Византийские украшения: Ювелирное искусство Византии — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Ювелирное искусство Византии — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Просмотры: 14 228

Скачать как PDF

Корни византийского искусства лежат в греко-римской античности. Но весь дух её художественной культуры совершенно иной, часто противоположный античному.

Железная корона. Ок. 5 в. Золото, драгоценные камни, белый металл; ковка, чеканка, белая, зеленая, синяя эмаль. Диаметр 15 см; высота 5,3 см. Музей собора и Капитулярная библиотека собора Монц

Переходный характер эпохи IV-V веков повлиял на разрушение старых изобразительных форм и определил интенсивность поисков новых решений. Повсюду прослеживается переход от объемности и статуарности к условности, плоскостности изображений. Традиции античной культуры дольше всего удерживались в прикладном и ювелирном искусстве. Создатели резных пластинок слоновой кости, серебряных сосудов, тканей, мозаик полов длительное время черпали мотивы из арсенала языческого искусства. Но искусство круглой скульптуры, осужденное на Никейском соборе как не соответствующее церковным понятиям, постепенно отступало на второй план. Прибежищем пластики отныне становится рельеф, уделом — прикладные и декоративные формы. Рельефом исполняются узорчатые декорации алтарных преград, изображения на саркофагах и погребальных стелах, на предметах бытового и культового назначения — ампулах, фибулах, чашах. Ковши, чеканные серебряные блюда, исполненные в разных концах империи, долгое время сохраняли связь с античной тематикой, которая постепенно смешивалась с христианской и наконец была вытеснена ею.

Резчики по слоновой кости этого периода выполняли так называемые консульские диптихи.

Каждый год в Константинополе избирался консул. Первого января, в день выборов, торжественная процессия двигалась от дома консула к сенату, а затем на ипподром, где в честь вновь избранного давались представления. Консул же рассылал в разные провинции огромной империи диптихи, на которых был изображен он сам или начертано его имя.

Тем самым он возвещал о своем избрании.

Форма диптиха была воспринята византийскими художниками от античных. Но в Древнем Риме на внутренней стороне створки, покрытой воском, писали, процарапывая буквы острым инструментом — «стилем». Внешнюю сторону каждой створки украшали резьбой. Теперь же на внутренней стороне створок резчик выполнял изображение, покрывая слоновую кость красками, а иногда инкрустируя цветными камнями. Византийские скульпторы тог да не ценили еще цвета слоновой кости, не видели красоты в r луб и не и теплоте ее тона.

Все сохранившиеся диптихи, которые в большинстве случаев, зная год избрания консула, можно точно

Створка диптиха из слоновой кости Ареобинда Дагалаифа Ареобинда, консула в Константинополе, 506 г.

датировать, относятся к периоду 406-540 годов. Однако многие из них дошли до наших дней не целиком, а в разрозненном виде, отдельными створками. Обычно на створках изображались игры, происходившие в честь консула на ипподроме. На одной из таких створок, хранящейся в Государственном Эрмитаже, представлен консул Ареобинд, избранный в 506 году в Константинополе.

Диптихов этого консула сохранилось довольно много. Они принадлежат сейчас собраниям музеев Милана, Цюриха, Безансона. На эрмитажной створке консул, одетый в роскошно орнаментированное платье, изображен в тот момент, когда он дает знак к началу состязаний на ипподроме. В левой руке у него скипетр, на котором помещены две маленькие фигурки. У одной из них в руках свиток. Именно этому консулу, Ареобинду, император Анастасий пожаловал кодекс его прав, о чем и напоминает фигурка со свитком. На поле же ипподрома в тот момент, когда консул изображен дающим знак к началу состязания, уже показан следующий момент: игры в полном разгаре. Один гимнаст перепрыгивает через палку, другой — упражняется на турнике. Карусель с двумя корзинами, в которых сидят люди, крутит медведь. Актер декламирует, патетически жестикулируя.

Как и скульпторы, высекавшие мраморный рельеф с изображением Феодосия, резчик по слоновой кости уже подчиняется некоторым принципам средневекового искусства. Фигура консула гораздо больше по размеру, чем фигуры актеров и зрителей, сидящих за парапетом. Неподвижная поза, фронтальность изображения явно отличают, вернее было бы сказать — отделяют консула от повернутых в сложных поворотах зрителей и гимнастов. При всем том композиция развивается на плоскости снизу вверх, и глубина пространства не выяв­ляется.

