Платье в стиле нэп – Стиль НЭП

Мода в стиле НЭП 1920е годы: фото, особенности стиля

Стиль НЭП передаёт традиции прошлого в современной моде. Он переносит в наше время традиции, актуальные для моды 20-х годов прошлого века. В настоящее время, стиль НЭП востребован и популярен, он занимает первые позиции среди ряда направлений. Современные модницы любят ретро и винтаж, поэтому мода НЭП и 1920х годов снова переживает пик популярности.

Многие модельеры и дизайнеры разрабатывают вещи, украшения и различные аксессуары в стиле прошлого. Их главный девиз: все новое — это хорошо забытое старое. Ниже в статье представлены винтажные и современные фото моды НЭП и 1920х годов для вдохновения.

Мода 1920х: отличительные особенности

Каждое десятилетие имеет свои особенные черты и направления в мире моды. 20-е годы отличались особыми модными веяниями.

Главные черты направления моды НЭП и 1920х – это, как правило платья, с низкой талией, необычные прически на короткие волосы, шляпки и вуали, перчатки, яркая помада, жемчуг и другие особые атрибуты. Но самое важное — это хрупкий образ сильной женщины.

Классическая прическа должна быть утонченной. Волосы обязательно должны быть короткими и завитыми гладкими волнами. Дама будет выглядеть более элегантно, если добавит к наряду длинные перчатки.

Главный предмет гардероба для стиля НЭП – это платье. Предпочтительно, если оно будет изготовлено из шелка, и иметь заниженную талию. Длина платья должна достигать уровня колена и ниже.

Украсить платье смогут правильно подобранные аксессуары. Во-первых, это маленькая облегающая шапочка. Также можно использовать платки. Для вечерних выходов лучше приобрести элегантную шляпку с вуалью — мода в стиле 1920х и НЭП была очень внимательна к этому аксессуару.

Во-вторых, к платью стоит подобрать фильдеперсовые чулки. Кроме этого, можно украсить наряд с помощью кружева.

Среди украшений первое место занимает жемчуг. Жемчужных украшений у девушки должно быть много. Нить жемчуга придаст образу дамы утонченности, благородства и женственности.

Закончить образ поможет макияж. Главное в макияже, сделанном в стиле НЭП – это губная помада. Преобладающим цветом должен быть насыщенно красный.

Губная помада привлечет внимание многих окружающих людей. Подчеркнуть яркость губ можно с помощью лака для ногтей соответствующего цвета.

Стиль НЭП любят также звезды мирового масштаба. Часто на красных дорожках можно увидеть известных актрис и певиц, появившихся перед объективами фотографов в наряде в стиле НЭП.

estemine.com

Мода НЭПа — VATNIKSTAN

Граж­дан­ская война закон­чи­лась, и насе­ле­ние новой России вздох­нуло с облег­че­нием: можно было стро­ить новую жизнь, а вместе с ней — созда­вать образ нового чело­века. Особен­ные фасоны одежды и обуви, ради­каль­ные стрижки стали симво­лом НЭПа не меньше, чем кабаре с хитами про «Бублички» и «Мурку». Что носили модники 1920-х, кто шил им одежду и как мода связана с масштаб­ными исто­ри­че­скими собы­ти­ями?


Как узнать НЭП: фасоны одежды и обуви, причёски

После рево­лю­ции и Граж­дан­ской войны жители России оказа­лись в совер­шенно новой стране. Свобод­ный образ образ жизни, эман­си­па­ция, отказ от буржу­аз­ных пере­жит­ков, огра­ни­чен­ность в сред­ствах вместе с возмож­но­стью впер­вые за много лет поку­пать одежду опре­де­лили модные тенден­ции. Люди хотели выгля­деть и одеваться по-новому: костюмы и причёски стали для них спосо­бом заявить о себе в новой реаль­но­сти. Впер­вые с 1917 года появи­лась возмож­ность поку­пать одежду. Центром моды оста­ва­лись Москва и Петер­бург, а несмотря на «всеоб­щее равен­ство», по внеш­нему виду легко было отли­чать бога­тых и бедных, работ­ни­ков госу­дар­ствен­ных ведомств и пред­при­ни­ма­те­лей-нэпма­нов.

Москва, 1920-е. Беспри­зор­ник в рядах улич­ных торгов­цев.

Во время НЭПа свобод­ная торговля нена­долго верну­лась в Россию, но боль­шин­ство людей всё равно не имели возмож­но­сти поку­пать наряды — не было денег. Поэтому массово исполь­зо­ва­лись дешё­вые ткани: холст, грубое полотно, старая воен­ная форма и солдат­ское сукно. В то же время новый облик должен был демон­стри­ро­вать взгляды чело­века, его разрыв с прошлым и «осво­бож­де­ние». Симво­ли­че­ское значе­ние приоб­рёл крас­ный цвет — его активно исполь­зо­вали в немно­го­чис­лен­ных аксес­су­а­рах. А одним из глав­ных симво­лов 1920-х стала кожа­ная комис­сар­ская куртка. Такие носили и мужчины, и женщины.

