Щукин коллекционер меценат – Как текстильный магнат Сергей Щукин собрал лучшую в мире коллекцию импрессионистов и модернистов | ForbesLife
История коллекции братьев Щукиных
Семье Щукиных принадлежала одна из самых обширных коллекций произведений искусства со всего мира. Первый европейский фарфор и старинное кавказское оружие, изделия из драгоценных металлов и редкие книги, голландская живопись XIV–XVIII веков и крупнейшее в мире собрание постимпрессионистских картин. О том, как Щукины собирали эти экспонаты и какая судьба ожидала коллекции после революции, читайте в нашем материале.
Петр Щукин: предметы старины
Петр Щукин. Фотография: ridus.ru
Музей Петра Щукина. 1901–1903. Москва. Фотография: retromap.ru
Кабинет и портретная зала Музея Петра Щукина. 1899–1914. Москва. Фотография: um.mos.ru
В семье влиятельного московского купца первой гильдии Ивана Щукина было 11 детей, четверо из них стали коллекционерами. Дети росли в творческой среде: мать Екатерина Щукина увлекалась живописью, а ее брат Михаил Боткин служил в Академии художеств. В доме часто бывали художники, меценаты, известные писатели и ученые.
Старший из братьев-коллекционеров, Петр Щукин, обучался сначала в Выборге и Санкт-Петербурге, а затем — в Германии. Здесь он бесплатно стажировался на крупных предприятиях, где изучал ткацкое производство. Затем ему удалось устроиться в дом тканей «Р.Д. Варбург и Ко» с приличным жалованьем в две тысячи франков. На эти средства Петр Щукин и приобрел первые экспонаты для своего собрания. Со временем его коллекция тканей превзошла собрание Лионской мануфактуры, в то время крупного производителя текстиля в Европе.
Во Франции Петр Щукин начал скупать редкие французские книги, а позже — гравюры, литографии, рисунки. В России в его собрании появились старинные иконы, произведения прикладного искусства и предметы быта Древней Руси. Среди них — вышивка конца XV века с изображением церковного шествия и иконы Богоматери Одигитрии, одна из рукописей «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева и письма Ивана Тургенева.
Вскоре возникло и восточное собрание с персидскими коврами, кавказским оружием, азиатскими глиняными изделиями, текстилем и фарфором. В 1891 году Щукин начал строить для своей коллекции новый особняк на Малой Грузинской улице. Здание возвели в стиле старинных русских палат. Коллекционер вместе с архитектором Борисом Фрейденергом сам ездил в Ярославль, изучал исторические памятники и зарисовывал декоративные элементы фасадов. Вскоре оказалось, что и нового строения для экспонатов мало — на территории усадьбы построили еще одно здание и склад.
В 1895 году музей Петра Щукина принял первых посетителей. Коллекционер сам водил гостей по залам и рассказывал об экспонатах. В это время здесь хранилось 22 тысячи предметов, и Щукин выпустил несколько каталогов, среди них — «Персидские вещи Щукинского собрания», «Опись старинных вещей собрания П.И. Щукина», «Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И. Щукина», «Бумаги, относящиеся до Отечественной войны 1812 г.».
В 1905 году Петр Щукин подарил свою коллекцию вместе со зданиями Российскому историческому музею. Но до конца жизни содержал и сам Щукинский музей, и сотрудников, которые в нем работали.
Сергей Щукин: новая западная живопись
Кристиан Крон. Портрет Сергея Щукина (фрагмент). 1916. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Анри Матисс. Гармония в красном (фрагмент). 1908. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Пабло Пикассо. Женщина с веером (фрагмент). 1907. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Сергей Щукин в отличие от старшего брата получил только домашнее образование: часто болел и к тому же сильно заикался. В 19 лет с недугами удалось справиться — он прослушал курс лекций по практической коммерции в Германии и стал работать в семейном предприятии «И.В. Щукин с сыновьями», а после смерти отца полностью унаследовал бизнес.
В 1882 году Сергей Щукин переехал в особняк князя Трубецкого, продал княжескую коллекцию оружия и картины передвижников, которые здесь хранились. Вместо них промышленник приобрел два северных пейзажа норвежского живописца Фрица Таулова, а во время одной из своих поездок в Париж купил картины Шарля Котте и Люсьена Симона. Вскоре в коллекцию Щукина попали работы импрессиониста Камиля Писсарро, а в конце 1890-х годов — Клода Моне.
Затем Щукин стал сотрудничать с Анри Матиссом: заказал у него два масштабных панно «Танец» и «Музыка» и украсил ими стены напротив парадной лестницы в своем особняке. Для щукинской столовой Матисс написал «Гармонию в красном». В 1911 году художник гостил у коллекционера в Москве — все полотна были развешаны в залах именно так, как пожелал автор.
За короткое время Сергей Щукин стал желанным гостем парижских галерей, с ним сотрудничали известные торговцы живописью — Поль Дюран-Рюэль и Амбруаз Воллар. С их помощью Щукин приобрел картины Огюста Ренуара и Эдгара Дега, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Однако в отличие от своих братьев и других русских коллекционеров Щукин покупал произведения искусства на свой вкус, не опираясь на мнение экспертов. Он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее».
Со временем в особняке Щукина появилась крупная коллекция «дикаря от живописи» — Поля Гогена. Коллекционер разместил полотна с экзотическими пейзажами плотно друг к другу в несколько ярусов, за что критики прозвали композицию «иконостасом». Также Щукин купил 51 картину Пабло Пикассо — в то время это была крупнейшая в мире коллекция работ этого художника. Среди них была «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком» и кубистическая «Женщина с веером».
В особняк Щукина в Знаменском переулке с 11 до 14 часов дня мог прийти любой, при этом хозяин коллекции часто проводил экскурсии для посетителей.
После революции собрание национализировали, а Сергей Щукин эмигрировал в Париж. Ему советовали отсудить свои картины, но Щукин отказался: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Спустя 10 лет щукинское собрание объединили с картинами Ивана Морозова и выставили в Государственном музее нового западного искусства. В 1948 году его расформировали, а коллекцию разделили между Государственным Эрмитажем и Пушкинским музеем без права показа. В конце XX века часть картин все же выставили в постоянной экспозиции.
