Предаукционная выставка сотбис в москве 2018: Как прошли первые и единственные московские торги Sotheby’s

«Гараж» расскажет о единственном аукционе Sotheby’s в Москве • ARTANDHOUSES

Первый и до сих пор единственный аукцион Sotheby’s в России состоялся 7 июля 1988 года. Тридцатилетию этого исторического для русского неофициального искусства события Музей современного искусства «Гараж» посвящает выставку «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988».

«1988 год для русского неофициального искусства являлся значимым, потому что это искусство узнало международное сообщество. До этого какие-то отдельные коллекционеры на Западе ценили и собирали неофициальное русское искусство, но здесь это получился выход в мировой художественный контекст, что ли. И это было очень интересно. Для меня, безусловно, и для всех художников, я здесь не исключение», — рассказывал в интервью ARTANDHOUSES один из непосредственных участников тех событий художник Гриша Брускин. На тех памятных торгах он стал настоящим героем вечера — его живописная работа «Фундаментальный лексикон» 1986 года стала самым дорогим лотом и была продана более чем за £220 тыс.

Сегодня произведение приедет на выставку в Москву из частной коллекции в Германии.

Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре
Москва, июль 1988
Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов

Действительно, время горбачевской перестройки открывало Россию Западу с самых разных сторон, и мир современного искусства не стал исключением. По сути торги, организованные одним из самых известных аукционистов Симоном де Пюри (в то время работавшим в Sotheby’s, а позже приложившим руку к появлению дома Phillips), стали первым масштабным показом нашего неофициального искусства. Тех художников, что не были и не желали быть вовлеченными в отлаженную советскую арт-академическую машину.

Как вспоминали очевидцы, Sotheby’s привез целый десант коллекционеров, заинтригованных возможностью в открытую посмотреть на то, что творится за «железным занавесом». В торгах принимали участие как работы актуальных авторов — Ильи Кабакова, Вадима Захарова, Игоря и Светланы Копыстянских, Сергея Шутова и многих других, так и произведения мастеров авангарда. Примечательно, что работы покупали не только западные собиратели, но и российские — их вещи также будут представлены в экспозиции.

Кроме ряда работ, участвовавших в торгах 1988 года, на выставке в «Гараже» будут показывать видео самого аукциона, архивные материалы и обширную фотохронику до, во время и после события.

Светлана и Игорь Копыстянские и Элтон Джон на выставке Копыстянских в Dany Keller Gallery

Мюнхен, 1989

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре
Москва, 2–7 июля 1988
Фото: Александр Лаврентьев
© Александр Лаврентьев

На торгах Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре
Москва, 7 июля 1988
Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов

Гриша Брускин
«Фундаментальный лексикон»
1986
Частное собрание, Германия

Илья Кабаков
«Всё о нем»
1971
 Государственная Третьяковская галерея, Москва

Светлана Копыстянская
«Пейзаж № 4»
1988
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
©Светлана Копыстянская

Вадим Захаров
«A-4»
1985
Московский музей современного искусства

Сергей Шутов
«Асса, племяши!»
1987
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», коллекция ГЦСИ

Александр Родченко
«Клоун. Сцена в цирке»
1935
Собрание Марины и Бориса Молчановых

В парке Горького вспоминают гласность / Культура / Независимая газета

В музее «Гараж» открыли выставку об историческом аукционе 1988 года

В экспозиции и архивные материалы, и лоты, и даже VR-инсталляция. Фото Юрия Пальмина предоставлено пресс-службой Музея «Гараж»

Выставка «Ставки на гласность. Аукцион Sotheby’s в Москве, 1988», сделанная молодыми музейными кураторами Викторией Душкиной и Андреем Мизиано к 30-летию первого в СССР аукциона Sotheby’s, показывает то историческое событие через архивные материалы, через некоторые, увы, немногочисленные, добытые теперь лоты, даже через VR-инсталляцию. Отчего-то в музее это анонсировали как «выставку-исследование».

«Русский авангард и советское современное искусство» – мероприятие исключительное, прошедшие 7 июля 1988-го в «Совинцентре» единственные торги зарубежного аукционного дома на просторах нашей родины, где были официально представлены не только авангард, но и неофициальное современное искусство.

Готовили его Sotheby’s и Минкульт СССР, то есть Всесоюзное художественно-производственное объединение им. Вучетича, чья коллекция потом влилась в «Росизо» (организацию, которая в 2016-м скандально поглотила созданный в 1992-м Государственный центр современного искусства).

На архивной фото- и видеосъемке предаукционная выставка разношерстных лотов (работы Ильи Кабакова, Ильи Глазунова, несколько обиженно потом рассказывавшего в фильме Барбары Хербих USSaRt, что если бы знал, что ставка будет сделана на авангардизм, может, и не участвовал бы), сами торги, интервью участников и очевидцев. В зале все – под энергичный рефрен голоса ведущего, озвучивающего повышение ставок.

Аукционный каталог – очень полезная вещь, из которой можно почерпнуть не только информацию о том, кто и с чем участвовал, но и эстимейты. Несколько самих произведений с того Sotheby’s, включая триумфально проданный «Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина («полиптих» ушел с молотка за 242 тыс. фунтов стерлингов – это второй результат после «Линии» Александра Родченко с 330 тыс.). Документы об итогах торгов и о том, как в процентном соотношении должны распределяться деньги между художниками, Минкультом и аукционным домом (говорят, вышло в итоге не так), – из интересного. Наряду с документацией двух перформансов, прошедших после, на полях торгов или в преддверии. Во-первых, «Анти-Сотбис» июля 1988-го, где силами группы «Чемпионы мира», а еще Сергея Шутова и Гора Чахала абсурдно и весело продавали, например, «Симфонию «Мыльные пузырьки» (надо ли добавлять, что с обескураживающей буквальностью исполненную?). Во-вторых, перформанс «Рождение героя», проведенный 1 июня 1988-го: Брускин решил анимировать типажи своего «Фундаментального лексикона» с помощью друзей-художников.

То есть к выставке собрана доступная фактура, включая реакцию СМИ, здесь, однако, размещенную в виде большого баннера-коллажа, так что многое просто не разберешь. Что дальше? Не поленившихся дочитать вступительный выставочный текст до конца ждал в финале текста, в начале выставки, как сейчас модно говорить, «бонус»: «Проект рассказывает историю торгов во всех возможных, в том числе и противоречивых аспектах, исключая единственное историческое прочтение события». .. Что бы ни значила эта фраза, звучало многообещающе. Из возможного «развития событий» выбрали две линии. Первая и лучшая в том, что под тогдашними лотами (увы, их тут мало, и кроме работы Брускина и эскиза для ткани Варвары Степановой все представленные вещи хранятся в Москве) прописана их история. К примеру, «Пейзаж № 4» Светланы Копыстянской, купленный семьей Леви из Швейцарии, теперь бытует в собрании Владимира и Екатерины Семенихиных (к слову, еще один «Пейзаж» Копыстянской и «Восстановленную картину №5» Игоря Копыстянского приобрел тогда Элтон Джон). Некоторые работы, кстати, новые владельцы (ими могли стать только иностранные граждане – торги проходили в валюте) сразу передали Минкульту для создания будущего Музея современного искусства. А картина Ильи Кабакова «Всё о нем» («Ответы экспериментальной группы») сейчас в Третьяковке. Хотя нам сообщают: оставалось лишь шесть непроданных лотов, в итоге здесь прослежен маршрут всего нескольких работ. Понятно, что частные владельцы не всегда хотят называть свое имя, но хотя бы страну обычно указывают.

Это все, поскольку вторая линия – VR-инсталляция, где, по словам смотрителей (из шлемов виртуальной реальности работал один, потому дождались своей очереди не все), вы оказываетесь на аукционе 1988-го, а затем играете в угадайку по стоимости лотов.

