алжирские женщины», которая сейчас оценивается в рекордные 179 миллионов долларов. Художник пережил украинскую жену на 28 лет.
Трагическая история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой
Испанский художник Пабло Пикассо был известен своей любовью к женщинам. Но лишь с одной из них он решился вступить в брак. Единственной супругой живописца стала русская балерина Ольга Хохлова, которая пожертвовала ради мужа всем, но была им предана
Теги:
Evergreen
Знакомство
Ольга Хохлова родилась в 1891 году в украинском городе Нежин. Отец девочки, полковник императорский армии Степан Хохлов, не одобрял интерес дочери к балету. Но после переезда семьи в Киев его жена Лидия Зинченко начала тайно водить дочь на занятия. Впрочем, мать не хотела, чтобы Ольга стала профессиональной танцовщицей. Поэтому Хохлова, как только у нее появилась возможность, сбежала от родителей к Сергею Дягилеву.
Пабло Пикассо впервые увидел балерину в Риме. Его пригласили для работы над декорациями и костюмами для балета «Парад», в котором участвовала Хохлова. Ольга сразу покорила сердце художника — и он принялся активно за ней ухаживать. Но Хохлова вела себя очень сдержанно и осторожно — для Пикассо, которого женщины обожали, это было в новинку. Заметив, что художник всерьез заинтересовался балериной, Сергей Дягилев сказал Пикассо, что Хохлова ни за что не вступит с ним в интимную связь, если не будет уверена в браке. Этот вызов Пикассо принял — художник был готов даже пойти под венец, лишь бы эта женщина стала его.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Предупреждение
После Рима труппа Дягилева отправилась в Барселону. Тогда влюбленные уже готовились к свадьбе, и Пикассо повез невесту знакомиться со своей матерью Марией. Она оказала балерине теплый прием и посетила ее выступления, но предостерегла ее от брака со своим сыном: «Бедная девочка, ты не знаешь, во что ввязываешься. Если бы я была твоим другом, я бы посоветовала тебе не ввязываться в это ни при каких условиях. Я не верю, что какая-нибудь женщина будет счастлива рядом с моим сыном». Но, будучи безумно влюбленной в Пабло, Ольга совет будущей свекрови не послушала.
Пара еще некоторое время провела в Барселоне — у балерины возникли сложности с получением визы. Ольга оказалась в стране, где мало кто говорил по-французски, не говоря уже о русском. Хохлова почти все время проводила с женихом, который постоянно ее рисовал. Она стала не только его возлюбленной, но и музой. На гастроли в Южную Америку труппа Дягилева поехала без нее. На сцену Ольга больше не вернулась.
Светская львица
Первоначально свадьба пары была запланирована на май 1918 года, но ее пришлось перенести из-за проблем Ольги со здоровьем. Балерине пришлось сделать операцию на ноге, в результате которой ей наложили гипс до конца июня. Свадебная церемония состоялась 12 июля, на ней невеста появилась с тростью. Сразу после торжественного обеда Хохлова вернулась в клинику.
Супруги поселились в роскошной квартире в Париже, которую разделили на две части: в одной Пикассо творил, в другой они жили.
Друзья и коллеги Пикассо критиковали его за то, что он превратился в настоящего буржуа, и винили в этом его жену, которая, по их мнению, оказывала на него и его творчество дурное влияние. Но Пикассо вжился в образ и стал носить дорогие костюмы и принимать у себя парижский бомонд. Ольге светская жизнь очень нравилась — она чувствовала себя как рыба в воде.
На два фронта
4 февраля 1921 года у пары родился сын, которого супруги назвали Пауло. Пикассо был очень рад и выражал свое счастье на холстах, рисуя младенца на руках у матери.
Но спустя полтора года жена художника серьезно заболела, и эти проблемы омрачили всю ее оставшуюся жизнь. Тем не менее супруги продолжили вращаться в светских кругах. И хотя многочисленные обеды и светские рауты утомляли Пикассо, он использовал их, чтобы завести полезные знакомства.
Тогда же у четы начали возникать некоторые разногласия из-за воспитания ребенка. Пикассо был недоволен, что жена сильно балует малыша и слишком его опекает.
Он обзавелся дополнительным этажом над своей квартирой и стал проводить все время там. Супруге даже приходилось спрашивать у него разрешения, чтобы навестить. Вскоре Пикассо вернулся к своей старой привычке — стал посещать публичные дома.
Семейная жизнь супругов начала рушиться в 1927 году, когда Пикассо познакомился с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. Чтобы скрыть любовницу от жены, художник снял квартиру, а в своих работах использовал аллегорические образы: рисовал гитару, кувшин или блюдо с фруктами вместо портретов.
