Такаси мураками ковбой: Искусство на грани. (18+). — agnus_dei_8 — LiveJournal

Содержание

Искусство на грани. (18+). — agnus_dei_8 — LiveJournal

«Если насрать на порог перед дверью, позвонить в дверь и убежать — это инсталляция. Если сначала позвонить в дверь, а потом насрать на порог — это перформанс».


Ребята, ничего личного, но очень часто эти слова как нельзя лучше характеризуют творчество представителей этого самого современного искусства. В наш век информации и вседоступности удивить, впечатлить и заставить о себе говорить искушенную публику — дорогого стоит, а потому современные художники, пусть и не все, в погоне за популярностью занялись элементарным эпатажем. Не можешь отрисовать гениально и чтоб мурашки по коже, разденься до гола и просиди в каком-нибудь бункере под пристальными взглядами журналистов. И можно даже ничего не объяснять: люди сами придумают концепцию твоего поведения, и будут рассказывать об этом благоговейным шепотом.

Все-таки есть грань, отделяющая настоящее искусство от того, что создано с целью прославиться. В этом материале мы решили собрать неоднозначные объекты современного искусства, которые находятся на этой грани, а к чему они относятся — решите для себя сами.

Роберт Гобер «Человек выходит из женщины»

Гобер лепит из воска различные части тела и в самых неожиданных позах раскладывает их по галерее. Последние, порой декорированные свечами, порой пронзённые пластиковыми дренажными трубками, говорят об уязвимости человеческого тела и о его попранном положении.

Сара Лукас

Творческие работы Сары Лукас (Sarah Lucas) появлялись в самых значимых журналах и музеях современного британского искусства. По её словам, на фотографиях, коллажах, скульптурах, найденных объектах, инсталляциях и рисунках она рассуждает на темы сексуальных отношений, разрушения и смерти.

Рой Ваара «Человек с третьей ногой»


Рой Ваара (Rot Vaara) — самый знаменитый современный художник Финляндии, преподаватель университетов США и Европы. Этот человек, критикующий искусство за излишнюю музейность, объявил себя живущим арт-объектом ещё в 1982 году. С тех пор он и его третья нога сделали 300 уникальных перформансов и приняли участие в 200 фестивалях в 30 странах мира.

Братья Джейк и Динос Чепмен.

Скандальные художники из Британия братья Чепмен вообще прославились благодаря своим многочисленным провокациям, дракам и излюбленной темой половых органов, которые они с одинаковым усердием лепят и на картины старых мастеров, и на носы детям. Эта самая известная их работа представляет из себя удовищно сплавленное воедино кольцо из голых девочек-манекенов в кроссовках с вагинами вместо ртов и ушей или пенисами вместо носа.

Kaarina Kaikkonen

С первого взгляда может показаться, что добрая половина мужского населения небольшого городка решила высушить одежду. Но нет — это арт-инсталляции финской художницы Kaarina Kaikkonen. Художница тем и прославилась, что научилась аккуратно развешивать разного рода бельишко и размещать все это под разными углами в городской среде. По её словам Kaikkonen, так она хочет понять, где начинается конец всей реальности.

Маурицио Каттелан

Каттелану 50 лет, но он до сих пор предпочитает называть своей главной отличительной чертой идиотизм. В прошлом почтальон, уборщик, повар и донор банка спермы, Каттелан, по собственному утверждению, работал для единственной цели — выжить. В опубликованном в британской газете «Гардиан» интервью Каттелан поведал, в частности, о том, что творит «не головой, а желудком», и потому не в состоянии объяснить смысл своих произведений.

Марк Дженкинс

Вообще Марк Дженкинс знаменит своими стрит-арт объектами, которые представляют из себя человеческие скульптуры, выполненные из скотча и поэлитилена, которыми он уже давно шокирует жителей Вашингтона и других городов. Также он периодически устраивает вот такие арт-инсталляции. Интересно и то, что художник создал пошаговую инструкцию об изготовлении скульптур из пленки, и проводит мастер-классы в городах, которые он посещает.

Saara Ekström

Ещё одна художница из Финляндии, чье творчество, мягко говоря, неоднозначно. Прославилась Saara Ekström своими инсталляциями, видео, фотографиями и рисунками. В своих работах она использует в качестве материала человеческие волосы, органы и туши животных и тому подобное. На одной из своих выставок финка даже представили татуированные куски кожи свиней. А ещё она преподает в университете.

Такаси Мураками «Мой одинокий ковбой»


Мураками в Японии много, но такой только один. У него есть докторская степень Японского университета искусств, он один из наиболее успешных современных японских художников, а эта авторская скульптура «Мой одинокий ковбой» в 2008 была продана на аукционе Sotheby за 15 миллионов долларов. Помимо этого Мураками рисует мультфильмы и создает детские игрушки.

Аурель Шмидт

Знакомьтесь, это — Аурель Шмидт из Нью-Йорка. Она, как вы уже догадались, художница, но немногие из вас признают произведениями искусства в её творениях. Юная леди занимается живописью, делает инсталляции из мусора, фотографирует, устраивает перфомансы с собственным участием, которые не обходятся без скандала. Примечательно, что авторитетный журнал Forbes как-то включил её в список самых успешных молодых людей.

Андрес Серрано

Андрес Серрано (Andres Serrano) наполовину фотограф, наполовину гондурасцец, все делал правильно — фотографировал сексуальные сцены, трупы, испражняющихся людей, извращения, но успех к нему никак не приходил. Серрано стал звездой после того, как сделал фотографию «Piss Christ» («Писающий Христос»). На снимке изображалось распятие, погруженное в мочу фотографа. В художественном плане снимок ничем не выделяется из прочих работ Серрано, но людей зацепило. Из никому не интересного фотографа он стал мировой знаменитостью, получил многочисленные призы, а фотография участвовала в выставках по всему миру. Несколько раз ее пытались уничтожить разгневанные посетители, в связи с этим постоянно росла страховая стоимость снимка и известность фотографа.

Дитер Рот «Гегель, собрание сочинений в 20 томах»


Кто такой был Дитер Рот? Художник-абсурдист. Искусство Дитера Рота пачкается, воняет и медленно разрушается, и он считал, что так оно и должно быть. Дитер Рот, например, много работал с колбасой. Он измельчил в крошку 20-томное собрание сочинений философа Гегеля, смешал бумагу с салом и сделал колбасу. 20 батонов висят в два ряда, внутри колбасы хорошо видны буквы. Поглошение знаний в буквальном смысле слова.

Линда Бенглис


От автора: «Большинство моих работ вызывает ощущение физического движения, словно это тело или что-то, побуждающее физиологический отклик…(к примеру), полиуретановые скульптуры наводят на мысль о каких-то волновых образованиях или животных внутренностях, они вызывают чувства, некоторым образом знакомые зрителю, природные чувства…иначе говоря, доисторические. Хотя формы не являются специфически узнаваемыми, чувства — являются». Без комментариев.

Что надо знать: Такаси Мураками

Текст: Татьяна Сохарева05.10.2017   53103

В Музее современного искусства «Гараж» открылась первая в России выставка японского художника Такаси Мураками «Будет ласковый дождь», название которой отсылает к постапокалиптическому рассказу Рэя Брэдбери. Искусство Мураками захватило все здание музея, включая кафе, книжный магазин, лестницы и фасады. В этой маленькой вселенной легко заплутать, так что «Артгид» решил рассказать, что нужно знать о Мураками, прежде чем идти на выставку.