Свои сценарии развития аукционной истории предложили СМИ. В анонсе на два разворота (!) Art Newspaper Russia – подборка нескольких художников со сравнением цены за работу в 1988-м и самой высокой цены начиная с нулевых. Телеканал «Культура» взял интервью, в частности, у Бориса Орлова, рассказавшего, что накануне торгов его работы с аукциона неожиданно были сняты… Почему этих вроде бы напрашивающихся сюжетов нет на нынешней выставке, остается гадать. Или если уж заявлено исследование, можно было спросить художников (тех, кого еще можно) о том, как они в 2018-м смотрят на событие 30-летней давности. В публичной программе к выставке – дискуссии и лекции, но есть вопросы, на которые ждешь ответов в самой экспозиции.

 

Тем более что, судя по пассажам, во вступительной экспликации разъясняющим, что такое перестройка и гласность, а на этикетке к «Клоуну. Сцене в цирке» Родченко и вовсе непонятно, к кому обращенным («если вспомнить саму жизнь, точнее сказать, период истории, в который советская Россия входила в 1930-е годы, можно констатировать, что мир изменился – началась сталинская эпоха»), сделана выставка для… ну, совсем для широкой аудитории.   

Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988

Выставка, которая откроется 23 января в музее «Гараж», будет посвящена легендарным торгам, впервые открывшим западному миру советское неофициальное искусство

Музей современного искусства «Гараж»

23 января — 28 февраля 2018
Парк Горького, Москва, ул. Крымский Вал, 9, стр. 32

7 июля 1988 года в Москве прошел аукцион Sotheby’s, ставший самым неоднозначным событием в художественной жизни позднего СССР. По инициативе талантливого аукциониста Sotheby’s Симона де Пюри на продажу было выставлено более сотни произведений русского авангарда и работ признанных и неофициальных советских художников. Аукцион привлек коллекционеров из разных стран и стал предметом обсуждения среди интеллигенции и скептически настроенных художников, чьи работы не были выставлены на торги.

На выставке «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988» будут представлены видеозапись торгов; выдержки из интервью с организаторами и участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволит посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к аукциону, сохраняющееся по сей день. Также на выставке покажут некоторые произведения, участвовавшие в торгах, в том числе рисунок Варвары Степановой (около 1924), «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко, «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина (проданный за рекордные £242 000) и «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова. Последняя работа была приобретена Альфредом Таубманом — в то время председателем совета директоров Sotheby’s — и подарена советскому Министерству культуры как первое произведение для будущего музея современного искусства СССР.

Аукцион Sotheby’s ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи «перестройки», которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству, — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.

Однако рекордные цены, установленные на аукционе и заставшие советский и западный арт-мир врасплох, не выдержали распада Советского Союза и рухнули вместе с ним. Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».

 

Источник: garagemca.org



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Авангард из СССР | Artfragment

В музее современного искусства «Гараж» открылась экспозиция «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988». Один из кураторов Андрей Мизиано определил ее как «выставку-воспонимание». Вспомнить в музее решили про первые и единственные в России коммерческие торги западного аукционного дома. 7 июля 1988 году Sotheby’s выставил на продажу в московском Совинцентре свыше сотни произведений искусства — русского авангарда и неофициальных советских художников. Мы собрали интересные факты о событии 30-летней давности и изучили ключевые экспонаты выставки.

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев
© Александр Лаврентьев

Что нужно знать о выставке «Ставки на гласность» в «Гараже» и ее главных экспонатах

— Чтобы привлечь интерес западных коллекционеров к торгам, для них были организованы экскурсии в Москву. Их водили в мастерские художников и по русской традиции угощали водкой и икрой. Одному коллекционеру из США предложили обменять фотоаппарат Nikon на картину Игоря Копыстянского, но тот отказался. А через несколько дней на торгах ее за £44 тыс. купил агент Элтона Джона.

Светлана и Игорь Копыстянские и Элтон Джон на выставке Копыстянских в Dany Keller Gallery, Мюнхен. 1989 © Архив Александра Лаврентьева

— Специально к торгам Sotheby’s заказал отрезы ткани с узорами по рисункам Варвары Степановой, которые были выставлены на аукционе. Из этой ткани были изготовлены шейные платки. Их дарили гостям торгов.

Светлана Копыстянская. Пейзаж № 4. 1988 Холст, темпера, рукописный текст, 125 × 160 см
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных
© Светлана Копыстянская

— Общая выручка московских торгов Sotheby’s составила гигантские по советским меркам £2,085 млн. Многие лоты уходили со значительными превышениями эстимейтов. Кстати, участвовать в них могли только западные коллекционеры, так как продажа шла в иностранной валюте — фунтах стерлингов.

— Еще до проведения торгов была принята схема, по которой будет делиться их выручка. Так, 60% от продажи работы полагались художнику, 30% шли Минкульту, а 10% получал в качестве комиссии аукционный дом Sotheby’s. Один из организаторов тех торгов Симон де Пюри вспоминал, что с выплатами художникам возникли проблемы. Деньги они получили лишь за день до отъезда Горбачева с официальным визитом в Англию.

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 Фото: Александр Лаврентьев © Александр Лаврентьев

— Одной из самых дорогих работ на торгах 1988 года стала картина Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон». Она же сделала художника знаменитым на Западе. При эстимейте в £14-18 тыс., «Фундаментальный лексикон» купили за £242 тыс. Сам художник, по воспоминаниям очевидцев, тогда пришел в шок и даже разбил упавшие на пол очки. На попытку поднять их, жена Брускина сказала ему: «Не волнуйся, Гриша, ты теперь богатый человек. Я куплю тебе новые».

Гриша Брускин рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов

— Для торгов 1988 года было отобрано семь произведений Александра Родченко, за которые в сумме удалось выручить £586 тыс. Одна из работ — «Клоун. Сцена в цирке» — представлена в «Гараже». Ее один из основоположников конструктивизма и рекламы в СССР написал в 1935 году, вернувшись к живописи и начав вновь писать красками. Тема цирка появилась в предпоследней живописной серии Родченко не случайно. Россия входила в 1930-е годы, и в циркехудожник видел метафору свободы и легкости, всего того, на что накладывала запрет советская реальность.

Александр Родченко. Клоун. Сцена в цирке. 1935 Холст, масло. 80,2 × 59,5 см
Собрание Марины и Бориса Молчановых

«Все о нем», или «Ответы экспериментальной группы», как картина Ильи Кабакова называлась в каталоге аукциона, считают первым произведением советского концептуализма. Художник поделил работу (она представлена на выставке в «Гараже») на 52 равных по размеру блока, в каждом из которых от лица некого советского гражданина дан ответ на тот или иной неуказанный вопрос. Лексика, формулировки и цветовая гамма картины отсылают к советскому коммунальному быту, который уже полвека занимает ум и фантазию Кабакова.

Илья Кабаков. Всё о нем. 1971 Оргалит, масло, эмаль. 147 × 370 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

— В 1987 году Сергей Шутов работал художником на съемках ставшего культовым фильма «Асса». И в том же году создал картину «Асса, племяши», представленную на выставке «Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988». На ней Шутов изобразил место съемки «Ассы» — Крым, а также своих друзей — Тимура Новикова и Георгия Гурьянова. Наверху полотна, на фоне буйства авангардных форм и красок, видна дата — 1987 — семидесятая годовщина Октябрьской революции.

Сергей Шутов. Асса, племяши! 1987 Холст, смешанная техника. 200 × 300 см
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», коллекция ГЦСИСергей Шутов рядом со своими работами на предаукционной выставке Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. Июль 1988 Фото: Сергей Борисов
© Сергей Борисов

Влюбленные в искусство. Интервью с главой русского Sotheby’s |

Генеральный директор «Sothebyʼs Россия и СНГ» Ирина Степанова рассказала о тенденциях на рынке искусства, о том, каков он – современный российский коллекционер, а также о том, что привносит в дом историю.

