Bessarion: BEssARION / Mercedes-Benz Fashion Week Russia
BEssARION / Mercedes-Benz Fashion Week Russia
Бессарион родился 31 августа 1978 года в Тбилиси. Имя было дано в честь великого грузинского поэта Бессариона Габашвили.
Богатая история Грузии, её необыкновенно красивая природа и архитектура с детства привила Бессариону уникальный вкус и чувство цвета. Примерно в возрасте 6 лет родители все чаще и чаще стали замечать Бессариона за рисованием, моделированием и составлением коллажей. В 10 лет он поступил в Школу имени Нико Пиросмани — лучшую художественную школу города. После окончания был принят в Академию художеств, сдав всего два экзамена вместо шести – экзамен по композиции и живописи. Пожалуй, точкой отсчета его карьеры можно считать 1997 год, когда Бессарион получает приз гран-при на Международном конкурсе авангардной моды «АМА». Английский художник и скульптор Эндрю Логан, вручавший награду, пригласил его на совместную выставку в Лондон. Именно тогда Бессарион почувствовал, что больше всего на свете он хочет войти в этот красочный мир искусства и ярких идей. На тот момент мода уже была его основной страстью, а в голове зарождалась мысль о создании собственной линии одежды.
С 1997 по 1999 год Бессарион участвовал со своими коллекциями более чем в 10 показах, прошедших в основном в Тбилиси. В 1999 году молодой дизайнер принял участие в отборочном туре Международного конкурса «Русский силуэт». Вновь заняв первое место, в качестве приза он получает возможность учиться в Доме мод В. Зайцева, а вместе с тем — уникальный шанс начать карьеру в Москве. За годы работы в столице, Бессарион добился невероятного успеха: был имиджмейкером артистов первого российского мюзикла «Метро» и популярной российской группы «А-Студио»; многие годы занимался visual-мерчендайзингом для крупнейшей компании Mercury; тесно сотрудничал с Домом моды В. Юдашкина на должности главного мерчендайзера. Этот этап стал самым важным для роста Бессариона как профессионала. Его «маэстро» Валентин Юдашкин стал для него человеком, который заставил поверить в себя. Параллельно с этим он продолжал рисовать эскизы и создавать роскошные наряды, в которых появлялись на светских мероприятиях многие звёзды шоу-бизнеса, а также создавать на заказ обувь под именем “Bessarion”. Последним местом работы была компания AIZEL. В Бессарионе сочетается невероятное трудолюбие, целеустремленность, преданность мечте, вера в себя и свою команду.
Источником вдохновения дизайнера является музыка Дайны Крол, книги, особенно «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда, фильмы Вонг Кар Вая, творчество Ван Гога и Сергея Параджанова. А также бесконечное многообразие природы. Её краски и фактуры он стремится воплотить в тканях, постоянно находясь в поисках инноваций.
Гости показа BEssARION | BESTIN.UA
Еще до того как в Украине прижилось понятие устойчивой моды, существовала не менее устойчивая традиция посещения красивых закрытых шоу. Их светская масштабность отступила в период Ковида, но не забылась. И тем эффектнее на фоне забытых ивентов смотрелось вчерашнее шоу грузинского дизайнера, снова напомнившего нам про магию достойного front-raw и попыток успеть зацепить объектив Антона Кулаковского, чтобы непременно попасть в хронику BESTIN.
Хотя, на самом деле, показ Бессариона был куда глубже простых светских истин. Концентрация модных людей в списках приглашенных, чьи имена едва ли известны редакторам и фотографам, свидетельствовала о том, что в fashion-индустрию Киева тоже пришла новая этика – инклюзивные аутфиты, агендерные паттерны и абсолютно другая мода.
На показ прибыли: Веня Брыкалин (VOGUE.UA), основатель Недели Моды (Тбилиси) София Чкония, дизайнеры Артем Климчук, Жан Грицфельдт и GUDU, Полина Неня (BESTIN.UA), модели Алла Костромичева и Мира Марчук, исполнитель Даша Суворова, фотограф Ксения Каргина, Валера Топал (EX UFW) и другие.
Бессарион
София Чкония
Алла Костромичева
Ксения Каргина, Веня Брыкалин
Полина Неня с дочерью Теоной
GUDU
Артем Климчук
Валера Топал
Жан Грицфельдт
Виолетта Федорова
Мира Марчук
Антон Еременко
Женя Портфилова
Ксения Палфи
Яна Кензировская
Даша Суворова
Тина Сизонова
Мария Маслий
Марина Олевская
Женя Примаченко
Саша Коптев
Маша Шаломеева с дочерью
Елена Долгих
Елена Поляничко
Бессарион
Люда Голубицкая
Антон Кушнеров, Яна Кензировская
Ольга Аншукова
Даша Шиманская
Валера Топал, Бессарион
Даша Шрамко
Егор Кольченко
Впервые в Украине прошел показ грузинского бренда BEssARION
30 мая, в день Киева, в галерее современного искусства “М17” впервые в Украине прошел показ грузинского бренда BEssARION.
Гостей события встречал струнный квартет, а внутри зала свет и музыка помогли проникнуться атмосферой андерграунда и современных субкультур. Таким образом удалось подчеркнуть противопоставление нового веяния классическим канонам моды.
Коллекция построена на контрастах и переосмыслении нормы, она вдохновлена Украиной и новым поколением украинцев.
За последние несколько лет активное развитие субкультур вызвало перерождение смежных сфер как мода, искусство и музыка, благодаря чему Украина становится новым культурным центром, вдохновляя многих деятелей искусства. Эта коллекция создана для Украины и о ней. Уникальные фасоны, будто наизнанку вывернутые вещи, иллюстрируют события, происходящие в стране — новое поколение влечет за собой переворот как в мыслях, так и в действиях общества, кардинально меняя менталитет.
Важным для дизайнера было показать синергию двух стран — Украины и Грузии. Так, на пресс-волле, созданном Бессарионом вручную, написаны фразы великих литераторов и деятелей искусства обеих культур.
Селекцию музыки для показа сделал диджей из Тбилиси — Бекучи. Благодаря многолетней дружбе с дизайнером, композиция получилась проникновенной и отразила главные лейтмотивы коллекции. Открывала показ украинская модель и актриса Валерия Караман.
Само шоу прошло в день Киева, а первые примерки начались в день Независимости Грузии. К этому событию дизайнер шел 8 лет, со времени его первого приезда в Украину.
В коллекции фигурируют знаковые для бренда единицы как кейпы и тренчи: в последних плащевая ткань комбинируется с экокожей, а рукава продлены в перчатки.
Воротники рубашек, вместо того чтобы обвивать шею, непривычно выходят на первый план, пальто и трикотажные футболки трансформируются в платья благодаря подолу в пол. В образах удачно обыграны тенденции будущего сезона — юбки, надетые поверх расклешенных в щиколотке брюк, строгие узкие галстуки и монохромность.
Сумки для показа были предоставлены брендом Satellite, в изделиях ставят акцент на функциональность, утилитарность и комфорт аксессуаров.
Отдельное внимание стоит уделить обуви BEssARION: унисекс ботинки на каблуке с квадратным носком и комбинация кроссовок разного цвета подчеркивают нежелание быть в рамках нормы, стремление к свободе и отказ от общепринятых стандартов.
Фото предоставлены брендом
Больше фотографий в галерее ниже:
Bessarion: «Я считаю, что в современной одежде национальные мотивы не нужны» | Курсив
Известный грузинский дизайнер Бессарион Размадзе (Bessarion) уже не первый раз приезжает в Алматы. На этот раз поводом стала презентация платформы theluxury.market, где Бессарион выступил не только в амплуа дизайнера, но и диджея. А перед этим ответил на вопросы о моде и музыке, а заодно поделился своим мнением о будущем казахстанской фэшн—индустрии.
— Бессарион, в Ваших платьях на всевозможных светских мероприятиях появлялись многие звезды шоу-бизнеса. Среди Ваших клиентов Кети Топурия, Полина Гагарина, Эвелина Хромченко, Ксения собчак. Расскажите о них.
