Особняк черткова – Усадьба Салтыковых-Чертковых. Аренда особняка в центре Москвы.

Содержание

Дом Черткова на Мясницкой улице

Усадьба Салтыковых — Чертковых — или, как чаще говорят горожане, дом Черткова — роскошный особняк на Мясницкой улице, похожий на небольшой замок и выделяющийся из окружающей застройки небесно-голубым цветом фасада.

 

Здание появилось в ходе вековой истории реконструкций и перестроек: главный корпус был возведён в 1787 году по проекту архитектора Семёна Карина, после оброс пристройками, которые в 1873 году были перестроены в боковые крылья. В 1899 году по проекту архитектора Фёдора Шехтеля была оформлена центральная лестница, после чего здание приобрело современный вид.

 

Особняк включает центральный корпус, от которого отходят слегка асимметричные боковые крылья. Вторя крыльям, от акцентированного портиком и балконом с балюстрадой главного входа расходятся эффектные полукруглые лестницы. Декоративное оформление фасадов выполнено в духе рококо: дом богато украшен лепниной и пилястрами, фигуры атлантов подпирают выступы с выдающимся вперёд карнизом. Привлекают внимание лепные щиты, окружённые затейливыми завитками и растительным орнаментом. Крышу обрамляет балюстрада.

 

Интересно, что на фронтоне центрального корпуса размещён герб неизвестного происхождения с девизом «Вера и честь», появившийся там после последней реставрации. Есть мнение, что неизвестный герб полностью выдуман реставраторами.

 

 

История усадьбы Черткова


В отличие от больших загородных имений, городские усадьбы обычно не блещут яркой историей, однако, особняк Черткова стал исключением из этого правила.

 

С 17 века на месте усадьбы предположительно располагались палаты царевичей Касимовского ханства, однако, их род пресёкся, и в 18 веке хозяином владения становится князь Алексей Долгоруков. Долгорукова вскоре ссылают в Берёзов за нелояльность новой императрице Анне Иоанновне, и с 1742 года владельцем усадьбы становится

Николай Салтыков, после чего она принадлежала Салтыковым почти 100 лет. При Салтыковых был выстроен современный центральный корпус усадьбы. Интересно, что особняк не пострадал во время пожара 1812 года: существует городская легенда, будто бы он очень понравился Наполеону, который провёл в нём 2 ночи.

 

Самым ярким из владельцев усадьбы стал московский губернский предводитель дворянства, отставной полковник Александр Чертков, купивший её у Салтыковых в 1831 году. Чертков, ранее принимавший активное участие в войнах с Францией и Турцией и неоднократно участвовавший в боях и заграничных походах, решил посвятить себя изучению русской истории и собиранию русских и славянских рукописей, книг и древностей. Также он увлекался нумизматикой и археологическими исследованиями. Став большим знатоком истории России и заслужив общественное признание, Чертков возглавил Общество истории и древностей Российских при Московском университете, члены которого стали собираться на заседания в его доме. Помимо историков, гостями усадьбы становились известные деятели культуры и писатели, в числе которых Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский и другие. Чертков желал сделать собранную им библиотеку общедоступной, но в 1858 году скончался и не успел.

Григорий Чертков, унаследовавший усадьбу от отца, исполнил его желание и открыл в одном из флигелей читальный зал, ставший весьма популярным. Среди прочих читателей Чертковскую библиотеку неоднократно посещали Лев Толстой и Константин Циолковский. В 1873 году Григорий передаёт всю библиотеку — около 22 000 книг — в дар Москве.

 

После этого усадьбу наследует Наталья Гагарина, при которой дом перестраивается и приобретает современные очертания. Гагарина сдаёт боковые корпуса в аренду: в них размещаются магазин семян Иммера Эрнеста и сына (его частым посетителем становится Антон Чехов), правление Российского общества любителей садоводства и другие учреждения. К сожалению, владелица заложила дом в Московском кредитном обществе и не смогла его выкупить; в 1880 году усадьбу выставляют на торги, и она переходит в руки московской купчихи

Клавдии Обидиной. При Обидиной в здании по-прежнему располагаются книжные и семенные магазины, но теперь в аренду сдаётся и центральный корпус: в нём размещаются Литературно-артистический клуб и кружок и собираются заседания Московского архитектурного общества, чуть позже открывается ресторан. Последним владельцем усадьбы становится Густав Кеппен, который собирался построить на её месте 5-этажный доходный дом, но случившиеся война и революция срывают его планы.

 

В советские годы в здании последовательно размещаются Клуб красных директоров, Клуб работников народного хозяйства имени Дзержинского, Московский дом научно-технической пропаганды имени Дзержинского и Всесоюзное общество «Знание», после распада СССР переименованное в Центральный российский Дом знаний.

 


 

Усадьба Салтыковых — Чертковых находится на Мясницкой улице, дом 7. Добраться до особняка можно пешком от станции метро «Лубянка» Сокольнической линии.

mosprogulka.ru

Дом Черткова — дом в стиле классицизм

В XVI веке здесь была усадьба Волынских. К концу XVII века владение передали касимовским царевичам, чей род пресекся около 1728 года. Владение с каменными палатами получил князь А.Г. Долгорукий – отец несчастной невесты Петра II, так и не ставшей царской женой. Анна Иоанновна сослала Долгорукого с семьей в Березов.

