Платье в стиле нэп – Мода НЭПа — VATNIKSTAN
Мода НЭПа — VATNIKSTAN
Гражданская война закончилась, и население новой России вздохнуло с облегчением: можно было строить новую жизнь, а вместе с ней — создавать образ нового человека. Особенные фасоны одежды и обуви, радикальные стрижки стали символом НЭПа не меньше, чем кабаре с хитами про «Бублички» и «Мурку». Что носили модники 1920-х, кто шил им одежду и как мода связана с масштабными историческими событиями?
Как узнать НЭП: фасоны одежды и обуви, причёски
После революции и Гражданской войны жители России оказались в совершенно новой стране. Свободный образ образ жизни, эмансипация, отказ от буржуазных пережитков, ограниченность в средствах вместе с возможностью впервые за много лет покупать одежду определили модные тенденции. Люди хотели выглядеть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них способом заявить о себе в новой реальности. Впервые с 1917 года появилась возможность покупать одежду. Центром моды оставались Москва и Петербург, а несмотря на «всеобщее равенство», по внешнему виду легко было отличать богатых и бедных, работников государственных ведомств и предпринимателей-нэпманов.
Во время НЭПа свободная торговля ненадолго вернулась в Россию, но большинство людей всё равно не имели возможности покупать наряды — не было денег. Поэтому массово использовались дешёвые ткани: холст, грубое полотно, старая военная форма и солдатское сукно. В то же время новый облик должен был демонстрировать взгляды человека, его разрыв с прошлым и «освобождение». Символическое значение приобрёл красный цвет — его активно использовали в немногочисленных аксессуарах. А одним из главных символов 1920-х стала кожаная комиссарская куртка. Такие носили и мужчины, и женщины.
К примеру, очень узнаваемый образ чекиста в кожаной куртке и фуражке. В «Собачьем сердце» Булгакова Швондер и его команда посещают профессора Преображенского как раз в такой одежде. Казалось бы, откуда в бедной послевоенной стране столько кожи, что каждый новоявленный управленец мог получить куртку из неё? Ещё до Первой мировой войны в Российской империи пошили много кожаной формы для авиационных батальонов, но использовать не успели. После Октябрьской революции склады с ней нашли большевики и раздавали своим. Именно в этих куртках несколько десятилетий щеголяли комиссары.
Александр Родченко. Угол Кузнецкого и Петровки. Вид в сторону Театральной площади и магазина «Мюр и Мерилиз». 1926 год.Для повседневной мужской и женской одежды характерно полное отсутствие декоративных элементов: галстуков, бантов, рюшей. Всё это воспринималось как «буржуазный пережиток». В романе «Как закалялась сталь» героиню Тоню Туманову, появившуюся на комсомольском собрании в нарядном платье с рюшами, очень осудили:
Павла отозвал в сторону секретарь комсомола товарной пристани, плечистый парень в грубой брезентовой рубахе, грузчик Панкратов. Недружелюбно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: «…Вид-то у нее для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как её пропустили сюда?».
До революции приемлемым в высоких кругах считались только наряды, сшитые на заказ по меркам клиента. Покупка готовой одежды была уделом низших классов. Во время НЭПа подход меняется: покупать готовые наряды перестаёт быть зазорным, а многие модницы и вовсе блистали в платьях, сшитых из солдатского сукна собственными руками по моделям из журналов.
Из журнала «Домашняя портниха».Радикальнее всего изменилась женская мода. Главные признаки состоятельной модницы 1920-х: короткая стрижка с завитыми локонами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёркивало женственность очертаний), шляпка с вуалью и длинные перчатки. Среди украшений больше всего ценился жемчуг, хотя большинство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стремятся подражать балеринам и актрисам немого кино. Хорошим тоном считалось перетягивать грудь бинтами, чтобы сделать её плоской. Округлые формы наоборот считались неприличными. Это демонстративная гендерная унификация: желание подражать мужчинам, противопоставить себя старой «патриархальной» системе и во всём догнать мужчин.
Мода НЭПаНо такие наряды были доступны только очень узкому кругу состоятельных модниц. Менее богатые женщины одевались проще, но не менее революционно. Носили платья из холста, матерчатые куртки и ситцевые блузы, прямые юбки из солдатского сукна и даже мужские гимнастёрки. В мемуарах писательницы Надежды Тэффи упоминается, что в расход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала, полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.
Большую популярность имели дешёвые крашеные меха (вспомните Эллочку-Людоедку). Не брезговали даже кошками (снова вспомним, как в «Собачьем сердце» Шариков занялся отловом кошек на шапки). Вместо шляпки с вуалью носили надвинутую на лоб красную косынку. Фасоны преимущественно прямые, неприталенные. Назначение аналогичное — подчеркнуть равноправие и освобождение.
Мода времён НЭПаОбувь была менее разнообразной, ведь шить её на дому труднее, чем одежду. Все обували сапоги, ботинки, парусиновые тапочки, резиновые боты.
Надежда Ламанова: для широких масс и звёзд кино
Первыми лицами моды были актрисы театра и немого кино, балерины и просто очень известные персоны широкого профиля. Например, Лиля Брик. Культурный бомонд мог пользоваться услугами дорогих портных и модельеров наряду с партийной элитой и разбогатевшими нэпманами.
