Японская художница кусама: больше, чем искусство • Интерьер+Дизайн

Уникальная история Яеи Кусамы — японской художницы, превратившей свои галлюцинации в современное искусство

Выражение «через тернии к звездам» — это точно про Кусаму

Теги:

Истории из прошлого

Истории о женщинах

истории звезд

Grazia Women Power

История моды

Яеи Кусама — настоящая звезда в мире искусства. Билеты на выставку художницы в лондонской галерее Tate Modern были раскуплены за считаные минуты. Воодушевленные организаторы решили продлить экспозицию еще на год — и не прогадали, потому что смогли повторить свой успех. В 2018 году музей The Broad в Лос-Анджелесе продал 90 000 билетов на выставку Кусамы. А галерее David Zwirner в Нью-Йорке даже пришлось ограничить временные интервалы до 45 секунд на каждого посетителя в ее «Зеркальной комнате бесконечности» в 2013-м.  

Яеи покорила не только любителей искусства, но и модников — в 2012 году увидела свет ее знаменитая коллаборация с Louis Vuitton. И сегодня поклонники этого бренда и творчества художницы могут вновь полюбоваться результатами сотрудничества. Креативная команда представила одежду, аксессуары и парфюм с фирменным гороховым принтом 93-летней авангардистки. Особенно удивил публику робот в виде самой Яеи, стоящий в нью-йоркском магазине Louis Vuitton и рисующий разноцветные круги. Но не все знают, что такой успех дался Кусаме крайне тяжело. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Военное детство и домашний абьюз 

Яеи Кусама родилась в 1929 году в японском городе Мацумото. Она была младшей из четырех детей в консервативной семье, имеющей хороший доход. Отношения родителей были далеки от стабильных — художница вспоминала, как мать заставляла ее шпионить за отцом и его многочисленными любовницами. Это заставляло девочку страдать, но никто не обращал внимания на ее переживания.  

В 7 лет Яеи начала видеть, как предметы, окружающие ее, светятся и двигаются. «Однажды я вдруг подняла глаза и обнаружила, что каждая фиалка имеет свое индивидуальное, человеческое выражение лица», — призналась она в своей автобиографии Infinity Net. ‍Чтобы стабилизировать психологическое и эмоциональное состояние девочки, психиатр посоветовал занятия рисованием. С этого момента Кусама начала интересоваться искусством. Отец Яеи поддержал это стремление и купил ей художественные принадлежности.  Мать же считала рисование неподходящим для девушки занятием и отбирала у нее готовые произведения, потому что хотела, чтобы Кусама стала домохозяйкой. Она не терпела любого проявления непослушания и часто наказывала дочь, в том числе физически.

Такое отношение ближайшей родственницы наложило отпечаток на творчество Яеи — она работала быстро и лихорадочно, опасаясь, что у нее могут отобрать картину в любой момент. С началом Второй Мировой войны Кусама стала трудиться по 12 часов в день на парашютной фабрике вместе с другими детьми школьного возраста в своем родном городе, но в свободное время продолжала заниматься искусством — оно было ее отдушиной.  

В 1948 году, несмотря на протесты матери, девушка поступила в Киотскую городскую школу искусств и ремесел, где она в течение года сначала обучалась традиционной японской живописи, после чего перешла к абстрактным формам.

«Мои родители всегда пытались втянуть меня в «брак по расчету» с мужчинами, которых я ни разу в жизни не видела», — рассказывала Кусама писателю Эндрю Соломону, назвав свои ранние годы «эпохой психического расстройства». Она стала все больше ощущать себя «заключенной, окруженной завесой деперсонализации».

