Платья начала 20 века в россии: Вечерние платья. ХХ век | Журнал Ярмарки Мастеров

Вечерние платья. ХХ век | Журнал Ярмарки Мастеров

В XIX веке у состоятельных дам были платья для разных событий и мероприятий. ХХ век освободил их от многих условностей, в том числе и такого сложного гардероба.

В XIX веке вечерние платья надевали на званые вечера, в театр и на прочие торжественные мероприятия. Они уступали по изысканности только бальным и придворным платьям.

В ХХ веке веренее платье стало самым нарядным в гардеробе женщины и надевалось по любому торжественному случаю. Длина его сначала укорачивалась, затем удлинялась и к концу века допускалась любая. Главным отличием вечернего платья от повседневного в ХХ веке были более сложный крой и более дорогие ткани.

К таким платьям полагается надевать драгоценности (если у хозяйки достаточно средств) или их имитацию. Надевать вечернее платье дважды в высшем обществе считается дурным тоном.

1900-1903 г. Франция. Raoul Lafontan.

1902 г. Франция. Jacques Doucet.

1910 г.

Франци. Дом Weeks.

1910 г. Франци. Дом Weeks.

1910-1913 г. Франция. Georges Doeuillet.

1910-1914 г. Франция. Сестры Callot.

1912-14 г. Америка. H. Luey.

1915–17 г. Франция.

1915–17 г. Америка.

1918 г. Америка.

1918 г. Франция.

Примерно 1920 г. Америка. Jessie Franklin Turner.

1923–24 г. Франция. Дом Lanvin.

1925 г. Франция.

1925 г. Франция. Дом Lanvin.

1925 г. Франция.

1926–27 г. Франция. Шанель.

1927 г. Америка. Maria Monaci Gallenga.

1928–30 г. Америка.

1929 г. Франция. Alice Herbin & Co.

1929 г. Америка.

1930 г. Америка.

1932 г. Америка.

1932 г. Франция. Дом Шанель.

1932 г. Америка. Jessie Franklin Turner.

1937 г. Франция. Дом Lanvin.

1937 г. Франция. Elsa Schiaparelli.

1937 г. Америка. Elizabeth Hawes.

1938 г. Франция. Дом Lanvin. Платье с рисунком, взятым с родового японского герба. Рисунок символизирует созвездие Ориона.

1938 г. Франция. Elsa Schiaparelli.

1938 г. Америка. Mark Mooring.

1939 год. Франция. Elsa Schiaparelli. Платье из «музыкальной» коллекции. В пряжку пояса встроена музыкальная шкатулка.

1939 год. Франция. Elsa Schiaparelli.

1940 г. Америка. Elizabeth Hawes.

1944 г. Америка. Charles James.

1946 г. Америка. Charles James. На платье ушло 25 ярдов (примерно 23 метра) трикотажа.

1947 г. Америка. Charles James.

1947-49 г. Франция. Дом Patou.

1950 г. Америка. Claire McCardell.

1950 г. Америка. Mainbocher.

1952-53 г. Франция. Christian Dior.

1953 г. Франция. Дом Balmain.

1955 г. Америка. Bonnie Cashin.

1957 г. Дом Шанель.

1958 г. Америка. Marguery Bolhagen. Костюм сшит из японского пояса оби, подаренного модельеру принцем Такамацу.

1959 г. Дом Диора. Предположительно Yves Saint Laurent.

1960-е г. Франция. Jean Desss.

1961 г. Америка. Marguery Bolhagen.

1963 г. Америка. Norman Norell.

1965 г. Франция. Jean Desses.

1967-69 г. Франция. Дом Givenchy.

1968-69 г. Франция. Дом Givenchy.

Конец 1960 — начало 1970-х г. Франция. Madame Alix Gres.

1970-е г. Америка. Halston.

1970-71 г. Америка. Norman Norell.

1972 г. Франция. Madame Alix Gres.

1974 г. Франция. Madame Alix Gres.

1975 г. Америка. Halston.

1975 г. Америка. Giorgio di Sant’Angelo.

1976 г. Франция. Madame Alix Gres.

1976-77 г. Франция. Yves Saint Laurent.

1977 г. Америка. Norma Kamali.

1980-е г. Америка. James Galanos.

1983 г. Америка. Arnold Scaasi.

1984 г. Америка. Arnold Scaasi.

1987 г. Франция. Дом Patou. Christian Lacroix.

1987-88 г. Италия. Gianni Versace.

1987-88 г. Calvin Klein.

1991 г. Италия. Gianni Versace.

1995 г. Америка. Ralph Lauren.

2000 г. Франция. Jean Paul Gaultier.

По материалам музея Метрополитен.

Мода 20 века по десятилетиям

В межвоенную эпоху складывается совершенно новый образ женщин – образ воинственной амазонки и короткостриженной феменистки. Но такой образ модницам того времени совсем не понравился поэтому андрогинность уступила место нежности, женственности и мягкости.

Во время Второй Мировой общество стало носить униформу. Женская одежда сильно напоминала солдатскую. Примерно в это же время появились чулки из нейлона, сменившие шёлковый материал.

До 50-х – 60-х годов одежда шилась только из натуральных тканей, а в 50-х – 60х учёные создали синтетические материалы, такие ткани стали более популярными, чем натуральные, свою популярности они не растеряли и до сих пор.

Платья становились всё более открытыми, и теперь любопытному мужскому взгляду были доступны шея, хрупкие женские плечики и ножки.

В 60-е появились расклешённые юбки с оборками и брюки-клёш.

В 80-е годы двадцатого века одежда стала более дорогой и роскошной в следствие повышения уровня жизни населения. В эти годы появляются легинсы, откровенные декольте и платья, обтягивающие фигуру.

Девятый десяток двадцатого века ознаменован смешиванием разных стилей и направлений во всём – в музыке, литературе, кино, и, конечно же, в моде. Это явление связано с появлением огромного количества домов моды.

Мода девяностых – это «варёнки», джинсовые рубашки и куртки, неоновые легинсы, кожаная одежда – куртки, юбки, брюки бананы. Причёски были под стать нарядам: ирокезы, начёсы, химическая завивка + яркий, кричащий макияж.

Появление и смешивание различных стилей в одежде позволяет современному человеку выбрать более удобную одежду для повседневной жизни.

По одежде мы можем сказать о человеке многое – вон тот мужчина во всём чёрном, в больших ботинках и браслетом с шипами – рокер, девушка в спортивной одежде и хвостом на голове приверженица спорта, а тот молодой человек в деловом костюме торопится на важное совещание. Зачастую люди используют одежду с целью привлечения к себе внимания, выделения из толпы. Современная одежда постоянно видоизменяется в зависимости от требований потребителя. А этим потребителем являемся мы сами.

Таким образом изменилась мода за последние сто лет. Какие–то предметы одежды вовсе вышли из нашего обихода, ну, или встречаются очень редко, но, в большинстве случаев, вещи просто-напросто модернизируются, усовершенствуются, например, лосины, кожаные вещи, корсеты мы носим до сих пор. Завершить свою статью хотелось бы фразой всеобщелюбимой Коко Шанель: «Мода проходит, а стиль остаётся.»

Время идёт, и в социальной жизни общества происходят естественные перемены. Меняются люди, вкусовые предпочтения, появляются новые течения, взгляды на политику, также, с течением времени меняется и мода. Мода влияет на наши взгляды на красоту и привлекательность и отражает определённый уровень развития общественности, ведь наши вкусовые предпочтения в одежде так или иначе отражают внутренний мир, а порой даже и психологическое состояние.

Изменение моды происходило в течение столетий. К тому же, можно заметить, что некоторые предметы одежды, популярные в прошлом возвращаются в современность.

Например, в 70-е – 80-е годы прошлого века крайне модными были туфли на танкетке, кожанки и легинсы. Эти вещи мы можем найти в магазинах и сейчас. Сегодня хочется поговорить о всевозможных изменениях, которые претерпевала мода в последнее столетие.

В 20-ом веке прошлого столетия в моде произошёл настоящий прорыв – женщины начали носить брюки, длина юбки изменялась несколько раз, а ещё появилась очень важная вещь современного обихода каждой женщины, как шпильки! В начале 20-го века все равнялись на парижских дам – именно они создавали моду!

Появление новых течений в первые 20 лет двадцатого века – фовизма, кубизма, футуризма, экспрессионизма, конструктивизма побудили первых кутюрье пытаться отразить революционные настроения и в одежде. В то же время вошли в моду наряды от Коко Шанель.

В межвоенную эпоху складывается совершенно новый образ женщин – образ воинственной амазонки и короткостриженной феменистки. Но такой образ модницам того времени совсем не понравился поэтому андрогинность уступила место нежности, женственности и мягкости.