Такаси Мураками. Кайкай и Кики. 2000–2005. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. Courtesy автор. © 2005 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Такаси Мураками работает на размывание границ между элитарным искусством и коммерческим, подбрасывая публике то перекодированные на современный лад образы классической японской культуры, то безвкусные безделушки для сверхбогатых. Первые от вторых, впрочем, разучился отличать, кажется, и сам художник. Улыбчивые ромашки, миленькие глазастые черепушки и анимешные герои ужасающих размеров — воплощение nobrow-культуры, существующей вне отмершей иерархии, которую описал культуролог Джон Сибрук. Стилистически родственными Мураками называют Энди Уорхола, Деймиана Херста и Джеффа Кунса. Однако японский художник пошел дальше своих западных коллег по поп-арту: сотрудничество с лейблом Louis Vuitton сделало Мураками одним из главных апологетов идеи искусства как бренда, а создание корпорации KaiKai Kiki Co. с филиалами в крупнейших городах мира в корне изменило модель производства современного искусства.

Такаси Мураками. ДОБ в белоснежном (синий и киноварь). 2013. Холст, монтированный на алюминий, акрил, листовая платина. 300 × 300 см (две панели). Courtesy Perrotin. © 2013 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

«Просвещенный мир» и поп-культура

При виде маниакально жизнерадостного искусства, вышедшего с фабрики Мураками, как правило, говорят о культуре каваий и прочей няшности, в смысле нежности, японского масскульта. Однако не стоит забывать о контексте, в котором формировался художник. «Мое эстетическое видение было сформировано той средой, которая меня окружала: это узкие жилые помещения послевоенной Японии, откуда я мысленно сбегал в мир манги и аниме», — рассказывает он.

Такаси Мураками родился в 1962 году в семье таксиста и домохозяйки. Его детство и юность пришлись на эпоху Сёва, будто в насмешку над временем, отмеченным чередой войн, катастроф и оккупацией, названную «просвещенным миром». В этот период вслед за экономическим подъемом, связанным с отказом от политики самоизоляции и хлынувшими в страну новыми технологиями, в Японии буйным цветом расцветает массовая культура.

С одной стороны, в 1960-е японские режиссеры «новой волны» отказываются от свойственной предыдущему поколению тоски по классической культуре, чтобы заговорить о более серьезных вещах. В 1960 году в японский прокат выходит фильм «Захоронение Солнца» Нагисы Осимы, прозванного японским Годаром — констатация разочарования режиссера в «солнечном племени», поколении молодых бунтарей, очумевших от джаза, и захватившей страну потребительской лихорадке. Они представляются режиссеру обыкновенными юнцами, не способными выйти из порочного круга насилия и унижений — так же как и их исковерканные войной отцы.

Кэйдзи Накадзава. Босоногий Гэн. 1973–1974. Бумага, чернила. Мемориальный музей мира, Хиросима

Когда Мураками исполняется 11 лет, в Японии начинает издаваться культовая манга Кэйдзи Накадзавы «Босоногий Гэн» — повествование о жизни шестилетнего мальчика, превратившейся в царство ужаса после атомной бомбардировки Хиросимы в 1945 году. Бомбардировка, оккупация, тьма и ужас последствий отравления радиацией, пришедшие на смену обиде за попрание национального достоинства, надолго окажутся определяющим элементом ДНК японской послевоенной культуры.

С другой стороны, в этот же период в японский кинематограф врываются кровь и кишки, убийства и гангстеры, эксперименты с визуальными эффектами и гиперболизированная сексуальность, — все то, что пришло вместе с европейскими нуарами и переродилось в направление пинку эйга — низкобюджетное эксплуатационное кино. Из него, например, вырос знаменитый «Цветок-матанго» Мураками — громоздкий цветочный шар-мутант, превратившийся в монстра. Название скульптуры отсылает к фильму ужасов «Матанго» Исиро Хонды, автора первого фильма о Годзилле, который построил свою историю вокруг мутировавшего в результате радиационной атаки гриба-паразита, растущего на необитаемом острове.

Такаси Мураками. Цветок-матанго (d). 2009. Сталь, стеклопластик, масло, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin

Антитезой мизантропической линии в японской культуре также становится набирающая обороты подростковая манга, вместе с которой в травмированный войной мир приходят образы, во многом определившие визуальную реальность молодого Мураками. Эта культура изобиловала воплощениями невинности и нежности в сочетании с гипертрофированным насилием. Одной из главных вех в ее развитии для Мураками становится выход «Навсикаи из долины ветров» — манги художника и режиссёра Хаяо Миядзаки, которая издавалась с 1982 по 1994 год и была своего рода антивоенным манифестом, пропитанным уважением к жизни во всех ее проявлениях.

В 2013 году Мураками даже попытается воспроизвести эстетику Миядзаки в своем первом полнометражном фильме «Глаза медузы». Действие происходит в небольшом японском городке, в который после ядерной атаки вторгаются странные существа, напоминающие медуз. Поначалу они выглядят мирными, играют с детьми и ничем не выдают тот факт, что были созданы на секретной военной базе. Для Мураками этот фильм — еще одна попытка создать яркий, массовый продукт для детей в стилистике его любимых аниме, но при этом донести мысль о жестокости и ненадежности окружающего мира.

Такаси Мураками. 500 архатов. Фрагмент. 2012. Частное собрание. © 2012 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Корпорация Kaikai Kiki Co.

Таким же откровением для художника стал американский масс-маркет — пространство некритического счастья и потребительских аффектов, пришедшее в жизнь Мураками вместе с американской оккупацией. В 1994 году он отправляется на стажировку в Нью-Йорк, а вернувшись, создает небольшую студию Hiropon Factory, которая впоследствии перерастет в компанию Kaikai Kiki Co. Взяв за основу уорхоловскую «Фабрику», пристанище нью-йоркской богемы, Мураками соорудил настоящую корпорацию, где без выходных и праздников трудится более двух сотен сотрудников. Сегодня офисы компании открыты в Токио, в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Фабрика Мураками — это высокоэффективный конгломерат, штампующий искусство и сувениры, исполняющий заказы модных домов и продюсирующий дюжину начинающих японских художников. Коллективный труд и конвейерное производство, которое Мураками противопоставляет западной традиции восприятия творца как индивидуалиста, позволяет художнику ставить производственные рекорды и выпускать такие картины, как, например, «500 архатов», которая считается самой большой в истории (ее длина достигает ста метров). Мураками сделал ее в 2012 году после аварии на АЭС «Фукусима-1» в качестве талисмана от катастроф для жителей Японии.

Такаси Мураками. ДОБ в Странном лесу. 1999. Сталь, пластик, армированный стекловолокном, стекловолокно, смола, акрил. Courtesy автор. © 1999 Takashi Murakami / Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Мистер ДОБ

В 1996 году Мураками придумывает персонажа по имени Мистер ДОБ, имя которого — это сокращение фразы «Dobojite dobojite» («Зачем? Зачем?»). Художник замыслил его как нового Микки Мауса или Hello Kitty — образа-идола современной массовой культуры. Впервые Мураками изобразил мультяшного ДОБа на фоне морского пейзажа, заимствованного с классической гравюры Хокусая «Большая волна в Канагава», соединив вызывающе яркую попсу с традиционным японским искусством. Позже Мураками начнет помещать персонажа на брелоки, футболки и коврики для мыши, превратит зверька в гигантскую скульптуру и изобразит на нескольких своих картинах. Мистер ДОБ стал первоэлементом в свихнувшемся мире Мураками и одним из главных блуждающих образов, опробовавших на себе все возможные медиумы и форматы. А в 2011 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке коллекционер Ларри Гагосян купил работу под названием «ДОБ в странном лесу» (1999) за 2,8 миллиона долларов. Сам художник называет зверька своим альтер-эго и объясняет, что зрителям нужен не автор, а аватар. По сути, Мураками один из первых в современном искусстве создал себе настоящего маскота — талисман, призванный очеловечить бренд.

