Майя плисецкая и пьер карден: Пьер Карден: кончина Майи Плисецкой — это утрата для всего мирового искусства — Культура
Пьер Карден: кончина Майи Плисецкой — это утрата для всего мирового искусства — Культура
ПАРИЖ, 4 мая. /Корр. ТАСС Дмитрий Горохов/. Кончина балерины Майи Плисецкой стала огромной утратой для всего мирового искусства. Об этом знаменитый французский кутюрье Пьер Карден сказал в понедельник в беседе с корр. ТАСС.
«Россия потеряла великую артистку. Это огромная утрата не только для русской балетной школы, но и для всего мирового искусства. Мы лишились большого мастера, бесценного друга, человека прекрасной души», — подчеркнул он. «Все мы были потрясены этой новостью, никто не мог сдержать слез», — признался он, рассказав, что узнал о кончине Плисецкой из выпуска новостей.
С великой балериной Кардена связывали многие годы дружбы, начавшейся более четырех десятилетий назад во время триумфальных парижских гастролей Большого театра. «Майя Плисецкая принесла русскому искусству много почитателей и всегда оставалась верной своей стране», — отметил мастер. По словам Кардена, в его театральном центре и доме моды близ Елисейских полей Майя Михайловна бывала в каждый свой приезд в Париж. «Мы говорили на самые разные темы и очень хорошо понимали друг друга, — рассказал он. — Я восхищался ею — и как великой балериной, и как замечательной собеседницей».
Пьер Карден создал костюмы для балета «Анна Каренина» и других спектаклей, в которых танцевала Плисецкая, платья для мероприятий с ее участием. «У нее был безупречный вкус, — отметил мэтр. — Она прекрасно разбиралась в моде, была необычайно элегантна».
Директор высокой моды Дома Пьера Кардена Мариз Гаспар отметила, что она и ее коллеги навсегда запомнят легкость и простоту, с которой держалась одна из самых известных в мире звезд балета. «У Майи всегда было ласковое слово для каждой из наших сотрудниц, — отметила она. — Все мы бережно храним подаренные ею русские сувениры».
Балерина Майя Плисецкая скончалась в Германии 2 мая на 90-м году жизни от сердечного приступа, сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин. «Мне позвонил супруг балерины Родион Щедрин. Она умерла от тяжелого сердечного приступа. Врачи боролись, но ничего не смогли сделать», — сказал Урин. Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
Майя Плисецкая: как одевалась и кого из дизайнеров вдохновляла великая балерина
Шопинг
Плисецкая не устраивала разгульные путешествия по всем магазинам Парижа — у нее был один излюбленный маршрут, которому она не изменяла. Бутик Кардена, разумеется, она посещала в первую очередь. У Плисецкой был «открытый кредит» — она отбирала вещи, которые ей нравились, и Карден дарил их своей музе. К выбору вещей балерина подходила очень ответственно — в бутик Pierre Cardin Майя Михайловна даже брала своего мужа Родиона Щедрина. Он терпеливо оценивал каждый выход.
Потом обувные магазины. Туфли занимали особое место в гардеробе Плисецкой. «У нее лежали в коробках десятки ни разу не надетых пар. Если говорить об обуви, то Плисецкая, конечно, была шопоголиком и фанаткой», — отмечает Александр Васильев. При этом у Майи с детства были трудности с обувью — из-за особенности строения стопы с отстающим мизинцем и специфическим подъемом. В Бахрушинском музее хранятся ее детские ботиночки, протертые по краям. Позже она стала специальным образом подрезать пуанты, а в туфли вкладывать вату. Больше всего ей подходила колодка Casadei. Небольшое отступление: Майя Михайловна была известна широкими жестами. Однажды она, впечатленная выступлением молодой танцовщицы Сильви Гиллем, сняла свои бриллиантовые серьги (подаренные когда-то Лилей Брик) и преподнесла их растерянной девушке. Зато когда дело доходило до покупок, она проявляла невероятную рачительность. Александр Васильев вспоминает, что как-то сопровождал Майю Михайловну во время шопинга — в одном из бутиков ей очень понравилась пара туфель, но цена была слишком высокой. «Майя Михайловна попросила меня помочь с переводом и сказать продавцам, кто покупательница. Я назвал имя гостьи, оно, разумеется, было известно менеджеру, и тот предложил знаменитой посетительнице скидку. «А, дают скидку! Сколько? 15 процентов? Прекрасно. А теперь скажи им, что я подарю свою фотографию», — ответила Плисецкая. Выторговали 25 процентов. «Хорошо, — говорит Майя Михайловна, — а теперь сообщи, что я подпишу эту фотографию». Скидка увеличилась еще на десять процентов, на что Плисецкая добавила: «Теперь скажи, что я подпишу эту фотографию специально для их магазина»». В итоге обувь была куплена за полцены.
После посещения обувных магазинов Плисецкая стремительно пробегалась по аксессуарам, нередко примеряла шляпки. У была небольшая коллекция головных уборов, но она часто сокрушалась, что в шляпах совершенно некуда ходить. «Какая шляпа в низком автомобиле? Вот раньше, в открытых экипажах, это было другое дело», — говорила Майя Михайловна.
Под занавес Плисецкая заходила… в эконом-магазин Tati на окраине Парижа. Там можно было найти множество стильных вещей и косметику за очень маленькие деньги — она покупала их на подарки для земляков. В СССР любая импортная вещь казалась роскошной — разницы между брендами советские люди не понимали. А вот сама Плисецкая стеснялась пакетов Tati. Она не могла идти с ними по Парижу — статус не позволял. И поэтому она брала с собой в качестве компаньона Александра Васильева, которого заранее просила захватить с собой приличные сумки, чтобы замаскировать пакеты Tati, так как она живет в очень дорогом отеле.
Покупать вещи в России, даже когда бутиков стало много, Плисецкая не любила. Сергей Николаевич в очерке «Позолота на пальцах» описал, как накануне восьмидесятилетнего юбилея Майя Михайловна решила пройтись по новым московским магазинам, взяв его в компаньоны, однако очень быстро заторопилась домой. Московская роскошь образца 2005 года была ей чуждой. «… Мы почувствовали себя статистами, забредшими сюда из другого спектакля…» — писал Николаевич.
любовь к России, Плисецкая-муза и космос – The City, 29.12.2020
29 декабря семья легендарного Пьера Кардена сообщила, что модельер скончался. Ему было 98 лет. Кутюрье перевернул всю мировую моду, в том числе и стиль в СССР. Рассказываем о его страсти к России, впечатлениях о Гагарине и теплой дружбе с Плисецкой.