Во время Второй Мировой общество стало носить униформу. Женская одежда сильно напоминала солдатскую. Примерно в это же время появились чулки из нейлона, сменившие шёлковый материал.

До 50-х – 60-х годов одежда шилась только из натуральных тканей, а в 50-х – 60х учёные создали синтетические материалы, такие ткани стали более популярными, чем натуральные, свою популярности они не растеряли и до сих пор.

Платья становились всё более открытыми, и теперь любопытному мужскому взгляду были доступны шея, хрупкие женские плечики и ножки.

В 60-е появились расклешённые юбки с оборками и брюки-клёш.

В 80-е годы двадцатого века одежда стала более дорогой и роскошной в следствие повышения уровня жизни населения. В эти годы появляются легинсы, откровенные декольте и платья, обтягивающие фигуру.

Девятый десяток двадцатого века ознаменован смешиванием разных стилей и направлений во всём – в музыке, литературе, кино, и, конечно же, в моде. Это явление связано с появлением огромного количества домов моды.

Мода девяностых – это «варёнки», джинсовые рубашки и куртки, неоновые легинсы, кожаная одежда – куртки, юбки, брюки бананы. Причёски были под стать нарядам: ирокезы, начёсы, химическая завивка + яркий, кричащий макияж.

Появление и смешивание различных стилей в одежде позволяет современному человеку выбрать более удобную одежду для повседневной жизни.

По одежде мы можем сказать о человеке многое – вон тот мужчина во всём чёрном, в больших ботинках и браслетом с шипами – рокер, девушка в спортивной одежде и хвостом на голове приверженица спорта, а тот молодой человек в деловом костюме торопится на важное совещание. Зачастую люди используют одежду с целью привлечения к себе внимания, выделения из толпы. Современная одежда постоянно видоизменяется в зависимости от требований потребителя. А этим потребителем являемся мы сами.

Таким образом изменилась мода за последние сто лет. Какие–то предметы одежды вовсе вышли из нашего обихода, ну, или встречаются очень редко, но, в большинстве случаев, вещи просто-напросто модернизируются, усовершенствуются, например, лосины, кожаные вещи, корсеты мы носим до сих пор. Завершить свою статью хотелось бы фразой всеобщелюбимой Коко Шанель: «Мода проходит, а стиль остаётся.»

Как менялась мода с начала прошлого века и до наших дней

Сегодня я просматривала различные ретро-фотографии, на которых запечатлена история жизни людей, и потом подумала, что неплохо бы посмотреть фотографии, которые касались моды, увидеть как она менялась, как, интересно, тогда одевались девушки-модницы. И я решила, а почему бы не сделать обзор, касающийся моды по десятилетиям. Сразу оговорюсь, что я не буду приводить в пример женщин, которые были популярны в определенное время, лучше им уделить отдельное внимание. Просто обсудим моду.

Начнем с 10-x годов XX в.

Корсеты годами сдерживали женщин, делали их фигуры намного красивее и изящнее, а жизнь – тяжелее. Невозможность лишний раз вдохнуть и выдохнуть, постоянные заболевания из-за слишком туго затянутых «панцирей» – все это делало корсет хоть и значимым предметом эпохи, но уж очень неприятным.
Потому в 1906 году женщины всего мира в буквальном смысле выдохнули – кутюрье по имени Поль Пуаре впервые предложил носить платья простого покроя, без корсетов. Очень скоро такие платья вошли в моду – именно поэтому десятые годы запомнились, как годы «освобождения» женщин от гнета одного из самых неудобных предметов туалета, а Поль Пуаре стал настоящим избавителем для дам высокого света.

В десятых годах в моде был русский шик – с огромным успехом шли «Русские сезоны», которые привез в Париж знаменитый Сергей Дягилев. Балет, опера, художественное искусство, выставки – все это сопровождалось огромным количеством приемов, на которых наши дамы могли перенимать искусство высокой моды у парижанок.

Тогда-то и начали входить в моду все знакомые нам нынче атрибуты «шикарной жизни» в гардеробе – женщины обнажили плечи, стали носить весьма будуарного вида туалеты, украшая их огромным количеством перьевых вееров, драгоценных украшений и блестящих аксессуаров.
Плавно переходим к моде 20-х годов

В этот период в моду уверенными шагами вошли спорт, спортивные фигуры мужского типа, а женские формы стали постепенно утрачивать актуальность и популярность.

Идеал – худенькая дама с узкими бедрами, без малейшего намека на бюст или другие округлости. Реформатором и революционером моды этого периода можно назвать знаменитую Габриель Шанель. Наравне с ней в эти времена модную одежду создавали в таких домах моды, как «Нина Риччи», «Шанель», «мадам Пакен», «Жан Пату», «Мадлен Вионне», «Жак Дусе», «Жак Хейм», «Люсиль», дом меховой моды «Жак Хейм» и другие.

Стали входить в моду 20-х египетские мотивы. Модели дизайнеров были декоративными, с обилием украшений, вышивкой в стиле «зиг-заг». Такой стиль имел название «ар деко», и произошел от названия выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже в 1925-м году.

Это был стиль украшающей и украшенной вещи. Элементы декора присутствовали и на мебели, и на посуде для кухни, и на женских платьях.

Вошла в моду обувь, отделанная вышивкой или аппликациями, декорированная по вкусу популярных кутюрье тогдашнего времени. «Ар деко» — это эклектичный стиль, в котором африканская абстракциональная экзотика, смешанна с геометрическими формами кубизма; нетрадиционные недорогие и простые материалы смешаны с дорогими традиционными материалами добротного качества.

Такое себе сочетание не сочетаемого, смешанное в одном стиле.

В результате особенности моды 20 -х годов:
— основные элементы одежды это конечно платья, костюмы прямого покроя;
— в моде плиссировка;
— модное пальто прямого покроя сужающегося к низу и с меховым воротником;
— в моде пижамные брюки и пижамы, в которых в то время ходили на пляж;
— появились первые купальные костюмы для женщин – революция в пляжной моде;
— шилась одежда из более доступных тканей и открытием стал трикотаж;
— в моде спортивный стиль, появляются не только брюки, но и шорты;

— появление классического маленького черного платья Шанель.

Мода 30-х

В эти времена крой одежды стал сложнее. Качество готовой одежды, выпускаемой массово, заметно повысилось. Голливуд является законодателем моды в США. Но даже здесь стали появляться фирмы, которые торговали при помощи каталогов, пересылаемых по почте. Эти фирмы распространяли новые модные модели миллионными тиражами.

Длинные юбки стали эталоном моды в кризисные времена тридцатых годов. В 1929 году Жан Пату первым предложил длинные платья и юбки, линия талии которых была на своём месте. После этого нововведения все дома моды удлинили свои модели в два этапа. Сначала длина платьев и юбок достигала середины икры, а немного позже опустилась почти до щиколотки. Дамы, следящие за модными тенденциями, самостоятельно удлиняли свою одежду. Они пришивали клинья и различные оборки.

Очень популярной одеждой 30-х годов был женский уличный костюм, существовавший в самых разнообразных вариантах. Верхняя одежда – пальто и жакеты отличались необыкновенной элегантностью и многообразием фасонов.

Для каждого вида одежды, в том числе и для костюма, было характерно большое разнообразие фасонных линий и отделок. Крой костюмов усложнился, стал опираться на геометрию, придающую силуэту четкость.

Широко применялись в костюме декоративные детали, украшения. Шляпка, сумочка, перчатки и обувь — вот что должно было быть в одной цветовой гамме.

Аксессуары подбирались очень строго. Как правило, они были чёрного или коричневого цвета, а летом — белого цвета.

Подобранные таким образом аксессуары, легко подходили к любому платью или костюму, что было актуальным в период кризиса. В моде 30-х годов аксессуары играли огромную роль. Ведь большинство женщин тех годов, кроме шляпки или сумочки, ничего другого позволить себе не могли.

Мода 40-х

Доминирующей тенденцией моды начала 40-х годов стали многослойные длинные юбки, огромные банты на одежде, иногда с добавлением вертикальной полоски, рукава-фонарики. Стоит отметить, что в то время, одежда в полоску была самой популярной. Началась война, и мир перешел на военизированное положение, поэтому мода 40-х годов претерпела значительные изменения. Женщинам стало некогда думать о макияже и пополнении своего гардероба.

В этот период внешний вид нарядов значительно упростился до минимализма во всем. Натуральные ткани перестают использовать в гражданских целях. Одежду для женщин стали производить и шить из ацетатного шелка и вискозы.