Новыми владельцами почти на сто лет стали Салтыковы. Они и построили в середине XVIII века этот дом, дошедший до нас с небольшими переделками середины XIX века.

В 1831 году дом с флигелями и садом приобрел Александр Дмитриевич Чертков. Благодаря ему этот адрес узнала вся просвещенная Россия. Чертков собрал здесь уникальную, самую большую на то время библиотеку, посвященную российской истории. Не только книги, но и монеты, рукописи, грамоты, карты, портреты – все, что могло относиться к российской истории, было предметом его собирательства. Пушкин, Погодин, Жуковский, Гоголь, Л. Толстой, и др. работали в этих стенах и были друзьями Черткова.

Продолжил дело сын, Григорий Чертков. В 1863 году в специальной противопожарной пристройке со стороны Фуркасовского переулка открылась первая бесплатная частная библиотека в России, «Московская городская Чертковская публичная библиотека».

В 1871 году Г. Чертков принес библиотеку в дар Москве, а дом продал Н.А. Гагариной. С 1880 года его хозяйка К.Н. Обидина.

В середине 1890-х годов в залах особняка заседало Московское архитектурное общество. Его сменил Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок, который посещали основатели Московского художественного театра.

В 1914 году особняк продали Г.А. Кеппену. Он вознамерился выстроить на этом месте пятиэтажный доходный дом. Этим планам помешала война.

После революции дом пришел в запустение. Его спасло то, что в 1922 году здесь открыли «Деловой клуб», призванный помочь новым руководителям перенять опыт у старых специалистов. С 1991 года его название – Центральный российский дом знаний.

После последней реставрации дом увенчал не совсем понятный герб, но с замечательным девизом – «Вера и честь».

um.mos.ru

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой и выставка Шекспир / тайна / 400

Поводом для посещения особняка Салтыковых-Чертковых на Мясницкой улице было желание посмотреть выставку-аллюзию «Шекспир/тайна/400», которая открылась в особняке 24 мая. С этим посещением оказались связанными другие наши туристические события, про которые мы писали на Туристере: экскурсия в Верону, посещение выставки «Английский портрет» в Третьяковке и выставки кукол на Тишинке.

Усадьба Салтыковых-Чертковых, расположенная в Москве по адресу ул. Мясницкая, д.7 — это достаточно известный архитектурный объект Москвы с богатейшей историей.

Усадьба Салтыковых-Чертковых на Мясницкой

Знаменитые атланты на фасаде дома Салтыковых-Чертковых

Ниже небольшой экскурс в историю, чтобы было понятно, почему усадьба называется именами Салтыкова и Черткова.

В первой половине XVII века на месте нынешнего особняка находились деревянные палаты. Жил в них татарский царевич — его род корнями уходил к ханам Золотой Орды. После него с 1728 года здесь обитал Алексей Григорьевич Долгорукий из рода Рюриковичей, который был сподвижником Петра I и сумел снискать в том числе дружеское расположение всесильного царского фаворита Александра Меншикова. Выселила его императрица Анна Иоанновна, сослав за неблагонадежность в Березов вместе с семьей, туда же, где окончил свои дни Меньшиков.

Новыми владельцами усадьбы стали Салтыковы, именно они построили главный дом усадьбы, который с некоторыми изменениями середины XIX века сохранился до настоящего времени. Усадьба принадлежала старинному дворянскому роду Салтыковых почти на протяжении ста лет. Во время войны 1812 года, при захвате Москвы французскими войсками, усадьба Салтыковых практически не пострадала, и есть такая легенда, что в ней на две ночи останавливался сам Наполеон.

В 1831 году усадьбу приобретает предводитель губернского дворянства А. Чертков, полковник в отставке. Благодаря ему этот адрес узнала вся просвещённая Россия. Чертков собрал здесь уникальную, самую большую на то время библиотеку, посвященную российской истории. Собрание книг библиотеки привлекало выдающихся людей своего времени: Пушкина, Жуковского, Гоголя, Л.Толстого и других. Здесь устраивались чтения, выставки, концерты, балы. Подтверждено историческими документами, что Гоголь читал здесь свои «Мертвые души», также говорили, что среди гостей Дома Черткова Александр Пушкин подсмотрел образ главного героя романа «Евгений Онегин». В библиотеке Черткова бывал сам Лев Николаевич Толстой. Здесь он работал над романом «Война и мир». Читал здесь книги и будущий великий ученый Константин Циолковский. В двадцатом веке в дом Черткова приходили в гости Чехов и Гиляровский.

Сын А. Черткова, выполняя волю отца, открывает в усадьбе первую бесплатную частную публичную библиотеку. В 1871 году Московская Городская дума приняла библиотеку в собственность города с сохранением за ней навсегда имени Чертковской Городской. Впоследствии собрание книг было перевезено в Румянцевский музей в доме Пашкова и стало основой Российской Исторической библиотеки.

Далее владелицей усадьбы была купчиха Клавдия Обидина. Основное здание сдавалось в аренду и здесь в том числе размещались Литературно-артистический клуб. Здесь бывали основатель театрального музея А. А. Бахрушин, основатели Московского Художественного театра В. И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, артисты А. А. Яблочкина, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов и др.

