Выставки в пушкинском музее сейчас: Выставки и события

Содержание

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва – Афиша-Выставки

Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.

За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.

Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве

Музей был открыт для публики в 1912 году как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете. В то время основу его коллекции составило собрание Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета, которое состояло из античных ваз, нумизматической коллекции, слепков с античных скульптур и специальной библиотеки. В конце XIX века специально для музея закупили оригиналы произведений искусства и культуры Древнего Египта. В этот же период началось планомерное развитие музея с целью создать коллекцию, в которой были бы представлены этапы истории европейского искусства с древности до Нового времени.

Сейчас в музее имени Пушкина существуют экспозиции четырёх типов. Одна из них — это экспозиция слепков, которые изготавливались в европейских мастерских специально для музея по формам, снятым с оригиналов. Эти высококачественные копии позволяют познакомиться с произведениями искусства, хранящимися в других знаменитых музеях мира — античной скульптурой, скульптурой Передней Азии, Средних веков, Итальянского возрождения.

Следующая экспозиция — оригиналы произведений искусства и культуры древних цивилизаций. Многие из них — находки археологических экспедиций музея. Здесь хранится уникальный экспонат — клад, который найден при раскопках в Трое в конце XIX века немецким ученым Генрихом Шлиманом. Считалось, что этот клад был утерян во время войны. Оказывается, он был вывезен в Советский Союз из Германии и хранился в запасниках музея в строгой секретности.

В картинной галерее представлены полотна мастеров VIII—XX веков. Здесь есть коллекция византийских икон и древней мозаики, работы Боттичелли, Давида, Пуссена, Кранаха. Некоторые шедевры, такие как «Мадонна с Младенцем и двумя донаторами» и «Мадонна с Младенцем на троне» попали в музей из европейских галерей после Великой Отечественной войны.

В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков широко представлены работы импрессионистов и постимпрессионистов: Гогена, Пикассо, Ван Гога, Матисса, работы европейских и американских художников и скульпторов XIX—XX веков.

Экспозиция построена в определенном порядке: отдельно представлены национальные школы и художественные эпохи. Например, здесь есть такие залы как «Искусство Германии и Нидерландов XV—XVI веков», «Голландская школа XVII века», «Итальянский дворик», «Греческий дворик». Кроме содержащихся в них шедевров, эти залы привлекают своей архитектурой, повторяющей элементы Афинского Акрополя и палаццо Барджелло.

И, наконец, Отдел личных коллекций. Здесь сохранена целостность частных собраний произведений искусств, которые тем или иным путём попали в музей.

Всего в собрании музея более 670 000 произведений искусства. Из них всего лишь 1,5% представлены широкой публике. Музейная экспозиция постоянно меняется, но многие экспонаты никогда не извлекаются из запасников из-за определённых требований к их содержанию.

Музей изобразительных искусств имени Пушкина в 1991 году внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Объявлены выставочные планы Пушкинского музея на 2021 год

Билл Виола. Четыре работы из серии «Мученики». 2014© Предоставлено пресс-службой Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

22 декабря Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) объявил выставочные планы на 2021 год. Первым масштабным проектом сезона станет персональная выставка американского видеохудожника Билла Виолы.

Как сообщает пресс-служба ГМИИ, выставка «Билл Виола.

Путешествие души» (2 марта — 1 июня) представит более двадцати работ, охватывающих 14 лет творчества художника с 2000 по 2014 год. Выставка будет проходить в Главном здании музея.

Там же в октябре откроется выставочный проект «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры». В экспозицию войдут картины из собрания Ивана и Михаила Морозовых (109 — из Государственного Эрмитажа и 31 — из ГМИИ), в том числе произведения Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо.

Кроме того, в планах Пушкинского музея камерная выставка, приуроченная к 75-летию отдела нумизматики, выставка уникальных произведений древности, сохранившихся на острове Санторини — «Сокровища Акротири», выставка мастеров сиенской школы, проект, посвященный женщинам Монпарнаса.

В рамках региональных проектов ГМИИ весной и летом в Нижнем Новгороде и Самаре пройдет выставка «Итальянская живопись в музеях Поволжья», на которой будет представлено около 60 произведений из собраний музеев Пензы, Волгограда, Казани, Нижнего Новгорода и Саратова.

Последним проектом сезона станет выставка современной графики из собрания Центра Помпиду, которая откроется в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков 15 декабря и продлится до марта 2022 года.

Подробнее о выставочных планах ГМИИ на 2021 год можно узнать на сайте музея.

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

При поддержке Немецкого культурного центра им. Гете, Фонда имени Генриха Бёлля, фонда Михаила Прохорова и других партнеров.

Выставка американского художника Билла Виолы пройдет в Пушкинском музее 2 марта — 30 мая — Агентство городских новостей «Москва»

Выставка американского художника Билла Виолы пройдет в Пушкинском музее 2 марта — 30 мая

09. 02 11:15

Теги: Выставки , культура , Москва , искусство , ГМИИ им. А.Пушкина , Выставка

Первая персональная выставка американского художника Билла Виолы в России пройдет в Государственном музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина с 2 марта по 30 мая 2021 года. Об этом сообщила директор музея Марина Лошак в ходе пресс-конференции.

«Мы с вами собрались сегодня в преддверии проекта, который был задуман очень давно и только сейчас случится. Я надеюсь, что все будет благополучно, и 2 марта нам удастся открыть выставку Билла Виолы, которую мы ждали с 2014 года. Началось все со знакомства и, вообще, с мечты показать Билла Виолу в Москве, устремления которого и дух которого очень соответствует духу Пушкинского. Для нашего музея размышления о больших философских идеях, о крупных, масштабных, о глубоком взгляде на мир во всем его разнообразии с серьезным философским оттенком — это все в традициях Пушкинского, поэтому Билл Виола всегда был нашим художником», — сказала Лошак.

Выставка Билла Виолы пройдет в главном здании Пушкинского музея с 2 марта по 30 мая 2021 года. В главных выставочных залах музея посетители впервые увидят такие произведения, как «Огненная женщина», «Квинтет изумленных» и четыре работы из серии «Мученики». Билеты на выставку поступят в продажу 23 февраля.

Рубрика: Общество , Культура

Ссылка на материал: https://www.mskagency.ru/materials/3085589

В Пушкинском музее открывается выставка видеохудожника Билла Виолы

О нем говорят — гений видеоарта. В Пушкинском музее открывается выставка легендарного Билла Виолы. Настоящий гуру медиаискусства, его произведения буквально гипнотизируют и играют на самых тонких струнах человеческой души. 20 видеоработ, 14 лет творчества — и целый мир, который гости Пушкинского увидят впервые.

Залы Пушкинского музея сегодня выглядят так: темнота, свет пробивается лишь с видеокартин. Это первая персональная выставка классика видеоарта Билла Виолы в России. 

«В данном случае мы видим пустыню в Калифорнии», — рассказывает куратор выставки Ольга Шишко.

Но пройдет всего несколько секунд, и пустыня начнет превращаться в озеро — мираж, который можно рассмотреть.

«Ждали этих миражных секунд, миллион съемок было. Песок, видите? А сейчас, когда они пойдут дальше, кажется, они уже по воде идут. А это от ветра песок движется», — рассказывает куратор выставки Ольга Шишко.

Виола буквально заставляет нас видеть невидимое, сначала снимая изображение со скоростью 300 кадров в секунду, а потом нарочно замедляя его, добиваясь почти статичного изображения. Ключевое слово – «почти». Вот, кажется, просто лица. Но нет. Не просто.

«Здесь и страдания, и горе, и счастье, и радость, и опять страдания. Таким образом, Виола пытается показать – мы не видим, что чувствует человек внутри», — рассказывает куратор выставки Ольга Шишко.

Виола – мастер видеометафор. Порой, чтобы подняться, нужно опуститься на самое дно. Дно у Виолы почти всегда символ новой жизни, перерождения. И это очень личная история.

«В шестилетнем возрасте он тонул. И когда он описывает это состояние, говорит: меня просто понесло вниз, и я там застыл, я увидел сказочной красоты подводный мир», — рассказывает куратор выставки Ольга Шишко.