Российское представительство «Сотбис» начало свою работу в 2006 году. Вы работаете в аукционном доме с момента его открытия. Какая ваша личная история в «Сотбис»?
Моя карьера в Сотбис началась в 2006 году, еще до официального открытия офиса в Москве. В то время ни один из международных аукционных домов не имел представительства в России. Конечно, специалисты из Лондона и Нью-Йорка приезжали регулярно, но иметь полноценный офис – совсем другое дело. Это качественно меняет эффективность, позволяет выстраивать устойчивые связи с коллекционерами и экспертами.

Строить с нуля – невероятно интересно, этим мы и занимались с Михаилом Каменским первые годы не покладая рук. Когда нет заготовленных шаблонов, жестких границ, появляется чувство свободы и возможность создать что-то интересное. Рынок был на подъеме, русские аукционы били мировые рекорды, и в этот период нам удалось многое сделать.

Какие тенденции рынка искусства вы можете выделить в настоящий момент?
Рынок искусства похож на финансовые рынки и является серьезной индустрией. Согласно совместному отчету банка UBS и ярмарки Арт-Базель, объем рынка в 2018 году составил 67,4 миллиарда долларов США, рынок в последние два года растет. Все для большего числа молодого поколения бизнесменов инвестиции в арт-активы становятся привлекательными. В то же время наиболее прибыльными остаются топовые вещи в своих категориях. Именно они в долгосрочной перспективе обещают наибольшую прибыть. В настоящее время такими категориями являются современное и послевоенное искусство, импрессионисты, ювелирные предметы и дизайн. Коллекционирование предметов дизайна переживает настоящий бум – недавние торги коллекции Лаланн в Париже принесли неслыханные 100 миллионов долларов, и 100% лотов было продано.

Кто сегодня участвует в национальных аукционах русского искусства? Какой лот был приобретен дороже всего за историю существования московского офиса «Сотбис»?
Во всем мире национальное искусство в первую очередь востребовано национальными элитами, и русское искусство не является исключением. Но есть две категории, которые обладают колоссальной привлекательностью для международных коллекционеров – это русский авангард и прикладные предметы, особенно изделия фирмы Карла Фаберже. Мы видим постоянный рост цен на эти два вида искусства, и спрос на топовые вещи сейчас превышает предложение. Самой дорогой работой, которую мы продали за последние 10 лет, стала супрематическая композиция Казимира Малевича – 60 миллионов долларов на торгах в Нью-Йорке в 2008 году. А самой, на мой взгляд, красивой – полотно Марка Шагала «Любовники» 1928 года, которое продалось на торгах в Нью-Йорке за рекордные 28 миллионов долларов в 2017 году.

В начале ноября в Государственном музее архитектуры имени Щусева была представлена предаукционная выставка «Сотбис». По каким критериям вы выбираете площадки для мероприятий?
Мы проводим предаукционные показы в Москве два раза в год двенадцать лет и всегда на центральных музейных площадках. Уже в пятый раз мы проводим показ топ-лотов из наших торгов во флигеле «Руина» Музея архитектуры. На мой взгляд, это одна их самых удобных и стильных площадок Москвы. Пространство позволяет прекрасно представить коллекцию и дает возможность пообщаться большему количеству гостей.

Мы всегда очень серьезно относимся к дизайну наших выставок – архитектура создается с учетом коллекции, которую мы привозим. На этот раз ключевой работой русских торгов в Лондоне будет супрематистская композиция Ивана Клюна, поэтому и застройка выставки у нас получилась сфрерически-супрематическая.

«Коллекционирование требует больших знаний, погруженности в предмет, азарта и, конечно, денег»

 

Каков сейчас портрет коллекционера в России?
Портрет коллекционера из России немногим отличается от портрета западного. Коллекционирование требует больших знаний, погруженности в предмет, азарта и, конечно, денег. Я бы скорее выделила поколенческую разницу в среде коллекционеров, которая влечет за собой вкусовые отличия. Миллениалы отдают предпочтение современному искусству как наиболее созвучному их времени и пониманию жизни. Отсюда и рекорды на торгах современного искусства. Половина всех лотов дороже миллиона долларов на торгах современного искусства приобретается молодыми коллекционерами. Также они основные драйверы онлайн торгов.

Старшее поколение – традиционалисты. Их привлекают Старые Мастера, XIX век, импрессионисты и прикладное искусство. Но и в этой среде здесь вы не найдете абсолютно похожих людей. Коллекционирование подразумевает индивидуализм. Многие коллекции эклектичны, как портреты их владельцев.

Как устроена система экспертизы в «Сотбис»? Бытует мнение, что на российском рынке много подделок.
Рынок подделок искусства существует столетия. Еще римляне подделывали греческие статуи. Подделки и их выявление всегда были проблемой для коллекционеров и экспертов. Но хорошая новость в том, что мы живем в эру новой транспарентности – все работы, которые когда-либо попадали в публичный оборот, оказываются в международных базах Art net, Art price, Interpol. Еще никогда до этого информация не была так доступна и не путешествовала так быстро. К сфере торговли предметами искусства предъявляются все более жесткие требования со стороны законодательства, постепенно бизнес становится более прозрачным.

Все представленные на торгах работы имеют историю бытования – провенанс, который хорошо описан. Эксперты аукционных домов и музейные эксперты постоянно сверяются с открытыми источниками, базами данных музеев и многократно проверяют информацию. Помимо этого, наш аукцион дает пятилетнюю гарантию на проданные лоты, что в свою очередь дает достаточно времени и дополнительную возможность для проверки работы.

Тема этого номера журнала «Дом с историей». Какой он для вас?
Интеллигентный русский дом с большой библиотекой и картинами. Дом, где собираются друзья и интересные люди.

Какие ваши личные художественные предпочтения? Какой вид искусства в приоритете? Вы что-нибудь коллекционируете?
Я люблю Старых Мастеров, особенное Северное Возрождение, а коллекционирую современное русское искусство и старую графику.

Где бы вы предпочли жить – в городе или за городом и почему? Какой интерьерный стиль вам близок?
Предпочла бы, конечно, жить за городом, и приезжать на работу в центр. Но думаю, в Москве это утопия. Мне нравятся большие «пустые» пространства, где много воздуха и света, когда граница пейзажа за окном стирается и дом становится частью ландшафта. Такие проекты реализованы, например, в Норвегии.

«Я люблю старых мастеров, а коллекционирую современное русское искусство и старую графику»

Какая самая значимая вещь для вас в собственном доме? Стоимость не имеет значения.
Семейный фотоархив и картины.

Что бы вы порекомендовали читателю нашего журнала – начинающему коллекционеру искусства?
У каждого свое представление о красоте, и чтобы понять, что близко именно вам, нужно увидеть много искусства. Где бы вы ни путешествовали, посещайте большие и маленькие музеи, арт-ярмарки, читайте книги и знакомьтесь с другими коллекционерами. Не бойтесь заходить в аукционные дома – самые демократические институции в арт-мире. Сюда не нужно покупать билет, как в музей, или записываться на прием к эксперту. Специалисты аукционов всегда покажут вам текущую выставку и профессионально проконсультируют по любой работе. Мое убеждение: коллекционирование увлекает и качественно меняет жизнь.

 

Интервью подготовила ЕКАТЕРИНА КОНЕВА

Фото: пресс-архив Sothebys

Загрузка…

Самые ожидаемые выставки 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге


Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 г. Фото: Александр Лаврентьев

Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988

Музей современного искусства «Гараж»
23 января – 28 февраля

Первый в Москве аукцион Sotheby’s 1988 года иначе как легендарным не называют, и этот титул вполне заслужен. Благодаря торгам, которые прошли в Центре международной торговли, советские неофициальные художники были представлены зарубежному покупателю вместе с русским авангардом.
 «Гараж» намерен реконструировать события 30-летней давности. Зрители смогут заглянуть на аукцион, правда виртуально: на выставке будет работать VR-инсталляция. Помимо современных форматов, будут и вполне традиционные исследовательские материалы (проект позиционируется именно как исследование): интервью с участниками и организаторами и архивные документы.
Топ-лот того аукциона «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина, проданный в 1988 году неназванному коллекционеру из Мюнхена за £242 тыс. ($500 тыс.), также выставят в «Гараже» наряду с работой «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова, которую тогдашний председатель совета директоров Sotheby’s Альфред Таубман купил в подарок советскому Министерству культуры для создания музея современного искусства СССР. Сопровождать их будет русский авангард, среди которого рисунок Варвары Степановой (около 1924) и «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко.