Переезд в Нью-Йорк и первые шаги в карьере 

Сборник репродукций картин американской абстракционистки Джорджии О’Кифф произвел на девушку неизгладимое впечатление. Яеи, вдохновленная работами художницы, нашла ее адрес и отправила ей письмо — так завязалась переписка. Пообщавшись с О’Кифф, Кусама приняла решение переехать в США. По воспоминаниям Яеи, мать отреагировала на это заявление плохо: «Она бросила мне в лицо конверт с миллионом йен, сказав: «Вот тебе, и никогда больше не переступай порог этого дома».

Несмотря на то, что Кусама плохо знала английский и не имела связей в Соединенных Штатах, она переехала в Сиэтл в 1957 году. Художница была полна решимости заниматься творчеством. Тогда же она смогла провести небольшую выставку в галерее Зоуи Дюсанн. Через год она переехала в Нью-Йорк по совету О’Кифф.  Там она сняла маленькую квартирку без отопления и жила впроголодь: по ночам художница иногда не спала и рисовала, чтобы не замерзнуть. 

Ее первая нью-йоркская выставка прошла в галерее Brata в октябре 1959 года —  экспозиция состояла из пяти картин, каждая из которых представляла собой огромную белую сеть, напоминающую кружево, серия называлась Infinity Nets. В то время некоторые полотна были куплены за 200 долларов. В 2008 году одну из картин продали на аукционе за $ 7,1 млн, что сделало Яеи художницей-рекордсменкой: до нее творчество ни одной женщины до нее не оценивалось в такие суммы.

После того, как Яеи познакомилась с ведущими деятелями 1960-х, включая Виллема де Кунинга, Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, она изменила направление своего творчества: художница стала смешивать абстрактный экспрессионизм и поп-арт. Кусама наблюдала за стремительным взлетом популярности коллег-мужчин, в то время как она сама оставалась в тени. 

Этот период был тяжелым для Яеи. Один из нью-йоркских врачей, также имеющий японские корни, согласился лечить художницу на безвозмездной основе. В знак благодарности она подарила ему 11 своих картин. Доктор Тэруо Хиросэ стал хорошим приятелем Кусамы — они дружили вплоть до его смерти в ноябре 2019 года. Те полотна, что принадлежали врачу, впоследствии продали за $ 15 млн. 

Долгожданная слава 

Художница, решительно настроенная обрести славу, в 1966 году без приглашения, но при поддержке близкой подруги, владелицы галереи Беатрис Уэбб, отправилась на Венецианскую биеннале. Яеи заполнила лужайку перед итальянским павильоном зеркальными шарами, которые выставила на продажу по 20 долларов за штуку. Посетители стали говорить, что Кусама продает искусство «как хот-доги». Но с этого момента ее популярность начала расти. 

Яеи устраивала перформансы в людных местах. Однажды она раскрасила обнаженных мужчину и женщину в черный и белый горошек, а затем сняла на видео, как эта пара имитирует секс. Ее шоу сразу же вызвало негативную реакцию в СМИ. «Кусама, чья грубая жажда публичности никогда не оставляет места для хорошего вкуса, умудрилась устроить самое скучное шоу уродов в году», — писал The Village Voice.

В 1974 году после продолжительной болезни скончался отец художницы. Позже она рассказала Financial Times: «Я так много рисовала каждый день. Я часто звонила в больницу, и врач сказал мне, что вместо этого я должна позвонить в психиатрическую клинику. Он заявил: «Вы слишком много рисуете».

Возвращение в Японию и признание 

Яеи начала лечение в токийском психиатрическом институте в 1977 году. С тех пор она живет там. Каждый день художница работает в своей мастерской, расположенной через дорогу от больницы, и каждую ночь возвращается в медучреждение. В 1993 году Яеи пригласили принять участие в Венецианской биеннале — той самой выставке, куда она прежде проникала нелегально. С этого момента начался «бум Кусамы» — именно так назвали рост популярности художницы в родной стране.