Такаси Мураками. Сумка из коллекции Takashi Murakami × Louis Vuitton. 2002. Courtesy Louis Vuitton. © 2002 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Louis Vuitton

В 2002 году начинается сотрудничество Мураками с компанией Louis Vuitton: первым делом по просьбе арт-директора Марка Джейкобса Мураками обновил дизайн бренда и переделал монограмму LV, раскрасив ее в яркие цвета. Этот проект принес более 300 миллионов долларов Louis Vuitton и превратил Мураками в апологета идеи искусства как коммерческого бренда. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи, а Мураками, со своей стороны, утверждался в мысли, что мода и элитарные бренды могут быть визуальным отражением эпохи. Вскоре после запуска его линии в Louis Vuitton Мураками те же самые изображения, напечатанные на сумках, повторил в своих картинах, а в 2007 году и вовсе выставил в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе бутик Louis Vuitton, создав, таким образом, единый мир моды и искусства для сверхбогатых.

Такаси Мураками. Эка данпи («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая платина, акрил. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Национальная идентичность и superflat

Разобравшись с личным брендом, Мураками решил заняться имиджем родной Японии. Идентичность страны, как полагал художник, должна выстраиваться на основе глубокого анализа культуры и ее корней. Разочаровавшись в способности соотечественников производить новые смыслы, он придумал понятие superflat — «суперплоский». Суперплоский визуальный язык, по Мураками, характерен как для традиционной японской живописи, так и для анимации, комиксов и графического дизайна. В результате получился гибрид классической живописи и рвущей глаз обертки от конфет с эстетикой, которой любит играть художник. Правда, критики над концепцией Мураками лишь посмеялись, назвав ее грубым искажением японской культуры. Но художник не отчаялся и в подтверждение своей теории в 2000 году создал, например, работу «Шампанская сверхновая» — многослойное изображение галлюцинаторных грибов-мутантов, напоминающее цветастые обои и вдохновленное серией панно японского художника XVI века Ито Якучу, известного вниманием к царству всего живущего. Название же работы было заимствовано у песни британской группы Oasis. В контексте истории послевоенной Японии грибы еще и являлись зловещим напоминанием об облаке ядерного взрыва, так что с наслаиванием смыслов Мураками справился не хуже добросовестных постмодернистов старшего поколения.

Такаси Мураками. Хиропон. 1997. Сталь, стекловолокно, синтетическая смола, масло, акрил. © 1998 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

«Хиропон» и скандал в Версале

Важным образом в визуальном словаре Мураками стала откровенно сексуализированная скульптура «Хиропон» — аниме-девица с тонюсенькой талией и огромной грудью, из которой рвутся струи молока. Поместив ее на пьедестал, Мураками напомнил, что аниме имеет право называться «высоким искусством», несмотря на порнографический задор и превращение девичьей невинности в объект фетиша. В пару к «Хиропон» художник создал знаменитую скульптуру «Мой одинокий ковбой», изображающую юношу в момент эякуляции. В 2008 году «Ковбой» был продан на аукционе Sotheby’s за рекордные 15,2 миллиона долларов. Мураками объясняет эти работы своей любовью к аниме в подростковом возрасте: «Я стал отаку, когда я учился в старшей школе, и проглотил много разных аниме — как эротических, так и фантастических… Так и родились эти произведения».

Именно «Мой одинокий ковбой» и «Хиропон» в 2010 году во многом стали причиной скандала, который разгорелся вокруг запланированной в Версале выставки Мураками. Тогда более 11 тысяч человек подписали петицию, требуя не пускать во дворец порочное современное искусство. Тем не менее художнику удалось зарифмовать пышное барокко версальского дворца с японским поп-артом. От «Ковбоя» и «Хиропон», «непристойных и оскорбительных», правда, пришлось отказаться. Комментируя ситуацию, Мураками заявил, что «когда кто-то забивает гол, кто-то обязательно будет недоволен». Свои скульптуры он предлагает воспринимать как сатиру на ту банальную сексуальность, которую превозносит японская массовая культура.

Такаси Мураками. Воспоминания о бурной жизни. 2015. Холст, монтированный на алюминий, акрил. Частное собрание. Courtesy Perrotin. © 2015 Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved.

Черепа, маргаритки и индустрия

Улыбающиеся маргаритки и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Больше всего они напоминают компьютерную графику, порожденную навязчивой идеей изобразить мир предельно милым и инфантильным. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться». Этот тезис иронично дублирует риторику общества супермаркета. В индустрию именно такого типа Мураками и превратил свою империю, основанную на эксплуатации жизнерадостных образов и агрессивном потреблении. Он посмеивается над поп-культурой, будучи плотью от ее плоти. Творчество Мураками — это пример, как культура изживания военных травм мутировала и обрастала новыми образами, прямо как «Цветок-матанго».

5 проявлений художника Такаши Мураками

В день рождения «японского Уорхола» вспоминаем его самые яркие проявления в мире искусства и моды

1.

Изобразительное искусство

Пожалуй, самое известное визуальное проявление Такаши Мураками — его улыбающиеся цветы, встречающиеся в разных вариациях.

5 проявлений Такаши Мураками

«Цветочный шар (3D)» 

«500 архатов» — самая большая картина в истории. Ее длина – 100 метров. В буддизме архат — человек, вышедший из колеса перерождений. «500 архатов» можно увидеть на одноименной выставке в Токио, которая продлится до 6 марта.

5 проявлений Такаши Мураками

2.

Скульптура

Работа «Мой одинокий ковбой» была продана на аукционе Sotheby’s за $ 15,2 миллиона и установила ценовой рекорд для произведений Мураками.

5 проявлений Такаши Мураками

3.

Музыка 

Такаши стилизовал для Канье Уэста обложку альбома Graduation. Кроме того, художник снял клип для Фаррелла Уильямса.

4.

Кино

«Глаза медузы» — режиссерский дебют Такаши. В научно-фантастическом фильме показана жизнь японских школьников после Фукусимы. Мир населили странные существа, которых видят только дети.

5.

Мода

В прошлом году случился пик отношений Такаши Мураками и Louis Vuitton: художник создал коллекцию для модного дома.

 

 Смотрите также: 5 картин Мунка, кроме «Крика».

Мураками Такаши | ART Узел

Такаши Мураками ( 村上 隆) — японский художник, скульптор и дизайнер. Родился в Токио в 1962 году, окончил Токийский национальный университет изящных искусств и музыки. Один из наиболее известных в мире японских художников в стиле нео-поп. 

Творчество Такаши Мураками — это оригинальный симбиоз современной поп-культуры и «высокого» искусства. В его работах прослеживается влияние популярных в Японии мультфильмов — аниме, и комиксов — манга.