Виола называют «Караваджо эпохи хай-тек». Практически в каждой своего работе он будто говорит: не бойтесь страдать. Сильные чувства – это и есть мы или путь к нам самим.

«Его действительно сравнивают с Караваджо, потому что он очень обращен к барочной философии, к барокко. Мы понимаем, что барокко – это прежде всего человек и его эмоции через аффектацию, через страсти и свет», — говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

В поисках света мастер видеосъемки часто обращался к мастерам кисти.

«Комната святой Катерины. Здесь как отправной пункт – работа Андреа ди Бартоло «Житие святой Екатерины Сиенской»», рассказывает куратор выставки Ольга Шишко.

Но Катерина Билла Виолы – самая обычная. Делает йогу, шьет, работает, расставляет свечи, засыпает. Один день современной женщины с одной стороны. Вся ее жизнь, если перевести взгляд на детали: день сменяет ночь, на смену весне приходит лето, осень, зима и какое-то новое время года.

А вот еще один зал музея. Здесь работы, которые были декорациями к опере «Тристан и Изольда» в Мариинке. Потом автор перемонтировал их, и получились самостоятельные произведения. Здесь уже не проведут экскурсию и не дадут аудиогид. Атмосфера полного погружения в музыкальную драму. Только музыка уже не та.

«Мы не слышим здесь Вагнера. Мы слышим звуки природной стихии», – говорит куратор выставки Ольга Шишко.

Кстати, это не компьютерная графика.

«Это реальные съемки. Снималась каскадерша. Каждые две минуты она убегала от этого огня, она была в огнезащитном костюме, но все равно больше двух минут не могла оставаться», – рассказала куратор выставки.

Глядя на его сюжеты, порой хочется просто зажмуриться. Виола говорит: значит, самое время открыть глаза и остановиться. 

Пушкинский музей: выставки-шедевры

Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина, в разных зданиях музейного квартала, открыта пятерка отличных выставок. Здесь можно провести весь день, совершив путешествие по векам и странам.

Дмитрий Плавинский и его гербарий (до 12 декабря)

1/8

«Книга трав» Дмитрия Плавинского . Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Свежая выставка «Книга трав» — это ранняя графика Дмитрия Плавинского (1937–2012), одного из лидеров неофициального нонконформистского искусства. Проект редкой глубины и многогранности. Оно и понятно: Плавинский вступал в диалог с мастерами Возрождения и Просвещения. Его изящные, тончайшие изображения травы и листьев сразу намекают на рисунки Дюрера, кодексы Леонардо да Винчи, на знаменитые французские и русские ботанические атласы. Однако в природных штудиях Плавинского есть еще один потаенный смысл: художник создавал свой алфавит, с помощью которого зашифровывал послания зрителям. Каждый листик и травинка — отдельный звук или буква. Читать выставку — дело страшно увлекательное.

«Караваджо и его последователи» (до 10 января 2016)

1/6

Геррит ван Хонтхорст. Пастух и пастушка. Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина

В том же главном здании работает безусловный хит Пушкинского — «Караваджо и его последователи» — выставка полусотни картин, которые представляют влияние художника Караваджо на европейское искусство XVII–XVIII веков. Большая часть их приехала из Флоренции. В качестве звездного гастролера выступает «Мальчик, укушенный ящерицей» кисти самого Караваджо. Картина, вокруг которой не утихают споры. Помимо нее имеются шедевры Риберы, Валентена де Булоня, Стомера… Дизайн выставки и подача шедевров выдержаны в лучших традициях ГМИИ.

Новые поступления графики (до 15 ноября)

1/11

Анри де Тулуз-Лотрек, The Chap Book, Франция, 1895. Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина

На двух этажах Отдела личных коллекций развернулся настоящий графический музей, собранный за последние пять лет. Здесь медитативные японские и китайские гравюры, рисунки русских художников (особенно интересен период авангарда и современности), голландские эстампы XVII века, многообразие французской школы XIX столетия. Перечисление мастеров займет очень много места, но одно только упоминание редчайших листов Тулуз Лотрека. Андре Дерена, Ильи Кабакова и Дмитрия Лиона должно привести в возбуждение любого ценителя искусства. Экспозиция обязательна к посещению — тем более, что работает она очень недолго.  

Керамика Раку (до 15 ноября)

1/11

Керамика Раку. Произведения из японских собраний. Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина. Автор: Takashi Hatakeyama

Все, кто интересуется чайной церемонией и японским искусством, не должны пропустить эту небольшую экспозицию в Главном здании.

Самые раритетные чашки и чайники, другие предметы для церемоний, создававшиеся на протяжении четырех веков. Начало этому типу керамики, используемой в чайном действе, было положено гончаром Тёдзиро в период Момояма (1573–1615). Чайные чаши явились воплощением идей великого мастера Сэн Рикю. Семье Тёдзиро была дарована фамилия Раку, что в переводе значит радость, наслаждение. На протяжении 450 лет семья Раку хранила уникальные традиции керамического искусства.

«Шальные годы Монпарнаса» (до 29 ноября)

1/10

Даран Даниил Борисович «Перед выходом на сцену». Источник: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Замечательная по теме и по составу выставка в музейной Галерее искусства стран Европы и Америки. Как известно, в начале XX века Париж был художественной столицей и интеллектуальным центром мира, который притягивал художников со всего света, именно здесь зарождались главные направления нового искусства. Среди художников-эмигрантов, составивших славу «парижской школы», были Жюль Паскин и Леонар Фужита. Первый — болгарин, у второго японские корни. Но оба были невероятно смелы в подходах, слыли гениальными рисовальщиками и создали модернистские образы, которые только сегодня открываются во всем новаторстве. Такого вы больше не увидите не только в российских, но и в мировых музеях.

Знаковые выставки ГМИИ им. А.С. Пушкина, организованные Ириной Антоновой.

Ирина Антонова — президент ГМИИ им. А.С. Пушкина, до этого в течение 50 с лишним лет она была его директором. Самые резонансные выставки музея, осуществленные Ириной Александровной, а также ее лекции о культуре — в нашем материале.


1974 год: «Шедевр Леонардо да Винчи «Портрет Моны Лизы» («Джоконда») из собрания Лувра»

Самый известный портрет мира посетил СССР в рамках своего кругосветного турне. Кстати, это был последний раз, когда «Мона Лиза» покидала Лувр. В Москве картину ежедневно смотрели 4600 зрителей, всего выставку посетили 311 100 человек.


1981 год: «Москва — Париж. 1900–1930»

Выставка стала сенсацией, тем более что интерес к авангарду был тогда на пике. На ней впервые русское искусство первых трех десятилетий ХХ века было показано на одном уровне с французским — и совершенно обоснованно. Народ очень хотел попасть на выставку, очереди были огромными — ее посетили 644 028 человек.

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»

1981 год: «Москва-Париж. 1900-1930»


1996 год: «Москва — Berlin / Берлин — Moskau. 1900–1950»

Идейное продолжение парижского проекта. Однако русско-немецкая выставка, в том числе с произведениями эмигрантского «русского Берлина» 1920-х годов, стала возможной лишь после начала перестройки и объединения Германии. Посещаемость проекта оказалась колоссальной — более 300 тысяч человек. А каталог покупал каждый десятый — и он стал бестселлером.


1996 год: «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана»

Сенсационная выставка, на которой было представлено так называемое трофейное искусство, захваченное советской армией во время Второй мировой войны, десятилетиями считавшееся погибшим. А оно, оказывается, таилось в «особом фонде» ГМИИ. В дальнейшем эту традицию показа «потерянного» продолжили экспозиции «Эпоха Меровингов. Эпоха без границ» (2007), «Археология войны. Возвращение из небытия» (2005), а также проходящая сейчас экспозиция Кранахов.


2013: «Прерафаэлиты: викторианский авангард»

Пожалуй, последняя громкая выставка, открывшаяся в ГМИИ во времена Ирины Антоновой. Всего экспозицию изысканных британцев, приехавших из музеев Великобритании и США, посетили 444 600 человек. К открытию выставки издали огромный каталог, где были представлены не только репродукции, но и стихотворные произведения прерафаэлитов. Большинство из них были переведены на русский язык специально к выставке.