 «Это лучший момент в моей жизни. Я хочу стать более известной, еще более известной», — заявила она корреспонденту Financial Times после биеннале. Критики не оценили такой порыв, в очередной раз назвав ее творчество и действия «безвкусными». Однако писатель Эндрю Соломон в статье для Artforum встал на защиту Кусамы: «Ее с меньшей готовностью приняли, поскольку она была женщиной, которая боролась за место в чужой стране, в обществе, что до сих пор не оправилось от предубеждений против Японии после Второй мировой. К тому же, финансовое положение Яеи всегда оставляло желать лучшего». 

Несмотря на сплетни и критику, Яеи продолжала работать и добилась желаемой славы — ее уникальный стиль  привлек Louis Vuitton.

Кусама не только творит, но и занимается благотворительностью. Одна из ее основных целей — показать обществу внутренний мир человека с психического заболеваниями.

Записки на полях шизофрении: почему важно знать историю японской художницы Яёй Кусамы?

Новости модыИнтервью

В 2015 году Центр современного искусства «Гараж» познакомил москвичей с миром японской художницы Яёй Кусамы, показав две ее инсталляции «Бесконечная зеркальная комната» и «Указатель в бесконечное пространство». Полукосмическое крапчатое пространство, созданное художницей, много лет страдающей от галлюцинаций, стало идеальным фоном для селфи и разошлось миллионами копий в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). Так вышло, что Кусама, чей творческий расцвет пришелся на 1960-е, обрела своего самого преданного зрителя именно в начале 21 века. И виной тому — не фотогеничные работы, так и напрашивающиеся в объектив, а удивительная судьба Яей. Ее перипетиям и посвящен фильм-портрет «Кусама. Бесконечные миры», созданный искусствоведом Хизер Ленц.

Психическое заболевание и его последствия, обращенные с помощью арт-терапии в шедевры современного искусства, за которые люди готовы платить миллионы, — вот что в первую очередь привлекало журналистов в истории Кусамы. Но мало кто пытался рассказать ее от начала и до конца — от детства Яёй в патриархальной Японии и психологической травмы, связанной с изменами отца, до побега в США, где она поначалу голодала, пытаясь пристроить свои работы на какую-либо мало-мальски достойную выставку, а потом стала одним из самых ярких художников 1960х. От позорного возвращения на родину, за которым последовало почти 20 лет забвения, до участия в 45-й Венецианской биеннале 1993 года, где Кусама представляла Японию, и масштабной ретроспективы в лондонской галерее Тейт в 2012м.

А между тем едва ли что-то кроме травмирующих жизненных обстоятельств сможет объяснить яснее тягу Яёй к созданию узоров, выходящих за пределы границ изображения. На протяжении всей своей жизни, которая была пропитана идеей борьбы и преодоления, художница воспринимала себя как точку в необъятной вселенной и плела «сети бесконечности», призванные соединить воедино разрозненные части собственной души. А еще — способствовать объединению людей во имя лучшего будущего. С последним связаны публичные выступления Кусамы в поддержку ЛГБТ-сообщества и перформансы против войны во Вьетнаме, которые обеспечили художнице репутацию скандалистки и персоны нон-грата в американском арт-мире.

Яёй Кусама — не просто «принцесса на горошине», эксплуатирующая опыт многолетних галлюцинаций для создания фирменного принта, а самый настоящий художник-реформатор, чью истинную ценность зрителю еще только предстоит понять. И в этом плане картина представляет собой прекрасную находку для будущих поколений исследователей гипнотического «горошка».

Ленц препарирует художественный мир Кусамы, раскладывая его на множество лейтмотивов, созданных удивительно точно подобранным многоголосием экспертов — современников и исследователей, кураторов и коллекционеров, поклонников и оппонентов. Их рассказы о феномене великой японки, которая прошлась бульдозером по пропитанному мужским шовинизмом арт-миру 1960х, не раздражают (как это происходит в большинстве документальных портретов великих людей), а кажутся весьма уместными комментариями на полях размышлений Яёй о самой себе как о живой иконе. «Я знала, что мне суждено перевернуть с ног на голову представления о современном искусстве», — говорит с экрана 89-летняя Кусама. И ее взгляд в этот момент кажется безумным и божественным одновременно.

