Платье в стиле нэп – Мода НЭПа — VATNIKSTAN

Мода НЭПа — VATNIKSTAN

Граж­дан­ская война закон­чи­лась, и насе­ле­ние новой России вздох­нуло с облег­че­нием: можно было стро­ить новую жизнь, а вместе с ней — созда­вать образ нового чело­века. Особен­ные фасоны одежды и обуви, ради­каль­ные стрижки стали симво­лом НЭПа не меньше, чем кабаре с хитами про «Бублички» и «Мурку». Что носили модники 1920-х, кто шил им одежду и как мода связана с масштаб­ными исто­ри­че­скими собы­ти­ями?


Как узнать НЭП: фасоны одежды и обуви, причёски

После рево­лю­ции и Граж­дан­ской войны жители России оказа­лись в совер­шенно новой стране. Свобод­ный образ образ жизни, эман­си­па­ция, отказ от буржу­аз­ных пере­жит­ков, огра­ни­чен­ность в сред­ствах вместе с возмож­но­стью впер­вые за много лет поку­пать одежду опре­де­лили модные тенден­ции. Люди хотели выгля­деть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них спосо­бом заявить о себе в новой реаль­но­сти. Впер­вые с 1917 года появи­лась возмож­ность поку­пать одежду. Центром моды оста­ва­лись Москва и Петер­бург, а несмотря на «всеоб­щее равен­ство», по внеш­нему виду легко было отли­чать бога­тых и бедных, работ­ни­ков госу­дар­ствен­ных ведомств и пред­при­ни­ма­те­лей-нэпма­нов.

Москва, 1920-е. Беспри­зор­ник в рядах улич­ных торгов­цев.

Во время НЭПа свобод­ная торговля нена­долго верну­лась в Россию, но боль­шин­ство людей всё равно не имели возмож­но­сти поку­пать наряды — не было денег. Поэтому массово исполь­зо­ва­лись дешё­вые ткани: холст, грубое полотно, старая воен­ная форма и солдат­ское сукно. В то же время новый облик должен был демон­стри­ро­вать взгляды чело­века, его разрыв с прошлым и «осво­бож­де­ние». Симво­ли­че­ское значе­ние приоб­рёл крас­ный цвет — его активно исполь­зо­вали в немно­го­чис­лен­ных аксес­су­а­рах. А одним из глав­ных симво­лов 1920-х стала кожа­ная комис­сар­ская куртка. Такие носили и мужчины, и женщины.

К примеру, очень узна­ва­е­мый образ чеки­ста в кожа­ной куртке и фуражке. В «Соба­чьем сердце» Булга­кова Швон­дер и его команда посе­щают профес­сора Преоб­ра­жен­ского как раз в такой одежде. Каза­лось бы, откуда в бедной после­во­ен­ной стране столько кожи, что каждый ново­яв­лен­ный управ­ле­нец мог полу­чить куртку из неё? Ещё до Первой миро­вой войны в Россий­ской импе­рии пошили много кожа­ной формы для авиа­ци­он­ных бата­льо­нов, но исполь­зо­вать не успели. После Октябрь­ской рево­лю­ции склады с ней нашли боль­ше­вики и разда­вали своим. Именно в этих курт­ках несколько деся­ти­ле­тий щего­ляли комис­сары.

Алек­сандр Родченко. Угол Кузнец­кого и Петровки. Вид в сторону Теат­раль­ной площади и мага­зина «Мюр и Мери­лиз». 1926 год.

Для повсе­днев­ной мужской и женской одежды харак­терно полное отсут­ствие деко­ра­тив­ных элемен­тов: галсту­ков, бантов, рюшей. Всё это воспри­ни­ма­лось как «буржу­аз­ный пере­жи­ток». В романе «Как зака­ля­лась сталь» геро­иню Тоню Тума­нову, появив­шу­юся на комсо­моль­ском собра­нии в наряд­ном платье с рюшами, очень осудили:

Павла отозвал в сторону секре­тарь комсо­мола товар­ной пристани, плечи­стый парень в грубой брезен­то­вой рубахе, груз­чик Панкра­тов. Недру­же­любно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: «…Вид-то у нее для нас непод­хо­дя­щий, на буржу­а­зию похоже. Как её пропу­стили сюда?».

До рево­лю­ции прием­ле­мым в высо­ких кругах счита­лись только наряды, сшитые на заказ по меркам клиента. Покупка гото­вой одежды была уделом низших клас­сов. Во время НЭПа подход меня­ется: поку­пать гото­вые наряды пере­стаёт быть зазор­ным, а многие модницы и вовсе блистали в платьях, сшитых из солдат­ского сукна собствен­ными руками по моде­лям из журна­лов.

Из журнала «Домаш­няя порт­ниха».

Ради­каль­нее всего изме­ни­лась женская мода. Глав­ные признаки состо­я­тель­ной модницы 1920-х: корот­кая стрижка с зави­тыми локо­нами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёр­ки­вало женствен­ность очер­та­ний), шляпка с вуалью и длин­ные перчатки. Среди укра­ше­ний больше всего ценился жемчуг, хотя боль­шин­ство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стре­мятся подра­жать бале­ри­нам и актри­сам немого кино. Хоро­шим тоном счита­лось пере­тя­ги­вать грудь бинтами, чтобы сделать её плос­кой. Округ­лые формы наобо­рот счита­лись непри­лич­ными. Это демон­стра­тив­ная гендер­ная унифи­ка­ция: жела­ние подра­жать мужчи­нам, проти­во­по­ста­вить себя старой «патри­ар­халь­ной» системе и во всём догнать мужчин.

Мода НЭПа

Но такие наряды были доступны только очень узкому кругу состо­я­тель­ных модниц. Менее бога­тые женщины одева­лись проще, но не менее рево­лю­ци­онно. Носили платья из холста, матер­ча­тые куртки и ситце­вые блузы, прямые юбки из солдат­ского сукна и даже мужские гимна­стёрки. В мему­а­рах писа­тель­ницы Надежды Тэффи упоми­на­ется, что в расход шли портьеры и зана­вески, простыни и другое постель­ное и столо­вое белье, скатерти и покры­вала, поло­са­тый матрас­ный тик, как впро­чем, и любые другие ткани, исполь­зо­вав­ши­еся в домаш­нем обиходе.

