Выставка ученика репина: Выставка «Великие репинские ученики»
Выставка «Великие репинские ученики»
Выставка «Великие репинские ученики»23 сентября 2021 — 05 декабря 2021
23 сентября 2021 г. в Музейно-выставочном комплексе Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки при поддержке компании «Северсталь» открывается уникальная выставка «Великие репинские ученики». Выставочный проект призван раскрыть талант Репина-педагога, взрастившего целую плеяду выдающихся мастеров, определивших последующее развитие отечественного искусства.
Вес и авторитет Репина как живописца и преподавателя трудно переоценить – его мастерская в Академии художеств всегда была втрое переполнена. Удивительно, но такие непохожие, подчас диаметрально противоположные, блистательные художники – Серов и Малявин, Фешин и Сомов, Кустодиев и Грабарь – оказались «птенцами одного гнезда»!
Масштабная экспозиция выставки объединит в себе как зрелые, самостоятельные творческие, так и студенческие работы мастеров-учеников Репина разных лет – всего около 300 работ.
Посетители ознакомятся с произведениями не только знаменитых, но и менее известных авторов: Бучкури и Вахрамеев, Колесников и Бобровский, Харитонов и Горелов – всего более полусотни прекрасных художников.
В грандиозном проекте Академии принимает участие свыше 20 ведущих музеев и частных коллекций со всей страны, горячо поддержавших идею экспозиции и беспрецедентно щедро предоставивших произведения первой величины.
Специально к выставке готовится к изданию объемный иллюстрированный каталог, снабжённый подробным справочным аппаратом.
Нет сомнений, что выставка «Великие репинские ученики» станет ярчайшим событием в российской художественной жизни и даст импульс дальнейшему изучению педагогического наследия Ильи Ефимовича Репина!
Стоимость посещения
Билеты
Запись на экскурсии
В стоимость входного билета входит посещение всех выставок и постоянных экспозиций Музея Акварели.
Запись на экскурсии по телефону: +7 (495) 531-55-55.
Подробнее
Посетители о нас
Контакты
г. Москва, ул. Академика Варги, дом 15
Режим работы: среда-воскресенье с 11:00 до 19:00
+7 (495) 531-5555
[email protected]
Проезд на общественном транспорте:
Метро Тёплый Стан, последний вагон из центра, по переходу до конца, выход на улицу Тёплый Стан, далее автобусы е-10, 227, 553 до остановки: «Ул. Академика Виноградова», 444, 281 до остановки «Академия акварели и изящных искусств».
Метро Тропарёво, далее автобусы 227, е-10, 553, 281 до остановки: «Ул. Академика Виноградова».
Выставка Великие репинские ученики, Москва – Афиша-Музеи
Выставка в Москве
© пресс-служба Школы акварели Сергея Андрияки
1/2
О выставке
Выставочный проект призван раскрыть талант Репина-педагога, взрастившего целую плеяду выдающихся мастеров, определивших последующее развитие отечественного искусства. Вес и авторитет Репина как живописца и преподавателя трудно переоценить – его мастерская в Академии художеств всегда была втрое переполнена. Удивительно, но такие непохожие, подчас диаметрально противоположные, блистательные художники – Серов и Малявин, Фешин и Сомов, Кустодиев и Грабарь – оказались «птенцами одного гнезда»! Масштабная экспозиция выставки объединит в себе как зрелые, самостоятельные творческие, так и студенческие работы мастеров-учеников Репина разных лет – всего около 300 работ. Многие картины будут представлены вниманию зрителей впервые! Посетители ознакомятся с произведениями не только знаменитых, но и менее известных авторов: Бучкури и Вахрамеев, Колесников и Бобровский, Харитонов и Горелов – всего более полусотни прекрасных художников. В грандиозном проекте Академии принимает участие свыше 20 ведущих музеев и частных коллекций со всей страны, горячо поддержавших идею экспозиции и беспрецедентно щедро предоставивших произведения первой величины.