После 1918 года здание приспособили под «Клуб красных директоров». Здесь открыли курсы математики, экономики, физики для бывших крестьян и матросов. Целью клуба было вырастить новых народных директоров предприятий. Шефом этого Клуба был сам Феликс Дзержинский. С лекциями здесь выступали Бухарин, Менжинский, Куйбышев, Орджоникидзе. Впоследствии клуб переименовали в «Московский дом научно-технической пропаганды им. Ф. Э. Дзержинского», а затем в «Дом Инженеров». Здесь в свое время выступал с докладом о проблемах науки и техники сам Сергей Королев — будущий создатель космических кораблей. Выступал не под своим именем, уже тогда он был засекречен. Дом все это время принадлежал Всесоюзному обществу «Знание». В конце 80-х годов двадцатого века здесь проходили различные конференции, были многочисленные курсы, проводились занятия факультетов университета марксизма, работала библиотека.

Здание также вошло и в историю кинематографии. Здесь снимали фильм «Семнадцать мгновений весны» (особняк американской миссии в Берне).

В начале 90-х Дом Черткова передали некоему обществу «Новое знание», за которым скрывался ЛогоВаз Бориса Березовского. Общество взяло дом в аренду на 49 лет с условием его реставрации в течение двух лет, но не выполнило контракта, и дому грозило полное разрушение. Здание передали новому собственнику — «Европейскому экологическому обществу», которое и восстановило разрушающуюся усадьбу с помощью департамента культуры города. Реставрация в настоящее время еще не закончена, но тем не менее здесь в прошлом году усилиями группы молодых продюсеров открылась выставка-иллюзия «Алиса в стране чудес» (о ней чуть подробнее ниже). Эта выставка имела определенный успех у москвичей и воодушевившись этим, в мае этого года та же группа организовала выставку-аллюзию «Шекспир/тайна/400», которая получилась с нашей точки зрения вполне европейского уровня.

Афиша выставки Шекспир/тайна/400

Инсталляция на тему Друшаутского портрета Шекспира

Инсталляция на тему Друшаутского портрета Шекспира

Биография Шекспира в изложении знаменитого английского писателя Питера Акройда

Выставка Шекспир/тайна/400 продлится до 07.09.2016

Организаторы назвали выставку аллюзией.

Аллюзия — от латинского allusio «намёк, шутка».

Творчество Шекспира, это признают все исследователи — загадка. Шекспировский вопрос возник из-за невиданного в мировой культуре противоречия между тем, что известно об авторе из его гениальных произведений, и теми бесспорными фактами, которые говорят о жизни и реальных делах Уильяма Шекспира из Стратфорда.

Прошло 400 лет со дня смерти Шекспира, но его тайна не раскрыта. До сих пор не смолкают споры между стратфордианцами и нестратфордианцами. Первые уверены, что великий Шекспир реально существовал, именно он оставил нам удивительные по красоте и мощи пьесы, сонеты и поэмы. Нестратфордианцы же утверждают, что личность Шекспира — вымысел и, что один человек не может написать такие разные по стилю гениальные произведения, а под его именем писала группа лиц, устроивших одну из величайших мировых мистификаций. Еще Марк Твен полушутя полусерьезно говорил: «Шекспир — самый известный из всех, никогда не существовавших людей». Также в реальное существование Шекспира активно не верил Зигмунд Фрейд.

Написано бесчисленное количество диссертаций и научных работ на тему творчества Шекспира. Если бы не было этой загадочной истории с творчеством Шекспира, то ее следовало бы выдумать, иначе чем бы занималась вся эта армия исследователей. Все произведения Шекспира разобраны по косточкам и подсчитано, что словарный запас Шекспира составляет более 20 тыс. слов. Шекспир, как сообщает Оксфордский словарь, ввел в английский язык около 3200 новых слов — значительно больше, чем его литературные современники. Для справки: словарный запас преподавателя университета Оксфорда в среднем 5 тыс. слов. Шекспир родился в провинции, закончил что-то типа церковно-приходской школы, в библиотеках безусловно занимался, но как он получил столь обширные знания, используемые в его произведениях — неизвестно. Автор пьес хорошо знал французский язык, итальянский, латынь, разбирался в греческом, прекрасно ориентировался в истории Англии, в древней истории. Ему была прекрасно известна греко-римская мифология, литература, история, он использовал сочинения Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха, причем не только в переводах, но и в оригиналах. Обладал специальными знаниями в юриспруденции, риторике, музыке, ботанике, медицине, военном и морском деле. Знал особенности жизни и быта городов Северной Италии: Падуи, Вероны, Венеции…

Особенно коробит исследователей творчества Шекспира его завещание, составленное нотариусом с его слов и по стилю не имеющее ничего общего с его произведениями. В завещании Шекспир заскорузлым языком подробно расписал, кому достанется его имущество: ложки, вилки, деньги вплоть до пенса. Особенно впечатлила исследователей отписанная супружеская кровать: «я завещаю моей жене вторую из лучших моих постелей со всею принадлежащей к ней мебелью». Стилизованный макет этой кровати представлен на выставке. Но в завещании нет ни одного слова о книгах и его рукописях, а стоили они тогда значительных денег. Как сказала экскурсовод, лучше бы он не писал этого завещания.