Дмитрий Щукин: голландская живопись XIV–XVIII веков
Дмитрий Щукин. Фотография: artmaecenas.ru
Ян Вермеер. Аллегория веры (фрагмент). 1670-е. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Росселло ди Якопо Франки. Мадонна с младенцем и святыми (фрагмент). 1420-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Дмитрий Щукин учился в Коммерческом училище в Дрездене и часто бывал в дрезденской галерее Цвингер, где хранилась крупнейшая в Европе коллекция картин голландских мастеров.
Из семейного бизнеса он вышел еще при жизни отца, вложил деньги в ценные бумаги и жил на крупные дивиденды. Щукин встречался с коллекционерами, читал книги и смотрел каталоги аукционов разных лет.
Первыми в собрании Дмитрия Щукина появились изделия Мейсенской мануфактуры, первого производителя фарфора в Европе. Затем он начал покупать художественную эмаль (кулоны и миниатюры), золотые табакерки, медные бюсты, французские и итальянские бронзовые статуэтки XVI–XVII веков.
Дмитрий Щукин собрал самую большую в России коллекцию старой голландской живописи. Она включала 78 полотен: картины Питера Брейгеля, Хендрика Аверкампа, Виллема Класа Хеда, Якоба Исаака ван Рейсдаля и многих других. Меценат изучал историю каждой работы и советовался с экспертами, чтобы не купить подделку.
Щукин приобрел и известную картину Яна Вермеера «Аллегория веры», но позже продал ее Королевской галерее в Гааге. Кроме работ голландских мастеров в собрание попали полотна французских, немецких и английских живописцев XVII–XIX веков. До революции он пополнил свою коллекцию гравюрами и рисунками, старинными часами и резной мебелью, витражами и майоликами.
В 1918 году дом Щукина и все экспонаты передали Румянцевскому музею. Хозяина особняка назначили младшим помощником хранителя, а в 1924 году — заведующим отделом итальянской живописи. В 1920-х годах фарфоровые изделия отправили в Государственный музей керамики в усадьбе Кусково, коллекцию голландских мастеров отдали Пушкинскому музею, а остальные произведения искусства разделили между другими музеями.
Иван Щукин: собрание русских философских книг
Игнасио Сулоага. Портрет Ивана Щукина (фрагмент). 1899. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Титульный лист книги Ивана Щукина «Страничка из истории русской иконографии». Москва: Издательство антикварной книжной торговли Павла Шибанова, 1893
Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина (фрагмент). 1577. Музей изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия
Младший из коллекционеров Щукиных Иван получил образование в России. Он обучался в престижном заведении — Лицее цесаревича Николая на Остоженке, а в свободное время посещал классы живописи, где познакомился с будущим реставратором Игорем Грабарем. Еще со студенческих лет Щукин печатался в журналах: писал искусствоведческие статьи. Грабарь отзывался о нем как об «ошеломляюще осведомленном» знатоке живописи.
В семейном бизнесе Иван Щукин не участвовал, а в 1895 году и вовсе покинул Россию. Он переехал в Париж и поселился в апартаментах на авеню Ваграм. Сюда же он перевез свою книжную коллекцию, которую продолжил пополнять и во Франции. Он покупал русские богословские издания и философские труды. В его доме часто проходили литературные вечера и встречи с молодыми французскими художниками.
Иван Щукин коллекционировал и картины — Гойю, Веласкеса, Эль Греко. Но, когда из-за финансовых проблем он попытался продать свое собрание, выяснилось, что большинство полотен поддельные. Расплатиться с кредиторами Щукин не смог и покончил с собой. Его книжную коллекцию приобрела Парижская школа восточных языков, а подлинники испанских живописцев ушли в крупные художественные галереи Европы.
Собрание Ивана Щукина значительно уступает коллекциям его старших братьев. Но искусствоведы отмечают, что именно он познакомил Сергея Щукина с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Анри Матиссом и другими художниками. В доме своего младшего брала Сергей Щукин встретился с галеристом Полем Дюраном-Рюэлем, который позже помогал ему собирать коллекцию новой европейской живописи.
Автор: Лидия Туляганова
www.culture.ru
Щукин Сергей Иванович: биография, семья, коллекция
Сергей Иванович Щукин был известным коллекционером и меценатом. Собрание его картин хранится в Эрмитаже и Государственном музее Пушкина. Датой рождения владельца уникальных картин французской живописи считается 27 июля 1854 год. Умер Щукин 10 января в 1936 году.
Родители мецената
Династия Щукиных ведет свой род от калужских купцов. Умение торговать, деловая хватка и способность предвидеть будущую выгоду у Сергея Ивановича были в крови. Отец Сергея, Иван Васильевич, стал сиротой в восемнадцать лет. Получив в наследство семейное дело, Иван Щукин через непродолжительное время увеличил финансовое состояние семьи в несколько раз. Мужчина был успешен во многих начинаниях.
В жены он взял дочку купцов, торговавших чаем. В родстве с Екатериной Петровной состояло очень много известных личностей. Благодаря ей вся семья Щукиных приобщились к высокому искусству, что и повлияло на дальнейшую судьбу Сергея Ивановича.
Детство и юность
Несмотря на то, что Сергей Щукин родился в семье богатого фабриканта, до восемнадцати лет юноша образование не получал. Дело в том, что только в девятнадцать лет, будучи в Германии, он наконец-то смог вылечиться от заикания. В этом же году юноша поступает в Немецкую академию торговли и коммерции, расположенную в городе Гера. Помимо Сергея, в семье воспитывалось еще три сына: Иван, Петр и Дмитрий. Однако из всех своих братьев именно Сергей стал наиболее удачливым и талантливым практически во всем, к чему он только ни прикасался.
Вероятно, сказался комплекс неполноценности, с которым меценат боролся всю жизнь. Помимо того, что Сергей обладал совсем небольшим ростом, он всю жизнь разговаривал очень осторожно, старательно выговаривая слова. Таким образом, на его манере вести разговор сказалось заикание, которое до восемнадцати лет не могли вылечить врачи. Все сыновья продолжили дело отца. В 1878 году была создана компания «Иван Щукин с сыновьями», куда все братья вошли в качестве равноправных компаньонов.