Портной в магазине одежды
Пьер Карден был шестым ребенком в небогатой семье. Он мог бы пойти по стопам отца-винодела, но его привлекала мысль о собственной империи одежды. В 14 лет он устроился помощником портного и навсегда связал свою жизнь с модой.
Фото: East News
В 17 лет Карден сам стал портным, а в 23 года отправился покорять Париж. Здесь он работал в самых разных ателье города, пока не познакомился с Жаном Кокто и Кристианом Бераром, благодаря которым получил свой первый большой заказ – костюмы и маски к фильму Кокто «Красавица и чудовище».
Уже через два года Карден стал ведущим модельером в студии Кристиана Диора. Его привлекали четкие геометрические линии, яркие цвета и авангардный стиль. Именно тогда его запомнили как первопроходца в стиле унисекс, хотя сам кутюрье не раз говорил, что предпочитает разделять мужское и женское в одежде.
Вообще, у Пьера Кардена оказалось много нововведений: показы прямо в магазине, доступные цены, одежда для мужчин всех цветов радуги, черные капроновые колготки (которые до его показов считались безвкусицей), длинные пиджаки без воротников, созданные для The Beatles.
Майя Плисецкая – одна из главных муз Пьера Кардена
Знакомство Кардена и Плисецкой произошло в 1971 году на фестивале в Авиньоне. Спустя несколько месяцев, когда балерина должна была выступать в Гранд-опера, они встретились в отеле, и Плисецкая сказала, что не знает, в чем пойти на прием. Она ни о чем не просила Пьера, но уже спустя час его портной привез вечернее платье для Майи.
Пьер Карден и Майя Плисецкая. Фото: ТАСС
Перед постановкой «Анны Карениной» Плисецкая обратилась к модельеру без особых надежд: «Вот бы вы, Пьер, сделали костюмы для «Анны». Как было бы чудно…» Спустя неделю она стояла у него в примерочной, а французский кутюрье с мировым именем создал костюмы для балета Большого театра.
Балерина говорила потом, что Пьер с полуслова понимал ее пожелания по части театральных костюмов. Он делал их не только красивыми, но и удобными для долгих и сложных постановок
«Настоящая страсть к России» и Юрий Гагарин
Об этой страсти модельер говорил сам, его восхищало здесь многое. Он бывал в СССР, а потом и в России десятки раз.
Неудивительно, что авангардиста и футуриста в мире моды вдохновлял неизведанный космос. Юрий Гагарин, по словам Пьера, открыл для него новый мир и навсегда покорил его как модельера и художника. В 1960-х под этим впечатлением он создал легендарную коллекцию Space.
Фото: East News
В 1963 году Карден впервые приехал в Россию. Тогда жена президента Франции Жоржа Помпиду шутила, что о визите кутюрье в советских газетах писали больше, чем о переговорах ее мужа, чей визит совпал с визитом Пьера, с Брежневым.
В 1991 году Карден побывал в Чернобыле и пообщался с людьми, вернувшимися после катастрофы. Тогда же он провел на Красной площади показ с 50 моделями, за которыми наблюдали 200 тысяч зрителей.
В 1986-м модельер подписал контракт с Министерством легкой промышленности СССР на производство одежды. Марка Pierre Cardin шила вещи на 30 заводах по всей стране, а советские женщины смогли себе позволить одежду «по французской моде».
В 2013 году в Москве Пьеру Карден вручили орден Дружбы.
Читайте также
«Мой милый бессребреник Пьер!» – Майя Плисецкая о Пьере Кардене – The City, 29.12.2020
29 декабря умер французский модельер Пьер Карден. С Россией его долгие годы связывала тесная дружба с балериной Майей Плисецкой: он создавал костюмы для ее выступлений. Их взаимоотношения иллюстрирует отрывок из автобиографии балерины «Я, Майя Плисецкая…», которая вышла в 1994 году.
За завтраком в «Эспас» я рассказала Кардену о своих муках с костюмами «Карениной».
Безо всякой надежды, больше для размышлений вслух, я сказала Кардену:
— Вот бы Вы, Пьер, сделали костюмы для «Анны». Как было бы чудно…
У Кардена в глазах включились батарейки. Словно ток по ним пошел.
— Я знаю, как их надо решить. Тут нужно…
Майя Плисецкая и Марис Лепа в балете «Анна Каренина», 1976 год. Фото: ТАСС
И уже через неделю я была в карденовском бутике на Avenue Matignon на примерке. Карден сам придирчиво контролировал каждую складку, шов, каждую прострочку. И все время просил:
— Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Перегнитесь. Вам удобно? Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть Ваш более, чем собственная кожа.
Пьер создал для «Анны» десять костюмов. Один лучше другого. Настоящие шедевры. Их бы в музеях выставлять.
Божественно лучится световая гамма костюмов. Черный бархат с газовым шлейфом на балу, сиреневые виньетки в салоне княгини Бетси, белые крылья, чуть скрывающие обнаженное тело в сцене «падения» Анны, желтая клетка со страусовыми перьями на «скачках», шоколадно-коричневая гамма сада Вреде, небесная лазурь итальянского счастливого па-де-де… Всех костюмов я не перечисляю.
А какие платья сделал Карден для моей «Чайки»!..
И еще — «Дама с собачкой». Всего одно платье. Но какое! Видеть его надо, мой дорогой читатель.
Все драгоценные театральные наряды (а Карден делал мне и кинокостюмы, например, к тургеневским «Вешним водам») были его царскими подарками.
Майя Плисецкая в роли Бетси в экранизации «Анны Карениной» режиссера А.Г. Зархи. Фото: ТАСС
Мой милый бессребреник Пьер! Как я могу словами передать тебе мои чувства…
Но в афише Большого театра имя Кардена не стояло. Выпало. Забыли. Наши костюмы все. Советские.
Это Министерство культуры панически запретило дирекции в перечислении авторов называть имя иностранца. Да еще такое: Карден.
Пьер и ухом не повел. Аноним — пусть аноним. Придет время…
Лишь годами позднее, исподволь, сначала в гастрольном турне, мелким петитом упомянули создателя костюмов «Анны». Потом и в программе Большого пропечатали. Так черепашьим шагом раздвигался мало-помалу железный занавес… И раздвинулся до того, что летом 1991 года на Красной площади Москвы состоялся показ карденовских мод.
