Соня делоне текстиль: Русские конструктивисты и Соня Делоне

художница и дизайнер Соня Делоне

Художница в своей студии на бульваре Мальзерб, Париж (1925)

Работа Сони Делоне из серии Carnaval de Rio (1928)

Художница в костюме собственного дизайна 

ирокой публике Соня Делоне известна как талантливая художница-абстракционистка и основательница (вместе с мужем Робертом) движения орфизма в искусстве. Соня родилась в Российской империи, но переехала в Париж в 1905 году. Особенный, абстрактный, построенный на формо- и цветосочетаниях художественный стиль Сони сформировался именно под влиянием ее второго и последнего мужа — Роберта, последователя кубизма. Впрочем, на этот счет есть любопытная история. Соня рассказывала, как однажды решила сшить своему маленькому сыну Чарльзу одеяло: «Я хотела составить его из маленьких кусочков ткани — техника, которую я видела в русских деревенских домах. Конечный результат напомнил мне работы кубистов, и мы решили перенести этот принцип сочетания на холст». С тех пор стиль, в дальнейшем получивший название «симультанный», стал знаковым для работ Сони Делоне во всех сферах.

(1) Работа Сони Делоне Composition with White Arc (1970) (2) Работа Сони Делоне Three women dressed simultaneously (1925) (3) Работа Сони Делоне Abstract Diagonal Composition no. 1733 (4) Работа Сони Делоне Composition 19 (1930) (5) Работа Сони Делоне Composition 7 (1930)

Впрочем, живопись была далеко не единственным направлением деятельности художницы. Постепенно, уступая солирующую роль в изобразительном искусстве своему мужу, Соня уходит в сторону текстильного дизайна. Тут стоит напомнить, что в 1910-х годах главным стилем в моде и интерьерах оставался чрезмерно нарядный ар-нуво, а модные модели Поля Пуаре, несмотря на его гаснущую популярность, все еще доминировали в гардеробах женщин. В то же время среди девушек начинает зарождаться движение за эмансипацию, и Соне оно как нельзя близко. Узкие юбки, которые пропагандировал все тот же Пуаре, кажутся ей вещью глупой, а нарочитая роскошь ар-нуво в виде вездесущих перьев и бисера — ужасно несовременной. После Первой мировой войны в 1920 году Соня решает открыть собственный бутик модной одежды, где бы она продавала простые, но красивые вещи, вдохновленные ее же художественными работами. До этого у нее уже был похожий опыт — она создавала сценические костюмы и декорации для постановки балета «Клеопатра» Сергея Дягилева. 

Соня и Робер Делоне

Она, как Габриэль Шанель, пропагандировала простоту в крое и не любила слишком пышный декор

Текстиль и принты, разработанные Соней Делоне

Для собственного модного дома Sonia Делоне создает модели в духе времени, предназначенные для женщин нового образца. Она сама была, пожалуй, лучшей моделью для своих работ — минималистичные пальто и юбки и платья прямого кроя с ярким геометричным принтом становились сенсацией каждый раз, когда Соня появлялась в них на очередном светском вечере. Она, как Габриэль Шанель, пропагандировала простоту в крое и не любила слишком пышный декор — ее вещи были созданы для жизни и двигались вместе с телом. «Симультанная мода Сони отражает современное искусство и архитектуру, стремительный эргономичный дизайн автомобилей и самолетов. Она создает ткани и вещи, ориентируясь на эпоху, которая только должна наступить», — говорил ее муж Роберт. Действительно, Соня Делоне была по-настоящему увлечена футуризмом, что видно в ее работах с текстилем и одеждой — от ярких, но структурированных и ритмичных сочетаний цветов до прямых силуэтов, которые еще найдут отклик в 60-х. 

Модели одежде Sonia Delaunay 

О том, насколько визионером была Делоне, можно судить даже по коллекциям последних лет: весенне-летняя от Celine прошлого года была вдохновлена ее работами конца 1930-х, у круизного показа Valentino 2015 года — характерный принт в виде зигзага, а в нынешних весенне-летних коллекциях Disquared2 и Junya Watanabe — почти дословное цитирование картин Сони. А ее принцип представления вещей как двухмерных моделей сегодня, в эпоху доминирования визуальной диджитал-культуры, выглядят как никогда актуально (вспомните коллекцию Comme des Garçons весна-лето — 2012, построенную полностью на плоскостном крое).