Нет сомнений, что выставка «Великие репинские ученики» станет ярчайшим событием в российской художественной жизни и даст импульс дальнейшему изучению педагогического наследия Ильи Ефимовича Репина.Информация предоставлена организаторами
ЖанрыЖивопись, Классическое искусство
Место проведения
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки
АдресАкадемика Варги, 15
Теплый Стан
Подборки «Афиши»
Земля, песок и соль в работах художников на II Кавказской биеннале
Новый сезон разговоров об искусстве: лектории в московских музеях
Выставки сентября в Москве: черепахи Плавинского, городская мода и Blazar
«Все это уже когда-то было»: Елена Ковылина рассказала о своем экспериментальном проекте «Артефакты и гаджеты»
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
Ранние работы Ильи Репина.
, Илья Репин приехал в Петербург 1 ноября 1863 года в возрасте девятнадцати лет. Его первая попытка подать заявление о приеме в Императорскую академию провалилась, и ему сказали поступить в школу Ивана Крамского под названием «Общество поощрения художеств». Школа Крамского, открытая для всех, кто проявлял некоторые способности, предлагала три вечерних урока в неделю за небольшую плату в три рубля в год. В течение месяца Репин вышел из начального класса; к концу января 1864 г. он сдал экзамен в Академию и был принят в качестве «аудитора». К сентябрю он стал студентом дневного отделения. В мае 1865 года Репин был удостоен Малой серебряной медали. Хотя это была самая низкая награда Академии, она давала ему класс полного гражданства и освобождала его от наследственных налогов и военных повинностей, которые он унаследовал от рождения. Репину было присвоено звание «свободного художника», что давало ему полную свободу заниматься любым призванием.Павел Чистяков, «Иованиана, сидящая у подоконника», 1864, холст, масло, ГРМ.
Важные друзья
На протяжении всей жизни у Репина было много важных друзей. Иван Крамской, вероятно, был самым важным другом и консультантом Репина на протяжении всей его карьеры. Крамской изначально взял Репина под свое крыло, когда тот поступил в школу Крамского, признавая его талант, Репин получил дополнительное обучение. Крамской внушил Репину важную нравственную роль, которую художник должен выполнять в улучшении общества. Социальные темы, в том числе осуждение правящей элиты в русском обществе и революционная борьба, доминировали в творчестве Репина с конца 1870-х до начала 1880-х годов. Репин прославился своим изображением этих тем. В Императорской Академии Репин учился у Павла Чистякова, известного прежде всего своими картинами психологической насыщенности. Подход Чистякова сильно повлиял на Репина, и он начал сосредотачиваться на том, как создать психологическое воздействие своими картинами. Владимир Стасов был влиятельным искусствоведом и историком, который очень интересовался Репиным. На протяжении всей жизни Репина Стасову приходилось тяжело советовать и направлять работы Репина.
Илья Репин, «Бурлаки на Волге», 1870-1873, холст, масло. Собрание Великого Князя Владимира Александровича
Первый шедевр Репина
Репин написал Бурлаки на Волге под конец учебы в Императорской Академии и перед отъездом на учебу за границу. Он начал зарисовывать бурлаков летом 1870 года. Ему было трудно зарисовывать их, пока они работали. Мужчины отказались позировать из-за местного суеверия, согласно которому их душа будет передана дьяволу, если их изображение будет запечатлено на бумаге. Кроме того, Репину предстояло преодолеть огромный социальный барьер. Семейное происхождение Репина как военных поселенцев, которое было на ступеньку выше крестьян, создавало для него неловкое социальное положение по отношению к этим крестьянам. Семья Репина прекрасно понимала тонкую грань, отделявшую их от крестьянина. Семья Репиных считала «ниже своего достоинства даже говорить с крестьянином»*. Когда Илья Репин стал ездить на берега Волги, чтобы зарисовать этих людей, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы прорваться через социального носителя между их классами.
