Работы андрея бартенева: Купить работы художника — Андрей Бартенев в галерее ArtZip в Москве

Аукционный дом – СОВКОМ

Частные продажи


Новые поступления

Раздрогин И.А.

Венеция.

Щербаков Б.В.

Снегири. Деревня Рождествено.

Виноградов Л.Н.

Венеция.

Штраних В.Ф.

Эскиз обложки газеты Техника.

Посмотреть все

Анонсы и


новости

Дорогие друзья! Поздравляем вас с майскими праздниками и просим ознакомиться с графиком работы галереи.

С 1 по 10 мая галерея не работает. Вы можете связаться с нами по почте [email protected]

Подробнее

Результаты аукциона 23 марта 2023 г.

Продано 78 лотов из 144.

Подробнее

Результаты аукциона 20 декабря 2022 г. Продано 73 лота из 126.

Подробнее

Результаты аукциона 23 ноября 2022 г. Продано 82 лота из 155.

Подробнее

Результаты аукциона 20 сентября 2022 г. Продано 72 лота из 154.

Подробнее

Результаты аукциона 19 июля 2022 г. Продано 84 лота из 130.

Подробнее

Результаты аукциона 07 июня 2022 г. Продано 88 лотов из 156.

Подробнее

Результаты аукциона 19 апреля 2022 г. Продано 107 лотов из 157.

Подробнее

Результаты аукциона 22 февраля 2022 г. Продано 126 лотов из 157.

Подробнее

Посмотреть все

Андрей Бартенев — биография, личная жизнь, фото, новости, художник, костюмы, галерея, «Модный приговор», картины 2023

Биография

Андрей Бартенев — человек-праздник, художник, не перестающий эпатировать публику неповторимыми произведениями. Творчество живописца и дизайнера одежды ценится поклонниками авангардного искусства не только в России, но и за рубежом. Самым страшным врагом творец считает скуку и не ищет признания, ее умножающего. Счастье для него заключается в улыбках близких людей.

Детство и юность

Знаменитый художник современности родился в северном городе Норильске 9 октября 1965 года. Родители жили с сыном в коммунальной квартире. Мальчик рано заинтересовался музыкой — ему хотелось научиться играть на фортепиано, но дома громоздкий инструмент негде было поставить. Тяга к творчеству не проходила, и Андрей начал лепить, рисовать, резать и клеить из бумаги.

После окончания 10-го класса юноша решил сменить обстановку и из Заполярья направился на юг России, в Краснодарский край, где поступил в институт культуры на факультет режиссуры. Буйство южных красок поразило молодого человека, который привык к полярной ночи, вечному снежному покрову и северному сиянию.

Дизайн и творчество

В возрасте 20 лет Андрей переехал в Москву по приглашению Жанны Агузаровой и директора певицы. В столице он начал работать с молодыми коллективами. Художник ставил первые перформансы, на которые с удовольствием начали ходить как критики, так и обыватели. Вместе с Александром Петлюрой Бартенев в молодости представил в галерее «Марс» свои ранние работы: «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок» и «Великая корякская чайка».

Андрей Бартенев в молодости / @andreybartenev

В 1992 году дизайнер создал оригинальный черно-белый проект-перформанс «Ботанический балет», фото которого появились в глянцевых журналах. Вскоре с этой выставкой он поехал на фестиваль в Ригу, где получил Гран-при.

Зарубежная пресса, наблюдая за творчеством русского дизайнера, была в восторге от стилистики инсталляции Андрея, которая напоминала эпоху русского авангарда и футуризма. Перформансы Бартенева — словно ожившие фигуры с картин художников начала XX столетия, которые под классическую музыку перемещались по пространству с точностью взаимодействия планет. В середине 90-х его приняли в Союз московских художников.

По приглашению Роберта Уилсона в начале 2000-х Андрей Бартенев работал в центре Watermill в Хэмптонсе. Русский дизайнер поставил в США запоминающуюся работу «Лестница красного». В представлении участвовали оперные певцы и оркестранты, которые вместо симфонических инструментов для создания звукового фона использовали пустые железные банки. Эффект произвели на публику макаронные блюда, которые исполнители кидали с балкона на сцену.

Проект «Я тебя люблю» (скульптурная композиция, представленная множеством динамиков и микрофонов) создавался для первой Московской биеннале и позднее был выставлен в Музее современности в Москве. Суть инсталляции заключалась в том, чтобы сказать в микрофон фразу с признанием в любви, которая тут же отзывалась пятикратным эхом со спецэффектами, а вслед за этим звучал записанный на пленку ответ предыдущего участника.

Бартенев считал себя прирожденным педагогом, так как начал обзаводиться учениками с самого начала творческой биографии. Тому поспособствовал юношеский опыт работы пионервожатым в советских детских лагерях. Художник преподавал не только на Западе, но и собирал молодых творческих ребят в Москве на собственные лекции по искусству, а также привлекал особо одаренных для перформансов. Популярность получил проект Бартенева — галерея «Здесь на Таганке», в котором дизайнер выступил куратором.

Андрей Бартенев и Жанна Агузарова / @artguide

Целью стало объединение в одном художественном арт-пространстве работ опытных и начинающих художников. В интервью Андрей Дмитриевич пошутил, что возраст творцов, с которыми он занимается, от 4 до 164 лет. В рамках проекта ежегодно проводились две групповые выставки. Главными направлениями представленных творений стали керамика, скульптура, перформанс.