Проблемы Ольги со здоровьем обострялись: она много времени проводила в больнице, а дома появлялась редко. Пикассо это только устраивало — он легко мог встречаться с Марией-Терезой. Однако жена живописца все же почувствовала неладное и поняла, что у нее появилась соперница.
Для Пикассо Вальтер стала новой музой, а жену он возненавидел. В 1929 году он написал картину «Большая обнаженная в красном кресле». И хотя имя героини художник не назвал, очевидно, что эту работу живописец посвятил жене — в ней читалась откровенная ненависть и презрение. На холсте Пикассо изобразил изуродованную женщину, которую еще несколько лет назад рисовал с большой нежностью.
Удивительно, но Ольга продолжала жить с мужем. Уйти от него она решила, только когда Мария-Тереза родила от Пикассо ребенка. Взяв Пауло с собой, Ольга ушла из дома. На развод Пикассо не согласился, потому что в этом случае его жена получила бы половину его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.
Одержимость любовью
Говорили, что после расставания с мужем Ольга сошла с ума. Она преследовала его на улице, утверждала, что они все еще муж и жена, писала ему письма, отправляя фотографии их сына. А когда Пикассо переехал в Канны, Хохлова последовала за ним и меняла отели один за другим.
В 1953 году ей диагностировали рак. Последние месяцы своей жизни Ольга провела в больнице, где умоляла каждого из своих посетителей позвать Пабло Пикассо. Художник об этом знал, но так и не навестил ее. Сын пары принял сторону отца и отрекся от матери — к ней Пауло тоже ни разу не пришел.
Отношения с Марией-Терезой у Пикассо завершились вскоре после рождения их общей дочери. У художника появилась новая любовница, и Вальтер ждала та же участь, что и Хохлову.
Как жены и любовницы вдохновляли Пабло Пикассо на его искусство
Секс, любовь и искусство были взаимосвязаны в мире Пабло Пикассо, и, хотя некоторые из его сторонников утверждают, что у него была явно нежная сторона по отношению к женщинам, было бы трудно отрицать это серийный мошенник, по большому счету, использовал своих жен и любовниц как средство для достижения корыстной цели — этой целью была его художественная идентичность.
«Есть только два типа женщин, богини и половики», — сказал однажды Пикассо.
Среди его многочисленных любовниц шесть выдающихся женщин, которые вдохновили испанского художника на создание некоторых из величайших шедевров и помогли ему стать одним из самых влиятельных художников 20-го века.
Фернанда Оливье
Фернанда Оливье, гр. 1900-е годы
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty ImagesУрожденная Амели Ланг, Фернанда Оливье пережила трудное детство и вышла замуж за жестокого мужа, чтобы сбежать от своей властной тети. В 19 лет она бросила мужа, сменила фамилию и сбежала в Париж, где познакомилась с Пикассо и около 19 лет стала его моделью и любовницей.04, повлиявший на его розовый период и ранние произведения кубизма.
Примером вдохновения Оливье являются картины Пикассо « Авиньонские девицы » (1907 г.) и « Голова женщины (Фернанда) » (1909 г.) и другие работы. Фактически, Пикассо создал более 60 портретов Оливье, прежде чем их беспорядочные отношения закончились в 1912 году, когда обе стороны изменили друг другу.
К тому времени, когда их пути разошлись, Пикассо был на пике своей популярности, и Оливье решил извлечь выгоду из их отношений, опубликовав серию мемуаров в бельгийской газете. Чтобы она не разглашала более интимные подробности их совместной жизни, Пикассо предложил ей пенсию, которую она приняла. Полная версия мемуаров вышла в 1988 после того, как двоих уже не было в живых.
Ольга Хохлова
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова, гр. 1918
«>
Русская артистка балета голубых кровей Ольга Хохлова познакомилась с 36-летним Пикассо, когда он работал художником по костюмам и сценографом в ее танцевальной труппе. Влюбленная в артиста, Хохлова вышла за него замуж 12 июля 2018 года. В 1918 году супруги обосновались во Франции, а через несколько лет бывшая танцовщица родила Пикассо первого ребенка, сына по имени Пауло.0003
В этот период с Хохловой Пикассо вышел за рамки кубизма, соединив его с более реалистическими формами. Хохлова вдохновила его на изучение таких тем, как домашнее хозяйство и материнство, но тем не менее, к тому времени, когда в 1921 году родился его сын Пауло, Пикассо уже бежал в объятия нескольких женщин, включая Мари-Терез Вальтер, которая забеременела в 1935 году.