Шпилька–«фэньсинь». Династия Мин (1368–1644), Китай. Золото, штамп. Шанхайский художественный музей. Фото: Музеи Московского Кремля
Династия Мин: сияние учености
Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы
17 апреля – 25 июля

Эпоха правления династии Мин (1368–1644) стала в Китае временем подъема образования и одновременно ностальгии по старине — мыслители того периода старались наполнить свой быт древними предметами, художники нередко подражали лучшим образцам произведений предшествующих Танской и Сунской династий, а в литературе появилось даже целое направление «приверженцев древней литературы».

На выставке в Музеях Кремля покажут около 150 памятников эпохи: фарфор, живопись, резьбу по камню и мебель.

 Богатой коллекцией последней особенно славится Шанхайский художественный музей, который предоставит все экспонаты. В выставочных залах появится воображаемый «кабинет интеллектуала» эпохи Мин вместе со своими «сокровищами» — так в Китае называли предметы для каллиграфии: тушечницы, сосуды для разведения туши, резные подставки под кисти.

 В Музеях Кремля также выставят живописные свитки, в том числе работу «Пион, листья банана и камни» одного из самых известных художников эпохи — Сюй Вэя, и драгоценный фарфор, другой обязательный атрибут жизни интеллектуала. Специальный раздел выставки будет посвящен археологическим находкам: там можно будет увидеть ювелирные изделия и набор фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы родственников императорской династии.


Илья Кабаков. «Футболист». 1964. Фото: ILYA AND EMILIA KABAKOV archive

Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех
Государственный Эрмитаж, Главный штаб
20 апреля – 29 июля

Ретроспектива самой знаменитой четы концептуалистов этой весной из Тейт Модерн переедет в Россию. Расширенную и дополненную версию выставки покажут в Санкт-Петербурге, а в сентябре ее примет Третьяковская галерея.
В интервью TANR Эмилия Кабакова рассказывала, что для экспозиции отобрали картины, рисунки, инсталляции и модели с конца 1960-х годов, с первой концептуальной картины Ильи Кабакова «Футболист» (1964), долгое время считавшейся утраченной, до совсем недавних вещей.
По мнению Кабаковых, это самый полный показ их творчества. Название выставки позаимствовано из открытого письма Ильи Кабакова, вышедшего в № 5 журнала «А — Я», и одноименной инсталляции, показанной на Венецианской биеннале в 2001 году и впервые реконструированной в Тейт Модерн.

Экспозиция «Наследие будущего / Futures Histories» Арсения Жиляева и Марка Диона в Casa dei Tre Oci. Венеция, 2015 г. Фото: Алекс Магуайр / Фонд V-A-C

Генеральная репетиция
Московский музей современного искусства, Петровка, 25
25 апреля – 16 сентября

Для создания большого театрализованного проекта усилия и коллекции объединили сразу три институции: Московский музей современного искусства, фонд V-A-C и некоммерческая художественная организация KADIST, базирующаяся в Сан-Франциско и Париже. Куратором выставки выступил новый художественный директор фонда V-A-C и бывший арт-директор Тейт в Ливерпуле Франческо Манакорда. С российской стороны в выставке участвуют работы Арсения Жиляева, Михаила Толмачева и Владислава Мамышева-Монро, среди зарубежных участников — британский художник и режиссер Фил Коллинз, его соотечественница Люси Маккензи, итальянская перформансистка Кьяра Фумай и другие.
 Проект покажет, как произведения искусства живут в хранилищах и выставочных пространствах и что роднит их с посетителям музеев. «Верхний этаж здания выступит в качестве хранилища, где собранные в группы работы будут ждать своего часа, — рассказывают в музее. — Каждой из них предстоит исполнить множество разных ролей во времени и пространстве парадных залов старинного московского особняка».


Кузьма Петров-Водкин. «Рабочие». 1926. Фото: Государственный Русский музей


Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа
Весна

Год назад Русский музей уже показывал Кузьму Петрова-Водкина вместе с учениками и последователями, но тогда акцент был сделан на преподавательскую деятельность и круг художника — теперь же дату отметят полноценной ретроспективой одного из самых важных русских и советских мастеров XX века.
 С помощью эскизов и рисунков кураторы восстановят процесс создания известнейших полотен художника, украшающих собой собрания Русского музея и Третьяковской галереи (вещи из ее коллекции тоже примут участие в выставке). Кроме прославленных шедевров наподобие «Купания красного коня» (1912), без которого не может обойтись ни одна ретроспектива, зрителям откроют малоизвестные и почти забытые вещи из региональных музеев: произведения дадут Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Художественный музей Хвалынска в родном городе художника и другие. Работы Петрова-Водкина для театра предоставят Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Музей Большого драматического театра и Театральный музей им. А.А.Бахрушина в Москве.


ГМИИ им. А.С.Пушкина. Выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо». Карта эпохи Эдо. 1840-е. Фото: University of Texas Libraries

Изобразительное искусство эпохи Эдо
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
3 сентября – 28 октября

«Такие выставки из Японии у нас случаются раз в 10–20 лет», — рассказывает об экспозиции ее куратор Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ. Центральное событие перекрестного Года России и Японии, выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо» обещает быть беспрецедентной по размаху и наполнению. Большая часть из 120 работ, охватывающих период с 1603 по 1868 год, приедет в Москву из Японии, что само по себе редкость: на родине некоторые из экспонатов имеют статус «национального сокровища». Это также уникальная возможность увидеть практически отсутствующую в российских собраниях японскую живопись.


Михаил Ларионов. «Весна». Из цикла «Времена года». 1912. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов
Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка
18 сентября 2018 – 20 января 2019

О планах объединиться с Центром Помпиду, чтобы хоть на время собрать в одном месте наследие Михаила Ларионова, Третьяковка объявляла еще в 2015 году. Тогда исполнилось ровно 100 лет с тех пор, как Ларионов вместе со своей единомышленницей и женой Наталией Гончаровой покинул Россию — на родину они больше не возвращались. Собрание Гончаровой и Ларионова оказалось разделено после смерти второй супруги художника, Александры Томилиной: большая часть по завещанию была передана советскому правительству, но какая-то доля осталась во Франции, причем разделение, по словам директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой, касалось и отдельных серий. Помимо Центра Помпиду, произведения на выставку — всего около 250 вещей — предоставят отечественные и зарубежные институции, среди которых Русский музей, Музей Людвига, Тейт Модерн, Музей Виктории и Альберта и другие.
 
На Крымском Валу будут выставлены работы, связанные с дягилевскими «Русскими сезонами», живопись и графика, созданная в России и Франции. Зрители увидят и другую ипостась Ларионова — коллекционера. Широко известно, что художник интересовался народным и наивным искусством, и гораздо меньше, что он собирал русский и восточный лубок и детский рисунок. У Ларионова также был обширный архив, связанный с историей русского балета — его тоже можно будет увидеть осенью.