Производственная деятельность
Дела у компании шли достаточно хорошо. Заметно выросло и расширилось производство торгового дома. Теперь в его состав входило большинство фабрик текстильного производства Москвы и окрестных городов. В те годы братья Щукины были достаточно успешными купцами. Об этом говорит не только биография Сергея Щукина, но и тот факт, что семейный Торговый дом лидировал среди скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Буквально через десяток лет, Сергей Иванович был удостоен звания советника коммерция.
Чины и должности
В 1891 году Щукин стал купцом первой гильдии. Кроме того, к тому времени он уже был советником коммерции, а также членом отдела совета торговли мануфактур города Москвы. Спустя шесть лет он был выбран в городскую Думу, где проработал три года. Вплоть до начала революции, Щукин занимал должность в Московском биржевом обществе, а также в купеческом кредитном сообществе города Москвы. За железную хватку его называли «дикобразом». Он имел успех как в коллекционировании, так и в предпринимательстве.
Начало собирательства
Согласно официальной биографии Сергея Ивановича Щукина, желание коллекционировать у него появилась в Париже, где он сделал свою первую покупку после приобретения особняка. Распродав хранившееся в доме ценное оружие, Щукин купил картину норвежского художника Таулова. Это было в далеком 1882 году.
Таким образом было положено начало коллекции. Все свои покупки собиратель предпочитал делать в Париже. Через восемь лет он с помощью брата Ивана приобрел несколько полотен художников-импрессионистов. За последующие шесть лет его коллекция пополнилась произведениями таких мастеров, как Клод Моне, Огюст Ренуар и Эдгар Дега. Щукин любил называть себя меценатом, поддерживающим непопулярных на тот момент художников. Впоследствии большинство полотен стали мировыми шедеврами, а их авторами восторгаются до сих пор.
Также в этот период были приобретены картины Винсента Ван Гога, Поля Гогена и Поля Сезанна. Нельзя сказать, что меценат увлекался только одним художественным направлением. Например, он часто покупал произведения искусств, созданные художниками-фовистами. С некоторыми мастерами он дружил и переписывался. В основном, все произведения покупались прямо в мастерских, и только несколько своих картин Сергей Иванович приобрел у родного брата Петра, когда тот стал нуждаться в деньгах из-за семейных обстоятельств.
Лучшие произведения
Щукина увлекали идеи авангардных художников, однако его вкус разделяли немногие. Большинство друзей и посетителей его дома в Москве были шокированы картинами, которые он привозил. Пожалуй, наиболее любимыми художниками Сергея Ивановича были Клод Моне и Анри Матисс. Первой картина Моне стала «Сирень на солнце», приобретенная в 1897 году. А последней — «Дама в саду». Несколько картин, как уже было сказано, меценат купил у своего брата Петра, когда тот нуждался в деньгах. Это были картины Суринам, Рафаэлло, Ренуара, Писсарро и Дени. За любовь к искусству и коллекционированию в 1910 году Сергей Иванович получил почетную должность в обществе художников «Бубновый валет».
Иногда он приобретал картины целыми сериями. Например, им было куплено шестнадцать полотен Гогена, большинство из которых составляла тема Таити. После покупки восьми картин Сезанна, четырех Ван Гога и шести произведений Руссо Сергей Иванович Щукин обратил внимание на Пикассо. Примечательным фактом является то, что коллекционера практически не интересовали художники прошлого. Он отдавал предпочтение молодым, иногда практически неизвестным. Ему нравились скандальные авторы, которые произвели фурор в мире искусства.
Возможно, подобное поведение объясняется купеческим взглядом Щукина на все происходящее. Одной из его любимых поговорок была: «Хорошая картина — это, прежде всего, дешевая картина». Приобретая произведения искусств, он любил поторговаться. Он знал, что в будущем коллекция принесет ему хорошие барыши и обеспечит безбедное существование потомкам. Как всегда, Щукин не ошибался. Известно, что однажды он купил пятнадцать картин за один миллион франков. Сейчас всего одна картина из этих пятнадцати стоит намного больше.
Восток в его коллекции
Коллекционер Сергей Щукин был заядлым путешественником. Причем его чрезвычайно привлекал Восток. Недаром его любимая жена Лидия обладала восточной внешностью и получила в Москве прозвище «шамаханская царица». Он очень много дел имел с компаниями в Индии, Японии и Китае. Кроме того, его предприятия торговали со всей Средней Азией и Марокко.
Олицетворением восточного мира для него был, безусловно, Анри Матисс. Одной из главных картин собрания коллекционера была «Красная комната», которая сейчас находится в музее Санкт-Петербурга. Став поклонником художника, Щукин заказал Анри Матиссу панно «Музыка» и «Танец», которыми и оформил свой дом.
Судьба собрания
Коллекция Сергея Щукина разрасталось чрезвычайно быстро. Для того, чтобы было удобнее расплачиваться с художниками, он открыл в Берлине банковский счет. Уже во время эмиграции Сергей Иванович продолжал им пользоваться. Щукин признавался своей дочери, что картины приобретал спонтанно. Стоило ему увидеть какое-либо достойное творение, у него сразу возникало желания сделать покупку. Если в начале своего коллекционирования он уделял много внимания импрессионистам, то после его взгляд переключился на постимпрессионистов.
Как гласит история, Сергей Щукин еще при жизни открыл особняк для всех желающих познакомиться с творениями великих французов. Будучи в эмиграции, он, как и многие другие фабриканты, оставшиеся не у дел, пытался через суд забрать свою коллекцию. Однако, по свидетельству друзей, смирился с потерей и решил оставить картины прежней родине. Примечательным фактом является то, что в двадцатых годах прошлого века первым директором музея стал муж дочери Сергея Щукина, которая пожелала остаться с новой властью.
К слову, вся национализированная коллекция осталась абсолютно нетронутой, и в начале ноября восемнадцатого года, то есть спустя три месяца после эмиграции владельца, перешла в музей. Начиная с весны девятнадцатого года, картины мецената Щукина можно было лицезреть в первом музее Западной живописи. После войны коллекция была поделена между Ленинградом и Москвой. Биограф Щукина утверждает, что за двадцать лет коллекционирования, меценатом было собрано почти триста картин. Полное собрание можно увидеть разве что в альбоме. Во время выставок удается выставить только половину полотен.
