Спектакль ричард 3 – Ричард III

Ричард III

Премьера спектакля — 7 октября 2017 года на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова.

«Ричард III» — наиболее популярная пьеса из десяти хроник Шекспира, издававшаяся при жизни автора шесть раз.

Ричард в борьбе за власть презрел понятие морали, совести, сострадания. Его агрессия сметает все человеческое на своем пути. Он хитер, изворотлив, безжалостен. Уничтожая всех возможных соперников, не останавливается ни перед чем, чтобы добиться цели.

Угрызения совести неведомы ему. Достигнув высшей власти, Ричард подружился с одиночеством. Его ненавидят все – и лорды, и народ. Первые поднимают восстание. Ричард в панике, его терзают кошмары.. Он не может найти союзника. Постулат: «Кулак нам – совесть, и закон нам – меч», — не действует. Он ранен, одинок, беспомощен, но готов к бою. «Коня, коня! Корону за коня отдам!»…

Таков финал хромоногого горбуна, титана зла Ричарда III.

Режиссер спектакля Автандил Варсимашвили:

«Пьеса «Ричард III» гениальна.  Это энциклопедия власти, учебник державной силы, пособие по захвату трона. Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов. За несколько веков до Наполеона, Сталина, Гитлера и других узурпаторов власти, он словно бы предсказал нам их появление и в то же время фантастически точно описал психологический процесс разложения личности диктатора, когда тот уже по горло в крови, и в его жизни больше нет главной цели. Поэтому все шаги Ричарда до завоевания им трона – уникальны, беспримерны, а после захвата власти все его ходы – банальны и предсказуемы. Меня волнует именно эта тема: как живется человеку, когда в его жизни нет настоящей цели? Шекспира ставят очень часто, но очень редко его ставят хорошо. Не все могут понять и воплотить его стиль, потому что Шекспиру требуются особенные актеры. Необходимо уметь молниеносно менять не только темп, но, порой, и образ, ведь театр Шекспира – это театр лицедеев, способных мгновенно сбрасывать с лица одну маску и тут же надевать другую. Ему, в отличие от других авторов, не нужна обычная психологическая правда – ему нужна только театральная правда. Стиль игры Шекспира – именно театральность, в истинном смысле этого термина. Поэтому я благодарен моему старшему другу, выдающемуся режиссеру Римасу Туминасу, за то, что ставлю Шекспира в Вахтанговском театре, – где, как не здесь, знают цену подлинной театральности!».

 
 
Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут с антрактом.
Спектакль рекомендован для зрителей старше 16 лет (16+).

www.vakhtangov.ru

Спектакль Ричард III — смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве. Театр имени Евгения Вахтангова. Актеры и роли

Идея поставить трагедию Шекспира возникла во время гастролей в Ереване на спектакле «Ричард III» в постановке Рачии Капланяна. Спектакль был романтический, в традициях постановок трагедии в Армении. Рачия Капланяна пригласили на постановку. Режиссером и исполнителем заглавной роли стал М. Ульянов. Он внес новое в интерпретацию трагедии Шекспира. В отличие от ереванского спектакля вахтанговский поражал контрастами. М. Ульянов (Ричард III) использовал публицистический прием из арсенала эпического театра Брехта — прямое обращение в зал. Остальные персонажи, праведники, злодеи и жертвы, были решены в романтическом ключе. Спектакль воспринимался как монодрама: Ульянов раскрыл тайную подноготную своего антигероя. Стремительный темп спектакля обусловлен тем, что Шекспир сгущает время действия до 12 дней, хотя Ричард III правил два года.

Метафорическая сценография повторяла ереванскую. На пустом пространстве высится грубо сколоченный из дерева помост, трансформировавшийся в лестницу, на вершине которой находится трон, символ власти. По лестнице всходят к трону претенденты, не задерживаясь там. По ней скатываются обратно, убитые Ричардом III. Он постоянно по-обезьяньи карабкается по ней. Забирается на трон, водружает на себя корону.

Большую роль в трактовке событий играют костюмы (художник В. Зайцев). Он использовал все оттенки красного — от кроваво-красного, символа убийства, до торжественно-пурпурного, знака королевской власти, усилив романтический колорит, которому противостоит Ричард III. Злодей, исчадие ада, упырь, он прозаичен. Ульянов подчеркивает его уродство натуралистически, не боясь физиологических деталей. В первом монологе, раскрывая свои злодейские планы, он конкретен. Он не исповедуется, как традиционно решается первый выход Ричарда, но ерничает. Обида на судьбу лишь слегка прорывается, когда он говорит о своем уродстве. Он надевает маску шута, которая спадет с него только в последние минуты его жизни. Критика сравнивала Ульянова в этой роли с Иудушкой Головлевым. Не будет натяжкой сравнить его с Тартюфом или с Фомой Опискиным. Ульянов признавался, что, работая над ролью, он видел «в английском» зеркале Гришку Отрепьева, хаос 1917 года, «отца народов» Сталина и Геббельса. Отталкиваясь от истории, он обращался в зал, вызывая прямые аналогии с историей, внося нерв современности в романтический спектакль.