К примеру, очень узна­ва­е­мый образ чеки­ста в кожа­ной куртке и фуражке. В «Соба­чьем сердце» Булга­кова Швон­дер и его команда посе­щают профес­сора Преоб­ра­жен­ского как раз в такой одежде. Каза­лось бы, откуда в бедной после­во­ен­ной стране столько кожи, что каждый ново­яв­лен­ный управ­ле­нец мог полу­чить куртку из неё? Ещё до Первой миро­вой войны в Россий­ской импе­рии пошили много кожа­ной формы для авиа­ци­он­ных бата­льо­нов, но исполь­зо­вать не успели. После Октябрь­ской рево­лю­ции склады с ней нашли боль­ше­вики и разда­вали своим. Именно в этих курт­ках несколько деся­ти­ле­тий щего­ляли комис­сары.

Алек­сандр Родченко. Угол Кузнец­кого и Петровки. Вид в сторону Теат­раль­ной площади и мага­зина «Мюр и Мери­лиз». 1926 год.

Для повсе­днев­ной мужской и женской одежды харак­терно полное отсут­ствие деко­ра­тив­ных элемен­тов: галсту­ков, бантов, рюшей. Всё это воспри­ни­ма­лось как «буржу­аз­ный пере­жи­ток». В романе «Как зака­ля­лась сталь» геро­иню Тоню Тума­нову, появив­шу­юся на комсо­моль­ском собра­нии в наряд­ном платье с рюшами, очень осудили:

Павла отозвал в сторону секре­тарь комсо­мола товар­ной пристани, плечи­стый парень в грубой брезен­то­вой рубахе, груз­чик Панкра­тов. Недру­же­любно глянул на Павла; скосив глаза на Тоню, сказал: «…Вид-то у нее для нас непод­хо­дя­щий, на буржу­а­зию похоже. Как её пропу­стили сюда?».

До рево­лю­ции прием­ле­мым в высо­ких кругах счита­лись только наряды, сшитые на заказ по меркам клиента. Покупка гото­вой одежды была уделом низших клас­сов. Во время НЭПа подход меня­ется: поку­пать гото­вые наряды пере­стаёт быть зазор­ным, а многие модницы и вовсе блистали в платьях, сшитых из солдат­ского сукна собствен­ными руками по моде­лям из журна­лов.

Из журнала «Домаш­няя порт­ниха».

Ради­каль­нее всего изме­ни­лась женская мода. Глав­ные признаки состо­я­тель­ной модницы 1920-х: корот­кая стрижка с зави­тыми локо­нами, прямое платье с низкой талией (чтобы не подчёр­ки­вало женствен­ность очер­та­ний), шляпка с вуалью и длин­ные перчатки. Среди укра­ше­ний больше всего ценился жемчуг, хотя боль­шин­ство носили подделку. В моду входит худоба, многие женщины стре­мятся подра­жать бале­ри­нам и актри­сам немого кино. Хоро­шим тоном счита­лось пере­тя­ги­вать грудь бинтами, чтобы сделать её плос­кой. Округ­лые формы наобо­рот счита­лись непри­лич­ными. Это демон­стра­тив­ная гендер­ная унифи­ка­ция: жела­ние подра­жать мужчи­нам, проти­во­по­ста­вить себя старой «патри­ар­халь­ной» системе и во всём догнать мужчин.

Мода НЭПа

Но такие наряды были доступны только очень узкому кругу состо­я­тель­ных модниц. Менее бога­тые женщины одева­лись проще, но не менее рево­лю­ци­онно. Носили платья из холста, матер­ча­тые куртки и ситце­вые блузы, прямые юбки из солдат­ского сукна и даже мужские гимна­стёрки. В мему­а­рах писа­тель­ницы Надежды Тэффи упоми­на­ется, что в расход шли портьеры и зана­вески, простыни и другое постель­ное и столо­вое белье, скатерти и покры­вала, поло­са­тый матрас­ный тик, как впро­чем, и любые другие ткани, исполь­зо­вав­ши­еся в домаш­нем обиходе.

Боль­шую попу­ляр­ность имели дешё­вые краше­ные меха (вспом­ните Эллочку-Людо­едку). Не брез­го­вали даже кошками (снова вспом­ним, как в «Соба­чьем сердце» Шари­ков занялся отло­вом кошек на шапки). Вместо шляпки с вуалью носили надви­ну­тую на лоб крас­ную косынку. Фасоны преиму­ще­ственно прямые, непри­та­лен­ные. Назна­че­ние анало­гич­ное — подчерк­нуть равно­пра­вие и осво­бож­де­ние.

Мода времён НЭПа

Обувь была менее разно­об­раз­ной, ведь шить её на дому труд­нее, чем одежду. Все обували сапоги, ботинки, пару­си­но­вые тапочки, рези­но­вые боты.

