Жозефина бейкер танцовщица: Жозефина Бейкер – биография танцовщицы, факты и фото
Жозефина Бейкер – биография танцовщицы, факты и фото
1970-е, по сцене лондонского «Палладиума» в тюрбане из страусиных перьев ураганом носится грациозная темнокожая женщина, излучая энергию, купаясь в аплодисментах. Вдруг, остановившись посреди представления, она произносит в зал: «О, мадам, вы смущаете меня. Да, да, вы, с этим маленьким биноклем. Пожалуйста, не смотрите в него. Не лишайтесь ваших иллюзий».
Неутомимая Жозефина Бейкер лукавила, для публики она оставалась воплощением танца, песни, законодательницей мод, героиней. Ей было почти 70 лет.
Танцовщица, чье имя сейчас мало кто знает, но, которая, по мнению историков всегда будет считаться легендой, родилась в штате Миссури, США. Дочь прачки и музыканта провела юность типично для бедняков, к 15-ти уже дважды побывала замужем. Из-за того, что в ней смешалось множество кровей: негритянская, индейская, еврейская, испанская, Жозефина обладала особой красотой, но главным в ней была не внешность, а жизнелюбие и сила духа. Вдохновительница великих творцов века: Хэмингуэя, Сименона, Ле Корбюзье, Пикасо, Диора, Кавалер 3-х орденов за борьбу с фашизмом, защитница прав человека, мать 12-ти детей, эта женщина начала свой путь в танце и завершила его танцуя.
ФБР преследовало ее за коммунистические взгляды, судебные приставы — за долги, а жизнь походила на ее шоу: комическое и броское, с налетом эротики и грусти. “Жить для меня — значит танцевать».
2 июля 1917 года семья Жозефины пережила резню, в результате которой по разным данным в Сент-Луисе погибло более сотни людей. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала ярым борцом с расизмом. Она начала выступать еще в школе, поражая своей гибкостью. «Сначала я танцевала, чтобы согреться, а после этого поняла, что рождена для танца”. Выучив все стили своего времени, она попала в шоу и стала ездить по стране. Талант отличает новаторство и в её номерах были заметны элементы хастла, степа, хип-хопа, брейка, которые появятся только годы спустя. Сверхмодный чарльстон публика Парижа впервые увидела тоже в ее исполнении.
Запишитесь на пробное занятие
Счастливый билет выпал, когда девушка попала в труппу на Бродвее. Жозефин была «завершающей представление » (end-girl) в одном из мюзиклов — сложная роль в которой она пародировала коллег и ходила по сцене колесом. Акробатика была ее коньком. Ее заметили, на гастролях Жозефин блистала в Берлине, Брюсселе, Вене. И наконец была принята Францией, второй своей родиной. В парижском театре «Фоли Бержер» она произвела фурор, когда выскочила из-за кулис, прикрытая только юбочкой из бананов. Из-за обнаженных танцев Жозефине Бейкер было запрещено выступать во многих столицах, что лишь увеличивало интерес публики.
Артистка всегда вдохновляла и притягивала к себе неординарных людей. Адольф Лоос посвятил ей «Дом Жозефин Бейкер», Александр Колдер — свои скульптуры, Гертруда Стайн написала стихотворение в прозе, Поль Колин стал автором множества портретов и рекламных плакатов. В сериях Матисса «Дансез Креол» и «Джаз» влияние Жозефин узнаваемо. Ходили слухи, что это та самая черная Венера, посещавшая Бодлера в снах. Знаменитые художники создавали ей безумные костюмы из перьев и блесток. Иногда платья кроились из полотна, расписанного модными кубистами. В 1926 году Эрнест Хемингуэй весь вечер танцевал с Жозефин: «Было знойно, но она куталась в манто и ни разу его не сняла. Только когда клуб закрылся и мы вышли, Жозефин призналась мне, что под мехами у нее не было никакой одежды». В 1929 году в каюте лайнера, по пути из Рио-де-Жанейро, Жозефин встретилась с архитектором Ле Корбюзье. Целые дни он писал ее в своей каюте, пока она, обнаженная, пела, аккомпанируя себе на гавайской гитаре. А после, создавал свои здания в духе её танцев.