Личная жизнь
Знаменитый меценат Сергей Иванович Щукин был женат два раза. Каждая супруга одарила его детьми. Первая жена Лидия Коренева была дочерью екатеринославских помещиков. Лидия была настоящей красавицей. Она любила наряды, а ее увлечением была психология.
В отличие от своей жены, Сергея был настоящим аскетом и предпочитал обычную пищу и сон у открытого окна. От брака родились дочь Екатерина и сыновья Сергей, Иван и Григорий. В 1907 году Щукин овдовел и через несколько лет женился повторно. Второй женой стала пианистка Надежда Миротворцева, которая родила ему дочь Ирину. Кроме того, следуя аристократической моде, Щукины взяли в дом двух девочек-воспитанниц: Варвару и Анну.
Семейные неурядицы
Однако в биографии Щукина Сергея Ивановича были и черные полосы. К сожалению, жизнь некоторых близких сложилась неудачно. В возрасте восемнадцати лет утонул любимый сын Сергей. Через два года жена мецената, красавица Лидия, покончила жизнь самоубийством, так и не справившись с горем. Аналогичным образом поступил и другой сын Щукина — Григорий, который повесился. Однако на этом неприятности не закончились, и через время застрелился его родной и не менее любимый брат Иван.
Эти события очень тяжело отразились на психике мецената. Сергей Иванович Щукин тяжело переживал потерю близких и одно время пытался стать паломником или уйти в затворничество. Чтобы компенсировать боль утраты, Щукин стал уделять повышенное внимание своей коллекции. Именно в этот непростой период было приобретено большинство самых удачных картин.
Жизнь в эмиграции
Как вспоминает внук Щукина, Андре-Марк Делок-Фурко, жизнь деда в Париже была довольно счастливой и размеренной. Его последняя дочь родилась, когда Щукину было почти под семьдесят лет. Вся семья жила достаточно тихой и комфортной жизнью, много путешествуя и общаясь с друзьями. По некоторым сведениям, Сергей Иванович успел в 1918 году перевести приличную сумму в швейцарский банк, что позволило его родным не бедствовать.
Коллекционированием Сергей Иванович Щукин больше не занимался, ограничившись покупкой нескольких картин, которые он повесил в своей комнате. Он жил в Ницце, живописном средиземноморском городе. Несмотря на то, что революция отняла у него дело всей его жизни, он ни о чем не жалел и относился к этому факту довольно философски.
В 2016 году был выпущен документальный фильм, который так и называется: «Сергей Щукин. История коллекционера». Проект был создан во Франции. В качестве режиссера выступила Татьяна Рахманова.
fb.ru
Как коллекционер Сергей Щукин «подмалевал» картину Матисса — Российская газета
Москалькова рассказала о 35 тысячах обращений от граждан 13:50 Найден древнейший храм в мире 13:50 Путин продлил полномочия ректоров МГУ и СПбГУ 13:42 Премьер-министр РФ призвал восстановить Соловецкий монастырь 13:40 Медведев оценил командный дух в правительстве 13:30 Мединский: Дети читают много, но не то, что нужно 13:30 В Сургуте под завалами сгоревшего в ноябре дома нашли еще одно тело 13:29 Комитет Госдумы поддержал возвращение пива на стадионы 13:27 Победа Рублева над Федерером стала лучшим матчем сезона по версии АТР 13:26 В Петербурге анонимы «заминировали» больницы, школы и метро 13:25 Под Тверью током убило семь медведей 13:18 Крымский организатор ячейки «Хизб ут-Тахрир» осужден на 17 лет 13:12 Медведев призвал Евросоюз набраться мужества 13:07 Медведев отметил высокий уровень интеграции между Россией и Беларусью 13:05 Роспотребнадзор пояснил, в каких случаях не нужна медсправка в бассейн 13:03 Медведев рассказал об отношении к Зеленскому 13:02 Самый «заряженный» Toyota Yaris получит полный привод 13:00 Двое пострадавших в аварии под Воронежем выписаны из больницы 12:59 Медведев рассказал об отношении государства к «Яндексу» 12:58 Медведев: Торговые войны закончатся в исторической перспективе 12:56 Медведев о YouTube: Никто ничего закрывать не собирается 12:51 В Краснодаре москвича осудили за драку с полицейским в аэропорту 12:51 В столичных МФЦ покажут вновь рассекреченные документы военных лет 12:50 Лукашенко назвал Россию стратегическим партнером Беларуси 12:48 Трофейный украинский танк «Булат» модернизировали в ЛНР 12:48 • • •ВластьЭкономикаВ регионахВ миреПроисшествияОбществоСпортКультураРусское оружиеАвтопаркДиджиталКинократияЖивущие в СитиСтиль жизниВсе рубрикиДокументыСпецпроектыНаши изданияРоссийская ГазетаРГ-неделяРодинаТематические приложенияСоюзБиблиотечка…
16+
rg.ru
Коллекция Щукиных. История любви к искусству
Не коллекция Щукина, а коллекции Щукиных
Выражение «коллекция Щукина» у всех на слуху. Большинство людей справедливо полагает, что речь идет о великолепном собрании картин французских художников, импрессионистов и постимпрессионистов. Но подавляющее большинство посетителей выставки «Щукин. Биография коллекции», открывшейся в конце июня в ГМИИ имени Пушкина будут поражены. Для них станет открытием, что у Сергея Щукина (1854−1936) было еще три брата — старший Пётр (1853−1912) и два младших, Дмитрий (1855−1932) и Иван (1869−1908). И все они были страстными коллекционерами, их собрания были такого же высокого уровня.
Все четверо были очень разными людьми, но их всех объединяла любовь к прекрасному и тяжелые испытания судьбы, такие сильные, что не все смогли их вынести.