Единственный голос, который зрителю так и не удастся услышать, — матери Кусамы, всю свою жизнь убеждавшей дочь в отсутствии таланта и отказавшейся от нее после отъезда девушки в США. А ещё — американского художника-сюрреалиста Джозефа Корнелла, с которым Яёй связывали страстные любовные отношения (оставшиеся платоническими, потому что, по словам художницы, секс их обоих совершенно не интересовал). Однако эти голоса звучат, причем довольно настойчиво и громко, в узорах Кусамы, которые в зависимости от состояния смотрящего то даруют успокоение, то сводят с ума.

Для Хизер Ленц документальный фильм стал режиссерским дебютом. Она изучала творчество Кусамы более двадцати пяти лет, десять из которых потратила на процесс съемки картины — он сильно усложнялся тем фактом, что в последние годы художница живет и работает в психиатрической клинике. «Бесконечные миры» — первая картина из множества портретов японки, которую сама Яёй одобрила и поддержала. Во многом благодаря тому, что запечатлен на ней не мотив страдания, а мотив борьбы — против закоснелости мира, патриархальных устоев, сексизма, элитарности художественного творчества, конформизма и, конечно, собственной болезни.

Ненависть к разного рода условностям и борьба с конвенциональностью во всех ее проявлениях — в творчестве или личной жизни — создали Кусаму как художника, а спустя пятьдесят лет сделали ее самой настоящей героиней времени. Кто я и куда направляюсь, как и чем я могу помочь угнетенным слоям населения, в чем заключается мое личное и профессиональное высказывание — вот те вопросы, которые задает себе человек в начале 21 века вне зависимости от национальности, пола и возраста. Яей Кусама на них ответила — в этом нет никаких сомнений.

Кадр из документального фильм «Кусама. Бесконечные миры»

Пономарева Анастасия


Теги

  • Кино

Кто такая Яёи Кусама? | Дети Тейт

Кто они?

Не настраивайте экраны и не трите глаза… точки, которые вы увидите, — это искусство! Добро пожаловать в странный и чудесный мир Яёи Кусамы

.

Часть UNIQLO Tate Play в партнерстве с UNIQLO. Пожалуйста, посетите веб-сайт Tate со взрослым

Кто она?

Яёи Кусама — японская художница, которую иногда называют «принцессой в горошек». Хотя она делает много разных видов искусства — картины, скульптуры, перформансы и инсталляции — их объединяет одно — ТОЧКИ!

Что со всеми точками?

Яёи Кусама рассказывает историю о том, как, когда она была маленькой девочкой, у нее была галлюцинация, которая напугала ее. Она была в поле цветов, когда все заговорили с ней! Головки цветов были похожи на точки, которые тянулись так далеко, насколько она могла видеть, и ей казалось, что она исчезает или, как она называет это, «самоуничтожается» — в этом поле бесконечных точек.

Этот странный опыт повлиял на большую часть ее более поздних работ.

Добавляя метки и точки на свои картины, рисунки, предметы и одежду, она словно заставляет их (и себя) сливаться с большей вселенной и становиться ее частью. Она сказала:

‘Наша Земля – всего лишь одна точка в горошек среди миллиона звезд космоса. Горошек — это путь к бесконечности. Когда мы уничтожаем природу и наши тела в горошек, мы становимся частью единства нашей окружающей среды».