Комедийное дарование, голос и экзотические танцы, все это открыло Жозефине дорогу в кино. И она снова совершила прорыв, став первой афро-американкой на главных ролях. Самая успешная женщина в развлекательном жанре во Франции, в США она подвергалась расистским нападкам с детства. Семья Жозефины пережила резню, в результате которой погибло более сотни темнокожих. Эти события потрясли Жозефину, и впоследствии она стала борцом с дискриминацией, внеся искренний личный вклад своими поступками.
Во время Второй мировой артистка выступала перед войсками во Франции и Северной Африке и работала на разведку. Это не просто слова, статья о ней есть даже в академической «Энциклопедии шпионажа» Нормана Полмара и Томаса Б. Аллена. Когда оккупанты вошли в Париж, Жозефин уже была членом добровольной организации «Свободная Франция», которая помогала Движению сопротивления. Жозефина получила удостоверение лётчика, дослужилась до звания младшего лейтенанта, была награждена медалями, знаком Военного Креста и, наконец, орденом Почётного легиона. Еще до войны она получила французское гражданство.
В Париж Жозефин вернулась в 1944 году с войсками союзников. Она записала пластинку с директором своего оркестра, Жо Буйоном, за которого вскоре вышла замуж. Во время гастролей по Америке, Жозефин начало преследовать ФБР. Тогда от антикоммунистических репрессий пострадало много актеров, писателей и журналистов.
Будучи уже 5-й раз замужем, Жозефин не могла завести детей, и решила усыновить маленького японца Акио и корейца Джанота, а затем еще 8-х сирот разных национальностей: французы, финны, африканцы, евреи, индейцы, арабы. Близкие называли их «семьей-радугой». Экстравагантность и широта души этой женщины выражалась во всем: самые высокие гонорары в Европе она отдавала на помощь союзникам в войне и угнетённым, если покупала обувь, то сразу 12 пар, если заводила домашних животных, то не меньше пяти. Одно время у Жозефин жили удав, поросенок, гусь и гепард.
Управляя финансами одна, Жозефин в какой-то момент подошла к краю банкротства, дом ушёл с аукциона, а сама она попала в больницу. Ходили слухи, что она умирает. Но после нескольких сердечных приступов, танцовщица снова начала выступать, чтобы поддержать семью. Она появилась на сцене, давая по семь представлений в неделю и оставаясь очаровательной.
В конце жизни к Жозефин вернулась удача. При содействии Красного Креста и принцессы Монако её родне и детям вскоре выделили дом. 8 апреля 1975 года состоялась премьера шоу «Joséphine» — празднование пятидесятилетия сценической деятельности. На последнее представление билеты были распроданы уже за много месяцев. Она в который раз подтвердила статус великой артистки.
Дождливым весенним днем 1975, тысячи людей провожали гроб Жозефины, первой женщины американского происхождения, в чью память в столице Франции прогремел салют из 21 орудия.
Жозефина Бейкер, легендарная чернокожая танцовщица и разведчица Франции: фото, биография
Когда её просили вспомнить своих любовников, она отвечала: их были тысячи. Когда просили назвать свои доходы, она показывала жемчуга: на них хватает. Она танцевала голой и умерла весёлой. Так её вспоминают французы.
– У скрипача есть скрипка, у живописца – палитра. Всё, что было у меня, я сама, – говорила Бейкер, объясняя и то, как стала знаменита, и то, почему ни в чём себе не отказывает.
Содержание статьи
Легендарная танцовщица
Да, она сама, её тело. Красота и гибкость – в молодости, энергия и мастерство – в шестьдесят с копейками. Поэтому, должно быть, она и не считала нужным его скрывать. За манеру выступать голой (то есть как голой – большая часть тела порой была закрыта рядами жемчужных бус и широкими золотыми браслетами, но грудь всегда была вызывающе свободна) её не пускали на многие крупные площадки Европы, когда Бейкер уже стала живой легендой. Зато приглашали на все остальные площадки – за баснословнейшие гонорары.