Каждое проходившее мероприятие получало оригинальное название. Например, в 2016 году публику на выставке в Москве ожидали «Переспелые пальцы слонов». Расходы, связанные с организацией таких событий, Андрею пришлось взять на себя.

Известной российской ученицей мастера стала Саша Фролова, которая прославилась проектом «Аквааэробика». Также в число выдающихся студентов мастера вошли Роман Ермаков, Гоша Рубчинский, Вова Перкин, Данила Поляков. Последний стал для Бартенева не только интересным художником, но и вдохновителем.

В интервью Андрей Дмитриевич признался, что в изобразительном искусстве для него живут несколько «фонтанов, которые всегда удивляют». В их числе — погибший художник Владик Мамышев-Монро и Поляков. Эпатаж молодого рыжеволосого манекенщика оказался близким по духу творческим настроениям Бартенева. Он выступил художником-постановщиком фильма «Энтропия», в котором помимо Данилы снялись Валерия Гай Германика, Ксения Собчак и другие.

Бывшие ученики художника получили высокие оценки мастеров современности и работают сценографами и артистами в знаменитых коллективах Европы и США. Сам Андрей тоже регулярно сотрудничал с западными брендами. Так, в 2018 году к ЧМ по футболу совместно с фирмой Hublot он разработал дизайн сувениров — футбольного мяча и матрешки для продаж в бутике. В том же году (и ранее, в 2003-м) Бартенев оформлял магазин Cartier в Москве.

С 2017 года Андрей Дмитриевич участвовал в ежегодном фестивале Burning Man в пустыне Блэк-Рок, проводящемся в штате Невада. Ярким проектом для этого события стал перформанс с надувными фигурами инопланетян. По задумке автора зеленые жители других планет шествовали по пустыне под сопровождение чарующих звуков электронной арфы. За инструментом сидел солист Большого театра Александр Болдачев.

Андрей Дмитриевич — регулярный участник светских мероприятий. На различных встречах мастер эпатажа появляется в самых необычных костюмах. Стройный художник с ростом 184 см, который выглядит намного моложе своих лет, выступает моделью для собственных экспериментов. Бартенева можно увидеть в фантастических нарядах, напоминающих инопланетян и загадочных космических существ. Особенно запомнился публике модельер в костюме малинки.

Художник Андрей Бартенев / @andreybartenev

В марте 2017-го дизайнер начал вести передачу Первого канала «Модный приговор», в которой на время заменил Александра Васильева. Поклонники историка моды недоумевали, с чем могли быть связаны резкие изменения в программе. Васильев поспешил успокоить общественность, сообщив, что Бартенев станет ведущим на несколько выпусков, пока он будет занят своими сторонними проектами.

На рубеже 2020 и 2021 годов публика посетила выставку-экспозицию Бартенева «Тетя Маша и 33 медведя», составленную из черно-белых керамических статуэток этих животных, которые посетители могли к тому же приобрести. Осенью 2021 года в программе «Эмпатия Манучи» Андрей Дмитриевич рассказал, что перформансами больше не занимается, объяснив решение сменившимися взглядами современной публики.

Привести россиян к сладкой жизни художник пообещал, создав коллекцию летней обуви «Медведи». Обувь ручной работы, украшенная авторскими рисунками Бартенева, была разработана со вкусом и в его неповторимом стиле.

Картины

Как художник Бартенев создает картины, выполненные в смешанных техниках: декупаж, пастельная живопись, графика, коллаж. Наиболее известными его работами считаются «Девочка с двумя фейерверками», «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Портрет в сапогах», «Спокойствие двух клоунесс», «Я фей, я фей прекрасный», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского».

Картины Андрея Бартенева / @andreybartenev

Стилистически картины представляют собой крайнюю степень абстракции. Помимо художественных работ Андрей Дмитриевич создает зрелищные представления. Это такие инсталляции, как «Спящие красавицы», «Снежная королева», «Фауст», «Нижнее белье для Африки», фестиваль иллюстрации «Институт улыбки», выставка «Люби кутюр!».

Драматический театр

Неутомимый Андрей Бартенев попробовал себя и в качестве театрального актера. В начале 2000-х годов он сыграл в постановке Shlem.com по произведению Виктора Пелевина. Экспериментальный спектакль, в котором авторы попытались соединить представление, видеопроекцию и общение зрителей в интернет-пространстве, участвовал в фестивале современного искусства NET, однако действо не произвело впечатления на критиков. Но этот опыт характеризует Бартенева как художника, который находится в поиске новых форм.

Андрей Дмитриевич работал и в Европе. Он преподавал в Норвежской академии театрального искусства. На Западе проведение перформансов выделено в самостоятельный вид искусства, и такая дисциплина преподается отдельно. Российский дизайнер общался с представителями западной художественной элиты Эндрю Логаном, Пако Рабанном, Кельвином Кляйном, Жан-Полем Готье, Робертом Уилсоном, Зандрой Роуз.

Бартенев разработал дизайн театральных костюмов для спектаклей «Синяя птица» (Нью-Йорк), «Золушка» (Гамбург), «Три сестры» (Москва). В 2019 году художник стал автором сценической одежды для проекта «Щелкунчик», поставленного в столичном культурном комплексе «Зарядье».