В ювелирных изделиях V века, украшенных драгоценными камнями, отразились художественные приемы народов придунайской области. С VI в. большое развитие получили в Византии изделия из эмали, производство которой достигло наивысшего подъема позже.

Расцвета Византия достигает в эпоху правления императора Юстиниана (527 – 565 гг.).

Ватиканский Крест. 2-я пол. VI века. Серебро, медь, изумруды, яшмы, агаты, перламутр, аквамарины, стеклянная паста; позолота, гравировка. Капитул собора Святого Петра, Рим

Важнейшим центром художественной культуры в этот период становится Константинополь – столица государства. Определяющую роль играет церковь и императорский двор. Византийский император – земной наместник Бога, поэтому ему надлежало воздавать почти божественные почести. Византийцы любили роскошь как элементу престижа, стремление к великолепию, пышности, широко использовали драгоценные материалы. Огромную роль в формировании и развитии византийского искусства сыграло иконоборчество, косвенным результатом которого стало бурное развитие орнаментальной структуры декора. В византийском искусстве есть черты сходства с мусульманским. Это декоративизм, тяготение к линеарности. Господствующее ощущение покоя и величия в византийском искусстве обусловлено его естественной консервативность и статичностью.

Влияние византийского искусства на западноевропейское осуществлялось разнообразными путями: через византийские города на территории Италии, посольские дары, через трофеи, добытые в результате крестовых походов. Но особую роль играла деятельность православного духовенства, направленная на распространение византийской культуры и созданию «византийского» стиля в славянских странах.

Византийских ювелирных украшений сохранилось относительно немного, в основном это серьги, перстни, браслеты, ожерелья. В их декоре часто использовали драгоценные камни и жемчуг, эмали и чернь. Россыпи цветных камней и золото, играющее объединительную роль, представляют своеобразный документ, свидетельствующий о необычайной роскоши этой культуры. В ювелирном искусстве использовалось даже больше камней и жемчуга, чем в Ранний Римский период. Это видно уже на примере медальонов, где в орнаменте доминирует мотив сочетания двух крестов – прямого и диагонального, оттененный различиями в колорите камней; светлые и темные (жемчуг, рубины, изумруды).

На смену недавно еще такой популярной филиграни около 300 года приходит новая техника – резьба «в оброн», с изъятием фона. Гравированный орнамент из геометрически стилизованных мотивов виноградных лоз становится более рельефным и сочным, с множеством светотеневых и цветовых эффектов.

Около 600 года начинают преобладать композиции с разбегающимися кругами, где мотив креста как бы

Золотое обручальное кольцо, VII век

растворяется в воздухе. Среди культовых ювелирных изделий главную роль играют золотые овальные медальоны – энколпионы, служившие для хранения реликвий, для обозрения которых в корпусе делалось специальное «оконце».

Такие реликварии с изображением Богоматери или Иисуса Христа носили епископы.

Наибольшую славу византийским златокузнецам и ювелирам принесли эмали. Отсюда они проникли в Европу, как западную, так и восточную. К числу шедевров византийской эмали относится вотивная корона с изображением императора Василия I среди апостолов, датированная началом Х века и пластины книжных окладов из библиотеки Св. Марка в Венеции и Сиенской библиотеки.

Встречаются византийские эмали двух типов – либо как отдельные мотивы на золотом фоне, либо они покрывают всю поверхность изделия. Предпочтение отдавалось композиционным решениям с богатым золотым фоном. Византийцы высоко ценили этот металл, так как считали, что им покрыто небо.

Период IX-X веков в истории прикладного искусства Византии ознаменован дальнейшим совершенствованием техники эмали, которая прославила византийских художников на весь мир. Эмаль впервые появилась в Византии еще в VI веке, придя сюда с Востока. В рассматриваемое время византийские ювелиры достигли небывалого искусства , овладев многими техническими приемам и, секрет которых был перенят на Западе, в самой же Византии вскоре потерян.

Западноевропейские художники стали увлекаться более простой и дешевой техникой выемчатой эмали, а произведения византийских мастеров XIV-XV веков уже не поражали такими яркими и прозрачными красками. Стекловидная жидкая масса, окрашенная окисью металлов в разные цвета, заливает участки между тонкими золотыми перегородками, напаянными на золотую основу. Эти золотые перегородки, появляющиеся в виде нитей на поверхности, рисуют фигуры, складки их одежд, черты лиц. Обожженная эмаль затвердевает, и в результате особых условий и температуры печи ее тонкий слой получает прозрачность и блеск . Эмаль становится похожей на драгоценные камни . Ее яркие, насыщенные краски отличаются чистотой и благородством тона.