Георгий Нисский. «В пути». 1958–1964. Фото: Институт русского реалистического искусства

Ретроспектива Георгия Нисского
Институт русского реалистического искусства (Москва, Частный музей)
Сентябрь

Большую ретроспективу певца индустриализации и социалистической стройки Георгия Нисского планирует показать Институт русского реалистического искусства. Любовь к индустриальному пейзажу художник пронес через всю жизнь — сын станционного фельдшера, Нисский не раз рассказывал, какое глубокое впечатление в детском сердце оставили пересеченные рельсами белорусские поля и леса. Именно железной дороге посвящено одно из самых примечательных произведений Нисского в собрании ИРРИ, большое полотно «В пути» (конец 1950-х), которое он писал целых пять лет, постоянно исправляя композицию. Несмотря на то что в частном музее есть немало достойных вещей Нисского, ими дело не ограничится: экспонаты собирают по самым разным коллекциям, от Третьяковской галереи до Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Аккомпанировать работам Нисского будут произведения его друзей, в число которых входил Александр Дейнека, и вдохновителей, включая постимпрессиониста Альбера Марке. Во время поездки в Москву в 1934 году он высоко оценил картину молодого тогда Нисского «Осень. Семафоры» (1932) — так родился каламбур о том, что у французского художника «вкус нисский».


Исаак Левитан. «Осенний пейзаж с церковью». Фото: Государственный Русский музей

Пейзажи Исаака Левитана и кино
Еврейский музей и центр толерантности
Осень

Провести параллель между «пейзажем настроения» Исаака Левитана (1860–1900) и кино решили в Еврейском музее и центре толерантности. Лиричные и обычно безлюдные картины Левитана куратор Екатерина Крылова сопоставит с кадрами хрестоматийных образцов киноавангарда. На выставке появятся фантастические перспективы на разумный океан планеты Солярис из одноименного фильма Андрея Тарковского, привычные глазу виды средней полосы из кинокартины Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» и «Ста дней после детства» Сергея Соловьева и другие образцы отечественного артхауса.

Автор

Дарья Палаткина

Гласность-1908—1988 | Colta. ru

23 января в музее современного искусства «Гараж» открылась выставка «Ставки на гласность. Аукцион “Сотбис” в Москве, 1988». По просьбе «Гаража» Денис Бояринов подготовил к этой выставке специальный тематический плейлист.

7 июля 1988 года в Москве, в Совинцентре (Центре международной торговли), прошел исторический аукцион «Сотбис», который впервые познакомил западных коллекционеров с современным российским искусством. Вместе с работами классиков русского авангарда Александра Родченко, Варвары Степановой, Надежды Удальцовой и Александра Древина западные гости, среди которых были агенты Дэвида Боуи и Элтона Джона, увидели неофициальное советское искусство — работы Ильи Кабакова, Дмитрия Краснопевцева, Ивана Чуйкова, Сергея Шутова, Владимира Янкилевского и других. Топовыми лотами аукциона стали абстракция Александра Родченко, ушедшая за 330 тысяч фунтов, и масштабный советский иконостас Гриши Брускина «Фундаментальный лексикон» (1986), проданный за 242 тысячи фунтов (около 500 тысяч долларов). Этот аукцион мгновенно сделал современных российских участников звездами арт-мира, желанными на Западе, но ненадолго.

По примеру организатора и идеолога аукциона Симона де Пюри, в плейлисте, посвященном этому историческому событию, я сопоставил знаменитые музыкальные произведения эпохи авангарда и наиболее интересные проявления перестроечного русского рока. Вырвавшись из информационной блокады ранних 80-х, русский рок переживал тогда свой самый интересный период — время расцвета идей и, как и русские авангардисты 1910-х — 1920-х, смело шел на эксперимент, порою неосознанно повторяя находки художников, творивших больше чем за полвека до его появления. Русский рок был открыт Западом примерно в тот же момент, что и неофициальное советское искусство, — в 1986-м в США вышел спродюсированный Джоанной Стингрей сборник «Red Wave», который инициировал волну интереса к андеграундной музыке из СССР.

Этот плейлист составлен так, чтобы между визионерами русского авангарда и героями российского рока прорисовались звуковые параллели и музыкальные рифмы: между стальным скоком симфонизма Александра Мосолова и антипропагандистско-дадаистским ска «Странных игр», между радикальными рифмами Алексея Крученых в футуристической опере «Победа над Солнцем» и многозначительным лаконизмом припевов Виктора Цоя, между революционными движениями «Механических танцев» Николая Фореггера, проигнорированных советской властью, и скользящей на звенящем льду пластикой «Звуков Му», между романтизмом для терменвокса Иосифа Шиллингера и наивными электронными экспериментами «Центра», между предвосхитившей musique concrète документальной аудиопьесой Дзиги Вертова и первыми пробами в постиндустриальной музыке «Ночного проспекта», между изысканной, игнорирующей дух времени звукописью Гавриила Попова и странным романсом «Аквариума». Главная рифма тут, пожалуй, вот какая: русские авангардисты и советские рокеры жили на заре эпох, манивших их голосами в иное, упоительное будущее, и, как положено художникам, записывали свои прозрения о грядущем, находя их в смурной реальности настоящего. Эпохи продлились недолго, голоса обманули, но это уже совсем другая история.

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

При поддержке Немецкого культурного центра им. Гете, Фонда имени Генриха Бёлля, фонда Михаила Прохорова и других партнеров.

Sotheby’s-1988 по ценам 2018-го

В московском центре «Парковка ГАРАЖ» завершилась выставка «Ставки в гласности. Аукцион« Сотбис »в Москве, 1988».

Единственный настоящий зарубежный аукцион «Русский авангард и советское современное искусство», проводимый в России, сегодня интересен и как коммерческий, и как социальный эксперимент.Как оценивалось искусство 30 лет назад и сегодня? Кто взял будущее? Как время скорректировал оценки и ставки?

«Сотбис» в 1988 году стал не только смелым рекламным роликом, но и в первую очередь грандиозным дипломатическим мероприятием. Видимый случай так называемой «англичанки гадит» вдруг приглашает и привозит своих тайн-твистеров, чтобы купить вчера враждебное искусство «Верхняя Вольта с ракетами». Перестройка, гласность, пьянящий воздух свободы внезапно объявили атмосферу доверия… и даже смогли легально купить и вывезти первый русский авангард. Что касается экспорта, то даже поступило специальное распоряжение властей — вопрос решался на высшем уровне.

Аукцион вызвал много ожиданий. Со стороны это казалось волшебным входным билетом на мировой арт-рынок и в целом дало много успехов. В предисловии к каталогу аукционов, подписанному достопочтенным председателем Sotheby’s графом Гаури, есть следующие слова: «Sotheby’s гордится тем, что проводит первый международный аукцион произведений искусства в Советском Союзе.Мы уверены, что он не будет последним, так как для развития культурных связей нет ничего лучше, чем свободный обмен идеями и искусством между молодыми художниками, коллекционерами и студентами изящных искусств из всех стран мира ».

они верят … «Сны, милорд, у меня были мечты, они чисты как слезы». Прошло 30 лет, но ни один зарубежный аукцион так и не пришел в Россию.

и не наступит в обозримом будущем.

За три десятилетия первый и последний московский Sotheby’s успел обзавестись множеством легенд.О бизнесе и не очень приятно. «Не очень» — как тут же началась очень советская по духу возня людей, испорченный жилищный вопрос: кого выставить на аукцион, а кого не брать, кто свои, а кого тянуть. Артистам вдруг не хватило еды, чтобы не было стыдно перед иностранцами. Деньги (по контракту художники обещали деньги: валюту и рубли) тоже, мол, не все получилось красиво. Откуда нам знать? Что-то сказали мне сами свидетели тех событий. Что-то можно найти в книгах участника торгов художника Гриши Брускина.Кстати, я смело могу рекомендовать именно «Прошедшее время несовершенного вида» или любую другую книгу, написанную и умело и точно, прочитанную на одном дыхании. В общем, было или не было, но в эту гонку трудно поверить: это очень в духе позднесоветских времен.