Фото обложки: ТАСС
Читайте также
Стиль несравненной легенды российского балета Майи Плисецкой
Отечественная икона стиля, красивая женщина и талантливая балерина — Майя Плисецкая даже во времена застоя и всеобщего дефицита находила желание и возможности одеваться так, будто сама лично присутствовала на модных показах в Париже и Милане. Ее грация, элегантность и отличный вкус выражались буквально во всем, чем она занималась! Мудрая женщина, кажется, понимала и принимала жизнь такой, какая она есть, и как бы сложно не было, никогда не забывала о том, что одежда — это не только необходимость, но и способ самовыражения.
Майя Михайловна была уверена, что «характер — это судьба», а «одежда диктует поведение» — такой мы ее и запомнили: сильной, но женственной, изящной и потрясающе стильной!
Сложные времена
В период всеобщего товарного дефицита в СССР позволить себе хорошо одеваться могли только те, кто имел возможность выезжать за границу и привозить оттуда «импортные» вещи. У Майи Михайловны такой возможности не было, иными словами она достаточно долгое время была «невыездной» и была вынуждена не покидать пределы Родины. Таких, как она, в те времена называли «штрафным батальоном Большого театра». Однако, что для молодой и красивой женщины значит отсутствие возможности одеваться стильно? Катастрофа! Поэтому Майе приходилось искать различные доступные варианты. Таким вариантом в то время были фарцовщики, перепродававшие товары из-за границы вдвое дороже их стоимости. Одна из таких «торгашек», женщина по имени Клара, вошла в историю благодаря тому, что долгое время одевала лучшую советскую балерину! Причем, принципиальная Клара не делала звездной клиентке никаких скидок. Майя мирилась с этой ситуацией, потому что у фарцовщицы были едва ли не самые лучшие импортные вещи: белье, платья, пальто и другое. Особенно дорого стоили красивое белье, сумки и шубы, которые балерина обожала! Ради того, чтобы одеваться красиво, Плисецкая не гнушалась даже выступать в провинциальных клубах, чье состояние нередко приближалось к аварийному. Майя умела носить одежду так, чтобы окружающие с восторгом бежали заказывать себе нечто подобное!
Когда Плисецкая наконец смогла отправиться на зарубежные гастроли, перед ней будто открылся новый мир. Советская балерина познакомилась со многими представителями западной модной элиты и заграничными деятелями культуры. Одним из самых значимых в мире моды знакомых стал Пьер Карден, несмотря на то, что талантом и фигурой Плисецкой восхищались многие дизайнеры, и многие из них очень хотели увидеть на ней свою одежду.
Муза Пьера Кардена
«Для меня в мире моды все начинается и заканчивается Пьером Карденом. Это эталон вкуса, фантазии, красоты… Он никогда не устаревает».
Знакомство с именитым дизайнером произошло на фестивале в Авиньоне. Майя танцевала партию из балета «Умирающий лебедь на открытой площадке, когда внезапно начался сильный дождь. Балерина не прервала танец, и зрители, чтобы поддержать ее тоже сложили свои зонты. После выступления к Майе подошла ее знакомая франко-российская художница Надя Леже, которая и познакомила Плисецкую и Кардена. Спустя какое-то время модельер начал создавать для выступлений Майи костюмы. Увы, в советской действительности нельзя было афишировать то, что для ведущей балерины «Большого театра» костюмы шьет зарубежный кутюрье, поэтому данный факт стал известен гораздо позже.
Майя и Пьер Карден
Модельер и балерина дружили до конца жизни, а в 1998 году они представили в Кремле совместное шоу «Мода и танец».
Майя и Пьер Карден
Майя и Коко Шанель
Майя Плисецкая была знакома со многими легендарными дизайнерами, включая Ив Сен-Лорана и Габриэль Шанель, последняя, кстати, специально для нее устроила демонстрацию своей новой коллекции у себя дома. Когда кто-то из моделей вывел Коко из себя своей неуклюжестью, она попросила балерину показать девушкам, как должна ходить настоящая женщина. Плисецкая грациозно скопировала модельную походку, и так понравилась Шанель, что дизайнер захотела подарить балерине наряд! Смущенная такой щедростью, Майя попыталась отшутиться, но Коко настояла на своем и самостоятельно выбрала подарок: это был облегающий белый сарафан и жакет, украшенный темно-синими аксельбантами и золотыми пуговками. Подаренный Шанель комплект балерина надевала только в особых случаях.
Подарок Плисецкой от Шанель
Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Габриэль Шанель
Катрин Денев, Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая
Образы легендарной балерины
Многие образы Майи Плисецкой были уникальны. Балерина обожала эпатировать публику на сцене и в жизни. В своей автобиографии Плисецкая вспоминала, какой эффект произвел ее выход в белом парчовом платье в пол с абсолютно открытым балетным лифом. Балерина накинула сверху лишь широкий турмалиновый шарф. «Это было представление, — писала Плисецкая, — все взоры на мне».
Майя сыграла одну из ролей в экранизации Александра Зархи «Анны Карениной» (1967 года). Балерине досталась роль Бетси Тверской. Музыку к фильму сочинил ее супруг Родион Щедрин, а костюмы с легкой подачи Майи создал Пьер Карден.
Майя Плисецкая в роли княгини Бетси Тверской (к/ф «Анна Каренина)
Майя Плисецкая в роли княгини Бетси Тверской (к/ф «Анна Каренина)
Майя Плисецкая в роли княгини Бетси Тверской (к/ф «Анна Каренина)
До конца жизни артистка балета оставалась тоненькой как тростинка и потрясающе стильной. Широкое пальто с высокими сапогами, элегантная блузка и узкие классические брюки, подведенные глаза и яркая губная помада – узнаваемый фирменный стиль Майи, которому массово подражали все модницы Союза. Кстати, считается, что именно Плисецкая стала одной из первых женщин СССР, которая надела манто из белой норки – элемент, который был совершенно недопустим для советской женщины! Эта женщина умела привлекать внимание…
Майя Плисецкая в съемке Pierre Cardin
Майя Плисецкая в съемке Pierre Cardin
Как создать культовый образ: Майя Плисецкая
Если о заслугах Майи Михайловны Плисецкой на балетном поприще говорить лишний раз нет необходимости — настолько они масштабны, то о ее тесной связи с миром моды знают немногие. По фотографиям балерины из обычной жизни может сложиться впечатление, что модничать она не любила, предпочитая сдержанные лаконичные наряды преимущественно черного цвета, подчеркивающего ее точеную фигуру. На самом же деле современники часто вспоминали, что Плисецкая очень любила красивую одежду, не жалела денег на то, чтобы выглядеть не как все, и считала, что внешняя оболочка не менее важна для образа, чем талант.