Боль­шую попу­ляр­ность имели дешё­вые краше­ные меха (вспом­ните Эллочку-Людо­едку). Не брез­го­вали даже кошками (снова вспом­ним, как в «Соба­чьем сердце» Шари­ков занялся отло­вом кошек на шапки). Вместо шляпки с вуалью носили надви­ну­тую на лоб крас­ную косынку. Фасоны преиму­ще­ственно прямые, непри­та­лен­ные. Назна­че­ние анало­гич­ное — подчерк­нуть равно­пра­вие и осво­бож­де­ние.

Мода времён НЭПа

Обувь была менее разно­об­раз­ной, ведь шить её на дому труд­нее, чем одежду. Все обували сапоги, ботинки, пару­си­но­вые тапочки, рези­но­вые боты.

Надежда Ламанова: для широких масс и звёзд кино

Первыми лицами моды были актрисы театра и немого кино, бале­рины и просто очень извест­ные персоны широ­кого профиля. Напри­мер, Лиля Брик. Куль­тур­ный бомонд мог поль­зо­ваться услу­гами доро­гих порт­ных и моде­лье­ров наряду с партий­ной элитой и разбо­га­тев­шими нэпма­нами.

Лиля Брик

В сере­дине 20-х годов особым шиком счита­лось иметь наряды «от Лама­но­вой». Извест­ной порт­ни­хой Надежда Лама­нова была и до рево­лю­ции: удосто­ена звания «Постав­щик Двора Ея Импе­ра­тор­ского Вели­че­ства», то есть шила одежду импе­ра­тор­ской семьи и их прибли­жён­ных.

«Она обна­ру­жила огром­ный вкус, и посте­пенно стала одевать дам самых высо­ких и самых бога­тых кругов москов­ского обще­ства. У неё стали одеваться не только дамы москов­ского купе­че­ства, но и аристо­кра­тия, так, в част­но­сти, она одевала вели­кую княгиню Елиза­вету Федо­ровну, жену москов­ского гене­рал-губер­на­тора вели­кого князя Сергея Алек­сан­дро­вича, родную сестру госу­да­рыни. Была она пригла­шена также и к самой царице, но они как-то „не сошлись харак­те­рами“ и это отно­ше­ние оборва­лось. Дело Надежды Петровны настолько разрос­лось, что посте­пенно у неё стало 300 масте­риц».

Из воспо­ми­на­ний Г. А. Лемана.

В 1920-е годы моде­льер начала созда­вать одежду «для широ­ких масс» и её взгляды многим пришлись по вкусу. При созда­нии фасо­нов Надежда Лама­нова соче­тала тради­ции народ­ного костюма с потреб­но­стями совре­мен­ных женщин. Эти костюмы проек­ти­ро­ва­лись как недо­ро­гая одежда, укра­шен­ная народ­ной вышив­кой и другими видами отделки, позво­ля­ю­щими обога­щать и разно­об­ра­зить небо­га­тый выбор тканей. Всё это нахо­дило отклик у публики. Инте­ресно, что в разра­ботке одежды «для народа» весьма актив­ное участие прини­мали даже люди, весьма далё­кие от моды. Напри­мер, нарком просве­ще­ния Луна­чар­ский.

Из журнала «Домаш­няя порт­ниха».

Другую важную часть работы Надежды Лама­но­вой состав­ляли теат­раль­ные костюмы. Она же создала одежду для филь­мов Эйзен­штейна «Алек­сандр Невский», Алек­сан­дрова «Цирк» и Прота­за­нова «Аэлита». Лама­но­вой прихо­ди­лось тяжело, хоро­ших тканей ката­стро­фи­че­ски не хватало. Она много экспе­ри­мен­ти­ро­вала с формами и фасо­нами, не боялась ради­каль­ных реше­ний. Чтобы убедиться в этом, доста­точно взгля­нуть на футу­ри­стич­ные откро­вен­ные наряды в «Аэлите». Несмотря на значи­тель­ные заслуги в профес­си­о­наль­ной деятель­но­сти, в марте 1928 года её лишили изби­ра­тель­ных прав «как кустаря, имев­шего двух наём­ных масте­риц».

«Аэлита». Костюмы Надежды Лама­но­вой.«Аэлита». Костюмы Надежды Лама­но­вой.
Коллекция Веры Мухиной

Вера Мухина — созда­тель­ница гранё­ного стакана и «Рабо­чего и колхоз­ницы» — в 1920-е годы активно труди­лась как моде­льер. Она созда­вала облик новой женщины: без корсе­тов, рюшей и бантов, само­сто­я­тель­ной, краси­вой и рабо­тя­щей. Ещё до рево­лю­ции Мухина начи­нала с костю­мов для теат­раль­ной сцены. Очень знаме­нито её эстрад­ное платье-бутон: белое прита­лен­ное платье с юбкой-тюль­па­ном нужно было соче­тать с боль­шой крас­ной шляпой. Позже создала несколько наря­дов в духе времени, сшить кото­рые было по силам любой женщине даже из подруч­ных мате­ри­а­лов. В расход шли суро­вое полотно, голов­ные платки, влади­мир­ские поло­тенца и солдат­ское сукно. Словом, всё, что в суро­вые годы женщины могли найти и превра­тить в модный шедевр.

Платье-бутон, Вера Мухина.

Концеп­ция моде­лей от Мухи­ной — это «удоб­ный краси­вый костюм для работы и отдыха, кото­рый по силам сшить само­сто­я­тельно». К созда­нию выкроек, кото­рые опуб­ли­ко­ваны в альбоме «Искус­ство в быту» (разра­бо­тан совместно с Лама­но­вой), Вера Мухина подхо­дила также, как к созда­нию скульп­тур — конструк­ти­вист­ски. Напри­мер, она приду­мала платье-транс­фор­мер: его длину и рукава можно было менять по настро­е­нию владе­лицы.