Но легенды остаются легендами, и настоящая текстура все еще может быть восстановлена ​​с высокой степенью уверенности в каталоге аукциона, согласно протоколам и другим документам, приведенным в выставочных документах. Итак, вот что произошло:

1.В каталог аукциона Sotheby’s от 7 июля 1988 г. вошли 34 художника: Гриша Брускин, Сергей Волков, Александр Древин, Евгений Дыбский., Юрий Дышленко, Илья Глазунов, Вадим Захаров, Илья Кабаков, Светлана Копыстянский, Игорь Копыстянский, Дмитрий Краснопевцев сила. , levikov, as, Malle leis, Татьяна Назаренко, Ирина Нахова, Владимир Немухин, Наталья Нестерова, Аркадий Петров, Дмитрий Плавинский, Леонид Пурыгин, Александр Родченко, Александр Ситников, Анатолий Слепышев, Варвара Степанова, Илья Табенкин, Лев Табдальцова, Наталья Табенцова Николай Филатов, Иван Чуйков, Эдуард Штейнберг, Сергей Шутов, Гия Эдзгверадзе, Мария Эндер, Владимир Янкилевский.Из 34 имен художников сегодня четыре не на слуху, а все остальные регулярно продаются на мировых и российских аукционах. Так что в этом вопросе — Браво, «Сотбис»!

2. Всего выставил 120 лотов. 8 из них (больше всего) поставил художник Вадим Захаров, были Александр Родченко (7 работ), Гриша Брускин, Светлана и Игорь Копыстянские (по 6). В общем, большинство авторов каталог включает 2-4 работы. Проще перечислить тех, у кого была только одна картина или рисунок: Мария Эндер, Татьяна Назаренко, Дмитрий Плавинский и Владимир Янкилевский.

3. Особо ценным русским авангардом был почему-то «разогрев»: он продавался первой цепочкой, лот 1 на 18. В блоке русского авангарда представлены работы Надежды Удальцовой, Александра Древина, Александра Родченко, Варвары Степановой и Марии Эндер.

4. Самым дорогим произведением на аукционе стало абстрактное полотно «Линия» 1922 года кисти Александра Родченко: заплатили за него 330 000 фунтов стерлингов, то есть 564 300 долларов США.

5. Самая доступная работа на этих аукционах стоила £ 2 200, или 3 762 доллара.На эту же сумму осталось несколько работ: три полутораметровых полотна Юрия Дышленко, большая картина Беллы Левиковой и две картины Ильи Табенкина.

6. Могли покупать только иностранцы за валюту. Советским художникам и наследникам авангарда причиталось 60% от суммы продаж (остальное — организаторам), из которых 10% в валюте, а остальное — в рублях до востребования.

7. Элтон Джон купил лоты 51 и 56 @ — картины Светланы и Игоря Копыстянских. Каждый по 44000 фунтов стерлингов (75 240 долларов США).Лот 57 (Копистанский) купил писатель Дэвид Боуи за 24 200 фунтов стерлингов (41 382 доллара). Кроме того, в протоколе от руки написано, что глава Sotheby’s Альфред Таубман купил картину Ильи Кабакова «Ответы экспериментальной группы» за 22 000 фунтов стерлингов (37 620 долларов).

8. Общий объем продаж, согласно отчету, составил 2 085 000 фунтов стерлингов (включая комиссионные 10%). Доля заботы о лотах, по моим подсчетам, составила 94%. По другим источникам этот показатель составляет 98%. Но, согласно протоколу, из 120 лотов (последний лот имел номер 119, а было 4 и 4А) остались непроданными 7.

9. Русский авангард официально и публично продавался иностранцам с разрешения. Работы художников русского авангарда выставлялись на торги не из музейных собраний, а из частных собраний семей и наследников.

10. Фактически с первого удара молотка Симона де Пури искусство в Советском Союзе вышло на рынок. После этого на несколько лет многие участники московского Sotheby’s перебрались на Запад. Некоторые навсегда. Московский аукцион Sotheby’s стал последним крупным событием 1988 года, фактически завершившим хронологию подпольного и неофициального искусства в известном каталоге «Другое искусство». И трудно не согласиться с тем, что то, что открыто продается в Совинцентре, андеграундом не назовешь.

Вспомните отдельные картины и рисунки с тех исторических торгов.

Комментарий : Работа Родченко «Клоун. Сцена в цирке» — одна из немногих, которые могли бы вживую увидеть выставку в «Гараже». Его подарили московские коллекционеры Марина и Борис Молчановы. Известно, что 26 апреля 2006 года она была перепродана нынешнему владельцу на Sotheby’s в Нью-Йорке за 528 000 долларов, что в 10 раз дороже, чем было куплено 18 лет назад в СССР.«Клоун» интересен, в частности, тем, что это одна из первых картин (а может, и первая), которую Родченко написал в 1935 году после длительного периода отказа от живописи. До этого он 14 лет не брал в руки кисть, считая, что не живопись, а фотография отвечает вызовам времени. На данный момент ценовой ориентир на работы этого класса уже составляет порядка 1 200 000 долларов.

Комментарий : авангардные дизайны, выкройки и концепты Варвары Степановой в последнее время особенно востребованы дизайнерами. Ее стиль — узнаваемые бриллианты — переняли в оформлении андерграунда, при разработке стиля формы олимпийской сборной России к Играм в Рио в 2016 году и даже при создании всего фирменного стиля празднования 870-летия Москвы. Гуашь, проданную на Sotheby’s в 1988-м, можно назвать не только плановой ценой сегодняшнего дня, но и недавней аукционной ценой: этот узор для ткани в конце 2016-го перепродан на Sotheby’s за 49 960 долларов. Сегодня гуашь стоила бы скорее 55 долларов. 000-60 000. Примерно в 7 раз дороже, чем 30 лет назад.Дороговато — «чистые» без всей этой истории эти гуаши дешевле. Но в силу происхождения — для этой картины «Сотбис» специально заказали у нее ткань — шарфы для гостей исторического аукциона — такая цена вполне оправдана.

Комментарий : Конструктивистская линия Родченко, которую, по данным New York Times, купил лондонский дилер Дэвид Джуд (David Juda), стала самой дорогой живописью на аукционе — 564 300 долларов в пересчете на фунты. Сегодня работы такого класса будут стоить на мировом аукционном рынке в 5-6 раз дороже — 3 000 000 долларов, а то и больше. Текущий аукционный рекорд Родченко составляет $ 4 500 000 — столько в 2016-м отдал еще одно его конструктивистское произведение.

Первый русский авангард в тот июльский день 1988 года был продан чистым. Ничего удивительного. Обычно цены были в 1,5-2 раза выше эстимейта. С тех пор ряд вещей неоднократно перепродавался новым владельцам. А если судить по ценам повторных продаж модели, то возврат инвестиций, сделанных 30 лет назад, составил 17-20% годовых. Просто проценты без инфляции, но все равно хорошо.

Современное искусство и «второй русский авангард» (шестидесятые) тоже пошли на ура. Но здесь, в отличие от ситуации с Родченко, Степановой или Эндер, покупателям требовалось гораздо больше знаний и видений. Не было никаких гарантий, что все художники каталога займут высокое место в истории искусства. Так и было. По ситуации 2018 года очевидно, что за любую-то работу сильно переплачивали, а какая-то, наоборот, покупалась за небольшие деньги. Но все же покупка на аукционе делает ваше пребывание гораздо более спокойным для коллекционеров, чем эмоциональная покупка на рынке на свой страх и риск, не получив по какой цене. Несмотря на внешнее давление, в целом организаторы аукциона — составители каталога сделали хороший выбор, значительно снизив риски покупателей. Да, работы, которые на сегменте за 30 лет подорожали в 5-6 раз (с темпами русского авангарда), среди них намного меньше. И, несмотря на некоторые удачные примеры, эмпирическое правило о более высоком риске инвестирования в современное искусство, чем то, которое уже прошло проверку временем в целом.