Реликварий Истинного Креста. Византия, 950-965 гг.

Великолепным памятником работы византийских эмальеров, который поражал европейцев, является знаменитый Лимбургский реликварий Истинного Креста, созданный по заказу императора Никифора Фоки между 950 – 965 годами. В собор Лимбурга он был привезен крестоносцами, разграбившими в 1 204 году Константинополь.

Это простой по композиции деревянный складень, внутри которого оставлено место для частиц «святого» креста. Складень покрыт чеканным серебром, а крышка украшена эмалями на золоте. В девяти клеймах на лицевой стороне изображены: Христос на троне в центре, Мария и Иоанн с ангелами по сторонам от него, в верхнем и нижнем ярусе Апостолы. На обороте реликвария чеканкой по серебру выполнен «процветший» крест с двумя листьями аканфа, поднимающимися от подножия,- символ христианской веры, дающей силу и жизнь всем существам на земле. Сочетание драгоценных цветных камней и ярких эмалей на золотом фоне, создает эффект парения в пространстве. Это произведение представляет очередную ступень эволюции божественного образа в течение первого тысячелетия; от аполлоноподобного юного Доброго Пастыря до Бога-Вседержителя, чья власть абсолютна, ибо не завоевана, а извечна. Яркие краски эмалей, изысканные гравированные узоры на оборотной стороне, благородство рисунка выделяют Лимбургский реликварий среди других ювелирных произведений византийских мастеров.

Это произведение ювелирного искусства выполнено в столичных императорских придворных мастерских.

Здесь же, по видимому, была сделана между 1042 и 1050 годами и украшенная перегородчатыми эмалями

Корона Константина IX Мономаха. 11 в. Золото, эмаль. Высота 11,5 см; ширина 5 см. Национальный музей, Будапешт

корона Константина IX Мономаха, подаренная им венгерскому королю Андрашу. Фигура императора изображена в свободной позе, согласно классическим законам контрапоста, между двумя сестрами-соправительницами Зоей и Феодорой. Замыкают композицию по сторонам фигуры танцовщиц, славящих императора.

Высочайшим достижением византийского искусства X—XII веков справедливо считаются перегородчатые эмали на золоте. В средние века им почти не было равных. Кубки и блюда, парадные кресты и реликварии, короны императоров, иконы, украшения высшего духовенства, созданные византийскими эмальерами, вызывали зависть и восхищение правителей соседних стран. Эмаль, подобно мозаике, имела особую ценность в глазах византийцев не только благодаря золоту. Смальта и эмаль, прежде чем стать материалом и изображением, должны были пройти очистительное действие огня.

Ярким образцом византийского ювелирного искусства XI в был пышный трон Василия I. В сложной и богатой технике драгоценной перегородчатой эмали византийские мастера проявляли виртуозную тонкость. На золотую пластинку напаивали поставленные на ребро тонкие золотые полоски, которыми обозначались контуры изображения, а промежутки между ними заполнялись эмалью. Переливающаяся чистыми цветами эмалевых красок фигура какого-либо святого казалась покрытой тонким узором золотых нитей.

Одно из самых больших собраний украшенных эмалью византийских окладов и икон находится в сокровищнице собора св. Марка в Венеции.  Среди них в первую очередь следует назвать восхитительное

Золотой алтарь (Pala d’Oro). Фрагмент. 10 — 12 век. Золото, драгоценные камни, жемчуг; гравировка, перегородчатая эмаль. Рама: 140 х 348 см.Собор Сан-Марко, ВенецияЦентральное клеймо с изображением Христа Вседержителя на троне. 10 — 12 век. Золото, драгоценные камни, жемчуг; гравировка, перегородчатая эмаль. Собор Сан-Марко, Венеция. Фрагмент центральной части Золотого алтаря

произведение искусства византийской эмали — знаменитый Золотой алтарь Пала д’Оро, привезенный из Византии в Венецию и хранящийся ныне в соборе св. Марка. Это золотая с серебром пластина (2 X 3 м), украшенная драгоценными камнями и эмалевыми медальонами с изображениями святых, императоров, религиозных сцен. Богоматерь стоит между императрицей Ириной и дожем Орделафо Фальеро, заменившим более раннее утраченное изображение императора.