Первая чернокожая, снявшаяся в кино в главной роли. Первая, кто на европейской сцене исполнила чарльстон. Первая из звёзд намеренно усыновляла детей из неблагополучных стран, одного за другим, и первая, чьих усыновлённых детей так много обсуждала пресса. Первая по гонорарам за танцы без одежды. Первая американка, которую похоронили в Монако с воинскими почестями, среди принцев и принцесс прошлого – ну да, у неё же было звание лейтенанта после Второй Мировой. Первая в очень многих вещах. Трудно представить, что Жозефина начинала свою жизнь последней из последних.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Незаконнорождённая
1906 год, Сент-Луис, штат Миссури. В роддоме оживление: какой-то белый мужчина привёз рожать чернокожую прачку. Такое было, прямо скажем, не в заводе. Тем не менее, женщину и плату за услуги приняли, с родами помогли, ребёнка официально зарегистрировали. Девочку назвали Фрида Жозефина Макдональд. Фамилия как у матери. У незамужней матери.
Предполагается, что отцом Жозефины был еврейский музыкант, барабанщик Эдди Карсон. Но кто знает точно, когда речь идёт о ребёнке чернокожей прачки, практически бесправной женщины, которая может искать в мужчинах любви и поддержки, а может просто уступать им, страшась преследований. Самой Жозефине точно больше бы понравилась версия с любвеобильным музыкантом, нежели с домогательствами хозяина прачечной или дома, где мама трудилась.
Девочка росла музыкальная, вертлявая: услышит музыку и принимается танцевать. Получалось удивительно складно. В школу и на работу она вышла одновременно. В перешитом платье, старых заношенных туфлях. Днём – парты, вечером – помощь маме со стиркой. Лучшим способом переживать день за днём было слушать радио, когда удавалось – из чужих окон.
По радио играли музыку, а ещё рассказывали, что в Европе воюют. На европейский фронт в конце концов отправились и американцы, в том числе – много чернокожих солдат. Они там умирали и убивали, как водится на фронте. А Жозефина была дома, и потому, когда на улицах стали резать чернокожих, было не только страшно, но и неправильно. Воюют там. Убивают здесь. Это когда ей было одиннадцать, случилась большая резня в Сент-Луисе. Джозефина выжила, её мама тоже.
Как они справлялись с ужасом и горем, не спрашивал их никто. Тогда не предлагали психологическую помощь таким, как Жозефина.
В неполные четырнадцать Жозефину практически вытолкала замуж мама. Из нужды. Муж был много старше и серьёзней, зарабатывал прилично, по меркам их круга. Жозефина хотела танцевать, узнавать все танцы, какие только сейчас в моде. Муж хотел послушания, даже подчинения, и чтобы она думала о хозяйстве. Жозефина просто ушла от него через несколько недель.
Второй муж, которого она сама нашла вскоре, был тот самый Бейкер, чью фамилию она будет носить всю жизнь. Проводник в пассажирских поездах. С ним Жозефина проживёт четыре года, можно сказать – разведётся, когда повзрослеет. Тем более, что ей будет куда идти.
Жозефина-звезда
Ещё в четырнадцать она начала выступать с танцем. Ну так – развлекать после чужих номеров. Немного передразнивать артисток, немного крутить колесо и вообще акробатничать. Разведясь с первым мужем, Жозефина буквально сбежала от него в Филадельфию – и там добивалась любви публики снова с нуля. Замужем за вторым жила уже в Нью-Йорке. Здесь-то и взошла её звезда. Правда, сначала всё же требовалось развестись.
Жозефина хотела выступать голой, смелой, яркой, ослепляющей. Муж к такому был не готов.
Двадцатые, время эпатажа, смелых женщин, негласной сексуальной революции и экспериментов в искусстве. Бейкер заметили моментально; вскоре она подписала контракт с парижским театром. Она появилась перед французами в специально созданном под себя шоу и в специально созданной под шоу юбке из искусственных бананов, в перьях и браслетах – воплощённая Африка (какой она виделась, конечно, из США – девушка никогда там не бывала). В этом был и момент потакания вкусам зрителей, и… определённый протест. Это я, это моя кровь, это моя кожа. Вряд ли кто-то считал декларацию, но костюм вошёл в историю.
