Выставка в мраморном дворце – Выставки и экспозиции
В Мраморном дворце открылась выставка «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950х – середина 1960-х» — Петербургский авангард
Основное направление выставки — отражение процессов формирования стилевой общности, конвенционального визуального языка, изменений в предметном мире. Отсюда ее название – «Современный стиль».
Она относится к тому периоду истории нашей страны, когда на смену жизнестроительного лозунга авангарда «искусство в массы», приходит лозунг современного стиля – «искусство в каждый дом».
Ее уникальность в том, что она состоит только из ленинградского материала.
Это более 200 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Здесь можно увидеть игрушки в виде персонажей из «12 стульев» и «Золотого теленка» Ильи Ильфа и Евгения Петрова, образцы тканей фабрики Веры Слуцкой, эскизы конвертов для грампластинок, упаковки для папирос.
Платья, проекты зданий, эскизы декораций к спектаклям, этикетки для спичечного коробка, предметы интерьера, — все это относится к так называемой эпохе Оттепели.
На многоуровневых стелажах расположились фарфоровые статуэтки, куклы, вазы, сервизы Ленинградского фарфорового завода.
По словам кураторов выставки, она построена таким образом, чтобы зритель не смотрел предметно: вот портрет, а вот пейзаж. А чтобы сравнивал все эти стилистические движения и линии.
По мысли создателей, посетителю необходимо задуматься о том, как мыслили художники, почему использовали те или иные формы в стекле, в фарфоре, в тканях, в костюме.
Интересен «Портрет К.М. Петрова-Полярного» художника Ростислава Вовкушевского, который отображает образ модного ленинградца того времени. Многие посетители, рассматривая экспонаты, говорили о «ностальгии», «детстве» или «временах молодости».
1 марта 2018 Текст и фото: Елизавета Барабанова.// рубрика: Музеи / кино
avangard.rosbalt.ru
События
Концерт «Любимые песни»
26 мая 2019 > Русский музей
Детский хор Филармонического общества Санкт-Петербурга создан 1 сентября 2018 года. Создание коллектива — творческая инициатива петербургских музыкантов-педагогов Екатерины Андреевой и Лидии Бех-Ивановой. Детский хор Филармонического общества СПб объединяет уже около 100 талантливых детей.
Тотальный диктант
8 апреля 2019 > Русский музей
13 апреля Русский музей впервые станет участником ежегодной образовательной акции «Тотальный диктант».
Проверить свои знания в области Русского языка участники смогут в исторических интерьерах Белого зала Мраморного дворца.
Проголосуй за любимое фото!
21 марта 2019 > Русский музей
В V биеннале принимают участие 295 авторов из 71 населенного пункта Российской Федерации. Экспозиция условно разделена на восемь тематических блоков: «Город», «Натюрморт», «Ню», «Пейзаж», «Повседневность», «Портрет». По ссылке Вы сможете проголосовать за понравившееся фото.
7 и 8 марта в Русском музее.
7 марта—8 марта 2019 > Русский музей
Уважаемые посетители! В связи с праздником 8 марта, г., работа экспозиции 7 марта во всех филиалах музея сокращается на 1 час, до 20.00. Кассы музея закрываются в 19.30. Но есть и хорошая новость.
В честь праздника 8 марта все представительницы прекрасного пола смогут бесплатно посетить Мраморный дворец.
Русские будни в скульптуре XIX–XX столетий
22 ноября 2018—22 ноября 2018 > Русский музей
Сегодня в Мраморном дворце открылась выставка, которая представит «срезы русской жизни», начиная с середины XIX века и заканчивая современностью, и вместе с тем покажет разнообразие стилей и творческих индивидуальностей в скульптуре.