Страсть братьев Щукиных к коллекционированию возникла не вдруг, не на пустом месте. Их дед, купец Василий Петрович Щукин, положил начало семейному капиталу, занявшись после войны 1812 года торговлей тканями. В середине века один из его шести сыновей, Иван Васильевич, стал купцом первой гильдии, и вошел в десятку крупнейших российских торговцев мануфактурой, а его состояние стало исчисляться миллионами. Он не знал иностранных языков, не так много успел поучиться и не занимался коллекционированием, но среди родственников и ближнего окружения текстильного магната было немало блестяще образованных людей и тех, кто собирал предметы искусства. Его друг, купец и благотворитель, Кузьма Солдатенков, собирал картины и книги, известными коллекционерами были ближайшие родственники Щукиных Боткины. Автор книг и исследователь жизни и коллекций Щукиных Наталья Семенова предполагает, что братья Щукины не только приобрели «нюх» на прекрасное, с детства тренируя вкус и «глаз», но и получили этот дар по наследству от Боткиных. А Петр Бурышкин, бытописатель московского купечества считает, что оно у них «было в крови».
Пётр Щукин. Главный меценат Государственного исторического музея
«Портрет Петра Щукина», Андрей Карелин, ГИМ. (Wikimedia Commons)
Старший брат, в отличие от младших, «западников» увлекался русским искусством. Вместе с братьями он входил в торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» и в деловых поездках начал заниматься коллекционированием. Началось это с профессионального интереса, с покупки тканей и персидских ковров, а закончилось тем, что он, страстная натура, стал покупать все, относящееся к русской истории. Он не мог остановиться. В Москву ехали целые телеги, наполненные образцами древнерусского искусства. Он, в отличие от своих братьев, не знал точно, что именно ему нужно, и не умел и не хотел выбирать. В 1905 году он передал свою огромную коллекцию Государственному историческому музею (более 300 тысяч предметов!), а часть его коллекции хранится сегодня в Музее Востока.
Дмитрий Щукин. Обладатель Вермеера, Брейгеля и Рембрандта
Дмитрия искусствоведы называют «тихим братом» Щукиных. Он увлекался старым европейским искусством, в основном северным, и совершенно не нуждался в публичности. Дмитрий Васильевич просто собирал картины старых мастеров. Например, в его коллекции были работы Вермеера, Брейгеля и раннего Рембрандта. Правда, считается, что больших шедевров в его собрании нет, зато там нет и подделок.
«Портрет Дмитрия Щукина». (Wikimedia Commons)
Еще при жизни он стал делиться своей коллекцией, и свою меценатскую деятельность начал с того, что передал 32 картины Румянцевскому музею. После революции 1917 года его коллекция стала достоянием широкой общественности, а его, ее владельца в 1920 году назначили… младшим помощником хранителя Музея старой западной живописи, который открылся в его доме в Староконюшенном переулке. Умер Дмитрий Щукин в Москве в 1932 году в полном одиночестве. Его могила не сохранилась.
Иван Щукин. Крестный отец коллекционера Сергея Щукина
«Портрет Ивана Щукина», Игнасио Сулоага, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)
Именно Иван привил любовь к современному французскому искусству своему старшему брату Сергею Щукину. Он всегда был в стороне от семейного бизнеса. Поначалу он увлекался коллекционированием философских и богословских книг, но переехав в Париж, оказался в самом центре художественной жизни Европы. Иван познакомился здесь с новым течением живописи — импрессионизмом, и впоследствии познакомил с ним Сергея. Иван первым оказался вхож в круг галериста Поля Дюрана-Рюэля, и первого Сезанна в семье купил не Сергей, а Иван.
«Кающаяся Мария Магдалина», Эль Греко, Художественный музей Будапешта. (Wikimedia Commons)
Правда, в 1900 году он свою французскую коллекцию продал, потому что увлекся старым испанским искусством. Его проводником в мир старой школы стал испанский художник-импрессионист Игнасио Сулоага, который стал его ближайшим другом. В то время такие великолепные художники как Гойя, Эль-Греко и даже Веласкес, не были так популярны, как сейчас. У Ивана возникли финансовые проблемы, и когда он решил продать свою испанскую коллекцию, то оказалось, что многие из картин поддельные. Он не смог рассчитаться с кредиторами и в 33 года свел счеты с жизнью. Подлинники из его собрания стали украшением крупнейших музеев Европы. Если бы не его преждевременная смерть, возможно он стал бы обладателем такой же значительной коллекцией, какую собрал его брат Сергей.
Сергей Щукин. Коллекционер-революционер
Сергей Щукин был самым слабым из братьев. Он был очень невысокого роста, заикался и в детстве часто болел. Возможно, чтобы справляться с недугами ему нужны были яркие впечатления, сильные эмоции и жизнь на преодоление. Именно он после смерти отца встал во главе огромной текстильной империи и с успехом справлялся с ее делами. Из-за этого он только после сорока лет стал собирать собственное собрание живописи. Талантливый бизнесмен оказался талантливым, и самое главное — смелым коллекционером.
«Портрет Сергея Щукина», Кристиан Крон, Государственный Эрмитаж. (Wikimedia Commons)
Параллельно с Сергеем Щукиным коллекцию современных французских художников стал собирать другой текстильный магнат, Иван Морозов. Но если список их любимых авторов часто совпадал, то коллекции различались по сути. Если Иван Морозов подбирал картины, которые были в русле продолжения традиций французской живописи, то Сергей Щукин искал полотна парадоксальные, острые и радикальные. А после того, как эти произведения становились признанными, он шел вперед и увлекался новыми авторами. Он больше не покупал импрессионистов, а переходил к постимпрессионистам.
Сергей Щукин был не просто коллекционером, который в одиночестве любовался своими сокровищами, а наоборот старался сделать свое собрание доступным. Он приглашал и даже зазывал смотреть картины молодежь, и особенно студентов художественных училищ. А их руководство, опасаясь дурного влияния, запрещала ученикам посещать дом на Знаменке, чтобы не дай бог они не испортили свой вкус. Их опасения не были напрасными, и возможно авангард двадцатых-тридцатых годов в России не был бы таким мощным без влияния Щукинской коллекции.
Сергей Щукин категорически не покупал русских художников, но всех пускал смотреть свою коллекцию и сам водил экскурсии. Показывая новую картину, он заранее ожидал, что его гости будут шокированы увиденным и любил приговаривать с изрядной долей иронии: «Сумасшедший писал, сумасшедший купил!» В ответ обыватели шептались, что страшные трагедии происходят в его семье потому, что в его доме висит «все это». С собой покончили два его сына, и брат Иван. Умерла его молодая, красивая и любимая жена. А Сергей Иванович сразу после ее смерти всю свою коллекцию завещал Третьяковской галерее.