В 1925 году коллек­ция платьев Мухи­ной появи­лась на выставке в Париже и полу­чила Гран-при «за наци­о­наль­ную само­быт­ность в соче­та­нии с совре­мен­ным модным направ­ле­нием». Наряды демон­стри­ро­вали Лиля Брик и её млад­шая сестра Эльза Триоле. Стиль «а-ля рус» с харак­тер­ными факту­рами и орна­мен­тами так впечат­лил иностран­цев, что они, кажется, не заме­тили, что бусы пришлось изго­то­вить из хлеб­ного мякиша.

Лиля Брик и Эльза Триоле в костю­мах Мухи­ной. Гран-при в Париже.

Мухина будет творить моду вплоть до конца 1920-х, пока свобод­ные веяния НЭПа не сменятся утили­тар­но­стью 1930-х. В эти годы она вернётся к теат­раль­ным костю­мам.

Мужская мода (франты и простолюдины, бедные и богатые)

В годы НЭПа состо­я­тель­ные мужчины не отста­вали от дам и много внима­ния уделяли внеш­нему виду. Костюм мужчины, его внеш­ний вид были тесно связаны со стату­сом. Состо­я­тель­ные нэпманы, далё­кие от ценно­стей воен­ного комму­низма, не хотели быть одина­ко­выми. Они носили костюмы-визитки (полы сюртука расхо­дятся кону­сом впереди, на одной пуго­вице) и клас­си­че­ские смокинги, ковер­ко­то­вые костюмы, куртки из бобрика, брюки-галифе или «оксфорд» (узкие по щико­лотку). Из обуви — ботинки «джимми» или «буль­доги» с тупым носом. Голов­ные уборы — шляпы «борса­лино» и цилин­дры. В сере­дине 20-х годов эти вещи срав­ни­тельно доступны. Напри­мер, Даниил Хармс в сентябре 1926-го запи­сал в своем днев­нике: «Купил сапоги „Джим“ в Гости­ном дворе, Невская сторона, мага­зин 28».

Евге­ний Сузю­мов (в центре) — пред­се­да­тель обще­ства стено­гра­фов Пензы. Фото 1925 года.

Такой костюм крити­ко­вала боль­шая часть насе­ле­ния, а в прессе публи­ко­вали сати­ри­че­ские стихи и кари­ка­туры про модни­ков. Боль­шин­ство мужчин одева­лись совер­шенно иначе. Многие дона­ши­вали старую воен­ную форму, кото­рую полу­чили во время Граж­дан­ской войны. Основу их простого гарде­роба состав­ляли гимна­стёрки с широ­кими кожа­ными ремнями, косо­во­ротки и холщо­вые, толстовки, в редких случаях — город­ские пиджаки и френчи. В массо­вой мужской моде изна­чально гораздо замет­нее были тенден­ции унифи­ка­ции, одина­ко­во­сти, кото­рые выйдут на пик в 1930-е.

Выпуск­ники учеб­ного заве­де­ния при Гаври­лов-Ямском льно­ком­би­нате. 1920-е годы.Кари­ка­тура на нэпмана.
Модные журналы: «Ателье», «Домашняя портниха», «Искусство одеваться»

После Граж­дан­ской войны в СССР хлынул поток иностран­ных модных журна­лов, откуда многие поспе­шили почерп­нуть идеи для гарде­роба, с поправ­кой на дефи­цит тканей и необ­хо­ди­мость шить само­сто­я­тельно. Но для боль­шин­ства основ­ным источ­ни­ком знаний о моде и выкроек стали совет­ские журналы.

Журнал «Ателье», 1923 год.

Первый совет­ский отече­ствен­ный журнал мод «Ателье» появился уже в 1923 году при нова­тор­ском «Ателье Мод». Его возгла­вила уже упоми­нав­ша­яся Надежда Лама­нова. Цель — вернуть моду в СССР. С журна­лом согла­си­лись сотруд­ни­чать: худож­ники Юрий Аннен­ков, Борис Кусто­диев, Кузьма Петров-Водкин, Алек­сандр Голо­вин, Констан­тин Сомов, Игорь Грабарь, скуль­птор Вера Мухина, поэт Анна Ахма­това, исто­рик искусств Нико­лай Пунин. Здесь опуб­ли­ко­вали не только модные новинки, но и довольно серьёз­ные мате­ри­алы о свой­ствах тканей, их пластич­но­сти, важно­сти констру­и­ро­ва­ния одежды по фигуре. В первом номере журнала напе­ча­тали сразу 200 фото­гра­фий моде­лей. Тираж в 2 000 экзем­пля­ров разо­шёлся мгно­венно. Но, к сожа­ле­нию, этот номер стал послед­ним: изда­вать его было дорого, к тому же партий­ное руко­вод­ство оценило его как слиш­ком «буржу­аз­ный».

Уже в 1925 году Лама­нова совместно с Мухи­ной подго­то­вили аван­гард­ный модный альбом «Искус­ство в быту», в кото­ром пред­ста­вили 36 таблиц с несколь­кими женскими, мужскими и детскими наря­дами, а также совре­мен­ной мебе­лью и даже детскими игруш­ками. Среди других попу­ляр­ных изда­ний: «Домаш­няя порт­ниха», «Искус­ство одеваться», «Моды», «Журнал для хозяек». Они дели­лись с чита­тель­ни­цами модными тенден­ци­ями и выкрой­ками для само­сто­я­тель­ного шитья.

Здесь и далее — стра­ницы из альбома «Искус­ство в быту».

Как ушла мода

Вместе со свора­чи­ва­нием НЭПа усили­лись тенден­ции к унифи­ка­ции внеш­него вида «совет­ского чело­века». Одина­ко­вая одежда без укра­ше­ний, отказ от собствен­ного стиля в пользу общего, утили­тар­ность наря­дов отра­жали пере­мены в обще­стве. Скла­ды­ва­ние тота­ли­та­ризма проис­хо­дило не только в поли­тике, оно корен­ным обра­зом изме­нило и моду. Быть отли­ча­ю­щимся стало не только непри­лично, но и опасно. Ника­ких иных причин, кроме поли­ти­че­ских, уходу подоб­ной моды нет. Прекра­ще­ние свобод­ной торговли отме­нило возмож­ность подби­рать одежду инди­ви­ду­ально, выби­рать, что нравится. Дефи­цит тканей так и не удалось преодо­леть. В 1930-е одежда приоб­ре­тёт более мили­та­рист­ский и спор­тив­ный харак­тер.