Хотя Хохлова требовала развода, Пикассо отказался делить с ней свое имущество. Чувствуя, что у нее не было выбора, она оставалась за ним замуж до самой смерти в 1955.
Мари-Терез Вальтер
Мари-Терез Вальтер на фото в паспорте.
«>
Пикассо было 45 лет, когда он увидел 17-летнюю Вальтер, выходящую из универмага в Париже. Для Пикассо видение контуров ее лица и тела не было чисто похотливым Скорее, он был очарован тем фактом, что уже за два года до этого начал рисовать ее точные изгибы, чтобы проиллюстрировать, как он считал, форму идеальной женщины.0003
Вскоре после того, как Вальтер и Пикассо стали любовниками, Пикассо начал тайно выгравировать их инициалы на своих портретах. После 1930 года он сделал Уолтер более заметной в своих работах, продолжая изображать ее изгибы в сентиментальной, небесной манере в своих рисунках, скульптурах и картинах, подчеркнутых эротическими жестами. В 1935 году Уолтер родил первую дочь Майю, которую очень любил и много рисовал.
Одно из самых значительных наследий Уолтера можно увидеть в неоклассических рисунках Пикассо Vollard Suite (1930-1937) и яркая картина Le Rêve (1932), но ее время в качестве музы Пикассо закончилось примерно в 1944 году. В конце концов художница ушла от Вальтера к французскому фотографу Доре Маар.
Вскоре после смерти Пикассо Уолтер покончила жизнь самоубийством, повесившись в 1977 году.
Дора Маар
Фотограф-сюрреалист и антифашистский политический активист, Маар привлекла внимание Пикассо, когда он был связан с Уолтером, и он начал художественное сотрудничество с ней. в эпоху Второй мировой войны.
В отличие от Уолтера, Маар бросила вызов Пикассо: она была политической, интеллектуальной и упрямой. Двое влюбленных начали экспериментировать с фотографией и живописью, и искусство Пикассо отразило сильное влияние Маара на него за счет использования резких ракурсов, деконструированных форм и смелых цветов. Когда Пикассо создал « Плачущая женщина » (1937), это было политическое заявление, и он использовал Маар для представления своего персонажа на многих рисунках и картинах. Как фотограф, Маар заснял процесс создания картины маслом Пикассо на военную тематику Герника (1937).
Отношения Маара с Пикассо были спорными, жестокими и полными ревности (он настраивал Маара и Уолтера друг против друга). К 1946 году Маар и Пикассо разошлись, в результате чего у Маара случился нервный срыв, и он стал отшельником. Позже она обратилась к католицизму, сделав свое знаменитое заявление: «После Пикассо только Бог».
Франсуаза Жило
Франсуаза Жило и Пабло Пикассо, ок. 1951
«>
Частью того, что разрушило отношения Маара и Пикассо, был его роман с художницей Франсуазой Жило, которой был всего 21 год, когда она встретила шестидесятилетнего жителя в 1943 году. Жило и Пикассо стали жить вместе, и со временем у них родились сын и дочь.
В это время картины Пикассо носили семейный характер, и он представлял Жило через цветочные изображения и скульптуру, в первую очередь, Femme Debout . Однако их отношения были трудными для Жило, пережившего годы жестокого обращения Пикассо и его многочисленных романов. В 1953 года она ушла от него и написала книгу об их отношениях, чем разозлила художника, который впоследствии отказался от своих детей.
Жило вышла замуж за исследователя-медика Джонаса Солка, который разработал вакцину против полиомиелита и сделал успешную карьеру художника и преподавателя.
Жаклин Рок
После долгих ухаживаний Пикассо 26-летняя Жаклин Рок уступила настойчивым романтическим предложениям 71-летнего мужчины. В 1961 году, через шесть лет после смерти Хохловой, Роке вышла за него замуж, и они прожили вместе до самой его смерти в 1919 году. 73.
Хотя Пикассо использовал Роке в своем искусстве, ее подобие было более символическим. В это время он был больше сосредоточен на абстракции, смешивая воедино различные культурные и художественные элементы. Тем не менее, он рисовал Роке более 160 раз и использовал ее в более чем 400 работах — больше всего портретов любой женщины в его жизни. После его смерти она стала управлять его имением.
Роке боролась с Жило из-за имущества Пикассо, отказываясь позволить ей или ее детям присутствовать на его похоронах, но, в конце концов, две женщины помирились друг с другом и даже вместе основали Музей Пикассо в Париже.
В 1986 году Рок застрелилась.
