Платье в стиле нэп – Стиль НЭП
Мода в стиле НЭП 1920е годы: фото, особенности стиля
Стиль НЭП передаёт традиции прошлого в современной моде. Он переносит в наше время традиции, актуальные для моды 20-х годов прошлого века. В настоящее время, стиль НЭП востребован и популярен, он занимает первые позиции среди ряда направлений. Современные модницы любят ретро и винтаж, поэтому мода НЭП и 1920х годов снова переживает пик популярности.
Многие модельеры и дизайнеры разрабатывают вещи, украшения и различные аксессуары в стиле прошлого. Их главный девиз: все новое — это хорошо забытое старое. Ниже в статье представлены винтажные и современные фото моды НЭП и 1920х годов для вдохновения.
Мода 1920х: отличительные особенности
Каждое десятилетие имеет свои особенные черты и направления в мире моды. 20-е годы отличались особыми модными веяниями.
Главные черты направления моды НЭП и 1920х – это, как правило платья, с низкой талией, необычные прически на короткие волосы, шляпки и вуали, перчатки, яркая помада, жемчуг и другие особые атрибуты. Но самое важное — это хрупкий образ сильной женщины.
Классическая прическа должна быть утонченной. Волосы обязательно должны быть короткими и завитыми гладкими волнами. Дама будет выглядеть более элегантно, если добавит к наряду длинные перчатки.
Главный предмет гардероба для стиля НЭП – это платье. Предпочтительно, если оно будет изготовлено из шелка, и иметь заниженную талию. Длина платья должна достигать уровня колена и ниже.
Украсить платье смогут правильно подобранные аксессуары. Во-первых, это маленькая облегающая шапочка. Также можно использовать платки. Для вечерних выходов лучше приобрести элегантную шляпку с вуалью — мода в стиле 1920х и НЭП была очень внимательна к этому аксессуару.
Во-вторых, к платью стоит подобрать фильдеперсовые чулки. Кроме этого, можно украсить наряд с помощью кружева.
Среди украшений первое место занимает жемчуг. Жемчужных украшений у девушки должно быть много. Нить жемчуга придаст образу дамы утонченности, благородства и женственности.
Закончить образ поможет макияж. Главное в макияже, сделанном в стиле НЭП – это губная помада. Преобладающим цветом должен быть насыщенно красный.
Губная помада привлечет внимание многих окружающих людей. Подчеркнуть яркость губ можно с помощью лака для ногтей соответствующего цвета.
Стиль НЭП любят также звезды мирового масштаба. Часто на красных дорожках можно увидеть известных актрис и певиц, появившихся перед объективами фотографов в наряде в стиле НЭП.
estemine.com
Мода НЭПа — VATNIKSTAN
Гражданская война закончилась, и население новой России вздохнуло с облегчением: можно было строить новую жизнь, а вместе с ней — создавать образ нового человека. Особенные фасоны одежды и обуви, радикальные стрижки стали символом НЭПа не меньше, чем кабаре с хитами про «Бублички» и «Мурку». Что носили модники 1920-х, кто шил им одежду и как мода связана с масштабными историческими событиями?
Как узнать НЭП: фасоны одежды и обуви, причёски
После революции и Гражданской войны жители России оказались в совершенно новой стране. Свободный образ образ жизни, эмансипация, отказ от буржуазных пережитков, ограниченность в средствах вместе с возможностью впервые за много лет покупать одежду определили модные тенденции. Люди хотели выглядеть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них способом заявить о себе в новой реальности. Впервые с 1917 года появилась возможность покупать одежду. Центром моды оставались Москва и Петербург, а несмотря на «всеобщее равенство», по внешнему виду легко было отличать богатых и бедных, работников государственных ведомств и предпринимателей-нэпманов.
Во время НЭПа свободная торговля ненадолго вернулась в Россию, но большинство людей всё равно не имели возможности покупать наряды — не было денег. Поэтому массово использовались дешёвые ткани: холст, грубое полотно, старая военная форма и солдатское сукно. В то же время новый облик должен был демонстрировать взгляды человека, его разрыв с прошлым и «освобождение». Символическое значение приобрёл красный цвет — его активно использовали в немногочисленных аксессуарах. А одним из главных символов 1920-х стала кожаная комиссарская куртка. Такие носили и мужчины, и женщины.