Надежда Ламанова: для широких масс и звёзд кино

Первыми лицами моды были актрисы театра и немого кино, бале­рины и просто очень извест­ные персоны широ­кого профиля. Напри­мер, Лиля Брик. Куль­тур­ный бомонд мог поль­зо­ваться услу­гами доро­гих порт­ных и моде­лье­ров наряду с партий­ной элитой и разбо­га­тев­шими нэпма­нами.

Лиля Брик

В сере­дине 20-х годов особым шиком счита­лось иметь наряды «от Лама­но­вой». Извест­ной порт­ни­хой Надежда Лама­нова была и до рево­лю­ции: удосто­ена звания «Постав­щик Двора Ея Импе­ра­тор­ского Вели­че­ства», то есть шила одежду импе­ра­тор­ской семьи и их прибли­жён­ных.

«Она обна­ру­жила огром­ный вкус, и посте­пенно стала одевать дам самых высо­ких и самых бога­тых кругов москов­ского обще­ства. У неё стали одеваться не только дамы москов­ского купе­че­ства, но и аристо­кра­тия, так, в част­но­сти, она одевала вели­кую княгиню Елиза­вету Федо­ровну, жену москов­ского гене­рал-губер­на­тора вели­кого князя Сергея Алек­сан­дро­вича, родную сестру госу­да­рыни. Была она пригла­шена также и к самой царице, но они как-то „не сошлись харак­те­рами“ и это отно­ше­ние оборва­лось. Дело Надежды Петровны настолько разрос­лось, что посте­пенно у неё стало 300 масте­риц».
Из воспо­ми­на­ний Г. А. Лемана.

В 1920-е годы моде­льер начала созда­вать одежду «для широ­ких масс» и её взгляды многим пришлись по вкусу. При созда­нии фасо­нов Надежда Лама­нова соче­тала тради­ции народ­ного костюма с потреб­но­стями совре­мен­ных женщин. Эти костюмы проек­ти­ро­ва­лись как недо­ро­гая одежда, укра­шен­ная народ­ной вышив­кой и другими видами отделки, позво­ля­ю­щими обога­щать и разно­об­ра­зить небо­га­тый выбор тканей. Всё это нахо­дило отклик у публики. Инте­ресно, что в разра­ботке одежды «для народа» весьма актив­ное участие прини­мали даже люди, весьма далё­кие от моды. Напри­мер, нарком просве­ще­ния Луна­чар­ский.

Из журнала «Домаш­няя порт­ниха».

Другую важную часть работы Надежды Лама­но­вой состав­ляли теат­раль­ные костюмы. Она же создала одежду для филь­мов Эйзен­штейна «Алек­сандр Невский», Алек­сан­дрова «Цирк» и Прота­за­нова «Аэлита». Лама­но­вой прихо­ди­лось тяжело, хоро­ших тканей ката­стро­фи­че­ски не хватало. Она много экспе­ри­мен­ти­ро­вала с формами и фасо­нами, не боялась ради­каль­ных реше­ний. Чтобы убедиться в этом, доста­точно взгля­нуть на футу­ри­стич­ные откро­вен­ные наряды в «Аэлите». Несмотря на значи­тель­ные заслуги в профес­си­о­наль­ной деятель­но­сти, в марте 1928 года её лишили изби­ра­тель­ных прав «как кустаря, имев­шего двух наём­ных масте­риц».

«Аэлита». Костюмы Надежды Лама­но­вой.«Аэлита». Костюмы Надежды Лама­но­вой.
Коллекция Веры Мухиной

Вера Мухина — созда­тель­ница гранё­ного стакана и «Рабо­чего и колхоз­ницы» — в 1920-е годы активно труди­лась как моде­льер. Она созда­вала облик новой женщины: без корсе­тов, рюшей и бантов, само­сто­я­тель­ной, краси­вой и рабо­тя­щей. Ещё до рево­лю­ции Мухина начи­нала с костю­мов для теат­раль­ной сцены. Очень знаме­нито её эстрад­ное платье-бутон: белое прита­лен­ное платье с юбкой-тюль­па­ном нужно было соче­тать с боль­шой крас­ной шляпой. Позже создала несколько наря­дов в духе времени, сшить кото­рые было по силам любой женщине даже из подруч­ных мате­ри­а­лов. В расход шли суро­вое полотно, голов­ные платки, влади­мир­ские поло­тенца и солдат­ское сукно. Словом, всё, что в суро­вые годы женщины могли найти и превра­тить в модный шедевр.

Платье-бутон, Вера Мухина.

Концеп­ция моде­лей от Мухи­ной — это «удоб­ный краси­вый костюм для работы и отдыха, кото­рый по силам сшить само­сто­я­тельно». К созда­нию выкроек, кото­рые опуб­ли­ко­ваны в альбоме «Искус­ство в быту» (разра­бо­тан совместно с Лама­но­вой), Вера Мухина подхо­дила также, как к созда­нию скульп­тур — конструк­ти­вист­ски. Напри­мер, она приду­мала платье-транс­фор­мер: его длину и рукава можно было менять по настро­е­нию владе­лицы.