В моду возвращаются цветочные рисунки: орнаменты, мелкие цветочки стали основным украшением ткани и пошитых из этого материала платьев. Невозможным стало шить блузы и рубашки из белой ткани, поэтому в моду стали внедряться манжеты и воротнички. Открытием военного периода стал популярный и в сегодняшнее время стиль «милитари»

В это же время выпустили новую модель обуви: туфли с каблуком-шпилькой.

Также новшеством стало производство кофточек-водолазок, эти модели с высоким воротником под горло по заслуге получили признание модниц тех времен.

Мода 50-х

В послевоенные годы заметно обострились социальные различия. Жены снова превратились в символ благосостояния своих супругов, как своеобразная витрина для окружающих. Обязательным ритуалом для каждой женщины стало посещение парикмахерского салона, нанесение макияжа. Идеальная женщина, даже если она нигде не работала и была домохозяйкой, уже ранним утром должна была быть во всеоружии: с идеальной прической, на каблуках и с макияжем стоять у плиты или пылесосить ковер.

Даже в Советском Союзе, в котором образ жизни значительно отличался от западного, было принято хотя бы раз в неделю делать укладку волос в парикмахерской или завивку, которые тоже стали входить в моду с особой стремительностью.

Стиль 50-х годов противопоставил силуэт в виде песочных часов четкому силуэту с расширением плеч, что был популярен в военные годы. Таким образом,предъявлялись особые требования к фигуре: покатые плечи, тонкая талия, округлые женственные бедра и пышная грудь.

Чтобы соответствовать этим стандартам, женщины носили утягивающие корсеты, подкладывали ткань или вату в лифчики и стягивали животы. Образами красоты тех времен были: Элизабет Тэйлор, Любовь Орлова, Софи Лорен, Клара Лучко, Мэрилин Монро.

Среди молодого населения эталонами были Людмила Гурченко и др. Модная и стильная женщина стиля 50-х годов по силуэту походила на цветок: пышная юбка в пол, под которую надевали многослойный подъюбник, высокие каблуки на шпильках, нейлоновые чулки со швом. Чулки — это обязательный аксессуар для завершения образа и стоили они чрезвычайно дорого. Но на что только не шли женщины, чтобы выглядеть привлекательно и чувствовать себя красотками, следящими за тенденциями моды. Ткани купить в то время было проблематично, их отпускали в одни руки не больше определенного количества, утвержденного нормами тех времен. Чтобы пошить одну юбку под «новый силуэт», требовалось от девяти до сорока метров материала!

Мода 60-х

Легендарные 60-е годы – это ярчайшее десятилетие в истории мировой моды, свободное и экспрессивное, период торжественного шествия, так называемой, молодежной моды.Новому стилю нужны были новые прически. И опять Лондон в плане новаторских идей оказался впереди Парижа. В 1959 году на экраны выходит французский фильм «Бабетта идет на войну» с Брижит Бардо в главной роли. Небрежно взбитая прическа с начесом, несмотря на то, что на её создание у модниц уходит немало времени, становится суперпопулярной.

Большую популярность получили аксессуары: бусы из больших бусин, объемная бижутерия, очки «макро», которые закрывали пол лица.

В Лондоне появилась на свет самая скандальная одежда шестидесятых — мини-юбка, символ эмансипации и сексуальной революции. В 1962 году, ставшая легендой Мэри Квант, показала первую коллекцию вещей с длиной мини. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира.

60-е годы – эра синтетики и всего искусственного. Синтетические ткани широко распространены в массовой моде – они считаются самыми удобными и практичными, так как не мнутся и легко стираются, кроме того, они дешевые.

Мода того времени благосклонна к ненатуральности – накладным ресницам, парикам, шиньонам, бижутерии. Суперпопулярными становятся высокие женские сапоги на низком каблуке, с узким или широким закругленным мыском из кожи или синтетического материала, названные гоу-гоу (go go). Сапожки получили широкое распространение с возникновением моды на длину мини и танцевальный стиль с одноименным названием.
Мода конца 1960-х годов испытывает влияние движения хиппи. Молодежь выступала против социальных и классовых различий, расовой дискриминации и войны. Своим видом хиппи подчеркивали отрицание норм официальной культуры. Их одежда намеренно небрежна и даже неряшлива – рваные джинсы, бисерные браслеты, тканевые сумки-мешки за плечами. Подчеркивается бесполость облика, длинные волосы – символизируют свободу.

Мода 70-х

В 1970-х годах мода стала ещё более демократичной. И, несмотря на то, что многие называют 70-е эпохой дурновкусия, можно сказать, что именно в те годы люди имели больше средств для самовыражения с помощью моды. Не существовало единого стилевого направления, модным было всё: этника, диско, хиппи, минимализм, ретро, спортивный стиль.

Девизом 70-х годов было выражение «Можно все!». На выбор прогрессивных и активных молодых людей кутюрье представили несколько стилей, ни один из которых нельзя было назвать доминирующим. Самым модным элементом гардероба стали джинсы, которые изначально носили только ковбои, а после – хиппи и студенты.

Также в гардеробе модниц того времени были юбки-трапеции, брюки-клёш, туники, комбинезоны, блузки с крупным ярким принтом, свитера-водолазки, платья А-образного силуэта, платья-рубашки.

Кроме того, нужно заметить, что одежда стала более комфортной и практичной. Появилось понятие базового гардероба, состоящего из необходимого количества вещей, сочетающихся между собой.Что касается обуви, то обрела популярность обувь на платформе.

Из дизайнеров в 70-е года выделяли Соню Рикель, которую называли новой Шанель. Соня Рикель создавала удобную, комфортную одежду: свитера, кардиганы, платья из шерстяного трикотажа и мохера.

Мода 80-х

В моде 80-х переплелись ретрообразы, переосмысленные дизайнерами, а также, рожденные молодежными субкультурами, музыкальными и танцевальными направлениями, продолжающимся бумом спорта.

Хип-хоп, готика, пост-панк, рейв, хаус, техно, брейк-данс, сноуборд, скейт-борд, ролики, степ-аэробика – все эти явления отразились на стилистике десятилетия.

Список знаковых вещей десятилетия стилистического разгула внушителен – подкладные плечи, брюки-бананы, одежда в стиле «миллитари» и «сафари», рукава покроя «кимоно», «летучая мышь» и реглан, леггинсы с яркими рисунками, черные ажурные колготки, потертая джинсовая ткань, так называемая, варенка, черные кожаные куртки, люрекс, массивная бижутерия, ювелирные пуговицы на жакетах, объемные прически или укладки с эффектом «мокрых волос», каскадные стрижки, спиральная химическая завивка, волосы декоративных цветов, типа «баклажан», мелирование «перышками». Употреблялось много косметики нарочитых оттенков с блестками и перламутром.

Массовый 1980-х годов можно охарактеризовать как чрезмерность. Все, как бы, «слишком» – слишком узкое, слишком объемное, слишком броское, слишком яркое. В 80-е пользовались успехом дизайнеры, мыслящие нестандартно и создававшие необычную одежду, с оригинальными элементами декора: Вивьен Вествуд, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье.

Мода 90-х

Стиль 90-х в одежде, ставший универсальным, лучше назвать не стилем, а новым подходом к выбору одежды. Потому как в моде 90-х меняется сам принцип создания своего образа, равно как и принцип, используемый в создании костюма.Главный призыв девяностых – «быть таким, какой ты есть!» В те времена особое значение уделяли джинсовой одежде — в ней не ходили только ленивые. Заядлые модники умудрялись надевать джинсы с джинсовыми рубашками, сумками и ботинками. Так что стиль 90-х можно смело назвать «джинсовым», так как подобная вещь имелась у каждого человека не в одном экземпляре.

В девяностых по всему миру распространяется мода унисекс: джинсы с футболкой или брюки свободного кроя со свитером, дополненные удобной обувью.

Девяностые – время кроссовок и туфель без каблука. Такой стиль унисекс очень полюбился большим итальянским и американским фирмам, таким как Banana Republic, Benetton, Marko Polo. Костюмы стремятся к простоте и функциональности, что, однако, возрождает традиции партнерского искусства, когда наряду со строгой аскетичностью в костюме присутствует нарочитая театральность с яркой гаммой красок. Мода меняется в зависимости от социальной направленности и территориальности, так в Европе богема предпочитает концептуальную дизайнерскую одежду.

Главный модный акцент девяностых делается не на одежду, а на ее владельца. Модный образ создается стройной фигурой с загорелой или же молочно-белой кожей. Культура тела расцветает как во времена Античной Греции. Модники и модницы не только посещают спортивные клубы, появившиеся благодаря, но и активно посещают косметические кабинеты и даже пользуются услугами пластической хирургии. Супермодели с модных подиумов становятся образцами для подражания, немалый вклад в это сделало телевидение и модные журналы.