Скандалы

С именем Бартенева связано немало скандалов, хотя, в сущности, он безобидный художник-пацифист. Так, на одной частной вечеринке для богатого клиента концептуалисту заказали проведение вечера. Каково же было удивление представителей высшего общества, когда им в качестве развлечения было представлено шоу из десятков кошек и собак, которые занимались процессом размножения.

В 2011 году на Первом канале в программе «Давай поженимся» вышел необычный выпуск, приуроченный к празднованию Хеллоуина. В качестве жениха выступил Бартенев, который пришел в студию в оригинальном образе — в костюме надувной кукурузы. Концептуальный наряд оказался слишком неудобным для съемок, задевал декорации, что вызвало гнев у Ларисы Гузеевой. Однако дизайнер сумел договориться с телеведущей и сделать один из ярких и незабываемых выпусков проекта.

Костюм Андрея Бартенева / @andreybartenev

В 2019 году публику шокировала эпатажная свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова. Пара отправилась в загс в открытом катафалке — желающие могли лицезреть пару, уютно устроившуюся в столь оригинальном средстве передвижения. Но на этом скандальные события торжества не закончились. Бартенев предстал перед гостями в роли подружки невесты. Для этой почетной миссии дизайнер создал костюм с 19 надувными шарами с изображениями женского лица. В загсе художник исполнил танец, чем привел в восторг гостей.

Не прекратились его эпатажные выходки и в 2020-м. Так, в сентябре художника не пустили на борт самолета компании «Аэрофлот», летевшего в Барселону, чем Бартенев поделился с подписчиками соцсетей. Концептуалиста отказались пропускать с ручной кладью, вес которой превышал положенные параметры. Андрей Дмитриевич посчитал себя жертвой схемы по выманиванию денег.

Личная жизнь

О личной жизни Бартенева известно мало. В интервью художник шутя или всерьез говорил, что в параллельной реальности у него есть семья, которая состоит из трех мужей и одной жены. Но детей у эксцентрика нет даже там. Отсутствие стремления официально обзаводиться семьей, хоть и оправданное уходом в творчество, способствовало интересу публики, направленному на вопрос об ориентации художника. Тем не менее тему не освещали даже на желтых страницах.

Известно, что Андрей Дмитриевич потерял мать, которая была самым близким для него человеком.

Андрей Бартенев сейчас

Сейчас дизайнер продолжает творческую деятельность. Его работы в январе 2023 года стали частью выставки «День утописта» в галерее «Наковальня». Посетители познали философию цикличности времени, увлекательно поданную с юмором в многообразии форм и представленную куратором Вовой Перкиным.

Интересные факты

  1. В творчестве дизайнер сравнивает себя с учеными, открывшими рентгеновские лучи: «Все время облучаюсь своими открытиями и смотрю, к какому результату это облучение приведет».
  2. Стихи и философские теории художник считает обязательной основой собственного творчества. Однако поэтические произведения он не публикует нигде, кроме соцсетей, объясняя это нехваткой времени.
  3. Семья не та тема, которую Андрей Дмитриевич любит поднимать. Это неудивительно, ведь, по словам знаменитого дизайнера, его бабушки и дедушки либо были расстреляны, либо находились в местах заключения вплоть до 80-х годов, а родители жили с клеймом «ребенок врага народа».

Андрей Бартенев. Сказать я тебя люблю!

ФЕВРАЛЬ — 21 МАЯ 2023

3 марта — 2 июля 2023 г.

21 марта – 30 апреля 2023 г.

15 марта — 23 апреля 2023

27 января — 19 марта 2023 г.

31 марта — 14 мая 2023 г.

9 февраля — 2 апреля 2023 г.

22 ФЕВРАЛЯ — 16 АПРЕЛЯ 2023

Андрей Бартенев

Бартенев – Алоэман, 2013
Фото Ивана Оноприенко

Бартенев, 2013
Фото Ивана Оноприенко

Бартенев, 2013
Фото Ивана Оноприенко

Гусеница, 2013. Вильнюс
Фото Висвальдаса Моркявичюса

Лестница красного цвета. 2002, Нью-Йорк
Фото Юрия Гавриленко

Осторожность! Кошки и собаки в бассейне. 2005, Нью-Йорк
Фото Павла Антонова

Ботанический балет, 1992 г., Рига
Фото Юрия Козырева

Ботанический балет, 1992 Москва
Фото Ханса-Юргена Буркарта

Андрей Бартенев
Фото: Павел Антонов

Дата: 30 сентября — 22 ноября 2015 г.
Место проведения: ММОМА на Гоголевском бульваре, 10

Кураторы: Ольга Свиблова, Василий Церетели
Архитектура: Ольга Трейвас

*Специальный гость 6-й Московской биеннале современного искусства

При поддержке Фонда RuArts

В сентябре 2015 года Московский музей современного искусства представляет масштабную ретроспективную выставку Андрея Бартенева, художника-синтеза, объединяющего изобразительное искусство, перформанс, театр, танец и музыку. Выставка откроется в двух зданиях музея на Гоголевском бульваре и будет включать работы Бартенева за последние 25 лет. Специально для выставки художник работал над масштабной скульптурой Seaberry. С момента начала работы над проектом прошло больше года. Огромный выбор работ Бартенева 1990-е начинают новую жизнь. Впервые они будут доступны для широкой публики. На период июля и августа одно из зданий музея будет преобразовано в открытую мастерскую художника, где посетители смогут увидеть подготовку и реставрацию произведений для выставки.