Лиля БрикВ середине 20-х годов особым шиком считалось иметь наряды «от Ламановой». Известной портнихой Надежда Ламанова была и до революции: удостоена звания «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», то есть шила одежду императорской семьи и их приближённых.
«Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то „не сошлись характерами“ и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц».
Из воспоминаний Г. А. Лемана.
В 1920-е годы модельер начала создавать одежду «для широких масс» и её взгляды многим пришлись по вкусу. При создании фасонов Надежда Ламанова сочетала традиции народного костюма с потребностями современных женщин. Эти костюмы проектировались как недорогая одежда, украшенная народной вышивкой и другими видами отделки, позволяющими обогащать и разнообразить небогатый выбор тканей. Всё это находило отклик у публики. Интересно, что в разработке одежды «для народа» весьма активное участие принимали даже люди, весьма далёкие от моды. Например, нарком просвещения Луначарский.
Из журнала «Домашняя портниха».Другую важную часть работы Надежды Ламановой составляли театральные костюмы. Она же создала одежду для фильмов Эйзенштейна «Александр Невский», Александрова «Цирк» и Протазанова «Аэлита». Ламановой приходилось тяжело, хороших тканей катастрофически не хватало. Она много экспериментировала с формами и фасонами, не боялась радикальных решений. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на футуристичные откровенные наряды в «Аэлите». Несмотря на значительные заслуги в профессиональной деятельности, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».
Коллекция Веры Мухиной
Вера Мухина — создательница гранёного стакана и «Рабочего и колхозницы» — в 1920-е годы активно трудилась как модельер. Она создавала облик новой женщины: без корсетов, рюшей и бантов, самостоятельной, красивой и работящей. Ещё до революции Мухина начинала с костюмов для театральной сцены. Очень знаменито её эстрадное платье-бутон: белое приталенное платье с юбкой-тюльпаном нужно было сочетать с большой красной шляпой. Позже создала несколько нарядов в духе времени, сшить которые было по силам любой женщине даже из подручных материалов. В расход шли суровое полотно, головные платки, владимирские полотенца и солдатское сукно. Словом, всё, что в суровые годы женщины могли найти и превратить в модный шедевр.
Платье-бутон, Вера Мухина.Концепция моделей от Мухиной — это «удобный красивый костюм для работы и отдыха, который по силам сшить самостоятельно». К созданию выкроек, которые опубликованы в альбоме «Искусство в быту» (разработан совместно с Ламановой), Вера Мухина подходила также, как к созданию скульптур — конструктивистски. Например, она придумала платье-трансформер: его длину и рукава можно было менять по настроению владелицы.
В 1925 году коллекция платьев Мухиной появилась на выставке в Париже и получила Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Наряды демонстрировали Лиля Брик и её младшая сестра Эльза Триоле. Стиль «а-ля рус» с характерными фактурами и орнаментами так впечатлил иностранцев, что они, кажется, не заметили, что бусы пришлось изготовить из хлебного мякиша.
Мухина будет творить моду вплоть до конца 1920-х, пока свободные веяния НЭПа не сменятся утилитарностью 1930-х. В эти годы она вернётся к театральным костюмам.
Мужская мода (франты и простолюдины, бедные и богатые)
В годы НЭПа состоятельные мужчины не отставали от дам и много внимания уделяли внешнему виду. Костюм мужчины, его внешний вид были тесно связаны со статусом. Состоятельные нэпманы, далёкие от ценностей военного коммунизма, не хотели быть одинаковыми. Они носили костюмы-визитки (полы сюртука расходятся конусом впереди, на одной пуговице) и классические смокинги, коверкотовые костюмы, куртки из бобрика, брюки-галифе или «оксфорд» (узкие по щиколотку). Из обуви — ботинки «джимми» или «бульдоги» с тупым носом. Головные уборы — шляпы «борсалино» и цилиндры. В середине 20-х годов эти вещи сравнительно доступны. Например, Даниил Хармс в сентябре 1926-го записал в своем дневнике: «Купил сапоги „Джим“ в Гостином дворе, Невская сторона, магазин 28».
Евгений Сузюмов (в центре) — председатель общества стенографов Пензы. Фото 1925 года.Такой костюм критиковала большая часть населения, а в прессе публиковали сатирические стихи и карикатуры про модников. Большинство мужчин одевались совершенно иначе. Многие донашивали старую военную форму, которую получили во время Гражданской войны. Основу их простого гардероба составляли гимнастёрки с широкими кожаными ремнями, косоворотки и холщовые, толстовки, в редких случаях — городские пиджаки и френчи. В массовой мужской моде изначально гораздо заметнее были тенденции унификации, одинаковости, которые выйдут на пик в 1930-е.
Выпускники учебного заведения при Гаврилов-Ямском льнокомбинате. 1920-е годы.Карикатура на нэпмана.Модные журналы: «Ателье», «Домашняя портниха», «Искусство одеваться»
После Гражданской войны в СССР хлынул поток иностранных модных журналов, откуда многие поспешили почерпнуть идеи для гардероба, с поправкой на дефицит тканей и необходимость шить самостоятельно. Но для большинства основным источником знаний о моде и выкроек стали советские журналы.