1965: Infinity Mirror Rooms, Phallis Field, вид установки на выставочном этаже, шоу , Галерея Ричарда Кастеллана, Нью-Йорк © YAYOI КУСАМА

Yayoi Kusama, Infinity Mirror Room ® Наполненный блеском жизни

, 2011 © YAYOI KUSAMA, Предоставлено Ota Fine Arts, Victoria Miro

Она также создает среду из точек, чтобы мы тоже могли испытать это чувство самоуничтожения. Она называет эти комнаты своими «комнатами бесконечности» и создает их, устанавливая сотни мигающих цветных светодиодов в зеркальные комнаты. Мелкие точки света в темной комнате бесконечно отражаются в зеркалах, заставляя вас чувствовать, что вы находитесь в бесконечном пространстве. Точки окружают и поглощают вас… очень трудно сказать, где вы кончаетесь и где начинается остальная часть комнаты!

Как она начала?

Яёи родилась в Японии в 1929 году. Она любила рисовать и рисовать, и хотя ее родители не хотели, чтобы она стала художницей, она была полна решимости. Когда ее мама порвала ее рисунки, она сделала еще. Когда она не могла позволить себе купить художественные материалы, она использовала грязь и старые мешки для творчества. Это рисунок, который она сделала со своей мамой, когда ей было 10 лет.

Яёи Кусама, Без названия 1939 , Бумага, карандаш, 25 × 22 см

900:50 В конце концов Яёи Кусама уговорила родителей отпустить ее в художественную школу и изучать живопись.

В конце 1950-х она переехала в Нью-Йорк, так как там, казалось, происходило много интересного искусства. Должно быть, было немного страшно приезжать в большой город с такой отличной от той культуры, которую она знала. Но она была полна решимости покорить Нью-Йорк. Позже она написала о своем дерзком настрое: «Я бы противостояла им всем одной точкой в ​​горошек».

1965 Лежать на основании Моей Клумбы (1962) Фото: Питер Мур © Northwestern University © YAYOI KUSAMA

Она провела там первую из многих выставок в 1959 году. Она познакомилась и вдохновила известных художников, включая Дональда Джадда, Энди Уорхола и Джозефа Корнелла, и ее искусство было частью захватывающих художественных разработок, таких как поп-арт и минимализм. Она также была одним из первых художников, экспериментировавших с перформансом и искусством действия.

Будучи пионером в искусстве, Яёи Кусама вкладывала свой творческий потенциал в другие вещи, включая музыку, дизайн, писательство и моду.

Вам может понравиться

Левый Верно

    Ежедневно, 23 июля – 29 августа 2022 г.

Яёи Кусама: Бесконечные зеркала | Музей Хиршхорна

Наша Земля — всего лишь одна точка в горошек среди миллиона звезд в космосе. Горошек — это путь к бесконечности.

– Яёи Кусама

Яёи Кусама

Руководствуясь своим уникальным видением и непревзойденной креативностью, признанная критиками художница Яёи Кусама уже более шести десятилетий открывает новые горизонты. В 1993 году она стала первой женщиной, представившей Японию на Венецианской биеннале, а в прошлом году Журнал Time назвал ее одним из самых влиятельных людей в мире.

Кусама родилась в 1929 году и выросла недалеко от семейного питомника растений в Мацумото, Япония. В девятнадцать лет, после Второй мировой войны, она отправилась в Киото, чтобы изучать традиционный японский стиль живописи, известный как Нихонга . В это время она начала экспериментировать с абстракцией, но только когда она приехала в Соединенные Штаты в 1957 году, ее карьера пошла вверх. Живя в Нью-Йорке с 1958 по 1973 год, Кусама вращалась в авангардных кругах с такими фигурами, как Энди Уорхол и Аллан Капроу, оттачивая свои фирменные точечные и сетчатые мотивы, разрабатывая мягкую скульптуру, создавая работы на основе инсталляций и ставя хэппенинги (перформансы).

основанные на событиях). Она впервые использовала зеркала как многоотражающее устройство в Infinity Mirror Room — Phalli’s Field , 1965, превращая интенсивное повторение, которым отмечены некоторые из ее ранних работ, в захватывающий опыт. Кусама вернулась в Японию в 1973 году, но продолжала развивать свои зеркальные инсталляции, и с годами она достигла культового статуса не только как художник, но и как писатель.