В первом зале представлены прижизненные портреты Шекспира и та самая кровать из завещания.

Друшаутский портрет. Находится в библиотеке Йельского университета. В 1623 году вышло первое посмертное собрание сочинений Шекспира — Великое фолио, где на титульном листе подзаголовком «Мистера Уильяма Шекспира комедии, истории и трагедии, публикуемые с подлинных оригиналов» помещен портрет, гравированный Мартином Друшаутом. Достоверно подтверждено, что это первый портрет великого поэта, написанный его современником.

Портрет семьи Кобба. Неизвестный художник, ок. 1610 г., хранится в семье Кобба (частная коллекция). Портрет, недавно обнаруженный в частной семейной коллекции. Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира.

Чандосовский портрет Шекспира из собрания лондонской Национальной портретной галереи. Это мужской портрет начала XVII века, названный по имени одного из бывших владельцев, Джеймса Бриджеса, третьего герцога Чандоса. Автором, возможно, является Джон Тейлор (ок. 1585 — 1651). Портрет был написан, вероятно, в промежутке с 1600 по 1610 г. И скорее всего служил образцом для гравюры в Первом фолио. В настоящее время бесценный оригинал этой картины находится в России на выставке, которая проходит в инженерном корпусе Третьяковской галереи и отзыв о которой мы ранее разместили на Туристере. Кстати выставка «Английский портрет» редчайшая и из серии «must see».

Но надо отметить, что репродукция Чандосовского портрета Шекспира, представленная на выставке Шекспир/Тайна/400, на первый взгляд не совпадает с портретом, который выставлен в настоящее время на выставке «Английский портрет» в Третьяковской Галерее. Ниже представлена репродукция картины с официального сайта лондонской Национальной портретной галереи. Действительно портреты отличаются, еще одна загадка Шекспира…

Репродукция Чандосовского портрета Шекспира с сайта лондонской Национальной портретной галереи.

Вся портретная галерея на выставке Шекспир/тайна/400

Во втором зале выставки представлен макет театра Глобус, который по сути является центром выставки. И здесь надо вспомнить знаменитую фразу из Шекспира «Весь мир — театр, а люди в нём актеры». Считается, что именно с театра Глобус началось большое театральное дело, а профессия актера стала престижной.

Макет театра Глобус

Макет театра Глобус

Макет театра Глобус

Театр Глобус — это один из старейших лондонских театров, он был открыт в 1598 году. Глобус был построен в виде овального помещения — в форме римского амфитеатра, огороженного высокой стеной, без крыши. Свое название театр получил от украшавшей его вход статуи Атланта, поддерживающего земной шар. Этот земной шар был опоясан лентой со знаменитой надписью: «Весь мир лицедействует». Спектакли шли при дневном свете, без антракта, без занавеса, под непрерывный гул публики, оживленно обменивавшейся впечатлениями в полный голос. Некоторые спектакли шли до 5-ти часов и голодным зрителям раздавали яблоки. Часто после представления на сцене театра в течение 15–20 минут исполнялся зажигательный британский танец кельтского происхождения джига, под аккомпанемент к которому зрители танцевали. Чем не аналог современной дискотеки.

Танцор джиги, изображение со старинной гравюры

Зрительный зал «Глобуса» вмещал до 3000 зрителей. В Лондоне в то время проживало примерно 150 тыс. человек. Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними — галереи для богатых лондонцев, здесь были установлены сидячие места. Все остальные места были стоячими. Никаких дополнительных удобств для зрителей (включая туалеты) не было. Театр «Глобус» очень скоро стал одним из главных культурных центров Англии: на его сцене ставились все пьесы Уильяма Шекспира и других выдающихся драматургов эпохи возрождения. Театр был частным, Шекспир имел долю в этом предприятии и благодаря этому стал вполне состоятельным человеком. По неподтвержденным данным сам Шекспир в спектаклях не играл, сохранились лишь сведения, что он выходил на сцену в роли тени отца Гамлета. Шекспир был скорее организатором дела, т. е. продюсером, если говорить современным языком. Писать пьесы в то время было непрестижно и была такая практика: сдавать имя в аренду. Может быть Шекспиру и несли свои произведения неизвестные знатные титулованные авторы.

Организаторы выставки «Шекспир/Тайна/400» подошли к делу организации с большой фантазией и воображением. Впервые в истории дома Черткова для посетителей были открыты подвальные помещения c кладкой XVII века, в которых в полумраке размещены различные экспозиции и инсталляции выставки. Например, на одной из сцен подземелья разместили ароматы 15-ти самых известных шекспировских произведений. Предполагается, что в полумраке подземелья под звуки воды и лютни можно перенестись в эпоху Шекспира. Здесь же размещены портреты предполагаемых авторов произведений Шекспира и на каждого заведено дело.