Одной из ключевых работ автора является некое подобие автопортрета, его алтер-эго, — Mr. Dob. Персонаж представляет собой существо с круглой головой и большими ушами, на одном нарисована латинская буква D, на другом — B, голова изображает букву О. DOB — сокращение фразы “Dobojite dobojite” (Зачем? Зачем?). Фраза ассоциируется с японской культурой, так как принадлежит известному комику Toru Yuri, однако Мураками выбрал ее как обращение ко всем мировым культурам, воспринимаемый как своеобразный призыв к размышлению. Картина написана в 1998 году, но впоследствии художник создал целую серию с изображением Mr. Dob, где персонаж был перерисован в разных цветах. 

Mr. Dob, 1997 

Визитной карточной автора на протяжении уже многих лет являются рожицы-цветочки, изображающие весь спектр эмоций — улыбающиеся, веселые, грустные, злые, испуганные.

Killer Pink 

Помимо них Такаши изображает героев аниме и манги, создает скульптуры персонажей, одна из которых — скандальная порнографическая работа «Мой одинокий ковбой» (My Lonesome Cowboy) — была продана на аукционе за 15.2 млн долларов. 

My lonesome cowboy, скульптура

Мураками занимается не только написанием картин, но и создает предметы одежды, всевозможные аксессуары с изображением своих произведений — от сумок до диванных подушек и ковриков для компьютерной мыши. Он сотрудничает с Марком Джейкобсом — креативным директором известной марки Louis Vouitton — и создал для бренда коллекцию сумок Cosmic Blossom.

В 2002 году Такаши стал куратором выставки современных японских художников и скульпторов Superflat. Название выставки, которое переводится как «суперплоский», художник придумал сам, и назвал этим термином все современное японское искусство, сочетающее в себе продукты индустрии развлечений (аниме, манга), поп-культуры и изящных искусств. Автор задается вопросом, в чем различие между живописью евпропейских и японских художников, и приходит к выводу, что в Японии изобразительное искусство создает ощущение «плоскости» из-за отсутствия трехмерного изображения. Таким образом, Такаши Мураками выделяет современное японское искусство в отдельный «феномен», тем самым привлекая к нему внимание и способствуя его развитию на мировом рынке. 

В 2010 году в Версале была организована выставка современных художников, где были представлены и скульптуры Такаши Мураками. Работы вошли в книгу Murakami Versailles. Поразительный контраст стилей — барокко и ни на что не похожий японский поп-арт — произвел неизгладимое впечатление на зрителей, вызвав как положительные отклики, так и волну негодования и критики преимущественно из-за эротических мотивов в некоторых работах автора. 

Kaikai, Версаль, Франция, 2010

Творения Такаши Мураками — одновременно яркие, развлекательные и глубоко философские. Сам Такаши определяет свою творческую деятельность как критику японского общества. В современной Японии, по мнению художника, живопись, скульптура, игры, комиксы и дизайнерская одежда слились в одно целое, и уже нет разницы между высоким искусством и продуктами потребления. 

В 2013 году состоялся дебют Такаши на большом экране — вышел его первый полнометражный фильм «Глаза медузы» (Jellyfish Eyes). Фантастическая лента рассказывает о небольшом японском городке, где появляются существа, похожие на медуз, с которыми дети города играют, не подозревая, что они созданы на секретной базе, которая ставит эксперименты и таит в себе много неизвестного и, возможно, опасного. Картина создана для детей в стиле, схожем с аниме, ярком, динамичном и развлекательном, однако автор ставит цель донести до детей мысль о жестокости и несправедливости мира, с которыми они должны находить силы бороться. 

Трейлер фильма «Глаза медузы», 2013

Помимо своей творческой деятельности Мураками курирует коммерческие проекты. В 1996 году — еще в начале своей карьеры — Такаши открывает в Японии свою первую студию Hiropon Factory, а в 1998 появляется ее аналог в Нью Йорке. Позже, в 2001 году он создает компанию Kaikai Kiki Co., Ltd., которая до настоящего времени занимается продажей произведений  современных японских деятелей искусства, а также их продюсированием и организацией выставок. 

C 2002 года Такаши Мураками является куратором выставки современного искусства GEISAI, которая проходит два раза в год в Токио. 

Мистер Нигде: Такаси Мураками и его постапокалиптическое искусство :: Впечатления :: РБК Стиль

Такаси Мураками

Такаси Мураками

© Claire Dorn, Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Автор Александр Щуренков

25 сентября 2017

В преддверии открытия выставки японского художника в Музее «Гараж» «РБК Стиль» разобрался в том, что его интересует на самом деле.

В Музее современного искусства «Гараж» 29 сентября открывается первая в России масштабная ретроспектива одного из самых дорогих художников современности — японца Такаси Мураками. Рекордная сумма в $15,16 млн за его скульптуру «My Lonesome Cowboy», изображающую мультипликационного обнаженного молодого человека с фонтаном из спермы, была достигнута на аукционе Sotheby’s в 2008 году, а живописная работа 1998 года «The Castle of Tin Tin» с придуманным Мураками персонажем была продана за $4,22 млн на торгах в 2012-м.

Такаси Мураками, «Тайм Бокан» (красный), 2001

Такаси Мураками, «Тайм Бокан» (красный), 2001

© пресс-служба Heller Group

Выставка «Будет ласковый дождь» охватывает несколько периодов творчества художника — с 1990-х годов до наших дней. Ее название напоминает о стихотворении Сары Тисдейл и постапокалиптическом рассказе Рэя Бредбери, где оно же и упоминается. За ярким фасадом живописных и скульптурных работ Мураками, в большинстве своем похожих на вдохновленные европейской культурой японские комиксы или кадры из мультфильмов Хаяо Миядзаки, проевропейского режиссера-мультипликатора, отчасти повлиявшего на творческий метод художника, скрывается переживание катастроф. В их числе атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, осмысление последствий которых стало определяющим для творчества Такаси, а также цунами 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1», находящие отражение в современных работах. Важным мотивом в проектах японского художника также является непрекращающийся поиск идентичности в глобализирующемся мире, осмысление субкультурных движений родной страны, в частности, отаку — фанатизма по аниме и манге.

Такаси Мураками, «Stuff the Universe in a Calabash», 2015

Такаси Мураками, «Stuff the Universe in a Calabash», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Такаси Мураками часто называют «японским Уорхолом»: открытая им в 1996 году фабрика «Хиропон», на основе которой позднее была создана корпорация Kaikai Kiki Co., Ltd с офисами в Японии и США, занимающаяся производством и продвижением произведений искусства и поддержкой начинающих художников, была вдохновлена именно уорхоловской «Фабрикой», студией легендарного американского художника, просуществовавшей два десятилетия, с начала 1960-х до 1984-го, ставшая пристанищем нью-йоркской богемы и местом, где произведения искусства буквально штамповались.

Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005

Такаси Мураками. «Кайкай и Кики», 2000–2005

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Тиражность и воспроизводимость — одни из важных качеств современных художественных работ, которые активно исследует Мураками. Большинство его скульптур создаются небольшими тиражами, а принты — печатаются сотнями и тысячами. Под его пристальным взглядом на фабрике Kaikai Kiki создаются не только работы, которые потом окажутся в галереях, на аукционах и в частных и музейных коллекциях (подробнее о масштабах и работе на «фабрике искусств» Мураками можно прочитать в книге Сары Торнтон «Семь дней в искусстве», где ее визиту к Такаси посвящена отдельная глава), но и различные мелкие игрушки, вдохновленные персонажами его произведений искусства, наклейки, подушки, брелоки, футболки, предметы интерьера и т.п. «Когда мне было лет 30, — вспоминает Мураками сейчас, в свои 55, — я думал о том, как сделать высокое искусство народным. Сейчас же я делаю вещи, которые способствуют коммуникации с детьми. Однако, поскольку количество производимой продукции невелико, да и сами расходы на производство обходятся недешево, возникает противоречие — эти вещи становятся малодоступными, и этот факт причиняет мне страдания». Малодоступны сейчас сумки и аксессуары из совместной коллекции Такаси Мураками с Louis Vuitton — их сотрудничество длилось беспреденцентное для модного и арт-мира время, с 2003 по 2015 год, и установило своебразные стандарты активного взаимодействия этих двух миров, ранее существовавших в параллельных вселенных.

Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015 год.

Такаси Мураками. «Эка данпи» («Ампутация руки Эки»): Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку», 2015 год.

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Несмотря на то что европейскому взгляду работы Мураками кажутся по-настоящему японскими, прежде всего благодаря тому, что на них запечатлены аниме-герои, в самой Японии о его творчестве, по признанию самого художника, принято умалчивать: представители культурных институций выступают против упрощения японской культуры, подачи ее в виде своеобразного лубка, как они воспринимают работы Мураками. Поэтому именно с Америки, куда он приехал работать в 1994-м, и опыт художественной и выставочной деятельности в которой привел к разработке фирменного художественного метода «superflat» (сплав традиционных японских кропотливых художественных и мультипликационных техник), началось победное шествие Такаси по миру.

Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн), 2002

Такаси Мураками. Оммаж Фрэнсису Бэкону (Этюд к портрету Изабель Росторн), 2002

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Сейчас произведения художника уверенно хорошо продаются на аукционах, входят в коллекции главных мировых музеев, а его имя регулярно появляется в рейтингах самых влиятельных людей искусства (к примеру, в журналах ArtReview и Time). У самого же Мураками отношение к славе более чем прохладное, хоть он и не скрывает того факта, что востребованность его работ на рынке вызывает у него радость. «После того как мы пережили землетрясение на северо-востоке Японии в 2011 году, — оправдывает нелюдимость последних лет Такаси, — мне стало неприятно взаимодействовать со СМИ. Вдруг мне осталось жить совсем недолго. Я просто живу, сосредоточив все усилия на том, чтобы закончить свои работы, не принимая в расчет то, что говорят обо мне по всему миру». Это необходимое информационное «затворничество» призвано не только ограждать художника от лишних и лишенных смысла действий, но и стимулировать творческий процесс. «В последнее время я живу как ребенок, — делится своим ощущением от жизни Мураками — ни о чем не задумываясь, вообще ни о чем. Иначе искусства не выйдет».

Такаси Мураками. «Лев всматривается в бездну смерти», 2015

Такаси Мураками. «Лев всматривается в бездну смерти», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

На новой выставке «Будет ласковый дождь» в «Гараже» собрано более 80 работ, все они разделены на пять своеобразных глав. Первая — «Гэидзюцу» («Техника и обучение») — сосредоточена на осмыслении труда художника в целом, а также происхождении художественного метода Мураками. Этот раздел показывает один из важнейших для японской жизни сюжетов — последовательный и ежедневный труд, и неважно, идет речь о создании гравюр, живописи и производстве керамики или приготовлении суши.

Вторая глава «Малыш» и «Толстяк» целиком посвящена символическому значению и влиянию бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в августе 1945-го на культурное сознание японцев. Без кропотливого изучения этого раздела невозможно говорить и о творчестве Такаси Мураками. Здесь объединены произведения разных периодов — от самых ранних вещей начала 1990-х (так, к примеру, впервые в Европе будет показана масштабная инсталляция 1992 года «Морской бриз» из Музея современного искусства XXI века в Канадзаве) до новейших работ, сделанных специально для выставки в Москве. Также в пространстве, отданном под вторую главу, будут представлены аниме, оригинальные эскизы и тиражные манги, связанные с осмыслением и переживанием ядерной катастрофы.

Такаси Мураками. «Воспоминания о бурной жизни», 2015

Такаси Мураками. «Воспоминания о бурной жизни», 2015

© Takashi Murakami/Kaikai Kiki Co., Ltd. All Rights Reserved

Следующая глава, «Каваий», рассказывает об одноименной эстетике, захватившей все сферы жизни японского общества. Архитектурное решение этого раздела будет представлять собой последовательность тотальных инсталляций, одна из которых воссоздаст атмосферу специальных магазинов для косплееров и фанатов аниме и манги в гиковских районах Токио, а другая станет настоящим кинотеатром, где пройдет премьерный показ полнометражного фильма Мураками «Глаз медузы» (2013 год). На создание его первой части ушло три года, а отправным мотивом послужило землетрясение 2011 года и авария на АЭС «Фукусима-1». Вторая часть, по словам художника, до сих пор находится в производстве, работа продолжается уже пять лет.

Четвертая часть выставки — «Сутадзио» («Студия») — на время монтажа выставки станет филиалом студии Мураками. Часть новых произведений Мураками и его команда будут завершать уже в Москве, так что зрители смогут стать свидетелями их работы.

Под фантомную пятую главу — «Асоби и кадзари» («Развлечение и украшение») — будут отданы невыставочные пространства музея: кафе и книжный магазин, лестницы и фасад. Такой невероятный масштаб по меркам всех предыдущих выставок, когда-либо проходивших в «Гараже», покажет истинную величину таланта художника: не только как творца, но и как философа и бизнесмена. 

Неоновый Мураками : skfoonline — LiveJournal

Такаси Мураками все-таки собрался и приехал в Россию со своим грандиозным проектом «Будет ласковый дождь». Все рекламные флаера пафосно гласили: «Выставка Такаси Мураками в Музее современного искусства «Гараж» — первый масштабный проект знаменитого японского художника в России.

Желанного гостя из Японии называют по-разному: Такаси, Такаши, Какаши. Кому как удобнее. Но мы будем как правильно — Такаси 🙂

Первое, что мне вспомнилось при написании этого поста, услышанный случайно разговор. Уже на выставке:

— Миш, ты куда меня привел? Тут одни покемоны. Нафига мы час стояли в очереди? Ради этого..?

— Подожди, подожди, тут еще где-то кинотеатр должен быть. Давай найдем его скорее… Там его фильм должны показывать.

Разумеется для нашего отечественного зрителя, крайне необычно и даже дико видеть все то, что приволок за тридевять земель один из самых успешных художников современной Японии. Вполне адекватная реакция для тех, у кого фамилия Мураками в первую очередь ассоциируется с «Дэнс, дэнс, дэнс» или например «Норвежским лесом». И это в лучшем случае. В худшем — интерес, вызванный тысячами селфи на фоне картин, выложенных пользователями в Инстаграм.

Давайте скорее смотреть на все сюрпризы, которые приготовил нам Такаси Мураками. Недаром ведь «Гараж» будет экспонировать его четыре месяца. На второй фотографии изображены скульптуры из стали, стекловолокна, масла, акрила и синтетической смолы под названием «Кайкай и Кики». Эти скульптуры встречают посетителей выставки первыми. И неспроста — это некий символ успеха Такаси. А почему, узнаете чуть позже 😉

2)

Билеты на выставку «Гараж» продавали за традиционные 500р. Недорого, но нужно было постоять в очередях: минут тридцать у кассы и около часа  в очереди ко входу на выставку. А если вы не умеете обходить очереди к гардеробу, то смело можно накидывать еще минут тридцать, дабы сдать на хранение свою верхнюю одежду.