 

 

Работы Кусамы на бумаге впервые привлекли внимание в Соединенных Штатах в 1957 году, когда она стала предметом персональной выставки в галерее Zoë Dusanne в Сиэтле. Созданные в небольшом масштабе в быстрой последовательности, когда художница еще жила в своем родном городе Мацумото, эти рисунки состоят из абстрактных форм, напоминающих шары, яйца, амебы и колонны. В Infinity , черные водянистые точки парят плотной массой, напоминающей клетки в чашке Петри. В других работах, таких как

Flower QQ2 , точки могут указывать на красный свет, выходящий из далекой дымки. Скрытое пламя, Остров в море № 1, Внутреннее видение № 4 и Лонг-Айленд используют декалькоманию , сюрреалистическую технику промокания поверхности листа бумаги влажной гуашевой краской и нажатия на другой лист. против него, чтобы распределить пигмент вокруг. Эти ранние рисунки представляют собой интимные, органические микрокосмы, которые художница позже расширила в своих «Зеркальных комнатах бесконечности».

 

 

Кусама создавала свои картины Infinity Net в первые годы жизни в Нью-Йорке, когда она столкнулась с огромными финансовыми и эмоциональными трудностями. Повторяющееся движение крошечных дуг на сплошном черном фоне служило медитацией, посредством которой она создавала работы «без композиции — без начала, конца или центра». Хотя «бесконечные сети» Кусамы, основанные на очень личном опыте, позже названные Бесконечными сетями, они удивительно предсказали формальные вопросы искусства XIX века.60-е годы. Воплощая живописные качества и акцент на процессе, характерные для абстрактного экспрессионизма, эти работы также перекликаются с сдержанностью и монохромными палитрами минимализма.

 

 

Кусама начал делать Накопления или «мягкие скульптуры» в начале 1960-х годов. Создавая бесчисленные мягкие фаллические клубни и прикрепляя их к мебели, художница надеялась победить свой страх перед сексом и фаллосом с помощью своего рода самотерапии. Произведения из диванов, стульев, стремянок, комодов и большого стола были представлены вместе в Kusama: Driving Image Show , инсталляция 1964 года, которая функционировала как «тотальная среда». Синие пятна и Красные полосы , оба Накопления, служат важными предшественниками Зеркальная комната бесконечности — Поле Фаллиса . Однако в Поле Фаллиса клубни появляются из пола, а не из панелей на стене, и бесконечно размножаются окружающими зеркалами.

Посвятив несколько лет перформансам, Кусама вернулся к созданию скульптур в середине 19-го века.70-х, продолжая использовать фаллические формы. Она часто покрывала эти работы серебряной краской, напоминая отражающие поверхности ее Зеркальных Комнат Бесконечности. Результаты менее органичны, чем ранние Accumulations, их блеск заморожен и бесплотен. Змея , является примером одной из этих скульптур, и она была включена в монументальную выставку Женские работы: американское искусство ’74 , проходившую в Музее Филадельфийского гражданского центра.

 

 

Начато в 2009 году, Моя вечная душа в настоящее время включает более пятисот работ. Кусама сказала, что в этой серии она надеется проследить «красоту цвета и пространства в тишине шагов смерти и «ничто», которое она обещает». В этих картинах, олицетворяющих как сияние жизни, так и величественность смерти, часто перекликаются мотивы из самых ранних работ Кусамы, свидетельствующие об уникальном видении, которое двигало ею на протяжении всей ее долгой карьеры. Например, эффекты цветовой вибрации и буйного узора напоминают работы Кусамы на бумаге 19-го века.50-х и 1960-х годов. И, как и ее Зеркальные Комнаты Бесконечности, которые одновременно замкнуты и обширны, цвета и узоры пульсируют в ограниченных пространствах этих полотен.

Добавить комментарий