Творчество Андрея Бартенева многослойно. Перформансы, инсталляции, скульптуры, театральное и видеоискусство сливаются воедино, образуя единый вихрь, блуждающий в нескончаемом поиске новых художественных приемов. Бартенев, который с 1990-е годы известны как «Человек перформанса» и «Мастер инсталляций», воспринимающий мир через контрасты цветов и объемов, фактур и поверхностей, активное взаимодействие материалов и форм. В этой выставке музей пытается осмыслить сложный мир художника. Диалектическая составляющая его творчества становится стержнем будущей экспозиции.

Неоклассический особняк XIX века на Гоголевском бульваре разделен в бело-изумрудных тонах на два импровизированных ориентира, именно северный и южный, образуя противопоставление холодных и теплых стихий. Другое пространственное разделение — хронологическое, предполагающее два основных периода времени. Левое крыло музея расскажет историю 19-го века.90-е годы, эпоха становления Современного Искусства в новой России и расцвета художника, непосредственного участника этого процесса. Среди объектов, вокруг которых вращается эта часть экспозиции, следует отметить проект «Снежная королева» (1993 г.), авангардную интерпретацию сказки Андерсена, которая уже экспонировалась в Государственной Третьяковской галерее, а затем в Королевском фестивальном зале и Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Именно это произведение и его автор были в центре внимания первого номера легендарного журнала «Птуч» в 19 году.94.

Так современное искусство осталось на страницах глянцевых журналов. Еще одним знаковым произведением того периода стал «Ботанический балет» (1992), изображающий метаморфозы природы, навеянные воспоминаниями художника о детстве в заполярном Норильске с его контрастом черной ночи и белого снега. Раздел выставки, посвященный 1990-м годам, также будет включать в себя обширный видеоархив, в котором задокументировано более 50 перформансов художника.

Правое крыло здания посвящено 2000-м годам, периоду больших инсталляций и кинетических скульптур. В этом разделе экспозиции будет представлена ​​по одной работе в каждой галерее: фотодиодная скульптура «Электрические инопланетяне» (2004), инсталляция «Утерянная связь». «Поле одиноких сердец» (2007 г.), экспонировавшаяся в павильоне России на Венецианской биеннале 2007 г., и, естественно, звуковая скульптура «Скажи: «Я тебя люблю» (2005 г.) из коллекции Московского музея современного искусства. К дате открытия выставки Андрей Бартенев репродуцирует свою работу «Солнечный бассейн» (2009 г.

), созданный специально для Фонда Виллема де Кунинга и ставший со временем частью коллекции режиссера Роберта Уилсона. К сожалению, многие работы художника, несмотря на их гигантские масштабы, были созданы лишь на короткий период, а затем прекратили свое существование. Музей остановится на них в отдельном разделе выставки. Сегодня в течение дня Андрей Бартенев изготовит из стали и сотен керамических сфер масштабную скульптуру Морская ягода. Проект предназначен специально для выставки и будет выставлен в одной из галерей Музея.

Уже в первых своих работах Андрей Бартенев продолжает идеи русского футуризма, создавая абсурдные, причудливые, вызывающие, карнавальные фантасмагории. Костюмы и сценографию, созданные Бартеневым для своих спектаклей, до сих пор часто сравнивают с наследием Сергея Дягилева и Всеволода Мейерхольда. Еще одним источником его творчества является кинетическое искусство и скульптура в целом: интерес Бартенева к этим художественным практикам проистекает из его тяги к форме. В обоих случаях художнику удается сочетать кажущуюся спонтанность, хаотичность и красочность своих работ с жестко упорядоченной внутренней динамикой — хаотичный маскарад всегда превращается в выработанную полнокровную театральную пьесу. Экспозиция музея будет построена вокруг движения как философии работы: выставка будет вращаться, мерцать и звучать, превращаясь в единый механизм под названием «Андрей Бартенев».

Влияние Андрея Бартенева на поколение молодых художников и, в частности, на культуру иллюстрации в России давно стало установленным фактом. В 2007-2009 годах Андрей, работая приглашенным куратором в сотрудничестве с ММОМА, три года подряд организовывал ежегодный фестиваль иллюстраторов. Последние 8 лет активно читает лекции в Европе и США, читает семестровые курсы в разных художественных учреждениях. Его влияние на формирование молодых художников и кураторов приняло международный оборот. Спецпроект «Фабрика Андрея Бартенева», входящий в состав выставки, курирует Саша Фролова, одна из его учениц. Это не традиционная дань уважения учителю со стороны его учеников, а стремление показать разнообразие художественной лексики среди своих учеников, выявить энергии, которые художник направил на взаимодействие с ними, не навязываясь, но с всегда готовым руководством и поддерживать. Этот факт проявляется даже в простом списке его учеников, независимых художников со своим особым стилем. Среди участников выставки Ксения Перетрухина, Яков Каждан, Саша Фролова, Гоша Рубчинский, Дарья Марчик, Яков Оредссон (Швеция), Джон Р. Скулберг (Норвегия) и др.