Посещаемость выставок по данным «Российской газеты».


Лекции с Ириной Антоновой

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Какова история ГМИИ им. А.С. Пушкина?

  • Профессор Московского университета Иван Цветаев основал Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в 1896 году. В этом новаторском музее хранятся не только ценные зарубежные произведения искусства, подаренные представителями российского высшего общества, но и тысячи гипсовых слепков важных скульптур и архитектурных памятников. объекты всемирного наследия
  • Пушкинский музей был значительно расширен при Советах , за счет реквизиции произведений искусства из поместий и музеев для добавления в его коллекцию, а также многих других пожертвований

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина может похвастаться одной из самых богатых коллекций зарубежного искусства в России, демонстрируя мировые художественные разработки с древних времен до наших дней в экспозициях, насчитывающих 700 000 произведений искусства.С момента своего основания Пушкинский музей работал не только как выставочная площадка, но и как исследовательский и образовательный центр, привлекая поколения людей к искусству и мировой культуре и продвигая искусство как дисциплину, достойную научных исследований.


История ГМИИ им. А.С. Пушкина

ГМИИ в Императорской России

В середине 1890-х годов Иван Цветаев, профессор и доктор римской литературы Московского государственного университета, посетил Художественный музей Альбертинум в Дрездене и был вдохновлен тем, что он там обнаружил.По возвращении в Россию Цветаев составил конкурс Петербургской Академии художеств на создание Музея изящных искусств в Москве. На рассмотрение было представлено 18 проектов, и выбран проект молодого московского архитектора Романа Ивановича Клейна, согласно которому музей представляет собой величественный старинный храм, напоминающий греческий Акрополь. В соответствии с его экстерьером, к оформлению интерьера были привлечены специалисты по античному искусству, культуре и архитектуре. Основание музея было организовано волонтерским комитетом в составе профессоров истории и филологии МГУ, коллекционеров произведений искусства и правительства под председательством Великого князя Сергея Александровича.

Знаете ли вы? В ГМИИ им. А.С. Пушкина не планировалось устанавливать электрическое освещение, так как считалось лучшим любоваться искусством при естественном освещении.

Музей изобразительных искусств имени императора Александра III был открыт 31 мая 1912 года под руководством Ивана Цветаева. Первоначальная коллекция включала экспонаты из Кабинета изобразительных искусств МГУ, предметы старины, зарубежную живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство, большая часть которых была подарена из частных коллекций российских ученых, государственных деятелей, коллекционеров и членов королевской семьи.Сразу после открытия Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пользовался поразительной популярностью, и каждую неделю сюда стекались тысячи посетителей. Помимо художественных выставок, для студентов университетов и общественности проводились лекции и экскурсии, в которых музей служил научным и образовательным центром.

Знаете ли вы? Наряду с оригинальными произведениями искусства Цветаев заказал огромное количество гипсовых слепков и копий древностей, произведений искусства и архитектуры со всего мира, чтобы дать людям возможность увидеть и изучить развитие мирового искусства.


ГМИИ в Советской России

ГМИИ им. А.С. Пушкина процветал после революции. Он был отделен от деятельности МГУ (к тому времени находился под идеологическим контролем Советов) и объявлен независимым художественным музеем. В период с 1924 по 1930 год в коллекцию музея были включены произведения искусства из национализированных дворянских и царских имений Москвы, из многих ликвидированных музеев города, а также из Государственного исторического музея, Кремля, Третьяковской галереи и Государственного Эрмитажа.

Знаете ли вы? В 1937 году музей был переименован в честь Александра Пушкина к 100-летию со дня смерти великого поэта.

С началом Второй мировой войны большая часть экспозиций музея была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск в Сибири, чтобы спасти его от разрушения. Реконструкция разрушенного музея началась в 1944 году, и в послевоенное время деятельность Пушкинского музея продолжилась с новой силой. Его коллекция продолжала пополняться произведениями искусства, приобретенными советскими солдатами в военное время, и всемирно известными произведениями западноевропейских и американских мастеров второй половины XIX — начала XX веков.
Знаете ли вы? В 1974 году Мона Лиза экспонировалась в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Это был последний раз, когда знаменитая картина да Винчи покидала Францию!


ГМИИ в России сегодня

Реализуется проект по созданию «Музейного квартала» на территории Пушкинского музея, и к его завершению в 2023 году там будут работать девять музеев. Сегодня музей продолжает уделять внимание образовательным и исследовательским проектам, открыв образовательный художественный музей, образовательный центр, а также проводя программы по искусству и истории искусства для всех возрастов наряду с регулярными экскурсиями и лекциями.В Пушкинском музее также есть рукописный и архивный фонд, специальная научная библиотека, научно-реставрационные мастерские.


Что сегодня можно увидеть в ГМИИ им. А.С. Пушкина?

  • Главное здание: Коллекция включает западноевропейское искусство 15-19 веков, а также произведения искусства, архитектуры и артефакты (как оригинальные, так и гипсовые) из древних империй
  • Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков: Здесь представлены основные направления европейского и американского искусства, в том числе шедевры импрессионизма и постимпрессионизма
  • Галерея частных коллекций: Здесь представлены различные частные коллекции, переданные в дар ГМИИ, охватывающие множество художественных дисциплин и направлений
  • И. Учебно-художественный музей В. Цветаева: В гипсовых слепках, заказанных для ГМИИ Иваном Цветаевым
  • , показаны четыре тысячи лет истории человечества.
  • Государственный центр современного искусства: Последние разработки русского искусства выставляются и поддерживаются в ГЦСИ, одном из восьми центров современного искусства, разбросанных по всей России

Что можно посмотреть в ГМИИ им. А.С. Пушкина?

В настоящее время коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина составляют более 700 000 произведений искусства от Древнего Египта до XXI века.Они включают живопись, скульптуру, графику, гравюру, декоративно-прикладное искусство, иконы, мозаику, изделия из стекла, археологические артефакты, нумизматические предметы и фотографию; Кроме того, имеется обширная коллекция тонированных гипсовых слепков, заказанных Цветаевым еще во времена Пушкинского музея при МГУ. Помимо постоянных коллекций и временных выставок, демонстрирующих работы Пушкинского музея и международных организаций, музей организует богатую культурную и образовательную программу с лекциями, экскурсиями, концертами, мастер-классами и многим другим.


Главное здание

В 30 залах главного здания представлены выставки многих исторических эпох. На первом этаже несколько залов посвящены немецкому, фламандскому и голландскому искусству 15-17 веков и включают работы Рубенса, Ван Дейка и Рембрандта. Большую часть первого этажа занимает одна из крупнейших в мире коллекций древнеегипетского и греческого искусства, которая была частью оригинальной коллекции музея и демонстрирует последние археологические открытия на момент основания музея.Сюда входят предметы искусства и древности из Древнего Египта, Греции (включая предметы из археологических раскопок Трои), Рима, Византии и Ближнего Востока, а также впечатляющие гипсовые слепки важных архитектурных и скульптурных элементов этих периодов, некоторые из которых являются выставлены во впечатляющих дворах Греции и Италии.
На первом этаже находится итальянское, французское и испанское искусство 17-19 веков, а также огромное количество слепков известных голландских, немецких и итальянских скульптур 15-16 веков, древнегреческого и римского искусства и артефактов. и западноевропейской и византийской религиозной скульптуры и архитектуры V – XV веков.
Адрес: улица Волхонка, 12, Москва, 119019
Время работы: вторник — воскресенье 11: 00-20: 00; Четверг и пятница 11: 00-21: 00 (касса закрывается на час раньше). Закрыто по понедельникам.


Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков

26 залов галереи представляют различные направления, школы и развивающиеся художественные эпохи в европейском и американском искусстве. В экспозицию вошли работы художников-назареев немецкого романтизма, работы Парижского салона, реалистическая живопись барбизонской школы и символизм группы Наби.Большинство залов занимает особенно блестящая коллекция работ французских импрессионистов и постимпрессионистов, включая шедевры Моне, Ренуара, Матисса, Дега, Тулуз-Лотрека, Сезанна, Ван Гога и Пикассо.
Адрес: улица Волхонка, 14, Москва, 119019
Время работы: вторник — воскресенье 11: 00-20: 00; Четверг и пятница 11: 00-21: 00 (касса закрывается на час раньше). Закрыто по понедельникам.


Галерея частных коллекций

В 23 залах этой галереи выставлены полные коллекции произведений искусства, подаренных Пушкинскому музею частными коллекционерами, которые не разошлись по более крупным выставкам.В экспозицию вошли мультидисциплинарная коллекция основателя галереи Ильи Зильберштейна; Авангардные картины Давида Штеренберга; собрание Виктора и Клары Лебединских, в которое вошли произведения Исаака Левитана и Бориса Кустодиева; постимпрессионистские картины Леонида Пастернака, отца писателя Бориса Пастернака; Собрание Елены Макасевой изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Золотого века» России XIX века; иконы из собраний Михаила Чуванова и Татьяны Мавриной; и поразительная коллекция изделий из стекла Федора и Екатерины Ламкул.
Адрес: ул. Волхонка, 14, г. Москва, 119019


И.В. Цветаевский учебно-художественный музей

Филиал ГМИИ находится на территории Российского государственного гуманитарного университета. В нем представлена ​​тысяча гипсовых слепков, не вошедших в основную экспозицию Пушкинского музея, в том числе произведения искусства и артефакты, охватывающие четыре тысячелетия истории человечества от Древнего Египта, Греции, Рима и Западной Азии до средневековья и Италии эпохи Возрождения.Продолжая прямую связь Пушкинского музея с образованием, сегодня студенты изучают слепки, представленные в этой экспозиции.
Адрес: Главный корпус Российского государственного гуманитарного университета, улица Чаянова, 15, Москва, 125047
Ближайшее метро: Новослободская (420м)
Время работы: вторник — суббота: 10: 00-17: 00 (билет офис закрывается за час до этого). Закрыт по воскресеньям и понедельникам.


Государственный центр современного искусства

Государственный центр современного искусства стал частью ГМИИ только в 2020 году и является частью сети из восьми центров современного искусства по всей России.ГЦСИ поддерживает местных художников, участвует в российских и международных проектах и ​​конкурсах, что оказывает сильное влияние на развитие современного российского искусства. Помимо выставочной деятельности, ГЦСИ организует образовательные программы, концерты, кинопоказы и другие культурные мероприятия.
Адрес: 123242
Москва, улица Зоологическая, дом 13, корпус 2 Время работы: Ежедневно 12: 00-20: 00
Ближайшее метро: Баррикадная / Краснопресненская (800 м)


Что рядом?

Храм Христа Спасителя — Самый большой храм в Москве расположен через дорогу от ГМИИ.Посетители могут полюбоваться его великолепными интерьерами и посетить смотровую площадку.

Кремль и Красная площадь — Всего в полутора километрах от Пушкинского музея находится Кремль и Красная площадь, исторический центр Москвы, где находятся многие из самых известных достопримечательностей города.

Государственный музей Александра Пушкина — Этот музей посвящен любимому поэту России (постарайтесь не путать его с Пушкинским музеем изобразительных искусств…) и включает в себя выставки о его жизни и творчестве, а также об искусстве XVIII и XIX веков. .

Третьяковская галерея — Насладившись иностранным искусством, отправляйтесь в Третьяковскую галерею на другом берегу Москвы-реки, чтобы увидеть тысячелетия русского искусства в одном из лучших художественных музеев мира.


Обратное включение во время блокировки. Опыт Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва — ICOM

Ключевые слова : Коммуникации, цифровая доступность, инклюзия, опыт посетителей, музеология

Ситуация изоляции, в которой находятся музейные сотрудники и посетители по всему миру, вызвана пандемию COVID-19 можно назвать обратным включением.Пандемия вынудила музейных работников испытать то, что многие люди с социальными и коммуникативными проблемами чувствуют ежедневно: мир ограничен одной квартирой и онлайн-общением. В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве приоритетом стало сохранение эмоционального контакта, несмотря на необходимое социальное дистанцирование.

Внедрение цифровых мер по преодолению социального дистанцирования

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина был закрыт в рамках карантинных мер 17 марта 2020 года.С самого первого дня, благодаря виртуальной реальности, Zoom-турам, лекциям в Facebook, подкастам, прямым трансляциям и флешмобам в социальных сетях, музей обеспечивал текущие выставки («От Дюрера до Матисса», «Тату» и «Святослав Рихтер. Круг друзей » и др.), А постоянная экспозиция оставалась доступной. Бесплатные онлайн-встречи с кураторами, реставраторами и хранителями также дали онлайн-посетителям уникальный взгляд на закулисную жизнь Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.Эти проекты не только привлекли ценителей искусства и постоянных посетителей музеев, но и собрали новую аудиторию, у которой раньше не было времени заниматься искусством.
За первые шесть недель блокировки входящий трафик на главный и вспомогательные веб-страницы Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина вырос на 65%, а продолжительность и глубина просмотров страниц увеличились на 38%. По данным Google Analytics, за этот период (17 марта — 23 апреля 2020 г.) виртуальные туры, организованные музеем, посетили 150 000 человек, что на 1521% больше, чем до закрытия.

В Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина отдел доступа и инклюзии вместе с отделом информационных технологий решили проводить специальные бесплатные вебинары в первые недели изоляции для учителей, родителей, воспитателей и всех заинтересованных лиц, чтобы покажите им, как ориентироваться в музейных медиа и ресурсах виртуальной реальности. Намерение состояло в том, чтобы предоставить им доступ к необходимому объему информации. Эти онлайн-встречи были организованы без дополнительного финансирования, помимо собственных ресурсов музея.

Развитие доступности и здравоохранения посредством оцифровки

Во время изоляции в Пушкине также значительно возросло количество посетителей с ограниченными возможностями. Программа «Доступный музей», которую мы разработали в 2016 году, дает нам возможность организовывать регулярные тренинги для гидов и администраторов по работе с посетителями с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими чувствительными аудиториями. В период карантина эта программа продолжала работать онлайн, и результаты этого перехода на виртуальную платформу оказались разоблачительными.Экскурсии для детей и подростков с РАС, организованные с помощью Zoom, продемонстрировали, что интерактивный онлайн-формат, который позволял комментировать, рисовать на экране и задавать вопросы или, с другой стороны, скрывать свое лицо и наблюдать со стороны, способствовал спокойный и позитивный опыт оценки искусства. Эти возможности, уникальные для онлайн-среды, особенно ценны для людей с нарушениями развития, которые могут испытывать эмоциональный стресс во время посещения музея в результате прямого общения и сенсорной перегрузки.Посещения интерактивной платформы в Интернете — идеальная среда для изучения информации в собственном темпе. Хотя посетители с РАС часто не реагируют на выражения эмоций, такие как улыбка, они высоко ценят энтузиазм музейных гидов.

VR-туры с гидом для детей с РАС и из московской больницы. © Программы цифрового доступа и инклюзии / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

Согласно этим отзывам, полученным по электронной почте и комментариям в социальных сетях, эмоциональный контакт с нашими гидами и другими наблюдателями в онлайн-пространстве музея был полезен для всех посетителей в преодолении чувства изоляции.Но я бы рискнул предположить, что опыт был особенно важен для тех, кто пытался долго и трудно преодолеть замкнутый-офф существование.

Во время пандемии Пушкинский музей также воспользовался возможностью, чтобы обратиться к посетителям с нарушениями слуха. Гиды с нарушениями слуха представили серию видеороликов с фрагментами самых популярных туров, представленных на русском жестовом языке.
Например, мы перевели серию интерактивных туров «Боги и герои Древней Греции» на русский жестовый язык.Эти туры предназначены для семей, обеспечивая тем самым общий опыт, способствующий укреплению социальных и семейных связей.

Экскурсия по языку жестов из дома. © Программы цифрового доступа и инклюзии / Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва.