Журнал «Ателье», 1923 год.Первый советский отечественный журнал мод «Ателье» появился уже в 1923 году при новаторском «Ателье Мод». Его возглавила уже упоминавшаяся Надежда Ламанова. Цель — вернуть моду в СССР. С журналом согласились сотрудничать: художники Юрий Анненков, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Головин, Константин Сомов, Игорь Грабарь, скульптор Вера Мухина, поэт Анна Ахматова, историк искусств Николай Пунин. Здесь опубликовали не только модные новинки, но и довольно серьёзные материалы о свойствах тканей, их пластичности, важности конструирования одежды по фигуре. В первом номере журнала напечатали сразу 200 фотографий моделей. Тираж в 2 000 экземпляров разошёлся мгновенно. Но, к сожалению, этот номер стал последним: издавать его было дорого, к тому же партийное руководство оценило его как слишком «буржуазный».
Уже в 1925 году Ламанова совместно с Мухиной подготовили авангардный модный альбом «Искусство в быту», в котором представили 36 таблиц с несколькими женскими, мужскими и детскими нарядами, а также современной мебелью и даже детскими игрушками. Среди других популярных изданий: «Домашняя портниха», «Искусство одеваться», «Моды», «Журнал для хозяек». Они делились с читательницами модными тенденциями и выкройками для самостоятельного шитья.
Здесь и далее — страницы из альбома «Искусство в быту».Как ушла мода
Вместе со сворачиванием НЭПа усилились тенденции к унификации внешнего вида «советского человека». Одинаковая одежда без украшений, отказ от собственного стиля в пользу общего, утилитарность нарядов отражали перемены в обществе. Складывание тоталитаризма происходило не только в политике, оно коренным образом изменило и моду. Быть отличающимся стало не только неприлично, но и опасно. Никаких иных причин, кроме политических, уходу подобной моды нет. Прекращение свободной торговли отменило возможность подбирать одежду индивидуально, выбирать, что нравится. Дефицит тканей так и не удалось преодолеть. В 1930-е одежда приобретёт более милитаристский и спортивный характер.
Продолжение увлекательного рассказа о моде раннего советского времени — в следующей статье Виктории Мокиной «Мода эпохи 1930-х годов».
Автор статьи ведёт альманах «Капитель» об истории, искусстве и сегодняшнем дне.
www.vatnikstan.ru
Мода в стиле НЭП 1920е годы: фото, особенности стиля
Стиль НЭП передаёт традиции прошлого в современной моде. Он переносит в наше время традиции, актуальные для моды 20-х годов прошлого века. В настоящее время, стиль НЭП востребован и популярен, он занимает первые позиции среди ряда направлений. Современные модницы любят ретро и винтаж, поэтому мода НЭП и 1920х годов снова переживает пик популярности.
Многие модельеры и дизайнеры разрабатывают вещи, украшения и различные аксессуары в стиле прошлого. Их главный девиз: все новое — это хорошо забытое старое. Ниже в статье представлены винтажные и современные фото моды НЭП и 1920х годов для вдохновения.
Мода 1920х: отличительные особенности
Каждое десятилетие имеет свои особенные черты и направления в мире моды. 20-е годы отличались особыми модными веяниями.
Главные черты направления моды НЭП и 1920х – это, как правило платья, с низкой талией, необычные прически на короткие волосы, шляпки и вуали, перчатки, яркая помада, жемчуг и другие особые атрибуты. Но самое важное — это хрупкий образ сильной женщины.
Классическая прическа должна быть утонченной. Волосы обязательно должны быть короткими и завитыми гладкими волнами. Дама будет выглядеть более элегантно, если добавит к наряду длинные перчатки.
Главный предмет гардероба для стиля НЭП – это платье. Предпочтительно, если оно будет изготовлено из шелка, и иметь заниженную талию. Длина платья должна достигать уровня колена и ниже.
Украсить платье смогут правильно подобранные аксессуары. Во-первых, это маленькая облегающая шапочка. Также можно использовать платки. Для вечерних выходов лучше приобрести элегантную шляпку с вуалью — мода в стиле 1920х и НЭП была очень внимательна к этому аксессуару.
Во-вторых, к платью стоит подобрать фильдеперсовые чулки. Кроме этого, можно украсить наряд с помощью кружева.
Среди украшений первое место занимает жемчуг. Жемчужных украшений у девушки должно быть много. Нить жемчуга придаст образу дамы утонченности, благородства и женственности.
Закончить образ поможет макияж. Главное в макияже, сделанном в стиле НЭП – это губная помада. Преобладающим цветом должен быть насыщенно красный.
Губная помада привлечет внимание многих окружающих людей. Подчеркнуть яркость губ можно с помощью лака для ногтей соответствующего цвета.
Стиль НЭП любят также звезды мирового масштаба. Часто на красных дорожках можно увидеть известных актрис и певиц, появившихся перед объективами фотографов в наряде в стиле НЭП.
estemine.com
Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни
1920-е годы не зря называют roaring twenties (бурные, шумные двадцатые). Это была пора бесшабашных танцев и коротких платьев, которые шокировали старшее поколение. Подумать только, еще каких-то 10-15 лет назад приличной женщине полагалось носить платье в пол и корсет. И вот молодые девицы не стесняются показывать коленки, задирают ноги в неприличных танцах, курят и — о ужас! — не носят корсетов. С 1920-го по 1928-й год продажи этого предмета туалета снизились на две трети.