О том, насколько визионером была Делоне, можно судить даже по коллекциям последних лет

Из книги «Sonia Delaunay ; Ses Peintures, Ses Objets, Ses Tissus Simultanés, Ses Modes» (1925)

Бутик Sonia Delaunay (1920-е)

Образец текстиля, разработанного Соней Делоне (1928)

Признание дизайнерского таланта Сони Делоне, впрочем, не заставило себя ждать — в 1925 году ее пригласили участвовать в Международной выставке декоративного искусства, и в том же году журнал Vogue поместил иллюстрацию одной из ее моделей на обложку. В разное время она разрабатывала текстиль для Шанель, Жанны Ланвен и Жака Хейма, а также для амстердамского бутика Metz & Co и лондонского универмага Liberty. Среди ее клиенток были знаменитости — в 1925 году Делоне создала пальто с вышивкой и геометричным узором насыщенных цветов для звезды немого кино Глории Свенсон.

Соня Делоне стала одним из популяризаторов ар-деко не только в дизайне интерьеров и текстиля, но и в моде, веря, что ее будущее — за доступной одеждой, которая будет впитывать в себя любые новшества современных технологий. Она стала одной из первых, кто интегрировал искусство в моду (Делоне читала лекции в Сорбонне на тему «Как живопись влияет на модный дизайн»), не заходя при этом на территорию театральности. И, что важнее, Соня Делоне была настоящей женщиной своего времени — сильной, независимой, но желающей быть красивой и делать такими других.

Коллекции, вдохновленные работами Сони Делоне:

Céline весна-лето 2014

Junya Watanabe весна-лето 2015

Dsquared2 весна-лето 2015

{«width»:1200,»column_width»:162,»columns_n»:6,»gutter»:45,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{}

Яркие ткани и платья Сони Делоне

Соня Делоне – представительница современного искусства ХХ века. Она ещё при жизни первой среди женщин-художниц удостоилась ретроспективной выставки в Лувре.


Соня Делоне — Sonia Delaunay
Соня родилась 14 ноября 1885 в небольшом местечке Градижске на Украине. При рождении она получила имя – Сара, Сара Елиевна Штерн. Большая еврейская семья Штернов была небогатой. И в пятилетнем возрасте девочку удочерил дядя по материнской линии – Генрих Терк. Так Сара стала Соней Терк.


Детство Сони проходило в Санкт-Петербурге. Дядя создал ей все условия для образования, она брала уроки рисования, ездила отдыхать в Финляндию, Италию, Швейцарию. Именно тогда в ней обнаружился большой интерес к изобразительному искусству. И в 1903 году дядя отправил восемнадцатилетнюю Соню в Германию, в частную школу.

В школе Людвига Шмидта-Рейте она проучилась всего два года, затем переехала в Париж и поступила в академию де ла Палетт, где изучала гравюру. Постепенно она вошла в круг художественной богемы. Не желая возвращаться в Петербург, Соня вышла замуж за своего друга коллекционера Вильгельма Уде, занимавшегося продажей произведений искусств.


Брак по расчёту продлился два года. Затем Соня встретила художника Робера Делоне, и в 1910 году вышла за него замуж. Вскоре появился сын Шарль. Соню и Робера связывали не только романтические, но и интеллектуальные отношения. Соня говорила о своём муже: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».


Первые опыты с текстилем у неё появились в тот момент, когда она решила сшить одеяльце для своего маленького Шарля. Соня соединяла лоскутки разных цветов и пришла к выводу, что это весьма оригинально. Абстрактные узоры на одеяльце оказались её первым опытом в дизайне, она назвала их симультанными контрастами.

В 1913 году появилось её первое симультанное платье. Соня сшила его из разноцветных лоскутков и появилась в нём на вечеринке. С тех пор «симультанные контрасты» стали неотъемлемой частью её творчества и подвигли на занятие дизайном. Она разработала теорию передачи цвета через «симультанность» – ощущение движения, когда контрастные цвета помещаются рядом один с другим.



Робер Делоне разделял с ней те же взгляды на искусство. Цвет, свет, ритм и симультанность стали основными ведущими принципами их искусства. «Электрические призмы», «Уроки света» созданы в яркой гамме преломлённого солнечного света.