В 1925 году коллек­ция платьев Мухи­ной появи­лась на выставке в Париже и полу­чила Гран-при «за наци­о­наль­ную само­быт­ность в соче­та­нии с совре­мен­ным модным направ­ле­нием». Наряды демон­стри­ро­вали Лиля Брик и её млад­шая сестра Эльза Триоле. Стиль «а-ля рус» с харак­тер­ными факту­рами и орна­мен­тами так впечат­лил иностран­цев, что они, кажется, не заме­тили, что бусы пришлось изго­то­вить из хлеб­ного мякиша.

Лиля Брик и Эльза Триоле в костю­мах Мухи­ной. Гран-при в Париже.

Мухина будет творить моду вплоть до конца 1920-х, пока свобод­ные веяния НЭПа не сменятся утили­тар­но­стью 1930-х. В эти годы она вернётся к теат­раль­ным костю­мам.

Мужская мода (франты и простолюдины, бедные и богатые)

В годы НЭПа состо­я­тель­ные мужчины не отста­вали от дам и много внима­ния уделяли внеш­нему виду. Костюм мужчины, его внеш­ний вид были тесно связаны со стату­сом. Состо­я­тель­ные нэпманы, далё­кие от ценно­стей воен­ного комму­низма, не хотели быть одина­ко­выми. Они носили костюмы-визитки (полы сюртука расхо­дятся кону­сом впереди, на одной пуго­вице) и клас­си­че­ские смокинги, ковер­ко­то­вые костюмы, куртки из бобрика, брюки-галифе или «оксфорд» (узкие по щико­лотку). Из обуви — ботинки «джимми» или «буль­доги» с тупым носом. Голов­ные уборы — шляпы «борса­лино» и цилин­дры. В сере­дине 20-х годов эти вещи срав­ни­тельно доступны. Напри­мер, Даниил Хармс в сентябре 1926-го запи­сал в своем днев­нике: «Купил сапоги „Джим“ в Гости­ном дворе, Невская сторона, мага­зин 28».

Евге­ний Сузю­мов (в центре) — пред­се­да­тель обще­ства стено­гра­фов Пензы. Фото 1925 года.

Такой костюм крити­ко­вала боль­шая часть насе­ле­ния, а в прессе публи­ко­вали сати­ри­че­ские стихи и кари­ка­туры про модни­ков. Боль­шин­ство мужчин одева­лись совер­шенно иначе. Многие дона­ши­вали старую воен­ную форму, кото­рую полу­чили во время Граж­дан­ской войны. Основу их простого гарде­роба состав­ляли гимна­стёрки с широ­кими кожа­ными ремнями, косо­во­ротки и холщо­вые, толстовки, в редких случаях — город­ские пиджаки и френчи. В массо­вой мужской моде изна­чально гораздо замет­нее были тенден­ции унифи­ка­ции, одина­ко­во­сти, кото­рые выйдут на пик в 1930-е.

Выпуск­ники учеб­ного заве­де­ния при Гаври­лов-Ямском льно­ком­би­нате. 1920-е годы.Кари­ка­тура на нэпмана.
Модные журналы: «Ателье», «Домашняя портниха», «Искусство одеваться»

После Граж­дан­ской войны в СССР хлынул поток иностран­ных модных журна­лов, откуда многие поспе­шили почерп­нуть идеи для гарде­роба, с поправ­кой на дефи­цит тканей и необ­хо­ди­мость шить само­сто­я­тельно. Но для боль­шин­ства основ­ным источ­ни­ком знаний о моде и выкроек стали совет­ские журналы.

Журнал «Ателье», 1923 год.

Первый совет­ский отече­ствен­ный журнал мод «Ателье» появился уже в 1923 году при нова­тор­ском «Ателье Мод». Его возгла­вила уже упоми­нав­ша­яся Надежда Лама­нова. Цель — вернуть моду в СССР. С журна­лом согла­си­лись сотруд­ни­чать: худож­ники Юрий Аннен­ков, Борис Кусто­диев, Кузьма Петров-Водкин, Алек­сандр Голо­вин, Констан­тин Сомов, Игорь Грабарь, скуль­птор Вера Мухина, поэт Анна Ахма­това, исто­рик искусств Нико­лай Пунин. Здесь опуб­ли­ко­вали не только модные новинки, но и довольно серьёз­ные мате­ри­алы о свой­ствах тканей, их пластич­но­сти, важно­сти констру­и­ро­ва­ния одежды по фигуре. В первом номере журнала напе­ча­тали сразу 200 фото­гра­фий моде­лей. Тираж в 2 000 экзем­пля­ров разо­шёлся мгно­венно. Но, к сожа­ле­нию, этот номер стал послед­ним: изда­вать его было дорого, к тому же партий­ное руко­вод­ство оценило его как слиш­ком «буржу­аз­ный».