К примеру, очень узнаваемый образ чекиста в кожаной куртке и фуражке. В «Собачьем сердце» Булгакова Швондер и его команда посещают профессора Преображенского как раз в такой одежде. Казалось бы, откуда в бедной послевоенной стране столько кожи, что каждый новоявленный управленец мог получить куртку из неё? Ещё до Первой мировой войны в Российской империи пошили много кожаной формы для авиационных батальонов, но использовать не успели. После Октябрьской революции склады с ней нашли большевики и раздавали своим. Именно в этих куртках несколько десятилетий щеголяли комиссары.
Александр Родченко. Угол Кузнецкого и Петровки. Вид в сторону Театральной площади и магазина «Мюр и Мерилиз». 1926 год.Для повседневной мужской и женской одежды характерно полное отсутствие декоративных элементов: галстуков, бантов, рюшей. Всё это воспринималось как «буржуазный пережиток». В романе «Как закалялась сталь» героиню Тоню Туманову, появившуюся на комсомольском собрании в нарядном платье с рюшами, очень осудили:
Павла отозвал в сторону секретарь комсомола товарной пристани, плечистый парень в грубой брезентовой рубахе, грузчик Панкратов. Недружелюбно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: «…Вид-то у нее для нас неподходящий, на буржуазию похоже. Как её пропустили сюда?».
До революции приемлемым в высоких кругах считались только наряды, сшитые на заказ по меркам клиента. Покупка готовой одежды была уделом низших классов. Во время НЭПа подход меняется: покупать готовые наряды перестаёт быть зазорным, а многие модницы и вовсе блистали в платьях, сшитых из солдатского сукна собственными руками по моделям из журналов.
Из журнала «Домашняя портниха».Радикальнее всего изменилась женская мода. Главные признаки состоятельной модницы 1920-х: короткая стрижка с завитыми локонами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёркивало женственность очертаний), шляпка с вуалью и длинные перчатки. Среди украшений больше всего ценился жемчуг, хотя большинство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стремятся подражать балеринам и актрисам немого кино. Хорошим тоном считалось перетягивать грудь бинтами, чтобы сделать её плоской. Округлые формы наоборот считались неприличными. Это демонстративная гендерная унификация: желание подражать мужчинам, противопоставить себя старой «патриархальной» системе и во всём догнать мужчин.
Мода НЭПаНо такие наряды были доступны только очень узкому кругу состоятельных модниц. Менее богатые женщины одевались проще, но не менее революционно. Носили платья из холста, матерчатые куртки и ситцевые блузы, прямые юбки из солдатского сукна и даже мужские гимнастёрки. В мемуарах писательницы Надежды Тэффи упоминается, что в расход шли портьеры и занавески, простыни и другое постельное и столовое белье, скатерти и покрывала, полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе.
Большую популярность имели дешёвые крашеные меха (вспомните Эллочку-Людоедку). Не брезговали даже кошками (снова вспомним, как в «Собачьем сердце» Шариков занялся отловом кошек на шапки). Вместо шляпки с вуалью носили надвинутую на лоб красную косынку. Фасоны преимущественно прямые, неприталенные. Назначение аналогичное — подчеркнуть равноправие и освобождение.
Мода времён НЭПаОбувь была менее разнообразной, ведь шить её на дому труднее, чем одежду. Все обували сапоги, ботинки, парусиновые тапочки, резиновые боты.
Надежда Ламанова: для широких масс и звёзд кино
Первыми лицами моды были актрисы театра и немого кино, балерины и просто очень известные персоны широкого профиля. Например, Лиля Брик. Культурный бомонд мог пользоваться услугами дорогих портных и модельеров наряду с партийной элитой и разбогатевшими нэпманами.