Репин впервые показал эскиз картины в марте 1871 года, когда представил ее на ежегодный конкурс, проводимый Обществом поддержки художников. Во время этого шоу он занял первое место в категории социальных жанров. Он также получил профессиональное звание «Художник I степени» и ему была назначена ежегодная стипендия в размере 927 рублей в течение следующих шести лет. Репин продолжал работать над картиной еще два года, пока не остался доволен. Наконец в марте 1873 года полотно было выбрано Императорской Академией в качестве официального представителя русской реалистической живописи для Венской международной выставки. Важно отметить, что десятью годами ранее, в марте 1863 года, Иван Крамской возглавил группу из четырнадцати студентов, которые стали известны как передвижники*, чтобы преуспеть в Академии. Эти студенты протестовали против того, что предмет, который они вынуждены рисовать, не имеет ничего общего с русской жизнью или историей. Эта картина ознаменовала полное изменение предмета на 360 градусов, одобренное Императорской Академией. Эта единственная картина знаменует монументальный сдвиг в школе русского реализма.
Репин нарисовал бурлаков именно такими, какими они были, никоим образом не улучшая их внешний вид и не романтизируя. Это отсутствие романтизма, изображающее Россию такой, какой она явилась, выросло из теорий передвижников. В «Бурлаки на Волге » группа мужчин состоит в основном из мужчин старшего возраста, все смотрят на землю или прямо перед собой. Единственный среди них, юноша, смотрит вдаль на берег. Репин комментирует этих людей и их жизнь. У стариков нет будущего, будущее России принадлежит ее молодежи.
Эта картина была приобретена Великим Князем Владимиром Александровичем и висела в его столовой.
* Примечание: Эту группу часто называют Странниками или Странниками на английском языке. По-русски их называли передвижниками.
О композиции
В «Бурлаках на Волге» Репина используются два пересекающихся треугольника. Базовый треугольник, показанный желтым цветом на диаграмме выше, начинается с лодки на дальнем расстоянии и содержит не только главную лодку, но и группу людей. Таким образом, люди и лодка, которую они тянут, объединяются в одну группу. Голова мальчика торчит над основным треугольником и объединяется двумя объектами на переднем плане прямо под ним. Таким образом, Репин создал второй треугольник, перекрывающий базовый треугольник.
О значениях и цвете
Обратите внимание на то, какое значение играет значение в этом рисунке. Группировка мужчин в первую очередь имеет одинаковое значение и составляет самую мрачную часть картины. Мальчик в центре группы очень светлый по тону, и он зажат между самыми темными тонами, создавая наибольший контраст в картине.
Цветовая палитра этой картины в основном состоит из цветов, содержащих желтый цвет, что делает ее аналогичной желтой палитре. Мальчик окрашен в самый теплый цвет желтой аналогичной гаммы, то есть в красно-оранжевый. Репин также использовал самый насыщенный цвет на мальчике, остальные мужчины окрашены в более холодные ненасыщенные цвета.
Репин использует желтую аналогичную расщепленную комплементарную палитру. Раздельное дополнение — это два цвета, которые находятся по обе стороны от основного дополнения. В этом случае дополнением к желтому является фиолетовый, что делает расщепленное дополнение красно-фиолетовым и сине-фиолетовым. Сплит-дополнения обычно составляют от 10 до 15% от общего количества используемого цвета. В этом случае Репин зарезервировал красно-фиолетовый цвет для лент, которыми мужчины тянут лодку, а сине-фиолетовый виден в небе.
Учеба за границей (1873-1876)
Репин после академической стажировки три года учился за границей. Его выпускная картина Академии, Бурлаки Волги , в одночасье сделала его знаменитым, и все были готовы встречать его. Репин был рад покинуть гнетущую Россию и начать новую жизнь в Европе. Первоначально он провел небольшое количество времени в Неаполе, Италия, но в итоге большую часть времени провел в Париже. Первая выставка живописи импрессионистов состоялась вскоре после приезда Репина в Париж. Первоначально Репин принял этот новый стиль искусства.
Илья Репин, «Портрет Веры Шевцовой», 1869, холст, масло, Русский музей.
Репин женился на дочери своего помещика Вере в 1872 году. К сентябрю 1873 года их маленькая квартирка стала центром проживания русских художников в Париже. За это время он смог взять частных учеников, таких как молодой Валентин Серов, который жил в Париже со своей матерью. Это было время, когда Репин знакомился со многими европейскими художниками, он восхищался работами Курбе, Невиля и Жирара. Он смог познакомиться со знаменитыми художниками своего времени, в том числе с Жеромом и Каролюсом-Дюраном. И он любил «необузданную свободу» Мане и Моне.