— Что касается любимых клиентов, то это все мои друзья. Для меня все начинается с дружбы. На самом деле у меня нет клиентов, которые не мои друзья, которых я очень люблю. Нас связывают какие-то истории, им нравится моя одежда. Это, если говорить об известных людях. Что касается остальных многочисленных покупателей моей одежды, то я с ними не знаком, но могу сказать, что у них хороший вкус.
— Говорят, что все известные дизайнеры творят для одной женщины. Кто Ваша муза?
— Это не так. Я никогда не ориентируюсь на кого-то конкретно. Я творю для людей. И это самое большое счастье для меня. Мне не важно богатые это люди или нет, живут они на Рублевке или в Америке или где-то еще. Мне важно, что человек носит одежду, которую я создаю.
— Я не выбирал профессию. Знаете, иногда дети задаются вопросом, кем им быть: космонавтом или архитектором? Я всегда знал, кем я буду. С раннего детства я что-то резал, рисовал, перекроил все шторы, за что неоднократно был наказан. Причем, никто кроме меня в семье ничем подобным не занимался. Мой папа архитектор, мама – домохозяйка, которая посвятила нам всю свою жизнь. Прапрабабушка художницей была, как я недавно узнал…
— Вам нравится кто-нибудь из казахстанских дизайнеров?
— Не буду врать, из казахстанских дизайнеров я знаю только Айнур Турисбек. В остальном, я, к сожалению, мало знаком с модой вашей страны. Слушайте, но место в мире может найти каждый. Главное – вкус. Без этого невозможно делать вообще что-либо. Все в жизни – это вкус. И я считаю, в Казахстане есть все необходимые ресурсы для того, чтобы занять место на карте моды. У вас есть все для этого. Прекрасные горы, красивый Алматы, зеркальная Астана. Может, не в этом, но в следующем поколении. Знаете, нельзя же заранее сказать, в каком поколении родится гений.
— Некоторые дизайнеры любят использовать в своей одежде национальные или этнические мотивы. Как к этому относитесь Вы?
— Это очень больной вопрос. Я не люблю национальные мотивы. Я считаю, что в современной одежде они не нужны. Если все же дизайнер решил их использовать, это должно быть очень тонко и незаметно. Для этого есть национальная одежда. Сувениры. В специальных магазинах, где туристы, если им хочется, могут купить себе папаху и носить ее. Я не хочу. Я современный человек. Поэтому в своей одежде я национальных мотивов не использую. Хотя некоторое время назад британская звезда фэшн-журналистики Хилари Александер, побывав в музее национальной одежды в Грузии, сказала, что это практически Миссони. Но это для туристов Миссони. Для меня это крестики.
— Но Вы ведь популярны не только как дизайнер, но и как диджей…
— Я достаточно давно увлекаюсь музыкой и исполняю DJ-сеты. Диджейский пульт — это же очень интересно. Мне всегда было любопытно, как это все управляется. И девять лет назад я попробовал себя в качестве диджея. Сначала это было на уровне хобби. Потом, когда мою музыку начали слушать, покупать, это стало второй профессией. И в этом статусе я уже объездил весь мир. Но основное – это, конечно же, дизайн.
Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram
Дизайнерская одежда и обувь St. Bessarion — Look At Me
Сегодня мелкие детали вызывают куда больший интерес, чем любое количество однородной ткани. Возможно, потому что их интереснее разглядывать. Возможно, потому что это именно то, что исправляет минималистичность образа или, наоборот — из хаотичного делает гармоничный. Аксессуары — как вы уже догадались — речь именно о них.
Когда заходишь в шоу-рум дизайнера Бессариона, стелаж с обувью — это первый объект, на котором взгляд останавливается на пятнадцать минут. Фисташковая замша, тончайшая кожа, широкое голенище — ботильоны, сапоги, полноценная часть бренда St. Bessarion.
— Обувью я занимаюсь с 98-го года. Это мое давнее увлечение. Я много лет проработал на обувной фабрике еще на своей родине в Грузии. Обувь мне всегда была очень интересна и я выучил всю технологию ее производства от «А» до «Я».
— Она невероятно женственная. А что по поводу мужчин? Нет в планах выпустить мужскую коллекцию одежды и обуви?
— Думаю, что никогда этого не сделаю. Настолько сильно, насколько я люблю одевать женщин, я не люблю одевать мужчин.
— Во время показа вашей коллекции осень/зима 2010, прошедшего в рамках Недели Моды в Москве, модели ходили в париках. Откуда такая идея возникла?
— В моем представлении это близость к чему-то космическому. Что-то я взял из истории — но это не копия. Вся коллекция для меня носит сильную эмоциональную нагрузку. Для меня это сбор разных ощущений, событий, историй. Причем именно люди с историями, пожалуй, интересуют меня больше всего.
Сегодня обувь St. Bessarion, так же как и одежду, можно приобрести в шоу-руме, который открыт как для стилистов, так и для клиентов. Тут же расположился и кабинет Бессо, и небольшое производство, где сейчас во всю идет работа на летней коллекцией будущего года.
В планах вторая линия, производство которой будет уже более масштабным. Под шоу-румом, который находится на втором этаже старинного особняка в центре Москвы, ближе к осени откроется первый моно-брендовый бутик St. Bessarion.
Дизайнер Бессарион
Адрес шоу-рума: Столешников переулок, д.6, стр.5
Фото: Алексей Калабин
«Путин не знает о российских прогрессивных дизайнерах» — FW-Daily. Женский журнал о моде, стиле, брендах
В 2009 году на модной карте России появилось новое имя – St. Bessarion. Дизайнер из Грузии Бессарион представил свою первую полноценную коллекцию на Russian Fashion Week, теперь — Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Сразу после первого показа, генеральный продюсер недели моды Александр Шумский предложил Бессариону закрывать российскую неделю моды еще в течении 3х следующих лет. В Киеве Бессарион задержался несколько дольше, чем изначально планировал, — за время, проведенное в Украине, он встретил свою любовь, а его вещи начали продаваться в киевском бутике Anouki Bicholla.
_______________________________
_______________________________
Начну, пожалуй, с самого банального вопроса: «Как тебе Киев?».
Киев – моя любовь. У меня с ним уже долгие отношения. Впервые я приехал в Киев в 2006 году, когда мы снимали клип А-Студио. Именно тогда я и влюбился в этот город. Здесь очень теплые по темпераменту люди, в отличие от Москвы. Если честно, мне кажется, Киев очень похож на Тбилиси, поэтому, наверное, я сразу почувствовал родственную энергетику. Первое, на что я обратил внимание тогда, в 2006 году, — это расслабленный ритм жизни киевлян.
Мне кажется, мы стали немного активнее с тех пор. Заметил?
Да. Сейчас Киев – это Москва 1998 года.
Ну, ты загнул.
Не в обиду! Это очень хорошо, вы должны этим гордиться. Потому что именно сейчас в Киеве зарождается своя поп-культура: мода, музыка, глянец, осмысленные разговоры. Этот этап развития всегда интереснее, нежели город с формировавшимися и устоявшимися правилами.
Ты, наверное, заметил, что у нас в индустрии моды все очень молодые.
Да, конечно, заметил. Это очень радует.
Ты ведь приехал в середине мая. Потом уехал, потом буквально через пару дней вновь приехал. Что заставило вернуться?
На этот раз любовь. Сейчас я могу об этом говорить совершенно уверенно.
Вот круто! На самом деле, я так и понял, судя по твоему инстаграму. И что вы дальше планируете? Любовь на расстоянии?
Трудно сказать. Как сверху запланировано. Мы стараемся.
_______________________________
_______________________________
Давай поговорим о начале твоей карьеры. Впервые я о тебе услышал пару лет назад, когда о тебе стали активно говорить в Москве. Ты тогда представил коллекцию fall—winter 09-10. Это был настоящий успех. Громко заявив о себе, тяжело сохранить этот успех?
Напомню, что первый показ в Москве у меня прошел в разгар, так сказать, «войны» между Россией и Грузией. Ты, наверное, можешь себе представить, каких трудов мне стоило показать коллекцию с моим-то именем. После показа, я был какое-то время совершенно опустошенным, — я не знал, что делать дальше.
Но коллекцию ведь восприняли очень хорошо. По-моему, все рецензии были только положительными.