Лиля БрикВ середине 20-х годов особым шиком считалось иметь наряды «от Ламановой». Известной портнихой Надежда Ламанова была и до революции: удостоена звания «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», то есть шила одежду императорской семьи и их приближённых.
«Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то „не сошлись характерами“ и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц».
Из воспоминаний Г. А. Лемана.
В 1920-е годы модельер начала создавать одежду «для широких масс» и её взгляды многим пришлись по вкусу. При создании фасонов Надежда Ламанова сочетала традиции народного костюма с потребностями современных женщин. Эти костюмы проектировались как недорогая одежда, украшенная народной вышивкой и другими видами отделки, позволяющими обогащать и разнообразить небогатый выбор тканей. Всё это находило отклик у публики. Интересно, что в разработке одежды «для народа» весьма активное участие принимали даже люди, весьма далёкие от моды. Например, нарком просвещения Луначарский.
Из журнала «Домашняя портниха».Другую важную часть работы Надежды Ламановой составляли театральные костюмы. Она же создала одежду для фильмов Эйзенштейна «Александр Невский», Александрова «Цирк» и Протазанова «Аэлита». Ламановой приходилось тяжело, хороших тканей катастрофически не хватало. Она много экспериментировала с формами и фасонами, не боялась радикальных решений. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на футуристичные откровенные наряды в «Аэлите». Несмотря на значительные заслуги в профессиональной деятельности, в марте 1928 года её лишили избирательных прав «как кустаря, имевшего двух наёмных мастериц».
«Аэлита». Костюмы Надежды Ламановой.«Аэлита». Костюмы Надежды Ламановой.Коллекция Веры Мухиной
Вера Мухина — создательница гранёного стакана и «Рабочего и колхозницы» — в 1920-е годы активно трудилась как модельер. Она создавала облик новой женщины: без корсетов, рюшей и бантов, самостоятельной, красивой и работящей. Ещё до революции Мухина начинала с костюмов для театральной сцены. Очень знаменито её эстрадное платье-бутон: белое приталенное платье с юбкой-тюльпаном нужно было сочетать с большой красной шляпой. Позже создала несколько нарядов в духе времени, сшить которые было по силам любой женщине даже из подручных материалов. В расход шли суровое полотно, головные платки, владимирские полотенца и солдатское сукно. Словом, всё, что в суровые годы женщины могли найти и превратить в модный шедевр.
Платье-бутон, Вера Мухина.Концепция моделей от Мухиной — это «удобный красивый костюм для работы и отдыха, который по силам сшить самостоятельно». К созданию выкроек, которые опубликованы в альбоме «Искусство в быту» (разработан совместно с Ламановой), Вера Мухина подходила также, как к созданию скульптур — конструктивистски. Например, она придумала платье-трансформер: его длину и рукава можно было менять по настроению владелицы.
В 1925 году коллекция платьев Мухиной появилась на выставке в Париже и получила Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Наряды демонстрировали Лиля Брик и её младшая сестра Эльза Триоле. Стиль «а-ля рус» с характерными фактурами и орнаментами так впечатлил иностранцев, что они, кажется, не заметили, что бусы пришлось изготовить из хлебного мякиша.
Лиля Брик и Эльза Триоле в костюмах Мухиной. Гран-при в Париже.Мухина будет творить моду вплоть до конца 1920-х, пока свободные веяния НЭПа не сменятся утилитарностью 1930-х. В эти годы она вернётся к театральным костюмам.
Мужская мода (франты и простолюдины, бедные и богатые)
В годы НЭПа состоятельные мужчины не отставали от дам и много внимания уделяли внешнему виду. Костюм мужчины, его внешний вид были тесно связаны со статусом. Состоятельные нэпманы, далёкие от ценностей военного коммунизма, не хотели быть одинаковыми. Они носили костюмы-визитки (полы сюртука расходятся конусом впереди, на одной пуговице) и классические смокинги, коверкотовые костюмы, куртки из бобрика, брюки-галифе или «оксфорд» (узкие по щиколотку). Из обуви — ботинки «джимми» или «бульдоги» с тупым носом. Головные уборы — шляпы «борсалино» и цилиндры. В середине 20-х годов эти вещи сравнительно доступны. Например, Даниил Хармс в сентябре 1926-го записал в своем дневнике: «Купил сапоги „Джим“ в Гостином дворе, Невская сторона, магазин 28».