www.rusmuseum.ru
Видеоискусство в Мраморном дворце (звук, танец, перформанс)
16 мая 2018—30 июня 2018
Ксавье Вейан — французский художник и скульптор, работающий с популярным воображением, будь то вселенная поп-арта, комиксов, кино или видеоигр. Одно из своих первых масштабных произведений «Раз, два» он создал в Русском музее на легендарной выставке «Территория искусства. Лаборатория» в 1990 году. В 2009 году он прославился масштабным проектом в дворцовом комплексе Версаля, создав серию ярких скульптур, среди которых были и образы его любимых архитекторов, и Юрия Гагарина. В 2015 году он сделал скульптуру участников музыкальной группы Daft Punk, на которой те были представлены без своих культовых шлемов роботов. Музыканты согласились на это, сказав: «Если кто-то захочет узнать, какие мы в реальной жизни, им придется смотреть на скульптуру». В 2017 году Вейан представлял Францию на 57-ой Венецианской биеннале. Художник преобразовал национальный павильон в музыкальную студию. «Фильм о Японии» снимался в Центре современного искусства в японском городе Китакюсю. Герои фильма исполняют подобие народных танцев и сооружают в режиме реального времени скульптурные мобили. «Видеоискусство в Мраморном дворце» — это серия из девяти выставок, объединенных темой перформативности, в которой важную роль играет танец и звук. Со времени своего возникновения видеоискусство было тесно связано с перформансом. Возможность одновременной съемки и показа отснятого материала, время как одно из основных художественных средств — все это и многое другое сближает перформанс и видеоарт. Художники визуализируют саунд и озвучивают пространство, насыщают свои произведения плотным звучанием и оглушительной тишиной, обращаются к традиции перформанса и авангардной хореографии, по-новому интерпретируют узнаваемые мелодии и кинематографические кадры, послужившие культурной археологией и питательной средой для их искусства.«Видеоискусство в Мраморном дворце» — совместный проект с Французским Институтом в России из коллекции Национального центра пластических искусств (Париж).
14 июня, в четверг, в 19:00 в рамках выставки «Видеоискусство в Мраморном дворце» состоится эмбиент- и саунд-перформанс французского художника и музыканта Жан-Ива Лелу (Jean-Yves LELOUP), создателя группы Radiomentale.
www.rusmuseum.ru
Выставки
Древнерусское искусство ХII—XVII веков
Постоянная экспозиция
Собрание древнерусской живописи Русского музея — одно из самых крупных и значительных в нашей стране. Оно включает в себя около шести тысяч икон. В постоянной экспозиции, размещенной в первых четырех залах Михайловского дворца, представлена часть этой коллекции — наиболее ценные произведения XII–XVII веков, созданные в важнейших художественных центрах Древней Руси: Новгороде, Пскове, Владимире, Суздале, Москве и Ярославле.
Заказать билеты
Русское искусство XVIII века
Постоянная экспозиция
Экспозиция раздела построена по хронологическому принципу и дает представление об основных этапах и тенденциях развития искусства этой эпохи. В разделе, посвященном времени Петра I, особое место принадлежит произведениям И.Н.Никитина и А.М.Матвеева — крупнейших русских портретистов, с именами которых связано утверждение светского направления в русском изобразительном искусстве.
Заказать билеты
Русское искусство первой половины XIX века
Постоянная экспозиция
Экспозиция знакомит с произведениями, представляющими разнообразие тенденций в русском искусстве этого времени — это классицизм, романтизм, зарождающийся во второй трети XIX века реализм. Широко и всесторонне представлено творчество мастеров академической школы: произведения К.П.Брюллова («Последний день Помпеи», портреты современников и религиозные композиции), образцы исторической живописи, выполненные Г.И.Угрюмовым, А.И.Ивановым, А.Е.Егоровым, Ф.И. Бруни.
Заказать билеты
www.rusmuseum.ru
Видеоискусство в Мраморном дворце (звук, танец, перформанс)
14 февраля 2018—12 марта 2018
C 14 февраля по 12 марта в рамках выставки «Видеоискусство в Мраморном дворце» будет демонстрироваться фильм Кристиана Марклея «Ревью (Жестовый язык)» (Christian Marclay, Mixed reviews (American Sign Language), 1999–2001.
Кристиан Марклей — известный видеохудожник, получивший Золотого льва на 54-ой Венецианской биеннале за свою видеоинсталляцию «Часы» (2010). Марклей давно экспериментирует со звуком. Он один из изобретателей «турнтаблизма» (turntable — проигрыватель виниловых пластинок), ставший иконой для диджеев.
В фильме «Ревью (Жестовый язык)» Кристиан Марклей визуализирует отсутствующий звук — глухонемой актер описывает на языке жестов музыкальное сочинение, создавая некий хореографический перформанс.