Конечно, старшее поколение не поддавалось этой скандальной моде, но все же фасоны изменились кординально, и от этого было никуда не деться.
Итак, платья 1920-х годов.
1922 г.
1923 г.
1923-1924 годы.
1924 г.
1925 г.
Шанель. Повседневное платье.
Дом сестер Калло.
1926 г.
1926-1927 г.
1927 г. Вечерние наряды.
Актриса немого кино Джоан Кроуфорд.
Танцовщица показывает спрятанную под юбкой фляжку. Напомним, что в США это были времена Сухого Закона.
1928-1929 г.
1928-1929 г.
1929 г.
И небольшое видео о моде 1920-х годов.
О шляпках — в нашей предыдущей публикации.
www.livemaster.ru
Советская мода в эпоху НЭПА
Распределение моды в советский период было неравномерным. Вся модная индустрия концентрировалась главным образом в столице. Большое количество портновских мастерских Москвы концентрировалось в Столешниковом переулке. Это известные мастерские сестёр Колмогоровых, Коппар, Нефёдовой, Грищенко… В 20 – е годы в Москве начинает работать школа художественной вышивки ателье дамских мод «Арс». Основательница – знаменитая Варвара Каринская. Первый салон, где можно было заказать изысканные туалеты, в те годы доступные немногим. Салон известен был и своей знаменитой чайной комнатой, куда захаживали знаменитости: Крымов, Лентулов, Качалов… В. Каринская разработала новую технологию вышивки и аппликации по ткани. Её ткани производили неизгладимое впечатление живописного полотна. Также она обладала уникальной коллекцией русской дворянской вышивки,
Балетные костюмы В. Каринской
которую собирала долгие годы. Позднее, она стала в Нью – Йорке хозяйкой знаменитого ателье и даже создавала костюмы для кинематографа и для балетных спектаклей.
Услугами дорогих портных и модельеров пользовалась определённая категория населения: партийная элита, разбогатевшие нэпманы, театральный бомонд и т. д. Особенно надо отметить, какой славой в середине 2о – х годов пользовались туалеты «от Ламановой».
А. Экстер, Н. Ламанова костюмы к фильму Я. Протазанова «Аэлита».
Надежда Петровна Ламанова была ещё до революции очень известной портнихой. Она была известной поставщицей Императорского двора и была очень популярной среди аристократии и артистического бомонда. В начале 20 века Ламанова выполняла заказы для театральных костюмов для Московского художественного театра, а также и для других театров. Она получала заказы и для кино, известно, что она активно сотрудничает с Эйзенштейном и Александровым. Знаменитыми клиентками Н. Ламановой были Вера Холодная, Ольга Книппер – Чехова, Мария Ермолова…
Продолжая активно работать в советской стране, Н. Ламанова вынуждена была приспосабливаться к тяжёлым условиям. Нехватка хороших, качественных тканей для работы не останавливают работу. Надежда Ламанова экспериментирует с льняными полотенцами, грубым домотканым холстом, даже использует одеяла. Свои модели она украшает изысканной вышивкой, делая даже в таких условиях неповторимые модели, которые неоднократно завоёвывали призы на международных выставках. Одежду от Ламановой с гордостью демонстрировали — муза В. Маяковского Л. Брик и её родная сестра, французская писательница Э. Триоле, а также киноактриса А. Хохлова.
Внутренний вид «Ателье Мод», Москва, Петровка
Надежда Ламанова заложила основы советского моделирования. Знаменитый девиз Н. Ламановой «Назначение, образ, ткань» остаётся актуальным и сегодня.
В 1923 году был создан «Центр по становлению нового советского костюма», позднее переименованный в «Ателье мод». Первый директор, Ольга Сеничева-Кащенко, вспоминала, как тяжело было работать ей, шестнадцатилетней девушке, которой был предоставлен кредит на возрождение ателье мод.
В новом экспериментальном «Ателье мод» всю творческую работу возглавляла Надежда Ламанова. Вместе с ней трудились такие выдающиеся художники, как Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Макарова, Евгения Пржибыльская. Выходит первый номер журнала «Ателье», где работают многие известные художники. В 1923 году на I Всероссийской художественно – промышленной выставке образцы моделей одежды, разработанные в Ателье мод Н. Ламановой были удостоены премий.
Модные силуэты журнала «Ателье»
В 1925 году проходила Всемирная выставка «Ар деко» в Париже. Вместе с работами Н. Ламановой представлены были модели Е. Пржибыльской, Н. Макаровой, племянницы
Л. Брик и Э. Триоле демонстрируют в Париже модели Н. Ламановой.
Ламановой, которая после возглавила Московский дом моделей, а также известного скульптора В. Мухиной. Эта коллективная работа была выставлена в Советском павильоне и получила гран – при за костюм, разработанный на основе народного искусства.
В 20 – е годы активно создаёт советскую моду ещё одна известная художница – Вера Степанова, жена А. Родченко. Она создавала неповторимые костюмы для театра В, Мейерхольда, а также увлекалась текстилем, который прекрасно подходил для моделей в кубистическом стиле. Интересны модели ещё одной художницы, Любови Поповой, которая училась у К. Юона, а затам в Париже. В начале 20 – х годов она работала в художественной мастерской Первой ситценабивной фабрики. Однако конструктивизм Поповой не был оценён по достоинству. Покупатель в 20 – е годы предпочитал ткани с традиционным рисунком.