Евгений Сузюмов (в центре) — председатель общества стенографов Пензы. Фото 1925 года.Такой костюм критиковала большая часть населения, а в прессе публиковали сатирические стихи и карикатуры про модников. Большинство мужчин одевались совершенно иначе. Многие донашивали старую военную форму, которую получили во время Гражданской войны. Основу их простого гардероба составляли гимнастёрки с широкими кожаными ремнями, косоворотки и холщовые, толстовки, в редких случаях — городские пиджаки и френчи. В массовой мужской моде изначально гораздо заметнее были тенденции унификации, одинаковости, которые выйдут на пик в 1930-е.
Выпускники учебного заведения при Гаврилов-Ямском льнокомбинате. 1920-е годы.Карикатура на нэпмана.Модные журналы: «Ателье», «Домашняя портниха», «Искусство одеваться»
После Гражданской войны в СССР хлынул поток иностранных модных журналов, откуда многие поспешили почерпнуть идеи для гардероба, с поправкой на дефицит тканей и необходимость шить самостоятельно. Но для большинства основным источником знаний о моде и выкроек стали советские журналы.
Журнал «Ателье», 1923 год.Первый советский отечественный журнал мод «Ателье» появился уже в 1923 году при новаторском «Ателье Мод». Его возглавила уже упоминавшаяся Надежда Ламанова. Цель — вернуть моду в СССР. С журналом согласились сотрудничать: художники Юрий Анненков, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Головин, Константин Сомов, Игорь Грабарь, скульптор Вера Мухина, поэт Анна Ахматова, историк искусств Николай Пунин. Здесь опубликовали не только модные новинки, но и довольно серьёзные материалы о свойствах тканей, их пластичности, важности конструирования одежды по фигуре. В первом номере журнала напечатали сразу 200 фотографий моделей. Тираж в 2 000 экземпляров разошёлся мгновенно. Но, к сожалению, этот номер стал последним: издавать его было дорого, к тому же партийное руководство оценило его как слишком «буржуазный».
Уже в 1925 году Ламанова совместно с Мухиной подготовили авангардный модный альбом «Искусство в быту», в котором представили 36 таблиц с несколькими женскими, мужскими и детскими нарядами, а также современной мебелью и даже детскими игрушками. Среди других популярных изданий: «Домашняя портниха», «Искусство одеваться», «Моды», «Журнал для хозяек». Они делились с читательницами модными тенденциями и выкройками для самостоятельного шитья.
Здесь и далее — страницы из альбома «Искусство в быту».Как ушла мода
Вместе со сворачиванием НЭПа усилились тенденции к унификации внешнего вида «советского человека». Одинаковая одежда без украшений, отказ от собственного стиля в пользу общего, утилитарность нарядов отражали перемены в обществе. Складывание тоталитаризма происходило не только в политике, оно коренным образом изменило и моду. Быть отличающимся стало не только неприлично, но и опасно. Никаких иных причин, кроме политических, уходу подобной моды нет. Прекращение свободной торговли отменило возможность подбирать одежду индивидуально, выбирать, что нравится. Дефицит тканей так и не удалось преодолеть. В 1930-е одежда приобретёт более милитаристский и спортивный характер.
Продолжение увлекательного рассказа о моде раннего советского времени — в следующей статье Виктории Мокиной «Мода эпохи 1930-х годов».
Автор статьи ведёт альманах «Капитель» об истории, искусстве и сегодняшнем дне.
www.vatnikstan.ru
в журналах и в жизни – Ярмарка Мастеров
1920-е годы не зря называют roaring twenties (бурные, шумные двадцатые). Это была пора бесшабашных танцев и коротких платьев, которые шокировали старшее поколение. Подумать только, еще каких-то 10-15 лет назад приличной женщине полагалось носить платье в пол и корсет. И вот молодые девицы не стесняются показывать коленки, задирают ноги в неприличных танцах, курят и — о ужас! — не носят корсетов. С 1920-го по 1928-й год продажи этого предмета туалета снизились на две трети.