Продол­же­ние увле­ка­тель­ного рассказа о моде раннего совет­ского времени — в следу­ю­щей статье Викто­рии Моки­ной «Мода эпохи 1930-х годов».

Автор статьи ведёт альма­нах «Капи­тель» об исто­рии, искус­стве и сего­дняш­нем дне.

www.vatnikstan.ru

Мода в стиле НЭП 1920е годы: фото, особенности стиля

Стиль НЭП передаёт традиции прошлого в современной моде. Он переносит в наше время традиции, актуальные для моды 20-х годов прошлого века. В настоящее время, стиль НЭП востребован и популярен, он занимает первые позиции среди ряда направлений. Современные модницы любят ретро и винтаж, поэтому мода НЭП и 1920х годов снова переживает пик популярности.

Многие модельеры и дизайнеры разрабатывают вещи, украшения и различные аксессуары в стиле прошлого. Их главный девиз: все новое — это хорошо забытое старое. Ниже в статье представлены винтажные и современные фото моды НЭП и 1920х годов для вдохновения.

Мода 1920х: отличительные особенности

Каждое десятилетие имеет свои особенные черты и направления в мире моды. 20-е годы отличались особыми модными веяниями.

Главные черты направления моды НЭП и 1920х – это, как правило платья, с низкой талией, необычные прически на короткие волосы, шляпки и вуали, перчатки, яркая помада, жемчуг и другие особые атрибуты. Но самое важное — это хрупкий образ сильной женщины.

Классическая прическа должна быть утонченной. Волосы обязательно должны быть короткими и завитыми гладкими волнами. Дама будет выглядеть более элегантно, если добавит к наряду длинные перчатки.

Главный предмет гардероба для стиля НЭП – это платье. Предпочтительно, если оно будет изготовлено из шелка, и иметь заниженную талию. Длина платья должна достигать уровня колена и ниже.

Украсить платье смогут правильно подобранные аксессуары. Во-первых, это маленькая облегающая шапочка. Также можно использовать платки. Для вечерних выходов лучше приобрести элегантную шляпку с вуалью — мода в стиле 1920х и НЭП была очень внимательна к этому аксессуару.

Во-вторых, к платью стоит подобрать фильдеперсовые чулки. Кроме этого, можно украсить наряд с помощью кружева.

Среди украшений первое место занимает жемчуг. Жемчужных украшений у девушки должно быть много. Нить жемчуга придаст образу дамы утонченности, благородства и женственности.

Закончить образ поможет макияж. Главное в макияже, сделанном в стиле НЭП – это губная помада. Преобладающим цветом должен быть насыщенно красный.

Губная помада привлечет внимание многих окружающих людей. Подчеркнуть яркость губ можно с помощью лака для ногтей соответствующего цвета.

Стиль НЭП любят также звезды мирового масштаба. Часто на красных дорожках можно увидеть известных актрис и певиц, появившихся перед объективами фотографов в наряде в стиле НЭП.

estemine.com

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни

1920-е годы не зря называют roaring twenties (бурные, шумные двадцатые). Это была пора бесшабашных танцев и коротких платьев, которые шокировали старшее поколение. Подумать только, еще каких-то 10-15 лет назад приличной женщине полагалось носить платье в пол и корсет. И вот молодые девицы не стесняются показывать коленки, задирают ноги в неприличных танцах, курят и — о ужас! — не носят корсетов. С 1920-го по 1928-й год продажи этого предмета туалета снизились на две трети.

Конечно, старшее поколение не поддавалось этой скандальной моде, но все же фасоны изменились кординально, и от этого было никуда не деться.

Итак, платья 1920-х годов.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 1

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 2

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 3

1922 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 4

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 5

1923 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 6

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 7

1923-1924 годы.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 8Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 9Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 10Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 11Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 12

1924 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 13

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 14

1925 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 15

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 16

Шанель. Повседневное платье.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 17

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 18

Дом сестер Калло.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 19

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 20

1926 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 21

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 22

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 23

1926-1927 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 24

1927 г. Вечерние наряды.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 25

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 26

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 27

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 28

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 29

Актриса немого кино Джоан Кроуфорд.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 30

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 31

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 32

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 33

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 34

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 35

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 36

Танцовщица показывает спрятанную под юбкой фляжку. Напомним, что в США это были времена Сухого Закона.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 37

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 38

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 39

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 40

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 41

1928-1929 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 42

1928-1929 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 43

1929 г.

Мода 1920-х годов: в журналах и в жизни, фото № 44

И небольшое видео о моде 1920-х годов.

О шляпках — в нашей предыдущей публикации.

www.livemaster.ru

Советская мода в эпоху НЭПА

Распределение моды в советский период было неравномерным. Вся модная индустрия концентрировалась главным образом в столице. Большое количество портновских мастерских Москвы концентрировалось в Столешниковом переулке. Это известные мастерские сестёр Колмогоровых, Коппар, Нефёдовой, Грищенко… В 20 – е годы в Москве начинает работать школа художественной вышивки ателье дамских мод «Арс». Основательница – знаменитая Варвара Каринская. Первый салон, где можно было заказать изысканные туалеты, в те годы доступные немногим. Салон известен был и своей знаменитой чайной комнатой, куда захаживали знаменитости: Крымов, Лентулов, Качалов… В. Каринская разработала новую технологию вышивки и аппликации по ткани. Её ткани производили неизгладимое впечатление живописного полотна. Также она обладала уникальной коллекцией русской дворянской вышивки,


Балетные костюмы В. Каринской

которую собирала долгие годы. Позднее, она стала в Нью – Йорке хозяйкой знаменитого ателье и даже создавала костюмы для кинематографа и для балетных спектаклей.
Услугами дорогих портных и модельеров пользовалась определённая категория населения: партийная элита, разбогатевшие нэпманы, театральный бомонд и т. д. Особенно надо отметить, какой славой в середине 2о – х годов пользовались туалеты «от Ламановой».


А. Экстер, Н. Ламанова костюмы к фильму Я. Протазанова «Аэлита».