В сравнении с золотыми, византийские изделия из серебра кажутся скромными. Но их художественные достоинства также высоки. Они поражают высоким мастерством исполнения чеканки и монументальностью стиля, в котором отчетливо просматривается влияние античной традиции. К шедеврам византийских серебряников

Реликварий Св. Крови. Конец 12 века. Серебро; позолота. 36х30 см. Собор Сан-Марко, Венеция. Изготовлен в Византии как дарохранительница, в виде миниатюрной модели собора Сан Марко

относятся реликварий Св. Крови, представляющий модель собора Сан Марко, алебастровый дискос, ранее входивший в церковную утварь храма Св. Софии в Константинополе, чаша византийского императора Романа II.

Большого расцвета достигло в Византии искусство обработки цветного камня. Миниатюрные камеи и резные сосуды — патены, потиры, вазы — из агата, сардоникса, сапфира, халцедона составляли славу византийских камнерезов.

После падения Византии в 1453 году, когда турками был захвачена её столица Константинополь, влияние её культуры ещё долго сохранялось, преимущественно в странах Восточной Европы.

Замечательные памятники «византийского стиля» представляет искусство Древней Руси. Древнерусские мастера владели многими техниками ювелирного дела: сканью (или филигранью), басмой (тиснением), чеканкой. Но наивысших успехов они достигли в перегородчатых эмалях. Они не только великолепно освоили её, о чем свидетельствуют золотые колты и диадема со сценой вознесения на небо Александра Македонского, но и сохранили эту технику на высоком уровне в то время, когда сами византийцы её утратили. К шедеврам филигранной техники, в Древней Руси её называли сканью, от русского глагола «скать», или свивать, относится клад, найденный в Старой Рязани и датируемый ХII веком. Его декор поражает сочностью ювелирной техники, оттеняющей вставки цветных камней.


  • ВИИ т.2 ч.1
  • Тяжелов, искусство Средних веков
  • Лихачева, искусство Византии IV-XV вв.

Византийский орнамент / Орнамент / Блог / Ювелирный Бренд «Роскошь» — Современные ювелирные украшения

Данная статья рассказывает о творческом источнике коллекции ювелирных украшений «Ольга» Ювелирного Бренда Роскошь.

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере, произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка).

Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы.

Орнамент занимает важное, хотя и второстепенное, место в художественной шкале. Если он метит не так высоко, как другие формы искусства, то он отвечает самым бессознательным потребностям нашей натуры, которые состоят в том, чтобы украсить окружающие нас предметы.

Орнаментальная композиция может быть действительно прекрасной лишь при условии, что она доставляет зрителю чувство покоя и удовлетворения, рождающееся при равновесии и гармонии всех элементов, из которых она состоит.

Орнамент является связующим звеном между промышленностью и искусством и представляет собой одну из его самых привычных, самых практических и самых разнообразных форм. Таким образом, основными характерными чертами орнаментации являются множество вариантов ее применения, разнообразие и почти неограниченная свобода в выборе средств. Художник может добиться поставленных задач с помощью следующих способов:

1. Придумывание мотивов, которые по замыслу являются чистым воображением и не свойственны природным творениям. Линейные и геометрические комбинации (плетеные узоры, меандры, розетки), которые являются их примитивным выражением, отвечают способностям человеческого мозга к порядку и к чувству меры; являясь непосредственным продуктом чистого воображения. В открытой или завуалированной форме геометрический метод служит основанием для большинства орнаментальных композиций.

2. Условное изображение реальных предметов, выражаемое только в основных характерных чертах и в обобщенной форме. Второй прием является связующим звеном между двумя другими, и который часто путают с первым приемом, приближается к нему в сфере творческого вымысла своей способностью к идеализации, то есть к абстрактному обобщению в форме общих прообразов, образцов, заимствованных у природы, чтобы присвоить их себе. Подражательное изображение предметов, сделанное с видимостью реальности средствами рисунка и цвета.

3. Что касается чисто подражательного изображения, то именно приближаясь к современному периоду, мы чаще встречаемся с использованием этого живописного метода. Он в большей степени применим для верности передачи изображаемого объекта со всеми его отличительными свойствами и в его полном выражении.