Да, знаю. Последующий месяц я только тем и занимался, что читал рецензии. Я не верил тому, что читаю, мне казалось, что это просто ради приличия.
_______________________________
_______________________________
И как ты пришел в себя?
Благодаря людям, которые в меня верили. Например, Александр Шумский, генеральный продюсер Russian Fashion Week, приехал с предложением быть хэдлайнером российской недели моды еще минимум, как три года. Это было первым знамением для меня, что я на верном пути.
Расскажи, кто спонсировал твою первую коллекцию. В интернете, в статьях о твоем первом показе, фигурирует Icon Fashion Group.
На самом деле, Icon Fashion Group была придуманной компанией мною и моей подругой. Никакой документации не существовало. Весь Icon Fashion Group – это моя подруга. Когда мне исполнилось 30 лет, я понял, что пора что-то менять. Проработав 5 лет в доме Valentin Udashkin, я решил переехать в Париж, поскольку не видел дальнейших перспектив в Москве. Моя подруга меня остановила и позволила мне работать над собственной коллекцией. В итоге мой показ состоялся 25 октября 2009 года.
_______________________________
_______________________________
А у тебя были друзья на тот момент среди российских дизайнеров?
Да, я уже тогда дружил с Викой Газинской, общался с Сашей Тереховым. На самом деле, в модной тусовке у меня тогда было три друга – это Виталий Козак, Наташа Туровникова и, собственно, Вика Газинская. Вот так… Ну, что ты хочешь услышать? Российские дизайнеры меня тогда не особо поддерживали.
А сейчас?
Сейчас отношения стали теплее. С кем-то пути разошлись, с кем-то начал общаться ближе.
Расскажи о своем детстве. Мне кажется, именно в детстве рождается желание быть дизайнером. В юном возрасте будущие дизайнеры либо шьют одежду для кукол и перешивают мамины наряды, либо очень популярны в школе, тусуются с самыми крутыми девчонками и дают им советы. У тебя было нечто подобное?
Детство у меня было очень «правильным». Я очень благодарен своим родителям, которые подарили мне веру в любовь и семейное счастье. Они были очень молоды, когда я появился. Моей маме было 16, а отцу – 18.
Правда?
Да, на тот момент, в Грузии это считалось нормой. Я уверен, что я был плодом невероятной и искренней любви. В школе я был популярным. Мы были довольно обеспеченной семьей, и дедушка часто привозил мне вещи из Америки. Например, у меня у первого были джинсы Levis. Когда я пришел в них школу, маму на второй день вызвали и сказали, что так одеваться нельзя, чтобы другие дети не завидовали (смеется).
_______________________________
_______________________________
Как твои родители восприняли твое желание быть дизайнером? Согласись, в Советском Союзе родителям довольно странно услышать от сына, что он хочет быть дизайнером.
Мама всегда поддерживала и верила в меня. С отцом было сложнее. Поэтому было вдвойне приятней увидеть его слезы, когда меня впервые показали по телевизору с победой в конкурсе «Русский силуэт». Сейчас-то я ему очень благодарен за его неверие в меня, как дизайнера, — это очень подбадривало меня всегда. Что уж скрывать, он всегда видел меня как минимум адвокатом.
Как ты думаешь, насколько дизайнеру нужно быть привлекательным внешне? Вот, например, Марк Джейкобс или Том Форд. Сейчас ведь обсуждают не только их коллекции, но и вносят их в списки самых сексуальных или красивых. Мне кажется, это благотворно влияет и на успех их брендов.
Смотря, какие цели преследует дизайнер. Я скромный человек, поэтому на вечеринки выхожу крайне редко. Сейчас у нас происходит настоящая война с моим пиар-агентом перед каким-то событием, когда мне нужно выйти в свет (смеется). Я не хочу, чтобы меня признавали самым красивым или самым сексуальным. И обсуждение в прессе моей личной жизни, — это все-таки не то, к чему я стремлюсь.
То есть, личная популярность для тебя — это негативная сторона профессии?
Это, скорее, воспитание. Я очень не хочу, чтобы мои родители читали всякую ерунду, которую пишут. Для них это очень волнительно.
Давай поговорим о твоей одежде. Что для тебя важнее — придать одежде интересную креативную форму или сделать так, чтобы женщина выглядела сексуально?
У меня свое понятие о сексуальности. Для меня, — чем больше прикрыт человек, тем более он сексуален. Неважно, женщина это или мужчина. Я очень не люблю прозрачные вещи на женщинах или, например, сандалии на мужчинах, — мне кажется, это очень отвратительным.
О, а как тебе стиль украинцев? Мы ведь славны прозрачными одеждами на женщинах средь бела дня и сандалиями на мужчинах.
Есть такой момент. Но молодежь в Украине одевается очень стильно и модно.
Ты себя чувствуешь частью русской моды? Насколько тебе вообще важен контекст?
Важно. Я всегда говорю, что меня родила Грузия, а вырастила Россия. Быть частью русской моды мне важно, поскольку вся моя дизайнерская деятельность рождалась именно в России.
Ты как в принципе относишься к тому, что российские дизайнеры сейчас производят?
Есть очень интересные ребята.
Кто, по-твоему, хороший русский дизайнер. Вот так объективно и честно без всяких «он мой друг».
Мне сейчас очень импонирует марка Pirosmani.
И не потому что дизайнер Pirosmani Женя Малыгина мать Даши, твоей близкой подруги?
Нет. О том, что они мать и дочь я узнал только месяц назад.
_______________________________
_______________________________
В одном из интервью ты сказал, что в России в моду играют. До сих пор так думаешь?
Играют, к сожалению. Мода – это не только fashion-шоу и показы. За модной индустрией должна стоять производственная история, промышленная. У нас в России до сих пор не производят ткани. Все российские дизайнеры до сих пор ездят по разным странам в поисках фурнитуры. Во всем мире, мода – это часть культуры, которую поддерживает государство. В России о нас не знают, Путин не знает о моем существовании, о существовании Viva Vox. Наш президент знает лишь два имени.
Зайцев и Юдашкин?
Да. Модная индустрия не может существовать без поддержки правительства.
Всегда интересовал вопрос, какие первые мысли у дизайнера, когда представив коллекцию и выйдя уже на поклон, он уходит за кулисы?
Опустошение. Представь, ты полгода живешь лишь вот этим, — творишь, создаешь, переживаешь, думаешь. И через 11 минут, сколько длится показ, все заканчивается. Но это приятное ощущение.
Однажды ты сказал, что провал – это когда ты не слышишь о себе ничего плохого. Что плохого о себе услышал здесь? Тут о тебе много говорили.
О том, что я высокомерный. Но я называю это московской тональностью (смеется).
Текст: Александр Коптев
Фото: Вита Михайличенко
Bessarion завершил Mercedes-Benz Fashion Week Russia показом коллекции сезона весна-лето 2012 — Новости
25 октября в World Trade Center состоялся закрывающий показ Mercedes-Benz Fashion Week марки Bessarion – дизайнера Бессариона. Он представил коллекцию сезона весна-лето 2012.
Как отмечается в пресс-релизе к показу, его «главным источником вдохновения послужил русский балет. А также в процессе создания Бессарион обратился к эстетике русского народного фольклора».
«Воодушевленный образами таких женщин, как Майя Плисецкая, Анна Павлова и Нина Ананиашвили, дизайнер создал необыкновенно воздушную и утонченную коллекцию».
«Оставаясь приверженцем своего стиля, Бессарион подчеркивает женскую индивидуальность статичными формами, в этот раз, делая основной акцент на легкость свободного покроя и смешивая такие фактуры, как шифон, кожа, трикотаж и хлопок. В этом сезоне обувь представлена в форме классической лодочки на высоком каблуке. Знаковым аксессуаром станет стилизация балетной пачки и русского народного кокошника в различных дизайнерских интерпретациях. Коллекция Bessarion создана для утонченных натур, способных взглянуть на современный мир сквозь призму времени».
Коллекция дизайнера Бессариона. Фоторепортаж Юрия Покровского
Напомним, Russian Fashion Week (с 2011 года – Mercedes-Benz Fashion Week Russia) проводится в Москве уже в течение десяти лет два раза в год – в первых числах апреля и в середине октября. Последние три года RFW проходит в Конгресс-холле Центра международной торговли. Первая Неделя моды под знаком Mercedes-Benz прошла в Москве с 31 марта по 5 апреля.