Редкостные грация и гибкость, эпатаж и безупречная выверенность сценического костюма, танцевальное мастерство и ослепительная, моментально вспыхивающая на лице улыбка – публика принялась Жозефину обожать. Художники – рисовать, фотографы – снимать, светские львицы зазывать на свои вечеринки. Являлась туда Жозефина полностью одетой, но настолько же притягивающей взгляды, как на сцене. В платье, сшитом из картины художника-кубиста. Или в шёлковом платье от актуального модельера. И, конечно, в жемчуге. Бейкер изумительно шли жемчуга, она это знала – и она этим пользовалась.
Богатые любовники и любовницы, предложения руки и сердца, выгодные контракты. Бейкер наслаждалась жизнью, пока могла.
Век танцовщицы недолог, не так ли? Она ещё не знала, что будет танцевать до самой смерти. И до последних своих дней оставаться легендой. Что её будут упоминать, как возлюбленную Фриды Кало, музу Корбюзье, Пикассо, Матисса, меценатку, двигательницу искусств, героиню. Она была незаконнорождённой чернокожей девочкой, дочкой прачки, которая ходила в школу в чужих старых туфлях и которой кто-то сейчас дал шанс приобщиться к красивой жизни. Она использовала этот шанс по полной. И, кстати, приняла французское гражданство.
Агентка
Во время Второй мировой многие артистки стали сотрудничать с разведкой стран, воевавших с Гитлером. Грета Гарбо вдруг вспомнила, что её родина – Швеция, и принялась распивать шампанское на вечеринках с нацистами в Стокгольме. Ольга Чехова под возмущение русских эмигрантов Европы веселилась с крупными офицерами Третьего рейха и снималась в фильмах, благословлённых нацистской пропагандой. А Жозефина Бейкер вдруг стала гастролировать по всем пока что нейтральным странам со своими голыми танцами. И, конечно, не пропускала ни одной вечеринки с местными политиками.
К тому времени она раскрыла не только танцевальный талант. Она пела, снялась в паре французских фильмов. У неё было хорошая память. Текст ли песен, сценарий, замечания режиссёра – любые слова, напечатанные или сказанные вслух, она хорошо запоминала. Во время Второй мировой этот дар оказался одним из самых востребованных. Как и талант заставлять мужчин выслушивать, не отвлекаясь, любые её речи.
В основном, конечно, говорить ей приходилось в Северной Африке. Она должна была убедить там кое-кого отказаться от военных действий с Францией. Когда миссии продолжать стало невозможно, Бейкер переключилась на концерты перед солдатами. Она поднимала их боевой дух зажигательными танцами и патриотичными песнями. Говорят, дух действительно поднимался на небывалые высоты.
В любом случае, к концу Второй мировой Жозефина подошла со званием лейтенанта. Правда, не разведки – официально она была лётчицей, и удостоверение у неё было соответствующее. Её наградили медалью Сопротивления, медалью Освобождения и орденом Почётного легиона. Сама Жозефина амбиций относительно карьеры в армии или разведке не имела. После Победы закрыла эту страницу для себя и снова вышла замуж.
Его звали Жо Буйон, он руководил её оркестром и стал четвёртым мужем. Да, был ещё третий – такой не слишком значительный парижский эпизод. А ещё к концу Второй мировой Бейкер было около сорока, и, казалось, карьера её вот-вот должна прерваться, жизнь – успокоиться, а публика и медиа – забыть о её существовании. Как бы не так, конечно, как бы не так.
Племя радуги
Из-за бурных вечеринок в двадцатые и начало тридцатых у Жозефины случилась неприятность по гинекологической части. Некоторые вещи тогда лечить не умели, и в итоге ей пришлось провести хирургическую операцию по удалению матки. Она не могла иметь детей. Но к чайлдфри Бейкер не относилась и постоянно держала в уме возможности усыновления.