Каракулевое пальто, подаренное тетей, лаковые туфли на низком каблуке, объемные вещи, купленные у фарцовщиков, — Майя Михайловна часто одной из первых включала в свой гардероб то, в чем потом ходили почти все советские женщины. Позже, уже став известной на весь мир балериной, она могла позволить себе демонстрировать любовь к необычной одежде по полной — например, одной из любимых ее вещей стало шифоновое платье с радужным градиентом, подаренное Пьером Карденом. С ним у балерины вообще сложились близкие отношения: дизайнер одевал свою музу не только в жизни, но и на сцене — для постановок «Чайка», «Дама с собачкой» и «Анна Каренина». Они встретились в 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне, и со временем большую часть гардероба Плисецкой (а заодно и ее мужа Родиона Щедрина) стали занимать наряды авторства Кардена. Про своего друга Майя Михайловна говорила, что он «фантастически чувствует стиль» — очевидно, прежде всего ее собственный.
Карден был не единственным известным дизайнером, кто пополнял сценический и повседневный гардероб балерины. Так, в 1960-х с подачи Сержа Лифаря Плисецкая познакомилась с Габриэль Шанель. По случаю встречи мадемуазель устроила для гостьи персональный показ своей осенне-зимней коллекции, а затем предложила Плисецкой примерить один из своих знаменитых костюмов. В своей автобиографии Майя Михайловна описывала его так: «Плотный простроченный белый шелк. Темно-синие узкие прямые аксельбанты, вшитые в жатку пиджачка. Золотые полувоенные пуговицы, которые, как боевые медальки или знаки полковых отличий, украшают белизну одеяния. Под пиджак надевается прямой сарафан, складно облегающий фигуру». Костюм стал подарком Шанель и занял почетное место в гардеробе балерины.
И если в жизни Плисецкая носила преимущественно вещи, созданные Карденом, то на сцене его место разделяли и другие дизайнеры первого эшелона: Ив Сен-Лоран, который был большим поклонником таланта Майи Михайловны, Рой Хальстон и Жан-Поль Готье. У балерины всегда было четкое представление о том, что ей идет и как она хочет выглядеть: достаточно посмотреть на ее ранние фотографии, чтобы понять — ее стиль не был данью моде, но служил отражением ее личности, переведенным на визуальный язык. Большой дар, который заслуживает уважения не меньше, чем талант Майи Плисецкой к балету.
Уроки стиля от Майи Плисецкой: Что связывало балерину с Пьером Карденом и Коко Шанель: vakin — LiveJournal
Майя Плисецкая в съемке Pierre Cardin | Фото: fw-daily.com
Эту удивительную женщину называли не только легендой балета, но и иконой стиля. В те времена, когда Майя Плисецкая была невыездной из-за родителей, пострадавших от репрессий, она умудрялась выглядеть так, как будто все наряды ей привозили из французских модных домов. С миром моды ее действительно многое связывало: обладая безупречным вкусом и неповторимой пластикой, балерина вдохновляла многих дизайнеров. Она была лично знакома с Коко Шанель, а Пьер Карден считал ее своей музой.
Майя Плисецкая | Фото: vivareit.ru
Плисецкая говорила: «Внешняя оболочка лепит образ. Только она. По ней мы строим свое восприятие личности. На ней основывается наше суждение о человеческой особи». Своему внешнему виду балерина действительно придавала большое значение. В те времена, когда купить в магазине импортные вещи было невозможно, она одевалась у фарцовщиков. Имя одной из них – Клары – даже вошло в историю благодаря тому, что она поставляла одежду самой Майе Плисецкой.
Балерина в съемке Pierre Cardin | Фото: fw-daily.com
Пальто, платья, сумочки, нижнее белье и туфли Клара продавала по завышенным ценам, но Плисецкая никогда не жалела на это денег. Она соглашалась выступать в провинциальных нетопленых клубах – грела мысль о том, что «будет на что Кларины туалеты покупать». Шубы Плисецкая шила у театрального костюмера. Однажды ее любимая серая каракулевая шубка износилась, и тогда в нее вшили клинья из шинельного сукна, и из того же материала выкроили шапочку. Результат впечатлил даже самых взыскательных модниц.
Икона стиля и законодательница мод | Фото: fw-daily.com
«Кармен-сюита». Майя Плисецкая | Фото: fw-daily.com
В конце 1960-х гг. Плисецкая появилась на сцене Большого театра в образе Кармен в слишком коротком и откровенном по тем временам платье, что вызвало нарекания министра культуры Екатерины Фурцевой: «Сплошная эротика… Это чуждый нам путь! Юбку наденьте, Майя!» А когда однажды она появилась на улице в подаренной художницей Надей Леже черной каракулевой шубе до пят с кожаными аппликациями, какая-то прохожая отшатнулась от нее со словами: «О Господи, греховница-то…».
Майя Плисецкая и Пьер Карден | Фото: fw-daily.com
Слева – Плисецкая и Ив Сен-Лоран. Справа – балерина с дизайнером Пьером Карденом на примерке костюмов к балету *Анна Каренина*. Париж, 1972 | Фото: fw-daily.com
Когда балерина наконец получила долгожданное разрешение на зарубежные гастроли, у нее появилась возможность познакомиться со многими известными дизайнерами. Самым тесным и плодотворным оказалось ее сотрудничество с Пьером Карденом, с которым она встретилась в 1971 г. Их общение продолжалось на протяжении 35 лет, и знаменитый модельер называл балерину своей музой.
Наряды от Pierre Cardin для балетных постановок Майи Плисецкой | Фото: fashiony.ru и rg.ru
Наряды от Pierre Cardin для балетных постановок Майи Плисецкой | Фото: hsmedia.ru
С костюмами для балетов «Чайка», «Анна Каренина» и «Дама с собачкой» возникли сложности: наряды, которые носили дамы в XIX в., были слишком громоздкими для балетной сцены. И Пьер Карден создал костюмы для «Чайки», 1 платье для «Дамы с собачкой» и 10 настоящих шедевров для «Анны Карениной», сохранив исторические силуэты, но при этом укоротив боковые части со складками, сделав длинные разрезы вдоль бедер до талии и заменив турнюры пышными бантами. Во время примерок Карден учитывал все детали: «Подымите ногу в арабеск, в аттитюд. Костюм не сковывает движений? Вы чувствуете его? Он должен быть Ваш более, чем собственная кожа». Однако о том, что Плисецкая танцевала в нарядах от Кардена, советские зрители не подозревали: Министерство культуры СССР запретило указывать на афишах в числе создателей спектакля имя художника-иностранца. И это при том, что за свою работу он не потребовал платы.