В рамках требований к стипендии Академии Репин должен был создавать две большие картины в год. За это время он создал такие шедевры, как Садко и подводное царство , Парижское кафе и Негритянка. И Крамской, и Стасов считали эти работы верным признаком того, что карьера Репина окончена. Добавлено Неуспех Репина в парижском Салоне В Петербург дошли слухи о том, что карьера Репина может быть завершена.
Илья Репин, «Садко в подводном царстве», 1873-1876, холст, масло, Русский музей.
Садко в подводном царстве
Репин начал Садко в подводном царстве когда приехал в Париж в 1873 году. Картина написана по мотивам средневековой сказки о новгородском купце. Репин выбрал момент в рассказе, когда наивный Садко соблазняется всеми подводными богатствами. Садко смотрит мимо этих сокровищ на прогуливающуюся по берегу крестьянскую девушку. Эта картина наполнена символизмом, который был личным для жизни Репина в то время. Он изображал богатство заграничной жизни, которому он только что открылся, все время скучая по берегам родной России.
Садко было первое официальное назначение Репина после окончания Академии, и он определенно чувствовал давление. Репин начал эту картину, выполнив более пятнадцати подготовительных этюдов. Поскольку его академическая стипендия была слишком мала, чтобы нанять нужных ему моделей и костюмы, Репин договорился о продаже этой картины до того, как она была написана. Александр III согласился купить картину за 3000 рублей, но большую часть денег Репин не получил, пока не вернулся в Россию. Оттуда его проблемы с этой картиной начали нарастать. Он был художником, привыкшим рисовать то, что было перед ним, эта картина требовала от Репина сочинения воображаемой сцены. Репину пришлось обращаться к директору художественного отдела Петербургской библиотеки за иллюстрациями деталей басни Садко. Он посещал парижские оперы и театры, чтобы получить идеи для постановки. В конце концов он был «ужасно разочарован» и хотел уничтожить картину. Это была последняя картина Репина по мотивам русской народной сказки. Когда эта картина впервые была показана в России, она была раскритикована критиками и названа «Аквариумом». На более яркой ноте Репину было присвоено Академией звание академика исторической живописи.
Интересно отметить, что моделью Садко на этой картине был русский художник Виктор Васнецов. Васнецов жил в это время в Париже, тоже на стипендии Академии. Хотя Репин больше никогда не писал русские народные сказки, эта картина повлияла на направление творчества Васнецова, которое в конечном итоге сделало его знаменитым.
Слева — диаграмма значений; Справа — Диаграмма направленности
О композиции
Репин четко разделил свою картину на передний план, средний план и задний план, используя значения. Вы можете видеть, как эта картина поставлена так же, как театральная постановка со всеми главными героями на переднем плане. Репин использует устройства направления, чтобы вести взгляд по картине. Первая фигура на переднем плане локтем указывает прямо на Садко. Оттуда вы заметите сильную диагональную линию между глазурью Садко и мужиком на берегу. Так же все подводные существа смотрят на Садко.
О цвете
«Садко» окрашен в синюю аналогичную палитру с раздельным дополнением красно-оранжевого и желто-оранжевого цветов. Большая часть этой картины состоит из желто-зеленых и сине-зеленых цветов. Акценты расставлены с помощью разделенных дополнений. Относительно простой цвет помог Репину сделать историю более драматичной.
Учеба и работа
Илья Репин, эскиз лодочников, 1870
Об авторе
Кэти Лок — отмеченная наградами художница, профессор и автор публикаций, специализирующаяся на русском искусстве XIX и XX веков. Она – редактор сайта Musings-on-art.org.
Работа Кэти Локк – www.cathylocke.com
«Русская душа Ильи Репина в Париже»
Плакаты к выставке Ильи Репина в Малом дворце в Париже говорят о нем как о «художнике русской души». ощущение «русской» идентичности и культуры. В этом богатом обзоре его карьеры, когда многие картины отправляются в Париж впервые, мы находим почти все великие декорации, от «Волжских бурлаков» до «Крестного хода в Курской губернии» и «Ответ запорожских казаков султану» и многие другие. Выставка лишь немногим меньше по размеру, чем в 2019 году.повторение в Новой Третьяковской галерее в Москве и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Обширное «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» не поехало, хотя некоторые подготовительные наброски к групповому портрету побывали. В настоящее время, собирая большие толпы парижских посетителей в последние недели своего существования, это действительно знаковая выставка работ художника, гораздо более известного в России, чем где-либо еще.