Кассиры разводят руками:

— Ну а что вы хотели? Это мировая звезда! Это Мураками! И на сайте у нас уведомление об очередях есть.

Вот очередь ко входу на выставку. Впускают лишь столько человек, сколько спустились.

3)

4) Неверно утверждать, что на выставку пришла лишь школота и любители анимэ. Я видел людей разных возрастов и положений.

5) «Цветок Матанго» (акрил, масло, стеклопластик и сталь) На фото слева. Поначалу я принял его за дерево. Высота такого цветка около трех метров. Когда я начал вглядываться в десятки улыбающихся мне образов, то тут же впал в транс. Вспомнил свою подругу, увидел образы ее творчества в блеске акрила, широких улыбках цветков и улетел куда-то далеко. Хотя происхождение «Цветка Матанго» далеко от романтики.

На этом же коллаже, справа расположен высокий и крайне необычный гриб («Зонтик тролля», 2002 г)

6) Вообще грибов на этой выставке было достаточно. Вот, например, их целая поляна. В центре Мистер ДОБ, которого Такаси создал как идола современной массовой культуры. Мистер ДОБ получил такое имя из сокращенной фразы на японском «Dobojite, dobojite?», которое переводится как «Зачем? Зачем?

7)  Мистер ДОБ был создал по подобию Микки Мауза и является главным героем творчества Мураками. Автор широко использует его в своем творчестве.

ДОБ в белоснежном (в синий и киноварь), 2013 г. Сделан из холста, смонтированного на алюминий, акрил и листовую платину. 300х300 две панели.

Не могу не упомянуть, что оригинал «Мистер ДОБ в странном лесу» был куплен Ларри Гакосяном на одном из аукционов в США. Товарищ Гакосян не скупился на деньги. Отвалил за него целых 2,8 миллиона $ . Теперь Ларри не должно быть скучно. Вместе с Мистером ДОБом он может гулять  по странному лесу вечность.

— Болор чарутян арматы арцатасирютюна (с)

Если кого-то интересует галерея Ларри Гакосяна, то можете ознакомиться с ней здесь. У него кстати, самая большая коллекция современных произведений искусства в мире.

8) Пора переключиться с картин на самого художника.

В свои 55 Такаси выглядит довольно хорошо. Родился он в обычной японской семье. Катастрофы, череда войн и оккупация не могли не наложить свой отпечаток на художника. Но за чередой черных полос наступила эра благословения. В Японию хлынули экономические инвестиции, способствующие полноценному и стремительному росту экономики и развитию культуры. Япония отказалась от политики самоизоляции, простила обиды западным «друзьям» и раскрыла свои объятия миру. В страну хлынула массовая культура.

9) Из интервью Центру современного искусства «Гараж» (дословно):

― Я сочетаю  в своих работах две взаимоисключающие вещи, но у всех у них единый базис, я надеюсь. С одной стороны это культура манго: развлекательная, игровая. А с другой  – ощущение катастрофы. Я сочетаю эти разные категории: милые вещи со взыровоопасными. Что касается последнего, это черепа, Годзилла, разнообразные монстры. Но все это в первую очередь связано с переживаниями ядерной катастрофы. Это точка отсчета моей визуальности. Именно это я исследую во всех своих работах. Вот основа этих противоположных категорий. Это самое важное исследование для меня.

Выставка художника в Музее современного искусства «Гараж» состоит из нескольких секторов. Каждый из них представляет собой отдельный этап в жизни и творчестве Мураками.


10) «Дарума», 2010 г. Холст, монтированный на алюминиевый подрамник, акрил, листовая платина.

Мне нравится композиция этой фотографии, ничего менять не стал. Дарумой в японской культуре  называют Бодхидхарму — основоположника дзэн-буддизма. Подпись и печать художника на полотне показывает, что Такаси не забывает и про традиционную живопись и указывает свою сопричастность с ней.

11) Эка дампи («Ампутиция руки Эки»). Мое сердце разрывается от любви к моему учителю, поэтому я решил преподнести ему свою руку. 2015. Холст, монтированный на алюминий, листовая пластина, акрил.

Это картина отсылает нас к теме взаимоотношений между учеником и учителем. За основу взят сюжет картины художника-монаха 15 века. На его полотне был изображен монах Эко, который безуспешно хотел стать учеником того же Дарумы (Бодхидхармы). История закончилась тем, что Эко в дань уважения и доказательства своей преданности отрезал свою руку и преподнес ее «недосягаемому» учителю.
Это очень «сильный» поступок. Что тут говорить? У меня, к примеру, есть друг — однорукий художник. В молодости Гена Шумский был полноценным живописцем, закончил академию в Москве и переехал на КМВ. Спустя какое-то время, после трагического случая, он лишился правой кисти. Но несмотря на это, он смог переучиться и теперь пишет не менее потрясающие пейзажи.

А возвращаясь обратно к «Эка дампи»  мне вспоминается одна известная мудрость: «Как только будет готов ученик, учитель всегда найдется». И еще одна: Плох тот ученик, который не превзойдет своего учителя». Самое удивительное, что если мы уберем первую букву из цитаты Леонардо, то смысл приобретет более яркий и выраженный характер. 🙂

12)  Такаси можно считать полноценным художником. Он работает в разных направлениях: от скульптуры до анимации. Достаточно открытый, активный и талантливый маркетолог своей жизни. Многим известна его история сотрудничества с Luis Vuitton. Мураками после этого превратился в мага элитарного искусства. Джейкобс с помощью художника стремился привлечь молодое поколение японской молодежи. А Мураками, утверждался во мнении, что мода и элитарное бренды могут быть единым визуальным отражением эпохи. Так ли это было на самом деле? Что двигало ими обоими? Да какая уже разница, теперь у Мураками есть собственная корпорация с офисами в США и Японии.

13) А вот еще один пример удачного сотрудничества. На этот раз с Google. Такаси создал дудл ко дню солнцестояния в 2011г. Надеюсь этот креативный дудл напугал немного народа…

Его компания Kaikai Kiki Co (помните первые две скульптуры?) стала по сути учтивым конвейером, исполняющим заказы модных домов и штампующий «искусство» в разных формах и количествах. Разбогател? Что за глупый вопрос?! Богатство — не порок, и каждый зарабатывает как может. А фраза «Ка

Такаши Мураками — Вспомнить, подумать… — LiveJournal


Takashi Murakami

Родился в Токио в 1963 году, Такаши Мураками окончил факультет традиционной японской живописи в Национальном
Университете изящных искусств и музыки в Токио.

Персональные выставки по всему миру: Cartier Фонд современного искусства в Париже (2002), Музей современного
искусства Токио (2001), Музей изящных искусств, Бостон (2001) , Рокфеллер-центре (2003), Grand Central
Station (2001), а также в сотрудничестве с дизайнером Marc Jacobs, сумки и другие аксессуаров модного дома
Louis Vuitton.

Основал завод Hiropon repabtisé, сегодня Kaikai Кики, продакшн-студию, что позволяет ему проводить свои
собственные исследования, а также поддерживать работы многих молодых японских художников на международном уровне .


Такаси Мураками

Скрестив одну из ведущих индустрий своей страны — мангу — с собственной неуемной творческой фантазией, Мураками
стал едва ли не первым современным художником в Японии. Смеющиеся цветочки, рябящие в глазах солнышки и чудики
гарантированно вызывают улыбку публики, сползающую с лица смотрящего лишь при виде ценника.