Наряды от Pierre Cardin для балетных постановок Майи Плисецкой | Фото: fw-daily.com
Наряды от Pierre Cardin из гардероба Плисецкой | Фото: fw-daily.com
Кроме сценических костюмов, Пьер Карден создал для Плисецкой и несколько повседневных и вечерних туалетов. Уже после того, как рухнул железный занавес, балерина нашла способ отблагодарить великого кутюрье: в 1998 г. она организовала в Кремле их совместное шоу «Мода и танец».
Майя Плисецкая, 2008 | Фото: fashiony.ru
Икона стиля и законодательница мод | Фото: fashiony.ru
Талантом и стилем балерины восхищался и дизайнер Ив Сен-Лоран – это он создал полупрозрачный розовый хитон для балета «Гибель розы», поставленного для Плисецкой французским хореографом Роланом Пети. Наряды для советской балерины также создавали Рой Хальстон и Жан-Поль Готье. Она позировала многим модным фотографам и одной из первых советских артисток снялась для журнала Vogue.
Катрин Денев, Ив Сен-Лоран и Майя Плисецкая. Париж, 1973 | Фото: fw-daily.com
Серж Лифарь, Майя Плисецкая и Коко Шанель. Париж, 1962 | Фото: vivareit.ru
Во время зарубежных гастролей Майя Плисецкая познакомилась и с Коко Шанель, которой на тот момент было уже за 80. Специально для балерины дизайнер устроила модный показ, предложив ей самой продемонстрировать манекенщицам, как нужно ходить по подиуму и носить одежду от Шанель. Балерина прошлась, после чего кутюрье предложила ей выбрать любой наряд в качестве подарка. Это был белый сарафан из стеганого шелка и такой же жакет, украшенный синими аксельбантами и золотыми пуговицами. Плисецкая надевала его в особых случаях.
Рубашка Pierre Cardin, костюм Chanel из гардероба Плисецкой | Фото: fw-daily.com
Коко Шанель и Майя Плисецкая | Фото: fashiony.ru
По легенде, Майя Плисецкая первой из всех советских женщин начала носить белое норковое манто. Она диктовала моду и на сцене, и в жизни. Многим ее нарядам, например, широкому пальто с высокими сапогами или удлиненной блузе с узкими брюками, модницы тут же начинали подражать.
Даже после 80 балерина великолепно выглядела. 2010 и 2011 гг. | Фото: fw-daily.com
Икона стиля и законодательница мод | Фото: fashiony.ru
Источник — kulturologia.ru
Подарки Пьера Кардена | Журнал Третьяковская галерея
Мне очень приятно открывать в журнале Третьяковской галереи раздел «Подарки Пьера Кардена», где представлены мои проекты, в которых театр, балет, опера, танец, изобразительное и прикладное искусство, мода, исполненные безупречно и соло, сочетаются для достижения синтез, это дело будущего.
Пьер Карден
Синтез различных искусств составляет основу динамичного, захватывающего дух оперного балетного шоу «Марко Поло» под руководством французского балетмейстера и хореографа Мари-Клода Пьетрагалла с футуристическими костюмами, созданными легендарным модельером Пьером Карденом.Сюжетная линия, основанная на исторических событиях, материализованных через лексику современного танца, сопровождается альтернативной музыкой, а техническая сторона и дизайн настолько гармонично и красиво сочетаются друг с другом, что постановка очень быстро завоевала признание во всем мире.
Карден имеет богатый опыт работы в театре, опере и балете. Изобретательный и творческий кутюрье создавал платья для Майи Плисецкой (балеты на музыку Родиона Щедрина «Анна Каренина», «Дама с болонкой», «Чайка») и фильма Анатолия Эфроса «Фантазия» по мотивам Ивана. Роман Тургенева «Весенние потоки».
В 2001 году модельер взялся за постановку мюзикла по старинной легенде «Тристан и Изольда»: он не только разработал костюмы для спектакля, но также спродюсировал и поставил его, а также пригласил группу чеченских танцоров-подростков под названием « Ловзарь »танцевать в шоу. Маэстро является владельцем и директором театральной площадки Espace Pierre Cardin, а также основателем ежегодного фестиваля искусств Festival Cardin в Лакосте, Франция, который в 2010 году отмечает свое десятилетие.
В 2009 году Карден создал костюмы, декорации и мебель для мюзикла «Казанова», само название которого вызывает музыку, поэзию, интригу и … страсть. Одежда от кутюр — результат сотрудничества талантливого пианиста, дизайнера и племянника Пьера Кардена, Родриго Базиликати, молодого итальянского композитора Даниэле Мартини и знаменитого хореографа и солиста Марсельского национального балета Жюльен Лестель, премьера которого состоялась на фестивале Cardin на площади Пьяцца. Сан-Марко — центр родного города Джакомо Казановы, недалеко от которого двумя веками позже родился Пьер Карден.«Это модернистское, инновационное производство», — сказала Галина де Буар, официальный представитель г-на Кардена в России. «Он представляет Казанову как молодого человека, который на маскарадном балу влюбляется с первого взгляда в очаровательную дочь венецианского дожа. Костюмы выполнены из современных тканей в стиле модерн, и напоминают только прорези на штанинах или разрез плечевой части платья, а также виды на старую Венецию и интерьеры замка Казановы на большом экране. раз.«Спектакль был задуман как« двухполюсное »предприятие, в котором итальянский композитор и исполнители отвечают за оперу, а французские участники — за танец.
Спектакль скоро гастролирует в Москве, но до этого, 30-31 октября 2010 г., москвичи смогут оценить мастерство хореографа Жюльена Лестеля в постановке балета «Констанция» по роману Д.Г. Лоуренса «Леди». Любовник Чаттерлея »(1928) в Центре оперного пения Галины Вишневской. Сплетая воедино скрытые отсылки к стилям и техникам Вацлава Нижинского, Джорджа Баланчина, Сержа Лифаря, Леонида Мясина, Джина Килиана с эмоциональной музыкой Филипа Гласса и чувствительным освещением Макса Хааса, Лестель убедительно передает в этом необузданный магнетизм и изящную сексуальность. скромно поставленный балет, где декорации некоторых эпизодов созданы с помощью игры света и тьмы.