Подземелье особняка Салтыковых-Чертковых, стилизованное под ночной Лондон

Френсис Бэкон — английский философ, историк, политик, масон, именно ему приписывают организацию литературной игры, в результате которой образовалась тайна Шекспира

Кристофер Марлоу — английский поэт, переводчик и драматург-трагик, именно ему некоторые исследователи отдают авторство части произведений Шекспира

Тень отца Гамлета — роль, которую иногда играл в театре Глобус Шекспир

В бывшем читальном зале Чертковской библиотеки разместился «Елизаветинский Сад». Елизавета I была страстной поклонницей и покровительницей театра и именно во времена правления Елизаветы возникло такое уникальное литературное явление как Шекспир. Также нельзя не отметить демонстрацию в соседнем помещении кино-ротонде первой черно-белой киноверсии пьесы «Сон в летную ночь», которую снял в 1909 году режиссер Джеймс Стюарт Блектон. Фильм идет 11 минут и крутится безостановочно.

В другой части подземелья особняка организована почта Джульетты. Это такая несколько детская игра, когда Вы можете написать письмо Джульетте в Верону и самое главное получить ответ. В Вероне, как оказалось, действует специальный клуб Джульетты, где работают молодые девушки, главная обязанность которых отвечать на подобные письма. Клуб организовался в 1972 год, когда в Вероне сложился неформальный круг людей из сферы искусства, журналистики, любителей поэзии и театра, которых объединила любовь к культуре родного города, его традициям и легендам. Бессменным руководителем клуба является Джулио Тамассиа (Giulio Tamassia). Сегодня клуб уже неотделим от истории Вероны.

Молодежь пишет письма Джульетте

Не будет преувеличением сказать, что наполовину своей популярности Верона обязана истории Ромео и Джульетты. Веронцы тщательно культивируют все, что связано с этой историей и соответственно имеют дивиденды, связанные с непрерывным потоком туристов в Верону. Когда мы были в Вероне и обсуждали с гидом феномен истории Ромео и Джульетты, то отметили, что все, что связано с этой историей, также является некоторой мистификацией: Шекспир в Вероне ни разу не был, историки до сих пор спорят, а была на самом деле такая история, балкон Джульетты пристроили значительно позднее. Но это уже не важно, главное, что народ поверил в легенду.

Во время посещения дворика Джульетты видели послания Джульетте, но не обратили на это особого внимания (типа детский сад), а фотографии этих посланий не включили в рассказ о поездке. Про клуб Джульетты узнали только на выставке Шекспир/тайна/400 и были несколько удивлены, что взрослые тети и дяди во главе с достопочтенным Тамассио на полном серьезе отвечают на эти послания Джульетте. Но надо признать, что в целом это грамотный рекламный и пиаровский ход. Ниже несколько фотографий на эту тему.

Верона. Стена плача по любви в переулке, ведущем в дворик Джульетты

Верона. Послания Джульетте на стене в переулке, ведущем в дворик Джульетты

Верона. Памятник Джульетте в одноименном дворике

Верона. Дворик Джульетты

Знаменитый балкон Джульетты, на котором можно сфотографироваться за несколько евро

И наконец, два слова про Льюиса Кэрролла и выставку-иллюзию «Алиса в стране чудес», которая проходит в усадьбе Салтыковых-Чертковых одновременно с выставкой «Шекспир/тайна/400». Льюис Кэрролл (это его псевдоним) — профессор математики Оксфордского университета, логик, философ, фотограф и наконец, английский писатель. Выставка, посвященная произведению Кэрролла, не случайно проходит в этой усадьбе. Кэрролл в 1867 году совершил свое первое и единственный путешествие за границу — в Россию и посетил Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Сергиев Посад. Он прибыл в нашу страну с миссией поддержки сотрудничества англиканской и православной церквей. В Москве он посетил знаменитую библиотеку в особняке Черткова на Мясницкой.

Мало найдется людей, кто не слышал про сказку «Алиса в стране чудес». Ей посвящено много материалов, по ее мотивам снято несколько кинофильмов. Образ Алисы растиражирован как никакой другой. На выставке кукол на Тишинке понравился образ Алисы, который с нашей точки зрения наиболее подходит под описание Алисы самым автором. Эту куклу, изображающую Алису, можно назвать лицом Весеннего Бала Кукол 2016. Фото этой куклы часто встречалось в различных материалах, посвященных этой выставке. Мы также отметили именно эту Алису и ее фото занимает почетное место в нашем фоторепортаже с выставки кукол на Тишинке, опубликованном на Туристере.

Так описал образ Алисы Льюис Кэрролл

Так видится образ Алисы одному из авторов на выставке кукол на Тишинке

Экскурсия для детей на выставке Алиса в стране чудес, дети в полном восторге

Итог посещения усадьбы Салтыковых-Чертковых следующий. Радует, что старинное здание живет активной жизнью и там проводятся выставки такого уровня. Посещение усадьбы и выставок позволяет лучше узнать историю Москвы и страны и ближе познакомиться с культурными ценностями мирового масштаба.

www.tourister.ru

👉Усадьба Черткова: история и фото.

Московский губернский предводитель полковник Чертков вселился в дом на Мясницкой в 1831 году. Он знал несколько языков, увлекался археологией и нумизматикой, собирал книги. И его дом стал культурным центром.