Использование цвета в орнаменте близко связано с применением одного и другого методов, которые были изложены выше. Там, где изображение предметов является идеальным или условным, цвет также является условным. Строгость рисунка компенсируется свободой цветовой гаммы, то есть преимуществом выбора и использования цвета по своему усмотрению, без заботы о сходстве и правдоподобии и следуя лишь законам гармонии соотношений.

Византийский орнамент.

Важное место в истории орнамента принадлежит византийскому искусству. Многоцветный византийский орнамент с простыми силуэтами и разумным построением, в котором пространство исходного фона значительно свободнее, чем у азиатских мастеров. Византийскому рисунку характерна насыщенность тонов, которые попросту противостоят друг другу на базовом фоне.

Основные отличительные особенности византийского орнамента:

  • утонченность и пышность. Узор становится необыкновенно декоративным;
  • композиция строится на обычном пересечении горизонталей и вертикалей, сетки и диагонали;
  • причудливая узорчатость;
  • присутствующие в декоре спирали, пальметты, свастики, меандры построены на основе сочетания креста, квадрата и круга и наполнены христианской символикой.

Основные мотивы византийского орнамента:

  • Древо Жизни. Изображается в виде виноградной лозы;
  • Лилия. Это растение символизирует Благовещенье, обновление мира и прихода в него Спасителя;
  • Спираль, как влияние персидского орнамента;
  • Плетенка. Изначально пришедший из арабских орнаментов в Византии этот мотив становится принципом построения орнаментальной композиции;
  • Византийский цветок. Излюбленный мотив  в орнаменте византийского искусства. Трехлепестковая и пятилепестковая пальметта у основания имеет спиралевидные усики;
  • Акант. Элемент, заимствованный из античных декоров. Считался символом вечной жизни;
  • Монограмма Христа. Данный символ представляет собой скрещенные начальные греческие буквы имени Христа – «Х» и «Р»;
  • Грифон. В византийских орнаментах олицетворяет силу и мудрость, а также божественное и человеческое начало Христа;
  • Рыба. Один из раннехристианских символов, олицетворяющий Спасителя;
  • Голубь. Символ очищения души. Часто изображается сидящим на виноградной лозе (Древо Жизни) с оливковой веткой;
  • Лавровый венок. Символизирует победу Христа над смертью;
  • Якорь. Олицетворяет надежду на спасение и на вечную жизнь;
  • Лев. Символ мощи героя, олицетворение сильной власти;
  • Павлин. Символ бессмертия и нетленной души.

Наиболее употребляемые цвета в византийском орнаменте: бирюзово-зеленый, ярко-красный, терракотовый, песочный, синий.

Современный Византийский стиль.

Что касается современности, то элементы византийского стиля нередко применяются в интерьерах современных домов и изготовлении мебели, в коллекциях одежды и аксессуаров, в украшениях. В интерьерах в византийском стиле большое значение отводится мозаике. Палитра цветов довольно разнообразна, однако преобладают красный, пурпурный, белый, оттенки голубого и коричневого. В современных интерьерах роль мозаики исполняет кафельная плитка, которой декорируют не только ванные комнаты, но и пространства жилых комнат, и даже ступени лестниц.

Одежда.

В современных коллекциях одежды тема византийского стиля остается весьма актуальной на протяжении уже нескольких лет. Причем, форма одежды здесь не играет никакой роли. Главным признаком стиля является орнамент. Это и мозаичные принты, и контрастность цветов, и объемная орнаментальная вышивка.

В коллекции осень-зима 2013-2014 наряды от Dolce & Gabbana украшены принтом, напоминающим мозаику византийских храмов. Особый акцент сделан на украшениях – византийские короны, крупные серьги, массивные кресты.

Византийский стиль также стал лейтмотивом и зимней коллекции Dolce&Gabbana 2016 года.

На миланской неделе моды Dolce & Gabbana представили круизную коллекцию весна-лето 2016, часть моделей которой были также созданы по мотивам византийского стиля.

 

Вдохновением для коллекции Alexander McQueen осень-зима 2010-2011 послужили картины мастеров эпохи Возрождения и роскошь нарядов средневековой Византии.


В своей весенне-летней коллекции 2016 года, представленной на неделе моды в Нью Йорке, Valentino также использовал византийскую тематику.

Ювелирные украшения
Исторические.