Комментарий : Гигантская трехметровая работа, составленная из 32 полотен, стала самым дорогим лотом аукциона в череде современного искусства.«Фундаментальный лексикон» Гриши Брускина был практически обеспечен: его фотография украсила обложку аукционного каталога. Но почти 17-кратного роста показателя относительно эстимейта в $ 24 000 никто спрогнозировать не мог. Работа очень зрелищная и концептуальная — про всю нашу жизнь. Его можно увидеть на выставке в Москве. Принять его аукционную стоимость сегодня — непростая задача. В 2000 году на Christie’s сопоставимое с классом четырехметровое полотно «Технология I» было продано за 424 000 долларов. Это рекорд аукциона, но за 18 лет произошло немало.Я думаю, что сегодняшний «Фундаментальный лексикон» будет стоить как минимум вдвое дороже — за счет художественного качества, происхождения и памятной ценности. Как и 30 лет назад «Сотбис» продал 6 картин Брускина (все они выставлялись на аукционе). Одна из вещей — лот 21 — может быть уточнена справочно: на тот момент он был продан за 26 334 доллара, а в 2017-м работа сопоставимого класса той же серии досталась «Сотбису» за 150 тысяч долларов. Рост на 5,7% за 30 лет. Вскоре после московского Sotheby’s художник Гриша Брускин уехал в Америку.Через некоторое время с ним заключила контракт влиятельная галерея «Мальборо», которая в то время была номером один по Фрэнсису Бекону и другим известным именам.

Комментарий : В воспоминаниях о тех событиях то и слышно: «навязывают», «спускают сверху» и тому подобное. Молодое поколение художников сильно недолюбливало Илью Сергеевича. Его работы действительно выглядят экзотично среди работ вчерашних неформальных или полуформальных художников. Но картин на торги хороших не менее трех из четырех.Самым дорогим из них было четырехметровое полотно «Иван Грозный» 1974 года, опубликованное в одной из монографий о Глазунове. Это строго натуралистический исторический рассказ, не для дома. Однако это абсолютный Глазунов, в его сильнейшее время, самое ценное время. Его нынешний аукционный рекорд приближается к 100 000 долларов, сегодня это еще одна работа того же класса — «Русский Икар» 1973 года. Но надо понимать, что это рекорд, исключение. И обычно нефть Глазунова сейчас продается в пределах 10–25 000 долларов.Конечно, с учетом аукционной истории и размеров «Иван Грозный» стоил бы более обычных вещей. Но не 10 раз. Вернее те же 50–60 000 долларов — может, чуть дороже.

Комментарий : Выкройка самых дорогих из ныне живущих русских художников исторического «Сотбиса» ушла выше эстимейта, но без ажиотажа. Например, наиболее значимые и ценные «Ответы экспериментальной группы» были проданы примерно вдвое дороже, чем указано выше, но все же за относительно скромные 37 500 долларов. Но время шло, и сегодня Кабаков считается одной из главных, даже просто главной ценностью русского художника послевоенного неофициального искусства. Монографии западного искусства написаны, сняты, художники представлены в ведущих музеях мира. Удивительно, но среди топ-5 аукционов-5 у Кабакова практически все работы выполнены на образной основе, в том числе «Жук» Вячеслава Кантора за 5,8 миллиона долларов. Не принимайте коллекционеры в свои коллекции, таблицы и тексты. Ближайшая референс-продажа «Ответов экспериментальной группы» прошла на Phillips два года назад: трехметровый стол концепт «стежок» был продан за 660 000 долларов.Дорогая. Но «Ответы» по всем параметрам лучше и больше «Собакина». Таким образом, аукционная цена на них сегодня может составлять более 1000000 долларов — в 26 раз больше, чем 30 лет назад. Если так, то эта вещь Кабакова стала одной из самых выгодных покупок тех профессий.

Комментарий : Для художника-пейзажиста Светланы Копыстянской (он тоже был жив на выставке в Москве) известен реальный результат перепродажи. Он странный. В 2005 году «Пейзаж №4» перевертайло «Сотбис» и продан за относительно небольшие 11 300 долларов (в Москве 17 лет назад его купили за 48 906 долларов).Можем ли мы считать новый результат справочным? Я думаю только отчасти. Потому что цены подскочили. Через год-другой ее «Пейзаж» 1988 года, но из того же цикла, что «Сетбасе», был продан за 92 800 долларов. А два года спустя вообще был установлен новый аукционный рекорд для работ Копыстянской: очень эффектный «морской пейзаж» 1995 года. шире метра, продавалась на Phillips за 117 000 долларов. Это был пик рынка, затем цены успокоились. Но даже в эти времена, думаю, сотбисовский «Пейзаж №4» будет стоить не менее 50 000 долларов.За границей, конечно, не мы.

Комментарий : Без наценки за каждый провенанс Краснопевцев такой размер и класс стоил бы сейчас на Sotheby’s около 95 000–100 000 долларов, а в России — около 65 000 долларов. С учетом особой мемориальной стоимости к цене можно прибавить еще 15%. Зачем? Все-таки иметь домашний оргалит, сыгранный в историческом (и прижизненном Краснопевцеве) справочнике — это особенное развлечение. Что тут еще можно сказать? Кроме: «Дайте мне машину времени!» Краснопевцев, за которого Sotheby’s когда-то просил 2 500–3 500 фунтов стерлингов, сегодня один из самых любимых художников у российских коллекционеров и является одним из самых популярных на рынке.И сейчас в 20 раз дороже. Только начинающим коллекционерам советую следить: небольшие западные аукционы под Краснопевцевым переполнены фейками.

Комментарий : Владимир Николаевич был одним из мастодонтов неофициального искусства, входивших в лианозовский кружок. За границей такой натюрморт Немухина сейчас может стоить в районе 15 000 долларов. В России — действительно около 10 000 долларов. Кстати, совершенно очевидно, что вскоре после смерти художника резко активизировались подделки.Покупать Немухина без собственного ведома в последнее время стало намного рискованнее, чем когда-либо.

Комментарий : Шуты — художник культового фильма Соловьева «АССА». Это, кстати, мы видим в первом кадре: странный человек с сеткой на лице — клоуны. Русский космист, авангард, в 1988 году ему было 33 года, еще совсем молод. Работа куплена. Но к коммерческой части мероприятия клоуны с друзьями отнеслись с большой долей самоиронии и в 1988 году вместе с «Чемпионами мира» провели митинг «Анти-Сотбис».Сколько сегодня может стоить трое — «АССА, племянник!»? Прямых аналогов нет, но ряд эталонных продаж — в районе 30 000 долларов. Изображен Крым, Новиков, Гурджанов. На аукционе его купил Андре Шолер и передал в дар Фонду, а не созданному Музею современного искусства в Москве. Сейчас работа хранится в РОСИЗО.

Комментарий : За великолепную композиционную живописную работу Анатолия Слепышева, физически составленную в тот день из 6 полотен, заплатили в полтора раза дороже сметы — 16 930 долларов.В 2008 году его большие картины (из нескольких частей) достигли рекордных цен в диапазоне $ 30 000-45 000. После кризиса цена Слепышева скорректировалась вниз, и только последние пять лет его работы снова стали хитами аукционов (на AI он один из авторов бестселлеров). Сейчас ценовой ориентир метрового полотна был установлен в районе 230 000 рублей. Большие реститути картины сегодня редкость, хотя все же встречаются. Они, правда, намного дороже — порядка 15 000 долларов.

Философские уроки московского «Сотбис» 1988 года не менее интересны, чем рекламные.Их несколько, хотя все вращается вокруг одного:

1. Патронаж, движения локтями и включение в списки на основе соответствия всей тактической эффективности имеют очень ограниченную силу. Дверь на большие страницы аукционного каталога может стать трамплином в профессиональную карьеру, но не гарантирует дальность прыжка.

2. Отсутствие этого в первом аукционном каталоге произведений Зверева, Яковлева, Рабина, Целкова и многих других ведущих имен никак не повлияло на их высокое место в истории российского неофициального искусства и будущее положение на рынке. .

3. Несколько имен из числа участников «Сотбис», несмотря на такие стартовые условия, практически выпали из истории искусства и из оборота аукциона.

4. Никто не может заранее знать, как будут развиваться дела в будущем. Коллекционеры любви непостоянны. И их мнение о справедливых ценах может резко измениться. Обратите внимание, тот же Краснопевцев в 1988 году по каталогу был оценен дешевле Немухина, Нестерова, Слепышева и многих других хороших художников.