Надежда Петровна Ламанова была ещё до революции очень известной портнихой. Она была известной поставщицей Императорского двора и была очень популярной среди аристократии и артистического бомонда. В начале 20 века Ламанова выполняла заказы для театральных костюмов для Московского художественного театра, а также и для других театров. Она получала заказы и для кино, известно, что она активно сотрудничает с Эйзенштейном и Александровым. Знаменитыми клиентками Н. Ламановой были Вера Холодная, Ольга Книппер – Чехова, Мария Ермолова…
Продолжая активно работать в советской стране, Н. Ламанова вынуждена была приспосабливаться к тяжёлым условиям. Нехватка хороших, качественных тканей для работы не останавливают работу. Надежда Ламанова экспериментирует с льняными полотенцами, грубым домотканым холстом, даже использует одеяла. Свои модели она украшает изысканной вышивкой, делая даже в таких условиях неповторимые модели, которые неоднократно завоёвывали призы на международных выставках. Одежду от Ламановой с гордостью демонстрировали — муза В. Маяковского Л. Брик и её родная сестра, французская писательница Э. Триоле, а также киноактриса А. Хохлова.


Внутренний вид «Ателье Мод», Москва, Петровка

Надежда Ламанова заложила основы советского моделирования. Знаменитый девиз Н. Ламановой «Назначение, образ, ткань» остаётся актуальным и сегодня.
В 1923 году был создан «Центр по становлению нового советского костюма», позднее переименованный в «Ателье мод». Первый директор, Ольга Сеничева-Кащенко, вспоминала, как тяжело было работать ей, шестнадцатилетней девушке, которой был предоставлен кредит на возрождение ателье мод.


В новом экспериментальном «Ателье мод» всю творческую работу возглавляла Надежда Ламанова. Вместе с ней трудились такие выдающиеся художники, как Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Макарова, Евгения Пржибыльская. Выходит первый номер журнала «Ателье», где работают многие известные художники. В 1923 году на I Всероссийской художественно – промышленной выставке образцы моделей одежды, разработанные в Ателье мод Н. Ламановой были удостоены премий.


Модные силуэты журнала «Ателье»

В 1925 году проходила Всемирная выставка «Ар деко» в Париже. Вместе с работами Н. Ламановой представлены были модели Е. Пржибыльской, Н. Макаровой, племянницы


Л. Брик и Э. Триоле демонстрируют в Париже модели Н. Ламановой.

Ламановой, которая после возглавила Московский дом моделей, а также известного скульптора В. Мухиной. Эта коллективная работа была выставлена в Советском павильоне и получила гран – при за костюм, разработанный на основе народного искусства.
В 20 – е годы активно создаёт советскую моду ещё одна известная художница – Вера Степанова, жена А. Родченко. Она создавала неповторимые костюмы для театра В, Мейерхольда, а также увлекалась текстилем, который прекрасно подходил для моделей в кубистическом стиле. Интересны модели ещё одной художницы, Любови Поповой, которая училась у К. Юона, а затам в Париже. В начале 20 – х годов она работала в художественной мастерской Первой ситценабивной фабрики. Однако конструктивизм Поповой не был оценён по достоинству. Покупатель в 20 – е годы предпочитал ткани с традиционным рисунком.
Александра Александровна Экстер, уроженка Киева. В 1908 – 1914 годах она живёт и учится в Париже, затем активно выставляется в Москве. Она также активно сотрудничала с «Ателье мод», создавая модную кубистическую одежду с элементами исторического костюма. Также она была главным художником по костюмам Московского камерного театра.
В 1923 году выходит первый номер советского журнала мод «Ателье», созданный при «Ателье мод». В редакторской статье были изложены его главные цели и задачи: «Деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры». Знаменитые художники дали своё согласие на сотрудничество: Ю. Анненков, Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Сомов, В. Мухина…
Необходимо отметить, что имена известных художников стали появляться в журналах мод ещё в начале XX века. Многие интересные планы тогда так инее были реализованы.
Очень интересный материал публикует в журнале А. Экстер. Важное значение она придаёт правильности конструирования одежды, она должна идеально соответствовать формам и размерам тела.

Журнал «Ателье» 1923 г.

Также важное значение при разработке моделей уделялось пластическим свойствам самого материала. Также она писала о правильности разработки
одежды для рабочих, которая должна быть простой и удобной. Ею разработанные модели для дома и улицы отличаются оригинальностью и необычной цветовой гаммой, иногда она соединяет ткани контрастных цветов, предлагает оригинальный крой.


В. Мухина Пальто из солдатского сукна

Знаменитый советский скульптор Вера Мухина также активно сотрудничает с «Ателье». Выступая в качестве художника – модельера, она разрабатывает оригинальные модели.


В. Мухина Кафтан из полотенец.

Её знаменитое эстрадное платье – бутон поражает своею неповторимостью. Лёгкие белоснежные драпировки юбки напоминают лепестки цветка. Изящный женский силуэт с тростью в руке и в широкополой красной шляпе как далёкое эхо минувших эпох и
одновременно такой яркий и современный.


В. Мухина Эстрадное платье (платье – бутон) 1923 г.

На страницах первого номера журнала читатели увидели большое количество фотографий московских актрис и моделей. Коллекция 1922 – 1923 года, несмотря на экономические трудности, была просто потрясающей! На страницах журнала выступил режиссёр и драматург Н. Евреинов, В. фон Мекк, М. Юрьевская.
Журнал «Ателье» вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех. В конце журнал был дан «Обзор модных течений из иностранных журналов». Однако, этот прекрасный номер стал и последним. Неоднозначная оценка журнала в прессе, экономические трудности, смена руководства «Ателье мод» , и журнал перестал существовать. На смену этому изданию приходят другие, уже в 1928 году начинает выходить журнал мод «Искусство одеваться», который имел много очень интересных рубрик.


Л. Брик 20 – е годы
В эпоху НЭПа все советские модницы подражали актрисам немого кино. Среди них Ольга
Жизнёва, Вера Малиновская, Юлия Солнцева, Лилия Брик, Белла Белецкая, Тамара Кемарская и др. Они были первыми проводницами зарубежной моды, которая предлагала платья с заниженной талией для стройной фигуры.
В моде были различные искусственные цветы, нити жемчуга, высокие ботиночки на
шнуровке, каракулевые жакеты и меховые горжетки. Важный аксессуар модницы – шляпка!