Сергей Щукин и Матисс. Они нашли друг друга
Одним из любимых художников Сергея Щукина был Анри Матисс. Коллекционер при покупке картин редко общался с живописцами напрямую, предпочитая пользоваться услугами маршанов. Матисс был единственным исключением. Щукин был связан с Матиссом теснейшим образом, переписывался с ним и сам делал ему заказы. В 1911-м году Матисс приехал в Москву и все его картины были собраны в Розовой гостиной.
Зал Матисса в особняке Сергея Щукина на Знаменке. (ГМИИ им. А. С. Пушкина)
За популяризацию творчества Матисса Щукина особенно резко обвиняли в том, что он причиняет вред России и русской молодежи. Но это, как ни странно, только укрепило его веру в Матисса. «Из-за Вас надо мной понемногу издеваются». «Я надеюсь когда-нибудь победить, но надобно еще несколько лет борьбы». «Я полон веры в Вас и уверен в Вашей победе». «Я с удовольствием думаю о Ваших картинах и надеюсь иметь их много». И так в каждом письме.
Такое столкновение старого с новым продолжается до сих пор и с каждым годом только становится острее.
Судьба Сергея Щукина и его коллекции
Сергей Щукин прожил дольше всех своих братьев. Ему и его семье удалось избежать революционных потрясений. Он не только вовремя покинул Россию, но и сохранил часть своего огромного состояния. Его семья никогда не нуждалась, но с коллекционированием было покончено навсегда. Сергей Иванович Щукин умер в Париже в 1936 году.
Несмотря на то, что Сергей Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее, после революции ее национализировали и объединили с Морозовской коллекцией, а вскоре после Великой Отечественной войны картины, которые великие коллекционеры подбирали, тщательно взвешивая покупку каждой, на гребне волны с космополитизмом поделили пополам между Москвой и Ленинградом, между ГМИИ имени А. С. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
diletant.media
Матисс, Гоген и Пикассо возвращаются в Москву — The Village
Решающую роль на пути к коллекционированию в жизни Сергея Щукина сыграли именно его братья — Петр, Иван и Дмитрий. Старший брат Петр собирал древности, Дмитрий — старое искусство, а Сергей, начавший чуть позже, — современное искусство. «Стоит нам посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как мы настораживаемся» — так описывал это Дмитрий. Был и четвертый Щукин, увлеченный искусством, — не такой коллекционер, как старшие братья, Иван коренным образом повлиял на возникновение щукинской коллекции — именно он показал Сергею новое французское искусство.
На выставке каждому из братьев посвящен отдельный зал, осмотреть которые стоит до основной коллекции: «Вначале, когда вы только вошли, можете потрястись перед „Танцем“ Матисса, который специально висит один, зацепить взглядом иконостас Гогена. Потом стоит пойти через братьев — осмотрев зал последнего из них, Ивана, который и познакомил Сергея с новым искусством, вы входите в залы с основной коллекцией», — говорит Семенова.
Пройти через комнаты Петра, Дмитрия и Ивана нужно для того, чтобы прочувствовать то самое чутье семьи Щукиных, а также понять контекст семьи и эпохи, в которой сформировался Сергей. В первом зале выставлены предметы из коллекции Петра — собирателя древностей: персидские ткани и японские шкатулки, набор камергерских ключей и китайский посох. Попадается и живопись: «Обнаженная» Ренуара или «Дама в белом» Поля Эллё. В той же комнате висит и «Портрет великого князя Александра Павловича в детстве» Федора Рокотова.
В большинстве залов античные статуи из постоянных экспозиций постарались оградить отдельно выстроенной стеной, однако где-то Дионис и Лаокоон все же видны. Шкатулки и стулья из коллекции Петра выставлены прямо вокруг «Фарнезского быка». Чуть дальше зал Дмитрия Щукина, более узконаправленный — с художниками голландской школы: Питер Клас, Ян ван Гойен и Хендрик Аверкамп, картину которого Дмитрий приобрел по совету своего профессора Вильгельма фон Боде. В зале нашлось место и медным бюстам, и чайным сервизам.
www.the-village.ru
ЩУКИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Московский купец, коллекционер предметов искусства
Происхождение и образование. Коммерческая деятельность
С.И. Щукин родился в семье известного московского фабриканта Ивана Васильевича Щукина. Его братьями были Дмитрий, Иван и Петр Щукины, также купцы и коллекционеры предметов изобразительного искусства.
В отличие от своих братьев Сергей Щукин, страдавший заиканием, до 18 лет прожил в родительском доме, не получая никакого образования. В 1873 г. он прошел курс лечения от заикания у доктора Денгарта в Германии (г. Бургштайнфурт), и, благодаря упорству и силе воли, стал говорить лучше.
Осенью того же 1873 г. Сергей Щукин поступил в Коммерческую академию в городе Гера, в немецкой земле Тюрингия. В 1878 г. его отец Иван учредил торговый дом «И.В. Щукин с сыновьями», куда Сергей и двое его братьев, Николай и Петр, вошли как равноправные компаньоны. Именно С.И. Щукин способствовал успехам торгового дома, благодаря ему семейное предприятие развивалось и расширялось.
В 1894 г. Сергей Щукин получает звание коммерции советника за «полезную деятельность на поприще отечественной торговли и промышленности». В купеческой среде его уважительно называли «министр торговли». Оборот торгового дома «И.В. Щукин с сыновьями» был огромным. На него работали Трехгорная мануфактура Прохоровых, два крупнейших товарищества ситценабивных мануфактур «Альберт Гюбнер» и «Эмиль Циндель». Предприятие Щукиных торговало ситцем, льняными, шерстяными и шелковыми тканями, платками, бельевым и одежным товаром. Под контролем предприятия «И.В. Щукин с сыновьями» был ассортимент большинства фабрик Москвы и ее пригородов, она являлась лидером среди российских скупщиков хлопчатобумажных и шерстяных товаров и охватывала Центральную Россию, Сибирь, Кавказ, Урал, Среднюю Азию, Персию.
В 1884 г. Сергей Щукин женился на Лидии Григорьевне Кореневой (1863-1907), дочери екатеринославского помещика. В их семье было три сына – Иван, Сергей и Григорий – и дочь Екатерина.