Ну что ж. На этом я завершаю обзор. Хотелось бы сказать, что из всех времен мне ближе по предпочтениям 30-е, 50-е и 70-е годы. А вообще все новое-это давно забытое старое.

Вся Россия, Русская культура

Платье из шелка с крупным тканым синим атласным цветочным узором песочного цвета. 1870-е гг. Русский народный костюм XVIII-XX веков

Русский народный костюм XVIII – XX веков собрание Эрмитажа

Костюмы бывших владельцев национализированных дворцов и особняков сначала поступили в краеведческий отдел Русского музея, а затем, перебравшись с одного места на другое, окончательно переданы в 1941 году во вновь созданный Отдел Эрмитажа. .Эрмитаж также стал обладателем «гардероба Петра Великого» — замечательной коллекции из почти трехсот предметов мужской одежды, в том числе роскошно вышитых формальных костюмов — великолепных образцов декоративно-прикладного искусства начала XVIII века — и повседневной жизни. одежда из ткани, которую могли носить простые горожане.
Кроме того, в Эрмитаже есть небольшая, но заслуживающая внимания коллекция купеческих, низших слоев среднего достатка и народных платьев, предназначенных для праздника и повседневной носки, которые поступили из собраний Н.Шабельской, И.Гальнбек и др., Либо были собраны научными экспедициями Отделения истории русской культуры в разные уголки России. В настоящее время закупочная комиссия Эрмитажа закупает из частных источников как отдельные костюмы с приложениями, так и целые коллекции. Одно из важнейших приобретений последнего времени — коллекция В. Карахана. Он насчитывает более сорока костюмов первой четверти двадцатого века, многие из которых имеют товарный знак модных домов Парижа и Москвы.Сегодня коллекция Эрмитажа насчитывает несколько тысяч предметов одежды и входит в число богатейших хранилищ такого рода как в стране, так и за рубежом.

Зонт из шелка светло-коричневого цвета с аппликацией, золотыми пайетками и бусинами. Деревянная ручка (длина 72 см). Первая четверть XIX века.

Конец XVII — начало XVIII века стал поворотным в истории России. Петровские реформы не только глубоко повлияли на экономическую и политическую жизнь страны, но и наложили сильный отпечаток на все аспекты русской повседневной жизни, включая стиль костюма.На смену традиционной одежде допетровской Руси пришли костюмы западной моды. За первым петровским указом о переодевании, изданным в 1700 году, последовал ряд других. Соблюдение указов было абсолютно необходимым, и на тех, кто не повиновался, налагались большие штрафы.

Платье из синего фая с плетеным цветочным узором, 1860-е годы

Основные линии мужской одежды, введенные Петром Великим, были заложены в конце XVII века. Этот костюм, заимствованный из Франции при дворе Людовика XIV, состоял из кафтана (пальто), куртки и брюк.Кафтан был до колен, плотно прилегал к талии и расширялся в юбках. Высокие манжеты и фигурные клапаны карманов были снабжены пуговицами. Куртка была короче кафтана, без складок и воротника, с длинными узкими рукавами. Брюки были короткие, чуть ниже колена. Повседневные платья изготавливались из ткани или льна и украшались тканью контрастного цвета и пуговицами. В праздничных одеждах зажиточных горожан использовались более дорогие ткани, такие как шелк, бархат и парча, они были отделаны кружевом и вышиты золотыми и серебряными нитями.
Реформа коснулась и женского костюма. Пуховики и сарафаны уступили место роскошным французским халатам с плотно зашнурованными корсажами, довольно глубоким декольте, рукавами до локтя и широкими юбками. Как и мужские платья, эти платья часто украшались сложной вышивкой и кружевом.
Хотя вначале указы Петра вызывали большое недовольство у разных слоев населения, к концу его правления новые костюмы стали широко популярны не только в дворянстве, но и у прогрессивно настроенных купцов и фабрикантов, поддержавших петровские реформы. .С тех пор городской костюм в России развивается в русле западной европейской моды.
Мужской и женский стиль в восемнадцатом веке был довольно стабильным: тип мужской одежды, установленный в первой четверти восемнадцатого века, с небольшими изменениями в пропорциях и деталях, сохранился до 1780-х годов. В этот период мужская одежда была очень живописной и часто была сделана из тех же тканей, что и женская; они были богато расшиты цветным шелком, золотыми и серебряными нитями, блестками и зеркалами.
Доминирующей женской одеждой в этот период был открытый халат с широкой шелковой юбкой, простегиваемый зимой хлопком. Чтобы придать платью модный вид, использовали трусы или фартингейлы — специальные каркасы из проволоки, китового уса и плотной ткани. Фартингейлы середины восемнадцатого века могли достигать полутора метров в ширину. «Ватто-складка» (особый крой задней панели платья с небольшими складками на плечах и воротником, переходящим в шлейф), характерная черта костюма того времени, украшала женскую одежду на протяжении 1730-40-х годов.Необычный силуэт и декор этих платьев полностью гармонировали со стилем рококо в мебели и интерьере того времени.

Парад мужских костюмов. Пальто и брюки из черного и коричневого бархата с мелким геометрическим орнаментом, сотканные из золотистого шелка.

О попытках Екатерины II представить при своем дворе так называемое русское платье свидетельствуют не только ее указы, но и сохранившиеся мундирные мантии императрицы. Сшитые из тканей того же цвета, что и мундир соответствующего полка, эти платья, украшенные форменным галуном и пуговицами, сочетали в себе формы господствовавшей тогда французской моды (свободная одежда на фартингале) с элементами, типичными для раннего периода. Наряд русских женщин (раскладные рукава, расстановка декора).
В конце 1770-х — начале 1780-х годов костюм претерпел существенные изменения под влиянием идей Жана Жака Руссо, который призывал людей отказаться от роскоши и праздности общества и вернуться к природе. В тот же период возрастает влияние английского костюма, который в силу своего исторического развития был более рациональным и менее чувствительным к любым капризам придворной моды. Новые тенденции стали особенно ощутимы после Французской революции. Стиль классицизма, получивший к тому времени широкое распространение в архитектуре, скульптуре и живописи, нашел яркое отражение в старинных костюмах.
Роскошные халаты уступили место туникоподобным одеждам. На смену тяжелым шелкам, бархату и парче пришли тонкие льняные ткани, преимущественно белого цвета. Исчезли фартингейлы, корсеты, китовый ус в корсажах. В моду вошли платья с высоко приподнятой талией, низким декольте и короткими рукавами, при этом юбка спускалась по линии талии мягкими широкими складками и заканчивалась шлейфом. Исторические костюмы отличались четкими линиями силуэта: женщины в таких туалетах напоминали античные статуи.Эта мода очень быстро распространилась по Европе и, несмотря на сопротивление Павла I, напуганного событиями Французской революции, проникла и в Россию.

Бальное платье из светлого шелкового кружева с цветочным орнаментом, 1820-е гг.

Неотъемлемой частью женской одежды на Руси конца XVIII — середины XIX века были шерстяные шали и шарфы. Их носили и летом, и зимой, и хозяева надевали их даже на балы. Родом такие шали пришли с Востока, но позже их производство началось в Западной Европе и в России.Особенно ценились за высокое мастерство русские шали, сотканные анонимными мастерами — крепостницами помещиков Мерлина, Елисеевой и Колокольцова. Эти шали изготавливались из шерсти тибетских коз, тонкой, как волос, пряденной в сложной технике двустороннего плетения. Чрезвычайно яркие и красочные, лишенные внутренней стороны, они придавали неповторимый шарм старинным костюмам, поражавшим современников богатством своих сложных цветочных узоров и виртуозным исполнением.
Отход от изысканной простоты костюма, начатый в конце 1810-х годов, достиг своего пика в 1820-х годах.Платье стало короче, потеряло легкость, силуэт стал менее строгим и пластичным, снова появился корсет. Юбка, расширяющаяся по бокам и собирающаяся вдоль спинки, приобрела форму колокольчика и теперь носилась на накрахмаленной юбке. В моду снова вошли толстые шелка, бархат, шерстяные ткани. В отделке одежды все чаще использовались такие элементы, как руле, воланы и сборки. Повседневные платья закрытого типа часто шили из муслина и тюля и богато украшали гирляндами цветов или расшивали бисером, золотыми и серебряными нитками, а также полированными стальными бляшками, которыми славились в то время оружейники Тулы.Шлейф остался только с парадными придворными платьями. Они были сделаны из толстого шелка или бархата и украшены пышным узором из пальмет, меандров и других элементов орнамента в стиле ампир, вышитых золотой нитью.
В конце восемнадцатого — начале девятнадцатого веков существенную часть женского гардероба составляли такие виды верхней одежды, как редингот, имитирующий модные линии платья, и спенсер — короткий жакет с длинными рукавами, обычно отбитый мехом или хлопок.
Начиная с первых десятилетий XIX века, мужские костюмы, в отличие от женских, приобрели более строгий, функциональный характер и мало интересовали по своим художественным достоинствам.
Романтическое направление, влияние которого прослеживается в русской литературе и изобразительном искусстве, наложило определенный отпечаток и на формирование костюма. «Романтический» тип одежды утвердился в России к концу 1820–30-х годов. Его силуэт определялся все более расширяющейся юбкой и лифом с «осиной талией», глубоким декольте и выпуклым рукавом, плотно присборенным на плече и плотно прилегающим к запястью (отсюда и название гигот или баранья ножка. рукав).