Для Ульянова эпизод времен войны Алой и Белой розы, — объект анализа прошлого и настоящего. Актер органично соединяет натурализм на грани физиологии с яркой театральностью. Она проявляется в ключевых эпизодах, в частности в сцене обольщения Анны у гроба своего мужа, убитого Ричардом III. У урода слюнки текут при виде красавицы Анны. Хотя он применяет силу, обольщая Анну (Л. Максакова), однако на нее более действуют его сладкие, завораживающие речи. Ее первая реакция — плевок в лицо убийце. Но перед обольстительными речами краснобая ее женское сердце смягчается на свою погибель. Он уходит подпрыгивающей торжествующей походкой победителя. Великолепна в своей контрастности романтизма и натурализма сцена, в которой Маргарита (Е. Коровина) проклинает убийц. Проклятия этой фурии, этой Эриннии в пурпуре для Ричарда III — ничто. Он воспринимает их с шутовским выражением лица. Он серьезен лишь в общении с Бекингемом (А. Филиппенко), видя в нем не приспешника, но соратника в своих кровавых делах: «Кулак — вот совесть, меч — вот наше право». Ульянов расчетлив, сватаясь к юной принцессе Елизавете. Для него это еще одна ступенька к власти. Муки ее матери, низверженной им с престола королевы Елизаветы (А. Парфиньяк), мужа которой он убил, для него не имеют ни малейшего значения.

Постановщики отказались от ночных кошмаров, терзающих Ричарда III перед сражением. В его воспаленном воображении являются убитые им, и на него находит страх. В спектакле это едва намечено: возникают застывшие картонные манекены его жертв. Ни страха, ни раскаяния у него нет. Театр отказался от Ричмонда, победителя Ричарда. Сражение показано через переживания проигравшего Ричарда. Он ползает под лестницей, как омерзительная жаба. Его лицо, искаженное животным страхом, еще более уродливо, как будто на нем выступили все его преступления. Знаменитую фразу «Корону за коня» он произносит убито, сдергивая корону, чтобы отдать ее первому встречному. Жалким образом он суетится под лестницей, припадая в низком страхе к Ректлифу (В. Зозулин) в надежде на спасение. Но верный прислужник издевается над ним, утешая его не то внезапно пропавшим голосом, не то издевательским голосом петрушки. Ричарду III удается вскарабкаться на третью ступеньку лестницу, где он находит свой конец. Живописно романтично свисает пурпурный плащ с мертвого чудовища. Тем же издевательским голосом петрушки Ректлиф провозглашает о победе Ричмонда, которая неизвестно к чему приведет истерзанную войнами Англию. Так заканчивается история короля-убийцы, развернувшаяся в малом пространстве с двумя романтическими доминантами, выраженными в виде лестницы. Где верх — власть, а низ — падение. И многие из нас становились этому свидетелями.

www.culture.ru

Ричард III (1976)

Король Эдуард IV,

первый король Йорской династии

Александр Граве

Гарри Дунц

сыновья короля

братья короля

Джон Мортон,

епископ Илийский

Иосиф Толчанов

Герцог Бекингем

Александр Филиппенко

Граф Риверс,

брат королевы Елизаветы

Юрий Волынцев

сыновья королевы Елизаветы от первого брака

Лорд Хестингс,

лорд-камергер

Григорий Абрикосов

Анатолий Меньщиков

Лорд Стенли

Михаил Семаков

Сэр Ричард Ретклиф

Виктор Зозулин

Сэр Уильям Кетсби

Эрнст Зорин

Владимир Коваль

Сэр Джеймс Тиррел

Михаил Воронцов

Алексей Жеребцов

Сэр Роберт Брекенбери,

комендант Тауэра

Владимир Покровский

Алексей Котрелев

Лорд-мэр Лондона

Анатолий Борисов

Константин Монов

Паж

Инна Алабина

Убийцы

Владимир Иванов

Олег Форостенко

Священники

Александр Лебедев

Семен Хмара

Члены Государственного Совета

Алексей Жеребцов

Виктор Ермаков

Алексей Котрелев

Константин Монов

Вадим Русланов

Елизавета,

королева, жена Эдуарда IV

Алла Парфаньяк

Герцогиня Йоркская,

мать Эдуарда IV

Елена Измайлова

Маргарита,

вдова Генриха VI, последнего короля Ланкастерской династии

Елена Коровина

Леди Анна,

невестка Генриха IV

Людмила Максакова

Ирина Купченко

www.vakhtangov.ru

Билеты на спектакль «Ричард III» в Театре имени Евг. Вахтангова.

Премьера спектакля — 7 октября 2017 года на Новой сцене Театра имени Евгения Вахтангова.