«Видеоискусство в Мраморном дворце» — это серия из девяти выставок, объединенных темой перформативности, в которой важную роль играет танец и звук. Со времени своего возникновения видеоискусство было тесно связано с перформансом. Возможность одновременной съемки и показа отснятого материала, время как одно из основных художественных средств — все это и многое другое сближает перформанс и видеоарт. Художники визуализируют саунд и озвучивают пространство, насыщают свои произведения плотным звучанием и оглушительной тишиной, обращаются к традиции перформанса и авангардной хореографии, по-новому интерпретируют узнаваемые мелодии и кинематографические кадры, послужившие культурной археологией и питательной средой для их искусства.
«Видеоискусство в Мраморном дворце» — совместный проект с Французским Институтом в России из коллекции Национального центра пластических искусств (Париж).
www.rusmuseum.ru
Музей Людвига в Русском музее
В 1994 г. известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг подарили Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины ХХ в. Этот дар образовал особый раздел постоянной экспозиции «Музей Людвига в Русском музее», который открылся для публики 10 марта 1995 г. в залах Мраморного дворца. Постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» является единственной в России институцией, где можно видеть классические произведения интернационального современного искусства с послевоенного времени до начала XXI столетия.
Обширная и разнообразная коллекция, сформированная супругами Людвиг, представлена ныне во многих музеях и фондах мира, носящих их имена. Она включает прекрасные образцы античности, средневековья, барокко и рококо, искусства доколумбовой Америки, Африки, Китая и Индии. Однако известность Людвигов объясняется, прежде всего, их интересом к собиранию искусства авангарда и продвижению современного искусства. В этом деле супруги, обладавшие редкой прозорливостью, безупречным вкусом, точным чувством исторического контекста и не боявшиеся идти на риск, стали едва ли не первопроходцами. Людвиги умели оценить творческие перспективы художника задолго до того, как он получал всеобщее признание.
Состав дара был определен самими коллекционерами вместе с представителями Русского музея. Репрезентативен корпус персоналий, включающий самые значительные фигуры, самые громкие имена, такие как Пабло Пикассо, Йозеф Бойс, Джаспер Джонс, Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Том Вессельман, Джордж Сигал, Джеймс Розенквист, Клас Ольденбург, Роберт Раушенберг, Сай Твомбли, Ансельм Кифер, Йорг Иммендорф, Джонатан Борофски, Джефф Кунс, Илья Кабаков и другие.
Коллекция, предназначенная для Русского музея, отражает основные художественные направления и стратегии, на лучших образцах знакомя зрителя с поп-артом («Руины» Роя Лихтенштейна, «Портрет П. Людвига» Энди Уорхола, «Банановое мороженое на дегустации» Класа Ольденбурга и др.) и гиперреализмом («Закусочная» Ральфа Гоингса), немецким неоэкспрессионизмом («Бутылка и орел» Георга Базелица, «Стиль: Эвридика» Маркуса Люперца, «Стулья» Йорга Иммендорфа, «Большой железный кулак Германии» Ансельма Кифера) и неоклассицизмом («Мадонна» Клаудио Браво), концептуальным искусством («Сад» Ильи Кабакова).
Собрание демонстрирует появление в современном искусстве новых видов и жанров, методов и технологий: «Человек в пространстве Y 2589394» Джонатана Борофски — живопись, написанная на холсте нетрадиционной формы, «Снегурочка» А. Р. Пенка — трансформирующаяся мягкая скульптура, «Моника» Тома Вессельмана — монументальный рисунок из стали, выполненный при помощи лазера, «Шкаф Ильи» Игоря Макаревича и «Триптих № 14. Памяти отца» Владимира Янкилевского — ассамбляжи, объединяющие реальные бытовые вещи (так называемые «найденные объекты» — found objects) и живопись.
«Музей Людвига в Русском музее» запечатлел основные предпочтения Людвига-коллекционера. Прежде всего, Людвиг начал собирательство с работ Пикассо, и одна из них была подарена им Русскому музею. Ярче и полнее всего в нынешней экспозиции представлены два мощных «узла» собирательской деятельности Людвига. Во-первых, американский поп-арт, масштаб которого Людвиг понял раньше и лучше других. С поп-арта, самого радикального в ту пору художественного направления, собственно, и началась его коллекция современного искусства. В 1967 г. он купил «Ландшафт № 2» Тома Вессельмана (1964), а уже в 1969 г. открыл в Кёльне выставку «Искусство 1960-х». Из предпочтений Людвига вторым по значению является немецкий неоэкспрессионизм, вернувший в 1980-х гг. актуальность живописи, а также остро дискуссионный феномен «немецкого» в немецком искусстве.