Конечно, старшее поколение не поддавалось этой скандальной моде, но все же фасоны изменились кординально, и от этого было никуда не деться.
Итак, платья 1920-х годов.
1922 г.
1923 г.
1923-1924 годы.
1924 г.
1925 г.
Шанель. Повседневное платье.
Дом сестер Калло.
1926 г.
1926-1927 г.
1927 г. Вечерние наряды.
Актриса немого кино Джоан Кроуфорд.
Танцовщица показывает спрятанную под юбкой фляжку. Напомним, что в США это были времена Сухого Закона.
1928-1929 г.
1928-1929 г.
1929 г.
И небольшое видео о моде 1920-х годов.
О шляпках — в нашей предыдущей публикации.
www.livemaster.ru
мода двадцатых — с(т)ильные женщины
МОДА – капризная, однако, дама.
Впрочем, именно дамы испокон веков понимали её с-полуслова.
Людовик-Солнце пытался это переменить – ну да его эпоха и осталась эпохой чудачества.
С другой стороны – вот сейчас, с высоты нашего двадцать первого века, взираем мы на эстетику столетней давности, и она нам кажется не меньшим чудачеством!
АНОНС:
“Период 1919-1935 годов — переломный момент в истории моды. Именно в 1920-х годах в моду входят революционные тенденции — неестественная худоба и плоская грудь становятся эталонами женской фигуры.
Яркий, вычурный макияж в сочетании с темно-коричневым загаром очень быстро становятся нормой европейских и американских модниц начала ХХ века. Необыкновенную популярность приобретают разнообразные аксессуары: от изощренных декоративных брошек и ниток жемчуга до сигарет в длинном мундштуке.
Трендами этого времени становятся короткие стрижки, юбки чуть выше колена, глубокое декольте, разнообразные шляпки и туфли, украшенные пряжками и драгоценными камнями, и, конечно, джаз.
Женщины «золотых двадцатых» стали массово водить автомобиль, курить в обществе, а так же увлеклись мужской модой: начали носить смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок.
В 1921 году появились духи «Шанель № 5»,
а вслед за ними, в 1926, — маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века.
В моду входят орнаменты с изображением египетских мотивов: лотоса, скарабеев, Клеопатры, геометрические женские стрижки, напоминавшие египетские парики, платья удлиненного силуэта, ставшие популярными благодаря раскопкам гробниц Тутанхамона. Наряду с этими тенденциями в моде — китайский, африканский и русский стили.
Со временем всех эти направления и стили оформились в стиль – «ар деко»”
Что ж, посмотрим непредвзято на женщин и их вкусы в те памятные яркие годы джаза, дизеля, синематографа и абсента… Вперёд – в «Ревущие двадцатые»!
http://4room.surgut.info/showflat.php?Number=367651
«Это были годы подъема, Европа оправилась от военных тягот. Экономический рост, развитие промышленности — все формировало стиль «золотых двадцатых».
«Потерянное поколение», пережившее войну, спешило наверстать упущенное в бесконечных развлечениях.
В 1921 году состоялся первый в мировой истории конкурс красоты».
Знаток моды Евгения Ласкина пишет:
http://casual-info.ru/moda/wardrobe/detail.php?ID=2152
««Ревущие двадцатые», «золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые»
— как только не называли десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любой из этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, переживших первую мировую войну, желанием жить на «полную катушку»,
получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».
20-е годы — это переломный период в истории мировой моды. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды 20 века, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные 19 веку, от века двадцатого.
Военное время очень сильно повлияла на женское мировоззрение. Пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности и осваивать новые профессии.
Тяжелая работа на фабриках и заводах, уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функции пожарных, полицейских и т.д., изменили женский характер. Меняясь внутренне, женщины менялись и внешне.
Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи.
Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки –короче, замысловатые прически остались в прошлом.
Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот («траншейное пальто»), хорошо известный и любимый и по сей день, был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии.
Это универсальное изобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы.
Новый ритм послевоенной жизни продиктовал рождение нового стиля.
Женщины не хотели возвращаться к прежним модным стандартам. Их больше устраивал свободный силуэт платья — без корсета, укороченный, прямой, с мягкой заниженной талией, с застежками, перенесенными со спины на грудь, гораздо более удобный на работе, в городском транспорте, в очередях.
В 20-е годы получила широкое распространение новаторская застежка-молния»
Платья свободного покроя, шляпки-колокольцы
к слову — особого значения набирают пуговицы в отделке
Теперь — по конкретным проявлениям.
Скажем — Трикотаж
Этот материал стал модным открытием 20-х годов.
Непрестижная ткань, из которой еще в конце 19 века, шилось грубоватое белье, и мастерилась одежда простых людей из низов, взяла свое в веке 20-м. .
Из трикотажа стали делать буквально все – от купальников до пальто
http://silvercoffee.ru/articles/moda_20_godov.print.html
«…Электрические машинки и придуманная Фордом поточная линия совершили переворот в легкой промышленности. Стало возможно шить одежду массово, но это потребовало унифицирования покроя. Чтобы подходило как можно большему числу людей, покрой ста
den-king.livejournal.com
Советская мода в эпоху НЭПА
Распределение моды в советский период было неравномерным. Вся модная индустрия концентрировалась главным образом в столице. Большое количество портновских мастерских Москвы концентрировалось в Столешниковом переулке. Это известные мастерские сестёр Колмогоровых, Коппар, Нефёдовой, Грищенко… В 20 – е годы в Москве начинает работать школа художественной вышивки ателье дамских мод «Арс». Основательница – знаменитая Варвара Каринская. Первый салон, где можно было заказать изысканные туалеты, в те годы доступные немногим. Салон известен был и своей знаменитой чайной комнатой, куда захаживали знаменитости: Крымов, Лентулов, Качалов… В. Каринская разработала новую технологию вышивки и аппликации по ткани. Её ткани производили неизгладимое впечатление живописного полотна. Также она обладала уникальной коллекцией русской дворянской вышивки,
Балетные костюмы В. Каринской
которую собирала долгие годы. Позднее, она стала в Нью – Йорке хозяйкой знаменитого ателье и даже создавала костюмы для кинематографа и для балетных спектаклей.
Услугами дорогих портных и модельеров пользовалась определённая категория населения: партийная элита, разбогатевшие нэпманы, театральный бомонд и т. д. Особенно надо отметить, какой славой в середине 2о – х годов пользовались туалеты «от Ламановой».
А. Экстер, Н. Ламанова костюмы к фильму Я. Протазанова «Аэлита».
Надежда Петровна Ламанова была ещё до революции очень известной портнихой. Она была известной поставщицей Императорского двора и была очень популярной среди аристократии и артистического бомонда. В начале 20 века Ламанова выполняла заказы для театральных костюмов для Московского художественного театра, а также и для других театров. Она получала заказы и для кино, известно, что она активно сотрудничает с Эйзенштейном и Александровым. Знаменитыми клиентками Н. Ламановой были Вера Холодная, Ольга Книппер – Чехова, Мария Ермолова…
Продолжая активно работать в советской стране, Н. Ламанова вынуждена была приспосабливаться к тяжёлым условиям. Нехватка хороших, качественных тканей для работы не останавливают работу. Надежда Ламанова экспериментирует с льняными полотенцами, грубым домотканым холстом, даже использует одеяла. Свои модели она украшает изысканной вышивкой, делая даже в таких условиях неповторимые модели, которые неоднократно завоёвывали призы на международных выставках. Одежду от Ламановой с гордостью демонстрировали — муза В. Маяковского Л. Брик и её родная сестра, французская писательница Э. Триоле, а также киноактриса А. Хохлова.