Такаши Murakami_Cherries, 2005

Да-да, в своем творчестве серьезный доктор философии Мураками использует эстетику кавайной японской мультипликации,
потому его принты пестрят забавными и немного ненормальными зверушками, цветочками, грибочками, ягодками…


Takashi Murakami_Contact, 2000

Работы Такаши Мураками соединяют Восток и Запад, прошлое и настоящее, а также остальное искусство и поп-культуру.
Его исследования соединяют стиль живописи Nihon-Ga, искусство изобретенное в 1890 году, и традиционную японскую
живопись, в то время продвигают идею азиатской культурной преемственности и адаптации художественного опыта Запада.
В том же ключе, работы Такаши Мураками производят истинное слияние популярных мире японских аниме и традиционной японской живописи.


Takashi Murakami_The Emperor, 2005

Висящие рядом, эти полотна заставляют вспомнить о Музее манги, что в Киото: там, как и на картинах Мураками, можно
в полной мере оценить жанрово-стилевое разнообразие искусства манги. Однако Мураками не просто демонстрирует владение
разными стилями: «подновляя» полотно классика, он подчеркивает свою, хотя и весьма специфичную, преемственность по
отношению к его работам.


Takashi Murakami_Scarlet heart, 2002

Работы Такаши Мураками отличается своей уникальностью и оригинальностью, хотя она проявляется во многих формах:
комикса, почти минималистские скульптуры, гигантские воздушные шары, и даже футболки и часы.

Но тема абсурда, похоже, занимает художника больше остального. Именно эта нотка абсурдности в сочетании с фирменным
юмором Мураками спасают от пошлой претенциозности его попытку привязать свое творчество к истории японского искусства.
Его работа «Трехметровая девушка» , гигантская манга-красотка, чей бюст настолько тяжел, что она вынуждена склониться
под его весом, поистине открывает новую грань в лакированно-милых персонажах манга. Сексуальная юная девушка
оборачивается жутковатой гоблиншей, готовой, кажется, при первой же возможности задушить своих несчастных поклонников.
Вот уж воистину полное торжество абсурда.


ТАКАСИ МУРАКАМИ Трехметровая девушка. 2011

Такаси Мураками — Джефф Кунс японского искусства — похоже, устал от того, что его имя так прочно ассоциируется
с образами манга.
Художник не боится использовать в своем творчестве весьма рискованные образы: одним из самых известных его
произведений является статуя «Мой одинокий ковбой», проданная в мае 2008 года за 15,2 миллиона долларов.


ТАКАСИ МУРАКАМИ Мой одинокий ковбой

В этой работе Такаси Мураками отвечает, что может быть «затем». На красно-солнечном поле его Mr.DOB из милого
зверька превращается в ожесточившегося зверя с суровым взглядом и способным на зло.

Среди работ Такаси Мураками была, однако, и совсем не характерная его стилю — «Полиритм»: белые фигурки
американских солдат на неокрашенной древесно-стружечной плите, как критика грубой военщины.


Blue Back, 1998


Hiropon, 1997


Takashi Murakami_Miss , 1997


Takashi Murakami_Eye Love, monogramme


Takashi Murakami_Max & Shimon, 2005


Takashi Murakami_Kitagawa Kun, 2002


Takashi Murakami_Icchi Kun, 2004


Takashi Murakami_Kaikai, 2001


Takashi Murakami_And then, and then, 2006


Takashi Murakami_Tribute to Francis Bacon, Study of Isabel, 2002


Такаши Murakami


Takashi Murakami_Flower Matango, 2002

Источник: takashimurakami.com,

Такаши Мураками | Гагосян

Мы хотим видеть самое новое. Это потому, что мы хотим увидеть будущее, хотя бы на мгновение. Это момент, когда, даже если мы не до конца понимаем то, что мы увидели, это тем не менее нас трогает. Это то, что мы стали называть искусством.
—Такаши Мураками

Рисуя на основе традиционной японской живописи, научной фантастики, аниме и мирового арт-рынка, Такаши Мураками создает картины, скульптуры и фильмы, наполненные повторяющимися мотивами и мутирующими персонажами его собственного творчества.Его обширные работы воплощают собой пересечение поп-культуры, истории и изобразительного искусства.

Мураками получил степень бакалавра, магистра иностранных дел и доктора философии в Токийском университете искусств, где он изучал нихонга (традиционная японская живопись). В 1996 году он основал Hiropon Factory, студию / мастерскую, которая в последующие годы превратилась в компанию по производству произведений искусства и управлению артистами, теперь известную как Kaikai Kiki Co. Ltd.

С начала 1990-х годов Мураками изобретал персонажей, сочетающих аспекты популярных мультфильмы из Японии, Европы и США — от его первого Mr.ДОБ, который иногда служит заменой самому художнику, различным персонажам аниме и улыбающимся цветам, медведям и львам. Эти фигуры действуют как значки и символы — хозяева для более сложных тем насилия, технологий и фэнтези.

В 2000 году Мураками курировал Superflat, выставку, на которой были представлены работы художников, чьи техники и среды синтезируют различные аспекты японской визуальной культуры, от укиё-э (гравюры на дереве периода Эдо) до аниме и каваи (а). особая привлекательность в мультфильмах, почерке, товарах и т. д.).На этой выставке Мураками продвинул свою теорию искусства Superflat, которая подчеркивает «плоскостность» японской визуальной культуры от традиционной живописи до современных субкультур в контексте Второй мировой войны и ее последствий.

Мураками работает над предметами массового производства, такими как игрушки, брелки и футболки. В 2002 году он начал многолетнее сотрудничество с Марком Джейкобсом по изменению дизайна монограммы Louis Vuitton. Затем Мураками сделал радикальный шаг, напрямую включив монограммы и узоры Vuitton в свои картины и скульптуры.Хотя может показаться, что изображения Мураками представляют беспрецедентные персонажи и формы, многие из них содержат явные отсылки к истории искусства, а некоторые даже представляют собой прямые современные обновления традиционных японских произведений.

В 2009 году Мураками и уважаемый историк искусства Нобуо Цудзи начали творческий диалог, посвященный группе японских художников, известных как чудаки Эдо. Результатом этого сотрудничества стала выставка в Музее изящных искусств в Бостоне в 2017 году, для которой Мураками и Цудзи выбрали японские работы из коллекции музея и показали их вместе с работами Мураками.К последним относятся «Дракон в облаках — красная мутация»: версия, которую я нарисовал в раздражении после того, как профессор Нобуо Цудзи сказал мне: «Почему бы тебе хоть раз не нарисовать что-нибудь самому?» (2010 г.), красная монохромная версия знаменитой картины XVIII века « Дракон и облака » Соги Сёхаку.

После землетрясения Тохоку в 2011 году и последующего ядерного кризиса на Фукусиме Мураками начал глубоко изучать влияние исторических стихийных бедствий на японское искусство и культуру.На своей выставке Гагосяна в 2014 году на 24-й Западной улице в Нью-Йорке, «В стране мертвых, наступая на хвост радуги », он создал иммерсивную инсталляцию эклектичных архатов; расплавление клонов своего вымышленного существа, мистера ДОБа; и караджиси , мифических львов, охраняющих японские буддийские храмы, в которые посетители входили через копию санмон (священных ворот).