Выпуск каталога, который впервые представляет комплексную панораму творчества Бартенева, планируется приурочить к выставке. В книге будет беспрецедентный набор архивных материалов, а именно части никогда ранее не публиковавшегося личного фотоархива художника и огромный спектр публикаций об Андрее Бартеневе из разных газет и журналов, начиная с New York Times и заканчивая номерами Ptuch и журналы Homme. В каталог войдут статьи о художнике российских авторов, в том числе искусствоведа Сергея Хачатурова и историка культуры Алексея Масляева.

Эта выставка, приуроченная к 50-летию художника, в свою очередь, входит в серию специальных проектов 15-летнего юбилея Московского музея современного искусства.

Фонд

RuArts выступает генеральным партнером выставки. Празднование юбилея Андрея Бартенева продолжится проектом «Звон цветногривых водоворотов» (10-31 октября 2015 г.), который пройдет в галерее RuArts, Первый Зачатьевский переулок. В экспозицию войдут рисунки пастелью, над которыми Андрей Бартенев работал в основном в середине 19 века.90-е.

О фонде RuArts

Фонд RuArts основан в 2003 году в Москве Марианной Сардаровой. Он содержит галерею современного искусства, библиотеку и видеотеку. Фонд принимает участие в выставочной, издательской и продюсерской деятельности. Основная цель Фонда RuArts — популяризация современного искусства и расширение дальнейшего развития арт-рынка в России, знакомство российской публики с лучшими современными художниками, а также молодыми художниками и создание коллекции современного искусства. В коллекции Фонда RuArts представлены разные виды современных художественных практик: живопись, рисунок, фотография, видео, скульптура, инсталляция и пост-граффити. Фонд RuArts активно сотрудничает с государственными музеями, арт-центрами, фондами и другими организациями как в России, так и за рубежом, совместно с другими учреждениями организует семинары, аукционы, специальные мероприятия и проекты. Помимо выставочной деятельности Фонд занимается изданием книг, монографий, альбомов и каталогов различных художников.

 

 

При поддержке Capital Group.

Андрей Бартенев: «Художник подобен гигантской медузе»

Сергей Тимофеев

И, наверное, мир должен научиться правильно обращаться с этим существом.

20.10.2017

Летом 2017 года российский художник Андрей Бартенев снова посетил Ригу после длительного отсутствия со времен легендарной Untamed Fashion Assembly. В местном концептуальном магазине BOLD состоялся его перформанс, посвященный вечеринке с высадкой космических пришельцев на Землю, а также выставка его керамики — озорной и веселой интерпретации темы кошек — и коллекции костюмов в виде глобусов.

Андрей Бартенев — человек-феномен, художник, чей творческий почерк мгновенно узнаваем и не перестает впечатлять. В 2015 году в Московском музее современного искусства прошла обширная ретроспектива творчества Бартенева; тогда мы публиковали отзыв Надежды Лялиной, которая работала над выставкой в ​​составе команды Андрея. Она писала: «Не случайно костюмированный спектакль становится у Бартенева важнейшим выразительным средством. Андрей профессионально подготовленный режиссер, и он, конечно же, хорошо разбирается в истории театра и истории сценических костюмов; он способен создавать костюмы, разрабатывать сценические решения и руководить собственными шоу. Все вышеперечисленное помогает ставить экспериментальные спектакли, поражающие буйством форм и красок, но при этом глубоко продуманные и хорошо организованные по заложенной в них структуре».

Как собеседник Андрей спокоен и поэтичен, иногда на вопрос отвечает встречным вопросом; мы разговариваем в концептуальном магазине BOLD, сидя на том же диване, где всего пару месяцев назад я разговаривал с Эндрю Логаном.


Перформанс на открытии выставки Андрея Бартенева в Риге. Фото: Андрей Строкинс

В конце августа [ разговор происходил летом ] вы примете участие в знаменитом фестивале Burning Man, впечатляющем ежегодном мероприятии, которое проводится посреди пустыни в Неваде…

Да, костюмы, показанные на спектакле в Риге, поедут с нами; мы собираемся носить их на процессии там. Наша станция будет называться «Чужие? Да!» Дело в том, что вся программа Burning Man этого года посвящена различным религиям и ритуалам. И доводим до сведения окружающего мира, что бесконечные разговоры об уже состоявшемся первом контакте с космическими пришельцами превращаются в некий миф, который обслуживается приличным количеством различных церемоний; по сути, это уже новая современная религия.

Мне кажется, что для вас различные мифы и мифология вообще очень благодатная тема.

Я люблю хороший миф, это правда. От факта никуда не деться. Вообще говоря, чтобы выразить себя через образы, вам нужно… вам нужно написать много стихов. Ваша душа должна быть перегружена либо каким-то философским созерцанием, либо поэтическими ритмами. В противном случае ничего хорошего из этого не выйдет.

Вы имеете в виду, что пишете сами?

Да, конечно. И многие из моих лирических строк становятся сюжетами моих визуальных композиций. Или иногда наоборот. Мои пространственные формы служат поводом для написания текста.

Вы где-нибудь публикуете свои тексты?

Публиковать? У меня нет на это времени. Я могу опубликовать их в Instagram… как картинки.

Помимо инопланетян ‒ появились ли в последнее время какие-либо новые мифологии, которые вам интересны и которые потенциально могут трансформироваться в какие-то объекты, которые вы создаете?

Вы можете что-нибудь предложить?