Журнал мод 20 – х годов.

НЭП изменил моду и на мужскую одежду. В этот период снова появляются визитки и смокинги, коверкотовые костюмы, шляпы «борсалино» и цилиндры. Такой костюм советского человека вызывал критику у большей части населения, в прессе даже появлялись сатирические стихи. В конце 20 – х годов постепенно сокращаются публикации иностранных моделей в советских журналах мод, так как советский человек был очень далёк от мира роскоши. Поэтому, в Москве в 1929 году была открыта Швейная фабрика № 2, которая позднее была преобразована в знаменитое швейное объединение «Большевичка».

kv-journal.su

Российская мода в период НЭПа. Ч2 | Блогер luciana на сайте SPLETNIK.RU 28 июля 2009

Опубликовано пользователем сайта

Мода luciana

В соответствии с господствовавшей в советском государстве идеологией, женщина должна была восприниматься как боевой товарищ, коллега, соратник в борьбе за построение социализма. Однако, определенные параллели между развитием русского стиля на Западе и в России все-таки можно провести. Они связаны с работой двух талантливых российских художниц Степановой и Поповой. Не имея своего Дома моды, они реализовывали свой творческий потенциал в театральных костюмах и в эскизах для журналов. Хотя эти идеи не получили воплощения в материале, в их эскизах разрабатывается актуальная тогда для всего мира русская народная тема. Одной из важных новинок в русской моде 1920-х гг. был спортивный конструктивизм. В этом направлении явно ощущалось влияние архитектуры конструктивизма, представленной в России творчеством Ле Корбюзье, Родченко, Татлина и др. Модным элементом костюма, выдержанном в этом направлении, был, например, купальный костюм. В эпоху НЭПа (1921–1929) в СССР активизировалось немое кино, и появились первые отечественные кинозвезды, ставшие всеобщими эталонами красоты – Ольга Жизнева, Вера Малиновская, Анель Судакевич, Анна Стен и др. Успех этих актрис был локален и не выходил за границы Советской России. В своем имидже и гриме они подражали западным, голливудским образцам. Под влиянием НЭПа стали вновь открываться модные ателье. Наиболее распространенным видом их изделий были платья в стиле «чарльстон» с заниженной талией, отделанные вышивкой или аппликацией; возродилось множество шляпных мастерских. Основной потребительницей моды того времени была нэпманша – обеспеченная женщина, не отягощенная излишним культурным багажом, но зачастую отягощенная лишним весом. И соответствующие черты не замедлили проявиться в самой моде: из нее исчезла грация. Все модели 1920-х гг. выглядят бесформенно и мешковато; низкая талия подчеркивает живот. Обращает на себя внимание простота обуви и причесок, отсутствие или минимальное количество аксессуаров.

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru

Мода и стиль 20-х годов – лучшие платья и аксессуары в стиле 1920-х

В модных предложениях дизайнеров XXI – ого века часто встречается и обретает новую жизнь стиль 20-х годов прошлого столетия. Не раз возвращался и возвращается простой лаконичный силуэт с пониженной линией талии. Почему это происходит?

В начале 20-х в Европе быстро начали забываться последствия войны, чего не скажешь о России (здесь не только война оставила свои кровавые следы, но и революция, к которой все относились неоднозначно). Как бы то ни было, началось развитие промышленности, транспорта, между странами налаживались экономические связи.

Уставшие от трагедий люди, не зная, что скоро опять наступит чёрная полоса великой депрессии, хотели радоваться жизни, веселиться, наверстать упущенное и наслаждаться сегодняшним днём. На пьедестал роскоши, богатства и власти поднимаются новые люди вместо разорившейся аристократии, которой почти в каждой стране пришлось освободить или где-то подвинуться, дабы тёплое место под солнцем заняли другие, диктующие свой образ жизни и потребности.


Мода и стиль 20-х годов

Всё это приводит к изменениям в моде и стиле, ведь мода всегда чувствует пульс времени, и подчас в ней происходят перемены, идущие с одинаковой скоростью с событиями, происходящими в мире. Особенно яркие изменения всегда заметны в женской моде. В этом отношении женщины реагируют быстрее, наверное, потому, что им подсказывает женская интуиция.

Наравне с мужчинами женщины 1920-х годов осваивают новые виды профессий, занимаются ответственной работой, проявляют себя в новых видах досуга, и это, прежде всего, касается спорта. Кроме коньков и верховой езды, которые женщинам были ранее доступны, прибавляются велосипед и теннис. А ещё, танцы, танцы и танцы. Только это совсем не те, в огромных залах, где мужчины чинно ведут своих дам, любуясь на них и кланяясь им.

Теперь время ресторанов и баров, где вечерами собирается публика – мужчины и женщины, звучит ритмичная музыка чарльстона, и милашки в коротких платьицах отплясывают до упада. Новый идеал – женщина-мальчик с короткой стрижкой, стройная, тоненькая «женщина-дощечка».


Мода и стиль 20-х годов – самый подробный гид по 1920

Одежда стала проще, но гораздо функциональнее. Немое кино превратилось в настоящую страсть. В нём находили всё, оно облегчало выбирать, жить, думать. Началась эпоха джаза, появился фокстрот, слоуфокс, шимми. Танго, ранее непристойный танец, было допущено в самые благопристойные дома. Появился патефон. Танцы достигли своего апогея, танцевали все, в любое время суток. А новая одежда гармонировала с быстрыми ритмами танцев. Ежедневные танцы стёрли границы между будничной и праздничной одеждой. Воскресные прогулки за город также потребовали новой одежды.


Модные силуэты 1920-х годов

Модные силуэты 1920-х годов

Силуэт 20-х – прямой, слегка вытянутый, с заниженной линией талии. Этот силуэт был практически для всех видов одежды. Упрощённость силуэта вынуждала модельеров придумывать для своих моделей самые фантазийные декоративные элементы, чтобы украсить наряд. Возможно благодаря изощрённой фантазии в области декорирования, стиль 20-х всегда заслуживал внимание и повторялся неоднократно. Помимо уникального декора, простой силуэт дамы оживлял и сложный крой нарядов – подрезы, разрезы и прочие фантазии дизайнеров.