Мир художников, писателей и поэтов, в котором обитала Соня, служил ей источником вдохновения. В это время она работает над иллюстрациями, плакатами, предметами прикладного искусства. Соня создала платье-поэму, где использовала стихи. Слова сочетались с образами, созданными Соней. Это платье она надевала на все вечеринки, выставки, поэтические чтения.


Началась Первая мировая война. Соня с мужем переехала в Мадрид, жизнь под тёплым испанским солнцем продолжалась. Однако после революции в России она лишилась финансовой поддержки дяди из Петербурга. Но к счастью в это время в Испании проходили гастроли дягилевского балета. Сергей Павлович предложил Соне работу в труппе, и с его помощью она обрела успех. Ею были созданы эскизы новых костюмов, которыми в дальнейшем ещё долго пользовались артисты балета.


А в 1968 году их увидели на аукционе «Сотбис». Последнее событие вновь всколыхнуло интерес и к Дягилеву и к Соне Делоне. По возвращении в Париж Соня и её муж Робер общаются с Шагалом, Тристаном Тзарой, Маяковским и многими другими поэтами и художниками.

В это время Соня открывает Дом моды Delaunay, участвует в парижской Выставке современного декоративного искусства и художественной промышленности, где представляет свои работы. Эта выставка привлекла огромное внимание, и о работах Делоне заговорили. Модели Сони Делоне легко узнавались на улицах городов, и в 1925-1929 годах стали одним из символов авангардной моды.


Текстильные фабрики «Родье» и «Лион» производили ткани с геометрическими узорами по эскизам Делоне. Работы супружеской четы приобретали всё большую популярность, им заказывали оформление витрин и апартаментов, театральные декорации. Соню всё чаще и чаще приглашают в театры и киностудии для создания костюмов.

Соня создавала одежду и аксессуары – от пальто до купальников, особенно принесли ей славу симультанные шарфы. Но все созданные изделия Соней Делоне убеждают в том, что её талант заключался в создание цвета и света – «движения цвета», а не фасонов одежды. Её смелые и яркие геометрические формы и орнаменты оживляли традиционные силуэты.

Соня умела великолепно совмещать и комбинировать цвета. И когда их Дом моды в 1929 году в связи с экономическим кризисом закрылся, по документам стало видно, что именно ткани интересовали посетителей, а не наряды, созданные Делоне. Вклад Сони Делоне в дизайн тканей оказался огромный. В её работах ощущается влияние русского народного искусства, присутствуют мотивы, близкие к ар-деко.


В рисунках Соня редко использовала чётко выраженные линии. В тканях Делоне отображены яркие абстрактные полотна, видно стремление к эффекту самопроизвольного движения рисунка. Яркими тканями интересовались актёры, дизайнеры, архитекторы и их жёны.

После закрытия ателье Соня занимается дизайном тканей под маркой Tissus Delaunay («Ткани Делоне). Особенно плодотворным и длительным оказалось её сотрудничество с универмагом Metz + Co (до конца 1960-х годов), который сначала продавал её готовые ткани, а затем стал самостоятельно изготавливать ткани по эскизам Делоне. Только в течение 30-х годов она создала для универмага более 2000 различных расцветок.



Свою работу, свой успех Соня Делоне обобщила так: « …развиваясь в искусстве, мы несли его и в повседневную жизнь…оно становилось более доступным и понятным благодаря моим тканям. Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».

А парижский журнал «Л’Ар вивант» писал в 1925 году: «Эти набивные и вышитые ткани подчинены одному принципу равновесию объёма и цвета. Сильное и глубокое чувство великолепного ритма свойственно композициям мадам Делоне. В них царствуют абстракция,…видоизменяющаяся геометрия, живая и поднятая до высот лёгкостью её вдохновения,…».



Кипучая деятельность Сони Делоне продолжалась до самого конца её жизни, до 1979 года. За четыре года до своей кончины, Соня Делоне была награждена Орденом Почетного легиона.

Большое собрание ее произведений находится в парижском Национальном музее современного искусства, Центре Помпиду.