Возможно, это новая мифология художника-отшельника, полностью порвавшего со всеми информационными потоками и пытающегося устроить свою жизнь совершенно самостоятельно?

Скажите, пожалуйста, возможно ли это вообще в вашей практике?

И в моей художественной практике это так же невозможно. Возможно, мне снится то, о чем вы спрашиваете. И все же реальность совершенно другая. А если иначе, значит, меня ждут совсем другие откровения, чем те, которые я испытал бы, работая в каком-то аскетическом уединении.

Вы много путешествуете?

Да.

Есть ли места, которые вас особенно вдохновляют, питают?

Да, я получаю пищу из моря, из океана, из безлюдных пространств.


Андрей Бартенев. Фото: Павел Антонов

Напомню, что съемки коллекций, которые вы привезли на Untamed Fashion Assembly, которая проходила в Латвии, тоже проходили на берегу моря.

Да, в Юрмале. В 19В 92-м это был «Ботанический балет», а в 1994-м – «Снежная королева».

Вы помните свои первые впечатления от тех визитов ‒ из Ассамблеи, из Риги?

Из сборки ‒ да, очень хорошо помню. Из Риги ‒ я мало что помню о том времени, потому что мы все вместе ездили в Юрмалу и тусовались там. Что касается самой Ассамблеи… Представьте, что вы молодой художник, делающий свои первые нерешительные шаги, и вдруг появляются силы, условия и люди, которые говорят вам: «Да, то, что вы делаете, правильно! Это именно то, чего нам не хватало. Это именно то, чего мы ждали. Это именно то, чему вы должны посвятить свою жизнь, свое время, свою энергию». Такая поддержка много значит. Это создает эмоциональную убежденность и чувство внутренней правды, за которые вы держитесь всю оставшуюся жизнь.

Не назовете ли вы Untamed Fashion Assembly квинтэссенцией 1990-х с их открытостью к разным формам, к смешению всего со всем?

Обязательно; сегодня было бы невозможно сделать что-то подобное.

Почему?

Такое понятие, как энтузиазм, полностью исчезло из современной европейской культуры. В начале 1990-х на постсоветском пространстве это тоже было остаточным признаком советского воспитания, когда коммунистическая пропаганда доносила посыл юношеского задора, который должен был вести нас всех на пути к светлому будущему. За последние 20 лет ничего подобного не появилось ни на одной платформе, будь то национальная, партийная или бойскаутская. Термин «энтузиазм» был просто забыт.

Возможно, сегодня энтузиазм гораздо быстрее капитализируется. Бывало и в 1990-х, конечно…

Но мы жили в то время, когда это еще не было основной причиной создания того или иного проекта.

Кого вы считаете интересным и перспективным из поколения, заявившего о себе в последнее десятилетие?

Гоша Рубчинский…

Мы публиковали о нем большую статью Александры Артамоновой.

Он мой ученик. А мне нравится то, что делает Саша Фролова, тоже моя ученица.

Я не знал, что Гоша Рубчинский был вашим учеником. И все же, конечно, в том, как он ставит свои спектакли, есть глубокое понимание искусства перформанса, есть мастерство в этом жанре. А вы ‒ как вы оформляли свои первые выступления? Вы взяли за основу наследие 1920–1930-х и именно эту энергетику?

Смотри. Мозг — непредсказуемый инструмент. Он впитывает все. И мы понятия не имеем, что такое синапсы, нейронные связи, соединяющие воедино различные фрагменты нашего знания, нашей памяти. Как только вы начинаете творить, вы получаете результат, который представляет собой клубок, узел этого необъяснимого нейронного взаимодействия. И не разобрать, является ли это неким ответом культуре начала ХХ века или Баухаузу, дистиллятом конструктивизма или выражением себя. Точно сказать невозможно. Потому что такова особенность нашего мозга – все впитывать, а потом пересопоставлять и перепроецировать.

«Ботанический балет», например, был про мои детские игры в Норильске. Мы были норильскими детьми – всегда впроголодь; у нас не было никаких фруктов или чего-то подобного. А груши мы лепили из снега – фрукты, которые нам почти не доводилось видеть вживую, потому что довезти их до Норильска было практически невозможно. Мы сделали виноград из снега. Вы поняли – вы моделируете то, о чем мечтаете: конфету, танк, замок, пещеру или пулемет. И этот принцип детской игры воплотился в «Ботаническом балете».


Ботанический балет в Москве. 1992. Фото: Ханс-Юрген Буркард

Я родился в Норильске, где зима длится девять месяцев. Это означает снег. Вот почему я люблю белый цвет. А в моей керамике белый — основной цвет. Потому что это было привито мне. Белый цвет в моем сердце и в моей душе. И все, что я рисую, обязательно сочетается с белым цветом. Даже если нет ни единого белого пятна и все разноцветное. Механизм восприятия устроен природой Крайнего Севера так, что определяющим реагентом для всего является белый цвет. Даже когда я начал много и активно работать с цветом, я использовал очень открытые, флуоресцентные цвета в диких сочетаниях. Потому что опять же ‒ мне нужно было передать мощный контраст между белым снегом и черным зимним небом Норильска.