Придворное платье из голубого муара, открытое, с завышенной талией, короткими рукавами. 1820-е гг.

Пальто, жилет и брюки из итальянской купонной петли с вырезанным бархатом цветочным орнаментом по бокам, карманами, манжетами и фигурными линиями

Новый силуэт, новые пропорции и новый декор выделяют женское платье 1840-х годов.
Если в России восемнадцатого — начала девятнадцатого века законодателями моды была аристократия, то во второй половине девятнадцатого века на эту роль претендовала высшая буржуазия.Была страсть к безвкусной роскоши, которая влекла за собой перегрузку женских платьев дорогими тканями, отделкой и украшениями. Режим часто менялся, заимствуя детали костюма прошлых эпох и комбинируя их наугад. В 1850–60-е годы юбка настолько разрослась, что для сохранения модного силуэта использовался особый каркас из стальных обручей — кринолин. Выбор материала, крой и декор одежды все больше зависели от ее предназначения.

Во второй половине XIX века, в связи с механизацией текстильной промышленности, тонкие ткани, машинное кружево и вышивка стали доступны более широким кругам покупателей.Швейная машина удешевила производство одежды. Появление большого количества модных журналов способствовало лучшему информированию об изменениях в мире моды. Открылись первые магазины готовой одежды. В воздухе витала определенная демократизация моды, но платья зажиточных по-прежнему оставались очень дорогими, а их отделка и отделка требовали кропотливого ручного труда.

Особенно роскошно было парадное платье придворных дам, так метко названное Александром Пушкиным «дамским мундиром».Хотя представленные здесь платья датируются второй половиной XIX века, они повторяют образцы, выполненные по указу 1834 года, в котором строго определены покрой, цвет, ткань и характер золотого шитья в зависимости от ранга. придворной дамы. В таких костюмах сохранен крой платья открытого типа из бархата с белой атласной юбкой, достаточно глубоким лифом декольте, складными рукавами и очень длинным шлейфом, длина которого определялась придворным чином его обладательницы.Завершал изделие кокошник с вуалью. Современники метко назвали его «французами сарафана». Среди мастерских, производивших такие туалеты, особой известностью пользовалась мастерская О. Бульбенковой, основанная в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века (действовала и в начале двадцатого века).

В 1870-80-е годы женский костюм приобретал все более причудливые формы. Кринолин погас, и вошел турнюр (суета), а в 1880-х годах появились так называемые лиф-доспехи и асимметричные драпировки.Характерной чертой того времени было использование в едином платье тяжелых тканей разной текстуры, цвета и дизайна: однотонный и узорчатый атлас, бархат, плюш, а также обилие драпировки, кружевной отделки, бахромы и вышивки бисером. и рожки. Такие платья прекрасно вписывались в современный интерьер гостиной, которая была переполнена мебелью, обитой тканью, массивной драпировкой штор и множеством замысловатых позолоченных рам.

Платье-халат из французского шелка с золотой нитью, с крупным растительным орнаментом

Платье из белого батиста, открытое, без рукавов, бретельки

Признанным авторитетом в мире моды в то время был французский дизайнер М.Стоимость. Его фирма, основанная в Париже в 1857 году, оказала огромное влияние на развитие костюма до начала двадцатого века. Весь бомонд — от королевы Франции до знаменитой актрисы — очень хотел, чтобы Уорт была одета. Он также выполнял различные поручения русской аристократии. Платья с торговой маркой этой фирмы отличаются особой элегантностью, превосходным чувством линии и материала, а также оригинальной цветовой гаммой.

В конце девятнадцатого — начале двадцатого веков российские модельеры Бризак, А.Иванова и А.Гиндус приобрели большую популярность в Санкт-Петербурге. Особо следует отметить творчество Н.Ламановой, открывшей в 1885 г. мастерскую в Москве. Замечательная коллекция платьев этого интересного дизайнера, которая сейчас находится в Эрмитаже, позволяет увидеть эволюцию ее индивидуального стиля.

Эмансипация женщин, их участие в общественной и активной жизни страны, а также общий энтузиазм в отношении спорта оказали глубокое влияние на моду рубежа веков.Возникла необходимость создания платьев, более подходящих для свободного передвижения. Основное направление моды в тот период было общим для всех слоев городского населения, за исключением того, что костюмы богатых заказчиков по-прежнему отличались дорогой тканью, великолепным декором и высоким мастерством портного. Одежда женщин из интеллигенции и мелкой буржуазии была скромнее, рациональнее и более приспособленной ко всем видам занятий.
В последующие годы произошло дальнейшее упрощение костюмов, которые стали более практичными и резко отличались от скромных дневных платьев и вечерних туалетов, последние отличались разнообразием форм и декора.Среди модельеров начала двадцатого века наиболее яркой фигурой был Поль Пуаре из Парижа — смелый новатор в области стремительно меняющейся моды тех лет, чей индивидуальный стиль во многом формировался под чарами декора и костюмов. Леона Бакста и Александра Бенуа для спектаклей Русского балета в Париже. Именно этим дизайнам обязана интенсивным и смелым цветовым решениям и новаторским формам платьев, производимых Poiret.

Период после 1914 года стал поворотным в развитии костюма во всех странах Европы. Первая мировая война, последовавшие за этим изменения условий жизни, все более широкое вовлечение женщин в активную жизнь своих стран и, наконец, Великая Октябрьская революция, коренным образом изменившая весь уклад жизни в России, — все это Факторы сыграли свою роль в последующем развитии костюма, открыв новую эру в истории этой области прикладного искусства.

Русский народный костюм XVIII-XX веков

Накидка из коричневого бархата. Застежка на крючки на шее. Обшитые по краям фазановые и павлиньи перья, по центру спины и груди вышивка золотым бисером и бахромой, 1890-е годы

Плащ из черного шелка, воротник-стойка. Обшита черным шелковым шнурком, вышивка и бахрома из стеклянных бусин. 1880-е годы

Платье (лиф и юбка) из шелка. 1840-е годы

Туфли синие атласные, с длинным узким мыском, на низком твердом каблуке (высота 3 см), украшены розетками из того же шелка и расшиты золотыми пайетками и нитками.1790-е гг.

: Литература :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Литература — наиболее полное и выразительное проявление русского творческого гения. Он передает не только эстетические, моральные и духовные ценности и убеждения; Литература — это тоже наша философия, способ проникновения в суть жизни, как отмечают ведущие российские философы. Великие русские поэты и писатели всегда были голосом совести и души этого народа и должны были за это страдать.

Приоритет литературы в культурной жизни русского народа объясняется ее происхождением и значением, которое она приобрела с момента появления. Письменность и литература пришли в Россию извне, вместе с христианством. Книга появилась в России в виде священного писания, определив тем самым место и роль литературы в истории русской культуры. Но не следует забывать о богатстве народного творчества — ярком источнике исконных знаний и вдохновения для литераторов и мыслителей всех времен.Язык и дух народной поэзии в виде песен, сказок, былин и др. Внесли в русскую литературу подлинную жизнь и образность. Таким образом, литература в этой стране развивалась как смесь народного искусства и церковных писаний, отражая смешение языческих и христианских черт в русской культурной традиции.

Народная поэзия
Влияние церкви и ранняя литература
Поиск национальной самобытности
Романтизм
Великие реформы и социальные проблемы
Серебряный век
ХХ век: после революции

Народная поэзия

Народный эпос, выраженный в народной поэзии, прошел три стадии развития: мифологический, героический и исторический.Славянская мифология сильно пострадала от более поздних христианских влияний, но мы все еще можем кое-что узнать о верованиях этого народа через определенные отрывки из устных преданий, сохранившихся до наших дней. Их можно наблюдать в сакральных песнях , которые использовались для сопровождения языческих обрядов и символизировали взаимодействие или борьбу различных сил природы. Мифология также очевидна в древних сказках , которые, однако, были сильно изменены с более поздними добавлениями множества деталей.Древние верования также прослеживаются в заклинаниях, загадках, , пословицах и поговорках .