Sonia Delaunay: Textiles — For Sale on Artsy

Skip to Main Content

15 Artworks:

Sonia Delaunay

Rencontre , 1971

Galerie Hadjer

€50,000–€75,000

Sonia Delaunay

Композиция 1925 , 1925

Aynac Gallery

€ 35 000

Sonia Delaunay

Carrés Magique Carpet в девственной шерсти , Vers 1980

Leclere

.0003

Соня Делоне

Платок A Damiers , 1920

Rago/Wright/LAMA

Торги закрыты

Соня Делоне

. 1970

Boccara Gallery

Sonia Delaunay

Untitled

Rago/Wright/Lama

Тординг закрыт

Sonia Delaunay

Pake Cote For Gloria Swanson , 1923-1924, 192,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

,

. : Соня Делоне» в Тейт Модерн, Лондон (2015)

 

Соня Делоне

Финистер , ок. 1972

Galerie Hadjer

US$100,000–US$150,000

Sonia Delaunay

Equator , 1970

Galerie Hadjer

Price on request

Sonia Delaunay

1930

Doyle

Bidding closed

Соня Делоне

Ковер , 1975

Aguttes

Торги закрыты

Соня Делоне

1930 , около 1975

PIASA

Торги закрыты

Соня Делоне

Finistere, Finistere. 1965

Галерея Боккара

 

Соня Делоне

Ноктюрн Матинале , ок. 1980

BOCCARA ART

Продано

Соня Делоне

Grande Icone , ок. 1970

BOCCARA ART

Взаймы

Фильтр по

15 произведений искусства:

Сорт:

Рекомендация (высокий до низкого) цена (низкий до высокого до высокого) недавно обновленного применения года (нисходящий) Год произведения искусства (восхождение)

Уникальные

Limited Edition

Open Edition

Unknown Edition

Дизайн

$0

$50000+

Это основано на среднем размере произведения искусства.

Маленький (до 40 см)

Средний (40–100 см)

Большой (более 100 см)

Покупка

Сделать предложение

Галерея контактов

SearchSearch

Бруклин, Нью -Йорк, США

, Нью -Йорк, Нью -Йорк, США

, Франция

Оранжевый

Желтый

9

Boccara Art

Boccara Gallery

Galerie Hadjer

Sonia Delaunay

Rencontre , 1971

Galerie Hadher

€ 50 000–75 000,0003

0002 Sonia Delaunay

Composition 1925 , 1925

AYNAC Gallery

€35,000

Sonia Delaunay

Carrés Magique carpet in virgin wool , vers 1980

Leclere

Bidding closed

Sonia Delaunay

Шаль Damiers , 1920

Rago/Wright/LAMA

Торги закрыты

Соня Делоне

Контрапункт , ок. 1970

Галерея Боккара

Sonia Delaunay

Untitled

Rago/Wright/Lama

Закрыто

Sonia Delaunay

Past для Gloria Swanson , 1923-1924

«The Gloria Swanson , 1923-1924

«. Тейт Модерн, Лондон (2015)

 

Соня Делоне

Финистер , ок. 1972

Galerie Hadjer

100 000–150 000 долларов США

Соня Делоне

Экватор , 1970

Galerie Hadjer

Цена по запросу

Sonia Delaunay

1930

Doyle

. Соня Делоне

1930 , около 1975

PIASA

Торги закрыты

Соня Делоне

Финистер , ок. 1965

Галерея Боккара

 

Соня Делоне

Ноктюрн Матинале , ок. 1980

BOCCARA ART

Продано

Соня Делоне

Grande Icone , ок. 1970

BOCCARA ART

On loan

Sonia Delaunay

Rencontre , 1971

Galerie Hadjer

€50,000–€75,000

Sonia Delaunay

Carrés Magique carpet in virgin wool , Vers 1980

Leclere

Закрыто

Sonia Delaunay

1930 , Circa 1975

Piasa

.

Соня Делоне

Пальто для Глории Суонсон , 1923-1924

«Выставка EY: Соня Делоне» в Тейт Модерн, Лондон (2015)

 

Соня Делоне

Финистер , ок. 1972

Galerie Hadjer

US$100,000–US$150,000

Sonia Delaunay

Composition 1925 , 1925

AYNAC Gallery

€35,000

Sonia Delaunay

Carpet , 1975

Aguttes

Bidding closed

Соня Делоне

Контрапункт , ок. 1970

Галерея Боккара

 

Соня Делоне

Grande Icône , ок. 1970

BOCCARA ART

On loan

Sonia Delaunay

Equator , 1970

Galerie Hadjer

Price on request

Sonia Delaunay

1930

Doyle

Bidding closed

Sonia Delaunay

Платок A Damiers , 1920

Rago/Wright/LAMA

Торги закрыты

Соня Делоне

Финистер , ок. 1965

Галерея Боккара

 