Все ссылки на материалы о Mercedes-Benz Fashion Week Russia находятся здесь.
Фотографии Валентины Кузнецовой, ИА «РИА Мода».
Василий [кардинал] Виссарион (Стэнфордская философская энциклопедия)
1. Жизнь
Висарион родился в Трапезунде между 1399 и 1408 годами и крестился. Бэзил. В молодом возрасте он отправился в Византию, где учился у Иоанна Кортасменос (ум. 1431/7). Он изменил свое имя на Виссарион, когда стал монахом в 1423 году. карьера, Виссарион занимается дипломатической деятельностью на службе императора Иоанна VIII Палеолога. Это поставило его в контакт с двор деспота Мистры, города, где он имел возможность углубить свою философскую и математическую подготовку под руководством Гемистоса Плетона (ум.1454). Решающий год в жизни Висариону было, вероятно, 1437 год, когда он стал митрополитом Никейским. (отсюда общий эпитет Кардинал Никен ) и оставил для Италия как член греческой делегации в Совете Феррара-Флоренция.
Совет был в основном посвящен попытке объединение Латинской и Греческой Церквей, которые западноевропейские державы поставили условие для оказания военной поддержки Палеолог, когда он пытался отбиваться от турок-османов.Как член греческой делегации молодой Виссарион не хотел уступать главный догматический пункт разногласий между двумя церквями, которые привели к их разделению в одиннадцатом веке: проблема о месте Святого Духа в Символе веры. Согласно У греков Дух исходил только от Отца, тогда как в римской формулировке это также произошло от Сына ( Filioque ). И все же, движимый его озабоченность нестабильной политической ситуацией в Греции и, наконец, убедившись в текстах отцов церкви, Виссарион изменил свое ума и в апреле 1439 г. произнес речь (the Oratio dogmatica de unione ), в котором он выступал за соглашение между греческими и латинские авторы.В июле 1439 г. Виссарион зачитал акт о унии. между римской и греческой церковью во Флоренции. В том же году, в то время как он был в Греции в последний раз, Висарион стал кардиналом.
Бессарион проведет остаток своей жизни как один из самых важные и влиятельные члены римской курии. Он был выбран для важных дипломатических миссий; например, в 1450 году Никколо Ви отправил его в Болонью как legato a latere . Он особо забота о греческих обрядах аббатствах, например, в Калабрии, Мессине и Гроттаферрата.Он получил ряд бенефициаров и в 1458 г. избран защитником францисканского ордена. В 1463 г. он также стал Патриарх Константинопольский. Он даже был близок к тому, чтобы возвыситься до папство по крайней мере дважды, но, очевидно, его борода, которая для многие символизировали его греческое происхождение — мешали ему собирать необходимая поддержка. Его кардинальная деятельность сочеталась с научные предприятия, которые он предпринимал лично, а также спонсировал как покровитель круга интеллектуалов, которые были во многих случаях он нравится греческим эмигрантам.Такие мужчины, как Теодор Газа (ум. 1476) и Никколо Перотти (ум. 1480) — и на короткое время даже его будущий заклятый враг Георгий Трапезундский (ум. 1473) — были все часть свиты кардинала.
После падения Константинополь в 1453 г. спасая культурное наследие своей родины, Греции, и он преследовал эта цель как в интеллектуальном, так и в политическом плане. Из с интеллектуальной точки зрения план Вессариона заключался в спасении Греческие тексты, которые до этого были неизвестны в западном христианском мире и обычно были редкими (до такой степени, что в некоторых случаях они выживали сегодня только в экземплярах, собранных Кардиналом).Жадный пожизненный коллекционер книг, Виссарион собрал библиотеку, чтобы предотвратить потерю этих сокровищ: «без книг могила будет покрывать имена мужчин, как покрывает их тела ». Бессарион боялся — действительно, он был поглощен ужас — «чтобы все эти чудесные книги, порожденные таким много труда и изучения величайших человеческих умов, эти самые маяки Земля, должна быть подвергнута опасности и разрушению в мгновенное». Бессарион чувствовал эту Венецию — город, с которым он имел давние отношения и где он служил папой легата в 1463 году — мог бы стать убежищем для его библиотеки и книги, которые он пожертвовал около 1468 года, сформировали первое ядро Biblioteca Marciana.
Помимо спасения книг от разрушения, У Бессариона также была более практическая политическая программа для своей родины; он был одним из самых ярых сторонников призыва к новому крестовому походу освободить Грецию от османского контроля. Поэтому он был занят несколько дипломатических представительств, в Германии, а затем в Вене, которые направлен на то, чтобы убедить западных правителей бороться с турками. После попытки в 1464 г. потерпел неудачу из-за смерти Папы Пия II в Анконе, Виссарион работал до конца своих дней, чтобы получить поддержку для проекта, который с каждым разом казался все более и более иллюзорным год.Это было на обратном пути из одной из этих дипломатических миссий в В 1472 году, на этот раз во Францию, Виссарион заболел и умер в Равенна. Он был похоронен в своей титульной церкви СС. Апостоли в Риме, где Антониаццо Романо и Мелоццо да Форли украсили часовня его имени между 1464 и 1467 годами.
2. Работает
Опера Висариона omnia включает сочинения, подготовленные для Аудитории как при византийском, так и при римском дворе, такие как речи и стихи.Особый интерес представляют речи, которые он адресовано итальянским правителям, чтобы убедить их присоединиться к крестовый поход против турок ( Orationes ad Principes Italiae Contra Turcos , 1470). De errore Paschatis , посвященный для расчета правильной даты Пасхи, вероятно, был составлен с помощь Региомонтана (1436–1476) и отражает Ранний интерес Виссариона к астрономии, который он культивировал со времени его обучения у Кортасменоса и Плетона.Виссарион также оставил после себя богатый корпус писем, которые он никогда не редактировал для публикация. Помимо того, что он был покровителем важных переводов, он также сам переводил греческие произведения на латынь, в том числе Св. Василия De nativitate Domini , Xenophon’s Memorabilia и Demosthenes ’ First Olinthiac . Однако наиболее важные работы Висариона, как автор и как переводчик специализируются на богословии и философия.
2.1 Висарион Богослов
Во время своего пребывания в Греции Виссарион принял традиционалистскую позиции, которые включали враждебность к догматам римского Церковное и схоластическое богословие, противоречащее гезикастическому созерцательные доктрины все еще господствовали в Греции в то время.В опыт Совета Феррара-Флоренция привел его к сомнению и отказаться от некоторых из своих предыдущих судимостей. Это видно по Опровержения двух произведений Максима соответственно Планудес (13–14 -е гг. г.) и Маркос Эугеникос (ум. 1444 г., г. присутствовать на Совете), на котором Виссарион защищал шествие Духа от Сына. В других произведениях и в частности, в энциклике к грекам , составленной когда он стал Патриархом Константинополя, он подчеркнул первенство римского понтифика, приглашая греков восстановить союз две церкви, распавшиеся после Собора.В г. Евхаристия , которую он перевел с греческого на латынь и переработанный несколько раз за более чем два десятилетия, Висарион защищал эпиклезис в Православной Евхаристии.
Один из наиболее интересные богословские труды Виссариона, тем не менее, были спровоцирована ссорой с Георгием Трапезундским, который вместе с их разногласия по поводу переводов Джорджа аристотелевской Problemata и Птолемей Almagestus , в конечном итоге привело к ухудшению их отношений.Когда комментируя Иоанна 21:22 во время банкета, Виссарион заметил, что латинский текст Вульгаты Евангелия был искажен, и вместо того, чтобы читать «Sic volo eum manere donec veniam, quid ad te?», С ссылка на Джона, следовало читать «si volo eum manere donec veniam, quid ad te? ». Георгий Трапезундский выступил против кардинала, защищая Вульгату. Бессарион отреагировал коротким письмом, в основном основанный на филологическом учении Николая Маниакутии (12 th c.), Который подтвердил необходимость проверки Латинский текст Евангелий против греческого оригинала.Для Виссариона, отказ от филологических взглядов Джорджа шел рука об руку с отказ от своих тысячелетних убеждений: защищая версию содержащим слово «sic», Джордж на самом деле показал, что он принял идею, что Джон был жив и ждал второго пришествия Христа. Милленаризм Джорджа вернулся на поверхность — с более широким и различные последствия — во времена Платона-Аристотеля спор, который представлял суть его спора с Виссарионом (увидеть ниже).