Византийские украшения создавались под влиянием восточной культуры. Массивные формы, яркие вставки из драгоценных камней, крупные камни, декоративное оформление выделяют византийские украшения. Излюбленными мотивами мастеров ювелирного дела стали сюжеты религиозной направленности. Часто при создании украшений использовались ангелы, кресты. Особое место среди византийских украшений занимали изделия с чеканкой, финифти, эмаль.

Современные.

Сегодня также можно встретить украшения в византийском стиле, которые представляют собой серебряные или золотые кресты с россыпями драгоценных камней, наборы украшений с крупными вставками и из драгоценных камней.

«Византийские» браслеты и броши «Шанель» были созданы в 1930-1940-х годах. Если быть стилистически точным, эти украшения представляли удивительную эклектику, объединяя элементы исторических стилей самых разных эпох, от Античности до Позднего Средневековья. Но, поскольку источником вдохновения для Шанель были именно византийские мозаики, увиденные ею в Равенне и Венеции, все «исторические» украшения Шанель принято называть «византийскими».

Наиболее впечатляющие украшения Шанель в «византийском» стиле производились с конца 1930-х годов до 1960-х. Повторы некоторых украшений марка выпускала в 1990-е года.

В коллекции осень-зима 2013-2014 Dolce&Gabbana создали и использовали массивные украшения в византийском стиле. Это были массивные мозаичные серьги-кресты, короны, ободки и огромные нательные кресты.

Бренд Stella Flame черпает свое вдохновение в блеске византийской и ранней Османской империи.

Ювелирная марка LE SIBILLE в своих украшениях, выполненных в технике микромозаики, также обращается к теме византийского стиля.

Есть ювелирные компании, которые делают фантастические вещи вне времени. Как например, Matthew Campbell Laurenza, у которого сильная сторона — это эмали и цветные камни.

Для ювелирной компании Cazzaniga характерны сложные неовизантийские композиции с использованием русских самоцветов: малахита, чароита и других камней.

Коллекция «Ольга».

В ювелирной коллекции ЮБ Роскошь «Ольга», созданной по мотивам византийского орнамента, используются пальметты нескольких типов (растительный орнамент в виде веерообразного листа пальмового дерева, цветка аканта или жимолости). Также используется так называемая плетенка, как принцип построения отдельных элементов — верхушка серьги, декор, переходящий в шин. Орнамент вписан в круг, что придает изделиям завершенный вид. Центр преимущественно пустой. Цветовая палитра коллекции изобилует яркими красками, смелыми сочетаниями цветов и акцентами из эмали элегантного белого, фирменного бирюзового и сдержанного терракотового цветов.


Возврат к списку

византийских фенечек: история ювелирного искусства

  • 15 сентября 2017 г. 13:43
  • Опубликовано Gallery Byzantium

Как мы рассмотрели в блоге на прошлой неделе, древние украшения стали более замысловатыми и роскошными под влиянием греческих и римских вкусов и технологических достижений. Эмаль, филигрань, ажурный рисунок, камеи и блестящие драгоценные камни вошли в моду, и казалось, что древний мир достиг золотого века ювелирного дела. Однако византийские украшения Восточной Римской империи не впечатлили.

Ювелирные изделия Византийской империи достигли новых высот в мастерстве, принеся то, что, вероятно, является вершиной богато украшенных и роскошных украшений. Хотя такие «броские украшения» со временем входили в моду и выходили из нее, мы так и не достигли высот византийской роскоши.

Продолжайте читать нашу серию блогов «История ювелирных изделий»! Щелкните здесь, чтобы перейти к Части I: Обожать украшение | Нажмите здесь, чтобы перейти к части II: Греция (и Рим!) — это Слово | Щелкните здесь, чтобы перейти к части IV: Средневековые сокровища


Звенящие тяжелые браслеты

Браслет (один из пары). ок. 400 г. Золото. Через MetMuseum.org

«Ни одна империя не демонстрировала более богатые ювелирные традиции, чем византийцы». В течение 1000 лет Восточная Римская империя безраздельно властвовала и добилась больших успехов в развитии искусства, архитектуры, общественных работ и многого другого. «Эта империя объединила в себе величие и богатство Греции, Египта, Ближнего Востока, части России и Северной Африки []» создает непревзойденный и неповторимо роскошный стиль.

г. Христианство и религиозное учение составляли основу Византийской империи. Таким образом, византийские украшения «… широко использовали христианский крест и другие ранние религиозные символы. Византийский период времени был полон богатства и богатства, поэтому в это время в изобилии использовалось металлическое золото».