Женщины Пикассо — Франция сегодня
Хейзел Смит просматривает маленькую черную книгу художника, чтобы найти жен и любовниц, которые вдохновили некоторые из самых известных картин 20-го века.
Жизнь Пабло Пикассо читается как французский фарс со скрытыми любовниками, тайными детьми и разгневанными женами. У плодовитого художника было столь же сильное влечение к женщинам — кто бы ни был в постели Пикассо, он повлиял на его искусство и эстетику. Некоторые из его окружения были талантливыми, независимыми женщинами; другие напрягались под тяжестью нарциссизма художника. Поговорка гласит: «За каждым великим мужчиной стоит великая женщина», а за Пикассо их было несколько. Вот перекличка муз Пикассо.
Фернанда Оливье 1904-1912
Сбежав от мужа-хулигана, Фернанда Оливье переехала в Ле Бато-Лавуар, похожий на лодку многоквартирный дом на холме Монмартр, где у Пикассо была его мастерская. Одурманенного Пикассо привлек изысканный стиль и шикарная одежда Фернанды; Фернанда тем временем была очарована непоколебимым огненным взглядом Пикассо — и после трехдневного опиумного тумана влюбилась. Обоим было всего по 23 года, и Фернанда стала первой продолжительной любовью Пикассо. Муза, повлиявшая на его работы «Розового периода» и раннего кубизма, вдохновила на создание более 60 картин, в том числе вызывающих споры 9 картин. 0015 Les Demoiselles d’Avignon (1907) и первая кубистская скульптура Пикассо, Голова женщины (1909).
Отношения Фернанды с Пикассо были, мягко говоря, бурными. Она сказала: «Чтобы сохранить любовника, нужно заставить его ревновать». Но Пикассо был слишком собственническим: когда Фернанда позировала другим художникам, вспыхивали ожесточенные ссоры, и пара перестала посещать кафе, чтобы она не переглянулась с другим. Ее роман с итальянским художником Убальдо Оппи непоправимо разрушил их отношения в 19 лет.12. В 1931 году журнал Mercure de France обратился к Фернанде с просьбой опубликовать ее воспоминания о времени, проведенном с Пикассо. После трех выплат Пикассо предложил Фернанде изрядную пенсию в обмен на ее молчание.
Пабло Пикассо «Ма Джоли Париж», зима 1911-1912. Предоставлено: MoMa
Ева Гуэль 1912-1915
Предательство Фернанды привело к тому, что Пикассо влюбился в ее подругу, маленькую кукольную Еву Гуэль. В период кубистического коллажа Ева была огромным источником вдохновения для Пикассо. На ее основе он написал несколько серий композиций, в том числе Женщина с гитарой , она же Ма Джоли (1912), прозвище, которое он дал своей симпатичной возлюбленной.
Пара провела первые месяцы Первой мировой войны на юге Франции, сбегая из Парижа, чтобы избежать визитов Фернанды, которая, как они справедливо опасались, попытается возобновить отношения с Пикассо. В Париже они держались недалеко от дома, потому что Пикассо, как нейтрального испанца, часто допрашивали в местных кафе, почему он не на фронте. В 1915 году здоровье Евы пошатнулось. У нее развился либо туберкулез, либо рак горла. Несмотря на его постоянную поддержку во время ее болезни, Пикассо не был верен ей. Тем не менее, когда она умерла, он был в отчаянии, написав в письме Гертруде Стайн, что «моя жизнь — ад».
Ольга Хохлова 1918-1934
Солистка Русского балета Сержа Дягилева Ольга Хохлова стала первой женой Пикассо. Воспринимаемая как благородная, Ольга была достойной молодой женщиной с приукрашенной семейной историей. Она была достаточно впечатляющей, чтобы звездный танцор Нижинский выделил ее из кордебалета, но ее собственная танцевальная труппа была менее очарована, говоря, что она красива, но бездарна. В 1917 году Ольга танцевала в балете « Parade », поставленном Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто. Пикассо создавал декорации и костюмы. Красота Ольги и слухи о ее высоком социальном статусе произвели на него впечатление, и в 36 лет он почувствовал, что пора остепениться и произвести на свет наследника. Непреклонно целомудренная Ольга вышла замуж за Пикассо на русской православной службе в 1918. По иронии судьбы, русская революция разлучила ее с семьей — теперь она во всем зависела от Пикассо.