2.2 Виссарион Аристотелев
Репутация Виссариона как платоника, в основном связанная с его борьба против архаристотелевского Георгия Трапезунд — временами затмевает в современной науке его вклад в перипатетическую традицию.Напротив, Аристотелевский опыт Виссариона получил широкое признание в столетия спустя после его смерти, когда его перевод Метафизика отмечался и переиздавался несколько раз, в том числе в Corpus Aristotelicum Беккера (1831 г.). Осуществлялся между 1446 и 1451 годами и посвящен королю Альфонсо I. Неаполь, перевод получил высокую оценку Николая Кузанского за его превосходство, и Джанноццо Манетти за ясность, которую он объясняется решением кардинала отобразить текст объявления sensum , а не ad verbum .
В дополнение к его языковые навыки, Бессариону в этом предприятии помогли глубокие знание произведений Аристотеля, культивировавшееся с его Bildungsjahre , поскольку ряд исследований по содержанию его библиотека выявили. Виссарион был не только восприимчив к Аристотелевская традиция, но также и ее недавнее латинское развитие, как представлен схоластикой. Опять же, исследования Бессариона библиотека раскрыла этот лишь кажущийся удивительным аспект его философское образование: в частности, Фома Аквинский был известным автора в Византии, в основном из-за греческих переводов Summa contra gentiles и Summa theologiae сделано Деметриосом Кидонесом в четырнадцатом веке.Bessarion’s знание этих вопросов также повлияло на In calumniatorem Platonis , где находится один из кардинальных повторяющиеся аргументы заключаются в том, что Георгий Трапезундский был по существу не зная традиций (аристотелизма и схоластики), он утверждали, что они превосходят платонизм (см. ниже).
Репутация Виссариона как знатока аристотелевской философии и схоластическая философия иллюстрируется его ролью посредника в ссора из-за будущих отрядов между двумя теологами из Левен, Генрих Зомерен и Питер де Риво.С 1469 г. до самой смерти Висарион сыграл важную роль в этом споре не только потому что когда-то он был покровителем самого де Зомерен, но также потому что кардинал собрал вокруг себя несколько умелых Философы-схоластики, в том числе Франческо делла Ровере (скоро Папа как Сикст IV) и Фернандо де Кордова, оба из которых принимали участие в спор. Это было не единственное обстоятельство, в котором Висарион и члены его окружения принимали участие в схоластических диспутах. Для всех По этим причинам случай Виссариона ставит под сомнение упрощенный противопоставление аристотелевской схоластики и чисто платонической Гуманизм, дорогой прошлой науке, вместо этого показывает размытые границы между этими традициями (см., д.г., Монфасани 2016b). Даже In calumniatorem Platonis , текст освящен даже от названия до защита Платона была не в меньшей степени результатом этого двусмысленного отношения между гуманизмом и схоластикой, между платонизмом и Аристотелизм.
2.3 The
In calumniatorem PlatonisОбида Георгия Трапезундского на Виссарион была одной из движущими силами проекта Comparatiophilusphorum Platonis et al. Аристотель (около 1458 г.), в котором Георгий жестоко напал на Платон, философ, которого предпочитал кардинал пресловутый.В трех книгах Георгий критиковал Платона как невежественного, нечестивого. и порочны, прославляя совершенную мудрость, благочестие и добродетель Аристотель. Такая работа, сравнение соответствующих достоинств Платон и Аристотель, особенно в религиозных вопросах, не были редкостью. в византийском окружении , и Гемист Плетон написал свою собственное сравнение во время Собора Флоренции: Буклет Плетона, написанный по-гречески и поэтому мало читаемый, воспевал благочестие платонической философии в попытке разоблачить хрупкое аристотелевское основание схоластики.Георгия Comparatio , напротив, был призван усилить роль Аристотеля. как авторитетный источник христианского богословия в той мере, в какой знакомить Стагирита с догмами, такими как Троица, и иногда помещать его выше даже Фомы Аквинского. Георгия comparetio имеет апокалиптический подтекст, явно выраженный в заключительные страницы произведения, в котором наступает четвертый Платон — второй и третий были соответственно Эпикуром и Мухаммед — связан с падением Византийской империи, и характеризуется как угроза Латинскому Западу.Безымянный четвертый Платон Возможно, это был либо Плетон, либо сам Вессарион.
Comparatio Джорджа сразу же восприняли как опасно со стороны Виссариона, которому нужно было отреагировать на него, чтобы сохранить его репутацию и репутацию Платона. Если бы Платон воспринимался как нечестивым, таким же был и кардинал по ассоциации. С помощью несколько членов своего круга, Виссарион произвел в течение около десяти лет его шедевр: In calumniatorem Платон (Против клеветника Платона).
Подготовка работа требовала нескольких корректировок, как формальных, так и теоретических. Из С формальной точки зрения Виссарион понимал, что произведение, написанное на греческом языке, как изначально был In calumniatorem , в нем не было бы желаемое воздействие. Поэтому он перевел произведение на латынь, а в для того, чтобы сделать его стилистически привлекательным, занимался искусный латинист, своему секретарю Никколо Перотти, чтобы отредактировать текст. Переработка Перотти сделала работу более доступной и элегантный, хотя иногда он изо всех сил пытался отдать должное философские концепции, содержащиеся внутри.
С теоретической точки зрения По мнению авторов, Виссарион интересовался иного рода пересмотром. Вокруг 1457 г., когда он участвовал в дискуссии о природе и искусстве в эпистолярный обмен с Теодором Газой, Виссарион первоначально утверждал, как и его учитель Плетон, что Платон и Аристотель были непримиримо против. Однако кардинал изменил это положение после того, как натолкнулся на трактат — теперь потерянный — на та же тема Георгия Трапезундского: в его собственном последующем буклет — De natura et arte — суждено стать шестая книга In calumniatorem Platonis , Bessarion принял примирительную точку зрения, основанную на подходе поздней античности. комментатор Симплициус.Эта интерпретация — принятая на протяжении года. В calumniatorem — Аристотель представлен как естествоиспытатель и Платон как богослов, объясняя тем самым очевидные разногласия между двумя авторами как просто вопрос разная тематика и разных уровней реальности. Этот экзегетический ход позволил Бессариону избежать открытых атак Аристотель, неявно поддерживая превосходство Платона, в частности, как внешняя помощь христианской вере. Это также позволило ему избежать контрастов с аристотелевцами в римской курии и полагаться на авторитеты схоластов, такие как Альберт Великий. и Фома Аквинский для достижения своих целей интерпретации.
Этот арсенал источников имел решающее значение для раскрытия скудных знаний Джорджа о Аристотелевская философия и традиция, а следовательно, и ненадежность восхваления якобы набожности Стагирита: эта проблема является предметом третьей книги In calumniatorem Platonis , который был составлен на более позднем этапе, в основном, Доминиканский теолог Джованни Гатти (ум. и 1484). Наконец, защищая соглашение между Платоном и Аристотелем, Виссарион также можно было избежать каких-либо ассоциаций с Гемистусом Плетоном, чьи неоднозначные религиозная репутация могла запятнать кардинала.
Книга In calumniatorem разделена на шесть книг: первая, вторая. и четыре зеркала трех книг Джорджа Сравнение .
Книга первая посвящена доказательству мудрости Платона, несмотря на неуловимость его стиля и диалогической структуры его работ, вопреки утверждению Джорджа, что он был невежественен. После перечисление авторов, которые восхваляли Платона выше Аристотеля, в основном Цицерона и Августин, и несколько Отцов Церкви — Виссарион обсуждает очевидное отсутствие определенных предметов у Платона работает, ссылаясь на пифагорейскую практику секретности.Тем не менее, кардинал также демонстрирует, что Платон прекрасно обучался всем дисциплин и предложил альтернативную энциклопедию мудрости к аристотелевской.