Александра Александровна Экстер, уроженка Киева. В 1908 – 1914 годах она живёт и учится в Париже, затем активно выставляется в Москве. Она также активно сотрудничала с «Ателье мод», создавая модную кубистическую одежду с элементами исторического костюма. Также она была главным художником по костюмам Московского камерного театра.
В 1923 году выходит первый номер советского журнала мод «Ателье», созданный при «Ателье мод». В редакторской статье были изложены его главные цели и задачи: «Деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры». Знаменитые художники дали своё согласие на сотрудничество: Ю. Анненков, Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Сомов, В. Мухина…
Необходимо отметить, что имена известных художников стали появляться в журналах мод ещё в начале XX века. Многие интересные планы тогда так инее были реализованы.
Очень интересный материал публикует в журнале А. Экстер. Важное значение она придаёт правильности конструирования одежды, она должна идеально соответствовать формам и размерам тела.
Журнал «Ателье» 1923 г.
Также важное значение при разработке моделей уделялось пластическим свойствам самого материала. Также она писала о правильности разработки
одежды для рабочих, которая должна быть простой и удобной. Ею разработанные модели для дома и улицы отличаются оригинальностью и необычной цветовой гаммой, иногда она соединяет ткани контрастных цветов, предлагает оригинальный крой.
В. Мухина Пальто из солдатского сукна
Знаменитый советский скульптор Вера Мухина также активно сотрудничает с «Ателье». Выступая в качестве художника – модельера, она разрабатывает оригинальные модели.
В. Мухина Кафтан из полотенец.
Её знаменитое эстрадное платье – бутон поражает своею неповторимостью. Лёгкие белоснежные драпировки юбки напоминают лепестки цветка. Изящный женский силуэт с тростью в руке и в широкополой красной шляпе как далёкое эхо минувших эпох и
одновременно такой яркий и современный.
В. Мухина Эстрадное платье (платье – бутон) 1923 г.
На страницах первого номера журнала читатели увидели большое количество фотографий московских актрис и моделей. Коллекция 1922 – 1923 года, несмотря на экономические трудности, была просто потрясающей! На страницах журнала выступил режиссёр и драматург Н. Евреинов, В. фон Мекк, М. Юрьевская.
Журнал «Ателье» вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех. В конце журнал был дан «Обзор модных течений из иностранных журналов». Однако, этот прекрасный номер стал и последним. Неоднозначная оценка журнала в прессе, экономические трудности, смена руководства «Ателье мод» , и журнал перестал существовать. На смену этому изданию приходят другие, уже в 1928 году начинает выходить журнал мод «Искусство одеваться», который имел много очень интересных рубрик.
Л. Брик 20 – е годы
В эпоху НЭПа все советские модницы подражали актрисам немого кино. Среди них Ольга
Жизнёва, Вера Малиновская, Юлия Солнцева, Лилия Брик, Белла Белецкая, Тамара Кемарская и др. Они были первыми проводницами зарубежной моды, которая предлагала платья с заниженной талией для стройной фигуры.
В моде были различные искусственные цветы, нити жемчуга, высокие ботиночки на
шнуровке, каракулевые жакеты и меховые горжетки. Важный аксессуар модницы – шляпка!
Журнал мод 20 – х годов.
НЭП изменил моду и на мужскую одежду. В этот период снова появляются визитки и смокинги, коверкотовые костюмы, шляпы «борсалино» и цилиндры. Такой костюм советского человека вызывал критику у большей части населения, в прессе даже появлялись сатирические стихи. В конце 20 – х годов постепенно сокращаются публикации иностранных моделей в советских журналах мод, так как советский человек был очень далёк от мира роскоши. Поэтому, в Москве в 1929 году была открыта Швейная фабрика № 2, которая позднее была преобразована в знаменитое швейное объединение «Большевичка».
kv-journal.su
Российская мода в период НЭПа. Ч2 | Блогер luciana на сайте SPLETNIK.RU 28 июля 2009
Опубликовано пользователем сайта
Мода lucianaВ соответствии с господствовавшей в советском государстве идеологией, женщина должна была восприниматься как боевой товарищ, коллега, соратник в борьбе за построение социализма. Однако, определенные параллели между развитием русского стиля на Западе и в России все-таки можно провести. Они связаны с работой двух талантливых российских художниц Степановой и Поповой. Не имея своего Дома моды, они реализовывали свой творческий потенциал в театральных костюмах и в эскизах для журналов. Хотя эти идеи не получили воплощения в материале, в их эскизах разрабатывается актуальная тогда для всего мира русская народная тема. Одной из важных новинок в русской моде 1920-х гг. был спортивный конструктивизм. В этом направлении явно ощущалось влияние архитектуры конструктивизма, представленной в России творчеством Ле Корбюзье, Родченко, Татлина и др. Модным элементом костюма, выдержанном в этом направлении, был, например, купальный костюм. В эпоху НЭПа (1921–1929) в СССР активизировалось немое кино, и появились первые отечественные кинозвезды, ставшие всеобщими эталонами красоты – Ольга Жизнева, Вера Малиновская, Анель Судакевич, Анна Стен и др. Успех этих актрис был локален и не выходил за границы Советской России. В своем имидже и гриме они подражали западным, голливудским образцам. Под влиянием НЭПа стали вновь открываться модные ателье. Наиболее распространенным видом их изделий были платья в стиле «чарльстон» с заниженной талией, отделанные вышивкой или аппликацией; возродилось множество шляпных мастерских. Основной потребительницей моды того времени была нэпманша – обеспеченная женщина, не отягощенная излишним культурным багажом, но зачастую отягощенная лишним весом. И соответствующие черты не замедлили проявиться в самой моде: из нее исчезла грация. Все модели 1920-х гг. выглядят бесформенно и мешковато; низкая талия подчеркивает живот. Обращает на себя внимание простота обуви и причесок, отсутствие или минимальное количество аксессуаров.