Постановка — Автандил Варсимашвили

Художник-постановщик — Мирон Швелидзе

Художник по костюмам — Тео Кухианидзе

Музыкальное оформление — Элисо Орджоникидзе

Художник-гример — Ольга Калявина

Звукорежиссер — Даниил Давлетов

Ассистент режиссера — Гульназ Балпеисова

Помощник режиссера — Марина Марченко

«Ричард III» — наиболее популярная пьеса из десяти хроник Шекспира, издававшаяся при жизни автора шесть раз.

Ричард в борьбе за власть презрел понятие морали, совести, сострадания. Его агрессия сметает все человеческое на своем пути. Он хитер, изворотлив, безжалостен. Уничтожая всех возможных соперников, не останавливается ни перед чем, чтобы добиться цели.

Угрызения совести неведомы ему. Достигнув высшей власти, Ричард подружился с одиночеством. Его ненавидят все – и лорды, и народ. Первые поднимают восстание. Ричард в панике, его терзают кошмары.. Он не может найти союзника. Постулат: «Кулак нам – совесть, и закон нам – меч», — не действует. Он ранен, одинок, беспомощен, но готов к бою. «Коня, коня! Корону за коня отдам!»…

Таков финал хромоногого горбуна, титана зла Ричарда III.

Режиссер спектакля Автандил Варсимашвили:

«Пьеса «Ричард III» гениальна.  Это энциклопедия власти, учебник державной силы, пособие по захвату трона. Шекспир безошибочно показал характер диктаторов всех времен и народов. За несколько веков до Наполеона, Сталина, Гитлера и других узурпаторов власти, он словно бы предсказал нам их появление и в то же время фантастически точно описал психологический процесс разложения личности диктатора, когда тот уже по горло в крови, и в его жизни больше нет главной цели. Поэтому все шаги Ричарда до завоевания им трона – уникальны, беспримерны, а после захвата власти все его ходы – банальны и предсказуемы. Меня волнует именно эта тема: как живется человеку, когда в его жизни нет настоящей цели? Шекспира ставят очень часто, но очень редко его ставят хорошо. Не все могут понять и воплотить его стиль, потому что Шекспиру требуются особенные актеры. Необходимо уметь молниеносно менять не только темп, но, порой, и образ, ведь театр Шекспира – это театр лицедеев, способных мгновенно сбрасывать с лица одну маску и тут же надевать другую. Ему, в отличие от других авторов, не нужна обычная психологическая правда – ему нужна только театральная правда. Стиль игры Шекспира – именно театральность, в истинном смысле этого термина. Поэтому я благодарен моему старшему другу, выдающемуся режиссеру Римасу Туминасу, за то, что ставлю Шекспира в Вахтанговском театре, – где, как не здесь, знают цену подлинной театральности!».

Продолжительность спектакля 3 часа 20 минут с антрактом. 

redkassa.ru

Корона над гадким туловищем – «Ричард III» в Вахтангова, реж. Автандил Варсимашвили

Но раз иной мне радости нет в мире,
Как притеснять, повелевать, царить –
Пусть о венце мечта мне будет небом.
Всю жизнь мне будет мир казаться адом,
Пока над этим туловищем гадким
Не увенчает голову корона…

Уильям Шекспир, «Ричард III»


Природа зла притягательна своей непостижимостью. Земной человек всегда дуален, всегда разделен на темную половину и светлую, обладает одновременно и пороками, и добродетелями. Но иногда Тьма рождает истинных своих детей, сгустки зла, которые сеют вокруг себя раздоры, льют кровь, питаются энергией убийств.
Это краткое предисловие к спектаклю «Ричард III», по одноимённой пьесе Шекспира, который поставил на сцене Вахтанговского театра грузинский режиссер, художественный руководитель двух тбилисских театров Автандил Варсимашвили.
Варсимашвили не раз брался за пьесы великого английского драматурга и уже ставил «Ричарда III» в Свободном театре в Тбилиси. Но в Москве он создал совершенно иной спектакль, с другими акцентами, иными актерами и уже на наработанном опыте. Спектакль получился потрясающим, сильным, мощным, горьким, обжигающим, с привкусом пепла, уроком из прошлого, напоминанием для будущего. Про такие спектакли говорят так – событие! Самая длинная пьеса Шекспира уложена в 3 часа.
3 часа концентрированного запредельного эмоционального накала человеческих страстей! Постоянно ловишь себя на мысли, что же происходит перед глазами? Стряхивается пыль с полуистлевших страниц старинной рукописи, разыгрывается средневековая сказка-horror или намечается проекция будущего? Было это, не было, будет или повторится?

Бессмертная тема. Власть. Уродливость душ. Всех жаль и никого не жаль.
Мышиный цвет, изъеденный ржавчиной металл, вечное полнолуние, морок тумана и блеск золота.
Ради куска желтого металла на голове герои пьесы Шекспира способны на всё.