Несмотря на социальные амбиции, Ольге не хватало огня преданной танцовщицы. Точно так же она не оценила страсть своего супруга к рисованию. Она пыталась превратить Пикассо в подходящего мужа, пока он продолжал вести свой богемный образ жизни. Вскоре после того, как она родила их первого ребенка, Пауло, в 1921 году, она начала страдать от неизвестных гинекологических проблем. Пикассо искал другую возлюбленную и нашел ее в 17-летней Мари-Терез Вальтер, которую спрятал с глаз долой. Поскольку Ольга имела право на половину содержимого его мастерской, Пикассо никогда не расставался со своей женой по закону. Она зациклилась на нем в течение многих лет, ежедневно посылая ему полные ненависти письма, и следила за ним по Европе, живя на периферии его жизни, преследуя и беспокоя его последующих любовников в течение многих лет.
Мария-Тереза Ле Рев (1932) Пикассо. Предоставлено: Преемственность Пикассо DACS Лондон, 2018
Мари-Тереза Вальтер 1927-1935
Фраза «Я Пикассо» ничего не значила для девочки-подростка Мари-Терез Вальтер, когда Пикассо подошел к ней возле галереи Лафайет в Париже. 17-летняя блондинка была крепкой и спортивной: для Пикассо очертания ее лица и сила ее форм представляли собой идеальную женщину. Он создал множество работ вокруг Марии-Терез, нежно демонстрируя ее изгибы с акцентами эротики. Хотя ее имя много лет держалось в секрете, она была главной музой абстрактного периода Пикассо, и ее можно увидеть на яркой картине 9. 0015 Ле Рев (1932 г.).
В 1935 году у пары родилась любимая дочь Майя. Пикассо держал Марию-Терезу и Майю рядом со своим домом, вдали от других своих женщин. Когда ее время в качестве музы Пикассо подошло к концу, она обнаружила, что делит его с фотографом-сюрреалистом Дорой Маар. Когда две женщины потребовали, чтобы он сделал выбор, он призвал их физически драться из-за него. Позже он заметил, что это было одно из его любимых воспоминаний.
Фрагмент картины Пикассо «Плачущая женщина»
Дора Маар 1935-43
Сидя за столиком в Les Deux Magots, Пикассо наблюдал, как энергичная Дора Маар яростно втыкала перочинный нож между растопыренными пальцами руки в перчатке. Его увлечение было полным, когда он представился, и она ответила ему по-испански. Упрямый Маар был настоящим сюрреалистом. Фотограф и антифашистский активист, она бросила Пикассо интеллектуальный вызов, чего не могла сделать Мария-Тереза. Маар сфотографировал процесс создания фрески Пикассо 1937 года Герника и была музой Плачущая женщина . После того, как она направила ее к абстрактной живописи, эта, казалось бы, естественная пара художников выдохлась примерно в 1943 году. Сердце и разум Пикассо были заполнены другой, более молодой женщиной. Маар впал в тяжелую депрессию и обратился за психиатрической помощью. После периода лечения она стала католичкой, монахиней в поведении и заявила: «После Пикассо только Бог».
Франсуаза Жило 1943-52
Когда она встретила 61-летнего Пикассо в 1943-летняя Франсуаза Жило училась искусству в возрасте всего 21 года. Несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте, их отношения продолжали напоминать традиционную семейную жизнь, и у пары родилось двое детей, Клод и Палома. Однако жизнь Франсуазы была омрачена женой Пикассо, Ольгой, которая безжалостно нападала на нее на улицах и даже в коридорах собственного дома, намекая: «Он был у меня первым!».
Пикассо не беспокоил еще один созданный им гневный треугольник. Заявив: «Я не покорная женщина», Жило рассталась с Пикассо, который сказал ей: «Для меня есть только два типа женщин: богини и тряпки». Известная как «женщина, сказавшая нет», Жило написала свои мемуары, Жизнь с Пикассо , откровенный и увлекательный рассказ об отношениях художника с женщинами. Несмотря на попытки саботажа Пикассо (он пытался отговорить галереи от покупки ее работ), Жило сама по себе была успешной художницей, а в 2010 году она была удостоена звания Офицера Почетного легиона за свою деятельность в области искусства и культуры. В 99 лет она все еще сильна.
Жаклин Рок. Предоставлено: Musee Picasso Paris
Жаклин Рок 1953-1973
В 1953 году юная Жаклин Рок работала в гончарной мастерской Мадуры, где Пикассо создавал свою керамику. После смерти Ольги Хохловой она стала его второй законной женой. Пикассо основывал больше работ на Рок, чем на любой другой женщине в своей жизни: она была источником вдохновения для создания более 400 произведений. Вместе до своей смерти в 19В 73 года Рок продолжал управлять своим имением, ожесточенно враждуя с Жило и отказываясь позволить ей или ее детям присутствовать на похоронах Пикассо.