Оставьте свой голос:www.spletnik.ru
Мода и стиль 20-х годов – лучшие платья и аксессуары в стиле 1920-х
В модных предложениях дизайнеров XXI – ого века часто встречается и обретает новую жизнь стиль 20-х годов прошлого столетия. Не раз возвращался и возвращается простой лаконичный силуэт с пониженной линией талии. Почему это происходит?
В начале 20-х в Европе быстро начали забываться последствия войны, чего не скажешь о России (здесь не только война оставила свои кровавые следы, но и революция, к которой все относились неоднозначно). Как бы то ни было, началось развитие промышленности, транспорта, между странами налаживались экономические связи.
Уставшие от трагедий люди, не зная, что скоро опять наступит чёрная полоса великой депрессии, хотели радоваться жизни, веселиться, наверстать упущенное и наслаждаться сегодняшним днём. На пьедестал роскоши, богатства и власти поднимаются новые люди вместо разорившейся аристократии, которой почти в каждой стране пришлось освободить или где-то подвинуться, дабы тёплое место под солнцем заняли другие, диктующие свой образ жизни и потребности.
Всё это приводит к изменениям в моде и стиле, ведь мода всегда чувствует пульс времени, и подчас в ней происходят перемены, идущие с одинаковой скоростью с событиями, происходящими в мире. Особенно яркие изменения всегда заметны в женской моде. В этом отношении женщины реагируют быстрее, наверное, потому, что им подсказывает женская интуиция.
Наравне с мужчинами женщины 1920-х годов осваивают новые виды профессий, занимаются ответственной работой, проявляют себя в новых видах досуга, и это, прежде всего, касается спорта. Кроме коньков и верховой езды, которые женщинам были ранее доступны, прибавляются велосипед и теннис. А ещё, танцы, танцы и танцы. Только это совсем не те, в огромных залах, где мужчины чинно ведут своих дам, любуясь на них и кланяясь им.
Теперь время ресторанов и баров, где вечерами собирается публика – мужчины и женщины, звучит ритмичная музыка чарльстона, и милашки в коротких платьицах отплясывают до упада. Новый идеал – женщина-мальчик с короткой стрижкой, стройная, тоненькая «женщина-дощечка».
Одежда стала проще, но гораздо функциональнее. Немое кино превратилось в настоящую страсть. В нём находили всё, оно облегчало выбирать, жить, думать. Началась эпоха джаза, появился фокстрот, слоуфокс, шимми. Танго, ранее непристойный танец, было допущено в самые благопристойные дома. Появился патефон. Танцы достигли своего апогея, танцевали все, в любое время суток. А новая одежда гармонировала с быстрыми ритмами танцев. Ежедневные танцы стёрли границы между будничной и праздничной одеждой. Воскресные прогулки за город также потребовали новой одежды.
Модные силуэты 1920-х годов
Силуэт 20-х – прямой, слегка вытянутый, с заниженной линией талии. Этот силуэт был практически для всех видов одежды. Упрощённость силуэта вынуждала модельеров придумывать для своих моделей самые фантазийные декоративные элементы, чтобы украсить наряд. Возможно благодаря изощрённой фантазии в области декорирования, стиль 20-х всегда заслуживал внимание и повторялся неоднократно. Помимо уникального декора, простой силуэт дамы оживлял и сложный крой нарядов – подрезы, разрезы и прочие фантазии дизайнеров.
Платья и стиль 20-х годов
Самым популярным видом одежды в 20-х были платья. Особым акцентом в моделях стали конструктивные детали, которые придавали оригинальность юбкам. Юбки были двухслойные и многоярусные, с разрезами и застёжками на пуговицы, со складочками и плиссировкой, со сложными драпировками и воланами. Лиф в отличие от юбки был достаточно прост, часто с глубоким декольте. Здесь украшением служили длинные шарфы, банты и другие удлинённой формы завязки-ленты.
Рукав – втачной или «японка», платья часто были без рукавов или на тонких бретелях (платья-рубашки). Вся простота лифа дополнялась красотой ювелирных изделий или бижутерией. Возглавляли парад украшений и декора бисер и бахрома. Длинная нитка бус была пределом совершенства женщины-мальчика.
Платья 20-х отличались достаточно лаконичным силуэтом, поэтому модельеры 20-х стремились их сделать привлекательными, применяя разнообразный декор и сочетание необычных тканей. Для нарядных платьев 1920-х характерен тот же простой и лаконичный силуэт, что и для повседневных платьев, а потому именно эти наряды должны были блеснуть обилием декора и красивейших тканей.