Редакция журнала «Третьяковская галерея» выражает благодарность Галине де Буар за предоставленные материалы .
Франция Париж Русская танцовщица Майя Плисецкая Pierre Cardin Fashion Фотография 1971 г., NEWS SERVICE (Разное): Фотография
Об этом товаре
Фотография Vintage Press Studio, текст на французском языке наклеен на обратной стороне *** Дата: около 1971 *** Местоположение / Местоположение: Франция, Париж *** Фотограф / Кредит: NEWS SERVICE (Разное) *** Категории: Франция — Мода, Искусство ( Другое) *** Серебряный принт, хорошее состояние, легкие складки *** Размер в дюймах / Taille en pouces (1 дюйм = 2,5 см): около 5×7 — Размер в сантиметрах / Taille en сантиметрах: около 13×18.Инвентарный номер продавца № M02329Задайте вопрос продавцу
Библиографические данные
Название: Франция Париж Русская танцовщица Майя Плисецкая …
Обвязка: Без привязки
Описание магазина
Past to Present — это ассоциация двух продавцов, которые начали продавать фотографии в Интернете в 1999 году.Мы продаем около 2000 оригинальных фотографий многим довольным покупателям каждый год. Наша цель — предложить самый широкий выбор дат, тематик и цен. Мы находимся в Великобритании и Франции. «Прошлое и настоящее» предлагает антикварные и современные фотографии. Мы гордимся нашим большим выбором визитных карточек, стереовизуальных изображений и ранних авиационных фотографий.Посетить витрину продавца
Условия продажи:Bits of Our Past Ltd t / a Past to Present: Предлагает оригинальные антикварные и современные фотографии, включая большой выбор альбомов визитных карточек и стереовизуальные изображения, а также большой выбор фотографий времен Первой мировой войны и ранних авиационных снимков. .
Условия доставки:
Бесплатная доставка авиапочтой Royal Mail (за исключением некоторых книг и альбомов).
Цены включают гарантию возврата денег в случае утери или повреждения.
Для заказов ниже 80 по запросу можно добавить еще 5 для отслеживаемой почты.
Список книг продавца
Способы оплаты
принимаются продавцом
Прошлое к настоящему Винтажная фотогалерея |
|
Официальный интернет-магазин пуантов и танцевальной одежды из России в США
Говорят, талант притягивает талант, именно так родилась теплая дружба Тамары с Николаем Гришко и Майи с Родионом Щедриным (выдающийся композитор, автор музыки к «Кармен-сюите» и «Анне Карениной»).
Николай Гришко гордится своей многолетней дружбой с Майей Плисецкой и трепетно хранит память об этой удивительной танцовщице, чей вклад в мировой балет неоценим. В кабинете Николая есть несколько фотографий за подписью Майи Плисецкой, на которых написано «с восхищением» и «с самыми добрыми пожеланиями».
Эти надписи становятся еще более ценными, когда знаешь, насколько импульсивным и жестким был характер Майи Плисецкой — получить от нее хвалебные и теплые слова было очень сложно.К слову, Майя Плисецкая в последние годы карьеры выступала в пуантах Гришко, о которых мы поговорим подробнее в следующих постах.
В 1993 году Майя Плисецкая отметила свое 50-летие на сцене гала-концертом, который прошел в Большом театре. Николай Гришко выступил одним из главных спонсоров мероприятия. Майя Плисецкая была невероятной, она танцевала на пуантах, исполняла свои бессмертные роли и представила публике один из новых балетов «Безумный из Шайо».За год до завершения карьеры Майя инициировала балет, идею которого предложил друг балерины, великий французский модельер Пьер Карден, а музыку написал Родион Щедрин. Балет вызвал восхищение зрителей, еще раз подтвердив, что Майя Плисецкая — легенда балета.
В 1994 году, в тяжелый финансовый и культурный период для русского балета, Майя организовала Международный конкурс артистов балета «Майя», чтобы возродить интерес к балету на постсоветском пространстве.Хореографы международного значения вошли в состав жюри конкурса «Майя».
Николай Гришко, считая своим долгом поддержать балет, участвует в организации двух конкурсов «Майя» и является соорганизатором Гала-концерта лауреатов 2-го конкурса «Майя», который проходил в Париже в театре Пьера Кардена (г. L’ESPACE PIERRE CARDIN) в сентябре 1997 года. За вклад в развитие балета и организацию конкурса балетов «Майя» Николай Гришко получил Почетные грамоты мэра Санкт-Петербурга.Петербург А. Собчак в 1994 г. и губернатор Санкт-Петербурга В. Яковлев в 1997 г.
Майя Плисецкая имела изящную и крепкую ногу. Любимой моделью Майи была всем известная Фуэте Гришко, но в честь великой балерины была создана еще одна модель — «Майя I и Майя II».
Кстати, еще один товар в линейке Grishko / Nikolay появился благодаря великому танцору — одним из бестселлеров является силиконовый бустер для арки. Высота арки — далеко не свидетельство профессионализма танцора.Но в мире принято считать, что у балерины должна быть высокая и гибкая арка. Именно Майя Плисецкая предположила, что арочный бустер может стать незаменимым помощником на сцене для танцоров с нижним сводом.
Мы невероятно гордимся историей этой удивительной дружбы между основателем компании Николаем Гришко и легендой мирового балета Майей Плисецкой.
Чтобы узнать больше об истории Николая Гришко, включите уведомления и подпишитесь на #nikolaygrishkostory
Некролог Майи Плисецкой | Балет
Майя Плисецкая, скончавшаяся в возрасте 89 лет, была одной из самых выдающихся балерин советской эпохи, а после ухода на пенсию Галины Улановой стала ведущей балериной Большого балета.Стройная, с длинными ногами и ярко-рыжими волосами, она обладала ослепительной техникой, огромным, почти мужским прыжком и удивительно гибкой спиной и руками. Она утверждала, что унаследовала свою яркую и выразительную внешность от отца, которого она описывает как «жилистого, стройного телосложения». Среди современников она выделялась, и даже сегодня фильмы о ее танцах выглядят удивительно современно.