В новом браке она начала свой новый проект. Он назывался «Племя радуги». Бейкер одного за другим усыновляла детей из достаточно бедных стран, намеренно выбирая максимально разных по фенотипу – европейцев, африканцев, азиатов. Её новая семья должна была стать новой декларацией: против расизма. Но это была только часть проекта.
Детям предполагалось дать максимально качественное образование – неважно, техническое, естественнонаучное или гуманитарное, но только не музыкальное, как обычно предполагали окружающие, зная, что и Бейкер, и её муж связаны со сценой. Эти дети должны были потом вернуться на родину взрослыми специалистами с широкими взглядами и тянуть вверх местные инфраструктуры (например, как потомки Валентина Серова поднимали Ливан), а также воспитывать новые поколения качественных специалистов. В общем, это было нечто вроде прогрессорского проекта.
Своих приёмных детей Бейкер звала «племя радуги». Радуга – это и о разнообразии, и, в контексте христианских символов, о надежде. Бог вывесил после Великого потопа радугу, обещая, что таких кошмарных бедствий больше не повторится в будущем… Изначально в «племя» брали только мальчиков, чтобы среди воспитанников случайно не завелись романы, когда они подрастут.
Но потом кто-то, видимо, объяснил Жозефине, что зарождение романов с полом связано не так, как она думает, и она стала брать девочек тоже.
Детьми занимался Жо. Бейкер зарабатывала, обеспечивая свою всё увеличивающуюся семью. Купила настоящий старинный замок (и годами игралась в добрую феодалку, оплачивая беднейшим крестьянам округи на Рождество уголь), наняла нянь и учителей, купила разных зверей. В молодости она сама довольствовалась ручным гепардом, которого водила всюду на поводке. Пару раз гепард от скуки во время выступления залезал к музыкантам в оркестровую яму, порождая забавную, с точки зрения Бейкер, сумятицу. Но детям требовались другие звери, и они получали пони, кроликов, собак.
Жо оказался замечательным приёмным отцом и неустанно заботился о детях, в то время как Жозефина проводила с ними время между гастролями. Но пределом Жо оказалось десять детей. Когда Бейкер привезла одиннадцатого, Буйон ушёл и подал на развод. Всего же Бейкер усыновила дюжину малышей, но без Буйона оказалось, что справиться с ними не так просто.
Прежде сбалансированная жизнь вся перекосилась. Матерью Жозефина оказалась деспотичной, и дети стали хуже учиться и постоянно ходить кислыми после её рычаний. К тому же они скучали по приёмному отцу. Работа от необходимости заниматься домом и семьёй (в чём Бейкер совсем не разбиралась) тоже слетела.
В конце концов французские СМИ облетела фотография – Жозефина скорчилась, закутавшись в одеяло, на ступенях своего замка. То есть уже не своего. Его продали за долги. Жозефина не имела права войти в него, но уходить от него отказалась. Тут и сказочке конец. Но нет.
Принцесса Монако
Сама Бейкер описывала своё знакомство с Грейс Келли, голливудской звездой, так: якобы в Нью-Йорке она, отвыкшая во Франции от сегрегации, вошла в ресторан, а её принялись выставлять. Бейкер пыталась скандалить, но сидевшая здесь же Келли взяла её за руку, охарактеризовала ресторан не самым лестным образом и вышла вместе с Бейкер оттуда наружу. Впрочем, один из приёмных сыновей Бейкер позже сказал, что знакомство их было куда менее драматичным. В любом случае, Келли и Бейкер стали друзьями и остались ими после того, как Келли вышла замуж за принца Монако.
Когда «племя радуги» во главе со своей безалаберной мамой осталось без крыши над головой, Келли приступила к спасательной операции немедленно. Подняла Красный крест, немножко перетряхнула свои финансы. Бейкер с детьми получили новое жильё. Деньги в то время Жозефина научилась зарабатывать ещё одним способом – выпуская автобиографии. Автобиографии от Бейкер публике никогда не надоедали, потому что каждый раз выдавали какие-то новые версии событий. Кто-то сказал бы – избыток воображения, а Бейкер, возможно, проронила бы слово «маркетинг». Публика ждала всё новых версий и откровений о её жизни – и она их давала. Ничего личного, просто деньги.