Внутренний вид «Ателье Мод», Москва, Петровка
Надежда Ламанова заложила основы советского моделирования. Знаменитый девиз Н. Ламановой «Назначение, образ, ткань» остаётся актуальным и сегодня.
В 1923 году был создан «Центр по становлению нового советского костюма», позднее переименованный в «Ателье мод». Первый директор, Ольга Сеничева-Кащенко, вспоминала, как тяжело было работать ей, шестнадцатилетней девушке, которой был предоставлен кредит на возрождение ателье мод.
В новом экспериментальном «Ателье мод» всю творческую работу возглавляла Надежда Ламанова. Вместе с ней трудились такие выдающиеся художники, как Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Макарова, Евгения Пржибыльская. Выходит первый номер журнала «Ателье», где работают многие известные художники. В 1923 году на I Всероссийской художественно – промышленной выставке образцы моделей одежды, разработанные в Ателье мод Н. Ламановой были удостоены премий.
Модные силуэты журнала «Ателье»
В 1925 году проходила Всемирная выставка «Ар деко» в Париже. Вместе с работами Н. Ламановой представлены были модели Е. Пржибыльской, Н. Макаровой, племянницы
Л. Брик и Э. Триоле демонстрируют в Париже модели Н. Ламановой.
Ламановой, которая после возглавила Московский дом моделей, а также известного скульптора В. Мухиной. Эта коллективная работа была выставлена в Советском павильоне и получила гран – при за костюм, разработанный на основе народного искусства.
В 20 – е годы активно создаёт советскую моду ещё одна известная художница – Вера Степанова, жена А. Родченко. Она создавала неповторимые костюмы для театра В, Мейерхольда, а также увлекалась текстилем, который прекрасно подходил для моделей в кубистическом стиле. Интересны модели ещё одной художницы, Любови Поповой, которая училась у К. Юона, а затам в Париже. В начале 20 – х годов она работала в художественной мастерской Первой ситценабивной фабрики. Однако конструктивизм Поповой не был оценён по достоинству. Покупатель в 20 – е годы предпочитал ткани с традиционным рисунком.
Александра Александровна Экстер, уроженка Киева. В 1908 – 1914 годах она живёт и учится в Париже, затем активно выставляется в Москве. Она также активно сотрудничала с «Ателье мод», создавая модную кубистическую одежду с элементами исторического костюма. Также она была главным художником по костюмам Московского камерного театра.
В 1923 году выходит первый номер советского журнала мод «Ателье», созданный при «Ателье мод». В редакторской статье были изложены его главные цели и задачи: «Деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры». Знаменитые художники дали своё согласие на сотрудничество: Ю. Анненков, Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Сомов, В. Мухина…
Необходимо отметить, что имена известных художников стали появляться в журналах мод ещё в начале XX века. Многие интересные планы тогда так инее были реализованы.
Очень интересный материал публикует в журнале А. Экстер. Важное значение она придаёт правильности конструирования одежды, она должна идеально соответствовать формам и размерам тела.
Журнал «Ателье» 1923 г.
Также важное значение при разработке моделей уделялось пластическим свойствам самого материала. Также она писала о правильности разработки
одежды для рабочих, которая должна быть простой и удобной. Ею разработанные модели для дома и улицы отличаются оригинальностью и необычной цветовой гаммой, иногда она соединяет ткани контрастных цветов, предлагает оригинальный крой.
В. Мухина Пальто из солдатского сукна
Знаменитый советский скульптор Вера Мухина также активно сотрудничает с «Ателье». Выступая в качестве художника – модельера, она разрабатывает оригинальные модели.
В. Мухина Кафтан из полотенец.
Её знаменитое эстрадное платье – бутон поражает своею неповторимостью. Лёгкие белоснежные драпировки юбки напоминают лепестки цветка. Изящный женский силуэт с тростью в руке и в широкополой красной шляпе как далёкое эхо минувших эпох и
одновременно такой яркий и современный.
В. Мухина Эстрадное платье (платье – бутон) 1923 г.