Илья Репин. Выставочный плакат
Однако наряду с этими заслуженно прославленными русскими образами эта выставка напоминает нам о том, что Репин был частым гостем во французской столице, и видение его искусства на родине импрессионизма помещает эту русскую душу в более космополитическую культуру девятнадцатого века. То, что молодой художник, написавший «Волжских бурлаков» в 1873 году, через два года должен был завершить большую картину посетителей парижских кафе, напоминает нам о том, что Репин рассматривал путешествия как способ найти не только новые сюжеты, но и способы их представления. По прибытии в Париж он поначалу скептически относился к достоинствам нового стиля живописи, критически относился к «уловкам» импрессионистов, даже если ценил их идеи изобразительного содержания и повествования, но всегда внимательно относился к предмету, который дал ему город. Хотя технически это было запрещено условиями его стипендии Императорской академии художеств, он, тем не менее, выставил «Парижское кафе» в Салоне 1875 года перед тем, как отправиться в летнюю поездку по Нормандии, где работал
Илья Репин, «Дерновая скамья» (1876, ГРМ, Санкт-Петербург)
Живя на Монмартре в 1873-1876 годах, Репин влился в уже сложившуюся русскую общину в Париже, где находился Собор Святого Александра Невского. недавно освященный и где художники, писатели и политические эмигранты встречались в домах друг друга, в кафе и у сотрудников газет или в «Русской библиотеке», основанной Иваном Тургеневым в 1875 году. Сам Тургенев, написанный Репиным в 1874 году как заказ от Павла Третьякова (хотя ни покровитель, ни натурщик не были довольны продуктом) был во многих отношениях архетипическим русским за границей, избегая возвращения «домой», чтобы избежать пристального внимания царского режима, и живя в добровольном изгнании на даче за городом. . Хотя молодой Репин вряд ли мог предвидеть это, его собственная жизнь пошла бы по тому же пути в годы после 19.17.
По возвращении в Россию, как бы подтверждая точку зрения после своих путешествий, Репин вновь занялся историей страны в своей более публичной работе, сосредоточив внимание на ключевых моментах и фигурах из национального прошлого.
Илья Репин, «Крестный ход в Курской губернии» (1883, ГТГ, Москва)
Эта способность работать в соответствии с разными вкусами, а иногда и с разными мировоззренческими позициями была сильной стороной Репина. В одном образе он мог изобразить революционеров, а в другом превратить авторитарного царя Александра III в образец благожелательного правления. По его творчеству часто трудно сказать, как он сам относился к огромным социальным потрясениям России конца девятнадцатого века. Вернувшийся политзаключенный в «Его не ждали» (1888 г.) больше похож на призрак, чем на символ сопротивления самодержавию, и хотя фигура в красной рубашке в «Тайной встрече» 1883 г. может показаться нам революционером, она Важно напомнить, что сначала она была представлена как более щадящая «При свете лампы», а в 1919 году была переименована в «Встречу нигилистов».24, к тому времени царский режим ушел в историю, а в Кремле были поставлены самые способные к адаптации революционеры. Как политика, способность Репина рисовать то, что его публика хотела видеть, удерживала его в авангарде русских художников, когда другие стили приходили и уходили.
Илья Репин, «Лев Толстой пашет» (1887, Третьяковская галерея, Москва)
Однако, как и Толстой, Репин столкнулся с личными, духовными и художественными проблемами, когда век подходил к концу. Хотя он по-прежнему пользуется большим уважением, он принял пост в Императорской академии только для того, чтобы оказаться втянутым в академические споры, в то время как семейные проблемы, возникшие в результате распада его брака, оставили его неурегулированным в личной жизни. Его дочь Вера, которая сидела на ярком солнце в двенадцатилетнем возрасте для «Стрекоза» 1884 года, возвращается в «Осеннем букете» (1892) как молодая женщина, цветы в ее руках уже увядают. В картине есть атмосфера зрелости, но также и осознание утраты, как неизбежной, так и реальной.