Племя радуги росло и вырастало, Бейкер продолжала танцевать в США и во Франции. Она потолстела, покрылась морщинами, но когда в перьях и блеске перетанцовывала собственную подтанцовку, публике было всё равно. Хотя не всё равно бывало Бейкер. Один раз она остановила шоу, чтобы попросить зрительницу опустить бинокль – мол, не надо лишать себя очарования, разглядывая излишние детали.
В честь полувека своей официальной сценической деятельности (отсчитывая от первого личного шоу в Париже) Жозефина запланировала концерт и пирушку. Концерт прошёл на славу. На пирушке она пила вино и танцевала на столе голая. Она так ещё лет сто будет – кажется, думал каждый присутствующий. Но на следующий день танцовщицу разбил инсульт. Она умерла 12 апреля 1975 года. Как говорили французы – от излишков веселья.
Грейс Келли забрала её останки, чтобы похоронить на княжеском кладбище Монако. Гроб несли под военный оркестр. Поднимали сабли в честь умершей. Давали залпы. Возможно, это были самые пышные похороны лейтенанта в истории Европы. Через семь лет недалеко от Бейкер похоронили и Келли. А пока газеты просто удивлялись: певицу – и хоронят с воинскими почестями, среди гробниц рода настолько знатного, насколько незнатной была дочь прачки, незаконнорождённая, чернокожая в США.
Жозефина Бейкер | Биография, дети, фильмы, банановая юбка и факты
Жозефина Бейкер
См. все СМИ
- Дата рождения:
- 3 июня 1906 г. Сент-Луис Миссури
- Умер:
- 12 апреля 1975 г. (68 лет) Париж Франция
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Кем была Жозефина Бейкер?
Жозефина Бейкер — французская танцовщица и певица американского происхождения, символизировавшая красоту и жизненную силу афроамериканской культуры, которая штурмом захватила Париж в 1920-х годах. Она стала одной из самых популярных артисток мюзик-холла во Франции.
Каким было детство Жозефины Бейкер?
Жозефина Бейкер выросла без отца и в бедности. В возрасте от 8 до 10 лет она не ходила в школу, помогая содержать свою семью. Подростком она стала танцовщицей и в 16 лет гастролировала с танцевальной труппой из Филадельфии. В 1923 года она присоединилась к хору дорожной компании, а затем переехала в Нью-Йорк.
Как Жозефина Бейкер стала известной?
В 1925 году Жозефина Бейкер поехала в Париж, чтобы танцевать в Театре Елисейских полей в La Revue Nègre и представила свой danse sauvage Франции. Она стала одной из самых популярных артисток мюзик-холла во Франции и была представлена в Фоли-Бержер, где произвела фурор, танцуя полуобнаженной в стрингах, украшенных бананами.
Какие награды получила Жозефина Бейкер?
Во время немецкой оккупации Франции Жозефина Бейкер, ставшая гражданкой Франции в 1937 году, работала с Красным Крестом и Сопротивлением, а в составе сил Свободной Франции принимала участие в развлечениях. Позже она была награждена Военным крестом и орденом Почетного легиона с розеткой Сопротивления.
Жозефина Бейкер , настоящее имя Фреда Жозефина Макдональд , (род. 3 июня 1906, Сент-Луис, Миссури, США — умерла 12, 19 апреля75, Париж, Франция), французская танцовщица и певица американского происхождения, символизировавшая красоту и жизненную силу чернокожей американской культуры, которая штурмом захватила Париж в 1920-х годах.