Уже в 1925 году Лама­нова совместно с Мухи­ной подго­то­вили аван­гард­ный модный альбом «Искус­ство в быту», в кото­ром пред­ста­вили 36 таблиц с несколь­кими женскими, мужскими и детскими наря­дами, а также совре­мен­ной мебе­лью и даже детскими игруш­ками. Среди других попу­ляр­ных изда­ний: «Домаш­няя порт­ниха», «Искус­ство одеваться», «Моды», «Журнал для хозяек». Они дели­лись с чита­тель­ни­цами модными тенден­ци­ями и выкрой­ками для само­сто­я­тель­ного шитья.

Здесь и далее — стра­ницы из альбома «Искус­ство в быту».

Как ушла мода

Вместе со свора­чи­ва­нием НЭПа усили­лись тенден­ции к унифи­ка­ции внеш­него вида «совет­ского чело­века». Одина­ко­вая одежда без укра­ше­ний, отказ от собствен­ного стиля в пользу общего, утили­тар­ность наря­дов отра­жали пере­мены в обще­стве. Скла­ды­ва­ние тота­ли­та­ризма проис­хо­дило не только в поли­тике, оно корен­ным обра­зом изме­нило и моду. Быть отли­ча­ю­щимся стало не только непри­лично, но и опасно. Ника­ких иных причин, кроме поли­ти­че­ских, уходу подоб­ной моды нет. Прекра­ще­ние свобод­ной торговли отме­нило возмож­ность подби­рать одежду инди­ви­ду­ально, выби­рать, что нравится. Дефи­цит тканей так и не удалось преодо­леть. В 1930-е одежда приоб­ре­тёт более мили­та­рист­ский и спор­тив­ный харак­тер.


Продол­же­ние увле­ка­тель­ного рассказа о моде раннего совет­ского времени — в следу­ю­щей статье Викто­рии Моки­ной «Мода эпохи 1930-х годов».

Автор статьи ведёт альма­нах «Капи­тель» об исто­рии, искус­стве и сего­дняш­нем дне.

www.vatnikstan.ru

в журналах и в жизни – Ярмарка Мастеров

1920-е годы не зря называют roaring twenties (бурные, шумные двадцатые). Это была пора бесшабашных танцев и коротких платьев, которые шокировали старшее поколение. Подумать только, еще каких-то 10-15 лет назад приличной женщине полагалось носить платье в пол и корсет. И вот молодые девицы не стесняются показывать коленки, задирают ноги в неприличных танцах, курят и — о ужас! — не носят корсетов. С 1920-го по 1928-й год продажи этого предмета туалета снизились на две трети.

Конечно, старшее поколение не поддавалось этой скандальной моде, но все же фасоны изменились кординально, и от этого было никуда не деться.

Итак, платья 1920-х годов.

1922 г.

1923 г.

1923-1924 годы.

1924 г.

1925 г.

Шанель. Повседневное платье.

Дом сестер Калло.

1926 г.

1926-1927 г.

1927 г. Вечерние наряды.

Актриса немого кино Джоан Кроуфорд.

Танцовщица показывает спрятанную под юбкой фляжку. Напомним, что в США это были времена Сухого Закона.

1928-1929 г.

1928-1929 г.

1929 г.

И небольшое видео о моде 1920-х годов.

О шляпках — в нашей предыдущей публикации.

www.livemaster.ru

мода двадцатых — с(т)ильные женщины


МОДА – капризная, однако, дама.
Впрочем, именно дамы испокон веков понимали её с-полуслова.
Людовик-Солнце пытался это переменить – ну да его эпоха и осталась эпохой чудачества.
С другой стороны – вот сейчас, с высоты нашего двадцать первого века, взираем мы на эстетику столетней давности, и она нам кажется не меньшим чудачеством!

АНОНС:
“Период 1919-1935 годов — переломный момент в истории моды. Именно в 1920-х годах в моду входят революционные тенденции — неестественная худоба и плоская грудь становятся эталонами женской фигуры.
Яркий, вычурный макияж в сочетании с темно-коричневым загаром очень быстро становятся нормой европейских и американских модниц начала ХХ века. Необыкновенную популярность приобретают разнообразные аксессуары: от изощренных декоративных брошек и ниток жемчуга до сигарет в длинном мундштуке.
Трендами этого времени становятся короткие стрижки, юбки чуть выше колена, глубокое декольте, разнообразные шляпки и туфли, украшенные пряжками и драгоценными камнями, и, конечно, джаз.
Женщины «золотых двадцатых» стали массово водить автомобиль, курить в обществе, а так же увлеклись мужской модой: начали носить смокинги, брючные костюмы, сорочки и галстуки, шляпы и кашне, закрытые туфли типа мужских полуботинок.
В 1921 году появились духи «Шанель № 5»,
а вслед за ними, в 1926, — маленькое черное платье – самая знаменитая модель ХХ века.