Мураками не только объединяет разные периоды времени, стили и темы в своих работах, но и его подход к искусству пересекает границы между галереей, студией, арт-ярмаркой и СМИ.Наряду с созданием картин и скульптур, он организовывал ярмарки искусства для начинающих художников, курировал выставки и снимал фильмы, изображающие его многочисленные персонажи и мотивы. Объединив фантастику, науку и историю, он показывает, что ни одну из этих категорий нельзя рассматривать изолированно.

,

Интервью с Такаши Мураками

Помогла ли выставка Фланагана в Новом музее справиться с идеями цензуры в вашей работе?
Это шоу было прорывом цензуры в моей голове. Вот почему я начал делать пьесы, которые включали такие вещи, как мастурбация и скакалка с молоком. Люди в моей голове сказали: «Да, ты справишься!»

Как японцы отреагировали на вашу работу вначале?
Отреагировали отрицательно или радовались? До сих пор они этого не праздновали.Японский менталитет по отношению к творчеству очень сложен, и после поражения в войне всегда возникали проблемы как гордости, так и ревности. Вот почему, когда я добился успеха в Нью-Йорке, возникла обратная реакция. Люди обвиняли меня в краже японской культуры. Но когда я смотрю на Уорхола, это то же самое. Вот почему при жизни Холла американцы ненавидели его. Для них это была упаковка. В мире искусства люди должны упаковать происходящее. Когда я получил отрицательную реакцию в Японии, это меня очень расстроило.У меня было 25 лет этого давления.

Вы когда-нибудь думали о том, чтобы покинуть Японию и отказаться от собственной культуры?
Да, поэтому у меня сейчас грин-карта. Но в то же время я не могу жить без японской кухни! Так что это очень реальная проблема.

Сколько времени в году вы проводите в Токио?
Моя студия находится за пределами Токио. Недавно я проводил две недели в месяц в Токио и две недели в путешествиях.Слишком много, я старею! Если бы мне было 36 или 40, это было бы хорошо, но меня уже нет.

Сколько человек работает у вас сегодня?
Много людей, если включить в нью-йоркскую студию. Примерно 300, так как у меня около 150 человек работают над фильмами — над живыми актерами и анимацией. В живописной мастерской около 50 человек.

Ваше представление о «культуре упаковки» интересно. В этом смысле как вы подходите к масштабированию и ценности своей работы для разной аудитории, от масштабных музейных экспонатов до сувениров?
Вообще-то в Японии нет сверхбогатых людей.После экономического пузыря в конце 80-х некоторые люди заработали много денег, но когда он рухнул, они потеряли все. Было много самоубийств. Последствия Второй мировой войны означали, что до недавнего времени страна не могла накопить значительного богатства для следующего поколения. Богатые люди бежали в Новую Зеландию, Сингапур и Канаду. Так что для меня в этом культурном климате открытки и сувениры — это искусство. Вот почему в моей голове они находятся на одном уровне. Когда я приехал в США и Европу, я был удивлен тем, как сверхбогатые люди уклоняются от уплаты налогов.Мне было трудно это понять. Поворотным моментом для меня стал аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке, где одна из моих скульптур была продана за 16 миллионов долларов. Я не мог понять цену. Когда я сам продал скульптуру, получил 20 тысяч долларов. А перепродажа составила 16 миллионов долларов! Конечно, я не получил этих денег, но в Японии это стало заголовком новостей как продажа пластинок. Это было еще до сплетен в Интернете, но меня ругали. Он получил деньги! Он обманывает западных людей! Он использует странную японскую сексуальную культуру и аниме! Вот почему для меня плакаты, сувенирные футболки и тому подобное стали совершенно нормальным способом передать свое творчество.

«Люди обвиняли меня в краже японской культуры. Но когда я смотрю на Уорхола, это то же самое. Вот почему при жизни Уорхола американцы ненавидели его. Для них это была упаковка. В мире искусства люди должны упаковать происходящее. Когда я получил отрицательную реакцию в Японии, это меня очень расстроило. У меня было 25 лет этого давления ».

,

Такаши Мураками | Японский художник и предприниматель

Такаси Мураками (родился 1 февраля 1962 года, Токио, Япония), японский художник и предприниматель, широко известный своей способностью адаптировать эстетику японского традиционного искусства для работы в контексте массовой культуры.

Британская викторина

Изучение Японии: факт или вымысел?

Япония в основном состоит из равнин.

Мураками изучал японскую живопись в Токийском национальном университете изящных искусств и музыки, где в 1986 году получил степень бакалавра изящных искусств и докторскую степень. в 1993 году. После окончания учебы он все чаще выставлял свои работы на персональных и групповых выставках, дебютировав в Европе в 1995 году в «TransCulture» на 46-й Венецианской биеннале. В следующем году картины и скульптуры Мураками были особенно заметны на второй Азиатско-Тихоокеанской триеннале современного искусства в Художественной галерее Квинсленда в Брисбене, Остл.

Обученный традиционному японскому искусству, Мураками увидел сходство между плоской композицией японской живописи и упрощенной эстетикой аниме (японская анимация) и манги (японские комиксы). Его стиль, который подчеркивал двумерные формы и смелые, яркие образы, породил художественное движение, известное как Superflat, которое не только признало, но и прославляло взаимодействие между миром коммерции и искусства. После кураторства выставки в 2002 году в Фонде современного искусства Картье в Париже, Мураками в 2003 году сотрудничал с Марком Джейкобсом, художественным руководителем модного дома Louis Vuitton, для производства модных аксессуаров.Он заработал статус знаменитости в мае 2003 года, когда его Miss Ko2 (произносится «ко ко») — скульптура из стекловолокна в натуральную величину, изображающая блондинку с большой грудью в миниатюрной униформе — была продана на аукционе в Нью-Йорке за 567 500 долларов; цена стала рекордной для работы современного японского художника.

К 2005 году Мураками прозвали японцем Энди Уорхолом, и он достиг нового уровня успеха в своей карьере художника, куратора, дизайнера, теоретика и предпринимателя. В галерее Японского общества в Нью-Йорке он выступил куратором выставки «Маленький мальчик: искусство развивающейся субкультуры Японии.«Представляя работы молодых японских художников, на выставке было рассмотрено движение отаку, (« компьютерщик »), продвигающее аниме и мангу — две отрасли, лежащие в основе японской поп-культуры. Также в 2005 году Мураками представил свою монументальную скульптуру Тонгари-Кун — Mr. Pointy & Four Guards в фешенебельном токийском районе Роппонги-Хиллз. Это красочное, тщательно выполненное произведение, созданное по образцу статуи Будды, стало четвертым изданием произведения, которое в 2003 году очаровало многих зрителей за пределами Рокфеллер-центра в Нью-Йорке.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Мураками также зарекомендовал себя как значительную силу в продвижении японского искусства и художников. В 2001 году он основал компанию по производству произведений искусства Kaikai Kiki Co., Ltd. с офисами в Японии и Бруклине, штат Нью-Йорк. Через компанию Мураками помог многим молодым художникам получить международную известность — путем установки выставок, производства и продажи товаров и организация проводимых раз в два года художественного фестиваля и съезда в Токио.В 2007 году © MURAKAMI был установлен в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, а затем он побывал в ряде других крупных музеев, включая Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания, в 2009 году. Эта ретроспективная выставка художественной деятельности Мураками включала не только картины, скульптуры, фильмы и инсталляции, но также товары Kaikai Kiki и модные товары для Louis Vuitton.

.

Добавить комментарий