Бейкер вырос без отца и в бедности. В возрасте от 8 до 10 лет она не ходила в школу, помогая содержать свою семью. В детстве Бейкер пристрастилась к яркому, что позже сделало ее знаменитой. В подростковом возрасте она стала танцовщицей, а в 16 лет гастролировала с танцевальной труппой из Филадельфии. В 1923 году она присоединилась к хору гастрольной труппы, исполнявшей музыкальную комедию «9».0039 Shuffle Along
, а затем переехала в Нью-Йорк, где она неуклонно продвигалась в шоу Chocolate Dandies на Бродвее и в шоу в клубе Plantation Club.Викторина «Британника»
Викторина «Поп-культура»
В 1925 году она поехала в Париж, чтобы танцевать в Театре Елисейских полей в La Revue Nègre и представила Франции свой danse sauvage . Она стала одной из самых популярных артисток мюзик-холла во Франции и добилась успеха в Фоли-Бержер, где она произвела сенсацию, танцуя полуобнаженной в стрингах, украшенных бананами. Она стала гражданкой Франции в 1937. Она впервые профессионально спела в 1930 году, дебютировала на экране как певица четыре года спустя в
Во время немецкой оккупации Франции Бейкер работала с Красным Крестом и Сопротивлением, а в составе сил Свободной Франции она развлекала войска в Африке и на Ближнем Востоке. Позже она была награждена Военным крестом и Почетным легионом с розеткой Сопротивления. После войны большая часть ее энергии была посвящена Les Milandes, ее поместью на юго-западе Франции, из которого она начала в 1950 усыновить детей всех национальностей в целях того, что она назвала «экспериментом братства» и своего «радужного племени».
Всего она усыновила 12 детей. Она ушла со сцены в 1956 году, но, чтобы сохранить Les Milandes, позже была вынуждена вернуться, сыграв главную роль в Paris в 1959 году. Она несколько раз ездила в Соединенные Штаты, чтобы участвовать в демонстрациях за гражданские права. В 1968 году ее имение было продано, чтобы погасить накопившийся долг. Она продолжала время от времени выступать до своей смерти в 1975, во время празднования 50-летия ее парижского дебюта.Ее жизнь была драматизирована в телефильме История Жозефины Бейкер (1991) и была показана в документальном фильме Жозефина Бейкер. Черная премьера (2018; Жозефина Бейкер: История пробуждения ).
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена Пэтом Бауэром.
Жозефина Бейкер | Национальный музей женской истории
Жозефина Бейкер
1906-1975
Арлиша Р. Норвуд, научный сотрудник NWHM | 2017
Всемирно известная исполнительница, шпионка времен Второй мировой войны и активистка — вот лишь некоторые из титулов, используемых для описания Жозефины Бейкер. Карьера Бейкера, одного из самых успешных афроамериканских исполнителей в истории Франции, показывает, как артисты могут использовать свои платформы, чтобы изменить мир.
3 июня 1906 года в Сент-Луисе, штат Миссури, родилась Фреда Жозефина Макдональд. Ее родители, оба артисты, выступали по всему сегрегированному Среднему Западу, часто выводя ее на сцену во время своих шоу. К сожалению, их карьера так и не пошла вверх, что вынуждало молодого Бейкера искать случайную работу, чтобы выжить. Если ей не удавалось найти работу, она часто танцевала на улицах, собирая деньги со зевак. В конце концов, ее распорядок привлек внимание афроамериканской театральной труппы. В 15 лет Бейкер сбежал и начал выступать с группой. В это время она также вышла замуж, взяв фамилию мужа и отказавшись от имени, став Жозефиной Бейкер.
Бейкер процветала как танцовщица в нескольких водевилях, которые были популярным театральным жанром в 20 веке. В конце концов она переехала в Нью-Йорк и приняла участие в праздновании черной жизни и искусства, теперь известном как Гарлемский ренессанс. Через несколько лет успех привел ее в Париж. Бейкер стала одной из самых востребованных исполнительниц благодаря своему яркому танцевальному стилю и уникальным костюмам. Хотя ее аудитория была в основном белой, выступления Бейкер следовали африканским темам и стилю. В ее знаменитом шоу Danse Sauvage она танцевала по сцене в юбке-банане. Бейкер была разносторонне одаренной, известна своими танцами и пением, она даже сыграла в нескольких успешных крупных фильмах, выпущенных в Европе.
Когда Адольф Гитлер и немецкая армия вторглись во Францию во время Второй мировой войны, Бейкер присоединился к борьбе против нацистского режима. Она помогала французским военным чиновникам, передавая секреты, которые она услышала во время выступления перед врагом. Она передала конфиденциальную информацию, написав невидимыми чернилами на нотных листах. После многих лет выступлений в Париже Бейкер вернулся в США.