Ричарда играет Максим Севриновский. И в этой роли – он бог! Ричард Глостер у Севриновского совсем не кажется злодеем, с него не стекают потоки крови. Поначалу сердце переполняется жалостью и состраданием при виде обиженного судьбой калеки. Но постепенно мрак его души раскрывается и уже только одно появление маленького, приволакивающего ноги горбуна, вызывает леденящий душу ужас. Ричард похож на хорька, скалящего зубы. Внешне безобидный, но моментально вгрызающийся в горло очередной намеченной жертвы. Причем его убийства не столь удивляют, как удивляют пути изощренной омерзительной лжи, с помощью которой он так мастерски, по-детски непосредственно, легко и сладостно манипулирует людьми. Фигура Ричарда, которую никто сначала не воспринимает всерьёз, недооценивает её опасность, постепенно обретает зловещие очертания. Как больной проказой, всё, к чему он прикасается, превращается в тлен. При взгляде на него, мучает вопрос – зачем он убивает? Ради короны или ради самого процесса? Люди для него как куклы, которых можно погладить по головке, а потом равнодушно оторвать её. Но все убитые Ричардом не исчезают. Остаются их неупокоенные души. Он всегда чувствует их невидимое присутствие. Чем больше людей он убивает, тем многочисленнее количество мертвецов рядом с ним.
Душа… Наличие в человеке души — одна из главных опорных точек в спектакле. Совершая какой-либо поступок следует думать не о личной выгоде, а прежде всего о душе, ибо пятна крови на ней смыть невозможно.

(с) фото Дмитрия Дубинского, взяты из Фейсбука Максима Севриновского

Я в и

И как прекрасны все актеры! Все, каждый, без исключения! Как точно, до группы крови, они вжились в свои образы, показали их теневые скрытые червоточины.

Роскошная Ольга Тумайкина, такая красивая в страшном облике полусумасшедшей герцогини Йоркской, матери Ричарда. Огненно-рыжий парик с растрепанными прядями, взгляд затравленного зверя, живущая в нечеловеческом страхе, который пытается скрыть, натягивая улыбку на лицо. Руками пытается исправить свою мимику, растянуть рот. Странно тянет слова, как будто хочет сказать не то, что думает, можно уловить… чуть заметный грузинский акцент. Он позволяет гипотетически предположить, что трагедия принадлежит не только истории Англии, но может происходить везде, где есть гипертрофированное властолюбие и трон. Полагаю, что эта деталь — находка самой Тумайкиной, довольно дерзкая — Шекспир всё-таки! – но меткая.
Великолепна Елена Сотникова! Нищенка с пучками волос на лысой голове, в лохмотьях, с безумными глазами призывающая проклятия на головы ныне живущих и здравствующих убийц её мужа и сыновей. Кто может признать в ней бывшую королеву Маргариту? И что нужно было сотворить, чтобы довести её до состояния животного, и кем нужно быть, чтобы не понимать мерзости содеянного с нею?
Яна Соболевская прекрасна в роли королевы-параноика Елизаветы, состоящей в противоестественной связи с братом, графом Риверсом, с дергающимся в нервном тике лицом, трясущимися руками, показав её наркотическую зависимость от короны.
Полине Чернышевой удалось ярко раскрыть две контрастные ипостаси леди Анны – страдания вдовы сына короля Генриха VI, стенающей над прахом убиенных мужа и свекра, и собачью преданность жены их убийцы, Ричарда III. Горбун легко поменял понятия чести в её голове, добился согласия выйти за него замуж и даже немного поиграл с ней в любовь, чувство абсолютно недоступное и чужеродное его сердцу.
Игорь Карташев, чахоточный король Эдуард, живой труп. Когда у него, умершего, выдирают вилку изо рта, срывают корону с ещё неостывшего тела, происходящее можно назвать высшей степенью безнравственности, но эта категория в отношении Ричарда и его окружения не имеет четко обрисованных границ. Нет черты, за которую он не смог бы переступить.
Блестяще сыграл Сергей Пинегин беспомощность, растерянность бравого и принципиального лорда Хестингса в сцене заседания королевского совета.
В сцене, когда лорд Стэнли, наиболее цельный из всех и невозмутимый как гранитная скала, получает известии о казни своего друга лорда Хестингса, мы слышим его глухой плач, переходящий в лицемерный смех. Вот так, выразительно, через смену эмоций Витайлис Семёновс продемонстрировал способность лорда держать под контролем свои истинные чувства и принимать неписаные правила игры на выживание.
Денис Самойлов, одноглазый сэр Роберт Брекенбери, комендант Тауэра, как он бессовестно закрывал глаза на приход убийц к узникам королевской тюрьмы, и с каким аппетитом ел пирожок во время избрания Ричарда Глостера королем, не забывая в паузах энергично прокричать что-то заводящее толпу.
А как хорош Павел Юдин – хладнокровный профессиональный убийца сэр Джемс Тиррел! Кошачья пластика, циничный взгляд, черные перчатки. Сколько душ, оплаченных звонкой монетой, на его совести? Всегда беспрекословно выполняющий приказы Ричарда — именно он своими стальными руками убил родного брата короля герцога Кларенса, задушил двух малолетних наследных принцев. В финальной сцене мы с удивлением видим его на заднем плане, коленопреклонённым, на исповеди перед священником. И становится понятно, что угрызения совести терзают даже такого закоснелого палача и он раскаивается и молит прощения у Бога.
Но есть ли такая сила, которая может заставить Ричарда осознать собственную греховность? Ведь он не пощадил даже родную мать…