Былина (происходит от слова «был» или что-то, что действительно произошло) — героический эпос о богатырях (могучих богатырях), которые защищают землю Русскую от врагов и выступают за ее объединение. Они обладают определенными сверхъестественными способностями и имеют что-то общее с греческими мифологическими героями, хотя, похоже, имеют реальные прототипы. Образы богатырей, таких как Микула Сельянинович или идеальный могучий крестьянин Илья Муромец, свидетельствуют о высоких нравственных ценностях русского народа.Былины — это поэтический памятник прошлого, в котором представлены интересные типы и образцы личных и социальных добродетелей.

Позднее былины уступили место историческим песням , более точным размышлениям о бурных исторических событиях татарского ига, объединению Руси Иваном Грозным и др. Лирические песни раскрывают сокровенные мысли и чувства русского народа. Общее настроение народной лирики, свойственной поэтической мягкости и нежности, удивительно грустно и задумчиво, временами перескакивая на дико веселое и даже буйное.Такие особенности можно объяснить суровой, но красивой природой этой огромной земли, а также тяжелыми условиями жизни. Прослушивание протяжных, протяжных и объемных звуков русской народной песни, вероятно, может дать представление о «загадочной русской душе» .

Образность и яркая манера русского фольклора не уступает лучшим образцам европейской литературы.

Влияние церкви и ранняя литература

На протяжении веков церковная литература оставалась главной духовной и нравственной пищей для русского народа.Таким образом, это повлияло на формирование национального характера. Позднее русские книжники теоретически обосновали идею единства Русской земли и национального и религиозного своеобразия Русского царства. Итак, русская литература раз и навсегда обозначила свою связь с развитием нации и государства. Тем не менее, он никогда не ограничивался национальными рамками из-за большого количества переводов.

Важнейшими писаниями киевского периода являются учение митрополита Илариона (XI век), Повесть Временных лет (XI-начало XII века, древнейшая летопись), учение князя Владимира Мономаха (XI — начало XII века), Слово о Война Игоря (XII век), Странствия Даниила (XII век).Все эти тексты являются образцами яркого поэтического творчества. Это была эпоха обширной литературной деятельности, которая породила образцы литературных форм и жанров на последующие века. Русская литература позднего средневековья отличается чувством избранности России (теория Москвы как третьего Рима). Внутренние потрясения XVI — XVII веков придали литературе определенные черты религиозной и политической публицистики. В некоторых случаях эти произведения выходят на высокий художественный уровень.Таковы «Послания Ивана Грозного» и «Житие Аввакума Петровича», изначально сочетающие церковно-книжный язык с живой народной речью. Вместе с тем фольклорная поэзия приобрела настоящую силу, красоту и выразительность; однако книжники Древней Руси почти никогда не прибегали к этому богатому источнику. В конце XVI века бурно развивается светская история нравов, часто интерпретирующая «странствующие» сюжеты западной и восточной литературы.

Поиск национальной самобытности

С конца 17 века в русскую культуру вторгаются западноевропейские ценности.Мировоззренческий переворот, совпавший с реформами языка и орфографии, привел к культурным кризисам 18 века. Писатели того времени колеблются между полным подражанием французскому образцу и поиском собственных сюжетов, языка и стиля. Стремление к национальной самобытности прослеживается на протяжении всего периода: В.К. Тредиаковский и М.В. Кузнецов. Ломоносов создать теорию русской просодии; СРЕДНИЙ. Сумароков, наряду с тягой к русскому Расину и Вольтеру, создает песни в народном стиле; Д.И. Фонвисин пишет комедии о повседневной русской жизни, использует живую разговорную речь; Державин предвосхищает «сакральный жанр» позднейшей русской лирики. Драма и поэзия прочно стоят на первом месте в иерархии жанров. Русский язык нашел свою определенную форму в творчестве Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина.

Эпоха Александра I была временем больших творческих усилий; время, когда русские писатели испытывали радость самостоятельного творчества, оригинального и подлинно национального по духу и стилю.Наивысшим ее выражением, безусловно, является творчество Александра Пушкина . Европейская культура была ассимилирована и отражена; у последующих поколений развивается славянофильская оппозиция не только национально-психологическая, но и культурно-художественная.

Романтизм

Начиная с 1840-х годов литература переживает рост моральной и метафизической тревоги, которая находит теоретическое выражение в романтизме. Художники чувствуют себя в жизни непросто, словно не в том месте.Тема «ненужного человека» возникает в литературе: М.Ю. Лермонтов дал незабываемую картину душевных ощущений того времени, смеси экзальтации и сомнений, в своем знаменитом романе Герой нашего времени . Н.В. Гоголь своей яркой сатирой уточнил религиозно-нравственные темы в русской культуре, которые стали преобладающей проблематикой на протяжении всего XIX века. При этом проявляется еще одна особенность русского искусства — неотделимость творческого развития художника от его личной судьбы.

Великие реформы и социальные вопросы

Эпоха «великих реформ» 1860-1870-х годов привлекла внимание литературы к социальным вопросам. Проблема преодоления трагического одиночества человека в этом мире решается писателями в поисках той или иной формы гармоничного социального общения, в основном в приобщении к жизни простых людей. В то же время наблюдается болезненный разрыв между новым приближающимся эстетическим подъемом и новым философским и религиозным пробуждением.В русской литературе начинают складываться два творческих направления. Сторонники «чистого искусства», такие как А.Григорьев, А.В. Дружинин и А.А. Fet выступает против утилитарной моральной функции литературы, а Лев Толстой стремится к «разрушению эстетики» ради нравственного преобразования людей с помощью искусства. Религиозные размышления о русском опыте нашли выражение в произведениях Федора Михайловича Достоевского , который с большой художественной силой показал, как изолированная и гордая человеческая свобода приводит к рабству или самоуничтожению.Преобладание философских тем в литературе обусловливает расцвет русского романа. Впрочем, философские мотивы звучат отчетливо и в лирике ( Ф.И. Тютчев, ).

Серебряный век

В дореволюционные годы в литературе произошел новый подъем, названный «серебряным веком» . Меняется само ощущение жизни. «Ощущение конечности нарастает все больше и больше». (Александр Белый). В человеке открываются новые глубины, иногда это темные бездны.В событиях чувствуется суровый апокалиптический ритм.

Новый расцвет русской поэзии начинается с 1890-х годов. Символизм стал не только литературным движением, но и новым духовным опытом. Поэзия и литература снова приобретают особую жизненную важность, как путь к вере и вечности через искусство. Это было повторение романтизма в русском сознании. В противоречивой смеси бунта и усталости, самоутверждения и меланхолии художники стремятся выйти «за пределы добра и зла», превзойти этику с помощью эстетики.’

Мистика В.С. Соловьева находит гениальный поэтический комментарий в творчестве Александра Блока. Религиозное возвышение символизма, воспринимающего поэта как посредника высших, иррациональных сил, встречает реакцию акмеизма (Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам) с его ориентацией на разумную волю в поэтическом творчестве. Одновременно Антон Чехов и Иван Бунин развивают классическую линию русской литературы, обогащая ее новыми достижениями формы.

ХХ век: послереволюционный

Революция 1917 года привела к искусственному разделению русской литературы на отечественную и эмигрантскую, и наиболее выдающиеся писатели нашли более безопасное место за границей. Однако литература сохранила свое единство, основанное на принадлежности к традициям классической русской культуры, так или иначе присутствовавшее в творчестве Ивана Бунина, Владимир Набоков , Иван Шмелев, Владимир Ходасевич, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков , Борис Пастернак, Михаил Горький и другие.Именно это направление русской литературы получило всеобщее признание в ХХ веке.

В то же время следование традициям не исключало поиска новых форм. Послереволюционная проза и поэзия продемонстрировали невероятное разнообразие стилистических и иных новинок. Великие образцы русской прозы создал Александр Солженицын , сумевший дать второе дыхание классическому русскому роману. В поэтической сфере всемирное признание принадлежит Иосифу Бродскому .

Развитие русской литературы в ХХ веке говорит о ее неизменном общечеловеческом значении и неиссякаемых творческих возможностях.

Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры и была оценена по достоинству выдающимися литераторами мира.