Ничего не сдерживалось, когда дело касалось византийских украшений. Тяжелые золотые изделия были украшены гранатами, жемчугом, аметистами, нефритом, лазуритом, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями, приобретенными в ходе торговли с Индией, Персией и Востоком. Перегородчатая эмаль, отделка, полученная путем заливки цветного расплавленного стекла в спаянные узоры, была особенно популярна и дала Византии свои знаменитые красочные изделия.

Ожерелье с подвесными крестами. 6-7 век. Золото, жемчужный сапфир, дымчатый кварц, кварц. Через MetMuseum.org

Ювелирные изделия Византийской империи были такими уникальными не потому, что они изготавливались специально для особых случаев или для передачи по наследству. Империя процветала благодаря множеству золотых приисков в пределах своих границ и выгодному торговому положению. Это изобилие привело к тому, что украшения стали такими же важными и обычными элементами повседневной одежды, как и обувь.

В этот период процветания мужчины, женщины и дети повседневно носили браслеты, ожерелья, нательные цепочки, кольца и серьги. На запястьях и руках позвякивали тяжелые многослойные браслеты. Из ушей свисали замысловатые серьги (обычно в форме полумесяца). Перстни-печатки с именами, символическими словами или выгравированными камеями или библейскими сценами покоились на пальцах. Проще говоря, если бы византийцы могли «надеть на него кольцо (или любое другое украшение)», они бы это сделали.

Как и в более ранних империях, и даже сегодня, драгоценности были символом статуса для византийцев. Чем больше украшений носил человек, тем состоятельнее и влиятельнее был его владелец. Ювелирные изделия были настолько популярны и широко носили, что были введены правила, касающиеся того, что могут носить определенные люди, чтобы различать классы:

  «В 529 году нашей эры император Юстиниан принял законы, регулирующие ношение и использование драгоценностей в новом своде законов, позже названном Кодексом Юстиниана. Он прямо [написал], что сапфиры, изумруды и жемчуг [были] зарезервированы для использования императором, но каждый свободный человек [имел] право носить золотое кольцо».

(слева) Золотая серьга в форме полумесяца с павлинами. 6-7 век. Золото | (в центре) Золотое ожерелье с жемчугом и камнями изумрудной плазмы. 6-7 век. Золото, жемчуг, изумрудная плазма | (справа) Подвеска в форме полумесяца с птицами, столкнувшимися лицом к лицу. 11 век. Золото, перегородчатая эмаль, бирюза; филигрань. Фото через MetMuseum.org


Ничто золото не может остаться…

Иерусалимский крест впервые был использован в 1099 году в качестве герба .

После падения Рима и Византийской империи Европа вступила в Темные века. Ушли в прошлое роскошь и богатство предыдущей эпохи, и «роскошь, такая как драгоценности, почти исчезла из европейской жизни».  В это время украшения носили не только аристократы и королевские особы, но и духовенство. Если что-то и осталось от Византийской империи, так это значение религии в обществе и в повседневной жизни.

В эти «темные» века Церковь была ярким примером надежды. Хотя в центре внимания религии, очевидно, не было роскоши, золотые украшенные драгоценностями алтари и чаши, прекрасные иконы и произведения искусства, а также прекрасные тексты были осязаемыми примерами веры и надежды. В храме можно было не только ощутить славу Божию вокруг себя, но и увидеть ее.

 


Источники:
История ювелирных изделий — http://www.historyofjewelry.net/

Ранняя история ювелирных изделий: от древних времен до 17 века — https://www.gemsociety.org/article/myth-magic-and-the-sorcerers- камень/
Хронология ювелирных изделий – http://www.historyofjewelry.net/jewelry-facts/jewelry-timeline/
Византийские украшения – http://www.langantiques.com/university/Byzantine_Jewelry
Ювелирные изделия – http://www.langantiques.com/university/Byzantine_Jewelry . metmuseum.org/exhibitions/listings/2012/byzantium-and-islam/blog/topical-essays/posts/jewelry
История византийских и кольчужных украшений – http://sacredartofadornment.com/?page_id=218 Теги: Древняя история, Византия, Византийская империя, Византийская история, Император Юстиниан, История, История ювелирных изделий, Ювелирные изделия, Кодекс Юстиниана, сентябрь 2017 г.

Категория: Без категории

Byzantine Jewelry — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

Добавить комментарий