В моду входят орнаменты с изображением египетских мотивов: лотоса, скарабеев, Клеопатры, геометрические женские стрижки, напоминавшие египетские парики, платья удлиненного силуэта, ставшие популярными благодаря раскопкам гробниц Тутанхамона. Наряду с этими тенденциями в моде — китайский, африканский и русский стили.

Со временем всех эти направления и стили оформились в стиль – «ар деко»”

Что ж, посмотрим непредвзято на женщин и их вкусы в те памятные яркие годы джаза, дизеля, синематографа и абсента… Вперёд – в «Ревущие двадцатые»!


http://4room.surgut.info/showflat.php?Number=367651
«Это были годы подъема, Европа оправилась от военных тягот. Экономический рост, развитие промышленности — все формировало стиль «золотых двадцатых».
«Потерянное поколение», пережившее войну, спешило наверстать упущенное в бесконечных развлечениях.
В 1921 году состоялся первый в мировой истории конкурс красоты».

Знаток моды Евгения Ласкина пишет:
http://casual-info.ru/moda/wardrobe/detail.php?ID=2152
««Ревущие двадцатые», «золотые двадцатые», «сумасшедшие двадцатые»
— как только не называли десятилетие, пришедшее на смену периоду великих испытаний и потрясений. Любой из этих эпитетов подчеркивал особенность наступившего времени с его необыкновенной жизненной энергией, с новыми надеждами, появившимися у людей, переживших первую мировую войну, желанием жить на «полную катушку»,
получать наслаждение и веселиться так, словно каждый в душе уже понимал, что вскоре мир вновь окажется на «пороге беды».

20-е годы — это переломный период в истории мировой моды. Первая мировая война, оказавшая огромное влияние на формирование моды 20 века, провела четкую границу, отделив понятия, мода и стиль, свойственные 19 веку, от века двадцатого.

Военное время очень сильно повлияла на женское мировоззрение. Пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности и осваивать новые профессии.
Тяжелая работа на фабриках и заводах, уход за ранеными в госпиталях, рытье траншей, необходимость выполнять функции пожарных, полицейских и т.д., изменили женский характер. Меняясь внутренне, женщины менялись и внешне.

Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи.
Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки –короче, замысловатые прически остались в прошлом.

Одежда, которую шили для военных, приживалась и в повседневной тыловой жизни. Например, плащ тренчкот («траншейное пальто»), хорошо известный и любимый и по сей день, был предложен в качестве обмундирования солдатам британской армии.
Это универсальное изобретение Томаса Бёрберри, сшитое в то время из водонепроницаемого габардина, женщины продолжали носить и в мирные 20-е годы.

Новый ритм послевоенной жизни продиктовал рождение нового стиля.
Женщины не хотели возвращаться к прежним модным стандартам. Их больше устраивал свободный силуэт платья — без корсета, укороченный, прямой, с мягкой заниженной талией, с застежками, перенесенными со спины на грудь, гораздо более удобный на работе, в городском транспорте, в очередях.
В 20-е годы получила широкое распространение новаторская застежка-молния»


Платья свободного покроя, шляпки-колокольцы
к слову — особого значения набирают пуговицы в отделке

Теперь — по конкретным проявлениям.
Скажем — Трикотаж
Этот материал стал модным открытием 20-х годов.
Непрестижная ткань, из которой еще в конце 19 века, шилось грубоватое белье, и мастерилась одежда простых людей из низов, взяла свое в веке 20-м. .


Из трикотажа стали делать буквально все – от купальников до пальто
http://silvercoffee.ru/articles/moda_20_godov.print.html
«…Электрические машинки и придуманная Фордом поточная линия совершили переворот в легкой промышленности. Стало возможно шить одежду массово, но это потребовало унифицирования покроя. Чтобы подходило как можно большему числу людей, покрой ста

den-king.livejournal.com

Советская мода в эпоху НЭПА

Распределение моды в советский период было неравномерным. Вся модная индустрия концентрировалась главным образом в столице. Большое количество портновских мастерских Москвы концентрировалось в Столешниковом переулке. Это известные мастерские сестёр Колмогоровых, Коппар, Нефёдовой, Грищенко… В 20 – е годы в Москве начинает работать школа художественной вышивки ателье дамских мод «Арс». Основательница – знаменитая Варвара Каринская. Первый салон, где можно было заказать изысканные туалеты, в те годы доступные немногим. Салон известен был и своей знаменитой чайной комнатой, куда захаживали знаменитости: Крымов, Лентулов, Качалов… В. Каринская разработала новую технологию вышивки и аппликации по ткани. Её ткани производили неизгладимое впечатление живописного полотна. Также она обладала уникальной коллекцией русской дворянской вышивки,


Балетные костюмы В. Каринской

которую собирала долгие годы. Позднее, она стала в Нью – Йорке хозяйкой знаменитого ателье и даже создавала костюмы для кинематографа и для балетных спектаклей.
Услугами дорогих портных и модельеров пользовалась определённая категория населения: партийная элита, разбогатевшие нэпманы, театральный бомонд и т. д. Особенно надо отметить, какой славой в середине 2о – х годов пользовались туалеты «от Ламановой».