Варсимашвили, как режиссер, дает зрителю возможность проникнуть в адскую темноту глубинной сущности каждого персонажа и наводит фокус на их хорошо замаскированные пороки, такие незаметные на первый взгляд. Одновременно давая понять, что высший суд есть прерогатива не человека, даже если он и король, главный судья – Бог, только Бог может судить о степени глубины содеянных грехов, а мы, зрители, можем ужасаться, наблюдать, внимать и делать выводы.

Возрастной лимит спектакля +16 объясняется наличием, действительно, очень страшных сцен, которые неподготовленному зрителю могут нанести психологическую травму. Невозможно без содрогания смотреть как придворные и король перекидываются отрубленной головой лорда Хестингса, на меловую фигуру отравленной Анны, которую Ричард пристраивает, где получше, и любуется ею. Хоровод мертвецов точно не для слабонервных!

Спектакль Автандила Варсимашвили являет собой тот нечастый случай, когда нравится всё и все.
Спектакль наполнен потрясающей музыкой.
Грим нарочито театральный, подчеркнутые темным скулы, подведённые воспаленно-красным глаза, кровавые губы, зигзаги бровей.
Конструкция на сцене позволяет раздвигать пространство, трансформируется в Темзу и подземелья Тауэра, королевскую резиденцию и стены королевского замка, пиршественный стол и эшафот.
Мощный талант выдающегося грузинского режиссера поддерживали его соратники по театральному цеху: за музыкальное оформление отвечала Элисо Орджоникидзе, в спектакле прозвучит музыка Гии Канчели, Якова Бобохидзе, Збигнева Прайснера и других. Сценические декорации к спектаклю создал художник Мириан Швелидзе. Художник по костюмам – Тео Кухианидзе. Великолепный грим – заслуга главного художника Вахтанговского театра Ольги Калявиной.

Пьесы Шекспира содержат богатейший материал для размышлений, в них заложен поиск ответов на сложнейшие законы бытия. В театрах всегда будут любить и ставить Шекспира и всегда по-разному. И никогда не устареют темы, поднятые им в своих текстах. Да и герои его, такие как Клавдий, Макбет, Ричард, похоже бессмертны как булгаковский Воланд…

И от себя хочется поблагодарить режиссера Автандила Варсимашвили, всех актеров, и всю творческую группу людей, причастных к созданию этого великолепного спектакля!
Москва верит слезам королевы Маргариты!

ФОТО СПЕКТАКЛЯ
(с) фото Дмитрия Дубинского, взяты из Фейсбука Максима Севриновского

(с) фото взят на сайте i-podmoskovie

Сайт Театра Вахтангова
Группы театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте

Благодарю за приглашение evge_chesnokov и информационный столичный портал ЯМосква!