Вера Иванова


: История :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр



XIX век был эпохой блестящего развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества.Это было время, когда он приобрел всеобщую популярность и оказал большое влияние на мировой культурный процесс. Александр Пушкин и Петр Чайковский, Александр Иванов и Иван Репин, Лев Толстой и Федор Достоевский вошли в духовную жизнь человечества. Известный английский критик Морис Беринг писал: «Достоевский создал и постиг такие высоты и глубины человеческой души, которые выходили за рамки понимания … даже Шекспира». Русская культура XIX века поражает своим глубоким содержанием и разносторонними формами выражения.

Развитие общественной мысли России первой половины XIX века происходило на фоне российских и европейских событий этого периода: наполеоновских войн, особенно Отечественной войны 1812 года, движения декабристов, революций во Франции 1830 и 1848 г. и др. Был интерес к идеалистической философии, проблемам национальной этики и истории, отечественному искусству.

В 1818 году вышла в свет « История государства Российского » Н.М. Карамзин (1766 — 1826). Литературная журналистика быстро развивалась, появилось более 40 новых журналов (в том числе «Русский вестник», «Вестник Европы» и др.), Литературных объединений («Арзамас», «Зеленая лампа», «Вольное общество любителей литературы, науки и искусства» и др.) И литературные и музыкальные салоны, основанные в начале 19 века.
В литературе того периода сосуществовали несколько стилей: еще существовал классицизм; Николай Карамзин, молодой В. А. Жуковский (1783-1852) и И. И. Дмитриев (1760 — 1837) воплощали идеи сентиментализма, а романтизм все больше утверждался.Продолжались языковые споры: реформе Карамзина, направленной на сближение литературного русского языка с разговорным общим языком, выступил А.С. Шишков (1754-1841), основавший общество «Разговор любителей русского слова» и выступавший за защиту языковой древности.

После Отечественной войны против Наполеона 1812 года в русском искусстве развивается романтизм. Его прародителем был В. А. Жуковский, создавший, по словам Веселовского, «поэзию чувства и сердечного воображения».К романтизму в литературе пришли К. Батюшков (1787 — 1855), Э. Баратынский (1800 — 1844), П. Вяземский (1792 — 1878) и другие. Наиболее ярко этот стиль воплощен в произведениях Александра Пушкина (1799 — 1837) (цикл Южные стихи, Кавказская пленница, Бахчисарайский фонтан, цыгане и др.) И Михаила Лермонтова (1814 — 1841) (Демон, Маскарад и др.) ).

Замечательными поэтами «Пушкинской плеяды» были Д. Давыдов (1784 — 1839), А. Дельвиг (1798 — 1831), В.Кюхельбекер (1797 — 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма выразилось в творчестве К. Рылеева (1795 — 1826), А. Одоевского (1802 — 1839), А. Бестужева-Марлинского (1797 — 1837) и других поэтов-декабристов.

Пластические искусства первой половины XIX века обладали внутренним единством и неповторимым шармом гуманных идеалов. Классицизм обогатился новыми чертами; его сильные стороны наиболее ярко проявились в архитектуре, исторической живописи и отчасти в скульптуре.Романтизм бурно развивался вместе с существующим классицизмом. Это был период расцвета всех видов изобразительного искусства и их синтеза, нашедший воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.


Автор: Вера Иванова

ХХ век — революция, коммунисты, СССР, сталинская индустриализация

Первая половина ХХ века была неспокойным временем для России.

Политическая система была радикально и насильственно трансформирована, произошел взрыв авангардного искусства, а затем Сталин провел страну через жестокий период индустриализации.

Многие считают, что именно в это время Россия набрала достаточно сил и ресурсов, чтобы победить нацистов во Второй мировой войне.

Первая мировая война началась в 1914 году, Россия была в союзе с Великобританией и Францией и воевала против Германии, Австро-Венгерской империи и Турции.

Эта война полностью изменила карту Европы, а также привела к краху Российской Империи. Император Николай Второй передал власть Временному правительству 27 февраля 1917 года.

Временное правительство пыталось установить контроль над страной, но его поддержали только буржуа.

Этой ситуацией воспользовались большевики, завоевавшие популярность среди солдат и рабочих благодаря своим народническим лозунгам и харизматичному лидеру Владимиру Ленину.

Большевики восстали 25 октября 1917 года. Большевикам потребовалось еще четыре года Гражданской войны, чтобы получить контроль над всей Россией.

К концу этого периода Российская республика была полностью опустошена.

Миллионы людей погибли, промышленность рухнула, начался голод, Россия потеряла контроль над Польшей, Финляндией, Литвой, Эстонией и Латвией.

В то же время у России был уникальный шанс заново изобрести себя при коммунизме.

Многие художники-авангардисты, поэты и писатели внезапно оказались идеологически связаны с высшими государственными чиновниками и получили высокие посты в новой иерархии.

Какое-то время вся страна была одержима трансформацией.Коммунисты даже допустили короткий период Новой экономической политики (НЭП), в течение которого люди могли свободно заниматься малым бизнесом, и экономика процветала.

Знаменитые советские плакаты Родченко и Маяковского происходят из той эпохи. Великие российские кинематографисты, такие как Эйзенштейн и Джига Вертов, создали в это время свои лучшие работы.

Русский футуризм переживает подъем.

Иосиф Сталин возглавил Коммунистическую партию и государство в 1922 году, сразу после смерти Ленина.Вскоре было провозглашено новое государство — Союз Советских Социалистических Республик.

При Сталине Советский Союз развивал тяжелую промышленность, науку, ядерные технологии. Сталин превратил слабую и разоренную аграрную страну в мощное индустриальное государство.

Принудительная индустриализация потребовала высокой цены. Большая часть населения жила в нищете, миллионы крестьян погибли, потому что государство конфисковало все их запасы, чтобы прокормить рабочих.

Многие миллионы людей, критиковавших систему, были заключены в тюрьмы и умерли в тюрьмах.

Другой особенностью советской индустриализации была ориентация на тяжелую промышленность. Сталин считал, что для государства важнее всего мощная армия, поэтому возникла тяжелая промышленность.

Однако в легкой промышленности наблюдался застой. Еды в стране тоже не хватало.

Период экспансии — с 16 по 18 век

Период с 16 по 18 век был периодом экспансии. Россия получила гораздо больше территорий, создала сильную армию и модернизировала экономику.

Также династия Рюриковичей уступила место дому Романовых — второй и последней семьи, правившей страной.

При знаменитом царе Иване Грозном (Иване Грозном) Россия резко расширилась: она завоевала татарские государства по Волге и получила выход к Каспийскому морю.

Началась также колонизация Сибири. К сожалению, непрекращающиеся войны оказали разрушительное воздействие на Московию, вызвав постоянную нестабильность.

Российские элиты не смогли выработать подходящую стратегию развития государства, и не было широко признанного лидера, который мог бы стать новым царем.

В результате в Московии началась Гражданская война.

Период хаоса и гражданской войны длился с 1598 по 1613 год и получил название Смутное время.

Было много кандидатов, которые боролись за корону. Люди были недовольны и неуверенны, начался голод.

Нестабильная ситуация в Московии была использована Швецией и Польшей для объявления войны России. Московия потеряла контроль над западными территориями, и даже сама Москва была захвачена поляками в 1610 году.

Однако России удалось выжить. Русская армия выгнала поляков.

Земский собор был собран (каждая область России направила своих представителей в Москву для голосования за нового царя) и провозгласила новым царем благородного Михаила Романова в 1613 году.

Династия Романовых начала свое 300-летнее правление.

Ранним Романовым пришлось навести порядок в Московии. Подписаны мирные договоры со Швецией и Польшей.

Вышел новый кодекс законодательства. По кодексу каждый дворянин должен был служить государству.Помещики получили абсолютную власть над своими крестьянами.

Крестьяне не имели права самостоятельно переходить от одного помещика к другому. Одним словом, крепостное право было санкционировано государством.

Жители города не могли сменить род занятий или переехать из одного города в другой.

Обязанности были у всех в Москве, однако большая часть прав была передана царем и знати. Московия стала стабильной, консервативной и закрытой структурой.


В 1682 году на Руси воцарился царь Петр.Он считал, что только через интенсивные контакты с Европой и реформы европейского типа можно успешно развиваться.

Петр стимулировал русских дворян получать образование в Европе. Он нанял сотни офицеров, инженеров и ученых со всей Европы для службы в России.

Связи с Европой были нестабильными, так как все маршруты проходили через Польшу и Швецию, что мешало развитию России.

Единственный шанс для России избавиться от своего влияния — это получить доступ к Балтийскому морю, основать там порт и получить прямое сообщение с Западной Европой.