Вторая книга наиболее близка к Византийская традиция сравнения и решает проблему о благочестии Платона и Аристотеля. Взяв толкования из такие авторы, как Плотин, Прокл, Псалом-Дионисий, Симплиций и многих других, Бессарион встречает анализ различных предметов на в центре инвективы Джорджа, предполагая, что Платон предлагал теории решающих тем, таких как творение, душа и материя это было больше похоже на христианскую догму.Виссарион решен смущающие тупики в философии Платона, такие как доктрина материи и доктрина метасоматоза как представлен в Тимее , используя сложные различия в первом случае и аллегорическое объяснение во втором, в процесс, делающий их приемлемыми для христианских читателей. Опять Виссарион постоянно настаивает на единственном очевидном разногласии между Платоном и Аристотель: восстанавливая еще один аргумент от Симплициуса, он утверждает что Стагирит напал на слова, а не на смысл Платоновские доктрины, чтобы уберечь их от искажений и манипуляции.Аристотель, утверждает Виссарион, сделал то же самое с Парменидом и Мелиссом, которые говорили как теологи не меньше Платона.
Третья книга, как указано выше, рассматривает ряд проблемных вопросов в Георгии Трапезундского лечение Аристотеля. Более легкие темы, например, связанные с жертвоприношения и опора на поэтов и женщин — дают путь к более сложным вопросам, таким как предполагаемый Аристотелем знание догмата триединства, его взгляды на бессмертие душа и место провидения в перипатетической космологии.Особенно важны здесь главы, посвященные невозможность индивидуального бессмертия души через Аристотель , так как он контрастирует с вечностью мира защищался в На небесах . Виссарион, наоборот, находит и то, и другое. Интерпретации Аверроэса и Александра Афродизиаса душа, приемлемая в соответствии с принципами Аристотеля, несмотря на их контраст с христианской верой.
Четвертая книга посвящена проблема добродетели Платона.Опираясь на Пс.-Дионисия, Виссарион предлагает духовное толкование любви, как описано в Symposium и в Phaedrus — в радикальный контраст с сексуальным, постулированным Джорджем. В другом разделе Висарион использует сравнительный метод Геродота, чтобы оправдать обычное использование женщин, за которое выступает Платон. в Республике . Вдобавок Висарион обезвреживает милленарист Георгия пророчество о четвертом Платоне, утверждая, что падение греческого Империя возникла из-за неизбежного циклического упадка, который Доктрины Платона опередили бы.В последней главе книги, Виссарион упрекает Джорджа в его лицемерии, поскольку он похвалил Платона, когда он перевел Парменида и Законы .
Перевод Джорджа законов — это основная цель пятой книги, которая содержит список ошибки — фактические и предполагаемые — допущенные Трапезундом в его версия. Цель этой главы — доказать, что Джордж некомпетентность в философии Платона, что, в свою очередь, еще больше доказывает ненадежность его обвинений против Платона.Тем не менее, своеобразный забота о переводе платонических произведений распространяется на весь In calumniatorem : Виссарион знал, что латынь Скудное знание Платона европейцами могло склонить их к послушайте Георгия Трапезундского. Практика подношения Виссариона в его работах переводы платоновских текстов, сопровождаемые альтернативными экзегезы к предложенным Джорджем — призваны исправить это пробел в знаниях в западном мире. Виссарион также представил своему Латинские читатели аристотелевские авторы, такие как Александр Афродисиас, которые до этого имели ограниченное распространение в латинском мире, но чьи интерпретации Аристотеля поставили Стагирита в противоречие с христианским догматом.Эти вставки были частью Бессариона стратегия разоблачения религиозных ограничений аристотелевской философии, таким образом обеспечивая неявную поддержку идеи, что Платон может служить лучшим внешним подспорьем для истинной веры в традиции отцов церкви и греческих богословов, таких как Евсевий из Кесария и Феодор Метохитес.
Шестая книга In calumniatorem , вышеупомянутый De natura et arte , является толкованием отрывка из второй книги Аристотелиан Физика .Написано раньше других книг составляя В calumniatorem , это единственное, в котором Виссарион открыто называет Джорджа своим противником и, как уже говорилось, выше — это первая работа, в которой Виссарион выражает соборные взгляды на Платона и Аристотеля. В этом смысле De natura et arte представлял собой своего рода «генеральную репетицию» для magnum opus применительно к единственной экзегетической задаче, в которой тем не менее важные последствия для важных предметов (таких как учение об идеях и божественной причинности в мире).
3. Приемная
В то время как George’s Comparatio появился только в печати посмертно в 1523 г. в единственном неполноценном издании Висарион взял в полной мере использовать недавно открытую технологию печатного станка для достижения его аудитория: это давало Виссариону еще одно преимущество перед его оппоненту, обеспечив более широкое распространение готового текста. Модель In calumniatorem Platonis был напечатан в 1469 году Швайнхеймом и Паннарц. В том же году они также опубликовали Didaskalikon Алкиноуса и De Апулея deo Socratis и De Platone et eius dogmate , вероятно, как часть филоплатонического редакционного проекта, организованного кардинал.Модель In calumniatorem впоследствии была переиздана. дважды, печатным станком Aldine, в 1503 и 1516 годах. Оба издания, которые не идентичны, включая собственные изменения Виссариона к версия текста 1469 года.
Умеренная христианизация Виссариона чтение Платона обеспечило таких авторов, как Марсилио Фичино и Франческо Каттани да Дьякчето с мощными экзегетическими схемами, такими как взято из Плотина, Прокла и Пс.-Дионисия (чьи подлинность Бессарион защищал даже от членов его собственной круг).В случае с Фичино эти пояснительные ключи были увеличены. в еще более амбициозной христианизации Платона, в которой античного философа сравнивали с Моисеем. Монументальное произведение, которое включены несколько списков цитат и авторитетов, In calumniatorem быстро стал репертуаром материала для Писатели и философы шестнадцатого века. Разделы, подобные тем, что на Пифагорейские тайны (I.2) пользовались вниманием многочисленных читателей, как и письмо Лисия к Гиппарху.Луи ле Руа (ум. 1577) в значительной степени полагался на вторую книгу In calumniatorem для его комментарий к Тимею . Не ссылаясь на его источник, Symphorien Champier (ум. 1540) восстановлены отрывки из В calumniatorem во многих его работ. Шампье хотел убедить своего друга Жака Лефевра d’Etaples (ум. 1536) Платона о полезности Христианская религия и In calumniatorem предложили множество материалов для поддержки его усилий. Хотя он восхищался переводом Бессариона Metaphysics , которую он опубликовал первым, Лефевр д’Этапль — вместе с Гийомом Буде, тем не менее, поддерживал позицию Георгия Трапезунд.
Композитный характер In calumniatorem допускали различные интерпретации природы Работа Виссариона. В В calumniatorem Bessarion сам колебался между описанием текста как извинением Платона и как сравнение Платона и Аристотеля. Несмотря на то, что In calumniatorem помог распространить жанр сравнение Platonis et Aristotelis в раннего Нового времени произведение воспринималось в основном как извинение Платона, и это сделало Виссарион очевидной целью во времена антиплатоническая реакция во главе с иезуитами в конце шестнадцатого века. век.Члены других орденов, таких как францисканцы и Августинцы, тем не менее, более сочувствовали кардиналу, хваля его и в calumniatorem в семнадцатый век. Висарион также оказал влияние на стены университетов. Фактически, его упор на Аристотеля как на простого натурфилософа, предоставил профессорам перипатетической медицины веские аргументы против метафизические интерпретации Философа: например, как Пьетро Помпонацци (1462–1525) и Франческо Вимеркато (ум.1569), хотя приводя аргументы в пользу смертности души из разных перспективы, были в долгу перед отрывками из третьей книги В calumniatorem Platonis .
Bessarion | Византийский богослов | Britannica
Bessarion , также называемый John Bessarion, имя при крещении John, или Basil, Latin Johannes, или Basilius , (род. 2 января, 1403, Трапезунд, Трапезунд, сейчас Трапезундская империя, Трапезунд, Трапезунд) , Турция] — скончался ноябрь.18, 1472, Равенна [Италия]), византийский гуманист и богослов, позже римский кардинал и крупный участник возрождения письма в 15 веке.