А. Экстер, Н. Ламанова костюмы к фильму Я. Протазанова «Аэлита».

Надежда Петровна Ламанова была ещё до революции очень известной портнихой. Она была известной поставщицей Императорского двора и была очень популярной среди аристократии и артистического бомонда. В начале 20 века Ламанова выполняла заказы для театральных костюмов для Московского художественного театра, а также и для других театров. Она получала заказы и для кино, известно, что она активно сотрудничает с Эйзенштейном и Александровым. Знаменитыми клиентками Н. Ламановой были Вера Холодная, Ольга Книппер – Чехова, Мария Ермолова…
Продолжая активно работать в советской стране, Н. Ламанова вынуждена была приспосабливаться к тяжёлым условиям. Нехватка хороших, качественных тканей для работы не останавливают работу. Надежда Ламанова экспериментирует с льняными полотенцами, грубым домотканым холстом, даже использует одеяла. Свои модели она украшает изысканной вышивкой, делая даже в таких условиях неповторимые модели, которые неоднократно завоёвывали призы на международных выставках. Одежду от Ламановой с гордостью демонстрировали — муза В. Маяковского Л. Брик и её родная сестра, французская писательница Э. Триоле, а также киноактриса А. Хохлова.


Внутренний вид «Ателье Мод», Москва, Петровка

Надежда Ламанова заложила основы советского моделирования. Знаменитый девиз Н. Ламановой «Назначение, образ, ткань» остаётся актуальным и сегодня.
В 1923 году был создан «Центр по становлению нового советского костюма», позднее переименованный в «Ателье мод». Первый директор, Ольга Сеничева-Кащенко, вспоминала, как тяжело было работать ей, шестнадцатилетней девушке, которой был предоставлен кредит на возрождение ателье мод.


В новом экспериментальном «Ателье мод» всю творческую работу возглавляла Надежда Ламанова. Вместе с ней трудились такие выдающиеся художники, как Александра Экстер, Вера Мухина, Надежда Макарова, Евгения Пржибыльская. Выходит первый номер журнала «Ателье», где работают многие известные художники. В 1923 году на I Всероссийской художественно – промышленной выставке образцы моделей одежды, разработанные в Ателье мод Н. Ламановой были удостоены премий.


Модные силуэты журнала «Ателье»

В 1925 году проходила Всемирная выставка «Ар деко» в Париже. Вместе с работами Н. Ламановой представлены были модели Е. Пржибыльской, Н. Макаровой, племянницы


Л. Брик и Э. Триоле демонстрируют в Париже модели Н. Ламановой.

Ламановой, которая после возглавила Московский дом моделей, а также известного скульптора В. Мухиной. Эта коллективная работа была выставлена в Советском павильоне и получила гран – при за костюм, разработанный на основе народного искусства.
В 20 – е годы активно создаёт советскую моду ещё одна известная художница – Вера Степанова, жена А. Родченко. Она создавала неповторимые костюмы для театра В, Мейерхольда, а также увлекалась текстилем, который прекрасно подходил для моделей в кубистическом стиле. Интересны модели ещё одной художницы, Любови Поповой, которая училась у К. Юона, а затам в Париже. В начале 20 – х годов она работала в художественной мастерской Первой ситценабивной фабрики. Однако конструктивизм Поповой не был оценён по достоинству. Покупатель в 20 – е годы предпочитал ткани с традиционным рисунком.
Александра Александровна Экстер, уроженка Киева. В 1908 – 1914 годах она живёт и учится в Париже, затем активно выставляется в Москве. Она также активно сотрудничала с «Ателье мод», создавая модную кубистическую одежду с элементами исторического костюма. Также она была главным художником по костюмам Московского камерного театра.
В 1923 году выходит первый номер советского журнала мод «Ателье», созданный при «Ателье мод». В редакторской статье были изложены его главные цели и задачи: «Деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры». Знаменитые художники дали своё согласие на сотрудничество: Ю. Анненков, Б. Кустодиев, И. Грабарь, К. Сомов, В. Мухина…
Необходимо отметить, что имена известных художников стали появляться в журналах мод ещё в начале XX века. Многие интересные планы тогда так инее были реализованы.
Очень интересный материал публикует в журнале А. Экстер. Важное значение она придаёт правильности конструирования одежды, она должна идеально соответствовать формам и размерам тела.

Журнал «Ателье» 1923 г.