После пандемии Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина планирует продолжить изучение этих новых подходов на разных уровнях — опыт посетителей (в том числе онлайн) и выставочная практика. Если этот кризис научит нас лучше понимать опыт посетителей с сенсорными и коммуникативными проблемами, он может способствовать значительным социокультурным преобразованиям.

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Пушкинский музей для всех, серия видеороликов:
Видео №. 1, Видео № 2, Видео № 3, Видео № 4, Видео № 5

Ссылка на виртуальные туры, организованные Пушкинским музеем
Опыт виртуальных туров, организованных Пушкинским музеем

ПРОЧИТАТЬ ВСЕ ГОЛОСЫ ICOM СТАТЬИ

Мнения, выраженные в статье, никоим образом не связаны с ICOM и несет ответственность его автор.

Чтобы принять участие в нашем новейшем призыве к участию в голосовании ICOM, щелкните здесь.

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия — Google Arts & Culture

Церемония закладки первого камня музея состоялась 17 августа 1898 года в присутствии царя Николая II и членов его семьи. . Официально утверждено название музея — Музей изобразительных искусств Александра III. Строительные работы начались за месяц до этой церемонии, что было важно, поскольку к тому времени Комитет по созданию музея уже имел в своем распоряжении большую часть своих коллекций.
Музей создан на базе «Кабинета изобразительных искусств и древностей» Московского университета, который был одновременно общественным и образовательным. В нем основные этапы истории искусства с древнейших времен до постренессансной эпохи были представлены в отливках, моделях, раскрашенных копиях и гальванокопиях. Этот музей был первым в России. Работа по его созданию была начата (1893 г.) уважаемым профессором Иваном Цветаевым (1847–1943), который имел степень доктора латинской литературы и истории искусства, а впоследствии стал первым директором музея (1911–1913).
В конце 1896 года был объявлен конкурс на проект здания музея, в котором приняли участие 19 архитекторов из разных городов России. Из числа абитуриентов Правление университета выбрало для строительства музея московского архитектора Романа Клейна (1858-1924). Он был построен с соблюдением новейших строительных технологий и принципов музейной практики. За основу был взят макет классического храма на высоком подиуме с ионической колоннадой вдоль фасада. Внутреннее убранство объединяет элементы, заимствованные из различных исторических периодов, представленных экспонатами.К строительным работам были привлечены инженеры И.И. Рерберг и В.Г. Шухов.