Он получил образование в Константинополе (Стамбул) и принял имя Виссарион, став монахом в ордене Святого Василия в 1423 году. В 1437 году он был сделан архиепископом Никейского (ныне Изник, Турция) византийским императором Иоанном VIII Палеологом . Он сопровождал Иоанна в Италию, чтобы договориться о союзе между Византийской и Западной церквями в качестве средства мобилизации помощи против турок, которые вторглись на Балканский полуостров и угрожали Константинополю.
На соборах в итальянских городах Феррара и Флоренция Висарион поддерживал унию, что было неприемлемо для других в византийской церкви. Виссарион, однако, оставался в общении с Римом и снискал расположение папы Евгения IV, который сделал его кардиналом в 1439 году. После этого он жил в Италии. В Риме он внес вклад в развитие Римской академии истории и археологии, и вместе со своим бывшим учителем Гемистом Плетоном, знаменитым неоплатоником, он привлек круг философов, посвятивших себя изучению Платона.С 1450 по 1455 год он служил папским губернатором Болоньи и был послан посольствами к различным иностранным принцам, включая короля Франции Людовика XI в 1471 году. построив личную библиотеку, которая включала большую коллекцию греческих рукописей, благодаря его покровительству ученых и его сочинениям. Позже он подарил свою библиотеку Сенату Венеции. Висарион стал латинским патриархом Константинополя в 1463 году.Его наиболее важной работой считается трактат In calumniatorem Platonis, , защищающий Платона от пылкого аристотелизма Георгия Трапезундского. Его попытки примирить две философии повлияли на итальянскую философию, которая ассимилировала византийскую философскую традицию после падения Константинополя в 1453 году.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчасКардинал Виссарион — Возрождение и Реформация
Бьянка, Кончетта. от Bisanzio в Roma: Studi sul cardinale Bessarione . Рим: Roma nel Rinascimento, 1999.
Очень полезный сборник статей о Виссарионе одного из великих авторитетов в области кардинала и итальянской среды.
Coluccia, Giuseppe L. Basilio Bessarione: Lo spirito greco e l’Occidente . Флоренция: Лев С. Ольшки, 2009.
Самая последняя биография Виссариона. Хотя некоторые из его утверждений спорны, он содержит много полезной информации, переводы греческих текстов и освещение всей жизни Вессариона.
Fiaccadori, Gianfranco, ed. Bessarione e l’Umanesimo: Catalogo della mostra . Венеция, Biblioteca Nazionale Marciana, 27 апреля — 31 мая 1994. Неаполь, Италия: Виварий, 1994.
Бесценная коллекция основных статей, документальных материалов и изображений. Иллюстрации и сопроводительный каталог рукописей на выставке исключительно высокого качества, не считая очень важных и оригинальных статей в томе.
Гутковски, Анджей и Эмануэла Принцивалли, ред. Bessarione e la sua Accademia . Сборник эссе, в основном представленный на конференции, состоявшейся в Риме, Италия, 18 марта 2011 г. Рим: Miscellanea Francescana, 2012.
Полезный сборник актуальных статей о Бессарионе и его окружении.
Il cardinale Bessarione nel V centenario della morte (1472–1972): Conferenze di studio 7–18 нояб. 1972 год. Tenute nella «Sala dell’Immacolata» del Convento dei SS. XII Апостоли в Риме . Рим: Convento dei SS.XII Apostoli dei Frati Conventuali, 1974.
Некоторые из статей теперь датированы, но две статьи Антонио Коччиа о биографии Вессариона и его отношениях с базиликой св. XII Апостолы остаются ценными.
Лабовски, Лотте. «Бессарионе». В Dizionario biografico degli italiani . Vol. 9, Berengario – Biagini . Под редакцией Альберто М. Гизальберти, 686–696. Rome: Treccani, 1967.
По-прежнему лучший краткий обзор жизни и писаний Висариона с очень точными деталями.
Мэртл, Клаудиа, Кристиан Кайзер и Томас Риклин, ред. « Inter graecos latinissimus, inter latinos graecissimus»: Bessarion zwischen den Kulteren . Доклады, представленные на конференции, состоявшейся в Мюнхене 15–17 июля 2011 г. Берлин и Бостон: De Gruyter, 2013.
DOI: 10.1515 / 9783110316216
Труды последней конференции по Виссариону, характеризующиеся фундаментальными исследованиями его жизни и творчества. Почти все статьи цитируются в других местах этой статьи.
Mohler, Людвиг. Кардинал как Theologe, Humanist und Staatsmann . 3 тт. Падерборн, Германия: Шенинг, 1923–1942 гг.
Первый том ( Darstellung ) представляет собой биографию, которая в некоторых отношениях была заменена, но остается фундаментальной. Два других тома незаменимы. Vol. 2 ( Bessarionis In Calumniatorem Platonis Libri IV ) содержит критическое издание греческого текста Бессариона In Calumniatorem Platonis вместе с латинским текстом, опубликованным в 1469 году.Vol. 3 ( Aus Bessarions Gelehrtenkreis: Abhandlungen, Reden, Briefe ) собраны письма и сочинения Бессариона, а также богатая коллекция соответствующих греческих и латинских текстов других авторов.
Монфасани, Джон. Византийские ученые в Италии эпохи Возрождения: кардинал Виссарион и другие эмигранты . Олдершот, Великобритания: Ashgate, 1995.
Десять статей в томе прямо или косвенно касаются Бессариона, а остальные четыре посвящены грекам и греческой культуре эпохи Возрождения.
Василий Виссарион и великое возрождение писем
Василий Виссарион (1403-1472)
2 января 1403 года родился римско-католический кардинал епископ Василий Виссарион . Титульный латинский патриарх Константинополя Виссарион был одним из выдающихся греческих ученых, внесших свой вклад в великое возрождение письма в 15 веке. Один из самых образованных ученых своего времени, Виссарион распространял знания и знания греческого языка, создав личную библиотеку, которая включала большую коллекцию греческих рукописей, благодаря его покровительству ученых и своим сочинениям.В прошлом веке Византии, когда османские завоевания завершились взятием Константинополя в 1453 году, культурные влияния между Востоком и Западом текли в обоих направлениях. Хорошо известно влияние греческих эмигрантов, рукописей и идей на итальянское Возрождение. Кардинал Виссарион участвовал в этом двустороннем обмене мнениями и действительно внес в него выдающийся вклад [1].
Ранние годы Василия Виссариона
Василий Виссарион родился в Трапезунде, черноморском порту на северо-востоке Анатолии, который был сердцем понтийской греческой культуры и цивилизации в византийский и османский периоды.Годом его рождения является 1389, 1395 или 1403. В 1413 году, еще совсем молодым, он был отправлен в Константинополь, где посвятил себя учебе, достигнув большого успеха в области письма [2], и уехал. в 1423 году на Пелопоннес, чтобы послушать Гемиста Плетона, который был ярым противником Аристотеля, против которого он с неумеренным рвением защищал доктрины Платона [2]. Став монахом в постриг Ордена святого Василия, он принял имя старого египетского отшельника Виссариона, историю которого он рассказал.В 1436 году Висарион стал настоятелем монастыря в Константинополе, а в 1437 году византийский император Иоанн VIII Палеолог сделал его митрополитом Никейским, которого он сопровождал в Италию с целью воссоединения православной и католической церквей, которые прежде были отделился после раскола 1054 года.
Объединение церквей
Византийский император надеялся использовать возможность воссоединения церквей, чтобы получить помощь из Западной Европы против турок-османов.Бессарион участвовал в византийской делегации на Ферраро-Флорентийском соборе как самый выдающийся представитель профсоюзов в 1439 году. По возвращении в Грецию он обнаружил, что испытывает горькое недовольство своей привязанностью к партии меньшинства, которая не видела трудностей в примирении две церкви. На Флорентийском соборе, состоявшемся в Ферраре, а затем во Флоренции, Виссарион поддержал римскую церковь и снискал расположение папы Евгения IV, который наделил его чином кардинала на консистории 18 декабря 1439 года.