Наиболее распространенные модели вечернего варианта были с кружевом. Перед 20-ыми годами сравнительно недавно процветала эпоха модерна. Поэтому в памяти и носителей нарядов, и модельеров были ещё те, украшенные вышивкой и кружевом, модели, особенно модели первого и второго периода – с 1890 по 1900 годы.
Да и не только стиль модерн мог похвастаться кружевными отделками, во все времена кружево было в особом почёте, разве только в 60-х ХХ-ого столетия на короткий период о нём, как бы, не вспоминали. В 20-х кружево использовали для оформления края изделия, на отдельных его частях, и даже были полностью кружевные юбки, полочки жакетов и рукавов.
Вышивка в то время процветала. Мастера 1920-х использовали для вечерних нарядов дорогие ткани, украшенные купонной вышивкой. В особом почёте у дизайнеров были одежды ручного вышивания – объёмные аппликации, вышивки ришелье, изысканные кружевные изделия. Среди различных видов вышивания были оригинальные композиции, выполненные из шнура, тесьмы и жгута. В те же годы самое большое распространение получила вышивка бисером. Особенно хороши были наряды, в которых бисер сочетался с шелковой нитью.
Не уступали своей роскошью и наряды, отделанные бахромой. Бахрому любили, в гардеробе каждой уважающей себя модницы обязательно присутствовал наряд, а подчас и не один, с бахромой. Живой, изысканный характер бахромы, качающейся в такт движениям женщины, был выразительным элементом одежды, который не только украшал модницу, но и вместо её слов умел многое сказать. Бахрому выполняли из толстых шёлковых или бисерных нитей.
Рисунки тканей содержали также многочисленные элементы стиля модерн. Ткани были набивные и одноцветные, матовые и блестящие, с необычной фактурной поверхностью. Полупрозрачные наряды украшали меховой опушкой или перьями, иногда опушки были сделаны из шифона. Богатство тканей использовалось модельерами в изысканных нарядах. Они осваивали сложные технологические приёмы.
В 1920-х годах дизайнеры смело рассматривали сочетания различных тканей. Особенно шикарными были вечерние наряды. Здесь царили фалды, оборки, рюши, воланы, драпировки, перья, бахрома, бисер, стразы и…бриллианты. Популярным в конце 20-х стали вечерние платья-футляры. Обычно их шили из тяжёлой и жёсткой ткани, но были и более лёгкие варианты – из кружева или парчи с металлическим блеском.
В конце 20-х из жёстких тканей типа тафты, жёсткого муара, вощёного атласа сооружали удивительные модели, представляющие собой нечто фантастическое, с острыми углами и асимметрией, которые казались плодом футуристическо-кубистического влияния. Но наряду с такими громоздкими моделями были и модели, являющиеся воплощением женственности.
Модные костюмы 1920-х годов
Помимо платьев в 20-е годы большое внимание уделялось деловой одежде, ведь многие женщины начали работать. В этом отношении чаще всего использовались костюмы. Создавая этот вид одежды, модельеры того времени ориентировались прежде всего на классический «английский» костюм. Уже в 1914 году в женском гардеробе появилась одежда, напоминающая мужской костюм.
Облик женского костюма 20-х обладал строгим характером с женственными элементами. Например, полочки жакета имели низкое расположение застёжки или же вообще были без неё. В форме воротников и лацканов, линии борта и других элементов кроя модельеры 20-х придерживались чёткости и отточенности. В 1920-х появились не только строгие костюмы, но и отдельные жакеты, которые предлагались как дополнение к юбкам или платьям. Такие жакеты можно было носить не только с платьями из плотной ткани, но и с платьями из шифона.
Спортивная одежда и стиль 20-х
В спортивной одежде преобладали блузки и юбки. Блузки спортивного стиля также имели заниженную талию, рукава были длинными, прямыми с узкими манжетами, которые застёгивались так же, как и в мужской рубашке.
Юбки чаще всего с глубокими складками или мелкой плиссировкой. В спортивной одежде популярны были и платья. Шерстяные платья украшались светлым воротником и длинной, завязанной возле шеи лентой. Необычайно популярны были летние белые платья, которые дополнялись жилетами или жакетами.
Пальто и мода 20-х годов
Прямые силуэты пальто в стиле 20-х выполнялись с асимметричными застёжками, были варианты на одной застёжке или же пальто с запахом. В 20-е годы пальто было иногда короче платья, тогда такое пальто называли троакаром (пальто длиной в 3/4). Для пальто в то время часто выбирали клеточный принт – клетки «оконный переплёт», «тартан» средней величины.
В моделях 20-х можно было увидеть отделку мехом, имитирующим леопардовый. Распространились плащи, которые были удобны для езды в автомобиле или для железнодорожных путешествий. Были даже вечерние плащи, слегка расширенные книзу и отделанные мехом песца. В конце 1920-х годов стали популярны пелерины. Они тоже были простого кроя, их носили иногда вместо плаща или же в ансамбле с костюмом. Пелерины иногда заменяли рукава в плаще или же просто нашивались поверх рукавов.
Пальто украшали мехом. Особенно популярен был мех кролика или зайца. Эти меха одни из самых дешёвых и легко поддающихся обработке. Меховое пальто делали мехом на изнаночную сторону, а манжеты, воротник и опушка по низу украшались более дорогим длинноворсовым мехом. Шубы-люкс были двусторонними. В это время в зависимости от финансового достатка носили шубы, комбинированные из разного рода меха. Часто создавались оригинальные комбинации.