На страницах первого номера журнала читатели увидели большое количество фотографий московских актрис и моделей. Коллекция 1922 – 1923 года, несмотря на экономические трудности, была просто потрясающей! На страницах журнала выступил режиссёр и драматург Н. Евреинов, В. фон Мекк, М. Юрьевская.
Журнал «Ателье» вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех. В конце журнал был дан «Обзор модных течений из иностранных журналов». Однако, этот прекрасный номер стал и последним. Неоднозначная оценка журнала в прессе, экономические трудности, смена руководства «Ателье мод» , и журнал перестал существовать. На смену этому изданию приходят другие, уже в 1928 году начинает выходить журнал мод «Искусство одеваться», который имел много очень интересных рубрик.
Л. Брик 20 – е годы
В эпоху НЭПа все советские модницы подражали актрисам немого кино. Среди них Ольга
Жизнёва, Вера Малиновская, Юлия Солнцева, Лилия Брик, Белла Белецкая, Тамара Кемарская и др. Они были первыми проводницами зарубежной моды, которая предлагала платья с заниженной талией для стройной фигуры.
В моде были различные искусственные цветы, нити жемчуга, высокие ботиночки на
шнуровке, каракулевые жакеты и меховые горжетки. Важный аксессуар модницы – шляпка!
Журнал мод 20 – х годов.
НЭП изменил моду и на мужскую одежду. В этот период снова появляются визитки и смокинги, коверкотовые костюмы, шляпы «борсалино» и цилиндры. Такой костюм советского человека вызывал критику у большей части населения, в прессе даже появлялись сатирические стихи. В конце 20 – х годов постепенно сокращаются публикации иностранных моделей в советских журналах мод, так как советский человек был очень далёк от мира роскоши. Поэтому, в Москве в 1929 году была открыта Швейная фабрика № 2, которая позднее была преобразована в знаменитое швейное объединение «Большевичка».
kv-journal.su
Российская мода в период НЭПа. Ч2 | Блогер luciana на сайте SPLETNIK.RU 28 июля 2009
Опубликовано пользователем сайта
Мода lucianaВ соответствии с господствовавшей в советском государстве идеологией, женщина должна была восприниматься как боевой товарищ, коллега, соратник в борьбе за построение социализма. Однако, определенные параллели между развитием русского стиля на Западе и в России все-таки можно провести. Они связаны с работой двух талантливых российских художниц Степановой и Поповой. Не имея своего Дома моды, они реализовывали свой творческий потенциал в театральных костюмах и в эскизах для журналов. Хотя эти идеи не получили воплощения в материале, в их эскизах разрабатывается актуальная тогда для всего мира русская народная тема. Одной из важных новинок в русской моде 1920-х гг. был спортивный конструктивизм. В этом направлении явно ощущалось влияние архитектуры конструктивизма, представленной в России творчеством Ле Корбюзье, Родченко, Татлина и др. Модным элементом костюма, выдержанном в этом направлении, был, например, купальный костюм. В эпоху НЭПа (1921–1929) в СССР активизировалось немое кино, и появились первые отечественные кинозвезды, ставшие всеобщими эталонами красоты – Ольга Жизнева, Вера Малиновская, Анель Судакевич, Анна Стен и др. Успех этих актрис был локален и не выходил за границы Советской России. В своем имидже и гриме они подражали западным, голливудским образцам. Под влиянием НЭПа стали вновь открываться модные ателье. Наиболее распространенным видом их изделий были платья в стиле «чарльстон» с заниженной талией, отделанные вышивкой или аппликацией; возродилось множество шляпных мастерских. Основной потребительницей моды того времени была нэпманша – обеспеченная женщина, не отягощенная излишним культурным багажом, но зачастую отягощенная лишним весом. И соответствующие черты не замедлили проявиться в самой моде: из нее исчезла грация. Все модели 1920-х гг. выглядят бесформенно и мешковато; низкая талия подчеркивает живот. Обращает на себя внимание простота обуви и причесок, отсутствие или минимальное количество аксессуаров.
Оставьте свой голос:www.spletnik.ru