Ее возвращение домой заставило Бейкер столкнуться с сегрегацией и дискриминацией, с которыми она не сталкивалась с детства в Сент-Луисе. Она часто отказывалась выступать перед отдельной аудиторией, что обычно заставляло владельцев клубов объединяться для ее шоу. Ее неприятие сегрегации и дискриминации было признано Национальной ассоциацией по улучшению положения цветных людей (NAACP). В 1963 году она была одной из немногих женщин, которым разрешили выступить на Марше в Вашингтоне за рабочие места и свободу. В ее речи подробно описывалась ее жизнь чернокожей женщины в Соединенных Штатах и за границей:
«Вы знаете, друзья, что я не лгу вам, когда говорю вам, что я ходил во дворцы королей и королев и в дома президентов. И многое другое. Но я не мог войти в гостиницу в Америку и выпить чашечку кофе, и это привело меня в бешенство».
Бейкер продолжала бороться с расовой несправедливостью до 1970-х годов. Ее личная жизнь была свидетельством ее политических взглядов. За свою карьеру она усыновила 13 детей из разных стран. Она называла свою семью «радужным племенем» и брала своих детей на путь, чтобы показать, что расовая и культурная гармония может существовать.Бейкер оставалась на сцене в конце своей жизни и в 1975 она выступала в последний раз. Билеты на шоу были распроданы, и она получила аплодисменты. Бейкер скончалась 12 апреля 1975 года.
Процитированные работы
- «Официальный сайт Жозефины Бейкер». По состоянию на 20 марта 2017 г.
- Каравантес, Пегги. Многоликая Жозефина Бейкер: танцовщица, певица, активистка, шпион. Чикаго, Chicago Review Press, 2015.
- Дудзяк Мария. «Джозефина Бейкер, расовый протест и холодная война». Журнал американской истории , 81 № 2 (сентябрь 1994 г.): 543-570
- «Историческое общество штата Миссури, исторические жители штата Миссури». По состоянию на 20 марта 2017 г.
- ФОТО: Библиотека Конгресса
Как цитировать эту страницу
MLA – Норвуд, Арлиша. «Жозефина Бейкер». Национальный женский исторический музей. Национальный музей истории женщин, 2017 г. Дата обращения.
Чикаго-Норвуд, Арлиша. «Жозефина Бейкер». Национальный женский исторический музей. 2017. www.womenshistory.org/education-resources/biographies/josphine-baker.
Дополнительные ресурсы
- Бейкер, Жан-Клод. Жозефина: голодное сердце. Нью-Йорк: Cooper Square Press, 2001.
- Гутерль, Мэтью. Жозефина Бейкер и радужное племя. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 2015.
- Жюль-Розетта, Беннетта. Жозефина Бейкер в искусстве и жизни: икона и образ. Урбана: Университет Иллинойса, 2007 г.
- Росс, Филисс, Джаз Клеопатра: Жозефина Бейкер в свое время. Нью-Йорк: Винтажные книги, 1991.
Биография
Абрамс в настоящее время является одной из самых известных афроамериканских женщин-политиков в Соединенных Штатах.
ПОДРОБНЕЕ
Биография
Эбигейл Адамс была одним из первых защитников прав женщин.
ПОДРОБНЕЕ
Биография
Прогрессивный социальный реформатор и активистка Джейн Аддамс была на переднем крае движения поселений и стала первой американкой, получившей Нобелевскую премию мира.
ПОДРОБНЕЕ
Биография
Тошико Акиёси изменила лицо джазовой музыки за свою шестидесятилетнюю карьеру. Будучи одной из немногих женщин и азиатских музыкантов в мире джаза, Акиёси привнесла в свою музыку японскую культуру, звуки и инструменты.
ПОДРОБНЕЕ
План урока
Как коренные народы осуществляют суверенитет и самоопределение в современном мире?
ПОДРОБНЕЕ
План урока
История лидера общественной, экологической и политической активности и первой африканки, получившей Нобелевскую премию мира.