Соня Делоне

Ноктюрн Матинале , ок. 1980

BOCCARA ART

Продано

Соня Делоне: авангардная королева кричащего, носимого искусства | Искусство и дизайн

Когда Соня Терк вышла замуж за Робера Делоне в 1910 году, ей было 25 лет. Она уже дважды сменила страну, дважды имя и один раз вышла замуж по расчету за Вильгельма Уде, искусствоведа и коллекционера. Он был гомосексуалистом; она находилась под социальным давлением со стороны своей семьи в России. Выход замуж дал ей повод остаться в Париже. Уде осталась другом на всю жизнь, но в лице художника Делоне, пионера абстракции, она нашла вторую половинку. Вместе они стали настоящей авангардной парой.

Родившаяся Сара Стерн в Украине, Соня была отправлена ​​в юном возрасте, чтобы жить с ее дядей и тетей в Санкт-Петербурге. Это были высокообразованные, зажиточные евреи, и Соня приняла их фамилию. Она также сменила свое имя и, будучи Соней Терк, отправилась учиться живописи в Германию. В 21 год она отправилась в Париж в поисках свободы, жизненных сил и молодости, которые и нашла. На фотографии 1908 года она изображена сидящей за столом в темном вычурном платье со всеми пуговицами и складками (хотя и с обнаженными предплечьями). Она уже выглядит на средних лет. На фото, сделанном пятью годами позже, Соня позирует в свободном лоскутном наряде собственного творения, выполненном в динамичной контрастной цветовой гамме «9».0521 одновременно

”стиль. Она выглядит на несколько лет моложе и готова танцевать.

Первые работы на предстоящей выставке Тейт Модерн относятся к допарижской юности Сони. Это портреты и пейзажи, написанные маслом на холсте, которые во многом обязаны Гогену, с цветами, которые прыгают со стен. Это раннее увлечение цветом определило ее дальнейшую долгую карьеру. Образный элемент должным образом отпал (хотя время от времени появлялся снова), и вскоре она создавала яркие абстракции. Ее тетя в Санкт-Петербурге умерла, завещав свое имущество, а Робер был мелким аристократом, так что Делоне имели личный доход.

Вместе они развлекали и держали салоны. Среди их друзей были такие художники, как Кандинский и Шагал, а также поэты Гийом Аполлинер и Блез Сандрар.

Купальные костюмы, разработанные Делоне, 1920-е годы.

В данном случае коляска в холле не была врагом обещания. (В любом случае, бедность, безусловно, является более вероятным кандидатом.) Однако по-прежнему редко случается так, что крышка колыбели получает место в галерее и признается важным произведением искусства. Маленькое одеяло, которое Соня сшила для своего сына Чарльза в 1911 году, должно быть выставлено, и, кажется, это был прорыв, который переместил ее от фигуративной работы к абстракции. Покрывало представляет собой лоскутную смесь розовых, кремовых и зеленых оттенков с оттенками темно-бордового и черного. В нем показано, как Соня соединила русское народное ремесло с парижским авангардом и предвосхитила эксперименты с цветом и формой, которые станут визитной карточкой стиля Делоне 9.0521 одновременно

.

Наряду с детским одеялом выставлена ​​расписная коробка для игрушек ребенка и наряд Сони, сшитый в той же манере, что и на упомянутой выше фотографии: к 1913 году Делоне нашли няню и отправились в танцевальный зал, Bal Bullier. Помимо шитья одежды для себя и своих друзей, Соня еще и рисовала. Рядом с платьем, состоящим из кусочков ткани разной фактуры, лежит ее большой холст Bal Bullier. Поток цвета и ритма, он показывает несколько пар (или одну пару, кружащуюся) под новой парижской сенсацией: разноцветные электрические огни.

Возможно, Соня отказалась от рисования, чтобы дать Роберту возможность заняться своим делом, чтобы они могли работать вместе над общим проектом, не вступая в прямую конкуренцию. Соня предпочла больше заниматься рукоделием. Она была рада подчеркнуть свое русское происхождение (но не свое еврейство), поскольку русское народное искусство было в моде и переживало возрождение. Возможно также, что Соня и другие модернисты не видели различия между изобразительным и прикладным искусством. В конце концов, она была межкультурным полиглотом, привыкшим переводить и менять способы выражения. Почему бы ее эстетике не проявиться то в картине на стене, то в платье, то в книжном переплете? Ее искусство можно было носить, это было заявлением об образе жизни новой породы: творческой современной женщины.