Посты по тэгу «я/Кино-Театр/Цирк-Концерт»:
Театр им.Вахтангова
«Ричард III» — спектакль не о политике, а об утрате человеческого облика во власти /ПРЕСС-ПОКАЗ
«Царь Эдип» в Театре Вахтангова, реж. Римас Туминас /ПРЕМЬЕРА
Театру Вахтангова – 95! Пресс-конференция после спектакля «Царь Эдип»
МХТ им.Чехова
Код Ренаты Литвиновой. «Северный ветер» в МХТ им.Чехова
«Мужья и жёны»: бег по кругу
Солнечная Маня. Презентация книги воспоминаний о Марине Голуб в МХТ
Весы на небе, «Весы» на земле. МХТ. Гришковец. Премьера
Евгений Гришковец и артисты МХТ на пресс-показе спектакля «Весы»
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь. Новая сцена МХТ им.Чехова
Театр на Юго-Западе
Ах, какой пассаж! «Ревизор» в Театре на Юго-Западе
Смех и слёзы «Бабы Шанель» в Театре на Юго-Западе
«Женитьба» или Агафью Тихоновну жалко (Театр на Юго-Западе)
«Укрощение строптивой» в Театре на Юго-Западе
«Макбет» в Театре на Юго-Западе
«В поисках сокровищ, или Невероятная история одного кораблекрушения» в Театре на Юго-Западе
«Импровизационный батл» между Театром на Юго-Западе и Губернским театром!
«Гамлет» в Театре на Юго-Западе. Смотреть – и не вопрос!
РАМТ
Ещё живые и уже мертвые. «Магический лабиринт». Мадрид/Москва. CDN/РАМТ
«Хочу в школу!» или как «Птицы» расправили крылья
«Рикки. История об одной великой битве в джунглях». РАМТ /ПРЕМЬЕРА
«Будденброки». Томас Манн. РАМТ
Губернский театр под рук.С.Безрукова
От осознания ошибок прошлого зависит наше будущее. Спектакль «Восемь». Губернский театр
«В волчьей стае появился человеческий детёныш!» — «Маугли», Московский Губернский театр
Театр им. А.С.Пушкина:
«Дайте крест!» — «Жанна Д’Арк» в спектакле Пушкина
«Дом, который построил Свифт» в Театре Пушкина
Театр на Малой Бронной
«Салемские ведьмы» в Театре на Малой Бронной
«Княжна Марья» в Теаре на Малой Бронной/ПРЕМЬЕРА
«Деревья умирают стоя». Испанская пьеса на московской сцене. Премьера в Театре на Малой Бронной
Театр Стаса Намина:
«Нью-Йорк. 80-е. Мы» в театре Стаса Намина и немного светской хроники
Театр под рук. Армена Джигарханяна:
«Чума на оба ваших дома» в Театре Джигарханяна
«Жанна Д’Арк – Белая ворона» в Театре под рук. Армена Джигарханяна
Театр Маяковского:
«Кавказский меловой круг» в Театре Маяковского
Театр МодернЪ
«Саломея» в Театре МодернЪ
Танец семи покрывал (Саломея — Ирина Гринева, Театр МодернЪ)

[ Цирки, Каскадеры, Театр Ромэн, Современник, Театр им. А.С.Пушкина, Театр АпАрте, Театр Русской драмы под рук. Щепенко, Театр Луны, Книжный клуб «Гиперион», Губернский театр под рук. Безрукова, Театр Вернадского 13, Театр «Ученый Медведь», ЦАТ Российской Армии, Консерватория ]
КАСКАДЕРЫ
Каскадёрское шоу «Русский форсаж-3» в Парке киноприключений Мастера Панина
БОЛЬШОЙ МОСКОВСКИЙ ЦИРК НА ПРОСПЕКТЕ ВЕРНАДСКОГО
«Снежная королева» братьев Запашных в Цирке на проспекте Вернадского!
Рок-орден «Тампль»
Рок-опера «Жанна Д’Арк» в рок-ордене «Тампль»
Театр «Кураж»
Шухер! – Шекспир, Мирзоев и «Кураж»!
Театр Ромэн
Театр «Ромэн». А там гитары, а там цыгане! Спектакль «Мы – цыгане!»
Театральное агентство «АРТ-Партнер XXI век»
«Полёты с Ангелом. Шагал» /на сцене Театра Моссовета
Театр Современник
Ускользающая «Дама» в Театре Современник
Театр русской драмы под рук. М.Г.Щепенко:
«Небесный гость» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Сердце не камень» в Театре русской драмы под рук. Щепенко
«Куликово поле» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
«Не унывай!» в Театре русской драмы под рук.М.Щепенко
«Бенгальские огни» в Театре русской драмы под рук. М.Щепенко
Театр «Московские каникулы»
«Мой бедный Марат» в Театре «Московские каникулы»
Школа современной пьесы под рук. Иосифа Райхельгауза
«Спасти камер-юнкера Пушкина» в Театре Школа современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза)
«Шинель/Пальто» в Школе Современной пьесы (под рук. И.Райхельгауза) /ПРЕМЬЕРА
ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ
Околдована, очарована… В цирке Юрия Никулина новая программа – «Магия цирка»;!
КОНЦЕРТ
Вика Цыганова, показ мод Имперским Русским Балетом и Фио Дзанотти на концерте в ХХС
Театр EtCetera под рук. А.Калягина:
«Борис Годунов» в Театре EtCetera под рук. А.Калягина
«Утиная охота» в театре “EtCetera”/ Премьера
Театр АпАРТе:
«С любимыми не расставайтесь» в театре АпАРТе
«Агата Кристи. Детектив» в театре АпАРТе
«Сказка о царе Салтане» в театре «АпАРТе»
Театр Луны:
«Флайтер» в Театре Луны
Книжный клуб «Гиперион:
Камерный мюзикл «Штирлиц» в книжном клубе «Гиперион»
Театр «Вернадского, 13»
«Белоснежка и семь гномов» в Театре «Вернадского, 13»
Кукольный театр «Ученый медведь»
«Рождество» в театре «Учёный медведь»
Центральный Академический театр российской армии
Мюзикл «Принцесса и солдат» в Театре Российской Армии

pamsik.livejournal.com

«Ричард III» театра им.Шота Руставели

Находки Ольги Федоровой. Оригинальный пост тут: http://sholay.diary.ru/p206224231.htm


Легендарный спектакль «Ричард III» театра им.Шота Руставели

Мое давнее собственное открытие, что Шекспира не обязательно играть в плащах и колетах, не это в нем главное. А вот нерв, талант и четкая линия «зачем вот это все» — вот необходимые мне компоненты. 