Могу, конечно, сказать, что я четко знал, кто такой Пауль Клее и что такое русский авангард, или Мондриан, Малевич и Кандинский. И все же я не знал, кто такой Дюбюффе, и когда я поставил «Ботанический балет» в 1992 году и европейская пресса начала публиковать обо мне обширные репортажи в 1994 году, они сказали, что он был скопирован с Дюбюффе. И я спросил: «Кто он?» Я был искренен, потому что искренне этого не знал. Я никак не мог ознакомиться со всей историей французского искусства. Кое-что дошло до нас, но точно не все искусство. Если бы оно дошло до нас, то, может быть, я выразился бы совсем иначе, сделал бы все дело с большей тонкостью и мудростью. Но я сделал это так, как мне хотелось в то время.

А если посмотреть на главного героя «Ботанического балета», дядю Сливу, в костюме которого я танцевала сама, его головной убор — это на самом деле собор Василия Блаженного с Красной площади. Потому что я восхищался им; именно тот самый поплавок, та самая наживка заставила меня, Андрея Бартенева, переехать в Москву и остаться там. И если что-то осталось в Москве, что для меня до сих пор свято, что до сих пор не дает мне уехать спустя столько лет, а я живу там с 1989 года, так это только этот храм с его красотой и искренностью. Как внутри, так и снаружи.

Вся история искусства фактически является гигантским арсеналом художника…

Определенно. Зачем изобретать велосипед, если люди уже показали нам путь. Итак, давайте узнаем, куда ведет нас эта дорога.


Первая снежинка, упавшая на землю. Предмет из спектакля «Снежная королева». Фото: Ханс-Юрген Буркар

Например, в вашем спектакле/коллекции «Снежная королева» был персонаж, который состоял из бесчисленных открыток Гилберта и Джорджа.

Это была «Первая снежинка, упавшая на землю». Это было в 1990 году или около того, и у них была большая выставка в ЦДХ; они приехали в Москву, и я встретил их. А так как мой друг работал в то время билетёром в ЦДХ, мне удалось раздобыть целую коробку их открыток.

И самое удивительное в том, что Гилберт и Джордж сами позже сделали серию работ из открыток, в 2000-х. Я видел их выставку в галерее «Белый куб», где показывали гигантские коллажи, сделанные из них — всякие флаги и т. д.

Вы должны понять… Художник подобен гигантской медузе. Если вы посмотрите на эту медузу, вы увидите, что она движется в пространстве благодаря динамике смещения своей желеобразной мембраны. Если вы прикоснетесь к нему, он может вас ужалить. Но эта бахрома щупалец, эта слизь, эта прозрачность — все это ответы на любой вопрос: на вопросы о форме, о композиции, цвете, приоритете, значении. Эта расплывчатость и в то же время напряженность его желеобразного тела – ответ постоянно меняющемуся окружающему миру. И, возможно, окружающий мир должен научиться правильно обращаться с подобным существом. И тогда это общество будет поражено продуктивностью и количеством неожиданных решений/ответов. Однако если общество продолжит загрязнять воду, в которой плавает это существо, у медузы останется только одна фаза: самосохранение.

Если начать этот разговор об условиях современного искусства, условиях, в которых вы, художник Бартенев, сейчас работаете, лично я чувствую, что нахожусь в ужасно агрессивной среде – что я не могу даже заставить себя думать о своем собственный потенциал. Что мне совсем не хочется ничего делать. Но бывает и наоборот – лучик внимания, заботы вдруг закручивает тебя, как карусель, которая со свистом уносится прямо в стратосферу. И вы начинаете осыпать всех знаниями, о которых даже не подозревали, что можете их облечь в слова. Другими словами, сверхчувствительные души, какими они являются, художники, конечно, дети неба. Вы должны относиться к ним как к облакам, которые плывут над вами – они просто плывут, так что позвольте им плывут. Потому что иногда они могут уплыть в пустыню и пролиться, как дождь, и тогда вы увидите прекрасные цветы, которые могут расти в полной пустыне.


Иван Оноприенко. Бартенев. 2013. Фотопринт

Замечательно… Одной из действительно важных для вас форм самовыражения является жанр перформанса, хэппенинга. Интересно было бы узнать, какими были ваши первые шаги в этой сфере ‒ до Ботанического балета и Снежной королевы.

Основой моего образования была режиссура. Я закончил институт культуры по специальности режиссер. Это дало мне базовую методологию того, как обращаться с материалом — с любым материалом. Я могу разобрать себя и проанализировать, как базовый сценарий, определяя главное событие, развитие, финальное событие, переходы, которые вы можете вставить, чтобы перейти от одной сцены к другой, и посмотреть, как вы можете настроить композицию, чтобы сделать это выглядит лучше. После четырех лет учебы, конечно, весь этот подход стал вызывать определенное внутреннее неприятие. Я проработал восемь месяцев в ТЮЗе только для того, чтобы понять, что не хочу тратить время на борьбу с классическими канонами режиссуры. Так я вернулся к изобразительному искусству. Но знания не пропали. Я начал совмещать театр с изобразительным искусством. В конце 1980-х годов в журнале «Театральная жизнь» была опубликована статья [Бориса] Юхананова, где он в очень доступной и популярной форме рассказал об искусстве перформанса. И это также помогло мне понять, куда я иду. А на обложке этого номера журнала, за который я очень долго цеплялся, был изображен какой-то парень из Лаборатории Юхананова; буквально три года назад я узнал, кто он такой. Оказывается, я дружу с этим человеком уже двадцать лет. В настоящее время это нью-йоркский фотограф Паша Антонов. Как вообще возможны эти судьбоносные пересечения жизней? В конце 1980-х, я получаю номер журнала, который становится настоящей отдушиной для моего пытливого ума. Обложка журнала прочно врезалась в мою память. Через несколько лет я встречаю человека с обложки журнала, и мы становимся друзьями. Как получается, что наш мозг, сам того не осознавая, идет и присоединяется к нам таким образом? я совсем этого не понимаю; Я плохо разбираюсь в этой магии. Я просто фиксирую тот факт, что это происходит.