Также важное значение при разработке моделей уделялось пластическим свойствам самого материала. Также она писала о правильности разработки
одежды для рабочих, которая должна быть простой и удобной. Ею разработанные модели для дома и улицы отличаются оригинальностью и необычной цветовой гаммой, иногда она соединяет ткани контрастных цветов, предлагает оригинальный крой.


В. Мухина Пальто из солдатского сукна

Знаменитый советский скульптор Вера Мухина также активно сотрудничает с «Ателье». Выступая в качестве художника – модельера, она разрабатывает оригинальные модели.


В. Мухина Кафтан из полотенец.

Её знаменитое эстрадное платье – бутон поражает своею неповторимостью. Лёгкие белоснежные драпировки юбки напоминают лепестки цветка. Изящный женский силуэт с тростью в руке и в широкополой красной шляпе как далёкое эхо минувших эпох и
одновременно такой яркий и современный.


В. Мухина Эстрадное платье (платье – бутон) 1923 г.

На страницах первого номера журнала читатели увидели большое количество фотографий московских актрис и моделей. Коллекция 1922 – 1923 года, несмотря на экономические трудности, была просто потрясающей! На страницах журнала выступил режиссёр и драматург Н. Евреинов, В. фон Мекк, М. Юрьевская.
Журнал «Ателье» вышел тиражом 2000 экземпляров и имел огромный успех. В конце журнал был дан «Обзор модных течений из иностранных журналов». Однако, этот прекрасный номер стал и последним. Неоднозначная оценка журнала в прессе, экономические трудности, смена руководства «Ателье мод» , и журнал перестал существовать. На смену этому изданию приходят другие, уже в 1928 году начинает выходить журнал мод «Искусство одеваться», который имел много очень интересных рубрик.


Л. Брик 20 – е годы
В эпоху НЭПа все советские модницы подражали актрисам немого кино. Среди них Ольга
Жизнёва, Вера Малиновская, Юлия Солнцева, Лилия Брик, Белла Белецкая, Тамара Кемарская и др. Они были первыми проводницами зарубежной моды, которая предлагала платья с заниженной талией для стройной фигуры.
В моде были различные искусственные цветы, нити жемчуга, высокие ботиночки на
шнуровке, каракулевые жакеты и меховые горжетки. Важный аксессуар модницы – шляпка!


Журнал мод 20 – х годов.

НЭП изменил моду и на мужскую одежду. В этот период снова появляются визитки и смокинги, коверкотовые костюмы, шляпы «борсалино» и цилиндры. Такой костюм советского человека вызывал критику у большей части населения, в прессе даже появлялись сатирические стихи. В конце 20 – х годов постепенно сокращаются публикации иностранных моделей в советских журналах мод, так как советский человек был очень далёк от мира роскоши. Поэтому, в Москве в 1929 году была открыта Швейная фабрика № 2, которая позднее была преобразована в знаменитое швейное объединение «Большевичка».

kv-journal.su

Российская мода в период НЭПа. Ч2 | Блогер luciana на сайте SPLETNIK.RU 28 июля 2009

Опубликовано пользователем сайта

Мода luciana

В соответствии с господствовавшей в советском государстве идеологией, женщина должна была восприниматься как боевой товарищ, коллега, соратник в борьбе за построение социализма. Однако, определенные параллели между развитием русского стиля на Западе и в России все-таки можно провести. Они связаны с работой двух талантливых российских художниц Степановой и Поповой. Не имея своего Дома моды, они реализовывали свой творческий потенциал в театральных костюмах и в эскизах для журналов. Хотя эти идеи не получили воплощения в материале, в их эскизах разрабатывается актуальная тогда для всего мира русская народная тема. Одной из важных новинок в русской моде 1920-х гг. был спортивный конструктивизм. В этом направлении явно ощущалось влияние архитектуры конструктивизма, представленной в России творчеством Ле Корбюзье, Родченко, Татлина и др. Модным элементом костюма, выдержанном в этом направлении, был, например, купальный костюм. В эпоху НЭПа (1921–1929) в СССР активизировалось немое кино, и появились первые отечественные кинозвезды, ставшие всеобщими эталонами красоты – Ольга Жизнева, Вера Малиновская, Анель Судакевич, Анна Стен и др. Успех этих актрис был локален и не выходил за границы Советской России. В своем имидже и гриме они подражали западным, голливудским образцам. Под влиянием НЭПа стали вновь открываться модные ателье. Наиболее распространенным видом их изделий были платья в стиле «чарльстон» с заниженной талией, отделанные вышивкой или аппликацией; возродилось множество шляпных мастерских. Основной потребительницей моды того времени была нэпманша – обеспеченная женщина, не отягощенная излишним культурным багажом, но зачастую отягощенная лишним весом. И соответствующие черты не замедлили проявиться в самой моде: из нее исчезла грация. Все модели 1920-х гг. выглядят бесформенно и мешковато; низкая талия подчеркивает живот. Обращает на себя внимание простота обуви и причесок, отсутствие или минимальное количество аксессуаров.

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru

Добавить комментарий