Так появилось simultané , которое Соне и Роберту предстояло практиковать всю свою жизнь. Что это было? Движение, стиль, эстетическое приключение? (Сандрар называл это «техникой».) Русско-французский сплав, он радовался движению и контрасту красок, их словоохотливости. Он наслаждался той динамикой, которая создавалась, когда этот цвет или оттенок располагались рядом с этим и воспринимались сразу, одновременно. В работах Сони есть живое движение и ритм. («Контраст — это любовь», — сказал Сандрар.) Цвет — это язык. Каждый звук имел свой оттенок.

Yellow Nude (1908)

Сандрар был еще одним межкультурным полиглотом, и вскоре он и Соня вместе работали над книгой La prose du Transsibérien et de la Petite Jeanne de France (1913). Великолепная работа длиной два метра и шириной 20 см, сложенная наподобие гармошки в раскрашенный вручную рукав, представляет собой путевую поэму Сандрара справа, написанную разноцветными шрифтами, и кувыркающуюся картину Делоне слева, «интерпретирующую через цвета и их оттенки темы». и чувства, выраженные поэтическим текстом». Триумф синестезии, он слышит звуки стихотворения как цвет, его ритмы как формы. Внизу изображена красная Эйфелева башня, мотив, который снова и снова появлялся в работах Робера и Сони Делоне, как

dernier cri в современности.

Эта пара в центре авангардного Парижа, чемпионы друг друга, отдыхали в Испании в разгар Первой мировой войны. Там они оставались до тех пор, пока не переехали в Португалию. Они рисовали, выставлялись и завязывали контакты, которые сослужили им хорошую службу. Соня снова создала большие полотна, настолько далекие от грязи Фландрии, насколько это можно себе представить. Из ее безошибочных дуг и поклонов выступают рыночные сцены и певцы фламенко.

Пальто, сшитое для Глории Суонсон (1924)

Если это и была очаровательная жизнь, то русская революция на короткое время остановила ее. Соня рассчитывала сдать в аренду свое имущество в Петербурге, но в 1917 году большевики конфисковали его, и поток денег прекратился. Должно быть, это был шок. В свои 30 лет Делоне впервые пришлось искать способ зарабатывать на жизнь. Со своими навыками рукоделия и дизайна Соня была в лучшем положении, чем более деликатный Роберт. В Мадриде пара познакомилась с Дягилевым, и вскоре Соня уже занималась дизайном костюмов для 9-го Русского балета.0521 Клеопатра

. Переход в коммерцию был всего лишь пустяком для эстетики simultané . Никогда не останавливаясь на достигнутом, к середине 1920-х годов у Сони была парижская студия, посвященная созданию тканей и одежды, и она открыла модный дом под названием просто Соня. Некогда авангардный эксперимент оправдал себя: слово simultané было зарегистрировано в качестве торговой марки во Франции и США.

Центральные десятилетия этой ретроспективы наводят на мысль об элитном шоппинге. Витрины бутика воссозданы с вышитыми туфлями и сумками, расставленными так, как распорядилась сама Соня. Ее ткани демонстрируются на механических движущихся роликах для полного динамического эффекта.

Образцы тканей, пикантные купальники и пилотские кепки для современных девушек, водивших новомодные автомобили. Возможно, это было современно, но, конечно, кустарно и дорого.

Если основная эстетика Сони мало изменилась за десятилетия, и то, что началось как радикальное исследование цветовых контрастов, стало модным брендом, является ли это искусством? Или дизайн? Или, действительно, оба сразу – одновременно ? Здесь была картина разыгранная, чувственная. Это перформанс, принесенный нам манекенщицами. Соня привлекала состоятельных клиентов: в 1925 году для кинозвезды Глории Суонсон было сшито шерстяное вышитое пальто в геометрических оттенках насыщенных пряных красных, коричневых и кремовых тонов. В этих модных творениях преобладают прямые линии, ромбы и полосы, а линии с прямыми краями поворачиваются под прямым углом. Как будто волнение кружащегося бального зала было вытеснено гламуром дороги. Но ненадолго: в 1930-е годы кривые и колеса и дуги были очень назад.