Портреты императорской семьи и их придворных того времени также отражают неуверенность и сомнения России начала двадцатого века, когда она спотыкалась о неудачные реформы навстречу катаклизму Первой мировой войны и беспорядкам 1917 года. Во время пребывания в Париже в 1883 году Репин нарисовал толпы, собравшиеся у Мемориала коммунаров на кладбище Пер-Лашез, чтобы почтить память Коммуны 1871 года и тех, кто пал при ее защите. Для многих из тех, кому предстояло стать революционным поколением России, парижский пример был мощным ориентиром. В 1909 юный Илья Эренбург увидит Ленина именно на таком памятном мероприятии, поскольку революционные традиции двух стран переплелись в сознании тех, кто надеялся, что Петербург скоро станет свидетелем собственной революции. Собственный образ Репина о толпе, празднующей конституционные реформы, предложенные «17 октября 1905 года», начатые двумя годами позже, вполне может быть изображением парижан 1789, 1848 или 1871 года, когда они проносятся по улицам. В толпе представлены все революционные группы: рабочий, студент, интеллигент, девушка, курсант. Однако, как бы в предчувствии грядущих неприятностей, некоторые лица кажутся почти пугающими в своем экстазе, как будто силы, высвобожденные в конце концов даже этой надуманной уступкой со стороны режима, могут стать неуправляемыми.
Так оно и оказалось, хотя к тому моменту, когда нарисованная им Россия полностью ушла в историю, Репин наблюдал за событиями со стороны, купив в 1899 году дачу в Финляндии (тогда российское герцогство) и переехав напрочь в 1903 году. Вместе со своей партнершей Натальей Нордман он обрел там новое счастье, как это запечатлено в поразительном фильме «Какая свобода» 1903 года, в котором пара танцует на волнах моря.
Илья Репин, «Какая свобода» (1903, ГРМ, Санкт-Петербург)
С такого расстояния Репин, которому было за семьдесят, наблюдал, как знакомая ему Россия погружается в гражданскую войну и коммунистическое правление. Последние картины на выставке отражают либо чувство духовного опустошения с его стороны, либо отказ признать, что что-то изменилось. Особенно ярким примером является «Танец запорожских казаков», над которым Репин работал почти до последнего и который перекликается с более ранним и более известным образом казаков, пренебрежительно пишущих турецкому султану, чтобы отклонить его требование присоединиться к нему. его армия. Давний образ российского неповиновения перед лицом внешних угроз, 189Образ 1 воспроизведен здесь в сцене музыки и празднования, как будто какая-то существенная часть русской души, возможно, все-таки пережила травму 1917 года. Будучи отрезанным и войной, и революцией от своего имущества и многих своих непроданных работ, оставленных в России, Репин оказался одновременно материально беднее после 1917 года и оторванным от всего, чем становилась Россия.
В Советском Союзе подъем более реалистической школы художников в 1920-х годах, во главе которых стоял его бывший ученик Исаак Бродский, и растущее недовольство режима авангардом привели к тому, что Репин стал предметом пристального внимания советских художников как подставным лицом собственной «пролетарской живописи». Со своей стороны, Репин отклонил приглашения вернуться или хотя бы ненадолго посетить Советский Союз, скончавшись в своем финском доме в 1919 г.30. В последние годы своей жизни он опасался, что сталинский режим держит под надзором и что при всей его внешней благосклонности к нему он пользуется его доверием не больше, чем многие другие художники, преследуемые внутри нового государства. Русская душа обязана была быть советской, и условия были требовательны.
Действительно, если кто-то хочет найти на этой выставке «русскую душу», то автопортреты Репина, расставленные по залам как записи его собственного развития, представляют собой мощный пример. В работе 1887 года он показывает свои склонности к импрессионизму, очень уверенный в себе художник и довольный семьянин. Ан 1894 образ более вдумчивый и интроспективный, как будто часть уверенности прежних лет ускользала среди личных и профессиональных споров. Двойной портрет вместе с Натальей из их финского дома предполагает новое спокойствие и взаимное счастье.