С.И. Щукин как коллекционер
Среди всех своих братьев, увлекавшихся коллекционированием живописи, Сергей Щукин занялся этим последним, долгое время посвящая себя исключительно коммерческой деятельности. Но после покупки в 1882 г. особняка князей Трубецких в Москве в Большом Знаменском переулке С. И. Щукин распродал княжеские коллекции оружия и картины русских художников-передвижников. Затем он приобрел несколько пейзажей норвежского художника Ф. Таулова, которые и положили начало его будущей коллекции. В отличие от большинства других русских коллекционеров того времени, С. И. Щукин покупал картины, ориентируясь на собственные вкусовые предпочтения. Среди его фаворитов были импрессионисты и постимпрессионисты. Первый этап формирования коллекции С.И. Щукина приходится на 1897-1906 гг., когда он начал приобретать картины французских импрессионистов, второй – на 1906-1914 гг., когда его стали больше интересовать работы постимпрессионистов. Московский купец часто посещал Париж и Берлин, где он хранил на банковском счете сумму, необходимую для приобретения произведений искусства.
Первые покупки живописных полотен С.И.Щукин осуществил в Париже, в салоне Национального общества изящных искусств, затем он приобретал их на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. Менее чем за 20 лет С.И. Щукин приобрел 266 (по сведениям Н.Ю. Семеновой) живописных полотен.
Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С.И. Щукина, был Клод Моне. Первая его картина, купленная коллекционером в 1898 г. – «Скалы в Бель-Иль» (сейчас хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина). Примечательно, что это была первая картина К. Моне, появившаяся в России. К середине 1900-х гг. С.И. Щукин приобрел одиннадцать полотен мастера, среди которых были «Сирень на солнце», «Пьеро и Арлекин». Последней картиной Моне у Щукина стала «Дама в саду», которую он купил в 1912 г. у своего брата Петра. Впоследствии его собрание пополнилось картинам полотнами Джеймса Уистлера, Пюви де Шаванна, Поля Синьяка, Анри Руссо.
С.И. Щукин приобрел для личной коллекции шестнадцать полотен Поля Гогена. Как писал об этой части коллекции Щукина русский журнал «Аполлон», в столовой особняка Щукина картины Гогена висели в плотной развеске, т.е. были сдвинуты одна к другой так тесно, что сложно было понять, где кончается одно полотно и начинается другое, поэтому создавалось впечатление фрески или иконостаса. 11 из них происходило из собрания Густава Файе. С.И. Щукин не сразу сумел оценить талант Гогена, ограничившись лишь одним полотном. Но потом коллекционер приобрел почти весь таитянский цикл этого художника.
Одним из любимых художников Щукина был Анри Матисс, с которым у него сложилось особенно тесное сотрудничество. Именно Анри Матиссу московский коллекционер поручил исполнить панно «Музыка» и «Танец», а также «Гармонию в красном (Красную комнату)», специально заказанную Щукиным в 1908 г. для столовой своего особняка. Осенью 1911 г. Матисс совершил визит в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» особняка Щукина, превратившегося в своеобразный московский музей Матисса. Весной 1913 г. коллекционер купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью «Портрет мадам Матисс», который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника.
Еще одним любимым художником С.И. Щукина был Пабло Пикассо. Он познакомился с его работами, посещая частные дома, в частности, салон американской писательницы Гертруды Стайн. Полотна Пикассо Щукин мог наблюдать и в собраниях ее братьев Лео и Майкла. Среди приобретенных московским коллекционером картин Пикассо были следующие: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса» и другие работы «розового» и «голубого» периодов творчества художника. С.И. Щукин приобрел для своей коллекции и кубистические «Женщину с веером», а также «Фабрику в селении Хорта де Эбро».
Открытие коллекции Щукина для всеобщего обозрения
Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. В 1908 г. в статье русского искусствоведа П.П. Муратова «Щукинская галерея – очерк по истории новейшей живописи» был впервые указан состав собрания и обнародована воля владельца о передаче в будущем этой коллекции в дар Третьяковской галерее. С 1909 г. С.И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал бы ознакомиться с его коллекцией. Но в его дом-музей, открытый для всех желающих, консервативно настроенные преподаватели опасались водить своих воспитанников, отдавая предпочтение традиционному искусству. В 1910-е гг. Щукин вступил в общество «Бубновый валет», включавшее других художников, театральных деятелей, писателей и меценатов.
В 1912 г. Щукин увлекся творчеством Андре Дерена и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету». В 1913 г. был выпущен каталог картин собрания московского коллекционера, включавший 225 номеров, а в 1914 г. журнал «Аполлон» опубликовал очерк Я. Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен.
С началом Первой мировой войны в 1914 г. собирательская деятельность Щукина остановилась. С одной стороны, у него не было возможности покупать западную живопись, с другой, он не проявлял интереса к искусству современных русских художников.
Дальнейшая судьба С.И. Щукина и его коллекции
В 1918 г. галерея Щукина, находившаяся в Москве, на основании декрета Ленина была национализирована и весной 1919 г. открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи. Хранителем была назначена дочь Щукина, Е.С. Келлер.
Сам Щукин в августе 1918 г. эмигрировал из России и в следующем году поселился во Франции. Несмотря на попытки ряда торговых посредников, связанных с миром искусства, склонить Щукина к продолжению собирательства, он отклонял все предложения. В эмиграции им были куплены только две работы Рауля Дюфи, а также заказаны четыре работы Анри Ле Фоконье. Отношения с художниками, чьи полотна он покупал до эмиграции, в том числе с Матиссом и Пикассо, С.И. Щукин полностью прекратил.