Для токоприемников это и урок, и напоминание о возможностях.Как и раньше, сейчас среди лотов аукциона выставлено много работ еще недооцененных авторов. Однако много играть против рынка не стоит. «Сотбис» еще раз показывает, что на рынке могут быть правы 30 из 34-х попыток, то есть почти 85% случаев.

Богданов Владимира, AI



Внимание! Все материалы сайта и база данных результатов аукционов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированную справочную информацию о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается. ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявки уполномоченного органа.

Ставки на гласность.Аукцион «Сотбис» в Москве 1988 г.

Выставка, которая откроется 23 января в Гараже, посвящена новым торгам советского неофициального искусства, впервые открывшимся западному миру.

Музей современного искусства «Гараж»
23 января — 28 февраля 2018
Парк Горького, Москва, улица Крымский Вал, 9, стр. 32

7 июля 1988 года в Москве состоялся аукцион Sotheby’s, ставший самым неоднозначным событием в художественной жизни позднего СССР. По инициативе талантливого аукциониста Sotheby’s Симона де Пюри на продажу было выставлено более сотни произведений русского авангарда, произведения как признанных, так и неофициальных советских художников. Аукцион привлек коллекционеров из разных стран и стал предметом обсуждения интеллектуалов и скептиков художников, чьи работы не выставлялись на аукцион.

на выставке «Ставки в публичности. Аукцион« Сотбис »в Москве, 1988» будет представлен видеоролик торгов; отрывки из интервью с организаторами и участниками аукциона; VR-инсталляция, которая позволит посетителям стать свидетелями торгов; архивные материалы, демонстрирующие противоречивое отношение к торгам, продолжающимся по сей день. Также на выставке будут показаны некоторые из работ, участвующих в аукционе, в том числе фигуры Варвары Степановой (около 1924 г.), «Шут.Сцена в цирке »(1935) Александра Родченко,« Фундаментальная лексика »(1986) Гриши Брускина (продано за рекордную £ 242 000) и« Все о нем »(1971) Илья Кабаков. Последнюю работу приобрел Альфред Таубман — в то время председатель совета директоров Sotheby’s — и преподнесен Министерству культуры СССР как первую работу для будущего Музея современного искусства СССР.

Аукцион Sotheby’s ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последняя международная культурная инициатива периода перестройки, требовавшая одобрения Советского правительства.Он также был одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, который изменил положение Союза художников и других официальных учреждений при Министерстве культуры, которые быстро осознали выгоды в интересах Запада для неформального искусства, — проценты, могут стать источником притока иностранной валюты.

Однако рекордные цены, установленные на аукционе, застали врасплох советский и западный арт-мир, не выдержавший распада СССР рухнувший вместе с ним.Однако «русский« Сотбис »» привел к устранению строгого разделения формальной и неформальной культуры, внес в искусство дух соревнования и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международное внимание, которое было вызвано аукционом. Со временем аукционы приобрели мифическую ауру, о которой писатель Эндрю Соломон сказал: «… об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники почему бы просто не поставить аукционному дому кредит на: он-де открыл в одном направлении, изобрел другое, положил конец.»

@now;

: garagemca.org



Внимание! Все материалы сайта и база данных результатов аукционов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированную справочную информацию о произведениях, проданных на аукционах, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, образовательных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 Гражданского кодекса. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, не допускается.ARTinvestment.RU не несет ответственности за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании заявки уполномоченного органа.

10 лет Sotheby’s в России

PSCulture — 10 лет Sotheby’s в России

Юбилейная выставка крупнейшей в мире арт-дилерской компании

  1. Тип проекта: Выставка
  2. Масштаб:

    Более 400 кв.м.

    70 из частных собраний и предаукционных выставок

  3. Клиенты: Sothbey’s
  4. Состав работ:
    • Мастерпланирование
    • Выставочный дизайн и креативное направление
    • Тендерная документация
    • Управление проектами
    • Графический дизайн
  5. Место нахождения: Российская Государственная Библиотека, Москва
  6. Программа: март — май 2017 г.
  7. Команда проекта:

    Юлия Наполова

    Онищенко Николай

    Капчегашева Алена

10 лет Sotheby’s в России — это 10 лет новой национальной страсти.Свой юбилей компания отметила самым достойным образом — выставкой. «Видение коллекционера» представляет собой лучшие образцы русского вкуса: изысканные трофеи, выигранные на полях сражений арт-аукционов.
Выставка объединила шедевры из частных российских коллекций и лучшие предметы, продаваемые на международных аукционах. На выставке было представлено более 70 произведений искусства со всей Европы, России и Африки. А также артефакты из Российской государственной библиотеки; они познакомили посетителей с историей меценатства в России.
Нашей основной целью было создание безопасного и многофункционального выставочного пространства. Такое пространство позволяет не только проводить художественные аукционы, но и хранить вещи в безопасности. Мы также разработали дизайн декораций, используя узнаваемый брендбук Sotheby’s: темно-синий фон, оригинальные шрифты.

© 2017, Все права защищены

Наш сайт использует файлы cookie, которые позволяют оценить работу сайта.Продолжая пользоваться сайтом, вы даете использование ваших файлов cookie и учетной записи вашего посещения. Это совершенно безопасно!

Association Les Amis de Nicolas Tarkhoff

«В столовой Тархова».
Марк Шагал.
Бумага, карандаши, тушь и гуашь, 13,3 x 20,6 см. 1911.
Центр Помпиду, Париж.

«В столовой у Тархова.»
Марк Шагал.
Бумага, карандаш, чернила, гуашь, 13,3 x 20,6 см.1911 г.
Центр Помпиду, Париж.

В 1911 году Марк Шагал посетил Николая Тархова и нарисовал членов семьи. Два эскиза (1), хранящиеся в Центре Помпиду в Париже, иллюстрируют узы дружбы, которые Шагал и Таркофф поддерживали до Первой мировой войны.
Эти два движущихся рисунка Шагала, подписанные, датированные 1911 годом и написанные кириллицей курсивом художника, происходят из частной коллекции. В 1988 году они были приобретены Центром Помпиду за натуральную оплату и сейчас хранятся на складе его Кабинета графики.
«В столовой Тархова»: Шагал, стоящий, по всей видимости, в конце столовой, воспроизводит обстановку комнаты. Курсивом он делает черным карандашом первый набросок. Стол, изначально расположенный в центре листа, оказывается на несколько миллиметров выше. То же самое и с другими элементами мебели, которые в конечном итоге замерзают под фиолетовыми чернилами.
Помещение обставлено лаконично: на заднем плане комод, сбоку кресло, слева камин, где горит огонь, справа диван в форме цветка.На круглом столе на трех ножках, накрытом красной скатертью, ваза с фруктами и две чашки кофе. Пол покрыт большой красной плиткой, вероятно, терракотовой. Единственное украшение — две картины в рамах, висящие на стене над комодом, на одной виден натюрморт, а другая без рамки, изображающая персонажа, висит слева от дивана. На каминной полке размещаются фотографии или небольшие картины; мы различаем картины матери и ребенка и некоторые портреты.На миссис Тархофф синяя блузка и черная юбка. Она сидит на табурете и греется у костра; возможно, она засыпает. Тархов в своей неразлучной шляпе, опершись локтем о стол и положив голову на правую руку, кажется задумчивым, если только он не дремлет. Справа от него сидит младший сын Борис, а старший, Жан, уснул на диване. Здесь Шагал интерпретирует сцену, в которой актеры предаются меланхолии, мечтам или сну.

(1) Приглашены к Тархову. Марк Шагал. Бумага, карандаши, тушь, гуашь. 13,3 x 20,6 см. 1911.
https: //www.centrepompidou.fr/cpv/ressource.action? Param.id = FR_R-97833c3 …
В столовой Тархова.

Добавить комментарий