Полезла недавно в Сеть искать о нем… и нахожу очень мало, лишь какие-то кусочки. Немного о постановщике, немного отзывов.

Что сама помню? «Ричарда III» в 1979 году поставил Роберт Стуруа в театре им.Шота Руставели. Постановка просуществовала много лет и была необыкновенно популярна далеко за пределами Грузии. Ричарда Глостера сыграл Рамаз Чхиквадзе и это действительно что-то невероятное. В советском кинопрокате было такое правило: на всех сеансах сначала крутили хронику или что-то нравоучительное, реже познавательное, еще реже мультфильмы. Однажды зарядили документальный фильм, уж и не помню о чем, с отрывками из этого спектакля. Врезались в память высокие прямые фигуры в серых шинелях, женщины в черных, наглухо застегнутых платьях, раскрытые зонты и корона, которую гордо носили, к которой тянули руки, а то и гоняли по полу, пиная ногами. Потом она взвивалась вверх в руках Ричарда Глостера, прежде чем быть с размаху низко нахлобученной. Почему-то именно эта корона, ее форма, напомнили тогда, да и теперь, кощеево царство. Корона была символом статуса, давала привилегии. Ее носителю кланялись. А еще запомнился резкий, подчеркнуто-кариткатурный грим и певуче звучащие голоса. 

Даже не думала, что на Ю-тьюбе сыщется полная запись. Интересно, какой это год?

Король Эдуард IV — Автандил Махарадзе

Кахи Кавсадзе

И еще вот отсюда: theatrerustaveli.blogspot.ru/2014/07/iii.html

Известный английский режиссер Питер Брук о «Ричарде III» театра им. Ш.Русавели: «Смотреть это представление и правда, огромное удовольствие. Несколько лет назад, наша труппа была очень тепло принята в Советском Союзе, тогда мы поняли, что шекспировский гуманизм является настолько обычным делом, что может преодолеть любой языковой барьер. И ваш спектакль доказывает это, благодаря тому, что не слепо следует традиции исполнения Шекспира. Ваше представление основано на поиске внутренних человеческих ценностей и является носителем абсолютно свободного театрального стиля. Именно это и было сутью театра, времен Елизаветы.

Это полная свобода, которая включает в себя всю театральную технику. Именно поэтому ваш спектакль настолько прямолинейно и по-шекспировски высказывает свой текст британскому зрителю.

Интересно, что это представление, сыгранное на иностранном языке, полностью «шекспировское» и смотреть его по-настоящему большое удовольствие».

«Стуруа переделал персонажей и глазом не моргнув, поменял текст, акценты. Ну и что! Суть Шекспира, его дух не был потерян. Он здесь, в этом трагическом и прославленном цирке».

Н.Занд, 1981г., Авиньонский фестиваль

«Грузинское чудо на Авиньонском Фестивале. Таких аплодисментов не помнит и Папский Дворец… Рамаз Чхиквадзе… Великий актер, рядом с которым стоит не менее великая, талантливая труппа!»

«Меридиональ», Авиньонский фестиваль, 1981 г.

www.dtbooks.net

Шекспир умер. Да здравствует Шекспир! Спектакль «Ричард III» театра Schaubühne · Живой Берлин · Германия — наша точка зрения · только важные новости · захватывающие истории · незаурядные мнения · независимое СМИ из Берлина

Драматический театр в Германии существует! Наш автор убедилась в этом, посетив в Берлине постановку шекспировского «Ричарда III», и делится своими впечатлениями.

Ларс Айдингер в роли Ричарда III-го. Фото: Arno Declair

Билетов в Schaubühne на самые популярные спектакли не достать. Каждый раз нужно караулить начало продаж: либо отстоять с утра очередь в самом театре, либо умудриться перехватить заветный билетик по интернету. Мне не удавалось сделать это несколько месяцев подряд. Но в конце концов упорство победило, и мне достался билет на «Ричарда III».

Пьеса Шекспира инсценирована легендарным художественным руководителем Schaubühne Томасом Остермайером. Его театр — экспериментальный, один из ярчайших представителей современной школы. Я не являюсь поклонницей «театров в поиске». А потому от спектакля ожидала скорее испытания искусством, чем наслаждения им.

Неожиданно сам Ричард подсказал мне словесную формулу мотивации театра:

«Я не гожусь на роль любовника в этом изящном говорливом мире,
я не способен к развлеченью в нём. И потому решился я стать монстром
и ненавидеть все его пустые наслаждения».