Новое гуманистическое обучение
Висарион оставался губернатором Болоньи в течение пяти лет (1450–1455) и провел мудрые реформы в управлении городом и в системе отправления правосудия. Прежде всего, он приложил все свое внимание и щедрость к университету, величайшей славе Болоньи, восстановив здание, которое грозило развалиться. Он собрал там в качестве учителей самых известных профессоров того времени, компенсируя за свой счет недостатки их гонораров и щедро поощряя, в частности, изучение классиков.Таким образом, он собрал вокруг себя двор поэтов и литераторов. [2] Его палаццо в Риме было виртуальной академией для изучения нового гуманистического образования, центром для ученых греков и греческих беженцев, которых он поддерживал, заказывая стенограммы греческих рукописей и переводы на латынь, что сделало греческую стипендию доступной для западных европейцев. Он поддерживал Региомонтана таким образом и защищал Николая Кузанского. [7,8] Он известен в истории как первоначальный покровитель греческих изгнанников (ученых и дипломатов), включая Теодора Газу, Георгия Трапезундского, Иоанна Аргиропулоса и многих других.
Конклав
На папском конклаве 1455 года, который избрал арагонского кандидата, Альфонса де Борху, Калликстом III, кардинал Вессарион был одним из первых кандидатов из-за его незаинтересованности в соревновании между римскими фракциями, которое давило на кандидатов фракций Орсини и Колонна. Как примус Кардиналий (с апреля 1463 г.) — титул декана Священной коллегии кардиналов еще не использовался — кардинал Виссарион председательствовал на Папском конклаве в 1464 году и Папском конклаве в 1471 году.
Достижения
Виссарион был одним из самых образованных ученых своего времени. Помимо переводов Аристотеля «Метафизика » и Memorabilia Ксенофонта, его наиболее важным трудом является трактат, направленный против Георгия Трапезундского, неистового аристотелиста, который написал полемику против Платона и озаглавил «В Calumniatorem Platonis » (« Против клеветника Платона »). Виссарион, хотя и был платоником, не был столь последовательным в своем восхищении, как Гемист Плетон, и вместо этого стремился примирить две философии.Его работа, открывшая отношение платонизма к основным вопросам религии, в значительной степени способствовала распространению умозрительной мысли в области теологии. Именно благодаря ему сохранилась до наших дней Библиотека Псевдо-Аполлодора , важный сборник греческой мифологии, датируемый первым или вторым веком нашей эры. Его библиотека, которая содержала очень обширную коллекцию греческих рукописей, была подарена им в 1468 году сенату Венеции и составляет ядро знаменитой библиотеки Святого Марка, Biblioteca Marciana.Это было 482 греческих рукописи и 264 латинских рукописи.
Смерть
После тщетной миссии во Франции Висарион был разочарован и атакован своей болезнью. По пути домой утомительный переход через Альпы был для него тяжелым испытанием, и он заболел дизентерией. Сильно ослабев, он был вынужден прервать свое путешествие в Равенну. Там он умер 18 ноября 1472 года. Ходили слухи, что его отравили.
Ссылки и дополнительная литература:
Базилиос Бессарион — ученый дня
Басилиос Бессарион, греческий ученый, родился в январе 1969 г.2, где-то между 1389 и 1403 годами. Висарион приехал из Трапезунда, города на берегу Черного моря, который был выдающимся культурным центром Византийской империи. Он поднимался в иерархии Греческой православной церкви, когда он приехал в Италию в 1438 году в составе комиссии, добивавшейся воссоединения греческой и римской церквей. Его эрудиция произвела сильное впечатление на правящего римского Папу Евгения IV, который заманил Висариона на свою службу, сделав его кардиналом. Бессарион провел остаток своей жизни в Италии, в основном в Риме, и он собрал прекрасную коллекцию греческих рукописей, которые быстро хлынули в Италию по мере того, как турки продвигались к Константинополю.
Будучи одним из немногих в Италии, кто мог читать по-гречески, Вессарион поощрял молодых ученых к овладению языком, сделав свои рукописи свободными для перевода. Одним из тех, кого он поощрял, был астроном Иоганн Региомонтан, с которым Вессарион познакомился во время миссии в Вене. Региомонтан пытался создать Epitome из Almagest Птолемея, великой древней книги по астрономии, но единственным исходным текстом, который у него был, был латинский, который был переведен с арабского, а до этого — с персидского.Виссарион сказал Региомонтану, что ему принадлежит греческий Альмагест , и Региомонтан отправился в Италию в 1461 году, выучил греческий язык и перевел рукопись Вессариона Альмагест на латынь, и на основе этого создал его Epitome . В конце концов, он был опубликован в 1496 году с красивым фронтисписом гравюры на дереве ( см. Первое изображение выше ), и это был источник, из которого многие более поздние астрономы, включая Коперника, узнали астрономию Птолемея.
Перед своей смертью Виссарион передал свою коллекцию рукописей венецианскому сенату, где она стала ядром того, что позже станет Biblioteca Marciana, Библиотекой Св.Отметка. Третье изображение выше — это современная фотография внешней части библиотеки, а четвертое изображение дает нам вид на комнату Виссариона в библиотеке. Современный портрет Висариона ( второе изображение выше ) был сделан Юстусом ван Гентом в 1474 году и висит в Лувре.
Д-р Уильям Б. Эшворт младший, консультант по истории науки Библиотеки Линды Холл и доцент кафедры истории Университета Миссури в Канзас-Сити
Дата | Возраст | Событие | Титул | ||
---|---|---|---|---|---|
2 января 1403 | Родился | ||||
14379 334.9 | Назначен | Архиепископ | |||
11 ноября 1437 | 34,8 | Рукоположен во епископа | Архиепископ | ||
18 декабря 1439 | 36.9 | Титулярный архиепископ Фиванский | |||
8 января 1440 г. | 37,0 | Назначен | Кардинал-священник Санти XII Апостоли | ||
5 мая 1447 г. | 44.3 | Назначен | Администратором Манфредонии, Италия | ||
5 марта 1449 года | 46,1 | Назначен | Кардинал-епископ Сабины | ||
Назначен 28 марта 1449 | 902746,2 909 del Mazara del Валло, Италия | ||||
7 апреля 1449 г. | 46,2 | Подал в отставку | Администратор Манфредонии, Италия | ||
23 апреля 1449 г. | 46.3 | Назначен | Кардинал-епископ Фраскати | ||
21 октября 1449 г. | 46,8 | Назначен | Администратор Иерусалима {Джерусалемме}, Палестина | ||
Подписан 13 марта 1458 | 904 904 Иерусалима {Джерусалемме}, Палестина|||||
26 июля 1458 г. | 55,5 | Назначен | Администратором Памплоны, Испания | ||
25 октября 1458 г. | 55.8 | Подал в отставку | Администратор Мадзара-дель-Валло, Италия | ||
18 мая 1462 года | 59,3 | Подал в отставку | Администратор Памплоны, Испания | ||
Назначен на апрель 1463³ | 609 Патриарх Константинополь | ||||
14 октября 1468 года | 65,7 | Назначен | Кардинал-епископ Сабины | ||
18 ноября 1472 года | 69.8 | Умер | Титулярный архиепископ Фивский |
Василий Бессарион (2 января 1403 — 18 января 1472), греческий священнослужитель
Задний план
Он родился в Трапезунде, черноморском порту на северо-востоке Анатолии, который был сердцем понтийской греческой культуры и цивилизации в византийский и османский периоды. Годом его рождения является 1389, 1395 или 1403 год.
Образование
Он получил образование в Константинополе, а в 1423 году отправился в Пелопоннес, чтобы послушать Гемиста Полетона, излагающего философию Платона.
Карьера
Вступив в орден святого Василия, он принял имя старого египетского отшельника Виссариона, историю которого он рассказал.
В 1437 году Иоанн VII сделал его архиепископом Никейским.
Палеолог, которого он сопровождал в Италию, чтобы добиться союза между греческой и латинской церквями с целью получения помощи с Запада против турок.
С этого времени он постоянно проживал в Италии, много делая благодаря своему покровительству ученых мужей, своим собранием книг и рукописей и своими собственными сочинениями для распространения новых знаний за границу.
Он последовательно владел архиепископством Сипонто и епископством Сабина и Фраскати.
В 1463 году получил титул латинского патриарха Константинополя; и только из-за своего греческого происхождения он не был возведен на папский престол.