В конце 1896 г. в петербургской и московской печати появились условия конкурса на проект здания музея изобразительных искусств имени Александра III при Московском университете. Это был момент в истории музея, когда план, разработанный Иваном Владимировичем Цветаевым (1847-1913) по созданию художественного музея для широкой публики и популяризации образования, перестал быть простой мечтой и начал воплощаться в жизнь.
В конкурсе приняли участие девятнадцать архитекторов из разных городов России. Пятнадцать их проектов были подробно рассмотрены, а семь были отмечены наградами. Для строительства музея правлением университета был выбран один из семи привлеченных архитекторов — молодой, но уже известный московский архитектор Роман Иванович Клейн (1858-1929). Именно он затем приступил к разработке окончательных планов проекта.
Здание построено в соответствии с последними требованиями строительной техники и музейного дизайна.Снаружи он имел вид классического храма на высоком подиуме с ионической колоннадой вдоль фасада. Его стеклянная крыша обеспечивала достаточное количество дневного света в галереях первого этажа и в двух двориках-атриумах.
Сам Иван Цветаев должен был сыграть значительную роль в формировании облика музея, будучи заинтересованным не только его архитектурой как таковой, но и его образовательной функцией как отражением истории архитектуры. Стремясь избежать популярного в то время эклектичного сочетания разных стилей, Цветаев при составлении условий архитектурного конкурса настаивал на том, чтобы представленные претендентами планы были выполнены либо в классическом, либо в архитектурном стиле. Период Возрождения.Было также указано, что в оформлении интерьеров должны быть включены элементы ряда исторических периодов в соответствии с экспонатами.
Для организации музея при Московском университете в 1898 г. начал действовать специальный Комитет по созданию Музея изящных искусств Александра III. систематическое распространение академических знаний в области изобразительного искусства среди широких слоев российского общества.В нем приняли участие ведущие деятели университета, профессора историко-филологического факультета, высшие представители городской администрации и частные лица, которые вносили средства на создание музея или жертвовали произведения для его экспонирования. Комитет был создан таким образом, чтобы функционировать во время строительства музея, но на практике он продолжал существовать до февраля 1917 года.
С момента открытия Комитета до его убийства в феврале 1905 года его возглавлял Великий князь Сергей Александрович. (1857-1905).Еще в 1854 году он выступил покровителем университетского музея. В его отчете, представленном в июле 1895 г., сообщалось о принятом Николаем II решении отложить церемонию закладки камня для здания Промышленно-технического училища при Колмажском суде, запланированную как празднование Серебряного юбилея воцарения Александра II, с тем чтобы очистить место для нового музея. В 1898 году весь участок был отведен под новое строительство. В том же году стараниями великого князя на строительство музея из Государственной казны было выделено 200 тысяч рублей.На средства заместителя председателя комитета Юрия Степановича Нечаева-Мальцова (1834-1913) — ведущего промышленника и придворного — был добыт белый морозостойкий мрамор и привезен с Урала в Москву для облицовки фасада музея и колоннада. Нечаев-Мальцов также профинансировал гранитный цоколь-помост и ступеньки, ведущие ко входу, и цветной мрамор для парадной лестницы. Кроме того, Ю.С. Нечаев-Мальцов приобрел для музея первые оригинальные произведения искусства и культурные артефакты Древнего Египта.Благодаря ему музей приобрел целую серию ценных копий всемирно известных произведений искусства античности. Всего Нечаев-Мальцов вложил в строительство музея и сборку его коллекции два миллиона рублей (две трети от общей стоимости).
Секретарем Комитета и его фактическим организатором был искусствовед Цветаев Иван Владимирович, профессор кафедры теории и истории искусства Московского университета, доктор римской литературы.
Отправной точкой для коллекции музея стал «Кабинет» (Музей) изобразительных искусств и древностей Московского университета, в который вошли греческие вазы, нумизматическая коллекция, ряд слепков с произведений классической скульптуры и небольшая специализированная библиотека. После назначения профессора Цветаева руководителем этого «кабинета» он начал планомерно расширять коллекцию, в частности, отдел скульптуры и библиотеку. Таким образом, он превратил его в Музей изящных искусств, доступный студентам для образовательных целей и широкой публике, где гипсовые слепки, модели и гальвано-копии в контексте единой и интегрированной академической программы были разработаны для ознакомления студентов. посетители смогут увидеть основные этапы истории искусства от древних цивилизаций до XVI века, что сделало бы Московский музей первым учреждением подобного рода.
С 1881 г. скульптурная коллекция «Кабинета» МГУ размещалась в двух комнатах бывшего госпитального корпуса университета. Несмотря на тесноту и убогость помещений в 1894 году, этот небольшой музей, предназначенный для студентов, стал доступным не только для изучающих классику, но и для ценителей искусства в целом. Однако в 1898 году, когда здание снесли, коллекцию пришлось вывезти. Впоследствии все коллекции из «Кабинета» МГУ были переданы в новый Музей изобразительных искусств на Волхонке.
Цветаев заказал слепки и другие копии, слепленные непосредственно с оригинальных произведений искусства, в зарубежных мастерских. В некоторых случаях это были первые такие копии. Наиболее представительным собранием таких слепков и копий было греческое и римское искусство, в частности скульптура. Коллекция отражала то, что было последними археологическими открытиями и научными реконструкциями скульптурных произведений. Искусство средневековья, Италии и Северного Возрождения, впервые представленное российской публике, составило отдельные разделы экспозиции музея. Многие работы, представленные в музее с использованием высококачественных слепков и копий, стали откровением для любителей искусства и художников, хотя бы по той причине, что они были изображениями оригиналов в их реальных размерах. Одной из жемчужин коллекции музея является уникальная коллекция оригинальных произведений древнеегипетского искусства и культурных ценностей (всего более 6000). Коллекция русского ученого-египтолога В.С. Голенищева была приобретена государством и передана музею в 1909-1911 годах.Незадолго до открытия музея М.С. Щекин передал в дар итальянскую живопись и произведения прикладного искусства XIII-XV веков, а великие княгиня Елизавета Федоровна и Д.В. Хомяков подарили музею первые оригинальные произведения итальянской скульптуры XVI-XVIII веков. Другие доноры также внесли значительный вклад в коллекцию музея.
При создании музея профессор Цветаев консультировал художников Виктора Васнецова, Василия Поленова и многих других. Когда дело касалось иностранных ученых, ведущим авторитетом для Цветаева был немецкий археолог и директор отдела скульптуры Королевских музеев Дрездена Георг Трей.Первыми сотрудниками музея были профессор В.К. Мальмберг из Московского университета (сменивший профессора Цветаева на посту директора после смерти последнего) и востоковед Б.А. Тураев из Санкт-Петербурга, организовавший первую экспозицию на египетском и вавилоно-ассирийском языках. Галереи, а также бывшие выпускники МГУ — А.В.Назаревский и Н.А.Щербаков, назначенные кураторами, — и ученики Цветаева сразу после окончания учебы, работающие на безвозмездной основе — А.Н.Зограф, Д.С. Недович, А. А. Сидоров.
Создание профессором Цветаевым художественного музея привело к созданию в Московском университете первого в России отделения истории искусств — первого в своем роде в России — которое в 1909 году должно было стать самостоятельным.
Музей изобразительных искусств Александра III торжественно открылся 31 мая (13 июня) 1912 года. В церемонии приняли участие император Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна.
Иван Владимирович Цветаев был директором музея с 1911 года до дня своей смерти.
Новый музей с самого начала пользовался успехом у широкой публики. В будние дни приходило от 700 до 800 человек, а по воскресеньям и в праздничные дни — до 2500 человек. Большинство посетителей составляли учителя и гимназисты, девушки из вузов, студенты Московского археологического института и представители духовенства. В галереях музея были организованы специальные уроки для студентов и экскурсии для широкой публики.
В 1923 году наркомом просвещения было принято решение о создании центрального музея, иллюстрирующего историю западной живописи, который разместился бы в здании Музея изящных искусств, который больше не входил в состав университета.В 1924 году картины из бывших собраний Г. А. Брокаря, Д. И. Щукина, из Государственного музейного фонда и различных ленинградских музеев были приобретены Музеем изобразительных искусств. Это позволило специалистам музея во главе с профессором Н.И. Мановым создать новую выставку живописи, организованную в соответствии с научными принципами, и она открылась 10 ноября 1924 года.
С 1924 по 1930 год музей приобрел большое количество. картин из национализированных московских усадеб, из Остроуховского музея живописи и иконописи, из Исторического музея, Кремлевского музея и Третьяковской галереи — произведения западноевропейского искусства эпох, ранее не представленных в его галереях.Некоторые картины были также переданы из Эрмитажа, других ленинградских музеев и Ленинградского музейного фонда. Постепенно в музей попала основная коллекция Картинной галереи старых мастеров Запада. К этому времени музей также приобрел более 1000 клинописных табличек и около 3000 других древнеегипетских предметов из бывшего Музея и научно-исследовательского института классического Востока.
В 1932 году музей был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, а в 1934 году к его полному названию добавилось имя Александра Пушкина — Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
В 1941-1944 гг. Значительная часть содержимого музея была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. Реставрация здания музея, пострадавшего от бомбардировок во время войны, началась в 1944 году, а также началась работа по подготовке экспонатов для публики (музей, наконец, открылся 3 октября 1946 года) под руководством затем директор скульптор С.Д.Меркулов, заместитель директора по академическим вопросам профессор Б.Р. Виппер и главный хранитель А.А.Губер. Снова началась работа, направленная на то, чтобы сделать музей и его содержимое более известными широкой публике, а также на расширение его коллекции и участие в археологических раскопках в Крыму и на Таманском полуострове, которые начались еще в 1927 году.
Помимо регулярных археологических экспедиций. в Северное Причерноморье в период с 1951 по 1973 год ГМИИ им. А.С. Пушкина также участвовал в работе Закавказской археологической экспедиции на территории Древнего Эребуни совместно с Институтом археологии Армянской ССР и Государственным Эрмитажем. : некоторые произведения искусства Урарту и культурные артефакты, обнаруженные при раскопках, хранятся в хранилищах музея.
В 1948 году, когда Государственный музей нового западного искусства был закрыт и предметы из его коллекции были перераспределены между Москвой и Ленинградом, музей приобрел около 300 картин и более 60 произведений скульптуры западноевропейских и американских художников. конец 19 века и первая треть 20 века. В основном это были работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, принадлежавшие московским коллекционерам Ивану Морозову и Сергею Щукину. Музей также приобрел коллекцию рисунков этого музея и его архивные материалы.Это приобретение означало, что спектр коллекций музея расширился до ХХ века, что в то же время сделало его более известным.
С конца 1949 по 1953 год галереи музея использовались для выставок подарков Иосифу Сталину. Однако 15 декабря 1953 года постоянная выставка произведений искусства была перестроена по-прежнему. За все время существования музея в нем было проведено более 1200 выставок, состоящих как из произведений из собственных репозиториев музея, так и из многих других коллекций как в нашей стране, так и из-за рубежа.
Крупным событием культурной жизни Москвы стало открытие в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина выставки шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных от разрушения советскими солдатами во время Великой Отечественной войны. В 1958 г., а затем в 1995-2007 гг. В СМИ проходили выставки «Произведения искусства из музеев ГДР», «Выставка европейской живописи XIV-XIX веков», «Пять веков европейской графики. старых мастеров из бывшей коллекции Франца Кенига »,« Троянские сокровища из раскопок Генриха Шлимана »и так далее.
В 1985 году по инициативе советского коллекционера, доктора искусствоведения И. С. Зильбермана и директора музея И. А. Антоновой был создан специальный Отдел личных коллекций. Идея создания этого отдела была нововведением в музейном мире: впервые сами коллекции, а не отдельные работы из коллекций, стали предметом изучения и «предметами» для коллекционирования музеями. Выставка в этом новом отделе была открыта для публики в специально реконструированном здании 24 января 1994 года.
В настоящее время в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина размещаются четыре типа выставок:
(1) выставка слепков с произведений скульптуры и памятников архитектуры, которая в основном осталась такой же, как и в то время, когда музей еще входил в состав музея. Московский университет, включая слепки произведений Ближнего Востока, античного мира, средневековья, Италии и Северного Возрождения;
(2) раздел, содержащий оригинальные произведения искусства и культурные артефакты древних цивилизаций, а также материалы раскопок, организованных Музеем;
(3) галерея картин с 8 по 20 век, включая работы европейских старых мастеров, византийские иконы и древние мозаики, а также работы западноевропейских и американских художников и скульпторов 19 и 20 веков. Принцип, лежащий в основе этой выставки, состоял в том, чтобы продемонстрировать природу национальных школ живописи и преемственность одной эпохи за другой в мире искусства;
(4) последний тип — это отдел частных коллекций, в котором каждая коллекция представляет собой целостный художественный и культурный феномен в отдельности, который проливает свет на личность отдельного коллекционера.
В 2006 году в непосредственной близости от музея был открыт Центр эстетического воспитания детей и юношества в бывшем частном доме, впоследствии получившем название «Музейон».
В августе того же года началась работа по значительному расширению экспозиции музея живописи и скульптуры XIX и XX веков. Данное здание известно как «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX и XX веков».
У музея есть отделы и в других частях Москвы. В 1996 году в здании Российского государственного гуманитарного университета открылся Учебно-художественный музей Цветаева. Открылся 30 мая 1997 года (на улице Чаянова, 15).В нем хранятся гипсовые слепки из оригинального музея, входившего в состав Московского университета, а также некоторые его копии.
В 1961 году по предложению пианиста Святослава Рихтера и при его активном участии музей начал проводить в своих стенах международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», а после 1997 года — «Декабрьские вечера Святослава Рихтера». «. В 1999 году по завещанию музыканта его квартира (кв. 58, Большая Бронная улица, 2/6) была передана музею, и теперь памятник ему открыт для посетителей.
В настоящее время коллекция ГМИИ им. А.С. Пушкина насчитывает более 670 000 картин, скульптур, рисунков, произведений прикладного искусства, археологических артефактов, монет и медалей, а также художественных фотографий. Его хранилище рукописей содержит документы, относящиеся к истории музея, академические работы и письма, написанные основателем музея, другими деятелями музея и известными искусствоведами и художниками, а также архивные материалы из нескольких музеев, чьи коллекции были переданы в ГМИИ.
Музей имеет собственные реставрационные мастерские и одну из лучших специализированных академических библиотек Москвы.
В 1991 году Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина был внесен в Государственный реестр особо ценных учреждений, составляющих культурное наследие народов Российской Федерации.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина / Галерея искусства Европы и Америки XIX и XX веков