Еще четыре десятилетия Соня разрабатывала ткани для амстердамского роскошного магазина Metz and Co, а затем и для Liberty. Не бросила она и поэтов, надо сказать. «Поэма-занавес» того времени имеет вышитые шерстью стихи сюрреалиста Филиппа Супо. Она делала «стихи-платья» — слова, которые ходили, — и читала лекции в Сорбонне о «влиянии живописи на дизайн одежды».

Ритм Цвет №. 1076 (1939)

Жизнь Сони шла в ногу с веком. Simultané был разработан на заре современного мира, его работы расписаны и сшиты вручную. К 1930-м годам она знала о возможностях массового и машинного производства. Она сказала: «Так мода станет демократичной, и это… можно только приветствовать, так как это повысит общие стандарты». Интересно, что бы она сделала из таких магазинов, как Zara или H&M.

Когда началась Вторая мировая война и Париж был оккупирован, еврейство Сони вдруг стало актуальным. Говорят, что ее сын Чарльз, известный популяризатор и критик джаза, присоединившийся к Сопротивлению во время войны, до самого вечера не знал, что его мать еврейка. В 19В 40 году Делоне покинули Париж и двинулись на юг, но к этому времени Робер был болен. Он умер в 1941 году. Он постоянно рисовал и широко выставлялся, поддерживая свою жену в ее начинаниях, когда она превозносила его. Она защищала его наследие после его смерти, организуя ретроспективные выставки и даря его работы, стремясь обеспечить его репутацию одного из великих пионеров абстракции. После ухода Роберта Соня начала рисовать маслом и гуашью. Тона более приглушенные, более зернистые, менее яркие и свободные, чем 9.0521 La Prose du Transsibérien

с полукругами, расположенными вдоль диагональной или вертикальной оси.

У Роберта есть свое место, но разве Соня тоже не была великой пионеркой? Резкое эссе Гризельды Поллок в каталоге выставки представляет феминистский взгляд. По словам Поллока, модернистская культура позволила амбициозным и творческим женщинам насладиться новыми свободами, и Париж был их центром. Однако эти модернисты не писали свою собственную историю. История модернизма началась в XIX в.50-е, тяжелое десятилетие для женщин, и писали его маскулинные чудаки. Вклад женщин игнорировался, особенно там, где женская работа плавно перемещалась между искусством и дизайном. Таким образом, долгое время Соня Делоне считалась помощницей или женой более известного Роберта. Это первая британская ретроспектива ее работ почти через 40 лет после ее смерти. Это первая оценка ее как независимого артиста. Задача, настаивают кураторы, не в том, чтобы утверждать, что она лучше своего мужа, а в том, чтобы увидеть ее вклад ясно и полно, и сам по себе.

Игральные карты Simultané (1964).

К счастью, Соня прожила долго. К моменту ее смерти в 1979 году новое женское движение уже зародилось, и ее яркий вклад в современное искусство, контрапункт несчастному веку, получил признание. Возможно, ее даже считали беспроигрышной: президент Помпиду подарил ее картину Rythmes-Couleurs no 1633 президенту Никсону во время официального визита. Она оставалась современной до последнего; даже в позднем возрасте она ассоциировала себя с новым и захватывающим. Шикарный автомобиль Matra 530 был украшен ею в 1967, когда ей было 82. Изогнутые линии автомобиля окрашены в крупную клетку гоночного флага небесно-голубого и королевского синего, шалфейно-зеленого и красного цветов. Это искусство в движении. Соня следила за тем, чтобы на скорости цвета сливались в синий, чтобы не отвлекать других водителей.

Среди ее последних работ — картины и гравюры, которые по технике и стилю восходят к ранним годам ее карьеры. К тому времени она была французским национальным достоянием, но молодая русская, приехавшая в Париж, полная сил, все еще была на виду. Форма или ритм, изученный в 1920-е могли снова проявиться в 60-х. То есть ее работа не менялась, не развивалась? Возможно, у нее было другое представление о времени, больше похожее на спираль, чем на стрелу. Произведение под названием Rhythme sans fin, danse, , сделанное в 1964 году, имеет подзаголовок «По акварели 1923 года». Подсказка в названии; танец продолжается. Цвет — это радость. Абстракция отрицает историю. Как говорила сама Соня: «Абстрактное искусство важно только в том случае, если оно представляет собой бесконечный ритм, где встречаются очень древнее и далекое будущее».

Добавить комментарий