До сих пор, мы кажется, еще не имели библиотеки, составленной из книг, исключительно касающихся до России и таких, в которых, хотя мимоходом, говорится о нашем отечестве. Этой цели не имели, при составлении своих библиотек, ни казенные заведения, ни частные книгохранилища. И между тем сколь полезно и необходимо такое собрание, в одно место, всех материалов, нужных для историка, статистика и литератора Русского! Каждой из них очень часто прерывает свой начатый труд единственно по неимению какой-нибудь книги, ныне редкой и для его исследований необходимой; и где он ее отыщет?.. Многие книги, напечатанные в России, ныне так редки, что их не только не купишь, но даже нельзя достать для прочтения… А посему необходимо — собрать все, что когда-либо и на каком-либо языке написано о России.

Чертков собрал библиотеку из 20 000 книг. Монеты, рукописи, грамоты, карты, портреты — все, что могло относиться к российской истории, также было предметом его собирательства. Разместилась коллекция в доме на Мясницкой. Частыми гостями там были Пушкин, Жуковский, Гоголь. Лев Толстой подбирал в библиотеке Черткова материалы для книги «Война и мир». Здесь же самообразованием занимался К.Э. Циолковский.

А в 1871 году сын скончавшегося к тому времени А.Д. Черткова завещал коллекцию книг городу. Она стала основой исторической библиотеки.

В XIX веке здесь размещались литературно-художественный кружок, магазин семян «Иммер Эрнест и сын», «Семенное депо» и правление Российского общества любителей садоводства.

Путеводитель по архитектурным стилям

Они были известны не меньше Чертковской библиотеки. Даже Чехов покупал здесь семена для своего мелеховского сада. Тут же проходили заседания Московского архитектурного общества и архитектурные выставки. А богатые интерьеры дома Чертковых были так привлекательны, что здание часто использовали для различных торжеств. Но особенно красив дом стал после перестройки Ф. Шехтелем центральной лестницы.

После революции усадьба Черткова пришла в запустение. При НЭПе в ней разместился Клуб работников народного хозяйства имени Дзержинского или «Дом инженеров». Однажды там под псевдонимом читал доклад о проблемах науки и техники Сергей Королев.

Тем не менее герб Чертковых с девизом «Вера и честь» до сих пор украшает дом на Мясницкой улице. Богатейшие интерьеры восстановлены, и в здании проходят выставки и квесты.

Усадьба Черткова на фотографиях разных лет:
А что вы можете рассказать об усадьбе Салтыковых — Чертковых?

liveinmsk.ru

Усадьба Салтыковых-Чертковых: адрес, как добраться

Фасад небесно-голубого цвета, необычная лепнина по всему периметру, белоснежные колонны, окна в форме арок. Этот особняк на Мясницкой выделяется среди своих соседей. Построенный в 17 веке, он постоянно менял своих хозяев. Каждый новый житель пытался привнести в архитектуру и планировку что-то свое. Поэтому дом постоянно менял облик, его достраивали, украшали новыми элементами декора.

Еще в начале 17 века в здешних местах стояли деревянные палаты. Жил в них некий татарский царевич – его род корнями уходил к ханам Золотой Орды. После него здесь обитал Алексей Григорьевич Долгорукий, после смерти которого дом долгое время был в сильном запустении.

Новая история и новый хозяин появляются в 1742 году. Когда сюда переезжает столичный губернатор Николай Петрович Салтыков. При нем особняк буквально строится с нуля и приобретает современные черты. При пожаре 1812 года здание совершенно не пострадало. Существует легенда, что здесь две ночи ночевал Наполеон, дом ему очень понравился.

В 1831 году особняк на Мясницкой приобретает  Александр Чертков —  отставной полковник и предводитель Московского дворянства. Человеком он был невероятно образованным. Говорил на  нескольких иностранных языках, интересовался науками и очень любил собирать книги. Его уникальная библиотека насчитывала 20 тысяч экземпляров. При Черткове усадьба становится  настоящим культурным центром. Сюда приезжают Пушкин,  Гоголь, Жуковский.

С 1873 года дом принадлежит родственнице Чертковых – княгине Наталье Гагариной. При ней к основному зданию пристраивают небольшое помещение, там открывается известный на всю Москву магазин семян. Сюда за саженцами для своего мелиховского сада приезжал сам Чехов.

Владелец особняка вновь меняется в 1880 году. Ключи от усадьбы переходят к купчихе Обидиной. Но в доме она не живет, а сдаёт его клубам и кружкам по интересам. Так здесь одновременно располагаются литературный кружок, охотничий клуб, также собираются архитекторы и садоводы-любители. После революции в доме базируется журнал «Наука и жизнь» и клуб работников сельского хозяйства.

Уникальный фасад – это не единственное чем на сегодняшний день может похвастаться усадьба. Несмотря на все перипетии истории, она сохранило камин архитектора М.Врубеля, лестницу Ф. Шехтеля, готическую гостиную, дубовую библиотеку, мавританскую комнату.

Сейчас в особняке проходят выставки. Одна из последних «Алиса в стране Чудес». Место для ее проведения выбрано не случайно. Известно, что Льюис Кэррол очень не любил путешествовать. Единственное за всю жизнь исключение он сделал для России. Москву посетил в 1867 году, при этом успел  побывать в усадьбе Салтыковых-Чертковых, где познакомился с уникальной библиотекой.

mos-holidays.ru

Мясницкая 7 — Особняк Черткова в Москве

Деревянные палаты на месте нынешнего особняка Черткова по Мясницкой улице, 7 появились здесь, скорее всего, в первой половине семнадцатого века.