КУПИТЬ БИЛЕТ | ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН

ВНИМАНИЕ! Некоторые экспонаты могут временно отсутствовать в экспозиции в связи с проведением нескольких международных выставок.

Галерея открыла свои двери для публики в августе 2006 года. Создание Галереи стало следующим шагом в развитии музея после открытия нового здания для Музея частных коллекций в 2005 году и Центра Музейон. Эстетический тренинг для детей и молодежи в 2006 году.

В двадцати шести залах галереи собраны работы мастеров XIX и XX веков. Целые залы посвящены какому-то одному направлению в европейском искусстве или работе одного художника.Здесь есть специальный зал для немецкой школы живописи начала 19 века, представленной произведениями Каспара Давида Фридриха и назареев. Небольшие залы позволяют посетителям по-новому взглянуть на известные фотографии Эжена Делакруа и Жана-Доминика Энгра. Испанскую школу представляет Франсиско де Гойя. Есть специальный зал для художников Парижского салона Жан-Леона Жерома, Поля Делароша и Эжена Луи Изабе. Работы французских пейзажистов Камиля Коро и членов барбизонской школы Теодора Руссо, Жюля Дюпра, Диаса де ла Пена и Шарля Добиньи, кажется, были специально предназначены для интерьеров Галереи.Полотна Гюстава Курбе, Жана-Франсуа Милле и Оноре Домье завершают панораму французского реалистического искусства.

Гордость галереи — картины французских импрессионистов и постимпрессионистов и мастеров начала 20 века: Клода Моне, Августа Ренуара, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Андре Дерена и Менри Руссо. В новой экспозиции можно увидеть работы представителей других европейских школ, а также американского искусства.Наряду с полотнами Василия Кандинского, Марка Шагала и Джорджо де Кирико представлены картины Акилле Фуни, Карла Хофера, Феличе Казорати, Ганса Грюндига, Фолькера Берингера и Рокуэлла Кента. Также представлены работы таких выдающихся европейских скульпторов, как Антуан-Луи Бари, Огюст Роден, Аристид Майоль, Эмиль-Антуан Бурдель, Осип Цадкин и Ганс Арп.

Прерафаэлитов привезли в Москву, выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Пушкин

МОСКВА.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. В стенах Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина) проходит одна из самых посещаемых выставок в мире — «Прерафаэлиты: викторианский авангард». Сенсационная выставка будет работать в главном здании музея с 11 июня по 22 сентября этого года, после чего продолжит свое кругосветное путешествие, которое должно завершиться только весной 2014 года. Выставка в Москве стала возможной благодаря тесное сотрудничество ГМИИ. В ВИДЕ.Пушкина, галереи Тейт (Великобритания), благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» при поддержке Британского Совета стал третьим совместным проектом музейных сотрудников из России и Великобритании. Кураторами выставки выступили Анна Познанская и Элисон Смит.


Впервые идею привезти творчество прерафаэлитов в Москву сформулировал директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.В ВИДЕ. Пушкин Ирина Антонова в 2008 году. Организация этой выставки заняла почти пять лет и потребовала большой работы от кураторов. Картины в галерее Тейт ежегодно привлекают внимание миллионов туристов, и убрать их с постоянной экспозиции оказалось невероятно сложно. Кроме того, многие полотна и предметы искусства сейчас находятся в частных коллекциях США и Великобритании, переговоры с их владельцами длились очень долго.

Сегодня интерес к творчеству художников-прерафаэлитов во всем мире как никогда высок.О них снимаются фильмы и телепрограммы, большой популярностью пользуются репродукции и фотографии самых значительных картин. Купить настоящую картину прерафаэлитов сегодня практически невозможно даже на всемирно известных аукционах. Именно поэтому выставка привлекает внимание всех любителей живописи. В экспозиции, которая будет представлена ​​в ГМИИ им. В ВИДЕ. Пушкина насчитывается около сотни картин и арт-объектов, в том числе такие выдающиеся произведения, как «Офелия» Джона Эверетта Миллета или «Любимая» Данте Габриэля Россетти.Многие из представленных работ никогда не выставлялись в России и других странах.

Движение прерафаэлитов можно назвать первым авангардным художественным движением в Европе. Он возник из идеи отрицания традиционной школы живописи, созданной последователями Рафаэля. Образцом для художественного переосмысления прерафаэлиты выбрали искусство раннего Возрождения, эпохи «до Рафаэля». Многие современники считали, что именно в картинах Братства прерафаэлитов более точно и эмоционально переданы нравы и нравы конца XIX — первой половины XX веков.У Братства была четкая художественная программа, и в его ряды пополнились не только художники, но и поэты, писатели, декораторы, мебельщики и т. Д. Самыми яркими представителями движения можно назвать таких художников, как Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллет.

Одно из главных мест в творчестве прерафаэлитов занимает образ женщины во всех ее проявлениях — матери, возлюбленной, жене. Портреты белокожих длинноволосых красавиц, сделанные рукой мастеров этого направления, стали настоящим художественным открытием для своего времени.Но в обычной жизни взгляды членов братства на социальное место женщины в обществе можно назвать очень лояльными и в какой-то мере авангардными. Они не запрещали им строить собственную карьеру, заниматься творчеством, открыто отстаивали свои права.

В нашей стране творчество прерафаэлитов не так широко известно. Именно поэтому открытие выставки ГМИИ им. В ВИДЕ. Пушкин приурочил серию собственных научных лекций, которые может посетить любой желающий.Среди вопросов, обсуждаемых на лекциях, — творчество Уильяма Морриса и Габриэля Россетти, творческий диалог художников-прерафаэлитов и представителей английской литературы, влияние движения на искусство фотографии. Лекции проходят по средам в зале Центра эстетического воспитания Museyon. Кроме того, образовательная программа, которая будет сопровождать работу выставки, также включает разнообразные экскурсионные программы, лекции британских экспертов, встречи с кураторами, интерактивные программы, специальное мероприятие «Прерафаэлиты: вечер в музее» (сентябрь 14), развлечения для детей и взрослых.

Официальный сайт выставки: http://pre-raphaelites.artguide.ru/

Анна Сидорова © Gallerix.ru



]]>

Ирина Антонова, руководитель Московского музея Пушкина, умерла в 98-м — ARTnews.com

Ирина Антонова, известный искусствовед, более 50 лет руководившая Московским Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, скончалась в возрасте 98 лет. Согласно сообщению пресс-службы музея, Антонова скончалась в Москве от осложнений, вызванных коронавирусом. .

Антонова, знаток итальянского искусства эпохи Возрождения, начала свою карьеру в музее в 1945 году при советском режиме Иосифа Сталина, на закате Второй мировой войны. В 1961 году Антонова была назначена директором музея «Пушкин» и занимала эту должность до 2013 года, когда она перешла на пост президента после обращения к президенту Владимиру Путину с просьбой объединить холдинги российских коллекционеров искусства XX века Сергея Щукина и Ивана Морозова.