Западная публика впервые увидела ее в основном в драматических ролях, таких как двойная героиня в «Лебедином озере» или в главной роли в «Кармен-сюите», балете, созданном вокруг ее личности и особых дарований, но она также могла быть восхитительно забавной и женственной в роли царя. Дева в «Конёк-Горбунке» или, что особенно важно, в роли Китри в «Дон Кихоте»; Рудольф Нуриев сказал, что ее выступление было «как шампанское».Но, несмотря на ее несомненные дары, жизнь ее не была гладкой. Она ждала 16 лет, прежде чем ей разрешили совершить поездку по западу, который КГБ назвал «политически незрелым». А потом в ее долгой карьере произошел открытый разрыв между Плисецкой и всесильным директором Большого театра Юрием Григоровичем.
Она родилась в Москве, была первым ребенком и единственной дочерью родителей. Ее отец, Михаил Плисецкий, был инженером и убежденным коммунистом, который занимал руководящую должность в угольной промышленности страны.Ее мать, Рахиль Мессерер, была киноактером и членом большой семьи, в которую входили актеры, танцоры, ученые и инженеры. Оба родителя были евреями, что стало проблемой в якобы эгалитарном Советском Союзе. Кроме того, в США были близкие родственники.
В 1934 году Плисецкая поступила в балетную школу Большого театра, где сразу привлекла к себе внимание. Ее первый год был прерван, потому что семье пришлось вернуться на Шпицберген, где ее отец был генеральным консулом . Но через несколько месяцев, из-за того, что она пропустила танцы, было решено, что она должна вернуться в Москву, где ее отдали в класс Елизаветы Герты.
Через год Михаила отозвали в Москву. В 1937 году он был арестован, а затем казнен. В следующем году Рахиль вместе со своим младшим ребенком отправили в трудовой лагерь как жену «врага народа». Майю взяла к себе тетя Суламифь, балерина Большого театра, а ее дядя Асаф, ведущий танцор того времени, ухаживал за ее братом Александром.
В 1941 году Рахиль был освобожден, и семья воссоединилась, но по мере того, как шла Вторая мировая война, семья переехала в Свердловск, полагая, что Большой будет эвакуирован в этот город. Слух оказался ложным, и Майя пропустила целый год в балетной школе. В конце концов она пошла на опасный шаг, совершив пятидневную поездку в Москву без соответствующих документов. В 1943 году она закончила учебу с отличием.
Она пришла в Большой театр на младшем уровне, но в первый сезон исполнила несколько главных ролей.Среди них была мазурка из «Шопенианы», которую она репетировала с великим учителем Агриппиной Вагановой, которая, по ее словам, «позолочила» ее интерпретацию. С тех пор Плисецкая сожалела о том, что ее время с Вагановой было таким коротким.
В 1945 году Плисецкая была назначена балериной и исполняла ведущие партии в репертуаре труппы, в том числе в «Лебедином озере», которое она продолжала исполнять до 50 лет. Создавала партии в «Каменном цветке» Леонида Лавровского и в «Спартаке» Игоря Моисеева. Но какой бы ни была роль, она сделала ее уникальной благодаря своему драматическому таланту и яркой личности.Тем не менее, она продолжала скандалить с властями. Когда в 1951 году она получила звание Заслуженной артистки СССР, были протесты комсомола. И ее исключили из турне 1956 года в Лондон, когда труппа Большого театра впервые появилась на западе. Только когда в 1959 году Большой театр переехал в Нью-Йорк, через год после того, как Плисецкая вышла замуж за композитора Родиона Щедрина, ей суждено было появиться на западной сцене и завоевать международное признание. Но, несмотря на это и последующие триумфальные гастроли, проблемы у нее все же были.«Кармен-сюита», поставленная для нее кубинцем Альберто Алонсо, изначально была официально признана «эротической» и «формалистической». Но она настояла на своем, и это стало одной из ее фирменных ролей.
Была аналогичная критика, якобы артистическая, но, возможно, больше связанная с политикой компании, с ее первой хореографией «Анна Каренина» (1972) и двумя другими балетами, в которых она играла, «Чайка» (1980) и Дама с собачкой (1985). У всех троих была музыка Щедрина и костюмы Пьера Кардена.К этому времени у Плисецкой уже был опыт работы с западными хореографами Морисом Бежаром и Роланом Пети, оба из которых создавали для нее произведения. Она отметила свое 50-летие исполнением требовательного Болеро Бежара. А ее 50-летие на сцене было отмечено балетом «Сумасшедшая из Шайо», созданным для нее румыном Джиджи Качуляну.
К концу 1970-х она и несколько других высокопоставленных звезд Большого театра открыто дрались с Григоровичем. Однако Плисецкая по-прежнему пользовалась большим спросом и продолжала гастролировать с группой танцоров, которые выступали в основном в ее собственных программах.
В 1983 году Плисецкая проработала год в качестве художественного руководителя балета Римской оперы и с 1987 по 1990 год занимала аналогичную должность в Национальном балете Испании. Она продолжала танцевать на пуантах до 60 лет, особенным событием которой стал Умирающий лебедь. соло, первоначально ставшее известным благодаря Анне Павловой, и она все еще появлялась на сцене в соло, созданном для нее Бежаром, Ave Maya, в ее 80-х годах.
Плисецкая награждена наградами, в том числе тремя Ленинскими премиями, а также орденами Франции, Японии, Литвы и Испании.В 2000 году Владимир Путин наградил ее медалью «За заслуги перед государством». К счастью, многие из ее выступлений были записаны, в том числе появление в качестве актера в советских фильмах «Анна Каренина» (1976) и «Фантазия» (1976, по мотивам «Весенних потоков» Тургенева). Она изображена художником Марком Шагалом на фреске Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Ее автобиография «Я Майя Плисецкая» была опубликована в 2001 году.
После распада Советского Союза Плисецкая и Щедрин поселились в Мюнхене.
Он пережил ее, как и ее брат Азарий Плисецкий, бывший танцор и учитель балета.
Плисецкая Майя Михайловна, балерина, родилась 20 ноября 1925 г .; умер 2 мая 2015
Бессмертный лебедь | Новая Республика
Почему Плисецкая не сбежала? У нее было много возможностей, и она была бы в хорошей компании: Нуреев уехал в 1961 году, Макарова в 1970 году, Барышников в 1974 году, Годунов (партнер Плисецкой) в 1979 году. Она признает, что могла устроить все так, чтобы они с мужем уехали вместе. , поскольку у него тоже была международная карьера.(Действительно, сейчас они живут в Мюнхене.) Кажется, ее смущают собственные колебания. Она сожалеет, что не ушла («Была ли я дурой? Я была. Я плачу над пролитым молоком»), но она знает, что не могла уйти. Она называет это «совестью» и объясняет, что она не могла вынести мысли о том, чтобы доставить Серову или Хрущеву удовлетворение, сказав: «Видите ли, мы были правы, не доверяя этому нечестному мошеннику».