Платья и стиль 20-х годов

Самым популярным видом одежды в 20-х были платья. Особым акцентом в моделях стали конструктивные детали, которые придавали оригинальность юбкам. Юбки были двухслойные и многоярусные, с разрезами и застёжками на пуговицы, со складочками и плиссировкой, со сложными драпировками и воланами. Лиф в отличие от юбки был достаточно прост, часто с глубоким декольте. Здесь украшением служили длинные шарфы, банты и другие удлинённой формы завязки-ленты.

Рукав – втачной или «японка», платья часто были без рукавов или на тонких бретелях (платья-рубашки). Вся простота лифа дополнялась красотой ювелирных изделий или бижутерией. Возглавляли парад украшений и декора бисер и бахрома. Длинная нитка бус была пределом совершенства женщины-мальчика.


Платья 20-х отличались достаточно лаконичным силуэтом, поэтому модельеры 20-х стремились их сделать привлекательными, применяя разнообразный декор и сочетание необычных тканей. Для нарядных платьев 1920-х характерен тот же простой и лаконичный силуэт, что и для повседневных платьев, а потому именно эти наряды должны были блеснуть обилием декора и красивейших тканей.

Наиболее распространенные модели вечернего варианта были с кружевом. Перед 20-ыми годами сравнительно недавно процветала эпоха модерна. Поэтому в памяти и носителей нарядов, и модельеров были ещё те, украшенные вышивкой и кружевом, модели, особенно модели первого и второго периода – с 1890 по 1900 годы.

Да и не только стиль модерн мог похвастаться кружевными отделками, во все времена кружево было в особом почёте, разве только в 60-х ХХ-ого столетия на короткий период о нём, как бы, не вспоминали. В 20-х кружево использовали для оформления края изделия, на отдельных его частях, и даже были полностью кружевные юбки, полочки жакетов и рукавов.

Вышивка в то время процветала. Мастера 1920-х использовали для вечерних нарядов дорогие ткани, украшенные купонной вышивкой. В особом почёте у дизайнеров были одежды ручного вышивания – объёмные аппликации, вышивки ришелье, изысканные кружевные изделия. Среди различных видов вышивания были оригинальные композиции, выполненные из шнура, тесьмы и жгута. В те же годы самое большое распространение получила вышивка бисером. Особенно хороши были наряды, в которых бисер сочетался с шелковой нитью.


Модные силуэты 1920-х годов

Не уступали своей роскошью и наряды, отделанные бахромой. Бахрому любили, в гардеробе каждой уважающей себя модницы обязательно присутствовал наряд, а подчас и не один, с бахромой. Живой, изысканный характер бахромы, качающейся в такт движениям женщины, был выразительным элементом одежды, который не только украшал модницу, но и вместо её слов умел многое сказать. Бахрому выполняли из толстых шёлковых или бисерных нитей.

Рисунки тканей содержали также многочисленные элементы стиля модерн. Ткани были набивные и одноцветные, матовые и блестящие, с необычной фактурной поверхностью. Полупрозрачные наряды украшали меховой опушкой или перьями, иногда опушки были сделаны из шифона. Богатство тканей использовалось модельерами в изысканных нарядах. Они осваивали сложные технологические приёмы.

В 1920-х годах дизайнеры смело рассматривали сочетания различных тканей. Особенно шикарными были вечерние наряды. Здесь царили фалды, оборки, рюши, воланы, драпировки, перья, бахрома, бисер, стразы и…бриллианты. Популярным в конце 20-х стали вечерние платья-футляры. Обычно их шили из тяжёлой и жёсткой ткани, но были и более лёгкие варианты – из кружева или парчи с металлическим блеском.

В конце 20-х из жёстких тканей типа тафты, жёсткого муара, вощёного атласа сооружали удивительные модели, представляющие собой нечто фантастическое, с острыми углами и асимметрией, которые казались плодом футуристическо-кубистического влияния. Но наряду с такими громоздкими моделями были и модели, являющиеся воплощением женственности.


Модные силуэты 1920-х годов

Модные костюмы 1920-х годов

Помимо платьев в 20-е годы большое внимание уделялось деловой одежде, ведь многие женщины начали работать. В этом отношении чаще всего использовались костюмы. Создавая этот вид одежды, модельеры того времени ориентировались прежде всего на классический «английский» костюм. Уже в 1914 году в женском гардеробе появилась одежда, напоминающая мужской костюм.

Облик женского костюма 20-х обладал строгим характером с женственными элементами. Например, полочки жакета имели низкое расположение застёжки или же вообще были без неё. В форме воротников и лацканов, линии борта и других элементов кроя модельеры 20-х придерживались чёткости и отточенности. В 1920-х появились не только строгие костюмы, но и отдельные жакеты, которые предлагались как дополнение к юбкам или платьям. Такие жакеты можно было носить не только с платьями из плотной ткани, но и с платьями из шифона.

Спортивная одежда и стиль 20-х

В спортивной одежде преобладали блузки и юбки. Блузки спортивного стиля также имели заниженную талию, рукава были длинными, прямыми с узкими манжетами, которые застёгивались так же, как и в мужской рубашке.

Юбки чаще всего с глубокими складками или мелкой плиссировкой. В спортивной одежде популярны были и платья. Шерстяные платья украшались светлым воротником и длинной, завязанной возле шеи лентой. Необычайно популярны были летние белые платья, которые дополнялись жилетами или жакетами.


Модные силуэты 1920-х годов

Пальто и мода 20-х годов

Прямые силуэты пальто в стиле 20-х выполнялись с асимметричными застёжками, были варианты на одной застёжке или же пальто с запахом. В 20-е годы пальто было иногда короче платья, тогда такое пальто называли троакаром (пальто длиной в 3/4). Для пальто в то время часто выбирали клеточный принт – клетки «оконный переплёт», «тартан» средней величины.