Длина нарядов становилась всё короче, в 1928 году даже немного были приоткрыты колени. Линия талии в 1924 году находилась очень низко, доходила почти до линии бёдер. С течением времени талия поднималась, и уже в 1929 году почти достигла своего законного места.
Мода на головные уборы в 1920-е годы
Короткие волосы, чёлка, маленькие пряди, чуть прикрывающие уши, или же длинные завитые пэйсики создавали маленькую головку, которая требовала маленькой шляпки. Шляпка стала плотной, хорошо облегающей голову. Сначала шляпка имела вид ведра или горшка, отделкой часто служили перья, цветы, ленты.
Кроме формы ведра, появились шляпки с круглой головкой, похожей на котелок или военную каску. Такие шляпки украшали женские головки повсеместно. На пляже надевали шляпы с большими полями, дома голову повязывали большими шёлковыми платками, это было очень красиво. Стало модно носить на шляпах длинные бархотки или ленты. Новинкой стали длинные, прямые шарфы.
Мода 20-х и женское белье
В 20-х годах окончательно прижилась ночная пижама. Шёлковое бельё имело красивые яркие цвета. Особенно модным в белье 1920-х был медовый цвет. Бельё отделывали кружевом, аппликацией из тюля, шёлка и т.п. Кружева имели контрастные цвета: чёрный, тёмно-кремовый, цвет какао. В вышивке белья присутствовали геометрические рисунки, любили мелкие ручные вышивки в цвет ткани, выполненные шёлком, часто применяли мережки.
Модные и стильные аксессуары 20-х годов
1. Белые воротники, длинные цветные галстуки, боа из длинноворсового меха, обычно накинутые на одно плечо. Непременным аксессуаром уважающей себя дамы для вечернего наряда был веер из кружева или перьев.
2. Маленькие сумочки для вечернего ансамбля и сумки спортивного типа больших размеров. Летние сумки изготавливались из цветной соломки.
3. Зонтики носили редко, ведь была мода на загорелую кожу.
4. Популярным дополнением к одежде были шарфы и шали, красота которых могла затмить и нарядное платье. Бахрома могла доходить до полуметровых размеров.
5. Чулки носили блестящие из искусственного или натурального шёлка, чаще это были чулки песочного, розового, иногда пепельного цвета. Тёмные и чёрные чулки исчезли, лишь в конце десятилетия появились чулки с более глубоким цветом. Зимние чулки изготавливали из хлопка и шерсти.
6. Самыми модными перчатками считались перчатки с манжетами. Они украшались вышивкой, росписью, инкрустацией, кружевом, плиссировкой.
7. В качестве бижутерии необыкновенно популярны длинные нити жемчуга, браслеты, похожие на древние, крупные серьги-клипсы. А еще в 20-х начали носить часы на руке.
Стиль 20-х годов и женская обувь
Обувь 20-х годов была рассчитана на танцы, в ней не было глубоких вырезов, чтобы не слететь с ноги, некоторые модели на подъёме застёгивались на пуговицу, каблук был средней высоты. Лишь самые нарядные туфли имели высокий каблук. Популярны были многоцветные туфли. Летняя обувь – сандалии без каблуков на толстой подошве или гладкие кожаные туфельки. В качестве спортивной обуви носили полуботинки, а вечерние туфельки – атласные с пряжками и стразами, расписанные вручную. В зимнюю пору на туфли надевали резиновые ботики.
Новая мода создала возможность каждой женщине выглядеть молодой. Короткие волосы значительно уменьшали возраст. Поль Пуаре отошёл на второй план. Роскошь его нарядов противоречила модным тенденциям. Одной из лучших модельеров того времени оказалась Шанель. Она ввела простоту и вдохнула в моду молодость.
И так, мы выяснили, что именно декор и оригинальные находки в области кроя были основными притягательными идеями стиля 20-х. Именно эти идеи остаются и для сегодняшних дизайнеров источником вдохновения.
В 1920-х понятие возраста стремились исключить, все были молодыми, по крайней мере, хотели ими быть или казаться. Об этих «сумасшедших» годах, пролетевших очень быстро, сохранился блеск привилегированной молодёжи, для которой это короткое время стало бесконечной вечеринкой. А для основной массы людей, так же, как и некоторых стран в целом, это время было периодом политических неурядиц, инфляции, безработицы. Но всё кончается. Также закончились и «золотые 20-е» в самом конце октября 1929 года – богатые стали бедными, а бедные ещё беднее.
mylitta.ru
Советская мода 1920-х / Назад в СССР / Back in USSR
Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов.Но если во второй половине ХХ века и можно было говорить о новых фасонах и тенденциях моды, то в послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…
Символы времени и курс на Запад
Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.
После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.
В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины — с прямыми юбками из сукна.
Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.
Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)
Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.
«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались», — писал заведующий производственным отделом Москвошвея.
Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.
Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год
Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.
Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.
В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.
В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.
Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте
В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.
Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.
Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.
Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.
Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.
«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок — художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… — все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство», — говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.
Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.
Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова — Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.
В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».
Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.
В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.
Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания — «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.
Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, — «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала — «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.
В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.
Модные девушки 20-ых
Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.
Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.
Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).
Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».
Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.
С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».
«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе», — писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.
Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924
Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.
Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.
Вестник моды (1926)
back-in-ussr.com