И продолжает: «Оставаться на Западе означало обмануть людей, которые верили в вашу порядочность и искренность.Без обмана не убежишь. Я действительно не хотел делать своих врагов счастливыми. Я знаю, что это было наивно, это было по-детски. Но я была застенчива, смущена, как-то смущена, даже до Хрущева. «Это действительно классика: ей было важно, что о ней думают ее угнетатели. Мы должны помнить, насколько глубоки они были притязания: ей было одиннадцать лет, Плисецкая была лицом к лицу с «ублюдками». Она жила и дышала вместе с ними, и пришла к пониманию (и сочувствию) их бремени, даже несмотря на то, что она ненавидела их.Как и многие другие, она склонилась над трупом Сталина и плакала. В конце концов «они» победили. Она осталась и боролась по краям.
Оппозиция Плисецкой советской власти, однако, не следует путать с художественным инакомыслием. В первые годы, с 1943 по 1948 год, она процветала в эстетической нейтральной зоне: война оставила все на произвол судьбы, и она захватила ее. Она была танцовщицей сама по себе и интуитивно вписывалась в квазиимперскую, драматическую, экспериментальную историю традиции Большого театра.После 1948 года политика окрасила все, и она тоже изменилась, но она изменилась вместе с режимом, а не против него. Ее вызывающая позиция, ставшая стилем движения, а также стратегией продвижения, была неотъемлемой частью советской системы.
Во всем этом есть трагедия: ее карьера, столь многообещающая, была разрушена советским угнетением. Ее личная история не позволяла ей отключиться. Она не могла уйти, и она не могла уйти (как это сделал Шостакович) в более личный, но все же плодотворный художественный мир.Отчасти такова была ее судьба как исполнительницы: у нее не было «ящика стола», в котором она могла бы спрятать более правдивую работу. Но в основном это было прямым следствием ее извращенного, но неутомимого отождествления с советской властью. Хорошо это или плохо, но «она» и «они» были навсегда переплетены.
Вспоминая Великую Майю Плисецкую
МАЯ Плисецкая «Умирающий лебедь». Легенда танца ушла в 89.Икона РУССКОГО танца Майя Плисецкая, скончавшаяся 2 мая, бросила вызов общепринятым представлениям о ремесле.Она стала прима-балериной в 40 лет и танцевала главные партии в свои 60, включая одну из своих последних «Умирающих лебедей» в 1981 году в Культурном центре Филиппин (CCP).
Несомненно, одна из величайших балерин ХХ века, Плисецкая исполнила свою знаменитую роль, вызвав восхищение филиппинской публики. Аплодисменты не прекращались, и поэтому она закодировала менее пятиминутный фрагмент «Умирающий лебедь». Аплодисменты, казалось, длились вечно.
В одном сообщении говорилось, что мероприятие КПК было случаем, когда лебедь дважды умер из-за огромного спроса населения.
ПЬЕР Карден с Плисецкой. Прима-балерина Ассолюта также была музой одной выдающейся иконы мира моды.Князь балета Михаил Барышников сказал на своей странице в Facebook, что Плисецкая была «одной из величайших танцовщиц нашего времени… красивой и грациозной».
В последний раз Плисецкую видели на сцене в 2000 году, когда ей исполнилось 75 лет. У нее остался муж, композитор Родион Щедрин.
Миниатюрный шедевр
Прима-балерина была не только музой балетного мира.
Модельер Пьер Карден вдохновлялся Плисецкой, и не зря. Действительно, мало кто знает, что знаменитый дизайнер за свою карьеру посетил Москву более 30 раз, чтобы увидеть Плисецкую.
ПИАНИСТ Сесиль Ликад и виолончелист Вильфредо Пасамба с Лизой Макуджа-Элизальде исполняют концерт «Умирающий лебедь» в память о легендарном танце. Было просто тяжело быть слабым, умирать и танцевать одновременно.Мы были еще одним фанатиком «Умирающего лебедя» Плисецкой, и мы спросили Лизу Макуджа-Элизальде из балета Манилы, может ли она станцевать его в одной из своих серий лебединой песни.
Сначала ей не понравилась эта идея, но наши постоянные призывы заставили ее согласиться. Она исполнила пьесу в 2012 и 2014 годах с пианисткой Сесиль Ликад и виолончелистами Вильфредо Пасамба и Франсиско Льорином, что вызвало признание публики.
Macuja-Elizalde отметил, что «Умирающий лебедь» был хореографическим шедевром, которого коснулись лишь немногие балерины.
«Вы должны быть убедительными. Невозможно убедительно умереть, когда ты очень молод и еще не пережил жизнь ».
Она добавила, что ее привлекло это произведение из-за очень грустной музыки Камиллы Сен-Санс и хореографической миниатюры, в которой вся история была рассказана за три минуты.
«Атака сильно отличается от« Лебединого озера », — сказала она. «Я думаю, что тяжело быть слабым и одновременно танцевать. Трудно изобразить физическую слабость, когда вы занимаетесь чем-то настолько спортивным, как танцы на цыпочках. Кроме того, на протяжении всего отрезка пуанты практически не отходят. Это может быть болезненно ».
МАЯ Плисецкая получает приветственные праздники в Naia от автора в сопровождении тогдашнего президента КПК, а ныне народной артистки танца Лукреции КасилагБелый призрак
Macuja добавила, что «Умирающий лебедь» пришелся на время ее танцевальной карьеры: «Идея сделать это позже в моей танцевальной жизни впервые упомянула Наталья Ралдугина, моя приглашенная балерина из Санкт-Петербурга.Петербург, конец прошлого года. Именно она предложила мне создать свою версию «Умирающего лебедя» для концертов. Но я заколебался. Потом вы предложили исполнить его в «Легендах и классике», и я подумал, что это было великолепно! Действительно правильный выбор времени и возможность объединить усилия с такими выдающимися артистами, как Pasamba и Licad ».
Романист Трумэн Капоте вспомнил аналогичное представление Плисецкой в Москве, когда видел, как «взрослые мужчины плачут в проходах и поклоняются девушкам, которые держат для нее скомканные букеты.”
Капоте видел в ней «белого призрака, прыгающего гладкими радужными дугами» с «королевской головой».