„Weil ich nicht zum Liebhaber tauge, um mich in dieser schönen wortgewandten Welt von heute zu amüsieren, hab ich mich entschlossen, ein Scheusal zu sein und die eitlen Vergnügungen dieser Welt zu hassen“.

Сегодняшний генно-модифицированный театр мечется между восторгом и депрессией. Такой же инвалид души и тела, как Ричард, он вряд ли может быть любимым сердцем. Он может обладать лишь притягательностью зла, с колоссальной отчётливостью демонстрировать и внушать отвращение, погружать зрителя в истерику, кровь и смрад. Не уродившись для прекрасного, он ставит себя на службу его презрения.

В «Ричарде» Schaubühne все эти компоненты присутствуют: фонтаны крови, отвращение, истерика. Зрителю, как водится, не однажды демонстрируют и голое тело. Но удивительнейшее дело! Все эти ужасы — на месте и являют собой в комплексе органичный, эмоционально насыщенный, блистающий театральными находками спектакль, без претензии на недоступность простому смертному.

Удивительно то, что собственно Шекспира в спектакле, в общем, нет! Нет пятистопного ямба, нет стихотворной формы текста (перевод был специально сделан для Schaubühne), нет ни декораций, ни костюмов Англии XV века (актёры разгуливают среди строительных лесов в вечерних нарядах по усыпанной песком и блёстками сцене). На сцене присутствует подвешенный к потолку микрофон с лампочкой и камерой, в который Ричард, разговаривая сам собой, выдыхает свои откровения. Есть вставки-стихи с повторяющимся словом fucking, есть шутки, типа «Davil doesn′t wear Prada». Сопровождающая музыка и видеоряд устрашающи и абстрактно тяжелы.

Словом, у Шекспира украдено время, форма, одежда, звук. И тем не менее, наизагадочнейшим образом, Шекспир остаётся в постановке Schaubühne Шекспиром! Их спектакль соответствует духу и мысли великого англичанина до той степени, что веришь, если бы он сам ставил пьесу в своём «Глобусе» сегодня, то постановка выглядела бы именно так, как спектакль Остермайера. Волшебство!

Говоря о волшебстве, нельзя не отметить игру актеров. Я впервые видела немецких актеров, так великолепно владеющих своим мастерством, открыто раскладывающих его перед зрителем на атомы, актёров-рассказчиков. Ларс Айдингер в роли Ричарда — звезда театра, публика приходит «на него». И поход того стоит! Настоящий король сцены, жонглирующий всеми мыслимыми средствами из арсенала актёрского искусства.

Он позволяет себе даже разговор с публикой. Так, например, посреди диалога с Бекингемом, Ричард вдруг, не выходя из образа, обращается к зрительнице на балконе, сотовый телефон которой занимал её настолько больше действия на сцене, что это заметили актёры, и язвительно интересуется, не могла бы она испросить у своего собеседника совета, как им с Бекингемом быть. Бекингем, завершая инцидент: «Ну, если разбирательство с мобильным можно считать законченным, то вернемся к вопросам престолонаследия».

Или другой эпизод. Ричард снимает корсет, и застежки, судя по всему, заедают. Вокруг него ходит Ретклиф и собирает реквизит. Текста нет, пауза явно затягивается. Ретклиф начинает тихо ехидно улыбаться, Ричард вертится, не в состоянии справиться с застёжками. «Растолстел я за последнее время, ты не находишь, Ретклиф?» «Отнюдь, милорд!» — не поведя бровью, парирует Ретклиф и удаляется. Корсет в конце концов поддаётся, Ричард продолжает монолог. Чудо, а не сцена!

Театру Schaubühne удалось гениальное: рассказать историю Шекспира, которой четыреста лет, используя современный язык и его лучшие средства, показать монстра и остаться монстром самому в плане театральной стилистики, но завоевать сердце зрителя. Продемонстрировав ужас, не испугать. Рассмешить даже в самых трагических сценах. Безусловный шедевр театрального искусства!

Настоятельно рекомендую всем, интересующимся театром, посмотреть спектакль «Ричард III» живьём или в записи. Трансляцию спектакля можно смотреть на телеканале ARTE еще в течение трёх месяцев.

Я лично буду пытаться попасть в Schaubühne еще не раз. И кричать, перефразируя всё того же Уильяма нашего Шекспира: «Билет! Билет! Полцарства за билет!»

Schaubühne — один из немногих репертуарных театров Германии с постоянной труппой. Зал рассчитан на 320 зрителей. Стоимость билетов умеренная — от 7 до 50 евро. Невольно задаёшься вопросом, как же они существуют на эти деньги?

Интернет подсказывает, что по информации 2010–2013 годов дотация государства на каждый проданный билет в Schaubühne составляла примерно 120-150 евро. Такая вот выходит экономика культуры.

Сцена Schaubühne. Фото: Arno Declair


Ссылки:

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Вотсапнуть

Класс

Поделиться

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Вотсапнуть

Класс

liveberlin.ru

Добавить комментарий