О качестве и жизнеспособности подаренной коллекции свидетельствует постоянное участие произведений из «Музея Людвига в Русском музее» в крупных международных проектах. В 2014 г. Русский музей организовал масштабный показ этого собрания в Бразилии: выставка в Культурном центре Банка Бразилии в Рио-де-Жанейро вышла на второе место в мире по посещаемости: за два месяца ее посмотрело 530 088 человек, а всего в трех городах страны выставку посетило более одного миллиона зрителей.
По условиям договора с супругами Людвиг собрание «Музея Людвига в Русском музее» не есть замкнутое в себе целое, и продолжает пополняться. Новые работы поступают сегодня в коллекцию двумя основными путями: дары зарубежных и отечественных художников (или их наследников), участвующих в интенсивно развивающейся выставочной программе «Музея Людвига в Русском музее», и приобретения, обеспеченные в основном средствами фонда Людвига. Сегодня в состав собрания входят произведения 150 авторов.
За время существования «Музея Людвига в Русском музее» зрители могли познакомиться с несколькими вариантами экспозиции. Сегодня акцент делается на коллекции как таковой и свободе зрительского восприятия, не скованного кураторскими концепциями. Поэтому в фокусе внимания публики оказываются основные имена и произведения. В одном из залов развеска будет периодически меняться, что даст возможность последовательно и в разных комбинациях показать весь объем собрания.
www.rusmuseum.ru
Португальский видеоарт в Мраморном дворце. Создавая реальность
2 июля 2018—20 августа 2018
Со 2 июля по 20 августа 2018 года в Мраморном дворце Русского музея проходит выставка португальского видеоарта «Создавая реальность». В проекте участвуют три художника — Антонио Олайо, Ана Рито и Хосе Масас де Карвалхо.
Каждое видео — это попытка уловить процесс течения времени, передать ощущение длящегося времени, отразить и, в конечном счете, создать, новую реальность. Помимо видео, Антонио Олайо (род. 1963) работает с живописью и музыкой, Ана Рито (род. 1978) — со скульптурой, Хосе Масас де Карвалхо (род. 1960) — с фотографией. Смешение видов и жанров искусства является характерной чертой во всех представленных работах.
Антонио Олайо работает в жанре музыкального перформанса начиная с 1980-х годов. В своих видео, созданных вместе с музыкантом Жоаном Тоборда, он выступает в роли автора, актера и режиссера. Работа «Моя собственная Луна» (2009) снималась в одном из исторических залов Университета Коимбры (Португалия), профессором которого он является. Стены этого старинного зала XVI века украшают портреты деканов университета. Сам художник, в такой же академической мантии, исполняет песню о Луне, изображение которой присутствует на каждом портрете. Видео проникнуто иронией и, в то же время, уважением к университетским традициям.
Работы Аны Рито обращают зрителя к размышлениям о скульптуре как виде искусства, его прошлом и настоящем. В работе «Слово и призрак» (2015) женщина читает текст каменному изваянию. В фильме «Бюст» (2015) она превращается в статую под звуки голоса Жана Кокто, читающего свое стихотворение с тем же названием (запись 1929 года).
Видео Хосе Масаса де Карвалхо относятся к проекту, посвященному памяти. С 2010 по 2014 год он работал над докторской диссертацией на тему «Архив и память», а первая выставка на эту тему состоялась в Коимбре в 2011 году. Фильм «Архив и демократия» (2017) снимался в Гонконге. На экране мелькают фигуры случайных прохожих: они танцуют, смеются, прогуливаются. Это филиппинские иммигранты, которые заполняют улицы города в свой выходной день — в воскресенье. Основная тема работы — противостояние двух миров: местного населения и иммигрантского сообщества. Художник использует здесь эффект документального кино, предоставляя зрителю собственный фотоархив.
5 июля в 19:00 в Зеленом зале Мраморного дворца состоится встреча с португальскими художниками — участниками выставки Антонио Олайуо и Хосе Масасом де Карвалхо. Художники расскажут о представленных на выставке в Мраморном дворце работах и ответят на вопросы гостей. Встреча пройдет с переводом на русский язык. Модератором встречи выступит ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Олеся Туркина. Приглашаются все желающие. Вход по билетам в музей.
Встреча пройдет при поддержке Колледжа искусств Университета Коимбры, Португалия.
www.rusmuseum.ru