В конце 20-х годов, когда некоторые из русских эмигрантов начали судебные процессы о собственности на предметы искусства, оставшиеся в России. По утверждению наследников Щукина, в 1926 г. он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Именно вопрос о существовании этого документа (нигде и никогда не публиковавшегося), впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Парижский друг Щукина П.А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
В 1929 г. коллекцию Щукина объединяют с морозовским собранием, ставшим основой Второго музея новой западной живописи, и перемещают в бывший особняк И. Морозова, который получает название ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства). Его расформировывают в 1948 г., а полотна передают в Государственный Эрмитаж и ГМИИ им. А.С. Пушкина.
w.histrf.ru
Щукин Сергей Иванович — NeWestMuseum
Щукин Сергей Иванович
24 июня (6 июля) 1854, Москва — 10 января 1936, Париж
1854
1936
Потомственный купец-фабрикант, меценат и коллекционер искусства, собрание которого положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Происходил из купеческой семьи. Окончил Коммерческую академию в г. Гера, Германия (1873–1876). Глава торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями».
Собирательством живописи увлекся в конце 1890-х. В 1898 приобрел в галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже, куда его привел младший брат Иван, первые полотна художников-импрессионистов («Оперный проезд» Камиля Писсарро; «Скалы в Бель Иль» Клода Моне), после чего вплоть до 1904 покупал картины представителей этого направления, прежде всего Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Клода Моне.
Сергей Щукин приобретает в галерее Поля Дюран-Рюэля первые полотна художников-импрессионистов
18 98
Камиль Писсарро
Оперный проезд. Эффект снега. Утро
1898
Фрагмент
ГМИИ, Москва (Щ)
С 1903 по 1908 активно приобретал работы постимпрессионистов — Поля Сезанна, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Следующим увлечением Щукина стали фовисты. С 1906 его интересы были сосредоточены на творчестве Анри Матисса, с которым он познакомился в мае того года. Работы Матисса Щукин покупал главным образом через галерею Бернхейм-Жен, а также непосредственно у художника. По заказу Щукина Матисс исполнил ряд полотен большого формата, в том числе программные для искусства XX века декоративные панно «Танец» и «Музыка» (1910, Государственный Эрмитаж), написанные специально для лестницы московского особняка собирателя.
1 / 2В 1907 Щукин осуществил частичную перестройку своего особняка и в 1908 открыл по адресу Б. Знаменский переулок, 8, галерею для желающих осмотреть собрание. Как правило, он сам принимал посетителей и давал разъяснения. Щукинская коллекция вскоре получает известность. Уже в 1908 критик П. П. Муратов отмечает влияние галереи Щукина — «как наиболее сильного рассадника западных художественных течений» — на судьбу русской живописи. Уникальная возможность знакомиться, находясь в России, со всеми новыми явлениями в европейском искусстве, почти в самый момент их появления, ускоряет развитие отечественного авангарда. Так в Москве формируются новые художественные течения (кубофутуризм, неопримитивизм) и объединения (первое из них — «Бубновый валет»). Взаимосвязь между основными этапами собирательской деятельности Щукина и стилистическими изменениями, происходящими в русской живописи, становится очевидной.
Сергей Щукин открывает в своем особняке галерею для всех желающих осмотреть его собрание картин
19 08
«Розовая гостинная» Матисса в особняке Щукина
Развеска 1913 года
Осенью 1911 состоялся визит Матисса в Москву, во время которого художник руководил развеской своих картин в так называемой «Розовой гостиной» щукинского дома, превратившегося отныне в своеобразный московский музей Матисса. Весной 1913 Щукин купил «Арабскую кофейню», самое значительное из марокканских произведений Матисса, а осенью — «Портрет мадам Матисс» (оба — 1913, Государственный Эрмитаж), который стал для него последней, 37-ой, приобретенной картиной этого художника.
В Москву приезжает Анри Матисс и руководит развеской своих картин в «Розовой гостиной» щукинского дома
19 11
Фотографический портрет Матисса
Вслед за Матиссом Щукин открыл для себя Пабло Пикассо, картины которого начал активно покупать с 1909, главным образом через галерею Даниэля-Анри Канвейлера. За пять лет Щукину удалось собрать самую большую на тот момент коллекцию работ Пикассо в мире.
В 1912 Щукин увлекся Андре Дереном и за два года приобрел 16 его работ, в том числе «Портрет неизвестного, читающего газету» (1911–1914, ГЭ).
В октябре 1913 был выпущен каталог картин щукинского собрания, включавший 225 номеров, а в 1914 журнал «Аполлон» опубликовал очерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина» и фотоснимки многих полотен.
Журнал Апполон
Очерк Якова Тугендхольда «Французское собрание С. И. Щукина»
Выпуск 1-2, 1914
С началом Первой мировой войны собирательская деятельность Щукина остановилась: не имея возможности покупать западную живопись, он, в отличие от И. А. Морозова, не проявлял интереса к искусству современных русских художников.
В августе 1918 Щукин эмигрировал из России и в 1919 поселился во Франции. Несмотря на попытки ряда известных дилеров склонить Щукина к продолжению собирательства, он отклонял все предложения. В эмиграции им были куплены только две работы Рауля Дюфи, а также заказаны четыре работы Анри Ле Фоконье (три из них в 2004 были подарены ГМИИ внуком Щукина). Отношения с художниками, в том числе с Матиссом и Пикассо, также были полностью прекращены.
В августе 1918 года Сергей Щукин эмигрирует из России и в 1919 году поселяется во Франции
19 18
С. И. Щукин с дочерью Ириной, женой Надеждой Афанасьевной и ее сестрой Верой на юге Франции
Около 1920 года
По утверждению наследников Щукина, в 1926 он составил новое завещание (первое было написано в 1907, сразу после кончины жены), в пользу семьи, аннулировав тем самым свое прежнее решение, согласно которому коллекция после его смерти должна была перейти в Третьяковскую галерею. Именно этот документ, впрочем нигде и никогда не публиковавшийся, впоследствии стал источником споров между наследниками Щукина и Россией. Между тем парижский друг Щукина П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» (Нью Йорк, 1954) рассказывал, что на заданный коллекционеру в начале 1930-х годов вопрос, не собирается ли он подать в суд на советское правительство, тот ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
С. И. Щукин с дочерью Ириной, женой Надеждой Афанасьевной
и ее сестрой Верой на юге Франции
Около 1920 года
Галерея Щукина, остававшаяся в целости и сохранности в Москве, 5 ноября 1918 года была национализирована и весной 1919 открыта для публичного обозрения как Первый Музей новой западной живописи.
«Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа…»
19 19
Дом С. И. Щукина в Б. Знаменском переулке
Фото 1918 года
www.newestmuseum.ru