Возвели их для касимовских царевичей, которые являлись потомками наследников всемогущего хана Золотой Орды и перешедших в услужение к князю Московскому (последний из рода касимовских царевичей — Иван Васильевич — жил здесь вплоть до 1716 года).

В конце того же XVII века деревянные постройки были снесены, а на их месте появился каменный особняк. Правда, на тот момент у него существовала только центральная часть без нынешних боковых строений.

Фото 1. Особняк Черткова на Мясницкой улице в Москве.

После смерти последнего потомка ордынского хана, владения по нынешней Мясницкой, 7 переходят к князю Алексею Долгорукову, который по протекции Александра Меньшикова стал воспитателем еще маленького будущего царя Российской империи Петра II.

Интересно знать, что Алексей Долгорукий чуть не выдал замуж свою дочь за русского императора, своего воспитанника. Свадьбе помешала лишь смерть последнего от оспы в 1730 году.

После восшествия на престол Анны Иоанновны, Долгорукова сослали в тот же город (Березов), в который он некогда отправил своего благодетеля — Александра Меньшикова. В ссылке Алексей Григорьевич умер и его дом на Мясницкой, 7 долгое время стоял бесхозным.

Фото 2. Мясницкая, 7. Главный вход с парадной лестницей,

оформленной архитектором Шехтелем.

Становление усадьбы Салтыковых-Чертковых

Исходя из данных архивов, в 1742 году особняк на Мясницкой уже принадлежал статскому советнику Николаю Салтыкову, а затем, уже в 1758, Салтыковой А.Я.

С 1783 года усадьбой владеет сначала генерал-майор Салтыков С.Н., а затем оно переходит уже к его вдове.

Именно при генерал-майоре Салтыкове, под руководством архитектора С.А. Карина, начались работы по возведению крыльев основного здания. Случилось это в 1787 году.

Интересный факт! Во время пожара 1812 года, при захвате Москвы французскими войсками, усадьба Салтыковых особо не пострадала и в ней, на две ночи, остановился сам Наполеон.

Фото 3. Некогда в этом здании располагалась

Чертковская библиотека

История особняка Черткова

В 1831 году особняк на нынешней Мясницкой, 7 приобретает предводитель Московского губернского дворянства Александр Чертков, полковник в отставке.

В 1838 году Александр Дмитриевич соединяет воедино центральное здание и его правое крыло.

Будучи человеком весьма прогрессивных взглядов, А.Д. Чертков превращает свой особняк в некий столичный центр культуры и науки, предоставив для этих целей свою богатую коллекцию книг по истории России.

Благодаря этому, дом предводителя дворянства Черткова посещали такие известные личности, как Пушкин, Жуковский, писатель Гоголь, Погодин.

Александр Дмитриевич мечтал создать публичную библиотеку из своих бесценных книг, но, к сожалению, сделать это смог лишь его сын — Григорий Александрович. Выполняя волю отца, он в 1863 году открыл таки это заведение. Чертковская библиотека, как называли ее истинные книголюбы, расположилась в левом крыле особняка Черткова.

Посещал библиотеку и Лев Николаевич Толстой, когда работал над романом «Война и мир».

В 1873 году особняк Черткова на Мясницкой перешел к княгине Наталье Гагариной, родственнице Чертковых. Именно при Наталье Алексеевне архитектором Соколовым, со стороны Милютинского переулка, был пристроен невзрачный корпус, в котором затем размещался магазин семян Иммера, который частенько посещал писатель Антон Чехов. Сам же особняк Черткова украсили нелепой лепниной, отойдя от классических видов здания.

В 1880 году особняк за долги был продан купчихе Обидиной, которая организовала в его помещениях в 1897 году Архитектурную выставку. 

В 1899 году архитектор Шехтель внес последний штрих в современный вид особняка Черткова — оформил в художественном стиле главную лестницу комплекса зданий на Мясницкой, 7.В разное время, помимо перечисленных выше знаменитостей, стены особняка видели артистов Яблочкина и Ермолову, Федотова и Качалова, писателя Телешова, основателей МХТ Станиславского и Немировича-Данченко, создателя театрального музея в Москве Бахрушина. В залах здания заседали известные архитекторы Клейн и Быковский, Забелин и Бенуа, Машков и Мартынов, Никитин и Уваров, а также известные врачи Пирогов, Иноземцев, Боткин, бальнеолог Смирнов.

В советское время в особняке Черткова располагались «Клуб красных директоров», отделы известнейшего журнала «Наука и жизнь».

Предлагаем ещё посмотреть:

Посмотрите видео «Архитектурный ансамбль Мясницкой улицы в Москве»:



Последние добавленные на сайт статьи …

progulkipomoskve.ru

Усадьба Салтыковых-Чертковых — «аристократка» среди московских особняков

Москва невероятно богата на особняки и усадьбы, ранее принадлежавшие известным древнерусским фамилиям. Императоры и князья, графы и представители интеллигенции – все они предпочитали жить в столице.