Статьи по Теме

Коллекции, содержащие значимые произведения французских импрессионистов и художников модерна, были конфискованы после большевистской революции и разделены между Пушкиным и Эрмитажем в Санкт-Петербурге, а затем отправлены на хранение.В 2019 году было объявлено, что коллекции снова соберутся вместе для серии шоу, проводимых на обоих площадках, а также в Fondation Louis Vuitton в Париже.

Ее усилия по продвижению зарубежных шедевров в России, несмотря на давление со стороны государственных культурных властей, принесли Антоновой признание во всем мире. Как директор, она возглавляла крупные выставки современных художников в Пушкинском театре, часто путем обмена с международными художественными холдингами.

В интервью немецкому изданию Der Spiegel в 2012 году Антонова рассказала об одном таком случае: «Когда в 1981 году в Москву должны были привезти выставку« Москва-Париж »с работами Шагала и Кандинского, режиссер знаменитого В Государственной Третьяковской галерее написано: «Над моим трупом.«Ну, мы не любим трупы, поэтому устроили выставку в Пушкинском музее. Это был прорыв ».

Ее работа в «Пушкине» включала выставки-блокбастеры кубизма, сокровищ гробницы Тутанхамона и Моны Лизы, которая была показана в галерее музея за пуленепробиваемым стеклом. Она также руководила показательными презентациями произведений искусства, привезенных из Германии сталинской Красной Армией, которые считаются в России «трофейным искусством» и остаются предметом международных споров.

Антонова защищала их презентацию, часто ссылаясь на разрушение культурных объектов Москвы нацистами, с которыми она столкнулась в юности.«Страна несет ответственность со своими собственными культурными сокровищами за ущерб, который она наносит культурному наследию другой нации», — сказала она.

Она много путешествовала и читала лекции до пандемии коронавируса, заработав репутацию харизматичной фигуры. (В 2007 году восьмидесятилетняя женщина была сфотографирована возле музея с актером Джереми Айронсом на заднем сиденье мотоцикла на открытии выставки американского искусства; потом они поехали «в музей Ленина и обратно».) У нее были отношения с некоторыми из них. самых видных политиков России, включая Бориса Ельцина и Владимира Путина, которые выразили «глубокие соболезнования» в связи с ее смертью.Путин наградил ее множеством медалей за ее вклад в культуру, и она была представителем его президентской кампании.

А вот

Антонова утверждала, что служила исключительно музею, однажды сказав: «Политики приходят и уходят, а искусство вечно. Поверьте, мне было бы сложно перечислить всех министров культуры России и Советского Союза ».

Ирина Антонова (1922–2020) | Журнал Apollo

Немногие карьеры начинались при Иосифе Сталине и заканчивались Covid-19.Ирина Антонова, скончавшаяся в возрасте 98 лет от осложнений, вызванных вирусом, в 1945 году присоединилась к сотрудникам ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. В 1961 году она была назначена директором Никиты Хрущева, преемником Сталина. следующие 52 года — срок пребывания в должности не имеет себе равных ни у одного крупного директора музея в мире.

Кураторские перевороты, которые совершила Антонова в течение этого бурного полувека, ходят легенды, бросая вызов полярностям холодной войны и радуя миллионы россиян, жаждущих знаний о культурной жизни на Западе.В 1956 году, всего через три года после смерти Сталина, она представила работы не меньшего иконоборца, чем Пикассо. «Сокровища Тутанхамона», созданная Британским музеем, отправились в Пушкинский музей в 1973 году, преодолев железный занавес в сотрудничестве, которое установило стандарт решительного международного партнерства Антоновой. В следующем году сотни тысяч посетителей часами стояли в очереди, чтобы увидеть Мона Лиза , установленную в музее за пуленепробиваемым стеклом. Каким бы ярким ни было зрелище, эти выставки предлагали больше, чем встречу с признанными шедеврами.В «Москва – Париж: 1900–1930» (1982) работы Пикассо и Матисса смешались с произведениями Кандинского и Малевича, что одновременно пролило свет на художников-авангардистов, которые после революции стали персонами non gratae и оспаривал нарративы русской исключительности, которые навязывала советская культурная политика.

Ирина Антонова с Мона Лиза в ГМИИ в 1974 году. Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Несмотря на все эти транснациональные перспективы, патриотизм Антоновой был жестоким.Никогда это не было так очевидно, как в 1995 году, когда Пушкинский музей вместе с Эрмитажем в Санкт-Петербурге обнаружил кладезь картин известных современных художников (Ренуара, Дега, Ван Гога), которые долгое время считались утерянными в результате разрушений. Второй мировой войны. Фактически, они были захвачены в Германии Красной Армией и хранились в недрах двух музеев на четыре десятилетия. Для студентов, изучающих культурную политику России, столь же захватывающим, как и художественные работы, стало открытие фотографии двадцатилетней послушницы Антоновы в Пушкинском музее, выгружающей драгоценные картины из грузовиков, когда они подъезжали.

Выгрузка картин, вывезенных из Дрездена в 1945 году. Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Описанные в New York Times как «последние военнопленные Второй мировой войны», картины были представлены скептически настроенной публике в Москве и Санкт-Петербурге, где Антонова вошла в марш к своему собрату из Эрмитажа путем быстрых подпольных приготовлений и открытие ее шоу на месяц раньше его. Но в то время как Эрмитаж выбрал безобидное название «Раскрытые сокровища», Антонова выставила свой клад под лозунгом «Дважды спасен» — сначала из потрясений послевоенной Германии, а затем благодаря опыту российских консерваторов.Мало кто из присутствовавших на пресс-конференции забудет, с какой страстью она отказалась от иска о реституции. Ее непримиримость отражала настроение страны, все еще травмированной культурными грабежами, а также непоправимой человеческой ценой нацистского вторжения. Решение Антоновой могло в равной степени отразить ее воспоминания о сожжении Рейхстага, когда она провела четыре года в детстве в Берлине, или ее опыт ухода за отчаянно ранеными советскими пилотами во время войны.«То, что фашистская Германия сделала с нашим национальным наследием […], требует компенсации», — утверждал драчливый директор.

Посетителей 1955 года в ожидании выставки «Шедевры Дрезденской картинной галереи». Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

.

Свободно говорила на нескольких языках и обладала энергией, не поддающейся описанию, Антонова обладала хитрой способностью идти в ногу со временем, легко переходя от научных публикаций к выступлениям в популярных документальных фильмах и телешоу.Ее стремление к возможности сфотографироваться посрамило любящее селфи поколение на 75 лет младше нее, будь то позирование в дружеской беседе с Марком Шагалом в 1973 году или рядом с Михаилом Горбачевым во время одного из ее последних публичных выступлений в октябре 2020 года. было ее решение в возрасте 85 лет вскарабкаться на мотоцикл позади Джереми Айронса, чтобы продвигать выставку американского искусства. Их фотосессия завершена, он взял ее на прогулку.

Ирина Антонова с Марком Шагалом в 1973 году.Предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

.

Антонова ушла с поста директора Пушкинского музея в 2013 году, якобы из-за недовольства Путина ее предложением объединить дореволюционные коллекции импрессионистов и постимпрессионистов Сергея Щукина и Ивана Морозова в их собственном музее. Она осталась президентом, горячо игнорируя любые предположения о том, что это была в значительной степени почетная и церемониальная роль. Вместо этого мадам Антонова, как она была известна на протяжении десятилетий, продолжала кампанию за свои любимые проекты, в том числе за беспощадную колонизацию Пушкиным соседних зданий.Обладая уникальным чувством театра и зрелищности, она могла внушать трепет посещающим директорам музеев даже при приближении ее столетнего юбилея, заставляя их ждать достаточно долго перед встречей, чтобы почувствовать дрожь предвкушения, прежде чем эта безупречно одетая дама с ее фирменной прической проплывет через дверь. Украшенная призами и почестями, она поддерживала утомительный график международных поездок и выступлений, который положила только пандемия, навязанная пандемией. Ее захоронение на Новодевичьем кладбище в Москве, где упокоились такие знаменитости, как Гоголь и Чехов, а также Хрущев, свидетельствует о ее уважаемом положении в культурном сердце России.

Добавить комментарий