В моделях 20-х можно было увидеть отделку мехом, имитирующим леопардовый. Распространились плащи, которые были удобны для езды в автомобиле или для железнодорожных путешествий. Были даже вечерние плащи, слегка расширенные книзу и отделанные мехом песца. В конце 1920-х годов стали популярны пелерины. Они тоже были простого кроя, их носили иногда вместо плаща или же в ансамбле с костюмом. Пелерины иногда заменяли рукава в плаще или же просто нашивались поверх рукавов.


Модные силуэты 1920-х годов

Пальто украшали мехом. Особенно популярен был мех кролика или зайца. Эти меха одни из самых дешёвых и легко поддающихся обработке. Меховое пальто делали мехом на изнаночную сторону, а манжеты, воротник и опушка по низу украшались более дорогим длинноворсовым мехом. Шубы-люкс были двусторонними. В это время в зависимости от финансового достатка носили шубы, комбинированные из разного рода меха. Часто создавались оригинальные комбинации.

Длина нарядов становилась всё короче, в 1928 году даже немного были приоткрыты колени. Линия талии в 1924 году находилась очень низко, доходила почти до линии бёдер. С течением времени талия поднималась, и уже в 1929 году почти достигла своего законного места.


Модные силуэты 1920-х годов

Мода на головные уборы в 1920-е годы

Короткие волосы, чёлка, маленькие пряди, чуть прикрывающие уши, или же длинные завитые пэйсики создавали маленькую головку, которая требовала маленькой шляпки. Шляпка стала плотной, хорошо облегающей голову. Сначала шляпка имела вид ведра или горшка, отделкой часто служили перья, цветы, ленты.

Кроме формы ведра, появились шляпки с круглой головкой, похожей на котелок или военную каску. Такие шляпки украшали женские головки повсеместно. На пляже надевали шляпы с большими полями, дома голову повязывали большими шёлковыми платками, это было очень красиво. Стало модно носить на шляпах длинные бархотки или ленты. Новинкой стали длинные, прямые шарфы.


Модные силуэты 1920-х годов
Модные силуэты 1920-х годов

Мода 20-х и женское белье

В 20-х годах окончательно прижилась ночная пижама. Шёлковое бельё имело красивые яркие цвета. Особенно модным в белье 1920-х был медовый цвет. Бельё отделывали кружевом, аппликацией из тюля, шёлка и т.п. Кружева имели контрастные цвета: чёрный, тёмно-кремовый, цвет какао. В вышивке белья присутствовали геометрические рисунки, любили мелкие ручные вышивки в цвет ткани, выполненные шёлком, часто применяли мережки.

Модные и стильные аксессуары 20-х годов

1. Белые воротники, длинные цветные галстуки, боа из длинноворсового меха, обычно накинутые на одно плечо. Непременным аксессуаром уважающей себя дамы для вечернего наряда был веер из кружева или перьев.

2. Маленькие сумочки для вечернего ансамбля и сумки спортивного типа больших размеров. Летние сумки изготавливались из цветной соломки.

3. Зонтики носили редко, ведь была мода на загорелую кожу.

4. Популярным дополнением к одежде были шарфы и шали, красота которых могла затмить и нарядное платье. Бахрома могла доходить до полуметровых размеров.

5. Чулки носили блестящие из искусственного или натурального шёлка, чаще это были чулки песочного, розового, иногда пепельного цвета. Тёмные и чёрные чулки исчезли, лишь в конце десятилетия появились чулки с более глубоким цветом. Зимние чулки изготавливали из хлопка и шерсти.

6. Самыми модными перчатками считались перчатки с манжетами. Они украшались вышивкой, росписью, инкрустацией, кружевом, плиссировкой.

7. В качестве бижутерии необыкновенно популярны длинные нити жемчуга, браслеты, похожие на древние, крупные серьги-клипсы. А еще в 20-х начали носить часы на руке.

Стиль 20-х годов и женская обувь

Обувь 20-х годов была рассчитана на танцы, в ней не было глубоких вырезов, чтобы не слететь с ноги, некоторые модели на подъёме застёгивались на пуговицу, каблук был средней высоты. Лишь самые нарядные туфли имели высокий каблук. Популярны были многоцветные туфли. Летняя обувь – сандалии без каблуков на толстой подошве или гладкие кожаные туфельки. В качестве спортивной обуви носили полуботинки, а вечерние туфельки – атласные с пряжками и стразами, расписанные вручную. В зимнюю пору на туфли надевали резиновые ботики.


Модные силуэты 1920-х годов

Новая мода создала возможность каждой женщине выглядеть молодой. Короткие волосы значительно уменьшали возраст. Поль Пуаре отошёл на второй план. Роскошь его нарядов противоречила модным тенденциям. Одной из лучших модельеров того времени оказалась Шанель. Она ввела простоту и вдохнула в моду молодость.

И так, мы выяснили, что именно декор и оригинальные находки в области кроя были основными притягательными идеями стиля 20-х. Именно эти идеи остаются и для сегодняшних дизайнеров источником вдохновения.

В 1920-х понятие возраста стремились исключить, все были молодыми, по крайней мере, хотели ими быть или казаться. Об этих «сумасшедших» годах, пролетевших очень быстро, сохранился блеск привилегированной молодёжи, для которой это короткое время стало бесконечной вечеринкой. А для основной массы людей, так же, как и некоторых стран в целом, это время было периодом политических неурядиц, инфляции, безработицы. Но всё кончается. Также закончились и «золотые 20-е» в самом конце октября 1929 года – богатые стали бедными, а бедные ещё беднее.


Мода и стиль 20-х годов – платья

mylitta.ru

Советская мода 1920-х / Назад в СССР / Back in USSR

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов.
Но если во второй половине ХХ века и можно было говорить о новых фасонах и тенденциях моды, то в послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.
В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.
В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины — с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, — которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)
Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.
«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались», — писал заведующий производственным отделом Москвошвея.
Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год
Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.
Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.
В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.
Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте
В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.
Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.
Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.
Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок — художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… — все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство», — говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.
Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова — Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.
В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».
Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.
Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания — «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, — «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала — «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.
В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.

Модные девушки 20-ых
Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.
Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.
Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).


Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».
Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».
«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе», — писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924
Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.
Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)







back-in-ussr.com

Добавить комментарий