Общая информация

Многие московские усадьбы до сих пор сохраняют свой первоначальный вид. Они считаются образцами всевозможных архитектурных стилей старины — рококо, классицизма, барокко. На территориях многих из них сегодня располагаются экспозиции и проводятся выставки, которые позволяют подробно ознакомить современников с бытом и образом жизни, характерным для предыдущих веков. Эти особняки охраняются государством. Каждый из них – это памятник архитектуры.

Усадьба Салтыковых-Чертковых: описание

Расположенный на улице Мясницкой, этот шикарный особняк привлекает внимание каждого, кто его видит, своей невероятной красотой. Усадьба Салтыковых-Чертковых была построена на основе проекта известного в свое время архитектора С. Карина. Раньше здесь были владения князя Долгорукова. Позже они перешли к Салтыковым – известному в России дворянскому роду. Именно они и построили основной дом усадьбы. Особняк состоит из центрального корпуса, от которого по бокам отходят немного асимметричные крылья. Словно вторя им, от главного входа, акцентированного красивым портиком и балконом с балюстрадой, расходятся очень эффектные лестницы в форме полукруга.

Декоративное оформление фасада выполнено в стиле рококо. Усадьба Салтыковых-Чертковых, в первую очередь, привлекает внимание своей богатой лепниной и пилястрами. Выступы выдающегося вперед карниза подпирают фигуры атлантов. Бросаются в глаза лепные щиты, которые окружены затейливыми завитками и орнаментом. Крыша обрамлена балюстрадой.

История

Усадьба Салтыковых-Чертковых – это не только памятник архитектуры. Она имеет очень интересную историю. В семнадцатом века на ее месте были деревянные палаты, в которых жил татарский царевич. Говорят, что его род своими корнями уходил к Золотой Орде. После него, начиная с 1728 года, здесь проживал Алексей Долгорукий — сподвижник Петра I. Он находился в дружеских отношениях с всесильным фаворитом царя Меншиковым. Пришедшая к власти императрица Анна Иоанновна выселила этого славного представителя рода Рюриковичей, сослав его с семьей за неблагонадежность в Березов.

Считающаяся одной из самых красивых, эта усадьба в Москве получила новых владельцев. Ими стали Салтыковы, построившие ее главный дом. Именно он, правда, с некоторыми изменениями и сохранился до сегодняшнего дня. Эта усадьба в Москве принадлежала старинному роду Салтыковых почти сто лет. Когда город был захвачен французами, одна усадьба практически не пострадала. Рассказывают, что именно в ней два дня жил Наполеон.

В 1831 году особняк приобрел полковник в отставке А. Чертков – губернатор Москвы. Именно благодаря ему про усадьбу узнала вся просвещенная русская общественность. Черткову удалось собрать в ней уникальную и, пожалуй, самую большую по тем временам библиотеку из книг, посвященных истории России. Она привлекала таких выдающихся представителей интеллигенции, как Гоголь, Пушкин, Л. Толстой, Жуковский и других.

Библиотека Черткова

В этом особняке в свое время устраивались балы, выставки, чтения и концерты. Исторические документы свидетельствуют о том, что именно усадьба Салтыковых-Чертковых стала тем местом, где Гоголь читал «Мертвые души». Также говорят, что, будучи гостем этого знаменитого дома, Александр Пушкин сумел подсмотреть образ своего главного героя из романа «Евгений Онегин». Лев Толстой именно здесь работал над «Войной и миром». Читателем библиотеки Черткова был и Константин Циолковский. Усадьба Салтыковых-Чертковых принимала Чехова и Гиляровского. Сын губернатора после смерти отца выполнил его последнюю волю. Усадьба стала первой бесплатной частной публичной библиотекой.

После революции

После 1918 года в ней был «Клуб красных директоров». В усадьбе для бывших крестьян и матросов были открыты курсы по математике, экономике, физике. Руководителем Клуба был Феликс Дзержинский. Здесь с лекциями перед рабочими выступали Бухарин и Менжинский, Орджоникидзе, Куйбышев. Впоследствии Клуб был переименован в «Дом научно-технической пропаганды».

Усадьба в советские годы находилась в ведомстве Всесоюзного общества «Знание». В восьмидесятые года прошлого века здесь организовывались различные конференции, открывались многочисленные курсы, проводились занятия многих факультетов Университета марксизма.

Как добраться?

Официальный адрес усадьбы Салтыковых-Чертковых: Москва, улица Мясницкая, строение 7. Добраться до нее можно на метро, сойдя на станции «Лубянка».

Интересные факты

Бывшая усадьба Салтыковых-Чертковых вошла и в историю советской кинематографии. Именно в ней снимали серии такого фильма как «Семнадцать мгновений весны». В картине усадьба была особняком американской миссии в швейцарском Берне.

На фронтоне центрального дома можно увидеть герб, на котором есть девиз «Вера и честь». Говорят, что он появился после последней реставрации. Происхождение герба неизвестно. Однако бытует мнение, что он был выдуман реставраторами.

Заслуживает внимания и упоминание о посещении этой московской усадьбы Льюисом Кэрролом. Автор «Алисы в стране чудес» практически не выезжал из своей любимой Англии. Рассказывают, что Россия стала единственным местом, куда он приехал. И именно красивейшая усадьба Салтыковых-Чертковых стала той достопримечательностью столицы, которая удивила писателя.

fb.ru

Добавить комментарий