И я благодарна судьбе за то, что через Пашу Антонова я познакомилась с Робертом Уилсоном и провела шесть лет своей художественной практики рядом с этим гением. И именно благодаря ему я познакомился с другим замечательным человеком, Лизой де Кунинг (дочерью Виллема де Кунинга), которая познакомила меня с важностью и силой абстрактного мышления. Потому что Боб Уилсон, конечно, не про абстрактное мышление. Это невероятно прагматичное и логичное пространство. Даже если он полон юмора и сарказма, он все же является продуктом мощного интеллектуального усилия и интеллектуальной работы огромного коллектива людей. От Лизы я узнал о методах, которыми пользовался ее отец, и нашел их поразительными. И я понял, что мир подобен прозрачной невидимой матрице. Все, что вам нужно сделать, это погрузить руку в эту прозрачную матрицу и вынуть то, о чем вы даже не подозревали. И тогда вы должны изучить, хорошенько рассмотреть то, что у вас есть сейчас, и для этого вы должны тренировать особый вид зрения.

Есть такая замечательная детская песенка «Из чего сделаны маленькие мальчики»? И всецело об искусстве, о его всепроникаемости и об абсолютной вседозволенности этой формы. И вот вчера, когда ряд журналистов упомянули [Петра] Павленского, я сказал им, что да, я восхищаюсь трудолюбием и героическим духом, практикой, которую ведет художник. А потом спрашивают: «Почему ты не делаешь такого?» Это не моя энергетическая карма. Я хорош в том, что делаю. Если я отличный пловец – зачем вставать на лыжи?


Андрей Бартенев и организатор его рижской выставки Бруно Бирманис (справа) у входа в BOLD. Слева фотограф Егор Заика.

Абсолютно. Но нашли ли вы свое место в сегодняшней ситуации в России и в Москве, где вы живете?

После всего, что со мной произошло, я понял, что мой психосоматический склад не позволит мне (в силу каких-то космических причин) тратить жизнь на построение карьеры, на общение с «полезными людьми». ‘ мне. Я нахожу это совершенно неинтересным. Я буду общаться только с людьми, если увижу в них искру искренности и любопытство к жизни и трансформации. Это люди, с которыми я собираюсь общаться.

К сожалению, искусство очень быстро превратилось в арт-бизнес. Процесс начался примерно в 1993 году. Это очень хороший бизнес, как, скажем, операция на сердце. Или пересадка головы. Вы слышали ‒ итальянский хирург сейчас работает над первой операцией такого рода в истории человечества; он готовится пересадить голову русского инвалида в чужое тело. И современное искусство — это тоже такой же бизнес с похожими результатами — пересадка головы в новое тело.

В Москве в этой сфере работают очень хорошие и замечательные люди. Просто я нахожу их компанию скучной. Я не могу помочь.


Керамика по рисункам Андрея Бартенева в концептуальном магазине BOLD в Риге. Фото: Андрей Строкинс.

Как художник, вы вовсе не сидите со скукой; вы занимаетесь новыми медиа ‒ такими как керамика, некоторые образцы которой вы привезли в Ригу. Если не ошибаюсь, керамикой вы раньше не занимались…

Последние четыре года я занимаюсь керамикой. Просто так получилось. Различные люди подстрекали меня в течение некоторого времени. С одной стороны, мой директор придирался ко мне; с другой стороны, Тимур Новиков сказал мне еще в 1990-х, что вы вряд ли «зарабатываете себе на жизнь перформансом». В конце 1990-х он поставил мою персональную выставку в рамках петербургского фестиваля декаданса, который он курировал. Выставка называлась «Танцующий очкарик».

Что касается керамики, то для меня это все дружеские жесты; это не самоцель. Однако именно эта возня с ним дома привела меня к моей любимой керамической скульптуре «Облепиха». Она размещена в одном из Московских международных деловых центров и является частью художественной коллекции Capital Group. Я сделал ее из керамики и металла в 2015 году, а анимированную 3D-модель ‒ в 2006 году.


Облепиха на выставке 2015 года в Московском музее современного искусства

До этого я сделал скульптуру под названием «Поле одиноких сердец». Connection Lost для российского павильона на Венецианской биеннале. Он получил ошеломляющие отзывы во французской и американской прессе и был ужасно высмеян всеми русскими искусствоведами и журналистами, которые все говорили, что Бартенев создал витрину, тем самым убив любую потенциальную карьеру, основанную на объемном научном искусстве, потому что никто не дал бы мне любые деньги за это после этого; так что я подумал: «Ну посмотри на этих идиотов, посмотри на этих придурков!» Они живут в каком-то своем собственном контексте, который для меня даже не имеет никакого смысла.

Добавить комментарий