Однако с архаичной русской армией и отсутствием флота Петр потерпел неудачу в первых попытках завоевать столь необходимые территории.

Он был вынужден реформировать армию и оснастить ее современным оружием и тактикой, а также создать русский флот. Реорганизованные силы разбили шведов, и Россия получила выход к Балтийскому морю.

Порт Санкт-Петербург был основан на вновь приобретенных территориях в 1703 году, сразу после войны. Санкт-Петербург стремительно рос, и через несколько лет Петр перенес сюда столицу в свой любимый город из консервативной Москвы.

Помимо успешных международных отношений, Петр чрезвычайно развил страну. Он реформировал структуру правительства и систему судов.

Он поставил православную церковь под контроль государства. Он обязал дворян получить образование и основал Национальную академию наук.

Петр Великий форсировал развитие России, под его властью Россия стала мощным государством, вооруженным современными институтами и технологиями. В 1721 году Петр провозгласил Россию империей и стал императором.


Русская культура

От Древней Руси до современной России

Русская культура — бесценный образец нематериального наследия страны, сочетающий в себе традиции различных этнических групп, субкультур и мировоззрений России, отражающий ее сложную историю и разнообразные географические особенности.

Некоторые элементы современной русской культуры уходят корнями в языческие времена.Например, жанры фольклора, избранные праздничные ритуалы и даже детали традиционной вышивки уходят корнями в дохристианскую эпоху страны.

На протяжении веков развитие русской культуры находилось под сильным влиянием ее географического положения между Востоком и Западом. Его, казалось бы, безграничный и разнообразный ландшафт передан как в художественных, так и в литературных произведениях, поскольку художники и писатели стремились изобразить реальность России, реальность, которая может сильно различаться в зависимости от региона.Благодаря своей обширной территории и эволюции цивилизаций с течением времени Россия стала родиной различных национальностей, традиции которых пересекались с существующей культурой, постепенно меняя и трансформируя ее. Все это, в свою очередь, способствовало развитию культурного богатства современной России.

Сегодня далеко идущее влияние русской культуры можно увидеть, среди прочего, в ее огромном вкладе в искусство. Имена выдающихся деятелей культуры России — Достоевского, Толстого, Чайковского, Глинки, Пушкина, Ахматовой — стали нарицательными во всем мире.Произведения многих русских писателей переведены на бесчисленное количество языков, а «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» — самые популярные балеты всех времен.

Но как именно началось развитие русской культуры? Какие изменения он претерпел с течением времени? Как сегодня выражается русская культура? Чтобы ответить на эти вопросы, мы сначала должны вернуться во времени …

Эволюцию русской культуры можно разделить на пять этапов:

  1. Культура Древней Руси — В 10 веке Киевская Русь попала под влияние Византийской империи.Приход христианства оказал большое влияние на образ жизни местных жителей, что отразилось на развитии архитектуры, традиций и литературы. После монгольского нашествия византийская культура начала терять свои позиции, и часть наследия предыдущего периода была потеряна навсегда. Новая административная система была основана на принципах, отличных от западноевропейских.
  2. Русская культура 13-17 веков — Этот этап развития русской культуры называют периодом Московской Руси.Территория, которая на протяжении многих веков была раздроблена, объединилась в единое государство с центром в Московии. В этот период был построен Московский Кремль и возродилась роспись церквей фресками. Живописцы снова обратились к византийской культуре и сформировали школу русской иконописи. Одним из самых известных художников-фресок и икон этого периода был Андрей Рублев.
  3. Культура Императорской России — Реформы Петра Великого открыли Россию для западноевропейских влияний.Эпоха Просвещения подчеркнула ценность человека и необходимость образования и целостного развития. Между сторонниками славянской культуры и поклонниками западного образа жизни началась оживленная дискуссия. Вместе они искали баланс между двумя культурами и определили, как Россия должна развиваться, сохраняя при этом свою национальную идентичность и традиционные ценности. В этот период были сформированы основы русского литературного языка, написаны великие русские классики.С акцентом на сохранение истории и просвещение людей начали развиваться музеи.
  4. Русская культура в составе Советского Союза — Под влиянием Советской власти русская культура значительно изменилась. С приходом большевиков многие творческие и научные деятели царской России эмигрировали в Европу. Репрессии унесли жизни видных представителей интеллигенции. Советская власть решительно избавилась от пережитков прошлого, уничтожив многие артефакты церковной жизни.В то же время коммунисты работали над ликвидацией неграмотности, сделав образование бесплатным и обязательным для всех. Возникла новая интеллектуальная и творческая элита, появились литературные классики советской эпохи, развились театр, кино и другие виды искусства.
  5. Русская культура в наше время — После распада Советского Союза финансовая поддержка многих исследовательских институтов и учреждений культуры уменьшилась. Люди переехали в коммерческие районы, и социальное неравенство усилилось.Вакуум, возникший в результате кризиса коммунистической системы, был заполнен западными ценностями, в частности индивидуализмом. Многие обратились к религии, православная церковь начала возрождаться, строились новые церкви. Телевидение и кино оказали большое влияние на умы людей, и, как и в других странах, электронные СМИ заменяют печатные СМИ.

Живопись

Долгое время русская живопись ограничивалась религиозными иконами.У каждого из известных мастеров был свой стиль — иконы Андрея Рублева сильно отличались от икон, созданных, например, Феофаном Греком. Во время правления Петра Великого в Россию вошли западные техники, и русские художники начали писать пейзажи, портреты и натюрморты. К началу ХХ века русские пейзажи передавали не только красоту природы, но и душевное состояние художника. В начале 20 века процветали тенденции модернизма и авангарда.Например, художник-авангардист Казимир Малевич создал новый стиль абстрактного искусства — супрематизм, который сосредоточился на простых формах и цветах, а не на изображении сцены, пейзажа или человека. Этот новый стиль нашел отражение в культовой картине Малевича «Черный квадрат». Подробнее …

Литература

Важной частью русской культуры является литературное наследие страны. Произведения Достоевского, Толстого, Лермонтова, Пушкина и Грибоедова переведены на многие языки.Характерными чертами русской литературы являются подробные описания эмоциональных переживаний героев, живописные и запоминающиеся описания природных ландшафтов и исследования внутреннего мира человека. «Серебряный век» русской поэзии в конце XIX — начале XX века принес прекрасные произведения таких поэтов, как Анна Ахматова, Сергей Есенин, Марина Цветаева, Александр Блок и Валерий Брюсов. Литературные произведения, созданные в советское время, также оказали стойкое влияние на русскую культуру: такие писатели, как Аркадий и Борис Стругацкие, Владимир Высоцкий и Евгений Евтушенко, известны во всем мире.Подробнее …

Театр

Россия всемирно известна своим балетом, уникальной школой танцевального искусства, ставшей визитной карточкой страны. Неудивительно, что столько гостей в России хотят попасть на балетное представление. Однако мало кто знает, что история русского театра уходит корнями в гуляния и представления на площадях, где клоуны и шуты составили основу театральной культуры России. Подробнее …

Скульптура

Скульптурный жанр в России развивался неравномерно.Славяне вырезали деревянных и каменных идолов, которые символизировали различные элементы или духов. После прихода христианства искусство создания подобных скульптур практически вымерло из-за запрета идолопоклонства в православной русской культуре. Однако жанр развивался в форме барельефов и оформлении фасадов зданий. Практика скульптуры снова получила серьезный рост во время реформ Петра Великого, когда многое было заимствовано из западноевропейского стиля. Значительное внимание уделялось скульптуре в советское время: лидеров и общественных деятелей чествовали и увековечивали в мраморе, камне, бронзе или гипсе.Подробнее …

Музыка

Русская музыка превратилась из простых народных песен в сложные симфонические композиции. Русская классическая музыка сочетает в себе объем, художественную глубину, легкость и драматизм. Произведения великих русских композиторов Глинки, Мусоргского и Римского-Корсакова регулярно ставятся в крупнейших театрах мира. Сразу узнаваемы композиции из балетов Чайковского «Щелкунчик» или «Лебединое озеро». Читать больше…

Кино

Современная кинематографическая культура России часто ориентируется на западные фильмы. В то же время культовые российские фильмы отличаются неповторимым стилем, сюжетом и игрой. Несмотря на натянутые отношения между Советским Союзом и Западом, некоторые фильмы советской кинематографической школы завоевали престижные награды на международных конкурсах. Подробнее …

Традиционная мужская одежда

Одежда славян, как и у многих древних народов, защищала владельца как в физическом смысле (от стихии), так и в символическом (например, от сглаза).Традиционная мужская одежда была проще женской: свободная льняная рубашка, парусиновые брюки и пояс.

Добавить комментарий